Рассказы о животных георгия скребицкого. Лесной прадедушка (рассказы) Г скребицкий кот иваныч джек читать

Тип урока: комбинированный

Оборудование: книга, мультимедийная презентация, карточки «Проверь себя», песня - караоке «Черный кот» (Муз. Ю. Саульского, сл. М.Танича)

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Г.А.Скребицкий «Кот Иваныч»»

Тема урока: Г.А.Скребицкий «Кот Иваныч»

Цель: создать условия для усвоения содержания текста.

Познакомить учащихся с произведением Г.А.Скребицкого «Кот Иваныч»;

Способствовать развитию речи учащихся, обогащая словарный запас;

Средствами образного слова воспитывать любовь к домашним животным; наблюдательность.

Тип урока: комбинированный

Методы, приемы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой

Оборудование: книга, мультимедийная презентация, карточки «Проверь себя», песня – караоке «Черный кот» (Муз. Ю. Саульского, сл. М.Танича)

Ход урока:

1. Организационный момент

Психологический настрой

Пожмем руки – поддержим друг друга

2. Введение в тему

Тему урока вы определите сами, а подскажет вам загадка.

Слайд Этот прячется на крыше -
Я зову, а он не слышит.
Притворяется, что спит,
Сам за птицами следит.
Выйдет мама из сеней -
Он скорей бежит за ней. (кот)
3. Работа по теме

Георгий Алексеевич СКРЕБИЦКИЙ

Родился он в 1903 году в Москве, в приюте. Когда мальчику исполнилось четыре года, его усыновили.

Повезло Грише с приёмными родителями: замечатель­ные люди они были. Любящая мама, чуткий и вниматель­ный друг - Надежда Николаевна. Отец - врач Алексей Михайлович, или, как его все звали, Михалыч. Он был охотником и рыболовом - человеком, который любил, знал и понимал природу. И в детях своих воспитывал он умение «поглядеть, что вокруг творится: как весна наступа­ет, как лето приходит».

В доме постоянно жили, сменяя друг друга, разные жи­вотные и птицы: ручной ёжик Пушок; скворец, которого ра­нил злодей-коршун; маленький птенчик-сиротка Сорочонок. С животными происходили забавные и смешные истории. Полюбил их с детства Георгий Алексеевич. Много книг про­читал он о зверях и птицах, в лес любил ходить за ягодами и грибами, а то и просто подышать ароматным воздухом, послушать пение птиц.

И ничего удивительного нет в том, что мечтал мальчик «сделаться смелым путешественником-натуралистом».

Мечтал - и стал серьёзным учёным-зоологом. Изучал «жизнь родной природы, жизнь птиц и зверей».

Но в памяти Григория Алексеевича Скребицкого всегда жили светлые и счастливые воспоминания детства: мать, отец, первые четвероногие и крылатые друзья. Поэтому и решил он рассказать «обо всём этом ребятам» «и их за­интересовать жизнью животных, привлечь в ряды юных на­туралистов».

В 1939 году появился первый рассказ Скребицкого «Ушан» о маленьком зайке, которого подобрал в лесу маль­чик Юра. Жаль ему стало, что может замёрзнуть бедняга. Быстро подружился зайка с другими обитателями дома: собакой Джеком и толстым неповоротливым котом Иваны­чем. О нём тоже есть у писателя рассказ - «Кот Иваныч».

А однажды появился в доме Воришка - молодой бель­чонок. Стали пропадать сахар, хлеб, конфеты. Как-то раз оставили на окне целую корзину с грибами. А утром посмотрели - грибов нет. Оказалось, что бельчонок «все оленьи рога над диваном грибами увешал». К зиме гото­вился, вот грибы и сушил.

Из рассказов и сказок Скребицкого можно узнать, «как удивительна жизнь любых, даже самых обычных живот­ных», надо быть только внимательным к ним, уметь видеть и слушать, чувствовать своё родство с природой.

    Что интересного запомнили из биографии Скребицкого?

2) Физминутка «Красная точка»

Проведем, друзья, сейчас упражнения для глаз.

Вправо-влево посмотрели – глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз – ты, хрусталик, не ленись.

Посмотри на потолок, отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали, смотрим по диагонали.

Мы не будем циркуль брать, будем взглядом круг писать.

За окно ты посмотри. Что ты видишь там вдали?

А теперь на кончик носа – повтори так 8 раз: лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят, поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем, потом глазки закрываем.

Чтобы было больше силы, к ним ладошки приложили.

3) Словарная работа

лежанка - верхняя площадка русской печи над сводом, нагревавшаяся во время топки, место для отдыха и сна в крестьянской избе

кадушка – деревянная емкость, предназначенная для хранения продуктов

свернуться калачиком – прижать конечности к телу

выводок – птенцы или детеныши млекопитающих, живущие еще с матерью

амбар - неотапливаемое, холодное сельскохозяйственное строение для хранения запасов зерновых и других культур.

половник большая разливательная ложка

4) орфоэпическая, интонационная минутка

Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход?

Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход?

Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

5) Чтение учащимися

    Что было не понятно при чтении? Какие еще трудные слова встретились?

    Совпал ли ваш образ с описанием кота?

4. Закрепление

Контроль знаний. Экспресс-опрос (причинно-следственные связи)

    Кот Иваныч был очень ленивый, поэтому целые дни только ел или спал.

    Щенок Бобка был очень злой , поэтому таскал Иваныча за хвост. (озорной)

    Иваныч любил спать на лежанке или на маминой кровати, потому что там всегда тепло.

    Кот залез в кадушку, потому что хотел попробовать тесто (там было тепло)

    Иваныч не ловил мышей, т.к. был очень ленивым.

    Кот иногда ходил в амбар на охоту, т. к. любил поиграть с пойманной крысой.

    Крысы боялись Иваныча и прятались в доме, поэтому приходилось запирать все окна и двери (кот приносил домой крыс показать хозяевам)

    Кот перестал лазить в аквариум, потому что однажды упал в него и очень испугался (засунул лапу в ведро, в котором были раки)

    Кот и ёжик подружились, потому что мама кормила их из одного блюдца.

    Иваныч остался в новом доме, потому что ему понравились двор и сад . (любил своих хозяев)

Взаимопроверка теста «Сверь с образцом»

5. Итог урока

Удалось ли нам выполнить все, что планировали?

Минутка развлечения

Кот – животное очень загадочное, поэтому в народе существует много пословиц, поговорок и примет так или иначе связанных с котами. Вспомните какие – нибудь из них.

Самая известная примета связана с котами черного окраса. Я предлагаю всем вместе спеть замечательную веселую песню об этом.

Караоке «Черный кот»

6. Домашнее задание. C 58-62

    Составить характеристику-описание кота Иваныча

    Творческий пересказ от имени кота

    Найти еще пословицы, поговорки, приметы, афоризмы о котах

Текущая страница: 6 (всего у книги 7 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Г. А. Скребицкий. Кот Иваныч

Жил у нас в доме огромный толстый кот – Иваныч: ленивый, неповоротливый. Целые дни он ел и спал. Бывало, залезет на тёплую лежанку, свернётся клубком и уснёт. Во сне лапы раскинет, сам вытянется, а хвост вниз свесит. Из-за этого хвоста Иванычу часто доставалось от нашего дворового щенка Бобки. Он был очень озорной щенок. Как только дверь в дом откроют – шмыгнёт в комнаты прямо к Иванычу. Схватит его зубами за хвост, стащит на пол и везёт, как мешок. Пол гладкий, скользкий, Иваныч по нему, словно по льду, покатится. Спросонья сразу и не разберёт, в чём дело. Потом опомнится, вскочит, даст Бобке лапой по морде, опять спать на лежанку отправится.

Иваныч любил улечься так, чтобы ему было и тепло и мягко. То к маме на подушку уляжется, то под одеяло заберётся. А однажды вот что натворил. Замесила мама тесто в кадушке и поставила на печку. Чтобы оно лучше поднялось, сверху ещё тёплым платком прикрыла. Прошло часа два. Мама пошла посмотреть – хорошо ли тесто поднимается. Глядит, а в кадушке, свернувшись калачиком, как на перине, Иваныч спит. Всё тесто примял и сам весь измазался. Так мы без пирогов и остались. А Иваныча вымыть пришлось.

Налила мама в таз тёплой воды, посадила туда кота и начала мыть. Мама моет, а он и не сердится – мурлычет, песни поёт. Вымыли его, вытерли и опять на печку спать положили.

Иваныч был настолько ленив, что даже мышей не ловил. Иногда мышь скребётся где-нибудь рядом, а он внимания на неё не обращает.

Как-то зовёт меня мама в кухню:

– Погляди-ка, что твой кот делает!

Гляжу – Иваныч растянулся на полу и греется на солнышке, рядом с ним целый выводок мышат гуляет: совсем крошечные, бегают по полу, собирают хлебные крохи, а Иваныч будто пасёт их – поглядывает да глаза от солнца жмурит. Мама даже руками развела:

– Что же это такое делается!

А я и говорю:

– Как – что? Разве не видишь? Иваныч мышей караулит. Наверное, мышка-мать попросила за ребятами присмотреть, а то мало ли что без неё может случиться.

Но иногда Иваныч любил ради развлечения и поохотиться. Через двор от нашего дома был хлебный амбар, в нём водилось много крыс. Проведал об этом Иваныч и отправился как-то после обеда на охоту.

Сидим мы у окна, вдруг видим – по двору бежит Иваныч, а во рту огромная крыса. Вскочил он в окно – прямо к маме в комнату. Разлёгся посреди пола, выпустил крысу, сам на маму смотрит: «Вот, мол, какой я охотник!»

Мама закричала, вскочила на стул, крыса под шкаф шмыгнула, а Иваныч посидел-посидел и спать себе отправился.

С тех пор от Иваныча житья не стало. Утром встанет, вымоет лапой мордочку, позавтракает и отправится в амбар на охоту. Минуты не пройдёт, а он домой спешит, крысу тащит. Принесёт в комнату и выпустит. Потом уж мы так приладились: как он на охоту – сейчас все двери и окна запираем. Иваныч поносит, поносит крысу по двору и пустит, а она назад в амбар убежит. Или, бывало, задушит крысу и давай с нею играть: подбрасывает, лапами ловит, а то положит её перед собой и любуется.

Вот однажды играл он так – вдруг откуда ни возьмись две вороны. Сели неподалёку, начали вокруг Иваныча скакать, приплясывать. Хочется им крысу у него отнять – и страшновато. Скакали-скакали, потом одна как схватит сзади Иваныча клювом за хвост! Тот кубарем перевернулся да за вороной, а вторая подхватила крысу – и до свиданья! Так Иваныч ни с чем и остался.

Впрочем, Иваныч хотя крыс иногда и ловил, но никогда их не ел. Зато он очень любил полакомиться свежей рыбой. Как приду я летом с рыбалки, только поставлю ведёрко на лавку, а он уж тут как тут. Сядет рядом, запустит лапу в ведёрко прямо в воду и шарит там. Зацепит лапой рыбу, выкинет на лавку и съест.

Иваныч даже повадился из аквариума рыбок таскать. Как-то раз поставил я аквариум на пол, чтобы воду сменить, а сам ушёл на кухню за водой. Прихожу обратно, гляжу и глазам не верю: у аквариума Иваныч – на задние лапы привстал, а переднюю в воду запустил и рыбу, как из ведёрка, вылавливает. Трёх рыбок я потом недосчитался.

С этого дня с Иванычем просто беда: так от аквариума и не отходит. Пришлось сверху стеклом закрывать. А как забудешь, сейчас двух-трёх рыбок вытащит. Уж мы не знали, как его отучить от этого.

Но только, на наше счастье, Иваныч и сам очень скоро отучился.

Принёс я однажды с реки вместо рыбы в ведёрочке раков, поставил, как всегда, на лавку. Иваныч сразу прибежал – и прямо в ведро лапой. Да вдруг как закричит. Глядим – за лапу рак клешнями ухватился, а за ним второй, а за вторым третий… Все из ведёрка за лапой тащатся, усами шевелят, клешнями щёлкают. Тут Иваныч глазищи от страха вытаращил, шерсть дыбом поднялась: «Что за рыба такая?» Тряхнул лапой, так все раки на пол и посыпались, а сам Иваныч хвост трубой – и марш в окно. После этого даже близко к ведёрку не подходил и в аквариум перестал лазить. Вот как напугался!

Кроме рыбок, у нас в доме было много разной живности: птицы, морские свинки, ёж, зайчата… Но Иваныч никогда никого не трогал. Он был очень добрый кот, дружил со всеми животными. Только с ежом Иваныч вначале не мог ужиться.

Этого ежа я принёс из леса и пустил в комнате на пол. Ёжик сначала лежал, свернувшись в клубок, а потом развернулся и забегал по комнате. Иваныч очень заинтересовался зверьком. Дружелюбно подошёл к нему и хотел обнюхать. Но ёж, видимо, не понял доброго намерения Иваныча, он растопырил колючки, подскочил и пребольно кольнул Иваныча в нос.

После этого Иваныч стал упорно избегать ежа. Стоило тому вылезти из-под шкафа, как Иваныч поспешно вскакивал на стул или на окно и никак не хотел спускаться вниз.

Но вот как-то раз после обеда мама налила Иванычу в блюдечко супа и поставила его на коврик. Кот сел около блюдца поудобнее, начал лакать. Вдруг мы видим – из-под шкафа вылезает ёжик. Вылез, носиком потянул и направился прямо к блюдцу. Подошёл и тоже за еду принялся. А Иваныч не убегает – видно, проголодался, косится на ежа, а сам торопится, пьёт. Так вдвоём всё блюдечко и вылакали.

С этого дня мама начала их каждый раз вместе кормить. И ведь как они хорошо к этому приладились! Стоит только маме половником о блюдечко стукнуть, а они уже бегут. Усядутся рядышком и едят. Ежик мордочку вытянет, колючки приложит, гладенький такой. Иваныч его совсем перестал опасаться. Так и подружились.

За добрый нрав Иваныча все его очень любили. Нам казалось, что по своему характеру и уму он больше походил на собаку, чем на кошку. Он и бегал за нами, как собака: мы на огород – и он за нами, мама в магазин – и он следом за ней бежит. А возвращаемся вечером с реки или из городского сада – Иваныч уже на лавочке возле дома сидит, будто нас дожидается. Как увидит меня или Серёжу, сразу подбежит, начнёт мурлыкать, об ноги тереться и вслед за нами скорее домой спешит.

Дом, где мы жили, стоял на самом краю городка. В нём мы прожили несколько лет, а потом переехали в другой дом, на той же улице.

Переезжая, мы очень опасались, что Иваныч не уживётся на новой квартире и будет убегать на старое место. Но наши опасения оказались совершенно напрасны. Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал всё осматривать, обнюхивать, пока наконец не добрался до маминой кровати. Тут уж, видимо, он сразу почувствовал, что всё в порядке, вскочил на постель и улёгся. А когда в соседней комнате застучали ножами и вилками, Иваныч мигом примчался к столу и уселся, как обычно, рядом с мамой. В тот же день он осмотрел новый двор и сад, даже посидел на лавочке перед домом. Но на старую квартиру так и не ушёл. Значит, не всегда верно, когда говорят, что собака людям верна, а кошка – дому. Вот у Иваныча вышло совсем наоборот.


1. В рассказе целая цепочка приключений и проделок кота Иваныча. Раздели этот рассказ на части так, чтобы в каждой была только одна история. Озаглавь каждую. Как построен этот рассказ?

2. Какая история показалась тебе самой забавной, смешной? А какая – самой удивительной, невероятной? Перескажи эти истории.

3. Каким показан здесь кот Иваныч? Как относится он к людям, другим зверям?

5. He напомнил ли тебе кот Иваныч какого-либо знакомого кота? Составь устный рассказ на одну из тем:

«Мой кот».

«Приключения моего кота».

«Проделки домашнего кота».

«Как кот дружил с собакой».

«Как кот враждовал с собакой».

Ты можешь придумать и другую тему.

Георгий Алексеевич Скребицкий

Рассказ о коте Иваныче написал Г. А. Скребицкий. Очень многие его произведения посвящены животным. Это потому, что Г. А. Скребицкий по профессии учёный-биолог и хорошо знает мир природы. Его книги учат любить живую природу, беречь и охранять её.

И. С. Соколов-Микитов. В берлоге


Ранней зимой, как только выпадет снег, залегают в берлоге медведи.

Старательно и умело в лесной глуши готовят они эти зимние берлоги. Мягкой душистой хвоей, корой молодых ёлочек, лесным сухим мохом выстилают своё жильё.



Тепло и уютно в медвежьих берлогах.

Как только ударят в лесу морозы, засыпают в берлогах медведи. И чем лютее морозы, чем сильнее качает ветер деревья – крепче, непробуднее спят.

Поздней зимою родятся у медведиц крошечные слепые медвежата.

Тепло медвежатам в засыпанной снегом берлоге. Чмокают, сосут молоко, карабкаются на спину матери – огромной, сильной медведицы, устроившей для них тёплую берлогу.

Только в большую оттепель, когда начинает капать с деревьев и белыми шапками валится с ветвей снежная навись, медведь просыпается. Хочет узнать хорошенько: не пришла ли, не началась ли в лесу весна?

Высунется медведь из берлоги, поглядит на зимний лес – и опять до весны на боковую.


Что нового о жизни медведей ты узнал из рассказа писателя И. С. Соколова-Микитова?

Н. И. Сладков. Медвежья горка


На охоте видишь зверя через прицел ружья. И потому всегда видишь его разъярённым или в страхе.

Увидеть зверя непуганым, за его домашними делами – редкая удача.

А мне пришлось.

Охотился я в горах на горных индеек – уларов. До полудня пролазил зря. Улары – самые чуткие птицы гор. И лазить за ними приходится по кручам, у самых ледников.

Устал. Присел отдохнуть.

Тишина – в ушах звенит. Жужжат на припёке мухи. Кругом горы, горы и горы. Вершины их, как острова, поднялись из моря облаков.

Местами облачная пелена отодвинулась от склонов, и в просвет видна тёмная подоблачная глубина. Проскользнул в просвет солнечный луч – по подоблачным лесам заколыхались подводные тени и блики. Попадёт в солнечный луч птица – сверкнёт, как золотая рыба.

Разомлел я на припёке. И заснул. Спал долго. Проснулся – солнце уже вечернее, с золотым ободком. От скал потянулись вниз узкие чёрные тени.

Ещё тише стало в горах.

Вдруг слышу – рядом, за бугром, будто бы вполголоса: «Му-у-у! Му-у-у!» И когтями по камням – шарк, шарк! Вот так бык! С когтями…

Выглядываю осторожно: на уступе ската – медведица и два медвежонка.

Медведица только проснулась. Закинула башку вверх, зевает. Зевает и лапой брюхо чешет. А брюхо толстое, мохнатое.

Медвежата тоже проснулись. Смешные: губастые, головастые. Сонными глазами луп-луп, с лапы на лапу переминаются, плюшевыми башками покачивают.

Поморгали глазами, покачали башками – и схватились бороться. Лениво спросонок борются. Нехотя. Потом разозлились и сцепились всерьёз.

Кряхтят. Упираются. Ворчат.

А медведица всей пятернёй то по брюху, то по бокам: блохи кусают…

Послюнил я палец, поднял – ветер на меня тянет. Перехватил ружьё половчее. Смотрю.

От уступа, на котором были медведи, до другого уступа, пониже, лежал ещё плотный нестаявший снег.

Дотолкались медвежата до края, да вдруг и скатились по снегу на нижний уступ.

Медведица перестала брюхо чесать, перегнулась через край, смотрит.

Потом позвала тихо:

– Рррм-у-у-у!

Покарабкались медвежата наверх. Да на полгорке не утерпели и схватились опять бороться. Схватились – и опять покатились вниз.

Понравилось им. Выкарабкается один, ляжет на пузечко, подтянется к краю, раз и внизу. За ним – второй. На боку, на спине, через голову. Визжат: и сладко, и страшно.

Я и про ружьё забыл. Кому же придёт в голову стрелять в этих неслухов, что штаны себе на горке протирают.

Медвежата наловчились: схватятся – и катятся вниз вдвоём.

А медведица опять раздремалась.

Долго смотрел я на медвежью игру. Потом вылез из-за камня. Увидели меня медвежата – притихли, во все глаза глядят.

А тут и медведица меня заметила. Вскочила, фыркнула, вскинулась на дыбы.

Я за ружьё. Глаза в глаза смотрим.

Губа у неё отвисла, и два клыка торчат. Клыки мокрые и от травы зелёные.

Вскинул я ружьё к плечу.

Медведица схватилась обеими лапами за башку, рявкнула – да вниз с горки, да через голову.

Медвежата за ней – снег вихрем. Я ружьём вслед машу, кричу:

– А-а, растяпа, будешь спать!

Бежит медведица по скату так, что задние лапы за уши забрасывает. Медвежата сзади бегут, курдючками толстыми трясут, оглядываются. И холки горбиком, как у мальчишек-озорников, которых матери закутают зимой в платки, концы под мышки и на спине узел горбиком.

Убежали медведи.

«Эх, – думаю, – была не была!»

Сел я на снег и – раз! – вниз по накатанной медвежьей горке. Оглянулся – не видал ли кто? И, весёлый, пошёл к палатке.


1. Можно ли назвать эту историю сказкой? А сказкой-несказкой? Объясни почему.

2. По какому эпизоду рассказ получил своё название? Перескажи этот эпизод.

3. «Послюнил я палец, поднял – ветер на меня тянет». Ты догадался, зачем это сделал охотник?

4. «Сонными глазами луп-луп…», «Плюшевыми башками» покачивают. Нравятся тебе эти выражения? Подумай, почему автор так говорит.

В. К. Арсеньев. Лесной лакомка

Однажды мы шли по тропе сквозь тайгу. Вдруг до нас донеслись какие-то странные звуки – не то вой, не то визг, не то ворчанье. Мой проводник придержал меня за рукав, прислушался и сказал:

– Медведь!

Мы тихонько пошли вперёд и скоро увидели виновника шума.

Молодой медведь возился у большой липы. Она росла вплотную около скалы.

С первого взгляда я понял, в чём дело: медведь добывал из дупла мёд. Он стоял на задних ногах и тянулся к улью. Протиснуть лапу в дупло ему мешали камни. Медведь ворчал и тряс дерево изо всей силы. Вокруг улья вились пчёлы и жалили медведя в голову. Он тёр морду лапами, кричал тоненьким голосом, валялся по земле, но затем вновь принимался за ту же работу. Смотреть на его уловки было очень смешно.

Наконец он утомился, сел на землю и, раскрыв рот, уставился на дерево, видимо, что-то соображая. Затем вдруг поднялся, быстро подбежал к липе и полез на её вершину.

Взобравшись наверх, медведь протиснулся между скалой и деревом и, упершись лапами в камни, начал сильно давить на дерево спиной.

Дерево немного подалось. Но, видимо, спине было больно. Тогда медведь переменил положение и, упершись спиной в скалу, стал давить на дерево лапами. Липа затрещала и рухнула на землю. Этого только и надо было медведю.

Теперь оставалось разломать дупло и добыть соты.

– Его шибко хитрый, – сказал мой проводник. – Надо его гоняй, а то скоро весь мёд кушай. – И он крикнул медведю: – Тебе как можно чужой мёд воровать!..

Медведь, увидев нас, побежал и быстро исчез за скалою.

– Надо его пугай, – сказал охотник и выстрелил в воздух.

Услышав выстрел, мои товарищи пришли узнать, в чём дело.

Для добычи мёда мы оставили двух стрелков, а сами пошли дальше. Надо было сперва дать пчёлам успокоиться, а затем уморить их дымом и собрать мёд. Если бы этого не сделали мы, то всё равно весь мёд съел бы медведь.

Через час охотники за пчёлами догнали нас и принесли с собой целое ведро хорошего мёду.


1. Расскажи, как медведь пытался достать мёд. Объясни название рассказа.

2. Какой в рассказе медведь? А какой медведь в русских народных сказках?

3. Ты догадался, почему так необычно говорил проводник?

Н. И. Сладков. Плясунья


Ну и погодка, чтоб ей ни дна ни покрышки! Дождь, слякоть, холод, прямо – бррр! В такую погоду добрый хозяин собаку из дому не выпустит.

Решил и я свою не выпускать. Пусть дома сидит, греется. А сам взял ружьё, взял бинокль, оделся потеплее, надвинул на лоб капюшон – и пошёл! Любопытно всё-таки поглядеть, что в такую непогоду зверьё делает.

И только вышел за околицу, вижу – лиса! Мышкует – промышляет мышей. Рыскает по жнивью – спина дугой, голова и хвост к земле – ну чистое коромысло!

Вот легла на брюхо, уши торчком – поползла: видно, мышей-полёвок заслышала. Сейчас они то и дело вылезают из норок – собирают себе зерно на зиму.

Вдруг вскинулась лиса всем передом, потом пала передними ногами и носом на землю, рванула – вверх взлетел чёрный комочек. Лиса разинула зубастую пастишку, поймала мышь на лету. И проглотила, даже не разжевав.

Да вдруг и заплясала!

Подскакивает на всех четырёх, как на пружинах. То вдруг на одних задних запрыгает, как цирковая собачка, – вверх-вниз, вверх-вниз! Хвостом машет, розовый язычок от усердия высунула!

Я давно лежу, в бинокль за ней наблюдая. Ухо у самой земли – слышу, как она лапками топочет. Сам весь в грязи вымазался. А чего она пляшет – не пойму. В такую погоду только дома сидеть, в тёплой сухой норе! А она вон чего выкамаривает, фокусы какие ногами выделывает!

Надоело мне мокнуть – вскочил я во весь рост. Лиса увидела – тявкнула с испугу. Может, даже язык прикусила. Шасть в кусты – только я её и видел!

Обошёл я жнивьё и, как лиса, всё под ноги гляжу.

Ничего примечательного: размокшая от дождей земля, порыжевшие стебли.

Лёг тогда по-лисьему на живот: не увижу ли чего?

Вижу много мышиных норок. Слышу: в норках мыши пищат. Тогда вскочил я на ноги и давай лисий танец отплясывать! На месте подскакиваю, ногами топочу.

Тут как поскачут из-под земли перепуганные мыши-полёвки! Из стороны в сторону шарахаются, друг с другом сшибаются, пищат пронзительно… Эх, был бы я лисой, так…

Да что тут говорить: понял я, какую охоту испортил лисичке. Плясала – не баловала, мышей из их норок выгоняла. Был бы у неё тут пир на весь мир!

Оказывается, вон какие звериные штучки можно узнать в такую погоду: лисьи пляски!


1. Найди и прочитай, как лиса плясала. Расскажи, зачем она это делала. Это на самом деле была пляска?

2. Ты обратил внимание, какая живая, интересная здесь речь автора? Найди в тексте разговорные слова и выражения. Подумай, почему их так много в рассказе.

3. Ты читал ранее другой рассказ Н. И. Сладкова – «Медвежья горка» и уже составил себе представление об этом писателе. Какие ещё черты ты можешь добавить к его характеристике?

Николай Иванович Сладков

Все рассказы Н. И. Сладкова – о природе, о многочисленных обитателях нашей земли. Они проникнуты страстной любовью ко всему живому. Почему писатель никогда не изменял теме природы? Вот как об этом рассказал он сам.

Н. И. Сладков. Почему я пишу о природе

Первая и главная причина, почему я пишу о природе, это, конечно, потому, что я её очень люблю. А люблю я её за красоту, за загадки, которые она нам загадывает, за мудрость её, за её бесконечное разнообразие.

Писать можно и о том, что тебя очень волнует. А волнует меня то, что мы, люди, не научились ещё прекрасную и благодатную нашу природу уважать и беречь. А если мы не будем природу уважать и беречь, то можем остаться у разбитого корыта.

Люди не могут жить без чистого воздуха, чистой воды, свежей зелени, солнечных лучей, даже без общения со зверьками и птицами…

И потом, а это может быть самое главное, ведь все эти птицы, зверушки, бабочки и лягушата живые. Они чувствуют боль и ласку, они по-своему радуются и огорчаются… Они живут…

Природа – друг человека. А с другом надо дружить.


1. Расскажи, почему Н. И. Сладков пишет о природе. Подтверди его слова примерами из его рассказов «Медвежья горка», «Плясунья».

2. «А если мы не будем природу уважать и беречь, то можем остаться у разбитого корыта». Как ты понимаешь это выражение? Откуда оно пришло в наш язык?

3. Какие слова выражают главную мысль этого текста?

4. Какой это текст – описание, повествование или рассуждение? Объясни.

Ю. И. Коваль. Веер


На рябине, что росла у забора, неведомо откуда появилась белка. Распушив хвост, она сидела в развилке ствола и глядела на почерневшие гроздья, которые качались под ветром на тонких ветвях.

Белка побежала по стволу и повисла на ветке, качнулась – перепрыгнула на забор. Она держала во рту гроздь рябины.

Быстро пробежала по забору, а потом спряталась за столбик, выставив наружу только свой пышный, воздушный хвост.

– Веер! – вспомнил я. – Так называют охотники беличий хвост.

Белка спрыгнула на землю, и больше её не было видно, но мне стало весело. Я обрадовался, что поглядел на белку и вспомнил, как называется её хвост, очень хорошо – веер.



На крыльце застучали сапоги – в комнату вошёл лесник Булыга.

– На этот год много белки, – сказал он. – Только сейчас одну видел. На рябине.

– А веер видел?

– Какой веер? Хвост, что ли?

– Тебя не проведёшь, – засмеялся я. – Сразу догадался.

– А как же, – сказал он. – У белки – веер, а у лисы – труба. Помнишь, как мы лису-то гоняли?

Лису мы гоняли у Кривой Сосны.

Лиса делала большие круги, собаки сильно отстали, и мы никак её не успевали перехватить.

Потом я выскочил на узкоколейку, которая шла с торфяных болот, и увидел лису. Мягкими прыжками уходила она от собак. В прыжке она прижимала уши, и огненный хвост стелился за нею.

– А у волка хвост грубый и толстый, – сказал Булыга. – Называется он – полено.

– A y медведя хвостишко коротенький, – сказал я. – Он, наверное, никак не называется?

– Не может быть.

– Так говорят охотники, – подтвердил Булыга. – Куцик.

Этот куцик меня рассмешил. Я раскрыл тетрадку и стал составлять список хвостов: веер, труба, полено, куцик.

На рябину тем временем вернулась белка. Она снова уселась в развилке ствола и оглядывала ягоды, свесивши свой пышный хвост-веер.

Был конец октября, и белка вылиняла уже к зиме. Шубка у неё была голубая, а хвост – рыжий.

– Мы забыли зайца, – сказал Булыга.

А ведь верно, список хвостов получился неполный. Зайца забыли.

Заячий хвост называется пых. Или – цветок.


1. У белки хвост – веер. У лисы -? У волка -? У медведя -? У зайца -?

Объясни, почему так назвали хвосты этих животных. Какое из названий тебе больше всего понравилось?

2. Слова «веер», «полено», «труба», «цветок» используются в рассказе в прямом или в переносном значении? Объясни ответ.

3. Как по-другому можно озаглавить рассказ? Дай свои предложения.

Краткосрочное планирование по литературе в 3 « А » классе

Четверть 2 Урок № 24

Тема урока

Внеклассное чтение. Г. Скребицкий. Кот Иваныч.

Видеоролик, физминутка

Цели урока

(обучения): Совершенствование умения работать с текстом «Кот Иваныч» до чтения, в ходе чтения, после чтения.

(личностного развития): Развитие осмысления произведения учащимися через активные формы работы

Результаты обучения для учащихся

А) ученики знают содержание, умеют работать с текстом

В) ученики учатся оценивать свою работу на уроке, учатся составлять вопросы разного уровня, учатся рассуждать, делать выводы и строить продуктивный диалог.

С) Ученики умеют рассуждать, аргументировать свою точку зрения, умеют строить продуктивный диалог, сотрудничать в группе и раскрывать свои творческие способности, умеют оценивать свою деятельность на уроке.

Основные идеи, отработанные по теме урока

Учащиеся знают обобщают знания по теме.

Задания

Время

Действия учителя

Действия учеников

Организационный момент, психологический настрой

3 мин

Психологический настрой Доброе утро и солнцу, и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам! Мысленно пожелайте добра и удачи друг другу. С хорошим настроением мы и начинаем наш урок

Приветствуют учителя.

Деление на группы. Принятие правил работы в группе

2 мин

Предлагает сформулировать 3-4 правила работы в группе. Организует обсуждение. . Распределение ролей в группе

Обсуждают в группах свои правила. Деление с помощью разноцветных стикеров

Фаза вызова

Задание 1

Мозговой штурм

Стадия вызова

5 мин

Послушайте песню. О ком она? (песня про кота)- Какие ассоциации возникают у вас со словам кот? (в группах записывают на ватмане)

Посмотрите на картинки, чем отличаются эти два кота? (анализ) (на слайде)

Кто из них, по-вашему, может быть героем этого рассказа и почему. (понимание)

Формативное оценивание

У каждого из вас лежит мишень. Это мишень вашего успеха. Выполняя каждое задание вы должны будете стрелять в свою мишень. Чем правильнее вы выполняете задание, тем ближе вы должны поместить точку относительно центра мишени. Если вы воздерживаетесь относительно четкого ответа, вы можете поместить точку во втором круге от центра. Если вы не считаете такую работу успешной, вы можете поместить точку в самом дальнем круге мишени.

Зачеркните каждую вторую букву в строке, и вы узнаете кличку кота, о котором мы будем читать.

КЛОМТВ ИЫВНАДНМЫЕЧ

Формативное оценивание

Какой из перечисленных писателей мог бы написать этот рассказ? (анализ)

С. Есенин, А.С. Пушкин, М. Алимбаев,. Скребицкий Г., Андерсен

Послушаем сообщение об этом авторе

Формативное оценивание

Осмысление содержания -Посмотрите на картинки:

Какие интересные моменты жизни кота мы узнаем в этом рассказе? (синтез)

Слушают песню, отвечают на вопрос. Составляют постер.

Дети отгадывают

ученик заранее подготовленный показывает презентацию

Фаза осмысления

Задание 2:

Групповая работа

15 мин

Прочитайте текст самостоятельно и сравните с вашими предположениями.

Лексическая работа.

В тексте встретятся слова: Лежанка,кадушка, свернуться калачиком, выводок, амбар, половник

Поработайте в группах, соедините слово с его значением.

лежанка

деревянная емкость, предназначенная для хранения продуктов

кадушка

и других культур.

Свернуть-ся калачи-ком

большая разливательная ложка

выводок

прижать конечности к телу

амбар

птенцы или детеныши млекопитающих, живущие еще с матерью

половник

Проверьте по ключу:

лежанка - верхняя площадка русской печи над сводом, нагревавшаяся во время топки, место для отдыха и сна в крестьянской избе

кадушка – деревянная емкость, предназначенная для хранения продуктов

свернуться калачиком – прижать конечности к телу

выводок – птенцы или детеныши млекопитающих, живущие еще с матерью

амбар - неотапливаемое, холодное сельскохозяйственное строение для хранения запасов и других культур.

половник большая разливательная ложка

Формативное оценивание

Самостоятельное чтение текста.

Сравните свои предположения с текстом.(в группе)

Что совпало?

(понимание)

Физминутка

2 мин

Делают зарядку для глаз (ИКТ: физминутка)

Задание 3: Приём «Верные и неверные утверждения»(инд-но)

6 мин

Кот Иваныч был очень ленивый, поэтому целые дни только ел или спал.

Щенок Бобка был очень злой , поэтому таскал Иваныча за хвост.

Иваныч любил спать на лежанке или на маминой кровати, потому что там всегда тепло.

Кот залез в кадушку, потому что хотел попробовать тесто

Иваныч не ловил мышей, т.к. был очень ленивым.

Кот иногда ходил в амбар на охоту, т. к. любил поиграть с пойманной крысой.

Крысы боялись Иваныча и прятались в доме, поэтому приходилось запирать все окна и двери (кот приносил домой крыс показать хозяевам)

Кот перестал лазить в аквариум, потому что однажды упал в него и очень испугался

Кот и ёжик подружились, потому что мама кормила их из одного блюдца.

Иваныч остался в новом доме, потому что ему понравились двор и сад .

Взаимопроверка теста «Сверь с образцом»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

-

+

-

+

+

-

-

+

-

Формативное оценивание

Давайте вернёмся к картинкам, которые были в начале урока.

Какая картинка подходит к нашему коту? Почему? (анализ)

Прием “Фишбоун” (рыбный скелет)

На рыбной кости выделите положительные и отрицательные стороны кота.

(работа в группе)

Защита работы группы спикером у доски

(в группах) (оценивание)

Формативное оценивание

Каждый ученик самостоятельно индивидуально выполняет задание.

Взаимопроверка теста «Сверь с образцом» Проверяют свои ответы с таблицей на слайде.

Прием "Толстые и тонкие вопросы"

Составьте по 1 толстому и 1 тонкому вопросу к содержанию текста, опираясь на таблицу вопросов (в группах). А.... и.... попробуют сочинить стихотворение по заданной рифме. (ТиО составляют - синквейн Кот Иваныч в паре)

«Тонкие»

«Толстые»

Кто...? Что...?

Когда...? Может...?

Будет...? Могли...?

Как звать...?

Было ли...?

Согласны ли вы...?

Верно ли...?

Дайте три объяснения: почему?

Объясните: почему...?

Почему вы думаете...?

Почему вы считаете...?

В чем различие...?

Предположите: что будет, если...?

Что, если...?


Каждая группа задает другой группе «толстые и тонкие вопросы», отвечают

Фаза рефлексии

Задание 4:

5 мин

Рефлексия : Встречались ли в вашей жизни животные, которые были верны своему хозяину? (оценивание)

Суммативное оценивание

Посмотрите на свои мишени. Обсудите в группе у кого наибольшее количество точек в центре мишени. Пусть эти уч-ся выйдут к доске.

Давайте поаплодируем им.

А теперь встаньте ребята, кто доволен своей работой на уроке. Давайте им тоже поаплодируем.

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным

7. Домашнее задание мне кажется

интересно / не интересно

Оценивают свою работу, работают над таблицей

Итоги урока:

рефлексия

2 мин

Предлагает учащимся оценить себя

Выполняют само и взаимооценку. Желающие комментируют свои достижения

Источники, оснащение и оборудование

ватманы, маркеры, видеоролик, физминутка мишень»Голосование точками», справочная литература, разноцветные стикеры, ИКТ, КМ, карточки

Последующие задания и чтение

Записывает на доске домашнее задание(разноуровневое)

1. Составить характеристику-описание кота Иваныча

2. Творческий пересказ от имени кота

3. Найти пословицы, поговорки, приметы о котах

Рассказ о коте, который своими повадками, верностью напоминал собаку.

Существуют стереотипы, что коты привязываются к дому, а собаки – к людям. Этот кот доказал обратное, ведь он абсолютно спокойно перенёс переезд, не сбежал на старую квартиру. Да и всегда приветствовал хозяев – выбегал встречать. Даже бежал за ними в магазин или на огород.

Впрочем, в остальном Иваныч был обычным, вполне ленивым котом. Например, спать мог без задних лап, как говорится. Даже мог во сне не заметить, что щенок по полу тащит его за хвост. Мышей ленился ловить – они прямо рядом с ним могли бегать. С другой стороны, ловил крыс, они были ему интересней. Огромный кот легко мог поймать крысу, но никогда её мяса не ел. Он приносил добычу хозяйке, страшно пугая женщину. Крысы иногда были ещё живые!

В рассказе ещё множество забавных сцен. Как, например, кот ловил рыбу в аквариуме, как заснул в кадке – прямо на тесте. Как враждовал с воронами, а ещё колючим ёжиком, а после с ежом подружился.

Здесь речь идёт даже не просто о противопоставлении кот или собака. (Кто лучше?!) Здесь дело в замечательных качествах конкретного животного. Бывают и трусливые псы, и отважные коты – верные и дружелюбные. Ни к животным, ни к людям не стоит применять стереотипы слепо.

Картинка или рисунок Кот Иваныч

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Бианки Мышонок Пик

    Какой бы ни был трудным путь, он всегда заканчивается. В этой сказке наш герой – крошечный мышонок, который отправился в опасное и в тоже время веселое путешествие к своим родным брату и сестре. На этом сложном пути его постоянно подстерегают опасности

  • Краткое содержание Мамаша Кураж и ее дети (Брехт)

    Германия вступает в разрушительную Тридцатилетнюю войну. Конфликт тянется так долго, что многие уже не помнят о мирном времени. Мамаша Кураж - так зовет себя баварка Анна Фирлинг.

Георгий Алексеевич Скребицкий родился 20 июля (2 августа) 1903 года в Москве.
В семье, где рос мальчик, очень любили природу, а приемный отец будущего писателя был заядлым охотником и рыболовом, и свои увлечения сумел передать мальчику. Искренняя любовь к природе, появившаяся и осознанная еще в детские и юношеские годы, стала ориентиром всего жизненного пути Георгия Скребицкого, придав ни с чем не сравнимое своеобразие его творчеству.
В 1921 году Георгий Алексеевич заканчивает Чернскую школу 2-й ступении и едет учиться в Москву, где в 1925 году заканчивает литературное отделение в Институте слова. После этого он в другую свою страсть поступает на факультет охотоведения и звероводства в Высший зоотехнический институт, чтобы досконально изучить с детства близкий ему мир природы и животных. После окончания этого института Георгий Скребицкий стал научным сотрудником во Всесоюзном исследовательском институте звероводства и охотничьего хозяйства.
Позже Георгий Алексеевич становится научным сотрудником в лаборатории зоопсихологии Института психологии при МГУ. Много ездил в различные экспедиции, в которых наблюдал за жизнью животных в естественной среде. За это время им было написано много научных трудов по зоологии и зоопсихологии. Но в памяти Георгия Алексеевича постоянно всплывали воспоминания о детстве, о самых первых встречах с родной природой. Георгий Скребицкий начинает записывать свои воспоминания, адресуя их всем тем читателям, которым небезразлична окружающая их природа.

Таким образом началось объединение в одном человеке двух любимых профессий, и Георгий Алексеевич осознал свое истинное призвание — быть певцом родной природы. Свой первый рассказ — "Ушан", о зайчонке-листопаднике — Георгий Скребицкий написал в 1939 году, после чего полностью посвятил себя написанию самых разных литературных произведений, посвященных природе. Его книги всегда пользовались большой популярностью и в нашей, и во многих зарубежных странах, будучи переведенными на многие иностранные языки — болгарский, немецкий, албанский, венгерский, словацкий, чешский, польский и другие.

Вершиной творческого таланта Георгия Скребицкого по праву считаются две большие книги, которые он написал в последние годы своей жизни. Это замечательная повесть о детстве "От первых проталин до первой грозы" и прекрасная повесть о юности "У птенцов подрастают крылья". Эти книги венчают творческий путь Георгия Скребицкого, в них особенно выразительно раскрылись яркие особенности его литературного таланта, напрямую связанного с тонким пониманием мира природы и ее самых разных обитателей. Детское и юношеское восприятие помогают особенно точно передать повествование о целой полосе русской жизни, которая ознаменовалась значимыми историческими событиями. Произведения Георгия Скребицкого написаны с огромной душевной теплотой, они необычайно поэтичные и добрые.

Летом 1964 года Георгий Алексеевич почувствовал себя плохо, и с приступом острой боли в сердце был доставлен в больницу.
Умер Георгий Алексеевич Скребицкий 18 августа 1964 он скончался от инфаркта, был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

По материалам: http://www.n-sladkov.ru

Лесное Эхо

Мне было тогда лет пять или шесть. Мы жили в деревне.

Однажды мама пошла в лес за земляникой и взяла меня с собой. Земляники в тот год уродилось очень много. Она росла прямо за деревней, на старой лесной вырубке.

Как сейчас, помню я этот день, хотя с тех пор прошло более пятидесяти лет. День был по-летнему солнечный, жаркий. Но только мы подошли к лесу, вдруг набежала синяя тучка, и из неё посыпался частый крупный дождь. А солнце всё продолжало светить. Дождевые капли падали на землю, тяжело шлёпались о листья. Они повисали на траве, на ветвях кустов и деревьев, и в каждой капле отражалось, играло солнце.
Не успели мы с мамой стать под дерево, как солнечный дождик уже кончился.

— Погляди-ка, Юра, как красиво, — сказала мама, выходя из-под веток.

Я взглянул. Через всё небо разноцветной дугой протянулась радуга. Один её конец упирался в нашу деревню, а другой уходил далеко в заречные луга.

— Ух, здорово! — сказал я. — Прямо как мост. Вот бы по нему пробежаться!
— Ты лучше по земле бегай, — засмеялась мама, и мы пошли в лес собирать землянику.

Мы бродили по полянам возле кочек и пней и всюду находили крупные спелые ягоды.
От нагретой солнцем земли после дождя шёл лёгкий пар. В воздухе пахло цветами, мёдом и земляникой. Потянешь носом этот чудесный запах — будто какой-то душистый, сладкий напиток глотнёшь. А чтобы это ещё больше походило на правду, я срывал землянику и клал её не в корзиночку, а прямо в рот.
Я бегал по кустам, стряхивая с них последние дождевые капли. Мама бродила тут же неподалёку, и поэтому мне было вовсе не страшно заблудиться в лесу.
Большая жёлтая бабочка пролетела над полянкой. Я схватил с головы кепку и помчался за ней. Но бабочка то спускалась к самой траве, то поднималась вверх. Я гонялся, гонялся за ней, да так и не поймал — улетела куда-то в лес.

Совсем запыхавшись, я остановился и огляделся кругом. "А где же мама?" Её нигде не было видно.

— Ау! — закричал я, как, бывало, кричал возле дома, играя в прятки.

И вдруг откуда-то издали, из глубины леса, послышалось ответное: "Ау!"

Я даже вздрогнул. Неужели я так далеко убежал от мамы? Где она? Как же её найти? Весь лес, прежде такой весёлый, теперь показался мне таинственным, страшным.

— Мама!.. Мама!.. — что было сил завопил я, уже готовый расплакаться.

"А-ма-ма-ма-ма-а-а-а!" — будто передразнил меня кто-то вдали. И в ту же секунду из-за соседних кустов выбежала мама.

— Что ты кричишь? Что случилось? — испуганно спросила она.
— Я думал, ты далеко! — сразу успокоившись, ответил я. — Там в лесу кто-то дразнится.
— Кто дразнится? — не поняла мама.
— Не знаю. Я кричу — и он тоже. Вот послушай! — И я опять, но уже храбро крикнул: — Ау! Ау!

"Ау! Ау! Ау!" — отозвалось из лесной дали.

— Да ведь это эхо! — сказала мама.
— Эхо? А что оно там делает?
— Ничего не делает. Твой же голос отдаётся в лесу, а тебе кажется, что кто-то тебе отвечает.

Я недоверчиво слушал маму: "Как же это так? Мой же голос — и мне отвечает, да ещё когда я уже сам молчу!"

Я опять попробовал крикнуть:

— Иди сюда!

"Сюда-а-а-а!" — откликнулось в лесу.

— Мама, а может, там всё-таки кто-нибудь дразнится? — нерешительно спросил я. — Пойдём-ка посмотрим.
— Вот глупый какой! — засмеялась мама. — Ну пойдём, если хочешь, только никого мы с тобой не найдём.

Я взял маму на всякий случай за руку: "Кто его знает, что это за эхо!", и мы пошли по дорожке в глубь леса. Изредка я покрикивал:

— Ты здесь?

"Зде-е-е-сь!" — отвечало впереди.

Мы перебрались через лесной овраг и вышли в светлый берёзовый лесок. Тут было совсем не страшно.

Я отпустил мамину руку и побежал вперёд.
И вдруг я увидел "эхо". Оно сидело на пеньке спиной ко мне. Всё серое, в серой лохматой шапке, как леший с картинки из сказок. Я вскрикнул и бросился назад к маме:

— Мама, мама, вон эхо на пеньке сидит!
— Что ты всё глупости говоришь! — рассердилась мама.

Она взяла меня за руку и храбро пошла вперёд.

— А оно нас не тронет? — спрашивал я.
— Не дури, пожалуйста, — ответила мама.

Мы вышли на полянку.

— Вон, вон! — зашептал я.
— Да это же дедушка Кузьма коров пасёт!

— Дедушка, а я думал, ты — эхо! — закричал я, подбегая к старику.
— Эхо? — удивился тот, опуская деревянную дудочку — жалейку, которую он выстругивал ножом. — Эхо — это, милый, не человек. Это лесной голос.
— Как "лесной голос"? — не понял я.
— А так. Ты крикнешь в лесу, а он тебе и откликнется. Каждое деревце, каждый кустик отзвук даёт. Вот послушай, как мы с ними переговариваемся.

Дед поднял свою дудочку — жалейку — и заиграл нежно, протяжно. Он играл, словно напевал какую-то грустную песенку. А где-то далеко-далеко в лесу ему вторил другой такой же голос.

Подошла мама и села на соседний пенёк. Дедушка кончил играть, и эхо тоже кончило.

— Вот, сынок, слыхал теперь, как я с лесом перекликаюсь? — сказал старик. — Эхо — это самая душа леса. Что птица свистнет, что зверь закричит — всё тебе передаст, ничего не скроет. А ты ходи по лесу да слушай его. Оно тебе всю лесную тайну откроет.

Так я тогда и не понял, что же такое эхо. Но зато на всю жизнь полюбил его, полюбил, как таинственный голос леса, как песню жалейки, как старую детскую сказку.
И теперь, через много-много лет, только услышу эхо в лесу — сразу вспоминается мне: солнечный день, берёзы, полянка и посреди неё на старом пне что-то лохматое, серое. Может, это наш деревенский пастух сидит, а может, и не пастух, а сказочный дедушка-леший. Сидит он на пеньке, строгает кленовую дудочку — жалейку. А потом будет играть на ней в тихий вечерний час, когда засыпают деревья, трава и цветы и медленно из-за леса выбирается рогатый месяц и наступает летняя ночь.

Пушок

В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушок.

Если Пушок бывал голоден, он гонялся за мной, как собака. При этом ёж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды.

Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал.

Когда наступила зима, я перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком, супом, мочёным хлебом. Наестся, бывало, ёжик, заберётся за печку, свернётся клубочком и спит. А вечером вылезет и начнёт по комнатам бегать. Всю ночь бегает, лапками топает, всем спать мешает. Так он у нас в доме больше половины зимы прожил и ни разу на улице не побывал.

Но вот собрался я как-то на санках с горы кататься, а товарищей во дворе нет. Я и решил взять с собою Пушка. Достал ящичек, настелил туда сена и посадил ежа, а чтобы ему теплей было, сверху тоже сеном закрыл. Ящик поставил в санки и побежал к пруду, где мы всегда катались с горы.
Я бежал во весь дух, воображая себя конём, и вёз в санках Пушка.

Было очень хорошо: светило солнце, мороз щипал уши, нос. Зато ветер совсем утих, так что дым из деревенских труб не клубился, а прямыми столбами упирался в небо.

Я смотрел на эти столбы, и мне казалось, что это вовсе не дым, а с неба спускаются толстые синие верёвки и внизу к ним привязаны за трубы маленькие игрушечные домики.

Накатался я досыта с горы, повёз санки с ежом домой. Везу — вдруг навстречу ребята: бегут в деревню смотреть убитого волка. Его только что туда охотники привезли.

Я поскорее поставил санки в сарай и тоже за ребятами в деревню помчался. Там мы пробыли до самого вечера. Глядели, как с волка снимали шкуру, как её расправляли на деревянной рогатине.

О Пушке я вспомнил только на другой день. Очень испугался, не убежал ли он куда. Сразу бросился в сарай, к санкам. Гляжу — лежит мой Пушок, свернувшись, в ящичке и не двигается. Сколько я его ни тряс, ни тормошил, он даже не пошевелился. За ночь, видно, совсем замёрз и умер.

Побежал я к ребятам, рассказал о своём несчастье. Погоревали все вместе, да делать нечего, и решили похоронить Пушка в саду, закопать в снег в том самом ящике, в котором он умер.

Целую неделю мы все горевали о бедном Пушке. А потом мне подарили живого сыча — его поймали у нас в сарае. Он был дикий. Мы стали его приручать и забыли о Пушке.

Но вот наступила весна, да какая тёплая! Один раз утром отправился я в сад: там весной особенно хорошо — зяблики поют, солнце светит, кругом лужи огромные, как озёра. Пробираюсь осторожно по дорожке, чтобы не начерпать грязи в калоши. Вдруг впереди, в куче прошлогодних листьев, что-то завозилось. Я остановился. Кто это — зверёк? Какой? Из-под тёмных листьев показалась знакомая мордочка и чёрные глазки глянули прямо на меня.

Не помня себя, я бросился к зверьку. Через секунду я уже держал в руках Пушка, а он обнюхивал мои пальцы, фыркал и тыкал мне в ладонь холодным носиком, требуя еды.

Тут же на земле валялся оттаявший ящичек с сеном, в котором Пушок благополучно проспал всю зиму. Я поднял ящичек, посадил туда ежа и с торжеством принёс домой.

Кот Иваныч

Жил у нас в доме огромный толстый кот — Иваныч: ленивый, неповоротливый. Целые дни он ел или спал. Бывало, залезет на тёплую лежанку, свернётся клубком и уснёт. Во сне лапы раскинет, сам вытянется, а хвост вниз свесит. Из-за этого хвоста Иванычу часто доставалось от нашего дворового щенка Бобки.

Он был очень озорной щенок. Как только дверь в дом откроют — шмыгнёт в комнаты прямо к Иванычу. Схватит его зубами за хвост, стащит на пол и везёт, как мешок. Пол гладкий, скользкий, Иваныч по нему словно по льду покатится. Спросонья сразу и не разберёт, в чём дело. Потом опомнится, вскочит, даст Бобке лапой по морде, а сам опять спать на лежанку отправится.

Иваныч любил улечься так, чтобы ему было и тепло и мягко. То к маме на подушку уляжется, то под одеяло заберётся. А однажды вот что натворил. Замесила мама тесто в кадушке и поставила на печку. Чтобы оно лучше поднялось, сверху ещё тёплым платком прикрыла. Прошло часа два. Мама пошла посмотреть — хорошо ли тесто поднимается. Глядит, а в кадушке, свернувшись калачиком, как на перине, Иваныч спит. Всё тесто примял и сам весь измазался. Так мы без пирогов и остались. А Иваныча вымыть пришлось.

Налила мама в таз тёплой воды, посадила туда кота и начала мыть. Мама моет, а он и не сердится — мурлычет, песни поёт. Вымыли его, вытерли и опять на печку спать положили.

Вообще Иваныч был очень ленивый кот, даже мышей не ловил. Иногда мышь скребётся где-нибудь рядом, а он внимания на неё не обращает.

Как-то зовёт меня мама в кухню:

— Погляди-ка, что твой кот делает!

Гляжу — Иваныч растянулся на полу и греется на солнышке, а рядом с ним целый выводок мышат гуляет: совсем крошечные, бегают по полу, собирают хлебные крохи, а Иваныч будто пасёт их — поглядывает да глаза от солнца жмурит. Мама даже руками развела:

— Что же это такое делается!

А я и говорю:

— Как — что? Разве не видишь? Иваныч мышей караулит. Наверное, мышка-мать попросила за ребятами присмотреть, а то мало ли что без неё может случиться.

Но иногда Иваныч любил ради развлечения и поохотиться. Через двор от нашего дома был хлебный амбар, в нём водилось много крыс. Проведал об этом Иваныч и отправился как-то после обеда на охоту.

Сидим мы у окна, вдруг видим — по двору бежит Иваныч, а во рту огромная крыса. Вскочил он в окно — прямо к маме в комнату. Разлёгся посреди пола, выпустил крысу, сам на маму смотрит: "Вот, мол, каков я охотник!"

Мама закричала, вскочила на стул, крыса под шкаф шмыгнула, а Иваныч посидел-посидел и спать себе отправился.

С тех пор Иванычу житья не стало. Утром встанет, вымоет лапой мордочку, позавтракает и отправится в амбар на охоту. Минуты не пройдёт, а он домой спешит, крысу тащит. Принесёт в комнату и выпустит. Потом уж мы так приладились: как он на охоту — сейчас все двери и окна запираем. Иваныч поносит, поносит крысу по двору и пустит, а она назад в амбар убежит. Или, бывало, задушит крысу и давай с нею играть: подбрасывает, лапами ловит, а то положит её перед собою и любуется.

Вот однажды играл он так — вдруг, откуда ни возьмись, две вороны. Сели неподалёку, начали вокруг Иваныча скакать, приплясывать. Хочется им крысу у него отнять — и страшновато. Скакали-скакали, потом одна как схватит сзади Иваныча клювом за хвост! Тот кубарем перевернулся да за вороной, а вторая подхватила крысу — и до свиданья! Так Иваныч ни с чем и остался.

Впрочем, Иваныч хотя крыс иногда и ловил, но никогда их не ел. Зато он очень любил полакомиться свежей рыбой. Как приду я летом с рыбалки, только поставлю ведёрко на лавку, а он уж тут как тут. Сядет рядом, запустит лапу в ведёрко, прямо в воду, и шарит там. Зацепит лапой рыбу, выкинет на лавку и съест. Иваныч даже повадился из аквариума рыбок таскать.

Как-то раз поставил я аквариум на пол, чтобы воду сменить, а сам ушёл на кухню за, водой. Прихожу обратно, гляжу и глазам не верю: у аквариума Иваныч — на задние лапы привстал, а переднюю в воду запустил и рыбу, как из ведёрка, вылавливает. Трёх рыбок я потом недосчитался.

С этого дня с Иванычем просто беда: так от аквариума и не отходит. Пришлось сверху стеклом закрывать. А как забудешь, сейчас двух-трёх рыбок вытащит. Уж мы не знали, как его отучить от этого.

Но только, на наше счастье, Иваныч и сам очень скоро отучился.

Принёс я однажды с реки вместо рыбы в ведёрочке раков, поставил, как всегда, на лавку. Иваныч сразу прибежал — и прямо в ведро лапой. Да вдруг как потянет назад! Глядим — за лапу рак клешнями ухватился, а за ним второй, а за вторым — третий… Все из ведёрка за лапой тащатся, усами шевелят, клешнями щёлкают. Тут Иваныч глазищи от страха вытаращил, шерсть дыбом поднялась: "Что за рыба такая?"

Тряхнул лапой, так все раки на пол посыпались, а сам Иваныч хвост трубой — и марш в окно. После этого даже близко к ведёрку не подходил и в аквариум перестал лазить. Вот как напугался!

Кроме рыбок, у нас в доме было много разной живности: птицы, морские свинки, ёж, зайчата… Но Иваныч никогда никого не трогал. Он был очень добрый кот, дружил со всеми животными. Только с ежом Иваныч вначале не мог ужиться.

Этого ежа я принёс из леса и пустил в комнате на пол. Ёжик сначала лежал, свернувшись в клубок, а потом развернулся и забегал по комнате. Иваныч очень заинтересовался зверьком. Дружелюбно подошёл к нему и хотел обнюхать. Но ёж, видимо, не понял доброго намерения Иваныча — он растопырил колючки, подскочил и пребольно кольнул Иваныча в нос.

После этого Иваныч стал упорно избегать ежа. Стоило тому вылезти из-под шкафа, как Иваныч поспешно вскакивал на стул или на окно и никак не хотел спускаться вниз.

Но вот как-то раз после обеда мама налила Иванычу в блюдечко супа и поставила его на коврик. Кот сел около блюдца поудобнее, начал лакать. Вдруг мы видим — из-под шкафа вылезает ёжик. Вылез, носиком потянул, прямо направился к блюдцу. Подошёл и тоже за еду принялся. А Иваныч не убегает видно, проголодался, косится на ежа, а сам торопится, пьёт.

Так вдвоём всё блюдечко и вылакали.

С этого дня мама начала их каждый раз вместе кормить. И ведь как они хорошо к этому приладились! Стоит только маме половником о блюдечко стукнуть, а они уже бегут. Усядутся рядышком и едят. Ёжик мордочку вытянет, колючки приложит, гладенький такой. Иваныч его совсем перестал опасаться. Так и подружились.
За добрый нрав Иваныча мы все его очень любили. Нам казалось, что по своему характеру и уму он больше походил на собаку, чем на кошку. Он и бегал за нами, как собака: мы на огород — и он за нами, мама в магазин — и он следом за ней бежит. А возвращаемся вечером с реки или из городского сада — Иваныч уж на лавочке возле дома сидит, будто нас дожидается.

Как увидит меня или Серёжу, сразу подбежит, начнёт мурлыкать, об ноги тереться и вслед за нами скорее домой спешит.

Дом, где мы жили, стоял на самом краю городка. В нём мы прожили несколько лет, а потом переехали в другой, на той же улице.

Переезжая, мы очень опасались, что Иваныч не уживётся на новой квартире и будет убегать на старое место. Но наши опасения оказались совершенно напрасны.

Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал всё осматривать, обнюхивать, пока наконец не добрался до маминой кровати. Тут уж, видимо, он сразу почувствовал, что всё в порядке, вскочил на постель и улёгся. А когда в соседней комнате застучали ножами и вилками, Иваныч мигом примчался к столу и уселся, как обычно, рядом с мамой. В тот же день он осмотрел новый двор и сад, даже посидел на лавочке перед домом. Но на старую квартиру так и не ушёл.

Значит, не всегда верно, когда говорят, что собака людям верна, а кошка — дому. Вот у Иваныча вышло совсем наоборот.

// Март 28, 2009 // Просмотров: 60 920