Речи Демосфена: биография, техники и упражнения. Демосфен - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Глава I. Ораторское искусство в Древней Греции

Глава II. Демосфен как величайший греческий оратор

2.1 Краткая биография, характеристика ораторского стиля

2.2 Приемы ораторской речи Демосфена

Глава I . Оратор ское искусство в Древней Греции

Ораторское искусство стало значительным общественным явлением, достигшим высокого уровня еще в древнем мире: Египте, Ассиро-Вавилонии, Индии, Китае. Известно, что жрецы были искусными ораторами, всемерно культивировалось официальное и особенно церемониальное красноречие в придворных кругах китайских царств, хорошо владели тайнами науки слова индийские любомудры. Однако именно Древняя Греция признается родиной красноречия, где начинает складываться его теория.

Наряду с эпосом, лирикой, драмой, ваянием, музыкой и зодчеством риторика признавалась нужным и сложным творчеством. Она считалась даже "царицей искусств" настолько сильно было ее влияние на решение государственных дел, настолько эффективно она воздействовала на чувства и умы людей. Называя красноречие (риторику) искусством, древние греки, однако, вкладывали в это понятие конкретное и определенное содержание.

К V веку до нашей эры, когда вполне сложилась культура ораторской речи, когда ясно осознавались ее виды, стало очевидно, что задача оратора троякая: разъяснить (что-то), побуждать (к определенному мышлению, решению, а тем более к действию) и доставлять слушателям удовольствие.

Причем "услаждение слушателей" свежей или смелой мыслью и благородными чувствами, например добра и справедливости, гражданского долга и патриотизма, считалось особенно важной задачей оратора.

Афины, фактически ставшие центром древнегреческой культуры, задавали тон во всех сферах социальной жизни, определяя главные направления общественной мысли. В этих условиях развивалось и совершенствовалось красноречие. И, конечно, не случайно, что его выдающиеся мастера - Гиперид, Горгий, Исократ, Исей, Эсхин, Филократ и особенно Демосфен - были видными общественными и государственными деятелями.

Греческие риторы мастерски владели правилами и формами устной речи, законами логики, особенно формами устной речи, законами логики, особенно суждений и доказательств. Они умели внушать свои мысли и чувства массе людей, нередко побуждая их к практическим действиям. Каждый из этих ораторов немало потрудился над тем, чтобы красноречие стало острым оружием идеологии и политической борьбы. А она нередко вспыхивала между различными группировками аристократии рабовладельческого общества. Красноречие, "духовное детище демократии", особой искусности достигло усилиями софистов, точнее "старших софистов" (V век до н.э.), которые отличались критицизмом и находчивостью в словесных баталиях, развивали искусство спора, мастерство доказательства и заметно подняли культуру рационалистического мышления, в частности формально-логической культуры. Главной их целью были вопросы познания: их верное толкование и решение, и делались попытки сблизить философию с риторикой. Искусство слова они считали наукой воздействия на людей. Наиболее видный из софистов, идеолог рабовладельческой демократии и политический деятель Протагор из Абдеры (481-411 гг. до н.э.), активно разрабатывал теорию риторики. Придавая первостепенное значение слову в ораторском искусстве, он считал необходимым изучение языка и разработку вопросов грамматики. Относя риторику к "гражданскому искусству", он намеревался с его помощью "сделать людей хорошими".

Глава II . Демосфен как величайший греческий оратор

2.1 Краткая биография, характеристика ораторского стиля

Лучший из учеников Исократа, величайший греческий оратор Демосфен вырос в обстановке острой политической борьбы. Небывалый расцвет культуры и особенно рост общественной значимости и популярности античного ораторского искусства связан с именем Демосфена

Демосфен имел очень слабый голос, говорил невнятно, слегка заикался, картавил (не произносил "р"), - у него была дурная привычка подергивать плечом и, кроме того, он совершенно не умел держаться перед публикой. Две первые попытки выступления окончились неудачно. И тогда Демосфен решил исправить и исправил все свои недостатки. Каждый день по несколько часов подряд он занимался упражнениями, чтобы исправить неясность произношения. Он никогда не говорил без подготовки, но всегда выучивал наизусть заранее написанную речь; по ночам он старательно готовился к выступлению, тщательно обдумывая каждое слово.

До наших дней дошли его выступления: 61 текст речей, 56 "выступлений" к речам и несколько писем. Некоторые его речи, например "О преступном посольстве" и "За Ксенофонта о венке", имеют по сто с лишним страниц. Это значит, что не 2-3 часа, а больше длились эти речи привлекая внушительную массу людей. Речи Демосфена насыщены разнообразным фактическим материалом, содержат немало личных наблюдений и подмеченных в гуще жизни характерных деталей. В редких случаях оратор обходился без лаконичной и временами образной характеристики людей, их поступков и намерений. Некоторые оценки людей и описания событий, даваемых Демосфеном в речах, воспринимаются как типизации по законам художественных обобщений.

В своих судебных речах Демосфен нередко становился бытописцем, от взора которого, казалось, не ускользала никакая мелочь. То иронизируя над незадачливыми людьми, то изобличая падение нравов, Демосфен-оратор предстает перед общественностью не только как нравоучитель, но и как общественный судья и политический лидер. Находчивый полемист и глубокий психолог, Демосфен умел в любой ситуации заставить выслушать себя до конца.

Не блиставший в судебных речах, которыми он начал свою ораторскую практику в качестве адвоката, Демосфен особенно известен своими политическими выступлениями, чаще всего направленными против захватнических войн македонского царя Филиппа II. В этих речах не просто адвокат или обвинитель, но политический деятель, патриот и трибун, последовательно и упорно ратовавший за мир и благо своего народа. В таких выступлениях Демосфен часто вспоминал "достославных" предков-афинян, призывал чтить их память и следовать их былым гражданским подвигам. Оратор призывал слушателей к чувству и чести гражданина свободной республики.

Смелые и памфлетные по своему стилю, исполненные гнева и патриотического достоинства, эти речи вдохновляли афинян на подвиги в ратных делах, оставили глубокий след в духовной жизни афинского государства, вошли в историю политической борьбы под нарицательным названием "филиппики".

ораторский ритор речь логика

2.2 Приемы ораторской речи Демосфена

Показательно, что Демосфен свои речи обычно начинал словами: "Граждане афиняне!". Прямым обращением к гражданам афинский трибун пользовался умело. Так, например, имея в виду угрозы со стороны вероломного македонского царя и учитывая возникшую в этой связи нелегкую ситуацию, а также обобщая некоторые свои соображения о реальной возможности отпора врагу, Демосфен в одной из "филиппик" говорил: "Итак, прежде всего не следует, граждане афиняне, падать духом, глядя на теперешнее положение, как бы плохо оно ни представлялось" . И через некоторое время, снова произнося: "граждане афиняне", оратор напоминая о патриотических обязанностях каждого из них перед возникшей внешней опасностью.

Частое обращение античного автора к "гражданам афинянам", мгновенная реакция темпераментной, если не сказать экзальтированной, массы людей являлись испытанными приемами психологического красноречия держали слушателей в напряжении, в состоянии сотворчества, а порою единомыслия, активизировали мышление собравшихся. Он не оставлял без ответов никаких реплик в свой адрес, не терялся, когда политические страсти разгорались и атмосфера накалялась. Быстро и эффектно он парировал крики и пререкания. "Прошу не поднимать шума, - обращался он к собравшимся, - слушайте, как подобает людям". В таком обращении, пожалуй, не столько просьба, сколько приказание. Оно исходило от его глубочайшей уверенности в собственной правоте и, конечно, сознания своего личного влияния на общественное мнение.

Для усиления общественного внимания к произносимой речи и вовлечения слушателей в творческую, размышляющую и переживающую атмосферу Демосфен охотно использовал прием риторического вопроса. Например: "К чему это я говорю? - для того, чтобы..." Или: "Что же именно? - это то..." В некоторых случаях оратор как бы забрасывал своих слушателей вопросами, оставляя их безответными, на размышление аудитории. Пользуясь вопросно-ответным приемом, то есть фактически диалогической формой, Демосфен драматизировал собственную речь, как бы воссоздавал живую картину характеризуемых им событий, и тем самым воздействовал на собрание в образной форме. Диалогический прием оратор временами дополнял рассказами, иногда ссылаясь на игру Федора, Аристодина и других популярных в его время актеров (исполнителей первых ролей). А в патетических местах речи оратор декламировал стихи трагиков: Эврипида, Софокла и других известных поэтов античного мира.

Излюбленным ораторским приемом Демосфена было восклицание, например восклицание: "Хорошо! Отлично!". Но он восклицал и при отрицании: "Нет, никогда!" - в категоричной форме, или: "нет, нет, о все боги!", или же: "Но это не так, да, не так!" - двойное отрицание. Демосфен пользовался также другими формами того же отрицательного восклицания: "Да нет же!" или: "Ничуть не бывало!" Оратор применял также восклицание-вопрос. Например: "Кто бы мог подумать, что это случится?" или: "И после этого вы еще спрашиваете, почему дела государства все решительно пошли прахом?" И так далее. Не нужно обладать большим воображением, чтобы представить, как такие варьируемые восклицания, да еще произносимые в различных интонациях - в соответствии с конкретной ситуацией или настроением собравшихся, - должны были в одних случаях эмоционально активизировать ораторскую речь, в других - интриговать слушателя или помочь ему яснее осознать характеризуемое явление.

Большое впечатление на слушателей производили клятвы Демосфена или его призывы к богу (богам). Так, например, как бы прерывая плавное течение собственной речи, оратор произносил: "Нет, клянусь Зевсом!" или "Клянусь богами, я выскажу вам откровенно всю правду и ничего не утаю!" В речи "О делах в Херсонесе" Демосфен обращался к собравшимся с такими словами: "Уж разрешите мне, ради богов, когда дело идет о наилучших мерах для государства..." Он клялся Зевсом и всеми богами Олимпа, он молил всех богов и богинь: "Да помогут все боги!" - поддержать его в достижении правды, истины и нужных Афинам свершений. Временами оратор как бы призывал к коллективной клятве: "Клянемся Зевсом!" В редких случаях Демосфен не обращался к авторитету богов. Взывание к ним было приемом, как можно судить по текстам его речей, психологического воздействия на собравшихся, почитавших своих богов. Он, очевидно, был рассчитан и на внешний эффект, которому античная риторика придавала немаловажное значение.

Речи Демосфена аргументированы, ясны по изложению; фразы в них, как правило, краткие, исполненные патетики и страсти. Сравнения, метафоры и другие речевые элементы, о которых говорилось выше, усиливали впечатляемость демосфеновских впечатлений. Сильная выразительность его речей, исполненная глубокой и всегда общественно важной и нередко злободневной мысли, не могла не возбуждать людей. Успех речей Демосфена, уверенного, неподкупного и смелого, определялся также их интонационной гибкостью, хорошо отработанной жестикуляцией и продуманным во всех отношениях артистическим поведением на трибуне. Эти характеристики базируются не только на анализе его речей, но и на свидетельствах античных авторов и позднейших исследователей его ораторского искусства.

Демосфен был далеко не безразличен и к теории риторики: развил ряд принципиально важных мыслей о сущности красноречия и личности оратора. В некоторых публичных выступлениях он как бы отступал от прямой их темы, говоря о риторике, как об ответственном деле, достойном исключительного общественного внимания и серьезного отношения. Так, например, в речи "О мире" Демосфен говорил о своей "политической и ораторской деятельности" как об определенном единстве. Он не представлял красноречия вне политики и общественных интересов, свое же ораторское искусство рассматривал как острейшее оружие политической, по существу патриотической деятельности.

Демосфен постоянно говорил о принципах и правилах своего красноречия. В речи "О делах Херсонеса" он утверждал, что оратор не может руководствоваться враждой к кому-либо или желанием мстить кому бы то ни было, что всякий оратор должен высказывать то, что считает наилучшим. Он осуждал демагогические речи, а также выступления, обнаруживавшие угодничество, отмечал, что не должно быть разрыва между речью оратора и его практической деятельностью. "Не только наши речи, - подчеркивал он, - но и наши свершения должны быть достойны предков". "Лживые речи, - говорил Демосфен в своем выступлении "О распространении средств", - весьма вредны для государства". Всякая ораторская речь, утверждал он, должна соответствовать гражданскому достоинству говорящего. "Не слова и не звук голоса составляют славу оратора, а направление его политики", подразумевая под "политикой" те цели, к которым стремился оратор своей деятельностью.

Таким образом, Демосфен подчеркивал взаимосвязь (единство) красноречия и политической деятельности, а значит социальную направленность красноречия. Он вместе с тем обосновывал определенные морально-этические принципы и нормы, которыми должны руководствоваться те, кто пользуется публичной речью. Эти положения великого оратора древности не потеряли своего смысла и значения для нашего времени, хотя они и сформированы идеологом рабовладельческого общества, с учетом конкретных условий его развития. Известно, что на демосфеновских речах учились не только ораторы разных поколений не только в Элладе, но и далеко за ее пределами, особенно в Риме.

Демосфен - вершина древнегреческого красноречия, являвшегося острейшим оружием политической борьбы и вместе с тем высоким достижением духовной культуры. Без этого красноречия нельзя представить не только ораторскую практику, но и античную теорию риторики, разрабатывавшуюся в те времена. Для этой теории примечательно прежде всего то огромное значение, которое придавалось слову, способному утверждать как прекрасное, так и безобразное, как истину, так и ложь.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Истоки риторики. Объективная основа зарождения ораторского искусства как социального явления. Причины, способствовавшие появлению ораторского искусства. Риторика Древней Греции и Древнего Рима. Труды о риторике выдающихся мыслителей Древнего мира.

    реферат , добавлен 16.07.2011

    Изучение понятия и основных задач ораторского искусства - формы красноречия, одного из видов искусного владения словом, всеми средствами общения с целью воздействия на слушателей. Культура ораторской речи. Способы установления контакта с аудиторией.

    реферат , добавлен 20.10.2012

    История развития ораторского искусства. Роль красноречия в Древнем мире, пути развития ораторских качеств. Законы и принципы риторики. Основные этапы публичного выступления. Требования, предъявляемые к оратору, согласно правилам классической риторики.

    контрольная работа , добавлен 26.12.2013

    Понятие и сущность ораторства. Определение ораторского искусства, его история возникновения. "Секреты" ораторского выступления перед аудиторией. Особенности, роды и виды ораторской речи. Анализ функциональных стилей литературного языка в речи оратора.

    реферат , добавлен 20.12.2009

    Слово - это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Владение словом. Разнообразие жанров ораторского искусства. Владение техникой говорения. Виды речей. Подготовка оратора.

    доклад , добавлен 31.10.2008

    Морфология и синтаксис как составные грамматики, их задачи и функции. Понятие о частях речи, их классификация и виды. Принципы и правила ораторского искусства, его классическая схема и этапы, логичность и доказательность, культура речи и приемы.

    контрольная работа , добавлен 18.06.2009

    Исторические вехи судебного ораторского искусства, обзор его первых теоретиков. Правила и приемы концовки судебной речи, психологическое воздействие на слушателей. Характеристика практической деятельности юристов в области ораторского искусства на суде.

    контрольная работа , добавлен 04.03.2012

    Сущность ораторского искусства и речи. Определение, предмет и содержание современной риторики как научной дисциплины и учебного предмета. Особенности древнерусского красноречия. История развития риторики в работах русских ученых по ораторскому искусству.

    контрольная работа , добавлен 12.03.2010

    Зрительный и голосовой контакт оратора с аудиторией. Секреты ораторского выступления перед аудиторией. Культура ораторской речи. Роды и виды ораторской речи. Талантливые политические ораторы. Функциональные стили литературного языка в ораторской речи.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2008

    Теория риторики Марка Туллия Цицерона. Основные виды речи по Аристотелю: совещательные, судебные и эпидиктические (торжественные). Горгий как крупнейший учитель красноречия в V веке до н.э. Основные концепции ораторского произведения по Исократу.

Демосфен – один из десяти величайших аттических ораторов и логографов. Древнеримский теоретик ораторского искусства Квинтилиан (Quintilian) превозносил Демосфена как "стандарт красноречия", а оратор Цицерон (Cicero) заявил, что Демосфен "стоит особняком от всех ораторов", и приветствовал его как "идеального оратора", в котором не было изъяна.


Демосфен познал риторику, изучая выступления предыдущих великих ораторов. Свою первую судебную речь он произнес, когда ему еще не было 20 лет. Свою жизнь Демосфен посвятил профессиональному составлению речей как логограф. Как адвокат, он писал речи для частных судебных исков.

Демосфен родился в семье богатого изготовителя мечей, в 384 г. до н.э. Мальчик осиротел в возрасте семи лет. Отец оставил ему целое состояние, но три его законных опекуна растратили почти всё его наследство. Достигший совершеннолетия в 366 г. до н.э., Демосфен заявил, что опекуны пустили по ветру все его сбережения, и со временем подал пять судебных исков, благодаря которым всё же смог вернуть лишь малую сумму от первоначального капитала.

Согласно Псевдо-Плутарху (Pseudo-Plutarch), Демосфен был женат один раз. Имя супруги неизвестно, однако есть информация, что она была дочерью некого Гелиодора, видного гражданина. У пары была одна дочь, которая "никогда не называла его отцом", согласно язвительному замечанию Эсхина (Aeschines), опасного врага Демосфена. Дочь умерла молодой и незамужней всего за несколько дней до кончины Филиппа II (Philip II).

Демосфен практиковал ораторское искусство в подземном помещении, которое сам и построил. Он говорил с галькой во рту и читал стихи во время работы. Чтобы научиться справляться с шумом толпы, Демосфен выходил на берег моря, где произносил свои речи под шум волн. В его эпоху от ораторов одного красноречия было мало. Требовались определенная мимика, взмахи рук, особое положение тела и игра физиономии. Из-за всего этого Демосфен много часов проводил у зеркала, неделями не выходил из комнаты, чтобы оттачивать свое мастерство и как-то раз даже побрил половину головы, чем надолго "заточил" себя в четырех стенах.

Согласно Плутарху (Plutarch), когда Демосфен впервые выступил перед публикой, его попросту высмеяли за странный и неотесанный стиль, обремененный длинными предложениями и доставляющий настоящую пытку сухими аргументами. Некоторые граждане, однако, разглядели в Демосфене талант. Когда пришедший в уныние оратор в первый раз оставил экклесию, некий старик подозвал его к себе и сказал, что его ди

кция очень смахивает на дикцию Перикла (Pericles). Когда же народное собрание не оценило Демосфена и во второй раз, он едва не отказался от своей карьеры, но на выручку подоспел актер по имени Сатир (Satyrus), убедивший его в ходе дружеской беседы продолжать начатое.

Демосфен пострадал от дефекта речи еще в детском возрасте. У него был слабый голос, одышка и склонность коверкать и разбивать предложения на туманные фразы. Вероятно, у него был ротацизм, так что звук "р" в его исполнении превращался в "л". Демосфен держал себя в ежовых рукавицах, что помогло ему со временем исправить дикцию, голос и жестикуляцию. Некогда косноязычный юнец, приложивший максимум усилий и стараний, чтобы изменить свое положение, впервые привлек к себе особое внимание на процессах против своих опекунов.

Более поздние речи Демосфена дают представление о политике и культуре Древней Греции в четвертом веке до н.э. Его интерес к политике возрос в должности логографа, и в 354 г. до н.э. Демосфен впервые выступил на публике с политической речью. Свои самые продуктивные годы оратор использовал, чтобы противостоять попыткам македонской экспансии. Он идеализировал свой город и всю свою жизнь стремился восстановить верховенство Афин (Athens), в том числе призывал своих соотечественников выступить против Филиппа II Македонского.

Демосфен стремился сохранить свободу своего города и настроить против Филиппа II всю Грецию (Greece). После смерти этого македонского царя Демосфен убеждал своих соотечественников не отдавать гегемонию в руки наследника Филиппа II. Оратор воспользовался восстанием Фив (Thebes), чтобы свергнуть Александра Великого (Alexander the Great). Однако усилия Демосфена не увенчались успехом, и Александр Македонский жестоко обошелся с Фивами.

Полководец Антипатр (Antipater), наместник Македонии (Macedonia), послал своих людей, "охотников за головами", чтобы они расправились с Демосфеном. Оратор бежал в храм Посейдона (Poseidon) на о-ве Порос (Poros), где не дал схватить себя живым. Он принял яд, притворяясь, что собирается написать письмо своей семье.

В древности было известно 65 речей Демосфена, из которых сохранилось 61.

Демосфен (лат. Demosthenes, греч. Димосфенис), афинский политический деятель, оратор, вождь демократической антимакедонской группировки. Призывал греков к борьбе против захватнической политики македонского царя Филиппа II (речи Демосфена против него — «филиппики»). Добился создания антимакедонской коалиции греческих полисов.

Политическая деятельность

Демосфен родился в Афинах, в семье владельца оружейной и мебельной мастерских. С детства он страдал физическими недостатками (косноязычие, слабый голос, нервный тик). В возрасте семи лет мальчик лишился отца, а имущество семьи было растрачено опекунами. Самостоятельную жизнь Демосфен начал в 364 года с успешного судебного процесса против недобросовестных опекунов. В дальнейшем Демосфен стал логографом — зарабатывал на жизнь составлением речей для участников судебных процессов. Упорными упражнениями он сумел преодолеть свои физические недостатки, учился ораторскому искусству у Исея — известного в то время составителя речей.

Время жизни Демосфена относится к периоду установления гегемонии Македонии над древнегреческими полисами. Нависла угроза потери политической самостоятельности и над Афинами. Среди афинских политиков в то время преобладала группа богатых и влиятельных лиц во главе с Эсхином, которая стремилась к заключению мира с Македонией любой ценой. Демосфен был решительным противником македонской экспансии, отстаивал независимость Афин. В 351 году он открыто выступил с речью против македонского царя Филиппа II. Речи Демосфена, в которых он страстно разоблачал захватническую политику Филиппа II, получили название филиппик.

Демосфену удалось привлечь на свою сторону большинство афинян, он становится главой антимакедонской партии, активно участвует в создании военного союза греческих городов, направленного против Филиппа II. Демосфен лично, как простой воин, участвовал в битве при Херонее (338), в которой греческое войско было разгромлено македонянами. В честь павших при Херонее Демосфен произнес одну из самых замечательных своих речей. Несмотря на установление македонской гегемонии над Грецией, Демосфен продолжал пользоваться большой популярностью среди афинян, в 330 году он был удостоен согражданами почетного золотого венка.

После Херонеи Демосфен был вынужден сменить политическую тактику. Продолжая пользоваться репутацией врага македонян, он удерживал афинян от участия в антимакедонских акциях, заведомо обреченных на неудачу. В свою очередь, сторонники македонян прикладывали все усилия для устранения знаменитого оратора с политической арены. В 324 году Демосфен оказался замешан в запутанную историю с деньгами, привезенными в Афины бежавшим от Александра Македонского казначеем Горпалом. Демосфену не удалось доказать свою невиновность и он был принужден покинуть Афины.

Смерть Александра Македонского в 323 году изменила политическую ситуацию в Афинах. Демосфен смог вернуться на родину и призвал сограждан к восстанию против господства Македонии. Однако восстание (Ламийская война) закончилась поражением афинян. Демосфен бежал из Афин, но был схвачен на острове Калабрия близ восточного побережья полуострова Пелопоннес. Попросив у настигших его воинов разрешения написать последнее письмо, Демосфен закусил кончик тростникового пера, в котором был быстродействующий смертельный яд.

Ораторское искусство

Современная наука признает принадлежащими Демосфену 41 речь, а также несколько десятков вступлений к речам и писем. Условно его речи разделяют на судебные, судебно-политические и политические. Судебные речи (364-345) Демосфена характерны точной и конкретной аргументацией, в них даны яркие, живые картины современного ему быта. Из судебно-политических речей наиболее яркие — «О преступном посольстве» (343) и «За Ктесифона о венке» (330), направленные против Эсхина. Самым значительным в наследии Демосфена признают политические речи, из которых выделяются 8 речей против Филиппа II, произнесенных между 351-341 годами.

Демосфен тщательно готовил свои публичные выступления, но большое значение уделял живому и непринужденному изложению текстов речей. Поэтому он не придерживался жесткого плана, активно использовал паузы, которым способствовали риторические вопросы: «Что это значит?», «В чем причина?». Вступление и повествовательная часть у Демосфена были сведены до минимума, все усилия он направлял на опровержение доводов оппонентов и доказательство своей правоты.

Демосфену было важно именно в момент произнесения речи убедить слушателя в своей правоте. Начиная новый раздел речи, он сразу раскрывает его содержание, в процессе изложения подводит итоги сказанному, неоднократно повторяет особо важные мысли. Нередко он строил воображаемый диалог с противником. Большое значение в ораторском искусстве Демосфена имела мимика, жестикуляция, модуляции голоса. Он свободно соединял и варьировал риторические стили, использовал разнообразные варианты построения фраз и предложений. Демосфен умело применял антитезы («век нынешний» и «век минувший»), соединения синонимов в пары («знайте» и «понимайте»), метафоры, олицетворения, фигуры умолчания, когда слушатели сами догадывались о чем шла речь. В результате его выступления никогда не были монотонными.

Разные приёмы рук, пальцев, положение тела во время речи, игра физиономии. Между тем Демосфен был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом и пр. Настойчивостью и энергией он победил все эти недостатки .

Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы; всходил на крутизны, громко читая поэтов; упражнялся в мимике перед зеркалом, причём спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он, по привычке, приподнимал плечо. Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы, во избежание соблазна. Его первые попытки говорить публично не имели успеха; но, ободрённый актёром Сатиром, Демосфен продолжал работать над собой.

Политическая карьера

Демосфен, упражняющийся в ораторском искусстве. Жан Леконт дю Нуи.

В первый раз он обратил на себя серьёзное внимание в процессе против своих опекунов Афоба и Анетора, ограбивших его во время малолетства. Демосфен выиграл процесс, но не вернул всего своего состояния. Политическая деятельность Демосфена началась с усилением Филиппа Македонского . Предвидя гибель афинской свободы, Демосфен выступил со своими знаменитыми филиппиками и олинфскими речами. В 352 г. до н. э. он в первый раз энергично указал афинянам на тайные замыслы Филиппа и побуждал сограждан пожертвовать всем для создания сильного флота и войска. Зорко следил он за всеми военными действиями Филиппа в Греции , горячо убеждая народ помогать противникам Филиппа, чтобы не дать ему усилиться. Демосфен не падал духом от неудач; но когда Филипп силой и хитростью завоевал Фокиду , поставил свои условия Фивам , избран был сам в число амфиктионова судилища и прислал послов в Афины, Демосфен произнёс речь «О мире» и советовал уступить перевесу силы, в ожидании удобной минуты для новой борьбы. Демосфен вошёл в число послов, отправленных, чтобы заключить с Филиппом мирный договор, названный впоследствии Филократовым миром .

Вскоре затем Филипп воспользовался враждой аргивян с лакедемонянами и послал на помощь первым войско и деньги, надеясь проникнуть этим путем в Пелопоннес . Тогда Демосфен, с другими послами из Афин, отправился удержать аргивян и мессенцев от союза с Филиппом. Несмотря на коварство Филиппа, послы которого уверяли афинян в его миролюбии и жаловались, что Демосфен напрасно восстановляет против него всю Грецию, Демосфен, благодаря страстному красноречию и глубокому убеждению, снова разоблачил его во второй своей филиппике и вложил в уста народа достойный ответ и вызов Филиппу. Заслуга Демосфена должна быть ценима на этот раз особенно высоко, потому что Филипп подкупами и другими средствами приобрёл сильных друзей в Афинах; во главе их стоял Эсхин , явившийся опасным врагом Демосфена. С ним и его партией снова пришлось считаться Демосфену, когда Филипп завоевал Эвбею , всё более угрожая свободе Афин.

И на этот раз победили энергия, благородство и талант Демосфена. Он поднял всю Грецию против Филиппа. Фокион, во главе войска, собранного по настоянию Демосфена, изгнал из Эвбеи тиранов , посаженных Филиппом. Вскоре затем Филипп принуждён был также снять осаду Коринфа . Демосфен был увенчан золотым венцом, на празднике больших Дионисий ; но ему не суждено было завершить успешно дело рук своих. Третья Священная война позволила Филиппу проникнуть в самое сердце Греции; он захватил Элатею . Народ в Афинах пришёл в отчаяние, узнав об этом. Один Демосфен не падал духом, и по его настоянию, при его личном содействии, между Афинами и Фивами состоялся договор, повлекший за собой две победы. В Афинах торжествовали, на голову Демосфена возложили венок; но радость эта была последней и короткой.

Гибель

Наследие

Демосфен

Речи Демосфена называют «зеркалом характера», подчеркивая их непосредственную связь с воззрениями автора, в противовес софистике , понятой в духе её критики Платоном , как известного безразличия к содержанию высказывания и примата формы. Риторическая практика Демосфена, довольно близка к теоретической риторике разработанной его современником Аристотелем . В частности, пониманием риторики как практической логики, что создает акцент на последовательности, связности, точности умозаключений, как следствие превалирование аrgumentum ad rem и ad veritatem, над ad hominem и ad pathos и отстраняет на второй план декоративные элементы речи . В приготовлении к речам проводил он нередко целые ночи. Язык его величествен, но прост, серьёзен и приятен, сжат, но вместе с тем удивительно плавен. Он достигал успеха не стремлением к эффектам, но нравственной силой, благородством мысли, любовью к родине, её чести, её славе и её прошлому. Обличительные речи Демосфена были едкими и желчными, за что, по сообщению Плутарха, современники прозвали оратора аргом (др.-греч. ἀργῆς , «змея»). Число речей Демосфена, известных в древности, было 65. Из них сохранилась 61, но в том числе несколько, принадлежность которых Демосфену сомнительна.

См. также

Примечания

Литература

Сочинения Демосфена

  • В серии «Loeb classical library » сочинения изданы в 7 томах (№ 238, 155, 299, 318, 346, 351, 374)
  • В серии «Collection Budé» сочинения изданы в 13 томах.
  • Демосфен . Речи . / Пер., ст. и примеч. С. И. Радцига. (Серия «Литературные памятники »). М.: Издательство АН, . 608 стр. 5000 экз.
  • Демосфен . Письма. / Пер. В. В. Вальченко. // ВДИ. 1981. № 2-3.
  • Демосфен . О предательском посольстве . / Пер. С. Ошерова. За Ктесифонта о венке . / Пер. Е. Рабинович. // Ораторы Греции. М.: Худож. лит., 1985. С. 65-126, 211-280.
  • Демосфен . Речи. В 3 т. / Отв. ред. Е. С. Голубцова, Л. П. Маринович, Э. Д. Фролов. (Серия «Памятники исторической мысли»). М., Памятники исторической мысли, . (полный русский перевод речей и писем )
    • Т. 1. 1994. 608 стр. Переводы В. Г. Боруховича (XX-XXIV), М. Н. Ботвинника и А. И. Зайцева (XXXVI), В. В. Вальченко (XXXV), Л. М. Глускиной (XXXVII-XL), Г. А. Тароняна (XXVII-XXXIV), А. Я. Тыжова (XXV-XXVI).
    • Т. 2. 1994. 544 стр. Переводы В. Г. Боруховича (LIX), М. Н. Ботвинника и А. И. Зайцева (XLII, XLV-XLVII, XLIX-LII), В. В. Вальченко (LVI, LX-LXI; Вступления к политическим речам; Письма), Л. М. Глускиной (XLI, XLIII-XLIV, XLVIII, LVII), А. Я. Тыжова (LVIII), И. А. Шишовой (LIII-LV).
    • Т. 3. 1996. 624 стр. Переводы С. И. Радцига (I-XIX). (переиздание книги 1954 года)
  • До революции в России выходило множество переводов отдельных речей, особенно Олинфских (в основном «школьные издания»). Среди первых русских переводов:
    • Первая Демосфенова речь против Филиппа. СПб., 1776. 45 стр.
    • Речь Димосфена о венце. / Пер. Е. Пономарева. М., 1784. 148 стр.
  • Недавние английские переводы:
    • Goldstein, Jonathan A. (1968) . The Letters of Demosthenes. Columbia University Press.
    • Stephen Usher , Demosthenes, On The Crown. Warminster: Aris & Phillips, 1993. Pp. vi + 282. ISBN 0-85668-533-X . (рецензия)
    • Harvey Yunis (ed.) , Demosthenes, On The Crown. Cambridge Greek and Latin Classics. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. Pp. xiii & 314. ISBN 0-521-62092-9 . ISBN 0-521-62930-6 . (рецензия)
    • Douglas M. MacDowell , Demosthenes: On the False Embassy (Oration 19). Edited with Introduction, Translation, and Commentary. Oxford: Oxford University Press, 2000. Pp. 368. ISBN 0-19-815303-1 . (рецензия)
    • Harvey Yunis (trans.) , Demosthenes, Speeches 18 and 19. The Oratory of Classical Greece, vol. 9. Austin, TX: University of Texas Press, 2005. Pp. xxix, 243. ISBN 0-292-70577-8 . ISBN 0-292-70578-6 . (рецензия)
    • D.M. MacDowell , Demosthenes: Against Meidias (Oration 21). Oxford: Clarendon Press, 1990. ISBN 0-19-814763-5 . (рецензия)
    • Victor Bers (trans.) , Demosthenes, Speeches 50-59. Austin, TX: University of Texas Press, 2003. Pp. 237. ISBN 0-292-70922-6 . (рецензия)
    • Ian Worthington (trans.) , Demosthenes: Speeches 60 and 61, Prologues, Letters. The Oratory of Classical Greece, Volume 10. Austin, TX: University of Texas Press, 2006. Pp. xxxv, 142. ISBN 978-0-292-71332-1 . (рецензия)

Античные источники

  • Плутарх . Избранные жизнеописания. М.:Правда, 1990, т. II.
  • Phillip Harding , Didymos : On Demosthenes. Clarendon Ancient History Series. Oxford: Oxford University Press, 2006. Pp. 286. ISBN 0-19-928359-1 . (рецензия)

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Мищенко Ф. Г. Демосфен. Жизнь Демосфена и его труды. Киев, 1894. 95 стр.
  • Жебелев С. А. Демосфен. Берлин-М., 1922.
  • Радциг С. И. Демосфен - оратор и политический деятель. // Демосфен. Речи. М., 1954. С.405-484.
  • Вальченко В. В. К проблеме подлинности демосфеновских писем. // ВДИ. 1981. № 2. С.229-249.
  • Глускина Л. М. Социальные институты, экономические отношения и правовая практике в Афинах IV в. до н. э. по судебным речам Демосфеновского корпуса. // Демосфен. Речи. В 3 т. Т. 2. М., 1994. С. 405-467.
  • Jaeger, Werner (1938). Demosthenes, the origins and growth of his policy. Walter de Gruyter Company. ISBN 3-11-002527-2 .
  • Tsatsos, Konstantinos (1975). Demosthenes. Estia (на греческом языке ).
  • Raphael Sealey , Demosthenes and His Time: A Study in Defeat. New York and Oxford: Oxford University Press, 1993. Pp. 340. ISBN 0-19-507928-0 . (рецензия)
  • Thomas Paulsen , Die Parapresbeia-Reden des Demosthenes und des Aischines. Kommentar und Interpretation zu Demosthenes, or. XIX, und Aischines, or. II. Trier: Wissenschaftlicher Verlag Trier, 1999. Pp. 566. ISBN 3-88476-345-8 . (рецензия)
  • Ian Worthington (ed.) , Demosthenes: Statesman and Orator. London: Routledge, 2000. Pp. xiv + 289 . ISBN 0-415-20457-7 . (рецензия)
  • Craig A. Gibson , Interpreting a Classic: Demosthenes and His Ancient Commentators. Berkeley: University of California Press, 2002. Pp. xii, 261. ISBN 0-520-22956-8 . (рецензия)
  • Pickard, A. W. (2003). Demosthenes and the Last Days of Greek Freedom 384-322 B.C. Gorgias Press LLC. ISBN 1-59333-030-8 .
  • Laurent Pernot , L’Ombre du tigre. Recherches sur la réception de Démosthène. Napoli: M. d’Auria, 2006. Pp. 355. ISBN 88-7092-260-X . (рецензия)

Ссылки

  • Полное собрание речей Демосфена в оригинале и английском переводе
  • Речь «Против Мидия» со схолиями (1831) (греч.)

Ораторское искусство с древнейших времен высоко ценилось греками. Установление же демократических форм жизни способствовало его развитию. Поэтому красноречие наивысшего расцвета достигло в Афинах и в городах Сицилии. Следуя принципам риторики, греческие ораторы говорили нараспев, их речь приближалась к ритмической, сопровождалась мимикой и актерскими телодвижениями.

Самым выдающимся деятелем в области разработки греческой ораторской прозы был уроженец Сицилии софист Горгий, современник Еврипида и Геродота . Он говорил, что задача оратора – заставить слушателей поверить ему. Для этого он должен очаровать аудиторию особыми ораторскими приемами, которые теперь принято называть «горгианскими фигурами». Сюда относятся метафоры, звуковые повторы и антитетически построенные фразы, когда одна половина фразы противопоставляется другой; при этом соблюдается особая симметрия: количество слов и. их расстановка в обеих частях фразы должны быть одинаковы.

Влияние теории Горгия распространилось на все виды греческой ораторской прозы: на судебное, торжественное и политическое красноречие.

Оратор Лисий

Наиболее известным судебным оратором Греции конца V – начала IV вв. до н. э. был Лисий .

На основании свидетельств древних можно заключить, что он родился в 459 г. и умер после 380 г. до н. э.

Лишь однажды Лисий непосредственно сам выступил на суде против одного из бывших олигархов Эратосфена, которого он считал виновником гибели своего брата. Все остальные – обвинительные и защитительные – речи были записаны этим греческим оратором в первом лице для других людей, которые, должны были сами выступать на суде с обоснованием своего дела. К нему обращались с заказами люди самого разнообразного общественного положения и образования и т. п., и Лисию приходилось в своих речах приноравливаться к культурному уровню и положению заказчика, для того чтобы эти речи звучали естественно в устах того или иного человека.

Из огромного количества приписываемых оратору Лисию речей до нас дошло 34. Они написаны простым языком, приближающимся к живой разговорной речи. В них чувствуется стремление к жизненной правде. Лисий – оратор-художник; в его речах мы находим живые и яркие картинки быта, выпуклые и психологически верные характеристики людей.

Лучшее в речах оратора Лисия – их повествовательные части, воссоздающие ситуацию. В этих частях он не только умел возбудить симпатию к подсудимому (если речь была защитительной), но и вплести в нее значительную часть аргументации, предупреждающую возможные возражения. При этом ни гнева, ни пафоса, характерного для речей некоторых других греческих ораторов, у Лисия нет: тон его удивительно спокоен, доводы ясны, выражения точны и конкретны. Уже древние отмечали чистоту его языка, отсутствие в нем как неологизмов, так и устаревших слов, а также конструкций, чуждых языку современников.

Насколько обширны повествовательные части речей Лисия, настолько кратки их эпилоги – иногда они состоят из нескольких слов.

Речи Лисия имеют значение не только как образец греческого ораторского искусства той эпохи; они вводят нас в житейские будни греков, знакомят с обычаями, с бытом, с моральными понятиями, правовыми установлениями своего времени. Ценные сведения об этом можно почерпнуть из любой речи Лисия. Примером может послужить «Речь, произнесенная в Ареопаге в защиту неизвестного, обвиненного в уничтожении священной маслины». Культура маслин в Греции была одним из главных источников благосостояния государства. Кроме деревьев, принадлежащих частным лицам, по всей Аттике были рассеяны маслины, якобы выросшие от удара копья Афины ; они считались священными, и срубить такое дерево значило совершить преступление против религии, которое каралось конфискацией имущества и изгнанием виновного. Во время Пелопоннесской войны многие деревья погибли или были повреждены.

Если бы нам не были известны эти факты, мы могли бы почерпнуть их из названной речи оратора Лисия. Он составил ее для человека, обвиненного сикофантами (доносчиками-шантажистами) в уничтожении священной маслины. Человек этот утверждает, что он купил свой участок земли после войны, и на нем не было маслин. В качестве свидетелей он приводит на суд лиц, которым он сдавал купленный участок в аренду. Лисий вкладывает в уста подсудимого многочисленные логические доказательства его невиновности. Подсудимый говорит, что уничтожение дерева принесло бы ему лишь убыток, а не выгоду и что, уничтожив маслину, он оказался бы в руках у собственных рабов: «...Разве я не был бы несчастнейшим в мире человеком, если бы мои слуги как свидетели такого преступления стали на всю мою жизнь не рабами мне, а господами? Таким образом, как бы сильно они не провинились передо мною, я не мог бы их наказать, вполне понимая, что от них зависит и мне отомстить и самим получить свободу за донос» (пер. С. И. Соболевского).

Подсудимый говорит, что для него, человека с усердием выполнявшего все государственные повинности, сражавшегося за отечество, не жалевшего денег на постройку кораблей и на устройство хоров, было бы величайшим несчастием лишиться гражданских прав.

Таким образом, мы узнаем из этой речи оратора Лисия и о том, что дела, связанные с религией, разбирались в ареопаге, а не в гелиэе , и о законе, освобождавшем на волю рабов за донос, и о том, кто такие сикофанты, и об обязанности богатых граждан субсидировать постройку флота и театральные представления и о многих других чертах древнегреческой жизни. Свидетельство очевидца представляет для нас большую ценность даже относительно тех фактов, которые нам известны из других источников.

Оратор Исократ

Самый яркий представитель торжественного (или эпидейктического) красноречия древней Греции – оратор (436–338 гг. до н. э.), ученик Горгия, основатель риторической школы в Афинах. Но риторика преподавалась в этой школе не как формальная дисциплина, обучающая только искусству ораторской речи, а как средство познания и распространения истины.

Исократ сам не произносил речей, а только обучал красноречию и писал речи, которые распространялись по Греции. Самая знаменитая его речь «Панегирик» представляет собой прославление Афин; оратор призывает греческие общины к объединению под гегемонией Афин и Спарты.

Оратор Исократ

Характерная черта ораторского стиля Исократа – пышность. Он является создателем так называемого периода – сложного предложения, представляющего собой совокупность подчиненных и подчиняющих предложений с ритмическим началом и ритмической концовкой и ставшего впоследствии нормой для художественной прозы. Этот греческий оратор также ввел правило, по которому следует избегать зияний – стечений гласных в составе слова или на стыке слов.

Гладкие, красивые, симметрично построенные периоды Исократа придавали его речам известную монотонность и холодность; форма в них превалирует над содержанием, и в них нет того одушевления, которое так характерно для самого выдающегося политического оратора Древней Греции – Демосфена.

Оратор Демосфен

(384–322 гг. до н. э.) был сыном владельца оружейной мастерской, но уже в детстве осиротел. Отец оставил ему большое состояние, но опекуны расхитили его. Едва достигнув совершеннолетия, Демосфен подал в суд на своих опекунов, но, хотя процесс он выиграл, ему удалось вернуть себе лишь ничтожную часть наследства – дом и немного денег. Этот судебный процесс явился первым толчком к ораторской деятельности Демосфена – самого прославленного из представителей греческого красноречия. Имя его стало нарицательным именем вдохновенного оратора-борца. Время его жизни – IV в. до н. э.– представляло собой эпоху кризиса греческого демократического полиса. Поражение Афин в Пелопоннесской войне привело не только к глубокому упадку афинской демократии, но и к ослаблению связи между полисами, благодаря которой Греции удавалось противостоять экспансии извне. Теперь же города-государства, раздираемые внутренними противоречиями, с трудом сопротивляются новым силам, появившимся на политическом горизонте, в первую очередь, Македонии.

Демосфен задолго до завоевания Греции Македонией разгадал грозящую греческой независимости опасность и всю жизнь боролся в качестве оратора и государственного деятеля против македонской экспансии.

В Афинах была довольно большая партия, придерживавшаяся македонской ориентации, т. е. считавшая, что борьба против Македонии бесполезна и необходимо ей подчиниться.

Оратор Демосфен

Самым ярким из политических противников Демосфена был оратор Эсхин . В своей речи «О недобросовестном посольстве» Демосфен обвиняет Эсхина в предательстве интересов Эллады и в сговоре с македонским царем Филиппом. Эсхину удалось оправдаться, но ораторская борьба между ним и Демосфеном продолжалась несколько лет, и после блестящей речи Демосфена «О венке» , завершившей эту борьбу, Эсхин вынужден был уйти в изгнание.

С именем Демосфена связано представление о человеке огромной целеустремленности и железной воли. Плутарх и другие античные авторы рассказывают, что он обладал физическими недостатками, недопустимыми для греческого оратора: у него была плохая дикция, слабый голос и «короткое дыхание», заставлявшее его прерывать период, что мешало пониманию смысла фразы; во время декламации он дергал плечом – это отвлекало внимание слушателей.

Благодаря непрерывному и упорному труду Демосфен избавился от всех этих недостатков. Упражняясь в декламации, он говорил, набрав в рот мелких камешков, чтобы выработать четкую дикцию; будущий великий греческий оратор громко читал отрывки из поэтов на бегу, не останавливаясь на крутых подъемах, чтобы научиться произносить длинные фразы, не переводя дыхания; упражняясь в красноречии, он укреплял на крыше меч, направленный острием к его плечу: боязнь уколоться заставляла его усилием воли удерживаться от подергивания плечом и т. п.

Речи Демосфена как политического оратора были рассчитаны на большое скопление народа, и это сказалось на их структуре: стиль речей сжат и суров; чтобы не расхолаживать аудиторию, оратор, сделав краткое вступление, быстро переходил к сути дела. Рассказ его полон экспрессии и динамики, он прерывается риторическими вопросами, в нем много метафор, антитез, олицетворений, сравнений. Демосфен широко использует прозаический ритм и «фигуру умолчания», которая заключается в том, что оратор подчеркнуто умалчивает о том, что обязательно должно прозвучать в его речи, и чего ожидают слушатели.

Демосфен видел недостатки афинской демократии своего времени, боролся против злоупотреблений и предрассудков. В одной из речей (IX, 36) он сетует на то, что греки утратили свободолюбие, которое в свое время позволило им победить персов. Раньше они ненавидели взяточников, считали величайшим позором подкуп; виновного в нем сурово наказывали, не допуская ни заступничества за него, ни снисхождения, а теперь подкуп полководцев и ораторов в порядке вещей, и тот, кто признается в том, что принял взятку, вызывает только насмешки.

Наиболее знаменитые ораторские речи Демосфена – речи против Филиппа Македонского (так называемые «Филиппики»), покорившего Грецию в 338 г. до н. э. Как и другие речи Демосфена «Филиппики» замечательны силой аргументации и проникнуты страстным и мужественным пафосом борьбы.

В третьей речи против Филиппа он говорит, что в народных собраниях звучит лесть и угодничество, которые вредят политике любого греческого государства: «Свободу речи во всех других случаях вы считаете настолько общим достоянием всех живущих в государстве, что распространили ее и на иностранцев, и на рабов, и часто у нас можно видеть рабов, которые с большей свободой высказывают то, что им хочется, чем граждане в некоторых других государствах, но из совещаний вы ее совершенно изгнали» (Демосфен, IX, 3; пер. С. И. Радцига).

Уже из этих слов видно, что оратор Демосфен был безусловным приверженцем демократии, которую он считал единственным приемлемым государственным строем. Всякое единовластие представлялось ему противоестественным, враждебным свободе и законам. В речи «О преступном посольстве» он говорит: «Нет, нет на свете ничего такого, чего следовало бы бояться больше, чем такого положения, когда позволяют кому-нибудь становиться выше большинства» (Демосфен, XIX, 296; пер. С. И. Радцига).

После смерти Филиппа Демосфен боролся против его сына Александра Великого . В конце жизни, в 324–322 гг. до н. э., Демосфен был в изгнании. В 322 г. он принял участие в восстании Афин против Македонии , и когда афиняне потерпели поражение, он принял яд, чтобы не попасть в руки врагов, которые хотели взять живым прославленного оратора.

В 280 г. до н. э., через 40 лет после смерти Демосфена, греки почтили его память бронзовой статуей с надписью:

«Если бы мощь, Демосфен, ты имел такую, как разум,
Власть бы в Элладе не мог взять македонский Арей»
(пер. М. Е. Грабарь-Пассек).