Принцесса захра ханом тадж. Мумтаз-Махал и Шах-Джахан: история любви. Фотографии шахских наложниц

Фотографии иранской принцессы, жены шаха Насера Каджара, продолжают будоражить впечатлительных и наивных пользователей интернета. Ей посвящены сотни, если не тысячи статей, в которых обсуждаются вкусы и предпочтения шаха, жившего почти двести лет назад.

Насер ад-Дин Шах Каджар

Иранский шах, который правил страной 47 лет, был образованнейшим человеком Ирана, знавшим несколько языков, любившим географию, рисование, поэзию, автор книг о своих путешествиях. В семнадцать лет он унаследовал престол, но вступить во власть смог только при помощи оружия. Это был неординарный человек, который сумел провести небольшие, с точки зрения нашего времени, но значительные для своего времени реформы в стране.

Как грамотный человек, он понимал, что только образованный и развитый Иран сможет на равных с другими странами существовать в этом мире. Он был поклонником европейской культуры, но осознавал, что религиозный фанатизм, свирепствовавший в стране, не позволит претворить его мечты в реальность.

Тем не менее при его жизни было сделано немало. В Иране появился телеграф, стали открываться школы, была проведена реформа армии, открыта французская школа, прообраз будущего университета, где изучали медицину, химию, географию.

Театр Насера Каджара

Насер Каджар в совершенстве знал французский язык, был знаком с французской культурой, в частности с театром, но он был прежде всего шахом Ирана, мусульманином. Поэтому его мечта о полноценном театре не могла осуществиться. Но он вместе с Мирзой Али Акбар Хан Наггашбаши создает государственный театр, труппа которого состояла из мужчин. На фотографиях актеров можно увидеть знаменитую «иранскую принцессу Анис аль Долях». Да, это принцесса, но не настоящая, а в исполнении актера-мужчины.

Иранский театр не играл постановок из жизни народа. Его сатирический репертуар полностью состоял из пьес, описывающих придворную и светскую жизнь. Все роли здесь играли мужчины. Это не единичный случай. Вспомните кабуки, где играют только мужчины. Правда, играли в масках, и увидеть у них сросшиеся брови и усы вряд ли было возможно. К слову сказать, густые сросшиеся брови у жителей арабских и среднеазиатских стран всегда считались признаком красоты, как у женщин, так и у мужчин.

Основатель иранского театра

Руководителем первого государственного театра был известный в Иране человек Мирза Али Акбар Хан Наггашбаши, который считается основоположником иранского театра. Все роли играли мужчины, только после 1917 года было разрешено женщинам быть актрисами и участвовать в спектаклях.

Старые фотографии

Насер ад-Дин с юношества увлекался фотографией. У него была своя лаборатория, где он собственноручно печатал снимки. Он фотографировал сам, у него был фотограф-француз, который снимал его. В конце шестидесятых годов XIX века в Тегеране открывают свою студию братья Севрюгины, один из них - Антон - становится придворным фотографом.

Снимал шах все, в этом ему помогал Севрюгин. Фотографии жен, приближенных, артистов театра, своих поездок, торжественных встреч, военных действий он хранил в сейфе дворца. После иранской революции все его архивы были рассекречены, и снимки попали в руки журналистов. Кто на этих фотографиях изображен, сейчас сказать трудно. Полагаться на интернет не стоит. Подписи к одним и тем же фотографиям на разных сайтах отличаются кардинально. Достоверность их весьма сомнительна.

На одном немецком сайте к статье о Насере ад-Дине встретился интересный комментарий, который прислал житель Ирана. Он пишет, что хан не любил женщин, поэтому, чтобы быть похожими на мужчин и тем самым угодить шаху, они подрисовывали себе усики. Насколько это верно, сказать трудно, но это частично объясняет явно мужские лица в женской одежде и то, что посторонний мужчина (фотограф) снимает хана в кругу

Кто такая иранская принцесса Анис

Анис аль Долях - это, скорее всего, имя героини какой-либо пьесы, которая разыгрывалась с одними действующими персонажами по различным ситуациям (случаям из жизни). Что-то наподобие современных сериалов. Каждый актер играл одну роль в течение многих лет.

У шаха Насер Каджар была официальная жена Мунира Аль-Хан, которая родила ему детей, в том числе и его наследника Мозафереддин-шаха. Она была из знатной и влиятельной семьи, имеющей немалую власть. То, что у шаха был гарем, сомневаться не приходится. Но кто жил в его гареме, сказать точно сейчас невозможно.

Фотографии шахских наложниц

Фото иранской принцессы аль Долях и наложниц шаха, выложенные в интернете, это, скорее всего, снимки артистов театра или отрывки из пьес. Приходя в любой театр, мы видим в его фойе состав труппы в фотографиях, где нередко можно увидеть загримированных актеров, то есть отрывки из их ролей.

Не будем забывать, что шах был приверженцем всего европейского, но оставался мусульманским диктатором, который не терпел никакого инакомыслия. Отступление от норм Корана (в данном случае фотографирование женщин с открытыми лицами) оттолкнуло бы от него тысячи его преданных подданных. Этим бы не преминули воспользоваться его враги, которых у него было предостаточно. На него не раз совершались покушения.

Шах посетил многие страны Европы, в том числе и Россию. Он был восхищен русским балетом. Поставить у себя в стране нечто подобное он не мог, поэтому создает об этом пьесу, нарядив в балетные пачки иранскую принцессу Анис (фото ниже) и других якобы женщин. Кстати, шах писал книги о своих путешествиях, которые печатались в Европе и России. Возможно, он писал и пьесы для своего театра.

Что значит имя Анис

Почему у иранской принцессы такое странное имя не случайно, именно при шахе Насер ад-Дине были расстреляны два религиозных мятежника, посмевших признать Коран изжившим себя. Это основоположник новой религии, получившей название бабизм, Баба Сейид Али Мухаммад Ширази, а также его ярый последователь и помощник Мирза Мухаммад Али Зунузи (Анис). Существует легенда, что во время расстрела, проведенного отрядом из 750 христиан, Баба странным образом оказался в своей камере, а Аниса пули не тронули.

Именно имя Анис носит сатирическая иранская принцесса. Каждый раз оно вызывало смех и издевательства. Облачив своего противника в женскую одежду, что уже само по себе позор для мусульманина, шах отомстил тем, кто пошел против Корана. Мы не знаем имен других «обитательниц» шахского гарема, может быть они также могут о многом рассказать. Конечно, это только предположения, что было на самом деле, мы уже никогда не узнаем.

(р. 1879) - политический деятель и дипломат Ирана, брат Восуга эд-Доуле (см.), владелец крупных поместий в Гиляне (Лахиджан). Перед переворотом 1921 был ген.-губернатором Хорасана. К. выступил против переворота и был арестован по приказу Сеида Зия эд-Дина (см.). После бегства Зия эд-Дина из Ирана К. был дважды премьер-министром - с июня 1921 по январь 1922 и с июня 1922 по январь 1923. Во время первого его премьерства были разгромлены революционные движения в Гиляне и Хорасане. В 1921 К. пытался предоставить американской компании "Стандарт Ойл" концессию на эксплуатацию нефти в 5 северных провинциях Ирана (Азербайджан, Гилян, Мазандеран, Астрабад, Хорасан), что противоречило условиям советско-иранского договора 1921. Сделка не состоялась. Тем не менее К. в период своего второго премьерства снова пытался, но также безрезультатно, предоставить концессию на эксплуатацию северной иранской нефти другой американской компании - "Синклер". В 1922 К. пригласил в Иран американскую финансовую миссию Мильспо. В декабре 1923 К. был выслан Реза ханом из Ирана, но в 1930 с разрешения Реза шаха вернулся на родину. Во время второй мировой войны, с 9. VIII 1942 по 13. II 1943, К. снова был премьер-министром. В этот период он пригласил вторую миссию Мильспо в Иран и подготовил заключение ирано-американского договора 1943 (см.). В январе 1946 К. опять возглавил правительство, обещав содействовать демократизации Ирана и установлению дружественных отношений с СССР. 4. IV 1946 он подписал с СССР соглашение (в форме обмена письмами) о создании Смешанного советско-иранского общества по разведке и эксплуатации нефтяных месторождений в Северном Иране. Однако К. затянул ратификацию соглашения. Во внутренней и внешней политике К. возобладали реакционные тенденции. Правительственные войска разгромили демократическое движение в Азербайджане, Курдистане и других областях Ирана, демократические деятели подверглись жестоким репрессиям, многие из них были казнены, демократическая печать, профсоюзы и левые партии были лишены свободы слова и действий. Вместе с тем были предоставлены широкие возможности для деятельности реакционных группировок, стремящихся подчинить Иран иностранному, главным образом американскому, капиталу.

  • - Ахмед - гос. и политич. деятель Ирана, брат Восуг-эд-Доуле. Крупный гилянский помещик. В 1910-11 - воен. мин., в 1911 - мин. внутр. дел, участвовал в подавлении иранской революции 1905-11...
  • - 2-я англоафганская война Место сражения 1880, когда англ. войска под командованием ген. Стюарта во время перехода в Газни были атакованы 15-тысячным отрядом гильзаев...

    Энциклопедия битв мировой истории

  • - АХМЕД ХИКМЕТ БЕЙ - выдающийся представитель новой турецкой литературы...

    Литературная энциклопедия

  • - египетский драматург и писатель. Выходец из Саудовской Аравии. Печатается с 1934 ...
  • - бей Туниса. Сторонник "европеизации" Туниса. При А. были начаты преобразования: отменено рабство, произведена реорганизация по европ. образцу армии и воен. флота, открыты первые в Тунисе уч. заведения европ...

    Советская историческая энциклопедия

  • - последний шах из династии Каджаров. Значит. роли в политич. жизни Ирана не играл. Воен. министром Реза-ханом был фактически устранен от гос. дел и б. ч. времени проводил в Зап. Европе. Низложен в окт. 1925...

    Советская историческая энциклопедия

  • - сел. Тахтинского участка, Карсского округа Карсской области, населено армянами...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - египетский историк и филолог. Образование получил в мусульманском университете аль-Азхар. Автор серии многотомных работ по истории и истории общественной мысли в Халифате...

    Большая Советская энциклопедия

  • - I Ахме́д правитель Туниса с 1837; из династии Хусейнидов...

    Большая Советская энциклопедия

  • - среднеазиатский суфийский поэт и проповедник. Писал на чагатайском языке. Автор сборника мистических духовных стихов «Хикмат» ...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Ахмед, государственный и политический деятель Ирана. Крупный гилянский помещик. В 1921-22, 1922-23, 1942-43, 1946-47, 18-21 июля 1952 - премьер-министр...

    Большая Советская энциклопедия

  • - государственный и политический деятель Ирана. Крупный гилянский помещик. В 1921‒22, 1922‒23, 1942‒43, 1946‒47, 18‒21 июля 1952 ‒ премьер-министр...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Ахма́т Ахмед, хан Большой Орды. Неудачный поход Ахмата на Москву привёл к окончательному освобождению Руси от монголо-татарского ига. Убит тюменским ханом Ибаком...
  • - правитель Туниса с 1837, из династии Хусейнидов. Реорганизовал по европейскому образцу армию и флот, строил заводы, открыл первые в Тунисе светские учебные заведения. Во внешней политике ориентировался на Францию...

    Большой энциклопедический словарь

  • - среднеазиатский поэт-суфий и проповедник. Сборник мистических духовных стихов "Сокровенное" , приписываемый Ахмеду Ясави, оказал влияние на развитие тюркоязычной поэзии...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Ахмед прославленный, наиславнейший...

    Словарь синонимов

"KABAM, Ахмед, Кавам эс-Салтане" в книгах

Хан-Ахмед

Из книги Рассказы автора Листенгартен Владимир Абрамович

Хан-Ахмед Начальником одной из полевых геологических партий в Управлении геологии Азербайджана был немолодой человек по имени Хан-Ахмед. Он рассказывал, что был первым сыном, родившимся у его весьма состоятельного отца, и тот был так счастлив, что засыпал его колыбель

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди (А.С. Пушкин)

Из книги Танцующие с волками. Символизм сказок и мифов мира автора Бену Анна

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди (А.С. Пушкин) Сказка начинается с беседы трех девушек во время прядения. Три девицы – это три эмоционально-чувственных начала.Прясть – спускать с неба нить

Сказка о даре Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди А.С. Пушкин

Из книги Символизм сказок и мифов народов мира. Человек – это миф, сказка – это ты автора Бену Анна

Сказка о даре Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди А.С. Пушкин Сказка начинается с беседы трех девушек во время прядения. Три девицы – это три эмоционально-чувственных начала.Прясть – спускать с неба нить

ЯСИН АХМЕД

Из книги 50 знаменитых террористов автора Вагман Илья Яковлевич

ЯСИН АХМЕД (род. в 1936 г. – ум. в 2004 г.) Организатор и духовный лидер движения исламского сопротивления ХАМАС, один из самых заметных и влиятельных палестинских политических деятелей. Не пророк и не создатель новой религии – он основал и возглавил одну из крупнейших

Ахмед Сукарно

Из книги Супружеские измены автора Иванова Наталья Владимировна

Ахмед Сукарно Ахмед Сукарно Ахмед Сукарно (1901–1970) – президент Индонезии -в период 1945–1967 годов дважды сидел в тюрьме как политический заключенный. Он стал инициатором созыва Бандунгской конференции 1955 года, на которой обсуждались вопросы расизма и колониализма в

Ахмед ибн Фадлан

Из книги 100 великих путешественников автора Муромов Игорь

Ахмед ибн Фадлан Арабский путешественник X века. В составе посольства багдадского халифа путешествовал через Бухару и Хорезм в Волжскую Болгарию. По возвращении составил "Рисале" ("Записку") - один из важнейших источников по средневекой истории Поволжья, Заволжья и Из книги Большая Советская Энциклопедия (АХ) автора БСЭ

Кавам эс-Салтане Ахмед

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Джавад Ахмед

БСЭ

Джамиль Ахмед

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЖ) автора БСЭ

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди

Из книги Универсальная хрестоматия. 1 класс автора Коллектив авторов

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне

ГЛАВА XI МОСКОВСКИЙ ВОЯЖ КАВАМА ЭС-САЛТАНЕ

Из книги СССР-Иран: Азербайджанский кризис и начало холодной войны (1941-1946 гг.) автора Гасанлы Джамиль П.

ГЛАВА XI МОСКОВСКИЙ ВОЯЖ КАВАМА ЭС-САЛТАНЕ Обсуждение азербайджанского кризиса на лондонской сессии Генеральной Ассамблеи ООН, публикация в печати тревожных сообщений из Тебриза и Тегерана, особенно вышедшая в январе в «Манчестер Гардиан» большая статья Ф. Прайса,

"В соцсетях иногда всплывает мем -- корпулентная женщина ближневосточного типа с заметными усиками и в хиджабе и комментарий: персидская принцесса из за любви к которой 13 молодых людей покончило с собой. И само собой, в комментариях сплошной ябневдул. Но это все ложь и чушь, и как всегда никто не интересуется реальным живым человеком, потому что человек этот женщина. Вот я вам про нее и расскажу.

Итак, принцесса Захра Ханум Тадж аль Султане из династии Каджар, правившей Ираном с 1785 по 1925 год. Родилась в 1883 году в Тегеране. Отец -- Насреддин-шах, мать Туран аль Султане. Росла в гареме, очень редко видела родителей. Ее обучали на дому -- грамоте, молитвам, вышиванию, игре на персидских музыкальных инструментах, и как кивок современности -- на пианино. В девять лет была помолвлена. Жениху было одиннадцать. Он был сыном влиятельного военоначальника, чьей поддержкой хотел заручиться Насреддин-шах.

Захра Ханум Тадж прожила интересную жизнь и написала объемные мемуары. Она добилась развода с мужем, не желая терпеть его измены, что для того времени и того общества. было неслыханным. Она первой при шахском дворе открыла лицо и стала носить европейскую одежду. После развода она еще дважды побывала замужем и ей посвящал стихи известный поэт Ареф Казвини. Она держала первый в Тегеране литературный салон, где собирались смотрящие в сторону запада интеллектуалы. Она была одной из основательниц первой феминистской организации в Иране, Лиги освобождения женщин, около 1910-ого года.

Захра Ханум Тадж никогда не выезжала из Ирана за исключением поездки с младшей дочерью в Багдад. Она умерла в Тегеране в 1936. Ее мемуары были изданы в 1996 под названием "Корона скорби: мемуары персидской принцессы от гарема до современности 1884-1914"
Из ФБ Rina Gonzalez Gallego

"Тадж эс-Салтане - красавица, феминистка, писательница, оставившая воспоминания о жизни при дворе своего отца и после его убийства.

Воспоминания дошли до нас в неполной копии, и это единственное свидетельство подобного рода за авторством женщины из королевской семьи Ирана того времени.

Ранние детские воспоминания Тадж полны горечи. Она воспитывалась нянями, гувернантками и наставницами, была отделена от матери, которую видела лишь дважды в день. Если отец был в Тегеране, то раз в сутки, обычно около полудня, её на короткое время приводили с ним повидаться. В своих воспоминаниях Тадж упоминает о необходимости близкого контакта с матерью и пользе грудного вскармливания.

В возрасте семи лет девочка получает начальное образование в королевской школе, но в 1893 году она вынуждена покинуть школу и обучаться у частных наставников, некоторых из них она подробно упоминает в своей книге. Стиль и содержание мемуаров выдает её знакомство с персидской и европейской литературой и историей. Её также обучили игре на фортепьяно и таре, живописи и искусству вышивания.

Когда Тадж исполнилось восемь, начались переговоры о её замужестве. В начале 1893 года, в возрасте девяти лет, Тадж эс-Салтану обручили с Амиром Хусейном Ханом Шоджа-аль-Салтане, в декабре того же года был заключен свадебный контракт. Жених тоже был ещё ребенком "вероятно, лет одиннадцати или двенадцати". Но брак не был консумирован, пара отпразновала свадьбу лишь в 1897 году, спустя год после убийства Насер ад-Дин Шаха, когда Тадж исполнилось тринадцать лет.

Все браки женщин из королевской семьи заключались по соображениям выгоды, речь о любви не шла. Однако Тадж с нетерпением ждала заключения брака, надеясь получить относительную независимость замужней женщины. После убийства ее отца все королевские жены с детьми были перевезены в одну из резиденций Сарвестана, где Тадж эс-Салтана чувствовала себя почти что пленницей

Тадж ратует за брак по любви, критикуя договорные союзы, в которых совершенно не принимается во внимание благополучие супружеской пары. В первые годы супружеской жизни они с мужем были подростками, ещё игравшими в детские игры, и юная жена была оскорблена пренебрежением супруга, начавшимся почти сразу после брачной ночи. Как и большинство мужчин из знатных каджарских семей, Хусейн Хан имел много любовников - мужчин и женщин; и Тадж оправдывает свой собственный флирт и романы местью за пренебрежение и неверность супруга. Ареф Казвини, иранский поэт, композитор и музыкант - самый известный из мужчин, упомянутых в мемуарах. Он посвятил красивой дочери шаха своё знаменитое стихотворение "Ey Taj"."

Тадж родила четверых детей - двух сыновей и двух дочерей, но один мальчик умер в младенчестве.

Тадж также упоминает об опасном аборте, предпринятым после того, как она узнала о венерической болезни своего мужа. По иронии судьбы, физические и эмоциональные последствия аборта посчитали проявлениями истерии - диагнозом, предоставившим ей свободу покидать свой дом: "Врачи предписали выходить на улицу, дабы развеяться... в силу болезни мне предоставили некоторое смягчение обычного домашнего заточения".

Она поведала об интересе своих современников к Европе и написала в своих мемуарах: "Я безумно желала поехать в Европу". Но, в отличие от своей старшей сестры Ахтар, ей так и не удалось там побывать. Во время написания мемуаров в 1914 году, она трижды пыталась совершить самоубийство.

Проблемный первый брак в конечном итоге закончился разводом в декабре 1907 года. Тадж не обсуждает в своих мемуарах какие-либо последующие браки, но, как уже упоминалось, рукопись является неполной. Ее свободное общение с мужчинами и ее романтические (или даже сексуальные) отношения с ними, создали ей репутацию "свободной женщины" (она считалась проституткой).

В марте 1908 года Тадж повторно выходит замуж, брак продлился всего несколько месяцев, и в июле 1908 года последовал развод. В более поздние годы Тадж эс-Салтане стала активно участвовать в конституционной и феминистской деятельности. Вместе с некоторыми другими женщинами королевской семьи Ирана она была членом Женской Ассоциации во время Конституционной революции в Персии 1905—1911 гг. и боролась за права женщин.

В 1909 году она выходит замуж в третий раз, неизвестно, чем закончился этот брак, но в 1921 году Тадж описывает себя как одинокую, незамужнюю женщину.

Воспоминания рисуют нам глубокую несчастную жизнь, а серия писем, написанных Тадж различным премьерам в начале 1920-х годов, дабы восстановить свою пенсию, свидетельствует о переживаемых ею финансовых трудностях.

В 1922 году Тадж сопровождала одну из своих дочерей в Багдад, где получил назначение ее зять, сотрудник министерства иностранных дел. Она умерла в неизвестности, вероятно, в Тегеране в 1936 году."

Недавно невероятная «красота» поразила интернет. В Сети появились фото иранской принцессы, которую звали Анис аль Долях. Известно, что четвертый шах Ирана Насер ад-Дин Шах Каджар фотографировал своих жен с открытым лицом и благодаря этому до наших дней дошла информация о красоте того времени.

В последнее время по социальным сетям прокатилось много фотографий иранских принцесс, которые сопровождаются поясняющим текстом, в котором говорится, что это символ красоты Ирана тех лет.
И многие, наверное, поверили в весьма специфичные вкусы иранского правителя Насер ад-Дин Шах Каджара, потому что этих принцесс приписывают к его гарему.
Но неужели восточные красавицы выглядели именно так?


Что известно о биографии принцессы
Анис аль-Долях была любимой женой четвертого шаха Ирана Насера ад-Дина Шаха Каджара, правившего в период с 1848 по 1896 годы. У Насера был огромный гарем жен, которых он, вопреки законам Ирана той поры, фотографировал с открытыми лицами. Именно благодаря увлечению Насера ад-Дина фотоделом и его легкому отношению к строгим правилам современный мир узнал о том, какими были идеалы красоты в Передней Азии в XIX веке.


Анис аль-Долях считалась самой красивой и сексуальной женщиной той эпохи. У тучной дамы со сросшимися бровями, густыми усами и уставшим взглядом исподлобья было почти 150 поклонников. Однако Анис принадлежала только шаху. Почитателям неземной красоты аль-Долях оставалось лишь мечтать о ней, стало известно comandir.com. Некоторые мужчины, кстати, не смогли смириться со злой судьбой и наложили на себя руки из-за безответной любви, терзавшей их сердца.
В Иране XIX века женщина считалась красивой в том случае, если у нее была обильная растительность на лице и она была очень толстой. Девушек из гарема специально много кормили и практически не разрешали двигаться, чтобы те набирали вес. Анис аль-Долях отвечала всем стандартам привлекательности того времени.


Любопытный факт. Однажды Насер ад-Дин Шах Каджар во время визита в Санкт-Петербург побывал на русском балете. Шах был настолько впечатлен балеринами, что по приезду домой приказал сшить всем своим многочисленным женам юбки, напоминающие пачки. С тех пор супруги Насера ходили исключительно в коротких пышных юбчонках, круглосуточно открывающих взору их мужа аппетитные ножки в складочки.


В чем подвох?
почему эти женщины так сильно отличаются от понятия красоты того времени, о которых мы могли прочитать и даже увидеть в фильмах?
На самом деле, это не иранские принцессы, не жены шаха и… вообще не женщины! На этих фотографиях запечатлены актеры первого государственного театра, созданного шахом Насреддином, который был большим поклонником европейской культуры. Эта труппа играла сатирические пьесы только для придворных и знати. Организатором этого театра был Мирза Али Акбар Хан Наггашбаши, который считается одним из основоположников современного иранского театра.


В пьесах того времени играли только мужчины, поскольку вплоть до 1917 года иранским женщинам было запрещено выступать на сцене. Вот и весь секрет «иранских принцесс»: да, это гарем шаха, но в театральной постановке.


Тадж-Махал - одна из самых грандиозных построек, расположенных на территории Индии, ежегодно число посетителей величественного мавзолея превышает 5 миллионов человек. Туристов притягивает не только красота сооружения, но и связанная с ним красивая история. Мавзолей был возведен по приказу падишаха Империи пожелавшего рассказать всему миру о своей тоске по умершей жене Мумтаз-Махал. Что же известно о Тадж-Махале, объявленном жемчужиной мусульманского искусства, а также о любви, благодаря которой он был создан?

Шах-Джахан: биография падишаха

«Повелитель мира» - таково значение имени, которое один из самых известных могольских падишахов получил от своего отца, любившего его больше других детей. Шах-Джахан, знаменитый создатель Тадж-Махала, появился на свет в 1592 году, Империю Великих Моголов возглавил в возрасте 36 лет, захватив трон после смерти отца Джахангира и избавившись от братьев-конкурентов. Новый падишах быстро заявил о себе как о решительном и безжалостном правителе. Благодаря нескольким военным кампаниям, ему удалось увеличить территорию своей империи. В начале своего правления он принадлежал к числу наиболее могущественных людей 17-го столетия.

Шах-Джахан интересовался не только военными походами. Для своего времени падишах был прекрасно образован, заботился о развитии науки и архитектуры, опекал деятелей искусства, ценил красоту во всех ее проявлениях.

Судьбоносная встреча

Легенда гласит, что свою будущую супругу Мумтаз-Махал правитель Империи Великих Моголов встретил случайно, произошло это во время прогулки по базару. Из толпы людей его взгляд выхватил юную деву, державшую в руках деревянные бусы, красота которой покорила его. Падишах, еще бывший в то время наследником престола, влюбился так сильно, что решил взять девушку в жены.

Мумтаз-Махал, армянка по национальности, происходила из семьи визиря Абдул Хасана Асаф-хана, входившего в круг приближенных падишаха Джахангира. Девушка, которую при рождении назвали Арджуманд Бану Бегам, приходилась племянницей любимой супруге Джахангира Нур-Джахан. Следовательно, она могла похвастаться не только привлекательной внешностью, но и благородным происхождением, поэтому для свадьбы не было препятствий. Напротив, подобный брак укреплял позиции наследника как претендента на трон, однако женился он все же по любви.

Бракосочетание

Джахангир с радостью позволил любимому сыну взять в жены понравившуюся ему девушку Мумтаз-Махал, национальность невесты также не была воспринята как препятствие, учитывая благородное происхождение ее отца. Церемония обручения состоялась в 1607 году, когда невесте, рожденной в 1593 году, было не более 14 лет. По неизвестным причинам свадьба была отложена на 5 лет.

Именно во время свадьбы получила свое красивое имя Мумтаз-Махал. Биография знаменитой супруги повелителя Империи Великих Моголов гласит, что его придумал свекор Джахангир, еще правивший в то время. На русский язык имя переводится как «жемчужина дворца», что служит доказательством необыкновенной красоты девушки.

Супруг «жемчужины», как и положено наследнику трона, обладал огромным гаремом. Однако ни одна наложница не сумела покорить его сердце, заставив забыть об очаровательной Арджуманд. Еще при жизни Мумтаз-Махал стала любимой музой знаменитых поэтов того времени, которые славили не только ее красоту, но и доброе сердце. Своему супругу армянка стала надежной опорой, сопровождала его даже в военных походах.

Несчастье

К несчастью, именно преданность Арджуманд стоила ей жизни. Беременность она не считала помехой для того, чтобы быть рядом с любимым мужем во время всех его путешествий. Всего она произвела на свет 14 детей, что было типичным до того времени. Последние роды оказались сложными, измученная длительным походом императрица не сумела оправиться после них.

Мумтаз-Махал ушла из жизни в 1631 году, совсем немного не дожив до своего сорокалетия. Трагическое событие произошло в военном лагере, расположенном под Бурханпуром. Император находился с любимой женой, с которой он прожил вместе 19 лет, в ее последние минуты. Перед тем как покинуть этот мир, императрица взяла с супруга два обещания. Она заставила его поклясться, что он не вступит в новый брак, а также построить для нее грандиозный мавзолей, красотой которого сможет насладиться мир.

Траур

Шах-Джахан до конца своей жизни не смог смириться с утратой любимой супруги. Целых 8 дней он отказывался покидать собственные покои, отвергал пищу и запретил разговаривать с ним. Легенда гласит, что горе даже подтолкнуло его к попытке самоубийства, которая, впрочем, окончилась неудачей. По приказу повелителя Империи Великих Моголов траур в государстве продолжался в течение двух лет. В эти годы населением не отмечались праздники, под запретом оказались музыка и танцы.

Некоторое утешение знаменитый падишах нашел для себя в исполнении предсмертной воли Арджуманд. Жениться вновь он действительно отказался, окончательно потерял интерес и к своему огромному гарему. По его приказу было начато строительство мавзолея, который в наши дни входит в число самых величественных сооружений в мире.

Расположение Тадж-Махала

В каком городе находится Тадж-Махал? Для возведения мавзолея был выбран город Агра, находящийся приблизительно в 250 км от Дели. Падишах решил, что дань памяти любимой жены будет располагаться на побережье реки Джамна. Его привлекла живописность этого места. Этот выбор доставил строителям определенные неудобства, связанные с неустойчивостью грунта, находящегося рядом с водой.

Решить проблему помогла уникальная технология, ранее нигде не применявшаяся. Пример ее применения в современном строительстве - использование свай при возведении небоскребов в ОАЭ.

Строительство

Спустя полгода после смерти Мумтаз-Махал безутешный супруг велел приступать к строительству мавзолея. Возведение Тадж-Махала в общей сложности заняло 12 лет, строительные работы начались в 1632 году. Историки единодушны в том, что ни одна постройка в мире не потребовала таких затрат, как эта. Выполнение воли умершей жены, если верить дворцовым хроникам, обошлось падишаху приблизительно в 32 миллиона рупий, в наши дни это несколько миллиардов евро.

Шах-Джахан позаботился о том, чтобы строители не экономили на материалах. Облицовка здания производилась с помощью чистейшего мрамора, который поставлялся из провинции Раджастан. Интересно, что, согласно указу повелителя Империи Великих Моголов, применение этого мрамора для других целей оказалось под запретом.

Затраты на строительство Тадж-Махала оказались столь значительными, что в государстве вспыхнул голод. Зерно, которое должно было отправляться в провинции, оказывалось на стройке, использовалось для кормления рабочих. Работы закончились лишь в 1643 году.

Секреты Тадж-Махала

Величественный Тадж-Махал подарил бессмертие падишаху и его прекрасной возлюбленной Мумтаз-Махал. История любви повелителя к его жене рассказывается всем посетителям мавзолея. Интерес к зданию не может вызывать удивление, ведь оно обладает изумительной красотой.

Сделать Тадж-Махал уникальным строители смогли благодаря оптическим иллюзиям, которые были применены при проектировании мавзолея. Оказаться на территории комплекса можно лишь после прохождения арки входных ворот, только тогда перед глазами гостей открывается здание. Человеку, который подходит к арке, может показаться, что мавзолей уменьшается, отдаляется. создается при отдалении от арки. Таким образом, каждому посетителю может показаться, что он забирает грандиозный Тадж-Махал с собой.

Хитрый прием был применен и при создании поразительных минаретов здания, которые кажутся расположенными строго вертикально. В действительности эти элементы немного отклонены в стороны от постройки. Это решение позволяет уберечь Тадж-Махал от разрушения в результате землетрясения. Кстати, высота минаретов составляет 42 метра, а высота мавзолея в целом насчитывает 74 метра.

Для отделки стен, как уже было сказано, был применен белоснежный сияющий под влиянием солнечных лучей. Декоративными элементами послужили малахит, жемчуг, кораллы, сердолики, неизгладимое впечатление производит изящность резьбы.

Место захоронения Мумтаз-Махал

Многие люди, интересующиеся историей и архитектурой, знают, в каком городе находится Тадж-Махал. Однако далеко не всем известно, где именно располагается место захоронения императрицы. Ее гробница находится вовсе не под главным куполом возведенного в ее честь здания. В действительности местом захоронения правительницы Империи Великих Монголов является тайный мраморный зал, для которого был выделен участок под мавзолеем.

Гробница Мумтаз-Махал была расположена в секретном помещении не случайно. Такое решение принято ради того, чтобы посетители не нарушали покой «жемчужины дворца».

Конец истории

Потеряв любимую супругу, Шах-Джахан практически утратил интерес к власти, больше не предпринимал масштабных военных походов, мало интересовался делами государства. Империя ослабла, погрязла в пучине экономического кризиса, повсеместно стали вспыхивать бунты. Неудивительно, что у его сына и наследника Аурангзеба нашлись преданные сторонники, которые поддержали его в попытке отобрать власть у отца и расправиться с братьями-претендентами. Старый император был заключен в крепость, в которой вынужден был провести последние годы жизни. Шах-Джахан покинул этот мир в 1666 году, будучи одиноким и больным стариком. Сын велел похоронить отца рядом с его любимой супругой.

Последнее желание императора так и осталось неосуществленным. Он мечтал возвести напротив Тадж-Махала еще один мавзолей, в точности повторяющий его формы, однако отделанный черным мрамором. Это здание он планировал превратить в собственную гробницу, соединять ее с местом захоронения супруги должен был черно-белый ажурный мост. Однако планам не суждено было сбыться, пришедший к власти сын Аурангзеб велел прекратить строительные работы. К счастью, исполнить волю любимой женщины и построить Тадж-Махал император все же успел.