Проверять билеты

Мария,

Капельдинер - от немецкого Kapelldiener, служащий капеллы, проще говоря, контролёр-билетёр.

Почти два театральных сезона я работала в Михайловском театре Санкт-Петербурга и могу рассказать о специфике работы именно в этом театре.

Попала туда, едва закончив школу и поступив в вуз. И мне казалось, что я попала в иной мир. Вокруг было много новых людей, таких красивых, интересных, увлечённых, творческих. А на сцене каждый вечер случалось истинное чудо.

Капельдинер приходит на работу за два часа до начала спектакля. В течение часа нужно привести себя в порядок: переодеться, девушкам - аккуратно собрать волосы и нанести лёгкий макияж. Девушки работают в специально сшитых костюмах: в белой блузке, пиджаке и юбке. Обязательны туфли на невысоком каблуке. Молодые люди работают в классических черных костюмах.

В течение этого же часа необходимо получить у администратора программки и скомплектовать их - вложить либретто спектакля и состав исполнителей в обложку. За пятнадцать минут до «пуска» проводится планёрка, где администраторы театра рассказывают о заменах в составе исполнителей спектакля, ожидать ли особых гостей и о прочих рабочих моментах.

За час до спектакля начинается «пуск». Это время, когда двери театра открываются для зрителей. Капельдинеры проверяют билеты, отрывают «контрольки» и помогают зрителям сориентироваться в театре, найти свои места.

Во время спектакля капельдинер следит за порядком в зале. Например, запрещена фото- и видеосъемка, использование мобильных телефонов. Билетеры, находящиеся в зале, по рации передают коллегам информацию о том, кто из зрителей был замечен за подобными занятиями, и что необходимо подойти к нарушителю порядка и вежливо попросить его этого не делать.

По правилам посещения театра вход в зал после третьего звонка запрещён. Потому что шум и суета в зале во время спектакля мешают и оркестру, и артистам, и другим зрителям. В начале спектакля капельдинеры встречают опоздавших и объясняют, почему войти в зал в настоящий момент невозможно, и предлагают пройти в ресторан на прямую трансляцию спектакля или временно занять места на верхних ярусах до антракта. Естественно, чаще всего на это реагируют негативно, поток отрицательных эмоций льётся на капельдинера, но нужно быть максимально вежливым и тактичным.

В антракте капельдинеры тоже следят за порядком в зале: чтобы зрители не ели в зале (и не распивали коньяк из фляжек), не садились на бортик (опасно) и ничего на него не клали. Однажды с бортика упала стеклянная бутылка с водой и разбила барабаны в оркестровой яме стоимостью в несколько тысяч евро. В антракте капельдинеры отвечают на вопросы зрителей о театре, репертуаре, спектаклях и артистах. Вопросы могут быть самые разные: от года открытия театра, имени архитектора до бестактных расспросов о личной жизни артистов.


Михайловский театр в Санкт-Петербурге

Рабочий день капельдинера заканчивается, когда уйдёт последний зритель из его зоны и билетёр проверит, всё ли в порядке, нет ли забытых вещей.

В Михайловском театре цветы артистам на сцену и в гримерки тоже относят капельдинеры. Они же иногда встречают и провожают особых гостей.

Капельдинерами обычно работают студенты и чаще всего девушки. Эту работу можно совмещать с дневной формой обучения в вузе, так как спектакли, в основном, вечером. Зарплата капельдинера зависит от количества смен, но в целом составляет около 20 тысяч рублей.

Пока я работала на этой должности, мне удалось посмотреть все спектакли из тогдашнего репертуара театра. Конечно, не сразу и часто отрывками, ведь, находясь в зале, прежде всего нужно следить за нарушителями правил, а потом уже за действием на сцене.

Основной минус работы - . Ведь капельдинер - лицо, представляющее театр. И возможный негатив льётся именно на билетёра, будь то неудобное место, с которого плохо видно, или шумящие в соседней ложе дети. Приходится слушать, стараться найти решение конфликтной ситуации, создать все условия, чтобы зрителям было комфортно. Это требует и терпения, и выдержки, и в какой-то степени дипломатического таланта.

Капельдинер - работа не для всех. Если вы плохо переносите классическую музыку, не советую даже идти на . Однако, если искусство вам хотя бы немного близко, если вы не боитесь общаться с людьми, вам это понравится так же, как нравилось мне. И, кажется, в музыкальный театр я теперь влюблена на всю жизнь.

«Появилась тенденция - брать на работу молодых»

Кристина Токарева

Капельдинер Михайловского театра

Я работала в БДТ и в Михайловском театре. Работа интересна для тех, кто любит театр и получает кайф от общения с людьми.

У капельдинеров есть возможность смотреть спектакли, брать билеты для своих близких за очень приемлемые деньги. Так же любопытно изучать «внутреннюю жизнь» театра, общаться с великими актерами или танцовщиками балета.

Сейчас появилась тенденция - брать на работу молоденьких девочек, «музейных» бабушек почти не осталось. Капельдинеру необходимо многое знать о театре – мы же общаемся со зрителями.

Работа в театре лично меня радовала еще и тем, что ты стоишь в красивом месте, в красивой форме и общаешься с людьми, которые знают, зачем они сюда пришли.

Кому не стоит работать? Человеку без интереса и любви к театру, кто не умеет общаться, слабохарактерным людям и, как мне кажется, завистливым, ведь вокруг всегда нарядные зрители с красивыми спутниками.

«Раньше я была капельдинером, сейчас – администратор»

Виктория Архирейская

Капельдинер Михайловского театра

Работа капельдинера - это работа на ногах, и скорее подходит

Раньше я была капельдинером, сейчас – администратор.

В Михайловском театре общение между капельдинерами и администраторами происходит по рации. С началом спектакля партер закрывается, зрителей, которые опоздали, капельдинеры должны рассадить на свободные места выше. Как раз это и выясняется по рации.

«Не узнали Рэйфа Файнса»

Александра

Капельдинер Михайловского театра

Помню одну забавную ситуацию. У нас пятиминутка (небольшое собрание перед работой), мы все собрались, стоим, ждем, а вокруг нас крутится какой-то бородатый мужик. Никто не знает, кто он, что ему нужно, и не обращает на него внимания. А потом оказалось, что это был Рэйф Файнс (большинству зрителей он известен по роли Волан-де-Морта в «Гарри Поттере» и по фильму «Английский пациент»). В тот момент его никто не узнал…

Когда я только пришла в театр, была очень зажатой и неуверенной в себе. А театр - это постоянный контакт с посторонними людьми и к каждому нужно найти свой подход, поэтому волей-неволей становишься общительным и открытым человеком, который к тому же должен уметь разрешать различные конфликтные ситуации.

Благодаря этой работе ты приобретаешь навыки общения с очень разными людьми: и с адекватными, и с полными психами, с милыми интеллигентами, которые хотят знать о театре всё, и со знаменитостями.

Ну и, конечно же, театр помогает завести друзей и .

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Про капельдинера в наше время чаще вспоминают в книгах, чем в реальности. Первые капельдинеры появились в кинотеатрах в эпоху немого кино, которое позиционировалось как роскошное развлечение для избранных. А теперь это слово можно услышать разве что в театральной среде.

Кто это - капельдинер?

В русский язык слово пришло из немецкого от kapeldiner. Буквально означает: капельдинер - это служащий в капелле. Впервые такая должность появилась в театрах и кинозалах. Капельдинеры осуществляли билетный контроль, провожали зрителей до места, занимались чисткой сидений кресел, иногда убирали залы. Именно капельдинеру задавали вопросы и о программе вечера, и об актерах; к нему же шли за разрешением неожиданно возникших мелких проблем. Наиболее востребованной эта профессия считалась в американских кинотеатрах в 20-е годы прошлого века. Кстати, их обязанностью считалось разводить народ по залам так, чтобы не происходило смешения белокожих и цветных зрителей. Потом волна сокращений, связанная с началом Великой депрессии, привела к тому, что эти работники практически исчезли из кинотеатров.

Зачем капельдинер в театре?

Чем занимается в театре капельдинер? Были свои специфические заботы и у этой категории сотрудников. В их обязанности входил уход за театральными музыкальными инструментами. Считается, что капельдинер - это человек, усовершенствовавший целый ряд конструктивных элементов музыкальных инструментов. Говорят, первопричина явления кроется именно в этом.

Вообще, театральный капельдинер - это человек, который создает особую атмосферу. Завзятые театралы знали его в лицо и приветствовали как доброго знакомого.

Сейчас функция капельдинера почти утратила свое подлинное значение. В некоторых театрах, но их очень-очень мало, капельдинеры еще сохранились, но выполняют они совсем другие обязанности. Например, следят за соблюдением запрета на использование мобильных телефонов во время спектакля.

Преимущества:

Много свободного времени;

Возможность смотреть все спектакли в театре и все фильмы в кино.

Недостатки:

Небольшая зарплата.

Необходимые умения:

Отрывать бумагу;

Хорошо развитые мышцы ног, чтобы выдержать весь день стоя;

Терпение.

Инвентарь:

Карман или сумка, чтобы складывать оторванные от билетов корешки.

Проверять билеты – не самая престижная работа из существующих на рынке труда, но как вариант все-таки возможна. Сейчас эта профессия неблагозвучно называется «билетер», а раньше служитель при театре, проверяющий входные билеты, следящий за порядком в зале, именовался капельдинером. И это была, надо сказать, довольно престижная профессия.

Но времена и нравы меняются, а профессии остаются, некоторые утрачивают свое прежнее значение, изменяются, приобретают новые черты. Сегодня билетеры работают в цирках, театрах, кино, клубах.

Работа билетером в театре больше подходит для пенсионеров, у которых деньги в принципе есть, просто не хочется сидеть дома, а хочется общения с людьми. И как раз работая билетерами, они в полной мере реализуют свою потребность в общении.

Функции билетеров очень просты: стоять при входе в зал, проверять билеты у пришедших на представление, отрывать часть билета со словом «контроль» (для отчетности), ну и не пускать безбилетных. Обычно работает несколько билетеров, их количество определяется количеством входных дверей в помещение. Как правило, у каждой двери стоят по два билетера. Однако есть и определенные трудности в этой работе. Главная трудность связана с тем, что работать приходится полный рабочий день (а в театре он начинается с 10.00 ч, а заканчивается в 22.00 ч, а в кино и вообще круглые сутки), стоя практически на одном месте. И нужно иметь очень удобную обувь для того, чтобы ноги не так сильно уставали.

К тому же в обязанности билетеров входит следить за порядком в зале во время сеанса или представления, чтобы никто не ходил по залу, не вставал со своих мест, громко не говорил; помогать посетителям в поиске места; отвечать на интересующие их вопросы.

Заработная плата оставляет желать лучшего и в среднем составляет 1200 рублей в месяц.

В последнее время оформилась новая специальность так называемых билетеров, которые проверяют билеты в ночные клубы. Их задача заключается в проверке билетов при входе в ночной клуб. Также им нужно следить за порядком во время дискотеки, по мере возможности разрешать конфликтные ситуации с посетителями. Работать могут все: и юноши, и девушки. Но клубы для полной уверенности в безопасности клуба и его посетителей стараются брать на работу молодых людей, атлетически сложенных, с развитой мускулатурой. В некоторых ночных клубах существует так называемый фэйс-контроль. Задача охранника не пропускать в клуб сомнительных личностей, невзирая на наличие у них билетов. Нередко из-за этого возникают разбирательства, что зачастую усугубляется нетрезвым состоянием посетителя. Специально для таких случаев в уставе любого ночного клуба или развлекательного комплекса обязательно прописаны положения: «Администрация имеет право отказать в посещении без объяснения причин», а также «Администрация имеет право в любое время удалить любого посетителя из помещения клуба без объяснения причин».

Рабочий день (а точнее – ночь) сотрудника фэйс-контроля длится с 20.00 ч до 4.00-6.00 ч утра. Ввиду некоторой опасности такой работы заработная плата, конечно, выше, чем у бабушки, которая проверяет билеты в театре и общается с интеллигентной публикой. Она составляет в среднем, 7000–9000 рублей.

Итак, если Вам интересны кино, театр или цирк, Вы вполне сможете стать там билетерами. Удачи!

Вы не сможете этим заниматься, если...

Не можете долгое время провести на ногах.

До первого звонка эти билетеры дежурят в фойе и их задача – объяснить, где находится партер, бельэтаж или балкон, с какой стороны лучше войти в зал. А потом переместиться на свое рабочее место, указать нужный ряд, продать программку, рассадить зрителей по местам. Если случаются накладки и встречаются дублирующиеся билеты, то билетер должен пригласить дежурного администратора, а тот пересадить людей на свободные, но равнозначные места.

Контролер билетов должен быть также готов ответить зрителям на вопросы о репертуаре театра.

– К нам часто подходят люди и говорят, что им понравился какой-то спектакль, спрашивают, что еще можно посмотреть в РАМТе, например, этого же жанра, – рассказывает Яна. – Если человеку понравился «Эраст Фандорин», советуем ему «Инь и Ян» – тоже детектив по Борису Акунину. А если зритель в восторге от «Алых парусов», рекомендуем другой спектакль мелодраматического характера – «Таня». Он очень нравится девушкам. Многие подходят к нам говорят: «А мы вас помним! Вы нам посоветовали и мы пришли». С некоторыми зрителями общаемся уже, как с друзьями.

Капельдинер также поддерживает в зале дисциплину: смотрит, чтобы зрители не фотографировали и не записывали постановку на видео, не ели, не разговаривали и не нарушали тишину, не портили и не пачкали кресел (встречаются такие «театралы», которые проходят к своему месту не по проходу, а перешагивая через ряды и наступая на сидения ногами).

Перед тем, как закрыть зал после спектакля, билетеры проверяют его состояние. Одна из главных бед, с которыми приходится сталкиваться, – жевательные резинки.

– Если к креслам прилеплена жвачка, мы «вооружаемся» строительным мастерком и отскребаем ее, – говорит Надя. – А еще у нас есть тряпочки, которыми мы протираем кресла от пыли. Если обнаруживаем поломки, сообщаем администратору, а он, в свою очередь, извещает мебельщиков и другие цеха. У охраны есть журнал неполадок, где фиксируются все неисправности. На следующий день дежурные ремонтники просматривают его и устраняют неполадки.

Контроль за поведением зрителей – тема отдельная. Девчонки рассказывают, что встречаются и случаи, когда в зал проносят алкогольные напитки, грубят, ведут себя непочтительно даже во время спектакля. И все же они считают, что театр обладает огромной перевоспитывающей силой.

– Однажды на спектакль «Принц и нищий», – рассказывает Яна, – пришли школьники. Смотрю на трех ребят и думаю: с этими точно будут проблемы – сели отдельно, наверняка будут болтать, есть. В итоге весь класс шуршал шоколадками, а эта троица восторженно смотрела спектакль, громадными от восхищения глазами.

А бывали случаи, когда на постановку «А зори здесь тихие…» приходила молодежь, которая до спектакля вела себя вызывающе, а уходила со слезами на глазах. А после «Сотворившей чудо» плачут многие – и школьники, и женщины, и даже мужчины.

На «воротах», «разгоне» и в зале билетеры дежурят по очереди – по расписанию. То есть постоянные посты ни за кем не закреплены. Но ребята иногда меняются друг с другом. Например, если кто-то любит какой-то конкретный спектакль, ему дают возможность поработать в зале. А кому-то, к примеру, нужно подготовиться к завтрашнему экзамену (многие капельдинеры РАМТа – студенты). Тогда ему лучше подежурить на «воротах» – здесь во время спектакля можно почитать лекции.

Билетер – работа временная…

Рабочий день билетера начинается за полтора часа до спектакля. Капельдинеры проверяют свои рабочие места, в случае необходимости вешают номерки на сидения (если спектакль идет в малом формате и зрители сидят на скамейках или стульях), отмечают в программках играющий сегодня состав и переодеваются в рабочую одежду – белый верх, темный низ и зеленый жилет с бейджиком на груди. За полчаса до начала спектакля в театре зажигают люстры, все занимают свои места и начинается запуск зрителей.

График работы билетеров бывает весьма напряженным. Например, во время школьных каникул приезжают в театр к 10 утра и уходят в половине одиннадцатого вечера. Уйти в отпуск всей службой тоже невозможно – даже летом, когда труппа РАМТа в отпуске. В это время на нашей сцене идут спектакли гастролирующих театров и проходят Балетные сезоны.

Служба капельдинеров – место, где вопрос текучки кадров стоит наиболее остро. И не потому, что работа трудна – все ребята любят театр и привязываются к нему. Дело в том, что основная масса билетеров РАМТа – это студенты. И для них эта работа – временная. Надежда заканчивает обучение в Московской медицинской академии им. Сеченова и планирует работать по специальности – провизором. Яна училась на юриста, но поняла, что это не ее, и сейчас хочет попробовать себя в какой-нибудь другой сфере. Поэтому, рано или поздно, элегантные билетерские жилеты девушек и молодых людей сменят своих хозяев. Может быть, дорогие читатели, они предназначены для вас?

… но стать билетером не так-то просто

Но так ли легко попасть в службу капельдинеров РАМТа? Какие требования предъявляются к кандидатам на должность контролера билетов? С этими вопросами мы обратились к главному администратору театра Анне Красник:

– Билетер должен быть вежливым, терпимым, неконфликтным, стрессоустойчивым, иметь опрятный внешний вид, – рассказала нам Анна. – Когда я принимаю его на работу, провожу небольшое собеседование – задаю самые простые вопросы о жизни. Как правило, сразу видно, что человек из себя представляет. Если он ведет себя нахально у меня в кабинете, то зрителям будет откровенно хамить. С другой стороны, если человек заторможенный – это тоже плохо. Очень боимся театральных фанаток. Часто принимаем на работу по рекомендациям – больше вероятности, что человек окажется надежным.
Прежде, чем стать билетером в полном смысле этого слова, кандидат должен пройти двухмесячный испытательный срок. Как правило, большинству это удается. Некоторым – даже очень. Был, например, случай, когда молодой билетер не пустил в зал директора РАМТа, который не предъявил ему ни билет, ни пригласительный.
А вот если человек регулярно прогуливает часы работы, постоянно опаздывает и совершает другие грубые нарушения рабочего распорядка, в рядах билетеров РАМТа он вряд ли задержится.

Вернемся же в заключении к знаменитому «Театр начинается с вешалки» и сообщим еще один интересный факт. Гардеробщики РАМТа также относятся к службе капельдинеров. И потому наше первоначальное утверждение оказывается верным вдвойне. Билетеры – люди, встречающие зрителя самыми первыми. Они проверяют ваши билеты, предлагают вам раздеться, взять бинокль и даже поставить принесенные вами цветы в воду, чтобы во время спектакля они не завяли. Они помогают вам сориентироваться в театре, найти свои места, и… самыми последними провожают вас домой. Их служба – одна из самых ответственных и нужных, они – лицо РАМТа. И потому не только театр, но и каждый, пришедший на работу капельдинером, должен понимать всю ответственность, которую он берет за себя, надевая элегантную зеленую жилетку с бейджиком на груди.