Развитие культуры и искусства. Культура Молдовы и Валахии

Введение.

Молдавия. Прекрасны мягкие очертания ее холмов, четкие линии виноградников, зеленое кружево садов, в которых весной царит лепестковая метель. Летом манят прохладной водой колодцы, спрятавшиеся от жаркого солнца в укромных низинах, в тени раскидистых старых деревьев. Осенью с прозрачностью воздуха спорят янтарные гроздья винограда. Многое даст душе путешествие по Молдавии. Но не меньше даст оно и любознательному уму, потому что позволит в напряженном ритме двадцатого века уловить иные ритмы, ритмы ушедших тысячелетий, соприкоснуться с жизнью наших далеких предков, ощутить дыхание минувших эпох.

Издавна земли, расположенные между Карпатами и Черным морем, служили своеобразным коридором, через который проходили многие племена и народы, оставляя свои следы в виде стоянок, поселений, могильников.

Не случайно поэтому Молдавия, небольшая по площади республика является подлинным археологическим Эльдорадо, неисчерпаемой сокровищницей бесценных реликвий далекого прошлого.

За последнее тридцатилетие советские археологи открыли а Днестровско-Прутском междуречье десятки ранее не известных здесь культур. Собран поистине огромный материал, который помог воссоздать многие страницы древнейшей истории края.

Люди древнекаменного века в холодные периоды искали природные убежища-пещеры, гроты, навесы или строили жилища, для которых использовали в первую очередь кости и шкуры мамонтов и оленей. Следы поселений древнего человека обнаружены в овраге Мафтея у села Выхватинцы на Днестре, возле сел Дуруитор, Буздужаны, Брынзены, Тринка, Бутешты на притоках Прута и в других местах.

Вообще находки кладов и монет нередки в Молдавии. Особенно известен Кугурештский клад, относящийся ко времени княжения Александра Доброго. Более восьмисот монет, перстни и браслеты, пуговицы для парадной одежды, изготовленные из серебра, содержит этот клад.

Но возвратимся к Старому Орхею. Благодаря трудам археологов стали известны имена некоторых его пыркалабов - Портэреску, чья стела по сей день стоит у Бутученского моста, Галиша, с именем которого связана любопытная находка.

В конце полевого сезона 1962 года рядом с цитаделью археологи расчищали остатки сгоревшей деревянной церквушки. В свое время она была сооружена на фундаменте из камней разрушенной мечети, что подтверждает сохранившаяся на них арабская вязь. В церквушке справа от входа оказалась надгробная плита с известной нам самой ранней славяно-молдавской надписью. На русском языке она звучит так:

В лето 698... (1472 или 81)

преставился раб божий

Кристиан

Месяца мая в 12 день вечная ему

память и был братом

пана Галиша.

В ходе розысков в древних рукописях упоминания о пане Галише удалось выяснить, что он был родным дядей молдавского господаря Стефана III Великого и занимал высокий пост пыркалаба Орхейского. Таким образом, надпись на камне и данные рукописей позволили установить личность Кристиана.

Так была прочитана еще одна страница прошлого.

Поиск продолжается. Есть поиск - значит, будут новые находки, новые открытия.

Благодаря труду археологов предметы, изготовленные тысячелетия назад, приоткрывают тайны далекого прошлого и рассказывают о событиях давно минувших дней.

Безусловно, вы можете прочитать обо всем этом в учебнике, увидеть удивительные творения талантливых мастеров в музеях. Но во сто крат интереснее побывать там, где разжигался древний горн, создавались эти изделия, возводил свое жилище далекий предок. Как ни доходчив учебник, как ни интересны музейные залы, ничто не сравнится с тем, что можно увидеть, понять, почувствовать, бродя по развалинам древних сооружений половцев, печенегов. Они оставляли после себя выжженную землю, а население уводили в плен. В результате одного из набегов погибло Екимоуцкое городище близ Резины. На нем была найдена «визитная карточка» грабителей - остродонный сосуд, характерный для печенегов.

Не обошли наш край и татаро-монголы. Их орды осели в степях центральной и южной части Днестровско-Прутского междуречья.

В излучине реки Реут в урочище Пештере был основан золотоордынский город Шахр ал-Джедид («Новый город») - крупный административный, ремесленный и торговый центр, чеканивший свою собственную монету. Караван-сараи, дворцы, мечети, бани были его гордостью. Но все это строилось не самими завоевателями, а порабощенным населением.

Умелые местные гончары изготовляли нарядную поливную керамику на восточный вкус и простые изделия для повседневного обихода. Но золотоордынцы украшали свои жилища и керамикой, привезенной, как свидетельствуют раскопки, из Средней Азии и Китая.

Раскапывая золотоордынские поселения, археологи обнаружили сотни целых и разбитых сосудов своеобразной формы - сфероконусов. Для чего их использовали, пока не известно. Одни считают их зажигательными снарядами, которые заполняли нефтью, поджигали и забрасывали в осажденные крепости. Другие видят в них сосуды для перевозки ароматических масел или ртути, игравшей важную роль в средневековой фармакологии.

Недолго процветала золотоордынская столица на Реуте. В середине XIV века, после разгрома татар при Синих Водах, город был разрушен.

От Карпат до Днестра, от Дуная и Черного моря до Покутья крепнет и расширяет свои границы Молдавское княжество. И на развалинах Шахр ал-Джедида возникает молдавский город Орхей, который мы называем Старым в отличие от современного, возникшего при княжении Василия Лупу. Старый Орхей становится резиденцией наместника господаря - пыркалаба, крупным ремесленным и торговым центром. Из камня разрушенных татарских строений сооружаются дворцы, церкви, дома ремесленников и торговцев. Археологи раскопали в этом городе и изучили множество мастерских ремесленников - гончарных, кузнечных, по обработке дерева и других.

Местные гончары изготовляли разную посуду для рынка. Редчайшей археологической находкой является деревянная ложка в виде уточки, сохранившаяся лишь благодаря тому, что она обуглилась. В Старом Орхее найдено много кладов и единичных монет. Среди них встречаются монеты и молдавской чеканки.

Любили черняховцы золотые украшения - серьги, лунницы. Одна из них, инкрустированная камнями, найдена в Данченском могильнике. Одежду застегивали фибулами. Насколько они были красивы и сложны в конструкции, позволяет судить застежка, обнаруженная при раскопках у села Ганск. Две уникальные пальчатые фибулы археологи нашли близ Данчен.

Были у черняховцев и серебряные украшения. В некрополе у Брынзен обнаружены пряжки и браслеты из серебра. Один из усопших был кремирован вместе с деревянным ларем, стенки которого украшены серебряными пластинками с аппликациями из золота. Все это свидетельствует о высоком развитии ремесла.

Начавшееся великое переселение народов нарушило мирный труд черняховских племен. Орды кочевников, вихрем пронесшиеся по краю, не оставили поселений. И лишь отдельные находки котлов говорят о прошедших здесь гуннах.

В конце V - начале VI века, согласно археологическим данным, между Прутом и Днестром жили славянские племена. Они занимались земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, были неустрашимыми воинами. Жили славяне в землянках.

При раскопках у Данчен обнаружены позднечерняховские и славянские керамические изделия, самые крупные из всех найденных в славякских могильниках пальчатые фибулы. Они изготовлены с большим вкусом и мастерством.

Древние руссы - прямые потомки славян. Русская летопись упоминает большое число древнерусских городов на Днестре, среди них и город Черн, который ученые отождествляют с городищем близ реки Черной у современного села Матеуцы. Среди множества городищ и селищ наиболее известны Алчедар, Екимоуцы и Рудь.

Многочисленные находки стрел, наконечников копий, боевых топоров говорят о хорошем знании славянами ратного дела. Славились они и как умелые гончары. Свою посуду формовали на гончарном круге, украшали ее волнистым орнаментом, наколами, насечками. Было развито и кузнечное дело. Из болотной руды в домницах получали железо. Затем из него изготовляли орудия труда и оружие. Славяне были тонкими ювелирами. При раскопках часто находят серьги из серебра, лунницы, шейные гривны, наборы поясных и других украшений. Еще один вид ремесла знали славяне - резьбу по кости. У села Ганск найден уникальный гребень с головой медведя.

Славяне Поднестровья были тесно связаны с византийским миром, о чем свидетельствуют находки монет.

В X-XI веках славяне подвергались опустошительным набегам.

Одно из крупнейших гетских городищ - Бутученское на Реуте, там, где излучина реки образует мыс между селами Требужены и Бутучены. Грандиозные валы и рвы поражают всех, кто приезжает в историко-ландшафтный заповедник Старый Орхей.

Разнообразны орудия труда и керамика, оставленные гетами. Особо впечатляют крупные сосуды для хранения зерна с ручками-упорами. Тулово сосудов украшено рельефными рогами изобилия.

Геты, как и скифы, вели торговлю с населением греческих колоний Северного Причерноморья. Подтверждением этого являются амфоры, чернолаковая посуда, украшения античной работы, найденные на их поселениях. На юге Молдавии был обнаружен уникальный светильник Артемиды Эфесской. Видимо, его привез местный воин из дальних походов.

Чеканили гето-даки и свои монеты, взяв за образец македонские. Одна из монет найдена на севере Молдавии, у села Котяла.

Сарматы, заселившие территорию между Днестром и Прутом в преддверии нашей эры, испытали сильное влияние римской культуры. Так как сарматы, занимаясь скотоводством, вели кочевой образ жизни, они не оставили поселений. Известны их многочисленные некрополи и единичные захоронения. В кургане у села Тудорозо на юге республики обнаружено захоронение, в котором найден.краснолаковый сосуд для вина в виде барана, кувшин, чаша из медного сплава и другие изделия. Не менее интересен стеклянный кубок из могильника у села Малаешты Рышканского района. На кубке - надпись: «Вечно живи, прекрасный».

В 1980 году у Брынзен найден сарматский могильник с различными предметами: стеклянными, медными и пастовыми бусами, бронзовым зеркальцем, серьгой, пряслицами для веретен и разной формы сосудами, сделанными на гончарном круге.

В III - IV веках нашей эры на землях междуречья жили племена черняховской культуры. Известны сотни поселений и десятки могильников, но полностью отсутствуют городища. Это - признак мирной жизни и отсутствия угрозы извне.

Раскопки некрополей у Будешт, Данчен, Бравичен и в других местах, а также ряда поселений дали сотни целых разных по форме сосудов темно-серого цвета, моделированных на гончарном круге. Изящен кувшин, найденный у Бравичен. Кроме керамики, в захоронениях обнаружены подвески из морских раковин, бусы из различного материала, зеркала, орудия из кости и железа, стеклянные сосуды для благовоний. Красивы Черняховские кубки. Не оставляют равнодушными и костяные сборные гребни.

Еще одно интересное открытие помогли сделать брынзенские раскопки. Долгое время ученые считали, что трипольцы не знали металлургии меди. Однако крупный кусок медного шлака и обломок литейного тигля, найденные на среднетрипольском поселении, говорят о другом - медь обрабатывали на месте.

О высокоразвитом интеллекте трипольцев свидетельствуют фишки с головками животных и людей (атрибут сложной игры), найденные на разных поселениях. Верили трипольцы в загробную жизнь. Судя по захоронениям Выхватинского могильника, тела усопших посыпались красной охрой. Рядом с умершими ставили сосуды с пищей, орудия труда, женские статуэтки. Последние занимают особое место в коллекциях трипольской пластики. Интересны статуэтка из Старых Каракушан, изображающая усопшую богиню, статуэтки сидячей великой богини-матери из Брынзен и обожествленного вождя из Русен.

Так была прочитана одна из страниц древнейшей истории благодатного края. Сквозь тьму веков дошедшие до нас предметы повседневной жизни рассказали о том, как трипольцы добывали здесь пищу, хранили продукты и обогревали жилища, чем заполняли свой досуг, во что верили.

О дружеских связях трипольцев с соседями свидетельствуют многие археологические находки. Так, в одном из жилищ у Брынзен найден сосуд, принадлежавший культуре воронковидных кубков. На раскопках поселений у Костешт на Чугуре, Мерешовки на Днестре встречается керамика культур, существовавших в Трансильвании.

В середине третьего тысячелетия до нашей эры продвижение племен иных культур обусловило отход основной части трипольского населения в Причерноморские степи. В наш край проникают племена культур эпохи бронзы - ямной, шаровидных амфор, сабатиновской, срубной, что подтверждают археологические находки. На смену оседлому образу жизни, занятиям земледелием и животноводством приходит кочевое скотоводство.

Много тысяч курганов оставили племена эпохи бронзы и раннежелезного века на возвышенностях, в широких поймах рек Молдавии. У села Лозово найден богатый клад бронзового оружия и орудий труда. Здесь и листовидные кинжалы, серпы, навершие жезла, топоры-кельты. У Варваровки представители культуры Ноуа оставили изделия из бронзы: серпы, топоры-кельты, навершие, два браслета, две серьги.

Пути археологических открытий поистине неисповедимы. Долгие годы ученые не находили подтверждения словам отца истории Геродота о том, что в Северном Причерноморье кроме фракийцев и скифов жили киммерийцы. И вдруг- такая неожиданность. В одном из южных сел республики археолог Е. В. Яровой увидел... киммерийский бронзовый котел, в котором гасили известь. Владельцы бесценной вещи рассказали, что лет восемь назад ее подарил им приятель-бульдозерист. Он обнаружил сосуд во время земляных работ. Так появился в коллекции Музея археологии и этнографии Академии наук МССР киммерийский бронзовый котел.

При раскопках курганов на юге Молдавии обнаружены другие

предметы того времени.

Не менее интересна история скифских находок. Лет десять назад трактористы, распахивая курган неподалеку от села Бутор, извлекли из земли каменное изваяние и привезли его в школу. Дети сообщили ученым. Каков же был восторг археологов, когда они, приехав, увидели во дворе школы верхнюю половину скифской «бабы» - каменного изваяния бородатого скифа. В правой руке он держал ритон - кубок из турьего рога, левая рука покоилась на рукояти акинака - короткого меча.

При последующих раскопках курганов были найдены вторая половина изваяния, а также золотые серьги античной работы, греческие чернолаковые сосуды, амфоры для вина.

Раскопав скифский курган у села Балабан, археологи обнаружили в нем захороненную женщину-воина с оружием. У изголовья лежали прекрасные золотые серьги в виде головок животных.

В 1981 году под Дубоссарами было найдено уникальное изделие скифского времени - массивная золотая гривна с головками львов, между ними - перемычка, на которой две уточки, повернутые головами друг к другу. Золотые украшения античной работы были обнаружены и в другом кургане.

В первом тысячелетии до нашей эры основное население края составляли северофракийские племена. Как свидетельствуют археологические раскопки поселений и могильников у Шолданешт на реке Черной, у Гидигича под Кишиневом, у Селиште близ Оргеева и в других местах, фракийцы были не только скотоводами и земледельцами, но и неустрашимыми воинами.

Красивы фракийские сосуды. Они часто украшены каннелюрами и оттисками шнура или насечками. Своеобразны черпаки, оружие.

В конце первого тысячелетия до нашей эры на землях Молдавии уже проживали племена гето-даков, относящиеся к позднефракийцам северо-восточной ветви. Их поселения и городища, обнаруженные в разных местах Молдавии, занимали, как правило, участки на легкообороняемых мысах. В основном городища имели подтреугольную форму. Но были и кольцевые городища - у Олишкан, Матеуц.

Он был мастером на все руки, человек древнекаменного века. Из кремня, кости, дерева изготавливал свои орудия. С нуклеусов (ядрищ) скалывал отщепы, из которых оформлял скребла, ножи, остроконечники, листовидные наконечники. Рукоятками для них служили куски рогов оленя. С помощью мотыгообразных орудий из бивней мамонта он копал хозяйственные ямы, устраивал землянки. Из шкур животных шил одежду и обувь. В минуты, свободные от собирательства съедобных растений и охоты на пещерного медведя, мамонта, бизона и множество других животных, пытался рассказать наскальными рисунками о том, что поражало его воображение. Такие рисунки во множестве найдены на стенах и потолках пещер в Италии, Франции, Испании. Известны они и в нашей стране - в Каповой пещере на Урале.

В Молдавии, в пещере у села Брынзены Единецкого района, обнаружено уникальное украшение - подвеска, вырезанная из куска бивня мамонта. Древний ювелир придал ей форму, напоминающую современный сверхзвуковой самолет. Два ряда точек по бокам подвески имеют сходство с иллюминаторами на сигарообразном корпусе лайнера. Брынзенская находка - еще одно свидетельство того, как давно появилась в человеке тяга к прекрасному.

Прошли тысячелетия. Не без участия человека изменилась фауна нашего края: исчезли мамонты, бизоны, северный олень, дикая лошадь. Холодный период сменился потеплением. К седьмому тысячелетию до нашей эры человек перешел к оседлости, занялся земледелием и скотоводством. В этот период в Молдавии жили племена буго-днестровской культуры. Следы их поселений обнаружены на Днестре под Сороками, у села Сакаровка и в других местах. Тысячи мелких орудий из кремня и кости, первые настоящие мотыги, зернотерки, найденные здесь, помогли узнать многое из жизни племен новокаменного века.

Эти племена выращивали пленчатые виды пшеницы, ячмень, бобовые (интересно, что древнейшее свидетельство существования окультуренной сливы относится тоже к этому времени), содержали домашних животных - крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей, собак, были и искусными рыболовами. На днестровских поселениях обнаружены большие скопления костей вырезубов, крупных сомов и осетровых весом до двухсот килограммов.

К началу пятого тысячелетия до нашей эры появились первые сосуды, вылепленные из глины. Они украшены углубленными узорами или имеют хорошо заглаженную поверхность.

К концу пятого тысячелетия до нашей эры на Днестровско-Прутские земли проникли из Центральной Европы носители культуры линейно-ленточной керамики. Они оставили после себя колодкообразные топоры-тесла и горшки шаровидной формы с залощенной до блеска поверхностью, на которую был нанесен нотный орнамент. Поселения этих племен обнаружены на реке Реут во Флорештском районе, на реках Большой и Средний Чулук в Лазовском районе и неподалеку

от Кишинева, у села Новые Русешты.

В конце пятого - начале четвертого тысячелетия до нашей эры в результате ассимиляции буго-днестровских племен, племен культуры линейно-ленточной керамики, а также племен культуры Боян, проникших на эти земли с Нижнего Дуная, зарождается новая жизнеспособная культура - трипольская. Просуществовала она полтора тысячелетия и достигла за это время высокого развития, каждая ступень которого характеризовалась особыми чертами.

Трипольцы были прекрасными строителями. Они сооружали не только землянки, но и наземные двух- и трехэтажные дома. Возводили их из дерева и глины. Если поселения располагались на мысах с крутыми склонами, трипольцы сначала сооружали террасы, а затем уже строили на них дома.

Кроме орудий из кремня, кости, рога, трипольские племена знали изделия из меди. Они получали ее от своих балканских соседей - племен культуры Гумельница. Мотыгами и ралами из оленьего рога трипольцы обрабатывали большие участки земли, на которой выращивали пленчатые и голозерные виды пшеницы и ячменя, просо, бобовые, виноград, абрикос, сливу. Водился у них крупный и мелкий рогатый скот, были и домашние лошади. На охоту трипольцы ходили с собаками.

Большого мастерства достигли они в изготовлении керамики. У ранних трипольцев она нарядна, украшена сложным, имеющим определенное смысловое содержание рисунком. Орнамент углубленный; часто состоит из поясов с квадратами, вырезанными в шахматном порядке, в сочетании с проглаженными линиями, спиралями, точками. Особенно красива керамика, украшенная пальцево-ногтевыми защипами. Излюбленный элемент орнамента-каннелюры, покрывающие горло и тулово сосудов.

Не могут не вызвать интереса статуэтки великой богини-матери с гипертрофированными бедрами и рогатые креслица с чертами быка - рогатого небесного божества. Такие находки встречаются при раскопках раннетрипольских поселений повсеместно. По представлению древних, великая богиня-мать и солнечный небесный бык были в браке, от которого и произошли все земные блага. Не от этих ли

древнейших верований берет начало прелестный миф о похищении Европы Зевсом?

Раннетрипольские «поселения известны по всей Молдавии, кроме южной ее части. Есть они на Днестре - у Солончен, Голеркан; на Реуте и его притоках - у Путинешт, Александрова, Флорешт, Рогожан; на Пруте и его притоках - у Ларги, Перерыты, Скулян, Унген; близ Кишинева - у Данчен, Новых Русешт, Бардара.

Особой известностью пользуется поселение у села Карбуна Кутузовского района. Здесь был найден уникальный клад. Он состоял из топоров, браслетов, плоских женских фигурок и бус из меди. Трипольцы украшали себя также бусами из клыков оленя, горного хрусталя и красного кварцита, залежи которого известны лишь в Малой Азии. Вызывает удивление тот факт, что они владели искусством сверления пород, уступающих по твердости лишь алмазу. Найдено в этом кладе и множество нашивок из средиземноморских раковин. Эти находки свидетельствуют о тесных связях ранних трипольцев со Средиземноморьем и Балканами.

Высокого уровня достигла трипсльская культура на среднем этапе своего развития, что подтверждается раскопками трипольских поселений. У Старых Куконешт сохранились остатки домов с массивными межэтажными перекрытиями из глины, нанесенной на деревянные настилы.

В этот период появляются новые приемы орнаментирования керамики. Углубленный узор уже сочетается с расписным, нанесенным черной, красной и белой краской.

Обжигая сосуды в печах с доступом кислорода, гончары добиваются оранжевого цвета, тогда как изделия ранних трипольцев темно-серые или черные.

Особенно красивы сосуды с крышками, найденные археологами у Дуруитор и Старых Радулян. Взгляните на них - и вы залюбуетесь волнистой лентой или спиралью, которая отождествлялась нашим далеким предком с образом доброго ужа, хранителя небесной влаги - дождя.

Те же элементы присутствуют и на бомбовидном сосуде, найденном в Старых Радулянах. Прекрасным вкусом обладал мастер, создавший изящный кубок, на оранжевом фоне которого выделяется черная роспись. Не могут не вызвать восхищения и сосуды конца среднего Триполья, найденные у села Брынзены.

Есть у трипольцев и свои загадки. На среднетрипольских поселениях встречаются тысячи так называемых сосудов-биноклей без дна. Для чего создавали их древние гончары? Пока лишь ясно, что изделия эти не утилитарного назначения. Видимо, они связаны с культом парной семьи и обрядами-заклинаниями о благополучии и долголетии.

На трипольских поселениях, в частности у села Брынзены, обнаружены и культовые сооружения. На полу первого этажа постройки предметы быта фактически отсутствовали. На втором этаже находился круглый алтарь из глины, над которым впоследствии был сооружен крестообразный жертвенник.

В Молдавии открыто много поселений позднего Триполья - времени наивысшего расцвета трипольской культуры. Как правило, они располагались на высоких точках рельефа. Так, у села Брынзены сохранились остатки жилищ, которые трипольцы сооружали на поверхности голых куполообразных скал - толтр.

Большой интерес представляют печи трипольцев, вылепленные из глины ленточным способом, близким к тому, каким формовались сосуды. Печи самые разные: простые, сложные с пристроенной камерой - накопителем тепла, на помосте с подпечной нишей, с углублением для хранения огня. В жилище у села Варваровка на Реуте, в нише под одной из печей, найдено 27 сосудов с крышками.

В раскопках у Брынзен, Варваровки, Старых Бадражей, на реке Чугур у Костешт обнаружены сотни орудий из кремня - стрелы, ножи, боевые клевцы и молоты из оленьего рога, костяные кинжалы.

Высокого уровня достигло гончарное ремесло. Трипольцы овладели технологией обжига керамики и в двухъярусных печах, создали новые формы керамических изделий, новые элементы орнамента, навеянного их верованиями. На керамике этого периода часто встречаются целые повествовательные сцены. Так, на сосуде, найденном у села Варваровка, орнамент состоит из овалов - символов великой богини-матери, лент с зубцами - знаками вспаханной земли. Под горлом сосуда изображены полуовалы - небесные тучи, несущие влагу. На широкой свободной полосе - олень, две собаки и две лошади. На других сосудах изображены собаки, преследующие косуль или зайцев.

Интересна роспись брынзено-костештской керамики. Круги превращаются в овалы - женские символы. На поле помещены силуэты танцующих богинь в платьях битреугольной формы, лента из ромбов - символ засеянного поля. Встречается даже силуэт быка. Знаки быка - в виде W, М или V; фигуры танцующих богинь в овале дополняют рисунок другого сосуда.

Изображены на сосудах и заклинательные сцены благополучия - богиня и корова с подпущенным теленком, богиня с древом жизни и дикими животными, лучник, охотящийся на косулю.

Чувства прекрасного не были лишены и мастера, изготовлявшие изделия из меди. Это подтверждает брынзенская находка - двухлезвийный топор-скипетр, которому придан облик птицы с хохолком.

Особое место в молдавском народном декоратив­ном искусстве занимает ковер - один из древних видов художественных текстильных изделий.

Архивные данные, дневники путешественников XVI- XVIII веков свидетельствуют о широком распространении ковроделия в Молдавии. Но, к сожалению, до нас дошли только некоторые фрагменты ковров, изготовленных при­мерно в середине XVIII века. Временем расцвета ковроде­лия в Молдавии считается конец XVIII - начало XIX века. Ковры этого периода отличаются высоким мастерством исполнения, гармонией цветовой гаммы, разнообразием орнаментов.

С незапамятных времен шерстяные домотканые ковры в доме молдаванина выполняли не только утилитарную, но и декоративную функцию. Дело в том, что традиционная мебель молдавского крестьянина состояла обычно из длинных деревянных лавок, расставленных вдоль стен, стола и дощатой кровати. Главными украшениями дома были ковры и полотенца. Длинные лавки устилались коврами, на пол стелили дорожки, а на кровати и сундуки - ковровые покрывала.

Для молдавских ковров характерны геометрические, растительные, зооморфные и антропоморфные мотивы орнаментов. Причем растительный и геометрический орна­менты наиболее распространены. Среди растительных мотивов часто встречаются изображения деревьев, кустов, вазонов с цветами, букетов, веток, гирлянд.

На старинных коврах изображение вазонов с цветами характеризуется тонким ажурным рисунком. Рисунок ва­зона и букета считается типичным для молдавского ковра конца XIX - начала XX века. Интересна традиционная форма стилизованной гирлянды из виноградной лозы и гроздьев. До настоящего времени в орнаменте молдавско­го ковра сохранился и ряд геометрических фигур, кото­рые встречались на старинных коврах. Это ромбы, квадра­ты, крестообразные фигурки. В разных комбинациях форм и цветов они создают прекрасные орнаменты. Часто растения, фигурки людей и животных, различные предме­ты быта сильно стилизованы.

Спокойная цветовая гамма, ограниченная семью-восемью цветами - важная характерная черта молдавско­го ковра. Пряжу окрашивали растительными красителями в домашних условиях. Методы изготовления таких краси­телей и способы крашения вырабатывались столетиями и передавались из поколения в поколение.

Молдавские ковры бывают с четырехсторонней, двух­сторонней каймой и вообще без каймы. Одна из ярких отличительных особенностей молдавских ковров с каймой заключается в том, что рисунок каймы не согласуется с главным рисунком поля. Они разные по цвету, но это не мешает создавать цельную композицию, которая основы­вается не на сходстве, а на контрасте мотивов и цветовой гаммы орнаментов.

Принцип построения молдавского коврового орнамента основан на чередовании нескольких одинаковых по форме, но различных по цвету мотивов.

В конце XIX - начале XX века господствующее поло­жение почти во всех областях народного молдавского декоративно-прикладного искусства занимает раститель­ный орнамент. Под влиянием натуралистических рисунков фабричных тканей и массовой печатной продукции в домашнее ковроделие внедрялась натуралистическая тен­денция в передаче растительных мотивов. В результате несколько снизилась художественная ценность и потеря­лось неповторимое своеобразие коврового орнамента.

Наряду с прежними, прекрасными по рисунку и цвету шерстяными коврами, в конце XIX века стали появляться ковры на конопляной, льняной и даже хлопчатобумажной основе с узорами, лишенными тонкого вкуса и фантазии. Крестьяне начали окрашивать пряжу анилиновыми краси­телями в слишком яркие, порой даже резкие цвета. Преобладали ярко-розовые, красно-фиолетовые, ярко-зеленые цвета. Фон стал черным, в то время как у ковров XVIII - первой половины XIX века фон был чаще всего мягких розовых, коричневых, голубых или зеленых тонов.

Орнамент ковра отражает вкус создателя, его понима­ние сущности природных явлений, представление о красо­те окружающего мира.

Народ дал самые разные названия ковровым орнамен­там: короница кодрулуй (венок кодр), букету л (букет), георгинэ (георгина), кэприоара (косуля), жеменеле (близне­цы), жуний (юноши), кукошеий (петушки) и др.

Мотивы ковровых орнаментов не представляют собой некие застывшие формы, они изменяются и развиваются в тесной связи с материальной и духовной жизнью народа. Процесс создания художественных форм длителен и органически целостен. Новое не может полностью вытес­нить многовековые традиции. Создавая новые формы, народное искусство всегда сохраняет старые.

Богатые традиции ковроделия с интересом изучают, заботливо хранят и с успехом продолжают современные мастера Объединения народных художественных промыс­лов, в которое входят ковровые фабрики Кишинева, Комрата, Оргеева, Чадыр-Лунги и другие.

Вышивка и кружева.

Вышивка - один из видов украшения тканей - у молдаван имеет повсеместное распространение и богатые традиции. Веками создавал народ прекрасное искусство вышивки.

В прошлом в Молдавии не было ни одного села, и котором бы женщины с большим мастерством и художественным вкусом не украшали вышивкой домотканую одежду, скатерти, полотенца, занавеси, наволочки и дру­гие бытовые и обрядовые изделия.

Особенно старательно украшали вышивкой одежду (чаще всего праздничную). Прекрасные орнаменты, широ­кая цветовая гамма, высокое мастерство исполнения ха­рактеризуют вышивку молдавской национальной одежды.

О молдавской национальной вышивке можно судить в основном по образцам конца XVIII - начала XX века.

Богатые коллекции народной одежды конца XVIII, XIX и начала XX века хранятся в музеях республики. Настоящим сокровищем этой коллекции являются выши­тые женские блузки. Орнаменты вышивки на женских блузках располагали обычно на рукавах, груди, иногда - на спине и по нижнему краю.

Расположение орнаментальных композиций на народ­ной одежде не является произвольным, а неразрывно связано с покроем одежды и пропорциями человеческой фигуры. Большую роль тут играет и традиция. Природное художественное чутье помогало мастерицам подчеркнуть вышивкой конструктивные особенности вещи.

Вышивка, расположенная в верхней части рукава блузки-алтица-всегда содержит определенный мотив, который обычно на этой блузке больше не повторяется. Алтица - плотная, почти ковровая вышивка, лежит квад­ратом поперек плеча. От алтицы вниз по рукаву полоса­ми расходятся узоры. Геометрический или растительный орнамент, расходящийся полосками от алтицы, в народе называют речки, цветы, звездочки.

Обычно орнамент вышивок состоит из прямых, волно­образных, ломаных линий и геометрических фигур, кото­рые образуют рисунок зигзагообразной, ромбовидной, звездообразной или крестовидной формы. Каждый орна­мент, созданный той или иной вышивальщицей, отличает­ся неповторимым сочетанием форм и цветов. Создавая композиции орнаментов, мастерицы изображали природу, фигурки животных, людей...

С древних времен пришли в молдавскую вышивку изображения петуха, курицы, змеи, которые были симво­лами семейного счастья и благополучия. Изображение коня встречается в декоративном искусстве многих наро­дов, и у молдаван оно имеет довольно широкое распро­странение. Часто в орнаментах вышивок женские фигуры, символизирующие плодородие, чередуются с изображени­ями цветов, деревьев, фруктов, птиц и др.

Орнаментальные мотивы молдавской вышивки носят разные названия: рыурь (реки), лучеферь (звезды), клопо-цей (колокольчики), пуй (цыплята), флутурашь (бабочки), фурникуце (муравьи), лэбуце (лапочки), коарнеле бербеку-луй (бараньи рога), каля чобанулуй (дорожка чабана) и др. Народные названия позволяют раскрыть замысел вышивальщиц разных времен, а также установить традиционные черты вышивки. К настоящему времени большая часть названий орнаментальных мотивов не сохранилась. Из-за сильной стилизации порой трудно узнать даже знаки солнца, древа жизни, коня, птиц. Может быть, поэтому нередко случается, что один и тот же орнамент даже в одном селе называется по-разному.

В XIX веке вышивали шерстяными нитями, крашенными естественными красителями, а в конце XIX - начале XX века - яркими шелковыми нитями и мулине, что несколько снизило художественный уровень традиционной молдавской вышивки.

Известно множество способов вышивания: по счету нитей, точка, цепочка, косичка, лестница, крестики, с бусинками или с блестками, мережка... Техника вышивки определила во многом геометрический характер орнамен­та.

В конце XIX - начале XX века и в орнаменты вышивок проникают мотивы, заимствованные из фабричной печат­ной продукции, отмечается тенденция к натуралистическо­му изображению мотивов. В это время преобладает и более простая техника вышивок, шерстяные нитки заме­няют шелковыми.

Орнамент молдавской вышивки отличается небольшим количеством цветов. Довольно редко встречаются орна­менты, вышитые нитями пяти-шести цветов. Очень краси­во сочетание ярких цветов (красный, золотистый, синий) с черным. В этнографической коллекции Государственного Историко-краеведческого музея МССР хранятся женские блузки, вышитые нитями только одного цвета - красными, черными или синими.

В последнее десятилетие сфера распространения вышив­ки несколько сузилась. Тем не менее и в наши дни многие с большим мастерством вышивают женские блузки и мужские рубахи.

Наряду с вышивками большой интерес представляют и кружева, которыми украшали одежду, полотенца, скатер­ти, покрывала, наволочки. Иногда женщины вязали из белых хлопчатобумажных ниток скатерти, занавеси, сал­фетки и др.

Узоры кружев обычно изображают растительные, зооморфные, антропоморфные мотивы, геометрический характер которых продиктован во многом техникой испол­нения. Не забыты и геометрические мотивы, которые образуют прекрасные орнаментальные композиции.

Разнообразны названия орнаментов кружев: букеций (букеты), нучий (орехи), флоаря-арцарулуй (цветок кле­на), лилиякул (сирень), поама (виноград), пэунул ши пэуница (павлины), кукошеий (петушки), кэлуций (лошад­ки), пептенеле (гребень), скэунашеле (стульчики) и др.

Коллекции вышивок и кружев, хранящиеся в музеях республики, являются настоящим сокровищем культуры молдавского народа.

Керамика.

Молдавское народное гончарное искусство - одно из наиболее древних. Об этом свидетельствуют найденные в ходе археологических раскопок на территории Молдавии керамические сосуды, фигурки людей и животных, отно­сящиеся к трипольской культуре (4-3 тысячелетия до н. э.)

В историко-краеведческих музеях республики можно увидеть бытовые и декоративные керамические изделия XIV-XVI, а также последующих веков.

Большинство керамических изделий изготовляли на гончарном круге, украшали орнаментом, покрывали гла­зурью и обжигали в специальных печах. Посуда, предназ­наченная для домашнего обихода, как правило, вовсе не покрывалась глазурью или покрывалась лишь частично.

Старинные керамические изделия удивляют мастер­ством исполнения, изящной простотой форм, скромным украшением. Орнамент, состоящий чаще всего из самых простых линий, точек, кругов, мастера располагали так, чтобы наилучшим образом подчеркнуть форму керамиче­ского изделия.

Высоким мастерством исполнения отличаются керами­ческие изделия и начала XIX века. Миски, тарелки, кувшины украшали обычно геометрическим и раститель­ным орнаментом. Очень редко встречаются зооморфный и антропоморфный орнаменты.

С любовью гончары украшали кувшины лепными цветами, фруктами, птицами, фигурками людей.

На кувшинах типа бурлуй орнамент более сложный. Центральный узор на плечиках составляют различные сочетания элементов геометрического, растительного и зооморфного характера. Часто встречаются стилизован­ные птицы, а также древо жизни. На молдавской керами­ке очень часто знак солнца изображали в виде спиралей, розеток, кругов.

Большой интерес вызывают глиняные игрушки конца XIX - начала XX века: свистки, копилки в виде фигурок лошадей, всадников, петушков, реже собачек, лисиц. Самыми распространенными игрушками были фигурки коня и всадника. Обычно игрушки украшали геометриче­ским орнаментом и покрывали глазурью. Краски чаще всего яркие.

Современная молдавская керамика впитала многие традиционные национальные черты. Сохранились не толь­ко форма некоторых изделий, цветовая гамма, орнамент, но и техника их изготовления.

В настоящее время в Молдавии существуют несколько центров, где еще живет древний промысел - гончарное дело. Это села Годжинешты Каларашского района, Юрче-ны Ниспоренского района, Чинишеуцы Резинского рай­она, Цыганешты Страшенского района. Причем характер орнаментов, цветовая гамма и выделка гончарных изделий в каждом селе отличаются неповторимым своеобразием.

В Чинишеуцах и Годжинештах керамические изделия изготовляют из красной и черной глины, а в Цыганештах и Юрченах - в основном из красной.

Орнамент на черной керамике обычно очень скромен и как бы образует гирлянду на плечиках сосудов из блестя­щих лощеных волнообразных линий, кругов или полукру­гов. Цвет не используется.

Цветовая гамма изделий из красной керамики состоит из зеленого, коричневого, желтого и реже - голубого цветов. Молдавской керамике вообще присуща полихро­мия орнамента.

И сегодня керамика играет большую роль в жизни молдавской семьи. Широко используются в быту улчор - кувшины для воды, молока; бурлуи - кувшины с узким и широким горлом для вина и воды; оале - горшки для приготовления пищи; гаваносы - емкости для хранения продуктов.

В этнографическом отделе Государственного Историко-краеведческого музея МССР представлены образцы современной молдавской керамики. В основном это изде­лия Унгенского завода художественной керамики, которые очень популярны и пользуются большим спросом.

Резьба по дереву и камню.

Художественная обработка дерева - одно из древних занятий молдаван. Это область мужского творче­ства.

Строя дома, изготавливая мебель, орудия труда и домашнюю утварь, народные мастера большое внимание уделяли не только практической, но и эстетической стороне.

Резьба по дереву выполнялась при помощи долота, ножа, пилки, пилы, топора. Существуют разные виды резьбы: контурная, рельефная, объемная, сквозная.

К сожалению, сохранилось немного старинных образ­цов художественной обработки дерева. Дерево - материал недолговечный. Кроме того, многие предметы искусства, в том числе и изготовленные из дерева, исчезли во время Великой Отечественной войны. Большинство дошедших до нас образцов художественной обработки дерева отно­сятся ко второй половине XIX века и являются элемента­ми декора жилища. Это фронтоны, столбы, капители, коньки, подзоры.

Правда, в некоторых селах еще можно найти изделия с традиционными чертами резьбы по дереву, которые не потеряли художественного значения: круглые столики со стульями, полочки, сундуки для приданого, веретена, прялки, ткацкие станки, ложки, разделочные доски.

Красивые модели декора в народной архитектуре можно встретить в селах, расположенных на берегах Реута, а также в Каларашском, Ниспоренском, Страшен-ском районах. Большой интерес представляют декоратив­ные резные капители деревянной галереи дома, где про­явилось все многообразие творческого дарования народ­ных мастеров. Имеются данные, что еще с древних времен молдаване украшали резьбой колонки дома, на которые опирался вынос кровли.

Во многих селах, особенно на юге Молдавии, фронто­ны домов украшены двумя деревянными змеями. Изображение змея встречается также и на керамических сосудах Триполья. В далеком прошлом змеи считались хранитель­ницами домашнего очага, им придавался магический смысл. Изображение змеи, а также птиц, коня - важные элементы орнаментики народной архитектуры.

В молдавских селах застекленные веранды, двери, ворота часто украшены своеобразными деревянными «кружевами». Резьба по дереву, резной камень и роспись дополняют друг друга, придают молдавскому дому наряд­ный облик.

Многие исследователи справедливо отмечают, что ор­наментика камня ведет свое начало от деревянной резьбы, что мотивы орнаментов и приемы их выполнения на протяжении веков неоднократно переходили с дерева на камень. Поэтому сохранившиеся памятники каменной ар­хитектуры можно считать прямым доказательством высо­кого уровня развития деревянной резьбы.

Особенно красивы резные деревянные ворота кресть­янских дворов в селах Центральной Молдавии, где сохрани­лись древние традиции художественной обработки дерева. Высокие, выполненные в основном из дуба, украшенные выразительным орнаментом, такие ворота являются настоящими произведениями искусства, в которых отра­жается история молдавского народа, история земли мол­давской. Ворота состоят обычно из трех столбов (деревян­ных или каменных), на которые, как правило, опирается крыша. Все элементы ворот украшены орнаментом. До настоящего времени часто встречается на воротах знак солнца, древо жизни, цветы, геометрические фигуры.

Украшением ворот является и верхняя часть створ и калитки - ажурная решетка. Она изготовляется из ряда фигурно вырезанных, вертикально расположенных досок, набранных вплотную друг к другу. При этом образуются отверстия в виде овалов, кругов, крестиков, сердечек и т. д. Ажурная решетка ворот - своеобразное деревянное кружево, орнаментальные мотивы которого разнообраз­ны, выразительны и красивы.

Столбы ворот состоят из прямоугольного или квадрат­ного тулова, заканчивающегося сложным навершием, на­поминающим пирамиду, отделенную от столба пояс­ками. Иногда столбы ворот напоминают стилизованную фигуру человека. Во всех мотивах отражена действитель­ность, чувствуется связь с традициями, богатая фантазия мастеров.

В орнаментах на деревянной мебели встречаются про­стейшие декоративные элементы. Иногда вся поверхность таких предметов украшена параллельными прямыми, вол­нистыми или пересекающимися линиями. Зигзагообразные линии носят в народе название «клык», «волчий клык».

Интересно отметить, что в старых книгах - рукописных и печатных - фронтиспис и инициалы перено­сились на бумагу с деревянных форм. Многие мотивы и элементы орнаментов перешли в резьбу именно из книг.

В настоящее время в Каларашском, Страшенском, Резинском районах есть еще мастера, которые изготовля­ют деревянные ложки, веретена, кружки, доски для разделывания продуктов и другие бытовые предметы, украшенные интересными орнаментами.

на тему: Молдавское

прикладное искусство.

Выполнила:

г. Бендеры 2003 г.


Искусству, помимо «сурового стиля» явилось искусство, продолжающее в какой-то степени традиции русского авангарда (И. Калинин, В. Сидур и т. д.). Выставки последних лет: «Советское искусство 20–30-х годов», выставки, посвященные творчеству П. Филонова, К. Малевича, М. Шагала, возвратили зрителю запрещенные или замалчиваемые имена. Конечно, каждое новое поколение отличается от предыдущего, и те, ...

В настоящее время активно развиваются различные виды туризма – экологический, познавательный, научный, спортивный, рекреационный. 3. Развитие туризма в Беларуси Развитие туризма является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь. Туристский потенциал Беларуси базируется, главным образом, на многообразии, красоте и первозданности природы страны, ...



И гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Исходя из этого, изучение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края включает, в условиях Приднестровской Молдавской Республики, выражается в следующем: - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, ...

Вопреки росту популярности модного хэнд-мэйда (недавно в столице прошла масштабная ярмарка ручных поделок) в Молдове всё чаще проявляется интерес к традиционным видам народного искусства. Изделия из дерева, глины, кожи, соломы или лозы притягивают своей аутентичностью, принадлежностью к общей культуре.

Подробнее о традиционных видах народного творчества газете «Аргументы и факты в Молдове» рассказал Адриан ТРИБОЙ – председатель Союза народных мастеров Молдовы, победитель Дельфийских игр в номинации «Народные художественные промыслы и ремесла» (2008 г.).

– В последнее время мы замечаем возрождение интереса к народному творчеству. Был временной вакуум, и люди забыли, как создаются кувшины, как можно изготовить из лозы красивую вазу. Кроме того, это эксклюзив, ручная работа, натуральные материалы. К обладанию такими вещами стремится, наверное, каждый. Мы рады, что практически ни одно культурное мероприятие республиканского масштаба не проходит без нашего участия. И государство поддерживает нас.

кстати

Союз мастеров был создан в 1992 году решением республиканского Конгресса народных мастеров. Сейчас он насчитывает более 350 умельцев всех видов ремесел, распространенных в Молдове.

Гончарное дело

Одно из самых распространенных ремесел в Молдове – гончарное дело. В прошлые времена здесь были целые поселения гончаров. Изготовляли не только керамическую утварь, предметы быта, но и глиняную черепицу, обожженный кирпич для строительства домов. Очагами гончарного искусства считались с. Чинишеуць (Резинский район), с. Юрчень (Ниспоренский район) с. Ходжинешть (Каларашский район), с. Цигэнешть (Страшенский район), с. Николаевка (Унгенский район), г. Комрат, Старый Оргеев. В настоящее время мастеров керамики в республике можно пересчитать по пальцам: в Юрчень (Ниспоренский район) – Георгий Панциру, в Ходжинешть (Каларашский район) – Василий Гончар, в Чорешть (Ниспоренский район) – мастер черной керамики Захария Трибой.

комментарий мастера

Захария Трибой:

– Технология производства черной керамики сохранилась от гето-даков. Как и другие виды ремесел, секреты её изготовления передавались из уст в уста, от отца к сыну. Поэтому так важно беречь наших мастеров. Кроме того, каждый керамист проходит свой творческий путь, учась на своих ошибках, находя новые приемы, уникальные методики.

В отличие от красной керамики мои изделия декорируются методом шлифовки камнем или деревом (орнамент не наносится кистью). Отличается также и более сложным методом обжига. Печь герметично закрывается, создается безвоздушное пространство, в котором глина чернеет. Процесс длится до недели, и он более трудоемкий.

Пэнуш

Одним их древнейших видов народного искусства в Молдове считается пэнуш – плетение из листьев кукурузы. В прошлом из стеблей и листьев кукурузы плели амбары, мебель, колыбели, корзины, всевозможные емкости, шляпы, игрушки, предметы декора. Плетение развито было в Сорокском, Теленештском, Каларашском, Кагульском районах. Сегодня в республике эта традиция практически вымирает. Мастеров этого дела – единицы. Одна из лучших – Наталья Канджя из Криулян.

Плетение из лозы

Интересно с исторической точки зрения плетение из лозы. До сих пор в различных уголках Молдовы можно увидеть постройки, которые возводились вначале в виде плетенных из толстых прутьев стен. Затем их покрывали слоями глины, смешанной с соломой. Такие дома всегда были более тёплыми. Наряду с жильем и хозяйственными постройками наши предки мастерили корзины, циновки, сосуды для хранения продуктов, детские колыбели, кузова для транспортных средств, плетеные заборы. Сегодня это исключительно предметы декора и мебель, которые становятся все более популярными в Молдове. Известные мастера плетения из лозы: Лилия Маня, Тудор Бусуйок, Григорий Волощук, Михай Гэураш, Дарие Ромео. Развито оно в Сороках, с. Рубленица, с. Речула, с. Теленешть, с. Манта, Кишинёве.

Плетение из соломы

Необычна технология плетения из соломы. В Молдове для этого используются овсяная, пшеничная и ячменная солома или их сочетание. Овсяную солому отличают большая гибкость и золотистый, богатый оттенками цвет, который подходит не только для плетения шляп, но и для инкрустирования изделий из дерева. Плетут также из соломы суданской травы, дикого овса. Любопытно, что солому мастера собирают по своему усмотрению, в зависимости от того, какой цвет соломы нужен – серебристый, зеленоватый или светло-желтый в стадии восковой спелости. Затем ее специальным методом вымачивают, плетут всевозможными техниками. Наши мастера: Петр Букэтару, Евгения Молдовану. Центры плетения из соломы находятся в Бельцах и с. Михайлень Рышканского района.

Ковроделие

Известна Молдова своими «бессарабскими коврами», отличавшимися высоким художественным уровнем. Ковроделие и ткачество – это гордость республики. У нас практически ни встретишь дома, в котором не было бы ковров. Раньше их количество имело большое значение, когда шла речь о мастерстве девушки и её семьи. Изначально ковры не изготавливались для продажи – только в редких случаях, когда семья молдаванина попадала в большую беду, крестьянин был вынужден продать ковёр. Сейчас традиция почти утеряна. Мастера этого искусства: Парасковия Пасат, Екатерина Попеску, Нина Крэчун, Елена Спиней. К центрам ковроткачества относились: с. Барабой, Плоп, Кришкауцы, Петрены, Табора.

Резьба по камню

Особая роль в художественной обработке камня принадлежит одному из центров развития этого ремесла − селу Косэуць Сорокского района, богатому месторождениями песчаника. В селе Косэуць трудятся известные мастера-каменщики: Александр Чумак, Ион Лозан, Серджиу Кожокару и семейные династии Хэмурару, Загаевских, Золотарёвых и др., у которых обучались многие будущие мастера. В северной части Молдовы каменотёсы работают с зернистым пористым белым камнем, который добывают в карьере близ села Гординешть Единецкого района. Здесь же делают надгробные памятники, стелы и кресты, распятия, дымоходы и др.

Резьба по дереву

Резьба по дереву у нас распространена повсеместно. Наиболее часто использовались акация, ясень, дуб, кизил, орех, бук, граб, черешня, ель, сосна. Каждый мужчина с детства должен был разбираться в породах деревьев. Было известно, что из граба лучше делать орудия труда, из ясеня – втулки для колёс, оси для телеги, клёпки. Из твёрдой древесины кизила – гвозди. Самая красивая мебель получалась из ореха, а из черешни – ложки, фляги для вина. Центры обработки дерева и резьбы по древесине сейчас находятся в Бельцах, Оргееве и Унгенах. Мастера: Думитру Мурузук (Бельцы), Андрей Тихон (Оргеев), Думитру Костандаки (Кишинёв), Ион Тока (Каушаны) и другие.

Кожевенное дело

Историческая литература может многое рассказать о том, как наши предки изготовляли различные изделия из кожи: бурдюки (кожаные мешки), предметы одежды (кожухи, безрукавки, широкие кожаные пояса (chimir) и обувь – сапоги, постолы, туфли и др. Известна и молдавская кушма – каракулевая шапка. Острым концом вверх её носили во время дождя и снега, с загнутым острым концом – кавалеры на свадьбе, с округлённым загнутым концом – старики; молодёжь предпочитала шапки серого цвета, старики – чёрного. В Молдове осталось всего три мастера этого дела: Константин Кожан из Кагула, Леонид Чемортан из Каушан и Думитру Доробан из Яловен.

Плетение из камыша

В Оргееве живет Наталья Морарь – талантливая мастерица, которая плетет из камыша. Её корзины, коврики, предметы декора поражают воображение мастерством и оригинальностью.


Зодчество Процесс генезиса и становления собственно молдавского искусства, в том числе и зодчества относится ко второй половине XIV-первой половине XV в. Оно формировалась путем воплощения народом местных самобытных традиций и творческого усвоения византийского, южно- и восточнославянского и в меньшей мере романского и готического стилей.

XV-XVI вв. - время формирования основных черт молдавского архитектурного стиля. В Молдавии строились каменные крепости, укрепленные монастыри, господарские дворы, церкви. Очень многие из них не сохранились. Лучше сохранились крепости. Самые ранние из них Шкея, Сучава, Нямц, Четатя Албэ. Сначала они были прямоугольной формы, небольших размеров, укрепленные прямоугольными башнями с высокими стенами, завершающимися каннелюрами.

Появление артиллерии привело к изменениям во второй половине

XV- XVI в. в архитектуре и конструкции крепостей. Стефаном Великим были построены новые крепости Роман, Оргеев, Килия, восстановлены и расширены старые, воздвигнуты новые более толстые стены с круглыми или многогранными башнями, бастионами и бойницами.

Образцом фортификационной архитектуры является построенный Петром Рарешом (1543 г.) по итальянскому образцу Сорокский замок. Он круглый в плане, диаметром около 30 м, с толстыми высокими стенами, четырьмя круглыми и одной прямоугольной надвратной башнями. Гражданское зодчество было представлено господарскими дворами, построенными Стефаном Великим в разных городах страны: Сучаве, Бакэу, Котнарь, Яссах, Пятре, Хушь. От них сохранились лишь незначительные остатки сводчатых погребов, фундаментов, обломки профилированных камней, фрагменты керамики.

Основой становления и дальнейшего развития культовой архитектуры послужили типы двух самых ранних церквей: Святого Николая в Рэдэуцах базиликового плана готического стиля, построенной Богданом I (1359-1365) и Святой Троицы в Сирете Петра Мушата трехконхового плана с чертами моравско-сербского стиля. Отталкиваясь от базилики из Рэдэуц, школа местных мастеров выработала местный тип культового строения - церковь прямоугольного или просто продольного типа (Дол- хешты - до 1481 г., Лужаны - после 1453 г., Бэлинешть - 1492-1493, Воловэц- 1500-1502)

При Стефане Великом на первый план выходит выработанный местными мастерами на базе церкви Святой Троицы из Сирета тип молдавской церкви трехконхового плана с купольным барабаном над наосом (Пэтрэуць, Милишэуць - 1487 г., Воронец, Святого Ильи в Сучаве - 1488 г.). Конструктивное решение системы поддержки купольного барабана является инновацией молдавской архитектурной школы и состоит в создании «системы молдавского свода». Ей не только нет прецедента в предшествующий период, но и нет аналогий во всей средневековой архитектуре. Другим отличительным признаком культовой архитектуры этого времени было применение на поверхности абсид высоких слепых ниш, опиравшихся на цоколь поясов, и малых ниш над ними, а также поясов вдоль верхней части фасадов из поливных керамических дисков разных форм и цветов, искусное чередование каменной и кирпичной кладки.

В последнее десятилетие правления Стефана Великого молдавские строители создали путем синтеза черт обоих планов - трехконхового и прямоугольного - местный архитектурный тип культового здания, названного смешанным, или переходным. Процесс его формирования продлился до второй половины XVI в.: Борзешть (1493-1494), Рэзбоень (1496 г.), Пятра (1497-1498).

Культовая архитектура XVII в. характеризуется большим разнообразием. Появляется новый тип, представленный церковью монастыря Драгомирна (1609 г.), построенной А. Кримкой и М. Барновским. Она впечатляет своими пропорциями, высокой изящной башней, где каждый камень украшен резными узорами. Каменный тройной пояс, местами витой, опоясывает посередине фасады церкви.

Самым выдающимся памятником молдавского зодчества XVII в. является церковь Трех Святителей в Яссах - ктитория В. Лупу. Ее размеры, гармония конструкции и специфический резной растительный и геометрический орнамент, покрывающий все ее фасады, придают импозантный и торжественный вид.

Рельефная орнаментация каменных стен молдавских храмов является результатом восточного влияния.

К этому же времени относится и Дмитриевская церковь в Оргееве (1631-1636), портал церкви сохранился в своем первоначальном виде.

Построенная проилавским митрополитом Даниилом и представляющая однонефную базилику с полукруглой абсидой и Коробовым сводом Каушанская церковь Успения (1763-1767) обнаруживает сходство с балканскими и особенно валашскими памятниками брынковянского типа.

Живопись. Молдавская живопись развивается с конца XIV в. под влиянием византийской живописи, опосредованно через ее южнославянские формы, которые были более выраженными, простыми и близкими народному восприятию. Молдавские мастера на основе многовековых традиций народного искусства, глубоко усвоив и творчески переработав формы живописи византийского типа, создали собственную молдавскую школу живописи.

Высокое мастерство молдавских живописцев нашло свое отражение в росписях церквей, господарских дворцов и боярских домов, создании икон и художественном оформлении древних рукописей. В одной молдавской грамоте первой четверти XV в. отмечается, что Александр Добрый дарит зугравам целые села и мельницу за роспись церквей и дома. Столь щедрое вознаграждение может свидетельствовать о значительном объеме работ по росписи этих сооружений.

Основными центрами развития живописи были монастыри Нямц, Хомор, Путна.

Одним из освоположников молдавской школы живописи был известный книжник, миниатюрист и копиист монах Нямецкого монастыря Гавриил Урик. Он был автором художественного оформления переписанного им Тетраевангелия (1429 г.) с многоцветными и выразительными миниатюрами четырех евангелистов во весь лист, украшенного также титульными листами, виньетками, заставками, начальными буквами (инициалами).

Произведения Г. Урика в области миниатюристики в значительной мере способствовали развитию настенной живописи, поскольку послужили образцами и прототипами в живописи не только для миниатюристов, но и для живописцев.

Под их влиянием во второй половине XV в. были украшены фресками интерьеры церквей в Долхештах и Лужанах - самых ранних памятников настенной росписи. Сходна с ними по стилю и роспись интерьера церкви в Балинештах (1473 г.), исполненная известным молдавским зугравом XV в. Гавриилом Иеромонахом. В XVI в. живопись, сохраняя свои древние традиции, достигает широкого распространения. В Сучаве создан особый цех зугравов.

XVT-начало XVII в. - время расцвета молдавской внешней настенной живописи. Она характерна главным образом для церквей, построенных Петром Рарешом, например, церкви Святого Георгия в Хырлэу (1530 г.), Пробота (1532 г.), Хомор (1535 г.), Воронец (1547 г.) и др- Содержание росписи в основном религиозное. Помимо теологического смысла эта роспись является оригинальным способом антитурецкой пропаганды.

Внешняя роспись церквей является чисто молдавским творением, не имеющим себе подобных нигде в мире. Главная ценность ее помимо высокой художественности заключается в призыве молдавского народа к борьбе с чужеземными захватчиками: турками, татарами и др.

С конца XV в. развивается иконопись, на которую оказала сильное влияние русская школа живописи. Кроме того, что в Молдавию ввозились русские иконы, многие церкви, например церковь Трех Святителей, расписывались приглашенными русскими мастерами.

Немалую художественную ценность представляет роспись интерьера Каушанской церкви Успения середины XVIII в., в шторой заметен синтез византийских, молдавских и валашских традиций.

Значительного развития изобразительное искусство Молдавии достигло и в художественном оформлении рукописей. Наиболее ярким произведением этого жанра является Четвероевангелие Никодима, монаха монастыря Хомор, в котором исполнен самый совершенный и близкий к оригиналу портрет Стефана Великого. Искусство XVI-XVII вв. продолжает старые традиции. Попытки митрополита Молдавии искусного оформителя книг А. Кримки внести в миниатюристику новый графический декоративный стиль не нашел последователей.

Гавриилу Урику и его ученикам принадлежит изобретение оригинального каллиграфического стиля для памятников славянской письменности в Молдавии, известного под названием «молдавский извод». Для него были характерны элегантность письма, геометрический орнамент, сочетание подобранных со вкусом цветных рисунков.

К «молдавскому изводу» в XVII в. примкнул и А. Кримка. Блестяще изготовленные им титульные листы и элегантность инициалов и букв демонстрируют традиции, восходящие к творчеству Г. Урика.

Ценными произведениями молдавского средневекового искусства являются вышивки. Они уже в первой половине XV в. достигают уровня произведений большого художественного значения. Все вышивки носят в основном культовый характер. Характерным элементом для некоторых из них являются мастерски вышитые портреты во весь рост.

Самая древняя из молдавских вышивок - епитрахиль Александра Доброго и его жены Марии, отнесенная к категории «праздничных». В этой вышивке, а также и эпитафии митрополита Макария (1428 г.) и эпитафии, подаренной в 1437 г. игуменом Силуяном Нямецкому монастырю, чувствуется влияние византийско-сербских традиций.

Уникальным является погребальное покрывало Марии Мангупской - жены Стефана Великого (1477 г.), простая красота которого восходит к поэтическому миру Востока, неся в себе яркие византийско-балканские черты.



Раз пошла такая пляска, то есть, раз столь много внимания уделяется Румынии и румынскому языку , следует предложить нашей аудитории и некоторые румынские книги , которых сейчас, после того как Россия наложила санкции на Молдову стало очень много на книжном рынке. Видать к дождю… Предлагаем читателям альбом, который посвящен румынскому народному искусству . Издана книга давно, является библиографической редкостью, но, тем не менее, представляет интерес для всех, кто изучает румынско-молдавскую культуру и искусство . Парадоксальная вещь получается, румыны всеми правдами и неправдами стараются отречься от молдаван, аннулировать их существование, низвести до уровня «несуществующего народа», но, в то же время не в состоянии отрицать общность культуры и нуждаются в территориях Молдовы.

Стоило бы разобраться с тем, что стоит у истоков, Румыния или всё-таки Молдавия , чья культура древнее, и от чьей культуры пошло развитие всего народного искусства Румынии и Молдавии . Это легко проследить, если сделать небольшой анализ внутреннего содержания культуры двух народов. Всё искусство Молдавии и Румынии имеет общие корни. Отличаются они, прежде всего регионализмами. Молдавское народное искусство в целом по стилистике, колористике и настрою является, как сказал бы Альберт Швейцер «жизнеутверждающим». Оно несёт в себе радость жизни, цвета, даже при использовании чёрных оттенков, в целом создают гармоничный, радостный настрой. Народное искусство Румынии , практически любых районов, за исключением некоторых зон в Карпатах, и румынской зоне Молдовы, имеют трагические оттенки в колористике, тона, чаще всего тусклые и мрачные. Что несложно заметить даже в представленной книге. Опять же, если вернуться к Альберту Швейцеру, это искусство надо было бы назвать «жизнеотрицающим».

Теперь, если попытаться дать сравнительную характеристику искусству двух народов,- то есть Молдавии и Румынии , легко сделать выводы о том, кто от кого происходит. Жизнеотрицающее искусство это всегда упадочное явление, это явление всегда следует за другим, за тем, которое жизнь утвердило. Можно было бы сказать, что такое искусство деструктивно, но это будет правомерным только если сравнивать его с народным искусством Молдавии , которое, в свою очередь всегда было и остаётся направленным на рост, на Жизнь, на радость и веселье.

Эти явления можно наблюдать по всех жанрах искусства,- как в народном, так и в профессиональном искусстве, а также в мусических искусствах, таких как музыка и танец, и даже в театральном искусстве. Во всём мире известен такой стиль как «румынский театр». Сравнить его можно только с представлениями варварским народов,- в румынском театре представления построены на криках, грубости, топорности. В нём нет нюансов, вся игра актёров состоит и крайностей. Рассказываю это не ради критики, и не даю оценок данному явлению, просто констатирую факты.

Раз уж мы перешли к мусическим искусствам , надо сказать несколько слов о народной музыке и танцах и сравнить между собой молдавскую народную музыку с румынской . Эти моменты хорошо было бы рассмотреть на примерах, и мы несколько примеров уже показали ранее. Но в целом, надо сказать, что особенно в народной музыке и танцах прослеживается разность культур. Румыния в этих видах искусства проявляет себя как монотонная, спокойная, можно сказать стариковская, увядающая культура. Молдавская наоборот, это бойкая, боевая музыка, опять же, жизнерадостная. И тут можно было бы сказать, что румынская более древняя, потому и более монотонная, однако не вяжется это с реальностью. Многие критики пытались дать объяснение этому феномену (существование которого никто не оспаривает), но никто не смог толком объяснить его. Объяснение же простое. То, что увядает, стоит в застое не может быть живым, не может иметь древние корни. Там может быть корней вообще нету. Ибо корни, это прямой ключ к развитию, к творческому процветанию. Отсутствие корней, приводит к увяданию и засыханию.

Тем не менее, надо сказать несколько слов о том, что Россия и вообще русскоязычное население не способно получить полной картины состояния вещей относительно искусства (особенно народного) Румынии, и, тем более Молдавии, в силу железного занавеса, поставленного в области культуры между русским и румынско-молдавским народом . Этот занавес существовал и в советское время. Например в советской Молдавии невозможно было купить румынские книги (справедливости ради, надо сказать, что их невозможно купить в Молдавии и сейчас). В России, в Москве существовал магазин «Дружба» (если мне память не изменяет), в котором кое-что можно было найти. Но, хочу сказать, что по сравнению с тем, что издавалось и издаётся в самой Румынии в плане изучения народного искусства, этнографии и фольклора, то, что видит русскоязычная аудитория, это ровным счётом ничего. В Румынии изданы десятки тысяч изданий по фольклору и народному искусству . Даже в самой Румынии они являются библиографической редкостью, а до России и вовсе не доходят. Румыны создали, хоть и в жуткой по качеству полиграфии, ещё во времена Чаушеску, огромную библиотеку книг по народному искусству . Практически каждое село Румынии имеет свой, пусть и небольшой, но альбом, в котором отражены (хоть и кратко), все моменты связанные с культурой данного села,- это и архитектура, и орнаментика, костюмы и декоративно-прикладное искусство. Существуют огромные фонотеки образцов музыкального творчества румынского народа.

Нельзя сказать, что в Молдавии подобных коллекций не существуют. Существуют. Но они тщательно спрятаны (если не уничтожены), в секретных архивах Молдавской Академии наук и не только. Это то, что я достоверно знаю, видел своими глазами полки, загруженные до верха 10-метровой высоты потолка, фольклорными материалами, собранными студентами, учёными и просто энтузиастами. Само собой, что доступ к этим фондам закрыт. Он был закрыт в советское время, сейчас и подавну (повторяю, если не уничтожен), недоступен для изучения. Никаких книг в Молдавии не публикуется . Почему такое происходит? Кому-то, видимо, выгодно держать народ и всю прогрессивную общественность в неведении, создавать молдаванам имидж отсталого народа . Но, даже простой, поверхностный сравнительный анализ искусства Молдавии и Румынии , который мы сделали, показывает, что превосходство всё-таки на стороне Молдовы, а не Румынии. Не исключено, что однажды кто-то доберётся до запрещённых архивов и вынесет на поверхность спрятанные архивы.

Что надо сказать, ради справедливости, так это то, что Румыния сильно преуспела в области эстрадной музыки. Особенно в годы правления Чаушеску . Перегнать и обогнать Молдавию по качеству они не смогли, а вот по количеству музыки точно обогнали. На эстраде Румынии звучали песни на любую тему. Разнообразие эстрадной музыки было просто ошеломляющим, и качество, надо сказать, для эстрады тех времён тоже было на высоком уровне. Переплюнуть румын на эстраде могли только итальянцы, да и то не всегда. Но, мы отвлеклись от основной темы нашей статьи,- от книги.

Как говорит нам аннотация к книге ««, в ней рассматриваются такие разделы как: Жилые дома и церкви, уделено внимание мебели и домашней утвари; не обойдён вниманием и национальный костюм, а также украшения, показаны вышивки и ткани; рассмотрена керамика; и ещё одно уникальное явление, такое как живопись на стекле, гравюра на дереве, а также писанки.

Орнамент ковра отражает вкус создателя, его понима­ние сущности природных явлений, представление о красо­те окружающего мира.

Народ дал самые разные названия ковровым орнамен­там: короница кодрулуй (венок кодр), букету л (букет), георгинэ (георгина), кэприоара (косуля), жеменеле (близне­цы), жуний (юноши), кукошеий (петушки) и др.

Мотивы ковровых орнаментов не представляют собой некие застывшие формы, они изменяются и развиваются в тесной связи с материальной и духовной жизнью народа. Процесс создания художественных форм длителен и органически целостен. Новое не может полностью вытес­нить многовековые традиции. Создавая новые формы, народное искусство всегда сохраняет старые.

Богатые традиции ковроделия с интересом изучают, заботливо хранят и с успехом продолжают современные мастера Объединения народных художественных промыс­лов, в которое входят ковровые фабрики Кишинева, Комрата, Оргеева, Чадыр-Лунги и другие.

Вышивка и кружева.

Вышивка - один из видов украшения тканей - у молдаван имеет повсеместное распространение и богатые традиции. Веками создавал народ прекрасное искусство вышивки.

В прошлом в Молдавии не было ни одного села, и котором бы женщины с большим мастерством и художественным вкусом не украшали вышивкой домотканую одежду, скатерти, полотенца, занавеси, наволочки и дру­гие бытовые и обрядовые изделия.

Особенно старательно украшали вышивкой одежду (чаще всего праздничную). Прекрасные орнаменты, широ­кая цветовая гамма, высокое мастерство исполнения ха­рактеризуют вышивку молдавской национальной одежды.

О молдавской национальной вышивке можно судить в основном по образцам конца XVIII - начала XX века.

Богатые коллекции народной одежды конца XVIII, XIX и начала XX века хранятся в музеях республики. Настоящим сокровищем этой коллекции являются выши­тые женские блузки. Орнаменты вышивки на женских блузках располагали обычно на рукавах, груди, иногда - на спине и по нижнему краю.

Расположение орнаментальных композиций на народ­ной одежде не является произвольным, а неразрывно связано с покроем одежды и пропорциями человеческой фигуры. Большую роль тут играет и традиция. Природное художественное чутье помогало мастерицам подчеркнуть вышивкой конструктивные особенности вещи.

Вышивка, расположенная в верхней части рукава блузки-алтица-всегда содержит определенный мотив, который обычно на этой блузке больше не повторяется. Алтица - плотная, почти ковровая вышивка, лежит квад­ратом поперек плеча. От алтицы вниз по рукаву полоса­ми расходятся узоры. Геометрический или растительный орнамент, расходящийся полосками от алтицы, в народе называют речки, цветы, звездочки.

Обычно орнамент вышивок состоит из прямых, волно­образных, ломаных линий и геометрических фигур, кото­рые образуют рисунок зигзагообразной, ромбовидной, звездообразной или крестовидной формы. Каждый орна­мент, созданный той или иной вышивальщицей, отличает­ся неповторимым сочетанием форм и цветов. Создавая композиции орнаментов, мастерицы изображали природу, фигурки животных, людей...

С древних времен пришли в молдавскую вышивку изображения петуха, курицы, змеи, которые были симво­лами семейного счастья и благополучия. Изображение коня встречается в декоративном искусстве многих наро­дов, и у молдаван оно имеет довольно широкое распро­странение. Часто в орнаментах вышивок женские фигуры, символизирующие плодородие, чередуются с изображени­ями цветов, деревьев, фруктов, птиц и др.

Орнаментальные мотивы молдавской вышивки носят разные названия: рыурь (реки), лучеферь (звезды), клопо-цей (колокольчики), пуй (цыплята), флутурашь (бабочки), фурникуце (муравьи), лэбуце (лапочки), коарнеле бербеку-луй (бараньи рога), каля чобанулуй (дорожка чабана) и др. Народные названия позволяют раскрыть замысел вышивальщиц разных времен, а также установить традиционные черты вышивки. К настоящему времени большая часть названий орнаментальных мотивов не сохранилась. Из-за сильной стилизации порой трудно узнать даже знаки солнца, древа жизни, коня, птиц. Может быть, поэтому нередко случается, что один и тот же орнамент даже в одном селе называется по-разному.

В XIX веке вышивали шерстяными нитями, крашенными естественными красителями, а в конце XIX - начале XX века - яркими шелковыми нитями и мулине, что несколько снизило художественный уровень традиционной молдавской вышивки.

Известно множество способов вышивания: по счету нитей, точка, цепочка, косичка, лестница, крестики, с бусинками или с блестками, мережка... Техника вышивки определила во многом геометрический характер орнамен­та.

В конце XIX - начале XX века и в орнаменты вышивок проникают мотивы, заимствованные из фабричной печат­ной продукции, отмечается тенденция к натуралистическо­му изображению мотивов. В это время преобладает и более простая техника вышивок, шерстяные нитки заме­няют шелковыми.

Орнамент молдавской вышивки отличается небольшим количеством цветов. Довольно редко встречаются орна­менты, вышитые нитями пяти-шести цветов. Очень краси­во сочетание ярких цветов (красный, золотистый, синий) с черным. В этнографической коллекции Государственного Историко-краеведческого музея МССР хранятся женские блузки, вышитые нитями только одного цвета - красными, черными или синими.

В последнее десятилетие сфера распространения вышив­ки несколько сузилась. Тем не менее и в наши дни многие с большим мастерством вышивают женские блузки и мужские рубахи.

Наряду с вышивками большой интерес представляют и кружева, которыми украшали одежду, полотенца, скатер­ти, покрывала, наволочки. Иногда женщины вязали из белых хлопчатобумажных ниток скатерти, занавеси, сал­фетки и др.

Узоры кружев обычно изображают растительные, зооморфные, антропоморфные мотивы, геометрический характер которых продиктован во многом техникой испол­нения. Не забыты и геометрические мотивы, которые образуют прекрасные орнаментальные композиции.

Разнообразны названия орнаментов кружев: букеций (букеты), нучий (орехи), флоаря-арцарулуй (цветок кле­на), лилиякул (сирень), поама (виноград), пэунул ши пэуница (павлины), кукошеий (петушки), кэлуций (лошад­ки), пептенеле (гребень), скэунашеле (стульчики) и др.

Коллекции вышивок и кружев, хранящиеся в музеях республики, являются настоящим сокровищем культуры молдавского народа.

Керамика.

Молдавское народное гончарное искусство - одно из наиболее древних. Об этом свидетельствуют найденные в ходе археологических раскопок на территории Молдавии керамические сосуды, фигурки людей и животных, отно­сящиеся к трипольской культуре (4-3 тысячелетия до н. э.)

В историко-краеведческих музеях республики можно увидеть бытовые и декоративные керамические изделия XIV-XVI, а также последующих веков.

Большинство керамических изделий изготовляли на гончарном круге, украшали орнаментом, покрывали гла­зурью и обжигали в специальных печах. Посуда, предназ­наченная для домашнего обихода, как правило, вовсе не покрывалась глазурью или покрывалась лишь частично.

Старинные керамические изделия удивляют мастер­ством исполнения, изящной простотой форм, скромным украшением. Орнамент, состоящий чаще всего из самых простых линий, точек, кругов, мастера располагали так, чтобы наилучшим образом подчеркнуть форму керамиче­ского изделия.

Высоким мастерством исполнения отличаются керами­ческие изделия и начала XIX века. Миски, тарелки, кувшины украшали обычно геометрическим и раститель­ным орнаментом. Очень редко встречаются зооморфный и антропоморфный орнаменты.

С любовью гончары украшали кувшины лепными цветами, фруктами, птицами, фигурками людей.

На кувшинах типа бурлуй орнамент более сложный. Центральный узор на плечиках составляют различные сочетания элементов геометрического, растительного и зооморфного характера. Часто встречаются стилизован­ные птицы, а также древо жизни. На молдавской керами­ке очень часто знак солнца изображали в виде спиралей, розеток, кругов.

Большой интерес вызывают глиняные игрушки конца XIX - начала XX века: свистки, копилки в виде фигурок лошадей, всадников, петушков, реже собачек, лисиц. Самыми распространенными игрушками были фигурки коня и всадника. Обычно игрушки украшали геометриче­ским орнаментом и покрывали глазурью. Краски чаще всего яркие.

Современная молдавская керамика впитала многие традиционные национальные черты. Сохранились не толь­ко форма некоторых изделий, цветовая гамма, орнамент, но и техника их изготовления.

В настоящее время в Молдавии существуют несколько центров, где еще живет древний промысел - гончарное дело. Это села Годжинешты Каларашского района, Юрче-ны Ниспоренского района, Чинишеуцы Резинского рай­она, Цыганешты Страшенского района. Причем характер орнаментов, цветовая гамма и выделка гончарных изделий в каждом селе отличаются неповторимым своеобразием.

В Чинишеуцах и Годжинештах керамические изделия изготовляют из красной и черной глины, а в Цыганештах и Юрченах - в основном из красной.

Орнамент на черной керамике обычно очень скромен и как бы образует гирлянду на плечиках сосудов из блестя­щих лощеных волнообразных линий, кругов или полукру­гов. Цвет не используется.

Цветовая гамма изделий из красной керамики состоит из зеленого, коричневого, желтого и реже - голубого цветов. Молдавской керамике вообще присуща полихро­мия орнамента.