Расчет себестоимости продукции: формулы и методы распределения затрат. Полная себестоимость продукции определяется…

Важнейшими показателями, выражающими себестоимость продукции, являются себестоимость всей товарной продукции, затраты на 1 рубль товарной продукции, себестоимость единицы продукции .

Источниками информации для анализа себестоимости продукции являются: форма 2 « » и форма 5 Приложение к балансу годового отчета предприятия, калькуляции товарной продукции и калькуляции отдельных видов изделий, нормы расхода материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сметы затрат на производство продукции и их фактическое выполнение, а также другие данные учета и отчетности.

В составе себестоимости продукции различают переменные и условно-постоянные расходы (затраты). Величина переменных затрат меняется с изменением объема выпускаемой продукции (работ, услуг). К переменным относятся материальные затраты на производство продукции, а также сдельная заработная плата рабочих. Сумма условно-постоянных затрат не меняется при изменении объема производства продукции (работ, услуг). К условно-постоянным расходам относятся амортизация, аренда помещений, повременная заработная плата административно-управленческого и обслуживающего персонала и другие затраты.

Итак, задание бизнес-плана по себестоимости всей товарной продукции не выполнено. Сверхплановое удорожание себестоимости составило 58 тыс. руб., или 0,29 % к плану. Это произошло за счет сравнимой товарной продукции. (Сравнимая продукция — это не новая продукция, которая уже выпускалась в предыдущем периоде, и поэтому ее выпуск в отчетном периоде можно сравнить с предыдущим периодом).

Затем следует установить, как выполнен план по себестоимости всей товарной продукции в разрезе отдельных статей калькуляции и определить, по каким статьям имеется экономия, а по каким — перерасход. Представим соответствующие данные в таблице 16.

Таблица №16 (тыс. руб.)

Показатели

Полная себестоимость фактически выпущенной продукции

Отклонение от плана

по плановой себестоимости отчетного года

по фактической себестоимости отчетного года

в тыс. руб.

к плану по данной статье

к полной плановой себестоимости

Сырье и материалы

Возвратные отходы (вычитаются)

Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий

Топливо и энергия на технологические цели

Основная заработная плата основных производственных рабочих

Дополнительная заработная плата основных производственных рабочих

Отчисления на страхование

Расходы на подготовку и освоение производства новой продукции

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

Общепроизводственные (общецеховые) расходы

Общехозяйственные (общезаводские) расходы

Потери от брака

Прочие производственные расходы

Итого производственная себестоимость товарной продукции

Коммерческие расходы (расходы на продажу)

Всего полная себестоимость товарной продукции: (14+15)

Как видим, повышение фактической себестоимости товарной продукции по сравнению с плановой вызвано перерасходом сырья и материалов, дополнительной заработной платы производственных рабочих, увеличением против плана прочих производственных расходов и наличием потерь от брака. По остальным же статьям калькуляции имеет место экономия.

Мы рассмотрели группировку себестоимости продукции по статьям калькуляции (статьям затрат). Эта группировка характеризует целевое назначение затрат и место их возникновения. Применяется также и другая группировка — по однородным экономическим элементам. Здесь затраты группируются по экономическому содержанию, т.е. независимо от их целевого назначения и места, где они израсходованы. Элементы эти следующие:

  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на страхование;
  • амортизация основных средств (фондов);
  • прочие затраты (амортизация нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по банковским кредитам, налоги, входящие в себестоимость продукции, отчисления во внебюджетные фонды, командировочные расходы и др.).

При анализе необходимо определить отклонения фактических затрат на производство по элементам от плановых, которые содержатся в смете затрат на производство.

Итак, анализ себестоимости продукции в разрезе калькуляционных статей и однородных экономических элементов позволяет определить величины экономии и перерасхода по отдельным видам затрат и содействует поиску резервов снижения себестоимости продукции (работ, услуг).

Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции

— относительный показатель, характеризующий долю себестоимости в составе оптовой цены продукции. Он исчисляется по следующей формуле:

Затраты на 1 рубль товарной продукции это полная себестоимость товарной продукции деленная на стоимость товарной продукции в оптовых ценах (без налога на добавленную стоимость).

Этот показатель выражается в копейках. Он дает представление о том, сколько копеек затрат, т.е. себестоимости, приходится на каждый рубль оптовой цены продукции.

Исходные данные для анализа.

Затраты на 1 рубль товарной продукции по плану: 85,92 коп.

Затраты на 1 рубль фактически выпущенной товарной продукции:

  • а) по плану, пересчитанному на фактический выпуск и ассортимент продукции: 85,23 коп.
  • б) фактически в ценах, действовавших в отчетном году: 85,53 коп.
  • в) фактически в ценах, принятых в плане: 85,14 коп.

На основе этих данных определим отклонение фактических затрат на 1 рубль товарной продукции в ценах, действовавших в отчетном году, от затрат по плану. Для этого вычитаем из строки 2б строку 1:

85,53 — 85,92 = — 0,39 коп .

Итак, фактический показатель меньше планового на 0,39 коп. Найдем влияние отдельных факторов на это отклонение.

Чтобы определить влияние изменения структуры выпущенной продукции, сравним затраты по плану, пересчитанному на фактический выпуск и ассортимент продукции, и затраты по плану, т.е. строки 2а и 1:

85,23 — 85,92 = — 0,69 коп.

Это означает, что за счет изменения структуры продукции анализируемый показатель сократился. Это является результатом увеличения удельного веса более рентабельных видов продукции, имеющих сравнительно низкий уровень затрат на рубль продукции.

Влияние изменения себестоимости отдельных видов продукции определим, сравнив фактические затраты в ценах, принятых в плане, с плановыми затратами, пересчитанными на фактический выпуск и ассортимент продукции, т.е. строки 2в и 2а:

85,14 — 85,23 = -0,09 коп.

Итак, за счет снижения себестоимости отдельных видов продукции показатель затрат на 1 рубль товарной продукции снизился на 0,09 коп.

Для расчета влияния изменения цен на материалы и тарифов разделим величину изменения себестоимости за счет изменения этих цен на фактическую товарную продукцию в оптовых ценах, принятых в плане. В рассматриваемом примере за счет повышения цен на материалы и тарифов себестоимость товарной продукции увеличилась на сумму + 79 тыс. руб. Следовательно, затраты на 1 рубль товарной продукции за счет этого фактора возросли на:

(23335 тыс. руб. — фактическая товарная продукция в оптовых ценах, принятых в плане).

Влияние изменения оптовых цен на продукцию данного предприятия на показатель затрат на 1 рубль товарной продукции определим следующим образом. Вначале определим общее влияние 3 и 4 факторов,. Для этого сравним фактические затраты на 1 рубль товарной продукции соответственно в ценах действовавших в отчетном году и в ценах, принятых в плане, т.е. строки 2б и 2в, определим влияние изменения цен как на материалы, так и на продукцию:

85,53 — 85,14 = + 0,39 коп.

Из этой величины влияние цен на материалы, составляет + 0,33 коп. Следовательно, на влияние цен на продукцию приходится + 0,39 — (+ 0,33) = + 0,06 коп. Это означает, что снижение оптовых цен на продукцию данного предприятия увеличило затраты на 1 рубль товарной продукции на + 0,06 коп. Общее влияние всех факторов (баланс факторов) составляет:

0,69 коп. — 0,09 коп. + 0,33 коп. + 0,06 коп. = — 0,39 коп.

Таким образом, снижение показателя затрат на 1 рубль товарной продукции имело место в основном за счет изменения структуры выпущенной продукции, а также за счет снижения себестоимости отдельных видов продукции. В то же время повышение цен на материалы и тарифов, а также снижение оптовых цен на продукцию данного предприятия увеличили затраты на 1 рубль товарной продукции.

Анализ материальных затрат

Основное место в себестоимости промышленной продукции занимают материальные затраты, т.е. затраты на сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, топливо и энергию, приравненную к материальным затратам.

Удельный вес материальных затрат составляет около трех четвертей затрат на производство продукции. Отсюда следует, что экономия материальных затрат в решающей степени обеспечивает снижение себестоимости продукции, а значит, увеличение прибыли и повышение рентабельности.

Важнейшим источником информации для анализа является калькуляция себестоимости продукции, а также калькуляции отдельных изделий.

Анализ начинают со сравнения фактических материальных затрат с запланированными, скорректированными на фактический объем продукции.

Материальные затраты на предприятии повысились по сравнению с их предусмотренной величиной на сумму 94 тыс. руб. Это увеличило себестоимость продукции на ту же сумму.

На величину материальных затрат оказывают влияние три основных фактора:

  • изменение удельного расхода материалов на единицу продукции;
  • изменение заготовительной себестоимости единицы материала;
  • замена одного материала другим материалом.

1) Изменение (снижение) удельного расхода материалов на единицу продукции достигается путем уменьшения материалоемкости продукции, а также за счет уменьшения отходов материалов в процессе производства продукции.

Материалоемкость продукции, представляющая собой удельный вес материальных затрат в цене продукции, определяется на стадии конструирования изделий. Непосредственно же в процессе текущей деятельности предприятия снижение удельного расхода материалов зависит от уменьшения величины отходов в процессе производства.

Различают два вида отходов: возвратные и безвозвратные. Возвратные отходы материалов в дальнейшем используются в производстве, либо реализуются на сторону. Безвозвратные отходы дальнейшему использованию не подлежат. Возвратные отходы исключаются из затрат на производство, так как вновь приходуются на складе как материалы, однако приходуются отходы не по цене полноценных, т.е. исходных материалов, а по цене их возможного использования, которая значительно меньше.

Следовательно, нарушение предусмотренного удельного расхода материалов, вызвавшее наличие сверхплановых отходов, повысило себестоимость продукции на сумму:

57,4 тыс. руб. — 7 тыс. руб. = 50,4 тыс. руб.

Основными причинами изменения удельного расхода материалов являются:

  • а) изменение технологии обработки материалов;
  • б) изменение качества материалов;
  • в) замена отсутствующих материалов другими материалами.

2. Изменение заготовительной себестоимости единицы материала. Заготовительная себестоимость материалов включает в себя следующие основные элементы:

  • а) оптовую цену поставщика (покупную цену);
  • б) транспортно-заготовительные расходы. Величина покупных цен на материалы непосредственно не зависит от текущей деятельности предприятия, а величина транспортно-заготовительных расходов — зависит, так как эти расходы обычно осуществляет покупатель. Они находятся под влиянием следующих факторов: а) изменения состава поставщиков, удаленных от покупателя на разные расстояния; б) изменения способа доставки материалов;
  • в) изменения степени механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Оптовые цены поставщиков на материалы возросли против предусмотренных планом на 79 тыс. руб. Итак, общее повышение заготовительной себестоимости материалов за счет роста оптовых цен поставщиков на материалы и увеличения транспортно-заготовительных расходов составляет 79 + 19 = 98 тыс. руб.

3) замена одного материала другим материалом также приводит к изменению затрат материалов на производство. Это может вызываться как различным удельным расходом, так и различной заготовительной себестоимостью заменяемого и заменяющего материалов. Влияние фактора замены определим сальдовым методом, как разность между общей суммой отклонения фактических материальных затрат от плановых и влиянием уже известных факторов, т.е. удельного расхода и заготовительной себестоимости:

94 — 50,4 — 98 = — 54,4 тыс. руб.

Итак, замена материалов привела к экономии затрат материалов на производство в сумме 54,4 тыс. руб. Замены материалов могут быть двух видов: 1) вынужденные замены, невыгодные для предприятия.

После рассмотрения общей суммы материальных затрат следует детализировать анализ по отдельным видам материалов и по отдельным изготавливаемым из них изделиям, чтобы конкретно выявить пути экономии различных видов материалов.

Определим способом разниц влияние отдельных факторов на затраты материала (стали) на изделие А:

Таблица №18 (тыс. руб.)

Влияние на сумму затрат материала отдельных факторов составляет: 1) изменение удельного расхода материала:

1,5 * 5,0 = 7,5 руб.

2) изменение заготовительной себестоимости единицы материала:

0,2 * 11,5 = + 2,3 руб.

Общее влияние двух факторов (баланс факторов) составляют: +7,5 + 2,3 = + 9,8 руб.

Итак, превышение фактических затрат данного вида материала над плановыми вызвано главным образом сверхплановым удельным расходом, а также повышением заготовительной себестоимости. И то и другое следует расценить отрицательно.

Анализ материальных затрат следует завершить подсчетом резервов снижения себестоимости продукции. На анализируемом предприятии резервами снижения себестоимости продукции в части материальных затрат являются:

  • устранение причин возникновения сверхплановых возвратных отходов материалов в процессе производства: 50,4 тыс. руб.
  • снижение транспортно-заготовительных расходов до планового уровня: 19 тыс. руб.
  • осуществление организационно-технических мероприятий, направленных на экономию сырья и материалов (сумма резерва отсутствует, так как намеченные мероприятия полностью выполнены).

Всего резервов снижения себестоимости продукции в части материальных затрат: 69,4 тыс. руб.

Анализ затрат на заработную плату

При анализе необходимо дать оценку степени обоснованности применяемых на предприятии форм и систем оплаты труда, проверить соблюдение режима экономии в расходовании средств на оплату труда, изучить соотношение темпов роста производительности труда и средней заработной платы, а также выявить резервы дальнейшего снижения себестоимости продукции за счет устранения причин непроизводительных выплат.

Источниками информации для анализа служат калькуляции себестоимости продукции, данные статистической формы отчета по труду ф. №1-т, данные приложения к балансу ф. №5, материалы бухгалтерского учета о начисленной заработной плате, и др.

На анализируемом предприятии плановые и фактические данные о фонде заработной платы можно видеть из следующей таблицы:

Таблица №18

(тыс. руб.)

В этой таблице отдельно выделена заработная плата рабочих, которые получают, в основном, сдельную оплату, размер которой зависит от изменения объема производства продукции, и заработная плата остальных категорий персонала, которая не зависит от объема продукции. Поэтому заработная плата рабочих является переменной величиной, а остальных категорий персонала — постоянной.

При анализе вначале определим абсолютное и относительное отклонение по фонду заработной платы промышленно-производственного персонала. Абсолютное отклонение равно разности между фактическим и базисным (плановым) фондами заработной платы:

6282,4 — 6790,0 = + 192,4 тыс. руб.

Относительное отклонение представляет собой разность между фактическим фондом заработной платы и базисным (плановым) фондом, пересчитанным (скорректированным) на процент изменения объема продукции с учетом специального коэффициента пересчета. Этот коэффициент характеризует удельный вес переменной (сдельной) оплаты труда, зависящей от изменения объема производства продукции, в общей сумме фонда заработной платы. На анализируемом предприятии этот коэффициент составляет 0,6. Фактический объем выпуска продукции составляет 102,4 % к базисному (плановому) выпуску. Исходя из этого, относительное отклонение по фонду заработной платы промышленно- производственного персонала составляет:

Итак, абсолютный перерасход по фонду заработной платы промышленно- производственного персонала равен 192,4 тыс. руб., а с учетом изменения объема продукции относительный перерасход составил 94,6 тыс. руб.

Затем следует проанализировать фонд заработной платы рабочих, величина которого носит, в основном, переменный характер. Абсолютное отклонение здесь составляет:

5560,0 — 5447,5 = + 112,5 тыс. руб.

Определим способом абсолютных разниц влияние на это отклонение двух факторов:

  • изменение численности рабочих; (количественный, экстенсивный фактор);
  • изменение среднегодовой заработной платы одного рабочего (качественный, интенсивный фактор);

Исходные данные:

Таблица №19

(тыс. руб.)

Влияние отдельных факторов на отклонение фактического фонда заработной платы рабочих от планового составляет:

Изменение численности рабочих:

51* 1610,3 = 82125,3 руб.

Изменение среднегодовой заработной платы одного рабочего:

8,8 * 3434 = + 30219,2 руб.

Общее влияние двух факторов (баланс факторов) составляет:

82125,3 руб. + 30219,2 руб. = + 112344,5 руб. = + 112,3 тыс. руб.

Следовательно, перерасход по фонду заработной платы рабочих образовался главным образом за счет увеличения численности рабочих. Рост среднегодовой заработной платы одного рабочего также повлиял на образование этого перерасхода, но в меньшей степени.

Относительное отклонение по фонду заработной платы рабочих исчисляется без учета коэффициента пересчета, так как в целях упрощения предполагается, что все рабочие получают сдельную заработную плату, размер которой зависит от изменения объема производства продукции. Следовательно, это относительное отклонение равно разности между фактическим фондом оплаты труда рабочих и базисным (плановым) фондом, пересчитанным (скорректированным) на процент изменения объема продукции:

Итак, по фонду заработной платы рабочих имеется абсолютный перерасход в сумме + 112,5 тыс. руб., а с учетом изменения объема продукции имеется относительная экономия в сумме — 18,2 тыс. руб.

  • доплаты сдельщикам в связи с изменением условий работы;
  • доплаты за работу в сверхурочное время;
  • оплата целодневных простоев и часов внутрисменного простоя.

На анализируемом предприятии имеются непроизводительные выплаты второго вида в сумме 12,5 тыс. руб. и третьего вида на 2,7 тыс. руб.

Итак, резервами снижения себестоимости продукции в части затрат на оплату труда является устранение причин непроизводительных выплат в сумме: 12,5 + 2,7 = 15, 2 тыс. руб.

Далее анализируют фонд заработной платы остальных категорий персонала, т.е. руководителей, специалистов и других служащих. Эта заработная плата представляет собой условно-постоянный расход, не зависящий от степени изменения объема продукции, так как эти служащие получают определенные оклады. Поэтому здесь определяется лишь абсолютное отклонение. Превышение базисной величины фонда заработной платы признается неоправданным перерасходом, устранение причин которого является резервом снижения себестоимости продукции. На анализируемом предприятии резервом снижения себестоимости является сумма 99,4 тыс. руб., которая может быть мобилизована за счет устранения причин перерасходов по фондам заработной платы руководителей, специалистов и других служащих.

Необходимое условие снижения себестоимости продукции в части затрат на заработную плату — это опережение темпами роста производительности труда темпов роста средней заработной платы. На анализируемом предприятии производительность труда, т.е. среднегодовая выработка продукции на одного работающего возросла по сравнению с планом на 1,2 %, а среднегодовая заработная плата одного работающего на 1,6%. Следовательно, коэффициент опережения составляет:

Опережающий рост заработной платы по сравнению с производительностью труда (это имеет место в рассматриваемом примере) ведет к повышению себестоимости продукции. Влияние на себестоимость продукции соотношения между ростом производительности труда и средней заработной платы можно определить по следующей формуле:

У заработной платы — У производит труда умножить на Y , делить на У производит. труда.

где, У — удельный вес затрат на заработную плату в полной себестоимости товарной продукции.

Повышение себестоимости продукции вследствие опережающего роста средней заработной платы по сравнению с производительностью труда составляет:

101,6 — 101,2 * 0,33 = + 0,013 %

или (+0,013) * 19888 = +2,6 тыс. руб.

В заключение анализа затрат на заработную плату следует подсчитать резервы снижения себестоимости продукции в части затрат на оплату труда, выявленные в результате проведенного анализа:

  • 1) Устранение причин, вызывающих непроизводительные выплаты: 15,2 тыс. руб.
  • 2) Устранение причин неоправданного перерасхода по фондам заработной платы руководителей, специалистов и других служащих 99,4 тыс. руб.
  • 3) Осуществление организационно-технических мероприятий по сокращению затрат труда, а следовательно, и заработной платы на выпуск продукции: -

Всего резервов снижения себестоимости продукции в части затрат на заработную плату: 114,6 тыс. руб.

Анализ расходов по обслуживанию производства и управлению

К этим расходам относятся, в основном, следующие статьи калькуляции себестоимости продукции:

  • а) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
  • б) общепроизводственные расходы;
  • в) общехозяйственные расходы;

Каждая из этих статей состоит из различных элементов затрат. Основной целью анализа является изыскание резервов (возможностей) сокращения затрат по каждой статье.

Источниками информации для анализа являются калькуляция себестоимости продукции, а также регистры аналитического учета — ведомость № 12, где ведется учет расходов по содержанию и эксплуатации оборудования и общепроизводственных расходов, и ведомость № 15, где ведется учет общехозяйственных расходов.

Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования являются переменными, т.е., они непосредственно зависят от изменения объема производства продукции. Поэтому базисные (как правило, плановые) суммы этих расходов следует предварительно пересчитать (скорректировать) на процент выполнения плана по выпуску продукции (102,4%). Однако в составе этих расходов имеются условно — постоянные, не зависящие от изменения объема производства статьи: «Амортизация оборудования и внутрицехового транспорта», «Амортизация нематериальных активов». Эти статьи не подвергаются пересчету.

Затем фактические суммы расходов сравнивают с пересчитанными базисными суммами и определяют отклонения.

Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования

Таблица №21

(тыс. руб.)

Состав расходов:

Скорректированный план

Фактически

Отклонение от скорректиро-ванного плана

Амортизация оборудования и внутрицехового транспорта:

Эксплуатация оборудования (расход энергии и топлива, смазочных материалов, зарплата наладчиков оборудования с отчислениями):

(1050 х 102,4) / 100 = 1075,2

Ремонт оборудования и внутрицехового транспорта:

(500 х 102,4) / 100 = 512

Внутризаводское перемещение грузов:

300 х 102,4 / 100 = 307,2

Износ инструментов и производственных приспособлений:

120 х 102,4 / 100 = 122,9

Прочие расходы:

744 х 102,4 / 100 = 761,9

Всего расходов по содержанию и эксплуатации оборудования:

В целом по этому виду расходов имеется перерасход по сравнению со скорректированным планом в сумме 12,8 тыс. руб. Однако, если не принимать во внимание экономию по отдельным статьям расходов, то сумма неоправданного перерасхода по амортизации, эксплуатации оборудования и его ремонту составит 60 + 4,8 + 17 = 81,8 тыс. руб. Устранение причин этого неправомерного перерасхода является резервом снижения себестоимости продукции.

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы являются условно-постоянными, т.е. они непосредственно не зависят от изменения объема производства продукции.

Общепроизводственные расходы

Таблица №22

(тыс. руб.)

Показатели

Смета (план)

Фактически

Отклонение (3-2)

Расходы на оплату труда (с начислениями) управленческого персонала цеха и прочего цехового персонала

Амортизация нематериальных активов

Амортизация зданий, сооружений и инвентаря цехов

Ремонт зданий, сооружений и инвентаря цехов

Расходы по испытаниям, опытам и исследованиям

Охрана труда и техника безопасности

Прочие расходы (включая износ инвентаря)

Непроизводительные расходы:

а) потери от простоев по внутренним причинам

б) недостачи и потери порчи материальных ценностей

Излишки материальных ценностей (вычитаются)

Всего общепроизводственных расходов

В целом по данному виду расходов имеется экономия в сумме 1 тыс. руб. Вместе с тем, по отдельным статьям наблюдается превышение сметы на сумму 1+1+15+3+26=46 тыс. руб.

Устранение причин этого неоправданного перерасхода позволит снизить себестоимость продукции. Особенно отрицательным является наличие не производительных расходов (недостач, потерь от порчи и простоев).

Затем проанализируем общехозяйственные расходы.

Общехозяйственные расходы

Таблица №23

(тыс. руб.)

Показатели

Смета (план)

Фактически

Отклонения (4 — 3)

Расходы на оплату труда (с начислениями) административно-управленческого персонала заводоуправления:

То же по прочему общехозяйственному персоналу:

Амортизация нематериальных активов:

Амортизация зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения:

Производство испытаний, опытов, исследований и содержание общехозяйственных лабораторий:

Охрана труда:

Подготовка кадров:

Организованный набор рабочих:

Прочие общехозяйственные расходы:

Налоги и сборы:

Непроизводительные расходы:

а) потери от простоев по внешним причинам:

б) недостачи и потери от порчи материальных ценностей:

в) прочие непроизводительные расходы:

Исключаемые доходы излишки материальных ценностей:

Всего общехозяйственных расходов:

В целом по общехозяйственным расходам имеется перерасход в сумме 47 тыс. руб. Однако сумма несальдированного перерасхода (т.е. без учета экономии, имеющейся по отдельным статьям) составляет 15+24+3+8+7+12=69 тыс. руб. Устранение причин этого перерасхода позволит снизить себестоимость продукции.

Экономия по отдельным статьям общепроизводственных и общехозяйственных расходов может быть неоправданной. Сюда относятся такие статьи, как расходы по охране труда, по испытаниям, опытам, исследованиям, по подготовке кадров. Если по этим статьям имеется экономия, следует проверить, чем она вызвана. Здесь могут быть две причины: 1) соответствующие затраты произведены более экономно. В этом случае экономия оправдана. 2) Чаще всего экономия является результатом того, что не выполнены намеченные мероприятия по охране труда, опытам и исследованиям и др. Такая экономия является неоправданной.

На анализируемом предприятии в составе общехозяйственных расходов имеется неоправданная экономия по статье «Подготовка кадров» в сумме 13 тыс. руб. Она вызвана неполным осуществлением намеченных мероприятий по подготовке кадров.

Итак, в результате проведенного анализа выявлен неоправданный перерасход по расходам на содержание и эксплуатацию оборудования (81,8 тыс. руб.), по общепроизводственным расходам (46 тыс. руб.) и по общехозяйственным расходам (69 тыс. руб.).

Общая сумма неоправданного перерасхода по этим статьям себестоимости составляет: 81,8+46+69=196,8 тыс. руб.

Однако в качестве резерва снижения себестоимости в части расходов по обслуживанию производства и управлению целесообразно принять лишь 50 % от этого неоправданного перерасхода, т.е.

196,8 * 50 % = 98,4 тыс. руб.

Здесь условно принимается в качестве резерва лишь 50 % неоправданного перерасхода с целью устранения повторного счета затрат (материалов, зарплаты). При анализе материальных затрат и заработной платы, уже были выявлены резервы снижения этих затрат. А ведь и материальные затраты, и заработная плата входят в состав расходов по обслуживанию производства и управлению.

В заключение проведенного анализа обобщим выявленные резервы снижения себестоимости продукции:

в части материальных затрат сумма резерва составляет 69,4 тыс. руб. за счет устранения сверхплановых возвратных отходов материалов и снижения транспортно-заготовительных расходов до планового уровня;

в части затрат на заработную плату — сумма резерва составляет 114,6 тыс. руб. за счет устранения причин, вызывающих непроизводительные выплаты и причин неоправданного перерасхода по фондам заработной платы руководителей, специалистов и других служащих;

в части расходов по обслуживанию производства и управлению — сумма резерва составляет 98,4 тыс. руб. за счет устранения причин неоправданного перерасхода по расходам на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственным и общехозяйственным расходам.

Итак, себестоимость продукции может снизиться на сумму 69,4 +114,6+98,4=282,4 тыс. руб. На эту же величину увеличится прибыль анализируемого предприятия.

Если вы всерьез решили заняться торговлей, то вам придется выбрать, какой метод расчета себестоимости использовать. Такой, казалось бы, простой вопрос - как списывать проданные товары, - может серьезно повлиять на то, как будет развиваться ваша торговля. В этом материале мы рассмотрим все разрешенные законом методы расчета себестоимости , оценим преимущества каждого, а также расскажем, когда какой лучше применять.

Обратите внимание: вести учет и смотреть аналитику удобнее в одной и той же программе. В товароучетном сервисе МойСклад есть встроенные отчеты по оборотам, остаткам, прибыльности, движению товаров. Они формируются автоматически, их можно просмотреть в любой момент - например, в мобильном приложении. Неважно, где вы находитесь: бизнес всегда под контролем. и попробуйте прямо сейчас: это бесплатно!

Закон разрешает три способа оценки и расчета - по стоимости каждой единицы товара, по средней себестоимости и по методу FIFO (англ. «first in, first out»). Каждый из них будет давать разные показатели по прибыльности бизнеса, а значит, и по налоговому, и по управленческому учету. Разберем, в чем отличие.

По себестоимости каждой единицы

Как понятно из названия, этот метод предполагает, что при расчетах учитывается стоимость каждого конкретного товара. Такую систему применяют при торговле уникальными и дорогими товарами, когда важна точность. Например, она подойдет тем, кто будет продавать автомобили, предметы искусства или ювелирные изделия. Логично, что когда товар штучный, и один не может свободно заменить другой, в учет при списании ТМЦ вносится именно та цена, по которой он был поставлен. Этот метод предполагает также, что всегда понятно, из какой конкретно поставки был проданный товар.

Метод средней себестоимости

Он используется чаще, чем предыдущий, и предполагает ежемесячный расчет себестоимости товаров по среднему арифметическому. При этом не имеет значения, из какой конкретно поставки «ушел» тот или иной товар. Данный метод списания ТМЦ подойдет для компаний, торгующих изделиями, для которых штучный учет не важен. Это могут быть, например, канцтовары, одежда, обувь, игрушки, косметика и любые другие товары широкого потребления. Особенно выгоден метод средней себестоимости для тех товаров, цена на которые постоянно меняется и в большую, и в меньшую сторону.

Этот метод наиболее прост для учета. Средняя стоимость товаров рассчитывается по такой формуле:

[средняя стоимость ТМЦ] = ([стоимость ТМЦ на начало месяца] + [стоимость ТМЦ, поступивших за месяц]) / ([количество ТМЦ на начало месяца] + [количество ТМЦ, поступивших за месяц])

А стоимость списанных за месяц товарно-материальных ценностей вычисляется так:

[стоимость списанных ТМЦ] = [средняя стоимость ТМЦ] X [количество ТМЦ, проданных за месяц]

Пример расчета по методу средней себестоимости

На начало месяца в магазине «Канцтовары» оставалось 370 шариковых ручек по закупочной цене 10 рублей. В течение месяца было поставлено еще 1000 ручек двумя партиями - 500 по 9 рублей 50 копеек и 500 по 9 рублей. Считаем среднюю стоимость.

Стоимость ТМЦ на начало месяца: 370 X 10 = 3700 (руб.)
Стоимость 1-й новой поставки ТМЦ: 500 X 9.5 = 4750 (руб.)
Стоимость 2-й новой поставки ТМЦ: 500 X 9 = 4500 (руб.)
Средняя стоимость ТМЦ: (3700 + 4750 + 4500) : (370 + 1000) = 9.45 (руб.)

1100 X 15 – 1100 X 9.45 = 6105 (руб.)

Преимущества метода расчета по средней себестоимости - в стабильности цены продаваемых материалов и простоте. Однако с точки зрения налогового учета он не является оптимальным в том случае, когда, например, вы закупаете одни и те же ручки у одного и того же поставщика, и он постепенно снижает вам цены. Рассмотрим следующий вариант.

Метод ФИФО. Пример расчета

Это самый популярный метод расчета себестоимости. В нем используется принцип очереди. Предполагается, что первыми списываются товары, которые были поставлены раньше. Отсюда и название метода FIFO (англ. «first in, first out» - «первый пришел, первый ушел»). При этом, за исключением случаев, когда важен срок годности, не обязательно сначала отгружать товары из более ранней поставки - это используется в расчетах как допущение. То есть себестоимость товаров, которые продаются первыми, считается по цене остатков из самой «старой» поставки. Когда остатки количественно исчерпываются, списание ТМЦ идет уже по цене следующей по времени поставки, затем - следующей, и так далее.

Пример расчета по методу ФИФО

Возьмем наш магазин «Канцтовары» с шариковыми ручками и точно такую же ситуацию, которая приведена выше. У нас есть 370 шариковых ручек по 10 рублей и поставка двумя партиями по 500 ручек – сначала за 9 рублей 50 копеек, потом за 9 рублей. Продано 1100 ручек по 15 рублей. Считаем прибыль.

Первыми уйдут 370 ручек по 10 рублей - это 3700 рублей. Далее уходят 500 ручек по 9.5 рублей - это еще 4750. Остается 230 ручек по 9 рублей, это 2070 рублей.

1100 X 15 – (3700 + 4750 + 2070) = 5980 (руб.)

Как видно из примера расчета по методу ФИФО, показатель прибыли в данном случае ниже, чем в примере со средней стоимостью. Соответственно, налог на прибыль будет меньше.

ФИФО или средняя себестоимость - что лучше?

Оба этих метода вполне рабочие. Однако ФИФО считается более точным, чем метод средней себестоимости. Особенно он выгоден в плане налогов, если цена на закупаемые вами товары постоянно снижается. Тогда стоимость списываемых товаров будет наибольшей, а остатка - минимальной. Поэтому ответом на вопрос, что лучше, ФИФО или средняя себестоимость , в большинстве случаев будет первый вариант.


Метод ФИФО в складской программе

Несмотря на то, что метод ФИФО достаточно прост по части понимания принципа его действия, каждый раз считать себестоимость вручную очень трудоемко. Особенно если у вас небольшой бизнес, а вы сами - и директор, и кассир, и бухгалтер, и главный закупщик. Гораздо проще, если вы просто вводите данные о поставках и продажах и тут же получаете результат. Именно так можно работать с сервисом МойСклад . Программа полностью автоматизирует процессы торговли и сама считает себестоимость списанных товаров по методу ФИФО. МойСклад вычисляет рентабельность для каждого товара или товарной группы, хранит и показывает текущие и исторические остатки, а также множество других данных, которые могут пригодиться. Таким образом, вы экономите время и можете быть уверены в точности тех показателей, на основе которых принимаете решения.

Учетная политика компании

Согласно законодательству, организация сама выбирает, как именно считать себестоимость товаров. Важно, чтобы метод, которым вы считаете, обязательно был отражен в учетной политике компании. Об этом говорится в 313 статье Налогового кодекса РФ, а также в пункте 73 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 октября 2001 г. № 119н.

Изменения в учетную политику можно вносить раз в год. То есть внести их вы можете и раньше, но действовать они по закону начнут в следующем году - в начале нового налогового периода. Учетную политику составляет бухгалтер и утверждает руководитель организации.

Для целей управленческого учета вы свободны применять любой метод расчета себестоимости. Наш совет - использовать тот же, что прописан в вашей учетной политике, - так будет меньше путаницы.

Елена Владимировна Бехтерева Профессиональный бухгалтер, специалист в области налогового законодательства
© Элитариум — Центр дистанционного образования

Существуют две группы причин расчета себестоимости:

  1. данные о себестоимости незавершенного производства и готовых продуктов необходимы для формирования финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  2. калькулирование себестоимости необходимо для:
  • планирования деятельности предприятия;
  • контроля выполнения планов;
  • принятия управленческих решений, так как на основе данных о себестоимости формируется ассортиментная и ценовая политика.

Классификация методов расчета себестоимости

1. Попроцессный метод. Применяется на предприятиях, которые работают в непрерывном режиме. Классический вариант попроцессного метода применяется в отраслях с массовым типом производства, который характеризуется:

  1. непродолжительным производственным циклом;
  2. наличием единой характеристики для всей продукции;
  3. ограниченной номенклатурой продукции;
  4. полным отсутствием либо незначительными объемами полуфабрикатов и незавершенного производства.

Примерами такого производства являются добывающие отрасли, транспорт и энергетика. Объект учета затрат и калькулирования - конечная продукция. Таким предприятиям требуются большие вложения для продолжения работы в перспективе, а также для текущего поддержания производства. Вложения носят рисковый характер.

Самый простой тип массового производства представлен энергетическими предприятиями и характеризуется отсутствием запасов готовой продукции. В таких случаях используется простой одношаговый способ калькулирования себестоимости. Себестоимость единицы продукции определяется делением полной суммы затрат за период на количество единиц продукции, произведенной за этот период:

C = Z / X

где С - себестоимость единицы продукции, руб.; Z - совокупные затраты за период; X - количество единиц произведенной продукции (шт., км и т.д.).

Существует небольшое количество предприятий, которые удовлетворяют четырем основным требованиям. Для них используется способ простой двухступенчатой калькуляции , предусматривающей выделение в учете производственных и непроизводственных затрат. Производственные затраты относятся на всю произведенную готовую продукцию, а непроизводственные считаются затратами периода и относятся на продукцию реализованную.

С = Z пр /Х гп + Z непр /Х рп

где Z пр - производственные затраты; Х гп - количество единиц готовой продукции, произведенной за период; Z непр - непроизводственные затраты периода; Х рп - количество единиц продукции, реализованной за период.

Данный вариант исчисления себестоимости позволяет определить себестоимость реализованной продукции и оценить запасы изготовленной в данном периоде, но нереализованной продукции.

Способ одно- и двухступенчатой калькуляции используется в тех калькуляциях, где технологический процесс организован в виде непрерывной деятельности при непродолжительном производственном цикле. Если технологический процесс организован в виде цепочки отдельных этапов, технологически и организационно обособленных, производство на отдельных этапах может осуществляться с разным ритмом, тогда возникают остатки полуфабрикатов при передаче из одного подразделения в другое.

2. Попередельный метод. Данный метод применяется в отраслях и на предприятиях, где продукция в ходе технологического цикла последовательно проходит несколько стадий.

Передел - это содержательно и пространственно обособленная совокупность технологических операций, составляющая часть полного технологического процесса изготовления конечной продукции. В результате каждого передела получается полуфабрикат, который может быть передан по технологической цепочке для дальнейшей обработки или реализован на сторону.

Особенностями массового типа производства являются небольшая номенклатура изделий , которые выпускаются в больших количествах, узкая специализация рабочих мест, высокий уровень оборудования и автоматизации. Разновидность массового типа производства - поточное производство (целлюлозно-бумажная, прядильная, металлургическая, химическая и нефтехимическая промышленность).

Производство на всех стадиях технологического процесса ведется независимо от других, поэтому между переделами могут возникать значительные объемы полуфабрикатов - продуктов одного передела, переданных в следующий передел, но не использованных там в течение отчетного периода. Такая особенность организации производства обусловливает выбор в качестве объекта калькулирования не конечного продукта, а продукта каждого передела . Объект учета - отдельный передел .

Если внутри передела цикл изготовления изделия невелик и в конце отчетного периода нет внутрицехового незавершенного производства, для исчисления себестоимости можно использовать метод простой многоступенчатой калькуляции . Он является продолжением простой двухступенчатой калькуляции. Производственные затраты, произведенные за отчетный период в каждом переделе, относятся на продукцию, выпущенную в рамках этого передела, а непроизводственные затраты относятся на реализованную продукцию. Во многих массовых производствах особенностью процесса является введение основных материальных затрат лишь в начале процесса, т.е. в первом переделе. В аналитических целях целесообразно вести учет материальных затрат отдельно, а по переделам учитывать лишь затраты труда и общепроизводственные расходы, т.е. добавленные затраты. Когда все последующие стадии добавляют продукту стоимость в результате его обработки, можно использовать метод калькуляции затрат по стадиям обработки.

Для распределения затрат между готовой продукцией передела и незавершенным производством был разработан метод условных единиц . Согласно данному методу каждый объект калькулирования рассматривается как совокупность двух условных единиц: основных материальных затрат и добавленных затрат . Величины этих условных единиц в денежном выражении определяются либо путем нормирования, либо путем деления фактических затрат на количество выработанных условных единиц за любой период времени. Продукция, выработанная в рамках одного передела, будет состоять из продукции готовой, переданной в следующий передел, и изделий, еще не законченных с точки зрения технологического процесса, но уже начатых, в которые уже вложены некоторые затраты. Оценка такого незавершенного производства ведется экспертным путем с учетом завершенности по материалам и добавленным затратам по отдельности. Результат получается в условных единицах (первый этап расчетов ). После процентной оценки степени незавершенности продукции определяется выработка за период либо путем умножения на нормативную стоимость условной единицы, либо делением полной суммы затрат на количество условных единиц выработки (второй этап расчетов ). Это позволяет оценить как выработку готовой продукции, так и объем незавершенного производства на момент окончания периода путем умножения количества условных единиц выработки на стоимость одной условной единицы (третий этап расчетов ).

3. Позаказный метод. Данный метод калькулирования себестоимости применяется на предприятиях с единичным или серийным типом производства, где выпускается уникальная продукция по специальным заказам. Он применяется в крупнейших судо-, авиа-, машиностроительных концернах, в малом бизнесе - при производстве мебели, визитных карточек, при предоставлении аудиторских услуг.

Особенности единичного или серийного производства:

  1. широкая номенклатура выпускаемой продукции при небольшом количестве изделий каждого наименования (в единичном производстве объем партии - одна единица);
  2. использование специально разработанных на данном предприятии форматов учетно-управленческой документации - карточек заказов, калькуляционных карточек, сопроводительных листов и т. д.;
  3. применение универсального технологического оборудования.

Серийное производство - это изготовление заранее оговоренного количества технологически идентичных изделий, выполняемое одновременно или последовательно в течение ограниченного промежутка времени. Если продолжительность периода изготовления серии невелика, то серию можно рассматривать как заказ.

Заказ - это особым образом оформленное требование клиента производителю изготовить изделие с определенными характеристиками. Форму бланка-заказа предприятие разрабатывает самостоятельно. Обязательными реквизитами являются номер заказа, характеристика продукта, срок исполнения и стоимость заказа.

Сущность позаказного метода учета затрат и исчисления себестоимости состоит в отнесении прямых расходов в разрезе заранее установленных статей калькуляции на отдельные заказы и распределении косвенных расходов по заказам в соответствии с установленными ставками распределения. Объект учета затрат и калькулирования - отдельный заказ .

Заказ на изготовление продукции считается выполненным, если товар отгружен покупателю; услуга считается оказанной, когда клиентом подписан акт выполненных работ. Выручка регистрируется в момент, когда представлены определенные документы - акты, свидетельства о передаче товара перевозчику. Если этого не произошло в течение отчетного периода, заказ считается в составе незавершенного производства на конец периода. Оценка такого незавершенного производства ведется с помощью карточек заказов . В карточке фиксируются затраты, сделанные в связи с изготовлением данного заказа в разрезе установленных статьей. Вместе с отпуском материалов в карточке регистрируются время основных рабочих, затраченное на данный заказ, и соответствующие этому периоду времени суммы затрат на оплату труда. Если в организации принято калькулирование по полным затратам, то к суммам прямых затрат необходимо добавить производственные накладные расходы по нормативным ставкам.

Суммы основных и накладных затрат, отнесенных на заказы, по которым еще нельзя определить реализацию к концу отчетного периода, формируют объем незавершенного производства. Если организация выбирает в качестве базы распределения общепроизводственные затраты основных материалов, то суммы накладных расходов, отнесенных на заказ, в любой момент времени будут сильно зависеть от темпов отпуска этих материалов на изготовление заказа. В случаях когда материалы отпускаются сразу почти в полном объеме, накладные расходы можно начислять в максимальных суммах, даже если работа над заказом только началась. Если на конец отчетного периода в производстве оказывается большое количество едва начатых заказов, на них (и соответственно на объем запасов) будет отнесена существенная часть общепроизводственных затрат, что приведет к большой величине финансового результата. Эффект получается более выраженным, когда в соответствии с принятой учетной политикой на заказы распределяются не только общепроизводственные, но и общехозяйственные расходы.

4. Партионный (пооперационный) метод. Разновидностью позаказного метода является партионное (пооперационное) калькулирование.

Партионная калькуляция применяется там, где отдельные единицы выпуска, оформленные как заказы, в процессе своего изготовления проходят несколько стадий производства (операций), причем для каждой единицы набор стадий может быть индивидуальным, а часть операций - общей для всех изделий.

Примером такого производства является изготовление мебели на заказ. Предприятие изготавливает стандартные модули - тумбочки, шкафы, полки, которые в соответствии с пожеланиями клиента подвергаются различным видам обработки, оснащаются различными фасадами, фурнитурой и аксессуарами. Таким образом, цена заказа определяется как сумма стоимостей отдельных модулей и затрат, которые предприятие понесло на всех операциях в соответствии со спецификацией.

5. Учет затрат по функциям. Данную систему учета затрат применяют организации, которые выпускают большой ассортимент продукции разными партиями. Суть метода заключается в соотношении затрат с определенными функциями, которые осуществляются в интересах производства и реализации того или иного вида продукции.

Расчет себестоимости необходимо проводить в производстве и торговле. Именно себестоимость определяет налоговую базу, и разные подходы могут значительно менять показатели прибыли. Применение оптимальных методов расчета себестоимости поможет грамотно вести бухгалтерский учет предприятия.

Методы расчета себестоимости

Расчет себестоимости - нетривиальная задача и много лет экономисты бьются над тем, чтобы найти самую оптимальную формулу для правильного бухгалтерского учета движения средств и понимания, сколько стоит произведенная продукция. В настоящее время появляются совершенно новые способы производства, где старые методы расчета себестоимости уже не показывают адекватные результаты и не могут применяться.

Традиционное определение себестоимости гласит, что это все денежные затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Однако некоторые экономисты считают, что считать в себестоимость такие расходы, как оплату труда или аренду помещения не нужно. Мотивируя это решение тем, что эти расходы компания будет нести даже в том случае, если не будет никакого производства.

В настоящее время наиболее распространенными являются следующие методы расчета себестоимости продукции:

  • попередельный,
  • позаказный,
  • простой или попроцессный,
  • нормативный,
  • FIFO.

Эти методы получили свое распространение в России. За рубежом активно используются такие методы как standart-cost, direct-cost, just in time, target-cost, kaizen-cost и другие виды.

Для расчета себестоимости надо выбирать наиболее подходящие методы для своей компании, ведь каждый из них учитывает различные индивидуальные особенности производства, возникающие только при определенных условиях. Метод расчета себестоимости продукции, используемый в энергетике, например, на электростанциях, не может быть адекватно применен на предприятиях химической отрасли. А для производителей мелкосерийной продукции надо использовать третий способ.

В общем случае для расчета себестоимости используется простой одноступенчатый способ. Он рассчитывается как отношение всех затрат за период к количеству единиц продукции, произведенных за этот период:

где С - рассчитываемая себестоимость,

Z – все затраты за определенный период,

X – количество единиц произведенной продукции.

Если у предприятия есть возможность выделить производственные и непроизводственные затраты, то там применяется простой двухступенчатый способ расчета себестоимости произведенной продукции:

С = Zпр / Xгп + Zнепр / Xрп,

где Zпр - это затраты на производство товаров;

Хгп - общее количество единиц произведенной и готовой к реализации продукции, произведенной за период;

Zнепр - затраты за период, которые не относятся непосредственно к производству продукции;

Хрп - общее число единиц продукции, которая была реализована за период.

Попередельный метод расчета себестоимости

Название этого метода произошло от способа производства, когда сырье перерабатывается в конечный продукт через несколько промежуточных этапов - переделов. Этот метод используется в массовом крупносерийном производстве и характерен для предприятий химической и текстильной отраслей, металлургии, нефтеперерабатывающей промышленности и других. Сырье, поступающее на завод, проходит несколько стадий преобразования, каждый раз оставаясь полуфабрикатом. Формируется длинная производственная цепочка с несколькими промежуточными итогами. Количество таких переделов зависит от техпроцесса производства. Специфика полуфабриката заключается в том, что он также может быть и самостоятельной единицей, готовой к реализации. Так, например, в текстильной отрасли нить может быть самостоятельным продуктом, а может быть использована для производства ткани. Ткань может быть самостоятельным продуктом, а может быть использована для производства одежды или предметов домашнего быта.

Для подсчета себестоимости используют бесполуфабрикатный и полуфабрикатный вид учета затрат . В первом случае учет затрат на производство ведется в натуральном выражении, без записи на счетах в рамках одного передела и статей расходов на эти манипуляции. Стоимость исходного сырья включается только при изготовлении первого передела.

Во втором случае себестоимость определяется в счетах бухучета при каждой передаче на новый участок переработки. Этот метод подходит для тех производств, которые используют полуфабрикаты не только для собственного производства, но и для продажи.

Позаказный метод расчета себестоимости

Как следует из названия, такой метод применяется при выпуске продукции мелкими партиями заказу в соответствии с техническими условиями или при производстве небольших партий сложных изделий для нужд судостроения, машиностроения и других высокотехнологичных отраслей народного хозяйства. Здесь объектом учета становится сам производственный заказ, где учитываются все издержки производства в рамках калькуляционных статей по заказам. Затраты, возникающие косвенно, учитываются в местах их появления и включаются в себестоимость производства после изготовления заказа, когда происходит подсчет полной фактической себестоимости производства. Все это делается с помощью ведения специальных карточек учета затрат в рамках одного счета «Незавершенное производство». После окончания работ все карточки закрываются, а затем с помощью простой калькуляции все полученные расходы делят на количество произведенной продукции. В результате, получаются данные об индивидуальной себестоимости каждого изделия.

Попроцессорный метод расчета себестоимости

Этот метод используется в случае массового непрерывного производства практически без незавершенных техпроцессов. В основном это предприятия энергетической отрасли, транспорта, добывающей промышленности. У них короткие производственные циклы, единая характеристика и ограниченная номенклатура продукции. Себестоимость высчитывается просто - вся сумма затрат делится на объем продукции или товара, произведенный за определенный период. Это один из самых простых методов подсчета себестоимости. В некоторых случаях предприятия могут использовать двухуровневую калькуляцию, когда есть возможность разделить собственно производственные затраты от непроизводственных. Производственные затраты относят на всю произведенную продукцию, а непроизводственные - на реализованную продукцию, такие затраты считаются затратами периода.

Нормативный метод

В случае, когда ведется массовое, серийное производство разнообразной и технологически сложной продукции, применяется нормативный метод расчета себестоимости. Это относится к предприятиям металлообрабатывающей, швейной, машиностроительной, обувной промышленности, мебельного производства и других схожих направлений.

В основе метода расчета себестоимости лежит техническое обоснование затрат ресурсов для производства единицы продукции или услуги. К ресурсам относят рабочее время, сырье, финансовые средства. Нормы характеризуют уровень производственной площадки в техническом и организационном плане, отклонения от нормы позволяют увидеть перерасход ресурсов или их экономию. В идеальном случае предприятия стремятся установить минимальные значения расхода ресурсов для получения одной единицы продукции.

Нормативный метод предусматривает коррекцию калькуляции, для этих целей ведется постоянный оперативный учет отклонений фактических затрат от нормативных. Эти изменения анализируются, определяются причины и степень их влияния, вводятся новые калькуляции с учетом открывшихся изменений.

FIFO

Метод FIFO (First In, First Out – первый пришел, первый ушел, англ.), относится к учету производственных запасов, когда они наполняются одинаковыми товарами, поступающими в разное время по разной цене. К ним относят различные оборотные активы - сырье, полуфабрикаты, готовую продукцию и т. д. При списании запасов первыми выбывают те единицы товаров, которые пришли на склад первыми, реализуя что-то наподобие конвейера. Этот метод позволяет быстро и просто фиксировать остатки товарно-материальных ценностей, что особенно важно при учете скоропортящихся материалов. Однако при его использовании происходит увеличение себестоимости поступающих материалов на процент инфляции. В итоге это приводит к завышению финансовых результатов работы предприятия и как следствие - неправильной оценке работы компании, что может неадекватно повлиять на разработку стратегии развития бизнеса в целом. Кроме того, завышение финансовых результатов приводит к увеличению налоговой нагрузки.

Ранее был достаточно распространенным метод расчета LIFO (Last In, First Out – последний пришел, первый ушел, англ.). С 2015 года этот метод не применяется в налоговом учете. Метод учета предусматривал, что с учета первыми выбывают те товарно-материальные ценности, что поступили на учет последними. Из-за роста цен такой подсчет приводил к завышению затрат и снижению стоимости остатков на складах. При таком учете практически не учитывалось фактическое движение складских остатков, их запасы оценивались по стоимости закупок первых партий. Кроме того, предполагалось, что товары могут быть выставлены на продажу независимо от даты приобретения.

Зарубежные методы расчета себестоимости

Standart - costing . Прародитель метода нормативного учета, который применяется в России. Этот метод распространен на предприятиях стран с развитой экономикой, где цены на ресурсы устоялись, а номенклатура выпускаемых изделий на производстве сохраняется в течение продолжительного времени. Здесь также ведется предварительное определение норм расхода основных материалов, а также амортизация, аренда, оплата труда основных и вспомогательных работников, расходы по реализации продукции. Аналогично с методом нормативного учета ведется учет отклонений фактических затрат от нормированных. Затем формируются финансовые результаты и анализируются, после чего принимается решение о внесение изменений в нормы.

Direct - costing . Эта модель подсчета себестоимости позволяет не только считать расходы на производство, но и получать информацию, достаточную для принятия оперативных управленческих решений. В основе идеи direct-cost лежит разделение затрат на прямые, косвенные, переменные и постоянные. Для целей подсчета себестоимости в основном используют прямые переменные расходы. Косвенные расходы относят к тому отчетному периоду, когда они возникли. В целом переменные расходы относят к себестоимости продукции, постоянные - к работе предприятия в целом, эти расходы потом списываются с общей прибыли компании. Также direct-cost позволяет определить точку безубыточности предприятия. Такая взаимосвязь параметров позволяет влиять на маржинальность, оперируя ценой и объемом производства.

Just - in - time . Японский подход к определению себестоимости, который можно определить как «точно вовремя». По этому методу на производстве все изготавливается в тот момент, когда в этом есть необходимость и не раньше. Таким образом компания убирает излишки продукции и сокращает расходы на содержание складов, снижает объем брака, необходимое сырье доставляется в момент непосредственного использования в производстве. В целом этот подход требует исключительной дисциплины и четкой работы всей цепочки поставщиков. В основе подхода лежит качество, доступность и общая стоимость продукции, пусть даже в ущерб закупочным ценам.

Target - costing . Очередной японский метод, который нашел свое применение в инновационных направлениях производства - автомобилестроении, машиностроении, электроника и компьютерные технологии. Японцы решили использовать формулу «цена - прибыль = себестоимость». Условно, разрабатывается автомобиль ценой не более 1000 иен, из этой цены вычитается запланированная прибыль, а все остальное должно стать себестоимостью автомобиля. Если на этапе разработки автомобиля понимается, что полученные по формуле значения не выдерживаются, то автомобиль производиться не будет.

Kaizen - costing . Этот метод также появился в Японии и часто используется с target-costing. Он нацелен на снижение издержек в ходе производства продукта, допуская расхождение между сметой и целевой себестоимостью разницу до 10%. Таким образом, kaizen-costing как-бы «вжимает» себестоимость в заданные значения за счет постоянного усовершенствования, улучшения и экономии на всех этапах производственного процесса. Это называется кайдзен-задачей и к ее решению привлечены сотрудники предприятия. Она определяется как для каждого изделия, так и для всего предприятия в целом.

Чтобы обсудить статью, заходите в наши группы в соцсетях

Себестоимость продукции - это важный экономический показатель, отражающий эффективность производственной деятельности. Поэтому так важно уметь правильно проводить расчеты и делать обоснованные выводы. Рассмотрим детальнее основные виды, методы калькулирования.

Суть

Калькуляция - это процесс группировки всех затрат, связанных с изготовлением продукции, по экономическим элементам. Это способ исчисления расходов в денежном выражении. Основные методы калькулирования: котловой, попередельный и позаказный. Все остальные способы расчета себестоимости - это комбинация перечисленных выше методов. Выбор того или иного способа расчетов зависит от отраслевой специфики деятельности организации.

Не менее важным вопросом является также выбор объекта расчетов. Он зависит от всей системы управленческого и аналитического учета, например, от деления затрат на прямые и косвенные. Объекты расчетов выражаются в:

  • натуральных единицах измерения (шт., кг, м и т. п.);
  • условно-натуральных параметрах, которые исчисляются количеством вида продукции, свойства которого приведены к основным параметрам;
  • условные единицы используются для измерения товаров, состоящей из нескольких видов; один из видов по какому-то признаку принимается за единицу, а по остальным устанавливаются коэффициент расчета;
  • стоимостных единицах;
  • временных единицах (например, машино-час);
  • единицы работ (например, тонно-километр).

Задачи калькулирования

Они заключаются в следующем:

  • грамотное обоснование объектов расчетов;
  • точный и обоснованный учет всех расходов;
  • учет объема и качества изготовленной продукции;
  • контроль за применением ресурсов, соблюдением утвержденных сумм расходов на обслуживание и административное управление;
  • определение результатов работы подразделений по снижению себестоимости;
  • выявление резервов производства.

Принципы

Методы калькулирования затрат на производство - это совокупность отражения расходов на изготовление продукции, по которым можно определить конкретного вида работ, или ее единицы. Выбор того или иного способа расчетов зависит от характера процесса изготовления. Применение методов калькулирования предназначенных для монопроизводственных организаций на предприятиях, выпускающих не однородные товары, искажает данные о рентабельности изделий и «размазывает» затраты. При исчислении расходов промышленных производств из суммы расходов исключаются затраты по НЗП на конец года.

Методы калькулирования расходов позволяют:

  • изучать процесс формирования себестоимости конкретных видов товаров;
  • сравнивать фактические издержки с плановыми;
  • сравнивать расходы производства на конкретный вид товаров с расходами на продукцию конкурентов;
  • обосновывать цены на изделия;
  • принимать решения об изготовлении рентабельных видов продукции.

Статьи расходов

В общую сумму затрат на изготовление продукции включаются расходы на:

  • покупку сырья и материалов;
  • приобретение топлива, в том числе для технологических целей;
  • зарплата рабочих и начисления на социальные нужды;
  • общепроизводственные, хозяйственные расходы;
  • прочие производственные затраты;
  • коммерческие расходы.

Первые пять статей расходов составляют производственную себестоимость. Коммерческие затраты отражают сумму издержек на реализацию товаров. Это затраты на упаковку, размещение рекламы, хранение, транспортировку. Сумма всех перечисленных статей расходов составляют полную себестоимость.

Виды расходов

Классификация методов учета затрат предусматривает деление расходов на группы. Прямые затраты связаны с процессом производства изделия непосредственно. Это первые три перечисленные статьи расходов. Косвенные расходы распределяются на себестоимость изделий через определенные коэффициенты или проценты.

Эти две группы расходов могут сильно отличаться в зависимости от специфики деятельности. В монопроизводстве прямые расходы включают абсолютно все затраты, так как результатом является выпуск одной продукции. А вот в химической промышленности, где из одного сырья получается гамма других веществ, все затраты относятся на косвенные.

Выделяют также переменные и на единицу продукции. Ко второй группе относятся расходы, сумма которых практически не изменяется при колебании объемов выпуска изделий. Чаще всего это общепроизводственные и хозяйственные расходы. Все затраты, объем которых увеличивается с ростом производства, относятся к переменным. Сюда относится сумма средств, направляемая на приобретение сырья, топлива, зарплату с начислениями. Конкретный перечень статей издержек зависит от специфики деятельности.

Котловой (простой) способ

Это не самый популярный метод расчета, поскольку позволяет отображать информацию о сумме затрат на весь процесс производства. Данный метод расчета используют монопродуктовые предприятия, например, угледобывающей промышленности. В таких организация отсутствует потребность в аналитическом учете. Себестоимость рассчитывается путем деления общей суммы затрат на объем продукции (в рассмотренном примере — число тонн угля).

Позаказный метод

В данном способе объектом расчетов является конкретный производственный заказ. Себестоимость продукции определяется делением суммы накопленных издержек на количество изготовленных единиц товаров. Принципиальной особенностью данного метода является расчет затрат и финрезультата по каждому заказу. Накладные расходы учитываются пропорционально базе распределения.

Позаказный метод калькулирования себестоимости используется при единичном или на мелкосерийном производстве, в которых процесс изготовления длится дольше отчетного периода. Например, на машиностроительных заводах, на которых создаются мощностные экскаваторы, или в военно-промышленном комплексе, где преобладают процессы обработки и изготавливается редко повторяющаяся продукция. Допустимо применение данной схемы расчетов при изготовлении сложных или изделий с длительным производственным циклом.

Учет расходов ведется в разрезе конечных продуктов (завершенных заказов) или промежуточных продуктов (деталей, узлов). Это зависит от сложности заказа. Первый вариант используется, если объектом являются изделия с кратким циклом производства. Тогда все расходы включаются в себестоимость. Если речь идет об изготовлении промежуточных продуктов, то себестоимость определяется делением суммы расходов по заказу на количество одинаковых изделий.

Попроцессный метод калькулирования себестоимости

Данный способ применяется на предприятиях добывающей (угольной, газовой, горнорудной, нефтяной, лесозаготовительной и др.) промышленности, в энергетике, в перерабатывающих отраслях. Всем вышеперечисленным организациям характерно массовый тип производства, не долгий производственный цикл, ограниченный номенклатурный ряд, одна единицу измерения, отсутствие или незначительный объем НЗП. В результате изготовленная продукция является одновременно и объектам учета и калькулирования. Учет расходов ведется по всему циклу производства и по конкретной стадии. По завершению процесса все расходы делятся на количество единиц продукции. Так рассчитывается себестоимость.

Попередельный способ

Исходя из названия данного метода понятно, что объектом расчетов выступает процесс, результатом которого является выпуск промежуточной или окончательной продукции. Данный способ расчета используется на массовых производств, где изделия изготавливаются путем обработки сырья на нескольких последовательных этапах. Некоторые элементы изделий могут пройти только определенное количество пределов и быть выпущенными в качестве промежуточных продуктов. Обязательным условием является поэтапный процесс производства, разбитый на повторяющиеся операции.

Особенностью данного метода является формирование расходов по каждому завершенному переделу или за конкретный временной промежуток. Себестоимость рассчитывается делением накопленной за передел или отрезок времени суммы расходов на изготовленное количество продукции. Сумма расходов на производство каждой части является себестоимость готовых изделий. Прямые затраты рассчитываются по переделам. Для разграничения расходов между полуфабрикатами и ГП по каждому заказу оценивают остатки НЗП на конец месяца.

Попередельный метод калькулирования очень материалоемкий. Поэтому учет нужно организовать так, чтобы контролировать использование сырья в производстве. Чаще всего для этих целей осуществляется расчет выхода полуфабриката, брака и отходов.

Нормативный метод

Данный способ предусматривает предварительный расчет себестоимости по каждой продукции на основе действующих смет. Последние пересчитываются в каждом периоде. Отдельно выделяются затраты по нормам и отклонениям с выявлением причин возникновения последних. Себестоимость рассчитывается как сумма нормативных расходов, изменений этих норм и отклонений. Нормативный метод калькулирования позволяет рассчитать себестоимость еще до окончания месяца. Все затраты распределяются по центрам ответственности и сопоставляются с фактическими расходами.

АВС-метод

Алгоритм расчетов:

  • Весь процесс организации делится на операции, например, оформление заказа, эксплуатация оборудования, переналадка, контроль за качеством полуфабрикатов, транспортировка и т. д. Чем сложнее организация работ, тем больше функций должно быть выделено. Накладные расходы идентифицируются с видами деятельности.
  • Каждой работе приписывается отдельная статья затрат и единица ее измерения. При этом должны соблюдаться два правила: легкость получения данных, степень соответствия полеченных цифр расходов с их действительным назначением. Например, количество заключенных заказов на поставку сырья можно измерить количеством подписанных договоров.
  • Оценивается стоимость единицы затрат делением суммы расходов по операции на количество соответствующей операции.
  • Рассчитывается себестоимость работ. Сумма затрат на единицу продукции умножается на их количество по видам.

То есть, объектом учета является отдельная операция, калькулирования - вид работ.

Выбор

Методы являются частью процесса организации производства, учета и документооборота на предприятии. Выбор того или иного способа расчетов зависит от особенностей предприятия: отраслевой принадлежности, вида выпускаемой продукции, производительности труда и т. д. На практике все эти методы калькулирования могут применяться одновременно. Можно рассчитывать себестоимость заказов показным методом или попередельным с использованием норм расходов сырья. Выбранный способ следует прописать в приказе об учетной политике.

Пример

Предприятие изготавливает три вида изделий. Нужно разработать плановую себестоимость, если известно, что месячный объем производства составляет: на изделие А = 300 шт., изделие В = 580 шт., изделие С = 420 шт.

Какой бы методы калькулирования не был выбран, нужно определить сумму затраты на единицу изделия (таблица 1).

Показатель

Объем расходов

Материал D (цена 0,5 руб./кг), кг/ед,

Материал E (цена 0,9 руб./кг), кг/ед.

Затраты времени работы, ч/ед.

Тариф по оплате труда, руб./ч

В таблице 2 представлены косвенные затраты.

Статья затрат (руб. в месяц)

Место возникновения

Производство

Реализация

Администрация

Оплата труда и социальные отчисления

Затраты на оплату электроэнергии

Ремонт ОС

Канцелярские товары

Транспортировка

Рассчитаем сумму расходов, используя различные методы калькулирования себестоимости.

Вариант 1

Определим сумму прямых затрат на каждое изделие, исходя из данных в таблице 1:

Изделие А: (1*0,5+2*0.9)*300 = 690 руб./мес.

Изделие В: (2*0,5+4*0.9)*580 = 690 руб./мес.

Изделие С: (3*0,5+3*0.9)*420 = 690 руб./мес.

Общая сумма прямых издержек составляет 4702 руб./мес.

Рассчитаем сумму расход на оплату труда по каждому виду продукции за месяц. Для этого нужно перемножить трудоемкость, тарифную ставку и объем производства:

Изделие А: 3*4*300 = 3600 руб./мес.

Изделие В: 2*3*580 = 3480 руб./мес.

Изделие С: 1*2,5*420 = 1050 руб./мес.

Общая сумма расходов составляет 8130 руб.

Следующий этап - директ костинг, т. е. расчет суммы прямых расходов.

Статья затрат

Изделие А

Изделие В

Изделие С

Прямые материальные расходы

Зарплата и соцотчисления

Основные прямые расходы

Объем производства

Сумма расходов на весь объем производства

Определим сумму косвенных затраты на единицу изделия:

  • Производственные: 1270/1300 = 0,98 руб./ед.
  • Реализационные: 1530/1300 = 1,18 руб./ед.
  • Административные: 1186/1300 = 0,91 руб./ед.

На основании представленных ранее расчетов определим себестоимость изготовления продукции:

Статья затрат

Изделие А

Изделие В

Изделие С

Прямые затраты на единицу

Трудовые затраты

Директ костинг

Косвенные расходы

Расходы на реализацию

Админрасходы

Полная себестоимость

Данный пример калькуляции основан на расчете себестоимости путем деления затрат на прямые и косвенные.

Вариант 2

Рассмотрим пример калькуляции, в котором косвенные затраты распределяются в зависимости от трудоемкости процесса производства.

Расчет прямых затрат уже был проведен в рамках предыдущего примера. Рассчитаем общую трудоемкость процесса:

Изделие А: 3*300=900 часов.

Изделие В: 2*580=1160 часов.

Изделие С: 1*420=420 часов.

Определим ставки распределения косвенных затрат, делением суммы издержек на объем производства:

  • производственных: 1270/2480 = 0,51
  • реализационных: 1530/2480 = 0,62
  • административных: 1186/2480 = 0,48

Определим косвенные издержки путём перемножения трудоемкости единицы изделия на рассчитанную ранее ставку начисления.

Показатель

Косвенные затраты, руб.\ ед.

Изделие А

Изделие В

Изделие С

Трудоемкость

Производственные издержки (ставка - 0,51)

Реализационные издержки (ставка - 0,62)

Административные издержки (ставка - 0,48)

На основании представленных ранее расчетов определим себестоимость продукции:

Статья затрат

Изделие А

Изделие В

Изделие С

Прямые затраты на единицу

Трудовые затраты

Директ костинг

Косвенные расходы

Производственная себестоимость

Расходы на реализацию

Админрасходы

Полная себестоимость

Доходность

Прибыль производства — это доход, который остается от выручки после вычета всех расходов. Если цены на товар устанавливаются регулируемые, то этот показатель зависит от стратегии изготовителя.

В современных условиях объектами прямого регулирования на законодательном уровне являются цены на газ для монополистов, электроэнергию, грузовой железнодорожной транспорт, важные для жизни лекарственные препараты. Со стороны местных органов власти объектом прямого регулирования является более широкий перечень товаров. Он определяется в зависимости от социальной напряженности в регионе и возможностей бюджетов.

Если цены устанавливаются свободные, то величина прибыли рассчитывается по норме рентабельности.

Пример

На тысячу единиц изделий включает:

  1. Сырье и материалы — 3 тыс. руб.
  2. Топливо, в том числе на производственные цели — 1,5 тыс. руб.
  3. Зарплата рабочих — 2 тыс. руб.
  4. Начисления на оклады — 40%.
  5. Производственные расходы — 10% от зарплаты.
  6. Хозяйственные расходы — 20% от зарплаты.
  7. Транспортировка и упаковка — 5% от себестоимости.

На первом этапе рассчитаем сумму косвенных затрат на 1000 единиц изделий:

  • начисления на зарплату: 2000*0,04 = 800 руб.;
  • производственные затраты: 2000*0,01 = 200 руб.;
  • хозяйственные расходы: 2000*0,02 = 400 руб.

Себестоимость рассчитывается как сумма расходов по всем статьям расходов, кроме затрат на транспортировку: 3+1,5+2+0,8+0,2+0,4=7.9 (тыс. руб.).

Затраты на упаковку: 7,9*0,05/100 = 0,395 тыс. руб.

Полная себестоимость: 7,9 + 0,395 = 8,295 тыс. руб.; в т. ч. на единицу изделия: 8,3 руб.

Предположим, что прибыль на единицу изделия закладывается на уровне 15%. Тогда цена составляет: 8,3*1,15 = 9,55 руб.

Маржинальный метод

Не менее важным показателем производственной эффективности является маржинальная прибыль. Он рассчитывают на предприятиях с целью оптимизации производства - подбор ассортимента с большей рентабельностью. При полной загрузке оборудования калькуляция должна выполняться с учетом максимизации прибыли.

Суть метода заключается в делении затрат на издержки производства и реализации, постоянные и переменные. Прямыми называются расходы, которые изменяются пропорционально росту объемов предоставления услуг. Поэтому себестоимость рассчитывается только в пределах переменных издержек. Главное преимущество этого метола в том, что ограниченная себестоимость упрощает учет и контроль расходов.

Маржинальный доход - это превышение дохода от реализации над косвенными затратами:

МД = Цена - Переменные издержки.

Пример

Рассчитаем маржинальную прибыль на изготовление изделия А, цена на которое составляет 160 тыс. руб., переменные издержки - 120 тыс. руб. Для простоты расчетов примем условие, что при изменении спроса сумма постоянных издержек равна 1 млн руб.

Показатель

Объем продаж при заданном уровне производства, тыс. руб.

Переменные издержки

Маржинальная прибыль

Постоянные издержки

Изменение маржинальной прибыли рассчитывается следующим образом:

Увеличение объема выпуска на 5 тонн: (55-50)*(160-120) = 200 тыс. руб.;

Уменьшение объема выпуска на 10 тонн: (40-50)*(160-120) = -400 тыс. руб.

Для предприятий, которые используют в производстве полуфабрикаты, нужно учесть, что стоимость материалов и работ по изготовлению в себестоимости конечного продукта определяется всеми издержками. Все условные затраты признаются в отчетном периоде и остаются вне маржинальных расходов.

Нужно также учитывать ограничения в применении данного метода. Это позволит избежать ошибок в планировании. Решение об увеличении производства рентабельных и сокращении выпуска не прибыльных видов продукции должно основываться не только на расчетах Планы по развитию ассортимента продукции в перспективе, наращивание производственного потенциала с целью удовлетворения спроса, усовершенствование системы управления расходами - все эти факторы оценки бизнеса не менее важны.