Псевдорусский стиль в архитектуре. Неорусский» стиль в архитектуре начала ХХ века Ipb псевдорусский стиль в архитектуре

Опубликовано: Апрель 9, 2018

Псевдорусский стиль - примеры зданий в России

Неовизантийская архитектура в России, точнее неорусская, или русско-византийская, византийско-русская - это все общие термины, используемые для определения комплекса различных движений, появившихся в русской архитектуре второй четверти XIX в. и представляющих в разной степени сочетание русской допетровской и элементов византийской архитектуры.

Неорусский стиль расцвел в том климате вернувшегося интереса к национальной архитектуре, который распространился по всей Европе в течение XIX в., представляя собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. Иногда русское возрождение ошибочно понимается как процесс изучения и преобразования элементов предыдущей русской архитектурной культуры, хотя большинство архитекторов-приверженцев этого возрождения не обращались напрямую или исключительно к традиции. Наоборот, они искусно стилизовали, многочисленные элементы неорусского стиля в последствии комбинировались с деталями других национальных и международных направлений.

Культурное резюме

Как и романтическое возрождение Западной Европы, неорусский стиль сложился вокруг интереса интеллектуалов к монументам нации. Историзм разносился эхом вместе популярными национализмами и панславизмом того времени. Первым иллюстрированным примером, относящимся к русской архитектуре, был проект графа Анатолия Демидова совместно с французским художником Андре Дюраном: записи об их туре по России 1839 г. были опубликованы в Париже в 1845 г. под названием "Альбом живописного и архитектурного путешествия по России". Литографии Дюрана обманывают иностранную восприимчивость к, казалось бы, такой иной русской архитектуре, показывая некоторые элементы искаженными любопытным образом. Кроме того, тщательное изображение самой архитектуры относится скорее к литературе путешествия, чем к историческому исследованию.

Попытка узнать хронологию и развитие русской архитектуры началась с исследования И.М.Снегирева и А.А.Мартынова "Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества" (Москва, 1851). Государство проявляло интерес к этому, финансируя серию брошюр, изданных как "Древности российского государства" (Москва, 1849-53, 6 выпусков) и изображающих древность и произведения искусства. Затем Московское Археологическое Общество начала исследования по теме, формализуя ее в списке предметов к изучению. В 1869-1915 гг проходит серия конференций (раз в 3 года), выступления на которых касались в основном исследований об архитектуре Киевской Руси и начального периода Московской.

Возможно, главным успехом Общества стало издание "Комиссии по сохранению древних памятников" в 6 томах, в 1907-1915 гг. Императорская Академия Художеств также заказала В.В.Суслову исследование, развернутое в 2 произведениях в нескольких томах: "Памятники древнего русского зодчества" (1895-1901, 7 томов) и "Памятники древне-русского искусства" (1908-12, 4 тома).

Используя исторические принципы позитивистов, хронология русской архитектуры четко устанавливается, начиная с публикации окончательного исследования (в 6 томах), касающейся русского искусства: "История русского искусства" (1909-17), изданной Игорем Грабарем. Издание последнего тома была прервана революцией.

Этапы развития

1825-1850

Первым примером Византийского Возрождения в русской архитектуре (существующий и поныне) является сооружение, которое находится в немецком Постдаме, это 5-купольная церковь, посвященная Александру Невскому, спроектированная неоклассическим архитектором Василием Петровичем Стасовым (автор Троице-Измайловского собора в Санкт-Петербурге), отцом критика Владимира Стасова. Год спустя, в 1927, Стасов завершил строительство еще одной, более крупной, 5-купольной церкви - Десятинной, в Киеве.

Русско-Византийский стиль был развит Константином Тоном с решительного одобрения царя Николая I. Манера Тона воплощала идею преемственности между Византией и Россией, абсолютно соответствующую царской теории. Русско-византийская архитектура характеризуется смешением составных методов и типичных византийских сводов с с античным русским внешним декором: это было тщательно реализовано Тоном в его произведениях. В 1838 г. Николай I назвал книгу проектов Тона примером для всех архитекторов, новые аналогичные напоминания последовали в 1841 и 1844 гг.

Среди зданий, спроектированных Тоном или основанных на его рисунках, можно вспомнить Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец и Оружейную палату Московского Кремля, помимо соборов Свеаборга, Ельца, Томска, Ростова-на-Дону и Красноярска.

Использование византийских элементов фактически было очень ограничено в части учреждений: данная терминология, в основном, применялась для церквей новой постройки и, в меньшей степени, для царских резиденций. Сооружение государственных или частных зданий проходило на совершенно других уровнях. Государственные учреждения, спроектированные Тоном - как Николаевский вокзал - были абсолютно лишены византийских элементов. Во время правления Николая I было возведено множество неоклассических церковных зданий высочайшего качества, как Богоявленский собор в Елохове (1837-1845), в Москве, спроектированный Евграфом Дмитриевичем Тюриным. Церкви же византийского стиля в советский период были снесены первыми, как не представляющие ценности.

50-е гг XIX в.

Другим направлением неорусского стиля стала реакция на официальное искусство Тона, реакция под влиянием романтизма, славянофильства и подробного изучения народной архитектуры. Предвестником этой тенденции в проектировании церквей был Алексей Горностаев (в позднем периоде творчества, 1848-1862 гг), известный изобретением новой формы двускатной крыши северной России, расширенной романской сводчатой структурой. Один из первых примеров гражданской архитектуры, сохранившийся по сей день - это Погодинская изба на Девичьем поле в Москве, спроектированная Николаем Никитиным (1856).

После 1861 г.

Крестьянская реформа 1861 года и последующие реформы Александра II подтолкнули либеральную элиту к исследованию корней национальной культуры. В архитектуре его первым результатом стало появление "фольклорного", или "псевдорусского" стиля, ярко представленного в произведениях 70-хх гг XIX в. Ивана Ропета (Терем в Абрамцево, 1873) и Виктора Гартмана (типография Мамонтова, 1872). Эти художники вместе с Народническим движением идеализировали жизнь крестьянина и создали собственную версию народной архитектуры. Дополнительным фактором стал отказ от западной эклектики, которая преобладала в гражданском строительстве 50-60-хх гг, реакция против "Запада в упадке", которую первым стал отстаивать влиятельный критик Владимир Стасов.

Иван Забелин, один из теоретиков движения, заявил, что "русские хоромы, выросшие органически из крестьянских клетей, естественно, сохраняли в своем составе облик красивого беспорядка... По понятиям древности первая красота здания заключалась не в соответствии частей, а напротив в их своеобразии, их разновидности и самостоятельности". В результате "ропетовщина" - как нарекли стиль Ропета сплетники - сфокусировалась на совмещении ярких, но редко объединяемых элементов народной архитектуры, особенно покатые 2-скатные крыши, бочарные своды и резьбу по дереву. Дерево стало любимым материалом с того момента, как многочисленные фантазии не могли быть реализованы в каменной кладке. Это представляло позитивные и негативные аспекты для "ропетовщины". Негативные, поскольку деревянные структуры, особенно нестандартные, не были воспроизводимы в большом масштабе и поэтому получили распространение на очень короткое время; кроме того, сохранилось действительно мало зданий. Позитивные - т.к. скорость возведения и внешний вид, настолько далекий от православия, хорошо подходили для строительства выставочных павильонов, подиумов и других краткосрочных проектов. Эта тенденция продолжилась и в начале XX в. (с Федором Шехтелем, проект 1901 г.) и 20-хх гг (произведения Ильи Голосова, проект 1923 г.)

Кирпичная архитектура

В течение короткого периода, в 80-хх гг XIX в., менее радикальная версия псевдорусского стиля, базирующаяся на изучении кирпичной архитектуры XVII в., получила распространение в качестве нового официального искусства. Эти здания обычно строились из кирпича или белого камня, но обильно украшались, в соответствии с традицией русской народной архитектуры. Характерные элементы этого периода - колонны с энтазисом, потолки с опущенным сводом, остроконечные крыши, фрески с цветочными мотивами, использование цветных плиток и изобильная фантазийность - были узнаваемы как внутри, так и снаружи подобных конструкций. Типичным примером данной архитектуры является Государственный исторический музей (1875-1881, проект Владимира Осиповича Шервуда), который довершает образ Красной площади в Москве.

Разрушенные и находящиеся под защитой

1898-1917

На рубеже XIX и XX вв Православная русская церковь начала финансировать строительство величественных соборов и в рабочих пригородах. Некоторые из них, такие как возведение Вознесенского собора в Дорогомилово (1898-1910), вмещающего до 10 тыс. верующих, были начаты в тихих сельских пригородах, которые увеличивали численность своего населения во время построения. Христианские теоретики объясняют выбор таких удаленных мест желанием церкви приблизить класс рабочих как раз в тот момент, когда состоятельные классы отдалялись от нее. Византийская архитектура стала для этих проектов почти естественным выбором: она ясно представляла истоки нации в противоположность современным европейским заблуждениям и была гораздо экономичнее в использовании, по сравнению со столичной неоклассической, и в отношении стоимости строительства, и относительно последующего ухода. Главные примеры этого типа были построены после революции 1905 г.:

  • Богоявленский собор в Дорогомилове, Москва, 1898-1910
  • Иверский собор в Николо-Перервинском монастыре, Перерва (ныне Москва), 1904-1908
  • Кронштадтский собор, 1908-1913

1905-1917

  • Колокольня Рогожского кладбища, Федора Горностаева, 1908-1913
  • Церковь в Балаково, Федора Шехтеля, 1909-1912
  • Церковь Св. Николая в Белорусской заставе, Москва, 1914-1921




Церковь в центре Ярославля. фото: январь 2017 г.1



Кирпичный дом с центре Ярославля. фото: январь 2017 г.2



Собственный доходный дом арх. Н. П. Басина.
Архитектор: Н.П.Басин.
1878-1879 годы.

Является одним из первых доходных домов в Российской империи. Здание является одним из самых роскошных среди зданий русского стиля. В то же время здание уникально: оно практически полностью оформлено с использованием мотивов деревянного народного зодчества, интерес к которому был тогда огромен. Тем самым получилась замечательная в своём роде каменная резьба.

Здание стоит на площади Александрийского театра в Петербурге, которая является классической по оформлению. Дом Басина построен с тем, чтобы выделяться благодаря контрасту, что усиливает эффект и повышает интерес к этому зданию.

Https://vk.com/club45959126?z=photo-45959126_311211905%2Falbum-45959126_165589542%2Frev3



Народный дом. 1897 год. Эскиз Ф.О.Шехтеля.4



Театр "Скоморох". Проект фасада, 1886 г. Эскиз Ф. О. Шехтеля.5



А.Л.Гун. Проект церкви. 1902 г.6



Музей Суворова.
Архитекторы: А.И. фон Гоген и Г.Д.Гримм.
1900-1904 годы.

Artikka,net (урл на модерации)/voennjyy-muzey-suvorova-v-spb.html7



Шедевром русского стиля в архитектуре является необычное здание музей Суворова в Санкт-Петербурге. Здание, выстроеное в стиле старых русских крепостей, имеет и сильное влияние модерна, которое отражается в кирпичной кладке, мягковатым декором и двумя прекрасными мозаиками, которые рассказывают о Суворове. Музей был возведён в 1900 - 1904 годы, и открыт к 175летию великого русского полководца.

Https://vk.com/club459591268


- Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)

Комментарий:

Неорусский стиль или стиль национального романтизма - явление в русской культуре 1880-х - 1917 гг., основанное на возрождении традиций древнерусского зодчества и народных ремесел. Первые обращения художников и архитекторов к русской допетровской традиции относятся еще к середине XIX в. и лежат в общем русле ретроспективных стилей эпохи историзма, основой которого является поверхностная стилизация

Форм. Качественный скачок в развитии неорусского стиля происходит в начале 1880-х гг. с возникновением абрамцевского кружка в имении С.И. Морозова и деятельностью таких выдающихся русских художников, как В. Васнецов, М. Врубель, Е. Поленова и ее брата В. Поленова, которые инспирировали создание гончарной и столярной мастерских для комплексного оформления внешнего и внутреннего решения убранства доходных домов и особняков. В основе создания предметов в неорусском стиле лежало глубокое изучение подлинных предметов быта русского крестьянства, образцов архитектуры домонгольского периода и художественная интерпретация изученного. Так появился весь комплекс построек и оформление в неорусском стиле в с. Абрамцево. Около 20 лет кружок в Абрамцево активно развивался, демонстрировал свои изделия на художественно-промышленных выставках, являясь образцом неорусского стиля для других кустарных производств. В 1900 г. возникает творческое объединение в с. Талашкино, принадлежавшем княгине М.К. Тенишевой, которая приглашает к сотрудничеству М. Врубеля, Н. Давыдову, С. Малютина, А. Головина, К. Коровина, Н. Рериха. Для талашкинских изделий характерен больший спектр художественных заимствований – скандинавское искусство викингов, языческие славянские культуры, скифское искусство, западноевропейское средневековье, фольклор и выраженное авторское начало. В начале 1900-х гг. были реализованы такие программные сооружения в неорусском стиле, как доходный дом Перцовых у храма Христа Спасителя, ц. Спаса Нерукотворного в п. Клязьма. Ближе к середине 1900-х гг. многие художники-прикладники разрабатывали эскизы более функциональных и простых в изготовлении предметов с простым геометрическим силуэтом, напоминавшим произведения Ольбриха и Макинтоша. В 1910 г. при Московском Кустарном музее был открыт Музей образцов, в котором можно было заказать понравившийся образец мебели в неорусском стиле к повтору. Большое количество мебели, декоративно-прикладных предметов, керамики Абрамцево и Талашкино тиражировалось в кустарных мастерских, среди наиболее известных стоит отметить мастерские Московского Кустарного музея, Хотькова, Сергиева Посада, кусты Нижегородской губернии, московский керамико-художественный завод «Абрамцево», кустарные мастерские Московского земства, мастерские при Строгановском художественно-промышленном училище и др

Купить предметы в неорусском стиле

В нашем салоне-магазине в Москве представлены мебель, шкатулки, керамика в неорусском стиле, исполненные в мастерских Абрамцево, Талашкино и на других кустарных производствах начала XX века.

НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ - Направление в русской архитектуре и декоративно-прикладном искусстве в рамках стиля модерн , основанное на свободной интерпретации мотивов древнерусского искусства.

Неорусский стиль - российский ва-ри-ант искусства ев-ропейского на-цио-наль-но-го ро-ман-тиз-ма конца XIX - начала XX веков. Осо-бен-ность Неорусского стиля за-клю-ча-лась в эпи-чес-кой по-эти-ке ху-дожественного об-раза, те-ат-ра-ли-за-ции фор-мы, на-ли-чии в ней эле-мен-тов гро-те-ска и сим-во-лической изо-бра-зи-тель-но-сти. В от-личие от рус-ско-го сти-ля, ори-ен-ти-ро-ван-но-го на об-раз-цы XVI-XVII веков, Неорусский стиль из-брал в ка-че-ст-ве про-об-ра-зов в основные до-мон-голь-ские по-строй-ки Нов-го-ро-да и Пско-ва, а так-же де-ревнее зод-че-ст-во Русского Се-ве-ра, во-пло-щав-шие национальных иде-ал во-ин-ской ге-рои-ки и свя-то-сти. Цен-тра-ми за-ро-ж-де-ния Неорусского стиля бы-ли Аб-рам-цев-ский ху-до-же-ст-вен-ный кру-жок, где по про-ек-ту ху-дож-ни-ков В.М. Вас-не-цо-ва и В.Д. По-ле-но-ва соз-да-на пер-вая по-строй-ка Неорусского стиля - церковь Спа-са Не-ру-ко-твор-но-го (1881-1882 годы), и мас-тер-ские Та-лаш-ки-на (С.В. Ма-лю-тин, Н.К. Ре-рих).

В начале XX века вид-ную роль в ут-вер-ж-де-нии этой сти-ли-сти-ки сыг-ра-ли мас-тер-ские Стро-га-нов-ско-го ху-дожественные-промышленные училища. Сфе-ра рас-про-стра-не-ния Неорусского стиля в 1900-1910-х годов ох-ва-ты-ва-ла как хра-мо-вое, так и гражданское строи-тель-ст-во, а так-же де-ко-ра-тив-ное искусство, ди-зайн ме-бе-ли и ин-терь-е-ров, цер-ков-ную ут-варь. Но-вые ме-то-ды ин-тер-пре-та-ции древ-них про-об-ра-зов бы-ли ап-ро-би-ро-ва-ны в де-ревянной ар-хи-тек-ту-ре вре-мен-ных вы-ста-воч-ных па-виль-о-нов в Ниж-нем Нов-го-ро-де («Рус-ский Се-вер», 1896 год, архитектор И.Е. Бон-да-рен-ко), Па-ри-же («Рус-ская де-рев-ня», 1900 год, по про-ек-ту К.А. Ко-ро-ви-на , А.Я. Го-ло-ви-на) и Глаз-го (1901 год, архитектор Ф.О. Шех-тель). Круг за-каз-чи-ков Неорусского стиля был об-ши-рен - от императорской фа-ми-лии до ста-ро-об-рядческих об-щин. Наи-бо-лее яр-кие об-раз-цы ар-хи-тек-ту-ры Неорусского стиля со-зданы пред-ста-ви-те-ля-ми пе-тербургской шко-лы, свя-зан-ны-ми с АХ (В.А. По-кров-ский, А.В. Щу-сев, Н.В. Ва-силь-ев и др.) и Институтом гражданских ин-же-не-ров (А.П. Ап-лак-син, С.С. Кри-чин-ский). Ори-ги-наль-ный ва-ри-ант Неорусского стиля сло-жил-ся в Мо-ск-ве (С.У. Со-ловь-ёв, А.А. Ост-ро-град-ский, Н.С. Кур-дю-ков и другие). Боль-шим свое-об-ра-зи-ем от-ли-ча-ют-ся ста-ро-об-рядческие по-строй-ки Бон-да-рен-ко, связь ко-то-рых с древне-русскими про-об-ра-за-ми весь-ма ус-лов-на [храм Вос-кре-се-ния и По-кро-ва (1905-1908 годы) и церковь По-кро-ва По-кров-ско-Ус-пен-ской об-щи-ны (1906-1911 годы) в Мо-ск-ве].

Зна-чительную до-лю на-сле-дия Неорусского стиля со-став-ля-ют не-осу-ще-ст-влён-ные про-ек-ты, вклю-чая гра-до-строи-тель-ные (По-кров-ский, Ва-силь-ев). Сре-ди клю-че-вых по-стро-ек Неорусского стиля: Яро-слав-ский во-к-зал в Мо-ск-ве (1902-1904 годы, Шех-тель), По-кров-ский храм Мар-фо-Ма-ри-ин-ской оби-те-ли в Мо-ск-ве (1908-1912 годы, Щу-сев); Фео-до-ров-ский со-бор в Цар-ском Се-ле (1909-1912 годы), ком-плекс зда-ний Государственного бан-ка в Ниж-нем Нов-го-ро-де (1911-1913 годы), храм-па-мят-ник русским вои-нам в честь 100-ле-тия «Бит-вы на-ро-дов» под Лейп-ци-гом (1911-1913 годы, все - По-кров-ский).

По-сле 1917 года Неорусского стиля про-дол-жил бы-то-ва-ние в цер-ков-ном строи-тель-ст-ве русской эмиг-ра-ции, став вы-ра-же-ни-ем её стрем-ле-ния со-хра-нить на чуж-би-не национальную иден-тич-ность: церк-ви Святой Трои-цы в Бел-гра-де (1924-1925 годы, архитектор В.В. Ста-шев-ский) и Ус-пе-ния на Оль-шан-ском клад-би-ще в Пра-ге (1924-1925 годы, архитектор В.А. Брандт и другие), Свя-то-Вла-ди-мир-ский храм в Джэксо-не, штат Нью-Джер-си (1940-1960-е годы, архитектор Р.Н. Вер-хов-ской) и др.

Псевдорусский стиль в архитектуре

Псевдорусский (иначе - Неорусский , Ложнорусский ) стиль является общим условным названием совокупности различных по своим идейным истокам течений в русской архитектуре , возникших во второй четверти XIX в. и представляющих собой синтез традиций древнерусского и русского народного зодчества, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры.

Псевдорусский стиль возник в рамках общего подъема интереса к национальной архитектуре, царившей в Европе XIX в., и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. В настоящее время псевдорусский стиль зачастую ошибочно называют русской или древнерусской архитектурой, хотя он напрямую не наследует русскую архитектурную традицию. Представляя собой искусную стилизацию, псевдорусский стиль последовательно сочетался с другими, интернациональными стилями - от архитектурного романтизма первой половины XIX в. до стиля модерн . Является одним из направлений архитектурного стиля историзм .

Развитие

Храм Христа Спасителя - пример русско-византийского стиля

Одним из первых течений, возникших в рамках псевдорусского стиля, является зародившийся в 1830-е гг. «русско-византийский стиль» в архитектуре церквей. Развитию этого направления способствовала весьма широкая правительственная поддержка, поскольку русско-византийский стиль воплощал идею официального православия о преемственности между Византией и Россией . Для русско-византийской архитектуры характерно заимствование ряда композиционных приёмов и мотивов византийской архитектуры, наиболее ярко воплотившихся в «образцовых проектах» церквей Константина Тона в 1840-е гг. В рамках этого направления Тоном были возведены Храм Христа Спасителя , Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата в Москве , а также кафедральные соборы в Свеаборге , Ельце (Вознесенский собор), Томске , Ростове-на-Дону и Красноярске .

Другое направление в рамках псевдорусского стиля возникло под влиянием романтизма и славянофильства , для которого были характерны постройки, использующие произвольно истолкованные мотивы древнерусской архитектуры. В рамках данного направления были возведены многие постройки Алексея Гороностаева , ярким примером является построенная в Москве на Девичьем поле деревянная «Погодинская изба» Николая Никитина.

В начале 1870-х гг. под воздействием народнических идей , охвативших широкие слои демократически настроенной интеллигенции, особенно молодежи, возник новый демократический вариант псевдорусского стиля, который сводился к обильному декорированию зданий узорами, типичных для русского народного зодчества, прежде всего, вышивки и резьбы по дереву. Идеологические основы народничества обусловили резкую критику западного ретроспективизма и пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI -XVII вв. Одними из самых ярких представителей псевдорусского стиля 1870-х гг. стали Иван Ропет («Терем» в Абрамцеве под Москвой, г.) и Виктор Гартман (типография Мамонтова, ныне № 16 Главполиграфпрома в Москве, 1872 г.). Это направление (известное также как «ропетовщина»), активно пропагандировавшееся известным художественным критиком того времени, Владимиром Стасовым , распространилось вначале в архитектуре деревянных выставочных павильонов и небольших городских домов, а затем в монументальном каменном зодчестве.

ГУМ - пример псевдорусского стиля конца XIX в.

К началу 1880-х гг. «ропетовщину» сменило новое официальное направление псевдорусского стиля, почти буквально копировавшее декоративные мотивы русской архитектуры XVII в. В рамках данного направления здания, построенные, как правило, из кирпича или белого камня, с применением интернациональных строительных технологий стали обильно декорироваться в традициях русского народного зодчества. Характерные приёмы этого времени, такие как «пузатые» колонны, низкие сводчатые потолки, узкие окна-бойницы, теремообразные крыши, фрески с растительными орнаментами, использование многоцветных изразцов и массивной ковки, проявляются как во внешнем, так и во внутреннем убранстве помещений. Одним из типичных образцов, на которые ориентируется псевдорусская архитектура это периода является собор Василия Блаженного - здание построенное в китчевом эклектичном, основанном на традициях, прежде всего, восточной архитектуры, стиле. В рамках данного направления были возведены Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа , - гг., архитектор Александр Померанцев), здание Исторического музея ( - гг., архитектор Владимир Шервуд), завершившие ансамбль Красной площади в Москве и Саввинское подворье архитектора И. С. Кузнецова .

В начале ХХ века «неорусский стиль» получает дальнейшее развитие. В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова. На сооружениях этого направления лежит отпечаток стилизации в духе модерна. В Санкт Петербурге «неорусский стиль» нашел применение главным образом в церковных постройках В. А. Покровского, С. С. Кричинского , А. П. Аплаксина .

Литература

  • Ильин М. А., Борисова Е. А., Архитектура , в книге: История русского искусства, т. 9, книга 2, М., 1965
  • Кириченко Е. И. [Архитектура 2-й половины 19 - нач. 20 вв.], в книге: Краткая художественная энциклопедия. Искусство стран и народов мира, т. 3, М., 1971

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Псевдорусский стиль в архитектуре" в других словарях:

    Псевдорусский стиль - ПСЕВДОРУССКИЙ СТИЛЬ, подражание древнерусским или русским образцам в архитектуре и художественной промышленности 19 в. В 1830 х гг. возник официальный “русско византийский” стиль (К.А. Тон). Идеями славянофильства навеян узорочный псевдорусский… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Запрос «Русский стиль» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Сюда перенаправляется запрос «Русско византийский стиль». На эту тему нужна отдельная статья. Псевдорусский стиль или русский стиль (включает неорусский стиль и русско визан … Википедия

    Условное общее наименование нескольких различных по своим идейным истокам эклектических направлений в русской архитектуре 2 й половины 19 в. С 1830 х гг. в архитектуре церквей начал распространяться пользовавшийся правительственной… …

    Стилевое направление в архитектуре второй половины XIX в., в поисках национальной самобытности ориентировавшееся на древнерусское зодчество. С 1830 х гг. многие крупные соборы и общественные здания строились в формах так называемого русско… … Москва (энциклопедия)

    Стиль в литературе и искусстве, устойчивая целостность или общность образной системы, средств художественной выразительности, образных приёмов, характеризующих произведение искусства или совокупность произведений. С. также называется система… … Большая советская энциклопедия

    I (Stál) Андре (р. 1.4.1921, Эрньи, департамент Нор), французский писатель, публицист. Член Французской коммунистической партии (ФКП) с 1942. Окончил университет в Лилле. Лиценциат литературы и философии. Участвовал в Движении… … Большая советская энциклопедия

    Ая, ое. 1. Использующий внешние признаки русской культуры, быта, мышления и т.п.; не являющийся подлинно русским. П ие пляски. П ие интересы. 2. Архит. Направление в русской архитектуре 19 в., пытавшееся возродить формы, декоративное оформление,… … Энциклопедический словарь

    псевдорусский - ая, ое. 1) Использующий внешние признаки русской культуры, быта, мышления и т.п.; не являющийся подлинно русским. П ие пляски. П ие интересы. 2) архит. Направление в русской архитектуре 19 в., пытавшееся возродить формы, декоративное оформление,… … Словарь многих выражений

    Псевдорусский (иначе Неорусский, Ложнорусский) стиль является общим условным названием совокупности различных по своим идейным истокам течений в русской архитектуре, возникших во второй четверти XIX в. и представляющих собой синтез традиций… … Википедия

Книги

  • Шедевры русской архитектуры , Ивашкова Татьяна Борисовна , Русская архитектура развивалась вместе со страной. Вместе с нею она испытывала влияния иных культур - сначала византийской, позднее западноевропейской. Но всякий раз, впитав лучшее, порождала… Категория: Архитектура. Скульптура Серия: Подарочные издания. Коллекция Издатель:

В о времена, когда самым популярным стилем был историзм, зодчие обращались за вдохновением не только к античной или ренессансной классике, но и к национальной старине. «Культура.РФ» выбрала 10 памятников - интерпретаций традиционной отечественной архитектуры, построенных в псевдорусском, или, как его еще называют, неорусском, стиле.

Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»

Храм Спаса на Крови - мемориальная церковь, построенная в память об императоре Александре II на месте его гибели. Собор проектировали архитектор Альфред Парланд и архимандрит Игнатий Малышев. Идея построить храм в русском стиле принадлежала Александру III : он хотел, чтобы тот был похож на ярославские церкви XVII века.

Возводить храм начали через два года после трагического события - в 1883-м. Однако его строительство затянулось до 1907 года. Украшенный собор напоминал храм Василия Блаженного в Москве: каждый из девяти куполов был покрыт цветной эмалью и не похож на остальные. В декоре храма использовали мрамор, гранит, позолоту. Стены внутри украсили мозаикой по рисункам Виктора Васнецова , Михаила Нестерова и других известных художников тех лет.

Храм Спаса на Крови получил исключительный статус: он не был приходским, войти туда можно было только по специальному пропуску. После революции государство перестало финансировать церковь, заботу о ней взяли на себя горожане. В 1930 году храм был закрыт, после чего его использовали в самых разных целях: здесь размещался морг, склад театральных декораций. Только в 1997 году Спас на Крови открылся для посетителей в качестве музея. С 2004 года здесь периодически проводятся богослужения.

Музей русских древностей (Биологический музей имени Тимирязева) в Москве

Музей русских древностей (Биологический музей имени Тимирязева) в Москве. Фотография: Евгений Чесноков / yamoskva.com

Современный Биологический музей имени Тимирязева находится в здании бывшего Музея российских древностей. Псевдорусский терем для собрания предметов старины построили на средства известного купца и мецената Петра Щукина. Первое здание в духе краснокирпичного ярославского зодчества возвел в 1892–1893 годах архитектор Борис Фрейденберг. Нарядное строение украшали декоративные флюгеры в виде флажков и двуглавых орлов, разноцветные изразцы и скульптурное панно с изображением крылатого единорога. Когда коллекция музея увеличилась, архитектор Адольф Эрихсон возвел рядом еще одно здание - и строения соединили подземным тоннелем. Завершил архитектурный ансамбль музея одноэтажный корпус для музейного архива, построенный Федором Кольбе в 1905-м.

Исторический музей в Москве

Государственный Исторический музей в Москве. Фотография: Алёшина Оксана / фотобанк «Лори»

Архитекторы, которые строили здание Исторического музея , должны были органично вписать его в ансамбль Красной площади. Поэтому Владимир Шервуд и Анатолий Семенов обратились к стилю русской архитектуры XVII века.

Авторы вдохновлялись вологодскими и ярославскими храмами, церковью Вознесения в Коломенском и соседним Кремлем: о нем напоминают башенки с четырех сторон здания и зубцы с бойницами между ними. Шатры башен украшали двуглавые орлы, лев и единорог под императорской короной. Хотя здание возводили «под старину», в строительстве использовались новейшие материалы и технические разработки - вентиляция, водопровод, современная система отопления. Над интерьерами работали известные художники - Иван Айвазовский , Виктор Васнецов, Валентин Серов . Они создали оригинальные экспозиционные залы - «Каменный век», «Ночные жертвоприношения» и другие.

Здание ГУМа в Москве

Здание ГУМа в Москве. Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»

ГУМ, или бывшие Верхние Торговые ряды , построили на Красной площади по проекту Александра Померанцева в 1890–1893 годах. Здание возвели всего за четыре года, внутри него было множество технических новинок. В ГУМе работала собственная электростанция, телеграф, водопровод, а вместо крыши здесь установили стеклянные купола по проекту Владимира Шухова . При этом здание построили в традициях старинных гостиных рядов. Это был целый город с магазинами, кондитерской, кинотеатром и банком.

После революции в ГУМе размещались квартиры партийной элиты и конторы. Только в 1950-е к зданию вернулось его изначальное предназначение и оно стало Государственным универсальным магазином.

Особняк Игумнова в Москве

Особняк Игумнова (резиденция посла Франции) на Большой Якиманке в Москве. Фотография: Денис Ларкин / фотобанк «Лори»

Известный промышленник Николай Игумнов заказал строительство своего нового московского особняка ярославскому архитектору Николаю Поздееву в 1888 году. Терем в псевдорусском стиле с островерхими шатрами и колоколенками построили из голландского кирпича и украсили разноцветными изразцами в духе ярославской архитектуры. Среди других декоративных деталей здания - необычные арки и колонны. Войдя внутрь особняка, гости попадали на парадную лестницу а-ля рюс, а вот интерьеры комнат оформили в европейском стиле. В советское время в здании располагался Институт мозга человека, сейчас особняк принадлежит Французскому посольству.

Саввинское подворье в Москве

Саввинское подворье в Москве. Фотография: Татьяна Белова / фотобанк «Лори»

Здание с остроконечными башенками было построено в 1907 году как подворье Саввино-Сторожевского монастыря . Его возвел архитектор Иван Кузнецов. Подворье украсили керамической плиткой, поливными изразцами и декоративными колоннами.

В адресе Саввинского подворья значится одна из самых известных московских улиц - Тверская. Однако сегодня строение расположено во дворах, хотя раньше выходило фасадами на саму улицу. В 1930-е годы его хотели снести, так как оно не вписывалось в облик новой коммунистической Москвы. Однако в 1939 году просто передвинули вглубь квартала по проекту инженера Эммануила Генделя.

Дом-музей Виктора Васнецова в Москве

Дом-музей художника Виктора Васнецова в Москве. Фотография: Солодовникова Елена / фотобанк «Лори»

Проект собственного дома художник Виктор Васнецов придумал сам. По рисункам его воплотил в реальность архитектор Василий Башкиров (по другим данным, Михаил Приемышев) в 1893–1894 годах. Окна здания декорированы нарядными наличниками и колоннами, фасад опоясывают поливные изразцы. Интерьеры дома также были выполнены под руководством хозяина: по его эскизам сделали печь, мебель. Васнецов жил здесь до конца своих дней, а спустя 30 лет после его смерти в здании открылся мемориальный музей.

Погодинская изба в Москве

Погодинская изба в Москве. Фотография: Денис Ларкин / фотобанк «Лори»

Один из старейших деревянных домов Москвы архитектор Николай Никитин возвел в середине XIX века. Строительство здания в духе народной избы заказал предприниматель Василий Кокорев - это был подарок известному историку и знатоку русской культуры Михаилу Погодину. Поэтому его и стали называть «погодинская изба».

Здание представляет собой сруб, украшенный традиционными «полотенцами» - вертикальными резными украшениями - и наличниками. Здесь Погодин хранил свои исторические реликвии, дом был так называемым «древнехранилищем». Погодинская изба стала одним из главных литературных салонов своего времени. Здесь любили бывать Троице-Сергиевой лавры . Также здесь находились трапезная палата с домовой церковью Сергия Радонежского , Розовая палата для проживания дьяконов, Желтая палата для причетников - в годы Первой мировой войны здесь размещался госпиталь. Сегодня Федоровский городок принадлежит Русской православной церкви.

Собор Петра и Павла в Петергофе

Собор во имя Святых апостолов Петра и Павла в Петергофе. Фотография: Ольга Липунова / фотобанк «Лори»

В конце XIX века разросшийся Петергоф стал испытывать недостаток в большом храме, где могло бы собраться много прихожан. Автором проекта нового собора Петра и Павла стал Николай Султанов, но строительством руководил архитектор Василий Косяков. Пятиглавый храм облицевали красным и желтым кирпичом и украсили поливными изразцами и декоративными колонками. Также на фасадах поместили иконы святых - покровителей императорской фамилии. Собор относился к придворному ведомству, сюда приходили члены императорской семьи.

В 1930-е годы собор закрыли, в годы войны он сильно пострадал. Позже здание использовали как склад, и восстановили церковь только в 1980-е годы.