Придумать и описать один день головлевых. Господа головлевы анализ произведения

/ / Женские образы в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»

В романе Салтыков-Щедрин показывает историю жизни семейства Головлевых. Автор изначально выделяет роль женщин в данном произведении. В романе присутствует несколько женских образов. Давайте более детально рассмотрим каждый из них.

Образ Арины Петровны

– престарелая помещица, которая всю свою сознательную жизнь посвятила накоплению денег. Именно материальный достаток для нее был важнее всего. Имея трех сыновей и дочь, она не питала особых материнских чувств ни к одному из детей, хотя и каждого в свое время обеспечила достойным наследством.

Арина Петровна с осуждением и даже с пренебрежением относится к проделкам своего сына и дочери, которые не смогли сохранить то, что она им выделила. Однако брать на себя ответственность и не помогать им дальше, женщина не в силах. Ее очень беспокоит мнение окружающих, соседей и родни, поэтому она разрешает проигравшемуся в карты сыну вернуться в имение Головлевых, а так же «берется за воспитание» внучек от покойной дочери.

Вступать в спор с этой властной женщиной никто не решался. Даже взрослые сыновья заискивали с ней, дабы не остаться без наследства. С мужем Арина Петровна не считается, и никогда не считалась. Она привыкла руководить всеми, в том числе супругом и детьми. Женщина, буквально подавляла волю домочадцев, за что ее из ненависти все и называли ведьмой.

Арина Петровна была несчастна и счастлива по-своему. С одной стороны она тешила свою гордыню и во всеуслышание говорила о своих заработанных деньгах, о том, что смогла удачно «пристроить» сыновей и выделить каждому «кусок». С другой стороны она не могла понять, почему отпрыски, получившие от нее помощь, так и не смогли хорошо устроиться в жизни. Дочь Анна после большого скандала, обвенчалась с возлюбленным. Когда деньги у молодых закончились, то и любовь прошла. Анна, оставшись брошена с двумя детьми, вскоре скончалась. Сын Степка, продав дорогой дом на торгах, вынужден был вернуться к матери ни с чем.

Так же женщина очень болезненно переносила старость и собственную никчемность, ведь под конец жизни, она стала приживалкой в доме родного сына сразу же после отмены крепостного права. Она поняла, что все ее стремления и достижения по обогащению оказались в итоге напрасны. Дом – разорен, дети – мертвы.

Но, к сожалению, это прозрение наступило незадолго до собственной кончины.

Внучки Арины Петровны Анна и Люба

Анна и Любовь задались целью навсегда уехать из деревни. Став актрисами в театре, они практически вырвались из тяжелых семейных уз. Однако расчетливость Любаши и низкие моральные понятия сыграли для девушки злую шутку. Обе сестры катятся вниз по наклонной. В итоге именно Люба решает покончить жизнь самоубийством.

Анна по натуре очень открытый и добрый человек, всячески пытается остаться в живых. Однако потеря сестры сломала девушку, и она, пристрастившись к алкоголю, лишается и морального, и физического здоровья.

Анна принимает единственное правильное решение - вернуться в Головлево, дабы хоть на немного продлить свое жалкое существование.

Этот роман прекрасно показывает, какие мнимые ценности, цели и желания, преследуют порой людей. Нет, это не только деньги и власть. Это в первую очередь желание дать собственным детям безбедное существование, подарить им счастливую жизнь. Да, это не плохо, но, счастье, оно ведь у каждого свое.

Арина Петровна этого не учла. А в итоге детей нужно было любить, а не откупаться «кусками». Учить их уважать и ценить то, что имеешь, а не давить понапрасну. Поэтому, то, что создавалось десятками лет, рухнуло в один момент.

Анне и Любе для достижения поставленных целей не хватило самодисциплины и желания развиваться творчески и духовно, а стремление жить за чужой счет, подвело обеих сестер к утопии.

/ / / Образ Павла Владимировича Головлёва в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»

В названии Салтыков-Щедрин намеренно говорит о Головлевых, как о господах, а не о семействе. Ведь как семья они так и не состоялись.

В романе важную роль играет образ Павла Владимировича. Он младший сын властной помещицы Арины Петровны и легкомысленного помещика . Всего в их семье было четверо детей.

К младшему сыну относилась спокойно, даже равнодушно, в отличие от старшего сына Степана, которого презирала, потому что тот был похож на отца.

Павел дослужился до офицера, а потом ушел в отставку. Герой поселился в имении Дубровино.

Павел еще холостой мужчина, в отличие от Порфирия. Он стройный, широкоплечий. О таких говорят – кровь с молоком.

Герой олицетворяет собой человека, не способного на какие-либо поступки. «Человек, лишенный поступков» - вот важная деталь в характеристике Павла Владимировича.

Автор так же акцентирует внимание на отчужденности героя. Павел любил оставаться один, в детстве забивался в уголок и фантазировал о том, как ему не надо учиться. Он не выказывал стремления ни к учебе, ни к играм. Таким он и вырос – необщительным и тихим.

К матери Павел не был привязан, не умел приласкаться, угодить, как это делал Порфирий. Он всегда смотрел исподлобья, будто так и норовит укусить. Арина Петровна относилась к младшему сыну равнодушно, поэтому не брала его в расчет при распределении имущества. Порфирию досталось имение Головлево, а Павлу – Дубровино, то, что было похуже. Поэтому Павел считал, что с ним поступают не справедливо, что его права притесняют. Из-за этого он часто перечит матери, хотя и побаивается ее.

О Павле Владимировиче говорится, что он был апатичен и загадочен. Герой был из тех непонятных людей, которые способны совершать добро, но бездействуют, способны принимать разумные решения, но не принимают их. Возможно, этот человек был честным, но его честность так никто и не оценил. Он олицетворяет тип людей, в которых многое заложено, но которые так и не решаются на поступки. Поэтому Павел Владимирович – человек без поступков.

Павел являет собой полную противоположность брату Порфирию. Если тот способен заплакать, то Павел показан, как бесчувственная и холодная личность. В напряженный момент плачет, а Павел ведет себя, как бесчувственная кукла, а не человек.

Герой, став владельцем имения Дубровино, так и не научился быть настоящим хозяином. Его слуги крали, обманывали, но так и не были разоблачены им. Хотя и Арина Петровна указывала на их преступления, Павел закрывал на это глаза. Почему он не видел очевидных краж? Возможно, потому что просто ленился, и не хотел обременять себя делами.

Павел начинает пить, и со временем превращается в жалкого человека. Его ждет печальный конец, как и Степана.

В романе «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина выведена целая галерея образов одной семьи – помещиков Головлевых. Эта семья идет к деградации и разрушению, она распадается, а потом ее члены и физически отходят в небытие.

Образ Арины Петровны: это единственный незаурядный человек в семье Головлевых. Она мать и глава семьи. «Женщина властная и притом в сильной степени одаренная творчеством» - характеризует ее автор. Арина Петровна руководит хозяйством, ведет все дела семьи. Она бодрая, волевая, энергичная. Но толк от этого есть только в хозяйстве. Арина Петровна подавляет своих сыновей и мужа, который ненавидит ее за это. Мужа она никогда не любила, считала шутом, слабаком, неспособным вести хозяйство. «Муж называл жену «ведьмою» и «чертом», жена называла мужа «ветряною мельницей» и «бесструнной балалайкой».

По сути дела, проживя сорок лет в семье, Арина Петровна остается холостячкой, которую интересуют только деньги, счета и деловые разговоры. У нее нет теплых чувств к мужу и детям, нет сочувствия, поэтому она так страшно наказывает близких, когда они безответственно относятся к имуществу или не подчиняются ей.

Образ Степана Головлева: это «даровитый парень» с озорным характером, с хорошей памятью и способностями к учебе. Однако он воспитан в праздности, вся его энергия уходила на проказы. Отучившись, Степан оказывается неспособным сделать карьеру чиновника в Петербурге, так как не имеет к ней ни способностей, ни охоты. Он еще раз подтверждает прозвище «Степка-балбес», долго ведет бродячую жизнь. К сорока годам он панически боится матери, которая не поддержит, а наоборот, заест. Степан приходит к осознанию, что он «ничего не может», потому что никогда не пытался трудиться, а хотел получать все даром, урвать кусок у жадной матери, или еще у кого. Он спивается в Головлеве и умирает.

Образ Павла Головлева. Это военный, но тоже человек подавленный матерью, бесцветный. Внешне он огрызается и грубит матери. Но внутри боится ее и придирается к ней, сопротивляясь ее влиянию. «Это был человек угрюмый, но за угрюмостью скрывалось отсутствие поступков – и больше ничего». Перебравшись в Головлево, он перепоручает дела своей ключнице – Улите. Сам же Павел Головлев спивается, поглощенный ненавистью к брату Иудушке. Они умирает в этой ненависти, озлобленный, с ругательствами и проклятиями.

Образ Иудушки, Порфирия Головлева. Этот человек – квинтэссенция головлевского рода. Он избрал своим оружием лицемерие. Под маской милого и душевного человека он добивается своих целей, собирает вокруг себя родовое имущество. Низкая его душа радуется бедам братьев и сестер, а когда они умирают, он получает искреннее удовольствие при дележке имущества. В отношениях со своими детьми он тоже в первую очередь думает о деньгах - и сыновья не выдерживают этого. Никогда при этом Порфирий не позволяет себе сказать грубость или колкость. Он вежлив, притворно мил и заботлив, бесконечно рассуждает, разводит медоточивые речи, плетет словесные интриги. Люди видят его лживость, но поддаются ей. Даже сама Арина Петровна не может им сопротивляться. Но в финале романа приходит к своему падению и Иудушка. Он становится ни к чему не способен, кроме пустословия. По целым дням он надоедает всем разговорами, которых никто не слушает. Если же прислуга оказывается чувствительной к его «словоблудию» и придиркам, то старается от хозяина сбежать подальше. Тиранство Иудушки становится все мелочней, он тоже пьет, как покойнее братья, для развлечения целыми днями вспоминает мелкие обидки или минимальные просчеты в хозяйстве, чтобы их «обмусолить». Тем временем реальное хозяйство не развивается, приходит в запустение и упадок. В финале романа на Иудушку снисходит жуткое прозрение: «Нужно всех простить…Что… что же такое сделалось?! Где… все?!» Но семья, разделенная ненавистью, холодностью и невозможностью простить, уже разрушена.

Образ Анны и образ Любы из «Господ Головлевых». Племянницы Иудушки – представительницы последнего поколения Головлевых. Они пытаются вырваться из гнетущей атмосферы семьи, сначала им это удается. Они работают, играют в театре и гордятся этим. Но к последовательной, упорной деятельности их не приучили. Не приучили и к моральной стойкости, жизненной твердости. Любиньку губит ее цинизм и расчетливость, взятые от бабушки, и она сама толкает в пропасть сестру. Из актрис «сестры Погорельские» переходят в содержанки, затем почти в проститутки. Аннинька, более чистая морально, более душевная, бескорыстная и добросердечная, упорно цепляется за жизнь. Но и она ломается, и после самоубийства Любиньки, больная и пьющая, возвращается в Головлево, «умирать».

Основным персонажем произведения является Порфирий Владимирович Головлев, один из сыновей многочисленного семейства помещицы Арины Петровны, прозванный с самого раннего детства родными Иудушкой и кровопийцей.

Писатель представляет героя в качестве потомственного дворянина со светлым смиренным лицом, глазами, источающими чарующий ядовитый взгляд и парализующим волю голосом.

Характерными чертами Иудушки Головлева являются его лицемерность, лживое притворство, выражающиеся в виде чрезмерных стяжательства и скупости. С малых лет Иудушка с помощью заискивания, ябед и лжи получает от матери все самое лучшее, а впоследствии, используя уже усовершенствованные методы влияния на мать, становится единственным владельцем семейного имения Головлевых.

Отличаясь пустословием и болтливостью, Иудушка не имеет в своем характере ни одного нравственного принципа, поскольку от природы обладает ехидным нутром. При этом Головлев позиционирует себя в образе прямого и правдивого человека, совершая омерзительные и низменные поступки. Однако в его характере присутствует религиозность и набожность, выражающиеся в ежедневных многочасовых молитвах, но эти качества обусловлены страхом Иудушки перед нечистой силой, и они не способны взрастить в душе героя доброту, сочувствие к окружающим.

Будучи вдовцом, Головлев воспитывает двух сыновей, относясь к ним с полным безразличием, жестокостью и холодностью. Оба сына уходят из жизни в молодом возрасте, не дождавшись необходимой от отца помощи.

Вступив в наследство на имение, Головлев приступает к обязанностям хозяина, выгнав престарелую мать в дом брата и начав тиранить прислугу и работников, поскольку не чувствует ни единого нравственного ограничения для неблаговидных поступков. При этом он в состоянии уничтожить человека только при помощи своих язвительных фраз и слов.

Иудушка совращает простую девушку Евпраксию, заставив ее вступить с ним в сожительство. Девушка рожает Головлеву сына, от которого он избавляется, отправив младенца в приют.

К старости Иудушка становится диким, замкнувшимся в себе человеком, постоянно беседующим в мыслях с разными людьми. Внезапно он вспоминает об умершей матери и ощущает муки совести за жестокое обращение с ней. Иудушка посещает заброшенную могилу матери, по пути к которой замерзает на дороге, скончавшись.

Используя образ Иудушки Головлёва, писатель раскрывает нравственные проблемы общества крепостнического строя.

Сочинение на тему Иудушка

Интересный персонаж Иудушка, даже немного ехидный и зловещий. С детства он привык наушничать и доносить, и преподносить неприятные известия ласковым голоском, предано заглядывая в глаза. Родная мать удивлялась жадности, скупости и жестокости сына. Почему Порфирий стал таким? Может от того, что мать особо никогда не любила своих детей считая их обузой? Всю свою жизнь она прожила с нелюбимым мужем, который тоже любил пакостить людям. Возможно и отношения между родителями так повлияли на характер Порфиши.

Дочь ее умерла и оставила ей двух внучек, старший сын Степан спился от безысходности. Госпожа Головлева делит свое имение на двоих на Иудушку и Павла. Тихо и мирно Порфиша выживает мать с ее родного имения, и бедная женщина уходит к Павлу, который в последствии спивается и умирает.

Порфирия не любят ни в семье, ни дворовые люди. Будучи лукавым человеком с детства, чтобы быть любимым сыном он не стесняясь мог рассказать о любом промахе сестры и братьев. Нет не сразу, а сперва начнет издалека заинтересует разожжет интерес, а потом и выложит самое главное. Он может без труда втереться в доверие к любому как это он сделал с добрым другом маменькой. Всегда ласковый он никогда не употребляет плохих слов всегда только уменьшитнльно ласкательные и от этого становится еще противнее и страшнее. Ему иногда было достаточно мимики и жестов, чтобы добиться своего.

Особенно гадко слушать как Порфирий Владимирович ласково так отказывает сыну, который нуждается в деньгах, это настолько неприятно что появляется к этому человеку отвращение. Неужеди ты не можешь выделить из своих капиталов сумму которая поможет человеку ведь кроме тебя у него никого нет. Так же он себя ведет и с племянницами, котрые не выдерживают и уезжают. Коварный и злой, но при этом трусливый и не способный сознаться в своих ошибках он тихонько отсылает новорожденного сына в приют. Дабы не узнали про его любовную связь.

Так Иудушка остался один. И только разговоры с племянницей за бутылкой горячительного открывают ему глаза, что именно он виноват в смерти всех родных.

Иногда слишком поздно начинаем понимать весь ужас содеянного. И это прискорбно. Надо быть человечнее и добрее.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Дарьи Мелеховой в романе Тихий Дон Шолохова сочинение

    Дарья Мелехова - героиня романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Она не входит в число главных героев произведения, но тем не менее, образ Дарьи очень интересен.

    Такая фраза может нести в себе положительный посыл, так как побуждает людей к активности к каким-то действиям. Соответственно, они становятся более заинтересованными в остальном мире, других людях

В самом начале книги мы знакомимся со Степаном Головлевым, Степкой-балбесом. Этот «блудный сын» вернулся в родной дом, понимая, что здесь его ожидает гибель.

Человек опустился, пьет. Жилище, захламленная комнатка, вытравляет из Степана все признаки жизни. Он превращается в нечто без мысли и чувства.

Мать, Арина Петровна, пытается задобрить сына после неудачного побега из Головлева, но «балбес словно окаменел», замолчал, целыми днями бродил по комнате.

Мать боялась, что сын спалит усадьбу. Он же об этом и не помышлял. «Казалось, он весь погрузился в безрассветную мглу, в которой нет места не только для действительности, но и для фантазии».

На этом человеке - печать вырождения. Что может получиться из пропойцы и тунеядца, потерявшего себя. Степан стал апатичным и безвольным, он даже для себя ничего не мог сделать.

Арина Петровна, мать семейства, всю жизнь стремилась к увеличению собственности, которая обернулась против нее и ее детей.

Сын Павел превратился в угрюмого «человека, лишенного поступков».

Главный герой произведения, Порфирий Головлев, является олицетворением самого страшного в человеке.

Степка-балбес в детстве дал ему три прозвища: Иудушка, кровопивушка, откровенный мальчик. Само слово Иудушка Салтыков-Щедрин умело замаскировал: вроде как «Иуда», а в то же время «душка». Паинькой прикидывался Порфирий всегда: любил приласкаться к маменьке, понаушничать. Даже для Арины Петровны его «взгляд казался… загадочным». Маменьке хотелось послушания и преданности, вот в такого хорошего мальчика он и играл.

Вырос Порфирий Владимирович, но привычкам добродетельным, ласковым не изменил. Роль заботливого дяди, беспокоящегося о детях родной сестры, он тоже играл умело.

На самом же деле это был «кровопивец», готовый ради собственности на все, совершенно безжалостный.

Порфирий хитер, он постоянно плетет для кого-то паутину. Вот приехал в дом умирающего брата Павла, где даже пытается шутить с родственниками. Щедрин пишет об этом: «Все улыбнулись, но кисло как-то, словно всякий говорил о себе: ну, пошел теперь паук паутину ткать!»

К постели умирающей матери Порфиша, «словно змей, проскользнул…» Так ведет он себя по отношению ко всем родственникам. Для него нет дорогих людей. Аннинька, племянница, последней попадает к дядюшке в паутину. Щедрин пишет, что Порфирий Владимирович встретил ее «с обычной благосклонностью, в которой никак нельзя было различить - хочет ли он приласкать человека или намерен высосать из него кровь».

Жизнь Иудушки подчинена собственности. Именно она убила в нем человеческое, развратила некогда существовавшую душу. Страшно то, что действует он «на законном основании». Не призовешь к ответу подлеца!

Щедрин хочет показать в своем романе, что нравственное убожество ожидает всех, кто ступает на стезю святотатства.

Ужасно лицемерие Иудушки, который старается выглядеть лучше, чем он есть на самом деле!

Прикидываясь заботливым, он выгоняет из имения маменьку, обрекает на смерть сыновей, имущество братьев присваивает.

Читая роман «Господа Головлевы», мы смеемся и ужасаемся, а иногда становится просто жутко. Писатель несколько раз употребляет слово «комедия». Ведь комично по природе своей и стяжательство, и лицемерие, и пустословие. А как страшен этот помещичий мир, где царствует ненависть, полным ходом идет процесс нравственного и физического разложения!