Проект жилин и костылин две разные судьбы. Сочинение на тему «Жилин и Костылин: два характера – две судьбы». Письма с просьбой о выкупе, составленные двумя офицерами

— рассказ Толстого, который знакомит нас с русским офицером, попавшим в плен к горцам. Это происходит во время Кавказской войны. Читая рассказ, мы знакомимся с двумя главными героями — офицерами, чью сравнительную характеристику нам задали сделать на дому.

Как мы уже сказали, главными героями рассказа являются два офицера русской армии Жилин и Костылин. У них имеются как общее, так и отличительные человеческие характеристики. Наверное следует сказать об их общих чертах, что делает героев схожими. Это их общая служба на Кавказе. Оба они дворянского происхождения, служат в звании офицеров, одновременно идут в отпуск и вместе одновременно попадают в плен. А дальше читатель видит, насколько это разные люди, разные не только по внешности, но и по поведению. Один из них — герой, а второй — слабый человек, что вызывает лишь отвращение. Остановимся на героев Жилина и Костылина подробнее.

Характеристика Жилина

Жилин — человек, что заслуживает уважения. Несмотря ни на что, он остается всегда человеком. Хоть Жилин и небольшого роста, но во всем он был удальцом. Это офицер, чье мужество и сила видна сразу, при этом он никогда не стремился показаться героем. Даже в трудную минуту Жилин думает не о том, как спасти свою шкуру, а о том как защитить мать от известия, что он попал в плен. Жилин самостоятельно пытается найти способ, как решить проблему. Он и организовывает побег, который из-за Костылина не удается в первый раз. Но это не сломило героя. Жилин не опускает руки и находит спасение. Данный герой силен духом и его уважают даже враги. Жилин смел и решителен и этим невозможно не восхищаться.

Характеристика Костылина

А вот Костылин совершенная противоположность. Внешне это грузный толстый человек, жалкий и ничтожный. Уже само его описание вызывает неприязнь. А когда знакомишься с этим героем рассказа дальше, то и вовсе начинаешь его презирать. Костылин эгоист по натуре, для него важно спасти свою шкуру, поэтому он сразу бросился писать родным, чтобы те готовили за него выкуп. Костылин подлый человек, которому неизвестно понятие дружбы и уж точно его героем никак нельзя назвать.

Тип урока: урок закрепления пройденного материала.

Цели урока:

Специальные:

1. Познавательные: 1) Рассказать о том, как нужно готовиться к сочинению на основе пройденного на прошлых уроках материала. 2) Показать различия в характерах героев рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

2. Развивающие: 1) Формирование навыков сопоставительного анализа и умение их применять на практике.

Общепредметные:

1) Развивать критическое мышление, умение сравнивать персонажей;

2) Воспитывать внимание к слову и характеристикам героев на фоне развития сюжета в процессе чтения.

Оборудование:

1) Учебник-хрестоматия («Литература. 5 класс. В 2 ч. Часть 2»/ В.Я Коровина, М., 2010);

2) Поурочное планирование по литературе: 5 класс. К учебнику В.Я Коровиной «Литература: 5 класс». Еремина О.А., М., 2009.

Ход урока:

1. Организационный момент:

У: Сегодня мы с вами на уроке будем готовиться к домашнему сочинению на тему «Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы» по рассказу Л. Толстого «Кавказский пленник», который мы вместе читали на прошлом уроке. Вашим домашним заданием было–подготовить пересказ и ответить на вопросы по тексту.

2. Беседа по вопросам:

У: Каким образом фамилии двух главных героев рассказа Л. Толстого говорят об их характерах?

Д: Жилин в толковом словаре от «жила» - прочное окончание мышц, жилистый, двужильный – сильный, упругий. Костылин от «костыль» - палка для хромых, бессильных.Фамилии указывают на разницу в характерах героев.

У: Чьими глазами мы видим картины аула и жизни горцев и почему?

Д: Глазами Жилина, он всем интересовался, так как с первой минуты пребывания в плену, думал о побеге. Костылин же все лежал.

У: Справедливо ли говорят о Жилине, что он «джигит», а о Костылине «смирный»?

Д: Жилин храбрый, он спорит с татарами, торгуется с ними, ставит им свои условия. Костылин соглашается на все: дать выкуп 5 тысяч, жить в сарае…

У: Почему к Жилину стали приезжать люди из других аулов?

Д: Его приняли за лекаря, он считался мастером на все руки.

У: Выберите из текста глаголы, характеризующие поведение Жилина и Костылина.

Д: Жилин: ходит, высматривает, рукодельничает, роет. Костылин: пишет, ждет, скучает, спит.

У: Что можно найти интересного в жизни Жилина и Костылина?

Д: Жилин общается с местными жителями, наблюдает их обычаи, все высматривает свою крепость. Костылина ничего не интересует, он только ждет, когда за него пришлю выкуп.

У: Какой вывод мы можем сделать из сопоставления двух героев?

Д: Жилин не сидит, сложа руки, старается убежать, Костылин и не думает о побеге, надеясь на помощь родных.

3. Выразительное чтение 5 главы.

4. Практикум - работа в парах:

У: Из главы выбрать глагольные описания действий обоих героев.

Д: Жилин (1) - Раскопал яму, по звездам примечает, осматривает, подполз к дороге, несет Костылина на себе.

Костылин (2) - Зацепил камень ногой, Жалуется, ноет, всего боится, покряхтывает, стонет, отстает.

У: Почему Костылин оказался не помощником Жилина, а его обузой? Ожидали ли вы это заранее, как поведут себя два героя при побеге?

Д: Костылин слабый, у него нет силы воли, терпения. То, как поведут себя герои во время побега, было ясно из их поведения в плену.

У: Назовите качества каждого из героев.

Д: Жилин: мужественный, находчивый, стойкий, активный. Костылин: нерешительный, трусливый, эгоистичный.

У: Сделаем выводы: Почему герои в одних и тех же ситуациях ведут себя по-разному?

Д: Это зависит от их характеров.

У: Расскажите о дружбе Дины и Жилина. Что этим хотел сказать Толстой?

Д: Дети-чеченцы относятся к русским с любопытством, а не враждебно. Чувство вражды не является врожденным. Жилин с уважением относится к храбрости и доброте Дины. Автор хочет сказать, что вражда между народами бессмысленна, дружба людей - норма человеческого общения.

5. Составление сравнительной таблицы.

Качество

Жилин

Костылин

Внешность

«А Жилин хоть не велик ростом, да удал был».

«А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет».

Отношение к лошади

«Матушка, вынеси, не зацепи ногой».

«Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого».

Поведение в плену

«Думает: «Я уйду». А сам все выпытывает, высматривает, как ему бежать. Ходит по аулу насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает».

«Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит».

Отношение татар к пленникам

Конкурсный урок по литературе

(5 кл.)

по теме

«Жилин и Костылин – два разных характера,

две разные судьбы»

Цели урока:

Обучающие: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний по рассказу, по системе образов рассказа;

Развивающие: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся и их словарный запас;

Воспитывающие: воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать;

Коммуникативные: обучение культуре речевого общения и этикету.

Эпиграф урока:

Сам погибай, а товарища выручай.

А. Суворов

Оборудование урока: малый информационный комплекс (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска), презентация «Система образов в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», видеоролик, «Песня о друге» В. Высоцкого, экспозиция иллюстраций учащихся, распечатанные тесты.

Формы урока: работа творческих групп, работа в парах, коллективная.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Улыбнёмся друг другу и начнём!

2. Слово учителя: постановка проблемы, сообщение темы и формы урока.

(Урок сопровождается показом слайдов на компьютере)

(1-2) Кавказ. Его теме, его образу, его пейзажу принадлежит исключительное место в русской культурной традиции. В русской поэзии - в первую очередь. Шире - в русском поэтическом сознании: еще бы! Священные для каждого имена - Пушкин, Лермонтов, Лев Толстой ... Их жизнь и творчество неразрывно связаны с Кавказом.

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ,-

признавался юный поручик М. Ю. Лермонтов.

Вспоминая Кавказ, Толстой говорил: … (3-7)

3. Беседа по тексту. (8-9)

Предлагается ответить на следующие вопросы:

Кто они, эти пленники?

Как Жилин попал в плен?

Кто виноват в его пленении?

О чём думал каждый из героев в плену?

Почему Жилин пишет письмо домой, да так, чтобы оно не дошло?

4. Проверка домашнего задания: письма Жилина и Костылина домой.

1) Анализ писем.

2) Выделение лучшего письма, которое наиболее верно характеризует того или героя.

Какой смысл вкладывает писатель в их фамилии?

(Ответ – 10- ый слайд):

Жилин: он жилистый, сумел выжить, прижиться, вжиться в чужую и

чуждую для него жизнь. Костылин: словно на костылях, подпорках.

Почему первый побег не удался? Кто в этом виноват?

(прослушивание песни Высоцкого «Песня о друге») (10)

В. Высоцкий. Песня о друге.

Если друг оказался вдруг,

И не друг, и не враг, а так…

Если сразу не разберёшь,

Плох он или хорош, –

Парня в горы тяни, рискни,

Не бросай одного его.

Пусть он в связке с тобой в одной –

Там поймёшь – кто такой.

Если парень в горах – не ах,

Если сразу раскис – и вниз,

Шаг ступил на ледник – и сник,

Оступился – и в крик,

Значит, рядом с тобой чужой,

Ты его не брани – гони:

Вверх таких не берут и тут,

Про таких не поют.

5. Работа по иллюстрациям .

Выберите цитаты, которые соответствуют той или иной иллюстрации

(работа по слайдам) . (11)

Мы не случайно вспомнили именно эти эпизоды

Расставим их в нужном порядке и запишем в виде плана рассказа. (12)

6. Тестирование по образам.

Проверим знание текста:

Работа в парах. Задания имеют тестовый вид (взаимопроверка).

Жилин.

1. Что заставило Жилина уехать с Кавказа?

А) письмо матери;

Б) телеграмма брата;

В) вызов начальства.

2. Лошадь под Жилиным была…

А) гнедая;

Б) породистая;

В) охотницкая.

3. Жилин…

А) невелик ростом, а удал;

Б) высокий, храбрый, долговязый;

В) трусливый, жалкий мужчина.

4. У Жилина из оружия было…

А) ружье;

Б) шашка;

В) пистолет.

5. Когда Жилина пленили, его поместили…

А) в сарай;

Б) в яму;

В) в тюрьму.

6. Что Жилину больше всего хотелось в сарае?

А) есть;

Б) пить;

В) освободить руки.

7. Сколько Жилин у татар за себя выкуп выпросил?

А) 500 рублей;

Б) 1000 рублей;

В) 3000 рублей.

8. Что он делал в плену?

А) старался найти контакт с татарами;

Б) рукодельничал и старался найти путь побега;

В) шил одежду.

9. Что сделал Жилин и поставил на крышу?

А) свисток;

Б) кувшин;

В) куклу.

10. Какая слава про Жилина среди татар прошла?

А) что он мастер;

Б) что он колдун,

В) что он мусульманин.

11. Что Жилин делал по ночам в сарае?

А) спал;

Б) рукодельничал;

В) копал подкоп.

12. Как Жилин узнал дорогу к русским?

А) спросил у Дины;

Б) поднялся на гору и посмотрел;

В) вычислил по карте.

Костылин.

1. Костылин…

А) худощавый, высокий мужчина;

Б) грузный, толстый , весь красный;

В) среднего роста, средней комплекции.

2. У Костылина было…

А) ружье;

Б) пистолет;

В) автомат.

3. Что сделал Костылин, когда увидел татар?

А) стал стрелять;

Б) ждал Жилина;

В) поскакал к крепости.

4. Сколько попросил выкупа за себя Костылин в письме домой?

А) 1000 монет;

Б) 3000 монет;

В) 5000 монет.

5. Что делал Костылин в сарае у татар?

А) считал дни, когда придет письмо, и спал;

Б) строил план побега;

В) рыл подкоп под сараем.

6. Кого во время побега Костылин испугался в лесу?

А) оленя;

Б) медведя;

В) кабана.

7. Почему Костылин отставал от Жилина во время побега?

А) было лень идти;

Б) задыхался от быстрой ходьбы;

В) натер ноги.

8. Почему татарин, который гнал коров, узнал про беглецов?

А) Костылин свистнул;

Б) Костылин вскрикнул;

В) Костылин выстрелил.

9. Что стало с Костылиным яме?

А) он разболелся;

Б) он расхрабрился;

В) спал сутками.

10. Что сделал Костылин, когда Жилин предложил бежать во второй раз?

А) отказался;

Б) согласился;

В) выдал план татарам.

11. Через сколько времени после побега Жилина привезли Костылина?

А) через неделю;

Б) через месяц;

В) через полгода.

12. Как Костылин освободился от татар?

А) его освободили казаки;

Б) бежал;

В) внес выкуп.

7. Сравнительная характеристика героев. Работа в творческих группах.

Теперь, когда мы осмыслили содержание рассказа, выделили основные проблемы, пора подвести первые итоги.

Какими же предстали перед нами герои?

Работа с таблицей синонимов: составить характеристику из словосочетаний (письменно).

Жилин:

добрый (думает о матери, жалеет ее); надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек;

сумел прижиться в ауле (он – Жилин!); работящий, не может сидеть без дела, мастер;

всем помогает, даже своим врагам – татарам; ему интересны другие люди, он любит детей;

великодушный (простил Костылина за то, что тот его бросил в бою).

Костылин:

слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; очень ленивый;

способен на предательство (бросил Жилина); раскис, упал духом;

не понимает других людей, думает только о себе.

8. Работа по иллюстрациям учащихся. Самооценка.

Чей портрет передаёт реальный образ героев Л.Н. Толстого ?

9. Небольшой перерыв в уроке для разминки.

Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать начинаем.

10. Составление вывода по уроку.

Пришло время делать выводы:

1) Задаются вопросы следующего характера:

Почему удался второй побег Жилина из плена? (13)

Жилин стал своим, пользовался некоторой свободой, смог разведать дорогу домой, нравился Дине, которая ему помогала.

2) Словарная работа по статьям этимологического словаря. (13) Какое, по-вашему, значение слова «свой» подходит к определению положения Жилина?

Как сложилась судьба Костылина?

Кто же кавказский пленник?

Видеосюжет: мнение двух старшеклассников о кавказском пленнике.

Один считает, что пленник – это Жилин, другой Костылин. Кто из них прав? (14)

11. Заключительное слово учителя.

Л.Н. Толстой показывает, что люди могут не понимать и даже ненавидеть друг друга, но у них есть возможность понять друг друга, хотя для этого надо приложить определенные усилия.

Костылин – не только в татарском плену, но и в плену своей слабости, своего эгоизма и из этого плена он не выбирается. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, так как он сумел расположить к себе даже своих врагов; он решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других; каким был сильным, «жилистым» не был. Жилин сумел убежать из плена, а Костылин остался не только и не столько в татарском плену, сколько в плену своей слабости, своего эгоизма.

Л.Н.Толстой показывает, каким беспомощным, каким слабым физически оказывается Костылин, как он надеется только на выкуп, который пришлет его мать. Костылин находится в двойном плену, о чем мы говорили выше. Писатель, рисуя данный образ, как бы говорит, что, не выбравшись из внутреннего плена, нельзя выбраться и из плена внешнего.

Жилин, наоборот, на мать не рассчитывает, не хочет перекладывать на ее плечи свои трудности. Он включается в жизнь татар, аула, постоянно что-то делает, умеет расположить к себе даже своих врагов – он силен духом. Именно эту мысль, прежде всего, хочет донести до нас автор.

12. Задание на дом:

(15) написать сочинение « С кем бы я пошёл в разведку?».

13. Заключительный момент урока. Рефлексия.

Спасибо за урок, ребята. Урок закончен, до свидания. А напоследок хочу вам предложить оценить урок. Какие чувства вызвал у вас он? Выберите один из листков цветика-семицветика и, уходя из класса, прикрепите его, пожалуйста, на доску.

Жилин и Костылин разные судьбы сочинение 5 класс

План

1. Коротко о произведении.

2.1. Жизнь в плену.

2.2. Побег.

3. Мой любимый герой.

Написал свой рассказ Кавказский пленник в 1872 году и посвятил его событиям Кавказской войны. В произведении на примере двух человек он описал нелегкую жизнь в татарском плену и военную доблесть русского узника.

Жилин и Костылин - разные персонажи и по характеру, и по образу мышления. Но однажды они оказались на одной дороге. Во время пленения Жилин вел себя как герой, отбивался и пытался убежать. А Костылин, напротив, струсил и, имея заряженное ружье и боевую лошадь, не то, что товарища не защитил, даже сам сбежать не сумел!

Примечательно, как оба эти офицера, находясь в одних и тех же обстоятельствах, вели себя по-разному. Жилин неизменно надеялся только на себя, постоянно искал возможности для побега, всегда вел себя правильно. Например, он занялся хорошим делом - мастерил куклы из глины и раздавал их местной детворе, ремонтировал вещи и лечил больных. Этим он завоевал уважение и симпатии татар.

Костылин же, напротив, вел себя пассивно и трусливо. Он, сетуя на судьбу, постоянно лежал в сарае, расслабляясь физически и душевно. Он ни к чему не стремился, не хотел бороться, всего боялся и ленился. На возможность выкупа оба товарища отреагировали различно. Жилин не хотел, чтобы пожилая мама платила за него непомерную плату, сторговался до пятисот рублей за свою свободу, да и то специально отправил письмо не по адресу. Костылин, напротив, обрадовался, что можно на кого-то скинуть ответственность за свое освобождение и бездеятельно стал ждать выкупа из дома.

Во время первого побега Жилин проявил себя стойким и мужественным человеком. Превозмогая боль в ногах от жестких колодок, он терпеливо сносил все препятствия, целеустремленно шел вперед, надеясь на лучшее. Его товарищ по несчастью, наоборот, всю дорогу ныл, жаловался и хотел вернуться назад в плен, а в последствии он так ослабел, что Жилин был вынужден тащить товарища на себе. В этом поступке проявились все самые прекрасные черты мужчины - доброта, самопожертвование, готовность прийти на помощь.

После возвращения к татарам, Жилин не перестал терять надежду на побег. Несмотря на страшные условия, в которых оказались пленники, Иван продолжал действовать, проявлять инициативу, бороться. Его оптимистический дух и жизнерадостный настрой, его неугасаемая энергия и целеустремленность во многом повлияли на результат. Сердечность и приятные манеры Жилина побудили хозяйскую дочь Дину оказать ему помощь в побеге. Рискуя, девочка помогла пленнику сбежать и даже проводила его за поселок.

Жилин счастливо добрался до своих, а Костылин, отказавшись от повторного побега, провел в плену еще месяц. Его, полуживого, ослабевшего, освободили, как только пришел выкуп. Конечно же, я в восторге от главного героя Жилина. Он - бесстрашный и мужественный человек, уверенный в себе и в своих силах, положительный и неунывающий. Он смог изменить свои обстоятельства, смог справиться, казалось бы, с невероятно сложной проблемой, смог выбраться из тяжелой ситуации достойно. У этого мужчины можно многому научиться, например, как быть оптимистом в непростых обстоятельствах, как стать хорошим другом, как правильно вести себя в непривычной обстановке.

Описание презентации Жилин и Костылин- два разных характера, две по слайдам

1. Почему рассказ назван «Кавказский пленник» ? «Кавказский пленник» Глава І 2. Кого назвали в рассказе «кавказским пленником» ? 3. Назовите причину, заставившую Жилина отправиться в путь. 4. В чем заключалась опасность пути?

«Кавказский пленник» Глава І 5. Что заставило Жилина и Костылина оторваться от охраны и уехать вперед?

«Кавказский пленник» Глава І 6. Как договорились вести себя герои, уезжая от обоза, и как себя вели, встретившись с горцами?

«Кавказский пленник» Глава І 7. Расскажите о том, как были захвачены в плен Жилин и Костылин.

8. Как определилась судьба Жилина, а затем и Костылина в плену? «Кавказский пленник» Глава І I 9. Что заставляет Жилина торговаться, дать неправильный адрес?

1. Как жили в плену Жилин и Костылин? Чем отличалась их жизнь в течение месяца плена в стане врага? 2. С чьей помощью мы знакомимся с жизнью горного аула? 3. Как относятся татары в первые дни плена к Жилину и Костылину и почему? 4. Правы ли горцы, называя Жилина «джигит» и Костылина «смирный» ? Объясните причину такой разницы. 5. Почему к Жилину стали приезжать местные жители из близлежащих аулов? «Кавказский пленник» Глава ІІІ

Сравнительная таблица Качество Жилин Костылин 1. Смысл фамилии Жилы -кровеносн ые сосуды, сухожилия. Костыль -палка с поперечиной, закладываемой под мышку, служащая опорой при ходьбе хромым людям или тем, у кого больные ноги. Жилистый -сух ощавый, мускулистый, с выступающими жилами 2. Внешность «А Жилин хоть не велик ростом, да удал был» . «А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет»

Сравнительная таблица Качество Жилин Костылин 3. Место жительства героев Горный татарский аул, сарай 4. Чем питались пленные? Лепешка из просяной муки или тесто сырое да вода; молоко, сырные лепешки, кусок баранины Только лепешка из просяной муки или тесто сырое да вода

Сравнительная таблица Качество Жилин Костылин «Написал Жилин письмо, а на письме не так написал, -чтобы не дошло. Сам думает: „Я уйду“ «Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит» 5. Чем занимались офицеры? «А сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает-ил и из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье был мастер»

Жилин Костылин Делаем вывод Даём характеристику Жилину и Костылину. Сравнительная таблица Деятельный человек. В трудной ситуации не теряет силы духа. Все старания прилагает к тому, чтобы выбраться из аула, совершить побег. Все его поступки и дела подчинены одной цели — освобождению. Пассивен, ленив, бездеятелен, скучал, ждал, когда пришлют деньги; не умеет приспособиться к ситуации.

Как прожил Жилин месяц? Какую хитрость придумал герой, чтобы взобраться на гору? Что помешало ему в тот же вечер совершить побег? Почему Жилин предложил Костылину бежать с ним? Объясните причину колебаний Костылина перед побегом? «Кавказский пленник» Глава І V

«Жилин готовится к побегу» Составление плана рассказа по материалам III и IV глав 1. Знакомство с жизнью татарского аула. 2. Работа над подкопом. 3. Поиски дороги. 4. Путь побега — только на Север. 5. Внезапное возвращение татар. 6. Побег.

Делаем вывод Посмотрите, как ярко, сильно может проявиться характер одного человека и совсем не проявиться характер другого в одинаковых обстоятельствах.

Делаем вывод Одного выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть свободным, вера в свою правоту; другой не проявляет каких-либо усилий, действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вернуться на Родину.