Рассказать о творческой истории романа обломов. История создания романа "Обломов". Характеристика Обломова. Главные герои и их характеристика

Роман И.А. Гончарова «Обломов» стал своеобразным призывом к современникам о необходимости перемены косного образа суждения. Это произведение является второй частью трилогии, в которую помимо него вошли такие романы, как «Обыкновенная история» и «Обрыв».

История создания романа «Обломов» поможет читателю разгадать замысел великого писателя и проследить этапы написания произведения.

«Сон Обломова»

Первый замысел романа «Обломов» появился у Гончарова в 1847 году. Он приступает к работе и надеется очень быстро закончить свое новое произведение. Гончаров обещает Н.А. Некрасову, редактору литературного журнала «Современник», предоставить ему рукопись для печати уже к 1848 году. Работа над романом идет тяжело и медленно. В 1849 году Гончаров публикует отрывок из него под названием «Сон Обломова». В нем раскрываются размышления автора о сути «обломовщины» и роли этого явления в социальной жизни России. Критика восприняла отрывок довольно благожелательно.

Редактор «Современника» был в восторге, но из-за того, что роман не был завершен к обещанному сроку, отношения Гончарова и Некрасова слегка разладились. По этой причине Иван Александрович обращается в журнал «Отечественные записки», обещая предоставить рукопись к 1850 году.

Поездка в Симбирск

В 1849 году Гончаров отправляется в родной город, Симбирск. Он пытается работать над романом, но успевает закончить лишь первую часть. Симбирск был уютным небольшим поселением, в котором был еще жив уклад патриархальной России. Здесь Гончаров встречает множество случаев, так называемого, обломовского сна. Помещики живут размеренной неторопливой жизнью, не испытывая тяги к прогрессу, вся их жизнь строится на труде крепостных.

Перерыв в работе

После поездки в Симбирск Гончаров сделал перерыв в работе над романом «Обломов». Написание произведения было отложено почти на семь лет. За это время писатель принял участие в кругосветном путешествии в должности секретаря-помощника Е.В. Путятина. Итогом этого путешествия стал сборник очерков «Фрегат “Паллада”». В 1857 году Гончаров отправился на лечение в Мариенбад. Там он возобновил отложенную работу по созданию романа «Обломов». Произведение, которое он никак не мог закончить в течение почти десятка лет, было завершено за месяц. За время длительного творческого перерыва Гончаров сумел до мельчайших деталей обдумать свою историю и мысленно завершить роман.

Иван Андреевич признавался, что огромное влияние на его роман оказал критик Виссарион Григорьевич Белинский. В своей статье, посвященной первой части трилогии романов Гончарова «Обыкновенной истории», Белинский говорил о том, что для дворянина, подверженного чрезмерному влиянию романтики, может использоваться совершенно иной финал, нежели в этом романе. Гончаров прислушивался к мнению критика и при создании «Обломова» воспользовался его некоторыми ключевыми замечаниями.

В 1859 году «Обломов» вышел в печать на страницах «Отечественных записок».

Прототипы героев

Обломов. Известно, что во многом образ главного героя был списан Гончаровым с самого себя. Сибаритство и неторопливая вдумчивость были его отличительными чертами. По этой причине его близкие друзья прозвали его «Принц де Лень». Многое сходится в судьбе и характерах Гончарова и его героя Обломова. Оба принадлежат к старинной семье с патриархальными устоями, неторопливы и мечтательны, но при этом обладают острым умом.

Ольга Ильинская. Прототипами возлюбленной Обломова, Ольги Ильинской, исследователи творчества Гончарова считают сразу двух женщин. Это Елизавета Толстая, к которой писатель питал самые нежные чувства, считая ее идеалом женственности и ума, и Екатерина Майкова, его близкая знакомая, которая поражала Гончарова своей целеустремленностью и активной жизненной позицией.

Агафья Пшеницына. Прообразом Агафьи Матвеевны Пшеницыной, «идеальной» обломовской женщины, с которой главный герой нашел спокойствие и уют, стала родная мать И.А. Гончарова, Авдотья Матвеевна. После смерти отца семейства заботы о воспитании мальчика взял на себя крестный отец Ивана Андреевича, а Авдотья Матвеевна погрузилась в хозяйственные дела дома, обеспечивая сытую и уютную жизнь сыну и его воспитателю.

Андрей Штольц. Собирательный образ, противопоставляющийся в романе русскому национальному характеру Обломова. Штольц становится для главного героя своеобразным катализатором, который пробуждает в нем пытливость, живость и интерес к жизни. Но длится этот эффект недолго, стоит Штольцу оставить его одного, как возвращается налет сонливости и лени.

Вывод

Роман «Обломов» был закончен И.А. Гончаровым в 1858 году, незадолго до отмены крепостного права. Он показал кризис патриархальной России, предоставив читателю самостоятельно решать, какой путь является идеальным для русского человека: сонное и мирное существование или стремление вперед, в мир преобразований и прогресса.

Демиховская О. А. Творческая история романа И. А. Гончарова «Обломов» // Гончаров И. А.: Материалы юбилейной гончаровской конференции 1987 года / Ред.: Н. Б. Шарыгина. - Ульяновск: Симбирская книга, 1992 . - С. 135-142.

О. А. Демиховская

ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОМАНА И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»

Вопросы истории создания романа И. А. Гончарова «Обломов» привлекали внимание многих исследователей. Однако долго оставалось загадкой, как могло случиться, что роман, работа над которым тянулась около десяти лет, был вдруг написан за несколько недель, когда писатель лечился в Мариенбаде. Не случайно этот литературный феномен, получивший название «мариенбадского чуда», вызвал изумление и острый интерес. Наконец, после опубликования писем И. А. Гончарова к Е. В. Толстой, казалось, загадка была разгадана: у героини романа объявился живой прототип, который и вдохновил писателя на молниеносное создание романа «во имя ее». Такое объяснение было принято литературоведами, вошло в научный обиход, приобретя силу традиционной концепции.

С течением времени появляется другая точка зрения. Но вопросу о прототипе Ольги Ильинской завязывается дискуссия.

Кто же является прототипом Ильинской?

Это проясняется при решении проблемы прототипности и типичности в романе, вопроса о соотношении художественного образа и прототипа.

Указывая на медлительность пера Гончарова как особенность его таланта, обычно отмечали, как долго писались его романы: «Обломов» - десять лет, «Обрыв» - двадцать лет; но при этом забывалось, что писатель должен был заботиться о куске хлеба. Об этом - позднее признание писателя: «...более всего любил я перо. Писать было моей страстью. Но я служил - по необходимости (да еще потом цензором, Господи прости!), ездил вокруг света - и кроме пера, должен был заботиться о добывании содержания» 1 . Действительно, отрывок из первой части «Обломова» - «Сон Обломова» - был опубликован в 1849 году, а потом - служба в департаменте, кругосветное путешествие, создание очерков «Фрегат «Паллада», начало работы над «Обрывом», цензорство, поглощавшее все творческие силы, не оставлявшее свободного времени для других занятий.

Работа над «Обломовым» затягивалась. К лету 1857 года, когда по предписанию врачей Гончаров отправился в Мариенбад, была готова лишь первая часть романа. За два летних месяца в Мариенбаде, которые оказались порой необыкновенного прилива творческих сил, были написаны три части «Обломова», за исключением самых последних четырех глав, законченных потом в Петербурге. Поразительно короткий срок, в который был создан почти весь роман, объясняется в значительной мере тем, что задуманное в 1847 году вынашивалось автором в течение многих лет и было тщательно продумано. Особенно вдохновенно писался образ главной героини Ольги Ильинской, возникший в воображении писателя именно в это время. В письмах из Мариенбада к И. И. Льховскому и Ю. Д. Ефремовой в июле и августе 1857 года выступают выражения, которые относятся к Ольге Ильинской: «не надышусь, не нагляжусь», «живу, дышу только ею» 2 .

Влюбленность в создаваемый образ героини позволяет предполагать существование прототипа, тем более, что сам автор в заключительных строках своей «литературной исповеди» - критических заметках «Лучше поздно, чем никогда» - писал: «то, что не выросло и не созрело во мне самом, чего я не видел, не наблюдал, чем не жил - то недоступно моему перу!.. я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал, - словом, писал и свою жизнь и то, что к ней прирастало» 3 .

На вопрос, кто же мог послужить прототипом Ольги Ильинской, в литературоведении существуют две точки зрения. П. Н. Сакулин прототипом героини романа «Обломов» считает Елизавету Васильевну Толстую. По мнению О. М. Чемены, прототип Ольги - Екатерина Павловна Майкова.

По концепции П. Н. Сакулина, проблема прототипности в романе И. А. Гончарова решается при изучении взаимоотношений писателя с Е. В. Толстой, падающих на первую половину 1850-х годов, когда шла интенсивная работа над романом. Точка зрения П. Н. Сакулина аргументированно изложена в статье «Новая глава из биографии И. А. Гончарова в неизданных письмах» 4 . Он замечает, что письма Гончарова к Толстой вводят нас в самые интимные уголки внутренней жизни писателя. Действительно, в этих письмах отразились сокровенные чувства И. А. Гончарова, влюбленного в Е. В. Толстую. Они открывают одну из самых поэтических страниц биографии писателя.

Гончаров встретил Е. В. Толстую в семье Майковых в начале 40-х годов, когда ей было всего 16 лет. Уже тогда она произвела на него неотразимое впечатление. Оставляя запись в альбоме, писатель желал ей «святой и безмятежной будущности» 5 . Снова Гончаров встретил Е. В. Толстую только через 12 лет, осенью 1855 года, когда он уже вернулся из кругосветного путешествия. Он был под обаянием ее личности, ее чарующей красоты, доброго сердца, тонкого, нежного женского ума. В ней писатель увидел идеал женщины. По мнению Гончарова, «ей дано все, чтобы быть единственной из числа немногих - возвышенностью характера, чистотой сердца, прямотой и достоинством...» 6 .

Отъезд Е. В. Толстой в Москву (18 октября 1855 г.) вызвал целую серию писем Гончарова - «Pour et contre». От лица своего «друга» он рассказывает о своей любви, о своих душевных муках. «Pour et contre» является искренней и волнующей исповедью любви. Но героем романа Е. В. Толстой суждено было стать не Гончарову, а ее кузену Александру Илларионовичу Мусину-Пушкину, блестящему офицеру, ярославскому помещику. Осенью 1856 года она была уже его невестой, а в январе 1857 года вышла за него замуж.

По иронии судьбы И. А. Гончарову пришлось устраивать счастье Е. В. Толстой: по просьбе ее матери хлопотать перед Синодом о разрешении брака с двоюродным братом.

В утешение и на память себе он испросил у супруга Е. В. Толстой ее фотопортрет, сделанный с написанного Н. А. Майковым портрета красками, в котором, по мнению И. А. Гончарова, художник уловил «самую поэтическую сторону... красоты» 7 .

«И. А. Гончарова-человека постигла тяжелая неудача: жизнь отняла у него добрую и светлую мечту, его личное существование стало бледнее и тусклее... Зато Гончаров-художник остался в выигрыше: он выстрадал право «артистически» наслаждаться портретом Елизаветы Васильевны; ...в минуты творчества ее образ будет светиться ему из неизвестной дали» 8 .

Портрет Е. В. Толстой, в котором отразилась «самая поэтическая сторона общей женской красоты», помог И. А. Гончарову рисовать образ Ольги Ильинской. П. Н. Сакулин говорит о двух романах, развивавшихся параллельно: один роман И. А. Гончаров переживает сам и излагает в письмах к Е. В. Толстой, другой творит в форме литературного произведения, но также во имя ее. 25 октября 1855 года Гончаров писал: «Не подозревали Вы и того, что Вы едва успели миновать Тверь, а у меня в голове, не правда, в душе созрел уже план прилагаемой при этом главы романа. Вы еще не огляделись в Москве, а план был уже набросан на бумагу, теперь переписывается и завтра посылается Вам, - не того романа, который должен быть готов через полтора года во имя Ваше, а того, который начался в душе героя и, Бог весть, когда кончится» 9 .

Под романом, который творится «в душе», И. А. Гончаров разумеет свою «исповедь» «Pour et contre». Второй роман - «Обломов», над которым Гончаров работал как раз в это время. Образ Е. В. Толстой жил в душе Гончарова, «и его чувство, художественно претворенное, живым ингридиентом входило в его творчество» 10 .

Письма И. А. Гончарова к Е. В. Толстой представляют параллель соответствующим страницам романа «Обломов». Создатель романа и его герой руководствуются одной и той же теорией любви. У них - один идеал женщины: для героя романа он воплотился в Ольге Сергеевне, для И. А. Гончарова - в Е. В. Толстой. Портреты Е. В. Толстой и Ольги Ильинской, выполненные в одной лирической окраске, почти совпадают. Е. В. Толстая «создана гармонически-прекрасно, наружно и внутренно». «Она такое артистически щеголеватое создание, она аристократка природы» 11 . Если бы Ольгу Ильинскую «обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Она - «артистически созданное существо». Писатель наделял Ольгу Ильинскую особенностями, которые заметил у Е. В. Толстой. Гончаров называл Е. В. Толстую своим идеалом, «прекраснейшей, лучшей, первой женщиной» 12 . «Ольга! - восклицал Обломов. - Вы... лучше всех женщин, вы первая женщина в мире!..» 13

Общая концепция того и другого романов одна и та же: прекрасная девушка на мгновение озаряет тусклое существование дряхлеющего холостяка. Гончаров упорно приписывает Е. В. Толстой то же самое значение в своей жизни, какое имела Ольга в жизни Обломова. «Та внутренняя жизнь, которая раскрылась в письмах И. А. Гончарова к Е. В. Толстой - основа для самых поэтических страниц лучшего романа писателя. Пережитое им самим счастье любви светлыми бликами падало на листы его романа» 14 .

Таким образом, основываясь на письмах И. А. Гончарова к Е. В. Толстой, аналоги которых находятся на страницах «Обломова», П. Н. Сакулин считает, что именно Е. В. Толстая послужила прототипом образа Ольги Ильинской.

На вопрос о прототипе образа Ольги Ильинской в литературоведении, как отмечено выше, существует и другая точка зрения, принадлежащая О. М. Чемене. Отвергая концепцию П. Н. Сакулина, исследовательница пытается доказать, что прототипом гончаровской героини является Екатерина Павловна Майкова. Свое убеждение она основывает на близости писателя к семье Майковых, с которой он был знаком со времени приезда в Петербург в 1835 году и в которую осенью 1852 года вошла Е. П. Калита, став женой В. Н. Майкова.

Е. П. Майкова развивалась в обстановке известного литературного салона Майковых, постоянными посетителями которого были многие литераторы 40-х и 50-х годов. Здесь бывали И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. И. Панаев. Екатерина Павловна знала А. А. Фета, Я. П. Полонского, с которыми встречалась на литературных вечерах и чтениях, принятых тогда в Петербурге. Из всех литераторов самым близким ей был И. А. Гончаров. Их связывала продолжительная и прочная дружба. Так любила называть свои отношения с писателем Е. П. Майкова. В дружбе к ней признавался в письмах и Гончаров. Опираясь на известное свидетельство Е. А. Штакеншнейдер, О. М. Чемена считает, что писатель был увлечен Е. П. Майковой 15 . По словам исследовательницы, в ней Гончаров видел женщину «особого типа, непрерывно ищущую и ничем не удовлетворяющуюся» 16 . Справедливо ее замечание, что «прирастание» Гончарова к семье младших Майковых объясняется не только обаянием 20-летней женщины. В этой семье перед писателем «раскрывалось широкое поле для наблюдения и изучения многогранной женской натуры, для которой постепенно становились тесными тиски семейных обязанностей» 17 .

Сравнивая черновой автограф «Обломова» с печатным текстом, исследовательница приходит к выводу, что образ Ольги Ильинской в период от осени 1857 года до осени 1958 года подвергся значительным изменениям. В Петербурге Гончаров перерабатывает образ героини. В этом О. М. Чемена видит влияние Е. П. Майковой.

В 8-ой главе романа взамен Ольги Ильинской появляется Ольга Штольц, которой сообщены черты неудовлетворенности настоящим, стремление к осмысленной, имеющей общественное значение работе, характерные для Е. П. Майковой. В образе Ольги Штольц Гончаров проецировал характер реальной Майковой. В то же время О. М. Чемена утверждает, что Ольга Штольц возникла ранее Ольги Ильинской, решительно исключая возможность существования другого прототипа. А это противоречит законам реализма. Известно, что при создании художественного образа писатель отбирает наиболее типичные характеры реальной действительности, а иногда делает их лишь основой образа, обогащая чертами, улавливаемыми у многих людей. Творческая фантазия художника создает новый характер, хотя и подобный реально существующему. Художественный образ представляет собою обобщение, типизацию более широкого свойства, чем индивидуальное лицо, послужившее прототипом. Следовательно, художественный образ не тождествен лицу действительной жизни, не сводим к своему прототипу и потому, что включает в себя тенденцию развития, угаданную в нем художником. Но именно наличие прототипа сообщает образу его жизненную силу и полнокровность.

Размышляя над закономерностями художественного творчества русских писателей и собственной творческой практики, Гончаров создал учение об эстетике реализма, в первую очередь о художественной правде и типичности, отлившееся в форме критических статей и высказываний в его письмах к писателям-современникам. Указывая на специфические средства освоения действительности, находящиеся в распоряжении художника слова, он писал: «Природа слишком сильна и своеобразна, чтобы взять ее, так сказать, целиком, померяться с нею ее же силами и непосредственно стать рядом; она не дастся. У нее свои слишком могучие средства. Из непосредственного снимка с нее выйдет жалкая, бессильная копия. Она позволяет приблизиться к ней только путем творческой фантазии... Иначе было бы слишком просто быть художником. Стоило бы только, по совету одного лица в «Разъезде» Гоголя, сесть у окна да записывать, что делается на улице, и вышла бы комедия или повесть» 18 .

Гончаров был убежден, что основной закон искусства есть правда. Талант художника трактуется писателем прежде всего как способность правдиво отражать жизнь. «Талант имеет то драгоценное свойство, что он не может лгать, искажать истину: художник перестает быть художником, как скоро он станет защищать софизм, а еще менее, если он вздумает изображать сознательную ложь. Перестанет он также быть художником и в таком случае, если он удалится от образа и станет на почву мыслителя, умника, или моралиста и проповедника! Его дело изображать и изображать...» 19 .

Вопрос о художественной правде тесно связан с вопросом о типичности. В письме к Ф. М. Достоевскому от 14 февраля 1874 года Гончаров говорил о значении творчества, которое «именно тем и выражается, что ему приходится выделять из натуры те или другие черты и признаки, чтобы создавать правдоподобие, то есть добиваться своей художественной истины» 20 , создавать типические образы.

Что такое тип по Гончарову? «...Тип слагается из долгих и многих повторений или наслоений явлений и лиц, где подобия тех и других учащаются в течение времени, и наконец, устанавливаются, застывают и делаются знакомыми наблюдателю»; «Тип, я разумею, с той поры и становится типом, когда он повторился много раз или много раз был замечен, пригляделся и стал всем знаком»; «Под типами я разумею нечто очень коренное - долго и надолго устанавливающееся и образующее иногда ряд поколений»; «Типы образуются и плодятся в обыденной среде текущих явлений жизни: повторения этих явлений наслаиваются и образуют многие экземпляры или виды, всеми отличаемые в толпе по обычным чертам, признакам, формам» 21 . «Только то, что оставляет заметную черту в жизни, что поступает, так сказать, в ее капитал, будущую основу, то и входит в художественное произведение, оставляющее прочный след в литературе» 22 .

Типы Гончарова представляют собою значительнейшие художественные достижения. Типологическое искусство писателя охарактеризовал Н. А. Добролюбов, писавший, что романист «не хотел отстать от явления, на которое однажды бросил свой взгляд, не проследивши его до конца, не отыскавши его причин, не понявши связи его со всеми окружающими явлениями. Он хотел добиться того, чтобы случайный образ, мелькнувший перед ним, возвести в тип, придать ему родовое и постоянное значение» 23 .

Героиня романа И. А. Гончарова «Обломов» Ольга Ильинская - это художественный образ, созданный творческим воображением романиста, тип, соответствующий эпохе. Основу этому художественному образу дали существующие в реальной действительности прототипы. Безусловно, Гончаров не исходил из единичного прототипа. Он наблюдал жизнь и характер как Е. В. Толстой, так и Е. П. Майковой. Черты характера и обстоятельства жизни двух этих русских женщин воплотились в образе Ольги Ильинской.

Аргументы О. М. Чемены в пользу Е. П. Майковой как прототипа Ольги Ильинской не отменяют концепции П. Н. Сакулина. Они лишь содействуют выяснению вопроса о прототипе Ольги Ильинской на стадии, когда она уже стала Ольгой Штольц. В ее образе воплощены лучшие национальные черты русского женского характера, Н. А. Добролюбов писал: «Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни» 24 .

Создавая образ Ольги Ильинской, Гончаров предсказал появление в реальной действительности новой породы людей высокой духовности, не удовлетворяющихся жизнью только в сфере семейной, стремящихся к общественному служению, в истории общественной мысли получивших имя их создателя - «гончаровских женщин». Гончаровские героини стали прообразом новых женщин - шестидесятниц-просветительниц. Ольга Ильинская повлияла, в частности, на Екатерину Майкову, духовное развитие которой происходило в атмосфере дружбы с Гончаровым, когда создавался роман «Обломов». В ней Добролюбов увидел «задатки новой жизни, не той, в условиях которой выросло современное общество» 25 . Е. П. Майкова продолжила жизнь гончаровской героини, в свою очередь послужив прототипом образа Веры в романе «Обрыв», то есть той же Ольги Ильинской на новой ступени исторического развития, характер которой доведен до его логического предела.

1 Гончаров И. А. Необыкновенная история. - В кн.: Сборник Российской публичной библиотеки. Пг., 1924, с. 125.

2 Гончаров И. А. Собр. соч. в 8-ми тт. М., ГИХЛ, 1952-1955, т. 8, с. 282, 288.

9 Там же, с. 230.

10 Там же, с. 56.

13 Гончаров И. А. Собр. соч., т. 4, с. 271.

15 См.: Штакеншнейдер Е. А. Дневник и записки (1854-1886). - М. - Л., Academia, 1934, с. 196.

16 Чемена О. М. «Обломов» Гончарова и Екатерина Майкова. - Русская литература, 1959, № 3, с. 161.

17 Там же, с. 162.

18 Гончаров И. А. Собр. соч., т. 8, с. 107.

19 Там же, с. 127.

20 Там же, с. 459.

21 Там же, с. 457, 459, 460, 205.

22 Там же, с. 128.

23 Добролюбов Н. А. Что такое обломовщина? - В кн.: И. А. Гончаров в русской критике. М., Худ. лит-ра, 1958, с. 57.

24 Там же, с. 91.

Творческая история романа И.А. Гончарова «Обломов»

История создания романа «Обломов»

обломов образ штольц роман

Знаменитая девятая глава первой части («Сон Обломова»), по словам Гончарова «увертюра всего романа» (VIII, 111), была напечатана в 1849 г. в «Литературном сборнике с иллюстрациями», изданном редакцией журнала «Современник». «Эпизод из неконченного романа» был замечен критикой. Многие современники Гончарова оставили восторженные отзывы о «Сне Обломова».

М.Е. Салтыков-Щедрин в письме к П.В. Анненкову (29 января 1859 г.) назвал эту главу «необыкновенной», «прелестной вещью» . Некоторые из современников, в том числе и М.Е. Салтыков-Щедрин, романа в его полном виде не приняли. В сознании многих читателей «Сон Обломова» так и будет существовать как бы в двух ипостасях: и как глава из романа, и как отдельное произведение.

Давно отмечено, что в создании «Обломова» сказался опыт работы писателя над книгой о кругосветном путешествии - «Фрегат «Паллада»». Как признавался сам Гончаров, плавание на фрегате дало ему «общечеловеческий и частный урок» (II, 45). Писатель имел возможность не только сопоставить различные страны, целые миры, разделенные громадными пространствами, но и сравнить, увидев их практически одновременно, вживе различные исторические эпохи: «сегодняшнюю» жизнь буржуазно-промышленной Англии и жизнь, так сказать, прошлую, даже жизнь «древнего мира, как изображают его Библия и Гомер» (III, 193). Как явствует из книги «Фрегат «Паллада»», Гончаров, сравнивая Восток и Запад, пытаясь осмыслить переход от «Сна» к «Пробуждению» в глобальном масштабе, постоянно думал о России, о родной Обломовке.

История завершения «Обломова» в литературе давно получила название «мариенбадского чуда»: за несколько недель он - «как будто под диктовку» (VII, 357) - написал почти все три последние части романа. У «чуда» есть объяснение: все эти десять лет он думал о романе, писал его в голове. Наконец, в одном из писем 1857 г. Гончаров подытожил: «Я сделал, что мог» (VIII, 238).

В откликах известных литераторов (И.С. Тургенева, В.П. Боткина, Л.Н. Толстого), познакомившихся с романом в авторском чтении по рукописи или сразу после его журнальной публикации, повторялся один и тот же эпитет: «Обломов - вещь, капитальная»».

Так, Л.Н. Толстой, судья строгий, не склонный потакать авторскому самолюбию, пишет А.В. Дружинину: «Обломов - капитальнейшая вещь, какой давно, давно не было. Скажите Гончарову, что я в восторге от Облом<ова> и перечитываю его еще раз. Но что приятнее ему будет - это, что Обломов имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике» .

История создания романа "Обломов"

В 1838 г. Гончаров написал юмористическую повесть под названием «Лихая болесть», в которой шла речь о странной эпидемии, зародившейся в Западной Европе и попавшей в Петербург: пустые мечты, воздушные замки, «хандра». Эта «лихая болесть» – прообраз «обломовщины».

Полностью роман «Обломов» был впервые опубликован в 1859 году в первых четырех номерах журнала «Отечественные записки». Начало работы над романом относится к более раннему периоду. В 1849 году была опубликована одна из центральных глав «Обломова» – «Сон Обломова», которую сам автор назвал «увертюрой всего романа». Автор задается вопросом: что же такое «обломовщина» – «золотой век» или гибель, застой? В «Сне...» преобладают мотивы статичности и неподвижности, застоя, но при этом чувствуется и симпатия автора, добродушный юмор, а не только сатирическое отрицание.

Как позднее утверждал Гончаров, в 1849 году готов был план романа «Обломов» и закончен черновой вариант первой его части. «Вскоре, – писал Гончаров, – после напечатания в 1847 году в “Современнике” “Обыкновенной истории” – у меня уже в уме был готов план Обломова». Летом 1849 года, когда был готов «Сон Обломова», Гончаров совершил поездку на родину, в Симбирск, быт которого сохранял отпечаток патриархальной старины. В этом небольшом городке писатель увидел немало примеров того «сна», которым спали обитатели вымышленной им Обломовки.

Работа над романом была прервана в связи с кругосветным путешествием Гончарова на фрегате «Паллада». Лишь летом 1857 года, после выхода из печати путевых очерков «Фрегат “Паллада”», Гончаров продолжил работу над «Обломовым». Летом 1857 года он уехал на курорт Мариенбад, где в течение нескольких недель закончил три части романа. В августе того же года Гончаров начал работать и над последней, четвертой, частью романа, заключительные главы которой были написаны в 1858 году. «Неестественным покажется, – писал Гончаров одному из своих друзей, – как это в месяц человек кончил то, чего не мог закончить в года? На это отвечу, что если б не было годов, не написалось бы в месяц ничего. В том и дело, что роман выносился весь до мельчайших сцен и подробностей и оставалось только записывать его». Об этом же вспоминал Гончаров в статье «Необыкновенная история»: «В голове у меня был уже обработан весь роман окончательно – и я переносил его на бумагу, как будто под диктовку…» Однако, готовя роман к печати, Гончаров в 1858 году заново переписал «Обломова», дополнив его новыми сценами, и произвел некоторые сокращения. Завершив работу над романом, Гончаров сказал: «Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастаю».

Гончаров признавался, что на замысле «Обломова» сказалось влияние идей Белинского. Важнейшим обстоятельством, повлиявшим на замысел произведения, считается выступление Белинского по поводу первого романа Гончарова – «Обыкновенная история». В своей статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» Белинский подробно проанализировал образ дворянского романтика, «лишнего человека», претендующего на почетное место в жизни, и подчеркнул бездеятельность такого романтика во всех сферах жизни, его лень и апатию. Требуя беспощадного разоблачения подобного героя, Белинский указывал и на возможность иного, чем в «Обыкновенной истории», завершения романа. При создании образа Обломова Гончаров воспользовался целым рядом характерных черт, намеченных Белинским в разборе «Обыкновенной истории».

В образе Обломова присутствуют также автобиографические черты. По собственному признанию Гончарова, он и сам был сибаритом, любил безмятежный покой, рождающий творчество. В путевом дневнике «Фрегат “Паллада”» Гончаров признавался, что во время путешествия большую часть времени проводил в каюте, лежа на диване, не говоря уже о том, с каким трудом вообще решился на кругосветное плаванье. В дружеском кругу Майковых, относившихся к писателю с большой любовью, Гончарову присвоили многозначное прозвище – «принц де Лень».

Появление романа «Обломов» совпало со временем острейшего кризиса крепостничества. Образ апатичного, неспособного к деятельности помещика, выросшего и воспитанного в патриархальной обстановке барской усадьбы, где господа жили безмятежно благодаря труду крепостных, был очень актуален для современников. Н.А. Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?» (1859) дал высокую оценку роману и этому явлению. В лице Ильи Ильича Обломова показано, как среда и воспитание уродуют прекрасную натуру человека, порождая лень, апатию, безволие.

Путь Обломова – типичный путь провинциальных российских дворян 1840-х гг., приезжавших в столицу и оказывавшихся вне круга общественной жизни. Служба в департаменте с непременным ожиданием повышения, из года в год однообразие жалоб, прошений, завязывания отношений со столоначальниками – это оказалось не по силам Обломову. Продвижению по служебной лестнице, он предпочел бесцветное лежание на диване, лишенное надежд и стремлений. Одна из причин «лихой болести», по мнению автора, несовершенство общества. Эта мысль автора передается и герою: «Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится». Эта фраза Обломова заставляет вспомнить известные образы «лишних людей» в русской литературе (Онегина, Печорина, Базарова и т.д.).

Гончаров писал о своем герое: «У меня был один артистический идеал: это – изображение честной и доброй симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и впадающего в апатию и бессилие». В Обломове дремлет та мечтательность, что рвалась наружу в Александре Адуеве, герое «Обыкновенной истории». В душе Обломов тоже лирик, человек, умеющий глубоко чувствовать, – его восприятие музыки, погружение в пленительные звуки арии «Casta diva» свидетельствуют о том, что не одна только «голубиная кротость», но и страсти ему доступны. Каждая встреча с другом детства Андреем Штольцем, полной противоположностью Обломова, выводит последнего из сонного состояния, но ненадолго: решимость что-то предпринять, как-то обустроить свою жизнь овладевает им на короткое время, пока Штольц рядом с ним. Однако у Штольца не хватает времени поставить Обломова на иной путь. Но в любом обществе, во все времена находятся люди, подобные Тарантьеву, готовые всегда прийти на помощь в корыстных целях. Они и определяют русло, по которому протекает жизнь Ильи Ильича.

Опубликованный в 1859 году, роман был встречен как важнейшее общественное событие. Газета «Правда» в статье, посвященной 125-летней годовщине со дня рождения Гончарова, писала: «“Обломов” появился в эпоху общественного возбуждения, за несколько лет до крестьянской реформы, и был воспринят как призыв к борьбе против косности и застоя». Сразу же после выхода в свет роман стал предметом обсуждения в критике и среди писателей.

Роман Гончарова «Обломов» является одним из знаковых произведений русской литературы 19 века. Он входит в трилогию с двумя другими книгами писателя – «Обыкновенная история» и «Обрыв». История создания романа «Обломов» Гончарова началась задолго до появления замысла произведения – идея «обломовщины» как всеохватывающего социального явления появилась у автора еще до появления первого романа трилогии – «Обыкновенная история».

Хронология создания романа

Прообразом «обломовщины» в раннем творчестве Гончарова исследователи считают написанную в 1838 году повесть «Лихая болесть». В произведении была описана странная эпидемия, основным симптомом которой была «хандра», больные начинали строить воздушные замки и тешить себя пустыми мечтами. Проявления схожей «болезни» наблюдаются и главного героя романа Обломова.

Однако сама история романа «Обломов» начинается в 1849 году, когда Гончаров опубликовал в «Литературном сборнике с иллюстрациями» одну из центральных глав произведения – «Сон Обломова» с подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа». В период написания главы писатель пребывал на родине, в Симбирске, где в патриархальном, сохранившем отпечаток старины быте Гончаров почерпнул множество примеров «обломовского сна», который изобразил сначала в напечатанном отрывке, а затем и в романе. В это же время у писателя был уже готов кратко набросанный план будущего произведения и черновой вариант всей первой части.

В 1850 году Гончаров создает чистовой вариант первой части и работает над продолжением произведения. Писатель мало пишет, но много раздумывает над романом. В октябре 1852 года история «Обломова» прерывается на целых пять лет – Гончаров в должности секретаря при адмирале Е. В. Путятине отправляется на фрегате «Паллада» в кругосветное путешествие. Работа над произведением возобновляется только в июне 1857 года, когда, пребывая в Мариенбарде, писатель за семь недель дописывает почти весь роман. Как после говорил Гончаров, за время путешествия в его воображении роман уже полностью сложился, и его нужно было просто перенести на бумагу.

Осенью 1858 года Гончаров полностью заканчивает работу над рукописью «Обломова», добавив многие сцены и полностью переработав некоторые главы. В 1859 году роман был напечатан в четырех номерах журнала «Отечественные записки».

Прототипы героев романа «Обломов»

Обломов

Творческая история романа «Обломов» берет свое начало в жизни самого автора – Ивана Гончарова. Для писателя, по его словам, было важно изображать подлинную реальность, не уходя на «почву мыслителя». Именно поэтому центрального персонажа – Илью Ильича Обломова Гончаров списал с самого себя. По воспоминаниям современников писателя, между автором и персонажем романа много общего – они оба родом из русской глубинки с патриархальным устаревшим бытом, оба медлительны и на первый взгляд ленивы, при этом обладают живым умом, художественным воображением и некой мечтательностью, о чем не скажешь по первому впечатлению.

Ольга

Прототип главного женского образа – Ольги Ильинской, Гончаров также почерпнул из собственной жизни. По версиям исследователей, прообразами девушки являются знакомые писателя – Елизавета Васильевна Толстая и Екатерина Павловна Майкова. Гончаров был влюблен в Е. Толстую – как Ольга для Обломова, так и Елизавета Васильевна была для него идеалом женщины, сердечности, женского ума и красоты. Переписка между Гончаровым и Е. Толстой представляет параллель с событиями романа – даже теория любви у создателя и героя книги совпадают. Автор наделял Ольгу всеми теми прекрасными чертами, которые видел в Елизавете Васильевне, перенося на бумагу собственные чувства и переживания. Как Ольге в романе не было суждено выйти замуж за Обломова, так и Е. Толстую ожидал брак с кузеном А. И. Мусиным-Пушкиным.

Прототипом замужней героини – Ольги Штольц становится Майкова – жена В. Н. Майкова. Екатерину Павловну и Гончарова связывала крепкая и продолжительная дружба, начавшаяся на одном из вечеров литературного салона Маковых. В образе Майковой писатель почерпнул совершенно другой тип женщины – непрерывно ищущей, стремящейся вперед, ничем не удовлетворяющейся, для которой постепенно семейная жизнь становилась тягостной и тесной. Впрочем, как указывают некоторые исследователи, после последней редакции романа «Обломов» образ Ильинской все больше походил не на Е. Толстую, а на Майкову.

Агафья

Второй важный женский образ романа – образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной, был списан Гончаровым с воспоминаний о матери писателя – Авдотье Матвеевне. По мнению исследователей, трагедия брака между Агафьей и Обломовым стала отражением жизненной драмы крестного Гончарова – Н. Трегубова.

Штольц

Образ Штольца является не только сборным персонажем немецкого типа, носителем иной ментальности и другого мировосприятия. В основу описания героя легла история семьи Карла-Фридриха Рудольфа, отца Елизаветы Гончаровой – жены старшего брата писателя. На данную связь указывает также то, что в черновых редакциях герой имеет два имени – Андрей и Карл, а в прижизненных изданиях в сцене первого появления персонажа его имя фигурирует как Андрей Карлович. Однако существует версия, что Штольц также является одним из олицетворений в романе одной из сторон самого писателя – его юношеских стремлений и практичности.

Выводы

История создания «Обломова» позволяет лучше понять идейный смысл романа, его внутреннюю глубинную и особую важность для автора. «Вынашивая» идею произведения более десяти лет, Гончаров создал гениальное произведение, которое и в наши дни заставляет задуматься об истинном смысле жизни, любви и поиске счастья.

Тест по произведению