Размышления о дружбе и любви (по роману л. н. толстого «война и мир»). Изображение войны в романе "война и мир" Вражда героев в произведение война и мир

Введение

Тема любви в русской литературе всегда занимала одно из первых мест. К ней обращались великие поэты и писатели во все времена. Любовь к Родине, к матери, к женщине, к земле, к семье, – проявление этого чувства очень различно, оно зависит от людей и обстоятельств. Очень ярко показано, какая бывает любовь и что это такое, в романе «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Ведь именно любовь в романе «Война и мир» является основной движущей силой в жизни героев. Они любят и страдают, ненавидят и проявляют заботу, презирают, открывают истины, надеются и ждут, – и все это любовь.

Герои романа-эпопеи Л.Н.Толстого живут полной жизнью, их судьбы переплетаются. Наташа Ростова, Андрей Болконский, Элен Курагина, Пьер Безухов, Марья Болконская, Николай Ростов, Анатоль, Долохов и другие, – все они в большей или меньшей степени испытали чувство любви и прошли путь духовного возрождения или нравственного падения. Поэтому сегодня тема любви в романе «Война и мир» Толстого остается актуальной. Перед нами проносятся целые жизни людей, разных по своему статусу, характеру, смыслу жизни и убеждениям.

Любовь и герои романа

Элен Курагина

Светская красавица Элен имела «несомненную и слишком сильно и победительно действующую красоту». Но вся эта красота присутствовала лишь в её облике. Душа Элен была пуста и безобразна. Для неё любовь – это деньги, богатство и признание в обществе. Элен пользовалась большим успехом у мужчин. Выйдя замуж за Пьера Безухова, она продолжала кокетничать с каждым, кто привлекал её внимание. Статус замужней женщины нисколько не смущал её, она пользовалась добротой Пьера и обманывала его.

Такое же отношение в любви проявляли все члены семьи Курагиных. Князь Василий называл своих детей «дураками» и говорил: «Мои дети – обуза моего существования». Он рассчитывал женить своего «младшего блудного сына» Анатоля на дочери старого графа Болконского – Марье. Вся жизнь их строилась на выгодном расчете, а человеческие отношения были им чужды. Пошлость, подлость, светские развлечения и утехи – вот жизненный идеал семьи Курагиных.

Но не поддерживает такую любовь в «Войне и мире» и автор романа. Л.Н.Толстой показывает нам совсем другую любовь – настоящую, верную, всепрощающую. Любовь, которая прошла испытание временем, испытание войной. Переродившаяся, обновленная, светлая любовь – любовь души.

Андрей Болконский

Этот герой прошел трудный нравственный путь к своей истинной любви, к пониманию собственного предназначения. Женивший на Лизе, он не имел семейного счастья. Общество его не интересовало, сам он говорил: «…эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!

» Андрей собирался на войну, несмотря на то, что жена его была беременна. А в разговоре с Безуховым он сказал: «…чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым!» Потом война, небо Аустерлица, разочарование в своем кумире, смерть жены и старый дуб… «наша жизнь кончена!» Возрождение его души произойдет после встречи с Наташей Ростовой – «…вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим…» Умирая, он простил ей и то, что она отказалась от любви к нему, когда была очарована Анатолем Курагиным. Но именно Наташа заботилась об умирающем Болконском, именно она сидела у его изголовья, именно она приняла его последний взгляд. Не в этом ли было счастье Андрея? Он умер на руках любимой женщины, и душа его обрела покой. Уже перед кончиною он сказал Наташе: «…я слишком люблю вас. Больше всего на свете». Андрей простил Курагина перед смертью: «Любить ближних, любить врагов своих. Все любить – любить бога во всех проявлениях».

Наташа Ростова

Наташа Ростова встречает нас в романе тринадцатилетней девочкой, которая любит всех вокруг. Вообще, семейство Ростовых отличалось особым радушием, искренней заботой друг к другу. В этой семье царили любовь и гармония, поэтому Наташа и не могла быть иной. Детская влюбленность в Бориса Друбецкого, который обещал ждать её четыре года, искренняя радость и доброе отношение к Денисову, который сделал ей предложение, говорят о чувственности натуры героини. Ее главная потребность жизни – любить. Когда только Наташа увидела Андрея Болконского, чувство любви охватило её полностью. Но Болконский, сделав Наташе предложение, уехал на год. Увлеченность Анатолем Курагиным в отсутствие Андрея дала Наташе сомнение в своей любви. Она даже задумала побег, но раскрывшийся обман Анатоля остановил ее. Душевная пустота, оставшаяся у Наташи после отношений с Курагиным, породила новое чувство к Пьеру Безухову – чувство благодарности, нежности и доброты. Пока Наташа не знала, что это будет любовь.

Она чувствовала вину перед Болконским. Ухаживая за раненым Андреем, она знала, что он скоро умрет. Ее забота нужна была ему и ей самой. Для нее это важно было, чтобы именно она была рядом, когда он закроет глаза.

Отчаяние Наташи после всех произошедших событий – бегства из Москвы, смерти Болконского, гибели Пети принял Пьер Безухов. После окончания войны Наташа вышла за него замуж и обрела истинное семейное счастье. «Наташе нужен был муж… И муж дал ей семью…все силы душевные ее были устремлены на то, чтобы служить этому мужу и семье…»

Пьер Безухов

Пьер пришел в роман незаконнорожденным сыном графа Безухова. Его отношение к Элен Курагиной строилось на доверии и любви, но спустя время он понял, что его просто водят за нос: «Ведь это не любовь. Напротив, что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное». Начался сложный путь жизненных исканий Пьера Безухова. Он бережно, с нежными чувствами относился к Наташе Ростовой. Но даже в отсутствие Болконского не посмел себе ничего лишнего. Он знал, что Андрей любит её, и Наташа ждет его возвращения. Пьер старался исправить положение Ростовой, когда та увлеклась Курагиным, он истинно верил, что Наташа не такая. И он не ошибся. Его любовь пережила все ожидания и разлуку и обрела счастье. Создав семью с Наташей Ростовой, Пьер был по-человечески счастлив: «После семи лет супружества Пьер чувствовал радостное, твердое сознание того, что не дурной человек, и чувствовал это потому, что был отражен в своей жене».

Марья Болконская

О княжне Марье Болконской Толстой пишет: «…княжне Марье мечталось и семейное счастие, и дети, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная». В доме отца жить было трудно, князь Болконский держал дочь в строгости. Нельзя сказать, что он не любил ее, только для него любовь эта выражалась в деятельности и разуме. Марья любила отца по-своему, она все понимала и говорила: «Мое призвание – быть счастливой другим счастием, счастием любви и самопожертвования». Она была наивна и чиста и видела во всех доброе и хорошее. Даже Анатоля Курагина, который решил жениться на ней для выгодного положения, она считала добрым человеком. Но счастье свое Марья нашла с Николаем Ростовым, для которого путь к любви оказался тернист и запутан. Так соединились семьи Болконских и Ростовых. Николай и Марья сделали то, чего не смогли сделать Наташа и Андрей.

Любовь к родине

Судьбы героев, их соприкосновение неотделимы от судьбы страны. Тема любви к родине красной нитью проходит через жизнь каждого персонажа. Нравственные искания Андрея Болконского привели его к мысли, что русский народ победить нельзя. Пьер Безухов прошел путь от «молодого человека, не умеющего жить» до настоящего мужчины, который посмел посмотреть в глаза Наполеону, спасти девочку в пожаре, выдержать плен, жертвовать собой ради других. Наташа Ростова, отдавшая повозки раненым солдатам, умела ждать и верить в силу русского народа. Петя Ростов, погибший в пятнадцать лет за «правое дело», испытывал истинный патриотизм. Платон Каратаев, партизан-крестьянин, голыми руками боровшийся за победу, сумел объяснить простую истину жизни Безухову. Кутузов, отдавший всего себя «за землю русскую», верил до конца в силы и дух русских солдат. Л.Н.Толстой в романе показал мощь русского народа в единстве, вере и непоколебимости России.

Любовь к родителям

Семьи Ростовых, Болконских, Курагиных не случайно представлены в романе Толстым с подробным описанием жизни почти всех членов семей. Они противопоставлены друг другу по принципам воспитания, нравственности, внутренних отношений. Почитание семейных традиций, любовь к родителям, забота и участие – вот основа семьи Ростовых. Уважение, справедливость и непрекословие своему отцу – принцип жизни семьи Болконских. Курагины же живут во власти денег и пошлости. Ни Ипполит, ни Анатоль, ни Элен не испытывают к родителям благодарных чувств. В их семье возникла проблема любви. Они обманывают других и обманываются сами, думая, что в богатстве и есть счастье человеческое. На самом же деле их праздность, легкомыслие, распущенность не приносит счастья никому их них. Изначально в этой семье не было воспитано чувство любви, доброты, доверия. Каждый живет сам за себя, не печалясь о ближнем.

Толстой дает этот контраст семей для полной картины жизни. Мы видим любовь во всех ее проявлениях – разрушающую и всепрощающую. Мы понимаем, чей идеал нам близок. У нас есть возможность увидеть, какой путь нужно пройти, чтобы достичь счастья.

Характеристика отношений главных героев и описание их любовных переживаний помогут ученикам 10 классов при написании сочинения на тему «Тема любви в романе «Война и мир» Льва Толстого».

Тест по произведению

Дружба и Вражда в романе Толстого "Война и Мир"?

    Дружба и любовь по мнению великого классика Л.Н Толстого вот истинные ценности ради чего стоит вообще жить и я с ним полностью согласна. Истинную дружбу в романе Война и мир писатель прослеживает между Пьером Безуховым и князем Андреем Болконским. Еще есть сюжетные линии женские дружбы, но именно эту писатель исследовал и показал читателю более глубоко. Причем надо заметить, что у Болконского и Безухова абсолютно разные характеры и темпераменты. Однако у них есть похожее отношение к жизни, они ищут оба истину и смысл жизни, в этом их интеллектуальная схожесть. Когда какие-то у одного или другого кризисы, они потрясающе поддерживать умеют. Знаменитое выражение Пьера, которое он говорит Болконскому после смерти его жены, что надо жить, любить и верить.

    Вражда ярая в романе меньше показана, однако она тоже отлично прослеживается между Болконским и Курагиным.

    Ярчайшим примером дружбы в романе Война и мир Льва Толстого можно назвать отношения Андрея Болконского и Пьера Безухова. Два абсолютно разных человека поддерживают и понимают друг друга в трудную минуту, искренне радуются счастью друга. Если поступок товарища кажется кому-то из них неверным, то они не осуждают, а подсказывают, естественно, со свой колокольни, как исправить ошибку.

    Примером вражды можно считать отношения Марии Болконской с собственным отцом. Если у большинства героев произведения бывают конфликты, которые так, или иначе заканчиваются, то здесь мы видим длительное противостояние. Мария не воспринимает методы воспитания князя Николая и, хоть и молча, но противится ему. До открытой стычки, конфликта дело не доходит, и вражда продолжается пока старик не умирает.

    В произведении Льва Толстого Война и мир дружба представляется как одна из главных жизненных ценностей, ради которой стоит жить. В сюжетной линии прослеживается несколько направлений дружеских связей главных героев: дружба между представителями молодого поколения — Николаем Ростовым и Денисовым, Пьером Безуховым и Андреем Болконским, женская дружба между Наташей Ростовой и княжной Марьей.

    Очень серьезно подошел Толстой к описанию отношений между в корне различающимися по характеру и темпераменту соперниками Пьером Безуховым и Андреем Болконским, однако имеющих общее свойственное юности отношение к жизни, взаимовыручку, нахождение в вечном поиске смысла жизни. Дружба между Андреем и Пьером — созидающая, поддерживающая, исцеляющая в тяжелый период.

    Оба оказывают друг другу неоценимую поддержку в трудных обстоятельствах жизни.

    Параллельно мы видим в романе и ложную дружбу, неблагодарность в отношениях Пьера Безухова с Долоховым, который увел у него первую жену Элен.

    Кроме того, между Андреем Болконским и Анатолем Курагиным тоже возникает своего рода соперничество за Наташу Ростову, Андрей даже хотел вызвать того на дуэль за бесчестный поступок -попытку скомпрометировать Наташу.

    Однако вся эта вражда меркнет перед самой жизнью, перед ее печальными обстоятельствами, в которых каждый из нас может оказаться, да и сама эта вражда не стоит самой себя: жизнь так извилиста и коротка.

    Можно зацепиться за дружбу, как проявление человеколюбия рядом героев. Проанализировать к кому обстоятельства по мнению автора проявляют большую благосклонность. Например Пьер Безухов. Милаха не особо внешне привлекательный. Но ведь Наташенька Ростова к нему приплывает в итоге. Обстоятельства раздают кому тумаки, а кому пряники. От испытаний не куда не денешься, на то она и жизнь. А вот Балконский черствоват да и гордец без меры. Мог ведь сигануть от ещ не разорвавшейся ядра, так нет гордыня обуяла. И.т.д.

    Тему дружбы и вражды можно раскрыть на примере произведения Война и Мир если рассматривать таких героев как Болконского и Безухова.

    Можно сказать, что эти два героя нашли друг друга, они поддерживали друг друга в сложной ситуации.

    А про вражду так: можно е вытащить и описать из проявлений двойственности натур героев. Внутренний конфликт сторон (вражда)Ведь проявление двойственности натуры есть в каждом, только в разной степени. Можно в этом свете выделить более целостного в этом смысле героя, ну это на ваш взгляд конечно. И иного курагина например. все люди конечно. Богесть в каждом. Но вот в ком -то света побольше… Разная степень духовной зрелости…. А война — это отображение внутреннего конфликта в душе человека. Ведь окружающий мир, это зеркало души. Считаю, что главным героем является Безухов. Он там центр вселенной.

    Если рассматривать дружбу и вражду между героями в романе Война и Мир, то здесь Толстой, наиболее ярко, отобразил эти два полярных отношения человека к человеку, на примере самого яркого персонажа романа, Андрея Болконского.

    Дружил Андрей, конечно же с Пьером, которого считал самым светлым человеком светского общества того времени. Их дружба, была практически эталонной, так как в ней отсутствовала корысть и меркантильные интересы, а наполнял ее ум и эмпатия в отношении к друг другу. Эти светлые стороны в отношениях между друзьями, определенно просматривались во время их глубоких диалогов которые были пропитаны и отображены в интеллектуальных размышлениях, а так же в том, что эти люди, от всего сердца, сопереживали друг другу и всегда старались помочь и поддержать.

    В итоге, крепость этой дружбы проявилась в том, что именно Пьера, и выбрала Наташа, после гибели Андрея, как самого близкого в плане родства душ с самим Андреем человека. Кроме того, именно Пьеру, Андрей и доверил воспитания собственного сына, от чего тот как настоящий друг не отказался.

    Что касается вражды, то такие чувства, открылись у того же князя Андрея, к Анатолю Курагину, который скомпрометировал Наташу, тем что вскружил ей голову и подтолкнул ее на побег с ним. Побега как мы знаем не получилось, но отношения Наташи с Андреем из за этого разрушились.

    Пик вражеского отношения Андрея к Курагину, можно проследить в тот момент, когда он пытался вызвать его на дуэль и получить желаемую им сатисфакцию, однако Анатолю удалось улизнуть.

    Затем в дальнейшем, судьба свела этих двух людей в военном госпитале, где раненный Андрей, наблюдал как его врагу отрезают ногу. В попытке понять, зачем само проведение сводит их снова, Андрей долго и мучительно мыслил. Однако в этот момент, Толстой показывает, что вражда может быть погашена тем ужасом, который окутывает пусть даже и плохого и бесчестного, но все же человека.

    Очень ярко Дружба и Вражда в романе Война и мир показана на примере отношений Пьера Безухова и Долохова. Ведь Безухов похлопотал за Долохова везде где мог и приютил его в своем доме, а Долохов ему отплатил предательством и изменой, закрутив любовную интрижку с его женой Элен.

    Элен была также продажной Душой, но Долохов был не лучше Элен.

    Когда Безухов узнал об этой подлости, то вызвал Долохова на дуэль. Вот так закончилась дружба этих мужчин, даже скорее всего эта дружба была только со стороны Безухова.

Глобальный сюжет романа «Война и мир» не поддается пересказу. Когда-то Льва Толстого спросили, о чем роман «Анна Каренина», он ответил: чтобы рассказать, о чем роман, ему надо написать его заново. То же можно сказать и о «Война и мир»: чтобы пересказать сюжет романа, потребуется очень много места.

  • В романе несколько сюжетных линий, связанных с историей дворянских семей Ростовых, Болконских, Курагиных.
  • Наряду с этим в нем представлена широкая картина важных для истории России событий: войны 1805-1807 и 1812 годов, реформы Сперанского, масонские общества и многое другое.
  • Огромно число как исторических, так и вымышленных персонажей.

Многосоставной конфликт романа «Война и мир»

Тем не менее, однозначно определить конфликт романа также нельзя. Как человеческая жизнь,он не может быть сведен к одному какому-то противостоянию.

Тема войны

Глобальный конфликт обозначен в заглавии: война и мир. Человеческое общество в состоянии войны и в мирное время. Писатель отрицательно относится к войне как таковой: она приносит смерть, разрушения. Ее противоестественность показана Толстым в контрасте с вечным спокойствием и красотой . Описывая давку, панику при переправе через реку Энс, автор не может не вспомнить и не сказать о том, какой была мирная жизнь. Описание Бородинского сражения начинается с описания прекрасного летнего утра, когда, кажется, сама природа говорит людям о том, что не надо воевать. Но и этот конфликт в романе решен неоднозначно. К Отечественной войне 1812 года писатель относится по-иному. Эта война народная, весь народ поднимается против захватчиков, все сословия России втянуты в противостояние: крестьяне, купечество, мещанство, дворянство. Толстой считает, что даже мирное население (тем, как оно относится к французам), способствует тому, что нашествие захлебнулось: барыня, которая уезжает из Москвы задолго до вступления в нее Наполеона, купец Ферапонтов, отдающий свое добро, партизаны-крестьяне, жители Москвы. Своеобразный конфликт возникает между разными войнами в романе — войной 1805-1807 годов

(«эпохе нашего позора и поражений» — Л.Толстой)

и войной 1812 года (эпохе славы и величия). Конфликт решен Толстым таким образом: война может быть выиграна только тогда, когда солдаты, офицеры (вся армия) и все гражданское население понимают и принимают цели войны. Позор Аустерлица и слава Бородина доказывают это.

Тема личности в истории

Конфликт в изображении двух полководцев решен в романе «Война и мир» своеобразно, хотя полководцы не встречаются друг с другом, но их противостояние — это противостояние двух великих людей: человека, мнящего, по Толстому, себя великим (Наполеон) и истинно народного полководца Кутузова.

Конфликт главных героев

В развитии образов главных и любимых героев романа, писатель изображает конфликт этих людей с той жизнью, которой они живут. Высокие духовные запросы не позволяют им остановится в своем развитии, они мучительно подчас ищут истину. Поэтому Толстой показывает как бы вехи их развития. Например, эгоистические мечты князя Андрея о славе, стремление жить ради сына, любовь к Наташе, деятельность в комиссии Сперанского, разрыв с Наташей, Бородинское сражение, постижение высокого смысла смерти. Такой же мучительный путь поисков, падений и восхождений проходит Пьер. Для таких людей, как эти любимые герои писатели, всегда стоит вопрос

«Как быть хорошим?»

Через мучительный конфликт в своем становлении проходит и Удивительно то, что эта девочка, по Толстому, сумела вобрать в себя все истинно русское.

Война разделяет людей. Писатель показывает, как война, отношение к ней разделяет дворянское общество России. Конфликт между истинным патриотизмом Москвы и лжепатриотизмом Петербурга, патриотизмом солдат и офицеров и лжепатриотизм высшего военного руководства обостряет война. Толстой показывает, как в истинно народной войне побеждают истинные патриоты: вопреки своему отношению и под давлением общего мнения в армии Александр I вынужден назначить Кутузова командующим армией. Партизанский отряд Денисова создается именно потому, что отражает общее настроение народа.

Роман «Война и мир» Толстого назван эпопеей. Глобальность сюжета и конфликтов этого произведения служат этому доказательством.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Л.Н. Толстой – роман-эпопея «Война и мир». В романе- эпопее «Война и мир» дружба предстает перед нами как одна из самых главных жизненных ценностей. Мы видим дружбу Николая Ростова и Денисова, Наташи и княжны Марьи, Андрея Болконского и Пьера Безухова. Отношения двух пос­ледних героев наиболее глубоко исследованы писателем. При различии характеров и темпераментов мы видим интеллекту­альную общность этих людей, их схожее отношение к жизни. Для князя Андрея и Пьера характерна внутренняя рефлексия, вечные поиски истины, смысла жизни. Они поддерживают друг друга в минуты душевных кризисов. Так, Болконский беспокоится за Пьера, когда тот начинает кутить в компании Долохова. Пьер же поддерживает князя Андрея после смерти жены и разочарования его в «своем Тулоне». Именно Пьер го­ворит ему, что «надо жить, надо любить, надо верить». Таким образом, дружба и любовь, по мысли писателя, – это то, ради чего стоит жить.

Здесь искали:

  • дружба в романе война и мир
  • дружба и вражда война и мир
  • война и мир дружба и вражда

Изображение войны в романе "Война и мир"

И. "Севастопольские рассказы" - своеобразный пролог к "Войны и мира". (Именно из этих рассказов начинается тема войны и мира в творчестве Л. Толстого. Что такое война, чем руководствуются генералы - патриотизмом или тщеславием - все это рассматривается в рассказах. Все эти вопросы встанут в романе по-новому.)
II. Война - это "вражда всех со всеми". (Война рассматривается не только как военные действия на поле боя, но и как вражда, против которой выступает Толстой. Для него не существует традиционного разделения на частную жизнь и историческое. Более того, его интересует личная жизнь как основа исторического. Именно поэтому понятие войны включает так много всего.)
III. Война - это смерть. (Толстой отмечал, что его не столько интересовало, какое количество войска и как принимала участие в том или ином бою, сколько то чувство, под влиянием которого один человек был способен убить другого. Именно поэтому батальные сцены приравниваются к описанию событий частной жизни героев.)
1. Смысл описания батальных сцен. (Через описание битв Толстой проводит мысль о значении народа как целостного единства, скрепленной моральными традициями жизни "миром". Через массовые сцены он показывает настоящий патриотизм как понимание того духа, что объединяет людей в народ. 1 величие человека проявляется через глубину ее связей с органической жизнью народа. И героизм - это проявление этих связей и понимание основ народной жизни.)
2. Момент истины, который спасает. (Таких моментов истины, связанных с различными героями, немало. Так Николай Ростов не в состоянии убить молоденького французского офицера, потому что на какое-то мгновение понял, что тот - такой же человек, которую где любят и ждут. Так же и грозный маршал Даву на мгновение увидел глаза вовсе не грозного Пьера и не смог подписать ему смертного приговора. Толстой показывает, как понимание человеческой природы, чувства гуманизма одних спасает от смерти, а других от убийства.)
3. Война не бывает справедливой. (Интересно, что, описывая военные действия во время освобождения России от Наполеона, описывая патриотическую борьбу партизан и регулярного войска под руководством Кутузова, писатель ни разу не назовет войну "справедливой". Война для него - это всегда убийство, и оно не может быть справедливым. Вот почему его любимый герой Кутузов не дает никакого боя ослабленном врагу, а только гонит его с родной земли. Жизнь - вот главная ценность для Кутузова, а потому он не желает платить жизнями солдат за чины и награды своих офицеров, а тем более не желает такой цене наград для себя.)
IV. Гармоничный мир - это мир мира. (Толстой утверждает, что путь к гармонии, к счастью лежит через преодоление вражды, преодоление всякой войны между людьми, которые бы проявления она не имела. И этот закон одинаково действенный как для частной жизни, так и для исторического.)