Произведения пьера корнеля. Драматургия пьера корнеля. Последние годы жизни

Пьер Корнель – французский драматург, поэт, переводчик, основоположник национальной трагедии, французского классицизма – родился в Руане в 1606 г. Отец-адвокат направил сына по своим стопам, отдав его в 1622 г. изучать право в иезуитский колледж. В 1624 г. Пьер стал лиценциатом юриспруденции, как адвокат четыре года стажировался при местном парламенте, в 1623 г. стал прокурором, до 1635 г. находился на различных должностях, однако служебного рвения не проявлял, т.к. всерьез увлекался изящными искусствами. Молодой Корнель не пропускал гастрольных спектаклей, сочинял модные галантные любовные стихи и грезил Парижем.

Именно с них и дебютировал Корнель на литературном поприще. В 1629 г. в их город приехала на гастроли труппа под руководством Гийома Мондори – ему и показал Корнель первую комедию - «Мелита, или Подложные письма», написанную в стихотворной форме. В том же году постановку по ней увидела и тепло встретила парижская публика, благодаря чему и автор пьесы, и труппа смогли переехать в столицу. За «Мелитой» последовал ряд комедий, отвечавших запросам времени, благодаря которым Корнель получил известность и привлек благосклонное внимание кардинала Ришелье . Его даже пригласили в творческую группу, сочинявшую пьесы по планам этого высокопоставленного лица, однако в поисках индивидуального пути драматург быстро ее покинул.

В 1635 г. Корнель обращается к жанру трагедии, начиная с подражаний Сенеке . И если первые попытки оказались художественно слабыми, то написанная в 1636 г. пьеса «Сид» не только стала переломной для биографии Корнеля, была признана шедевром, но и ознаменовала собой новый этап в эволюции национального и мирового театра. «Сид» впервые осветил наличие конфликта между долгом и чувствами – впоследствии он стал обязательным атрибутом классицистских трагедий. Находящийся в зените славы драматург был награжден дворянским титулом и пенсией, вел активную светскую жизнь, женился. С третьей попытки, но сбылась еще одна его мечта: в 1647 г. Корнеля избрали членом Французской академии.

С 1651 г. Корнель обращается к поэзии религиозного содержания: сказалось влияние иезуитов, предпринимавших попытки отстранить от театральной деятельности бывшего воспитанника. Его стихотворные переводы становятся чрезвычайно популярными. Драматург продолжает писать пьесы, однако публика принимает их все холоднее. Провал «Пертарита» приводит Пьера Корнеля к решению покончить с творчеством, вынуждает возвратиться в родной Руан.

Тем не менее после семилетнего отсутствия драматург, приняв приглашение министра финансов, в 1659 г. снова переезжает в Париж, и не с пустыми руками, а привозит «Эдипа» - новую трагедию. Однако вернуть прежнюю славу Корнелю не удается. На протяжении последнего десятка лет жизни он не сочинял драматических произведений, но издал в 1682 г. новое собрание пьес. Несколько лет перед смертью Корнель вел уединенный образ жизни, испытывал серьезные материальные затруднения. Лишь доброму приятелю Буало удалось выхлопотать ему скромную пенсию. Отец национальной трагедии, чье творчество стало отправной точкой для театра французского классицизма, оживило французскую драму, скончался в столице в нищете и забвении 1 октября 1684 года.

Биография из Википедии

Пьер Корне́ль (фр. Pierre Corneille, [корне́й]; 6 июня 1606(16060606), Руан - 1 октября 1684, Париж) - французский поэт и драматург, отец французской трагедии; член Французской академии (1647). Старший брат драматурга Тома Корнеля.

Сын руанского чиновника. Окончил коллеж иезуитов (1622; ныне - лицей имени Корнеля). Лиценциат юриспруденции (1624). На протяжении четырёх лет стажировался в качестве адвоката при Руанском парламенте. В 1628 году получил место прокурора, однако мало интересовался служебной карьерой. До 1635 года занимал различные чиновничьи должности, в 1647 году стал членом Французской академии, в 1662 году переехал в Париж.

Чиновников в академию не выбирали, и, стало быть, Корнелю, как и прочим академикам, нужно было отличиться в изящной словесности. К моменту своего избрания он был известен как сочинитель «галантных» стихов и комедий «Мелита, или Подметные письма», «Клитандр, или Освобождённая невинность», трагедии «Медея», трагикомедии «Сид», в центре которых - отношения между личностью и абсолютистским государством, что ознаменовало собою начало театра французского классицизма, где симпатии автора были на стороне власти.

Эти симпатии стали ещё более явными в трагедиях «Гораций », «Цинна, или Милосердие Августа». К началу 1644 года у Корнеля, начиная с трагедий «Родогуна», «Теодора» и «Гибель Помпея», происходит разочарование в абсолютизме, и эти его трагедии получили в литературоведении название «второй манеры», ибо их содержание - это не судьбы нации, а образ монарха-тирана и кипящие вокруг него страсти придворных интриганов и проходимцев.

После избрания его академиком пишет трагедии «Никомед» и «Сурена», свидетельствующие о резком падении его таланта.

Последние годы жизни Корнель провёл очень уединённо и был в крайне стеснённых обстоятельствах. Только благодаря хлопотам его друга Буало, Корнелю была назначена маленькая пенсия. Корнель умер в Париже в полной нищете, и лишь Великая французская революция 1789 года принесла ему посмертную славу.

Творчество Корнеля

Раннее творчество

Первой пьесой Корнеля обычно считается комедия «Мелита» (1629), однако в 1946 году была обнаружена анонимная рукопись выдержанной в традициях «Астреи» Оноре д’Юрфе пасторальной пьесы «Алидор, или Безразличный» (соч. между 1626 и 1628 годов, опубл. в 2001 году), которую, возможно, следует считать подлинным дебютом великого драматурга (по другим версиям, её автор - Жан Ротру). За «Мелитой» последовал ряд комедий, которыми Корнель создал себе положение и расположил к себе Армана Ришельё.

С 1635 года Корнель писал трагедии, сначала подражая Сенеке; к числу этих первых, довольно слабых попыток принадлежит «Медея» (1635). Затем, вдохновившись испанским театром, он написал «Комическую иллюзию» (1636) - тяжеловесный фарс, главное лицо которого испанский матадор.

«Сид»

В конце 1636 года появилась другая трагедия Корнеля, составляющая эпоху в истории французского театра: это был «Сид», сразу признанный шедевром; создалась даже поговорка: «прекрасен как Сид» (beau comme le Cid ). Париж, а за ним вся Франция продолжали «смотреть на Сида глазами Химены» даже после того, как парижская академия осудила эту трагедию в Sentiments de l’Académie sur le Cid : автор этой критики Шаплен находил выбор сюжета трагедии неудачным, развязку - неудовлетворительной, стиль - лишённым достоинства.

Любопытен факт, что никто из завистников не говорил, что Корнель прославил врагов страны. Между тем Сид - испанский герой, а первая постановка состоялась в разгар войны с Испанией (Тридцатилетняя война), в тяжёлое для Франции время военных поражений.

«Гораций»

Написанная в Руане трагедия «Гораций» была поставлена в Париже в начале 1640 года, видимо, на сцене Бургундского отеля. Премьера трагедии не стала триумфом драматурга, но от спектакля к спектаклю успех пьесы нарастал. Включённая в репертуар театра «Комеди Франсез», трагедия на этой сцене выдержала количество спектаклей, уступающее лишь «Сиду». В основных ролях пьесы выступали такие прославленные актёры, как мадемуазель Клерон, Рашель, Муне-Сюлли и другие.

Впервые «Гораций» был издан Огюстеном Курбе в январе 1641 года.

На русский язык трагедия переводилась А. И. Чепяговым, А. А. Жандром, А. А. Шаховским и П. А. Катениным в 1817 году, затем М. И. Чайковским (1893), Л. И. Поливановым (1895), Н. Я. Рыковой (1956). Первый перевод предназначался исключительно для сцены и издан не был (кроме 4-го действия пьесы, переведенного П. А. Катениным и напечатанного в 1832 году). Перевод этот ставился несколько раз как в Петербурге, так и в Москве. Октябрьская постановка 1817 года стала, по воспоминаниям современников, «замечательным успехом» актёров. Основные роли исполняли Е. С. Семенова (Камилла), М. И. Вальберхова (Сабина), Я. Г. Брянский (Гораций). Прославились постановки 1819 года (Камилла - А. М. Колосова) и 1823 года (Гораций - Я. Г. Брянский, Камилла - А. М. Колосова, Сабина - А. Д. Каратыгина).

К тому же времени относится женитьба Корнеля на Мари де Ламприер (Marie de Lamprière ), разгар его светской жизни, постоянные сношения с отелем Рамбулье. В 1647 году Корнель был избран членом французской академии (кресло № 14).

Религиозная поэзия

Начиная с 1651 года Корнель увлёкся религиозной поэзией, и напечатал вскоре стихотворный перевод «Подражания Иисусу Христу » («Imitation de Jésus Christ»). Перевод этот имел огромный успех и выдержал за последующие 20 лет 130 изданий. За ним последовало несколько других переводов, панегирики Деве Марии, псалмы и т. д.

Драматургия Корнеля (полный список пьес)

  • «Алидор, или Безразличный» (Alidor ou l’Indifférent ) (атрибуция неокончательная) (между 1626 и 1628)
  • «Мелита» (Mélite , 1629)
  • «Клитандр» (Clitandre , 1631)
  • «Вдова» (La Veuve , 1632)
  • «Галерея Дворца» (La Galerie du Palais , 1633)
  • «Компаньонка» (La Suivante , 1634)
  • «Королевская площадь» (La Place royale , 1634)
  • «Медея» (Médée , 1635)
  • «Комедия, сыгранная в саду Тюильри» (Comedie de Tuileries , в соавторстве с Г. Кольте, П. Л’Этуалем, Ж. Ротру и Ф. де Буаробером) (1635)
  • «Комическая иллюзия» (L’Illusion comique , 1636)
  • «Сид» (Le Cid , 1636)
  • «Гораций» (Horace , 1640)
  • «Цинна» (Cinna , 1641)
  • «Полиевкт» (Polyeucte , 1642)
  • «Смерть Помпея» (La Mort de Pompée , 1644)
  • «Лжец» (Le Menteur , 1644)
  • «Родогуна» (Rodogune , 1644)
  • «Теодора» (Théodore , 1646)
  • «Ираклий» (Héraclius , 1647)
  • «Андромеда» (Andromède , 1650)
  • «Дон Санчо Арагонский» (Don Sanche d’Aragon , 1650)
  • «Никомед» (Nicomède , 1651)
  • «Пертарит» (Pertharite , 1652)
  • «Эдип» (Œdipe , 1659)
  • «Золотое руно» (La Toison d’or , 1660)
  • «Серторий» (Sertorius , 1662)
  • «Софонисба» (Sophonisbe , 1663)
  • «Отон» (Othon , 1664)
  • «Агесилай» (Agésilas , 1666)
  • «Аттила» (Attila , 1667)
  • «Тит и Береника» (Tite et Bérénice , 1670)
  • «Психея» (Psyché , в соавторстве с Мольером и Филиппом Кино, 1671)
  • «Пульхерия» (Pulchérie , 1672)
  • «Сурена» (Suréna , 1674)

Значение творчества

Значение Корнеля для французского театра заключается прежде всего в создании национальной трагедии. До него театр был ориентирован на подражание латинской драме Сенеки. Талантливые предшественники Корнеля - Александр Арди, Робер Гарнье, Жан Ротру и другие - не сумели сломить рамок условности, превращавшей трагедию в сухую декламацию. Корнелю удалось оживить французскую драму, привив ей испанский элемент движения и эмоций; с другой стороны, он возобновил традиции классической драмы в изображении страстей, глубоко человечных по сути, но стоящих выше обыденной жизни по своей силе.

Про творчество Корнеля и его преемника Расина некоторые критики говорили, что «Корнель рисует людей такими, как они должны были бы быть, а Расин - такими, каковы они в действительности ». Корнель изображает идеальное человечество, героев с непреклонной волей в исполнении самого сурового долга, и если это и придает некоторую сухость его трагедиям, то она возмещается жизненностью трагических конфликтов, изображаемых поэтом. Корнель исходит из аристотелевского принципа, что трагедия должна воспроизводить важные события, что в ней должны действовать сильные люди, душевные конфликты которых приводят к роковым последствиям. Но вместе с тем он помнит, что душу зрителя трогают только бедствия, вытекающие из свойственных ему самому страстей.

Эти принципы Корнель излагает в своих теоретических рассуждениях, то есть в предисловиях к трагедиям и в «Discours sur le poème dramatique», и воплощает в лучших своих трагедиях. Все они проникнуты вечной борьбой долга и чувства, любовь противопоставляется долгу по отношению к родителям, патриотизм - семейным привязанностям, великодушие - внушениям государственной политики, преданность религиозной идее - увлечениям личного чувства и т. д. Только в «Сиде» победа остается на стороне любви, вносящей гармонию в разъединённые долгом души.

В «Горации» первенствующее значение и окончательная победа принадлежат патриотизму; Корнель достигает высшего пафоса в изображении римского гражданина, старика Горация, предпочитающего смерть сына его позору, ставящего государство выше семьи.

В «Полиевкте» замечательна трагическая фигура мученика, внезапно осенённого благодатью веры и находящего в ней силу стать выше земных привязанностей.

Могучий стих Корнеля, по пластичности, выразительности и силе - исключителен для своего времени. Умение заключить в одной фразе сущность личности составляет характерную черту Корнеля. Знаменитое «Пусть бы умер!» (Qu’il mourût! ) старика Горация, в ответ на вопрос, что мог сделать его сын, оказавшийся лицом к лицу с тремя противниками; яркий контраст между словами Горация: Albe vous a nommé - je ne vous connais plus и ответом Куриация: je vous connais encore - всё это и многое другое вызывало восхищение современников.

Переводчики Корнеля

Пьесы Корнеля на русский язык переводили:

  • Я. Б. Княжнин: «Сид» (СПб., 1779); «Смерть Помпея» (СПб., 1779); «Цинна или Августово милосердие» (СПб., 1779); «Родогуна» (М., 1788);
  • П. А. Катенин: «Сид» (СПб., 1822). Об этом переводе упоминает Пушкин в первой главе «Евгения Онегина»: «Там наш Катенин воскресил// Корнеля гений величавый» (строфа XVIII).
  • Е. Барышев: «Сид» (СПб., 1881) и «Родогонда» (СПб., 1881).
  • Михаил Лозинский: новый перевод «Сида» (1938);
  • Вс. Рождественский;
  • Т. Гнедич;
  • Ю. Корнеев;
  • М. Кудинов;
  • Александр Кочетков.

Наиболее полное собрание пьес Корнеля на русском языке было опубликовано издательством «Искусство», куда вошли: «Компаньонка», «Королевская площадь», «Иллюзия», «Сид», «Гораций», «Цинна», «Полиевкт», «Помпей», «Лжец», «Родогуна», «Ираклий», «Дон Санчо Арагонский», «Никомед», «Серторий» и «Сурена».

Библиография

  • Корнель, Пьер // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • Couton G. Le vieillesse de Corneille. - P.: 1949.
  • Dort B. Pierre Corneille dramaturge. - P.: 1972.
  • Prigent M. Le Héros et l’État dans la tragédie de Pierre Corneille. - P.: 1988.
  • Niderst A. Pierre Corneille. - P.: 2006.
  • Le Gall A. Pierre Corneille en son temps et en son oeuvre: enquête sur un poète de théâtre au XVIIe siècle . - P.: 2006.
  • Мокульский С. С. Корнель и его школа // История французской литературы. - Т. 1. - М.-Л.: 1946. - С. 405-438.
  • Балашов Н. И. Пьер Корнель. - М.: 1956.
  • Сигал Н. А. Пьер Корнель. - М.-Л.: 1957.
  • Большаков В. П. Корнель. - М.: 2001.

Пьер Корнель (1606 - 1684)

"Я славою себе обязан самому"

Родоначальник блистательного французского классицизма, искусства пышного и строгого, изысканно-аристократического и в то же время глубоко человечного, не был похож на свои творения. Когда читаешь или смотришь в театре трагедии Корнеля, перед глазами встает образ их автора: надменного царедворца в пудреном парике, сдержанного мастера салонной беседы, великолепного аристократа, сосредоточенного на своих думах трагического поэта... Все это совсем не так - воображение обманчиво.

"Увидев Корнеля впервые, я принял его за руанского торговца, - пишет современник. - Внешность его отнюдь не свидетельствовала о его уме, а беседа его была столь тяжеловесной, что, если юна чуть затягивалась, становилось невмоготу". Другие сообщают не более утешительные сведения. Свои стихи он читал, комкая окончания, невнятно, словно у него каша во рту. Придворных постоянно шокировала его вульгарная речь - он изъяснялся на простонародном диалекте, на грубом "нормандском патуа", ничуть не выбирая изящных выражений и не приспосабливаясь к сановитым собеседникам. А что он говорил на этом невозможном наречии! Содержание его дерзких речей оскорбляло не меньше, чем их форма. "Мне наплевать на аплодисменты, - заявил он как-то раз потрясенным светским дамам, - если они не подкреплены чем-то более основательным". Он никогда не таил, что нуждается в деньгах, что достаются они ему не легко и что стихи он пишет не только ради поэтического излияния вдохновенной души, но и ради самого прозаического заработка.

А денег надо немало. В глухом Руане живет многочисленное семейство: у Пьера Корнеля жена и шестеро детей, которым вполне безразлично, что за деньги привозит им отец, - барыш ли, полученный от торговли скотом, пенсию ли от короля, или гонорар за адвокатские выступления. Последние, кстати, не давали большого дохода - самый красноречивый из французский поэтов был самым косноязычным из стряпчих и, понятно, не пользовался успехом у клиентов. Какие молниеносные словесные поединки разыгрывались в его пьесах, какие темпераментные речи, построенные по всем законам классической риторики, произносили его герои! Сам же он, по свидетельству современников, говорил вяло, скучно и невнятно.

(Перевод Е. Эткинда)

У истоков галантного придворного классицизма стоит этот почти вульгарный плебей, который ничуть не похож на своих царственных героев. Однако в каждом из них есть черты Корнеля, настоящего Корнеля, человека и поэта: стойкость в беде, железная твердость и величайшее достоинство, сдержанность и рассудительность.

Это прекрасно, как "Сид"

В январе 1637 года парижане увидели в театре Маре трагикомедию "Сид", автором которой был Пьер Корнель. Имя было не слишком известно. Правда, с 1629 года Корнель уже написал несколько больших пьес, по преимуществу комедий: "Мелита, или Подметные письма", "Клитандр, или Спасенная невинность", "Вдова, или Преданный предатель", "Галерея суда, или Подруга-соперница", "Королевская площадь, или Экстравагантный любовник". На фоне условной итальянской "комедии маток", царившей в то время "а сцене Парижа, произведения молодого драматурга были пьесами живыми, полными реального парижского быта. Веселый, остроумный диалог "Вдовы" принес автору шумное одобрение; когда в 1633 году комедия была напечатана, издатель Тарга сопроводил текст стихами, написанными в честь ее автора добрым десятком известных поэтов и драматургов - Буаробером, Мэре, Дувилем, дю Рюэ, Скюдери, Ротру... Французский театр не знал такой удивительной бытовой точности, какая появилась, например, в "Галерее суда", где близ Дворца Правосудия издатель навязывает прохожим книги модных сочинителей, лавочница расхваливает шелка и кружева, купец торгует перчатками и лентами; здесь, посреди этого шумного, пестрого Парижа кавалер Доримант влюбляется в Ипполиту, которая любит Лисандра, который пренебрегает ею ради Селидеи, которая в свою очередь неравнодушна к Дориманту. Конечно, этот замкнутый круг размыкается, и в конце концов Ипполита все же выходит за Дориманта. Дело не в традиционном сюжете, а в четко прорисованных характерах и в конкретности бытовых деталей. "Галерея суда" игралась в 1634 году. А через два года автор комедий Пьер Корнель создал пьесу, которой было суждено не только открыть новую эпоху в истории французского театра, но и положить начало новому стилю в европейском искусстве, стилю классицизма.

Зрители неистовствовали от восторга. Пьесу выучили наизусть, во всех салонах только и было разговоров, что о "Сиде". Пелиссон, опубликовавший историю французской литературы, почти через сто лет, в 1730 году, свидетельствовал, что "в разных концах Франции одновременно родилась поговорка: "Это прекрасно, как "Сид". Актер Мондори, исполнитель главной роли, сообщал 18 января 1637 года известному в то время писателю Гезу де Бальзаку: "Сид" очаровал весь Париж. Он так прекрасен, что завоевал любовь самых сдержанных дам, чьи страсти вспыхивали прямо тут, в зрительном зале... У наших дверей теснились такие толпы, а наш театр оказался так мал, что все уголки зала - даже те, где прежде пристраивались пажи, - теперь считались самыми почетными местами для знатных зрителей, а сцену заполнили кавалеры разных орденов!"

Чем вызван этот небывалый успех? В трагикомедии Корнеля, казалось бы, не затрагивались животрепещущие события.

Действие пьесы разыгрывается в Испании, оно открывается драматической завязкой, ссорой двух грандов, дона Дьего и дона Гомеса, - ссорой, характерной для дворянских нравов той поры: дон Дьего старше, родовитей, заслужённей своего соперника Гомеса, и кастильский король, памятуя о его былых заслугах, назначает его воспитателем наследного принца. Гомес в бешенстве: блестящий полководец, он обойден во имя дряхлого старика, слава которого вся в прошлом. Стремительный обмен беспощадно-злобными репликами - и разъяренный Гомес дает пощечину старику. Увы, Дьего не в силах смыть кровью нанесенное ему оскорбление: он немощен. Мстителем может выступить только его доблестный сын, дон Родриго. Но обидчик не только грозный противник, не только смелый вождь, громящий рвы и стены, он...

Дон Родриго Умоляю вас, кто он? Дон Дьего Отец Химены.

Отец Химены, невесты Родриго, девушки, с которой молодого героя связывает страстная взаимная любовь! Узел затянут. Как развязать его? Родриго поставлен перед испытанием, выдержать которое едва ли возможно. Он стоит перед выбором - отомстить ли ему за оскорбление, нанесенное отцу, и убить отца своей невесты Химены или пощадить обидчика, а значит, и уберечь любимую девушку от горя - потери отца.

Я предан внутренней войне; Любовь моя и честь в борьбе непримиримой: Вступиться за отца, отречься от любимой! Тот к мужеству зовет, та держит руку мне. Но что б я ни избрал - сменить любовь на горе Иль прозябать в позоре, - И там, и здесь терзаньям нет конца. О, злых судеб измены! Забыть ли мне о казни наглеца? Казнить ли мне отца моей Химены?

(Перевод М. Лозинского)

Если он убьет - он потеряет невесту: не станет же она супругой человека, убившего ее отца! Если он не убьет - он потеряет невесту: не станет же она супругой человека, лишенного чести. Значит, в первом случае он теряет девушку, во втором - девушку и честь. Логика говорит: надо выбрать первый путь - потеря неизбежна, но на первом пути она меньше.

Покорствовать любви, которую, я знаю, Я все равно теряю! Ужели же я мог бы предпочесть Постыдный путь измены? Смелей, рука! Спасем хотя бы честь, Раз все равно нам не вернуть Химены.

И Родриго убивает дона Гомеса, обидчика своего отца.

А Химена? Она любит молодого героя, и продолжает любить его теперь, после убийства ее отца, понимая возвышенность его подвига: он достоин любви. Но и она исполняет долг: требует у короля казни Родриго. Если бы она не поступила сообразно долгу, она не была бы достойна его любви. В прямых и строгих словах она говорит об этом своему возлюбленному:

Я знаю хорошо, что, если честь задета, Бесстрашье требует достойного ответа; То, что ты выполнил, был только долг прямой; Но, выполнив его, ты мне открыл и мой Победа мрачная была твоя по праву: Отмщая за отца, свою соблюл ты славу; И я свой трудный долг исполню до конца: Я славу соблюду, отмщая за отца...

Химена на разные лады, все более точно и афористично формулирует свое положение. Вот одна из наиболее точных формул:

Достойному меня долг повелел отмстить, Достойная тебя должна тебя убить.

Родриго умоляет Химену умертвить его - он хочет погибнуть от руки любимой. Химена не соглашается - она хочет мстить, ничего не свершив:

Но я бы все-таки счастливою была, Когда бы ничего исполнить не могла.

Доблестные помыслы Химены и Родриго, каждый из которых действует против другого, укрепляют и усиливают их взаимную любовь. И в то же время чем сильнее их любовь, тем возвышенней их верность одушевляющему их чувству долга, которое повелевает каждому из любящих действовать против другого.

Корнель создал образцовый конфликт классической трагедии: конфликт между любовью и долгом. Чем непримиримее герои выполняют свой долг, тем большую каждый из них вызывает к себе любовь. А чем сильнее любовь, тем настоятельнее необходимость быть достойным любви и, значит, выполнять свой долг. Долг вырастает из любви, любовь вырастает из долга.

Что же понимает Корнель под любовью? Это не слепая, стихийная страсть, но высокое чувство уважения, восхищения героической самоотверженностью любимого человека, преклонение перед его верностью своему долгу.

А решение? Есть ли решение психологической задачи, заданной трагическим поэтом своим героям? Оказывается, есть. Родриго с небольшим отрядом испанских воинов выступает на защиту страны и трона от предательски напавших на Кастилью мавританских орд, громит силы врага, берет в плен двух царей и в ореоле победы возвращается во дворец короля Фернандо. Химена, однако, верна древнему закону кровной мести: она требует у короля головы человека, которого любит. Пусть, по старинному обычаю, Родриго сразится с каким-нибудь рыцарем - она, Химена, станет супругой победителя. В бой бросается любящий ее дон Санчо. Теперь Химене грозит другой страшный выбор: стать женой человека, убившего ее отца, или женой человека, убившего ее возлюбленного. Но Родриго отказывается от победы в поединке; выбив меч у дона Санчо, он гордо говорит ему:

Победного венца я лучше не надену, Но не коснусь того, кто бьется за Химену.

Король посылает его на новые воинские подвиги, - разбив мусульман, он вернется, озаренный еще большей славой, и тогда - по высочайшему требованию короля - Химена станет женой Сида.

В пьесе Корнеля два разных долга. Носитель одного из них - старый гранд Дьего, и долг, представляемый им - жестокий, бесчеловечный закон кровной мести, пустой, условный, бесполезный и для людей и для государства. Носитель второго - король; это - долг перед троном, перед страной и народом. Родриго выполняет сначала свой первый, формальный долг - перед отцом, перед обычаями испанского дворянства. Потом он выполняет второй, полный гражданского смысла - перед государством. Сюжет пьесы построен так, что этот второй, реальный долг оказывается выше, человечнее, сильнее первого, формального: он одерживает верх. Король отвергает кровавую сословную мораль, которой - из сознания своей дочерней обязанности - придерживается Химена. Он вынужден уступить ей и согласиться на бой Родриго с Санчо, но недвусмысленно выражает свое отношение к ненужному поединку:

Чтобы не видели примера в этом бое, И дабы показать, что мне кровавый спор Немил и тягостен, ни сам я, ни мой двор Своим присутствием его не удостоим.

Нет, не любовь побеждена долгом, как может на первый взгляд показаться невнимательному читателю. Любовь побеждает в союзе с высоким государственным долгом - побеждает старые, косные предрассудки. Человечность побеждает рутину. Таков подлинный смысл "Сида". И в этом, видимо, была главная причина того, что идеологи абсолютизма, догматические его приверженцы отвергли гениальное творение Корнеля.

Да, Французская Академия и основавший ее правитель Франции кардинал Ришелье не оценили трагического поэта, создавшего "Сида". На Корнеля обрушился град упреков; он казался недостаточно правоверным: правительство запретило поединки - он их прославил, правительство вело войну с Испанией - он воспел испанцев. Ришелье был умен и проницателен, но он не понял, что, как ни вольнодумен Корнель. именно он, этот неуклюжий, косноязычный руанский буржуа, - творец искусства новой эпохи. Только потому грозный министр-кардинал, по словам одного из первых Корнелевых биографов Фонтенеля, "когда появился "Сид", был так взволнован, как если бы у ворот Парижа появились испанцы"; кардинал присоединился к походу против пьесы, предпринятому драматургом Жоржем Скюдери, который писал:

...Я имею в виду доказать, разбирая эту пьесу о "Сиде": что ее содержание ничего не стоит; что оно противоречит основным правилам драматической Поэзии; что в ее развитии нет смысла; что она содержит множество дурных стихов; что почти все имеющиеся в ней красоты - заимствованы; и, следовательно, что ее напрасно так высоко возносят.

Скюдери с добросовестностью педанта разбирал творение Корнеля и, казалось бы, убедительно уничтожил его. А все-таки вышло, что прав смелый, даже дерзкий Корнель, а не правильный его критик. Это доказала трехсотлетняя история театра, но это поняли и современники. Гез де Бальзак написал в письме к Скюдери 27 августа 1637 года: "...Вызвать восхищение целого королевства - это нечто большее, чем написать правильную пьесу... Владеть искусством нравиться менее ценно, чем уметь нравиться без искусства... Вы одержали победу за письменным столом, а он победил на театре". Бальзак прекрасно защищал Корнеля. Но в одном он ошибался: и он тоже полагал, что автор "Сида" против правил формирующегося классицизма. Между тем ход событий показал, что именно Корнель превратил эти внешние правила во внутренние законы искусства.

В январе 1637 года отец Корнеля, бывший смотритель вод и лесов, был возведен в дворянское достоинство - вместе "с детьми и потомством, мужского и женского рода, уже рожденными и имеющими родиться в законном браке". Было ли это наградой за успех "Сида"? Едва ли. Кардинал Ришелье не испытывал любви к независимому поэту, и в тот же месяц, когда Корнель стал дворянином, он был официально осужден решением Французской Академии, в котором говорилось, что драматург напрасно следовал примеру божественного промысла, "в щедрости своей награждающего телесной красотой безразлично злые и добрые души", а также, что "сюжет для "Сида" избран неудачно, что развязка его ошибочна, что он перегружен лишними эпизодами, что во многих местах он страдает нарушением приличий и законов театра, что он изобилует низкими стихами и языковыми неправильностями". Так формулировал секретарь Академии Шаплен "Мнение Французской Академии о трагикомедии "Сид".

Человек и государство

Корнель был глубоко уязвлен; впрочем, он едва ли ждал другой оценки от придворных критиков, которых презирал. Все же воевать с ними он был не намерен: в то время государственная доктрина Ришелье была для него священной. Создать могучее французское государство, сплотить его вокруг престола, объединить всех французов общим преклонением перед авторитетом непогрешимого разума и его носителя, короля, - эти идеи вдохновляли умнейших людей страны, от первого министра до первого поэта. Корнель уехал в свой Руан и через три года, в 1640 году, вернулся в Париж с двумя трагедиями - "Гораций" и "Цинна". В руанском уединении он многое продумал. Нет, он ничем не пожертвовал и в новых произведениях развил идеи, заложенные в "Сиде".

Конечно, многое стало иным, и прежде всего изменилось место действия: не Испания, а древний Рим. Корнелю было нетрудно уступить оппонентам, недовольным испанским колоритом "Сида": его интересовал не национальный характер героев, а нравственная и политическая проблема. Рим для него - страна идеальных героев, могучих и цельных воинов. В остальном же действие разыгрывается вне пространства и времени, вне географии и истории. Лабрюйер однажды заметил, что "римляне более величавы и более римляне в его стихах, чем в истории". Для Корнеля Рим был символическим краем доблести, гражданского героизма, душевного величия. Этот условный Рим пройдет через многие его пьесы: "Гораций", "Софонисба", "Никомед", "Цинна", "Тит и Береника", "Полиевкт", "Ираклий", "Аттила"... Во всех этих трагедиях царит высокая политика. В "Горации" война между Римом и Альбой Лонгой решается поединком героев, римлянин Гораций убивает жениха своей сестры Камиллы, Куриация. Камилла проклинает убийцу, проклинает Рим, во имя которого осуществлено преступление, и тогда Гораций убивает сестру.

Это второе, совершенное Горацием убийство оправдано в глазах суда, то есть римского царя Тулла, государственной целесообразностью. Но поэт видит трагический разлад между требованиями государства и человека: они непримиримы. Трон требует человеческих жертв. Корнель воспевает героя, способного пожертвовать ради государства собственной жизнью или жизнью любимого человека. Таково дальнейшее развитие идеи о государственном долге. В "Сиде" трагически бесчеловечным был феодально-сословный долг кровной мести, а долг государственный был прекрасен и светел. В "Горации" именно государственный долг обернулся страшным ликом: он требует от человека отказа от себя, от своей любви и своей крови, он выше долга братского, отцовского, супружеского, вообще человеческого. Но Корнель отнюдь не восхищен государственным порядком, укрепляющимся кровью героев.

Вторая трагедия, написанная одновременно с "Горацием", посвящена другой стороне вопроса. "Цинна, или Милосердие Августа" - так называется эта пьеса. Против римского императора затеян заговор, но преступники - Эмилия, Цинна и Максим - разоблачены, и для укрепления государственной власти их следует казнить: ведь они, как и Камилла в "Горации", предпочли свои личные интересы интересам Рима, они даже сами сознаются в этом. Но Август побеждает чувство гнева, император поднимается выше человека:

Начнем мы спор иной. Пусть каждый в нем узнает, Кто лучше: кто дает иль тот, кто получает. Ты милости презрел - я их удвою сам. Ты много их имел - тебе их больше дам.

(Перевод Вс. Рождественского)

В "Горации" прекрасен подвиг героя, но страшен лик кровожадного государства. "В "Цинне" воспето благое государство - разумный монарх, побеждающий в себе человека.

"Как мир покорен мне, я сам себе покорен" - вот формула этой трагедии, возвышающей справедливого и милосердного правителя.

Особый интерес в "Цикне" представляют политические диспуты героев, обсуждающих сравнительные достоинства республики и империи. Республиканец Максим приводит доводы против самодержавия: величайшее благо, утверждает он, - свобода; долг подлинно великого монарха - отказаться от завоеванной им власти; монарх, предающийся властолюбию - раб. Его опровергает последовательный монархист Цинна, презирающий народовластье, при котором, как он убежден, процветают бесчестие, испорченные нравы, всех захватывает борьба низких честолюбий: "Всех хуже государств то, где народ - владыка". По сюжету пьесы Цинна все это говорит императору Августу для того, чтобы тот не отказался от престола и его можно было бы убить - только в таком случае Цинна получит руку и любовь Эмилии, жаждущей отмстить Августу за гибель на плахе ее отца, старого республиканца. И все же Цинна выражает мнение автора - Корнель тоже за твердую монархическую власть, за милосердного и мудрого самодержца. Республиканские же свободы Корнель отождествляет с лихим своеволием французских феодалов, тех самых, которые через несколько лет поднимут открытое восстание против королевской власти, - Фронду. Однако в "Цинне" очевидна внутренняя слабость поэта: он все сделал, чтобы осудить бунтарей, показал их коварными эгоистами, хотел лишить трагического ореола, а все-таки именно Цинна, новоявленный Брут, глава заговора против Августа, - трагический герой пьесы, которая и названа его именем.

Такова римская утопия Корнеля. Впоследствии утопию разумного монарха-философа выдвинет Вольтер. Но иллюзии о высоконравственном властелине очень скоро рухнули. "Милосердие Августа" оказалось возможным только на театре. В трагедиях, последовавших за "Цинной", государственная власть все больше являет свой тиранический оскал. "Смерть Помпея" (1643) и в особенности "Родогуна" (1644) говорят об этом крушении абсолютной нравственности.

Торжество хаоса

Трагедия "Родогуна" всем своим строем говорит и о крахе Корнелевых идей. Сюжет ее очень сложен, построен на запутанной интриге, отражающей лживость придворных нравов. Сирийская царица Клеопатра жаждет смерти своей соперницы, парфянской царевны Родогуны, которую любят оба ее сына, близнецы Антиох и Селевк; пусть один из них убьет ненавистную Родогуну, и тогда он будет провозглашен старшим, а значит, и наследником престола. Но и Родогуна алчет крови: тот из близнецов, который убьет свою мать, Клеопатру, заслужит ее любовь. Влюбленные юноши - жертвы разнузданных страстей обеих женщин, ненавидящих друг друга. Нет, о долге перед государством никто и не помышляет: Клеопатра и Родогуна хотят лишь крови. Клеопатра убивает одного из своих сыновей, Селевка, и хочет отравить второго, Антиоха, но сама вынуждена испить роковую чашу с ядом. Антиох бросается ей на помощь, и тогда Клеопатра произносит потрясающие слова:

Ступай, тебе меня уж не вернуть из гроба. Мне слишком хорошо моя послужит злоба. А запоздай она, погиб бы ты со мной. Один лишь этот стон я унесу с собой. Но и отрада есть в моем предсмертном стоне: Я видеть не смогу ее в моей короне. Цари! По трупам ты взошел на этот трон: От брата и отца ты мной освобожден, Теперь я от меня тебя освободила. Пусть за грехи мои воздаст вам божья сила, Пусть вам обоим даст проклятый этот брак Лишь ревность, ужасы и беспросветный мрак. И пусть, чтоб горе все на ваше пало ложе, Вам небо даст дитя, что на меня похоже.

(Перевод Е. Эткинда)

От гармонии и симметрии, простоты и логичности классических трагедий не осталось следа. В трагедии "Родогуна" кипят злобные, низкие страсти, льются потоки крови. Мир трагедии стал беспросветно страшен.

Прежде Корнель верил в политику, способную привести страну к благим целям. Теперь, когда на его глазах правитель Франции рубил сотни голов, когда с неслыханной жестокостью подавлялись то здесь, то там вспыхивавшие народные мятежи, он пришел к мрачному итогу: политика - злое, античеловеческое начало. Прежде воспетый поэтом великий Рим враждебен и человеку и народам. В трагедии "Никомед" (1651) эта точка зрения Корнеля получила блестящее воплощение. Здесь носитель римских идей - коварный и красноречивый Фламиний, он хочет подчинить властолюбивому Риму все малые страны и наталкивается на ожесточенное противодействие восставшего народа.

Царевич Вифинии Аттал, взбунтовавшийся против Рима, который взрастил его и хотел возвести на престол, так выражает свое отношение к бывшим хозяевам:

Избранники они, властители вселенной; И мы, в покорности коленопреклоненной, Должны не забывать, что Рим - наш господин, Что независим он, и только он один.

А в заключении трагедии ее герой Никомед, обращаясь к римскому послу Фламинию, заявляет:

Фламиний, я скажу без всякого коварства: О дружбе с Римом все мечтают государства, Но мы такой ценой платить ему должны, Что нам союзники такие не нужны. Да, дружбы мы хотим, но дружбы равноправной, Иначе предпочтем вражду - как с равным равный.

(Перевод Е. Эткинда)

Развитие и изменение политических воззрений Корнеля можно проследить по изменению его взглядов на Рим - от "Цинны" до "Никомеда". В "Цинне" Рим - воплощение величайших воинских и моральных доблестей. В "Никомеде" Рим - воплощение кровавой и лицемерной тирании. Изменился не древний Рим, а Пьер Корнель.

Корнель потерял вместе с политическим оптимизмом и своеобразие своего искусства: созданная им форма политической трагедии разваливалась под его некогда столь блестящим пером. Он писал долго, но все хуже; после "Никомеда" Корнель работал на театре еще более двух десятилетий, по сути дела забытый современниками, которые предпочли ему более соответствующего новому времени Расина. Героический период становления абсолютизма во Франции кончился. Вместе с тем кончился и период высокого гражданского классицизма, созданный Пьером Корнелем.

http://loverating.ru/ сайт знакомств сайт знакомств.

КОРНЕЛЬ ПЬЕР - французский драматург .

Член Французской ака-де-мии (1647 год). Брат Т. Кор-не-ля, дя-дя Б. Фон-те-не-ля. Ро-дил-ся в се-мье ад-во-ка-та. По-лу-чил клас-сическое об-ра-зо-ва-ние в Ру-ан-ском ие-зу-ит-ском кол-ле-же (1615-1622 годы); изу-чал пра-во в университете г. Кан, со-сто-ял в кор-по-ра-ции ад-во-ка-тов (1624-1651 годы), од-на-ко ус-пе-ха на юри-дическом по-при-ще не имел. В 1629-1662 годы жил в Руа-не и Па-ри-же, по-се-щал свет-ские круж-ки, в т. ч. са-лон гос-по-жи де Рам-буйе. В 1662 году окон-ча-тель-но пе-ре-брал-ся в Па-риж.

Литературную дея-тель-ность П. Корнель на-чал с эпи-ку-рей-ских сти-хов, га-лант-ных эпи-грамм, позд-нее опуб-ли-ко-ван-ных в сборниках «По-эти-че-ская смесь» («Mélanges poétiques», 1632 год). Пред-по-ло-жи-тель-но пер-вым его дра-ма-тическим со-чи-не-ни-ем ста-ла пас-то-раль «Али-дор» («Alidor»; не за-кон-че-на, со-зда-на ме-ж-ду 1626 и 1628 годами, издан в 2001 году; ат-ри-бу-ция спор-на).

П. Корнель - ав-тор бо-лее 30 пьес. Пер-вый ус-пех при-шёл к не-му по-сле по-ста-нов-ки труп-пой ак-тё-ра Г. Мон-до-ри (с 1634 года те-атр «Ма-ре», Па-риж) ко-ме-дии «Ме-ли-та» («Mélite», пост. 1629 год, издан в 1633 году), в ко-то-рой пас-то-раль-ный сю-жет был пе-ре-не-сён в бы-то-вую по-все-днев-ность. В га-лант-но-ры-цар-ской тра-ги-ко-ме-дии «Кли-тандр, или Ос-во-бо-ж-дён-ная не-вин-ность» («Clitandre, ou L’Innocence délivrée», пост. 1631 год, изд. в 1632 году), от-ли-чаю-щей-ся за-пу-тан-ным сю-же-том в ду-хе про-из-ве-де-ний А. Ар-ди и Ж. Рот-ру, П. Корнель от-дал дань гос-под-ствую-щей мо-де изо-бра-же-ния ужа-сов и изо-щрён-ных пре-сту-п-ле-ний (т. н. кро-ва-вое ба-рок-ко). Ко-ме-дии «Вдо-ва» («La veuve», 1631 год, изд. в 1633 году), «Га-ле-рея Су-да» («La galerie du Palais», пост. 1632 год, изд. в 1637 годы), «Ком-пань-он-ка» («La suivante», 1633 год) и «Ко-ро-лев-ская пло-щадь» («La place Roy-ale», 1633 год) ста-ли сви-де-тель-ст-вом от-ка-за П. Корнеля от ут-вер-див-ших-ся во французской коме-дио-гра-фии первой половины XVII века тра-ди-ций итальянской ко-ме-дии дель ар-те и средне-векового фар-са; П. Корнель пред-вос-хи-тил ко-ме-дию нра-вов, ос-но-вы-ваю-щую-ся не на скаб-рёз-ном юмо-ре и буф-фо-на-де, а на ин-три-ге.

По-пу-ляр-но-стью в середине XVII века поль-зо-ва-лась пье-са «Ко-ми-че-ская ил-лю-зия» («L’illusion co-mique», пост. 1635 год, изд. в 1639 году; в пе-ре-ра-бо-тан-ной вер-сии - «Ил-лю-зия», «L’il-lu-sion», 1660 год), син-те-зи-рую-щая чер-ты ко-ме-дии, тра-ги-ко-ме-дии, пас-то-ра-ли и тра-ге-дии; для опи-са-ния жиз-ни ак-тё-ров в ней был ис-поль-зо-ван при-ём «те-ат-ра в те-ат-ре». Пе-ре-нос испанских сю-же-тов (Х. Руи-са де Алар-ко-на-и-Мен-до-сы и Лопе Ф. де Ве-ги Кар-пьо) в па-риж-скую сре-ду и пе-ре-ра-бот-ка их во французском вку-се бы-ли осу-ще-ст-в-ле-ны П. Корнелем в ко-ме-ди-ях «Лжец» («Le menteur», 1644 год) и «Про-дол-же-ние Лже-ца» («La suite du Menteur», 1645 год); при-ме-нён-ная здесь тех-ни-ка ре-ду-ци-ро-ва-ния пси-хо-ло-гического об-ли-ка пер-со-на-жа до един-ст-вен-ной до-ми-ни-рую-щей чер-ты позд-нее ста-ла основным прин-ци-пом клас-си-ци-стической ко-ме-дии (Моль-ер).

Не-смот-ря на при-зна-ние со-вре-мен-ни-ков, вы-пав-шее на до-лю его ко-ме-дий, П. Корнель ос-тал-ся в ис-то-рии литературы как один из са-мых вы-даю-щих-ся ав-то-ров тра-ге-дий, ко-то-рые по-лу-чи-ли ми-ро-вую из-вест-ность и ста-ли, на-ря-ду с пье-са-ми Ж. Ра-си-на, са-мым яр-ким дос-ти-же-ни-ем франц. клас-си-циз-ма. В сво-ей пер-вой тра-ге-дии, на-сы-щен-ной ме-ло-дра-ма-тическими эф-фек-та-ми «Ме-дее» («M ́ed ́ee», пост. 1635 год, изд. в 1639 году), П. Корнель ис-поль-зо-вал сю-жет ан-тич-но-го ми-фа, ра-нее раз-ра-бо-тан-ный Ев-ри-пи-дом и Се-не-кой.

Дра-ма-тур-гическая кон-цеп-ция П. Корнеля на-шла своё тео-ре-тическое обос-но-ва-ние в его пре-ди-сло-ви-ях к собственным пье-сам и в со-ста-вив-ших ему сла-ву тео-ре-ти-ка клас-си-циз-ма «рас-су-ж-де-ни-ях» - «Рас-су-ж-де-ния о тра-ге-дии...» («Discours de la tragédie...»), «Рас-су-ж-де-ния о трёх един-ст-вах...» («Dis-cours des trois unités...», обе изд. в 1660 году) и др. На-пи-сан-ная на ос-но-ве сю-же-та испанского дра-ма-тур-га Г. де Ка-ст-ро тра-ги-ко-ме-дия «Сид» («Cid», по-став-ле-на те-ат-ром «Ма-ре» и изд. в 1637 году) ста-ла пер-вым прак-тическим вы-ра-же-ни-ем его тео-рий. Не ста-вя под со-мне-ние ав-то-ри-тет тра-диц. по-этик Ари-сто-те-ля и Го-ра-ция и важ-ность со-блю-де-ния стро-гих пра-вил (в ча-ст-но-сти, трёх единств тео-рии), П. Корнель пред-ста-вил об-ра-зец тра-ги-ко-ме-дии, со-вме-щаю-щей тра-гизм со-бы-тий-ной кан-вы и внутренних пе-ре-жи-ва-ний ге-ро-ев с ко-медий-ны-ми си-туа-ция-ми и пер-со-на-жа-ми. Ус-пех «Си-да» спро-во-ци-ро-вал бур-ную по-ле-ми-ку, в ко-то-рой пье-са оце-ни-ва-лась по за-ко-нам жан-ра тра-ге-дии; про-тив неё вы-ска-за-лись Ж. де Скю-де-ри, Ж. Ме-ре и др. (т. н. спор о Си-де). В 1638 году под ре-дак-цией Ж. Ша-п-ле-на вы-шло «Мне-ние Фран-цуз-ской ака-де-мии о тра-ги-ко-ме-дии "Сид"» с пе-ре-чис-ле-ни-ем фор-маль-ных не-дос-тат-ков пье-сы и её осу-ж-де-ни-ем. В 1660 году П. Корнель внёс в текст пье-сы зна-чительные кор-рек-ти-вы, сме-нив жан-ро-вое обо-зна-че-ние: «тра-ге-дия» вме-сто «тра-ги-ко-ме-дии».

Пье-са «Го-ра-ций» («Horace», пост. 1640 году, изд. в 1641 году) ста-ла об-раз-цом иде-аль-ной клас-си-ци-стич еской тра-ге-дии с при-су-щим ей тор-же-ст-вен-ным и стро-гим алек-сан-д-рий-ским сти-хом [П. Корнель поль-зо-вал-ся им во всех тра-ге-ди-ях, за ис-клю-че-ни-ем на-пи-сан-но-го вер-либ-ром «Аге-си-лая» («Agési-las», 1666 год)], скру-пу-лёз-ным со-блю-де-ни-ем пра-вил, чёт-кой ком-по-зиционной струк-ту-рой. Учи-ты-вая сце-нический ус-пех «Си-да», П. Корнель по-ло-жил в ос-но-ву других сво-их ран-них тра-ге-дий не об-ще-из-ве-ст-ный миф, а ис-то-рический сю-жет, пе-ри-пе-тии ко-то-ро-го сти-му-ли-ру-ют вни-ма-ние зри-те-ля. Сю-жет «Го-ра-ция» был за-им-ст-во-ван из ис-то-рии Ти-та Ли-вия и вы-стро-ен на не-раз-ре-ши-мой кол-ли-зии люб-ви и пат-рио-тического дол-га, в ко-то-рой про-яв-ля-ет-ся ду-хов-ное ве-ли-чие и сто-ический ге-ро-изм главных пер-со-на-жей. Ес-ли в «Го-ра-ции» и в тра-ге-дии (с эле-мен-та-ми тра-ги-ко-ме-дии) «Цин-на» («Cinna», пост. 1642 год, изд. в 1643 году) П. Корнель вы-сту-пил в под-держ-ку аб-со-лю-ти-ст-ской фор-мы прав-ле-ния, то в тра-ге-дии «Смерть Пом-пея» («La mort de Pompée», пост. 1643 год, изд. в 1644 году) он впер-вые пред-ста-вил власть в не-га-тив-ном све-те; эта тен-ден-ция уси-ли-лась впо-след-ст-вии в «Ни-ко-ме-де» («Nicomède», 1651 год), где воз-ник мо-тив народного бун-та.

В пе-ре-кли-каю-щей-ся с «Ме-де-ей» тра-ге-дии «Ро-до-гу-на» («Rodogune», пост. 1644 год, изд. в 1647 году), а так-же в «Ирак-лии» («Héraclius», 1647 год) за-ме-тен пе-ре-ход П. Корнеля от вы-со-кой про-сто-ты его ран-них тра-ге-дий к на-ме-рен-ной ус-лож-нён-но-сти сю-же-та, ис-точ-ни-ком ко-то-ро-го те-перь слу-жат со-бы-тия не римской ис-то-рии, а вос-точ-ной. Сво-его ро-да хри-сти-ан-скую ди-ло-гию со-став-ля-ет тра-ге-дия об об-ра-ще-нии и му-че-ни-че-ст-ве «По-ли-евкт» («Poly-eucte», 1643 год), на-ве-ян-ная идея-ми Контр-ре-фор-ма-ции, и тра-ге-дия «Тео-до-ра» («Théo-dore», пост. 1645 год, изд. в 1646 году), ос-но-ван-ная на ле-ген-де, из-ло-жен-ной у св. Ам-вро-сия Ме-дио-лан-ско-го. Пье-са «Дон Сан-чо Ара-гон-ский» («Don Sanche d’Aragon», 1649 год) ста-ла по-пыт-кой соз-да-ния «сред-не-го» дра-ма-тического жан-ра - «ге-ро-ической ко-ме-дии» с вы-со-ко-по-став-лен-ны-ми осо-ба-ми в ка-че-ст-ве пер-со-на-жей. Про-вал по-ста-нов-ки по-ли-ти-че-ски зло-бо-днев-ной тра-ге-дии «Пер-та-рит» («Pertharite», пост. 1651 год, изд. в 1653 году) по-бу-дил П, Корнеля отой-ти от дра-ма-тур-гии и взять-ся за сти-хотв. пе-ре-вод при-пи-сы-вае-мо-го Фо-ме Кем-пий-ско-му трак-та-та «О под-ра-жа-нии Хри-сту» («Imitation de Jésus Christ», пол-но-стью изд. в 1656 году); этот пе-ре-вод поль-зо-вал-ся в XVII веке ог-ром-ным ус-пе-хом.

Воз-вра-ще-ни-ем к те-ат-ру ста-ла на-пи-сан-ная по за-ка-зу Н. Фу-ке тра-ге-дия «Эдип» («Œdipe», 1659 год). Ан-тич-ные ми-фы бы-ли ис-поль-зова-ны в от-ве-чаю-щих эс-те-ти-ке при-двор-но-го ба-рок-ко по-ста-но-воч-ных «тра-ге-ди-ях с ма-ши-на-ми» «Ан-дро-ме-да» («An-dromède», соч. 1648 год, пост. 1650 год, изд. в 1651 году), «Зо-ло-тое ру-но» («La toison d’or», пост. 1660 год, изд. в 1661 году), а так-же в ко-ме-дии-ба-ле-те «Пси-хея» («Psyché», 1671 год; в со-ав-тор-ст-ве с Ф. Ки-но и Моль-е-ром). В позд-них тра-ге-ди-ях П. Корнель вновь вер-нул-ся к римской те-ма-ти-ке и изо-бра-жению кон-флик-та лич-но-сти и го-су-дар-ст-ва: «Сер-то-рий» («Ser-torius», 1662 год), «Со-фо-нис-ба» («Sopho-nisbe», 1663 год), «Отон» («Othon», 1665 год; эк-ра-ни-за-ция Ж.М. Штрау-ба, под названием «Гла-за не хо-тят вся-кий раз за-кры-вать-ся, или Воз-мож-но, од-наж-ды Рим всё-та-ки поз-во-лит се-бе вы-би-рать», 1971 год) и др. В пье-се «Тит и Бе-ре-ни-ка» («Tite et Bérénice», 1670 год, изд. в 1671 году) П. Корнель без-ус-пеш-но пы-тал-ся со-пер-ни-чать с трак-то-вав-шим тот же сю-жет Ра-си-ном. По-след-няя тра-ге-дия П.Корнеля «Су-ре-на» («Suréna, 1674 год, изд. в 1675 год) от-ли-ча-ет-ся про-сто-той сю-же-та и эле-гич. ин-то-на-ци-ей.

П. Корнель - один из соз-да-те-лей ев-ропейской тра-гедии Но-во-го вре-ме-ни, «отец» французского те-ат-ра, круп-ней-ший дра-ма-тург и тео-ре-тик клас-си-циз-ма. В Рос-сии твор-че-ст-во П. Корнеля ши-ро-ко из-вест-но с начала XVIII века; пер-вые пе-ре-во-ды поя-ви-лись в конце XVIII века, сре-ди пе-ре-во-дчи-ков - Я.Б. Княж-нин, П.А. Ка-те-нин, М.Л. Ло-зин-ский.

Сочинения:

[Рас-су-ж-де-ния] // Ли-те-ра-тур-ные ма-ни-фе-сты за-пад-но-ев-ро-пей-ских клас-си-ци-стов. М., 1980;

Œuvres com-plètes. 6 éd. P., 1980-1987. Vol. 1-3;

Те-атр: В 2 т. М., 1984

Пьер Корнель (фр. Pierre Corneille; 6 июня 1606, Руан - 1 октября 1684, Париж) - знаменитый французский драматург, «отец французской трагедии». Член Французской Академии (1647).

Сын руанского чиновника. Окончил коллеж иезуитов (1622; ныне - лицей имени Корнеля). Лиценциат юриспруденции (1624). На протяжении четырёх лет стажировался в качестве адвоката при Руанском парламенте. В (1628) получил место прокурора, однако мало интересовался служебной карьерой.

Самые приятные удовольствия наши не лишены грусти.

Корнель Пьер

Последние годы жизни Корнель провёл очень уединённо и был в крайне стеснённых обстоятельствах. Только благодаря хлопотам его друга Буало, Корнелю была назначена маленькая пенсия.

Драматургия Корнеля (полный список пьес)
* «Алидор» (Alidor) (атрибуция неокончательная) (между 1626 и 1628)
* «Мелита» (Melite, 1629)
* «Клитандр» (Clitandre (1631)
* «Вдова» (La Veuve, 1632)
* «Галерея Дворца» (La Galerie du Palais, 1633)
* «Компаньонка» (La Suivante, 1634)
* «Королевская площадь» (La Place royale, 1634)
* «Медея» (Medee, 1635)
* «Комедия, сыгранная в саду Тюильри» (Comedie de Tuileries, в соавторстве с Г. Кольте, П.Л’Этуалем, Ж. Ротру и Ф. де Буаробером) (1635)
* «Комическая иллюзия» (L’Illusion comique, 1636)
* «Сид» (Le Cid, 1636)
* «Гораций» (Horace, 1640)
* «Цинна» (Cinna, 1641)
* «Полиевкт» (Polyeucte, (1642)
* «Смерть Помпея» (La Mort de Pompee, 1644)
* «Лжец» (Le Menteur, 1644)
* «Родогуна» (Rodogune, 1644)
* «Теодора» (Theodore, 1646)
* «Ираклий» (Heraclius, 1647)
* «Андромеда» (Andromede, 1650)
* «Дон Санчо Арагонский» (Don Sanche d’Aragon, 1650)
* «Никомед» (Nicomede, 1651)
* «Пертарит» (Pertharite, 1652)
* «Эдип» (?dipe, 1659)
* «Золотое руно» (La Toison d’or, 1660)
* «Серторий» (Sertorius, 1662)
* «Софонисба» (Sophonisbe, 1663)
* «Отон» (Othon, 1664)
* «Агесилай» (Agesilas, 1666)
* «Аттила» (Attila, 1667)
* «Тит и Береника» (Tite et Berenice, 1670)
* «Психея» (Psyche) (в соавторстве с Мольером и Филиппом Кино) (1671)
* «Пульхерия» (Pulcherie, 1672)
* «Сурена» (Surena, 1674)

Первой пьесой Корнеля обычно считается комедия «Мелита» (Melite, 1629), однако в 1946 г. была обнаружена анонимная рукопись выдержанной в традициях «Астреи» Оноре д’Юрфе пасторальной пьесы «Алидор, или Безразличный» (Alidor ou l’Indifferent, соч. между 1626 и 1628 г., опубл. в 2001 г.), которую, возможно, следует считать подлинным дебютом великого драматурга (по другим версиям, её автор - Жан Ротру).

Так со смертными судьба порой играет:
То вознесет их вверх, то в пропасть низвергает.
И так устроен мир, что в счастье иногда
Уже заключена великая беда.

Корнель Пьер

За «Мелитой» последовал ряд комедий, которыми Корнель создал себе положение и расположил к себе Ришельё.

С 1635 г. Корнель пишет трагедии, сначала подражая Сенеке; к числу этих первых, довольно слабых попыток принадлежит «Medee». Затем, вдохновившись испанским театром, он написал «L’Illusion Comique» (1636) - тяжеловесный фарс, главное лицо которого испанский матамор.

В конце 1636 г. появилась другая трагедия Корнеля, составляющая эпоху в истории французского театра: это был «Сид», сразу признанный шедевром; создалась даже пословица: «прекрасен как Сид» (beau comme le Cid)».

Дарите исподволь - и цену дар удвоит:
То, как вы дарите, самих подарков стоит.

Корнель Пьер

Париж, а за ним вся Франция продолжали «смотреть на Сида глазами Химены» даже после того, как парижская академия осудила эту трагедию, в «Sentiments de l’Academie sur le Cid»: автор этой критики Шаплен находил выбор сюжета трагедии неудачным, развязку - неудовлетворительной, стиль - лишённым достоинства.

Апогей творчества Корнеля:
* «Horace» (1640),
* «Cinna» (1640),
* «Polyeucte».

Написанная в Руане трагедия «Гораций» была поставлена в Париже в начале 1640 года, видимо, на сцене «Бургундского отеля». Премьера трагедии не стала триумфом драматурга, но от спектакля к спектаклю успех пьесы нарастал.

Включенная в репертуар театра «Комедии Франсез», трагедия выдержала на этой сцене количество спектаклей, уступающее лишь «Сиду». В основных ролях пьесы с блеском выступали такие прославленные актеры, как мадемуазель Клерон, Рашель, Муне-Сюлли и другие.

Впервые издан «Гораций» был в январе 1641 году Огюстеном Курбе.

На русский язык трагедия была переведена А. И. Чепяговым, А. А. Жандром, А. А. Шаховским и П. А. Катениным в 1817 году, затем М. И. Чайковским (1893), Л. И. Поливановым (1895), Н. Я. Рыковой (1956). Первый перевод предназначался исключительно для сцены и издан не был (кроме 4-го действия пьесы, переведенного П. А. Катениным и напечатанного в 1832 году).

Перевод этот ставился несколько раз как в Петербурге, так и в Москве. Следует отметить октябрьскую постановку 1817 года, которая стала, по овспоминаниям современников, «замечательным успехом» актеров.

Основные роли исполняли Е. С. Семенова (Камилла), М. И. Вальберхова (Сабина), Я. Г. Брянский (Гораций). Упомянем также постановки 1819 года (Камилла - А. М. Колосова) и 1823 года (Гораций - Я. Г. Брянский, Камилла - А. М. Колосова, Сабина - А. Д. Каратыгина).

К тому же времени относится женитьба Корнеля на Мари де Ламприер (Marie de Lampriere), разгар его светской жизни, постоянные сношения с отелем Рамбулье. Одна за другой появлялись его прекрасная комедия «Le Menteur» и гораздо более слабые трагедии:
* «Pompee»,
* «Rodogune»,
* «Theodore, vierge et martyre»,
* «Heraclius».

В 1647 г. Корнель избран был членом французской академии (кресло № 14). Появившиеся после того пьесы:
* «Andromede»,
* «Don Sanche d’Aragon»,
* «Nicomede»
принадлежат, за исключением последней, к более слабым его произведениям.

Начиная с 1651 г. Корнель поддался влиянию своих друзей-иезуитов, пытавшихся отвлечь своего бывшего воспитанника от театра. Корнель занялся религиозной поэзией, как бы во искупление своего светского творчества прежних лет, и напечатал вскоре стихотворный перевод «Подражания Иисусу Христу» («Imitation de Jesus Christ»).

Перевод этот имел огромный успех и выдержал за 20 лет 130 изданий. За ним последовало несколько других переводов, сделанных также под влиянием иезуитов: панегирики Деве Марии, псалмы и т. д.

Значение Корнеля для французского театра заключается прежде всего в создании национальной трагедии. До него театр был рабским подражанием латинской драме Сенеки, и даже такие талантливые предшественники Корнеля, как Арди, Гарнье, Жан Ротру и другие, не сумели сломить рамок условности, превращавшей трагедию в мертвую, сухую декламацию.

Корнель первый оживил французскую драму, привив ей испанский элемент движения и силы страсти; с другой стороны, он возобновил традиции классической драмы в изображении страстей, глубоко человечных по своему существу, но стоящих выше обыденной жизни по своей силе.

Про творчество Корнеля и его преемника Расина некоторые критики говорили, что «Корнель рисует людей такими, как они должны были бы быть, а Расин - такими, каковы они в действительности».

Корнель изображает идеальное человечество, героев с непреклонной волей в исполнении самого сурового долга, и если это и придает некоторую сухость его трагедиям, то она возмещается жизненностью трагических конфликтов, изображаемых поэтом.

Корнель исходит из аристотелевского принципа, что трагедия должна воспроизводить важные события, что в ней должны действовать сильные люди, душевные конфликты которых приводит к роковым последствиям. Но вместе с тем он помнит, что душу зрителя трогают только бедствия, вытекающие из свойственных ему самому страстей.

Эти принципы Корнель излагает в своих теоретических рассуждениях, то есть в предисловиях к трагедиям и в «Discours sur le poeme dramatique», и воплощает в лучших своих трагедиях.

Все они проникнуты вечной борьбой долга и чувства, любовь противопоставляется долгу по отношению к родителям, патриотизм - семейным привязанностям, великодушие - внушениям государственной политики, преданность религиозной идее - увлечениям личного чувства и т. д. Только в «Сиде» победа остается на стороне любви, вносящей гармонию в разъединённые долгом души.

В «Horace» первенствующее значение и окончательная победа принадлежат патриотизму; Корнель достигает высшего пафоса в изображении римского гражданина, старика Горация, предпочитающего смерть сына его позору, ставящего государство выше семьи.

В «Polyeucte» замечательна трагическая фигура мученика, внезапно осенённого благодатью веры и находящего в ней силу стать выше земных привязанностей.

Могучий стих Корнеля, по пластичности, выразительности и силе - единственный в своём роде. Умение заключить в одной фразе, в одном обороте речи отражение цельной человеческой души составляет характерную черту Корнеля.

КОРНЕЛЬ (Corneille ) Пьер (1606-84), французский драматург, представитель классицизма. Сборник стихов "Поэтическая смесь" (1632). Трагический конфликт страсти и долга в основе трагикомедии "Сид" (постановка и издание 1637), первого образца классицистического театра. Тема государства как высшего начала жизни (воплощение разума и общенациональных интересов), торжество героической воли в трагедиях "Гораций" (постановка 1640), "Цинна" (постановка 1640-41). Разочарование в абсолютизме в трагедиях "Мученик Полиевкт" (1643), "Смерть Помпея" (1644). Следы эстетики барокко в "Родогуне" (1647) и других трагедиях Корнеля кон. 40-х гг., в пьесе "Никомед" (постановка и издание 1651) и др.

КОРНЕЛЬ (Corneille ) Пьер (6 июня 1606, Руан - 1 октября 1684, Париж), французский драматург.

Начальный период творчества

Корнель происходил из нормандских судейских. Сын адвоката, он получил прекрасное классическое образование в иезуитском коллеже своего родного города Руана, затем изучал право и в 1628-50 занимал пост королевского советника в местном отделении управления вод и лесов. Его первая пьеса - комедия "Мелита" - в 1629 была поставлена в Руане, а в следующем году в Париже. Дебют оказался успешным, и Корнель продолжал писать комедии: одна за другой вышли пьесы "Клитандр" (1632), "Вдова" (1633), "Галерея суда" (1633), "Субретка" (1634), "Королевская площадь" (1634), которые намного превосходили популярные фарсы того времени. В это время началось движение за создание "подлинной трагедии" на основе трех единств - времени, места и действия. Теория "единств" пришла из Италии, а первой "правильной" трагедией во Франции стала "Софонисба" Жана Мере (1634). В 1635 Корнель впервые обратился к трагедии в "Медее", избрав уже использованный Еврипидом и сюжет, но большого успеха не снискал.

Формирование классицистской драмы

В конце декабря 1636 или в начале января 1637 появился "Сид" - первая великая трагедия Корнеля и первая французская пьеса, ставшая событием общенационального значения. Энтузиазм публики не знал границ: в качестве отклика на постановку возникло выражение "прекрасно, как "Сид". Корнель в значительной степени использовал сюжет трагикомедии испанского драматурга Гильена де Кастро "Подвиги Сида" (1618), однако кардинально изменил проблематику, поставив в центр трагический конфликт между страстью и долгом. Молодые герои любят друг друга, но отец Химены наносит оскорбление отцу Родриго, и тот убивает обидчика на дуэли. Химена требует покарать возлюбленного, который тем временем совершает подвиги в войне с маврами, получает прозвище "Сид" и становится опорой государства. Король не желает предавать смерти героя и убеждается в том, что Химена его по-прежнему любит. Финал пьесы остается открытым: Химена должна выйти замуж за Родриго через год. Именно это обстоятельство вызвало ожесточенную полемику, которая получила название "Спор о "Сиде". Соперники Корнеля - Жан Мере и Жорж де Скюдери обвинили драматурга в аморальности, поскольку благонравная девушка не должна была соглашаться на брак с убийцей своего отца. Корнель оправдывался тем, что исторический Сид женился на Химене. Французская Академия выступила арбитром в споре по просьбе Скюдери. Легенда о злокозненном (из зависти) вмешательстве родилась в 18 веке: у кардинала были к пьесе претензии чисто политического характера - он увидел в ней оправдание дуэлей. Академия вынесла весьма двусмысленное суждение, не удовлетворившее ни одну из сторон: признав совершенство и блеск стихотворной формы "Сида", она осудила замысел пьесы в силу того, что "чудовищную правду" нельзя представлять на сцене.

Корнель всегда болезненно воспринимал нападки критики: он замолчал на несколько лет и вернулся в Нормандию, где в 1641 женился на дочери руанского магистрата - этот брак принес ему семерых детей. Следующие его трагедии - "Гораций" (1641), "Цинна, или Милосердие Августа" (1643), "Мученик Полиевкт" (1643) - составили вместе с "Сидом" так называемую "классическую тетралогию", в которой главными темами являются конфликт разума и чувства, столкновение личных интересов с государственным или нравственным долгом. В 1643 драматург вновь обратился к комедийному жанру, создав одну из лучших комедий интриги "Лжец". В 1647 он перебрался вместе с семьей в Париж и в том же году был избран во Французскую Академию.

"Трагедии второй манеры"

В этих пьесах Корнель стремился реализовать разработанную им "теорию восхищения" перед нечеловеческой мощью героя, которая могла проявиться и в "мрачном величии порока". Среди "трагедий второй манеры" выделяются "Родогуна" (1647) и "Никомед" (1651). Сам драматург считал лучшей своей трагедией "Родогуну". В этой пьесе явственно проявляются барочные тенденции: человек предстает жалкой песчинкой во вселенной и не способен разгадать тайны бытия. Близнецы Антиох и Селевк влюблены в пленную парфянскую царевну Родогуну, которую смертельно ненавидит их мать - сирийская царица Клеопатра. Царевичи пытаются найти достойный выход из ситуации и не возненавидеть друг друга, однако они бессильны против злобы, овладевшей душами любимых женщин. Антиох спасается лишь потому, что Родогуна проявила "слабость" и призналась в любви к нему, тогда как Клеопатра осталась верна своей натуре и погибла при попытке отравить родного сына.

Трагедии "третьей манеры"

В 1652, после провала трагедии "Пертарит" Корнель на восемь лет покинул театр, занявшись переводом "Подражания Христу" Фомы Кемпийского и издав в 1660 собрание своих пьес. В 1659 он вернулся на сцену с трагедией "Эдип". Его новые пьесы появлялись почти каждый год, однако публика заметно к ним охладела. Корнель не мог соперничать с утонченным психологизмом своего молодого соперника Расина, поскольку даже в лучших пьесах выражал чувства при помощи декламации. Нагромождение препятствий на пути героя, чрезмерное усложнение интриги и ярко выраженное стремление к "необыкновенному" противоречили как утвердившемуся классицистскому канону, так и вкусам большинства зрителей. В 1674 была поставлена последняя трагедия Корнеля "Сурена", которая была встречена с полным равнодушием. Пенсия, дарованная ему Ришелье после выхода "Горация", выплачивалась нерегулярно, и последние годы он прожил в весьма стесненных обстоятельствах.

Корнеля по праву называют "отцом французской трагедии". Он создал тип классицистской драмы, а также множество вариантов - отклонений от этого типа.