Разница между товаром и услугой. Чем отличается маркетинг услуг от маркетинга товаров

Несмотря на быстрое развитие сферы услуг и усиление ее роли, в экономике до сих пор не выработано общепринятого определения «услуги». Ученые, в частности
В. Д. Маркова, отмечают, что «услуга» есть не что иное, как «особая потребительная стоимость, которую доставляет труд, только не в качестве вещи, а в качестве деятельности».
С позиций маркетинга под услугами понимают огромное разнообразие видов деятельности и коммерческих занятий. Услуга - это объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворений.
Услуга - любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном не осязаемы и не приводят к завладению чем-либо.
В последние годы получило распространение следующее определение услуг, данное американским специалистом Т. Хиллом. Он считает, что услуга - это изменение состояния лица или товара, происходящее в результате деятельности другой экономической единицы с предварительного согласия первой.
Такое определение позволяет рассматривать услуги как конкретный результат экономически полезной деятельности, проявляющейся либо в виде товара, либо непосредственно в виде деятельности. Экономическая полезность делает услугу предметом торговли.
Последние два определения услуг шире и включают не только деятельность, но и всякие изменения лица или товара.
Мы приобретаем услуги: путешествуя на пароходе, снимая комнату в отеле, постригаясь у парикмахера, сдавая вещи в химчистку, консультируясь у юриста, отдавая в пошив одежду и т.д. Виды услуг чрезвычайно разнообразны.
Маркетинг в сфере услуг включает аренду товаров, изменение или ремонт товаров, принадлежащих потребителям, и личные услуги, короче говоря - сервис. Он включает в себя всю помощь и советы, предоставляемые до получения заказа; обслуживание во время продаж и послепродажный сервис.
В целом все услуги имеют 4 характеристики, которые отличают их от товара и которые необходимо учитывать при разработке маркетинговых программ (рис. 6.1).
1. Неосязаемость услуг, их неуловимость или нематериальный характер. Эта черта означает, что их невозможно продемонстрировать, увидеть, попробовать, транспортировать, хранить, упаковывать или изучать до получения этих услуг.
Неосязаемость услуг вызывает проблемы и у покупателей услуг, и у продавцов.
Проблемы покупателя: ему трудно оценить услугу до приобретения, а иногда после приобретения (женщина, подновляющая лицо у косметолога, медицинские); он не только не увидит процесса ремонта, но и не сможет точно знать, что сделано. Остается надеяться и доверять продавцу услуг (ремонт часов, автомобиля и т.д.).
Проблемы продавца:
♦ сложно показать клиентам свой товар;
♦ еще более сложно объяснить клиентам, за что он платит деньги.
Этим объясняется то, что ключевые слова в маркетинге услуг - это ПОЛЬЗА И ВЫГОДА, которые получает клиент, обращаясь в данную организацию.
Маркетинговые решения, которые предпринимает организация, могут быть следующими.
По возможности повысить осязаемость своей услуги - специалист по пластическим операциям может нарисовать, как будет выглядеть лицо пациентки после операции.
Подчеркнуть значимость услуги - секретарь приемной коммисии МУПК может не только рассказать абитуриентам о специальности, но и как интересно отдыхают студенты, как великолепно устраиваются выпускники нашего университета.
Заострить внимание на выгодах от услуг. Продавец может придумать для своей услуги марочное название: например, химчистка «Волшебный поцелуй»; обслуживание «На красном ковре», т.е. как высоких почетных гостей.
Привлечь к пропаганде своей услуги какую-нибудь знаменитость, артистов, ведущих радио и Телевидения.
2.Неотделимость, неразрывность производства и потребления услуги.
Услуга неотделима от своего источника и, в отличие от товара, ее нельзя произвести впрок. Оказать услугу можно тогда, когда поступает заказ или появляется клиент. С этой точки зрения производство и потребление услуг неотделимы: продажа билетов в кинотеатре от кассира, медицинские услуги.
Маркетинговой стратегией здесь является высокий профессиональный уровень продавцов услуг. Он обеспечивает конкурентоспособность предприятий.
3.Изменчивость, непостоянство качества.
Качество услуги довольно сильно зависит от того, кто ее обеспечивает, а также от того, где и когда она предоставляется. В разных гостиницах сервис разный и зависит от множества факторов: условий проживания, квалификации персонала; от самих посетителей. Именно индивидуальность покупателей предполагает и индивидуальность услуг - индивидуальный пошив одежды, прическа и т.д.
Иногда маркетинговое решение на снижение, уменьшение изменчивости услуг связано с некоторой механизацией (механическая мойка машин), снижение трудоемкости работ (услуги ресторанов Макдоналдс связаны с механизацией процессов, повышением квалификации персонала).
Для уменьшения изменчивости услуг применяются стандарты обслуживания - это комплекс обязательных для исполнения правил обслуживания клиентов.
Например, время обслуживания в ресторанах «Макдоналдс» - не более 5 минут.
4 Несохраняемость или неспособность услуг к хранению.
«Сиюминутность» - важная отличительная черта услуг. Услуги не могут быть сохранены для дальнейшей продажи: непроданные билеты, незаселенные комнаты в гостинице, пустые салоны парикмахерских, бань.
Если спрос на услуги становится больше предложения, то нельзя это исправить, как в торговле, промышленности (число желающих поселиться в гостинице больше числа мест). Аналогично, если предложение услуг выше спроса - теряется прибыль.
Как правило, спрос на услуги меняется в зависимости от времени года, от дней недели. Летом больше пассажиров, меньше посетителей бань.
Неспособность услуг к хранению требует разработки маркетинговых решений по сбалансированности спроса и предложения. Это может быть:
♦ установление дифференцированных цен, скидок;
♦ организация предварительных заказов;
♦ введение в периоды пикового спроса альтернативы дополнительных услуг;
♦ обучение персонала совмещению функций и др.


Указанные отличительные характеристики, особенности услуг делают управление операциями в сфере услуг
более трудным делом, чем в промышленности, торговле с точки зрения обеспечения эффективности; определяют специфику управления и применения маркетинга.

Услуги можно охарактеризовать по контрасту с материально-вещественным товаром. Материально-вещественный товар – это осязаемый объект, который может быть создан и продан или использован позже. Услуга является неосязаемым и скоропортящимся продуктом. Она создается и потребляется одновременно или почти одновременно. Эти определения могут показаться достаточными, однако они несколько упрощает реальный мир услуг и применимы далеко не ко всем услугам. Отличительные характеристики материально-вещественных товаров и услуг приведены в таблице 3.1.

Таблица 3.1 - Отличительные характеристики материально-вещественных товаров и услуг

Материально-вещественные товары

Деятельность, процесс

Осязаемость

Неосязаемость

Материализация в вещи, могут накапливаться

Процесс, деятельность не могут накапливаться

Производство, хранение и распределение отделено от потребления

Производство и потребление осуществляются одновременно

Потребитель не участвует в производстве

Потребитель участвует в производственном процессе

Передача собственности

Нет передачи собственности

Однородные ресурсы и получаемые товары

Неоднородность (изменчивость) потребляемых ресурсов и результатов

Редко индивидуальные товары

Индивидуальность услуг

Товар получает только один покупатель единожды

Одну и ту же услугу можно несколько раз перепродать разным покупателям

Качественно определены

Неопределенность качества

Представленные в таблице свойства услуги нельзя абсолютизировать, они могут быть присущи ей в большей или меньшей степени, то есть быть в определенном диапазоне. Однако укажем еще на ряд важных отличий:

· Для услуг характерна большая вовлеченность потребителей в производственный процесс. Поведение и опыт потребителя могут способствовать или препятствовать скорости и эффективности процесса обслуживания.

· Сотрудники компании иногда считаются неотъемлемой частью услуги. Это приводит к необходимости нанимать сотрудников, обладающих не только техническими навыками, но и навыками общения с людьми.

· Потребителю сложно оценить качество многих услуг, поэтому необходимо постоянно повышать уровень информированности потребителей и формировать атмосферу доверия между сервисной фирмой и клиентом.

· Для сферы услуг важен временной фактор. Необходимо понимать, что потребитель ограничен во времени и значительные временные затраты на получение услуги воспринимаются им негативно. Поэтому необходимо принимать меры для более быстрого обслуживания, увеличения рабочего дня, подумать о возможности обслуживания по схеме 24/7 (24 часа в сутки без выходных).

Начнем с одной поучительной истории. В 2004 году компания Akimbo, торговавшая видеопродукцией через интернет, нашла, как тогда казалось, идеальное решение: продавать DVR (устройство для цифровой записи видеосигнала) одновременно с услугой загрузки фильмов из интернета. Товар и услуга были неразрывно связаны: одно не имело смысла без другого. Выгода для Akimbo казалась очевидной: продажа приставки тянет за собой устойчивый доход от абонентской платы, а чтобы удобнее смотреть фильмы, клиенты приобретают ее оборудование. Но Akimbo совершила ошибку. За DVR, менее ценный компонент в этом пакете, она назначила ни много ни мало $199, хотя самую большую прибыль сулила именно услуга по скачиванию. Когда же компания стала взимать за нее абонентскую плату, дела пошли вкривь и вкось. Качество оставляло желать лучшего, и клиентов, уже потратившихся на дорогой плеер, возмущала необходимость платить еще и за контент. Идея себя не оправдала. В 2008 году Akimbo обанкротилась.

Сейчас многие компании, чтобы получать больше прибыли и нужным им образом распределять потоки денежных средств, стараются продавать товары и услуги «в одном флаконе». Выпускать комбинированные продукты (товары и услуги, объединенные в пакет) выгодно: так удается привлечь дополнительных покупателей и подстегнуть спрос на свои предложения среди уже существующих. Существует немало такого рода решений; есть они у Apple (которая продает iPod вместе с услугой iTunes) и у Xerox (копиры и принтеры в связке с техобслуживанием). Этим компаниям и многим другим, которые пошли по их стопам, именно гибриды обеспечили рост или помогли вернуть позиции, утраченные было из-за снижения доли рынка или падения прибыли.

У пакетных решений большое будущее, но с ними легко попасть впросак. Дело в том, что многие компании, надеясь озолотиться, не дают себе труда как следует продумать принципы ценообразования, маркетинга и продаж своих гибридов. За последние три года мы проанализировали сто с лишним популярных комплексных продуктов нескольких компаний, работающих в разных секторах — и B2B, и В2С. Наше исследование показало, что незадачливые производители обычно нарушают одно (или более) из следующих четырех правил: их гибриды мало чем отличаются от того, что предлагают конкуренты; им не удается создать эффект масштаба; они не умеют правильно оценить потенциал рынков и найти оптимальный принцип ценообразования; они недостаточно инвестируют в брэнд.

Прежде чем рассмотреть эти правила, поговорим о самых распространенных типах гибридов.

Типичные гибридные продукты

Как потребители оценят гибридный продукт и как будут им пользоваться, определяют в основном два фактора. Первый — взаимозависимость: то, насколько выгодно покупателю приобретать товар именно в комплекте с услугой. Скажем, пара iPod и iTunes очень прочна. Второй фактор — самодостаточность. Одни товары и услуги не могут существовать друг без друга (слушать спутниковое радио нельзя, не подписавшись на услуги спутникового вещания) и потому должны продаваться только в паре. Другие — обладают самостоятельной ценностью: скажем, копировальный аппарат будет работать, даже если вы не купите контракт на обслуживание. Обычно подобные товары и услуги продают по отдельности.

С точки зрения взаимозависимости и самодостаточности можно выделить несколько видов гибридных продуктов.

«Гибкая» пара. Этот принцип особенно хорош, если речь идет о сложных товарах и услугах, призванных помочь потребителям решать их нестандартные проблемы. Сами по себе товары и услуги самодостаточны (их вполне можно купить по отдельности), но в то же время и взаимозависимы (ценность каждого компонента резко возрастет, если их можно гибко сочетать). Приведем в качестве примера сервис Oracle on Demand. Компания Oracle специализируется прежде всего на пакетах для управления базами данных. Но она предлагает также консультационные и управленческие услуги, цель которых — отладить ПО под индивидуальные требования пользователей. Приобретая эти услуги, клиенты получают максимальную отдачу от приобретенных ими программ Oracle. Пакетное предложение способствовало быстрому росту компании: с 2006 по 2008 год прибыль от сервиса Oracle on Demand выросла на 75%, и сейчас услуги обеспечивают компании около 20% ее валового дохода.

«Для спокойствия». Гибридные решения этого вида предназначены потребителям, для которых важно знать, что они покупают лучшее из лучшего. При слабой взаимозависимости товара и услуги и явной самодостаточности каждого компонента пары, компании могут воспользоваться раскрученным брэндом продукта как приманкой — заинтересовать клиентов своей по сути вполне обычной услугой, или наоборот: с помощью хорошо зарекомендовавшей себя услуги привлечь внимание потребителей к брэнду товара. Поясним эту мысль на примере лифтов. Обычно собственник здания или подрядчик приобретает лифт у одной компании, а техобслуживание перепоручает другой. Предлагая клиентам высококачественное оборудование вместе с первоклассным обслуживанием, компания Otis далеко оторвалась от конкурентов, как правило, сильных в чем-то одном.

Клиенты, которые знают компанию Otis как лучшего производителя лифтов, чувствуют себя спокойно, заключив договор на обслуживание с ее сервисным подразделением. С 2002 по 2008 год 90% от $1 млрд годовой операционной прибыли Otis приносили именно услуги.

Принцип «много хорошего». Тут, как правило, продукты и услуги неразделимы. Поскольку компоненты гибрида уже в большой степени взаимодополняемы и взаимозависимы, источником выгоды для покупателя — и роста прибыли компании — оказываются именно услуги, дополняющие базовый продукт. Например, персональный цифровой видеорекордер компании TiVo без ее услуги — вещь бесполезная. Предложение TiVo — единственное в своем роде. Она зарабатывает деньги на том, что позволяет клиентам скачивать фильмы и телепередачи с портала YouTube в высоком разрешении, загружать музыку, смотреть фильмы по запросу и т.д. Подобные гибриды (приставка + подписка на услугу скачивания) есть как минимум у десятка конкурентов TiVo; но им далеко до ее ассортимента. На конец 2008 финансового года около 83% своих доходов, а это $273 млн, TiVo получила на продаже услуг.

Принцип «одного флакона». Никаких дополнительных плюсов потребители от самой по себе этой комбинации не получают, но они ценят тот факт, что удобство и надежность обслуживания сочетаются с возможностью заодно приобрести нужный товар, не тратя время и силы на его поиски. Товары и услуги не зависят друг от друга и практически друг друга не дополняют, однако доля компаний в кошельках клиентов, как говорят маркетологи, увеличивается просто за счет того, что приобрести товар и услугу можно в одном месте. Корпорация Regis Corporation (оборот $2,6 млрд) владеет 13 тысячами салонов-парикмахерских — в том числе работающими по всему миру сетями Sassoon, Supercuts и Mastercuts. Здесь предлагаются парикмахерские услуги и продается косметика. Может, конечно, покупка кремов и бальзамов никак не отражается на мнении клиентов о качестве стрижки, но люди ценят удобство и рекомендации своих стилистов.

Разработка гибридов

Какую услугу «прицепить» к товару — вот в чем вопрос, ведь многообещающими могут быть разные сочетания. Шансов, что пакет принесет стабильные доходы, больше в том случае, если вам удастся усилить взаимозависимость компонентов и в дальнейшем развивать новый гибрид. Оценивая потенциал тех или иных вариантов, важно помнить четыре правила.

Правило 1. Создавайте то, чего еще нет на рынках товаров и услуг. Рассматривая идеи гибридных продуктов, нужно прежде всего хорошо понимать, какие входные барьеры существуют на целевом рынке. Постарайтесь ответить на несколько вопросов.

Сколько уже существует товаров, похожих на ваш? Если аналогов много, то можно выделиться на фоне остальных, сопроводив свой товар высококачественной услугой, и наоборот (в первую очередь речь идет о «гибком» пакете и паре «для спокойствия».) В Xerox, например, поняли, что жить за счет одного только оборудования уже нельзя: качество копировальных аппаратов и принтеров, которые научились выпускать конкуренты Canon и Ricoh, не хуже, хотя стоят гораздо дешевле. Но сотрудники Xerox за многие годы стали настоящими экспертами в области документооборота, и глупо было бы не воспользоваться этим богатым опытом. Поэтому с 2007 года в компании работает консультационная служба: она помогает клиентам издавать документы, планировать расходы на документацию и защищать важную информацию.

Сложна ли проблема клиента? Если ваши гибриды предназначены для «лечения» трудных проблем, то у вас больше шансов оторваться от конкурентов — по двум причинам. Во-первых, ваше уникальное предложение очень трудно точно воспроизвести, а во-вторых, клиентам будет непросто (и недешево) найти вам замену. Обеспечьте клиентов единственной в своем роде «гибкой» парой. Хотя такие компании, как EMC, HP и Dell выпускают мощные устройства для хранения информации, IBM заняла на этом рынке особую нишу благодаря своей специализированной услуге Storage Area Network, позволяющей пользователям подключаться к локальным сетям хранилищ данных.

Можно ли повысить качество услуги? Когда несколько производителей выпускают похожий товар, качество его примерно одинаковое у всех. С обслуживанием — другое дело; оно может быть очень разным. Чтобы предложить клиентам нечто исключительное, постарайтесь соединить обычный товар с постоянным грамотным обслуживанием. Если у вашего брэнда хорошая репутация, то еще не раскрученной услуге перепадет от его громкого имени. Apple, Xerox и IBM воспользовались надежностью своих брэндов — и даже усилили ее, — предлагая не просто товар, а товар вместе с высококлассным обслуживанием.

Правило 2. Продавайте товар и услугу в пакете и наращивайте эффект масштаба от производства или продажи товара. Увеличить долю рынка и поднять прибыль за счет гибрида можно только в том случае, если ему есть куда «расти». Скажем, каждая очередная новая модель бритвы приносит хорошую прибыль Gillette потому, что компания сразу же налаживает ее массовое производство и сбыт. Но бритвы — товар простой; что-то более сложное требует и более сложных услуг, и чем сложнее гибрид, тем меньше для него рынок. Дальновидные компании знают, как достигать эффекта масштаба: можно, например, предоставлять разные услуги в одном месте — и таким образом сократить издержки. Удачно сочетает и развивает ассортимент своих товаров и услуг сеть Regis. В ее салонах посетителям предлагают стрижку, разнообразные косметические процедуры, массаж шеи и головы, продают средства для ухода за волосами и телом. Тем самым фиксированные издержки на обслуживание и привлечение в расчете на одного клиента оказываются ниже, и в то же время компания получает эффект масштаба за счет централизации закупок и производства косметики. Средняя валовая прибыль Regis от продажи косметических товаров и средств по уходу за волосами — около 49%, то есть выше, чем прибыль от обслуживания (примерно 42%).

В 2007 году на продаже косметики Regis заработала около 30% от общего дохода (за год до того — 25%).

Что можно централизовать? Чтобы услуги, требующие больших трудозатрат, приносили хорошие деньги, их нужно очень хорошо организовать. Подумайте, как можно было бы оказывать разные услуги в одном месте. Или постарайтесь охватить более широкий круг потребителей, наладив дистанционное или онлайновое обслуживание (продажу, установку, техобслуживание и техническую поддержку). Если наладить централизованное обслуживание невозможно, попробуйте ввести разные принципы оплаты труда, чтобы доходы сотрудников зависели от объема выполненных ими услуг.

Можно ли компьютеризировать услуги? Чтобы ваша целевая аудитория была как можно шире, подумайте, как можно было бы «приставить к делу» интернет и тем самым сократить совокупные удельные издержки. Пусть интернет станет тем самым звеном, которое свяжет в единое целое товар и услугу. Например, GE Healthcare продает свое недорогое, предназначенное для взаимодействия через интернет программное обеспечение AssetPlus вместе с дорогим рентгеновским и биомедицинским оборудованием. Благодаря AssetPlus клиент (обычно это больницы) может проверять, есть ли на складе GE нужная аппаратура, заказывать приборы и комплектующие, записываться на техобслуживание, следить за изменением нормативных требований. С помощью своей программы GE получает доступ к информации о клиентах и оказывает им техническую поддержку: теперь компания может мгновенно отреагировать на их запросы, быстрее и дешевле решить их проблемы. Как только клиенты начинают пользоваться услугой и, что называется, входят во вкус, они привязываются к своему поставщику оборудования и сменить его им становится непросто — и дорого. Сейчас сервис обеспечивает GE Healthcare примерно 37% всех ее доходов.

У какой части пакета наилучшие прогнозы по прибыли? Относительная емкость рынка и потенциальная прибыльность для товаров и услуг часто бывает разной; все зависит от конъюнктуры. Чтобы ваш гибрид завоевал рынок, подсчитайте, какой товар или услуга может принести вам самую высокую прибыль и правильно подберите этому компоненту пару — выбирайте ее из самых покупаемых товаров или самых популярных услуг. Скажем, рынок цифровой музыки или МР3-плееров (товаров) огромен, но рынок загрузки музыки (услуг) еще больше. Как только Apple предоставила счастливым обладателям iPod’ов доступ к музыкальному магазину iTunes, ее доходы резко подскочили. Однако рентабельность услуги iTunes меньше, чем товара-плеера, поэтому основные доходы Apple зарабатывает именно на своих iPod’ах.

Как часто люди повторно приобретают те или иные товары или услуги? У товаров и услуг разные, говоря бизнес-языком, циклы продаж: товары, как правило, люди покупают гораздо реже, чем услуги. Скажем, МР3-плеер — раз в три года, а фильмы и музыку раз в неделю. Если вы правильно рассчитаете — по времени и величине — потоки денежных средств, которые поступают от товаров и услуг, то сможете увеличить доходность своего пакетного предложения. Apple, например, продает новые и уже ставшие популярными услуги через iTunes (некоторые из них рассчитаны на новые поколения iPod’ов) и тем самым стимулирует продажи новых плееров — доходы от продаж двух частей гибридного предложения точно сбалансированы. Поставщики мобильных телефонов тоже стабилизируют цикл финансовых поступлений за счет гибридов. Они, например, предлагают такое сочетание: дорогая «трубка» и неограниченный объем текстовых сообщений. При этом с каждого клиента они получают довольно крупную сумму за проданный телефон, а затем периодически производят совсем небольшие выплаты провайдерам мобильной связи. Гибриды, прежде всего вписывающиеся в схему «много хорошего», будут особенно выгодны, если вы учтете разницу в циклах покупки товара и услуги.

Что перевесит в решении о покупке — товар или услуга? Что касается гибридов, созданных по принципу «одного флакона», то, как правило, нужно учитывать, что именно — товар или услугу — приобретет в первую очередь покупатель. Скажем, многие продавцы мобильных телефонов предлагают разные услуги связи и «трубки» разных брэндов, включая собственный. Потребители в США обычно сначала выбирают оператора связи, а затем уже — производителя «трубки». И преуспевающие «гибридные» поставщики вроде AT&T или Sprint, которые заработали себе известность прежде всего как провайдеры, хорошо продают телефоны собственных брэндов, потому что учитывают эту последовательность выбора.

Правило 4. Инвестируйте в брэнд. Определившись с жизнеспособным пакетным предложением, подумайте о брэндинге или суббрэндинге — как можно было бы воспользоваться «эффектом ореола». Приготовьтесь вкладывать деньги в такую рекламу брэнда, которая продвигала бы товар именно в связке с услугой и повышала бы доверие потребителей к компании. Особенно важны инвестиции в брэнд, когда речь идет о гибридах с независимыми компонентами. Скажем, благодаря постоянным инвестициям в свой брэнд IBM удалось внедриться на рынок устройств для хранения информации. Хотя IBM и не лидирует в области создании архивов данных, она задает тон в сфере информационно-технологических услуг. Поддержав свое гибридное предложение всей мощью собственного брэнда, IBM как бы распространила присущие ее услугам свойства — надежность, высокое качество и компетентность — на свои серверы и окупила $400-миллионные вложения в их создание.

Чтобы гибрид оказался жизнеспособным, важно понять, какие товары и услуги лучше всего «выстрелят» в паре и у каких пар самый большой потенциал роста. Если похожих товаров или услуг на рынке мало, а проблема потребителя сложна, идеальным вариантом гибридного пакета будет «гибкая» связка. Если вы выпускаете вполне типовой товар, но можете организовать его массовое производство или широко предоставлять сопутствующую услугу, то действуйте по принципу «для спокойствия». Если потенциальная прибыльность товара или услуги высока, но их циклы покупки не совпадают, вам, вероятно, больше подойдет схема «много хорошего». Если же большой прибыли ждать не приходится, а вы знаете, что именно — товар или услугу — потребители выбирают прежде всего, то пусть это и станет вашим козырем в паре, созданной по принципу «в одном флаконе».

Каждая компания думает о будущем. И, чтобы получать больше доходов и прибыли, им нужно больше уделять внимания гибридным решениям. Такими пакетами можно заинтересовать новых клиентов и поднять спрос среди уже существующих, поскольку гибриды сулят потребителям нечто более ценное, чем товар и услуга по отдельности. Риски невелики, а шансов увеличить прибыль и заработать больше оборотных средств довольно много. Правила, с которыми мы вас ознакомили, помогут вам выбрать удачные варианты гибридов.

А также в связи с систематическими экономическими и политическими переменами, в сфере товаров и услуг все время происходят изменения. Постоянно возрастает объем различных предложений, что усложняет товарооборот. Для упрощения построения торговых взаимоотношений введено такое понятие, как «классификация товаров», являющееся, по сути, разделением всего разнообразия различных изделий по их сходству или по отличию на основании существующих методик. В основном все классические товары с услугами можно разделить на три группы. Это традиционная, нетрадиционная продукция и услуги. В рамках каждой группы существует еще ряд подгрупп и более глубокие уровни дифференциации.

Объекты, признаки и цели классификации

Классификация товаров подразумевает наличие объектов, признаков разделения и целей дифференциации. Под объектом принято понимать элемент классифицируемого большинства. Все существующие товары делятся на следующие категории:

  • Потребительские изделия для производителей товаров и услуг.
  • Продукция для конечного потребителя.
  • Изделия промышленного назначения.
  • Изделия для управленческой деятельности.

Под признаками принято понимать свойства и характеристики объекта, на основании которых и проводится классификация товаров. Сюда можно отнести такие признаки, как назначение и сырье, материал изготовления и методика выпуска, отделка и обработка, конструкция и внешний вид, размер и сорт. В качестве цели выступает систематизация, прогнозирование свойств и идентификация. Систематизации удается достигнуть формированием последовательностей и взаимных связей между классифицируемыми изделиями определенными методами. Сама же классификация товаров играет большую роль для полномасштабного удовлетворения каждой из потребностей рынка. Над процедурой разделения товаров на разные категории, как правило, работают ученые и экономисты.

Методики разделения товаров и услуг

В мировой практике принято использовать два параллельных метода распределения товаров по категориям. Методы классификации товаров принято делить на иерархические и фасетные. Рассмотрим такое понятие, как "ступень классификации", что выступает в роли этапа иерархической методики оценки, итогом которой становится тандем классификационных группировок.

Для каждой ступени и для каждой группировки свойственны основополагающие признаки. В мировой практике не используется глубина разделения товаров, превышающая 10 степеней. Это приводит к применению таких понятий, как вспомогательные классификационные группировки, в частности классы и подклассы. Само же деление продукции на роды и подроды, на классы и подклассы говорит о фактическом использовании иерархической методики. Это свидетельствует о том, что, несмотря на разделение, современные методы классификации товаров используются практически одновременно.

Классификация услуг

К разделению услуг существует несколько подходов. Автором самого распространенного и простого формата дифференциации выступил Кристофер Ловелок. Он предложил объединять предложения в зависимости от того, на кого или на что они ориентированы, а также относятся ли они к числу осязаемых либо нет. Эти методы оценки актуальны только для производства нематериального типа. Если брать более широкий формат оценки предложений, то он будет выглядеть следующим образом:

  • Услуги, ориентированные на удовлетворение тех или иных потребностей тела человека: здравоохранение и пассажирский транспорт, спортивные заведения и индустрия красоты, общественное питание.
  • Осязаемые предложения, которые ориентированы на товары, потребляемые человеком: перевозки грузов, услуги по ремонту и обслуживанию оборудования, охранные и бытовые услуги, ветеринарное обслуживание.
  • Неосязаемые предложения, ориентированные на подсознание: образование и радио, телевидение и информационный сектор, театры и кинотеатры, музеи.
  • Неосязаемые предложения по работе с нематериальными активами: банки и юридическое обслуживание, консультационная поддержка и страхование, манипуляции с ценными бумагами.

Когда компании предлагают своим клиентам самостоятельно реализовать какую-то часть предложения, она автоматически видоизменяет формат услуги.

Диверсификация сферы услуг

Параллельно тому, как осуществляется классификация товаров и услуг, происходит одновременная их диверсификация. Большинство ранее выделенных в отдельные группы предложений объединяются в группы в рамках одной компании. Предприятия, предлагая одновременно целый комплекс услуг, существенно повышают уровень своей конкурентоспособности, тем самым снижая риски путем диверсификации. Таким образом, можно наблюдать, как банковские, биржевые и посреднические услуги могут формировать объединение в формате финансового предложения.

Сферу услуг можно назвать обобщающей категорией, которая специализируется на воспроизводстве разного рода предложений. Последние могут оказываться как предприятиями и организациями, так и физическими лицами. Для отрасли характерно огромное количество особенностей, которые отличают ее от материального производства. Разделение сочетается с размыванием границ классификации.

Необычные виды классификации товаров

Специалисты в сфере маркетинга по традиции разделяют товары в соответствии с их особенностями. Можно говорить даже о том, что это международная классификация товаров, которая используется практически везде. Оцениваются такие критерии, как продолжительность использования и материальная осязаемость, а также сфера потребления. Это категории изделий потребительского и производственного назначений. Классификация продовольственных товаров довольно часто базируется на покупательских привычках. Можно говорить об:

  • Изделиях повседневного спроса, которые приобретаются покупателями без размышлений и при минимальных затратах времени. Сюда можно отнести мыло, газеты, табачные изделия.
  • Изделия предварительного выбора. Эта категория товаров, которая перед покупкой предварительно оценивается по уровню удобства, по качеству, по стоимости и внешнему облику. Яркими примерами могут стать предметы интерьера, одежда и бытовая техника.
  • Изделия особого и пассивного спроса. Они обладают своеобразными качествами, для получения которых потребители могут прикладывать достаточно большие усилия. В качестве примера можно привести автомобили, стерео- и фотоаппаратуру. Тут можно говорить даже о такой торговой марке, как Mercedes. В данном случае покупателю приходится ехать к конкретному дилеру, в конкретное место для решения определенного типа задачи.

Второй уровень разделения товаров и услуг

Классификация ассортимента товаров не ограничивается предметами ежедневного спроса, предварительного выбора и особого либо пассивного спроса. Внутри каждой из представленных категорий есть дополнительные ступени. Так, изделия повседневного спроса можно поделить на:

  • Основные. Это хлеб, кетчуп, томатная паста, крекеры, многое другое.
  • Импульсные покупки. Они делаются без преждевременного планирования или поиска. Тут разговор идет о пакетиках с карамелью, о журналах и прочих мелочах, которые располагаются преимущественно возле касс.
  • Товары крайней необходимости, покупка которых совершается в специфических условиях. Можно говорить о зонтиках в дождливое время, о теплых ботинках или шапках на зиму.

Классификация ассортимента в рамках товаров предварительного выбора предполагает существование двух категорий:

  • Гомогенные изделия, или однородные. Они имеют идентичное качество, но существенно отличаются в зависимости от стоимости, что рационально объясняет их сопоставление при покупке.
  • Гетерогенные, или неоднородные. Они имеют существенные различия в плане свойств и условий использования, что ставится гораздо выше, нежели цена.

Что касается товаров пассивного спроса, то о них покупатели либо не знают вовсе, либо не задумываются об их потреблении. Можно объяснить это на примере индикаторов дыма, которые остаются вне внимания до тех пор, пока о них не начнут показывать рекламные ролики. Типичными примерами данной категории товаров могут быть страховые полисы, участки на кладбище, энциклопедии и прочее.

Классификации в рамках маркетинга

Маркетологи выделяют основные классификации товаров, руководствуясь степенью материальной осязаемости и долговечности, способом применения. В первом случае изделия можно разделить на товары длительного использования (те, которые можно применять более года) и кратковременные, польза от которых определяется числом приемов. Классификация ассортимента товаров предусматривает разделение изделий на следующие категории:

  1. По области расположения. Это перечень промышленных изделий и торговый ассортимент самых разных производителей.
  2. По охвату потребителей. Это простая группа ассортимента и сложная, марочная и развернутая, смешанная и сопутствующая.
  3. По особенностям удовлетворения потребностей. Ассортимент можно разделить на рациональный и оптимальный, максимально полезный и минимально затратный.
  4. По специфике потребностей. Набор изделий принято дифференцировать на реальный и прогнозируемый.

Классификация продовольственных товаров

Все продукты пищевого типа разделяются на основные группы, которые делятся в зависимости от вида и сорта. Если следовать общепринятой классификации, можно говорить о выделении:

Знакомство с МКТУ

МКТУ в расшифрованном виде звучит как международная классификация товаров и услуг. Это четкий и структурированный перечень самых разных товаров и услуг, которые только могут оказываться либо предоставляться широкому кругу потребителей как физическими, так и юридическими лицами. Всего в структуру МКТУ включено 45 классов.

  • 1-34 классы - это разного рода товары.
  • С 35-го по 45-й класс - исключительно услуги.

Второе альтернативное название, которое имеет данная классификация - Ниццкая. Это связано с тем, что структурированный список был учрежден соглашением, заключенным еще 15 июня 1957 года в Ницце во Франции. МКТУ имеет большое значение, так как именно она служит основой для регистрации торговых марок, которые предварительно группируются в соответствии с ней.

Две идентичных торговых марки просто не могут быть зарегистрированы для одной категории товаров или услуг. Сходные марки приемлемы для разных услуг и изделий. Правильная товарная классификация товаров определяет эффективность самой процедуры регистрации, а также обеспечивает беспроблемное ее использование и регистрацию в дальнейшем. Полная книга МКТУ - это 4 тома, так что за помощью в данном вопросе стоит обратиться к специалисту.

Классификация в рамках таможни

Классификация товаров является одним из наиболее важных нюансов в сфере таможенного законодательства. Точное управление этим аспектом обеспечивает правильное определение размера ставки соответствующей пошлины и стоимости товара. Таможенная классификация товаров определяет, какой тип документации нужно получить. Это могут быть как лицензии, так и сертификаты соответствия. Величина таможенных платежей определяется исключительно на основании того, к какой категории будут отнесены изделия по товарной номенклатуре ВЭД России.

В зависимости от принадлежности изделий к той или иной категории, будут действовать определенные запреты или ограничения российского законодательства. Только совершенное владение классификацией ТП ВЭД позволит четко соблюдать законность транспортировки и перемещения грузов через таможенную границу РФ.

Довольно часто участники внешнеэкономической деятельности пытаются специально уклониться от уплаты таможенных платежей, обойти запреты и ограничения, предоставляя таможенным органам контроля неправильную информацию о грузе. Код товара может быть определен совершенно неправильно не только из-за незнания ТН ВЭД, но и из-за неумения пользоваться им. Тут весьма актуальна предварительная классификация товаров экспертом.

Основные отличия между товаром и услугой

Экономическая наука в системе социально-гуманитарных знаний

Что такое «экономика»? Само слово «экономика» происходит от греческого oikonomike – искусство ведения домашнего хозяйства, домоводство. Однако в современном языке оно более многозначно и имеет несколько значений. Во-первых , это хозяйство той или иной страны, города, региона и т.д. Во-вторых , это научная дисциплина, изучающая какую-либо область хозяйственной жизни, например, экономика сельского хозяйства, промышленности и т.д. В-третьих , это система отношений, связанных с процессом производства и потребления, например, социалистическая экономика, экономика переходного периода и т.д.

ЭКОНОМИКА


хозяйство, общественные отношения, например, экономика

Республики Беларусь, например, рыночная экономика

г. Минска и т.д.

научная дисциплина ,

например, экономика предприятия

Экономика научная дисциплина, изучающая хозяйственную жизнь общества.

Экономика – это любая деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.

Экономические науки делятся на общие и частные (или конкретные).

К общим экономическим наукам относится экономическая теория, т.е. общетеоретическая основа системы экономических наук.

Конкретные экономические науки делятся на:

ü Отраслевые экономические науки , например, экономика промышленности, экономика строительства, экономика труда и др.;

ü Функциональные экономические науки , например, бухгалтерский учет, менеджмент, статистика и др.;

ü Экономические науки на стыке с другими науками , например, экономическая география, экономическая история, экономическая психология и др.

Наука об экономике, дающая представление обо всей экономической жизни общества, называется экономической теорией . Экономическая теория – наука общественная или социальная. Это означает, что наряду с такими же науками (история, политология и др.) она исследует мир общества, совместную жизнь людей в нём. При этом у каждой социальной науки свой круг проблем, своя сфера. Например, у политологии – сфера политики, у истории – процесс развития общества. В центре внимания экономической теории – хозяйственная, производственная жизнь общества, экономические связи и отношения между людьми в процессе создания, распределения, обмена и потребления благ. Конкретнее, это вопросы о том, какие ресурсы нужны для производства, как осуществляется хозяйственная деятельность, что такое безработица и инфляция, как образуются цены и т.д.

Экономическая теория занимает особое место среди социально-гуманитарных наук, т.к. жизнь современного человека определяется экономикой. Дело в том, что нет в человеческом обществе ни одной сферы жизни, ни одной профессии, ни одной страны, где бы человек мог почувствовать себя абсолютно свободным от мира экономики, мог махнуть рукой на её законы. Недаром ведь в старину ученые, пытаясь в научных целях вообразить такого свободного от экономики человека, могли представить его лишь в образе Робинзона Крузо – единственного жителя необитаемого острова. Все же остальные – хотят они того или нет – вынуждены осознанно или бессознательно подлаживаться под требования экономики, чтобы жить в довольстве и радости, а не скитаться в поисках жилья или пропитания. Едва издав первый звук при рождении, мы попадаем в этот мир, ведь от его устройства зависит, например, как проходили роды, как будут выхаживать мать и младенца. Окончив школу, мы полностью подчиняем свою жизнь экономическим условиям страны, в которой живем. Эти условия определяют выбор профессии, уровень жизни и даже её продолжительность. Конечно, все мы входим в мир экономики по-разному: кто-то становится профессиональным экономистом, кто-то предпринимателем, кто-то наемным работником и об экономике вспоминает, лишь получая и тратя деньги. Но знание законов и принципов экономики придаёт людям уверенность, позволяет правильно оценивать сложные экономические процессы и принимать оптимальные и грамотные хозяйственные решения.

Американский экономист П. Самуэльсон называл экономику «королевой наук», он писал, что человек, который систематически не изучал экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся дать свою оценку музыкальному произведению.

Предмет, функции и разделы экономической теории

У всякой науки есть свой предмет, т.е. своя главная тема исследования. Экономическая теория изучает не все, а лишь главные, самые важные процессы всей экономической жизни общества и каждого человека.

При изучении предмета экономической теории с целью более четкого его осмысления целесообразно выделить следующие категории:

ü Сфера исследования: экономическая жизнь, или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность;

ü Объект исследования (то, на что направлено внимание данной науки): экономические явления в обществе и природе;

ü Субъект исследования: человек, фирма (группа людей), государство;

ü Предмет исследования (та сторона объекта, которую будут изучать): жизнедеятельность «экономического человека», группы людей и государства, их экономическое поведение в рамках той хозяйственной среды, в которой они находятся.

Существует несколько подходов в определении предмета экономической теории.

Первый подход состоит в следующем: для того, чтобы жить, люди должны удовлетворять свои потребности в пище, одежде, обуви, жилье, образовании и т.д. Потребности человека и общества в целом безграничны, и для их удовлетворения нужны природные ресурсы, орудия производства, машины, достижения науки и техники и др., т.е. нужно производство для создания определённых благ, с помощью которых потребности будут удовлетворены. Экономические ресурсы во всём мире ограничены (или, как говорят на западе, редки). Как наиболее полно удовлетворить потребности людей, обществ при наиболее эффективном использовании ограниченных ресурсов изучает и объясняет экономическая теория. Данный подход характерен для представителей зарубежной экономической науки «Экономикс».

Второй подход к определению предмета экономической теории заключается в исследовании производственных отношений и производительных сил, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ. Этот подход характерен для политической экономии.

В связи с этим существуют разные определения науки экономическая теория.

Так что же такое экономическая теория?

Экономическая теория – это наука, изучающая закономерности, связанные с процессом производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ в условиях ограниченности ресурсов.

Экономическая теория (экономикс) общественная наука, которая изучает пути более эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения потребностей людей.

Предмет экономической теории:

ü изучение вопросов: что производить, как и для кого;

ü эффективное использование ограниченных ресурсов;

ü выбор производства при ограниченных ресурсах для наиболее полного удовлетворения неограниченных потребностей;

ü изучение законов развития экономических процессов.

Задачи экономической теории как науки определяются её функциями.

Функции экономической теории:

ü познавательная – дает экономические знания, формирует экономическое мышление и экономическое сознание;

ü теоретическая – выясняет суть процессов, раскрывает законы, управляющие хозяйственной деятельностью;

ü методологическая – служитфундаментом для других наук, дает теоретическое обоснование необходимости и методику осуществления того или иного экономического мероприятия;

ü критическая – выявляет преимущества, недостатки экономических явлений, показывает целесообразность использования;

ü практическая – вырабатывает конкретные формы, принципы и методы рационального ведения хозяйства, разрабатывает научные прогнозы развития тех или иных экономических процессов.

В зависимости от масштаба изучаемых экономических явлений экономическая теория делится на:

ü общие основы экономической теории – изучает общие принципы функционирования экономики, связи и взаимосвязи в хозяйственной практике (например, что такое собственность, потребности и др.);

ü микроэкономика – изучает деятельность отдельных экономических единиц (фирма, предприятие, домашнее хозяйство, отдельные рынки), рассматривает такие вопросы, как спрос, предложение, конкуренция, ценообразование и т.д.

ü макроэкономика – изучает экономические процессы на уровне хозяйства в целом, например, налоги, деньги, ВНП и т.д.

ü интерэкономика (международная экономика) – изучает экономические отношения в мировом сообществе, например, международная торговля и торговые барьеры, валюта и валютный курс.

Методы экономической науки

Как и любая другая наука, экономическая теория использует ряд методов для исследования тех вопросов, изучением которых она занимается.

Метод науки (методология) – принципы, подходы, формы и способы познания.

Важнейшими из них для экономики являются следующие методы.


Ø наблюдение и сбор фактов

Ø научный эксперимент

Ø моделирование

Ø метод научной абстракции

Ø анализ и синтез

Ø системный подход

Ø индукция и дедукция

Ø исторический и логический методы

Ø графический

Разберём эти методы более подробно. Итак, наблюдение и сбор фактов – это изучение экономических явлений и процессов в их реальном виде, происходящих в действительности. Именно благодаря этому можно проследить, как изменились цены или объёмы производства, какие налоги в государстве.

Научный эксперимент – это проведение научного опыта, когда изучаемый объект ставиться в специально созданные и контролируемые условия, например, выпуск экспериментальной спецодежды или эксперимент по оценочной деятельности в Республике Беларусь.

Метод моделирования предусматривает изучение явлений по теоретическому образцу – модели.

Экономическая модель это упрощённое описание реальности или описание событий, имеющее нереалистические допущения . Например, описание деятельности государства, в котором отменены все налоги, или модель «Кривая производственных возможностей».

Метод научной абстракции – выделение наиболее существенных сторон экономического явления и отвлечение от несущественных, второстепенных. Например, что такое товар? Как его определить? Если пройтись по магазинам и попытаться дать определение товара, то мы увидим, какие разные вещи продаются и как их объединить в одно определение товара. Поэтому надо абстрагироваться от вида, формы, цвета и т.д. тех вещей, которые продаются и попробовать дать определение товара в общем виде, т.е. товар – это продукт труда, который предназначен для продажи. В своей жизни мы используем очень много отвлечённых понятий, т.е. абстракций, частная собственность, лень, семья, совесть и т.д.

Метод анализа и синтеза – это изучение социально-экономических явлений как по частям – анализ, так и в целом – синтез.


Рис. 1. Метод анализа и синтеза

Метод системного подхода основан на методе анализа и синтеза, при этом методе каждый объект рассматривается как система. Например, народное хозяйство – это система отраслей, предприятие – цехов, отделов и т.д.

Индукция и дедукция – это два противоположных рассуждения. Индукция – это движение мысли от частного к общему, оно позволяет нам по выражению Ф. Достоевского «собрать свои мысли в точку», а дедукция – от общего к частному.

Индукция Дедукция

(обобщение) (выведение)

Рис. 2. Метод индукции и дедукции

Например, увеличение цен на хлеб, молоко и др. говорит о росте дороговизны в стране, т.е. это индукция. Если повысили минимальную зарплату в стране, то можно предполагать, что цены на некоторые товары тоже вырастут, т.е. это дедукция.

Исторический и логический методы или подходы тоже применяют вместе. При этом методе социально - экономические процессы изучают в исторической последовательности и получают оценку путём логических обобщений. Например, изучение строительства социализма в разных странах – это исторический подход, а выводы о товарных дефицитах, о неэффективности экономики в соцстранах – это логический.

Графический (или математический) – это использование схем, таблиц, формул, графиков, диаграмм для более краткого, наглядного изложения материала.

При изучении экономических проблем часто используют позитивный и нормативный подходы.

Долгое время экономическая мысль, а затем и политическая экономия вмещали и изучение сущего, и конструирование должного, и выработку экономической политики. Лишь в конце XIX в. с формированием чистой экономической теории произошло обособление каждого из этих направлений.

«Положительная (positive) наука, – писал Дж. М. Кейнс, – может быть определена как совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть; нормативная или регулятивная наука – как совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что должно быть, и потому имеющих своим предметом идеальное, как нечто отличное от действительного; искусство – как система правил для достижения данной цели».

Положительная наука, полагал Кейнс, занимается изучением «единообразий» (uniformities), или, как мы сказали бы сейчас, закономерностей, нормативная – определением идеалов, искусство – формулированием предписаний. Он подчеркивал, что «и возможно, и желательно изучение экономических единообразий независимо от экономических идеалов и без формулирования экономических предписаний (но не наоборот)»

Позитивный метод предполагает описание реального состояния экономики без субъективных оценок, т.е. «как есть». Например, уровень зарегистрированной безработицы в Республике Беларусь в 2012 году составил 0,6%.

Нормативный метод предполагает использование практических суждений, раскрывающих субъективное представление экономических явлений, т.е. «как должно быть»: уровень заработной платы в Республике Беларусь к концу 2015 года должен составить 700 долларов США.

Тема 2 ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ, ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ И ПРОБЛЕМА ВЫБОРА В ЭКОНОМИКЕ

Общество не может перестать производить,

так же, как оно не может перестать потреблять

Карл Маркс,

немецкий экономист, философ

Из ничего не сделаешь ничего,

Ничего не высосешь из пальца,

Сам бог не сделал бы ничего,

Не будь у него материальца

Генрих Гейне,

немецкий поэт

Вам всегда будет не хватать

либо времени, либо денег

Закон технологии Лернефа

Потребности и их классификация

Эволюцию живых существ нельзя объяснить только приспособлением к среде обитания. Потребности – источник активности живых существ. Это генетические программы, направленные на освоение окружающей среды. Чем больше потребностей у живого организма, тем он активней, тем больше его экспансия, тем выше конкурентоспособность в борьбе за существование. Из всех живых организмов, обитающих на Земле, больше всего потребностей у человека. Одни люди отдают все свои силы карьере, другие самоотверженно занимаются наукой, а третьи проводят жизнь в философских поисках смысла жизни.

Что же такое потребности? Потребность - это побуждение к проявлению жизнедеятельности и активности всех живых существ. По мнению Г. И. Щукиной, потребности человека являются первоосновой, первичными побудительными силами, исходной причиной жизнедеятельности человека. Удовлетворяя свои многочисленные и разнообразные потребности, человек не только получает возможность жить, развиваться как организм, воспроизводить потомство, трудиться, общаться, но и приобретает способность к развитию общественного духовного и материального производства. На базе потребностей у человека возникают и развиваются иные источники его стремлений: чувства, интересы, убеждения, мотивы, волевые побуждения, которые, в свою очередь, вступают в весьма сложные взаимосвязи с потребностями. Связь потребностей и интересов в такой области, как познавательная деятельность человека, особенно сложна.

Разные ученые по-разному трактуют это определение. Так, например, одни говорят, что потребность (need)это необходимость удовлетворения нужд в экономическом благе.

Другие говорят, что потребности – это объективная нужда в чём-либо, необходимая для поддержания жизнедеятельности и развития организма, развития личности, требующая удовлетворения.

Согласно еще одной точки зрения, потребность – это состояние неудовлетворенности человека.

Особенности потребностей:

1. Потребности всегда связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности , которое обусловлено дефицитом того, что требуется.

2. Потребности определяют избирательность восприятия мира , фиксируя внимание человека на тех объектах, которые могут эту потребность утолить («Голодной куме только хлеб на уме», «У кого что болит, тот про то и говорит».)

3. Наличие потребности сопровождается эмоциями : сначала, по мере усиления потребности – отрицательными, а затем – в случае ее удовлетворения – положительными.

4. Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза . Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения – примитивные животные – высокоразвитые животные – человек; а также в онтогенетическом ряду: новорожденный – грудной младенец – дошкольник – школьник – взрослый человек.

5. Потребности человека образуют иерархическую систему , где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.

Потребности многообразны и существуют различные классификации потребностей. Классификации потребностей уделялось внимание, начиная с древних времен. По крайней мере, со времен Аристотеля известно их деление на телесные и духовные . Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию потребностей. Так, например польский психолог К. Обуховский насчитал 120 классификаций. Сколько авторов, столько и классификаций.

П. Ершов в своей книге «Потребности человека» считает наиболее удачными две классификации потребностей: Ф. М. Достоевского и Гегеля.

Достоевский Ф.М. делил множество интересов и потребностей людей по усложнению их содержания на три группы :

1. Потребности в материальных благах, необходимые для поддержания жизни; 2. Потребности познания;

3. Потребности всемирного объединения людей.

У Гегеля 4 группы :

1. Физические потребности;

2. Потребности права, законов;

3. Религиозные потребности;

4. Потребности познания.

Еще одна классификация разделяет все потребности по происхождению на две большие группы - естественные и культурные . Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.

Естественные потребности делятся на:

ü первичные биологические (в пище, воде, воздухе, сне и т.д.);

ü потребности в воспроизведении рода;

ü первичные социальные потребности (в общении, в обмене информацией и т.д.).

Культурные потребности – потребности в предметах и явлениях, сформированные культурой и не передающиеся по наследству (в красоте, в социальном статусе, в знаниях, в религии, в музыке, литературе и искусстве и т.д.).

Следующая классификация (по уровню сложности) разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.

К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, в экономии сил и пр.).

К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.

Духовные потребности человека – это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.

В экономической теории известна классификация, в соответствии с которой все потребности делятся по различным признакам:

По масштабу и структуре производства:

ü абсолютные (максимальный объем благ, который мог быть потреблён, если бы был в наличии);

ü перспективные (которые могут быть удовлетворены в будущем);

ü действительные (настоящие, т.е. которые могут быть удовлетворены при достигнутом уровне развития производства);

ü подлежащие удовлетворению;

ü фактически удовлетворяемые.

От роли в воспроизводстве рабочей силы:

ü физические;

ü социальные;

ü духовные.

От социальной структуры:

ü общества в целом (защита родины, развитие науки, образования, здравоохранения и т.д.);

ü классов, социальных групп;

ü личные или индивидуальные (отдельных людей).

По очерёдности удовлетворения:

ü первичные (необходимые: еда, вода, одежда и др.) или незаменяемые;

ü вторичные (избыточные: образование, развлечения и др.) или заменяемые.

По характеру изменения:

ü эластичные (легко изменяемые);

ü неэластичные (жесткие).

По участию в производственном процессе:

ü производственные (которые участвуют в процессе производства: средства производства и рабочая сила);

ü непроизводственные (не участвуют в процессе производства).

По происхождению:

ü экономические (для удовлетворения необходимо производство);

ü неэкономические (могут быть удовлетворены без наличия производства: в воздухе, дневном свете и др.).

Наибольшего распространения получила классификация потребностей американского психолога Абрахама Маслоу, согласно которой все потребности можно представить в виде пирамиды от низших к высшим:

ü физиологические потребности (в еде, воде, сне, сексе, одежде, жилье и т.д.);

ü в безопасности (защите от боли, страха, болезней и т.д.);

ü социальные (в общении, дружбе, любви и т.д.);

ü в самоуважении (достижение признания, одобрения, уважения других и т.д.);

ü в самореализации (достижение поставленных целей, реализация способностей и т.д.).

Экономические потребности органически связаны с условиями существования общества, социальных групп, отдельных людей. Экономические потребности динамичны, они изменяются с прогрессом общества. К. Маркс и В.И. Ленин назвали этот процесс законом возвышения потребностей, в соответствии с которым происходит их постоянный и качественный рост.

Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами (good). Блага бывают долговременные , которые предполагают многократное использование (автомобиль, книга, телевизор и др.) и кратковременные , исчезающие в процессе разового потребления (хлеб, напиток, спички и др.). Также блага делятся на взаимозаменяемые – субституты , которые удовлетворяют одну и туже потребность (поезд – самолет, мобильный телефон – смартфон) и взаимодополняемые – комплементарные , которые дополняют друг друга в удовлетворении одной и той же потребности (мобильный телефон и сим-карта; левый и правый ботинки).

Под продуктом понимается все, что можно предложить на рынке для приобретения, использования или потребления с целью удовлетворения определенных потребностей. Продукт - это все, что может удовлетворить какие-нибудь потребности (физические предметы, услуги, люди, предприятия, виды деятельности, идеи). Как только продукту назначена цена, и он поступил на рынок, он становится товаром.

Товары - это физические, материальные предметы (объекты), направляемые на рынок с целью купли-продажи.

C точки зрения конечного применения выделяют два главных типа товара: потребительские товары, продукция производственно-технического назначения (промышленные товары).

Потребительские товары - товары, купленные конечными потребителями для личного (семейного) потребления.

Товары производственно-технического назначения - товары, приобретаемые частными лицами и организациями для дальнейшей их переработки или применения в бизнесе.

Услуга – действие, которое продается-покупается. Услуги бывают индивидуальными и коллективными.

Индивидуальные услуги потребляются отдельными институциональными единицами, например, домашними хозяйствами или предприятиями. Примером индивидуальной услуги являются нерыночные услуги здравоохранения и рыночные услуги бытового обслуживания или связи.

Коллективные услуги оказываются обществу в целом или группе институциональных единиц. Например, это услуги науки или обороны.

Виды услуг:

ü производственные (транспортные, маркетинг, консультативные, банковские, строительные),

ü потребительские (снабженческие, торговые, страховые, туристические, коммунальные, рекреационные),

ü информационные (глобальные сети Интернета и связи, компьютерные услуги по изучению рынка, некоторые виды банковских услуг),

ü социальные (услуги в сфере культуры, образования, науки, медицины),

ü деловые (консалтинг, инжиниринг, франчайзинг и др.).

Наиболее высокими темпами развиваются услуги, и в первую очередь электронная коммерция, основанные на использовании информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ). Повышая производительность в уже существующих секторах производственной деятельности, ИКТ обеспечивают также возможности для формирования новых отраслей в онлайновом режиме и производства различных видов продуктов ИКТ.

Основные отличия между товаром и услугой

1. Товар материален и осязаем, услуга – нет;

2. Качество и внешний вид товара постоянны, услуги – нет;

3. Производство товара отделено от потребления. Услуга предполагает совпадение этих этапов;

4. Услугу хранить невозможно. Товар можно складировать.

Понятие производства, воспроизводства

Экономические действия людей обусловлены их потребностями и интересами.

Конечной целью производства является удовлетворение потребностей.

Производство – основа жизни общества. В этом смысле производство – не биологический и не физиологический процесс, а общественный процесс. В нём проявляется общественные отношения взаимодействия человека и природы, а также отношения между людьми.

Производство – это процесс взаимодействия человека и природы с целью создания материальных и нематериальных благ.

Производство – это процесс создания материальных и нематериальных благ.

Производство делится на натуральное и товарное.

Натуральное производство – это форма общественного хозяйства, при которой продукты производятся для удовлетворения потребностей самих участников производства.

Товарное производство – это форма общественного хозяйства, при которой продукты производятся для обмена на рынке путём купли-продажи.

Таблица 1. Различия между натуральным и товарным производством

Производство подразделяется на материальное и нематериальное (духовное). В материальном производстве создаются вещные блага (пища, одежда и т.д.), в нематериальном – духовные блага и услуги.

Воспроизводство – непрерывно повторяющийся процесс производства.

Воспроизводство включает в себя следующие фазы:

ü производство – создание блага;

ü распределение – распределение результатов общественного производства и ресурсов;

ü обмен – обмен продуктов труда на другие продукты или на деньги;

ü потребление – использование продуктов для удовлетворения потребностей.

Типы воспроизводства:

ü простое – повторение процесса производства в неизменном объёме;

ü расширенное – повторение процесса производства с возрастанием объёма производства.

Формы воспроизводства:

ü индивидуальное – воспроизводство в масштабе одной фирмы;

ü общественное – воспроизводство в масштабах всей экономики.

Ресурсы и факторы производства

Для процесса производства необходимы ресурсы.

Ресурсы (resources)природные, материальные и человеческие силы, которые могут быть использованы в процессе производства.

Факторы производства (factors of production)это используемые в процессе производства ресурсы.

В экономической теории существует несколько классификаций факторов производства.

В марксистской теории выделяются две группы факторов:

1) материально – вещественные – средства производства;

2) личные – рабочая сила как совокупность физических и духовных способностей человека.

Главную роль играет личный фактор.

Французский экономист Жан – Батист Сэй выдвинул свою классификацию факторов производства и ресурсов.

Рис. 3. Классификация факторов производства по Ж.-Б. Сэю

Рассмотрим ресурсы, факторы производства и виды дохода от использования различных факторов производства, которые определены в «Экономикс», более подробно.

Таблица 2. Классификация ресурсов, факторов производства и приносимого дохода

Ресурсы Факторы производства Доход
Природные (land)все блага природы (земля, вода, воздух, растительный и животный мир, полезный ископаемые и др.) Земля Рента (rent)плата за пользование чужой землёй
Человеческие (labor)умственные, физические способности человека Труд Заработная плата (wage)вознаграждение за труд
Капитальные (capital)материальная и духовная собственность, созданная человеком Капитал Процент (percent) плата за пользование чужими деньгами
Предпринимательские способности (enterprise ability)управленческие и организаторские способности человека - || - Прибыль (profit)плата предпринимателю за его деятельность, за новые идеи, за риск и др.

В эпоху НТР возникают так называемые специфические факторы производства: наука, технологии, информация, экология. В настоящее время все большую роль играет информационные ресурсы. Информационные ресурсы в широком смысле (information resources) – совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 10.11. 2008 г. «Об информации, информатизации и защите информации» информационный ресурс - организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных и знаний, другие массивы информации в информационных системах.

Проблема выбора, ограниченность, альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей

Одной из основных целей любой экономики является наиболее полное удовлетворение потребностей людей. Для удовлетворения потребностей нужны ресурсы, чтобы производить всевозможные блага. Но потребности человека безграничны, не зря говорят: «Чем больше есть, тем больше хочется». И для удовлетворения безграничных потребностей нужно все больше и больше ресурсов. Но, к сожалению, во всех обществах, во всех странах существует проблема ограниченности ресурсов, т.е. ресурсов меньше, чем необходимо для удовлетворения наших потребностей при данном уровне общественного развития. Конечно, ограниченность ресурсов относительна, с развитием общества появляются новые источники ресурсов, сами новые ресурсы. Но в каждый данный момент времени ограниченность экономических ресурсов имеет место, это означает, что одновременное и полное удовлетворение всех имеющихся в обществе потребностей принципиально невозможно. Т.к. ресурсы ограничены, а потребности безграничны, то перед любым человеком, любой фирмой, любым обществом стоит проблема выбора.

Суть проблемы выбора: как лучше использовать ограниченные ресурсы для получения наибольшей возможной выгоды.

Даже в повседневной жизни мы на каждом шагу сталкиваемся с проблемой выбора: что лучше купить: мороженое или булочку?

Ограниченность ресурсов означает и ограниченность производства, т.е. появляется необходимость выбора между альтернативами: какие товары производить, а от каких следует отказаться.

Из-за ограниченности ресурсов в любой экономике существуют три главных вопроса или три основные проблемы:

1) что производить?

2) как производить?

3) для кого производить?

Т.к. приходится делать выбор, то неизбежен отказ от каких-то товаров или услуг. В этом случае речь идёт об альтернативной стоимости.

Альтернативная стоимость (alternative cost)или цена замены – это ценность наилучшей из отвергнутых альтернатив.

Кроме того, существует понятие «упущенная выгода », т.е. пот