Произведения написанные и а гончаровым. Гончаров Иван Александрович – краткая биография

Русский писатель Иван Гончаров создал три романа. Именно они принесли литератору славу мастера слова. Примечательно, что названия трех книг начинаются с букв «Об».

Будущий классик появился на свет летом, 6 июня 1812 года, в Симбирске. В семье уже воспитывался старший сын Николай. Родители ребенка – Александр Иванович и Авдотья Матвеевна - принадлежали к купеческому сословию. Через несколько лет после рождения Ивана в семье Гончаровых появились две дочки. Гончаров с теплом вспоминал детские годы в автобиографических очерках.

Когда ребенку исполнилось семь лет, ушел из жизни отец Александр Иванович. Тогда воспитанием маленького Ивана занялся Николай Николаевич Трегубов – крестный мальчика. Он заменил Ивану отца. И хотя семейство потеряло кормильца, у Авдотьи Матвеевны хватало средств, чтобы не ущемлять образование детей.

Первым учителем для ребенка стал Трегубов. Затем Ивана отправили в частный пансионат. В возрасте десяти лет мальчика передали в училище, где уже находился брат. Там Гончаров пробыл до восемнадцати лет, хотя учеба будущему писателю не нравилась. Имя Ивана Александровича часто красовалось на «красной доске». В те годы у юноши пробудилась любовь к литературе и сочинительству. Он уделял много времени чтению книг.


Примером для подражания Гончаров считал поэта . Роман «Евгений Онегин» стал для Ивана настоящим откровением. Почтение к Пушкину литератор пронес через всю жизнь. Однажды Гончарову посчастливилось увидеться с кумиром. Встреча оставила радужные воспоминания.

В 1830 году Гончарова исключили из списка пансионеров по желанию матери. Любимое дело привело будущего творца к желанию получить образование в Московском университете. В 1831 году Иван Александрович сдал вступительные экзамены и стал студентом вуза. Три года в стенах заведения привнесли значимый вклад в биографию писателя. В одно время с молодым человеком в университете получали знания , Константин Аксаков, .


В 1834 году учеба осталась позади, и Гончаров поехал в Симбирск, чтобы повидаться с мамой и сестрами. Молодой человек еще во время учебы решил, что не останется в родном скучном городе. Литератора влекла столичная жизнь. Но по приезде в родные пенаты Ивану Александровичу предложили должность секретаря. Он подумал и согласился.

Однако работа оказалась настолько скучной, что спустя одиннадцать месяцев Гончаров отправился в Санкт-Петербург, где устроился переводчиком переписки с иностранных языков. Дело оказалось необременительным и оставляло время на сочинительство. Тогда же Гончаров вошел в семью Николая Аполлоновича Майкова. Он обучал сыновей живописца латинскому языку и русской словесности. Поместье Майковых считалось культурным очагом Северной Пальмиры. Здесь Иван Александрович окунулся в мир богемы.

Литература

В 1838 году Гончаров создал «Лихую болесть». Спустя год появилось второе произведение творца – «Счастливая ошибка». Оба сочинения вошли в рукописные альманахи «Лунные ночи» и «Подснежник», которые издавались в семье Майковых. Подпись Гончарова под трудами не стояла. Издания вышли анонимно.


Со временем творчество литератора набирало обороты. Он познакомился с Белинским, наведывался в дом Литераторов. В 1846 году начинающий автор прочитал критику «Обыкновенную историю», от которой тот остался в восторге. В 1847 году произведение опубликовали в «Современнике».

Появление Белинского в жизни Гончарова сильно повлияло на последнего. В «Заметках о личности Белинского» автор с теплом вспоминает советы и подсказки критика. Но товарищами они так и не стали. Гончаров с сомнением относился к увлечению Белинского французскими революционными идеями, а критик в ответ называл писателя человеком с узким взглядом.


В 1848 году в журнале «Современник» вышел очерк «Иван Саввич Поджабрин».

Через четыре года Гончаров отправился в Японию с адмиралом Ефимием Васильевичем Путятиным на фрегате «Паллада» в роли секретаря. Экспедиция длилась два с половиной года и прервалась из-за начала Восточной войны.

Во время плавания писатель вел подробные записи, которые легли в основу книги «Фрегат «Паллада». Цикл очерков увидел свет в 1858 году и стал новым явлением в литературных кругах. Читатели восприняли книгу как окно в новый неизведанный мир, о котором поведал путешественник.


Вернувшись из плавания, Гончаров вскоре ушел с работы. Литератору предложили должность цензора в газете «Северная почта», и он согласился. В 1859 году вышел знаменитый «Обломов», возымевший большой успех. В книге просматривались философские взгляды. Вскоре в народе появился термин «обломовщина».

В 1862 году писатель возглавил «Северную почту». В 1865 году он вошел в членство по печатным делам, а в 1867 году отбыл в отставку с генеральским чином. Писатель принял такое решение, потому что хлопотливая работа мешала творить.


В 1869 году он завершил третий роман «Обрыв». Над последним детищем Гончаров трудился двадцать лет, но книга не имела успеха у читателей. Закончив «Обрыв», творец поставил точку в созданной им трилогии. В трех трудах Гончаров отобразил последовательные этапы развития России. Без заключительной книги след от творений автора остался бы не таким ярким.

Личная жизнь

Личная жизнь классика не удалась. Он ни разу не был женат и не познал радости отцовства. Долгое время Гончаров любил Юнию Дмитриевну Ефремову, племянницу Евгении Петровны Майковой. Но девушка связала себя узами брака с другим мужчиной.


В 1855 году писателя настигло новое чувство. Он встретил Елизавету Васильевну Толстую, близкую к дому Майковых. Послания литератора к Толстой можно считать отдельным лирическим творением, столько в них любви и грусти. Но в 1857 году она сочеталась браком с Алексеем Ивановичем Мусиным-Пушкиным. Это разбило писателю сердце.

Гончаров дружил с Иваном Сергеевичем Тургеневым. Но после того как в 1860 году Гончаров прочитал в сочинении Тургенева строчки из «Обрыва», связь великих авторов оборвалась. Иван Александрович даже вызвал Тургенева на дуэль, но потом бывших друзей отговорили от этой затеи.

Смерть

В последние годы жизни писателя одолевала депрессия. Он ощущал себя одиноким и беспомощным. Одно время хотел сесть за новый роман, но бросил затею, так как сочинял медленно. Гончаров продолжал выпускать критические статьи к книгам.


12 сентября 1891 года писатель простудился. Болезнь развивалась стремительно и спустя три дня литератор умер от воспаления легких. Наследство Иван Александрович завещал семье слуги.

В честь классика названы улицы в Москве, Пензе, Саранске, Чебоксарах, Симферополе и других городах. В Ульяновске и Димитровграде литератору поставили памятники, а в Марианске-Лазне установили мемориальную доску. Именем критика названы музеи, сквер, библиотека, театр и праздник. Учреждена премия по литературе имени Гончарова.


В 2012 году выпущена монета с портретом Гончарова в честь 200-летия писателя. Тираж составил 5000 экземпляров.

В 2012 году вышла манга под названием «Великий из бродячих псов». Один из героев комикса носит имя Иван Гончаров. На фото персонаж изображен с длинными светлыми волосами до пояса, узкими глазами, курносым носом и большим ртом. Верхнюю часть головы покрывают бинты. У Ивана присутствует суперспособность «Обрыв».

Библиография

  • 1838 год – «Лихая болесть»
  • 1839 год – «Счастливая ошибка»
  • 1842 год – «Иван Саввич Поджабрин»
  • 1846 год – «Обыкновенная история»
  • 1858 год – «Фрегат «Паллада»
  • 1859 год – «Обломов»
  • 1869 год – «Обрыв»
  • 1872 год – «Мильон терзаний»
  • 1874 год – «Заметки о личности Белинского»
  • 1875 год – «Опять "Гамлет" на русской сцене»
  • 1891 год – «Превратность судьбы»

Знаменитый русский писатель-романист Иван Александрович Гончаров родился 1812 (или около; число в точности неизвестно, так как метрическое свидетельство сгорело в пожар 1812, следовательно, не позже сентября этого года) в Симбирске, умер 15 сентября 1891. Несмотря на свое купеческое происхождение, Гончаров вырос в условиях, мало чем отличавшихся от воспитания детей в зажиточных дворянских семьях, и, благодаря заботам своей матери, женщины простой, но умной, получил основательную по тому времени умственную подготовку, давшую облагораживающее направление его наследственной деловитости. Отец Гончарова умер рано, оставив его трехлетним ребенком. Впечатления ранней биографии мальчика – впечатления сна и застоя родного города, картина праздной и привольной жизни, она во всех мелочах глубоко врезалась в душу будущего автора «Обломова» (см. полный текст и краткое содержание этого романа). В воспитании, кроме матери, принимал участие крестный отец Гончарова, отставной моряк, носящий в воспоминаниях псевдоним Якубова, человек просвещенный и любивший детей. Он выписывал книги, много читал и беседовал с Гончаровым о математической и физической географии, астрономии, знакомил с морскими инструментами и началами навигации. Последняя настолько интересовала мальчика, что временами его тогда уже тянуло к морю, или, по крайней мере, к воде, и, без сомнения, этот интерес имел свою долю участия в решимости Гончарова отправиться в кругосветное плавание много лет спустя.

И. А. Гончаров. Портрет работы И. Крамского

Для элементарного образования Гончаров помещали в частные пансионы, один из которых не остался без серьезного влияния на Гончарова. Это был дворянский пансион одного священника, жившего по соседству, в имении княгини Хованской, образованного и светски культурного человека. Жена его, родом француженка, преподавала свой родной язык, священник руководил учением и чтением учеников. Последнее состояло из поучительных и серьезных книг: путешествия; Карамзин и Голиков, Расин и Тассо , Ломоносов и Державин ; дома же Гончаров поглощал мрачные романы Радклиф, мистические «Ключи к таинствам природы» Эккартсгаузена, сказки, но любимым чтением были рассказы мореплавателей, уносившие фантазию то на Сэндвичевы острова с Куком , то в Камчатку с Крашенинниковым.

В 1822 наступил новый этап биографии Гончарова: его отвезли в Москву для дальнейшего образования и поместили в один из дворянских пансионов. Здесь Гончаров пробыл восемь лет, усвоил иностранные языки, мог с листа переводить Корнелия Непота, но читал книги в том же духе, с фантастическим элементом на первом плане, в роде «Агасфера» или «Графа Монте-Кристо». Подобное чтение, попадавшее на благодарную почву, при всей трезвости ума Гончарова, поднимало мысль слишком высоко над родной действительностью и, естественно, мешало с большим вниманием, а главное долей личного участия, вглядеться в черты окружающей жизни.

Неудивительно поэтому, что Гончаров поступил 1831 на словесный факультет московского университета с очень слабо развитым общественным чувством. Он слушал здесь Каченовского, Надеждина , Шевырева , Давыдова, и обо всех сохранил благодарное воспоминание, особенно о Надеждине и Шевыреве. Вступив в университет «со страхом и трепетом», как в святилище, Иван Александрович Гончаров чувствовал себя в нем членом «маленькой ученой республики, над которой простиралось вечно-ясное небо, без туч, без гроз и без внутренних потрясений, без всяких историй, кроме всеобщей и российской, преподаваемых c кафедр». Застав в университете еще Герцена и Огарева и товарищей Станкевича , он ни с кем из них не был знаком, и совершенно остался чужд тому умственному возбуждению, той страстной восторженности, характеризовавшей московские кружки 30-х годов, которую Герцен, вспоминая свою студенческую биографию, называл «кипением». Ни Гегель , ни Сен-Симон , ни вообще мечты о политических преобразованиях не волновали тогда, как, впрочем, и позже, Гончарова. Он тщательно изучал иностранные литературы и классиков, учился у них совершенству формы и в своих позднейших занятиях следовал указаниям и методам, вынесенным со студенческой скамьи.

Окончив 1836 университетский курс, молодой кандидат поступил на службу сначала в Симбирске, где оставался недолго, затем в Санкт-Петербург, в департамент внешней торговли, сначала переводчиком, затем столоначальником. Канцелярская служба не тяготила Гончарова, напротив, она шла к его мало подвижной натуре и ровному характеру, она гармонировала с общим направлением его мысли, очарованной Шиллером и Данте , витавшей так высоко над землею, что ее не задевали никакие пороги и неуклюжести русской жизни. Можно с уверенностью сказать, однако, что честолюбие его лежало вне канцелярских стен; впоследствии оно развилось из сознания своего художественного таланта и литературных заслуг. В Петербурге Иван Александрович Гончаров сблизился с семьей художника Ник. Апол. Майкова, отца Аполлона, Валериана и Леонида Майковых, оставивших, каждый в своей области, свои имена в истории русской литературы. В этой семье господствовала эстетическая атмосфера, поклонение чистому «объективному» искусству, давшее тон эпикурейски безмятежному примирению с жизнью и мягкому довольству собой и окружающим.

Естественно, что, познакомившись с Белинским и его кружком 1846, Гончаров не мог сойтись с ним ни на почве увлечения идеями Луи Блана и Ледрю-Роллена, а затем Жорж Санд , волновавшими тогда великого критика, ни по соучастие в той страстной тревоге общественной мысли, которая характеризовала этот кружок, и для которой Гончаров был слишком трезвой и спокойной натурой. «На меня он иногда как будто накидывался, вспоминал он впоследствии о Белинском, за то, что у меня не было злости, раздражения, субъективности. «Вам все равно, попадется мерзавец, дурак, урод или порядочная, добрая натура, всех одинаково рисуете: ни любви, ни ненависти ни к кому!»

С 1858 Гончаров служил в цензурном ведомстве цензором и членом совета главного управляющего по делам печати; в 1862 был одно время редактором «Северной Почты». В 1873 его служебная биография окончилась, и он вышел в отставку. С тех пор однообразно и без волнений проводил Гончаров зиму в Петербурге, в небольшой квартирке на Моховой (№ 9 кв. 3), лето в Усть-Нарове, в одной и той же привычной обстановке, на попечении своего старого слуги и его семьи (Гончаров женат не был), которой он завещал свою литературную собственность. Перед смертью (1891) Гончаров уничтожил часть своих старых записок, опасаясь, чтобы они не попали когда-нибудь в печать, и заранее опротестовав право посмертного обнародования, без воли автора, биографического и литературного материала в статье «Нарушение воли».

Затем в 1831 1834 годах на словесном отделении Московского университета.

После окончания университета с конца 1834 года по апрель 1835 года Гончаров служил секретарем канцелярии губернатора Симбирска.

В мае 1835 года переехал в Петербург и поступил на службу в департамент внешней торговли Министерства финансов переводчиком.

Подрабатывал репетиторством, был учителем русской словесности и латыни у детей художника Николая Майкова, в доме которого часто собирались известные писатели, музыканты, живописцы. В семье Майковых выпускались рукописные альманахи "Подснежник" и "Лунные ночи", в которых были помещены первые стихотворные и прозаические произведения Ивана Гончарова.

Первые стихотворные опыты Гончарова были подражанием романтическим поэтам. Из ранних произведений значителен очерк "Иван Саввич Поджабрин" (написан в 1842 году, опубликован в 1848 году). В 1846 году Гончаров познакомился с Виссарионом Белинским, сыгравшим большую роль в творческой судьбе писателя. В 1847 году был опубликован первый роман писателя "Обыкновенная история".

С октября 1852 года по август 1854 года Гончаров участвовал в экспедиции вице-адмирала (с 1858 года - адмирал) Ефимия Путятина в Японию на военном фрегате "Паллада" в качестве его секретаря. Во время экспедиции Иван Гончаров побывал в Англии, Южной Африке, Малайе, Китае, Японии. В феврале 1855 года вернулся в Петербург сухопутным путем, через Сибирь и Заволжье. Впечатления от путешествия составили цикл очерков "Фрегат Паллада" , печатавшихся в журналах в 1855-1857 годах (отдельно изданы в 1858 году).

В 1855 году Гончаров вернулся на службу в департамент.

С 1856 года он работал цензором в Петербургском цензурном комитете. В 1857 1858 годах Гончаров, сохраняя должность цензора, преподавал русскую словесность цесаревичу Николаю Александровичу.

В 1860 году Иван Гончаров стал членом корреспондентом Академии наук по отделению языка и словесности.

В 1862 1863 годах был главным редактором правительственной газеты "Северная почта".

В 1982 году в городе был открыт литературно мемориальный музей Гончарова.

В Ульяновской области традиционные Гончаровские чтения уже треть века собирают поклонников творчества писателя со всех уголков России.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Он был одним из создателей великого русского реалистического романа. Современник Герцена и Тургенева, Островского и Салтыкова-Щедрина, Достоевского и Льва Толстого, Гончаров вместе с ними на протяжении ряда десятилетий привлекал к себе внимание передовой, демократической критики и широких кругов читателей.

Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске, образование получил в пансионе, затем в коммерческом училище и Московском университете (там он учился одновременно с Белинским, Лермонтовым, Герценом). Гончаров много читал, переводил, затем стал писать – в духе осмеянных им впоследствии романтических повестей и стихотворений молодого Адуева из романа "Обыкновенная история". Свои произведения 30-х годов сам писатель не признал достойными для издания. Но только пройдя трудную десятилетнюю школу поисков и литературного мастерства, Гончаров выступил как художник-реалист.

Первый же его роман – "Обыкновенная история" (1847) – принес писателю громкую известность и всеобщее признание. В нем на­рисована широкая картина русской действительности, дана галерея ярких, правдивых образов. С большой силой художественного обобщения Гончаров показал крушение старого, патриархального уклада жизни. Белинский назвал "Обыкновенную историю" "страшным ударом романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму".

"Обыкновенная история" – первая часть трилогии Гончарова, запечатлевшей жизнь русского общества на разных стадиях его развития. В 1859 г. вышел роман "Обломов" , справедливо считающийся вершиной творчества писателя. Спустя еще десять лет был напечатан "Обрыв".

"Обломов" появился в то время, когда в России складывалась революционная ситуация, и имел большое прогрессивное значение. С потрясающей убедительностью Гончаров показал условия, которые привели его героя к духовному краху. Уже в "Сне Обломова" автор рассказал, как в резвом и живом мальчике Илюше постепенно подавлялись всякие попытки деятельности. С детских лет его окружала сонная, праздная жизнь дворянина-помещика. Обитатели Обломовки настоящее благополучие понимали "не иначе, как... покой и бездействие". Даже чтение считали тягостным трудом, «таким делом, без которого легко и обойтись». Обломов вырос человеком, не способным ни к какому труду. В нем развилась лишь болезненная мечтательность. Он то воображал себя непобедимым полководцем, то мыслителем, ве­ликим художником. Медленно умирали в Обломове духовные потребности, становились бесплодными его гуманные порывы, здравые суждения.

Невеста Обломова – Ольга в тоске спрашивает: «Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...» И сам Обломов подсказал ей ответ. «Есть, – сказал он чуть слышно, – обломовщина!..»


«Обломовщина» стала нарицательным поня­тием косности и застоя, выражением глубокого кризиса крепостнического хозяйства и порожденной им идеологии. Сам Гончаров подчеркнул в романе, что «обломовщина» сложилась и выросла на почве крепостнических отношений, на почве владения «тремястами Захаров».

В замечательной статье "Что такое обломовщина?" (1859), содержавшей глубокую характеристику идейно-художественного богатства творчества Гончарова, Добролюбов раскрыл исторический смысл общественного содержания его романа, силу художественного обобщения образов. Критик высоко оценил произведение Гончарова за то, что в нем показана борьба старого и нового в жизни предреформенной России. Добролюбов подчеркнул величайшую типиче­скую силу самого образа "обломовщины": история нравственной гибели одного помещика, по его мнению, прозвучала у Гончарова ярким об­винением "обломовщины" в целом.

Подлинно положительного героя романа Добролюбов видел в невесте Обломова – Ольге Ильинской. В ней он усмотрел "намек на новую русскую жизнь": "... от нее можно ожидать слов, которые сожгут и развеют обломовщину". Величие Гончарова как художника-реалиста, глубокого знатока русской действительности ярко проявилось в том, что, осудив "обломовщину", он сумел показать и буржуазную ограниченность трезвого дельца Штольца.

В 1852–1854 гг. Гончаров совершил круго­светное плавание на русском военном фрегате "Паллада". Путевые очерки, заметки, письма с дороги он впоследствии переработал и объединил в книге "Фрегат "Паллада" (1858). Очерки Гончарова пронизаны критикой буржуазной цивилизации. Писатель рисует резкие проти­воречия капиталистической действительности, с негодованием говорит о последствиях колони­заторской политики правящих кругов буржуазных стран, и прежде всего Англии и Соединенных Штатов Америки. Под их владычеством "гибнут не только отдельные лица, семьи, но целые страны"; местных жителей "они не признают за людей, а за какой-то рабочий скот". Здесь "каждый шаг выжженной солнцем почвы, – пишет Гончаров, – омывался кровью".

Впечатления от буржуазных порядков в странах Западной Европы и особенно в их колониальных владениях повлияли на отношение Гончарова и к русскому капитализму. Развитие нового уклада в жизни России и революционная борьба разночинной интеллигенции не вызывали у него радужных иллюзий. В результате реакции, последовавшей вслед за проведением крестьянской реформы 1861 г. и поражением польского национально-освободительного движения в 1863 г., развились консервативные тенденции в мировоззрении писателя. В последнем своем романе "Обрыв" Гончаров пытается в искаженных, мрачных красках представить революционную борьбу разночинной интеллигенции. Но художественная ценность "Обрыва" определяется не выдуманным, фальшивым обра­зом нигилиста Марка Волохова. Подлинным героем романа выступает Вера – один из самых положительных женских образов, созданных Гончаровым, воплощение лучших душевных качеств русской женщины, свидетельство глубокой веры писателя в родной народ, в его будущее. Роман Гончарова содержит правдивые картины и образы русской жизни. По мастерству композиции, яркости портретных зарисовок, глубине и драматизму психологического проникновения в образы "Обрыв" – значительное художественное достижение в творчестве Гончарова. Его отличает та верность действительности, которая приводила писателя к конфликту с его собственным, порой весьма ограниченным пониманием событий и направления их развития. В конечном счете читатель ясна ощущал, что перед веяниями новых идей, воплощенных в лучших чертах Веры, не в силах устоять ни патриархальная "правда" бабушки, ни надуманные буржуазные добродетели Тушина.

Среди мемуарных очерков, статей и набросков, написанных Гончаровым в последние годы жизни, наибольший интерес представляют его воспоминания о Белинском, а также известная статья о "Горе от ума" Грибоедова – "Мильон терзаний", не утратившая своего значения до наших дней. Гончаров – художник больших социальных обобщений. Созданные им образы надолго пережили свое время. Обращаясь к замечательным произведениям Гончарова, мы всегда восхищаемся его образной русской речью. Еще Белинский писал о "чистом, правильном, легком, свободно льющемся" языке писателя.

Иван Александрович Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске в зажиточной купеческой семье, сохранившей патриархальный уклад жизни.

В возрасте семи лет Иван потерял отца. Воспитывать детей матери-одиночке помогал крестный, моряк в отставке, Николай Николаевич Трегубов. Он фактически заменил Гончарову родного отца и дал ему первое образование. Далее будущий писатель обучался в частном пансионе недалеко от дома. Потом И.А. Гончаров учился в Московском коммерческом училище (1822-1830 ). В 1830 году для поступления в университет был уволен из купеческого звания. В 1834 году окончил словесное отделение Московского университета. Служил секретарем в канцелярии симбирского губернатора (1834 – апрель 1835 ), в Департаменте внешней торговли Министерства финансов (Санкт-Петербург) в качестве переводчика (1835 ). С лета 1835 года Гончаров работает домашним учителем в доме Н.А. Майкова (отца А.Н. Майкова и В.Н. Майкова), в литературно-художественном салоне которого познакомился со многими писателями, журналистами; в рукописных журналах Майковых помещал стихи и повести шуточного содержания (в т.ч. «Лихая болесть», 1838 ; «Счастливая ошибка», 1839 ).

Расцвет его творческого пути совпал с важным этапом в развитии русской литературы. В 1846 году писатель знакомится с кружком Белинского, и уже в 1847 году в журнале «Современник» публикуется «Обыкновенная история», а в 1848 – рассказ «Иван Савич Поджабрин», написанный им шесть лет назад.

Уже в первом романе «Обыкновенная история» (1847 ), принесшем Гончарову известность, ярко проявилась способность преображать частные характеры и местные ситуации в «коренные» общечеловеческие типы и коллизии. В основе романа – извечный конфликт идеализма и рационально-прагматического практицизма (находящий выражение в столкновении 20-летнего провинциала Александра Адуева, выпускника Московского университета, и его 37-летнего дядюшки, столичного чиновника и предпринимателя Петра Ивановича).

В качестве секретаря экспедиции под начальством адмирала Е.В. Путятина Гончаров с 1852 по 1854 года участвовал в кругосветном плавании на военном корабле «Паллада». Путевые записки, появлявшиеся в периодике, составили книгу «Фрегат «Паллада»» (отд. изд., 1858 ) – уникальный образец «географического романа», героями которого стали целые народы, страны и континенты. Гончаров видит залог подлинного прогресса своей страны и всего человечества в синтезе самых разных начал человеческого бытия: делового и созерцательного, рационального и эмоционального, цивилизованного и «естественного».

В 1856-1860 гг . Иван Александрович Гончаров цензор Петербургского цензурного комитета; в 1862-1863 гг . – редактор газеты «Северная почта». С декабря 1857 по весну 1858 Гончаров преподавал цесаревичу Николаю Александровичу русскую словесность. С 1863 года – на службе в Совете по делам книгопечатания; с 1865 в совете Главного управления по делам печати. В 1867 году вышел в отставку в чине действительного статского советника. В 1876 году Гончаров избран действительным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете (почетный член с 1885 года) .

В 1859 году вышел роман Гончарова «Обломов» , сразу же признанный выдающимся художественным явлением (Н.А. Добролюбов, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев и др.). Его главный герой – русский дворянин Илья Ильич Обломов – стал архетипичным образом новой европейской литературы наряду с Гамлетом, Дон Кихотом, Фаустом. В центре романа – любовная и жизненная драма Обломова; основу конфликта составляет противопоставление идеалов жизни-покоя (созерцательность, нежелание любых перемен, пассивность, вплоть до полной апатии, воплощенные в Обломове) и жизни-движения (представленной образами Андрея Штольца и Ольги Ильинской).

В последнем романе Гончарова «Обрыв» (1869) в значительно большей степени, чем в «Обыкновенной истории» и «Обломове», на первый план вынесена тема любви. Сюжет романа драматизирован двумя конфликтами, навеянными русской общественной ситуацией 1860-х годов, но как всегда у Гончарова универсализорованными: конфликтом отцов и детей, а также конфликтом «вечной правды» Христа с новой – вульгарно-материалистичной и антихристианской. Несовместимые идеологии конкретизированы в романе как полярно различные трактовки любви.

Романы Гончарова построены на внешне простых, лишенных занимательной интриги событиях, воплощающих, однако, неизменные духовно-нравственные устремления человека; в их основе – испытание главных героев любовью. В целом для поэтики Гончарова характерна установка на масштабное обобщение.

Среди других произведений Гончарова – мемуары «Необыкновенная история» (опубл. в 1924 году ) о творческих отношениях с И.С. Тургеневым; «Заметки о личности Белинского» (1881 ), «В университете» (1887 ), «На родине» (1888 ); очерки «Литературный вечер» (1880 ), «Слуги старого века» (1888 ); литературно-критические статьи «Мильон терзаний» (1872 ), содержащая блестящий анализ «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Лучше поздно, чем никогда» (1979 ), посвященная разбору собственных романов.

После романа «Обрыв» писатель часто впадал в депрессию, писал немного, в основном этюды в области критики. Гончаров был одинок, часто болел. Однажды простудившись, он заболел воспалением легких, из-за чего умер 15 (27) сентября 1891 года , в возрасте 79 лет.