Примеры литературных произведений на тему любовь.  Тема любви в литературе - сочинение

Введение. 3
1... Концепция любви в рассказах И.А. Бунина. 5
2. Философия любви в романе М.А. Булгакова “ Мастер и Маргарита” 8
Заключение. 10
Список использованной литературы.. 11

Введение В современном мире одной из самых актуальных тем является тема любви. Это прекрасное чувство воспевалось еще с древнейших времен, и к счастью, никогда не устареет. Любовь, какой бы она не была, одинаково волнует как взрослого, так и ребенка, многие готовы совершать подвиги ради любви, а некоторые даже не осознают всю красоту и силу этого чувства. Именно поэтому многие поэты и писатели стремились показать истинное место любви в человеческой жизни, человеческих отношениях, используя свои, присущие только им приемы, и, выражая в своих произведениях, свои взгляды на это прекрасное чувство. С вулканической энергией тема любви раскрывается в современной литературе: о ней пишут и поэты, и писатели, философы и журналисты, а также критики. За несколько последних десятилетий о любви пишется намного больше, чем за несколько веков. При этом литература отличается оригинальностью мышления и интенсивными поисками. Целью данной работы является раскрытие выбранной темы. Исходя из цели, можно выделить следующие задачу: выяснить на примере творчества двух писателей, какую роль все-таки занимает любовь в современной литературе. Конечно, невозможно в рамках одного реферата осветить всю сокровищницу русской любовной литературы, как и нельзя отдать предпочтение какому-либо автору, поэтому выбор поэтов и писателей в данном реферате, на примере творчества которых автор попытаться раскрыть выбранную тему, носит скорее личный характер. Каждый из выбранных автором писателей слова видел проблему любви по – своему, и разнообразие их взглядов позволяет максимально объективно раскрыть выбранную ими тему. В произведениях многих писателей сложились определенные особенности отношения к неувядающей никогда и возвышенной теме – любви. Любовь – это полное изменение нашей жизни, переключение организма в определенном направлении, более прекрасном, чем было раньше. В этом и заключается огромная нравственная сила любви, истребляющая эгоизм, и возрождающая человека в новом, нравственном качестве. В любви возрождается образ бога, то идеальное начало, которое связано с образом вечной красоты и женственности. Воплощение в индивидуальной жизни такого начала создает неизмеримое блаженство, то самое чувство радости, которое знакомо практически каждому человеку. В любви человек находит самого себя, свою личность. В ней отражается единая, истинная индивидуальность.

1. Концепция любви в рассказах И.А. Бунина И.А. Бунин всегда имел весьма своеобразный, отличный от большинства других писателей того времени взгляд на любовные отношения. Образ любви в его творчестве – это особое взаимодействие духа и плоти. Дух, по мнению Бунина, нельзя постичь, не познав плоти. Именно поэтому отстаивал в своих произведениях чистое отношение к телесному и плотскому. Любовь в его видении означало загадочное влечение двух полов друг к другу, чем и отличались его произведения от творчества других авторов. Одну из самых лучших книг рассказов о любви И. Бунина “Темные аллеи» не зря называют энциклопедией любовных драм, в ней писатель смог объединить и трагичность, и нежность, и красоту, связанные с прекрасным чувством любви. Герои “Темных аллей” не препятствуют природе, их поступки всегда противоречат общепринятой морали. Любовь всегда преступает норме, выходит за рамки обыденности. А аморальность для писателя является неким признаком подлинности любви, так как обыкновенная мораль оказывается привычной схемой, в которую не укладывается стихия современной жизни. При описании подробностей, связанных с риском и телом, когда автор становится беспристрастным, дабы не перейти тонкую грань, которая отделяет его искусство от порнографии, Бунин наоборот всегда много волнуется – до спазма в горле, до страстной дрожи, так как для него все, что связано с взаимоотношениями полов, овеяно тайнами и святостью. Как правило, за счастьем любви в “Темных аллеях” обязательно следует расставание или даже смерть. Герои упиваются близостью друг друга, но приводит она, к нашему сожалению, к разлуке, смерти или убийству. Счастье не всегда может быть вечным: Натали умирает в преждевременных родах, Галя Ганская отравилась, рассказе “Руся” влюбленных разлучает истеричная мать Руси. И. Бунин позволил каждому герою только насладиться прекрасным чувством, после чего лишает их возможности быть счастливыми даже жизни. Герой рассказа “Натали” полюбил сразу двоих, но семейного счастья не смог найти ни с одной. В рассказе “Генрих” очень много женских образов на любой вкус, но главный герой предпочел одиночество и свободу от “жен человеческих”. Любовь в рассказах Бунина никогда не заканчивается счастливым браком, он сам лишает своих героев личного счастья, потому, что к нему привыкают, а привычка приводит к потере чувств. Любовь по привычке не может стать лучше, чем любовь внезапная, но искренняя. Герой рассказа “Темные аллеи” никак не может связать себя узами брака с крестьянкой Надеждой, но женившись на женщине своего круга, не обретает семейного счастья. Однако, несмотря на краткость, любовь все-таки остается вечной в памяти героя именно потому, что было мимолетной. Отличительной особенностью любви в понимании является сочетание не совсем сочетаемых вещей. Эта странная связь любви и смерти постоянно фигурирует у Бунина, именно поэтому название сборника “Темные аллеи” вовсе не означает “темные”, а просто запутанные и трагические лабиринты любви. Любовь, какой бы она не была является великим счастьем, даже если она завершается трагически. К такому выводу, пускай поздно, но приходят большинство бунинских героев, потерявших или разрушивших свою любовь. В этаком позднем раскаянии, запоздалом просветлении героев таится та самая особенность, которая позволяет нам говорить и о несовершенстве людей, которые не научились жить, осознавать и дорожить своими чувствами, и о несовершенстве самой жизни и тех обстоятельств, которые очень часто препятствуют истинным человеческим взаимоотношениям, а самое важное – о тех высоких эмоциях, которые оставляют неугасающий след духовной красоты и преданности.

2. Философия любви в романе М.А. Булгакова “ Мастер и Маргарита” Книгой жизни можно назвать фантастический, философский и исторический роман Булгакова «Мастер и Маргарита», который занимает особое место в русской литературе и дает читателям возможность понять мировоззрения и поиски автора. Один из главных принципов романа связана с “вечной любовью” Мастера и Маргариты. Возможно, в их глазах горел никому непонятный огонек, по другому никак не объяснишь ту любовь, которая “пробежала” перед ними и поразила обоих. Благодаря такой внезапной любви, мы могли ожидать пылкий, страстный, бурный роман, но все было тихо, мирно, по-домашнему. Маргарита каждый день посещала подвальную квартирку Мастера, “ надевала фартук...зажигала керосинку и готовила завтрак...когда шли майские грозы и мимо подслеповатых окон шумно катилась в подворотне вода...влюбленные растапливали печку и пекли в ней картофель...В подвальчике слышался смех, деревья в саду сбрасывали с себя после дождя обломанные веточки, белые кисти. Когда кончились грозы и пришло душное лето, в вазе появились долгожданные и обоими любимые розы...”. Вот как бережно и умиротворенно продвигались их отношения. Не погасили любовь ни несчастные дни, когда роман Мастера был оскорблен критиками и жизнь для влюбленных была приостановлена, ни тяжелая болезнь Мастера, ни его ничем не предвещаемое исчезновение на многие месяцы. Маргарита не могла расстаться с ним ни на секунду, она могла только мысленно просить его, чтобы он освободил ее от чувств. Чувства Мастера и Маргариты будут вечными только потому, что один из них будет бороться за чувства двоих. Маргарита пожертвует собой ради любви Маргарита, а Мастер, испугавшись такого сильного чувства, в итоге попадет в сумасшедший дом, в душе надеясь, что Маргарита забудет его навсегда. Но, разве что-либо может заставить отказаться от своих чувств? Можно сказать «нет». Но в романе именно трусость Мастера помогла ему бежать от любви, от всего мира и от самого себя. Но Маргарита еще раз доказывает, что ради любви она готова на любое испытание, даже стать ведьмой, чтобы найти возлюбленного. Когда читаешь посвященные Маргарите эпизоды, приходит соблазн назвать их поэмой Булгакова во славу своей собственной любви, с которой каждый из нас готов был совершить свой «последний полет». Наверно, отчасти так оно и есть. Во всех выходках Маргариты – и во время полета, и в гостях у Воланда – ее сопровождает любящий взгляд автора произведения, в котором и нежность, и ласка и гордость за нее – за настоящее королевское достоинство, благодарность за Мастера, которого она своей любовью спасла от безумия и возвратила в жизнь. Все события и явления отражаются в светлых водах этого ручья любви. Счастливой развязки в романе Булгаков придумывать не хотел. Только для Мастера и Маргариты писатель приберег отдельный счастливый финал: их ожидает вечный покой. Булгаков в своем произведении показал ту силу любви, ради которой любой человек сможет преодолеть любые преграды и трудности, а так же достичь счастья и покоя.

Заключение
Подводя итоги, хочется отметить, что литература на протяжении многих лет обращалась к теме любви, пытаясь объяснить ее нравственный и философский смысл. В этой традиции любовь понимается широко и многозначно, прежде всего, как путь к творчеству, к нравственному совершенствованию, а также моральной отзывчивости. Концепция любви предполагает единство философии и понятия любви, и потому она так тесно связана с миром литературных образов. На примере произведений литературы XIX – XX веков рассмотренных в реферате, автор попытался раскрыть тему любви, используя взгляд на нее разных писателей. Любовь в произведениях И.А. Бунина проявляется как прекрасное чувство, глубоко-нравственное, как великое счастье, даже если оно завершается трагически. В произведении “Мастер и Маргарита” М. Булгаков показывает, что каждый любящий человек способен на жертву ради счастья и спокойствия любимого человека. И при этом и он также остается счастливым. Времена меняются, но проблемы остаются такими же: “в чем смысл жизни”, “что есть добро и что такое зло”, “что такое любовь и в чем ее смысл”. Автор поддерживает точку зрения многих, что тема любви будет звучать вечно и согласен с мнением выбранных писателей и поэтов о том, что чувство любви бывает разное, глубокое и бесконечно нежное. Любовь делает человека благородным, мягким и милосердным. Она выявляет в каждом из нас все самое хорошее, делает нашу жизнь прекрасней.

Список использованной литературы 1. Агеносов В. В. "Трижды романтический мастер": Проза Михаила Булгакова // Агеносов В. В. и др. Литература народов России XIX–XX веков. М., 1995 – 45 с. . 2. А.А. Ивкин “Философия любви”, М. 2006 г. - 235 с. 3. Бабарынкин Ф.Г. “Михаил Булгаков”, Просвещение, М. 1991. г. – 150 с. 4. Белкова Н.М. «Русский Эрос, или Философия любви в России», «Просвещение», М. 2001 г. – 260 с. 5. Бунин И.А. Избранное, “Максла”, Рига, 1985 г – 210 с. 6. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита // Москва. 1966. № 11; 1967. № 1. (Первая публикация романа). 7. Галинская И.Л. Загадки известных книг. М., 2006. – 230 с. 8. Казаркин А. П. Истолкование литературного произведения. Кемерово. - 2008 г. - 145 с. 9. Каплан И.Е., Н.Т. Пинаев. Хрестоматия историко-литературных материалов. , “Просвещение”, М. 1999 г. – 250 с. 10. Ларионов М.Ю. Художественная литература. М. 1999 г. – 140 с.

Белкова Н.М. «Русский Эрос, или Философия любви в России», «Просвещение», М. 2001 г. – с. 147.
Белкова Н.М. «Русский Эрос, или Философия любви в России», «Просвещение», М. 2001 г. – с. 182.
Казаркин А. П. Истолкование литературного произведения. Кемерово. - 2008 г. - с. 34.
Каплан И.Е., Н.Т. Пинаев. Хрестоматия историко-литературных материалов. , “Просвещение”, М. 1999 г. – с. 115.

Великий немецкий философ В.Ф. Гегель определял любовь, как высшее «нравственное единение», как чувство полной гармонии, отказ от собственных эгоистичных интересов, забвение себя самого, и в этом забытье — обретение собственного «я». А значит, без верности не существует любви. Причем, верности не только физической, но и духовной, ведь любить – значит всецело посвятить себя другому, оставаясь преданным любимому человеку и телом, и мыслью. Такова идея многих произведений русской классики, посвящённых проблеме соотношения этих двух нравственных категорий: любви и верности, их неразрывности и единства.

  1. Любовь не ведает ни времени, ни преград. В рассказе И.А. Бунина «Тёмные аллеи» героиня встречает того, кто когда-то бросил ее и предал их союз забвению. Он оказывается случайным гостем на её постоялом дворе. За долгие годы разлуки они оба изменились, встав на совершенно разные жизненные пути. Он едва ли узнает женщину, которую в прошлом любил. Однако она проносит свою любовь к нему через годы, остается одинокой, предпочитая семейному счастью жизнь, полную тяжелого повседневного труда и быта. И только самое первое, и главное чувство, испытанное ею когда-то, становится единственным счастливым воспоминанием, той самой привязанностью, верность которой она готова отстаивать ценой одиночества, осознавая при этом несостоятельность и трагическую обречённость такого подхода. «Молодость у всякого проходит, а любовь - другое дело», — как бы мимоходом роняет героиня. Она не простит несостоявшемуся возлюбленному измены, но при этом по-прежнему будет верна любви.
  2. В повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» верность любви достигает небывалых высот, является источником жизни, однако, возвышая героя над повседневностью, губит его. В центре повествования – мелкий чиновник Желтков, страдающий от безответной страсти, которая движет каждым его поступком. Он влюблен в замужнюю женщину, едва ли подозревающую о его существовании. Случайно встретив Веру однажды, Желтков остается верным своему высокому чувству, лишенному бытовой пошлости. Он осознает свое бесправие и невозможность взаимности со стороны возлюбленной, но не может жить иначе. Его трагическая преданность – исчерпывающее доказательство искренности и уважения, ведь он всё-таки находит в себе силы отпустить любимую женщину, уступив, ради ее же счастья. Желтков убеждён, что его верность ни к чему не обязывает княгиню, это лишь ведь лишь проявление бесконечной и бескорыстной любви к ней.
  3. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» воплощением любви и верности в пушкинской «энциклопедии русской жизни» становится архетипический образ в русской литературе – Татьяна Ларина. Это цельная натура, искренняя в своих порывах и чувствах. Полюбив Онегина, она пишет ему письмо, не страшась быть осмеянной и отвергнутой. Евгений же оказывается несостоятельном в своём выборе. Он страшится искреннего чувства, не хочет привязываться, следовательно — неспособен на решительный поступок и зрелое чувство, поэтому отвергает героиню. Пережив отказ, Татьяна, тем не менее, предана первой любви до конца, хоть и выходит замуж по настоянию родителей. Когда же Онегин приходит к ней вновь, но уже обуреваемый страстью, она отказывает ему, ведь не может обмануть доверие супруга. В борьбе верности любви и верности долгу побеждает первое: Татьяна отвергает Евгения, но не перестает любить его, оставаясь душевно преданной ему, несмотря на внешний выбор в пользу долга.
  4. Любовь и верность нашли свое место и в творчестве М. Булгакова, в романе «Мастер и Маргарита». Действительно, эта книга во многом о любви, вечной и совершенной, изгоняющей из души сомнения и страх. Герои разрываются между любовью и долгом, но остаются верными своему чувству до конца, выбирая любовь как единственно возможное спасение от зла внешнего мира, полного греха и пороков. Маргарита уходит из семьи, отказывается от прежней жизни, полной покоя и комфорта – делает все и жертвуем всем, лишь бы ценой самозабвенной преданности обрести счастье. Она готова на любой шаг – даже на контракт с сатаной и его окружением. Если такова цена любви – она готова ее заплатить.
  5. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» пути любви и верности в сюжетной линии каждого из многочисленных героев очень запутаны и неоднозначны. Многим из персонажей романа не удается сохранить верность чувству, иногда, в силу юного возраста и неопытности, иногда — из-за душевной слабости и неспособности простить. Однако судьбы некоторых героев доказывают существование любви верной и чистой, незапятнанной лицемерием и изменой. Так, заботясь об Андрее, израненном на поле брани, Наташа заглаживает ошибку молодости и становится зрелой женщиной, способной на жертвенную и преданную привязанность. Пьер Безухов, влюблённый в Наташу, также остается при своем мнении, не слушая грязных сплетен о бегстве с Анатолем. Они сошлись уже после смерти Болконского, будучи уже зрелыми людьми, готовыми честно и стойко хранить домашний очаг от соблазнов и зла окружающего мира. Ещё одной судьбоносной встречей является встреча Николая Ростова и Марьи Болконской. И пусть их совместное счастье устроилось не сразу, однако, благодаря искренней бескорыстной любви обоих, эти два любящих сердца смогли преодолеть условные преграды и построить счастливую семью.
  6. В любви познается характер человека: если верен, значит силен и честен, если нет – слаб, порочен и труслив. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», где герои мучимы ощущением собственного несовершенства и непреодолимой греховности, тем не менее, нашлось место для любви чистой и верной, способной даровать утешение и душевный покой. Каждый из героев грешен, но желание искупить совершенные преступления толкает их в объятия друг к другу. Родион Раскольников и Соня Мармеладова вместе борются с жестокостью и несправедливостью внешнего мира, побеждая их, прежде всего, в себе. Поэтому не удивительно, что они, связанные духовно, верны своей любви несмотря ни на что. Соня и Родион принимают совместный крест и отправляются на каторгу, чтобы исцелить душу и начать жить заново.
  7. Повесть А. Куприна «Олеся» — ещё один яркий пример чистой, возвышенной любви. Героиня живет в уединении, поэтому в своих чувствах она естественна и непосредственна. Ей чужды нравы деревенских людей, чужда приверженность устаревшим традициям и закоренелым предрассудкам. Любовь для неё – это свобода, чувство простое и сильное, независимое от законов и мнений. В силу своей искренности девушка не способна на притворство, поэтому любит Ивана самозабвенно и жертвенно. Однако столкнувшись с суеверной злостью и ненавистью фанатичных крестьян, героиня сбегает вместе со своей наставницей и не хочет втягивать своего избранника в союз с «ведьмой», чтобы не навлечь на него беду. В душе она навсегда остается верной герою, поскольку в её мировоззрении для любви не существует преград.
  8. Любовь преображает человеческое сердце, делает его сострадательным и уязвимым, но, вместе с тем, невероятно смелым и сильным. В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» внешне слабые и несостоятельные герои в конечном итоге меняют и совершенствуют друг друга, проявляя чудеса верности и отваги. Любовь, зародившаяся между Петром Гриневым и Машей Мироновой, делает из провинциального недоросля настоящего мужчину и солдата, а из болезненной и чувствительной капитанской дочки, верную и преданную женщину. Так, впервые Маша проявляет свой характер, когда отказывается от предложения Швабрина. А отказ выйти замуж за Гринева без родительского благословления обнаруживает душевное благородство героини, готовой пожертвовать личным счастьем ради благополучия любимого человека. Любовная история на фоне значительных исторических событий только усиливает контраст между внешними обстоятельствами и истинной привязанностью сердец, которой не страшны препятствия.
  9. Тема любви и верности – источник вдохновения для литературы, поднимающей вопрос о соотношении этих нравственных категорий в контексте жизни и творчества. Одним из архетипических образов вечной любви в мировой литературе являются главные герои трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта».
    Молодые люди стремятся к счастью, несмотря на то, что принадлежат к враждующим семьям. В своей любви они намного опережают время, полное средневековых предрассудков. Искренне верящие в торжество благородных чувств, они бросают вызов условностям, доказывая ценой собственной жизни, что любовь способна преодолеть любые препятствия. Отказаться от чувства для них – значит совершить предательство. Осознанно выбирая смерть, каждый из них ставит верность превыше жизни. Готовность к самопожертвованию делает героев трагедии бессмертными символами идеальной, но трагической любви.
  10. В романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» отношения и чувства действующих лиц позволяют читателю оценить силу страсти и преданности. Неоднозначность обстоятельств, в которых оказываются герои, осложняется переплетением эмоциональных связей, соединяющих персонажей романа и мешающих обретению долгожданного счастья. Взаимоотношения героев доказывают, что любовь и верность могут быть разнолики. Аксинья в своей преданности Григорию выступает как натура страстная, готовая к самопожертвованию. Она способна последовать за любимым человеком куда угодно, не боится всеобщего осуждения, покидает свой дом, отвергнув мнение толпы. Тихая Наталья любит также преданно, но безнадежно, терзаясь и мучаясь от неразделенности чувства, при этом сохраняя верность Григорию, который не просит её об этом. Наталья прощает равнодушие мужа, его любовь к другой женщине.
  11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тема любви в русской литературе - одна из основных. Поэт или прозаик открывает перед своим читателем томления души, переживания, страдания. Да и была всегда востребована. Действительно, можно не понимать тему отношения автора к собственному творчеству, аспекты философской прозы, но вот слова любви в литературе произнесены настолько доступно, что позволяют применять их в различных жизненных ситуациях. В каких же произведениях особо ярко отражена тема любви? Каковы особенности восприятия авторами этого чувства? Об этом расскажет наша статья.

Место любви в русской литературе

Любовь в художественной литературе существовала всегда. Если говорить об отечественных произведениях, то на ум сразу приходят Петр и Феврония Муромские из одноименной повести Ермолая-Еразма, относящейся к древнерусской литературе. Напомним, что другие темы тогда, кроме христианских, были табу. Такая форма искусства была строго религиозной.

Тема любви в русской литературе возникла в XVIII веке. Толчком к ее развитию послужили переводы Тредиаковским произведений зарубежных авторов, ведь в Европе уже вовсю писали о прекрасном любовном чувстве и отношениях между мужчиной и женщиной. Далее были Ломоносов, Державин, Жуковский, Карамзин.

Особого своего расцвета тема любви в произведениях русской литературы достигает в XIX веке. Эта эпоха подарила миру Пушкина, Лермонтова, Толстого, Тургенева и многих других корифеев. У каждого писателя было свое, сугубо личное отношение к теме любви, которое можно прочесть сквозь строки его творчества.

Любовная лирика Пушкина: новаторство гения

Тема любви в русской литературе 19 века особых высот достигла в творчестве А. Пушкина. Лирика, воспевающая это светлое чувство, у него богата, многогранна и заключает в себе целую череду особенностей. Разберем их.

Любовь как отражение личностных качеств в "Евгении Онегине"

«Евгений Онегин» - произведение, где тема любви в русской литературе звучит особенно выразительно. Здесь показано не просто чувство, а его эволюция на протяжении жизни. Кроме того, через любовь раскрываются основные образы романа.

В центре повествования герой, чье имя вынесено в заглавие. Читатель вынужден на протяжении всего романа терзаться вопросом: способен ли Евгений любить? Воспитанный в духе нравов великосветского столичного общества, в чувствах он лишен искренности. Находясь в «духовном тупике», он встречает Татьяну Ларину, которая, в отличие от него, умеет искренне и бескорыстно любить.

Татьяна пишет Онегину любовное письмо, он тронут этим поступком девушки, но не больше. Разочаровавшись, Ларина соглашается на брак с нелюбимым и уезжает в Петербург.

Последняя встреча Онегина и Татьяны случается по прошествии нескольких лет. Евгений признается молодой женщине в любви, но она отвергает его. Женщина признается, что все еще любит, но связана обязательствами брака.

Таким образом, главный герой романа Пушкина проваливает экзамен любовью, он испугался всепоглощающего чувства, отверг его. Прозрение наступило слишком поздно.

Любовь Лермонтова - недостижимый идеал

Иной была любовь к женщине для М. Лермонтова. Для него это чувство, которое поглощает человека полностью, это сила, которую ничто не может победить. Любовь по Лермонтову - это то, что однозначно заставит человека страдать: «Всякий плакал, кто любил».

Неразрывно эта лирика связана с женщинами в жизни самого поэта. Катерина Сушкова - девушка, в которую Лермонтов влюбился еще в 16 лет. Стихотворения, посвященные ей, эмоциональны, рассказывают о неразделенном чувстве, желании обрести не только женщину, но и друга.

Наталья Иванова, следующая женщина в жизни Лермонтова, отвечала ему взаимностью. С одной стороны, в стихотворениях этого периода больше счастья, однако и здесь проскальзывают нотки обмана. Наталья во многом не понимает глубокую душевную организацию поэта. В тематике таких произведений также произошли изменения: теперь они сосредоточены на чувствах и страстях.

Совершенно по-иному отражены отношения с Любовью здесь проникнуто все существо поэта, о ней говорит природа, даже Родина.

Любовь становится молитвой в стихотворениях, посвященных Марии Щербатовой. Написано всего 3 произведения, но каждое из них - шедевр, гимн любви. Как считает Лермонтов, он нашел ту самую женщину, которая понимает его полностью. Любовь в этих стихотворениях противоречива: способна излечить, но и ранить, казнить и вернуть к жизни.

Тяжелый путь к счастью героев "Войны и мира" Толстого

Рассматривая, как представлена любовь в художественной литературе, следует остановить внимание и на творчестве Л. Толстого. Его эпопея «Война и мир» - произведение, где любовь так или иначе коснулась каждого из героев. Ведь «мысль семейная», занимающая в романе центральное место, неотрывно связана с любовью.

Каждый из образов проходит тяжелый путь, но в итоге находит семейное счастье. Есть и исключения: Толстой ставит своеобразный знак равенства между способностью человека бескорыстно любить и его нравственной чистотой. Но и к этому качеству нужно дойти чередой страданий, ошибок, которые в конечном счете очистят душу и сделают ее кристальной, способной любить.

Вспомним сложный путь к счастью Андрея Болконского. Увлекшись красотой Лизы, он женится на ней, но, быстро охладев, разочаровывается в браке. Он понимает, что выбрал супругу пустую и избалованную. Далее - война, и дуб - символ душевного расцвета, жизни. Любовь к Наташе Ростовой - вот то, что дало князю Болконскому глоток свежего воздуха.

Испытание любовью в творчестве И. С. Тургенева

Образы любви в литературе XIX века - это и герои Тургенева. Автор каждого из них проводит через испытание этим чувством.

Единственный, кто проходит его - Аркадий Базаров из «Отцов и детей». Может, именно поэтому он и является идеальным героем Тургенева.

Нигилист, отрицающий все окружающее, Базаров называет любовь «дурью», для него это лишь недуг, от которого можно излечиться. Однако, встретившись с Анной Одинцовой и влюбившись в нее, он меняет не только свое отношение к данному чувству, но мировоззрение в целом.

Базаров признается Анне Сергеевне в любви, но она отвергает его. Девушка не готова к серьезным отношениям, не может отречься от себя ради другого, даже любимого человека. Здесь она терпит фиаско в испытании Тургенева. А Базаров - победитель, он стал тем героем, которого искал для себя писатель в «Дворянском гнезде», «Рудине», «Асе» и других произведениях.

"Мастер и Маргарита" - мистическая история любви

Тема любви в русской литературе 20 века растет и развивается, крепнет. Ни один писатель и поэт этой эпохи не обошел эту тему стороной. Да, она могла трансформироваться, например, в любовь к людям (вспомним горьковского Данко) или Родине (это, пожалуй, большая часть творчества Маяковского или произведений военных лет). Но есть исключительная литература про любовь: это проникновенные стихотворения С. Есенина, поэтов Серебряного века. Если говорить о прозе - это в первую очередь «Мастер и Маргарита» М. Булгакова.

Любовь, возникающая между героями, - внезапная, она «выскакивает» ниоткуда. Мастер обращает внимание на глаза Маргариты, такие грустные и одинокие.

Влюбленные не испытывают всепоглощающей страсти, скорее, наоборот - это тихое, спокойное, домашнее счастье.

Однако в самый критический момент только любовь помогает Маргарите спасти Мастера и их чувство, пусть даже и не в человеческом мире.

Любовная лирика Есенина

Тема любви в русской литературе XX века - это еще и поэзия. Рассмотрим в этом ключе творчество С. Есенина. Поэт неразрывно связывал данное светлое чувство с природой, любовь у него крайне целомудренна и сильно привязана к биографии самого поэта. Яркий пример - стихотворение «Зеленая прическа». Здесь все милые Есенину черты Л. Кашиной (ей посвящено произведение) представлены через красоту русской березки: тонкий стан, косички-ветви.

«Москва кабацкая» открывает нам совсем иную любовь, теперь она «зараза» и «чума». Подобные образы связаны, прежде всего, с душевными переживаниями поэта, чувствующего свою ненужность.

Исцеление приходит в цикле «Любовь хулигана». Виновница - А. Миклашевская, вылечившая Есенина от терзаний. Он снова поверил в то, что есть настоящая любовь, вдохновляющая и возрождающая.

В последних своих стихотворениях Есенин осуждает лживость и неискренность женщин, он считает, что это чувство должно быть глубоко искренним и жизнеутверждающим, давать человеку почву под ногами. Такое, например, стихотворение «Листья падают, падают листья…».

о любви

Тема любви в русской литературе Серебряного века - это творчество не только С. Есенина, но и А. Ахматовой, М. Цветаевой, А. Блока, О. Мандельштама и многих других. Всех их объединяет очень а страдание и счастье - вот главные сподвижники музы поэтов и поэтесс.

Примеры любви в русской литературе XX века - это великие А. Ахматова и М. Цветаева. Последняя - «трепетная лань», чувственная, ранимая. Любовь для нее - смысл жизни, то, что заставляет не только творить, но и существовать в этом мире. «Мне нравится, что вы больны не мной» - ее шедевр, полный светлой грусти и противоречий. И в этом вся Цветаева. Таким же проникновенным лиризмом пропитано стихотворение «Еще вчера в глаза смотрел». Это, пожалуй, своеобразный гимн всех разлюбленных женщин: «Мой милый, что тебе я сделала?».

Совсем иная тема любви в русской литературе в изображении А. Ахматовой. Это напряженность всех чувств и помыслов человека. Ахматова сама дала этому чувству определение - «пятое время года». Но если бы не было его - не видны бы стали остальные четыре. Любовь у поэтессы - громкая, всеутверждающая, возвращающая к природным началам.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ВВЕДЕНИЕ

I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1 Любовная лирика М.Ю. Лермонтова

1.2 «Испытание любовью» на примере произведения И.А. Гончарова «Обломов»

1.3 История первой любви в повести И.С. Тургенева «Ася»

1.4 Философия любви в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Заключение

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Тема любви в литературе всегда была актуальна. Ведь любовь - это самое чистое и прекрасное чувство, которое воспевалось еще с античных времен. Любовь одинаково волновала воображение человечества всегда, будь это любовь юношеская или более зрелая. Любовь не стареет. Люди не всегда сознают истинную мощь любви, ибо, если бы они сознавали ее, они бы воздвигали ей величайшие храмы и алтари и приносили величайшие жертвы, а меж тем ничего подобного не делается, хотя Любовь этого заслуживает. И поэтому поэты, писатели всегда старались показать истинное ее место в человеческой жизни, отношениях между людьми, находя свои, присущие именно им приемы, и, выражая в своих произведениях, как правило, личные взгляды на это явление человеческого бытия. Ведь Эрот - самый человеколюбивый бог, он помогает людям и врачует недуги, как физические, так и нравственные, исцеление от которых было бы для рода человеческого величайшим счастьем.

Существует представление о том, что ранняя русская литература не знает таких прекрасных образов любви, как литература Западной Европы. У нас нет ничего подобного любви трубадуров, любви Тристана и Изольды, Данте и Беатриче, Ромео и Джульетты... На мой взгляд, это неверно, вспомнить хотя бы «Слово о полку Игореве» - первом памятнике русской литературы, где наряду с темой патриотизма и защиты Родины ясно просматривается тема любви Ярославны. Причины более позднего «взрыва» любовной темы в русской литературе надо искать не в недостатках русской литературы, а в нашей истории, менталитете, в том особом пути развития России, который выпал ей, как государству наполовину европейскому, наполовину азиатскому, находящемуся на границе двух миров - Азии и Европы.

Возможно, в России действительно не было таких богатых традиций в развитии любовного романа, какие были в Западной Европе. Между тем, русская литература XIX века дала глубокое освещение феномена любви. В произведениях таких писателей, как Лермонтов и Гончаров, Тургенев и Бунин, Есенин и Булгаков и многих других сложились черты Русского Эроса, русского отношения к вечной и возвышенной теме - любви. Любовь - это полное изживание эгоизма, «перестановка центра нашей жизни», «перенос нашего интереса из себя в другое». В этом заключается огромная нравственная сила любви, упраздняющая эгоизм, и возрождающая личность в новом, нравственном качестве. В любви возрождается образ божий, то идеальное начало, которое связано с образом вечной Женственности. Воплощение в индивидуальной жизни этого начала создает те проблески неизмеримого блаженства, то «веяние нездешней радости», которое знакомо каждому человеку, испытавшему когда - либо любовь. В любви человек находит самого себя, свою личность. В ней возрождается единая, истинная индивидуальность.

С вулканической энергией тема любви врывается в русскую литературу конца XIX - начала XX века. О любви пишут поэты и писатели, философы, журналисты, критики.

За несколько десятилетий в России о любви пишется больше, чем за несколько веков. Причем литература эта отличается интенсивными поисками и оригинальностью мышления.

Невозможно в рамках реферата осветить всю сокровищницу русской любовной литературы, как и невозможно отдать предпочтение Пушкину или Лермонтову, Толстому или Тургеневу, поэтому выбор писателей и поэтов в моем реферате, на примере творчества которых я хочу попытаться раскрыть выбранную тему, носит скорее личный характер. Каждый из выбранных мною художников слова видел проблему любви по - своему, и разнообразие их взглядов позволяет максимально объективно раскрыть выбранную тему.

I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1 .1 Любовная лирика М.Ю. Лермонтова

«…Я не могу любовь определить,

Но это страсть сильнейшая! - любить

Необходимость мне; и я любил

Всем напряжением душевных сил.»

Эти строки из стихотворения «1831 - июня 11 дня», словно эпиграф к лирике «сильнейших страстей» и глубоких страданий. И, хотя Лермонтов вступил в русскую поэзию прямым наследником Пушкина, это вечная тема-тема любви зазвучала у него совершенно по-иному. «Пушкин - дневное, Лермонтов-ночное светило нашей поэзии», - писал Мережковский. Если для Пушкина любовь - источник счастья, то для Лермонтова она неразлучна с печалью. У Михаила Юрьевича мотивы одиночества, противостояния героя - бунтаря « бесчувственной толпе» пронизывают и стихи о любви, в его художественном мире высокое чувство всегда трагично.

Лишь изредка в стихах юного поэта мечта о любви сливалась с мечтой о счастье:

« Меня бы примирила ты

С людьми и буйными страстями »-

писал он, обращаясь к Н.Ф.И. - Наталье Федоровне Ивановой, в которую был страстно и безнадежно влюблен. Но это лишь один, не повторившийся момент. Весь же цикл посвященных Ивановой стихов - это история неразделенного и оскорбленного чувства:

« Я недостоин, может быть,

Твоей любви; не мне судить,

Но ты обманом наградила

Мои надежды и мечты,

И я скажу, что ты

Несправедливо поступила. »

Перед нами словно страницы дневника, где запечатлены все оттенки пережитого: от вспыхивающей безумной надежды до горького разочарования:

« И стих безумный, стих прощальный

В альбом твой бросил для тебя,

Как след единственный, печальный,

Который здесь оставлю я. »

Лирическому герою суждено остаться одиноким и непонятым, но это лишь усиливает в нем сознание своей избранности, предназначенности для иной, высшей свободы и иного счастья - счастья творить. Завершающее цикл стихотворение - одно из самых прекрасных у Лермонтова - это не только расставание с женщиной, это и освобождение от унижающей и порабощающей страсти:

« Ты позабыла: я свободы

Для заблужденья не отдам...»

Существует контраст между высоким чувством героя и «коварной изменой» героини в самом строе стиха, насыщенном антитезами, столь характерными для романтической поэзии:

« И целый мир возненавидел,

Чтобы тебя любить сильней...»

Этот типично романтический прием определяет стиль не только одного стихотворения, построенного на контрастах и противопоставлениях, но и всей лирики поэта в целом. И рядом с образом «изменившегося ангела» под его пером возникает другой женский образ, возвышенный и идеальный:

« Улыбку я твою видал,

Она мне сердце восхищала...»

Эти стихи посвящены Варваре Лопухиной, любовь к которой не угасала у поэта до конца дней. Пленительный облик этой нежной, одухотворенной женщины предстает перед нами в живописи и в поэзии Михаила Юрьевича:

«... все ее движенья,

Улыбки, речи и черты

Так полны жизни, вдохновенья.

Так полны чудной простоты. »

И в стихах, посвященных Варваре Александровне, звучит этот же мотив разлуки, роковой неосуществимости счастья:

« Мы случайно сведены судьбою,

Мы себя нашли один в другом,

И душа сдружилася с душою,

Хоть пути не кончить им вдвоем! »

Отчего же так трагична судьба любящих? Известно, что Лопухина ответила на чувство Лермонтова, между ними не было непреодолимых преград. Разгадка, наверное, кроется в том, что лермонтовский «роман в стихах» не был зеркальным отражением его жизни. Поэт писал о трагической невозможности счастья в этом жестоком мире, «среди ледяного, среди беспощадного света». Перед нами опять возникает романтический контраст между высоким идеалом и низкой действительностью, в которой он осуществиться не может. Поэтому, Лермонтова так притягивают ситуации, таящие в себе нечто роковое. Это может быть чувство, восставшее против власти «светских цепей»:

« Мне грустно, потому что я тебя люблю,

И знаю: молодость цветущую твою

Не пощадит молвы коварное гоненье.»

Это может быть гибельная страсть, изображенная в таких стихотворениях, как «Дары Терека», «Морская царевна».

Вдумываясь в эти стихи, невозможно не вспомнить знаменитый «Парус»:

« Увы! он счастия не ищет...»

Этой строке вторят другие:

«Что без страданий жизнь поэта?

И что без бури океан? »

Лермонтовский герой будто бежит от безмятежности, от покоя, за которым для него сон души, угасание и самого поэтического дара.

Нет, в поэтическом мире Лермонтова не найти счастливой любви в обычном ее понимании. Душевное родство возникает здесь вне «чего б то ни было земного», даже вне обычных законов времени и пространства.

Вспомним поразительное стихотворение «Сон». Его даже нельзя отнести к любовной лирике, но именно оно помогает понять, что есть любовь для лермонтовского героя. Для него это прикосновение к вечности, а не путь к земному счастью. Такова любовь в том мире, что зовется поэзией Михаила Юрьевича Лермонтова.

Анализируя творчество М.Ю. Лермонтова, можно сделать вывод о том, что его любовь - это вечная неудовлетворенность, стремление к чему - то возвышенному, неземному. Встретив в жизни любовь, причем взаимную, поэт не удовлетворяется ею, пытаясь возвести вспыхнувшее чувство в мир высших духовных страданий и переживаний. Он хочет получить от любви то, что заведомо недостижимо, и в результате это приносит ему вечное страдание, сладкую муку. Эти возвышенные чувства дают поэту силы и вдохновляют его на новые творческие взлеты М.Ю. Лермонтов «Стихотворения, поэмы», «Художественная литература», М. 1972 г.- С.24 .

1 .2 «Испытание любовью» на примере произведения И.А. Гончарова «Обломов»

Важное место в романе «Обломов» занимает тема любви. Любовь по мысли Гончарова, - одна из «главных сил» прогресса, миром движет любовь.

Основная сюжетная линия в романе - взаимоотношения между Обломовым и Ольгой Ильинской. Здесь Гончаров идет путем, ставшим к тому времени традиционным в русской литературе: проверка ценности человека через его интимные чувства, его страсти. Не отступает писатель и от наиболее тогда популярного разрешения подобной ситуации. Гончаров показывает, как через нравственную слабость человека, оказавшегося неспособным ответить на сильное чувство любви, раскрывается его общественная несостоятельность.

Духовному миру Ольги Ильинской свойственны гармония ума, сердца, воли. Невозможность для Обломова понять и принять эту высокую нравственную норму жизни оборачивается неумолимым приговором ему как личности. В тексте романа есть совпадение, которое оказывается прямо-таки символическим. На той же странице, где впервые произносится имя Ольги Ильинской, впервые же появляется и слово «обломовщина». Впрочем, в этом совпадении не сразу можно увидеть особый смысл. В романе так поэтизируется внезапно вспыхнувшее чувство любви Ильи Ильича, к счастью, взаимное, что может возникнуть надежда: Обломов пройдет успешно, говоря словами Чернышевского, «гамлетовское воспитание» и возродится как человек в полной мере. Внутренняя жизнь героя пришла в движение. Любовь открыла в натуре Обломова свойства непосредственности, которая в свою очередь, вылилась в сильный душевный порыв, в страсть, бросившие его навстречу прекрасной девушке, и два человека « не лгали ни перед собой, ни друг другу: они выдавали то, что говорило сердце, а голос его проходил через воображение».

Вместе с чувством любви к Ольге в Обломове пробуждается активный интерес к духовной жизни, к искусству, к умственным запросам времени. Герой преображается настолько, что Ольга, все более увлекаясь Ильей Ильичем, начинает верить в его окончательное духовное возрождение, а затем и в возможность их совместной, счастливой жизни.

Гончаров пишет, что его любимая героиня «шла простым природным путем жизни... не уклонялась от естественного проявления мысли, чувства, воли... Ни жеманства, ни кокетства, никакой мишуры, ни умысла!» Эта молодая и чистая девушка полна благородных помыслов в отношении к Обломову: «Она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил... Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и ее. Возвратить человека к жизни - сколько славы доктору, когда он спасет безнадежного больного. А спасти нравственно погибающий ум, душу?» И как много своих душевных сил и чувств отдала Ольга, чтобы достичь этой высокой моральной цели. Но, даже любовь здесь оказалась бессильной.

Илье Ильичу далеко до естественности Ольги, свободной от многих житейских соображений, посторонних и по существу враждебных любовному чувству. Скоро оказалось, что чувство любви Обломова к Ольге было кратковременной вспышкой. Иллюзии на этот счет быстро рассеиваются у Обломова. Необходимость принимать решения, женитьба - все это так пугает нашего героя, что он торопится убедить Ольгу: «... вы ошиблись, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали». Разрыв между Ольгой и Обломовым естественен: слишком несхожи их натуры. Последний разговор Ольги с Обломовым обнаруживает всю огромную разницу между ними. «Я узнала, - говорит Ольга, - недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова. Ты кроток, честен, Илья; ты нежен... ты готов всю жизнь проворковать под кровлей... да я не такая: мне мало этого».

Счастье оказалось кратковременным. Дороже романтических свиданий оказалась для Обломова жажда безмятежного, сонного состояния. «Спит безмятежно человек» - вот каким видится Илье Ильичу идеал существования».

Тихое угасание эмоций, интересов, стремлений да и самой жизни, вот все, что осталось Обломову после яркой вспышки чувств. Даже любовь не смогла вывести его из состояния спячки, изменить его жизнь. Но все - таки, это чувство смогло, пусть на короткое время, пробудить сознание Обломова, заставило его «ожить» и почувствовать интерес к жизни, но, увы, только на короткое время! По мнению Гончарова любовь - это красивое, яркое чувство, но одной любви оказалось недостаточно, чтобы изменить жизнь такого человека, как Обломов И.А. Гончаров «Обломов», «Просвещение», М.1984 г. - С. 34 .

1 .3 История первой любви в повести И.С. Тургенева «Ася»

Повесть Ивана Сергеевича Тургенева «Ася» - произведение о любви, которая по мнению писателя «сильнее смерти и страха смерти» и которой «держится и движется жизнь». Воспитание Аси имеет корни в русских традициях. Она мечтает пойти «куда-нибудь, на молитву, на трудный подвиг». Образ Аси очень поэтичен. Именно романтическая неудовлетворенность образа Аси, печать таинственности, лежащая на ее характере и поведении, придают ей притягательность и очарование.

Некрасов после прочтения этой повести написал Тургеневу: «...она прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она - чистое золото жизни. Без натяжки пришлась эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что-то небывалое у нас по красоте и чистоте».

«Ася» могла бы быть названа повестью о первой любви. Эта любовь закончилась для Аси печально.

Тургенева увлекла тема о том, как важно не пройти мимо своего счастья. Автор показывает, как зарождалась прекрасная любовь у семнадцатилетней девушки, гордой, искренней и страстной. Показывает, как все оборвалось в одно мгновенье.

Ася сомневается, что ее можно полюбить, достойна ли она такого прекрасного юноши. Она стремиться подавить в себе зародившееся чувство. Она переживает, что дорогого ей брата любит меньше человека, которого и видела-то всего несколько раз. А ведь господин Н.Н. представился девушке необыкновенным человеком в той романтической обстановке в которой они встречались. Это человек не активного действия, а созерцатель. Конечно он не герой, но сумел тронуть сердце Аси. С удовольствием этот веселый, беззаботный человек начинает догадываться, что Ася его любит. « Я о завтрашнем дне не думал; мне было хорошо.» «Любовь ее меня и радовала и смущала... Неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала меня...» И он приходит к заключению: «Жениться на семнадцатилетней девушке, с ее нравом как это можно!» Верящий в то, что будущее бесконечно он не собирается решать судьбу сейчас. Он отталкивает Асю, которая по его мнению, обогнала естественный ход событий, скорее всего не приведший бы к счастливому концу. Лишь спустя много лет герой понял, какое значение имела в его жизни встреча с Асей.

Причину несостоявшегося счастья Тургенев обьясняет безволием дворянина, который в решительный момент пасует в любви. Отодвигать решение на неопределенное будущее - признак душевной слабости. Человек должен испытывать чувство ответственности за себя и окружающих каждую минуту своей жизни И.С. Тургенев «Повести и рассказы», «Художественная литература», Ленинград, 1986 г. - С.35 .

1 .4 Философия любви в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргар и та»

Особое место в русской литературе занимает роман М. Булгакова « Мастер и Маргарита», который можно назвать книгой его жизни фантастико - философский, историческо-аллегорический роман « Мастер и Маргарита» дает большие возможности понимания воззрений и поисков автора.

Одна из главных линий романа связана с «вечной любовью» Мастера и Маргариты, «по Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!». Так вспоминал Мастер о своей любимой.

Должно быть, в их глазах горел какой то непонятный огонек, иначе никак не объяснишь любовь, которая «выскочила» перед ними, « как из - под земли выскакивает убийца в переулке», и поразила сразу их обоих.

Можно было ожидать, что уж, коль вспыхнула такая любовь, быть ей страстной, бурной, выжигающей оба сердца дотла, а у нее оказался мирный домашний характер. Маргарита приходила в подвальную квартирку Мастера, « надевала фартук...зажигала керосинку и готовила завтрак...когда шли майские грозы и мимо подслеповатых окон шумно катилась в подворотне вода...влюбленные растапливали печку и пекли в ней картофель...В подвальчике слышался смех, деревья в саду сбрасывали с себя после дождя обломанные веточки, белые кисти. Когда кончились грозы и пришло душное лето, в вазе появились долгожданные и обоими любимые розы...».

Вот так бережно, целомудренно, умиротворенно и ведется рассказ об этой любви. Не погасили ее ни безрадостные черные дни, когда роман Мастера был разгромлен критиками и жизнь влюбленных остановилась, ни тяжкая болезнь Мастера, ни его внезапное исчезновение на многие месяцы. Маргарита не могла расстаться с ним ни на минуту, даже когда его не было и приходилось думать, уже не будет вообще. Она могла только мысленно умалять его, чтобы он отпустил ее на свободу, «дал дышать воздухом, ушел бы из памяти».

Любовь Мастера и Маргариты будет вечной только из-за того, что один из них будет бороться за чувства обоих. Пожертвует собой ради любви Маргарита. Мастер устанет и испугается такого мощного чувства, что в итоге приведет его в сумасшедший дом. Там он надеется, что Маргарита забудет его. Конечно, на него повлияла и неудача написанного романа, но отказаться от любви?! Есть ли что-то, что может заставить отказаться от любви? Увы, да, и это - трусость. Мастер бежит от всего мира и от самого себя.

Но Маргарита спасает их любовь. Ее ничего не останавливает. Ради любви она готова пройти через многие испытания. Нужно стать ведьмой? Почему бы и нет, если это поможет найти возлюбленного.

Читаешь посвященные Маргарите страницы, и приходит соблазн назвать их поэмой Булгакова во славу своей собственной возлюбленной, Елены Сергеевны, с которой он готов был совершать, как написал о том на подаренном ей экземпляре сборника «Дьяволиада», и действительно совершил «свой последний полет». Наверно, отчасти так оно и есть - поэма. Во всех приключениях Маргариты - и во время полета, и в гостях у Воланда - ее сопровождает любящий взгляд автора, в котором и нежная ласка и гордость за нее - за истинно королевское ее достоинство, великодушие, такт, - и благодарность за Мастера, которого она силою своей любви спасла от безумия и возвратила из небытия.

Разумеется, этим ее роль не ограничивается. И любовь, и вся история Мастера и Маргариты - это главная линия романа. К ней сходятся все события и явления, которыми заполнены действия, - и быт, и политика, и культура, и философия. Все отражается в светлых водах этого ручья любви.

Счастливой развязки в романе Булгаков придумывать не стал. И лишь для Мастера и Маргариты автор приберег по - своему счастливый финал: их ожидает вечный покой.

Булгаков видит в любви силу, ради которой человек может преодолеть любые преграды и трудности, а так же достичь вечного покоя и счастья В.Г. Боборыкин «Михаил Булгаков», Просвещение, М. 1991 г. - С. 24 .

Заключение

Подводя итог, хочется сказать, что русская литература XIX - XX веков постоянно обращалась к теме любви, пытаясь понять ее философский и нравственный смысл. В этой традиции эрос понимался широко и многозначно, прежде всего, как путь к творчеству, к поискам духовности, к нравственному совершенствованию и моральной отзывчивости. Концепция эроса предполагает единство философии и понятия любви, и поэтому она так тесно связана с миром литературных образов.

На примере произведений литературы XIX - XX веков рассмотренных в реферате, я попыталась раскрыть тему философии любви, используя взгляд на нее разных поэтов и писателей.

Так, в лирике М.Ю. Лермонтова герои переживают возвышенное чувство любви, которое переносит их в мир неземных страстей. Такая любовь выявляет в людях все самое лучшее, делает их благороднее и чище, возвышает и вдохновляет на создание прекрасного.

В романе И.А. Гончарова «Обломов» автор показывает, что любовь является нравственным испытанием для главных героев. И результат такого испытания - состояние печали, трагичности. Автор показывает, что даже такое прекрасное, возвышенное чувство любви не смогло до конца пробудить сознание «морально» погибающего человека.

В повести «Ася» И.С. Тургенев развивает тему трагического значения любви. Автор показывает, как важно не пройти мимо своего счастья. Причину несостоявшегося счастья героев Тургенев объясняет безволием дворянина, который в решительный момент пасует в любви, и это говорит о душевной слабости героя.

В романе «Мастер и Маргарита» М. Булгаков показывает, что человек любящий способен на жертву, на смерть ради спокойствия и счастья любимого человека. И при этом он остается счастливым.

Времена настали другие, но проблемы остались те же: «в чем смысл жизни», «что есть добро и что такое зло», «что такое любовь и в чем ее смысл». Я думаю, что тема любви будет звучать всегда. Я согласна с мнением выбранных мною писателей и поэтов о том, что любовь бывает разная, счастливая и несчастная. Но это чувство глубокое, бесконечно нежное. Любовь делает человека благороднее, чище, лучше, мягче и милосерднее. Она выявляет в каждом все самое хорошее, делает жизнь прекрасней.

«…Где нет любви, там нет души. »

Хотелось бы закончить свою работу словами

З.Н. Гиппиус: «Любовь - одна, настоящая любовь несет в себе бессмертие, вечное начало; любовь - это сама жизнь; можно увлечься, изменить, вновь влюбиться, но истинная любовь всегда одна!"

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

А.А. Ивин «Философия любви», «Политиздат», М. 1990 г.

Н.М. Велкова «Русский Эрос, или Философия любви в России», «Просвещение», М.1991 г.

М.Ю. Лермонтов «Стихотворения, поэмы», «Художественная литература», М. 1972 г.

И.С. Тургенев «Повести и рассказы», «Художественная литература», Ленинград, 1986 г.

И.А. Гончаров «Обломов», «Просвещение», М.1984 г.

И.Е. Каплан, Н.Т. Пинаев, Хрестоматия историко-литературных материалов да 10-й класс, «Просвещение», М. 1993 г.

В.Г. Боборыкин «Михаил Булгаков», Просвещение, М. 1991 г.

Подобные документы

    Тема любви в мировой литературе. Куприн-певц возвышенной любви. Тема любви в повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет". Многоликость романа "Мастер и Маргарита". Тема любви в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Две картины смерти влюбленных.

    реферат , добавлен 08.09.2008

    Тема любви - центральная тема в творчестве С.А. Есенина. Отзывы о Есенине писателей, критиков, современников. Ранняя лирика поэта, юношеская влюбленность, истории любви к женщинам. Значение любовной лирики для формирования чувства любви в наше время.

    реферат , добавлен 03.07.2009

    История создания романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"; идейный замысел, жанр, персонажи, сюжетно-композиционное своеобразие. Сатирическое изображение советской действительности. Тема возвышающей, трагической любви и творчества в несвободном обществе.

    дипломная работа , добавлен 26.03.2012

    Тема любви в произведениях зарубежных писателей на примере произведения французского писателя Жозефа Бедье "Роман о Тристане и Изольде". Особенности раскрытия темы любви в произведениях русских поэтов и писателей: идеалы А. Пушкина и М. Лермонтова.

    реферат , добавлен 06.09.2015

    Особенности любовной лирики в произведении "Ася", анализ сюжета. Действующие лица "Дворянского гнезда". Образ тургеневской девушки Лизы. Любовь в романе "Отцы и дети". Любовная история Павла Кирсанова. Евгений Базаров и Анна Одинцова: трагизм любви.

    контрольная работа , добавлен 08.04.2012

    Судьбы русской деревни в литературе 1950-80 гг. Жизнь и творчество А. Солженицына. Мотивы лирики М. Цветаевой, особенности прозы А. Платонова, основные темы и проблемы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита", тема любви в поэзии А.А. Блока и С.А. Есенина.

    книга , добавлен 06.05.2011

    Роль любовной лирики в творчестве К.М. Симонова. Цикл стихов "С тобой и без тебя" как лирический дневник в стихах. Женщина как символ вечной красоты. Тема любви на фоне военной тематики. Драматическая история отношений, пронесенная через тяжкие испытания.

    реферат , добавлен 27.03.2014

    Роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита". Проблема взаимоотношения добра и зла и ее место в русской философии и литературе. Обличение истории Воланда и тема мистики в романе. Парадоксальный и противоречивый характер романа. Единство и борьба добра и зла.

    реферат , добавлен 29.09.2011

    Место темы любви в мировой и русской литературе, особенности понимания этого чувства разными авторами. Особенности изображения темы любви в произведениях Куприна, значение этой темы в его творчестве. Радостная и трагическая любовь в повести "Суламифь".

    реферат , добавлен 15.06.2011

    М.Ю. Лермонтов – сложное явление в истории литературной жизни России, особенности его творчества: поэтическая традиция, отражение пушкинской лирики. Любовная тема в стихотворениях поэта, роль идеала и памяти в понимании любви; стихотворения к Н.Ф.И.

Love story с непременным happy end – это не только сценарий каждой второй голливудской мелодрамы, но еще и мечта любой нормальной женщины.

Только вот все эти "любовные истории" и "счастливые концы" (если в переводе на великий и могучий) – явления сугубо западные. А между тем и на русской земле случаются истории, нисколько не уступающие им по драматичности и накалу страстей. И давно бы пора придумать всем этим явлениям из области чувств русские названия.,

А пока филологи трудятся, мы предлагаем разобрать женские типы поведения в любви на примере русской классической литературы. С учетом всех плюсов, минусов и подводных камней.

Лариса Огудалова (А.Н. Островский "Бесприданница")

Тип. Женщина-рабыня.

Девиз. "Я за ним одним, я к нему одному".

Лариса Гузеева в фильме "Жестокий романс"

Несчастная страдалица Лариса, блестяще написанная Островским как тип, а после талантливо исполненная Ларисой Гузеевой в фильме "Жестокий романс", всегда вызывала у окружающих сострадание. И за общим драматическим фоном мало кто замечал, что в большинстве своих бед она виновата сама. Сергей Сергеевич Паратов – это ее "мужчина мечты", здесь все совершенно ясно. Но как же можно так безрассудно бросаться с ним во все тяжкие, даже не выяснив, собирается ли он жениться или хоть как-то узаконить отношения? Дело в том, что Ларисе просто нравится чувствовать себя рабыней, заложницей и пленницей. Сначала пленницей собственного материального положения и матери, стремящейся найти дочери мужа побогаче, потом – пленницей нелюбимого Карандышева, и пленницей Волги в финале. А на протяжении всей жизни – безвольной рабыней Паратова, которому она отдала всю себя, хоть он об этом ее не особенно и просил. Логика присутствует: время, нравы. Но если бы Лариса относилась к Паратову с долей здорового цинизма и наслаждалась бы моментом, не забывая о том, что рано или поздно придется вернуться в суровую реальность, то все закончилось бы не так трагично.

Вывод: Даже когда чувства сильнее разума, нельзя забывать о последнем. А все поступки совершать лишь с проекцией их в некое обозримое будущее, чтобы избежать неприятных сюрпризов.

Ольга Ильинская (И.А. Гончаров "Обломов")

Тип. Женщина-реформатор.

Девиз. "Свобода, равенство, братство!"

Образ Ольги Ильинской

Лозунг французской революции вполне подходит для того, чтобы составить минимальное представление об Ольге Ильинской. Прогрессивная красавица заставила Обломова оторваться от дивана и наконец ощутить вкус жизни, как бы банально эти ни звучало. Любила ли она его? Пожалуй, что любила – но только своеобразной любовью, на перспективу. В этом заключалась и причина того, почему у них не сложилось: Ольга любила не Обломова здесь и сейчас, а Обломова будущего, идеального и существующего только в ее голове. Потому-то отношения быстро изжили себя, а Ольга перенесла свою любовь с Обломова на его друга Андрея Штольца – который без всяких реформ был прогрессивный, перспективный и активный, то есть менять не нужно было ничего.

Обломов, в свою очередь, нашел себе женщину-мамочку, Агафью Пшеницыну. Любви там, как известно, не было – зато была живая привязанность и благодарность, что в отношениях тоже немаловажно. Так каждый из двух влюбленных нашел свой идеал, а совместное будущее потопталось у двери и забылось. А счастье, между тем, было так возможно.

Вывод: Собираясь формировать мужчину "под себя", делайте это легко и ненавязчиво – и обязательно чередуйте периоды "атаки" с периодами заботы и неподдельного восхищения, чтобы он ничего не заметил и не испугался.

Наташа Ростова (Л.Н. Толстой "Война и мир")

Тип. Женщина-идеал.

Девиз. "Смотрите, но руками не трогайте".

Людмила Савельева в роли Наташи Ростовой

Прекрасная Наташа поразила Андрея Болконского на балу, да так, что он и думать забыл о беременной жене, которая ждала его дома. С мужчинами иногда такое случается. Да еще и наполеоновские войны, накал страстей, возможность скорой и героической смерти Андрея. Самое время влюбиться – страстно, без оглядки на внешние обстоятельства. Вот и Наташа поддалась порыву, очарованная великолепной формой, манерами и внешностью Болконского. А он влюбился в нее как в некий идеальный образ чистой, невинной и ослепительной женщины-ребенка.

Всем известно еще из школьной программы, что в итоге у пары ничего не вышло – неожиданно объявился Пьер, который позволил Наташе реализовать мечту всей ее жизни и стать многодетной матерью. Так оказалось, что функция деторождения была для этой ангельской девушки важнее, чем ее идеальная составляющая.

Но давайте представим, что Андрей и Наташа все-таки поженились. Через некоторое время они могли бы расстаться друзьями (и Наташа оказалась бы в объятиях все того же Безухова) или жить вместе, но оставаться несчастными. И все потому, что идеалу следует оставаться идеалом. А в расчете на длительные отношения девушке сразу следует дать понять мужчине, чего она хочет от жизни: дом и семью или чувства и страсти.

Вывод: Если вы по-настоящему любите его, то загадочным идеалом следует оставаться лишь до определенного момента. Но однажды надо честно признаться, что по утрам вы иногда похожи на домовенка Кузю, а детей не планируете заводить до тридцати пяти.

Сонечка Мармеладова (Ф. М. Достоевский "Преступление и наказание")

Тип. Женщина-спасительница.

Соня – девушка опустившаяся, но именно ей Достоевский доверяет спасение Родиона Раскольникова. Она вообще в своем безудержном стремлении заставить Раскольникова покаяться и обратиться к Богу забывает о себе. Трактовка, возможно, банальная и односторонняя – но она все-таки имеет место. Ведь для спасения другого начать следует с себя. Так, очаровательной Соне Мармеладовой следовало бы самой очиститься, потом попробовать очистить своего отца и лишь после этого браться за незнакомого студента, обезвредившего старушку с помощью топора.

Если переводить на язык бытовых отношений, то все становится еще очевиднее: бывает, что женщина пытается спасти любимого мужчину от увлечения коньяком по вечерам, сигаретного дыма или даже плохих друзей (по ее мнению, конечно). А сама пропускает мимо ушей его замечания о подружках, которые три вечера в неделю тянут ее в бары, или о страсти к необдуманным и часто дорогостоящим покупкам. Проще говоря, если уж меняться, то вместе. Потому и закончилось у Сони с Родионом все хорошо – пусть в Сибири, зато рядом. А с любимым человеком даже грехи замаливать легче.

Вывод: С милым рай и в шалаше, и в двухэтажном коттедже – это факт. Но для того, чтобы рай так и оставался раем, бороться с вредными привычками и пагубными пристрастиями нужно сообща.

Оксана (Н. В. Гоголь "Ночь перед Рождеством")

Тип. Женщина-провокатор.

Девиз. "Ты мне черевички, а я тебе – свою любовь".

Людмила Мызникова в роли Оксаны

Коварная соблазнительница или кокетливая интриганка – вряд ли одно из этих определений в полной мере отразит характер героини Гоголя. Автор совсем не хотел сделать ее отрицательной, а ее холодность напускная. Такая часто возникает под влиянием чувства собственного достоинства. Так, девушка, сама того не ведая, издевается над несчастным и до безумия влюбленным в нее Вакулой. Ему, впрочем, тоже нужно отдать должное. Не всякий мужчина решится достать с неба звезды или с ноги императрицы черевички, особенно в отсутствии у него соответствующих финансовых возможностей.

Ошибка Оксаны в том, что она не говорит Вакуле о своих чувствах. А достоинство - в том, что, несмотря на гордость и себялюбие, она находит в себе силы признать ошибки – тот случай, когда лучше поздно, чем никогда. Только поэтому финал у фантастической истории положительный: Оксана получила туфельки, а кузнец Вакула – любимую. И все счастливы.

Вывод: Строить из себя снежную королеву можно, но только очень осторожно. Важно почувствовать момент, когда мужчина будет готов отступиться от вас – и тогда скромно признаться, что все было не зря.

Фенечка (И. С. Тургенев "Отцы и дети")

Тип. Женщина-хранительница очага.

Девиз: "Я сделаю для семьи все, что будет нужно".

Юлия Макарова в роли Фенечки

Если вы вдруг забыли, то Фенечка – это жена Николая Ивановича Кирсанова, отца Аркадия. Впрочем, женой ее вряд ли можно назвать, а понятия гражданского брака в те времена не существовало. Жениться он на ней не мог – разница в социальном положении не позволяла. Однако это не помешало Фенечке родить Николаю Ивановичу ребенка, а потом тихо жить с ним в деревне и радоваться этой житейской гармонии под стрекотанье кузнечиков и поэзию Пушкина.

Правильно ли поступают девушки, которые посвящают себя семье и детям полностью? С одной стороны, нет, потому что важно не забывать и о саморазвитии, и о развлечениях, когда ребенок подрастает и может оставаться с папой или бабушкой. Разрядки просто необходимы, чтобы сохранять бодрость тела и духа.

С другой стороны, Фенечка была счастлива и без этого. Получается, что отдавать всю себя семье может быть не только благородно, но и приятно. Тихая и спокойная жизнь в любви и взаимопонимании – это тоже уголок рая на земле для людей определенного склада характера.

Вывод: Сидеть дома с ребенком и посвящать все свободное время семье или выходить в свет, на выставки и в театр – вы имеете полное право как на первое, так и на второе. Главное, чтобы вы сами ощущали себя счастливой.

Татьяна Ларина(А.С.Пушкин "Евгений Онегин")

Тип: «национальный тип» русской женщины, пылкой и чистой, мечтательной и прямодушной, стойкого друга и героической жены

Девиз: нравственость и духовность превыше всего, даже любви

Клодт М.П. 1886 Татьяна Ларина

Татьяна Ларина – любимая героиня поэта, самый известный женский образ русской литературы. Пушкин с любовью описывают ее внешность, «милую простоту», силу ее чувств, характер, образ мыслей:

Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива…

Пушкин лишает свою героиню привлекательной внешности, но наделяет ее богатым духовным миром. Героиня с первого знакомства пленяет читателя своей душевной красотой, отсутствием притворства.

Мы встречаемся с Татьяной в поместье ее родителей. В семье Татьяна «казалась девочкой чужой», она не ласкалась к родителям, мало играла с детьми, не занималась рукоделием:

Природа – это мир души Татьяна, бесконечно близкий ей. В этом мире она свободна от непонимания, от людей. Деревья, ручьи, цветы – это ее друзья, которым можно доверить свои тайны.

И вот Татьяны встретилась с Онегиным. «Пора пришла, она влюбилась», и в ее сознании ожили образы книжных героев:

…В единый образ облеклись,

В одном Онегине слились.

Татьяна почувствовала Онегина, почувствовала, что это именно тот, кто ей нужен, что в нем есть качества, которые их сближают. Как бы ни был Онегин сдержан, Татьяна сумела угадать его индивидуальность.

Девушкам того времени признаваться в любви считалось неприлично. Онегин, в какой-то мере, поступил правильно, дав Татьяне «урок» в саду, хотя он был достаточно резким. Онегин оценил достоинства Татьяны и предостерег ее от дальнейших возможных ошибок.

Татьяна выросла, стала невестой, значит, ее пора отдавать на выданье, а луНа одном из балов тетушки примечают Тане важного генерала «и локтем Таню враз толкнули». Так Татьяна «нашла» своего жениха.

Случайность вновь сводит Татьяну Ларину и Евгения Онегина. Евгений не ожидал увидеть Татьяну такой. Что же было в ней неожиданного? Татьяна стала тиха, равнодушна, чувствовала себя спокойно и уверенно. Она запомнила «урок» Евгения, первое правило «света», и именно свет заставил Татьяну жить по своим законам, научил ее владеть собой, смирять чувства. Но Татьяна даже при таких «суровых законах», не могла перестать быть собой. Онегин разглядел во внешне холодной прежнюю, душевно богатую Татьяну, и душа его устремилась к ней. Онегин пишет Татьяне письмо, в котором объясняется в любви:

…Все решено: я в вашей воле

И предаюсь моей судьбе.

Но для Татьяны теперь главное – долг перед мужем. Раньше, до замужества, она могла пожертвовать собой, но сейчас она не может пожертвовать честью своего мужа. Онегин, с душой «холодной и ленивой», не годится в спутника жизни, ведь он даже не может составить своего счастья. «Евгений Онегин» - первый философский роман в котором Пушкин поднимает проблемы бытия. В его произведениях вырисовывается та девушка, которой он отдает предпочтение. Главные ее качества – благородство, верность. Татьяна, которая по-прежнему любит Онегина, но отвечает ему отказом, достойна восхищения. И если жизнь Онегина бессмысленна, он сеет зло, смерть, безразличие, то Татьяна видит смысл своей жизни в любви, в выполнении супружеского долга. Онегин знает все и учит всех, но он не смог сломить Татьяну, потому что она сильна духом. Как раз этого и лишен герой, и, я считаю, именно это объясняет развязку романа.

Счастлива ли Татьяна, выйдя замуж за богатого генерала? Конечно же, нет! Ее чистота, красота, нравственная сила – все это не было принято в мире, куда она попала. Потому она искренна с Евгением, так как чувствует родственную душу, но потому Татьяна и отказывает ему: ведь она по-настоящему любит его.

Вывод:для Пушкина Татьяна – идеал русской женщины. Ее образ учит современных девушек верности, нравственной чистоте, жертвованию всем ради любви, серьезному отношению к жизни и людям, огромной духовной силе. Этот образ будет вечным, потому что в девушке всегда ценится искренность, глубина чувств, готовность к самопожертвованию и целомудренная чистота.

В общем, перечитывайте русскую классику. В ней можно найти не только умные мысли, но и практические рекомендации – чтобы любовная история по-русски имела самый счастливый конец.