Проект фотография как вид искусства. Жанры фотографии. Основные жанры и виды в фотографии: пример

Во время зарождения фотографии в эстетике господствовало мнение о том, что искусством может быть лишь рукотворное произведение. Изображение же действительности, полученное с помощью технических, физико-химических методов, не могло даже претендовать на подобный статус. И хотя уже первые фотографы, тяготевшие к художественности изображения, проявляли немалую композициональную изобретательность для отображения реальности (порой изменяя её до неузнаваемости), в систему общественных ценностей и приоритетов в роли одной из муз фотография долго не вписывалась. Впрочем, все современные виды «технических искусств» – фотография, кино, телевидение – пережили подобную эволюцию: в начале своего существования были своего рода забавными аттракционами, затем техническими средствами передачи информации и лишь в процессе создания нового художественного языка в рамках этих информативно-коммуникационных систем произошёл переход к коммуникативно-художественным функциям. Это не означает, однако, что проблема взаимоотношения фотографии и искусства не обсуждалась. Французский фивописец Деларош (1797– 1856), подчёркивая возможности, открываемые фотографией, писал: «Живопись умерла с этого дня». В противовес этому один немецкий журнал утверждал противоположное: «...Открытие фотографии имеет высокое значение для науки и весьма ограниченное для художества». В 1913 г. рижский журнал по практической и художественной фотографии «Лучи» («Stari») опубликовал специальную статью «Фотография и искусство», обсуждавшую вопрос о том, является ли фотография искусством или же только практическим, прикладным умением, в котором основную роль играет владение техникой. Автор этой статьи пришёл к выводу, что вопрос о том, является ли фотография искусством, будет иметь силу до тех пор, пока будет существовать фотография. Вопрос о технической стороне не нов для искусства, только в фотографии он проявился с исторически новой стороны. Владение фототехникой, овладение мастерством здесь выглядят более лёгкой задачей, чем, например, овладение техникой игры на музыкальном инструменте. Эта лёгкость и вводит в заблуждение критиков фотографии как искусства. Художник Деларош увидел в новом явлении его художественные особенности и его мощный художественный потенциал.

В первые годы после своего возникновения (период дагерротипии) фотография была отнесена общественным мнением и специалистами из разных областей культуры к числу забавных безделушек. Фотография этого периода не обладала ещё ни документальностью, ни информативностью, ни свободой световых решений и находок, т. е. ни одной из тех особенностей, которые сегодня теория рассматривает как определяющие для фотографии. Развитие фотографии во многом определяли общественные потребности. Возникновение газетной индустрии направило фотографию в русло репортажности. В то время, когда на основе фотографии появились первые «движущиеся картинки» (кино), сам фотоснимок представлял собой скромное документальное свидетельство, уступая в выразительности и изысканности живописи и графике. Вокруг фотографии постоянно возникали теоретические споры: можно ли сравнивать фотографию с живописью в плане художественной ценности? Не является ли фотография вырождающейся живописью, для которой техника заменяет мастерство художника? И наоборот, не является ли фотография современной разновидностью живописи, перенимающей и углубляющей её функции, модификацией живописи в технической цивилизации, изменяющей культурную и эстетическую значимость традиционной живописи? Но это – не более, чем противопоставление двух явлений художественной жизни, двух видов искусства, явно тяготеющих друг к другу и взаимодействующих между собой. Фотография освободила живопись от утилитарной функции – изобразительной фиксации факта, что ещё в эпоху Возрождения было одной из важнейших задач живописи. Можно сказать, что этим фотография помогла развитию живописи, способствовала полному выявлению её неповторимой специфики. Но и фотография многое вобрала в себя из многовекового опыта развития изобразительного искусства. Само видение мира «в кадре» есть наследие живописи. Рамка картины есть первая раскадровка действительности в истории культуры. Ракурс и построение перспективы, умение зрителя «прочесть» фотографию как плоскостное изображение объемного пространства – всё это составляет великое культурное наследие, доставшееся фотографии от живописи. Влияние живописи на фотографию огромно. При этом задача фотографии двузначна, двупланова: с одной стороны, как можно более полно отделиться от живописи и определить свои собственные границы и возможности, свою специфику, с другой – наиболее полно освоить на собственной основе художественный опыт живописи.

Одна из центральных проблем идентификации любого вида искусства – проблема его языка. Анализируя историю изобразительного языка фотографии, выделяют несколько периодов его развития. Вначале из-за неизбежной в прошлом длительности экспозиции фотографы предпочитали снимать монументальное, недвижимое (горы, дома). Для портретов же моделям приходилось надолго застывать. Портретируемые на фотографиях той поры напряжены, сосредоточены. Этот первый период начался в 1839 г. и продолжался как основной немногим более десятилетия. Второй период связан с появлением новой фототехнологии, позволившей уменьшить выдержку с десятков минут до секунд и одновременно расширившей возможности отражения всё более широкого круга объектов действительности. Фотографы стремились сделать объектом съёмки весь окружающий мир. Путешественники-фотографы объезжали многие страны, начали осваивать не только пространства, но и глубины общественной жизни, представлять на суд зрителей проницательные психологические портреты своих современников из различных социальных слоёв в обобщённых образах. Естественность и бесхитростность фотографии создавали свежесть восприятия, очаровывали своей простотой.

В конце XIX – начале XX в. в фотографии развивается метод, связанный с преднамеренным вторжением руки в создание произведения – пикториализм. Он неотъемлем от технического новшества – сухой технологии. Недостаток данной технологии (отсутствие богатства тональностей) компенсировался нанесением краски при печати. При создании произведения фотограф и художник чаще всего соединялись в одном лице. Фотоматериал рассматривался как «подстрочник» для перевода, требующий художественной обработки. Ручная интонация стушёвывала непосредственность фотоизображения. Попытку преодоления противоречий пикториализма предприняли художники, которые дисгармонии и репрезентации противопоставляли богатство тональностей, внутреннюю музыкальность, что органично присуще самой реальности, а не навязано ей искусственно. Во взаимоотношения форм вносилось глубокое человеческое чувство без какого-либо монтажа.

Фотография не бесстрастное зеркало мира, художник в фотоискусстве способен выразить своё личное отношение к запечатляемому на снимке явлению через ракурс съёмки, распределение света, светотени, передачу своеобразия природы, умение правильно выбрать момент съёмки и т. д. Фотохудожник не менее активен по отношению к эстетически осваиваемому объекту, чем художник в любом другом виде искусства. Техника фотосъёмки облегчает и упрощает отображение действительности. В этом плане удовлетворительное достоверное изображение можно получить с минимальной затратой времени на освоение процесса съёмки. Подобного нельзя сказать о живописи.

Технические средства фотографии свели до минимума затраты человеческих усилий для получения достоверного изображения: каждый желающий может фиксировать избранный им объект. Технологическая сторона съёмки находится в ведении фототехники. Здесь существуют свои традиции и специфические параметры мастерства. Однако при этом назначение техники другое: не обеспечение полного эффекта «подражания», а наоборот, вторжение, целенаправленная деформация отображения с целью выделения характера и значимости человеческого отношения к отображаемому.

Рассуждения о художественной природе фотографии возможны в основном в плане поиска и утверждения принципиального сходства с традиционными видами искусства (фотография – синтетическое новшество художественной культуры XX в.) и в плане признания коренных особенностей фотографии, её кардинального отличия от традиционных видов искусства (фотография – специфическое новшество культуры XX в.). Каждый из этих аспектов изучения имеет свою внутреннюю логику и только их гармоничное сочетание, а не абсолютизация одного за счёт игнорирования другого позволяет более-менее объективно определить художественные возможности и природу фотографии. О художественности произведения говорит переживание красоты, гармонии, чувство наслаждения, эффект личностно-воспитательного воздействия (последний, правда, достаточно трудно вычленить и зафиксировать сиюминутно и конкретно). Специфику фотографии как вида искусства составляет документальность, достоверность изображения, возможность увековечить мгновение. Нацелив внимание на фотопроизведение, можно выделить ряд значимых характеристик, раскрывающих особенности фотографии. Каждую из выявленных черт фотографии можно сопроводить подробным комментарием. Задача определения сущности фотографии как вида искусства заключается, во-первых, в выявлении того, насколько возможно абстрагироваться от природы материала и непосредственного «лобового» восприятия ради создания художественного образа и, во-вторых, какую социальную и культурную функцию выполняет та или иная художественная форма, сочетающаяся с определённым материалом, т. е. насколько чисто и адекватно художественная работа фиксируется самосознанием художника, а также общественным мнением и теоретическими формами осмысления художественной жизни. Специфика художественного образа в фотоискусстве состоит в том, что это изобразительный образ документального значения. Фотография даёт образ, сочетающий в себе художественную выразительность с достоверностью и в застывшем изображении воплощающий существенный момент действительности. Знаменитые фотографии, на которых запечатлены комбат, поднимающий солдат в атаку, встреча героев обороны Брестской крепости, сочетают в себе художественную силу и значение исторического документа.

Фотообраз, как правило, – изоочерк. Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной обработки и изменений перенесены из сферы деятельности в сферу художественную. Однако фотография способна взять жизненный материал и как бы переломить действительность, заставив нас по-новому видеть и воспринимать её. Отмеченная закономерность действует на стыке информативно-коммуникативного и коммуникативно-художественного её значения: голый факт можно отнести к сфере информативной, но его художественная интерпретация уже будет явлением другого порядка. И именно эстетическое отношение фотографа к снимаемому факту определяет конечный результат и эффект снимка.

Рассматривая фотографию с художественной стороны, необходимо остановиться на её документалистской природе. Фотография включает в себя и художественный портрет современника, и сиюминутные пресс-фото (документ), и фоторепортажи. Разумеется, нельзя от каждого служебного информационного снимка требовать высокого искусства, но и нельзя в каждом высокохудожественном произведении видеть только видеоинформацию и фотодокумент. Документализм, подлинность, реальность – это главное в фотографии. В этом коренном её свойстве кроется причина глобального влияния фотографии на современную культуру. Другие качества фотографии, её особенности, их значение для культуры в целом выкристаллизовываются при сравнении фотографии и отдельных видов искусства. Документализм – качество, впервые проникшее в художественную культуру с появлением фотографии. Будучи использованным в разных видах искусства, это качество, каждый раз преломляясь сквозь их специфику, образовывало некоторое новое своё производное. Из других видов искусства эти обогащающие документальность производные возвращались в фотографию, расширяя и обогащая не только фонд художественной культуры, но и возможности эстетической практики фотографии как вида искусства. Нехудожественная фотография, т. е. документальная по используемым приёмам и журналистская по функциональному назначению, помимо информационной нагрузки несёт ещё и эстетическую. Фотожурналистика, как известно, прямо аппелирует к документальности, от рождения присущей фотографии и всем её разновидностям. Однако это свойство используется по-разному, в зависимости от задачи. В тех случаях, когда речь идёт о фотохронике – добросовестной, исчерпывающей, протокольно точной информации о событии – индивидуальность автора снимка себя не обнаруживает. Она целиком подчинена фиксации факта, предельной достоверности его отображения. Другое дело в фотопублицистике. Здесь фотограф тоже имеет дело с фактами действительности, однако их подача осуществляется принципиально в авторском видении, они окрашиваются личной оценкой автора. Документальность и художественность в сфере фотоискусства сливаются, перекрывают друг друга. В целом же современная фотография существует в единстве всех её сторон – идейной и художественной, смысловой и выразительной, социальной и эстетической.

Отдельные аспекты фотографии как вида искусства проявляются в выборе цвета, художественного стиля, жанра, изобразительного языка, специфических приёмов обработки фотоматериалов, личностного отношения фотографа к создаваемому произведению и т. д. Цвет – один из важнейших компонентов современного фотоискусства. Он возник в фотографии под влиянием желания приблизить фотоизображение к реальным формам предметов. Цвет делает фотообраз внешне более достоверным. Этот фактор сначала вызвал потребность в раскраске кадров, а позднее дал толчок развитию цветной фотографии. Существенно здесь и влияние традиций живописи, в которой исторически нарастало смыслообразующее использование цвета. В своих высших достижениях художественная фотография не раз отвергала тезис о статичности своих изображений. И цвет в этом отрицании неподвижности играет не последнюю роль. На опыте цветных снимков можно сформулировать правила использования цвета в фотографии. Первое из них – снимать в цвете лишь тогда, когда это имеет принципиальное значение, когда без цвета невозможно передать то, что замыслено. Второе правило: символика цвета, света, игры тонов и оттенков, накопленная и аккумулированная предшествующей культурной тенденцией, опытом старших видов искусства – живописи, театра и более поздних смежных технических – кино и телевидения, может эффективно использоваться в фотографии. Третье правило: использование контраста цветового для создания контраста смыслового. Фотография ещё не совсем освоила цвет. Ей предстоит полнее вобрать всю цветовую палитру мира. Цвет должен быть освоен фотографией эстетически и стать средством не только изображения, но и концептуального осмысления реальности.

Художественный стиль – особая проблема в теории и практике фотографии. Она не решается в рамках вопроса о жанрах. В эмпирическом аспекте стиль – это и пастельные, акварельные кадры, и графически строгие фотоработы, и обобщённо «масляные» изображения вплоть до полной имитации фотосредствами живописи на холсте. Теоретически проблема стиля в эстетике разработана явно недостаточно, и всё же можно обозначить её применительно к фотографии. В фотографии очень наглядно и присутствие, и отсутствие художественного стиля. Натуралистически и документально отснятый кадр будет скрупулёзно демонстрировать все мелочи и детали, вошедшие в пространство объектива. Но это будет неорганизованный хаос видения. Если же подобный снимок сделать под углом авторского видения, художественно, оформить стилистически, то получится совсем другая работа. Направление, характер и сила авторского отклонения от «зеркальной», натуралистической, чисто отражательной фотографии и определяют стиль в фотопроизведении. Он может быть сугубо индивидуальным или соответствующим определённой школе, традиции, художественной программе. Характеристика фотостиля может быть ассоциативно-художественной.

С проблемой стиля тесно связан вопрос о национальном своеобразии фотоискусства. Различные направления в фотографии в разной степени обнаруживают зависимость от национальной культурной традиции. Так, например, репортажная или этнографическо-репортажная фотография непосредственно связана с культурной жизнью народа, с ритмом повседневной жизни, с душой народа в её каждодневных проявлениях. Другие направления, например художественно-конструктивное или декоративное, воспроизводят национальное содержание в художественно и эстетически отвлечённых формах. Все стили и жанры фотоискусства, все его национальные школы основаны на специфическом освоении мастером художественности мира.

Время в кадре не является однозначным, одномерным. Здесь выделяются два основных слоя, являющихся как бы синтетично слитыми. Эти слои – моментальность и монументальность, которые, несмотря на полярную соотносительность, взаимообусловлены. Художественный мир един в гармоничном единстве всех составляющих, всех деталей художественной фотографии.

Фотоискусство предполагает наличие фотографа-художника. От него требуется тщательная избирательность, особое личностное «видение», позволяющее отличать достойное внимания от внешнего, случайного, неполного. Не каждый отснятый кадр становится художественным произведением и, очевидно, не каждая плёнка даёт удачное фотопроизведение. Так же, как художник постоянно, ежедневно делает эскизы, фотохудожник тренирует свой глаз, своё фотовидение мира. Ежедневная работа позволяет отшлифовать технику исполнения и выработать устойчивые принципы морально-этического и эстетического отношения к возможным объектам фотоискусства. Фотохудожник должен обладать множеством качеств. Он должен быть психологом, постигать характер портретируемого, уловить момент его самораскрытия, уметь находить сокровенное самоизъявление в позе, мимике, выражении лица, фоне и ракурсе подачи, чтобы полнее раскрыть его внутренний мир и своё отношение к нему. Фотограф должен обладать глубоким знанием жизни, различных её сторон. Нельзя высокохудожественно снять разливку стали в мартеновском цехе, не представляя себе, хотя бы в общих чертах, технологии этого процесса. Фотограф обязан быть исследователем. Планомерно и последовательно работая над темой, создавая цикл произведений, мастер не просто фиксирует документальные моменты, со временем превращающиеся в историческую ценность, не только создаёт информативный банк изобразительных данных, который в зависимости от социологического, этнографического, исторического характера может быть по-разному использован, не просто создаёт художественное произведение, но и выступает как исследователь определённой темы, использующий такую интересную и богатую по своей познавательности и возможностям гносеологическую форму, как фотография. Она превращается при этом в способ художественного познания и оценки снимаемого явления.

В лице фотографа должен быть объединён и синтезирован человек техники и эстетики, человек, любящий точность, чёткость, и человек, подхватываемый порывом вдохновения, человек чувства и созерцания, умеющий видеть образность и гармонию. Фотохудожник выступает в роли летописца эпохи, что возлагает на него особую ответственность. Летопись обязывает художника быть гражданской совестью своего времени и своего народа, быть философом и историком в одном лице. Фотохудожник – одновременно и художник, и публицист, удовлетворяющий как эстетические потребности аудитории, так и её потребность в общественно значимом содержании и информации. В силу молодости фотографии фотохудожник является основоположником жанровых особенностей и традиций. Перед ним раскрывается неосвоенное поле, в котором нужно прокладывать пути и тропинки, намечать участки, разграниченные различными функциональными возможностями фотографии. Эстетика не даёт художнику рецепта и не обеспечивает гарантированный успех. Она лишь даёт ориентиры поиска, результат которого в конечном счёте зависит от таланта и труда автора. На конечной стадии творческого процесса эстетика помогает выработать художественную оценку снимка.

В развитии фотоискусства важную роль играет критика, в т. ч. теоретико-критическое мышление самих фотомастеров. Критика и теория при условии их авторитетности и компетентности могут прекратить дилетантские споры, мешающие и отвлекающие и фотографов, и зрителей. Для фотокритики важно всестороннее рассмотрение фотографии как социально-художественного феномена. К некоторым аспектам критического анализа относятся: социология фотографии (фотография как документ эпохи, фотопублицистика, способ межличностного общения и средство массовой коммуникации, публицистическое начало в фотографии; на этой основе можно найти и выработать критерии социальной значимости фотопроизведения); культурология фотографии (фотография как феномен современной культуры и её место в системе культурных ценностей; в этой сфере определяются критерии культурного значения фотопроизведения); психология фотографии (фотография как фиксированная зрительная память и фактор «присутствия» отсутствующего; этот аспект помогает выработать критерий личностной значимости); гносеология фотографии (выбор объекта и специфика его отражения в фотографии, безусловное и условное в фотографии, «приближение» и «отдаление» от реальности в фотографии; с этим связаны проблемы жизнеподобия – критерии художественной правды); аксиология фотографии (возможности субъективного отношения к объекту в фотографии, проблемы оценки изображаемого; на этом уровне формируются критерии оценки художественности); семиотика фотографии (язык фотоискусства, его алфавит, морфология, синтаксис, грамматика; здесь определяются критерии информативности); эстетика фотографии (фотография как эстетический феномен, образно-художественные возможности фотографии, эстетическое богатство мира и его художественное освоение в фотографии; в этом находят выражение критерии эстетической значимости).

С учётом различных аспектов художественной фотографии можно сформулировать её суть, попытаться дать определение фотоискусства. Фотоискусство – создание химико-техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности. В фотографии выкристаллизовалось несколько достаточно чётко очерченных напралений: этнографическо-социологическое, репортажное, плакатно-рекламное, художественно-конструктивное, декоративное, символическо-концептуальное, импрессионистское. Каждое из этих направлений выполняет свою специфическую, чётко определённую культурно-коммуникативную функцию. Данные направления взаимно не исключают друг друга. Один и тот же фотохудожник, как правило, работает в нескольких из них. Очень важно иметь в виду полуфункциональность художественной фотографии, чтобы, например, художественно-конструктивная её функция не отстраняла этнографическо-социологическую и наоборот, чтобы концептуальность фотовидения шла рука об руку с национальной традицией. Как любой вид искусства, фотография подчинена общим закономерностям развития художественного сознания и художественного миросозерцания. Художественный образ исторически вырастает на основе эмпирически воспринятой действительности и отражает становление и развитие культурно-смыслового опосредования между художником и внешним миром.

Развитие любого вида искусства можно рассматривать как самосознание своей собственной культурной функции, т. е. как становление художественного самосознания в рамках определённого вида искусства. Для фотографии это означает, что, соприкасаясь с современной действительностью в русле этнографическо-социологической, репортажной, плакатной фотографии, художник-фотограф с необходимостью продолжает развивать и углублять художественный образ в рамках символическо-концептуальной фотографии. В этом смысле концептуальная фотография как бы является итогом того художественного жизненно-личностного опыта, благодаря которому фотохудожник становится мастером и создаёт непреходящие ценности. Но из этого следует и другое: все направления и жанры художественной фотографии составляют целостную специфику фотографии как вида искусства, и только через понимание особенностей и художественных возможностей каждого из них возможно создание совокупного и цельного представления о фотографии как новом, современном виде искусства, кое в чём типичном для существующего понимания искусства, а кое в чём вносящем свои исторические и смысловые коррективы в понимание системы, взаимосвязей и функций видов искусства как в рамках художественной культуры, так и в рамках современной культуры вообще.


Похожая информация.


Сегодня ни у кого из нас не вызывает сомнений тот факт, что художественная фотография является искусством, отражающим творческое видение фотографа как художника. Однако еще на заре развития фотографии в течение нескольких десятилетий острым стоял вопрос о том, можно ли отнести фотографию к искусству или это просто не более чем средство фиксации и передачи информации об окружающем нас мире.

Долгие годы потребовались фотографии на то, чтобы отвоевать собственное место в мире искусства, наряду сскульптурой, кинематографом, живописью и театром. Зато теперь любой фотограф может выразить свое отношение к окружающему миру и явлениях посредством таких средств фотографии как ракурс, цвет или выбор момента съемки.

Когда появились первые фотографические отпечатки, никто не принимал фотографию всерьез. Она считалась лишь простым баловством и детской забавой для ограниченного круга людей. В первые годы после своего возникновения фотография в силу технических ограничений не могла претендовать ни на документальность, ни на какую-либо художественную ценность, ни на свободу световых решений и творческого видения фотографа.

В XIX веке было широко распространено мнение о том, что к искусству можно отнести только рукотворное произведение. Соответственно, фотографические отпечатки, которые получали при помощи различных физико-химических методов, просто не могли претендовать на статус искусства. Даже несмотря на то, что уже первое поколение фотографов пытались несколько оживить композицию своих снимков какими-либо интересными приемами и подходами, тем не менее, фотография так и продолжала оставаться в глазах общественного мнения забавной безделушкой.

Фотография рассматривалась критиками того времени только как механическая копия реальности, способная быть лишь подобием художественной живописи. Вплоть до 20 – 30-х годов XX столетия в статьях и публикациях всерьез рассматривался вопрос о том, является ли фотография искусством или это всего лишь прикладное, практическое умение, где ключевую роль играет техника, а не сам фотограф.

В развитии фотографии как искусства выделяют несколько периодов. Еще на заре развития фотографии она мало чем отличалась от живописи, то есть фотографы пытались использовать хорошо знакомые им живописные приемы в фотографии. Они снимали, главным образом, монументальные, недвижимые объекты. Такие первые фотографические отпечатки относились к жанру портрета или пейзажа. Кроме того, вследствие возникновения газетной индустрии в XIX веке фотография заняла нишу простого документального свидетельства тех или иных событий. Можно сказать, что тогда еще не было никакой речи о выразительности и художественности фотографии. Когда же фотография действительно стала искусством?

Наверное, какую-то точную дату назвать нельзя. Но историки фотоискусства отмечают для себя знаковое событие, случившееся в 1856 году. Тогда швед Оскар Г. Рейландер сделал уникальный комбинированный отпечаток с тридцати различных ретушированных негативов. В его фотографии под названием «Две дороги жизни» словно описывалась древняя сага о вступлении двух молодых людей в жизнь. Один из главных героев на фотографии обращается к различным добродетелям, милосердию, религии и ремеслам, а другой, наоборот, увлекается такими греховными прелестями жизни, как азартные игры, вино и безнравственность. Этот аллегорический снимок мгновенно получил широкую известность. И после выставки в Манчестере фотографию Рейландера приобрела для коллекции принца Альберта сама королева Виктория.

Эту комбинированную фотографию можно по-праву отнести к одним из первых самостоятельных произведений, относящихся к фотоискусству. Творческий подход Оскара Г. Рейландера опирался, конечно, на классическое искусствоведческое образование, полученное им в Римской академии. В дальнейшем с его именем связаны и разнообразные эксперименты с фотомонтажом, и с разработкой двойной экспозиции, и с потрясающей многоэкспозиционной фотографией.

Дело Рейландера продолжил талантливый художник и фотограф Генри Пич Робинсон, который прославился благодаря своему комбинированному снимку «Уходящая», сделанному с пяти негативов. На этой художественной фотографии была запечатлена умирающая в кресле девочка, над которой печально стоят ее сестра и мать, а отец смотрит в открытое окно. Снимок «Уходящая» подвергся критике за искажение правды, но, тем не менее, обрел широкую известность. Его тут же приобрел английский королевский двор, а наследный принц даже дал Робинсону постоянный заказ на один отпечаток любой подобной фотографии.


«Уходящая». Г. П. Робинсон

Сам Робинсон стал ведущим представителем так называемой пикториальной фотографии в Англии и Европе. Это направление фотоискусства занимало господствующее положение в фотографии вплоть до первого десятилетия XX столетия. В пикториальной фотографии использовались многие живописные эффекты и приемы.

Надо сказать, что фотография долгое время не могла уйти из «тени» живописи. Впрочем, развитию фотографии как самостоятельного искусства в начале прошлого века во многом способствовали регулярные выставки, на которых наряду с простыми красивыми кадрами зрители могли увидеть и интересные фотографии, заслуживающие звание «художественного произведения». Одной из первых таких международных выставок была галерея фотографии со скромным названием 291, которую открыл Альфред Стиглиц в 1905 году в Нью-Йорке. Эта была настоящая выставка современного искусства, на которой имена известных художников стояли в одном ряду с фотографами.

С началом 20 – 30-х годов в фотоискусстве начинается новый период, непосредственно связанный с массовым выпуском газет и журналов. Фотография меняет свой стиль в пользу документальности и репортажной съемки. Документальность и художественная реализация постепенно сплетались в фотографии в единое целое. Появилось новое поколение фотографов, которые посредством репортажной и документальной съемки ежедневно делали историю своей страны и всего мира. В этот период в фотоискусстве тесно соединились между собой художественная выразительность с идейной и социальной составляющей.

Фотография становится носителем некой исторической правды, отображением реально происходивших событий. Недаром в 20-30-е годы особую ценность представляли различные плакаты, фотоальбомы и журналы. Именно в эти годы начали появляться содружества и общества фотохудожников, которые стремились превратить фотографию в самодостаточный вид искусства.

В нашей стране, правда, эти позитивные процессы в конце 30-х годов были фактически заморожены. Железный занавес надолго изолировал отечественную фотографию от тенденций художественной международной жизни. Талантливые советские фотографы вынуждены были заниматься лишь соцреалистическим фоторепортажем. В годы Второй мировой войны многие из них побывали на фронтах сражений и сумели запечатлеть на пленку памятные моменты великой победы.

В 60-70-е годы фотоснимки вновь стали рассматриваться как самостоятельные художественные произведения. Это эпоха фотореализма и смелых экспериментов с различными фотографическими технологиями и художественными приемами. Начиная с этого периода времени, все направления фотографии, находившиеся на периферии общественного внимания, получили, наконец, право на то, чтобы быть представленными в качестве самостоятельной художественной ценности в искусстве. Появляются новые жанры фотографии, в которых ключевым моментом становится авторский замысел и творческое видение фотографа. Известные фотографы того времени в своих художественных работах начали затрагивать такие знаковые общественные проблемы, как социальное неравенство, нищета, эксплуатация детского труда и многие другие.

Очередному перевороту в фотоискусстве мы обязаны переходу с пленки на цифровые фотоаппараты. Цифровой формат изображения позволил фотографам несколько отойти от простого зеркального отображения окружающей их действительности. С появлением цифровых фотоаппаратов, компьютеров и графических редакторов фотограф получил возможность для преобразования своих снимков таким образом, чтобы зритель имел возможность познакомиться с творческим видением создателя изображения и погрузиться в его ирреальный мир. Хотя фотография в наши дни стала массовым явлением, для фотографии как искусства по-прежнему важны избирательность и особое личностное «видение», позволяющее человеку с помощью фотографических средств создать настоящее произведение искусства.

Несмотря на то, что с помощью цифрового фотоаппарата можно сделать несколько сотен снимков в считанные минуты, безусловно, не каждый кадр можно отнести в разряд художественных. Современный фотохудожник выражает свое видение мира или авторский замысел посредством ракурса, умелой игры света и тени, тонкого выбора момента съемки и других приемов. Таким образом, в самом центре фотоискусства по-прежнему находиться фотограф, а не техника. Только человек способен вложить в изображение частичку своего внутреннего мира, чтобы снимок «оброс» новыми эмоциями и раскрыл талант самого фотохудожника.

Сегодня все понимают, что фотография, которая отражает творческий взгляд фотографа, является предметом искусства. Однако когда зарождалась фотография, считалось что к искусству можно относить только рукотворные произведения.

Поэтому фотографические отпечатки, которые были созданы при помощи физико-химических методов, общественность не могла принять как предмет искусства.

В систему общественных ценностей и взглядов, фотография как искусство не вписывалась многие десятилетия, и это, притом, что уже первые фотографы для получения художественного значения изменяли композицию снимка. Велось очень много споров о том, можно ли сравнивать живопись и фотографию? А может, фотография и есть вид исчезающей живописи, в котором техника заменяет труд художника? Однако эти два вида искусства не стоит сравнивать, так как они взаимодействовали друг с другом.

Появление фотографии освободило живопись от функции фиксации реального изображения. И этим способствовала развитию живописи в новых направлениях с её неповторимыми особенностями. Живопись же дала фотографии такие понятия как колорит, композиция, цвет, ракурс, перспектива и даже видение объектов «в кадре» пришло из искусства живописи.

Чтобы получить реалистичное изображение больше не требуется затрат человеческого труда благодаря появлению техники фотографии. Фотография служит не только для того, чтобы запечатлеть действительность, человек при съёмке может выразить своё отношение к объекту или ситуации, пользуясь техническими приёмами постановки света, выбора ракурса, умению выбрать подходящий момент.

Именно отношение фотографов к снимаемым ситуациям влияет на то каким будет эффект от просмотра снимка.Фотография как вид искусства проявляется и в таких моментах как, выбор художественного стиля будующей фотографии, жанра, цвета и т.п. Именно желание придать большую реалистичность снимкам, дало стимул к созданию цветной фотографии. И тут наблюдается влияние живописи, выбор цветов влиял на смысл написанных картин.

Из этого выливаются правила применения цвета в фотографиях:

  1. Делать цветные снимки лишь тогда, когда без цвета пропадает смысл получаемого снимка.
  2. Цвета имеет символические значения, накопленные культурой, и это с успехом можно использовать в фотоискусстве.
  3. Контрастные цвета можно использовать для большего контраста смысла фотографии.

Стиль в фотопроизведении зависит от характера и силы отклонения от натуралистической, «отражательной» фотографии.Естественно, художественная фотография, не может существовать без фотографа. Фотограф должен иметь особое «видение» мира. Не все кадры могут быть удачными художественными произведениями. Поэтому фотограф должен тренировать технику, а также иметь чёткие представления о своём отношении к различным объектам его съёмок.

Для того чтобы снять , фотограф должен научиться улавливать суть, характер отличительные черты модели, которые позволят раскрыть его внутренний мир на снимке.


Некогда посещение фотоателье было событием почти праздничным. Люди надевали лучшие костюмы и платья, делали причёски специально для того, чтобы сфотографироваться. Фотографию помещали в рамочку и вешали на стену. Многие наполняли изображениями близких людей семейные альбомы.

Сегодня в каждой семье есть несколько фотоаппаратов в виде встроенных в мобильные телефоны камер. Кажется, нет ничего проще, чем нажать на кнопку, и снимок сделан. Но почему-то среди множества кадров не находится тех, что нравятся, приходятся по душе. Оказывается, дело не только в доступной возможности сделать снимок, нужно ещё что-то.

Как в любой профессии, особенно в творческой, в работе фотографа есть свои секреты. Познав их, человек, увлечённый фотоискусством, должен определиться, что ему больше по душе. Это может быть фотосъёмка природы, людей, животных, спортивных состязаний. Возможно, его интересует макросъёмка, когда в кадре появляется бабочка, пчела, распускающийся бутон цветка яблони. Прежде чем определиться с темой, которая захватывает фотографа и заставляет его часами выискивать нужный кадр, опытные мастера советуют испробовать всё.

Для мастера фотографии нет тем лёгких и трудных. Наверняка он считает самым непростым делом свой жанр. В то же время, наиболее трудоёмким для любого мастера является съёмка человека. Причём, и здесь есть свои направления. Один увлечён портретной съёмкой, другой любит фотографировать группы людей, третий - человека на улице.

Главное - освещение

Самое главное - освещение. Классический вариант при съёмке человека - солнце всегда должно находиться за спиной фотографа. Но бывает так, что лучи ослепляют человека. При такой съёмке получаются излишне резкими черты лица, углубляются морщины. В этом случае модель нужно завести в тень, а при съёмке слегка осветить лицо вспышкой или специальным отражателем света. Можно воспользоваться листом белой бумаги.

Лучшее время съёмки людей - это утро или вечер. Солнышко в это время светит мягко. Лицо модели получается более выразительным, чем при съёмке в середине дня. Мастера фотографии нередко снимают и против солнца. Это делается специально, чтобы сделать снимок силуэтным, или подчеркнуть красивую причёску. В таких случаях зачастую освещают лицо вспышкой. Объектив фотоаппарату при такой съёмке следует прикрыть козырьком, чтобы на него не попали лучи солнца.

Во время съёмки в помещении многие применяют вспышку. Снимки получаются невыразительными, как бы плоскими. Чтобы этого не случилось, нужно направлять свет на стены, потолок, ставить дополнительные осветительные приборы, чтобы освещение делали лицо модели объёмным.

Выбор фона

Самым простым вариантом для получения выразительного кадра является съёмка на фоне разноцветной осенней листвы в парке. Прекрасные кадры получаются у моря, реки или озера, то есть у воды. Замечательным фоном являются исторические места, например Храм Василия Блаженного в Москве или Ласточкино гнездо в Крыму. Хорошо смотрятся в кадре зелёная трава, цветы.

Нужно обратить внимание, как выглядит модель. Если у девушки или юноши красивый загар, то фон должен быть темнее этого загара. В этом случае лицо получится наиболее привлекательным. Прекрасным получается портрет человека в чёрно-белом варианте или с минимальным допуском цвета.

Фотосъёмка портрета

Перед портретной съёмкой нужно изучить лицо модели. Нельзя фотографировать в профиль человека со вздёрнутым или удлинённым носом или с выраженной горбинкой. В фас не очень красиво смотрится круглое лицо. Но и снимки в профиль больше походят на документальные „полицейские“. Самое правильное в данном случае фотографировать модель с круглым лицом в три четверти фаса, чтобы в кадр попали оба глаза.

Выразительным получается портрет человека, взгляд которого направлен за кадр, например, в левую сторону вниз. Кадрировать снимок нужно так, чтобы с левой стороны модели было больше пространства, чем с правой. Важно строить снимок так, чтобы взгляд модели был на уровне „золотого сечения“. Недопустимо обрезать изображение, например, часть головы или ног, или, скажем, кисть руки. В противном случае снимок получится не профессиональным.

Это правило относится к расположению снимаемого объекта. Главное заключается в том, что этот объект не должен находиться строго по центру. Нужно мысленно разделить кадр на три равных горизонтальных и вертикальных части. При съёмке морского пейзажа нужно строить кадр так, чтобы горизонт находился на уровне одной трети кадра с верхней или с нижней части. Если по волнам скользит парусник, нужно снимать так, чтобы он был справа на линии, отделяющей одну треть кадра. Это если парусник плывёт влево, чтобы между ним и границей кадра было пространство.

Существует более сложное описание этого правила, где учитываются различные геометрические фигуры. Но для начала нужно понять суть - следует смещать центр снимаемого объекта вверх или вниз, а также в правую или левую стороны.

Неопытные фотографы нередко сталкиваются с ситуацией, когда во время съёмки нескольких человек с расположенным сзади, но как бы между ними предметом, получается, что данный предмет резкий, а люди не резкие. Фотоаппарат был установлен в режиме автоматической наводки на резкость. Он определил, что главное в кадре не люди, а предмет, стоящий в центре, хоть и далеко за ними. В данном случае нужно установить ручную наводку на резкость и выставить максимальное значение диафрагмы, скажем „F 8“ или „ F 11“.

При съёмке портрета рекомендуется применять аппарат с длиннофокусным объективом. Лучше всего подходит объектив с фокусным расстоянием 80 мм. В этом случае нужно максимально открыть диафрагму, установив её значение на „F 4,5“, „F 3,5“. Диафрагму открывают для того, чтобы фон был размыт. В данном случае глубина резко изображаемого пространства делается меньше. Это поможет сделать портрет более выразительным. Если нужно сделать резким и лицо модели, и фон, значение диафрагмы устанавливают на „F 8“, „F 11“ и более. То же самое нужно делать при съёмке пейзажа.

При съёмке движущегося объекта, например, бегущего человека, лучше всего смотрится снимок, выполненный с „проводкой“. Нужно уменьшить выдержку, например до 1/30 или 1/60 и нажимать на кнопку аппарата, ведя его по направлению движения объекта. Это процесс сложный. Для его освоения нужна практика. Но результат обрадует. Снимки с „проводкой“ получаются динамичные, наполненные экспрессией.

Состояние модели

При съёмке людей фотографу нужно обладать некоторыми психологическими приёмами, чтобы суметь раскрепостить снимаемого человека. Позирование перед камерой фотоаппарата - дело непростое даже для актёра, прошедшего специальную школу. Что же говорить о простом человеке. Но он получится на снимке привлекательным лишь в том случае, если будет находиться в естественной форме, не напрягаясь и не стараясь быть лучше.

Поэтому фотограф должен расположить к себе модель, рассказать забавный случай из своей практики, рассмешить человека шуткой. С детьми полезно перед съёмкой поиграть, вовлечь в эту игру родителей. То есть, необходимо создать обстановку, в которой фотомодель получит психическое равновесие.

Кажется, нет ничего проще съёмки пейзажа. Для этого нужно поехать куда-нибудь в экзотическое место, сделать пару сотен снимков и наслаждаться шедеврами. Всё не так просто. И в то же время не так сложно. Для получения замечательного пейзажа зачастую никуда ехать не нужно. Стоит выйти из дома, хорошо оглядеться вокруг и постараться разглядеть в обыденном что-то, что затронет душу красотой и необычностью. Например, красивое расположение облаков, освещённых последними лучами заходящего солнца.

Для того чтобы увидеть красоту на обычной лесной поляне, нужно быть художником. Нет-нет, для этого не обязательно уметь хорошо рисовать, хотя настоящему фотохудожнику это совсем бы не помешало. Главное, чтобы научиться видеть прекрасное в обычном. Для этого нужно регулярно посещать художественные выставки, музеи. Если нет такой возможности, в каждом уголке страны есть библиотеки с альбомами репродукций картин лучших в мире живописцев, в конце концов, есть интернет.

Причём, нужно не просто смотреть на красочные репродукции, по постараться понять, что хотел своими картинами сказать художник. Неплохо почитать специальную литературу. Очень важно посмотреть, как фотографируют фотохудожники с мировыми именами. Все эти материалы сегодня можно отыскать в интернете.

Конечно, всё это должно быть неотрывно связано с фотографированием. Важно попробовать себя в различных видах пейзажа. Возможно, заинтересует съёмка городского пейзажа с изображением архитектурных особенностей зданий, расположенных рядом с домом. Наверняка многих заинтересует съёмка в ночное время. Современные зеркальные фотоаппараты имеют и такой режим. А какой простор для творчества представляет море. Оно щедро на картины в любое время года и в различную погоду. Особенно впечатляющи картины во время шторма, когда волны бьются о прибрежные скалы, рассыпая брызги на десятки и сотни метров.

Не нужно ждать наступления весны или осени, тех времён года, когда буйство красок само требует взять в руки фотоаппарат. Любое время года прекрасно, если присмотреться. При съёмке пейзажа, особенно ночного, людей, натюрморта, макросъёмки необходимо иметь специальное оборудование.

Штатив в помощь

Опытный фотограф оснащён не только фотоаппаратом, но и специальным оборудованием. Обязательно нужен штатив. Без него невозможно получить хороший портрет и уж тем более ночной пейзаж, или снимок людей в вечернее время. При макросъёмке не обойтись без широкоугольного объектива. Он необходим для того, чтобы запечатлеть не просто гусеницу, ползущую по веточке дерева, но чтобы видны были лапки и волоски на туловище.

Длиннофокусный объектив необходим при съёмке животного мира, птиц, зверушек, которые близко к себе человека не подпустят. Важно иметь автономную фотовспышку. Профессиональный фотограф с особым вниманием относится к осветительным приборам, которые использует при съёмке. Кроме вспышки сюда входят специальные осветительные лампы, стенды, отражающие экраны, зонтики. Всё это можно приобрести в специальных магазинах, где продаются фотоаппараты и аксессуары.

Обязательно нужно следить за состоянием аппаратуры. Для этого продаются специальные салфетки, с помощью которых легко почистить оптику, есть специальные щёточки для смахивания пыли. Нужно постараться, чтобы на аппарат лишний раз не попадало солнце. Нужно помнить, что попадание влаги на современные аппараты может полностью вывести их из строя.

Мыльница

Нередко начинающий фотограф, купив дорогой зеркальные фотоаппараты, с предубеждением относятся к небольшой камере, так называемой мыльнице. Но без этих маленьких, компактных аппаратов не обойтись в путешествии по горным тропам, речным побережьям, морским прогулкам, скалистым поверхностях. Словом, туда, где приходится ползти, пробираться через заросли, падать, ни в коем случае нельзя брать большой дорогой аппарат. При помощи мыльницы можно получить замечательные кадры в любой точке планеты. Причём, маленький фотоаппарат можно спрятать за отворот куртки или положить в нагрудный карман. И достать его можно быстро и уберечь от удара легко.

Взяв в руки фотоаппарат, нужно почувствовать себя художником, перед которым открывается весь мир. Остаётся лишь присмотреться и замереть в ожидании чуда. И оно обязательно совершиться. Важно успеть в это время нажать на кнопку фотоаппарата.

Фотография сегодня - это не просто способ запечатлеть важный жизненный момент. Благодаря огромному количеству техники высокого класса и специальным программам, возможность сделать съемку своим хобби получил каждый. Художественная фотография как вид искусства достаточно многогранна. Даже новичок сможет проявить фантазию в свое удовольствие. При этом каждый найдет для себя любимый жанр.

Немного истории

Сегодня цифровая фотокамера имеется в каждом доме. А ведь еще сто лет назад фотография была настоящей роскошью. Мало кто знает, что обычный снимок - это изображение, рисованное светом. Такое уникальное открытие появилось благодаря нескольким ученым. Прежде чем появилась фотография в таком виде, в котором ее знают многие, было проделано немало работы. История фотографии интересная и захватывающая.

Попытки получения снимков были зафиксированы еще в XVII веке. Но назвать их успешными нельзя. Художественная фотография берет свое начало с 1839 года. Французскому ученому Луи Дагеру впервые удалось получить отчетливое изображение человека. При этом время экспозиции не превышало и минуты. С тех пор фотография совершенствовалась множество раз. Сегодня мы имеем возможность создавать настоящие шедевры при минимальных затратах времени.

Как создать уникальный снимок?

Взять камеру и фотографировать все подряд без предварительных настроек может каждый. При этом красивый снимок получить, скорее всего, не удастся. Тем, кто хочет стать настоящим фотографом, следует научиться в первую очередь правильно подбирать содержимое кадра. Должен быть правильно подобран свет, настроен объектив. Эти правила одинаковы для любой техники, независимо от того, приходится снимать старым "Зенитом" или же новейшей цифровой камерой.

Стать профессиональным фотографом с первых же дней невозможно. Придется сделать огромное количество снимков, прежде чем появится на свет настоящий шедевр. В этом плане цифровая техника имеет немало преимуществ. Неудачный кадр в любой момент можно удалить. Каждый начинающий фотограф должен выделить для себя жанры искусства фотографии, которым он будет уделять внимание в первую очередь. Чтобы стать профессионалом, нельзя распыляться. Редко можно встретить специалиста, который хорошо бы разбирался во всех отраслях той или иной сферы деятельности.

Портрет

Портретная съемка родилась уже тогда, когда люди научились делать первые снимки. Здесь деятели искусства старались повторить образы живописи. Первые портреты стоили достаточно дорого. Их могли позволить себе лишь аристократы. Они фотографировались как самостоятельно, так и с членами своей семьи. Некоторые старинные снимки сохранились до наших дней и находятся сейчас в музеях мира.

Портрет - это не только изображение лица. Если человек изображен во весь рост - это также считается портретной съемкой. Любая школа фотографии в первую очередь включает в свой курс именно этот жанр. Модели могут сниматься как на улице, так и в помещении. Важно, чтобы

основной акцент падал именно на человека. Никакие детали не должны отвлекать внимание.

Отдельно стоит отметить студийную съемку. Этот вид портретной фотографии является относительно молодым. Ранее таким образом снимали звезд для модных журналов. Сегодня же фотосессией в студии может порадовать себя каждый. Художественная фотография при этом заключается в правильном подборе фона и организации освещения.

Натюрморт

Этот жанр фотографии также произошел от живописи. Художники изображали на своих картинах красиво разложенные фрукты и овощи. Дополнялось изображение красивой тканью и посудой. Как только появилась первая школа фотографии, натюрморт также начал пользоваться популярностью. От французского «nature morte» дословно обозначает «неживая природа». Профессиональные фотографы, как и художники, способны зрителю красиво передать смысл существования тех или иных невоодушевленных предметов.

Продолжительное время натюрморт относился к невостребованному жанру. Техника и искусство фотографии преподавались в школах лишь в ознакомительных целях. С развитием информационных технологий натюрморт стал очень популярен. С его помощью фотографы оттачивают свои профессиональные навыки. Кроме того, разве можно вспомнить интернет-магазин без фотографий товаров? Ведь изображение того или иного изделия - это и есть натюрморт.

Сегодня натюрморт занимает одно из первых мест среди всех жанров. История фотографии рассказывает о том, что эмоциональная сила изображений предметов ранее не уступала портретным снимкам. На данный момент эта тенденция утеряна. Но без натюрморта существование онлайн-магазинов было бы невозможным.

Пейзаж

Классический жанр, который предусматривает съемку природы, называется пейзажем. Эту отрасль фотоиндустрии можно назвать наиболее эмоциональной. Именно из природы каждый начинающий фотограф может черпать вдохновение. А некоторые снимки настолько удивительны, что от них сложно оторвать взгляд.

Новичку сложно освоить с первых же дней пейзаж. Фотографии ландшафта сможет сделать каждый. Но суть не в том, чтобы запечатлеть момент. Через изображение должно передаваться состояние души фотографа. Усложняться процесс поиска удачного кадра может различными природными явлениями. В отличие от студии, на улице работе могут мешать яркое солнце, осадки или сильный ветер. Иногда фотографу приходится работать неделями, чтобы получить действительно стоящий снимок.

Архитектура

Как и предыдущие жанры фотографии, архитектура зародилась практически сразу же. Существует огромное сходство с пейзажем. Разница лишь в том, что объектом выступают различные здания и сооружения. Существуют также и отличительные особенности. Огромное внимание уделяется правильному выбору точки съемки. Наиболее выгодно снять здание можно с возвышенности. Например, один дом можно фотографировать с крыши другого.

Архитектура является одним из наиболее сложных жанров. Поиск нужной позиции часто усложняется уличным движением и погодным условиями. Кроме того, через объектив фотокамеры не всегда удается передать детали. Для съемки архитектуры нужна дорогостоящая техника.

Репортажная съемка

Сегодня этот жанр является достаточно распространенным. А пользоваться популярностью репортажная съемка начала лишь во второй половине XX века. Мало кто знает, что снимки различных мероприятий и праздников - это и есть репортаж.

Считается, что фотограф просто снимает то или иное событие. На самом деле репортаж - это возможность передать не только суть тех или иных действий, но и отношение к ним. Если рассматривать различные жанры фотографии, то репортаж наиболее точно передает характер фотографа, его эмоциональное состояние и профессионализм. Если проводится съемка протеста, к примеру, в силах фотографа показать в положительном свете как одну, так и другую сторону. Объективный взгляд на вещи - одно из важнейших черт характера, которой должен обладать настоящий фоторепортер.

Бытовые или жанровые фотографии

Передача с помощью фотокамеры повседневной жизни относится к жанровой съемке. Достаточно часто изображения имеют документальную основу. Жанровые фото по своей сути очень схожи с репортажными. Профессионал должен передать жизнь именно такой, какой она является. На снимке могут быть изображены играющие дети, убирающая двор бабушка, просящий подаяния нищий и т. д.

Отличием жанрового фото является возможность передачи эмоционального состояния не только фотографа, но и самих объектов съемки. На снимке можно увидеть радость, слезы, разочарование и злость. Это может быть как уличная фотография, так и снимок внутри помещения.

Интерьерная съемка

Без этого жанра фотографии сегодня не обойтись, хотя он является достаточно молодым. Уже готовый интерьер, созданный профессиональным дизайнером, имеет свою эмоциональную нагрузку. При этом задачей фотографа является передать задумку совершенно без искажений. Интерьерная фотография тесно связана с дизайном. Ни один профессионал не смог бы создать портфолио своих работ без помощи опытного фотографа.

Ракурс имеет огромное значение в портретной съемке. От правильно выбранной точки зависит, как будет выглядеть комната на снимке. Кроме того, один элемент позволяет украсить все пространство. Поэтому наиболее выгодным деталям интерьера фотограф должен уделять особое внимание.

Репродукция

Этот жанр фотографии не относится к художественным. Несмотря на это, он имеет важное значение. Существует огромное количество сканеров с различными техническими характеристиками. Но фотограф сможет передать суть картины более правильно. Кроме того, многие старинные изображения требуют к себе особого отношения. К краске нельзя прикасаться лишний раз. Фотография - это возможность аккуратно перенести изображение на бумагу. А некоторые снимки выполняются настолько качественно, что отличить фото от оригинала бывает достаточно сложно.

Фотография в стиле Ню

Обнаженное человеческое тело является популярным объектом съемок на сегодняшний день. На самом деле этот жанр зародился достаточно давно. Всем известно, что художники любили изображать своих женщин без одежды. Как только появился первый художественный фотопортрет, зародился стиль Ню. Этот жанр занимает одно из важнейших мест на протяжении многих веков.

Чаще всего объектом фотосъемки выступают девушки. Это может быть как уличная фотография, так и студийная. Обнаженное тело на снимках способно вызвать только положительные эмоции. Никакой злости и отвращения.

Стиль Ню достаточно часто переплетается с бытовой фотосъемкой. Эти жанры фотографии прекрасно существуют вместе. К примеру, может быть изображена обнаженная девушка, которая занимается своими повседневными делами или же загорает на пляже.

Авангардизм

Как и к любой другой сфере жизнедеятельности, к фотосъемке можно найти нестандартный подход. Авангардизм - это особый жанр фотографии. Он характеризуется выходом за рамки общепринятой эстетики. Для достижения своих целей фотограф может использовать самые нестандартные средства.

Авангард не имеет каких-то определенных черт, как другие жанры фотографии. Поэтому профессионализм снимка часто отследить достаточно сложно. Фотографом может изображаться «вторая действительность», которая никак не связана с настоящим миром. Объектом съемки при этом могут быть люди, животные, предметы быта и растения. А изображены они будут в непривычном для окружающих виде.

Макросъемка

У начинающих фотографов этот жанр пользуется огромной популярностью. Он предусматривает получение изображения в определенном масштабе. Многие считают макросъемку возможностью фотографировать на маленьком расстоянии от объекта. Но это не совсем так. Качественный снимок позволяют получать специальные объективы. Техника для передачи объектов в большом масштабе стоит достаточно дорого.

Макросъемка позволяет запечатлеть жизнь насекомых, маленьких животных, а также микроорганизмов. С помощью дорогостоящего объектива можно сфотографировать даже комара или блоху.

Нестандартные жанры фотографии

Существуют разновидности съемок, которые нельзя назвать общепринятыми в профессиональных кругах. В первую очередь к ним относится автопортрет. Качественно снять себя самого не сможет ни один фотограф. Этот жанр больше подходит для любителей. С развитием информационных технологий автопортрет начал пользоваться огромной популярностью. При этом для того чтобы создать снимок, чаще всего используют обычный мобильный телефон.

На смартфон можно снимать также и пейзаж. Фотографии получаются неплохими для домашнего альбома. Качественные же профессиональные снимки должны создаваться с помощью соответствующей техники, которая стоит недешево. Начинать знакомство с фотографией все-таки желательно с полупрофессиональной зеркальной камерой из средней ценовой категории. Такая аппаратура позволяет начинающему фотографу получить представление о жанрах фото, а также обучится азам.