Разве можно управлять чувством любовь. Гранатовый браслет. II. Вступительное слово преподавателя

Разделы: Литература

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-беседа.

Цель урока: выявить своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна.

Обучающие:

  • углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна;
  • познакомить учащихся с историей создания рассказа “Гранатовый браслет”;
  • на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.

Развивающие:

  • совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведения, развивая умение выделять главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы; развивать навыки исследования художественного текста; сопоставительного анализа, развернутых ответов на вопросы; обогащение словарного запаса учащихся;
  • формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения.

Воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества учащихся на примере героев рассказа (внутренней красоты, благородства);
  • формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство, кино;
  • воспитывать внимательное отношение к слову.

Подготовительный этап: учащихся разделить на 4 группы.

Ход занятия

I. Организационный момент. Объяснение целей и задач урока.

II. Вступительное слово преподавателя.

"Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней нельзя прикасаться. Это тема любви…”

“Великая сила любви!” – именно так звучит тема нашего урока. Тема любви – всегда была, есть и будет одной из актуальнейших тем для всего человечества.

Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви – и самых печальных – это купринский "Гранатовый браслет"

“У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание”.
(К.Г.Паустовский)

Один из таких “сюжетов” и станет предметом нашего внимания сегодня.

Мы остановимся на анализе рассказа А. И. Куприна “Гранатовый браслет”.

III. Анализ рассказа Куприна “Гранатовый браслет”.

Преподаватель:

В. Львова-Рогачевского: “В творчестве Куприна отразилась жизнь во всем ее бесконечном разнообразии, не столько жизнь в целом, сколько в осколках, в вихре случайностей… У него жадность коллекционера, только собирает он не редкие монеты, а редкие случаи жизни”. Убедиться в достоверности слов В. Львова– Рогачевского нам позволит знакомство с историей создания этого произведения.

1. Сообщение ученика “История создания рассказа А. И. Куприна” (индивидуальная домашняя работа учащегося).

Преподаватель:

2. “Гранатовый браслет” имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. “L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato”. Соната Бетховена “Аппассионата", одно из самых напряженных, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем.

(Прослушивание фрагмента “Аппассионаты”)

3. Аналитическая беседа сопоставительного характера.

Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им? (Куприн воплотил в своем творении идеал прекрасной, всемогущей, но не взаимной любви, показал, что “маленький человек” способен на большое, всеобъемлющее чувство. Закончил рассказ Куприн гибелью героя, которая заставила Веру Николаевну задуматься о любви, о чувстве, заставила ее переживать, сочувствовать, что она не делала ранее.)

Как вы думаете, почему Куприн художественно преобразил реальную историю?

Как вы думаете, достиг ли своего замысла писатель?

4. Викторина по произведению.

Прежде чем непосредственно перейти к обсуждению рассказа, к раскрытию главных тем, к обсуждению характеров героев проведем специальную викторину. Ее вопросы помогут вам вспомнить детали произведения, а ваши ответы покажут, насколько внимательно вы читали рассказ “Гранатовый браслет” и как хорошо вы помните его содержание:

1. В какое время года происходит действие рассказа? (Осень, сентябрь.)
2. Где происходят события повести? (Причерноморский город.)
3. Как зовут главную героиню? (Княгиня вера Шеина.)
4. Фамилия княгини Шеиной до замужества? (Мирза-Булат-Тугановская.)
5. Кто был предок Веры Шеиной? (Тамерлан.)
6. Как зовут сестру Веры? (Анна Фриессе.)
7. Как зовут мужа княгини Веры? (Князь Василий Львович.)
8. Его должность? (Предводитель дворянства.)
9. Какого числа были именины княгини Веры Шеиной? (17 сентября.)
10. Что подарил ей муж? (Серьги из жемчужин грушевидной формы.)
11. Что подарила Вере сестра? (Записную книжку в “удивительном переплете”.)
12. Как звали знаменитую пианистку, подруу Веры? (Жени Рейтер.)
13. Кто подарил браслет с гранатами? (Желтков.)
14. С чем сравнивает вера густо-красные гранаты? (Точно кровь.)
15. Кто такой Желтков? (Влюбленный в веру телеграфист.)
16. Как зовет Желткова его хозяйка? (“Пан Ежий.)
17. Настоящее имя Желткова? (Георгий.)
18. О ком Куприн писал: “…пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…” (о княгине вере).
19. Как звали мужа Анны, сестры Веры? (Густав Иванович.)
20. Чей это портрет? “ Она была на полголовы ниже, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами… пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью…” (Анна)
21. О ком пишет Куприн: “…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти”? (о Желткове.)
22. Какая музыка звучит в произведении? (Вторая соната Бетховена.)
23. Чей это портрет? “Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки… У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах… какое свойственно мужественным и простым людям…” (генерал Аносов).
24. О ком автор пишет: “..обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала…”? (о Вере Шеиной.)
25. Кому принадлежат следующие слова: “ А где же любовь– то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть”?

5. Работа в группах.

Что такое группа? Это песня, песня, что поется только в хоре.

Где глаза и руки всегда вместе, истина рождается в творческом споре!

Задание 1.

Поговорим о том, что в вашем понимании любовь, какой она может быть.

Первая группа: Какие положительные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

(Любовь – возвышенное чувство, прекрасное, необыкновенное, любовь способна победить все, способна поднять человека на вершину блаженства, заставить человека работать над собой. Без любви жить нельз.я)

Вторая группа: Какие отрицательные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

(любовь – это чувство, приносящее боль, разочарование, неуверенность в себе, любовь может уничтожить человека, заставить совершать безумства, любовь бросает человека в пучину горя. Лучше жить без любви.)

Третья группа: Подберите эпитеты к слову ЛЮБОВЬ.

(Любовь – добрая, мягкая, обоюдная, созидательная, радостная, счастливая, трагическая, роковая, мучительная, безответная, разрушающая.)

Четвертая группа: Работа со словарями

Обратимся к толковым словарям русского языка и посмотрим, какое определение дают “ЛЮБВИ” лингвисты.

Любовь – это:

Любовь – это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. (Большой энциклопедический словарь.)

Любовь – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность, увлеченность чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение); 5) пристрастие, вкус к чему-нибудь. (Толковый словарь С.И. Ожегова.)

Любовь – 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова.)

Преподаватель:

Мы видим, что в каждом определении звучат слова: глубокое чувство; сильное сердечное чувство; чувство привязанности; склонность, расположение.

Сам же Куприн так говорил о любви: это “чувство, которое до сих пор еще не нашло себе истолкования”.

Но ни в одном определении нет точного указания на то, счастье любовь или беда.

Как же это определить? Обратимся к повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет” и попытаемся это выяснить

Задание 2.

Первая группа: Какой предстает княгиня перед читателями в первых главах повести? (Холодность, равнодушие, царственное спокойствие, чувство превосходства.)

Вторая группа: Способна ли она на пылкую, страстную любовь?(В юности и ранней молодости княгиня была способна на сильное, всепоглощающее чувство, но теперь она изменилась, и “прежняя страстная любовь к мужу давно перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы”.)

Третья группа: Какую роль играет в произведении музыка Бетховена?(Музыка удивительно гармонирует с переживаниями Веры, в душе которой звучат слова: “Да святится имя Твое”. В этих нежных звуках – жизнь, которая “покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть”. Последние воспоминания Желткова овеяны сладкой грустью, мгновения счастья становятся для него вечностью) Соната № 2 Бетховена – "исключительное, единственное по глубине произведение".)

Четвертая группа: “Любовь” и “влюбленность”: чем отличаются эти понятия?

Задание 3.

Человеком, так полюбившим Веру Николаевну, был простой человек, чиновник контрольной палаты, Г.С. Желтков.

Первая группа: Как мы узнаем о любви Желткова? Кто о ней рассказывает?(О любви Желткова мы узнаем впервые из рассказов князя Шеина. У князя правда переплетается с вымыслом. Для него это забавная история. Образ Желткова в рассказах князя претерпевает изменения: телеграфист – переодевается в трубочиста – становится судомойкой – превращается в монаха – трагически гибнет, оставляя после смерти завещание.)

Вторая группа: Чем отличался подарок Желткова от всех остальных? Почему Вера Николаевна почувствовала тревогу? (Гранатовый браслет – символ любви, благоговейной, бесконечной и безнадежной, и трагедии в судьбе героя.)

Третья группа: Любовь без взаимности: счастье или трагедия? (Желтков признает, что “неудобным клином врезался” в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь – не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он мертвый человек.)

Четвертая группа: Каким предстает Желтков в предсмертном письме?

Задание 4.

Первая группа: Когда впервые заходит разговор о настоящей любви? (В разговоре с Аносовым. Он считает, что в его время разучились любить.)

Вторая группа: Любить и быть любимым? Что лучше?

Третья группа: Какова история генерала Аносова? Почему она дается так подробно?

Аносов знает, что такое любовь с первого взгляда. Но жена бросила его. "Люди в наше время разучились любить, – говорит генерал. – Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел". Аносов рассуждает о том, почему люди женятся. У женщин – "желание быть хозяйкой, главною в доме, самостоятельной... К тому же потребность материнства, и чтобы начать вить свое гнездо". У мужчин другие мотивы – "усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах... от долгов, от бесцеремонных товарищей... Чувствуешь, что семьей жить выгоднее, здоровее и экономнее... думаешь: вот пойдут детишки, – я-то умру, а часть меня все-таки останется на свете... бывают иногда и мысли о приданом". Как мы видим, мотивы вступления в брак людей, живших в начале XX века, мало отличаются от устремлений наших современников... Устами своего героя Куприн восклицает: "А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть. Каждая женщина мечтает о любви "единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной". Таков идеал любви по Куприну. Но достичь идеала трудно, практически невозможно. Если любви нет, женщины мстят. Мстят себе и другим.

Четвертая группа: Существует ли идеальная любовь?

Старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она "...должна быть трагедией, величайшей тайной в мире", не знающей компромиссов.

Куприн: истинная любовь – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделенной, она должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Любовь сильнее смерти, она возвышает человека.

Какова судьба гранатового браслета? (Несчастный влюбленный просил повесить браслет – символ святой любви – на икону.)

6. Работа с высказываниями героев повести.

Герои повести высказывают свое мнение о любви. Перед вами высказывания героев повести. Чья точка зрения вам ближе и почему?

Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”.

Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?”

Желтков: “… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… “Да святится имя твое…”

Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования”

IV. Подведение итога занятия.

Сверток маленький хранил в себе футляр.
Для княгини Веры Николаевны,
В нем браслет гранатовый лежал,
К дню рождения подарок каменный...

В окаеме золотых оправ,
Пусть дешевых, невысокой пробы,
Камешек зеленый, словно граф,
Изумлял свечением особым...

Он скрывал в себе живой огонь -
Оберег от смерти и обмана,
Звал владельца: "Только пальцем тронь,
Будущее выйдет из тумана..."

Зазвучит бетховенский мотив
Третьей части "Аппасионаты",
И слова: "Люблю, доколи жив!" -
Будут долго повторять гранаты...

Статья приведена с небольшим сокращением.

ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ

Вся повесть - это поиск ответа на вопрос: что же такое настоящая любовь? Молодая княгиня Вера Николаевна задаёт этот вопрос, в частности своему деду. В своё время он влюбился в "святое сокровище", женился на ней, дальше цитирую: "…и вот через три месяца святое сокровище ходит в затрёпанном капоте, туфли на босу ногу, волосенки жиденькие, нечесаные, в папильотках..." Список преступлений молодой жены продолжается: "мотовка, актриса, неряха, жадная, глаза лживые". В конце концов, она сбегает от него с проезжим актёром, а муж ему и благодарен за это в душе. Вот она, с позволения сказать, история любви!

Поразительно, насколько живучим оказался этот жупел "никуда не годной жены в бигудях и домашнем халате"! По сей день является главной причиной разводов. А я-то думала, этот удобный предлог в наши дни придумали. А он, вон кто, изобретатель-то: классик! А уж если классик что сказал, так оно и есть, стало быть! Ну а по здравому рассудите: что, по-вашему, женщина должна носить дома? Уж не туфли ли на высоких каблуках да корсет? Сам-то муж: в галстуке что ли сидит после обеда перед телевизором? А ведь если бы двое по-настоящему любили друг друга, то он наоборот подумал бы: "И не лень же ей было бигуди накручивать! Старается, следит за собой, а ведь я её и так люблю, с кудрями или без кудрей". И она бы думала: "он у меня лучше всех!", как будто не замечая волосатой спины, лысеющего затылка и не всегда свежего дыхания.

Понимая, что у генерала, к сожалению, не получилось истории любви, герои повести продолжают поиски ответа на этот вопрос: так есть ли она на свете: настоящая любовь, бескорыстная, самоотверженная, та про которую сказано "сильна как смерть", для которой совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость? Верочка почему-то не уверена, что у неё с мужем именно такая любовь. Тут дедушка генерал делает довольно-таки странное, на мой взгляд, заявление: "Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!" - говорит он. Уж не перепутал ли старик любовь с войной? Почему это любовь обязательно должна быть трагедией? Разве не подсказывает нам здоровое нравственное чувство, что любовь - это счастье, любовь это жизнь, любовь это радость? Может быть тайна, да, но никак не трагедия. Вот война - это действительно трагедия, вот смерть - это трагедия. Но не любовь!

В подтверждение своей позиции дедушка продолжает рассказывать Верочке истории.

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ

Молоденький прапорщик влюбляется в жену полкового командира, она поиграла с ним и бросила, а он, бедняга, страдает, ревнует, весь исхудал и почернел. "А если прикажу, под поезд броситесь?" - продолжает она игру, причём в тот момент шепнула, когда поезд с ними почти поравнялся. А он и бросился...

Ужасным в этой истории автор считает не то, что, во-первых, юноша влюбился в чужую жену, и не просто в фантазии своей влюбился, а конкретно домогался взаимности! И не то ужасно для автора, что, во-вторых, муж этой женщины, видя непотребство, ничегошеньки по этому поводу не предпринимает, а закрывает на это глаза. И не то ужасно для автора, что женщине в доказательство любви необходимо видеть, как мужчина бросает себя под поезд без всякой надобности! И не то ужасно, что этот юноша, сотворённый Богом, чтобы стать мужчиной, выбирает себе судьбу жалкого раба собственных половых гормонов, как будто нет на свете ни чести, ни совести, ни элементарного уважения или сострадания к живому человеку, мужу этого урода, которого трудно назвать женщиной! Нет, друзья мои, всё это для нашего автора - норма, дело житейское. А вот что ужасно, так это то, что, цитирую: "свежий и чистый мальчишка положил свою любовь к ногам властолюбивой развратницы".

И это он называет "любовью"??? "Свежей и чистой"??? Помилуйте, Александр Иванович! Этот "свежий и чистый мальчишка" посягал на чужую жену! Где же тут "чистота"? Где "свежесть"? Это ведь не любовь, это похоть, которую взрослый цивилизованный человек просто обязан держать под контролем.

Поймите меня правильно: у меня нет отвращения лично к автору, А.И Куприну, его мне жаль. Но к его идеям, к его авторской позиции - к ним я испытываю очень сильные отрицательные чувства! Волею судьбы этот человек оказался одарён писательским талантом, вдобавок ему повезло родиться в сравнительно состоятельной семье, так что ему не было нужды работать за кусок хлеба, а он мог сидеть и писать, когда захочется и сколько захочется - вот и вынесло А.И Куприна в классики. А "поэт в России больше чем поэт" - хочет он этого или нет, а он ещё и учитель жизни. Тысячи и миллионы читателей подхватили его ложные идеи и приняли их к сердцу. Возможно, это и не его вина. Но всё же какую-то долю ответственности он понесёт: ведь "кому много дано, с того много и спросится".

В самом деле, подумайте: откуда у нас взялось представление о любви, о настоящей любви в частности? От родителей? Да кто слушает родителей в 16 лет! Гормоны бурлят, хочется острых ощущений, а "старые" родители лезут со своими "не спеши, да проверь свои чувства" - что они могут понимать в любви? Библия для подавляющего большинства была недоступна. Вот мы и брали свои представления о любви из художественной литературы, да из кинофильмов! А писатели и кинодраматурги невольно делались учителями - хотя они такие же люди, как и мы, и ничуть не больше нашего знают о сём предмете!

Старый генерал продолжает рассказывать Верочке:

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ

Жена открыто изменяет, однако любящий муж не желает обращать на это внимания: "Не моё дело. Пусть только Леночка будет счастлива!" А эта Леночка своего любовника уже в дом привела, живут втроём как будто, так и надо. Мужчин отправили на войну, жена сказала мужу на прощанье: "Помни же, береги Володю! Если что-нибудь с ним случится - уйду из дому и детей заберу". И вот храбрый и мужественный капитан ухаживает за этим трусом и лодырем, как нянька. Потому что "Леночка велела!" Леночку конечно же все презирали, а капитана жалели. Тем не менее, история рассказана как пример самоотверженной истинной любви.

Ну помилуйте, люди добрые! А если бы Леночка велела ему украсть?! Или убить невинного? Или обмануть? Ну есть же на свете ценности повыше Леночки, в конце-то концов!! Возможно, нам женщинам и нравится иногда, когда нам так беззаветно поклоняются, уж очень это льстит нашему самолюбию - но со временем становится ясно, что такой мужчина теряет всякий нравственный хребет, перестаёт быть порядочным человеком, которого можно было бы уважать. Да и нам, женщинам это становится непосильным бременем: быть божеством! Нет уж, увольте, мы не боги. Нам бы наоборот, прислониться к кому-то сильному.

Вот почему истинный Бог и дал нам эту самую первую заповедь: ДА НЕ БУДЕТ У ТЕБЯ ДРУГИХ БОГОВ! Поклоняйся лишь одному истинному Богу и люби Его больше всего на свете. Вот когда приоритеты в любви расставлены правильно: НА ПЕРВОМ МЕСТЕ БОГ, И ЛИШЬ НА ВТОРОМ МЕСТЕ ЖЕНА (ИЛИ МУЖ) - тогда и любовь в браке приносит нам блаженство, а не мучение, возвышает нас, а не унижает, тогда это счастье, а не трагедия.

Если бы Леночкин муж любил Бога больше всего на свете, как заповедано: всем сердцем, всем умом, всей душой - то угождая Ему, он никогда не допустил бы подобного безобразия в собственной семье. Да и Леночка, возможно, одумалась бы, если бы муж сказал ей: "Не допущу прелюбодеяния в моей семье! Это грех перед Богом!" А не одумалась бы - то лучше было бы для капитана расстаться с такой женщиной. Бог не оставил бы его в беде, утешил бы и привёл бы к нему женщину, достойную любви и уважения. Так же, как когда-то Он привёл Еву к Адаму, Ревекку к Исааку, так и сегодня Бог может подобрать идеальную пару любому, кто готов смирить себя и просить Его о помощи.

БЕДНЫЙ ТЕЛЕГРАФИСТ

И наконец, главная история "Гранатового браслета" - это любовь безымянного телеграфиста к княгине Вере. Они не были знакомы, он лишь писал ей о своей любви, подписываясь инициалами. Она не отвечала: с её точки зрения, союз между ними был бы до смешного неравным. Потом Верочка выходит замуж за князя Василия. Но телеграфист продолжает посылать ей любовные письма. Тогда она пишет ему единственное письмо, с просьбой прекратить ненужные излияния. Он не прекратил, но стал писать реже: на Пасху, Новый год и в день её именин. В этот раз он даже дерзнул прислать подарок на её именины: гранатовый браслет, для чего, между прочим, растратил казённые деньги, так как был слишком беден, чтобы купить подарок, достойный его "богини". Если раньше муж Веры лишь посмеивался над несчастным влюблённым, то теперь он решил, что пора прекратить безобразие!

Вдвоём с шурином Николаем они разыскали безымянного обожателя и объявили ему всё, что они по этому поводу думают. Тот повёл себя довольно странно: сначала смертельная бледность, дрожащие бегающие руки, благоговейно опущенные ресницы при упоминании имени кумира, потом неуместный смех, неожиданная нагловатость, и даже надменность (в самую бы пору заподозрить серьёзное психическое нарушение!) В конце концов, он обещает прекратить всю эту историю, лишь написав ей последнее письмо. А на следующий день наши герои читают в газете о загадочном самоубийстве бедного телеграфиста. "Что это было? Любовь или сумасшествие?" - думает Вера. Потом читает его письмо, плачет, делится с мужем своим смятением, они оба чувствуют сострадание к несчастному, и в конце концов она вдруг понимает, что, цитирую: "та любовь о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё", "мимо неё прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет"!

Вот и попробуем разобраться, на каком основании автор и его герои считают это настоящей великой любовью. Потому ли, что чувство было бескорыстно, ничего не требовало для себя? Но позвольте: письма-то он писал. Не захотел прекратить и тогда, когда его возлюбленная вышла за другого, не прекратил и тогда, когда она его об этом прямо попросила, не прекратил и тогда, когда её муж и брат просили прекратить - нет, не захотел.

О ней ли, о её ли благополучии он заботился, принимая такое решение - или о себе? "Хочу писать - и буду! Не могу прекратить любить её!" Ну хорошо: любить не прекращай, а писать письма прекрати! Нет ведь, не хочет прекращать. О ком он заботится при этом: о ней или о себе? Да, странным и извращённым образом, но о себе, любимом, несчастном!

О ней-то он и понятия не имеет! За 7 лет "великой любви" он даже не был знаком с ней лично, а лишь издали. Любил ли он Верочку - или лишь её образ в окне кареты? А что, если бы он увидел её в домашнем капоте и папильотках? Или в дурном расположении духа? Или в состоянии чрезмерной говорливости? Или в дни ПМС, упаси Господи?

"СИЛЬНА КАК СМЕРТЬ ЛЮБОВЬ!" (Песня Песней)

Я и не думала, что так можно извратить смысл этой цитаты из Библии! В понимании Куприна сила любви измеряется риском для жизни и доказывается смертью. По-моему, это полный абсурд! Ну хорошо, соглашусь, что бывают ситуации, когда ради любимого приходится рисковать собственной жизнью. Например, каждая женщина рискует умереть в родах - но ради любви к будущему ребёнку она всё же идёт на этот риск. Или например, ради спасения жизни любимой требуется донорская почка, и муж, рискуя собственной жизнью, отдаёт свою почку - тогда это любовь, да. Или если кому-то так уж хочется броситься под поезд - то хотя бы не просто так, а например, чтобы выхватить и спасти ребёнка, по неосторожности оказавшегося на рельсах! Тогда это любовь.

Друг того юного прапорщика, который бросился поперёк рельсов, вот он - таки проявил настоящую любовь: он попытался оттащить его и спасти, тоже, между прочим, рискуя своей жизнью. Но юноша так крепко вцепился в рельсы, что кисти рук ему всё же колёсами оттяпало. Однако самопожертвование этого человека не удостоилось похвалы автора. Наоборот, он назван "идиотом". А глупейшая выходка юноши - названа "чистой любовью"! Какой абсурд!

Посмотрим, как обстоит дело с нашим телеграфистом. Зачем он убил себя? Кого он спас этим? Какое такое благо его смерть принесла любимой женщине? Мне кажется это больше похоже на поведение капризного ребёнка, который не получил желанную конфетку и думает: "Вот умру вам назло, будете плакать и жалеть, что не дали, когда я просил!" Такой инфантилизм у взрослого человека - это уже действительно скорее сумасшествие, и уж никак не любовь.

ЛЮБОВЬ НЕЧАЯННО НАГРЯНЕТ?

И автор и герои считают любовь чем-то неподвластным нашему контролю. В письме к Верочке несчастный так и пишет: "Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам." Не будем придираться к маленькой букве в слове "богу" - я не знаю, может быть, это уже советская орфография, а Куприн, возможно, написал в оригинале с большой буквы. Но по сути: если бы это действительно Бог послал человеку громадное счастье любви, то разве отнял бы Он у человека свободу выбора: писать письма или не писать, домогаться взаимности или нет и т.п.? Заметьте: единый истинный Бог не оставил нас в неведении относительно любви (и всего остального), Он дал нам Своё слово, Библию, чтобы мы знали, чего Он от нас хочет. И даже те, кто никогда Библию в руках не держали, знают, что первая заповедь - "люби Бога и люби ближнего". Это заповедь, команда, повеление - а не счастье или несчастье, которое сваливается нам на голову и мы бессильны. Если бы мы были бессильны, то Бог и не требовал бы невозможного. Именно потому, что у нас есть свобода выбора, Он говорит нам: "любите". Так что любовь, любить - это наш свободный выбор!

Кстати, интересный факт, что слово "любовь" гораздо чаще встречается в Библии в форме глагола, чем в форме существительного! Потому что любовь - это действие, действие на основе принятого решения: "любить". Нам подвластны наши чувства и желания. Десятая заповедь так прямо и гласит: "не пожелай... жены ближнего". Мало ли что тебе желается - а ты не желай! А ты управляй своими желаниями, а ты скажи себе: "нет!" - ведь ты не животное, ты сотворён по образу Божьему! Герои же Куприна действуют и размышляют так, как будто в вопросах любви выбора у них нет никакого.

Дальше. В предсмертном письме телеграфиста рефреном повторяется фраза "Да святится имя Твоё", фраза, как известно, взятая из молитвы, обращённой к Богу, и относящаяся к Богу. Продолжая читать письмо, мы с ужасом обнаруживаем, что автор письма относит эту фразу к Верочке! Это её имя для него святится! Это ей он поклоняется как богу! Опять мы видим, уже в который раз в одной и той же повести, богопротивное поклонение "твари (творению, человеку - Л.Б.) вместо Творца". Вот почему такая "любовь" подозрительно похожа на сумасшествие: "Называя себя мудрыми, ОБЕЗУМЕЛИ, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку... заменили истину Божию ложью, и ПОКЛОНЯЛИСЬ, и служили ТВАРИ ВМЕСТО ТВОРЦА, который благословен вовеки, аминь." Римлянам 1:22,23, 25.

Это не любовь, а самое настоящее идолопоклонство. Если бы несчастный телеграфист любил Бога превыше всего и к Нему обращался бы за помощью, если бы Ему верил и доверялся, то Бог помог бы ему исцелиться от безответной любви, то Бог послал бы ему женщину, созданную Им, Богом, специально для него, и оба были бы счастливы, и Верочку никто бы не тревожил.

И я когда-то блуждала во тьме, искала настоящей любви и не находила. Но сейчас, зная Бога, не могу я сопереживать автору! При всём его большом таланте, никак не получается у меня симпатизировать ни бедняге телеграфисту, ни скучающей Верочке, ищущей острых ощущений, вместо того, чтобы благодарить Бога за своё счастливое супружество, ни её сострадательному и всё понимающему мужу Василию, ни старому генералу, разлюбившему свою жену из-за бигудей. Самый пожалуй психически здоровый человек во всей истории - это шурин Николай. Однако Куприн рисует его как человека грубого, неделикатного и толстокожего.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ну вот и скажите теперь: что важнее, писательский талант или авторская позиция? И зачем мне, спрашивается, талант писателя Куприна? Чтобы легче было проглотить его ядовитую ложь про "любовь"? Нет уж, увольте, друзья мои, по мне - так лучше бы он был бесталанным, меньше вреда бы принёс. По мне - так ценность писательского таланта вообще сильно преувеличена. Ведь сам по себе талант - это всего лишь врождённое качество, оно даётся нам не по заслугам. Как например, кто-то родился с голубыми глазками, а кто-то с карими.

Ценить надо не талант, а то, что человек сделал в жизни со своим талантом, кого и что он своим талантом прославил, какие ценности превознёс. А мы часто ценим талант как таковой, и поклоняемся людям, которым волею случая достался особенно популярный вид таланта: ах, писатель! Артист! Спортсмен! А ведь каждый человек имеет какой-то талант. Чем хуже писательского таланта, например, материнский талант? Для детей талантливой матери это куда важнее, чем всё остальное. Или вспомните фильм "Форест Гамп" - из минимума данных ему от рождения талантов главный герой сумел сделать максимум. Вот у него, у якобы "недоразвитого", нам есть чему поучиться.

Так что я лично теперь остерегаюсь восхищаться классиками лишь потому, что они классики. И в оценке современных писателей, особенно талантливых, стараюсь быть осторожнее. Язык-то у многих нынче подвешен, но только мало кому есть что сказать по существу.

февраль 2008 Хьюстон Техас http://world.lib.ru/b/boring_l_g/granatovi_braslet.shtml

Клуб: разделяя позицию автора по существу, хотелось бы уточнить, что описанные А.И. Куприным переживания телеграфиста Желткова это хорошо изученное расстройство по международному классификатору болезней (МКБ-10) в разделе F63 «Расстройства привычек и влечений» - классификация нехимических форм зависимого поведения – «2.1. Любовная аддикция», которое современной психотерапией успешно лечится. Имеется достаточно информации о признаках, причинах и природе этого и подобных расстройств:

А вот как преподносит это расстройство наша школа, из школьного сочинения:

«Любовь у А.И. Куприна - бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, та, про которую сказано «сильна, как смерть», - любовь, для которой совершить любой подвиг, пойти на мучение вовсе не труд, а радость.

«Гранатовый браслет» - это гимн чистой и бескорыстной любви. Один из героев повести так говорит о любви: «Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Безнадежная любовь маленького чиновника Желткова вырастает в величайшую человеческую трагедию. «Я умею только желать ежеминутного Вам счастья и радоваться, если Вы счастливы», - пишет Желтков в письме к своей возлюбленной. Куприн плакал над рукописью «Гранатового браслета», плакал скупыми и облегчающими слезами. Он говорил, что ничего более целомудренного еще не писал.

Характерно, что великая любовь поражает самого обыкновенного человека, гнущего спину за канцелярским столом, - чиновника Желткова. Писатель искренне сочувствует маленькому человеку, благородному и странному в своей любви, но стоящему выше людей великосветского общества. Безвестный и смешной Желтков полюбил княгиню Веру чувством небесным, оно стало содержанием его жизни. Но реальность разрушила все, мир провалился в бездну. Испытанное чувство испепеляет Желткова. Телесная плоть умирает за ненадобностью. Остаются только музыка и душа. Любимая отказала ему в смиренной просьбе позволить остаться в одном городе с ней. Он не опускается до упреков, его душа наполнена прощанием, каждая строчка прощального письма дышит великой любовью, обожанием. «Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Богу было угодно за что-то меня вознаградить... уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое».

Только после смерти Желткова Вера Николаевна осознала, что «та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Стоя у гроба, она все поняла: «Он меня простил теперь. Все хорошо». Ответное чувство состоялось, пусть «одно мгновение, но навеки». Даже муж Верочки, Василий Львович, говорит: «...Разве можно управлять таким чувством, как любовь, чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкователя». Свое представление о любви Куприн доверяет высказать генералу Аносову: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!»

Это была единая, всепрощающая, на все готовая, скромная и самоотверженная любовь.
A. И. Куприн

Клуб: это можно было бы сравнить с тем, что в наше время объяснять на школьных уроках, что Земля плоская и покоится на трех слонах (китах, буйволах и т.л.) Но заблуждения с объяснениями любви гораздо опаснее, ведь это ориентиры для подражания молодежи. А у A. И. Куприна получилось с точностью до наоборот, это не "мимо неё прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет", а психическое расстройство с трагической развязкой, которые происходят и среди молодежи, и среди взрослых ежедневно.

Это пример, когда один общественный институт - «образовательная культура любви» находится на языческом уровне, наука на современном, просвещенном знании феномена любви.

Если задаться целью, найти в отечественной большой литературе описание подобного сюжета расстройства – трагедии, это «Анна Каренина» Л.Н.Толстого. Подробно детали, признаки болезненного расстройства и их последовательность рассмотрены в

Существует на свете множество вопросов, которые вечно будут волновать человечество. Александр Куприн в своей повести «Гранатовый браслет» размышляет об одном из таких вопросов: существует ли настоящая любовь и что это такое?

На одной из страниц повести встречается такая фраза: «А я хочу сказать, что люди в наше время разучились любить! Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел!» Прав ли автор?

Героиня повести, Вера получает письма от неизвестного ей господина. Он влюблен в нее. Дедушка Веры, Аносов, как-то в разговоре с внучкой сказал: «Возможно, мимо тебя сейчас пролетает настоящая любовь». Но Вера замужем. Она не испытывает сильных чувств. Так, может быть, их не существует? Тогда представим: у вас нет, предположим, машины, но ведь это не значит, что ее не существует. И разве можно утверждать то, что чего-то нет на свете, не зная, что это такое? «… и разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя», - пишет Куприн.

Хорошо, представим на минуту, что любви не существует. Тогда как же описать то, что мы испытываем к матери, как же объяснить то, почему душа не может найти покоя без другого человека, то, почему какое-либо дело, какая-либо работа так влекут нас? Объяснение одно - любовь. Если тебе хорошо, если сердцу не нужно другого, то это и есть настоящая любовь. Ведь по-настоящему счастливыми мы чувствуем себя только тогда, когда душа спокойна, когда проявляется интерес к чему-либо.

Кадр из фильма «Гранатовый браслет» (1964)

В августе отдых на пригородном морском курорте был испорчен плохой погодой. Опустевшие дачи грустно мокли под дождём. Но в сентябре погода снова переменилась, наступили солнечные дни. Княгиня Вера Николаевна Шеина не покидала дачи - в её доме шёл ремонт - и теперь радуется тёплым денькам.

Наступает день именин княгини. Она рада, что он выпал на дачный сезон - в городе пришлось бы давать парадный обед, а Шеины «едва сводили концы с концами».

На именины к Вере приезжают её младшая сестра Анна Николаевна Фриессе, жена очень богатого и очень глупого человека, и брат Николай. Ближе к вечеру князь Василий Львович Шеин привозит и остальных гостей.

Свёрток с небольшим ювелирным футляром на имя княгини Веры Николаевны приносят в разгар нехитрых дачных развлечений. Внутри футляра оказывается золотой, невысокой пробы дутый браслет, покрытый гранатами, которые окружают маленький зелёный камешек.

Кроме гранатового браслета в футляре обнаруживается письмо. Неизвестный даритель поздравляет Веру с днём ангела и просит принять браслет, принадлежавший ещё его прабабке. Зелёный камешек - это весьма редкий зелёный гранат, сообщающий дар провидения и оберегающий мужчин от насильственной смерти. Автор письма напоминает княгине, как семь лет назад писал ей «глупые и дикие письма». Заканчивается письмо словами: «Ваш до смерти и после смерти покорный слуга Г. С. Ж.».

Князь Василий Львович демонстрирует в этот момент свой юмористический домашний альбом, открытый на «повести» «Княгиня Вера и влюблённый телеграфист». «Лучше не нужно», - просит Вера. Но муж всё же начинает полный блестящего юмора комментарий к собственным рисункам. Вот девица Вера получает письмо с целующимися голубками, подписанное телеграфистом П. П. Ж. Вот молодой Вася Шеин возвращает Вере обручальное кольцо: «Я не смею мешать твоему счастью, и всё же мой долг предупредить тебя: телеграфисты обольстительны, но коварны». А вот Вера выходит замуж за красивого Васю Шеина, но телеграфист продолжает преследования. Вот он, переодевшись трубочистом, проникает в будуар княгини Веры. Вот, переодевшись, поступает на их кухню судомойкой. Вот, наконец, он в сумасшедшем доме.

После чая гости разъезжаются. Шепнув мужу, чтобы тот посмотрел футляр с браслетом и прочёл письмо, Вера отправляется провожать генерала Якова Михайловича Аносова. Старый генерал которого Вера и её сестра Анна зовут дедушкой, просит княгиню пояснить, что же в рассказе князя правда.

Г. С. Ж. преследовал её письмами за два года до замужества. Очевидно, он постоянно следил за ней, знал, где она бывала на вечерах, как была одета. Служил он не на телеграфе, а в «каком-то казённом учреждении маленьким чиновником». Когда Вера, тоже письменно, попросила не беспокоить её своими преследованиями, он замолчал о любви и ограничился поздравлениями по праздникам, как и сегодня, в день её именин. Выдумывая весёлый рассказ, князь заменил инициалы неизвестного воздыхателя на свои.

Старик предполагает, что неизвестный может оказаться маньяком.

Вера застаёт своего брата Николая очень раздражённым - он тоже прочёл письмо и считает, что его сестра попадёт «в смешное положение», если примет этот нелепый подарок. Вместе с Василием Львовичем он собирается отыскать поклонника и вернуть браслет.

На другой день они узнают адрес Г. С. Ж. Им оказывается голубоглазый человек «с нежным девичьим лицом» лет тридцати, тридцати пяти по фамилии Желтков. Николай возвращает ему браслет. Желтков ничего не отрицает и признаёт неприличность своего поведения. Обнаружив некоторое понимание и даже сочувствие в князе, он объясняет ему, что любит его жену, и это чувство убьёт разве что смерть. Николай возмущён, но Василий Львович относится к нему с жалостью.

Желтков признаётся, что растратил казённые деньги и вынужден бежать из города, так что они о нем больше не услышат. Он просит у Василия Львовича разрешения написать его жене последнее письмо. Услышав от мужа рассказ о Желткове, Вера почувствовала, «что этот человек убьёт себя».

Утром Вера узнаёт из газеты о самоубийстве чиновника контрольной палаты Г. С. Желткова, а вечером почтальон приносит его письмо.

Желтков пишет, что для него вся жизнь заключается только в ней, в Вере Николаевне. Это любовь, которою Бог за что-то вознаградил его. Уходя, он в восторге повторяет: «Да святится имя Твоё». Если она вспомнит о нём, то пусть сыграет ре-мажорную часть бетховенской «Сонаты № 2», он от глубины души благодарит её за то, что она была единственной его радостью в жизни.

Вера едет проститься с этим человеком. Муж вполне понимает её порыв и отпускает жену.

Гроб с Желтковым стоит посреди его бедной комнаты. Его губы улыбаются блаженно и безмятежно, будто он узнал глубокую тайну. Вера приподнимает его голову, кладёт под шею большую красную розу и целует его в лоб. Она понимает, что любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё. Вечером Вера просит знакомую пианистку сыграть для неё «Аппассионату» Бетховена, слушает музыку и плачет. Когда музыка заканчивается, Вера чувствует, что Желтков её простил.

Пересказал