Реформы горбачева и эпоха перестройки. Шпаргалка: Реформы М.С. Горбачева

Оборудование: компьютер, проектор, рабочая тетрадь учебник История Чудинов А.В. Гладышев А. В. пар.56.

Основные понятия: «перестройка», «ускорение», «гласность», «рыночная экономика», демократизация, плюрализм.

Перестройка – попытка “сверху” реформировать экономическую и политическую систему советского общества. Связана с именем ее инициатора М,С, Горбачева. Хронологические рамки перестройки – 1985-1991 гг.

Ускорение – это курс руководства СССР, принятый в апреле 1985 года, на ускорение социально-экономического развития страны. Этот курс предполагал внедрение в промышленность и сельское хозяйство научно-технического прогресса, технологическое перевооружение машиностроения и активизацию “человеческого фактора” через процессы демократизации.

Демократизация – внедрение демократических начал, реорганизация на демократических основах; признание и осуществление демократии, т.е. народовластия.

Референдум – всенародный опрос, в котором принимают участие все граждане, имеющие избирательные права; производиться по особо важным вопросам государственной жизни.

Плюрализм – (с лат. – множественный) философское идеалистическое учение, утверждающее, будто в основе мира лежит множество самостоятельных независимых духовных сущностей.

Слайд№1

Показ слайдов сопровождается рассказом преподавателя

Ход урока

I .Организационный момент

Приветствие присутствующих, проверка наличия обучающихся, готовность группы к занятию, сообщение темы и цели урока:

Тема урока: Реформы М.С. Горбачева

Цели урока :
Образовательные:
Сформировать представление о причинах, сути и последствиях перестройки в СССР. Обозначить этапы экономических, политических реформ СССР за годы перестройки, раскрыть их сущность и дать им оценку; установить причины неудач в реформировании экономики и политики в середине 80 – х. и 90 – х. годах.

Воспитательные:
Развитие элементов творческой деятельности, мировоззрения, навыков устной и письменной речи; использование знаний и умений в учебной деятельности.
Развивающие:
Формирование познавательного интереса учащихся, умение сравнивать, обобщать, делать выводы, находить новые связи между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы.

II . Подготовка к восприятию новой темы: Слайд№2
Изучение материала будет происходить по плану:

План изучения нового материала

    Путь к перестройке.

    Экономические реформы.

    Политические реформы.

    Итоги реформирования.

Слайд№3

1.Путь к перестройке.

Осознание необходимости реформ, пришло к советскому руководству еще в начале 1980-х гг., о чем свидетельствовала деятельность Ю.В.Андропова в 1982-1984гг. на посту Генерального секретаря. Андропов официально признал, что сращивание партийно-государственного аппарата с «теневой экономикой» и коррупция приобрели немалый размах. Реформы Андропова носили административный характер. Решить проблему без правоохранительных органов невозможно, поэтому началась борьба с коррупцией в МВД.

С 1984-1985г Генеральным секретарем стал К.У.Черненко, его политика привела к приостановке попыток произвести какие-либо перемены.

Слайд№4, 5,6,7

В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦККПСС стал Михаил Сергеевич Горбачев, представителем Совета Министров СССР – Н.И. Рыжков. С избранием в М.С. Горбачева в СССР наступает период реформ. На первом этапе (с марта 1985 по август 1991 г.) в стране шел процесс пересмотра основ тоталитарного политического строя и планово-распределительной экономической системы.

Началась перестройка. Как заявил в то время М.С. Горбачев, перестройка должна была осуществляться в рамках социалистической системы, социалистического выбора, сделанного народом в 1917 году.

Возникший в те годы термин «перестройка» означал осуществляемый сверху переход к демократизации политического строя и допуску рыночных отношений в экономике. Это выражалось в снижении роли КПСС в общественной жизни, в возрождении парламентаризма, гласности, в ослаблении централизованного руководства экономикой, в повышении прав и ответственности региональных органов власти. Все эти действия руководства страны имели положительную направленность и в этом несомненная историческая заслуга М.С. Горбачева.

Задание обучающимся: Слайд №8

В обыденном сознании наших людей существует три точки зрения на предпосылки и начало перестройки.

Одна : не нужно было ничего не менять, жили тихо, небогато, но зато стабильно, не думая о завтрашнем дне.

Вторая : кризис назрел, страна катилась в пропасть, реформы необходимы.

Третья: перестройка – это цепь заговоров мирового империализма с целью ослабления и развала «великой державы».

Вопросы:

Что вы думаете по этому поводу?

К какой точке зрения вы склоняетесь?

Аргументируйте свой ответ. (перемены с стране назрели, перестройка была насущной необходимостью)

Какие мероприятия помогут вывести страну из кризиса?

Примерный ответ, который записывается в тетради.

    В экономической сфере –сменить экономическую модель, создать смешанную или рыночную экономику, ликвидировать отставание от передовых стран.

    В социальной сфере – достичь высокого жизненного уровня, активного участия граждан в общественной жизни (создать гражданское общество).

    В политической сфере – Изменить политический режим, создать демократическое общество, правовое государство, изменить концепцию отношений между республиками в рамках Советского Союза.

Подвести к выводу: все эти преобразования означают коренные изменения общественно-политической и экономической модели и носят революционный характер.

Слайд №9,10

2.Экономические реформы.

Стратегия ускорения. В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС новое советское руководство провозгласило курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главными его рычагами виделись научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора».
В сентябре 1985 г. Горбачев, не дожидаясь технической революции на производстве, призвал шире использовать «скрытые резервы», к числу которых он отнес максимальную загрузку производственных мощностей путем организации их многосменного режима работы, укрепление трудовой дисциплины, использование предложений рационализаторов, повышение качества продукции, развитие соцсоревнования.

В мае 1985 г. началась антиалкогольная кампания , которая, по мнению ее инициаторов, должна была обеспечить не только «всеобщую трезвость», но и повышение производительности труда рабочих и служащих на производстве.

Для контроля за качеством продукции была введена новая контролирующая инстанция - госприемка, потребовавшая роста управленческого аппарата и материальных затрат. Качество не улучшилось.

Слайд №11,12

Итог «ускорения» :

1.Традиционная ставка не на экономические стимулы, а на энтузиазм работников, успехов не принесла.

2. Усиление эксплуатации оборудования, не подкрепленное техническими нововведениями и новым уровнем подготовки специалистов, обернулось увеличением случаев аварийности. Взрыв на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. привел к катастрофическим последствиям.

Слайд №13

Уже спустя год после провозглашения курса на ускорение руководство страны приступило к разработке первой за годы перестройки программы экономической реформы.

Экономическая реформа 1987 г.

К разработке реформы Горбачев привлек известных экономистов, давно выступавших за проведение союзных преобразований в экономике,- Л. Абалкина, А. Аганбегяна, Т. Заславскую, П. Бунича и др. В короткий срок ими был предложен проект реформы, предусматривавший следующие изменения:

Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;
- постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально - путем развития кооперативного движения);

Отказ от монополии внешней торговли;

Более глубокая интеграция в мировой рынок;

Сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить «партнерские» отношения;

Признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами - агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств).
Этот проект с некоторыми коррективами был одобрен летом 1987 г.

Тогда же был принят ключевой документ реформы - «Закон о государственном предприятии», согласно которому предусмотренное реформой расширение прав предприятий вступало в силу с 1 января 1989 г. Закон, однако, предусматривал выполнение производителями государственного заказа; лишь после этого они могли вести самостоятельную хозяйственную деятельность. Воспользовавшись этим положением, аппарат отраслевых министерств установил госзаказ практически на всю выпускавшуюся продукцию, сократив до минимума возможную самостоятельность предприятий. Кроме того, централизованным оставалось снабжение предприятий материальными ресурсами (а значит - и зависимость от центральных органов управления). Не изменилась и система ценообразования, в основе которой лежали госдотации и соответствующий государственный контроль.

Слайд №14

Одним из итогов реформы 1987 г. стало начало формирования частного сектора в экономике Принятые в мае 1988 г. законы открыли возможность частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 г. более 7 млн. человек были заняты в кооперативном секторе и еще 1 млн.- индивидуальной трудовой деятельностью. Правда, это вело не только к вхождению в рынок тысяч новых свободных предпринимателей, но и к фактической легализации «теневой экономики».

Второй этап экономической реформы. По мере неудач в реформировании госсектора Горбачев все более ориентировался на рациональный переход к рынку. Его все более открыто обвиняли в «предательстве дела социализма», в «реставрации капитализма». В то же время предлагавшиеся им меры не носили последовательного характера. Он провел через Верховный Совет СССР в июне 1990 г. постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем и конкретные законы. Они предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду, постепенную демонополизацию, децентрализацию и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др.

Однако реализация большинства из названных мероприятий откладывалась до 1991 г., а перевод лини. 20 % предприятий на аренду растягивался до 1995 г.
Горбачев опасался не только консерваторов, способных повернуть реформы вспять, но и социального взрыва, чем объясняется его постоянная задержка в реформировании кредитной и ценовой политики, централизованной системы снабжения. Все это не только свидетельствовало о непоследовательности и половинчатости горбачевских начинаний в экономике, но и вело к дисбалансу между различными ее секторами, углублению экономического кризиса.

Слайд №15

С большим опозданием Горбачев приступил и к реформированию сельского хозяйства. Оно также носило половинчатый характер. Так и не решившись на передачу земли в частную собственность, серьезное увеличение приусадебных участков, Горбачев объявил в мае 1988 г. о целесообразности арендного подряда на селе, предполагавшего заключение крестьянами или фермерами договора об аренде земли на 50 лет и полное распоряжение полученной продукцией. Однако все права по наделению землей, определению площади индивидуального участка и поголовья скота должны были принадлежать колхозам, которые, конечно, не были заинтересованы в появлении конкурента. В результате к лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2 % возделываемых земель и содержалось 3 % поголовья скота. Да и сами колхозы в ходе реформ так и не получили реальной самостоятельности, оставаясь под постоянной, порой мелочной, опекой районных властей..

С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве , с 1990 г. - в промышленности . Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение (чего не было с 1947 г.). Резко усилились инфляционные тенденции. Дефицит бюджета в 1989 г. превысил 100 млрд. рублей, что составляло 11 % валового национального продукта. Золотой запас страны сократился в 1991 г. в десять раз по сравнению с 1985 г. и составил 240 т.

Слайд №16,17

В условиях стремительного падения уровня жизни населения простые люди все меньше верили в способность властей добиться перемен к лучшему. Летом 1989 г. начались первые массовые забастовки рабочих, которые стали с тех пор повседневным явлением. Обострение национального сепаратизма также сказывалось на экономическом положении страны. Требовались радикальные и быстрые реформы, однако власть на них так и не пошла.

Слайд №18

Задание для обучающихся Вопросы:

1.Перечислите основные экономические преобразования М.С.Горбачева?

2.Каков результат реформы «ускорения» ?

3.Перечислите итоги экономической реформы 1987 г.?

4. К чему привела реформа сельского хозяйства?

Материалом темы является выяснение сущности двух главных правительственных программ: реформы 1987 г. и проекта 1990 г., а также альтернативной экономической программы «500 дней».

Для закрепления материала обучающимся нужно заполнить таблицу: Слайд№19

ДОКУМЕНТЫ

Задача ускорения темпов роста, притом существенного, вполне выполнима, если в центр всей нашей работы поставить интенсификацию экономики и ускорение научно-технического прогресса, перестроить управление и планирование, структурную и инвестиционную политику, повсеместно повысить организованность и дисциплину, коренным образом улучшить стиль деятельности.
Из доклада М. С. Горбачева на пленуме ЦК КПСС. 16 июня 1986 г.

Темпы нашего движения и освоения новых методов хозяйствования в немалой степени затормаживаются громоздкостью и неэффективностью работы аппарата управления... Основную часть ответственности за решение практических вопросов должны взять на свои плечи трудовые коллективы предприятий и объединений.
Из «Основных положений коренной перестройки управления экономикой», одобренных июньским пленумом ЦК КПСС. 1987 г.

Суть коренной перестройки управления экономикой страны - переход от преимущественно административных к экономическим методам руководства на всех уровнях, к управлению интересами и через интересы, к широкой демократизации управления, всемерной активизации человеческого фактора.
Из постановления пленума ЦК КПСС «О положении в стране и задачах КПСС в связи с переходом экономики на рыночные отношения». Октябрь 1990 г.

Пленум выступает за разнообразие форм собственности, многоукладную экономику, формирование рыночной инфраструктуры.

Поддерживая разнообразные формы разгосударствления предприятий, ЦК КПСС выступает при этом за приоритет коллективных форм собственности.
Должны быть созданы равные экономические условия для развития колхозов, совхозов, крестьянских и личных хозяйств, кооперативов и ассоциаций. Пленум ЦК КПСС не поддерживает идею передачи или распродажи земли в частную собственность.

3.Политические реформы.

Слайд №20

Причиной неудач экономических преобразований реформаторское руководство КПСС объявило консерватизм политической системы и в 1987г.-1988г. приступило к проведению перемен и в этой сфере.

В стремлении преодолеть скрытое сопротивление партийного аппарата реформаторское крыло КПСС попыталось заручиться поддержкой широких слоев общества, прежде всего творческой интеллигенции, способной оказывать сильное влияние на умы и души людей. Для этих целей должна была послужить политика гласности.

Политика гласности – это возможность свободного и публичного обсуждения актуальных общественных проблем и относительное свободомыслие.

Слайд №20,21,22

Ранее искусственно ограничивавшийся тираж популярных литературно-художественных перевалил теперь за миллион экземпляров. Публиковались запрещенные произведения: Е. И. Замятина, А. П. Платонова, Б.Л. Пастернака, В.С. Гроссмана, сочинения старых и новых эмигрантов И. А. Бунина, А. И. Солженицинына и др. На экран вышли ранее запрещенные фильмы «Покаяние», «Комиссар» и др. Возник небывалый интерес к советской истории: общество хотело «знать всю правду» о прошлом.

Слайд №23

В 1988 г. XIX конференция КПСС приняла решение разрешить выборы в новый орган власти – Съезд народных депутатов.

Слайд №24,25,26,27

Если в начале перестройки главным инициатором перемен выступало реформаторское крыло КПСС с Горбачевым во главе, то теперь лидеры демократического движения (А.Д.Сахаров, Б.Н. Ельцин, А.А.Собчак и др.) призывали к радикальным преобразованиям, чем те, на которые были способны сторонники Генерального секретаря. Ставился вопрос о введении многопартийной демократической системы и рыночной экономики.

Слайд №28, 29

Реформа политической системы СССР

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

- Радикальное изменение избирательной системы и внедрение в нее демократических принципов

Установление двухуровневой системы высшей законодательной власти в стране - Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР, избираемого из числа депутатов Съезда

Прямое представительство общественных организаций в высших органах законодательной власти. Из 2250 депутатов Съезда народных депутатов 750 избирались от КПСС, комсомола, профсоюза и др. общественных организаций

- Превращение Верховного Совета СССР в постоянно действующий парламент

- Создание нового органа правового контроля - Комитета конституционного надзора

Ликвидация монопольного права КПСС на власть путем отмены 6-й статьи конституции, закреплявшей руководящую роль партии в обществе

- Начало становления многопартийной системы

-Учреждение поста Президента СССР и избрание III Съездом народных депутатов в марте 1990 г. на эту должность М.С.Горбачева

Изменение структуры высшей исполнительной власти. Реорганизация правительства и создание Кабинета министров, подчиненного Президенту.

В условиях горбачевской “перестройки” начался процесс формирования новых политических партий с очень широкой ориентацией: от монархистов до анархистов. В России возникло значительное количество партий и движений в основном антикоммунистической и антисоциальной направленности. Например, в 1989 году организационно оформилась Либерально-демократическая партия (ЛДПР) (лидер – В.В. Жириновский), было создано Российско-христианско-демократическое движение (РХДД) (лидер – В.В. Аксючиц).

Слайд № 30

Задания для обучающихся вопросы:

1. Как вы понимаете термин «гласность», в годы перестройки прочно вошедший в политический лексикон?

2.Перечислите основные преобразования политической системы под руководством М.С.Горбачева?

3. Какие внутриполитические достижения вы можете назвать?

(осуществлён переход к политическому плюрализму от однопартийности; гласность привела к идеологическому плюрализму; углубляются процессы демократизации общества).

4.Какие проблемы этапа вы можете назвать?

(продолжается спад экономики и снижение жизненного уровня населения; нарастают противоречия во всех властных структурах; обостряется идейно-политическая борьба в КПСС, между различными политическими партиями и движениями, нарастают национальные столкновения).

Для закрепления материала о политической реформе 1988 г. обучающимся необходимо вычеркнуть те положения, которые были приняты раньше или позже политической реформы 1988 г. Слайд№31

С целью закрепления знаний основных политических событий 1985-1991 гг. можно предложить привести в соответствие данные таблицы. Слайд№32

Слайд № 34

4. Итоги реформирования.

Ни одна из реформ, начатых в экономике за годы перестройки, так и не была доведена до логического завершения и не дала положительных результатов.

Была окончательно разрушена система тоталитарного режима, произошел поворот общества от несвободы к свободе.

На волне демократизации в СССР оформились политический плюрализм, многопартийность, начало зарождаться гражданское общество, осуществляться принцип разделения властей

К концу 1990г. экономические трудности усугублялись, слабели позиции СССР и на международной арене. Не продуманные и стихийно проводившиеся реформы спровоцировали центробежные тенденции внутри Союза.

Перед страной встал призрак экономической катастрофы.

III . Закрепление материала(тестирование)

Тест «Перестройка и гласность»

Правильные ответы выделены жирным шрифтом.

1. Курс на «перестройку» был провозглашен в:

1) 1964 г.
2) 1977 г.
3) 1985 г.
4) 1991 г.

2. Появление терминов «перестройка», «ускорение», «гласность» связано с именем:

1) Н.С. Хрущева
2) Л.И. Брежнева
3) Ю.В. Андропова
4) М.С Горбачева

3. «Ускорение» социально-экономического развития СССР во 2-й половине 1980-х годов планировалось достичь, в том числе за счет:

1) ужесточения трудовой дисциплины
2) перехода к рыночной экономике
3) политики террора и массовых репрессий
4) установления свободных цен на продукцию промышленных предприятий

4. В 1988 году были приняты важные законы, которые:

1) позволяли начать реабилитацию жертв сталинских репрессий
2) разрешали создание кооперативов и частнопредпринимательскую трудовую деятельность
3) запрещали продажу и вывоз нефти и нефтепродуктов за границу
4) упраздняли министерства и вводили смешанную территориально-отраслевую систему управления народным хозяйством

5. Одной из причин неудачи «перестройки» в сфере экономике во 2-й половине 1980-х годов было:

1) отсутствие целостной концепции экономических реформ
2) нежелание советских граждан участвовать в частнопредпринимательской деятельности
3) успешное функционирование системы плановой экономики
4) повышение мировых цен на нефть

IV . Подведение итога урока: выставление оценок.

V . Домашнее задание: параграф 56 стр.338

История 11 класс Чудинов А.В., Гладышев А.В. 2011год.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

Дисциплина

«ИСТОРИЯ»

РЕФЕРАТ

на тему: «Реформы Михаила Сергеевича Горбачева».

Студентка группы ЗНМ-131б

Имангулова Альбина Фанилевна

Москва, 2015г.

1.Причины перестройки ………………………………………………………….3

2.Антиалкогольная реформа……………………………………………………...5

3. Кадровые реформы в правительстве………………………………………….5

4.Общественные и социальные реформы……………………………………….6

5.Реформы во внешней политике………………………………………………...6

6.Реформы политической системы СССР……………………………………….7

7.Экономическая реформа………………………………………………………..8

8.Итоги “Горбачевской эпохи”………………………………………………….10

Список использованной литературы …………………………………………..13

Реформы М.С. Горбачева.

1.Причины перестройки

К середине 80-ых годов, социализм, как общественно-экономическая система полностью исчерпала себя. Советская страна впала в глубокий социально-экономический и культурно-моральный кризис. По основным показателям качества и уровня жизни: ее продолжительности, смертности, в т.ч. детской, обеспечения населения товарами и услугами СССР оказался далеко позади не только развитых капиталистических стран но и многих развивающихся государств. Даже по официальным данным, производительность труда в промышленности Советского Союза в 2 раза ниже, чем в американской, а в сельском хозяйстве в 4 раза ниже. Реальное же положение было гораздо более тяжелым.

Для сравнения, один работник в США на тот момент производил: 54,7 т. зерна, 4570 кг. Мяса, 11,8 т. молока в год. В СССР же соответственно: 4,5 т., 320 кг., и 2.8 т..

Также отрицательно сказывалась на экономике практически полное отсутствие компьютеризации в СССР. Количество компьютеров в США на тот момент- 800 тыс.,

СССР- 50 тыс. Отсталая, неэффективная советская экономика захлебывалась под бременем гигантских военных расходов. Они пожирали 1/5 часть валового национального продукта.

Численность советской армии на тот момент – 4,5 млн. человек (самая большая армия в мире).

При всем этом налицо был кризис общественной и культурной жизни.

После его смерти, 11 марта, на внеочередном пленуме ЦК Генсеком был избран М.С. Горбачев.

Тогда ему было 54 года. Родился он на Ставропольщине, в крестьянской семье, окончил юрфак МГУ и Ставропольский сельскохозяйственный институт. М.С. Горбачев прошел весь путь комсомольского партийного функционера- от секретаря Ставропольского горкома ВЛКСМ до члена Политбюро и президента СССР. Начальный этап деятельности нового руководства страны во главе с М.С. Горбачевым (апрель 1985-1986 гг.) характеризуется попыткой модернизировать социализм, отказаться не от системы, а от ее наиболее нелепых и жестоких сторон. Речь шла об ускорении социально-экономического развития страны. В это время была выдвинута концепция перестройки хозяйственного механизма, которая заключалась в том, чтобы расширить права предприятий, их самостоятельность, внедрить хозрасчет, повысить заинтересованность трудовых коллективов в конечном результате своего труда. В целях повышения качества выпускаемой продукции была введена госприемка. Стали проводиться выборы руководителей предприятий.

2.Антиалкогольная реформа

Изначальная задумка реформы была весьма положительной - уменьшить количество потребляемого алкоголя на душу населения в стране, начать борьбу с пьянством. Но в результате слишком радикальных действий этом направлении антиалкогольная кампания привела к таким результатам:

· Антиалкогольная кампания Горбачева и последующий отказ от государственной монополии привели к тому, что большая часть доходов ушла в теневой сектор. В 90-е годы немало стартовых капиталов было сколочено частниками на "пьяных" деньгах. Казна же стремительно пустела.

· Вырубка ценнейших виноградников, в результате этого исчезновение целых секторов промышленности в некоторых республиках СССР (Грузия и т.д.)

· Рост наркомании, токсикомании, самогоноварения

· Много миллиардные убытки бюджета

3. Кадровые реформы в правительстве

В октябре 1985 года Председателем Совета Министров СССР был назначен Н.И. Рыжков. В декабре 1985 года секретарем московского городского комитета партии стал Б.Н. Ельцин. Министром иностранных дел вместо Громыко стал Э.А. Шеварднадзе. В высшую партийную иерархию выдвинулись: А.Н. Яковлев, А.И. Лукьянов. Фактически 90% старого брежневского аппарата было заменено новыми кадрами. Сменился практически весь состав Президиума Совета Министров СССР.

4.Общественные и социальные реформы

В это время началась общая демократизация жизни в стране. Прекратились политические преследования. Ослаб гнет цензуры. Из тюрем и ссылок возвращались такие видные люди, как: Сахаров, Марченко и т.д.. Политика гласности, начатая новым советским руководством, резко изменила духовную жизнь людей. Возрос интерес к печатным изданиям, радио, телевидению. Только за 1986 г. газеты и журналы приобрели более 14 млн. новых читателей. Политика гласности подготовила почву для подлинной свободы слова, печати, мысли, что стало возможным только после крушения коммунистического режима.

5.Реформы во внешней политике

В ходе встречи М.С. Горбачева с президентом США Рональдом Рейганом в ноябре 1985 года стороны признали необходимость улучшения советско-американских отношений и оздоровления международной обстановки в целом. Заключены договоры СНВ-1,2. Заявлением от 15 января 1986 года М.С. Горбачев выдвинул ряд крупных внешнеполитических инициатив:

· Полная ликвидация ядерного и химического оружия к 2000 году.

· Строгий контроль при хранении ядерного оружия и уничтожении его на местах ликвидаций

Во время визита Михаила Сергеевича в Индию была подписана Делийская декларация о принципах свободного от ядерного вооружения и ненасильственного мира.

6.Реформы политической системы СССР

Борьба за политическую реформу, методы ее проведения развернулась на XIX всесоюзной партийной конференции летом 1988 г. К этому времени актвизировались противники перестройки. Еще в марте 1988 г. в газете ЦК КПСС “Советская Россия” статья преподавателя одного из ленинградских вузов Нины Андреевой “Не могу поступиться принципами”, направленная против демократических преобразований, зовущая назад, к Ленину и Сталину. На съезде также были попытки консерваторов переменить мнение большинства делегатов в свою пользу, но они ни к чему ни привели. 1 декабря Верховный совет СССР принял 2 закона “Об изменениях и дополнениях Конституции СССP” и “О выборе народных депутатов СССР” По первому из них высшим органом власти становится Съезд Народных Депутатов СССР, состоящий из 2250 депутатов. Заседание должно было проводиться 1 раз в году. На нем избирался Верховный совет СССР. Второй закон определял порядок выборов народных депутатов СССР. Новые законы имели множество недостатков, но были значительным шагом вперед к освобождению от тоталитаризма и однопартийной системы. 26 марта 1989 года прошли выборы народных депутатов СССР. Май-июнь 1989 года – 1-ый съезд народных депутатов начал свою работу.

В него вошли:

Межрегиональная депутатская группа (Сахаров, Собчак, Афанасьев, Попов, Старовойтова)

Депутатская группа “Союз”(Блохин, Коган, Петрушенко, Алкснис)

Депутатская группа “Жизнь”

7.Экономическая реформа

К середине 1990г. советское руководство приняло решение о введении частной собственности на средства производства. Начался демонтаж основ социализма. Президенту было предложено несколько экономических программ перехода к рыночной экономике. Наибольшую известность из них получила программа под названием “500 дней”, созданная под руководством молодого ученого Г. Явлинского. Свою программу предложило и правительство СССР. Программы отличались в основном по степени радикализации и решимости. 500 дней нацеливали на быстрый и решительный переход к рынку, смелое введение различных форм собственности. Правительственная программа не отрицая необходимости перехода к рыночным отношениям, стремилась растянуть этот процесс на долгое время, оставить значительный государственный сектор в экономике, всепроникающий контроль за ней со стороны центральных бюрократических органов. Президент отдал предпочтение программе правительства. Ее реализация началась в январе 1991 года, с обмена 50 и 100 рублевых купюр в целях изъятия денег, приобретенных с точки зрения властей незаконным путем, а также уменьшения давления денежной массы на потребительский рынок. Обмен проходил в сжатые сроки. В сберкассах выстраивались огромные многочасовые очереди. Люди должны были доказывать законность своих сбережений. Вместо планируемых 20 млрд. рублей, правительство получило от этой операции только 10 млрд. рублей. 2 апреля 1991 года, были в 2-4 раза повышены цены на продовольственные товары, транспорт, коммунальные услуги. Произошло падение жизненного уровня населения. По данным ООН, к середине 1991 года СССР по этому показателю занимал 82-е место в мире. Официальное решение советского руководства о переходе к рыночной экономике позволило наиболее предприимчивым и энергичным людям создавать первые в стране легальные частнопредпринимательские фирмы, торговые и товарные биржи. В стране появился и стал реализовываться слой предпринимателей, хотя существовавшие законы не позволяли им развернуть свою деятельность по производству товаров. Основная масса частных капиталов находила свое применение в сфере торговли и денежного обращения. Процесс приватизации предприятий проходил крайне медленно. Вдобавок ко всему наблюдалось появление безработицы, преступности, рэкета. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику. Неудачи в экономике все более подрывали позиции коммунистических реформаторов во главе с Горбачевым.

8.Итоги “Горбачевской эпохи”

Среди многих обвинений, которые предъявляли Горбачеву, едва ли не самое главное – нерешительность. Но если сопоставить эпохальные масштабы осуществленного им прорыва и более чем скромный отрезок времени нахождения у власти. 5 лет и 5 месяцев, если считать окончанием срока не 25 декабря 1991г., а драматическое возвращение из Фороса в Москву, когда власть уже принадлежала Ельцину. Вот только некоторые вехи эпохи Горбачева:

· Разрушение “железного занавеса”, прекращение холодной войны

· Окончание ядерного противостояния

· Вывод войск из Афганистана

· Ликвидация монополии на власть КПСС

· Проведение первых в истории России свободных состязательных выборов

· Гласность

Гласность - ключевое слово перестройки, позволившая веками бессловесным массам говорить все, что вздумается, критиковать кого угодно, в том числе и особенно сладострастно самого Горбачева-человека, давшего им волю.

В результате его реформ мир кардинально изменился и больше никогда не станет прежним. Совершить такое, не обладая мужеством и политической волей невозможно. К Михаилу Горбачеву можно относиться по-разному, но нет сомнения, что это одна из крупнейших фигур истории.

Проанализировав социально-экономические реформы Горбачева 1985-1991 гг. можно сделать вывод, что за годы «перестройки» было сделано не так много для реального реформирования хозяйственного механизма. Принятые союзным руководством законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основ экономики. Ослабление государственного контроля за народным хозяйством, прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разных союзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновидная политика роста доходов населения — все это привело к нарастанию в течение 1990—1991 гг. экономического кризиса в стране.

К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику. Неожиданные перебои в снабжении населения различными потребительскими товарами вызывали «кризисы» (табачный, сахарный, водочный) и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение многих продуктов (по талонам). Люди опасались возможного голода.

Также предстояло продолжить процесс формирования свободного демократического общества, успешно начатый «перестройкой». В стране уже была реальная свобода слова, выросшая из политики «гласности», складывалась многопартийная система, проводились выборы на альтернативной основе, появилась формально независимая пресса. Но сохранялось преимущественное положение одной партии — КПСС, фактически сросшейся с государственным аппаратом. Советская форма организации государственной власти не обеспечивала общепризнанного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ее ветви. Требовалось реформировать государственно-политическую систему страны. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Неожиданные перебои в снабжении населения различными потребительскими товарами вызывали «кризисы» (табачный, сахарный, водочный) и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение многих продуктов (по талонам). Люди опасались возможного голода.

В результате реформ Горбачева мир кардинально изменился и больше никогда не станет прежним. Совершить такое, не обладая мужеством и политической волей невозможно. К Михаилу Горбачеву можно относиться по-разному, но нет сомнения, что это одна из крупнейших фигур истории.

Список использованной литературы

1. Горбачев, М. С. Жизнь и реформы М.С. Горбачева/ Москва, 2005. T.

2. Горбачев, М. С. Жизнь и реформы М.С. Горбачева/ Москва, 2005. T.

3. Грачев, А. "Горбачев. Человек, который хотел, как лучше..."/ Июль 2010, издательство ВАГРИУС

4. Шубин, А.В. Парадоксы перестройки. /М.: Вече, 2005. 480 стр.

5. Кудюкин, П. О демократии и социализме: мини-трактат на злобу дня / Открытая зона. – 1988. – № 7

6. Афанасьев, Ю. С. Я должен это сказать: политическая публицистика времен перестройки. / М., 2011.

7. Перестройка в трансформационном контексте: Круглый стол «Экспертиза»/М.: Горбачев-Фонд, 2005

8. Гайдар, Е. Государство и эволюция / Санкт-Петербург Норма, 2007г

К середине 80-х годов в социально-экономической и политической сферах жизни советских республик наблюдались кризисные явления. Очевидным стало безнадёжное отставание социалистического общества от более развитых стран мира. Для того чтобы избежать окончательного краха и улучшить ситуацию в стране, правительством СССР были проведены экономические реформы 1985-1991 гг.

Предпосылки к реформированию

В 80-х годах экономика оказалась на грани развала. По всей стране наблюдалось замедление темпов ее развития, а в некоторых отраслях народного хозяйства произошёл сильный спад уровня производства. Неэффективность социалистических методов хозяйствования выразительней всего проявлялась в машиностроении, металлургии, металлообрабатывающей промышленности и других отраслях. Хоть в 1985 г. на территории СССР производилось около 150 тысяч тонн стали, что было больше, чем в США, металла стране всё равно не хватало. Причина этого заключалась в несовершенной технологии его плавления, при которой большая часть сырья превращалась в стружку. Ситуацию усугубляла бесхозяйственность, из-за которой тонны металла просто ржавели под открытым небом.

Экономические реформы СССР 1985-1991 гг. были необходимы не только из-за проблем в сфере тяжёлой промышленности. В начале 80-х годов в Советском Союзе провели оценивание машин и станков отечественного производства. Из всех проверенных объектов, а их оказалось около 20 тысяч, третья часть была признана технически устаревшей и непригодной к эксплуатации. Некачественное оборудование подлежало снятию с производства, но его по-прежнему продолжали выпускать.

Несмотря на то что Советский Союз особое внимание уделял развитию оборонной промышленности, она тоже оказалась неконкурентоспособной на мировом рынке. Когда на стыке 70-80-х годов во всём западном мире происходила микропроцессорная революция, в СССР огромные средства шли на поддержание гонки вооружений. Из-за этого не выделялось достаточное количество средств на развитие науки и техники. Советское общество всё больше стало отставать от западного по уровню технологического и промышленного развития.

Политические и экономические реформы 1985-1991 годов назрели также и из-за падения реального уровня жизни населения. По сравнению с концом 60-х годов к 1980 г. снизились почти в 3 раза. Советскому человеку всё чаще приходилось слышать слово «дефицит». Все сферы жизни поразили бюрократизм и коррупция. Происходило падение морали и нравственности простого человека.

Приход к власти Горбачёва

Весной 1985 года генсеком стал Михаил Горбачёв. Понимая, что экономика страны находится на грани краха, он провозгласил курс на её реформирование. По телевидению зазвучало новое для советских людей слово «перестройка», смысл которого заключался в преодолении застойных процессов, создании эффективного и надёжного механизма управления, направленного на улучшение и ускорение развития в социальной и экономической сферах жизни.

Этапы экономических реформ 1985-1991 годов

Реформирование советской экономики можно условно поделить на несколько этапов.

  1. В 1985-1986 годах советское правительство во главе с Горбачёвым пыталось сохранить социалистическую систему путём форсирования темпов развития переоснащения машиностроительной отрасли и активизации человеческих ресурсов.
  2. В 1987 г. началось проведение экономической реформы. Её смысл заключался в сохранении централизованного управления при переходе от административных методов к экономическим.
  3. В 1989-1990 годах объявили курс на постепенный переход от социалистической модели экономики к рыночной. Была разработана антикризисная программа «500 дней».
  4. В 1991 г. провели денежную реформу. Восстановление экономики оказалось под срывом из-за непоследовательных действий правительства.

Политика ускорения

Экономические реформы 1985-1991 годов начались с провозглашения курса на ускорение развития страны. Осенью 1985 г. Горбачёв призвал руководителей предприятий организовать многосменный режим работы, внедрить в практику социалистические соревнования и следить за соблюдением трудовой дисциплины на производстве, улучшать Эти действия, по мнению Москвы, должны были позитивно отобразиться на повышении производительности труда и ускорении социально-экономической сферы жизни всего СССР. Приоритетная роль отводилась машиностроительной отрасли, продукцию которой планировалось использовать для переоборудования народного хозяйства.

Объявленный М. Горбачёвым курс на ускорение подразумевал значительное увеличение экономики. До 2000 г. советское руководство планировало удвоить производственный потенциал и национальный доход государства, поднять в 2,5 раза производительность труда.

При Горбачёве началась бескомпромиссная борьба с пьянством. По мнению политика и его окружения, антиалкогольная кампания должна была положительно повлиять на укрепление дисциплины и повысить производительность труда. Во многих регионах закрывались заводы по изготовлению винно-водочной продукции, безжалостно вырубались виноградники. В результате такой политики производство алкогольных напитков в СССР сократилось в 2 раза. Из-за ликвидации винно-водочных предприятий страна терпела многомиллионные убытки. Нехватка денег в государственном бюджете привела к задержке зарплат. Чтобы восполнить недостающие средства, правительство приняло решение о печатании новых денег.

Экономические реформы 1985-1991 годов в СССР проявились в запрете советским гражданам получать прибыль с нетрудовых доходов. За работу по частному найму, самовольную торговлю и прочие неподконтрольные государству виды деятельности человек мог сесть в тюрьму на срок до 5 лет. Но вскоре стало понятно, что подобные меры неэффективны, и в ноябре 1986 г. появился закон, разрешающий в СССР индивидуальную трудовую деятельность.

Ускорение развития машиностроения привело к сокращению финансирования других сфер промышленности. Из-за этого из свободной продажи стали исчезать товары широкого потребления. НТР, которой в процессе перестройки уделялась особая роль, так и не получила своего развития. Кризисные явления и дальше ослабляли государство. К концу 1986 г. стало очевидно, что качественное реформирование экономики невозможно провести из-за несовершенной системы госпланирования.

Экономические преобразования 1987-1989 годов

В 1987 г. пост премьер-министра занял обещающий за полтора года стабилизировать экономику. Его правительство развернуло серию реформ, направленных на создание социалистического рынка. Отныне предприятия переводились на хозрасчёт, им предоставлялось частичное самоуправление, расширялась сфера их самостоятельности. Организации получали право сотрудничать с партнёрами из зарубежных стран, а их руководители не подчинялись больше ни рынку, ни чиновникам. Стали появляться первые кооперативы, связанные с теневыми структурами. Результат такой политики для СССР оказался неблагоприятным: правительство перестало контролировать экономику государства. Переход к социалистическому рынку стал невозможен. Экономические реформы 1985-1991 годов не принесли ожидаемых результатов.

Дальнейшие попытки восстановить экономику

Поиски выхода из кризиса продолжались и дальше. В 1989 г. советские экономисты Г. Явлинский и С. Шаталин разработали программу «500 дней». Её суть заключалась в передаче в руки частных лиц государственных предприятий и переходе страны к рыночным отношениям. При этом в документе не уделялось внимание таким проблемам, как реформирование политической системы государства, приватизация недвижимости, денационализация земельной собственности, проведение денежной реформы. Экономисты обещали, что воплощение их концепции в жизнь не отразится на материальном положении населения. Одобренная Верховным Советом СССР программа должна была вступить в силу с октября 1990 г. Но у неё был один существенный недостаток: она не отображала интересы номенклатурной верхушки. Из-за этого Горбачёвым в последний момент была выбрана другая программа, которая не смогла обеспечить переход к рыночным отношениям.

Одной из последних попыток стабилизировать экономическое положение стало проведение в 1991 г. денежной реформы. Горбачёв планировал с её помощью пополнить казну и остановить Но реформа привела к неконтролируемому росту цен и снижению жизненного уровня народа. Недовольство населения достигло предела. По многим регионам государства прокатились забастовки. Повсеместно начал проявляться национальный сепаратизм.

Результаты

Итоги экономической реформы 1985-1991 годов оказались плачевными. Вместо восстановления народного хозяйства действия правительства ещё больше усугубили ситуацию в стране. Ни одна из запланированных реформ так и не была закончена. Разрушив прежние структуры управления, власти так и не смогли создать новые. В этих условиях крах огромной страны стал неизбежным.

ВВЕДЕНИЕ

Усложнившиеся внешнеполитические и внутриполитические задачи СССР, общий уровень развития общества (эскалация ракетной доктрины, афганская война, социальная апатия, идеологический кризис, бюрократизация, застой в технологии и т. д.) требовали радикальных реформ, которые сдерживало только нереформируемое руководство. Изменения, произошедшие в 1985 г., привели к ликвидации и этого препятствия. Настало время политических реформ.

Крымская война 1853-1856 гг. поставила правительство перед выбором: либо сохранить существовавшие в стране крепостнические порядки и как следствие этого, в конечном счете, в результате политической и финансово-экономической катастрофы потерять не только престиж и положение великой державы, но и поставить под угрозу существование самодержавия в России, либо приступить к проведению буржуазных реформ, первостепенной из которых была отмена крепостного права.

Политические реформы М.С. Горбачева. Поиски путей демократизации общества (1985-1991 гг.)

В марте 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев. Его избрание было связано с поддержкой министра иностранных дел А.А. Громыко, а также с желанием членов Политбюро покончить с так называемой «пятилеткой смертей». В политическом развитии страны можно условно выделить ряд этапов. Первый, с марта 1985 г. по январь 1987 г., проходил под лозунгом «больше социализма».

С самого начала Горбачев проявил себя как опытный политик, оправдывая данную ему Громыко на мартовском пленуме ЦК КПСС характеристику: «У него приятная улыбка, но железные зубы». На апрельском пленуме ЦК КПСС 1985 г. полноправными членами Политбюро стали сторонники Горбачева: секретари ЦК Е.К. Лигачев и Н.И. Рыжков, председатель КГБ В.М. Чебриков; кандидатом в члены Политбюро - маршал Советского Союза министр обороны С.Л. Соколов. В июле 1985 г. А.А. Громыко занимает пост председателя Президиума ВС СССР, а министром иностранных дел и одновременно членом Политбюро становится Э.А. Шеварднадзе. В Политбюро складывается «горбачевское большинство». Из состава Политбюро постепенно выводятся противники Горбачева: Г.В. Романов (июль 1985 г.), Н.А. Тихонов (октябрь 1985 г.), В.В. Гришин (декабрь 1985 г.), Д.А. Кунаев (январь 1987 г.), Г.А. Алиев (октябрь 1987 г.) и др. На смену им приходят ставленники нового генерального секретаря: Б.Н. Ельцин, А.Н. Яковлев, А.И. Лукьянов, В.А. Медведев. Кадровые перестановки порою приводили к серьезным местным конфликтам, как это произошло в 1986 г. в Казахстане, когда после снятия Кунаева местная национальная элита не приняла кандидатуру Горбачева - Колбина. Беспорядки в Алма-Ате побудили Москву выбрать новую, компромиссную кандидатуру. В целом в 1985-1988 гг. Горбачеву удалось завершить начатую еще Андроповым кадровую чистку. За три года было обновлено 85% состава ЦК, что намного превышало показатели 1934-1939 гг., когда они составили около 77%. Апофеозом кадровых перестановок стала XIX партийная конференция 1988 г., когда по ее завершении из состава Политбюро и ЦК КПСС были выведены остававшиеся в руководстве представители «кремлевских старцев», в том числе Громыко, Соломенцев, Долгих. Одновременно с кадровыми перестановками началось и политическое обновление общества, выразившееся, прежде всего, в борьбе с коррупцией и номенклатурой. Проводником идей Горбачева в Москве стал сменивший Гришина на посту первого секретаря московского обкома КПСС Б. Н. Ельцин, заявлявший: «У нас в Москве идет такая перестройка, что в тюрьмах не хватает мест для всех, кого хотим посадить». Из 33 райкомовских секретарей в Москве были смещены 23, причем некоторые несколько раз. В период пребывания Ельцина во главе московской организации КПСС оказались в тюрьме за различные преступления более 800 торговых работников. Обновление общества, прежде всего, виделось в борьбе с коррупцией, при этом методы управления и внедрения реформ оставались по-прежнему директивными. Фактически речь шла о партийной реформе сверху через систему партийных государственных органов. Однако выявившееся сопротивление этим реформам со стороны значительной части партийных функционеров, заметное уже в 1986 г., привело Горбачева к осознанию необходимости расширения социальной базы за счет привлечения к участию в перестроечном процессе интеллигенции. Толчком к политике гласности послужили события 26 апреля 1986 г. на Чернобыльской АЭС, выявившие моральную ущербность прежнего партийного контроля над информацией. В мае состоялись съезды Союза кинематографистов и Союза театральных деятелей, где была произведена смена руководства, и Союзы соответственно возглавили Э. Климов и М. Шатров. Также были произведены назначения в центральные журналы и газеты: редакцию «Нового мира» возглавил С. Залыгин, «Знамени» - Г. Бакланов, «Огонька» - В. Коротич, «Московского комсомольца» - Е. Яковлев, «Аргументов и фактов» - В. Старков. Кадровые изменения в руководстве творческих союзов и редакциях периодических изданий преследовали своей целью нейтрализацию намечавшейся партийной оппозиции реформам Горбачева. Трагические обстоятельства гибели летом 1986 г. теплохода «Адмирал Нахимов» и в октябре этого же года ядерной подводной лодки «Комсомолец» убедили Горбачева в необходимости гласности. На январском пленуме 1987 г. политика гласности была официально закреплена как основа проводившихся политических реформ. Следующий этап, 1987-1988 гг., можно охарактеризовать как этап, проходящий под лозунгом «больше демократии», в котором классовое понятие демократии было заменено общечеловеческим (либеральным) пониманием.

В 1987-1989 гг. выходят ранее не печатавшиеся и запрещенные произведения: «Реквием» А. Ахматовой, «Софья Петровна» Л. Чуковской, «Доктор Живаго» Б. Пастернака и другие книги. Издаются книги А. Рыбакова «Дети Арбата», В. Дудинцева «Белые одежды», Д. Гранина «Зубр», В. Гроссмана «Жизнь и судьба», А. Приставкина «Ночевала тучка золотая» и т.д. В условиях гласности по стране в 1987-1988 гг. образуются многочисленные политические объединения и общества: народные фронты в Молдавии, Латвии, Эстонии, в крупных городах России, литовский «Саюдис», украинский «Рух», «Свободная Грузия» и другие организации. Пересматриваются устоявшиеся стереотипы в отношении исторического прошлого СССР, возобновляется реабилитационный процесс, прерванный в брежневский период. В феврале 1988 г. Комиссия по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х и начале 50-х гг., приходит к выводу о фальсификации дел в отношении Н.И. Бухарина, А.И. Рыкова и других обвиняемых на третьем Московском процессе в 1938 г.

Политика гласности, порой принимавшая резко негативный характер по отношению ко всему историческому прошлому СССР, привела к консолидации внутри Политбюро консервативно настроенных лиц, не приемлющих направленность большинства перестроечных материалов в периодической печати. Складыванию оппозиции реформам в Политбюро способствовали и командно-административные методы проведения преобразований в начальный период перестройки, а также затронутые партийно-номенклатурные интересы. Также противниками Горбачева критически воспринимались проводимые экономические реформы, в которых они видели капитуляцию перед капиталистической системой.

Лидером консерваторов в Политбюро стал Е.К. Лигачев. Именно он добился снятия в 1987 г. с поста первого секретаря Московского обкома КПСС Б.Н. Ельцина, а также публикации 13 марта 1988 г. в «Советской России» статьи Н. Андреевой «Не могу поступиться принципами», где критике подверглась политика гласности. Более чем трехнедельное молчание интеллигенции, ошеломленной статьей, помещенной в центральном органе КПСС, доказывало шаткость позиций Горбачева в столкновении с партийным руководством. Ставка Горбачева на коммунистов-реформаторов и интеллигенцию оказалась недостаточной. Требовалось новое расширение социальной базы перестройки как для продолжения реформ, так и для укрепления положения самого Горбачева. Выборы в высшие органы власти открыли новый этап - этап размежевания в лагере перестройки (1989-1991 гг.).

В марте 1989 г. состоялись выборы съезда народных депутатов СССР. Председателем Верховного Совета на открывшемся в мае I съезде народных депутатов СССР был избран Горбачев. Несмотря на то, что многие представители партийной номенклатуры не прошли по одномандатным округам, Горбачеву удалось заручиться поддержкой большинства съезда. Вместе с тем, оказавшиеся в относительном меньшинстве, радикально настроенные депутаты в последний день съезда сформировали Межрегиональную группу народных депутатов (сопредседатели группы: Сахаров, Ельцин, Афанасьев, Попов, Пальм). Они выступали за ускорение политических и экономических преобразований в СССР, за радикальное реформирование советского общества. Осенью 1989 г. состоялся II съезд народных депутатов СССР, проходивший на фоне революционных преобразований в Восточной Европе. События в странах бывшего социалистического блока способствовали поляризации съезда. Радикальное меньшинство, которое после смерти в дни съезда Сахарова возглавил Ельцин, требовало отмены статьи 6 Конституции СССР, закреплявшей монополию КПСС на власть. В свою очередь консервативное большинство указывало на дестабилизирующие дезинтеграционные процессы в СССР и, следовательно, на необходимость усиления полномочий центра (группа «Союз»). В этих условиях Горбачев в перерыве между II и III съездами народных депутатов СССР идет на отмену статьи 6, одновременно инициируя вопрос о необходимости дополнительных полномочий исполнительной власти. III съезд 15 марта 1990 г. соглашается на введение института президентства в СССР и выбирает на съезде Президентом СССР М.С. Горбачева. В дальнейшем Б.Н. Ельцин уже открыто переходит на антикоммунистические позиции, начинает борьбу за власть. Ему удалось сплотить в единую коалицию силы совершенно различной политической ориентации на платформе общей борьбы против КПСС.

Ряд историков (Согрин В.В.) объясняют политические преобразования того времени в рамках теории модернизации. Сама теория модернизации оформилась после второй мировой войны в лоне западного, прежде всего американского, обществознания. Ее наиболее влиятельные выразители Толкотт Парсонс, Сеймур Липсет, Рейнхард Бендикс и их последователи исходили из разделения всех обществ на традиционные и современные. Процесс превращения традиционных обществ (а изначально все были таковыми) в современные (по-английски «modern», отсюда и термин «модернизация» для обозначения процесса) составил, согласно их заключению, основу общественно-исторического прогресса. Основными чертами оформившегося современного общества были признаны право индивидуума владеть и распоряжаться собственностью, свободное формирование и легализация разнообразных экономических, социальных и политических интересов и объединений, законодательное закрепление и неотчуждаемость гражданских и политических прав человека, представительное правление и разделение властей, экономический и политический плюрализм, вертикальная и горизонтальная социальная мобильность, рациональная бюрократия. Очевидно, что основополагающие черты современного общества есть суть характерные черты обществ западной цивилизации.

Распространение теории модернизации на российскую историю, то, что одной из основных ее сквозных линий объявляется заимствование общественных образцов западной цивилизации, оказалось оскорбительным и неприемлемым для националистически настроенных российских политиков и идеологов. Но с познавательной точки зрения вопрос заключается не в том, унизительно или не унизительно для России использование западных образцов, а в том, имеет ли оно характер долговременной исторической тенденции и влияло ли на прогрессивное изменение российского общества. Непредвзятое рассмотрение российской истории дает основание ответить на этот вопрос утвердительно. В свете теории модернизации современная радикальная трансформация российского общества также может быть разделена на три этапа. На первом - в 1985-1986 гг. - М. Горбачев и его окружение использовали по преимуществу командно-административные меры реформирования советского общества, схожие с теми, к которым уже прибегали Н. Хрущев и Юрий Андропов. Мероприятия этого этапа - закон о госприемке, реорганизация министерств, школьная реформа, антиалкогольная кампания, ускоренное развитие машиностроения и др. - не только не дали ожидавшихся результатов, но даже усугубили экономические и социальные проблемы СССР. Первый этап по сути продемонстрировал полную исчерпанность возможностей модернизации общества на основе командно-административной модели.

На втором этапе - 1987-1991 гг. - М. Горбачев и его сподвижники попытались заменить командно-административный социализм своего рода советской моделью демократического социализма, которая была призвана раскрепостить экономические и социальные потенции общества. Новая стратегия дала результаты, совершенно непредвиденные ее создателями. Экономические реформы не удались, зато политическая демократизация не только укоренилась, но и приобрела собственную неподвластную Горбачеву инерцию. Именно на ее волне модернизация стала вбирать в себя либерально-демократические образцы: в течение двух-трех лет оформился политический плюрализм, начали зарождаться гражданское общество и многопартийность. Ее размаха и напора не выдержали ни командно административная система, ни социалистический строй, ни сам СССР. Последней жертвой мирной политической революции, выросшей из политических реформ Горбачева, стал сам архитектор перестройки.

С распадом СССР и концом коммунистического режима в России начался третий этап модернизации, осуществлявшейся Борисом Ельциным и радикалами уже по «чистым» либеральным образцам.

Причину неудач экономической реформы М.С. Горбачев видел в сопротивлении номенклатуры. Это побудило его попытаться опереться на активность масс. Таким образом, не завершив экономические преобразования, руководство страны перешло к политической реформе.

Старт конституционной реформе, ставшей центральным звеном политических преобразований, дала XIX Всесоюзная партийная конференция (28 июня - 1 июля 1988 г.). Положение о необходимости внесения изменений и дополнений в Конституцию СССР было включено в две резолюции: «О демократизации советского общества и реформе политической системы» и «О неотложных мерах по практическому осуществлению реформы политической системы страны». Конференция постановила реформировать систему Советов, которые составляли политическую основу СССР и основу госаппарата. Обеспечение полновластия Советов было определено как решающее направление реформы политической системы Мухаев Р.Т. История государственного управления в России. - М.: Юнити-Дана, 2007. - с. 109..

Однако главным решением конференции стало предложенное Горбачевым и включенное в резолюцию «О демократизации» положение о совмещении должностей председателей Советов и первых секретарей соответствующих партийных комитетов снизу доверху. Этому решению - о повсеместном совмещении должностей партийных и советских руководителей - М.С. Горбачев придавал ключевое значение. По его словам, если бы оно не прошло, он бы не голосовал и за всю резолюцию о демократизации. Лично ему оно позволило, совместив должности генерального секретаря и председателя Верховного Совета СССР, контролировать всю вертикаль партийно-государственной власти История государственного управления России: Учебник. - М.: Юнити-Дана, 2007. - с. 148..

В октябре 1988 г. М.С. Горбачев совместил должности генерального секретаря ЦК КПСС и председателя Президиума ВС СССР. 29 ноября 1988 г. по его докладу внеочередная XII сессия ВС СССР 11-го созыва приняла два закона: «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР». Согласно этим законам кардинально перестраивались высшие органы власти Советского Союза.

Высшим органом государственной власти становился Съезд народных депутатов (СНД) в составе 2250 человек.

Съезд из своего состава избирал Верховный Совет в составе 544 человек как постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти (он состоял из двух равных по численности и правам палат: Совета Союза и Совета Национальностей). Должность председателя Президиума Верховного Совета СССР упразднялась. Сам же Президиум ВС сохранялся. Его главной задачей было обеспечение работы СНД и ВС. В отличие от старого Президиума новый не наделялся правом вносить изменения в законодательство, издавать нормативные указы, заменять в межсессионный период Верховный Совет История России. Новейшее время. 1945-1999. - М.: АСТ, Астрель, Олимп, 2007. - с. 142..

Конституция дополнялась идеей разделения законодательной и исполнительной власти с судебной путем учреждения нового органа -- Комитета конституционного надзора (ККН). Избираемый съездом, он в своей деятельности опирался только на Конституцию. Его задачей был надзор за союзным и республиканским законодательством в плане соответствия его Основному Закону. Комитету, однако, не были поднадзорны акты, принятые СНД СССР, и он не вправе был отменять их, даже если они противоречили Конституции и законам СССР. Он мог лишь констатировать это противоречие Омельченко Н.А. История государственного управления в России. - М.: Проспект, 2009. - с. 139..

Изменения в избирательной системе предусматривали не только избрание депутатов от территориальных и национально-территориальных округов, но и прямое представительство от официально зарегистрированных общественных организаций. К их числу впервые была отнесена и КПСС. Конституционное закрепление получил принцип альтернативных выборов (из нескольких кандидатов). Для предварительного отбора кандидатов в депутаты от округов создавался фильтр в лице окружных предвыборных собраний.

В нововведениях содержался крупный порок -- отступление от демократических принципов избирательной системы (закрепленных в Конституциях СССР 1936 и 1977 гг.): прямые выборы Верховного Совета СССР заменялись двухступенчатыми с обязательным ежегодным обновлением его состава на 1/5. Получалось, что, как только его депутаты наберутся опыта, их нужно заменять новыми. Члены руководящих органов общественных организаций (главным образом номенклатурные работники) обладали большим количеством голосов, чем простые избиратели.

Политическая практика на основе принятых законов начала осуществляться в марте -- июне 1989 г., когда были избраны народные депутаты СССР и состоялся их I Съезд (25 мая--9 июня 1989 г.). Съезд избрал председателя Верховного Совета СССР (М.С. Горбачев), его первого заместителя (А.И. Лукьянов), утвердил председателя Совета министров СССР (Н.И. Рыжков). Дополнений и изменений в Конституцию съезд не внес, но вопрос о развитии конституционной реформы затронул Шестаков В.А. Новейшая история России. - М.: АСТ, Астрель, ВКТ, 2008. - с. 174..

Председатель Верховного Совета СССР М.С. Горбачев предостерег депутатов от поспешной корректировки действующей Конституции, поскольку она «слишком важный политический документ, чтобы приспосабливать его текст к тем или иным возникающим ситуациям» Воронцов В.А. Новейшая история России. Шоки без терапии эпохи Ельцина. - М.: Академический проект, 2009. - с. 127..

Одновременно он заявил о необходимости закрепить в новой Конституции «революционные преобразования».

Горбачев сразу оговорился, что «сейчас, в разгар реформ, у нас еще нет возможности учесть весь комплекс вопросов, которые должны найти отражение в новом Основном Законе» Деркач О., Быков В. Горбачев. Переписка переживших перестройку. - М.: ПрозаиК, 2009. - с. 85.. Странную логику председателя ВС прояснило постановление съезда: одновременно решать обе задачи -- и дополнять действующую Конституцию, и безотлагательно начать работу по подготовке новой Конституции (Конституции «демократического социализма»).

Съезд образовал Конституционную комиссию в составе 107 человек. Ее председателем стал М.С. Горбачев, заместителем -- А.И. Лукьянов. 55% членов комиссии были представителями высшего партийного руководства -- секретари ЦК КПСС, республиканских ЦК, обкомов, крайкомов, члены ЦК КПСС и его аппарата.

Около 40% представляли научную и творческую интеллигенцию. Среди остальных -- один митрополит и двое рабочих. В состав комиссии вошли четыре лидера оппозиции, образовавшей на съезде межрегиональную депутатскую группу (МДГ), -- Б.Н. Ельцин, Г.Х. Попов, А.Д. Сахаров, А.А. Собчак.

Академик Сахаров предложил подготовить два альтернативных проекта Конституции и рассматривать их «на равной основе». Съезд не поддержал это предложение. Тем не менее Сахаров как один из сопредседателей МДГ взял на себя инициативу и к декабрю 1989 г. подготовил свой проект Конституции. Комиссия же во главе с Горбачевым, включавшая крупных юристов, под руководством которых работали целые институты, не смогла разработать проект за несколько лет.

В декабре 1989 г. состоялся II Съезд народных депутатов СССР. МДГ представила «конституцию Сахарова» -- радикальный проект, предлагавший кардинально перекроить национально-государственное устройство, ликвидировать иерархическую структуру СССР и превратить в субъекты Союза («структурные составные части») все существовавшие в то время национально-государственные и национально-административные образования числом более 50. Из Российской Федерации выводились все автономии, а оставшаяся часть делилась на четыре округа (Европейская Россия, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь) «с полной экономической самостоятельностью». Хотя формально «конституция Сахарова» сохраняла территориальную целостность государства, на деле попытка такой трансформации СССР привела бы его к еще более скорому распаду Фортунатов В.В. Новейшая история России в лицах. 1917-2008. - СПб.: Питер, 2009. - с. 97..

II Съезд народных депутатов СССР обсудил вопросы, уточнения, изменения и дополнения к действующей Конституции СССР и принял три конституционных закона:

1. Об уточнении некоторых положений Конституции (Основного Закона) СССР по вопросам порядка деятельности Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР и их органов.

2. Об изменениях и дополнениях Конституции СССР по вопросам избирательной системы.

3. Об изменениях и дополнениях ст. 125 Конституции СССР. Кроме указанных законов, Съезд принял постановление «О поручениях Верховному Совету СССР и Конституционной комиссии по некоторым конституционным вопросам» Шестаков В.А. Новейшая история России. - М.: АСТ, Астрель, ВКТ, 2008. - с. 174..

Согласно указанным законам союзные республики получили право самостоятельно решить вопрос об учреждении Съезда народных депутатов; Верховный Совет СССР получил право выражать недоверие правительству СССР; коллективы средних специальных и высших учебных заведений получили право выдвижения кандидатов в народные депутаты; общественные организации лишились права непосредственного избрания народных депутатов; конституционный надзор распространялся не только на проекты, но и на законы и иные акты, принятые СНД. II Съезд поручил Верховному Совету СССР принять серию конституционных законов и представить очередному съезду предложения о внесении в Конституцию СССР связанных с этим изменений и дополнений.

Решения II Съезда народных депутатов завершили первый этап конституционной реформы в СССР, в ходе которого шел постепенный переход власти от партии к Советам, от ЦК КПСС к Верховному Совету СССР. Старая площадь уступала место Кремлю. На втором этапе борьба за власть развернулась в самом Кремле. Она проходила на фоне резкого обострения социально-экономической ситуации в стране. Экономическая политика правительства, определенная в 1988 г., дала свои первые результаты в 1989 г. -- произошел обвал экономики. Дефицитом стало все. Между республиками, краями, областями, городами началась «экономическая война» по поводу товарных запасов.

За первые семь месяцев 1989 г. забастовки прошли более чем в 500 трудовых коллективах. С июля 1989 г. в важнейших угольных районах страны -- Кузнецком, Донецком и Печорском бассейнах прокатилась волна стачек. Затем стачки периодически возникали в разных городах. Сначала они ограничивались экономическими требованиями, но в июне 1990 г. на съезде в Донецке был образован Независимый профсоюз горняков, и было решено объявить всеобщую политическую забастовку.

В октябре -- ноябре состоялась всеобщая стачка шахтеров Воркуты с требованиями действительной передачи власти Советам, земли крестьянам, фабрик рабочим.

Внеочередной III Съезд народных депутатов СССР внес радикальные изменения в политическую и экономическую системы общества. 12 марта 1990 г. с докладом «О внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР и учреждении поста Президента» на съезде выступил А.И. Лукьянов. Он предложил изменить форму государственного строя, сложившегося в стране после 1917 г., резко ограничить власть Советов, передав ее вновь учреждаемому институту Президента, в значительной мере независимого от представительных органов власти Фортунатов В.В. Новейшая история России в лицах. 1917-2008. - СПб.: Питер, 2009. - с. 109..

Председатель Комитета конституционного надзора С.С. Алексеев обосновал необходимость института президентства тем, что лозунг «Вся власть Советам!» противоречит идее разделения властей, ведет к диктатуре.

Смену курса политической реформы (от власти Советов к власти Президента, от народовластия к единовластию) обосновывали также и другими аргументами: во-первых, срочной необходимостью стабилизации внутриполитического положения в стране; во-вторых, усилением личной ответственности за проводимые преобразования.

Горбачев и его единомышленники выступили на съезде радикальнее радикал-демократов, которые протестовали против введения поста Президента.

Съезд народных депутатов СССР 14 марта 1990 г. принял Закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР». В политической сфере основные положения Закона сводились к следующему: учреждался институт сильного президентства; устранялась норма статьи 6 Конституции о руководящей роли КПСС как ядра политической системы; вводилось положение о многопартийности.

Верховный Совет СССР лишился распорядительных функций, сохранив за собой законодательные и контрольные. Закон интегрировал Президента в структуру исполнительной власти, замкнув на него большую часть деятельности Совета министров. Президент наделялся правом законодательной инициативы, утверждения законов и множеством других прав (сравнимых с правами американского президента). Президент должен был избираться всеобщим голосованием. Высшие органы советской власти (СНД и ВС СССР) могли контролировать его работу лишь в форме заслушивания ежегодных докладов о положении страны. Закон от 14 марта 1990 г. не создал в СССР президентскую форму правления -- он лишь наметил сочетание признаков парламентской и президентской республик в рамках и на основе советской власти, т. е. вводил смешанную форму правления История России. Новейшее время. 1945-1999. - М.: АСТ, Астрель, Олимп, 2007. - с. 155..

Однако эта тенденция очень скоро стала трансформироваться в тенденцию сильного президента и слабого парламента с целью правового обеспечения легализации частной собственности.

В нарушение ими же принятого закона делегаты съезда избрали первого Президента СССР.