Происхождение арийцев. Арийская раса. Арийская североуральская цивилизация

Как известно, главари «третьего рейха» всерьёз верили, что истинные арийцы - это немцы. Или, по крайней мере, делали вид, что верят в это. И в 1939 году Гиммлер отправил масштабную научную экспедицию в Тибет.

Что же искали там немцы? Золото? Изумруды? Нет, они измеряли ширину скул тибетцев, лицевой угол, снимали с них гипсовые маски, вычисляли коэффициент цефализации... Надеялись найти в Тибете тех самых мифических «нордических» арийцев, которые, по их представлению, некогда покинули Германию и ушли на Восток. Но не нашли. Большей частью они имели дело с коренными тибетцами - представителями монголоидной группы населения.

Кто такие дэрды?

Больше повезло французскому исследователю Мишелю Песселю. В 1975 году он всё же отыскал в заснеженных Гималаях небольшой народ мина-ро, обладавший всеми чертами европейской антропологической группы. Некоторые его представители даже были похожи на «нордических» арийцев.


Этот загадочный народ и по сей день обитает в Западных Гималаях, в Ладакхе - своеобразном преддверии Тибета. Область расположена там, где соприкасаются границы трёх стран: Индии, Пакистана и Китая. Конечно, Пессель обнаружил в Тибете вовсе не «нордических» арийцев, а потомков индоевропейцев, которые в 1400 году до новой эры пришли в Индию из Средней Азии и стали впоследствии индоариями.

Минаро - отнюдь не единственные европейцы, с незапамятных времён живущие в Гималаях. Людей, имеющих европейскую внешность, жители Тибета условно называют дардами.

Европейцы из глубины веков

В провинции Нуристан в Афганистане, а также в горах Пакистана на границе с Афганистаном локально проживает один из удивительных народов дардской группы - калаши. Его численность - около 6 тысяч человек.
Селения расположены на высоте 1900-2200 метров над уровнем моря. Калаши населяют три боковые долины, образованные правыми (западными) притоками реки Читрал (Кунар): Бумборет (по-калашски Мумрет), Румбур (Рукму) и Бирир (Бириу), на расстоянии приблизительно 20 км к югу от города Читрал.



Их деревянные дома громоздятся один над другим вдоль крутых горных склонов и чем-то напоминают грузинские сакли с плоской крышей. Между жилищами проложены мостки и крутые лесенки, по которым с удовольствием скачет ребятня. Рядом развалины древних каменных крепостей - возможно, возведённых предками нынешних жителей.



Соседи считают калашей аборигенами - и учёные это подтверждают. В совместных исследованиях Института общей генетики имени Вавилова, университета Южной Калифорнии и Стэнфордского университета калашам посвящен отдельный параграф, в котором говорится, что их гены действительно уникальны и принадлежат к древней европейской группе.

Как на русском Севере

Калашам, несмотря на все притеснения, удалось сберечь свою языческую веру. Интересно, что соседи, имеющие такой же европейский облик, как они, исповедуют ислам. Обряды калашей очень похожи на древне-славянские и балтийские. Они поклоняются священному огню в трёх ипостасях: солнцу, молнии и огню очага.



У них сохранились пережитки близнецового культа, типичного для всех древних индоевропейцев. В храмовых помещениях для ритуальных танцев на деревянных опорах-колоннах можно увидеть вырезанные фигурки обнявшихся близнецов и стилизованное изображение солнца. Посередине храмового помещения, продуваемого всеми ветрами, - священный столб с вырезанными на нём солярными знаками.



Некоторые знаки, символизирующие солнце, похожи нате, что и поныне встречаются в архангельской деревянной резьбе! Неподалёку от ритуального столба жертвенник: две вырезанные из дерева конские головы.

Рогатое божество

По праздникам на специальном жертвеннике перед языческим идолом из цельного ствола большого дерева, установленном на склоне горы под открытым небом, приносят в жертву козу. Их выпасом на горных пастбищах занимаются неженатые пастушки.



Местный фольклор изобилует сказками, связанными с тотемными представлениями об этом животном. По большим праздникам представительницы прекрасного пола облачаются в цветные наряды, напоминающие традиционные костюмы славянских и балтийских женщин, рисуют над бровями сажей силуэт горной козы с завитыми рогами.



Часто во время праздника разыгрывают сценку, где козу рогатую изображает незамужняя девушка, а пастуха - неженатый паренёк. Это действо весьма напоминает обряд скоморошеского ряжения под Новый год. Устраиваются праздники урожая и праздники любви, похожие на Ивана Купалу: тогда водят хороводы, поют песни.

Сохранились и деревянные рогатые идолы -женское божество на троне с резным массивным посохом в левой руке. Поневоле вспомнишь русского чёрта с кочергой.

Как в родном Провансе

Калаши возделывают на орошаемых полях пшеницу, просо и ячмень. Жнут урожай серпами. Выращивают грецкий орех и тутовник. Ныне появилась у них экзотическая для этих мест сельскохозяйственная культура - кукуруза.

Песселя в своё время поразило, что представители народа минаро, внешне столь похожие на французов, точно так же, как тирольцы или жители Прованса, выращивают на горных склонах Западных Гималаев виноград и готовят из него вино. Когда в своей книге «Золото муравьев», вышедшей в 1984 году (на русском языке издана в 1989-м), Пессель опубликовал фотографию улыбающегося мужчины минаро, внешне смахивающего на француза, да ещё с гроздью винограда в одной руке и с чашкой вина в другой, поверили ему далеко не все. Кое-кто даже обвинил учёного в потасовке.



Тем не менее сегодня это уже доказанный факт: в Гималаях обитают люди, не отличимые от европейцев; и они ведут образ жизни, роднящий их с европейскими крестьянами.

Боевое прошлое

Женщины калашей на досуге мастерят украшения из бисера, напоминающие русские и прибалтийские. На нагрудном, например, встречается символика в виде двух конских голов, смотрящих в разные стороны, и солярные знаки. Подобные ещё в XIX веке можно было встретить на русском Севере в резьбе на избах, прялках и воротах. У прибалтов эти сюжеты и поныне сохранились в деревенском быте.

В пакистанском Музее национальных древностей хранятся деревянные статуи конных всадников в шлемах и латах. В своё время они были «экспроприированы» властями Пакистана у калашей. Те, вероятно, в прошлом были весьма воинственным народом: в их фольклоре сохранились легенды о захватнических походах на соседние земли. Во время военных вылазок брались в плен иноплеменники. Из рабов формировалась каста ремесленников, ущемлённая в правах, - впоследствии именно они приняли ислам. В их составе гораздо меньше блондинов и заметна монголоидная и австралоидная примесь.



В первозданной чистоте

На кладбище на могилах калаши устанавливают вертикально деревянные доски с вырезанными на них солярными знаками. Центром родового культа служит резная доска, олицетворяющая богиню Джештак, покровительницу родственных связей, или же «храм» («дом Джештак») - помещение для танцев и собраний.
Символические сюжеты на могильных досках отчасти похожи на южноосетинские могильные камни XVIII века. Напомню, что осетины - потомки кочевников-аланов, укрывшихся в горах Кавказа от гуннского нашествия.



Всё это позволяет предполагать, что у аланов, славян и калашей были общие предки. Однако калаши, пожалуй, единственные в мире сохранили в первозданной чистоте не только внешний вид типичных европеоидов, но и культуру языческих предков, праиндоевропейцев. Они верят в переселение душ точно так же, как верили в это предки всех индоевропейцев, в том числе славян, не исключая русских. Многие особенности быта и ритуалы объясняются именно этим.

И всё же культурное воздействие со стороны инаковерующих соседей, несомненно, ощущается. Мужчины переняли типичную для мусульман одежду и головной убор. Постепенно забываются имена родовых божеств. Уходит в прошлое Праздник заслуг - чествование уважаемых людей. Но тех, кто ушёл из этой жизни и кому надлежит родиться вновь в новом теле, не забывают.

Осколок античности

В общественном устройстве калаши, как и родственные им жители соседнего Нуристана, поделены на ранги. Глава семейного клана, желающий повысить свой престиж, забивает несколько коз и угощает своих соплеменников. На пир имеет право прийти любой желающий.



Благодаря радушному приёму и пиру на весь мир глава клана получает один голос в совете старейшин и право на установку после своей смерти на родовом кладбище персональной резной статуи из дерева. Конечно, это не греческая и не римская статуя, но всё же отдалённое сходство с античными изображениями в этих масках и фигурах усмотреть можно.

Родственники рушников

Высшей святостью у калашей обладают горы и горные пастбища, где обитают боги и пасётся «их скот» - дикие козы. Святы алтари и козьи хлева. Святилища располагаются, как правило, под открытым небом. Это по большей части алтари, сооружаемые из можжевельника или дуба. Обставлены они ритуальными резными досками и идолами высших божеств.



Специально возводятся крытые деревянные залы для религиозных мистерий и плясок.
Ритуальная жизнь калашей проходит в коллективных празднествах, пирах и играх, на которые в качестве полноправных участников приглашаются боги. На церемонии сватовства, предваряющей свадьбу, можно увидеть сватов с повязанными свадебными полотенцами, украшенными вышивкой и очень напоминающими рушники!



В ногах у богов

Калаши, как все дардские народы, обитают в непосредственной близости от величайшей вершины мира, называемой альпинистами К2, а местным населением - Чогори.

Расположена она в Кашмире, на севере Пакистана, у границы с Китаем и похожа на гигантскую заснеженную пирамиду. Вторая в мире после Эвереста. Её высота - 8611 метров над уровнем моря.



Есть основания полагать, что именно Чогори фигурирует в индуистских Ведах как священная гора Меру, а в главной книге зороастризма Авесте - как Великая Хара. Согласно древним арийским воззрениям, вокруг этой горы вращаются Солнце, Луна, звёзды и планеты.

Быть может, древние арии или их потомки - европеоидные кочевники-скифы - из-за религиозных воззрений забрались так высоко в горы и выбрали себе в качестве местожительства эти высокогорные края? Согласно Ведам, на горе Меру обитают великие боги. А жить у подножия обители богов - не величайшая ли честь?

Александр Белов, палеоантрополог

Многие европейские и восточные языки близки между собой. Все они принадлежат к единой «арийской» или индоевропейской языковой семье. Однако историки до сих пор спорят, существовали ли «арии» на самом деле.

Арийская этимология

Арии – древние народы Индии и Ирана, говорившие на арийских языках, входящих в индоевропейскую языковую семью. Этимология их самоназвания весьма загадочна. В XIX веке была выдвинута гипотеза о том, что этноним «арий» произошел от слов «кочевник» или «земледелец». Уже в XX веке ученые считали, что индоевропейское ar-i̯-o- означает «тот, кто гостеприимен к ari», а «ari» можно перевести с древнеиндийского как «друг» или, наоборот, «враг» (противоположное значение одного и того же слова или родственных слов свойственно для древних языков).

Объединяющим значением также может быть «соплеменник из чужого клана», так как он мог быть и другом, и врагом. Таким образом понятие «арий» обозначало человека, входящего в этническую совокупность различных племен ариев. Гипотезу подтверждает наличие в ведическом пантеоне бога Арьямана, отвечающего за дружбу и гостеприимство.

Другой вектор этимологических изысканий приводит нас к иному значению слова «арий» - «свободнорожденный» и «знатный», которое пришло из семитских языков. Возможно, что рудименты этого слова сохранились в древнеирландском языке, в котором «aire» переводится как «знатный» или "свободны", а также в некоторых других.

Откуда пришли арии

Последние исследования показывают, что древние праарии изначально были единым народом, и только во втором тысячелетии до нашей эры разделились на две ветви – иранскую и индоарийскую. Само слово «иран» имеет связь со словом «арийский», и означает «земля ариев». При этом важно учитывать, что современный Иран является лишь небольшой областью на карте тех огромных территорий, что занимали древние иранские народы: Иранское плато, Средняя Азия, Казахстан, степи к северу от Кавказа и Черного моря и другие. Кроме того, общность индоарийской и иранской ветвей доказывает схожесть священных текстов – иранской Авесты и индийских Вед. На сегодняшний день существует несколько несколько версий о том, откуда пришли арии.

Если верить лингвистической гипотезе, арии мигрировали в Индию и осели там примерно в 1700-1300 гг. до нашей эры. Версия основывается на изучении древних языков и обычаев, отраженных в исторических источниках. Лингвистика показывает, что Индия не была родиной ариев – как правило, в регионе происхождения какой-либо языковой семьи присутствует множество различных языков и диалектов той же семьи, а в Индии наличествует только одна индоарийская ветвь языков. В Центральной и Восточной Европе, напротив, существуют сотни разновидностей индоевропейских языков. Логично предположить, что именно здесь зародилась индоевропейская семья языков и народов. К тому же, придя в Индию, арии столкнулись с коренным ее населением, разговаривающих на языках другой семьи, к примеру, на мунда (аустроазиатская семья) или дравидском – языках, из которых были взяты архаичные заимствования в санскрите.

Наиболее признанная на данный момент - курганная гипотеза. Согласно ей, прародиной индоевропейцев были волжские и причерноморские земли, на которых археологами зафиксирована ямная культура. Ее представители первыми построили боевые колесницы, что позволило им захватывать все большие территории и распространить свое влияние на весь евразийский материк.

Псевдонаучные спекуляции

Помимо академических версий есть и десятки фантастических: что арии, на самом деле, жители мифической Гипербореи, пришедшие из Заполярья; что они являются непосредственными предками немцев, русских или кого-то еще. Как правило, такие теории пользуются спросом среди националистически настроенных сообществ для выстраивания псевдоистории определенного народа Основная цель, "продлить" историю своей страны.

Культура ариев

Арии или индоиранцы оставили богатое культурное наследние. Кроме важнейшего письменного наследия, такого, как Веды и Авеста, более поздник Махабхарата и Рамаяна, арии оставили и памятники материальной культуры. Изначально полукочевой народ, они уделяли основное внимание разведению коров и коней. Основным оружием ариев были стрелы. Этому народы были знакомы системы орошения, ковка медных и золотых изделий.

Семья ариев была патриархальной, в каждой семье были помимо главы семьи другие члены, рабы и скот. Семьи объединялись в роды, общины и племена, иногда враждующие между собой. Та трехклассовая социальная система, что получила распространение в древнеиранских и индийских обществах, не была так же сильно развита у ариев, однако, основные ее черты присутствовали. Верхушку иерархии составляли жрецы, будущие брахманы, и аристократы-кшатрии, повелевающие простым народом. Арии были воинственным народом, добывающим земли в поисках новых угодий и пастбищ.

Происхождение «арийской расы»

Происхождение рас до XIX века было исторической загадкой. Однако в начале века ученые открыли общность многих европейских языков с языками Индии и Ирана. Все эти языки назвали арийской языковой семьей – впоследствии она станет называться индоевропейской. Самоназвание народов древних Индии и Ирана – арии, было ошибочно понято как общее название всех индоевропейских племен, а археологи вскоре нашли так называемую ямную культуру, которая, благодаря строительству боевых колесниц, быстро расширила свое языковое, культурное и политическое влияние с небольшого участка в границах некоторых земель современной Польши, Украины и юга России до масштабов целой империи – от Португалии до Шри-Ланки.

Несмотря на то, что никакой отдельной расы арийцев не существовало, а смешение физиологических признаков с лингвистическими было лженаучным (к носителям индоевропейских языков относились весьма различные между собой народы Таджикистана, Персии, цыгане и даже ведды, которые являются австралоидами), ученые стали считать, что общность языков равна общности расовой. Известная ошибка немецкого филолога Макса Мюллера, нечаянно сославшегося на несуществующую «арийскую расу», повлекла за собой распространение в научном мире мнения о существовании расы арийцев, а в дальнейшем и возникновение нацистских расовых теорий.

Ученые всего мира до сих пор теряются в попытках выяснить, кто такие арийцы и откуда они пришли. Арии (авест. airya-, др.-инд. аrya-, др.-перс. ariya- или ари́йцы) такое наименование имеют народы, которые объясняются на языках, входящих в арийскую (индоиранскую) группу, относящуюся к индоевропейской семье. Название имеет отношение к происходящему самоназванию некоторых исторических народов Древнего Ирана или Древней Индии, существовавших приблизительно в период II-I тысячелетия до н. э. Схожесть языковой и культурной принадлежности в этих народах ставит некоторые исследовательские круги перед необходимостью выдвигать предположения о существовании изначальных праарийских общностей (древних арийцев-ариев).

По мнению большинства исследователей, к прямым предшественникам этой общности относят совокупность практически всех исторических и современных иранских и индоарийских народов и народностей. Лингвистическая наука под ариями (или индоиранцами) подразумевает исключительно две группы индоевропейцев. В этих группах состоит большинство народов, говорящих на языках индоарийской группы, и большое количество других ираноязычных народов. Однако есть и такая группа ученных, которые заявляют о лженаучном термине «арийцы», по их мнению, правильным было бы говорить «арии».

Первые арийские цивилизации

По мнению отдельных ученных, первая Цивилизация возникла 350 веков тому назад, а последняя Цивилизация завершила свое образование 300 веков тому назад. Тридцать пять тысяч лет назад протоарийцы, прародители ведического знания основали прародину современного, по их мнению, человечества — Арктиду и Гиперборею.

Вследствие некой глобальной катастрофы, которая могла произойти примерно 30 тысяч лет назад, Арийская цивилизация погибла. Однако арийским народам, проживавшим в ней, удалось сберечь отдельные признаки своей прародины. Так, на протяжении последующих 25 тысяч лет, отходя все южнее и южнее, они стремились к воссозданию образов праматеринской цивилизации, при этом перемешиваясь с аборигенными народами. В результате этого начали возникать арийские цивилизации на Урале, в Индии, а также в Иране.

Арийская цивилизация Арктиды

В преданиях древних ариев говорится о том, что арктидские обитатели обладали высоким ростом, великолепно развитым и гармоничным телом, светлыми волосами и голубоватым цветом кожи и голубыми глазами арийцев. У них была необыкновенная память, высокий интеллект, невероятная интуиция, а также ясновидческие способности. С такими качествами и силой им давалась глубочайшая устремленность в поисках связи с Богом, а также познания законов, в согласии с которыми проживает все сущее во Вселенной.

Вследствие глобальной космической катастрофы прародине древних ариев и самому континенту пришлось погрузиться в морскую пучину. Это могло произойти приблизительно 30-32 тысячи лет назад. Исследователи точно не могут утверждать, что же собственно тогда могло случиться. Они выдвигают множество гипотез, среди них могут существуют самые неимоверные и экзотические.

Например, смещение земных магнитных полюсов вследствие гибели мифической планеты Фаэтон, или из-за столкновения Земли с каким-нибудь крупным космическим объектом типа астероида или кометы. Возможно, могло произойти изменение орбиты нашего светила, что, естественно, могло привести к изменениям в наклоне земной оси.

Как бы там ним было, но нормальное проживание на бывших арктидческих территориях не представлялось возможным. В те времена территория современной Евразии уже начала покрываться ледниками, и возвышенное месторасположение Уральского хребта стало одной-единственной верной дорогой, по которой разошлись те, кому посчастливилось спастись во время катастрофы. Не исключено, что гиперборейцам удалось разойтись и по другим районам Земли.

Арийская Гиперборейская цивилизация

Ученые также считают, что на самом деле жители мифической Гипербореи, пришедшие на евразийский континент с территории своего, погрузившегося в морскую пучину континента, могли продвигаться вглубь континента одновременно по нескольким направлениям. Им посчастливилось не только спастись, но и распространить свое влияние на культуру, которая была присуща туземным народам и племенам.

Арийская индийская цивилизация

Арии, продвигавшиеся по одному из направлений, смогли спуститься с Уральского хребта и приблизиться к Ближневосточному региону. Собственно там, на Ближнем Востоке, они смогли создать то, что сейчас называется Авестийской культурой. Ее продолжателями считаются персы, вместе с другими народами, населявшими эту местность. В то время как часть других ариев предпочла направиться в районы Юго-Восточной Азии.

В процессе продвижения вдоль Уральского хребта из месторасположения своей теперь уже бывшей прародины, у ариев не имелась возможность для расселения в равнинной местности. Это происходило по причине таяния колоссального размера ледников (один - на европейской территории, а другой - в сибирском регионе), когда по обеим от хребта сторонам начала образовываться пространная болотистая местность. Отдельные группы ариев приступали к образованию небольших колоний в районе путей, где они продвигались. Кстати, в настоящее время археологам удается находить останки возведенных ими селений.

Приблизительно со II тысячелетия до н. э. продвигаясь горными перевалами в районе северо-запада полуострова Индостан, степным племенам, носителям арийской цивилизации удалось проникнуть на территорию Индии. Но и этому предшествовал длительный процесс, так называемое переселение народов, которые общались с помощью индоевропейских языков. Реальную причину, которая вынудила их расстаться со своей древнейшей прародиной, ученные до сегодняшнего дня еще не выяснили. Да и сам вопрос о месте расположения их прародины все также остается дискуссионным.

Столкновения арийцев с дравидийцами

Придя в Юго-Восточную Азию, арийцы обнаружили там дравидийцев, которые на то время уже успели покинуть свой затонувший материк и расселились по побережью новой родины. На момент, когда встретились две цивилизации, дравидийцы уже лишились своей былой мощи, вследствие утраты большинства своего технического потенциала. Им пришлось мигрировать в районы Юго-Восточной Азии, отчасти Австралии, Индонезии и Северной Африки, где собственно в тот период образовывалось египетское государство.

Между двумя разными цивилизациями и двумя разными мировоззрениями нередко возникали небольшие стычки, которые переросли в длительные боевые столкновения, информация о которых дошла к нам из древнеиндийского эпоса «Рамаяна» и более позднего — «Махабхарата». Боевые действия продолжалась долго, однако все закончилось тем, что двум цивилизациям пришлось слиться в единое целое.

Культуре, науке и искусству во вновь сформировавшемся арийском сообществе был дан новый толчок для начала интенсивного развития на новой родине. Теперь арийскую цивилизацию стали называть Бхарата-Варша или Ариаварта.

Несмотря на это считается, что преимущественно, древним ариям пришлось кочевать в районе приуральских и прикаспийских степей. Одной группе около III тысячелетия до н. э. удалось добраться до незнакомой им земли в поисках новых угодий. Эти места сейчас относятся к современному Афганистану. Потом, немного позднее они перебрались в Индию и осели там примерно в тоже время. Именно с того момента и начался продолжительный исторический процесс формирования ариев Индии.

В районе долины реки Инд, а также по ее притокам, куда добрались арийцы, в это время это был период благоденствования Хараппской цивилизации. На момент вторжения арийцев она уже прошла период максимального расцвета (приблизительно в 2700-2100 годах до н. э.) и склонялась к своему упадку. Кроме всего прочего, раса арийцев привнесла в Индию совершенно отличные от своих, теперь уже южных соседей религиозные представления.

Столкновение двух религиозных воззрений

Иноземцы пришли со своими древними богами. У них было принято совершать сложные ритуальные жертвоприношения. Это была так называемая яджна. В процессе проведения ритуала божества одаривались щедрыми подношениями, преимущественно из жареного говяжьего мяса и пьянящего напитка - сомы.

По утверждениям некоторых исследователей, вторжение каких-то кочевых племен, то ли варваров , то ли арийцев, то ли из Центральноазиатского региона, то ли из Восточной Европы, послужило полному уничтожению высокоразвитой цивилизации Дравидов. Это был народ, населявший в те времена современную индийскую территорию. Другие же выдвинули предположение о том, что история происхождения коренных индоевропейцев берет начало собственно из долины Инда. После чего, предки арийцев, которые смогли сохранить свой язык и духовность, повернули к обширным территориям индийским и ланкийским, а также английским и ирландским территориям, где и смогли распространиться.

Образование священных вед

Все, кто занимается поиском древних знаний, осведомлены, что веды создали, если не сами, то потомки арийцев. В своей классификации источник вед можно проследить от класса шрути – «услышанного». Из веков в века веды передавались многими поколениями в устной форме, хранителями их были жреческие роды.

Брахманами (жрецами) была разработана сложная система зубрежки текстов, исключающая малейшие погрешности. Причем веды все еще хранились в такой форме даже с появлением в Индии письменности. Сама ведическая культура, описываемая ведами, основана на жертвоприношениях, сопровождаемых сложными ритуалами. В числе самых почитаемых богов в ведийском пантеоне можно отметить Индру, Варуну, Агни и Сому.

Веды образовали ядро в священном каноне и запечатлели большинство арийских знаний той поры о них самих и о том, что их окружало.

Всего имеется четыре типа вед:

  • Ригведа (Гимны);
  • Самаведа (Напевы, священные мелодии);
  • Яджурведа (Жертвенные формулы);
  • Атхарваведа (Магические заклинания). Ее еще называют самхитой - сборником.

У Арийской цивилизации в эпоху вед был облик весьма высокоразвитого общества. Например, медицинские знания, запечатленные в Аюрведе (части одного древнего философского учения), достигли тогда своего совершенства.

Религиозные принципы ведийских ариев наложились на часть древних верований населения в протоиндийских городах. Они сформировали необыкновенно глубокую и прочную основу, на которой базируется весь современный индуизм. Тем не менее, много чего из ведийских традиций оказалось со временем позабытым, а кое-что наоборот пришлось переосмыслить.

Ведической культуре на территории Индии довелось утверждаться чрезвычайно медлительно, несмотря на настойчивые усилия древних арийцев. Кстати, богам и мифологии, которые относились к ведической культуре, при соприкосновении на древнеиндийской земле с автохтонными дравидическими божествами пришлось понемногу модифицироваться именно в местные божества. Некоторым старым арийским божествам пришлось вообще сойти со сцены, тогда как другим посчастливилось обрести второе рождение в пантеоне индуизма. Пестрая вереница богов с полубогами (как местным, так и пришлым) расширялась, и образовала почти бесчисленный индуистский пантеон божеств.

Древние арии в Индии впитывали все новейшие для них местные воззрения. Также они обучались у местных жителей выращиванию пригодных для тамошнего климата культурных растений, по большей части проса, риса, овса и льна. Кроме того, учились сооружать каналы для искусственного орошения плодородных земель и другому.

Сопротивление населения и природы

Время от времени происходили столкновения с враждебными местными племенами, которые именовались Ригведой даса или дасью. Последние могли оказывать незваным гостям ожесточенное сопротивление. Могли уходить от них подальше в горы, а могли принимать уклад жизни на правах победителей, становясь частью их сообщества.

Арийское общество понемногу усложнялось, пока не сложилась кастовая система. В дальнейшем эта система стала социальным базисом, основой в индуизме. Религией освящались и закреплялись социальные слои, различия и правила. Разграничения, которые существовали в тогдашнем обществе, также сохраняли незыблемость религиозных основ.

Неканонические веды — Атхарваведы

При продвижении восточнее, ближе к Гангу, некоторые ветви арийцев столкнулись не только с отпором местного населения, но и с враждебно настроенной природой. Тамошние джунгли были чрезвычайно неприветливые. Тогда жрецам пришлось иметь дело не только с проведением ритуалов жертвоприношений, но также и с лечением людей от загадочных, неведомых заболеваний.

На этой почве особенно проявили себя атхарваны. Они были магами, знавшими множество заклинаний от недомоганий и дурных глаз, от злого духа и лихих людей. Они же обучали, как правильно делать заговоры, как привораживать приглянувшихся девушек или красавцев-парней, как установить мир в семье и согласие с родственниками, как добиться улучшения благосостояния и родить здоровое потомство.

Наличие заговоров и было основным содержанием Атхарваведы — более поздней книги с ведами о самых древних религиозных представлениях. Очевидно, собственно из-за этого Атхарваведа довольно-таки продолжительное время не признавалась в качестве канонических ведийских текстов.

Шаг за шагом из национально-культурной однородности в массе своей ведийские арии образовали национально-социальную разнородную, пеструю культурную среду, включающую в себя кроме чужестранцев многие индийские народы и племена, с разными стадиями в своем развитии.

Конец монополии брахманов

Вышедшему из религии вед брахманизму не представлялось возможным долго отвечать индийскому обществу с его многоукладностью. Уже в V веке до н. э. в Индии начали появляться новые религии типа джайнизма и буддизма. Они смогли подорвать авторитет и исключительность притязаний брахманов в интеллектуальной и духовной составляющей общества. Новые религиозные течения привлекли многие слои населения, которых не устраивала кастовая принадлежность.

Пытаясь удержаться на своих позициях, брахманы начали приспосабливаться к новым обстоятельствам, путем вбирания в свои вероучения ранее чуждых им верований. Мифология, культ, законы ариев подверглись переработке под воздействием как доарийских верований, так и новых учений - буддизма и джайнизма. В результате в конце I тысячелетия до н. э. сформировались разнородные религиозные представления, не вступавшие в явные противоречия с ведами, но отвечавшие новым веяниям.

В то же время начала возрастать значимость древнеиндийских божеств и верований, которыми жила еще Хараппская цивилизация. Таким образом, начали образовываться течения, школы, группы, обряды и боги, которые позднее вошли в индуизм.

Арийская индоиранская цивилизация

Индоиранские племена с арийским происхождением в бронзовом веке обитали в евразийских степях. Однако во II тысячелетии до н. э. они решили переселиться на территорию Ирана и Индии. Тем не менее, некоторая часть восточных иранцев решила остаться, и персы назвали их туранцы.

По одной версии, как на санскрите, так и персидском языке словом «арий» обозначали благородных людей. Древние индоиранские народы называли себя арийцами, чтобы выделять себя в качестве полноправных граждан среди соседей или порабощенных народов. Даже в самом слове «Иран», известном по надписям Ахеменидов, учитывая его этимологию, вытекает из названия «арий», означающее «страну достойных».

Арийская североуральская цивилизация

Уральские «русские» арийцы словом «ар» нарекали землю. Таким образом, словом арий обозначали человека входящего в так называемый «клан» земледельцев. Кстати, древнерусское слово «оратай», «ораты», возможно происходит от ариев. Северный Урал является лишь небольшой областью российской территории, где была зарождена Арийская цивилизация приблизительно 16 тысяч лет назад.

Арийская цивилизация: краткие итоги

Арийскую цивилизацию составляли разрозненные кочевые племена, основывающие свои города-государства на всей территории евразийского континента, расходясь по многим европейским и восточным направлениям. Наибольшая численность селений древних арийцев найдена в России, на территории как ни странно Южного Урала.

По одной версии, исторической прародиной арийцев были причерноморские, поволжские и Южно-Уральске степи. По другой версии, арийская цивилизация зародилась на Северном Урале приблизительно 16 тысяч лет назад.

Арийцы образовались на андроновской культуре. Варновая древнеиндийская система с тремя высшими варнами - брахманами, кшатриями и вайшьями - считалась арийской. Еще одними носителями были индоиранские племена, обитавшие в бронзовую эпоху в евразийских степях. Они переселились во II тысячелетии до н.э. на территорию Ирана и Индии, но часть их решила остаться.

Таким образом, вопрос о существовании арийцев, их происхождении, дальнейшей судьбе и влиянии на формирование карты мира остается открытым, и многие исследователи продолжают искать истину.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Многие европейские и восточные языки близки между собой. Все они принадлежат к единой «арийской» или индоевропейской языковой семье. Однако историки до сих пор спорят, существовали ли «арии» на самом деле.

Арийская этимология

Арии – древние народы Индии и Ирана, говорившие на арийских языках, входящих в индоевропейскую языковую семью. Этимология их самоназвания весьма загадочна. В XIX веке была выдвинута гипотеза о том, что этноним «арий» произошел от слов «кочевник» или «земледелец». Уже в XX веке ученые считали, что индоевропейское ar-i̯-o- означает «тот, кто гостеприимен к ari», а «ari» можно перевести с древнеиндийского как «друг» или, наоборот, «враг» (противоположное значение одного и того же слова или родственных слов свойственно для древних языков).

Объединяющим значением также может быть «соплеменник из чужого клана», так как он мог быть и другом, и врагом. Таким образом понятие «арий» обозначало человека, входящего в этническую совокупность различных племен ариев. Гипотезу подтверждает наличие в ведическом пантеоне бога Арьямана, отвечающего за дружбу и гостеприимство.

Другой вектор этимологических изысканий приводит нас к иному значению слова «арий» - «свободнорожденный» и «знатный», которое пришло из семитских языков. Возможно, что рудименты этого слова сохранились в древнеирландском языке, в котором «aire» переводится как «знатный» или "свободны", а также в некоторых других.

Откуда пришли арии

Последние исследования показывают, что древние праарии изначально были единым народом, и только во втором тысячелетии до нашей эры разделились на две ветви – иранскую и индоарийскую. Само слово «иран» имеет связь со словом «арийский», и означает «земля ариев». При этом важно учитывать, что современный Иран является лишь небольшой областью на карте тех огромных территорий, что занимали древние иранские народы: Иранское плато, Средняя Азия, Казахстан, степи к северу от Кавказа и Черного моря и другие. Кроме того, общность индоарийской и иранской ветвей доказывает схожесть священных текстов – иранской Авесты и индийских Вед. На сегодняшний день существует несколько несколько версий о том, откуда пришли арии.

Если верить лингвистической гипотезе, арии мигрировали в Индию и осели там примерно в 1700-1300 гг. до нашей эры. Версия основывается на изучении древних языков и обычаев, отраженных в исторических источниках. Лингвистика показывает, что Индия не была родиной ариев – как правило, в регионе происхождения какой-либо языковой семьи присутствует множество различных языков и диалектов той же семьи, а в Индии наличествует только одна индоарийская ветвь языков. В Центральной и Восточной Европе, напротив, существуют сотни разновидностей индоевропейских языков. Логично предположить, что именно здесь зародилась индоевропейская семья языков и народов. К тому же, придя в Индию, арии столкнулись с коренным ее населением, разговаривающих на языках другой семьи, к примеру, на мунда (аустроазиатская семья) или дравидском – языках, из которых были взяты архаичные заимствования в санскрите.

Наиболее признанная на данный момент - курганная гипотеза. Согласно ей, прародиной индоевропейцев были волжские и причерноморские земли, на которых археологами зафиксирована ямная культура. Ее представители первыми построили боевые колесницы, что позволило им захватывать все большие территории и распространить свое влияние на весь евразийский материк.

Псевдонаучные спекуляции

Помимо академических версий есть и десятки фантастических: что арии, на самом деле, жители мифической Гипербореи, пришедшие из Заполярья; что они являются непосредственными предками немцев, русских или кого-то еще. Как правило, такие теории пользуются спросом среди националистически настроенных сообществ для выстраивания псевдоистории определенного народа Основная цель, "продлить" историю своей страны.

Культура ариев

Арии или индоиранцы оставили богатое культурное наследние. Кроме важнейшего письменного наследия, такого, как Веды и Авеста, более поздник Махабхарата и Рамаяна, арии оставили и памятники материальной культуры. Изначально полукочевой народ, они уделяли основное внимание разведению коров и коней. Основным оружием ариев были стрелы. Этому народы были знакомы системы орошения, ковка медных и золотых изделий.

Семья ариев была патриархальной, в каждой семье были помимо главы семьи другие члены, рабы и скот. Семьи объединялись в роды, общины и племена, иногда враждующие между собой. Та трехклассовая социальная система, что получила распространение в древнеиранских и индийских обществах, не была так же сильно развита у ариев, однако, основные ее черты присутствовали. Верхушку иерархии составляли жрецы, будущие брахманы, и аристократы-кшатрии, повелевающие простым народом. Арии были воинственным народом, добывающим земли в поисках новых угодий и пастбищ.

Происхождение «арийской расы»

Происхождение рас до XIX века было исторической загадкой. Однако в начале века ученые открыли общность многих европейских языков с языками Индии и Ирана. Все эти языки назвали арийской языковой семьей – впоследствии она станет называться индоевропейской. Самоназвание народов древних Индии и Ирана – арии, было ошибочно понято как общее название всех индоевропейских племен, а археологи вскоре нашли так называемую ямную культуру, которая, благодаря строительству боевых колесниц, быстро расширила свое языковое, культурное и политическое влияние с небольшого участка в границах некоторых земель современной Польши, Украины и юга России до масштабов целой империи – от Португалии до Шри-Ланки.
Несмотря на то, что никакой отдельной расы арийцев не существовало, а смешение физиологических признаков с лингвистическими было лженаучным (к носителям индоевропейских языков относились весьма различные между собой народы Таджикистана, Персии, цыгане и даже ведды, которые являются австралоидами), ученые стали считать, что общность языков равна общности расовой. Известная ошибка немецкого филолога Макса Мюллера, нечаянно сославшегося на несуществующую «арийскую расу», повлекла за собой распространение в научном мире мнения о существовании расы арийцев, а в дальнейшем и возникновение нацистских расовых теорий.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Арии (авест. airya-, др.-инд. ā́rya-, др.-перс. ariya- или арийцы (также индоиранцы) – название народов, говорящих на языках арийской (индоиранской) группы индоевропейской семьи, происходящее от самоназвания исторических народов Древнего Ирана и Древней Индии (II–I тыс. до н. э.). Языковая и культурная близость этих народов заставляет исследователей предполагать существование изначальной праарийской общности (древних ариев), потомками которой являются исторические и современные иранские и индоарийские народы.

Этимология

Для этнонима *a/āri̯a- предполагается возведение к индоевропейской форме *ar-i̯-o-, отражённой, по всей вероятности, также в др.-ирл. aire «знатный», «свободный» и др.-сканд. (рунич.) arjōstēR «знатнейшие». Последние слова, однако, никогда не использовались в качестве этнонима, в то время как в языках индоиранских (арийских) народов помимо значения «благородный» слово имело ярко выраженную этническую коннотацию, противопоставлявшую ариев(«своих людей») окружающим чужим народам – др.-инд. anā́rya-, авест. anairya- «не-арий», «чужак».

Предлагались различные версии происхождения *ar-i̯-o-, начиная от уже оставленных в академических кругах версий XIX века: от глагола «передвигаться» (то есть «кочевник») или от глагола «пахать» (то есть «земледелец»). В 1938 году Паулем Тиме была выдвинута получившая в своё время широкое распространение и критически переосмысленная Э. Бенвенистом этимология *ar-i̯-o- как «проявляющий гостеприимство» по отношению к *ari (др.-инд. arí«друг», «враг», «чужестранец»). Данная гипотеза подтверждается наличием др.-инд. aryá- (←*ari̯a-) «господин», «хозяин дома», прямо соответствующего иранским вариантам этнонима (с кратким а-). При этом древнеиндийский вариант с долгим ā- (ā́rya-) можно трактовать как вриддхи-форму от aryá-, то есть «член союза домохозяев-aryá, в котором проявляется взаимное гостеприимство». С этим соотносится и такое важное общеарийское обожествляемое понятие как *ari̯aman- (др.-инд. aryaman-, авест. airyaman-) – Арьяман, букв. «арийство», божество дружбы, гостеприимства и свадьбы.

Др.-инд. arí «друг» (но и «враг» как «чужак»), по всей видимости, имеет параллели в хетт. ara- («товарищ») и с арм. ari («ари» – «мужественный»). Для этого слова Семереньи предполагал ближневосточный источник (ср. угар. ′arj «родственник», «товарищ»).

«Арийская» проблема

Это проблема происхождения и прародины, культурной роли и исторического наследия арийских племен занимает мировую науку более двух столетий. Кто же такие арийцы-арии?

Арийскими называют народы, говорящие на языках иранской и индийской групп индоевропейской языковой семьи, а также кафиров (нуристанцев) и дардов. Их предки имели общее имя – «арья», «арьяна», сходные культуру и быт, жили на одной территории, но несколько тысячелетий назад покинули свою колыбель и начали переселяться в далекие друг от друга земли; постепенно арийское единство распалось. В настоящее время народы иранской группы живут в Осетии, Таджикистане, Иране, Афганистане, Турции, Сирии, Ираке и Пакистане, а также в граничащих с ними

странах. Представители индоарийских этносов населяют Индию – главным образом центральные и северные ее районы, Шри-Ланку, Непал, Бангладеш, Мальдивы, восток и юг Пакистана. Мигранты, потомки индоарийцев, образовали крупные колонии в Мьянме, Сингапуре, Малайзии, на островах Маврикий в Индийском и Фиджи в Тихом океанах, в Вест-Индии (Карибское море) и в Гвиане, в ЮАР и на побережье Восточной Африки. Немалое число их осело в Северной Америке и в Европе. Дарды и нуристанцы живут в Кашмире и в прилегающих к Кашмиру провинциях Афганистана и Пакистана. Общая численность ариоязычных народов – порядка 1 млрд. человек, они составляют примерно седьмую часть всего населения Земли. Из этого миллиарда индоариев насчитывается приблизительно 900 млн., иранцев – более 90 млн., дардов и нуристанцев – 5-6 млн. человек.

3 цивилизации

Древние арии создали три высокоразвитых и своеобразных цивилизации – персидскую, индо-гангскую и турано-скифскую, оказали существенное влияние на культуры Передней и Юго-Восточной Азии, Кавказа, Китая, тюркских, монгольских, славянских и угрофинских народов. Необычайно весом их вклад в сокровищницу духовных ценностей человечества. Арии-индоиранцы ворвались в мировую историю в начале II тысячелетия до н.э. – в эпоху, когда великие цивилизации Египта, Месопотамии, Хараппы (долина Инда) и островов Восточного Средиземноморья (крито-микенский мир) переживали глубочайший внутренний кризис. Племена арийского корня способствовали обновлению древних обществ, придали могучий импульс мировому культурно-историческому процессу. На протяжении двух тысячелетий – вплоть до III–IV веков н.э. – они были главными действующими лицами всемирной истории – пока не состарились и не уступили дорогу более молодым народам.

Среди индоевропейцев «арьяны» не были изолированной, лишенной родственных связей группой. К их наречиям близки славянские, балтские (летто-литовские), а также армянский и древнегреческий языки. Носители этих языков имели с индоиранцами множество общих, восходящих к единому праисточнику, этнографических признаков, культово-мифологических представлений, психологических черт. Это свидетельствует о том, что пращуры греков и армян, балто-славян и индоиранцев составляли в глубокой древности один культурно-исторический блок. Однако протогреки и протоармяне очень рано выделились из этого блока и не поддерживали с индоиранцами столь тесных родственных связей, как предки балто-славян. Гораздо дальше, чем перечисленные народы, отстоят от ариев носители других индоевропейских наречий, в частности, германцы и кельты. Поэтому у славян и балтов (литовцев и латышей) гораздо больше оснований именоваться арийцами, нежели у немцев, скандинавов, французов и прочих европейских народов.

Организация общества

Что же представляло собой древнеарийское общество? Изучение разнообразных источников позволяет утверждать, что задолго до начала широкомасштабных миграций индоиранцы были племенами пастушескими. Краеугольным камнем их общественной жизни являлась большая патриархальная семья, типичная для скотоводческих народов Евразии. Основой экономики было разведение крупного рогатого скота и коней. Количество коров и быков выступало главным мерилом материального благополучия и богатства, корова считалась наилучшей жертвой, которую только могут пожелать боги. Фундаментом военного могущества ариев была боевая конница, великолепные колесницы. Породистый конь стоил целого табуна обычных. Все остальные животные уступали по своему значению коровам и лошадям, а помимо них индоиранцы разводили коз, овец, двугорбых верблюдов. Свиноводство было им почти неизвестно, оно считалось малопочтенным делом, свиней не приносили в жертву богам. Арии занимались и земледелием, но оно являлось для них второстепенным занятием.

Племена индоиранцев были полуоседлыми, раз в несколько лет они переносили свои селения на новое место, находившиеся, как правило, недалеко от прежнего стана. Арии не ведали гончарного круга, лепили керамику «от руки» и обжигали ее не в горне, а в специальных ямах или же на костре. Их ритуальная посуда была деревянной.

Жили индоиранцы в больших, углубленных в землю домах, пользовались и жилищами на колесах – наподобие фургонов или кибиток, знали многие металлы и сплавы – медь, золото, серебро, бронзу, выделывали из них оружие, утварь. Хорошо владели арии искусством деревообработки, именно они довели до совершенства технику строительства колесниц.

Индоиранцы были людьми воинственными, военная добыча – скот, пастбища, пленники – являлась одним из важнейших источников их благосостояния. Войны велись почти постоянно – и между самими индоиранцами, и между ними и другими народами.

Арии были опытными собирателями дикого меда, он являлся существенным элементом их рациона. Основной же пищей для них служили свежее коровье молоко и продукты, из него получаемые: кислое молоко и масло, а также блюда из злаков наподобие каши и вареное мясо. Для различных ритуалов и религиозных торжеств индоиранцы изготавливали «сауму» – напиток, приводивший в состояние священного экстаза. На светских праздниках, общественных и семейных, использовалась хмельная «сура». Эти праздники открывали конные состязания, за которыми следовало коллективное пиршество.

Социальные группы

В их среде оформились три социальных группы, которые именовались «цветами». Наиболее многочисленный из «цветов» составляли общинники-скотоводы. Вторая группа была представлена воинами, третья – жрецами. Они являлись наиболее почитаемым общественным слоем. Воинами-жрецами считались цари, «сыны Солнца», венчавшие всю систему социальной организации ариев и возглавлявшие отдельные племена и племенные союзы.

Различные ветви ариев создали великие памятники древней религиозной мысли, индоарии – «Веды», южные иранцы – «Авесту». Судя по этим памятникам, они поклонялись сонму богов, считая, в то же время, что за всем многообразием жизненных феноменов скрывается единая и вечная Праоснова, духовно-творческое начало, создавшее этот мир, Бог-Абсолют. В каждом из множества их богов воплощались разные аспекты этого Абсолюта.

Религия

В индоиранском пантеоне было очень мало женских божеств, в нем царил суровый патриархат. Боги ариев являлись богами пастушескими. Их наиболее частые эпитеты – «владыка обширных пастбищ», «посылающий прекрасноконное богатство» и т.п. Богов просили оросить пастбища, подарить стада коней и быков. В индоиранских гимнах боги изображались едущими на запряженных лошадьми колесницах, важнейшей их функцией была защита скота от демонов или их служителей в земном мире.

Жертвоприношения были главным элементов религиозной практики ариев. Жертвы приносились не только богам, но и предкам. Богам, помимо животных, жертвовали топленое масло («гхи»), сауму и молоко. В честь предков сооружали курганы с алтарями из камня.

Чрезвычайное развитие получил у индоиранцев культ коня, наряду с ним существовал, вероятно, и менее распространенный у них культ бобра. Существенным компонентом религии ариев было также почитание огня и поклонение Солнцу. Возможно, что и само имя «арья» восходит к древнему названию Солнца – Svar, Svara.

В индоиранской среде сложился священный мифопоэтический язык, употреблявшийся при отправлении ритуалов и обращении к богам. Поэтика ариев зиждилась на скотоводческих терминах. Образы коровы, быка и коня пронизывают индийские «Веды», иранскую «Зенд-Авесту». На их основе построена вся символическая система религиозных текстов, мерцающая аллитерациями и скрытыми смыслами, использующая большое количество эпитетов и синонимов. Только в «Ригведе» – главной из «Вед» – для обозначения ключевых образов – коня, быка и коровы употребляется не менее 10 – 15 различных синонимов.

Родина древней цивилизации

На данный момент можно найти несколько десятков теорий, так или иначе объясняющих происхождение индоиранцев. До сих пор точно неизвестно, откуда именно они пришли:

Европа Остальной мир
Генетики утверждают, что следы арийцев обнаружены на Балканах. Вполне возможно, что до Индии и Ирана этот народ проделал действительно долгий путь. Существует теория, согласно которой арии пришли из приполярных регионов, на это указывает наличие описания полярной ночи и длительной зимы.
Наш Кавказ так же является одной из возможных прародин арийцев. По другим теориям, арии появились в Средней Азии и оттуда отправились «колонизировать» весь мир.
Некоторые ученые логично заявляют, что селиться столь многочисленные племена могли только в устьях рек. На выбор предлагается три наиболее вероятных варианта: Волга, Днепр, Дон. Индоиранцы могли прийти и с Ближнего Востока. Но вот только тюркские наречия значительно отличаются от индоевропейских языков.
Центральная Европа все еще остается одним из наиболее вероятных вариантов, благодаря археологическим находкам. Маловероятно происхождение арийцев из Северной Африки, но это могло бы объяснить маршруты миграции.

  • Во-первых, известно, что вблизи очага формирования индоиранских народов лежали горы. На том отрезке степного евразийского пояса, где теоретически могли обитать предки ариев, такими горами могли быть только кряжи Урала, других районов с горным рельефом там нет.
  • Второе. Индоиранцы были знакомы с явлениями, встречающимися на высоких широтах: снежными холодными зимами, феноменами полярного дня, полярной ночи и полярной зари, северного сияния. Их сведения были весьма точны. Если бы они обитали в Южной России, располагающейся слишком далеко от областей Арктики, они бы не могли иметь такой информации. Напротив, если бы предки ариев жили на Урале и за Уралом, им должна была быть хорошо известна природа Севера, поскольку там граница лесостепи находится недалеко от широт, где регулярно наблюдаются полярные феномены.
  • Третье. Индоиранцы имели очень ранние и очень тесные контакты с предками финно-угров. Их связи с носителями других неиндоевропейских наречий были более поздними и менее представительными. Максимальное сходство в сфере языка и культуры, доходящее иногда до полного тождества, обнаруживается у ариев с угорскими племенами, которые с глубокой древности жили в зауральской тайге, и которых в эпоху существования индоиранской общности в Восточной Европе не было.

Наконец, археологические исследования последних десятилетий выявили в степном и лесостепном Зауралье крупную культурно-историческую общность, которая могла принадлежать древним ариям, так как ее создатели, как и индоиранцы, относились к палеоевропейской расе, вели хозяйство, основанное на разведении коней и крупного рогатого скота, а время существования этой археологической общности и время существования единого массива индоиранцев практически совпадают. Коневодство у зауральских племен было более древним и более развитым, чем у обитателей Восточной Европы, среди них очень рано распространился и культ коня, столь свойственный ариям. Эти племена поддерживали оживленные связи с жителями сибирской тайги, в которых различные ученые видят палеоугров. Кроме того, территория, на которой располагались памятники данной археологической общности, стала ядром формирования культур андроновского круга, принадлежавших, бесспорно, индоиранцам; при этом комплексы, созданные азиатскими предшественниками андроновцев, явились важным компонентом в сложении их культуры.

Совокупность всех этих и множества других фактов и заставляет предположить, что родина арийских народов лежала в азиатских степях, на Южном Урале и в Зауралье.

Маршрут миграции

Около 3000 лет назад по неизвестным нам причинам начинается процесс миграции арийских народов. Первая группа достигает Иранского нагорья. Вторая проходит через пустыню Каракум, горную систему Копетдаг, Северный Афганистан и, перебравшись через хребты Гиндукуша, оказывается на Индийском субконтиненте.

Если путь второй, индоарийской, группы представляется более или менее понятным, то маршрут первой группы на пути к Иранскому нагорью остается загадкой. Существует два основных предположения:

  1. Арии обошли Каспийское море с севера, а затем пересекли Кавказские горы
  2. Они направились через северные от Ирана степи и пересекли пустыню Деште-Кавир

Влияние арийцев на культуру

Но ведь за всю историю существования человечества были тысячи разных племен и народностей, почему именно арии вызывают такой интерес? А все дело в языке. Бытует мнение, что в основе большинства современных языков лежит какой-то один древний, давший начало всем остальным.

На эту мысль историков и лингвистов натолкнули схожие особенности , которые легко найти в большинстве языков народов Европы и Азии. Выходит, все мы потомки некогда разросшегося племени, от которого в течение столетий отделялись небольшие группы, которые заселяли новые территории, ассимилировались с местным населением и в последующем формировали народы и государства.

И хоть за тысячи лет появилось слишком много различий даже между «соседями», все же приятно думать, что некогда мы пошли от одних и тех же людей. Благодатная почва для космополитизма, интернационализма и толерантности. Но самый известный пример «использования» и извращения исторических данных показали немцы в тридцатых годах прошлого столетия.

Гитлер активно использовал идею арийцев как избранной расы в своих пропагандистских речах. При этом нет никаких внятных доказательств тому, что арии считали себя каким-то особенным народом и с пренебрежением относились ко всем остальным. Любое столь агрессивное общество не смогло бы просуществовать так долго и внести свой вклад в мировую культуры, объединившиеся соседи всегда готовы «поставить на место» слишком уж нетерпимый народ.

Первыми были персы и мидийцы

Имеющиеся в нашем распоряжении скудные исторические свидетельства указывают на то, что миграция ариев на территорию современного Ирана осуществлялась относительно небольшими группами (племенами), каждая из которых говорила на своем диалекте иранского языка. Считается, что первыми арийскими племенами, проникнувшими на Иранское плато, были мидийцы и персы. Они мигрировали на эту территорию около X-XI вв. до н.э.

Самое раннее упоминание о мидийцах приходится на 836 год до н.э. во время правления ассирийского царя Салманасара III. В тот момент они населяли центральную часть Ирана. Археологические находки указывают на высокую концентрацию представителей этого народа в районе нынешнего Хамадана.

Первое упоминание о персах происходить чуть раньше – в 843 году до н.э. Этот народ встречается под именем Parsuaš. На тот момент персы, по всей видимости, населяли территорию на юге и западе от озера Урмия. Затем происходит их постепенное движение на юг, что отражается в источниках. При ассирийском царе Тиглатпаласар III (745 – 727 гг. до н.э.) территория расселения Parsuaš – это уже центральный Загрос. Когда же в 639 году Ашшурбанапал уничтожает царство Эламитов и направляется против персидского предводителя Кира I, тот, как говорят источники, управлял районами Parsumaš и Anšan. Последний идентифицируется как место вокруг нынешнего населенного пункта Малйан в провинции Фарс. Иными словами, к тому времени персы уже почти достигли района, которые в дальнейшем будет считаться историческим центром Персидской державы.

Кем на самом деле были древние арии?

Арии это:

  • Общее название для целой группы народностей, которые населяли территорию современной Индии и Ирана 4-5 тысяч лет назад.
  • Общий предок для большинства европейских и азиатских народов.
  • Изначально – кочевые племена, которые смогли переселиться на тысячи километров.
  • Прекрасные земледельцы и отличные воины. При помощи одного лишь меча закрепиться на новых территориях невозможно.
  • Прародители большинства языческих религий, исповедовавших многобожие.

Как именно называли себя индоиранцы, мы уже не узнаем, но можем попытаться выяснить, откуда они пришли:

  1. Из Европы, с Балкан.
  2. С территории современной России – с Кавказа.
  3. Из устьев Дона, Волги или Днепра.
  4. С приполярных территорий.
  5. Из Средней Азии.

И это только наиболее распространенные теории. Когда миграция занимает полтысячелетия и движется во всех направлениях, очень сложно вычислить изначальную точку, из которой распространился народ. Особенно когда речь идет о тысячах лет до нашей эры, письменных источников о той поре практически не сохранилось.

Гитлер и арийская раса

Легенда ариев

Легенда гласит. Некогда на земле жило две расы. Одни имели темный цвет кожи, и были наделены необычайным могуществом. У них была высокоразвита культура и наука. Все их города преимущественно располагались на юге. На севере жили люди «белой расы». Их развитие по сравнению с «черной расой» было не велико, поэтому они были обязаны, подчинятся «черным господам». Но однажды все изменилось. Среди белых людей появился храбрый и мудрый ариец Рам, который больше не желала подчиняться «черным господам». Он смог убедить представителей своей расы поднять восстания в северных землях. Случилось это примерно за восемь тысяч лет до Рождества Христова.

Люди «белой расы» под предводительством Рама смогли одержавшие победу над «черными господами» низвергнувшие их. Это обстоятельство впоследствии отразилось на представителях «черной расы» в том, что они сильно отстали в развитии от белых людей. Рам же сумел создать империю необычайной силы, объединившую многие народы мира. Но все не вечно.

После смерти Рама его наследники никак не могли договориться между собой и на долгие годы развязали кровавую междоусобицу. В итоге небольшие восстания переросли в бунты, а затем в гражданскую войну, затеянную принцем Иршу. Причем борьба за власть и наследие Рама имела не только политическое значения, но и определяла дальнейшие пути развития всего человечества.

В этой борьбе арии потерпели поражения, и все последующие революции, социалистические утопические учения и потери людьми духовности являются следствием этого.

После этих событий осталась и еще одна легенда. Будто бы где-то в Азии высоко в горах, на границе Афганистана, Тибета и Индии, есть страна Агарти-Шамбала, которую населяют мудрецы-медиумы сумевшие выжить после восстания Иршу, спрятавшие в недоступных пещерах тайные лаборатории, библиотеки, склады, хранящие весь научный опыт многих древних цивилизаций. Кто сможет договориться с жителями Шамбалы и завладеет ключом к тайным знаниям – тот завладеет миром и раскроет все тайны Вселенной!

Гитлер в поисках Шамбалы

Услышав эту легенду и прочитав книгу Блаватской, Гитлер становится просто одержим идеей – найти эти тайные знания. В своих поисках он опирается на местоположения указанные Еленой Блаватской. Первое место, где необходимо искать – это город Агади, находящейся под землей на месте бывшей Вавилонии, а второе – легендарная Шамбала, где имеется ключ от всех тайн Вселенной.

После того как 1925 году Адольф Гитлер официально воссоздает свою национал-социалистическую партию в августе того же года в нее вступает Генрих Гиммлер, с которым Гитлер уже знаком еще со времен «Пивного путча». Именно Гиммлер в 1923 году нес «боевое знамя Рейха». Как только преданный Генрих Гиммлер становится членом партии, Гитлер его тут же назначает гаулейтером Баварии. Через какое-то время Адольф рассказывает Генриху древнюю легенду и просит товарища помочь в поисках ценнейших знаний.

В 1926 году сначала в Мюнхене, а потом и в Берлине начинают появляться достаточно многочисленные колонии тибетцев и индусов, с которыми проводят работу специалисты из СС, стараясь получить хоть какую-нибудь информацию о Шамбале и черной вере Бонпо. Ближний и Средний Восток тоже не были забыты. Туда направляются «археологические» экспедиции, состоящие из сочувствующих нацистам ученых и сотрудников СС, которые всеми силами пытаются найти подземный город Агади.

Генрих Гиммлер старается изо всех сил как можно быстрее и лучше выполнить порученное ему Гитлером задание по поиску древних знаний и истоков ариев. В прочем его старания были в скором времени оценены по достоинству. 6 января 1929 года Генрих Гиммлер был назначен на пост рейхсфюрера СС. Таким образом, Гитлер не только отблагодарил Гиммлера за его старания, но и приобрел верного друга и «правую руку».

С начала 1931 года Гиммлер занимается созданием своей независимой секретной службы именуемой СД. Вначале все тех же 30-х Гиммлер начинает проявлять интерес к отставному моряку Рейнхарду Гейдриху. Прекрасно образованный, музыкально одаренный, светловолосый, атлетически сложенный молодой человек, воссоздавал, по мнению Гиммлера, образ истинного арийца. Но не только это в Гейдрихе интересовала рейхсфюрера СС.

В первую очередь Гиммлер обратил внимания на его образование и глубокое знание культуры: этим мог похвастать далеко не каждый нацистский функционер или офицер СС. А Рейнхард родился и вырос в семье директора консерватории, где царил культ культуры. Рейнхард так виртуозно владел скрипкой, что легко мог сделать музыкальную карьеру, но он выбрал путь морского офицера, но не смог там долго удержатся из-за своей слабости к женщинам. Ему пришлось покинуть флот после суда офицерской чести из-за скандальной любовной истории с дочерью одного из старших офицеров.

Проект «Наследие предков»

В итоге Гейдрих был приглашен в кабинет Гиммлера где ему предложили возглавить тайную службу СД целью, которой являлась новая программа по поиску древних знаний именуемая «Наследие предков».

Гиммлер считал, что только Рейнхард Гейдрих, обладая завидной эрудицией и глубокими познаниями мировой культуры, сможет сдвинуть с мертвой точки, основательно зашедшие в тупик поиски. Рейнхард с удовольствием принял предложения рейхсфюрера СС и покинул кабинет.

Через какое-то время после назначения Рейнхарда Гейдриха в составе СС организуется засекреченная структура, получившая название «Наследие предков». Основной задачей этой организации является нахождение в культуре, науке, и истории всего мира, подтверждение богоизбранности и притязаний на мировое господство арийской расы в лице немцев.

Эта секретная структура объединила под своей крышей более пятидесяти научных институтов и закрытых лабораторий разного профиля, где высококлассные специалисты занимались изучением:

  • Символизма
  • Рунических письмен
  • Прикладной лингвистикой
  • Историей ариев
  • Знаниями древних народов с переводами с санскрита

Происхождение Арийской расы

Специалистам и «Наследия предков» удалось выяснить, где зародилась арийская раса. По их данным эти места должны были находиться где-то в Средней Азии в районе пустыни Гоби, в Памире и Восточной Европе.

Также известно, что СС считали, что пустыня Гоби не всегда была безжизненной, а превратилась в таковую в результате использования мощнейшего оружия еще не известного людям 30-х годов прошлого века. А произошло это по их подсчетам примерно четыре тысячи лет назад.

Примерно тогда же племена ариев после экологической катастрофы разбрелись в разные стороны по миру. На северо-запад ушли нордические арии во главе с Тором (впоследствии ставшим главным божеством древних скандинавов и германцев), куда пошли остальные – осталось неизвестным. Многие ученые и до сих пор жаждут узнать, какую информацию хранила организация «Наследие предков».