Про художников: Автопортреты великих людей искусства. Автопортрет - история, рекомендации к съемке, автопортреты мировых фотографов

Меня уже много лет занимала проблема, о которой пойдет речь ниже.
1. Для создания автопортретов художники обычно пользуются зеркалом
2. Вплоть до начала 16 века большинство стеклянных зеркал были выпуклыми, вот такими:

(Думаю, все узнали, откуда это зеркало, если нет, то ответ в конце поста)
Ergo, облик художника на автопортрете, созданном в то время, должен получаться искаженным.


На отражении человека в выпуклом зеркале нос и губы обычно кажутся чрезмерно выступающими, а лоб и подбородок скошенными. То же, по идее, должно получаться и на автопортретах.


Морис Эшер.
Но тут есть две проблемы. Во-первых, художники не могли не понимать, что изображение в выпуклом зеркале получается сильно искаженным и должны были стремиться исправить эти искажения. Скажем, на знаменитом автопортрете Пармиджанино его лицо не выглядит слишком выпуклым, явно он слегка подправил его.


Пармиджанино, автопортрет, ок. 1523
Но все равно, искажения заметны, если сравнивать с поздним автопортретом:


1540 (если это действительно автопортрет).
Но в любом случае, следы этих исправлений должны быть заметны и очевидны при сравнении автопортретов в выпуклом зеркале с автопортретами в плоском зеркале, либо с портретами художников, выполненными другими мастерами.
Вторая проблема куда серьезнее. Дело в том, что не все изображения, считаемые автопортретами действительно ими являются. Как правило художники изображали себя в многофигурной композиции стоящими у края картины и смотрящими на зрителя. Но едва ли следует считать все подобные фигуры автопортретами художников. Тем не менее, про некоторые из них достоверно известно, что это автопортреты.

Некоторые из них не имеют вышеописанных искажений.
Например, вот Лука Синьорелли:


Совершенно «прямое» лицо. Или Пьетро Перуджино:

Здесь явно использовались плоские зеркала. Оба автопортрета созданы на рубеже 15-16 веков и художники могли, в принципе, пользоваться стеклянными плоскими зеркалами. Но зеркала могли быть и металлическими (и, естественно, плоскими).

Ну, а теперь приступаем к делу.


Сандро Боттичелли, фрагмент «Поклонения волхвов», ок. 1475. Средняя часть лица сильно выступает вперед. К сожалению, другие достоверные портреты Боттичелли неизвестны.



Джванни Беллини, ок. 1500. Автопортрет
Здесь лицо также выглядит выпуклым, к тому же, портрет написан с грубыми анатомическми ошибками, что странно для такого мастера, как Беллини.
Можно сравнить с профильным портретом Беллини на медали работы Витторе Гамбелло:

Или с портретом работы Тициана:


Ок. 1511-1512.
Здесь явно нет таких искажений как на автопортрете, хотя сходство имеется. Другое дело, что возникает вопрос - действительно ли это автопортрет? Беллини родился, как считается около 1530 г. и на автопортрете ему должно быть около 70 лет, а на работе Тициана - за 80. Но дата рождения художника весьма условна, она притянута к известию Вазари, что Джованни скончался в 1516 г. в возрасте 90 лет. Впервые Джованни Беллини упоминается в 1459 г., в то время он еще был подмастерьем у своего отца, в то время, как обычно художники к 30 годам уже становились самостоятельными мастерами. Так что, родиться он мог около 1440 г. И действительно, человеку на портрете работы Тициана можно дать лет 65-70, но ни как не 80 с гаком. Автопортрет же мог быть создан и несколько раньше, да и сам художник (которому должно быть около 60 лет) мог омолодить себя, .

Альбрехт Дюрер:


Ок. 1472


1498


1500

Во всех случаях лицо Дюрера выглядит выпуклым, подбородок скошенный. К тому же, автопортреты в ¾ содержат ошибки в анатомии, подобные тем, что мы видим на автопортрете Беллини. Не стал бы исключать, что они появились при попытке исправить искажения выпуклого зеркала.

В более поздних автопортретах Дюрера таких искажений нет. Лицевой угол почти прямой, подбородок выступающий вперед.


День всех святых, фрагмент, ок. 1511. Возможно, здесь художник использовал уже плоское зеркало


Дюрер. Медаль работы Ханса Шварца, ок. 1520


Дюрер, медаль работы Маттиаса Гебеля, 1528


Автопортрет, фрагмент фрески «Чудо с решетом», ок. 1505-1508
Снова нос и верхняя губа сильно выступают вперед.


Рафаэль. Автопортрет и портрет Содомы, фрагмент фрески «Афинская школа», 1509.

Здесь Содома выглядит старше своих 32-х лет, но нос у него выдается не так сильно, как на автопортрете. А у Рафаэля лицо несколько «выпуклое», примерно как у Пармиджанино.

Ну и последнее. Зеркало вверху поста - конечно же с «Портрета четы Арнольфини» Ван Эйка. Но, поскольку бракосочетание Джованни Арнольфини и Джованни Ченами состоялось несколько лет спустя после смерти Ван Эйка, и никаких особых оснований считать, что именно Джованни изображен на картине, нет, то почему бы не вернуться к версии, о том, что «Джованни Арнольфини» на самом деле - сам Ян Ван Эйк? (Кажется, впервые такое предположение высказала М. Андроникова в 1960-х гг.)


Лицо этого человека имеет характерные признаки искажения в выпуклом зеркале. На другом портрете сего персонажа (где он совсем не похож на ВВП) также обнаруживается чрезмерный прогнатизм:


А то, что смотрит не на зрителя, так художнику ведь нарисовать зрачки там, где он хочет не сложно. Впрочем, других достоверных портретов Яна не сохранилось, так что подтверждать гипотезу нечем.

Автопортрет — это феномен живописи, где авторы бывают эпатажными, сатиричными и невероятно искренними. Часто в жанре автопортрета художники экспериментируют с техникой и манерой письма, находят новые уникальные технические приемы и цветовые решения. Автопортрет – это всегда диалог с миром, где автор всегда обнажен духовно(а бывает и физически) и открыт для прямого общения со зрителем. Предлагаем вам посмотреть на лучшие автопортреты знаменитых художников.

1.Диего Веласкес (Diego Rodríguez Velázquez) “Менины”

“Las Meninas” -это слово португальское и его можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины».
Художник смотрит прямо на зрителя и создает живописное полотно, уникальность которого состоит в том что в нем соединены сразу жанровая сцена, групповой портрет, автопортрет и философская мысль. Картина рассказывает зрителю о волшебном мгновении творческого процесса великого художника. Через картину автор повествует зрителю о творчестве, о жизни в целом, которую словно зеркало отражает искусство.

2. Фрида Кало (Magdalena Carmen Frieda Kahlo Calderón)

Мексиканская художница Фрида Кало написала множество автопортретов,один из них был создан после ее развода. В автопортрете «Две Фриды» она передала полноту всех своих переживаний. После развода с супругом она потеряла часть себя и описала все свои чувства в образе двух женщин с обнаженными сердцами. Одна Фрида держит за руку другую, при этом другой рукой держит медальон с образом мужа. У Фриды в белом ажурном платье течет кровь из перерезанной артерии, которую удерживает лишь зажим. Отвергнутая Фрида может умереть от потери крови.

3. Уильям Утермолен (William Utermohlen)




Художник Уильям Утермолен (William Utermohlen), узнав о том, что болен болезнью Альцгеймера, начал писать автопортреты, которые за десять лет из четких рисунков превратились в печальные сгустки линий. Уильяму удалось запечатлеть, как изменяется сознание человека при прогрессирующей болезни. Всего через год после объявления диагноза, человек на картине стал призраком, с едва различимыми чертами.

4.Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer)

Свой автопортрет художник создал в 1500 году, изобразив себя в анфас,что было допустимо только в изображениях Иисуса Христа. На автопортрете есть надпись которая гласит «Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками в возрасте 28 лет»

5. Эгон Шиле (Egon Schiele)

Эгон Шиле (Egon Schiele)- художник модернист. Многие его произведения носят откровенный сексуальный характер. Один из его автопортретов написанный в 1911 году — «Обнаженный автопортрет». Необычайность которого состоит в том, что в нем художник ненавидит себя. Он изобразил свое тело вывернутым и открытым для боли и страданий, скрученным внутри, изломанным снаружи. В жизни Эгон Шиле был весьма неплох собой, изящен и высок, но по автопортрету этого никак не скажешь… Автопортрет настолько откровенен, что зрителю хочется побыстрее отвернуться от него.

Буйство селфи, возможно является вещью нового поколения, но автопортреты не являются чем-то новым. С Древнего Египта и до Ренессанса автопортреты украшали попытки художников на различных этапах их карьеры. Все это говорит о том, что концепция автопортрета, на самом деле, стала популярной в 15 веке и с тех пор, художники, начиная от любителей и до классических мастеров расписывали их в различных стилях и в различной степени точности.

Учитывая, что даже начинающий художник, а впоследствии диктатор Адольф Гитлер нарисовал автопортрет, можно с уверенностью сказать, что суть захвата - отнюдь не новое явление. Все это говорит о неоспоримой истине, что некоторые автопортреты помещены выше остальных. Это может быть по разным причинам, собственная слава художника, подлинность портрета или стиль, который был использован для создания модели.

Ниже перечислены 10 самых известных автопортретов.


Покинув мир медицины ради мира искусства в возрасте семнадцати лет, Фрида Кало, безусловно, оставила след в истории. Она нарисовала множество автопортретов или себя в различных жизненных аспектах, и каждый из них художественно красив и эмоционально привлекателен для аудитории. Но, пожалуй, одна из самых известных ее картин - автопортрет с терновым ожерельем и колибри.

Как и большинство ее известных картин, они включают в себя изображения, которые приносят психологическое и физиологическое ощущение боли. Решимость и боль, которые характеризуют ее жизнь через несчастные случаи и разводы, являются невидимой частью ее картин.


Нарисовав более 30 автопортретов на протяжении всей своей карьеры, Винсент Ван Гог коллекционировал автопортреты, которые признаны уникальными, индивидуальными и наверняка являются частью самых сливок художественного мира.

Автопортрет с перевязанным ухом - один из двух портретов, которые он сделал после отрезания правого уха, которое, по-видимому, стало левым в живописи, так как он использовал зеркало. Эта картина является составляющей списка не только из-за уникальности, но из-за истории позади нее.


Рембрандт нарисовал много портретов самого себя, но, пожалуй, самым известным является - автопортрет с с загнутым беретом. Он считается самым знаменитым автопортретом, так как является знаковым для показа его возраста.

Автопортреты Рембрандта гораздо более интересные произведения для изучения, когда дело доходит до света, он часто просил своих учеников копировать его автопортрет в форме практики и разрабатывать свой собственный стиль.


Известный четырьмя цветными рисунками, Энди Уорхол считается одним из величайших художников в эпоху поп-арта. Популярный зеленый, красный, синий, желтый сочетание печатные фотографии, видимые сегодня, могут быть приписаны ему.

Он сделал свой автопортрет в рамках этой серии, а также части других произведений. Но следует отметить, что его автопортрет в четырех цветах - одна из его самых известных работ.


Известный суровой реальностью, Дэвид Хокни создал множество автопортретов, которые отражают его как личность. Картины предназначены для того, чтобы продемонстрировать свои наблюдения, откровенные моменты и все неловкости, которые происходят с людьми.


Многие художники использовали зеркала как форму самовосприятия и использовали их, чтобы создать точный или идеалистический портрет самого себя - это отнюдь не новая идея. Способ, в котором Люсьен Фрейд использовал зеркала, особенно в его наиболее знаменитом автопортрете.

Он выглядит пугающим, так как на первом плане картины расположены двое детей, которые почти спрятались за ним.


Гюстав Курбе известен как художник-реалист. Его автопортрет, отель Le Desespere, на котором изображен молодой человек в отчаянии. С широко раскрытыми глазами и растрепанными волосами, в котором реализм в живописи приобретает новое измерение. Это одна из картин, которую Гюстав взял с собой, когда его отправили в ссылку.


Туринский автопортрет - единственный автопортрет Леонардо да Винчи, который удалось найти. Считается, что лицо желтого цвета связано с идеей возрождения человека. Независимо от сомнительного происхождения, эта картина остается одним из самых известных автопортретов.


Автопортрет Дюрера заставит всех зрителей сделать паузу и посмотреть на работу. Темный фон и темная одежда, черты лица и цвет кожи выделены. Художник несет большое сходство с Иисусом и большинство критиков предполагают, что это было сделано намеренно. Этот портрет был написан Альбрехтом Дюрером в ночь перед его 29-м днем рождения.

Критики по сей день спорят по поводу божественного сходства как формы идолопоклонства или как способа тонко указать на то, что талант Альбрехта был даром от Бога.


Создатель стиля, известного сегодня как импрессионизм, - Клод Оскар Моне. Моне страдал от катаракты и критики не могут решить, то ли портрет написан в стремлении запечатлеть его внешность или это всего лишь автопортрет в соответствии с веяниями времени.

Если вам не терпится осуществить свою мечту - научиться рисовать - то данная серия видеоуроков - то, что нужно для первого шага.

На протяжении многих веков люди упражнялись и достигали высот в изобразительном искусстве, перенося то, что видят глаза и чувствует душа, на камень и холст. Статуи царей и правителей, людей, живших в далёкой древности, гравюры, расписные стены, картины, даже наскальные рисунки возвращают нас в далёкое прошлое и позволяют впитывать знания, накопленные тысячелетиями. Подобные творения искусства помогают учёным восстанавливать историю нашего мира, больше познавать психологию человека и его развитие.

Искусство как часть жизни

Человеческая натура склонна к любознательности, нередко люди задаются многочисленными вопросами по поводу видов и жанров искусства. Многим хочется узнать новое, начиная от того, как зарождалось искусство, до ответов на вопросы «что такое автопортрет?» и «как создаётся скульптура?». Но начать следует с малого, находя ответы постепенно.

Виды изобразительного искусства

Среди видов художественного творчества различают:

  • живопись;
  • скульптуру;
  • фотографию;
  • графику;
  • декоративно-прикладное искусство.

Жанры изобразительного искусства

В каждом виде искусства есть свои жанры, например портрет, пейзаж или Среди жанров также выделяют и другие: исторический, символический, аллегорический, мифологический, бытовой, батальный (военный), религиозный. Все эти виды искусства включают в себя многочисленные разновидности, к примеру в жанре пейзажа - маринистика, изображение моря. Портрет предполагает большое количество разновидностей: исторический, религиозный, костюмированный и автопортрет.

Автопортрет - загадка портретного жанра

Автопортрет - это не только жанр Он доступен и музыкантам, писателям, поэтам. Отвечая на вопрос, что такое автопортрет в искусстве, нужно понимать, что сам феномен этого жанра заключен в стремлении к самопознанию, взгляду со стороны на собственное «я». Практически в любой деятельности можно отобразить свою личность, что и будет относить работу к этому жанру. Сложно ответить на вопрос «что такое автопортрет?». Определение этого жанра не так однозначно, как кажется. Ответ на столь простой, но и одновременно с этим сложный вопрос заключается в поиске причины возникновения данного вида работ.

Автопортрет - это изображение автором самого себя. Вопреки общему мнению, это не только но также скульптуры, графики и фотографии. Зачастую авторы, изображая себя на холсте или высекая из камня, использовали зеркало, так было до появления и широкого распространения фотоаппаратов. После этого создавать автопортрет стало проще, достаточно было запечатлеть себя и работать по фотографии. Некоторые деятели решили не заходить так далеко и промежуточную стадию фотографирования тоже превратили в разновидность искусства.

Что такое автопортрет

Искусствоведы на протяжении долгого времени искали и изучали ответ на вопрос «что такое автопортрет?». Значение этого термина складывает из двух частей: «авто», что значит «автор», и «портрет» - изображение человека. Настоящие деятели искусства всегда вкладывают в свои работы душу, вдохновение, стремятся донести до публики не только зрительный образ, но и сами мысль и чувство. Как и говорилось ранее, автопортрет - это портрет, в котором изображают самих себя художники и скульптуры. Когда человек рисует самого себя, он пытается перенести на материал не только внешность, черты лица и сложение тела, он пытается подарить собственному изображению личность. Давно известно, что мы не воспринимаем своё отражение так, как видят его другие со стороны. Так и художник, и скульптор, оценивая себя с другой, более критичной стороны, изображает себя так, как видится ему. Этот факт даёт возможность не просто наслаждаться шедеврами известнейших творческих людей, но и оценивать работу с психологической точки зрения.

Виды автопортрета в живописи

В поисках ответа на вопрос, что такое автопортрет в живописи, обратимся к его разновидностям.

Вставным автопортретом называется работа, в которой художник помещает себя в группу людей на картине, зачастую не играя главную роль на ней.

В групповом художник рисует себя также среди нескольких людей, но они являются родственниками или друзьями, а сама работа создана для сохранения в памяти моментов жизни.

Символический автопортрет может быть выполнен в мифологическом или костюмированном. Автор картины добавляет черты своего лица персонажу истории или мифологии или же просто «переодевает» себя в другую одежду.

Естественный автопортрет наиболее приближен к оригиналу. На нём художник изображает себя в одиночестве в домашней или рабочей обстановке.

Естественный автопортрет также делится на несколько разновидностей:

  • Профессиональный - художник изображает себя за работой в мастерской.
  • Личностный - перенос автором на картину своего душевного состояния, стремление показать не внешний вид, а эмоции.
  • Эротический.

Психология автопортрета

Автопортрет - это оценка художником своей личности. Первые работы такого жанра датируются 420-м годом до нашей эры, упоминание о них находили в истории Древней Греции и Египта. Но тогда авторы не индивидуализировали себя, они рисовали важные исторические события, а себя помещали на изображения как неотъемлемую часть истории. Зачастую это не встречало понимания зрителей. Так, скульптор Фидий в своё время изобразил себя среди участников в «Битве амазонок», что, как отметил после древнегреческий философ Плутарх, было крайней дерзостью. Наибольшую популярность это жанр приобрёл в эпоху Возрождения, но даже тогда создавать изображение самого себя считалось эксцентричным, ведь подобные работы в то время считались нарциссическими. Критики утверждали, что авторы увековечивали себя ради славы.

Творческая личность мыслит по-другому, поэтому верно будет утверждать, что с психологической точки зрения художник или скульптор отличается от остальных. В истории были художники, которые страдали неврологическими и психическими болезнями. Автопортреты, которые были сделаны ими, изучают до сих пор в поиске разгадки тайны личности.

В античном искусстве этим работам не придавалось большого значения, но в последующие века стала прослеживаться цель художников - оставить в памяти не только своё изображение, но и личные впечатления о тех временах. Например, когда наибольшее волнение у людей вызывала религия, авторы считали наиболее уместным изображать себя в покаянии, духовном стремлении, молитве.

В Ренессанс, период расцвета культуры, работы знаменитых мастеров стали обретать символические черты. Появилось в их трудах много драмы и душевных переживаний. Микеланджело подарил черты своего лица маске-коже, снятой с грешника, и отрубленной голове Голиафа.

Самые популярные автопортреты

Наверняка многим на ум приходят знаменитые автопортреты таких художников, как Леонардо да Винчи, Ван Гог или Фрида Кало. История изобразительного искусства насчитывает сотни авторов, которые оставили о себе память в живописи, написав собственные портреты. Альбрехт Дюрер стал одним из первых художников, выбравших жанр автопортрета как центральный в своей работе. Он написал 50 полотен со своим изображением. Однако отняла у него пальму первенства по количеству созданных автопортретов, на её счету их 55. Иногда к рекордсменам по написанию картин с собственным изображением относят Рембрандта. Его работ такого жанра насчитывается около 90 штук. Большая часть из них, однако, на самом деле выполнена другими художниками, а часть картин невообразимо маленьких размеров (самая мелкая из них - 17 на 20 см).

Итальянские Маззачо и Боттичелли включали собственные изображения в свои работы. Предполагают даже, что известная картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» тоже является автопортретом мастера, только в женском теле.

Скульптурных автопортретов насчитывают не так много, в основном их создание приходится на нынешнее время. Одними из считаются Марк Куинн, который создал серию скульптур, изображающих автора, и Коненков Сергей, чью работу можно увидеть в Третьяковской галерее.

Автопортрет - это не только создание себя из камня или посредством переноса красок на холст, но ещё жанр фотографии. Наиболее популярное название этого жанра знакомо многим - селфи или "фотография себя", сделанная с вытянутой руки или с помощью зеркала.


- вставной автопортрет - художник изображен в группе персонажей какого-либо сюжета,
- представительский (символический) автопортрет - художник изображает себя в образе
исторического лица или религиозного персонажа,
- групповой портрет - художник изображен с членами своей семьи или другими реальными
лицами.
- отдельный или естественный автопортрет - художник изображен один.

Естественный автопортрет в свою очередь может быть:
- профессиональный - художник изображен за работой,
ь- личностный - раскрывающим моральные и психологические черты автора,
- эротический.

Большинство автопортретов было исполнено при помощи одного или нескольких зеркал, что диктует
их основную технологическую особенно¬сть - перевернутость изображения.
Характерная особенность автопортрета заключается, прежде всего, в том, что художник «говорит»
со зрителем от первого лица. Это своего рода его живописный монолог.

Мастер Аврам. Врата Софийского собора в Новгороде.

Возникновения автопортрета непосредственно связано с развитием портретной живописи как таковой.
Древнейшими из сохранившихся автопортретов можно считать изображения художников в древнеегипетской
живописи и скульптуре. Считается, что портретное изображение скульптора фараона Эхнатона датируемое
приблизительно 1365 годом до нашей эры является автопортретом.
Встречаются автопортреты и в древнегреческой вазописи. А Плутарх упоминает, что древнегреческий
скульптор Фидий изобразил себя в виде бога в рельефной сцене битвы с амазонками на щите статуи
Афины в Парфеноне.
В эпоху средневековья также встречаются скульптурные автопортреты – принадлежащие скульпторам
XIV века Авраму в Новгороде и Петеру Парлержу в соборе Святого Вита в Праге.

Петер Парлерж. Автопортрет. Скульптура трифория собора св. Вита в Праге. XIV в.

Итальянский художник Джотто ди Бондоне (1267-1337 гг.) включил себя в цикл «выдающихся людей» в
росписи в церкви Кастель Нуово в Неаполе.
Но подлинное рождение портретной живописи как самостоятельного жанра, а вместе с ней и автопортрета
происходит в Эпоху Возрождения.
Для Раннего Возрождения характерны в основном «скрытые автопортреты» в композициях на библейские и
мифологические темы (Мазаччо, Д. Гирландайо, С. Боттичелли, Б. Гоццоли, Лука Синьорелли). Так
Мазаччо изобразил себя в качестве одного из апостолов в росписи часовни Бранкаччи. А Беноццо Гоццоли
рисует себя в «Шествии волхвов», а чтобы не возникало сомнений в том, что это именно он подписывает
свое имя на шляпе. Сандро Боттичелли сделал себя героем картины «Поклонение волхвов».

Сандро Боттичелли. Автопортрет. Фрагмент картины «Поклонение волхвов».

Доминико Гирландайо. Автопортрет. Деталь фрески «Изгнание Иоакима из храма».
Капелла Торнабуони, церковь Санта Мария Новелла, Флоренция.

Томазо Мазаччо. Автопортрет. Фрагмент фрески в церкви Санта Мария дель Кармине, Пиза. 1426 г.

«Взгляд, устремлённый прямо на зрителя, и несколько неестественная асимметрия абриса лица, возникшая
за счет зеркального переворота изображения – характерные приметы, по которым обычно опознаются
автопортреты в многофигурных композициях»
-
так характеризует автопортрет Раннего Возрождения искусствовед В. Н. Гращенков.

Лука Синьорелли. Автопортрет. Деталь фрески «Падение антихриста».
Капелла Сан Бризио Кафедрального собора Орвето, Орвето. 1499-1502 гг.

В искусстве Высокого Возрождения автопортрет свидетельствовал о возросшем общественном положении художника.

Рафаэль Санти. Автопортрет. 1506 г.

Идеал прекрасной и гармоничной личности в «Автопортрете» Рафаэля (1510 г.), безграничное могущество
мысли в графическом «Автопортрете» Леонардо да Винчи (1512 г.) – таковы ключевые образы
Высокого Возрождения.

Леонардо да Винчи. Автопортрет. 1512 г.

Живописцы Позднего Возрождения раскрывали в автопортрете драматическую судьбу творческой личности.
Таковы автопортреты Тинторетто и Тициана.

Якопо Тинторетто. Автопортрет. Деталь. ок. 1588-90 гг.

На «Автопортрете с Орацио и Марко Вечелио» изображены сам Тициан, его сын и родственник Марко.
Известен также поздний автопортрет Тициана, который он написал в 1566 году.

Тициан. Автопортрет. Ок. 1566 г.

Паоло Веронезе изображает себя под видом одетого в белое скрипача в картине
«Брак в Кане Галилейской» (1562 г).

Паоло Веронезе. Автопортрет, деталь картины «Брак в Кане Галилейской».

Паоло Веронезе. Автопортрет, деталь картины «Пир в доме Левия». 1573 г.

Полагают, что Микеланджело придал сходство с собственным лицом изображению содранной со святого
Варфоломея кожи в сцене «Страшного суда» в росписи Сикстинской капеллы.

Страшный суд. Фреска из Сикстинской капеллы.
Фрагмент. (предполагаемый автопортрет Микеланджело).

Пармиджанино. «Автопортрет в выпуклом зеркале». 1524 г.

Зыбок и изменчив «Автопортрет в выпуклом зеркале» Пармиджанино.

Микеланджело да Караваджо. «Медуза». 1598-1599 гг.

Откровенно эпатажна «Медуза» Караваджо (1598-1599 гг.), где художник придаёт автопортретные черты
отрубленной голове Горгоны.

Для автопортретов маньеризма характерны замкнутость, усложнённость внутреннего мира мастера (Понтормо).

Якопо Понтормо. Автопортрет. 1515 г.

Мастера Северного Возрождения часто «зашифровывают» свои автопортретные изображения. В «Чете
Арнольфини» Яна ван Эйка фигура художника едва видна в выпуклом зеркале, висящем на стене.
Ниже – надпись: «Здесь был ван Эйк».

Альбрехт Дюрер. Автопортрет с цветком.