Программа развития модельного дома культуры. Концепция развития. Регулирование деятельности культурно-досуговой сферы


2 Схема разработки Стратегии развития Соболёвского модельного Дома культуры на 2013 – 2017 г. нормативные документы областного и местного уровня, регламентирующие разработку программных документов, определяющие стратегическое планирование развития культурной политики. Анализ состояния модельного Дома культуры. Характеристика современного состояния учреждения Цели стратегии Приоритетные направления стратегического развития Творческие проекты Инновации Мониторинг и оценка результатов стратегии Общие положения. Аналитический блок Целевой блок Блок мероприятий Культурно- досуговые формирования.


3 Важнейшие проблемы развития культуры Российской Федерации Ключевые пункты социально- экономического развития области Использование в работе областных и районных программ Направления динамичного развития культуры Концептуальный блок Содержание основных элементов Стратегии социального развития Соболёвского МСДК


4 Аналитический блок Выбор приемлемых методов и форм разработки стратегии. Анализ факторов макроокружения: Анализ среды, в которой протекает деятельность модельного Дома культуры Оценка макросоциальной динамики Анализ современного состояния учреждения: Оценка экономического потенциала Оценка потенциала социальной сферы Культурно-досуговые формирования.


5 Материально – техническая база Соболёвского МСДК Звуковое оборудование. 1. Ударная установка «Торнадо». 2. Сабвуферы активные DB Technologies 3. Сателлиты активные DB Technologies 4. Микшерный пульт Allen&Heath 5. Радиомикрофоны «Пасгао» 6. Нетбук «Asus» 7. Ноутбук «Aser» 8. Видеопроектор с экраном 9. Звукоусилительный комплект «Ерасов» 10. Звуковая карта М – аудио Световое оборудование 1. Фонари светодиодные фонового света 2. Световой прибор светодиодный 8 сегментов 3. Световой прибор светодиодный 4 цвета 4. Световой прибор светодиодный «Revo 3» 5. Световой прибор светодиодный «Пинпост»


6 Содержание основных элементов Стратегии социального развития Соболёвского МСДК Культурно-досуговые формирования. Кружки художественной самодеятельности 1. Вокальная студия «Палитра детских голосов" старшая группа. 2. Вокальная студия «Палитра детских голосов" младшая группа. 3. Ансамбль народной песни «Ивушка». 4.« Настольный теннис». КЛУБЫ ПО ИНТЕРЕСАМ 1. Клуб «Патриот». ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ 1. «Споёмте, друзья». 2. «Волшебный сундучок». 3. «СемьЯ» НАРОДНЫЙ КОЛЛЕКТИВ «Маэстро». НАРОДНЫЙ КОЛЛЕКТИВ «Субботея» ДОМ МАСТЕРА 1. Лоскутное шитьё. 2. Художественная вышивка. 3. Вязание крючком и на спицах. 4. Бисероплетение 5. Очумелые ручки.


7 Общее число участников любительских объединений, клубов по интересам, клубных формирований самодеятельного народного творчества Число формирований Клубные. формирования. самодеятельного народного творчества В том числе коллективов всего Для детей до 14 лет всего Для детей до 14 лет хоровых Народных промыслов прочие Всего единиц В них участн иков


8 Содержание основных элементов Стратегии социального развития Соболёвского МСДК Приоритетные направления сферы творческой деятельности модельного Дома культуры. Развитие и популяризация народного художественного творчества Развитие проектной деятельности Поддержка новаторских поисков Развитие социального партнерства повышение квалификации кадров учреждения.




10 Творческие проекты. Инновации. Проведение молодёжного джазового фестиваля Развитие информационного поля сайта Дома культуры Предоставление Соболёвского МСДК в качестве экспериментальной площадки студентам ВУЗов для исследовательской деятельности и при написании квалификационных работ Содержание основных элементов Стратегии социального развития Соболёвского МСДК


11 Финансово-экономические показатели деятельности модельного Дома культуры. Поступило (руб.) Год. всегоВ т. ч. платные Расход (руб.) Год. всегоВ т. ч. платные


12 Сильные и слабые стороны модельного Дома культуры Сильные стороны: - высокий уровень профессионализма творческих работников учреждения и их активная жизненная позиция; - свобода в выборе форм и методов работы; - рост числа коллективов народного художественного творчества и создание любительских объединений; - развитие проектной деятельности; - новаторство в решении профессиональных задач; - развитие социального партнерства; - широкие творческие связи учреждения. Слабые стороны: - нехватка денежных средств для проведения массовых мероприятий; - отсутствие мастерской для мастеров декоративно-прикладного творчества; - отсутствие тренажёрного зала в Доме культуры - отсутствие интернета в Доме культуры; - отсутствие стационарного компьютера и множительной (сканер, ксерокс) техники. Содержание основных элементов Стратегии социального развития Соболёвского МСДК


13 Содержание основных элементов Стратегии социального развития Соболёвского МСДК Планируемые мероприятия и проекты 2013 г. Проведение I районного открытого детско-юношеского джазового фестиваля 2014 г. Разработка и защита проекта организации и оснащения ансамбля народных инструментов «Затея» 2015 г. Активизация молодёжных проектов за здоровый образ жизни 2017 г. 310 годовщина восстания Кондратия Булавина 2016 г. Фестиваль народной песни «Белый Город»


14 9. Ожидаемый результат. Достижение конкретных положительных результатов в различных направлениях деятельности Дома культуры, создание благоприятной среды для реализации творческих и духовных потребностей населения. Содержание основных элементов Стратегии социального развития Соболёвского МСДК


15 Мониторинг и контроль реализации Стратегии. Управление культуры муниципального района «г. Валуйки и Валуйский район» Методическая служба Районного Дворца Культуры и Спорта Работники Соболёвского модельного сельского Дома культуры, администрация городского поселения «Посёлок Уразово». Содержание основных элементов Стратегии социального развития Соболёвского МСДК

Программа развития культурно-досуговых учреждений необходима для того, чтобы как можно больше посетителей и увеличить доходы КДУ. Ее разработкой должны заниматься только специалисты, работающие в данном учреждении, поскольку они хорошо знают все особенности его деятельности

Культурно-досуговые учреждения являются достаточно важным ресурсом устойчивого и динамичного социально-экономического развития РФ.

Их вклад в сохранение культурного наследия, развитие человеческого капитала и формирование творческой среды не вызывает никакого сомнения.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

И чем сильнее будет становиться воздействие культуры на общество, тем больше будет усиливаться повышение этого вклада. Именно этому и должна способствовать Концепция развития КДУ.

Особенности разработки Программы развития КДУ

Программа развития КДУ позволит привлечь внимание пользователей к деятельности учреждения, что, в свою очередь, будет способствовать увеличению дохода. Также с ее помощью можно получить грант. Как видно, значение ее огромное.

Поэтому к разработке программы стоит подходить со всей серьезностью, привлекая к этому специалистов.С самого начала необходимо создать рабочую группу.

Лучше всего, если в ее состав войдут:

  • руководители подразделений;
  • маркетологи;
  • партнеры культурной организации;
  • представитель учредителя.

Не стоит поручать разработку специалистам извне. Все дело в том, что работать над ней должны те, кто хорошо знает специфику работы и другие особенности учреждения. В противном случае документ придется дорабатывать.

Эксперта стоит пригласить уже после того, как программа развития КДУ будет полностью готова. Он сможет оценить документ, указать на его недоработки.

Главная цель программы заключается в том, чтобы точно определить направления развития культурно-досугового учреждения. Поэтому изначально текущую ситуацию, оценив работу всех кружков и секций, которые действуют на текущий момент.

Оценку стоит проводить по следующим критериям:

  1. Количество участников кружка или секции.
  2. Доход, который получает учреждение от их функционирования.
  3. Наличие жалоб и пожеланий посетителей.

Данные анализа помогут решить многие актуальные вопросы, например, какие из кружков стоит закрыть, а какие стоит развивать еще более интенсивно. В этом может оказать помощь независимый специалист.

Такой подход позволит намного быстрее и более точно определить главные направления деятельности учреждения культуры. В таблице ниже представлены возможные варианты:

Направления деятельности

Виды досуга

Развлекающий

Творческий

Интеллектуальный

Традиционное

Концерты

Кружок народных танцев. Кружок кройки и шитья

Шахматный кружок

Социальное

Танцевальные ретро вечера для пенсионеров

Компьютерные курсы для пожилых людей

Инновационное

При разработке направлений некоторые КДУ берут за основу именно возраст посетителей. И это является большой ошибкой.

Ведь можно добиться намного больших результатов, если вместе в возрастными особенностями будут учитываться и другие характеристики, например:

  • профессионалы;
  • любители;
  • молодые семьи;
  • несемейная молодежь и прочее.

Что касается возраста, то в этом случае студии, кружки и секции лучше всего планировать не просто для школьников, молодежи, взрослых и пенсионеров, а согласно возрастным категориям:

  • от 0 до шести лет;
  • от 6 до 10 лет;
  • от десяти до 14 лет и так далее.

Также большое внимание стоит уделить подросткам. Для этой категории посетителей в концепцию лучше всего включить программы социализирующего и профориентационного характера.

К примеру, можно открыть музыкальную мастерскую, где подростков будут учить создавать песенные хиты. Ведь в детских школах искусств такому не учат, а значит данное направление будет востребовано.

Или же можно создать экспериментальную студию аудиовидеотехнологий, как это сделали в культурном центре ЗИЛ. Здесь школьники не только получают определенные знания, но и на практике занимаются программированием звука, графики и видео, работают над созданием интерактивных инсталляций.

Самой активной и, пожалуй, самой благодарной категорией посетителей КДУ являются пенсионеры. В большинстве подобных учреждений для них проводятся танцевальные ретровечера, хор русской песни, концерты и прочее. Однако, помимо этих традиционных направлений, стоит развивать и другие. Рассмотрим на примере культурного центра ЗИЛ.

На сегодняшний день для данной возрастной категории здесь действуют:

  • юридическая клиника;
  • вечерняя школа;
  • компьютерные курсы и другое.

Пенсионеры с удовольствием обучаются компьютерной грамоте, изучают физику, математику, литературу и другие предметы, выступают в качестве моделей на подиуме.

Отличным маркетинговым инструментом могут стать бесплатные программы. Ведь заинтересованный посетитель в этом случае будет уверен, что даже если ему придется заплатить за одну услугу, то вместе с этим он сможет воспользоваться еще несколькими бесплатными.

Работая над созданием программы развития КДУ, не стоит упускать из виду вопрос, касающийся обеспечения комфортных условий для посетителей. Необходимо хорошо продумать, как сделать так, чтобы при посещении учреждения каждый чувствовал себя по-настоящему уютно и комфортно.

Этому могут способствовать:

  • зоны отдыха;
  • работа кафетерия;
  • бесплатный wi-fi;
  • book-crossing и прочее.

Также следует уделить внимание и обновлению . Все сервисы должны быть простыми в использовании, предоставлять актуальную информацию. Нововведения в обязательном порядке нужно закрепить в программе.

Как оформить программу развития культурно-досугового учреждения

Программа может составляться как по собственному шаблону, так и на основании уже готовой формы.

К примеру, в одном из красноярских учреждений культурно-досугового типа рабочая группа выделила следующие основные разделы:

  1. Паспорт.
  2. Проблема.
  3. Информационно-аналитическая справка о деятельности учреждения.

В первом разделе описываются основные цели данной программы, задачи для достижения поставленных целей, а также ожидаемые результаты. Сюда же включен и бюджет.

Второй раздел отражает основные положения Стратегии государственной культурной политики до 2030 года.

Последний включает в себя несколько подразделов. Здесь описывается динамика деятельности учреждения за несколько последних лет, представлен перечень услуг и их получатели, раскрыты основные цели и задачи программы, ее целевые индикаторы и показатели. Особое внимание уделяется финансовому обеспечению.

Помимо этого, в информационно-аналитической справке раскрыты механизмы реализации. Они отражают конкретные меры, которые необходимо принять для достижения высокого уровня эффективности КДУ.

Не менее важным является подраздел «Основные целевые показатели социально-экономической эффективности результатов реализации программы». В нем указывается те количественные результаты, которые могут быть достигнуты учреждением.

Программа развития КДУ должна быть утверждена его руководителем. Также ее вправе утвердить и учредитель.

В случае функционирования в учреждении документ стоит вынести на обсуждение, после чего утвердить на одном из заседаний.

Материал проверен экспертами Актион Культура

Муниципальное учреждение культуры

сельского поселения Согом «Сельский Дом культуры и досуга»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ Согом

2011 - 2014

д.Согом

Программа развития культурно-досуговой деятельности в сельском поселении Согом на период с 2011 - 2014гг, утвержденная распоряжением администрации сельского поселения Согом от 26.10.2011 № 152-р «Об утверждение программы развития культурно-досуговой деятельности в сельском поселении»

Основные цели и задачи программы

Программа направлена на достижение целей государственной, региональной политики в области культуры, обеспечивающей решение проблем необходимых условий для удовлетворения культурных потребностей населения сельского поселения, совершенствование деятельности культурно - досугового учреждения, как центр общения, развития творческих способностей человека, удовлетворения духовных и досуговых интересов людей.

Для достижения этих целей необходимо выполнить ряд мероприятий направленных на:

Укрепление материальной базы учреждения культуры, его техническое оснащение современным оборудованием, техникой и музыкальными инструментами, художественное оформление здания и благоустройство территории;

Создание в культурно-досуговом учреждении комфортных условий для отдыха, общения и занятий творческом различных категорий населения;

Развитие новых форм культурно-досуговой деятельности, приоритетную поддержку работы клубного учреждения с семьями, детьми и молодежью;

Сохранение и дальнейшее развитие клубных формирований, создание условий для их участия в фестивалях и конкурсах самодеятельного творчества, поддержку и стимулирование труда руководителей творческих коллективов;

Создание и совершенствование законодательной и нормативной базы, позволяющую оказать материальную поддержку как учреждению, так и работникам культуры;

Совершенствование культурно-массовой работы, улучшить их качество и эффективность.

Основные направления программы

В целях эффективного осуществления деятельности культурно-досугового учреждения необходимо:

Наращивание материально-технической базы учреждения культуры, творческого и информационного ресурса;

Развитие культурно-досуговой деятельности;

Развитие детского народного творчества;

Сохранение и развитие библиотечного обслуживание населения.

Ожидаемые результаты реализации программы

Создание условий для удовлетворения запросов, интересов населения в сфере культурного обслуживания.

Обеспечение досугом всех социальных слоев населения сельского поселения.

Увеличение числа участников всех клубных формирований.

Повышение профессионального уровня работников учреждения культуры, сохранение кадрового потенциала.

Укрепление материально-технической базы учреждения культуры.

Создание условий для творческого развития.

Источник финансирование программы

Целевая программа состоит из четырех основных разделов. Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств бюджета сельского поселения и за счет иных привлеченных в установленном порядке источников.

Контроль за реализацией программы

Контроль за реализацией программы осуществляет глава сельского поселения.

Разделы:

  1. 1. Укрепление материально-технической базы муниципального учреждения культуры сельского поселения Согом «Сельский Дом культуры и досуга»:

1.1. Приобретения.

1.2. Текущий ремонт.

  1. 2. Развитие культурно-досуговой деятельности.
  2. 3. Поддержка и развитие детского народного творчества.
  3. 4. Сохранение и развитие библиотечного обслуживание населения.

Раздел 1. «Укрепление материально-технической базы учреждения культуры»

Сведения о состоянии муниципального учреждения культуры сельского поселения Согом «Сельский Дом культуры и досуга» на 01.01.2011г.

1.1 Приобретение (основное)

Оборудование

Кол-во

Срок исполнения

Стоимость

(в тыс. руб.)

Приобретение сценических костюмов:

Баба Яга;

Скоморох;

Русские народные сарафаны

(5 взрослых, 10 детских);

Водяной.

8,0 х 15 =120,00

Компьютер в сборе

35,00 х 2 = 70,00

Проектор

Цифровая видеокамера

Обслуживание системы охранно -пожарной сигнализации

Спортивный инвентарь:

Мяч гимнастический;

Мяч футбольный;

Скакалка;

Шарик для пинг-понга;

Теннисная ракетка;

Рем комплект для кий;

Ботинки лыжные;

Палки лыжные;

Крепленья;

10,00 х 10 = 100,00

0,10 х 20 = 2,0

0,03 х 100 = 3,0

0,90 х 8 = 7,20

0,50 х 8 = 4,00

3,00 х 10 = 30,00

1,00 х 10 = 10,00

1,50 х 10 = 15,00

2,00 х 2 = 4,00

2,00 х 2 = 4,00

Световое оборудование

15,00 х 4 = 60,00

Музыкальная аппаратура:

Музыкальный центр

10,00 х 1 = 10,00

1.2.Текущий ремонт МУК «СДКиД»

Главная цель - реализация Федеральных Законов № 131-ФЗ, № 199-ФЗ, № 180-оз в сфере культуры в Ханты-Мансийском районе.

  1. Развитие традиционных и поддержка новых форм культурно-досуговой деятельности, удовлетворяющие потребности населения в общении и творчестве.
  2. Особенностью 2011-2014гг. станет целенаправленная учеба работников муниципального учреждения культуры сельского поселения «Сельский Дом культуры и досуга» по нормативно-правовым аспектам и методике социально-культурной деятельности.
  3. Работа муниципального учреждения культуры сельского поселения Согом «Сельский Дом культуры и досуга» по организации отдыха детей, подростков на дворовой площадке.
  4. Работа учреждения с семьями, молодежью.
  5. Активное участие в межрегиональных, районных мероприятиях.

Раздел 2. «Развитие культурно-досуговой деятельности

На 01.01.2011г. в муниципальном учреждении культуры сельского поселения Согом «Сельский Дом культуры и досуга» трудятся шесть человек, которые имеют следующее образование:

директор - высшее;

художественный руководитель - высшее;

инструктор - незаконченное высшее;

киномеханик - среднее профессиональное;

библиотекарь - среднее;

уборщица - неполное среднее.

Два человека имеют стаж работы в данной сфере более 10 лет.

Муниципальное учреждение культуры сельского поселения Согом «Сельский Дом культуры и досуга» является востребованным и пользуется поддержкой местных жителей, осознающих значение клуба, в ежедневном общении, в приобщении к художественно-творческой и любительской деятельности.

В социально-культурной сфере муниципального учреждения культуры сельского поселения Согом «Сельский Дом культуры и досуга» существуют следующие актуальные проблемы, тормозящие развитие современного уровня культурно-досуговой деятельности:

Низкая материально-техническая обеспеченность;

Необходимость ведения в штат дополнительных ставок (руководителей клубных формирований, хореографа, музыканта);

Транспорт…

Немаловажное значение имеет наличие земельного участка на прилегающей к МУК «СДКиД» территории, который можно использовать под спортивную площадку, открытую летнюю площадку для проведения культурно-массовых мероприятий.

Раздел 3. «Поддержка детского народного творчества»

Для овладения действиями, навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, развития у детей общих танцевальных навыков через танцевальную деятельность, увлечение детей театром, вдохновение их на кропотливый труд, побуждения творческого воображения на 01.01. 2011г. в муниципальном учреждении культуры сельского поселения Согом «Сельский Дом культуры и досуга» разработаны программы 6-ти клубных формирований.

На базе МУК «СДКиД» ежегодно (с 2008 года) реализуются программы детских дворовых площадок. Режим дворовой площадки был определен работниками МУК «СДКиД», родителями и согласован с Главой сельского поселения Согом.

В творческой работе были ведены фото и видео съемка, которые впоследствии, демонстрировались зрителям после составления проектов, клипов, слайд-шоу. Многие мероприятия сопровождались аудиовизуальным материалом, который отражал самые разные события в сфере деятельности МУК «СДКиД». Фотографии с изображением жителей села их близких, видеосюжеты с участием детей более чувственно воспринимались, создавая добрую атмосферу, сближая людей.

Кроме того, такая форма как спектакль привлекает детей больше, нежели игровая или конкурсная формы. Поэтому в течение года мы постарались поставить как можно больше театрализованных представлений, спектаклей, сказок.

Конкурсные игровые программы, спортивные, вечера отдыха, путешествия проводились в интегрированной форме.

Ввели новые формы в работе с подростками, такие как - диспуты и деловая игра.

Состояние проблем

Работники дворовой площадки старались обеспечить активный отдых детей и подростков при минимальных финансовых затратах.

Для более эффективной работы детских дворовых площадок необходимо предусмотреть следующие мероприятия:

Повышение квалификации персонала;

Обновление методической литературы, аудио, видео дисков;

Приобретение настольных игр;

Приобретение наглядного материала;

Привлечение узких специалистов для поведения мастер - классов;

Финансирование призового фонда.

Основные программные направления:

Развитие традиционных и поддержка новых форм культурно-досуговой деятельности, удовлетворяющие потребности детей и подростков в общении и творчестве;

Формирование и развитие творческих способностей детей и подростков, удовлетворение их духовных потребностей в досуге, отдыхе, любительских интересах, создание условий для самореализации личности ребенка, развитие его инициатив, творческого потенциала;

Организация отдыха, занятости детей и подростков в летнее время;

Участие детских коллективов в районных фестивалях, смотрах, праздниках;

Приобщение детей и подростков к ДПИ;

Выявление юных дарований;

Расширение сферы интересов детей и подростков;

Создание условий для продвижения одаренной молодежи и ее дальнейшей учебе в образовательных заведениях округа.

Раздел 4. Сохранение и развитие библиотечного обслуживание населения.

Библиотечное обслуживание на селе является востребованным.

Необходимо выполнить следующие мероприятия для создания благоприятных условий:

Установка дополнительного освещения стеллажей;

Приобретение настольных ламп;

Приобретение формуляров для читателей, дневники учета, алфавитные указатели;

"Руководитель автономного учреждения", 2011, N 11

Чтобы расширить свои возможности по удовлетворению спроса на культурно-досуговые услуги, Красноярский городской дворец культуры в 2011 г. разработал и согласовал с учредителем концепцию развития. Оптимизация площади учреждения, которую предполагается провести в рамках капитального ремонта, обновление содержания уставной деятельности - все это позволит не только охватить обслуживанием всех желающих, но и внедрить новую модель функционирования Дворца культуры.

Красноярский городской дворец культуры изменил свою организационно-правовую форму в 2008 г. Мы были одними из первых, кто решился на этот шаг, не только в краевой столице, но и в Красноярском крае. Для меня как директора условия работы в автономии не стали серьезным психологическим барьером, поскольку до этого я имел опыт руководства коммерческой структурой. Для сотрудников все также прошло безболезненно, ведь главное для творческих работников - это благоприятный психологический климат в коллективе и возможность совершенствовать мастерство в комфортных условиях.

Изменение типа учреждения не отразилось и на условиях труда. На момент перехода в АУ в 2008 г. не произошло существенных перемен ни в штатной численности, ни в оплате труда. Однако по мере работы в форме АУ размер средней заработной платы сотрудников удалось увеличить за счет деятельности, приносящей доход.

Иначе говоря, видимых минусов перехода и работы в автономии Дворец культуры не ощутил. За исключением, пожалуй, лишь того, что долго приходилось привыкать к новому слову "автономное" и отсутствию бюрократических процедур, сопровождавших ранее проведение платежей через Казначейство и организацию муниципальных закупок на выполнение работ, оказание услуг или приобретение товаров для нужд учреждения.

Культурно-досуговые услуги

В соответствии с полномочиями муниципалитета Дворец культуры оказывает жителям города одну услугу - организует досуг населения. Услуга эта подразделяется на такие подгруппы, как создание клубных формирований и проведение культурно-массовых мероприятий. В первую подгруппу входят занятия по различным видам и жанрам искусства: хореография, театр, фольклор, вокал, эстрада, цирк, художественное и декоративно-прикладное творчество. В 45 детских и взрослых коллективах занимаются жители города в возрасте от полутора до 80 лет. Вторую подгруппу составляют городские мероприятия, народные гуляния и концерты, фестивали, ярмарки и выставки, детские игровые программы и др.

Данные подгруппы и вошли в муниципальное задание в объеме среднестатистических показателей, сложившихся за последние три года. Все, что свыше этого объема или выходит за рамки наименований (например, запись фонограммы, прокат сценических костюмов, звуко- и видеосопровождение, написание сценария), предоставляется потребителям за плату.

Что касается деятельности, приносящей доход, можно с уверенностью сказать, что она активизировалась, ведь сам автономный статус предполагает самостоятельную жизнь. Так, за 2011 г. Красноярский городской дворец культуры уже заработал порядка 7 млн руб. Положительная динамика в увеличении внебюджетных доходов есть, но каким образом она меняется (ускоряется или замедляется рост доходов), пока сказать трудно. Динамику изменений можно будет адекватно оценить лет через пять после изменения статуса.

В общем объеме финансирования деятельность, приносящая доход, занимает долю 25% (в 2009 г. эта доля не превышала 5%). Однако мы ищем пути развития учреждения и, думаю, благодаря поддержке муниципалитета в последующем доведем этот показатель до 50%. Вместе с тем если сравнивать с финансированием уставной деятельности (без учета объема средств, направляемых на содержание имущества), внебюджетный доход составит 90% этой суммы.

Спрос опережает предложение

Среди дополнительных платных услуг, оказываемых Дворцом культуры с учетом имеющихся ресурсов, наибольший доход (67% всех заработанных средств) приносят тематические культурно-массовые мероприятия , проводимые по заказу различных учреждений, ведомств и коммерческих предприятий Красноярска. Среди таких заказчиков - образовательные учреждения, воинские части, полиция, пожарная служба, а также органы местного самоуправления (услуга по проведению культурно-массовых мероприятий для городского управления культуры предоставляется в рамках муниципального задания, однако для других управлений - в рамках платных услуг). За 37-летнюю историю учреждения сложилось так, что заказчики сами обращаются к нам за данной услугой, хотя мы все равно стараемся расширять круг клиентов.

Остальная часть внебюджетных доходов поступает от аренды помещений и работы платных кружков, творческих объединений и ансамблей. В дальнейшем, оптимизируя площадь здания, мы сможем увеличить сумму дохода от организации клубных формирований.

Дело в том, что во Дворце культуры в ближайшем будущем начнется капитальный ремонт. В процессе ремонта предполагается сократить административную группу, выделив за счет этого дополнительные площади, а после его проведения - отказать части арендаторов, которые в настоящее время размещаются в нашем здании. Новые площади будут отданы под клубные формирования, на них станет вестись приносящая доход деятельность.

Спрос населения на культурно-досуговые услуги на обслуживаемой нами территории очень велик. Достаточно сказать, что для проведения массовых мероприятий Дворец имеет 600 посадочных мест, однако в соответствии с социальными нормативами, утвержденными Распоряжением Правительства РФ от 03.07.1996 N 1063-р "О социальных нормативах и нормах", учреждению необходимо 2050 посадочных мест. Если же говорить об организации работы клубных формирований, ежегодно мы не можем вместить порядка 500 человек, желающих посещать у нас кружки и творческие объединения. Поэтому одна из приоритетных задач, стоящих перед Дворцом культуры, - оптимизировать площадь здания с целью высвобождения места под организацию клубов по интересам.

Высокая востребованность наших услуг позволяет предположить, что серьезных конкурентов у Дворца культуры нет. По деятельности в рамках муниципального задания, наверное, конкуренции не возникнет никогда, поскольку среди населения много желающих получить услугу за счет бюджета муниципалитета. А вот по деятельности, приносящей доход, конкуренты есть, однако они еще неопытны и не могут в полной мере соперничать с нами.

Дворец культуры имеет уникальное местоположение: он практически единственный на два огромных района Красноярска. А торгово-развлекательные центры и другие коммерческие структуры организуют лишь разовые массовые мероприятия, которые не перекрывают наши услуги по частоте и масштабу проведения.

Новая модель Дворца культуры

В 2011 г. мы разработали Концепцию развития Красноярского городского дворца культуры на 2011 - 2020 гг. и согласовали ее с учредителем - городским управлением культуры. Концепция, определяющая развитие учреждения в творческом и материально-техническом плане, также была одобрена министерством культуры и правительством Красноярского края.

Разработка этого документа позволила нам показать, чем Дворец культуры будет отличаться от других учреждений, и получить дополнительные средства на развитие. В частности, уже принято решение о выделении средств на проведение капитального ремонта. Причем он предполагает не только оптимизацию имеющихся площадей, но и строительство пристроя к Дворцу культуры, где будет располагаться зал-трансформер на 1200 посадочных мест.

Содержание деятельности также претерпит изменения - мы планируем внедрить новую модель Дворца культуры. Здесь учреждение преследует цель создать современный инновационно-экспериментальный центр творчества и досуга в соответствии с изменившимися культурно-досуговыми потребностями и предпочтениями жителей Красноярска. Ведь если раньше максимально востребованными были клубные формирования по хореографии, хоровому пению, сейчас наблюдается все больший интерес к традиционной народной культуре, изобразительному и декоративно-прикладному искусству, начинает возрождаться техническое творчество, фотокружки. Возникают и совершенно новые потребности, например пенсионеры теперь желают обучаться компьютерной грамотности. Мы планируем осуществлять мониторинг постоянно меняющихся предпочтений и чутко реагировать на эти изменения.

Исследование культурно-досуговой деятельности предполагает создание пяти лабораторий , на которые будет гипотетически поделено пространство Дворца культуры:

  • лаборатория свободного досугового общения;
  • этносибирская лаборатория;
  • лаборатория семейного творчества;
  • лаборатория научно-технических инициатив;
  • лаборатория творчества и эксперимента "Арт-микс".

Возьмем, к примеру, первую лабораторию. Новым направлением деятельности в ее рамках станет организация досуга родителей, ожидающих своих детей - участников творческих коллективов. С этим тесно соприкасается понятие сервисности - создание таких условий, при которых потенциальные участники наших клубных формирований могли стать их реальными участниками или по крайней мере комфортно себя чувствовали и с пользой проводили время в учреждении. Например , родители, приведя ребенка на занятия, могли бы полистать периодику в читальном зале библиотеки или, подключившись к Wi-Fi, увидеть на мониторе, как их ребенок занимается в зале. А родители, сами пришедшие на занятия, отдали бы ребенка в игровую комнату для временного пребывания детей. И это только малая часть того, что должно соответствовать критерию сервисности.

Мы хотим стать экспериментальной площадкой среди дворцов культуры малых городов Красноярского края, на которой будут отрабатываться новые технологии клубной деятельности и методика работы по ним, чтобы потом транслироваться на другие учреждения. Новую модель мы планируем внедрить сразу после завершения капремонта - в соответствии с программой реализации концепции развития учреждения к 2015 г.

Первоочередные задачи

Здесь может возникнуть вопрос: зачем учреждению нужен такой документ, как концепция развития? Она дает системный подход к рациональному распределению средств. Более того, в условиях бюджетирования, ориентированного на результат, учреждение благодаря разработанной концепции может спланировать конкретные результаты на каждом этапе деятельности и обосновать необходимость тех или иных расходов перед муниципалитетом. Вместе с тем все субъекты нашей деятельности (органы власти, потребители услуг, их создатели) четко понимают, в каком направлении продвигается развитие Дворца культуры, чем он отличается от других аналогичных учреждений.

На сегодняшнем этапе первоочередной задачей для нас является выполнение программы реализации концепции развития, в частности создание благоприятных условий для проведения капитального ремонта. Его планируется вести поэтапно в каждой из четырех функциональных зон Дворца культуры, так что ремонт не должен помешать ведению текущей деятельности. Сокращать ее объем мы не будем, иначе за время простоя можем растерять потребителей.

Параллельно мы должны скомплектовать лаборатории, направленные на развитие любительского творчества в экспериментальных и традиционных формах. Для этого потребуется выстраивание взаимоотношений и достижение договоренностей с различными организациями. К примеру, чтобы в будущем развить в учреждении направление по техническому творчеству, мы планируем начать сотрудничать с радиотехникумом, где уже существует технический кружок. В Сибирском федеральном университете есть рок-лаборатория, с которой мы могли бы поработать в рамках нашей лаборатории творчества и эксперимента.

Смелее к намеченной цели

На мой взгляд, чтобы работа в автономии оказалась успешной, прежде всего нужно проанализировать рыночную ситуацию с точки зрения востребованности оказываемых услуг на обслуживаемой учреждением территории. Посмотреть, каковы перспективы развития, подготовить концептуальные подходы к "осовремениванию" деятельности. А затем смело идти вперед к намеченной цели. И если бы мы сейчас стояли перед выбором, пойти в автономию или остаться бюджетным учреждением, то выбрали бы первое. Самостоятельная жизнь нам ближе и понятнее.

В.А.Кислицин

Директор

МАУ "Красноярский городской

На сегодняшний день самым численным институтом учреждений культуры Российской Федерации являются культурно-досуговые учреждения клубного типа

До сих пор отсутствует документ, определяющий основные термины в данной сфере деятельности и задающий направление ее развития. Поэтому необходимо уделить особое внимание решению вопроса, связанного с разработкой концепции деятельности учреждений клубного типа.

О численности культурно-досуговых учреждений и их участников

Не смотря на проводимую масштабную оптимизацию, сегодня в системе Министерства культуры РФ осуществляют свою деятельность более сорока тысяч учреждений клубного типа, около 90 процентов которых действуют в сельской местности.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

На протяжении нескольких последних лет наблюдается рост клубных формирований в культурно-досуговых учреждениях, работающих под эгидой Минкультуры России. Значительно возросло и число их участников. Это является свидетельством устойчивого социального заказа на обеспечение деятельности любительских художественных коллективов.

Ожидаемые этапы разработки Концепции клубной деятельности

От того, насколько эффективной окажется деятельность , в большой степени зависит успех социализации и развития творческих способностей жителей страны. Также это имеет огромное влияние на гармонизацию социально-экономического развития регионов, включая малые города и сельские поселения. И, кроме того, высокая клубных учреждений способствует активизации культурного потенциала территорий и повышает качество жизни населения.

Востребованность клубных учреждений увеличивается с каждым днем. И это не смотря на то, что сокращается финансирование данного направления , а организационно-правовые условия желают лучшего. Поэтому возникает необходимость разработки концепции деятельности данных учреждений в современных условиях.

Культурно-досуговые учреждения в цифрах

Оптимизация сети культурно-досуговых учреждений (далее - КДУ) привела к сокращению их численности. С 1990 по 2014 год число КДУ, подведомственных Минкультуры России, уменьшилось более чем на 25% (рисунок 1).

Рис. 1. Клубные учреждения Минкультуры России

В то же время ситуация со специалистами, имеющими профильное образование, в клубной сфере выглядит оптимистично. В 2010 году их число резко уменьшилось, но затем начало расти (рисунок 2). Всего в учреждениях клубного типа в системе Минкультуры России работает 308 тыс. человек.


Рис. 2. Доля специалистов, имеющих высшее и среднее специальное образование, из числа основного персонала работников учреждений культуры клубного типа по России

Обратим особое внимание на то, что количество сетевых единиц уменьшается, а количество клубных формирований в культурно-досуговых учреждениях под эгидой Минкультуры России растет (рисунок 3).


Рис. 3. Клубные формирования учреждений Минкультуры России

Увеличивается и число участников клубных формирований (рисунок 4).

Рис. 4. Участники клубных формирований учреждений Минкультуры России

Регулирование деятельности культурно-досуговой сферы

На сегодняшний день отсутствует не только концепция клубной деятельности, но и базовый закон, который бы ее регулировал. Если говорить о постсоветском периоде, то стоит заметить, что в это время нормативная база культурно-досуговой сферы пополнялась достаточно редко и нерегулярно. Поэтому сегодня она представлена всего лишь несколькими законодательными актами.

Состав рабочей группы

В состав рабочей группы по разработке Концепции включены представители различных структур:

  • научного сообщества в сфере культуры и социальных наук;
  • представители Государственного Российского Дома народного творчества и региональных домов народного творчества;
  • руководители и специалисты клубных учреждений различных регионов Российской Федерации.

После утверждения состава рабочей группы, необходимо наметить сроки проведения заседаний с целью рассмотрения организационных вопросов, а также выбрать оптимальные варианты взаимодействия между ее участниками.

Поскольку Концепция носит стратегический характер, обязательным этапом ее разработки и утверждения является обсуждение данного документа на уровне Правительств России.

Материал проверен экспертами Актион Культура