Проблема корней в произведении бедность не порок. Анализ «Бедность не порок» Островский. Тест по произведению

Тема урока: А.Н. Островский. Страницы жизни и творчества. Пьеса «Бедность не порок».

Цель урока: знакомство с биографией А.Н. Островского, содержанием пьесы «Бедность не порок» (обзорно), повторение литературоведческих понятий (драма, реплика, ремарка).

обучающие: дать представление об А.Н. Островском как о человеке и драматурге, выявить его роль в развитии русского национального театра; познакомиться с особенностями сюжета пьесы «Бедность не порок» (обзорно);

развивающие: развивать (или формировать) учебно-познавательные и информационные компетенции; формировать общекультурную компетенцию;

Ход урока.

Вы один достроили здание, в основание которого

положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов.

Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать:

«У нас есть свой, русский национальный театр.

Он по справедливости должен называться «театр Островского».

И. А. Гончаров

Подготовка к восприятию. Слово учителя.

Сегодня мы с вами еще раз побываем в театре, имя которому - театр Островского.

Формирование новых знаний. Обращение к эпиграфу.

Сегодня темой нашего урока будет жизнь и творчество великого русского драматурга - Александра Николаевича Островского (1823 - 1886г).

Обратимся к эпиграфу: как вы понимаете слова А.Н. Гончарова? О какой стороне дара писателя говорит его современник? (слайд 2)

(о том, что Островский является создателем русского национального театра) (слайд 3)

Ребята, как вы думаете, какие цели на сегодняшний урок мы можем для себя поставить?

(формулируются цели: знакомство с жизнью и творчеством драматурга А. Островского, его ролью в создании русского национального театра, знакомство с содержанием его пьесы «Бедность не порок»).

Слово учителя.

Вглядитесь в портрет Островского кисти художника В.Перова (1871год).

Каким вы видите этого писателя? На что обратил особое внимание художник? (слайд 4)

(Художник сделал явно не парадный портрет: здесь мало светлых тонов, обыденная поза, уставшее лицо, серьезный взгляд - перед нами — работник, об этом говорят даже руки, тяжело лежащие на коленях. Островский — писатель - труженик, он писал непрерывно. Пожалуй, нет среди русских драматургов тех, кто мог бы соперничать с ним в числе прижизненных постановок его пьес. Только в столичных театрах их было около полутора тысяч!)

Как же складывалась жизнь А.Н. Островского?

Реализация домашнего задания.

Обсуждение статьи об А.Н. Островском, ответы на вопросы, помещенные в конце статьи.

Формирование новых знаний. Подготовка к чтению пьесы А. Островского «Бедность не порок».

Слово учителя. Актуализация знаний .

Вспомните, ребята, что такое «драма»? (слайд 5)

Какие произведения, относящиеся к драматическим, мы изучали? Что является главной особенностью драматических произведений?

(драма — это род литературы. Драматические произведения написаны для постановки на сцене. Главная особенность - характеристика героев складывается на основе речи - реплик персонажей, их поступков на сцене. Изученные пьесы - Н.В. Гоголь «Ревизор», Д.И. Фонвизин «Недоросль», А.С. Грибоедов «Горе от ума»).

Слово учителя. Пьеса «Бедность не порок».

К концу 1853 г. «Бедность не порок» была закончена. 2 декабря Островский, после первых публичных чтений комедии в литературных кружках Москвы, писал М. П. Погодину: «Успех последней моей комедии превзошел не только ожидания, но даже мечты мои» (слайд 6)

Ни одна из пьес А. Н. Островского не вызвала после своего опубликования таких горячих и принципиальных споров, как «Бедность не порок». Представители демократической критики вступили по поводу ее в острую полемику со славянофилами, которые увидели в этой комедии, и прежде всего в образе Любима Торцова, художественное воплощение своих общественных идеалов (слайд 7)

На сцене Московского Малого театра в течение второй половины ХIХ в «Бедность не порок» ставилась чаще других пьес Островского. В представлениях этой комедии участвовали лучшие силы «дома Островского» (в том числе О. О. Садовская — Пелагея Егоровна, М. Н. Ермолова — Любовь Гордеевна и др.; в роли Любима Торцова гастролировал один из лучших ее исполнителей — артист Александринского театра Пав. Васильев).

Неизменной популярностью пользовалась «Бедность не порок» и на сценах провинциальных театров. Эта пьеса из года в год занимала в репертуаре одно из самых первых мест (слайд 8)

Обмен мнениями о прочитанном.

Критик Н. Добролюбов называл произведения Островского «пьесами жизни». Как вы понимаете это выражение?

Назовите героев пьесы.

К какому сословию они принадлежат?

(мир купечества).

Покажите на примере текста, что Островского действительно интересует прежде всего жизнь русского общества, русского человека.

Обзорная беседа по содержанию пьесы.

Как называется та часть произведения, которая знакомит нас с местом и временем действия, представляет основных героев и их взаимоотношения, но где нет еще завязки, не обозначился конфликт? (слайд 9)

(экспозиция)

Зачем Островский создает такую развернутую экспозицию?

(ввести нас в мир семьи Торцовых, показать взаимоотношения героев, их характеры).

(решение Гордея Карпыча выдать замуж дочь Любу за Африкана Коршунова).

Какова развязка? Чем объяснить ее случайность?

(ссора Гордея Карпыча с Коршуновым. Вмешательство Любима Карпыча).

(главные герои: купец Торцов и его семья, Митя; второстепенные - Гуслин, Разлюляев и др.)

Зачем, по вашему мнению, драматург вводит в пьесу Гуслина, Анну, мальчика, Разлюляева и других персонажей, не связанных с развитием действия, с конфликтом, определяющим сюжет пьесы?

(лучше, ярче показать русский купеческий быт, его связь с народной жизнью) (слайд 10)

Итог урока.

Каков вклад А.Н. Островского в русскую литературу?

(драматург явился не просто «Колумбом Замоскворечья», но и создателем русского национального театра. Его пьесы не сходят со сцен театров до сих пор.)

Домашнее задание.

Характеристика героев (Гордей Торцов, Любим Торцов, Любовь Гордеевна, Митя) по группам.

Тема урока: Патриархальный мир и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы.

Цель урока: анализ драматического произведения.

обучающие: дать понятие о патриархальном мире пьесы «Бедность не порок», любовном конфликте в пьесе;

развивающие: способствовать совершенствованию навыков анализа драматических произведений;

воспитательные: способствовать воспитанию чувства прекрасного через интерес к драматическому искусству.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

Оргмомент.

Подготовка к восприятию. Слово учителя. (Слайд)

На прошлом уроке произошло знакомство с писателем А.Н. Островским, творчество которого мы будем подробно изучать в 10 классе.

Какие ассоциации могут возникнуть у вас теперь, когда вы услышите имя Островского?

(Писатель, драматург, театр, «Колумб Замоскворечья»).

Театр… спектакль…зрители… Для нас, ребята, это не пустые слова. Почему?

(1) нет, наверное, такого человека, который никогда бы не был в театре; 2) наш класс посетил несколько спектаклей в этом учебном году, мы смотрели…).

А почему Островского называют «Колумбом Замоскворечья»? (слайд)

(За Москвой-рекой жили купцы, Островский впервые заговорил о них в своих произведениях).

Войти в мир купечества, нагляднее представить его помогут нам художники.

Реализация индивидуального задания.

Презентация «Мир купечества в полотнах русских живописцев» (слайд)

Как художники показывают мир купечества? (Каким вы увидели этот мир - мир купечества?)

(Он смешон и одновременно трагичен).

Формирование новых знаний.

Тема сегодняшнего урока - «Патриархальный мир в пьесе «Бедность не порок» (слайд)

Формулирование целей и задач урока.

Ребята, как вы думаете, на каких вопросах мы должны сегодня сосредоточить свое внимание?

(формулируются цели: знакомство с понятием «патриархальный мир», каковы взаимоотношения представителей этого мира, их нравственные ценности).

А как вы понимаете значение слова «патриархальный»?

Вы правы, все эти вопросы будут рассмотрены на уроке, потому что они лежат в основе конфликта пьесы. Без конфликта не обходится ни одно драматическое произведение.

Формирование новых знаний.

Слово учителя. Актуализация знаний .

Как вы понимаете значение слова «конфликт»? (слайд)

(Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — противоборство, столкновение, воплощенное в сюжете. Следует различать жизненные и художественные конфликты. Особенно важную роль играет конфликт в драме).

Какие герои пьесы, по-вашему, олицетворяют ее конфликт?

(Гордей Торцов, Любим Торцов, Митя, Любовь Гордеевна).

Чтобы ярче представить себе конфликт пьесы, давайте просмотрим один из эпизодов.

Инсценирование фрагмента.

Да, Островский - мастер!

Он очень ярко представляет нам своих героев, характер которых запечатлен в самих фамилиях и именах.

Беседа по содержанию пьесы. Презентация (слайд)

Гордей Торцов .

Как вы понимаете слова «гордость», «гордыня». Это одно и то же?

Каким вы видите Гордея Торцова?

Почему Гордей Торцов выступает «злодеем» и под чьим влиянием он находится?

(Пред нами семья старого типа, глава которой — богатый купец, самодур, стремящийся сделать свою волю законом для окружающих и понимающий жизнь лишь с этой точки зрения. В начале произведения Гордей Торц ов представляется нам человеком недалеким, лезущим из кожи вон, чтобы показать свою значительность, современность, даже светскость. «Нет, ты вот что скажи, - говорит он Коршунову, - все у меня в порядке? В другом месте за столом-то прислуживает молодец в поддевке либо девка, а у меня фициянт в нитяных перчатках. Ох, если б мне жить в Москве али бы в Питербурхе, я бы, кажется, всякую моду подражал».)

Почему Островский дает возможность ему исправиться?

(«И что это с ним сделалось? То все-таки рассудок имел, а вот в прошлом году в отъезд ездил, да перенял у кого-то... все эти штуки-то перенял. Теперь все ему наше русское не мило; ладит одно - хочу жить по-нынешнему, модами заниматься. Спьяну-то, должно быть, у него и помутилось. Уж я так думаю, что это враг его смущает!» - такой «диагноз» ставит мужу Пелагея Егоровна. Но оказывается, что это стремление к «образованности», плебейский стыд за своих близких не убили в нем его лучших качеств. Любовь к дочери заставляет его вспомнить о достоинстве и чести, прогнать Коршунова. Оскорбленный наглостью Коршунова, отец соглашается на брак дочери с Митей, говоря брату: «Ну, брат, спасибо, что на ум наставил, а то было свихнулся совсем. Не знаю, как и в голову вошла такая гнилая фантазия. Ну, дети, скажите спасибо дяде Любиму Карпычу да живите счастливо».)

Любим Торцов .

- Какие чувства вызывает этот персонаж?

(Любим был когда-то богат, подобно брату, но, не удовлетворенный обстановкой жизни богатого купечества и не находя выхода из нее, он предается пьянству. Его богатый брат и Коршунов помогли ему «освободиться» от своего состояния, и теперь Любим, в изорванном пальто, шатается по трактирам, делая из себя шута за стакан водки. Без гроша денег, одетый в лохмотья, дрожащий от холода и голода, он приходит в помещение молодого приказчика, Мити, прося позволения переночевать — ужасный в своем падении и все же сохранивший в себе человека. Любим Торцов обличает Коршунова, напоминая ему, между прочим, как он помогал его, Любима, разорению, как он грабил бедных, как замучил первую жену… и указывает брату, какое он собирался совершить преступление, отдавая дочь за такого негодяя. Его выгоняют из комнаты, но он, становясь на колени перед братом, просит: «Брат, отдай Любашу за Митю — он мне угол даст. Назябся уж я, наголодался. Лета мои прошли, тяжело уж мне паясничать на морозе-то из-за куска хлеба; хоть под старость-то, да честно пожить». К просьбам дяди присоединяются просьбы матери и дочери. Именно Любим Карпыч не боится говорить правду в лицо сильным мира сего. Его «пьяные выходки» провоцируют скандал между Гордеем Карпычем и Коршуновым. И удивительно, что во время этого скандала пелена гордости спадает с его глаз).

Это одна сторона конфликта, но есть и другая… Как вы думаете, о ком должна пойти речь?

Любовь Гордеевна и Митя.

- Что объединяет этих героев? А в чем они различны?

(Митя отличается мягкостью характера, добрым нравом. Митя — чрезвычайно скромный, боязливый, но честный парень, и мать очень хотела бы выдать свою дочь замуж за него: «Парень-то такой простой, сердцем мягкий», - говорит о нем Пелагея Егоровна. Но отчаяние от возможности навсегда потерять любимую делает его смелым, дерзким; он хочет увезти Любовь Гордеевну накануне свадьбы и тайно обвенчаться с нею. Правда, он просит благословения на этот шаг у ее матери. Но не оценить этот порыв невозможно.

Любовь Гордеевна - дочь купца Гордея Торцова, которая влюблена в одного из приказчиков отца, Митю, и, в свою очередь, любима им, но не может бороться за свое счастье. Любовь Гордеевна твердо исполняет отцовскую волю, отказывается от предложения Мити. Послушание и смирение - одни из главных ее черт, являются и главными ценностями русской православной цивилизации. Пристало ли скромной девушке непослушание, непочтение родителей! Но любовь делает и ее смелой: она признается Мите в любви (вопиющее нарушение патриархальных традиций!) и решается просить отца о согласии на ее брак с Митей).

Так и в пьесе Островского: за смешным стоит страшное, мягкий юмор сочетается с глубоким внутренним драматизмом.

Счастливым или печальным концом завершается комедия и почему? (Слайд)

(Пьеса «Бедность не порок» заканчивается торжеством добродетели, наказанием порока, свадьбой главных героев. Совсем не так бы сложились судьбы Любови Торцовой и Мити, если бы их любовь не смогла противостоять косным законам патриархальной старины. Умение любить, горячее сердце, говорит нам Островский, способны творить чудеса).

Итог урока.??? Рефлексия???

Оцени себя на уроке.

-Работая в группах, вы общались. Как это повлияло на результат нашего урока?

Меню статьи:

После выхода пьесы «Бедность не порок» в обществе произошел фурор – критика произведения не была однозначной. Находились хвалители пьесы и те, кто высказывал недоумение и бранил, но равнодушных не было. По задумке автора, пьеса должна была выйти под другим названием – «Гордым Бог противится». В ее составе должно быть два акта. Но в процессе работы над произведением поменялась и тема (автор подобрал более прозаичную коннотацию), и планы по поводу объема пьесы.

Сюжет пьесы довольно прост – купец хочет выдать против воли дочь за старого, но богатого владельца фабрики. Свадьба со стариком не привлекает девушку, наличие у нее возлюбленного усиливает неприязнь к свадьбе – в результате развившегося конфликта купеческая дочь выходит замуж по любви за неприглядного в финансовом положении человека.

Главные герои пьесы

Гордей Карпыч

Пьеса начинается в поместье Гордея Карпыча Торцова. Здесь же и происходит основной массив событий, изображаемый в произведении. Это «богатый купец», его возраст точно не указан, автор ограничился лишь размытым упоминанием «под шестьдесят». Отец его не был знатного происхождения, однако сыну удалось добиться в жизни большего – он существенно улучшил материальное положение своей семьи и теперь с трудом можно представить, что «у нас тятенька мужик был». Торцов – человек со сложным характером.

«Да разве с ним сговоришь» – говорят про него. Он не желает считаться с чьим-либо мнением, конечно, если это не мнение богатого человека занимавшего более высокое положение в обществе, чем он.

Он необходительно обходится с окружающими (как с прислугой, так и с членами семьи). Не лучшее отношение у него и к обедневшему брату – чувство стыдливости за такое положение вещей перед людьми высшего ранга берет свое. Закономерно в этом случае было бы помочь брату изменить уровень своего существования, но он не желает. Гордея Карпыча интересует жизнь в Москве, все новое и необычное: «хочу жить по-нынешнему, модами заниматься» – говорит он.

Торцов видит единственный способ для своей дочери улучшить свой социальный статус – выгодно выйти замуж, при чем его мало волнует, хорошо ли будет житься с этим человеком его дочери или нет. После ссоры и отмены свадьбы Африкана Савича и его дочери, Гордей Карпыч становится более мягким и сговорчивым, понимает, что прислушиваться к мнению окружающих, даже если они ниже тебя по статусу и финансовому положению, не так уж и плохо.

Любовь Гордеевна

Вторым по значимости персонажем является Любовь Гордеевна – дочь Гордея Карпыча. Она очень красива, но малообразована так как «в пансионе не училась», но искренняя и добрая, руководствуется позывами своего сердца: «говорю что чувствую».

Девушка считает, что гонка за богатством абсурдна, она искренне верит, что не высший свет, чины или деньги делают людей счастливыми. Любовь Гордеевна послушно выполняет волю отца, узнав о намерении отца выдать ее замуж, она не противится его воле, но все же просит отца не выдавать ее за Африкана Савича.


Любовь к Мите переполняет ее и чувство это взаимно, но надежда на благополучный исход их любви очень мала – отец не взирает на ее просьбу. Он думает, что лучше жить богато – в бедности счастья достичь невозможно.

Любим Карпыч

Любим Карпыч – брат Гордея Карпыча. Как и его брат, Любим изрядно трудился и смог себе накопить приличный капитал. Он хорошо жил, часто пил и вел праздную жизнь, но до крайностей не доходил, до того момента, пока за него не взялся Африкан Савич. Любим стал нищим, ему пришлось бродяжничать и выпрашивать милостыню, которую тоже не всегда тратил с умом – пропивал. Вернувшись к брату, он осознал свои ошибки и решил «хоть под старость-то да честно пожить», но не все так просто – его брат занят знатными гостями и планами по продвижению дальше по социальной лестнице, ему не до нищего брата. Любима удивляет, что его брат ставит материальные ценности выше нравственных и отдает предпочтение общению с обманщиками-богачами, а простых людей, которые живут по законам морали не допускает к себе. Однако Любим Карпыч надеться, что в его жизни все еще наладится. Он не остается в стороне, когда узнает о свадьбе племянницы – Любим не может допустить такого несчастья в жизни Любови и Мити (который к нему очень хорошо относится и часто помогает ему в сложных финансовых ситуациях) – устроенный им скандал не только позволяет избежать ненужной свадьбы, но и решает вопросы о взаимоотношении в семье Торцова.

Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием пьесы А. Островского где освещаются проблемы, связанные с неравным браком.

Африкан Савич Коршунов – богатый владелец фабрики, живущий в Москве. Именно поэтому он отличный вариант мужа для Любови Гордеевны.

Африкан Савич – любитель выпить и погулять, по – пьяни он ведет себя крайне буйно и невоспитанно, но при этом сам себя считает человеком добрым: «я человек хороший, веселый», «простой, я добрый старик».

Он жестоко обращается со своими врагами, поэтому самым верным решением для тех, кто попал в его немилость, будет убежать. Хотя и к близким людям у него отношение не лучше – свою первую жену замучил ревностью. А, в общем, о нем «ничего хорошего, окромя дурного, не слыхать».

Митя

Митя – «приказчик Торцова». Родни у него практически мало – одна только мать, да и то живет вдали него. Митя помогает ей материально, поэтому часто лишает себя даже необходимых вещей. Гордей Карпыч всегда найдет к чему придраться – это очень огорчает впечатлительного Митю. Торцов упрекает его в транжирстве, в том, что Митя ходит в старом сюртуке и таким образом позорит его в глазах посетителей. Молодой человек спокоен по своей натуре, добрый и отзывчивый, поэтому окружающие хорошего о нем мнения. Он не получил хорошего образование и теперь пытается добиться нужного результата собственными усилиями. Он прекрасно понимает, что не может быть тем женихом, которого одобрит Гордей Карпыч – затруднительное финансовое положение, его бедность стали существенным препятствием желаемому действию, но приказать сердцу забыть дочь Торцова он не в силе.

Второстепенные герои пьесы

Пелагея Егоровна

Пелагея Егоровна приходится женой Гордею Карпычу Торцову. Несмотря на то, что она, как мать должна принимать активное участие в жизни дочери, а значит активно действовать в пьесе, Островский не наделяет ее такими полномочиями, она второстепенный персонаж пьесы.


В целом же это милая, добрая и сердечная женщина. Окружающие ее любят. В молодости женщина любила плясать и петь, с радостью принималась за эти занятия. Сейчас она уже состарилась и ее пыл утих. К тому же не совсем удачное замужество сделало свое коварное дело. Она считает себя глубоко несчастной, муж ее не ценит, да и собственно и за человека не считает «ничего я ему сказать не смею; разве с кем поговоришь с посторонним про свое горе, поплачешь, душу отведешь, только и всего». За много лет супружеской жизни Пелагея Егоровна смирилась с таким отношением, поэтому даже в критических ситуациях, как, например, с замужеством дочери, она не перечит мужу и не пытается указать на его заблуждение, хотя и явно видит, что этот брак принесет много несчастья дочери.

Яша Гуслин

Следующим действующий персонаж – Яша Гуслин . Он тоже состоит в родстве с Торцовым (племянник Гордея). Он честный добрый человек, но, к сожалению, бедный, поэтому его дядя вниманием и похвалою не балует. Его любит Пелагея Егоровна за добрый нрав и за любовь к музыке, она приглашает его к себе в гости, чтобы он спел и сыграл на гитаре. Яша дружен с Митей и помогает ему в трудных ситуациях: заступается за него перед Гришей, помогает встретиться с Любовью Гордеевной. Сам он влюблен в бедную вдову Анну, но женится на женщине не предстоит возможным – дядя не желает давать разрешение влюбленным на свадьбу.

Анна Ивановна

Возлюбленная Гуслина вдовствующая женщина, такая же бедная, как и сам Яша. Ее зовут Анна Ивановна . Она является другом семьи Торцовых, но и это не помогает ей но уговорить дать согласия на свадьбу Гордея Карпыча.. В конце пьесы все меняется и Анна с Яшей получают долгожданное разрешение.

Гриша Разлюляев

Гриша Разлюляев – молодой купец, богатый наследник. Отец его, как и он сам не гонится за модой и не стремится приобщаться к новым веяниям, что вызывает крайнее неодобрение у Гордея Карпыча Торцов невысокого мнения о Грише, читает его человеком незаурядного ума. Разлюляев – человек веселый и добродушный. Он дорожит своей дружбой с Митей.

Таким образом, в пьесе Николая Островского « Бедность не порок» образовались два противоборствующих лагеря. С одной стороны Гордей Карпыч и Африканий Савыч, которые готовы в погоне за богатством и положение в обществе переступить через моральные запреты и устои, принести в жертву что угодно. С другой Любим Карпыч, Любовь Гордеевна, Пелагея Егоровна, Митя, Яша, Анна и Гриша. Они искренне верят в то, что в мире должно быть добро, а жить главное честно, порядочно и по совести. В результате добро побеждает – Гордей меняет свои взгляды, осознает ошибочность своих поступков – это позволяет избежать жизненных трагедий практически всех персонажей пьесы. Островский показывает нам на примере Торцова, что не нужно гнаться за чем-то призрачным и далеким – необходимо искать счастье поблизости и ценить тех, кто пытается привнести хоть немного счастья тебе.

Островский отодвигает любовную линию на второй план. Для него важно изобразить существование истинных семейных ценностей, желание выбиться в высшее общество любой ценой, игнорирование личных качеств и желаний, стойкость патриархальных традиций, оттого пьеса обретет новый смысл – это не просто история с хорошим концом, а способ указать в комической форме на изъяны общества.

Урок литературы в 9 классе. А. Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок». Цели урока:  Выявить особенности драматургии Островского на примере разбора конфликта в комедии «Бедность не порок». Задачи:  Развивать у школьников умения мыслить логически: находить главное, сравнивать, обобщать, делать выводы; Развивать умения дискутировать на заданную тему; Развивать монологическую речь;    Воспитывать правильное отношение к морально­нравственным ценностям русского менталитета;  Воспитывать интерес и бережное отношение к русской литературе. 1. Вступительное слово учителя. Сегодня нам предстоит познакомиться с драматургом Александром Николаевичем Островским и его пьесой, написанной в ранний период его творчества, «Бедность не порок». Запишите в тетради тему урока: «А. Н. Островский. «Бедность не порок». В старших классах вы будете изучать его знаменитую пьесу «Гроза». Но сейчас имя это для нас новое, поэтому несколько слов о самом драматурге. Особенности:  Показ важных общерусских проблем через семейно – бытовой конфликт;  Яркие, узнаваемые характеры; 2. Разбор конфликта пьесы. (Сл. 9) Сегодня мы начинаем знакомство с комедией Островского «Бедность не порок». Название. Итак, бедность не порок. ­ Как вы понимаете это изречение? ­ К какому жанру относится это выражение? ­ Помимо этого названия, среди пьес Островского есть ещё и такие: Свои люди – сочтёмся!, На всякого мудреца довольно простоты, Не в свои сани не садись, В чужом пиру похмелье, Старый друг лучше новых двух, Свои собаки грызутся – чужая не приставай, Не всё коту масленица, Не было гроша, да вдруг алтын, Без вины виноватые. Из полусотни драм.произв. О. с десяток пьес названы пословицами. Больше такого вы не найдёте ни у одного писателя. Особенность:  Своеобразие названий. Работа с 9 слайдом. Чтение текста слайда. Вы прочитали пьесу. Вы знаете, что любое драматическое произведение построено на конфликте. Конфликт – это противоборство, столкновение, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении. Аня, напомни, какова основа конфликтов в пьесах молодого Островского. Найдите в этом предложении антонимичные понятия. (патриархальный (старинный) быт – новшества). ­ В чём, по­вашему, Островский видит идеалы народной нравственности? (крепость семейных устоев, доверие детей к родителям, нерушимость обычаев, царящих в этой купеческой семье, цельность и ясность мировоззрения). ­ Чему противостоит этот мир? (новшествам, современной, так называемой «цивилизации»). Запись в тетради (пропущенные строчки):

Конфликт комедии: Патриархальный мир народной нравственности противостоит современному миру власти и денег. Итак, мы обозначили проблему общерусскую, которая показана через семейно – бытовой конфликт. Кто же в нём участвует? (Сл. 10). Афиша. Чтение имен и фамилий действующих лиц. ­ Как вы объясните то, что одному из братьев Торцовых автор дал имя Любим, а другому – Гордей? Какие качества людей подсказываются именами и фамилиями – Африкан Коршунов (хищник), Любовь, Гуслин, Разлюляев, Митя? (Гордей – гордый, богатый купец, Любим – любимый всеми, хороший человек, но неудачник, Гуслин – простой, весёлый парень (от слова «гусли» ­ старинный народный инструмент), Разлюляев – простой, весёлый парень (от устаревшего слова «разлюли» ­ потеха), Митя –. посвящённый греческой богине земли и плодородия Деметре) П. ­Уже в афише О. скрыто прокомментировал своих героев. Каким образом? У. – дал им говорящие имена и фамилии. Особенность:  Говорящие имена. Ещё раз обращаю ваше внимание на авторское представление героев в афише. ­ Какое имя не вписывается в общий ряд имён? Почему? С какой целью О. таким образом указывает статус персонажей? Почему среди знакомых имен имя Гордей не вызывает положительных ассоциаций? Особенность:  Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе. ­ Между какими персонажами назревает основной конфликт? Почему? (Купец Гордей Карпыч Торцов очарован фабрикантом Коршуновым, хочет жить по моде, по­новому и даже готов отдать за старика единственную дочь) ­ А что же мать? (Недалёкая, безвольная, нерешительная, она не может противостоять мужу) ­ Какова же роль Любима в этом семейном конфликте? (Разоблачает Коршунова – хищника, расстраивает свадьбу Любови и Коршунова, вступается за Любовь и Митю, помогает прозреть своему брату.) ­ С каких слов Любима Торцова завязывается конфликт? (Зачитать: Д. 1, явл. 12. Любим Карпыч (берет).Гривенник надо. Тут все серебро, мне серебра не надо. Ты дай мне еще семитку, вот и будет в настоящий такт. (Митя дает.)Вот и довольно. Добрая ты душа, Митя! (Ложится.)Брат не умеет ценить тебя. Ну, да я с ним штуку сделаю. Дуракам богатство – зло! Дай умному человеку деньги, он дело сделает. Я походил по Москве­то, я все видел, все… Большую науку произошел! А дураку лучше денег не давай, а то он заломается… фу, фу, фу, трр!… вот как брат, да как я, скотина… (Полусонным голосом.)Митя, я ночевать к тебе приду. Митя. Приходите. Теперь контора пустая… праздники… Любим Карпыч (засыпая). А я с братом смешную штуку сделаю. (Засыпает.) (Сл. 11 – читать как итог ответа на вопрос) 5. Краткий обзор действий. Задание: Распределите по действиям: экспозиция, завязка; развитие действия, кульминация; развязка.

(Сл. 12) 1 действие. Первый акт - это объемная, яркая, зрелищная завязка всего предстоящего действия. Это начальный момент в развитии событий, подготовленный экспозицией. Здесь читатель получает первые представления об изображаемых характерах, о конфликте между ними. В первом акте звучат важные для развития действия слова Любима Торцова о брате: «Ему, дураку, наука нужна», «Ну, да я с ним штуку сделаю. Дуракам богатство - зло!», « А я с братом смешную штуку сделаю». Конфликт намечен. В тайном письме, адресованном Мите, обозначена и любовная интрига: «И я тебя люблю. Любовь Торцова». П. ­ Как мы знакомимся с главными героями: с Гордеем Карпычем и Любимом Карпычем? У. – О них мы слышим от других персонажей. О Гордее от Егорушки: ругается, сердит на Любима Карпыча, от Пелагеи: с Африканом пьёт, будто подменили его. (д. 1, явл. 3) О Любиме от Егорушки: рассмешил всех за обедом, Гордей выгнал, Любим в отместку созорничал: стал с нищими у собора. Особенность:  «Подготовленное появление» главных героев, о них вначале говорят другие. П. ­ С каких реплик вступают непосредственно в действие наши герои? У. – Первая реплика Любима (увидел одних в комнате Любовь Гордеевну и Митю), закрывая лицо руками: «Стой! Что за человек? По какому виду? За каким делом? Взять под сумнение! Я, племянница! Что, испугалась? Ступай, не бойсь! Я не доказчик, а кладу всё в ящик…» (д.1, явл. 11) Первая реплика Гордея (д.1, явл. 7), входит в комнату, где веселится молодёжь: «Что распелись! Горланят, точно мужичьё! (Мите) И ты туда ж! Кажется, не в таком доме живёшь, не у мужиков. Что за полпивная! Чтоб у меня этого не было вперёд! П. – Что можно сказать о персонажах по их первой реплике? (Л. – шутки, прибаутки, «не доказчик»; Г. – грубит, унижает, «мужичьё» ­ ругательство). Особенность:  Значимость первой реплики героя) Второе действие. Действие стремительно развивается, вовлекая новых персонажей, причем все (Сл.13 они играют свою роль в ходе драмы и развитии конфликта. Атмосфера общей молодой влюбленности, праздника и веселой кутерьмы с песнями и музыкой, гаданиями, ряжеными, представлениями с медведем и козой разрушается с появлением Гордея Карпыча и Коршунова. Возможность счастья для молодых героев становится иллюзорной. «Зятюшка Африкан Савич» уверен, что у него нет повода беспокоиться, заказывает девушкам «свадьбишную» песню. Любовь Гордеевна в тревоге, подруги окружают взволнованную девушку. П. ­ О каком празднике речь? Святки. Что за праздник? По каким приметам можно догадаться, что это святки? ­ Почему Островский время действия пьесы соотносит со временем празднования святок? У. – Соблюдение народно­ религиозных традиций. Основным смыслом свят. периода, по народным представлениям, являлось возрождение порядка в мире и в жизни каждого человека как частице этого мира. (Традиции устного народного творчества – фольклора) Особенность:  Фольклорные моменты.) Действие третье. Конфликт драмы, столкновение действующих лиц завершается. Несмотря на то, (Сл. 14 что развязка логически вытекает из развития действия, она все­таки носит неожиданный характер: это действительно подчеркнуто счастливый конец, потому что развитие действия было драматическим.

«Штука», которую придумал Любим, выручает молодую пару. Спасает эта «штука» и Гордея от разорения, которое грозило ему, породнись он с нечестным в денежных делах Коршуновым. Таким образом, развязка непосредственно связана с развитием действия во втором акте, она является заключительным моментом в развитии конфликта и интриги. Любим Торцов вмешивается в естественный ход событий, препятствует торжеству зла. Протест против сильных мира сего он облекает в броскую форму: «Хорошо тому на свете жить, у кого нету стыда в глазах». Опять пословица! Метко сказано, что театр Островского - речевой театр. У него в пьесах красивый, поэтически богатый язык. На самом деле у Островского поэтически говорит тот, кто в душе поэт. У Островского каждый персонаж говорит своим языком. Речь героев - важнейшее средство их характеристики. Докажем. Чтение отрывков. (Пелагея, Любим) Гордей Карпыч. Нет, ты вот что скажи: все у меня в порядке? В другом месте за столом­то прислуживает молодец в поддевке либо девка, а у меня фициянт в нитяных перчатках. Этот фициянт, он ученый, из Москвы, он все порядки знает: где кому сесть, что делать. А у других что! Соберутся в одну комнату, усядутся в кружок, песни запоют мужицкие. Оно, конечно, и весело, да я считаю так, что это низко, никакого тону нет. Да и пьют­то что, по необразованию своему! Наливки там, вишневки разные… а и не понимают они того, что на это есть шампанское! Ох, если б мне жить в Москве али бы в Питербурхе, я бы, кажется, всякую моду подражал. ­ объясните особенности речи тех персонажей, монологи которых мы читали. (Гордей неграмотный, считает, что образование ни к чему, главное – жить по моде. Любим: его речи присущ элемент несомненной интеллигентности; его речь не патриархальна, не фольклорна, а принадлежит современной Островскому городской культуре; один из всех действующих лиц он употребляет какие­то обрывки иностранных фраз довольно правильно и уместно). Особенность:  Своеобразие речевой характеристики героев. П. – Если бы я попросила вас выявить черты сходства и различия между определёнными героями пьесы, кого бы вы сопоставляли, сравнивали? Почему? (Митя – Коршунов. Сходство: намерение жениться на Любови Гордеевне; различие: честность Мити – действия исподтишка Коршунова; Любим Торцов – Гордей Торцов. Сходство: братья, в конце концов, Гордей прозревает, оказывается не чужд правде. Различие: Г. – самодур, ему важен внешний лоск, а не человеческая душа; Л., в молодости тоже поддавшийся на якобы обязательное поддержание статуса и прогулявший всё своё состояние, осознал, что главное в жизни не деньги, потому что можно и без денег оставаться хорошим человеком; Любим Торцов – Коршунов. Сходство: бывшие сотоварищи. Различие: честность первого и бесчестие второго.) Особенность:  Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев. 6. Это сопоставление и будет вашим домашним заданием, а также надо ответить на вопрос: почему Любим Торцов – любимый герой Островского? 7. Подведём итог урока. (Сл. 15) ­ Перечислим особенности драматургии Александра Николаевича Островского: Если позволит время, можно обсудить слова А. И. Гончарова: «Вы один достроили здание, в основании которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские,

можем с гордостью сказать: « У нас есть свой, русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться «театр Островского».

В начале 50-х годов драматург выступил с комедиями окрашенными славянофильским настроением. Таковы пьесы «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок». В это время Островский сблизился с литературным критиком и поэтом Аполлоном Григорьевым, с Тертием Филипповым, Борисом Алмазовым и другими членами и сотрудниками так называемой «молодой редакции» журнала «Москвитянин».

Под их влиянием он несколько иначе, чем раньше, подходит к изображению типов русского купечества: любуется патриархальными отношениями, сложившимися в купеческом доме между хозяевами и работниками, осуждает претензии купцов жить на новый, «европейский» манер, сочувственно воспроизводит сохранившиеся в купеческом быту традиционные обычаи, обряды и старинные песни («Бедность не порок»).

Даже злые самодуры, заедающие век своих домашних, оказывается, способны подчас совершать поистине добрые, великодушные поступки: в критические минуты на них неожиданно находит «просветление», они меняют гнев на милость, и всё кончается по-хорошему. Так кончается, например, комедия «Бедность не порок». Главный герой её, провинциальный купец-самодур Гордей Торцов, оскорблённый другим купцом, Коршуновым, неожиданно изменяет решение выдать дочь за Коршунова и, растроганный речами своего брата Любима, выдаёт дочь замуж за приказчика Митю.

Однако славянофильские настроения Островского не были глубокими и продолжительными. События 50-х годов (Крымская война, крушение старого, крепостного порядка) должны были рассеять славянофильские иллюзии о патриархальной жизни.

Островский и в москвитянинский период видит социальную конфликтность изображаемого им быта, показывает, что идиллия патриархальной семьи чревата драмой. Правда, в первой пьесе- «Не в свои сани не садись» - драматизм внутрисемейных отноше­ний подчеркнуто лишен социальной окраски («Мне не надо ни знатного, ни богатого, а чтобы был добрый человек да любил Ду­нюшку»,- говорит отец, обосновывая свое право решать судьбу дочери). Социальные мотивы здесь связаны лишь с образом Вихо-рева, дворянского прожигателя жизни, корыстные притязания кото­рого нарушают мирное течение жизни Русаковых и предполагае­мого жениха Дунечки Бородкина.

Лучшей пьесой этого периода по праву считается народная комедия «Бедность не порок» (1854). Вновь в центре внимания драматурга патриархальная купеческая семья, гармоничная жизнь которой нарушена под влиянием соблазнов времени. Гла­ва семьи Гордей Торцов попадает под сильное влияние фабри­канта Африкана Саввича Коршунова. Торцов ослеплен «капи­талом», возможностью жить в столице «по-барски», новой, «подражающей моде» жизнью, а не такой, какой живет и жила вся его семья и домочадцы. Ради этого он готов отдать дочь за­муж за злодея старика Коршунова. Тиранство и самодурство Гордея Торцова в доме - искажение представлений о важной роли хозяина и главы семьи. Жена и дочь не могут противосто­ять его власти и самодурным решениям. Любовь Гордеевна подчеркивает, что ее покорность - проявление верности «за­кону», патриархальной традиции почтительности младших к старшим, веры в справедливость отцовских решений.

Заслуга Островского - создание образа Любима Торцова, че­ловека, оторвавшегося от патриархально-купеческой «домаш­ней» среды. Ему присущи лучшие нравственные качества - доброта, милосердие, отзывчивость. Любим способен взглянуть на происходящее с высоты приобретенного им горького жизнен­ного опыта. «Промотавшемуся», «забулдыге» Любиму довере­на в пьесе очень важная роль. Будучи в значительной степени выразителем авторской точки зрения, Любим приводит дейст­вие к счастливой развязке: вразумляет брата, разоблачает Коршунова и показывает его истинное лицо, избавляет племян­ницу от несчастья и устраивает ее брак с возлюбленным.

Важную роль в пьесе играет фольклорное начало - свя­точные игры, ряженье, народные песни. Поэзия народной обрядово-фольклорной стихии неразрывно связана с жизнью купеческого дома. Только Гордей Торцов и фабрикант Коршу­нов не принимают этого патриархально-идиллического мира. Фольклорная символика ощутима и в именах персонажей: Коршунов - злой хищный коршун, враг, желающий завладеть Любушкой Торцовой, да и имя Африкан подчеркивает в кон­тексте комедии его чужеродность и враждебность. Ономастика имен героев комедии характеризует взгляд Островского на со­временного русского человека, способствует пониманию конф­ликта произведения. Двух братьев Торцовых зовут Гордей и Любим.

Органичной частью единой народной культуры мыслилась Островским и культура средних городских социальных слоев, которая включала и «старое» - святочные обычаи, свадебную народную поэзию, лирические песни, и «новое» - творчество Кольцова, купеческо-городское просторечье, обороты «при­казчичьей вежливости». Представителем городских социаль­ных слоев в пьесе является приказчик Митя - почтительный сын, честный работник, искренний и преданный жених.

Счастливые развязки пьесы «Бедность не порок» и других произведений Островского этого периода на первый взгляд не вытекают из самого развития действия. Н.А. Добролюбов одним из первых в статье «Темное царство» отмечал их «случайность» и надуманность. Но, по мнению самого драматурга, законо­мерность подобных счастливых финалов была естественной для мира, в котором сохранились традиционные идеалы добра и кра­соты.

В следующий период творчества А.Н. Островского (1855- 1860) предпочтение отдается драме, а не комедии. Островский пишет «В чужом пиру похмелье» (1855-1856), «Доходное ме­сто» (1856), «Воспитанницу» (1858). В это время драматург со­трудничает с «Современником» (с 1857 г. - постоянный автор журнала), ему близко демократическое направление в литера­туре. В «Современнике» публикуются и статьи Н.А. Добролю­бова, посвященные творчеству Островского.

Исследуя жизнь, Островский постепенно приходит к пони­манию утопичности идеи возврата к патриархальной идиллии, в основу его пьес 2-й половины 50-х годов положено противо­речие между естественными чувствами, стремлениями людей и грубой, часто жестокой повседневностью. Традиционные для русской литературы темы («отцы и дети», купеческое самодур­ство, лихоимство и произвол чиновников, жизнь помещичьей усадьбы и др.) получают в произведениях А.Н. Островского новое художественное осмысление. Значительное внимание уде­ляется вопросу выбора человеком своего пути, «выхода в лю­ди». От «Доходного места» - первой античиновничьей пьесы драматурга - тянутся нити к «На всякого мудреца довольно простоты».

Пьеса «Бедность не порок».

Цели урока:

    Выявить особенности драматургии Островского на примере разбора конфликта в комедии «Бедность не порок».
    Развивать у школьников умения мыслить логически: находить главное, сравнивать, обобщать, делать выводы; Развивать умения дискутировать на заданную тему; Развивать монологическую речь; Воспитывать правильное отношение к морально-нравственным ценностям русского менталитета; Воспитывать интерес и бережное отношение к .

Вступительное слово учителя. Сегодня нам предстоит познакомиться с драматургом Александром Николаевичем Островским и его пьесой, написанной в ранний период его творчества, «Бедность не порок». Запишите в тетради тему урока: «. «Бедность не порок». В старших классах вы будете изучать его знаменитую пьесу «Гроза». Но сейчас имя это для нас новое, поэтому несколько слов о самом драматурге.

(Сл. 2) родился в 1823 году в Москве: в Замоскворечье, - в старинном купеческом и чиновничьем районе. Отец будущего драматурга, образованный и умелый судебный чиновник, а затем - известный в московских коммерческих кругах адвокат; поднимаясь по служебной лестнице, получил права потомственного дворянина, стал помещиком; понятно, что ему хотелось и сына пустить по юридической части. (Сл. 3)Александр Островский получил неплохое домашнее образование - с детства пристрастился к литературе, владел немецким и , хорошо знал латынь, охотно занимался музыкой. Он с отличием окончил гимназию и в 1840 году без экзамена был принят на Московского университета. Но карьера юриста Островскому не нравилась, неодолимо влекло его к себе искусство. Он старался не пропускать ни одного спектакля: много читал и спорил о литературе, страстно полюбил музыку. В то же время сам пробовал писать стихи и рассказы.


(Сл. 4) Охладев к занятиям в университете, Островский оставил учение. Несколько лет по настоянию отца служил мелким чиновником в суде. Здесь будущий драматург насмотрелся человеческих комедий и трагедий. Окончательно разочаровавшись в судебной деятельности, Островский мечтает стать писателем. В 1867 году он совместно с братом выкупает у мачехи имение Щёлыково, в котором великий русский драматург проживал с весны до поздней осени в течение многих лет и писал свои замечательные пьесы: «Снегурочка», «Бесприданница», «Без вины виноватые» и др.

П. К сожалению, в школьной программе мало представлено драматических произведений, а ведь каждый драматург неповторим, у каждого своя манера письма, свои достоинства, но, тем не менее, только называют в мире искусства и литературы «отцом русского театра».

В связи с этим возникает вопрос… Какой? (Чем же заслужил он это звание? Каковы особенности его творчества?) Это и предстоит нам с вами сегодня выяснить.

Пропустим 2-3 строчки после указанной темы урока, допишем:

Особенности драматургии (по ходу урока будем отмечать и записывать, будьте внимательны).

О чём же писал Островский в своих произведениях?

Выступление подготовленного ученика.

Богатые, но еще вчера жившие по старинке люди и новые требования, которые властно предъявляет им современная жизнь, где миром правят власть и деньги, - вот основа комедийных конфликтов молодого Островского, да еще таких, где смешное переплетено с грустным: ведь причуды имеющих власть не только забавны, но и опасны для бедных: зависимых и угнетенных. (Сл. 5) Его всероссийская известность началась с комедии - «Свои люди - сочтемся!» (или «Банкрот» 1849 г.), опубликованная в журнале «Москвитянин», молодые сотрудники которого тяготели к славянофильству, проповедующему идеи национальной самобытности, сохранившейся в среде крестьянства и патриархального купечества. Пьеса имела огромный успех. Однако постановка ее были запрещена по указанию самого царя Николая 1. Цензурный запрет продержался одиннадцать лет. (Сл.6 – читает ученик). (Сл. 7)Уже в комедии «Свои люди - сочтемся!» проявились основные черты драматургии Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать важные общерусские проблемы, создать яркие и узнаваемые характеры. В его пьесах звучит сочная, живая народная речь. Островскому захотелось показать героев положительных, способных противостоять безнравственности и жестокости современных отношений. Именно такие, вызывающие сочувствие герои и появляются в комедии «Не свои сани не садись» (1853) (первая из пьес Островского, которая пошла на сцене) и «Бедность не порок» (1954) .(первоначальное название «Гордым бог противится»). В последующие периоды творчества Островского появляется более 50-ти оригинальных пьес, составивших целый народный театр, где перед читателем прошла история всех сословий России.

Помимо писательского творчества, успешно занимался общественной деятельностью. Он организовал Московский артистический кружок, Общество русских драматических писателей и композиторов. Но главная его заслуга – создание огромного драматического репертуара для русского театра. (Сл. 8)

Особенности:

    Показ важных общерусских проблем через семейно – бытовой конфликт; Яркие, узнаваемые характеры;
Разбор конфликта пьесы.

(Сл. 9) Сегодня мы начинаем знакомство с комедией Островского «Бедность не порок».

Название. Итак, бедность не порок.

Как вы понимаете это изречение?

К какому жанру относится это выражение?

Помимо этого названия, среди пьес Островского есть ещё и такие: Свои люди – сочтёмся!, На всякого мудреца довольно простоты, Не в свои сани не садись, В чужом пиру похмелье, Старый друг лучше новых двух, Свои собаки грызутся – чужая не приставай, Не всё коту масленица, Не было гроша, да вдруг , Без вины виноватые.

Из полусотни драм. произв. О. с десяток пьес названы пословицами. Больше такого вы не найдёте ни у одного писателя.

Особенность:

    Своеобразие названий.

Работа с 9 слайдом.

Чтение текста слайда.

Вы прочитали пьесу. Вы знаете, что любое драматическое произведение построено на конфликте.

Конфликт – это противоборство, столкновение, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении.

Аня, напомни, какова основа конфликтов в пьесах молодого Островского.

Найдите в этом предложении понятия. (патриархальный (старинный) быт – новшества).


В чём, по-вашему, Островский видит идеалы народной нравственности? (крепость семейных устоев, доверие детей к родителям, нерушимость обычаев, царящих в этой купеческой семье, цельность и ясность мировоззрения).

Чему противостоит этот мир? (новшествам, современной, так называемой «цивилизации»).

Запись в тетради (пропущенные строчки):

Конфликт комедии: Патриархальный мир народной нравственности противостоит современному миру власти и денег.

Итак, мы обозначили проблему общерусскую, которая показана через семейно – бытовой конфликт. Кто же в нём участвует?

(Сл. 10). Афиша. Чтение имен и фамилий действующих лиц.

Как вы объясните то, что одному из братьев Торцовых автор дал имя Любим, а другому – Гордей? Какие качества людей подсказываются именами и фамилиями – Африкан Коршунов (хищник), Любовь, Гуслин, Разлюляев, Митя?

(Гордей – гордый, богатый купец,

Любим – любимый всеми, хороший человек, но неудачник,

Гуслин – простой, весёлый парень (от слова «гусли» - старинный народный инструмент),

Разлюляев – простой, весёлый парень (от устаревшего слова «разлюли» - потеха),

Митя –. посвящённый греческой богине земли и плодородия Деметре)

П. - Уже в афише О. скрыто прокомментировал своих героев. Каким образом?

У. – дал им говорящие имена и фамилии.

Особенность:

    Говорящие имена.

Какое имя не вписывается в общий ряд имён? Почему? С какой целью О. таким образом указывает статус персонажей? Почему среди знакомых имен имя Гордей не вызывает положительных ассоциаций?

Особенность:

    Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе.

Между какими персонажами назревает основной конфликт? Почему?

(Торцов очарован фабрикантом Коршуновым, хочет жить по моде, по-новому и даже готов отдать за старика единственную дочь)

А что же мать? (Недалёкая, безвольная, нерешительная, она не может противостоять мужу)

Какова же роль Любима в этом семейном конфликте? (Разоблачает Коршунова – хищника, расстраивает свадьбу Любови и Коршунова, вступается за Любовь и Митю, помогает прозреть своему брату.)

С каких слов Любима Торцова завязывается конфликт?

Любим Карпыч (берет).Гривенник надо. Тут все серебро, мне серебра не надо. Ты дай мне еще семитку, вот и будет в настоящий такт. (Митя дает.)Вот и довольно. Добрая ты душа, Митя! (Ложится.)Брат не умеет ценить тебя. Ну, да я с ним штуку сделаю. Дуракам богатство – зло! Дай умному человеку деньги, он дело сделает. Я походил по Москве-то, я все видел, все… Большую науку произошел! А дураку лучше денег не давай, а то он заломается… фу, фу, фу, трр!… вот как брат, да как я, скотина… (Полусонным голосом.)Митя, я ночевать к тебе приду.

Митя. Приходите. Теперь контора пустая… праздники…

Любим Карпыч (засыпая). А я с братом смешную штуку сделаю. (Засыпает.)

5. Краткий обзор действий.

Задание: Распределите по действиям: экспозиция, завязка; развитие действия, кульминация; развязка.

(Сл. 12) 1 действие. Первый акт — это объемная, яркая, зрелищная завязка всего предстоящего действия. Это начальный момент в развитии событий, подготовленный экспозицией. Здесь читатель получает первые представления об изображаемых характерах, о конфликте между ними.

В первом акте звучат важные для развития действия слова Любима Торцова о брате: «Ему, дураку, наука нужна», «Ну, да я с ним штуку сделаю. Дуракам богатство — зло!», « А я с братом смешную штуку сделаю». Конфликт намечен. В тайном письме, адресованном Мите, обозначена и любовная интрига: «И я тебя люблю. Любовь Торцова».

П. - Как мы знакомимся с главными героями: с Гордеем Карпычем и Любимом Карпычем?

У. – О них мы слышим от других персонажей.

О Гордее от Егорушки: ругается, сердит на Любима Карпыча,

от Пелагеи: с Африканом пьёт, будто подменили его. (д. 1, явл. 3)

О Любиме от Егорушки: рассмешил всех за обедом, Гордей выгнал, Любим в отместку созорничал: стал с нищими у собора.

Особенность:

    «Подготовленное появление» главных героев, о них вначале говорят другие.

П. - С каких реплик вступают непосредственно в действие наши герои?

У. – Первая реплика Любима (увидел одних в комнате Любовь Гордеевну и Митю), закрывая лицо руками: «Стой! Что за человек? По какому виду? За каким делом? Взять под сумнение! Я, племянница! Что, испугалась? Ступай, не бойсь! Я не доказчик, а кладу всё в ящик…» (д.1, явл. 11)

Первая реплика Гордея (д.1, явл. 7), входит в комнату, где веселится молодёжь: «Что распелись! Горланят, точно мужичьё! (Мите) И ты туда ж! Кажется, не в таком доме живёшь, не у мужиков. Что за полпивная! Чтоб у меня этого не было вперёд!

П. – Что можно сказать о персонажах по их первой реплике? (Л. – шутки, прибаутки, «не доказчик»; Г. – грубит, унижает, «мужичьё» - ругательство).

Особенность:

    Значимость первой реплики героя

(Сл.13) Второе действие. Действие стремительно развивается, новых персонажей, причем все они играют свою роль в ходе драмы и развитии конфликта. Атмосфера общей молодой влюбленности, праздника и веселой кутерьмы с песнями и музыкой, гаданиями, ряжеными, представлениями с медведем и козой разрушается с появлением Гордея Карпыча и Коршунова. Возможность счастья для молодых героев становится иллюзорной. «Зятюшка Африкан Савич» уверен, что у него нет повода беспокоиться, заказывает девушкам «свадьбишную» песню. Любовь Гордеевна в тревоге, подруги окружают взволнованную девушку.

П. - О каком празднике речь? Святки. Что за праздник? По каким приметам можно догадаться, что это святки?

Почему Островский время действия пьесы соотносит со временем празднования святок?

У. – Соблюдение народно - религиозных традиций. Основным смыслом свят. периода, по народным представлениям, являлось возрождение порядка в мире и в жизни каждого человека как частице этого мира. (Традиции устного народного творчества – фольклора)

Особенность:

    Фольклорные моменты.

(Сл. 14) Действие третье. Конфликт драмы, столкновение действующих лиц завершается. Несмотря на то, что развязка логически вытекает из развития действия, она все-таки носит неожиданный характер: это действительно подчеркнуто счастливый конец, потому что развитие действия было драматическим. «Штука», которую придумал Любим, выручает молодую пару. Спасает эта «штука» и Гордея от разорения, которое грозило ему, породнись он с нечестным в денежных делах Коршуновым. Таким образом, развязка непосредственно связана с развитием действия во втором акте, она является заключительным моментом в развитии конфликта и интриги. Любим Торцов вмешивается в естественный ход событий, препятствует торжеству зла. Протест против сильных мира сего он облекает в броскую форму: «Хорошо тому на свете жить, у кого нету стыда в глазах».

Опять пословица!

Метко сказано, что театр Островского — речевой театр. У него в пьесах красивый, поэтически богатый язык. На самом деле у Островского поэтически говорит тот, кто в душе поэт. У Островского каждый персонаж говорит своим языком. Речь героев — важнейшее средство их характеристики. Докажем.

Чтение отрывков. (Пелагея, Любим)

Гордей Карпыч. Нет, ты вот что скажи: все у меня в порядке? В другом месте за столом-то прислуживает молодец в поддевке либо девка, а у меня фициянт в нитяных перчатках. Этот фициянт, он ученый, из Москвы, он все порядки знает: где кому сесть, что делать. А у других что! Соберутся в одну комнату, усядутся в кружок, песни запоют мужицкие. Оно, конечно, и весело, да я считаю так, что это низко, никакого тону нет. Да и пьют-то что, по необразованию своему! Наливки там, разные… а и не понимают они того, что на это есть шампанское! Ох, если б мне жить в Москве али бы в Питербурхе, я бы, кажется, всякую моду подражал.

Объясните особенности речи тех персонажей, монологи которых мы читали.

(Гордей неграмотный, считает, что образование ни к чему, главное – жить по моде.

Любим: его речи присущ элемент несомненной интеллигентности; его речь не патриархальна, не фольклорна, а принадлежит современной Островскому городской культуре; один из всех действующих лиц он употребляет какие-то обрывки иностранных фраз довольно правильно и уместно).

Особенность:

    Своеобразие речевой характеристики героев.

П. – Если бы я попросила вас выявить черты сходства и различия между определёнными героями пьесы, кого бы вы сопоставляли, сравнивали? Почему?

(Митя – Коршунов. Сходство: намерение жениться на Любови Гордеевне; различие: честность Мити – действия исподтишка Коршунова;

Любим Торцов – Гордей Торцов. Сходство: братья, в конце концов, Гордей прозревает, оказывается не чужд правде. Различие: Г. – самодур, ему важен внешний лоск, а не человеческая душа; Л., в молодости тоже поддавшийся на якобы обязательное поддержание статуса и прогулявший всё своё состояние, осознал, что главное в жизни не деньги, потому что можно и без денег оставаться хорошим человеком;

Любим Торцов – Коршунов. Сходство: бывшие сотоварищи. Различие: честность первого и бесчестие второго.)

Особенность:

    Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев.

6. Это сопоставление и будет вашим домашним заданием, а также надо ответить на вопрос: почему Любим Торцов – любимый герой Островского?

7. Подведём итог урока.

(Сл. 15) - Перечислим особенности драматургии Александра Николаевича Островского:

    Показ важных общерусских проблем через семейно – бытовой конфликт
    Яркие, узнаваемые характеры; Своеобразие названий. Говорящие имена. Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе. «Подготовленное появление» главных героев, о них вначале говорят другие. Значимость первой реплики героя. Фольклорные моменты. Своеобразие речевой характеристики героев. Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев.

Если позволит время, можно обсудить слова: «Вы один достроили здание, в основании которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: « У нас есть свой, русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться «театр Островского».

МБОУ «Калининская ООШ»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ

В 9 КЛАССЕ

ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ А. Н. ОСТРОВСКОГО.

ПЬЕСА «БЕДНОСТЬ НЕ ПОРОК».

Учитель и литературы