"прощание славянки". Валерий Халилов: «Дирижер военного оркестра воспитывает не только своих оркестрантов, но и всех слушателей

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Халилова Валерия Михайловича

Халилов Валерий Михайлович − композитор, главный военный дирижер России, известный как организатор праздничных театрализованных представлений. Носил воинское звание генерал-лейтенанта.

Начало музыкального пути

Валерий Михайлович родом из узбекского города Термез. Там он появился на свет 30 января 1952 года. Когда Валере исполнилось девять лет, семья переехала в столицу СССР. Будущее мальчика было предопределено профессией его отца, военного режиссера. Вместе с тем смышленый ребенок довольно рано проявил свои музыкальности наклонности. Первые ноты в своей жизни он сочинил уже в четыре года, а уже с одиннадцати был зачислен в московское военно-музыкальное училище. Живописное место, где оно располагалось (Серебряный Бор), благоприятствовало творческим начинаниям. Здесь подросток не только овладевал инструментами, но и сочинял музыку. Параллельно приучался к четкому армейскому режиму. Конечно, о полноценной воинской службе речь не шла, однако распорядок дня максимально приближался к солдатскому. Пришлось привыкать к казарменному положению.

Зато в 1967 года Валерий Халилов получил незабываемые впечатления от необычайно красивого и мощного военного парада на Красной площади, по которому торжественно прошел в составе роты барабанщиков. До сих пор Валерий Михайлович вспоминал об этом с мальчишеским восторгом и гордостью. Впоследствии он не раз маршировал по главной площади страны, но тот период юности он забыть не в состоянии.

В период с 1970 по 1975 год проходил обучение в Московской государственной консерватории им. на факультете, где готовили руководителей исполнения ансамблевой музыки в армии. Наставником юноши являлся выдающийся советский дирижер Георгий Алявдин.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Главный военный музыкант страны

После окончания этого заведения Халилов прибыл в распоряжение командования Пушкинского высшего училища радиоэлектроники войск противовоздушной обороны. Молодому специалисту доверили дирижировать оркестром. Валерий рьяно и со знанием дела взялся за исполнение служебных обязанностей, в результате чего спустя короткое время вывел свой творческий коллектив на лидирующую позицию в Ленинградском военном округе. На окружном конкурсе военных оркестров курсанты Халилова вышли на первое место.

С 1981 года занимался преподавательской деятельностью, а в 2002-м возглавил оркестровое подразделение вооруженных сил России. Привлекался к разработке многих зрелищных представлений, в частности, фестиваля «Спасская Башня». История этого популярного патриотического мероприятия началась с 2007 года.

Валерий Халилов всегда придерживался мнения о том, что армейский оркестр непременно нужно ставить во главу угла. Именно поэтому, по его словам, профессию военного музыканта нужно уважать, а ее представителей всячески поддерживать.

Гибель

Жизнь Валерия Халилова трагически оборвалась 25 декабря 2016 года в авиакатастрофе над Черным морем. Генерал погиб в результате падения самолета, на котором он с музыкантами направлялся в Сирию.

ХАЛИЛОВ ВАЛЕРИЙ МИХАЙЛОВИЧ РУКОВОДИТЕЛЬ АНСАМБЛЯ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРОВА.

Родился (30.01.1952)в семье военного дирижёра в городе Термез, Узбекская ССР.
Отец Халилова по национальности - лакец, родом из села Хуты, Дагестан; мать -
крымская татарка. С 11 лет - воспитанник военно-музыкального училища
в Москве (кларнет). В 1970 -1975 годах обучался на военно-дирижёрском
факультете при Московской государственной консерватории им. П. И.Чайковского.

Первое место службы - дирижёр оркестра Пушкинского высшего военного
командного училища радиоэлектроники ПВО. В 1980 году оркестр под
управлением Халилова занял 1-е место на конкурсе
военных оркестров Ленинградского военного округа. В 1981 году Халилов
назначен преподавателемна военно-дирижёрский факультет Московской
государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
В 1984 году переведён в управление военно-оркестровой службы ВС СССР.
С 2002 по 2016 год -начальник военно-оркестровой службы Российской Федерации -
Главный военный дирижёр.В этой должности неоднократно выступал
в качестве дирижёра сводного военного оркестра,
принимавшего участие в Парадах, посвящённых Дню Победы на Красной площади.
С мая 2015 года - член попечительского совета «Академии праздничной культуры».
В апреле 2016 года назначен на должность Начальника ансамбля -
художественного руководителя Академического ансамбля песни и пляски
Российской армии имен А. В. Александрова.

Валерий Халилов выступил организатором многих праздничных театрализованных мероприятий,
участие в которых принимали как военные духовые оркестры России, так и коллективы
из многих стран мира. Среди этих мероприятий были такие международные военно-музыкальные
фестивали, как «Кремлёвская заря» и «Спасская башня». Являлся музыкальным
руководителем фестивалей «Спасская башня», «Амурские волны» (Хабаровск) и
«Марш столетия» (Тамбов), а также Международного военно-музыкального
фестиваля в Южно-Сахалинске.

Гастролировал с ведущими оркестрами Вооружённых Сил Российской Федерации
в Австрии, Швеции, США, Венгрии, Германии, КНДР, Монголии, Польше, Финляндии,
Франции, Швейцарии, Бельгии.
Перу Халилова принадлежат произведения для духового оркестра: «Адажио»,
«Элегия», марши - «Кадет», «Молодёжный», «Рында», «Улан», романсы и песни.

НАГРАДЫ: Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени,
орден Почёта, медали СССР, медали РФ.

УЧЁНОЕ ЗВАНИЕ – доцент.

БРАТ ВАЛЕРИЯ - Александр Михайлович Халилов - старший преподаватель
Военного института
(военных дирижёров) Военного университета Минобороны России, заслуженный а
ртист Российской Федерации (1997), полковник. Он является автором музыки
к песне «Мы уходим с Востока» ВИА «Каскад».

Валерий Михайлович Халилов погиб в Сочи 25 декабря 2016 года в авиационной
катастрофе самолёта Ту-154 Минобороны России, направлявшегося в Сирию.
Всего погибло 92 человека, в том числе 64 артиста возглавляемого и
м Ансамбля имени Александрова.

Википедия.


ВИКТОР ЗАХАРЧЕНКО: «КРАСНОЗНАМЁННЫЙ АНСАМБЛЬ ДОЛЖЕН БУДЕТ ЖИТЬ»

Случилась великая трагедия, мимо которой не прошел, думаю, ни один человек.
Постоянные репортажи по телевидению, и миллионы людей не только приникают
к экранам, но искренне плачут, переживая эту тяжелейшую утрату. На лицах россиян
печаль и грусть. Люди, летевшие помочь военнослужащим, все без исключения -
достойные, талантливые, смелые.

Я лично и Кубанский казачий хор хорошо знали Краснознаменный ансамбль
песни и пляски имени Александрова - наш знаменитейший коллектив, гордость страны.
Первые впечатления - из самого раннего детства, когда я впервые услышал
по радио краснознаменцев. Звучали «Вставай, страна огромная»,
«Вечер на рейде» - да любая песня их репертуара поднимала дух.
Сам коллектив воспринимался как знак нашего патриотизма,
безупречного профессионализма и высокой духовности. Мы же знаем и помним,
что его основатель Александр Васильевич Александров -
бывший регент главного храма российского, Храма Христа Спасителя.

У нас немало пересечений с александровцами. Вспомню одно. В 2012 году
отмечалось 200-летие наполеоновского похода. На концерте во Франции ансамбль
Александрова и Кубанский казачий хор выступали как единый коллектив.
Мы сохранили самые добрые чувства об этом партнерстве. Недавно
в Москве я возглавлял жюри конкурса, который проводило возрожденное
Хоровое общество. Слушали российские хоры, и в составе арбитров
был генерал-лейтенант Валерий Михайлович Халилов.
Нас связывало знакомство на ходу: при встрече кивали друг другу,
здоровались, но близко не общались. Можно сказать, что конкурс
в Измайловском кремле подарил мне близкого, очень родного человека.
Мы говорили о проблемах развития духовой музыки, с сожалением отмечали,
что сейчас она находится в глубоком упадке. О духовых оркестрах
Валерий Михайлович - первый военный дирижер страны - знал всё.
Я рассказал ему о проводившихся до перестройки марш-парадах
в Краснодаре и во всех казачьих городах. Одной из тем наших бесед был
и Краснознаменный ансамбль. Халилов внимательно слушал меня
и соглашался с тем, что на него возложена большая ответственность
продолжить славный путь коллектива, который не может стоять на месте,
а должен развиваться. Мы оказались единомышленниками.
Разговоры были прекрасные, я в нём почувствовал музыканта, художника,
гражданина, обеспокоенного делом своей жизни.

Валерий Михайлович проявлял какие-то образцовые человеческие качества.
На обсуждения жюри удалялось в небольшую комнатку, где было очень холодно.
Я приехал без теплой одежды и ежился от озноба.
Тогда он принес из раздевалки шубу и накинул мне на плечи.
Я отнекивался, говорил, что не генеральское
это дело - подавать шубу. Военный человек, строгий, немного даже суровый,
Халилов в душе был добрым, теплым и заботливым.

Кубанскому казачьему хору уже 205 лет, и каждый год в день рождения коллектива
мы вспоминаем ушедших и поем «Вечную память». Теперь мы станем поминать
погибших 25 декабря - Валерия Халилова и всех артистов, которых не забудем.
Они - наши братья по искусству, мы скорбим и переживаем горечь утраты.
Царствие небесное. Вечный покой всем безвинно павшим! С нами Бог -
будем об этом помнить…

Очень давно, еще в Новосибирске, откуда я вернулся на свою родину больше
четырех десятилетий назад, я написал песню. Газета «Комсомольская правда»
объявила поэтический конкурс. Геннадий Головатый - молодой, тогда неизвестный
читинский поэт - получил главный приз за стихотворение из двух четверостиший.
Поначалу, по молодости, я испытывал даже возмущение: почему только восемь строк?
Когда же прочитал их, они зазвучали в сердце и душе - и родилась песня.
Она никогда не исполнялась, но я мечтал, что однажды ее споют александровцы.
Видимо, не суждено. Сейчас, в траурные дни, чувствую, что эти удивительные
стихи имеют отношение к судьбе Краснознаменного ансамбля.

* * *
Слепые не могут смотреть гневно.
Немые не могут кричать яростно.
Безрукие не могут держать оружие.
Безногие не могут шагать вперед.

Но - немые могут смотреть гневно.
Но - слепые могут кричать яростно.
Но - безногие могут держать оружие.
Но - безрукие могут шагать вперед.

26.12.2016
Елена ФЕДОРЕНКО
Газета "Культура"

МОЛИТВА ЗА ДУШУ ВАЛЕРИЯ ХАЛИЛОВА,
РУКОВОДИТЕЛЯ АНСАМБЛЯ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРОВА,
ПОГИБШЕГО ПРИ КРУШЕНИИ САМОЛЁТА ТУ-154
НАД ЧЁРНЫМ МОРЕМ.

Отец наш Небесный! Да святится имя Твое!
Небесная наша Заступница – Пресвятая Богородица!
Иисус Христос – Спаситель Мира! Земля-матушка!
Пророки, Архангелы, Ангелы, Святые!
Упокойте душу Валерия Михайловича Халилова,
художественного руководителя и дирижёра
Ансамбля имени Александрова,
погибшего при крушении самолёта Ту-154.
Пусть светлая скорбь и молитвы родственников,
друзей, поклонников и всех добрых людей
помогают душе Валерия обрести покой небесный.
Пусть смерть этого талантливого музыканта,
умелого руководителя и отважного генерала
послужит установлению мира на Земле.
Пусть на замену Валерию Халилову
найдётся для Ансамбля достойный руководитель.
Пусть в Ансамбль имени Александрова
придут одарённые люди, особенно молодёжь.
Слава и вечная память Валерию Халилову
и всем погибшим вместе с ним.
Слава Отцу Небесному
и всем Божественным силам!
Аминь.

МОЛИТВА ЗА ДУШИ ПОГИБШИХ АРТИСТОВ
ИЗ АНСАМБЛЯ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРОВА
ПРИ КРУШЕНИИ САМОЛЁТА ТУ-154
НАД ЧЁРНЫМ МОРЕМ

Меня крестили в четыре года. Рос я в деревне под Киржачом, моя бабушка была верующая, причем не просто набожная, как все старушки в те времена, а верующая глубоко, искренно. Она часто говорила мне: «Внучек, не нами заведено, не нам отменять», потому Православие и церковная жизнь казались мне чем-то совершенно органичным, неизменным и правильным. Деревянная часовенка, что стояла в нашей деревне, была разрушена, и по праздникам все бабушки ходили в монастырскую церковь в соседнее село. Я ходил вместе с ними, и я все помню, хотя и был маленький: леса наши сказочные, владимирские… поляны земляничные, маковки церквушек. Даже сама русская природа завораживает, а вот как можно не любить Церковь хотя бы как часть русской духовной культуры - я и вовсе не понимаю!

Я был крепышом, честно говорю, это сейчас я худой такой. Вообще я был такой полненький, толстенький, уже был, так сказать, осознанным человечком. Папа был коммунистом, и мама, используя возможность такую, что отец работал, а я был в деревне, она бабушке говорит: «Давай, пока отца нет». Но папа не то, что был против, но знаете, как в те времена? Он был армейским офицером, дирижером был, как и мой брат дирижер, и племянник в Севастополе сейчас дирижер, кстати сказать. Поэтому, может из-за того, что мама опасалась, если узнают у отца, могут что-нибудь сделать. Короче, меня крестили. Я вот этот момент очень хорошо помню, как меня в первый раз крестили. Меня посадили на подворье, на дворе, у нас так изба и двор перед избой. В тазик посадили с холодной водой. Ну как это? Батюшка наклонился надо мной, а я был здоровым таким мальчиком, и я ему вцепился в бороду. Вы знаете, как это… Попа за бороду.

Я был крещен в четыре года, и когда в сенях я спал, у меня над головой была картина. Я не помню, какая, там много было святых людей на этой картине, но меня вот каждый «отбой», как сейчас военным языком говорят, меня сопровождала эта картина. Когда я ложился спать, мальчишка совсем, в деревне в этой избе. Потом она пропала, потому что были такие времени, когда ходили, картины собирали, иконы. А у нас деревня неохраняемая, просто взломали и многие иконы во многих наших, в деревушке домах, просто… Тогда вот такое что-то было безобразие. Эта икона пропала. Кроме того, у нас такая деревня, такая живописная, такая потрясающая, небольшая, такая патриархальная, не верить во что-то там такое небесное просто невозможно при всей ее красоте.

Вот в такой среде я воспитывался. Это все, как говорится, от Бога. У меня вот эта русскость, она заложена вот этой деревней.

Вот это все подвигло меня к вере в Бога. Ну, и кроме такого, были просто случаи, очень интересные… а почему вот я жил, потом уже, сейчас это Якиманка называется. Как и раньше, кстати сказать, и там вот эта церковь, метро Октябрьская. И вот Пасха, я помню. Люди ходят вокруг церкви, это мне сильно запомнилось. Мы, молодежь, стоим на парапетах вокруг церкви, нас милиция туда не пускает. Туда проникают бабушки в косыночках с детьми с маленькими – пропускали. Мы туда пройти не можем, мы молодежь – нас туда не пускают, и я думаю, вот что они там делают, что они там творят, почему нас не пускают.

Вот вопрос: почему? Что там такого плохого они делают, почему нас не пускают? Меня всегда туда тянуло, потому что оттуда раздавалось пение, какие-то запахи, знаете это, свечные, вот это все, кресты, таинство какое-то. Это все равно привлекало. Вот чем больше запрещали, тем я больше туда в этом смысле тоже тянуло. Какие-то есть мелочи незамечаемые, а потом анализируешь: а почему ты так сделал? Да потому, что вот эта мелочь на тебя повлияла, поэтому к Богу идет каждый своей, безусловно, дорогой, и к этой дороге ведут какие-то может быть, даже мелочи какие-то, я не знаю. Знамения? Не знаю. Но привело, слава Богу!

О выборе профессии

Папа у меня был военным дирижером. У меня сейчас младший брат военный дирижер. И действующий военный дирижер племянник, лейтенант, служит моряком в Севастополе. То есть у меня по мужской линии семья династийная, военные дирижеры. Благодаря отцу, я поступил в Московскую военно-музыкальную школу. И, честно говоря, поступив, я не понимал, зачем я туда поступил. Был оторван в 11 лет от домашнего уюта, попал в стены закрытого учебного заведения. Причем всё было присуще военному складу бытия: подъем, отбой, зарядки, физические нагрузки. И, конечно, общеобразовательные и музыкальные предметы. Срок обучения – 7 лет, поступив в 11, я закончил в 18. Весь мой физический, биологический рост пришелся на этот период. Школа заложила в меня то профессиональное образование, которым я до сих пор и пользуюсь. Вот так я стал военным дирижером.

О музыке духовной и военной

Я часто думаю о внутреннем сходстве, казалось бы, противоположных сфер - военной и духовной музыки. Ведь у военной музыки потрясающая сила, и она, вопреки стереотипам, отнюдь не агрессивна. Мне больно слышать, когда говорят, что исполнение маршей - это шаг к милитаризации всей страны. Надо, как мне кажется, мыслить категориями художественного вкуса. Хороший марш написать так же трудно, как хорошую песню! Каждый великий композитор имеет свое лицо, национальная музыкальная традиция тоже: главная особенность нашей, российской, военной музыки - в особом мелодизме, в ее фольклорных, народных интонациях.

Умеют ли современные люди воспринимать классическую музыку? Определить, плохо или хорошо человек воспринимает музыку, можно только после того, как он научится воспринимать! А как человек откроет для себя прелесть классической музыки, если ему не прививали любовь к ней с самого детства? Есть в душе каждого из нас зона, открытая всему высокому и доброму - открытая правильной музыке. А правильной музыкой я называю ту, что в своем эмоциональном воздействии побуждает человека к самым лучшим поступкам - созиданию, творению. И если так называемая «легкая» музыка может служить ненавязчивым фоном, то классика - никогда. Слушать классику - работа души.

Люди во все времена - одни и те же, они всегда открыты хорошей музыке. А значит, мы должны просвещать в силу своих умений. Не хвалясь, могу сказать, что мы открыли для военных оркестров двери многих концертных залов: Большого зала Московской консерватории, Концертного зала имени Петра Ильича Чайковского, Международного дома музыки. И мы раздаем бесплатные билеты, невзирая на то, что по всем законам коммерции люди будто бы охотнее идут на мероприятия, когда купили билет за свои кровные деньги. Верите ли, я никогда не льстил себя надеждой, что все наши концерты будут проходить при аншлаге, но у нас люди на ступеньках сидят, лишь бы послушать музыку! И как после этого можно говорить, что современный человек не способен воспринимать классику?

Мы мечтаем вернуть духовую музыку в парки, к людям. Ведь людям сегодня особенно недостает чего-то настоящего… на работе, в быту, и мы стараемся восполнить эту насущную потребность живой музыкой, красивыми мелодиями. Вот приходит на концерт типично городской человек: слившийся с городом, не мыслящий своей жизни без горячей воды и телевизора, как будто прилипший, присохший к этой комфортной жизни. И вдруг он слышит звуки военного духового оркестра, окунается в другой мир и… оттаивает. Спросите его в эту минуту, о чем он сейчас думает, и он точно скажет: о любви, о детях, о родине, о Боге.

Знаете, я подметил удивительную вещь: духовой оркестр просто не может играть плохую музыку! Даже если музыканты плохонько играют - все равно эта музыка очаровывает, пусть даже некоторые звуки переданы неверно. Это как в природе: одному нравится осень, другому нет: все вянет, слякотно, ноги промокают. Но все равно каждое время года прекрасно! Так же и духовая музыка: сама ее природа, само дыхание ее - чистое, светлое. Наверно, именно в этой плоскости музыка - военная ли или просто классическая - и пересекается с духовной жизнью. И мне очень хочется, чтобы моя работа воспитывала в людях только нравственное.

У меня шутка есть такая. Я говорю людям религиозным: «А вы знаете, у меня есть товарищ, который написал кандидатскую диссертацию на тему «Влияние духовой музыки на духовную жизнь духовенства». Это шутка, но конечно, на самом деле, и опять я говорю всегда об этом: техника развивается, но люди-то стремятся куда при урбанизации? Куда они стремятся? На природу. Я всегда сравниваю, посмотри, что в пятницу, что творится будет на дорогах – куда все бегут? В лес, на полянки, на природу.

Вот духовой оркестр – это природа, это живой звук, источаемый оттуда, изнутри. И даже если он играет примитивно, даже пацаны играют, самодеятельный оркестр – вот эти простые мелодии, вот этот примитивизм даже, в каком-то смысле, но подача вот этих звуков, вот этих природных, и опять говорю, на генном уровне заставляет людей слышать. Вокруг – раз, собирается, не хочу говорить, какие-то люди всякие, может быть даже странные, но они собираются, потому что видимо, вот эта наша музыка, она коим-то образом влияет на кору головного мозга. Собираются. Даже если плохенько играют – толпа собирается вокруг духового оркестра.

О молитве в военном марше

Скажем, марш “Генерал Милорадович”. Идею подсказал полковник Бабанко Геннадий Иванович, который во время моей службы в Пушкино был начальник политотдела училища и уже будучи на пенсии написал книгу “Генерал Милорадович”, зная, что я пишу музыку, позвонил мне, и говорит: Валер, напиши музыку о генерале Милорадовиче, я тебе дам книгу почитать, а ты под впечатление этой книги напиши марш. И вот прочитав книгу, я понял, что судьба этого генерала совершенно необыкновенная и не просто забытая, но и в понятийном понимании она просто извращенная.

Генерал Милорадович, командуя арьергардом, не позволил противнику в желаемое для него время столкнуться с нашими войсками. Герой войны 1812 года. В 1824 году декабрьское восстание. Сенатская площадь. Как известно, декабристы вывели войска. Милорадович был генерал-губернатором Санкт-Петербурга. Когда он въехал на Сенатскую площадь, войска, узнав его, стали падать ниц. И один из декабристов, бывший поручик Каховский, видя, что сейчас произойдет перелом в восстании, он из дамского пистолета сзади нанес смертельное ранение Милорадовичу, от которого он скончался.

Так вот улица Каховского в Питере есть, а вот улицы Милорадовича нет. Да и вообще фамилия Милорадович возникла после того, как царь вызвал к себе Храбреновича, его предка, и сказал: ты мне очень мил своей храбростью, станешь Милорадовичем. И в этом марше впервые я использовал молитву, причем музыку к этой молитве я написал сам. Такого аналога нет. И если послушать марш внимательно, можно вообразить себе и светскую жизнь Санкт-Петербурга, и молебен перед боем, и возвращение этих русских воинов. Всё это с хором.

Кстати сказать, в марше, в нашем российском и советском, это впервые – внедрение молитвы в марш. Это я сделал, исходя из того образа, который мне сулил сам генерал Милорадович, потому что он был безусловно православным, верующим человеком, а коль войска уходят на поле брани, то всегда был молебен. Так вот этот молебен я сделал – я в Евангелии при помощи верующего человека нашел слова, посвященные «нашим воям», и положил на эти слова, как обычно делается, музыку. Вы услышите вот эту молитву в середине марша. А потом Вы услышите победоносное шествие, возвращение под салют наших войск с поля брани, и опять услышите первую часть, опять возвращение к светской жизни. Вот такое в течение, я не знаю, по-моему, пяти или четырех с половиной минут, перед Вами пронесется жизнь как бы этого генерала славного Милорадовича. Вот это марш, это русский марш, я его написал. В нем ничего нет такого предосудительног о, касаемого, как говорят, извините за выражение, сапога – такого нет. Это очень такой светский, очень красивый, мне кажется, марш. Его, кстати сказать, многие дирижеры полюбили и часто исполняют, хотя он трудный для исполнения.

О военных музыкантах России

Наша страна - единственная, где существует отлаженная система подготовки военных дирижеров. За границей ими становятся люди, уже имеющие высшее музыкальное образование и прошедшие аттестацию по физической подготовке. А у нас армия сама выращивает себе музыкантов. Сначала среднее образование - Московское военно-музыкальное училище принимает девятиклассников, после окончания учебы они могут поступать в Институт военных дирижеров на базе Военного университета Минобороны. Такая система обучения и воспитания дает специалиста, знакомого с армейской жизнью изнутри. Приходя в оркестр лейтенантом, он уже знает, что и как делать. Это положительно сказывается на мастерстве наших оркестров. К примеру, во время парада на Красной площади 1000 военных музыкантов наизусть играют около 40 композиций. Иностранцы удивляются синхронности и красоте исполнения.

Родился в семье военного дирижёра. Музыкой начал заниматься в четырехлетнем возрасте. Окончил Московскую военно-музыкальную школу (ныне – Московское военно-музыкальное училище) и Военно-дирижёрский факультет при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. По окончании обучения был назначен военным дирижёром оркестра Пушкинского высшего военного командного училища радиоэлектроники ПВО.

После того, как оркестр под управлением Валерия Халилова занял I место в конкурсе военных оркестров Ленинградского военного округа (1980) – стал преподавателем кафедры дирижирования Военно-дирижёрского факультета при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

В 1984 году Валерий Халилов переведён в орган управления военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР, где служил в качестве офицера военно-оркестровой службы, старшего офицера и заместителя начальника военно-оркестровой службы.

С 2002 года по 2016 год Валерий Халилов – начальник военно-оркестровой службы Вооружённых Сил Российской Федерации – главный военный дирижёр.

В апреле 2016 года приказом Министра обороны Российской Федерации Валерий Халилов назначен на должность Начальника ансамбля – художественного руководителя Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова.

Валерий Халилов – музыкальный руководитель таких международных военно-музыкальных фестивалей как «Спасская башня» (г. Москва), «Амурские волны» (г. Хабаровск), «Марш столетия» (г. Тамбов) и Международный военно-музыкальный фестиваль в Южно-Сахалинске.

Валерий Халилов – член Союза композиторов России. Его творчество как композитора, в основном, связано с жанрами духовой оркестровой, хоровой, вокальной и камерно–инструментальной музыки.

Гастролировал с ведущими оркестрами Вооружённых Сил Российской Федерации в Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии, КНДР, Ливане, Монголии, Польше, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции.

Трагически погиб 25 декабря 2016 г. в результате авиационной катастрофы самолета Ту-154 RA-85572 Министерства обороны России, направлявшегося из аэропорта Адлер в Сирию.

Главный военный дирижер.
Начальник военно-оркестровой службы Вооруженных Сил РФ.
Художественный руководитель Академического ансамбля
песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова.

Валерий Халилов родился 30 января 1952 года в городе Термез, Республика Узбекистан. Вырос в семье военного дирижера. В четыре года начал сочинять музыку. С 11 лет стал воспитанником военно-музыкального училища в городе Москва. С 1970 по 1975 года обучался на военно-дирижерском факультете при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского в классе профессора Г.П. Алявдина.

Его первым местом службы, в качестве дирижера, стал оркестр Пушкинского высшего военного командного училища радиоэлектроники ПВО. В 1980 году оркестр под управлением Халилова занял первое место на конкурсе военных оркестров Ленинградского военного округа. В 1981 году Халилов перевели преподавателем на военно-дирижерский факультет Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. В 1984 году перешел в управление военно-оркестровой службы ВС СССР.

С 2002 по 2016 года Халилов занимал пост Начальника военно-оркестровой службы Российской Федерации и Главного военного дирижера. В этой должности неоднократно выступал в качестве дирижера сводного военного оркестра, принимавшего участие в Парадах, посвященных Дню Победы на Красной площади. Позднее вошел в состав попечительского совета «Академии праздничной культуры».

В декабре 2006 года получил звание генерал-майора. В 2010 году удостоен звания генерал-лейтенанта. Состоял в Союзе композиторов России.

Валерия Халилова в апреле 2016 года назначили на должность Начальника ансамбля - художественного руководителя Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова.

Халилов выступал организатором многих праздничных театрализованных мероприятий, участие в которых принимали как военные духовые оркестры России, так и коллективы из многих стран мира. Среди этих мероприятий были такие международные военно-музыкальные фестивали, как «Кремлевская зоря» и «Спасская башня». Являлся музыкальным руководитель международных военно-музыкальных фестивалей «Спасская башня», «Амурские волны» в городе Хабаровск, «Марш столетия», Международного военно-музыкального фестиваль в городе Южно-Сахалинск.

Гастролировал с ведущими оркестрами Вооруженных Сил Российской Федерации в Австрии, Швеции, США, Венгрии, Германии, КНДР, Монголии, Польше, Финляндии, Франции, Швейцарии, Бельгии. Перу Халилова принадлежат произведения для духового оркестра: «Адажио», «Элегия», марши - «Кадет», «Молодежный», «Рында», «Улан», романсы и песни.

Валерий Михайлович Халилов погиб 25 декабря 2016 года в авиационной катастрофе самолета Минобороны России в городе Сочи, направлявшегося в Сирию. Всего погибло 92 человека, в том числе 64 артиста возглавляемого им ансамбля имени Александрова, почти весь хор и часть музыкантов оркестра - баянисты и балалаечники.

За заслуги в профессиональной деятельности удостоен Почетного звания «Народный артист Российской Федерации». Награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, орденом Почета, медалями СССР и России. Лауреат премии Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства в номинации «Музыкальное искусство».

Комендант Московского Кремля генерал-лейтенант Сергей Хлебников рассказал "РГ" о своей дружбе с художественным руководителем ансамбля имени Александрова Валерием Халиловым, погибшим в в Черном море.

Сергей Хлебников: С Валерием Михайловичем Халиловым мы знакомы почти 13 лет. Так получилось, что в одно время он был назначен начальником военно-оркестровой службы Министерства обороны, а я - комендантом Московского Кремля. И мы с тех пор очень плотно взаимодействовали: при подготовке военных парадов на Красной площади, проводили музыкальные фестивали. Московский международный фестиваль "Ода миру", в частности.

А потом решили, что стране нужен крупный военно-музыкальный фестиваль. И у истоков этого фестиваля, который сегодня называется "Спасская башня", стоял Валерий Михайлович.

Можно вспомнить ваши последние встречи и контакты с Валерием Михайловичем. Что планировали, о чем спорили?

Сергей Хлебников: В январе, после новогодних праздников мы хотели собраться. На Старый Новый год планировали поздравить его, а также директора фестиваля с премией правительства. На днях Валерий Михайлович ее получал. Хотели обсудить планы на август, утвердить замысел юбилейного фестиваля, это же его любимое детище.

Наши соболезнования и его супруге, и всей семье - у него большая дружная семья.

Хочу сказать, что все, кто его знал, когда пришло известие о трагедии, сначала на что-то надеялись. Потом был шок, скорбь... Мой телефон буквально разрывается: многие знали, что мы с ним не только работаем, но и дружим. В этом самолете погибли близкие нам люди, в том числе Антон Николаевич Губанков, начальник управления культуры Министерства обороны. Никто в стороне от этого горя, конечно, не останется. И фестиваль "Спасская башня" не останется, будем помогать родным и близким как-то выдержать этот удар. Мы всем соболезнуем, всем погибшим.

Несмотря на то, что утрата невосполнимая, но жизнь продолжается. В марте в Берлине планировался концерт Валерия Михайловича Халилова. Сделаем все, чтобы этот концерт состоялся. Он написал массу музыкальных произведений: марши, симфонии, романсы. Эти произведения будут жить вечно.

Сергей Дмитриевич, сейчас на ленты и в эфир идет оперативная информация, немало неточностей. Валерия Халилова по привычке называют главным дирижером Минобороны. Но с весны этого года он возглавил легендарный ансамбль имени Александрова. Наверное, уже не все помнят, что для нашей страны Мирей Матье открыл именно этот коллектив. Это было во время его гастролей в Париже в 1961 году: французский импресарио вышел к нашим музыкантам, рассказал, что у него есть очень хорошая девочка с красивым голосом. Уговорил вместе выступить. Это была Мирей Матье.

Сергей Хлебников: Недавно по делам фестиваля был во Франции. Там вспоминали эту историю с ансамблем Александрова. И хотели ее даже повторить. Потому что этому ансамблю отводилось роль в качестве одного из видных участников следующей юбилейной "Спасской башни".

Мирей Матье не раз повторяла, что она не может не волноваться перед выступлениями на Красной площади, но ее успокаивает, когда между ней и сотнями музыкантов - дирижер Валерий Халилов. Как она говорила: "Благодаря ему происходит симбиоз между мной и оркестрантами". Вы не созванивались с Мирей Матье? Она уже знает о трагедии?

Сергей Хлебников: От близких людей, которые с ней в контакте, уже пришло соболезнование.

Есть сайт "Спасской башни". Фактически на нем существует виртуальный музей фестиваля. Нет ли идеи посвятить отдельный раздел Халилову? Он, конечно, часто попадал в объективы, но преобладают фотографии, когда Валерий Михайлович при всем параде, с дирижерской палочкой. Было бы здорово посмотреть на снимки этого удивительного человека в неформальной обстановке.

Сергей Хлебников: Я передам дирекции. Сейчас вот немного оправимся от шока и сделаем. Хорошее, правильное предложение. Я вот тоже перебираю его фотографии в своем архиве. На многих он улыбается...

Прямая речь

Валерий Халилов за два дня до катастрофы дал интервью "РГ" о новогоднем празднике своего детства.

К концу года готовился специальный выпуск "РГ-Недели", в котором знаменитые люди рассказывают о елках своего детства. Одним из наших собеседников был генерал-лейтенант, военный дирижер России. Он, как всегда, в разговоре был доброжелателен, корректен, никогда не жаловался на отсутствие времени - и это при его огромной занятости. Открытый для общения: в любую минуту, когда бы мы ему не звонили, он всегда был таким. А сегодня эти слова - увы - можно считать его последним поздравлением с Новым Годом:

Мне в детстве подарки клали не под елку, а под подушку. Но каждый вечер 31 декабря я ложился спать в нетерпении, и каждое утро 1 января, просунув под подушку руку, доставал серый бумажный пакет с печеньем, конфетами и мандаринами. Мы тогда не были особо избалованы, у родителей выбора не было, но мандариновый запах у меня с той поры тесно связан с новогодней елкой.

Подготовила Сусанна Альперина, Андрей Васянин