Причины и история антисемитизма. Антисемитизм - что такое? Причины антисемитизма. Антисемитизм в России

Враждебное отношение к евреям (антисемитизм) имеет глубокие и древние корни. Ненависть к иудеям существовала в самых разных обществах: языческих, христианских, просвещенных европейских и т. д. Она была вызвана двумя ключевыми причинами: национальной и религиозной. Отличие в нации и конфессии сделало евреев изгоями во многих странах и на много столетий. Антисемитизм стал одной из движущих сил самой страшной трагедии в истории человечества - Второй мировой войны.

Возникновение

Явление антисемитизма возникло в эпоху Античности в среде язычников Ближнего Востока. Особенно сильно не любили евреев в Египте. Властители дум этой страны (мудрецы, правители, жрецы) обвиняли своих соседей в различных кознях. Истоки антисемитизма необходимо искать в религиозных, политических и экономических причинах.

Одним из первых идеологов антисемитизма, чье имя сохранила история, был египетский жрец Манефон. Он жил в III веке до н. э., при царе Птолемее II. Популярный у толпы Манефон называл евреев нечистыми и обвинял их в разграблении храмов. Его последователи распространили легенду о том, что палестинский народ поклоняется ослиной голове из золота.

Именно тогда, в античную эпоху, появились первые предрассудки о евреях. Люди нуждались во враге, которого можно было бы обвинить во всех своих бедах. Еще удобнее оказалось хулить целый народ. Так как нельзя избавиться от всей нации, то и образ незримого врага никуда не денется. На своем раннем этапе история антисемитизма уже знала первые еврейские погромы. Они происходили в крупных египетских городах (например, в Александрии).

Античность

Когда Палестина была присоединена к Римской империи, евреям пришлось привыкать к новым условиям жизни. Важным событием для эволюции антисемитизма стало появление христианства. Первые столетия нашей эры римляне вообще с трудом отличали иудеев от последователей Иисуса из Назарета. Для империи религиозные взгляды обеих этих групп приравнивались к одинаково еретическим.

Постепенно христианство набирало все большую популярность, а последователи данного учения появились во всех провинциях Римского государства. На этом фоне имперская политика антисемитизма стала слабеть. Главная угроза прежнего римского порядка преобразилась в христианство. Иудеев оставили в покое.

Что касается самих ранних христиан, то их отношения с евреями также приняли враждебный характер. Последователи новой религии считали иудеев виноватыми в казнях некоторых первомучеников, заключении в темницу апостолов Иоанна и Петра и т. д. Обе группы не брезговали доносами римлянам друг на друга. При этом христиане всегда считали иудейский Ветхий завет священной для себя книгой и включали его в собственную Библию. Некоторые ученики Иисуса считали, что именно евреи виноваты в казни центральной фигуры их религии.

Пропасть между двумя конфессиями стала еще шире после Иудейской войны в 66-70 гг., во время которой римляне разрушили Иерусалим. Накануне осады христиане покинули священный город. Иудеи сочли этот демарш предательством. В античном мире причины антисемитизма заключались в религиозных предрассудках. Например, христиане посчитали, что разграбление римлянами Иерусалима было символом того, что именно их учение является верным, тогда как евреи довели священный город до прямого уничтожения. Антисемитскую повестку поддерживали и тогдашние деятели церкви. Критика евреев содержится почти во всех ранних богословских сочинениях (Послании Варнавы, Слове о Пасхе, произведениях Амвросия Медиоланского и Иоанна Златоуста).

Евреи и христиане

В IV столетии, при императоре Константине Великом, Римская империя официально признала христианство своей официальной религией. В государстве, полностью окружившем своими владениями Средиземное море, началось уничтожение языческих идолов и храмов. Доставалось и другим монотеистическим религиям, в том числе и иудаизму. Еврейский антисемитизм подчеркивался самим Константином. В 325 году, во время важнейшего для его современников Первого Никейского собора, император прямо назвал еврейский народ «ненавистным». В своем выступлении Константин сформулировал тот принцип, которым христиане в дальнейшем пользовались на протяжении многих столетий. Заключался он в том, что правоверные приняли от Христа истинный путь, тогда как иудеи верны лживым и ошибочным традициям.

Подобным образом и сложился антисемитизм. Что такое религия для человека Античности и Средневековья: это важнейшая часть жизни, а любой спор в этой чувствительной теме мог легко обернуться многовековой враждой. Евреи обвинялись в отвержении Христа как учителя. Вслед за тем появились и более мирские претензии. Евреев стали считать отравителями колодцев, ритуальными убийцами детей и т. д.

Христиане плохо относились к любой другой религии, особенно если она была языческой. Однако именно иудаизм пережил испытание времени и сохранился с тех древних пор до наших дней в неизменном виде. Все это время посетители синагог соседствовали с прихожанами церквей. Любой их конфликт накладывался на прежние претензии. Рос целый ком ненависти, который с каждым поколением считался все более нормальным порядком вещей.

Средневековье

C IV века антисемитизм в мире христиан становится привычным явлением. Этому способствует сама церковь. Религиозные деятели дискриминировали евреев и даже иногда благословляли их погромы. К примеру, Иоанн Златоуст даже написал специальные проповеди против иудеев, в которых бичевал их за жестокость и кровожадность и сравнивал с хищными животными.

В Средние века священный город христиан и евреев, Иерусалим, был захвачен приверженцами новой религии - ислама. В 1096 году папа римский организовал Первый крестовый поход, целью которого было освобождение Палестины от неверных. Традиционно считается, что для европейских рыцарей война началась именно на Ближнем Востоке. Однако на самом деле крестоносцы обнажили мечи еще до того. Находясь в Европе, они устроили несколько крупных еврейских погромов, причиной которых был все тот же застарелый антисемитизм. Что такое «неверный» для средневекового жителя Франции или Германии? Это не только мусульмане или язычники, но и все те же евреи.

В XIII веке, согласно решению IV Латеранского собора, католическая церковь потребовала от иудеев носить одежду со специальными опознавательными знаками, чтобы все окружающие знали, что рядом с ними находятся иудеи. Подобная же практика тогда существовала в исламском мире. В Средние века в некоторых странах прибегали к полному изгнанию всех евреев. Такие акции проводились в Англии, Франции, Испании.

Изгои

В XVI столетии во многих европейских государствах появились гетто - районы, где должны были принудительно селиться евреи. Такие городские кварталы изолировались от остальных и становились зоной отчуждения. Высокое Средневековье было периодом, когда антисемитизм в Европе достиг своего предела. Он носил в основном религиозный характер. Католические священники пропагандировали неподдельную ненависть к евреям. Особенно активны в этих призывах были члены монашеских орденов (францисканцы, доминиканцы и т. д.).

Тогда же появилась прослойка насильно обращенных в христианство евреев (марранов). Конечно, и среди паствы церкви находились люди, которые понимали, насколько порочен антисемитизм. Что такое заставляло этих смельчаков выступать против ненависти к иудеям? Критики антисемитизма в церкви апеллировали к Библии и заповедям Христа. Таким, к примеру, был основатель иезуитского ордена Игнатий Лойола. Однако защита евреев была слишком слабой. Она не могла сопротивляться тому союзу, который в антисемитской политике образовали светские и религиозные власти. Поэтому евреи ущемлялись не только с точки зрения религии, но и в повседневной жизни. Им запрещалось вступать в торговые гильдии. Иудеи облагались высокими сборами и налогами.

Средневековый антисемитизм в России существовал точно так же, как и в остальной Европе. Частые еврейские погромы происходили в XII веке. Чтобы подавить один из них, к власти пришел знаменитый Владимир Мономах. А его далекий потомок Иван Грозный, напротив, изгнал евреев из своих владений и в переписке называл их жидами.

Новое время

Даже когда религия перестала играть такую важную роль в жизни обществе, какую она играла в Средневековье, христиане не избавились от антисемитских стереотипов. То же самое происходило в мусульманских странах. Нелюбовью к евреям отличались даже прогрессивные мыслители эпохи Просвещения, например Вольтер или Дидро.

В XIX веке в Европе большой популярностью стало пользоваться движение национализма. Эти перемены были связаны со строительством новых государств, например целостной Германии и Италии. Национализм, как прежде и религия, взял на вооружение антисемитизм. Евреев в это время ненавидели за их принадлежность к собственно иудейскому народу, а не за их веру.

Именно тогда в Старом Свете появились первые ростки расизма. Националистические теории стали объяснять даже посредством научных гипотез. Предтечей этого явления был социал-дарвинизм. И хотя в большинстве передовых стран не было никаких антисемитских законов, на негласном уровне дискриминация евреев продолжала существовать. Изжить этот порок было крайне сложно, так как он имел уже глубокие исторические корни. Как результат, в 1870 гг. появились первые европейские антисемитские партии, которые стремились навредить иудеям на законодательном и государственном уровнях. Они пользовались популистскими и пропагандистскими приемами.

Кстати, именно в XIX веке появилось само понятие «антисемитизм». По одной из версий, в обиход его ввел германский публицист Вильгельм Марр. В немецком обществе того времени многие публичные фигуры были известны своей нелюбовью к евреям. Одним из них являлся выдающийся композитор Рихард Вагнер. Во Франции антисемитизм привел к знаменитому делу Дрейфуса, когда военного еврейской национальности обвинили в шпионаже в интересах Германии.

В США одним из самых знаменитых ненавистников евреев нового времени был создатель автомобильной компании Генри Форд. Он издавал антисемитские книги и публиковал точно такие же статьи. Антисемитизм успешного промышленника не мог не вызвать бурные споры в обществе. Против позиции Форда выступили десятки знаменитых людей. Его обвинили в антисемитизме многие деятели культуры и ведущие политики страны. Дошло до того, что американская общественность начала бойкотировать автомобили Форда, являвшиеся в то время лучшими в мире. В конце концов, ради своих бизнес-интересов предприниматель прекратил антисемитские выступления в публичном поле.

Антисемитизм и Россия

В царской России у антисемитизма было другое устойчивое название - юдофобия. Проблема отношений с евреями обострилась в конце XVIII века, когда при Екатерине II произошли три раздела Польши. В этой стране традиционно жило много иудеев. Значительная их часть оказалась подданными Российской империи. Чтобы отрегулировать этот поток, Екатерина в 1791 году учредила черту оседлости. Евреям было разрешено селиться только в Царстве Польском, Белоруссии, Бессарабии, Литве, отчасти на территории Украины. Этот порядок сохранился вплоть до революции 1917 года.

Антисемитизм в России проявлялся также в дополнительных налогах, которыми облагались евреи. Особенно это касалось тех из них, кто шел в купечество. При всем при этом существовал определенный порядок для получения разрешения селиться не только в западных губерниях, но и в крупнейших российских городах. К примеру, купцы должны были попасть в определенную гильдию и т. д. Тогдашний российский антисемитизм имел одну своеобразную черту. Он был исключительно религиозным, а не национальным. Таким образом, евреи, принимавшие крещение, избавлялись от ограничений и могли жить там, где им заблагорассудится.

Унизительная черта оседлости подталкивала иудейскую молодежь на присоединение к революционному движению, которое нарастало всю вторую половину XIX века. Например, много евреев занимали ключевые посты в партии большевиков. В итоге, после того как Россия пережила три революции, монархисты еще больше укоренились в своем антисемитизме. Жиды обвинялись в развале России. В Белом движении было много ненавистников евреев, что во многом дискредитировало всю идею борьбы с советской властью.

Впрочем, в СССР антисемитизм также существовал. На государственном уровне он не был постоянным, а возникал согласно политической необходимости. Особенный всплеск антисемитизма произошел в последние годы правления Сталина, когда был разгромлен Еврейский антифашистский комитет.

Опыт Германии

Самую страшную свою форму история антисемитизма приняла в XX веке, когда в Германии к власти пришли нацисты. Во время Второй мировой войны они принялись массово истреблять евреев. Убийства миллионов иудеев получили название холокоста, что переводится как "катастрофа".

Какие обстоятельства привели к появлению человеконенавистнической нацистской идеологии? Выше уже отмечалось, что антисемитизм существовал в Германии как в Средние века, так и в Новое время. В XIX веке он разделился на три основных течения: расистское, национал-государственное и социал-христианское. Все они несколько отличались друг от друга, но имели одни корни.

К примеру, политики-консерваторы поддерживали национал-государственный антисемитизм. Что такое еврейская проблема в их понимании? Например, историк Генрих фон Трейчке хотел добиться строительства национального немецкого государства, что означало «конвертацию» евреев в немцев. Чужаки должны были принять германскую идентичность, отказаться от своей религии и других обычаев или покинуть страну. Подобные воззрения в конце XIX век не были уделом маргиналов. Такая повестка приветствовалась даже образованными слоями немецкого общества.

Сторонники социал-христианской теории призывали вытеснить евреев из предпринимательства, журналистики, образования (в первую очередь из школ) и других областей труда, в рамках которых евреи традиционно влияли на общество. Третьей силой были расисты. Во-первых, они являлись противниками социалистов и либералов. Во-вторых, их программа основывалась на идее о многовековой борьбе германской и еврейской расы. Так антисемитизм впервые попытались защитить с точки зрения биологии.

Отчасти расисты ссылались на тезисы Дарвина. Раз в природе все виды не равны, то этот же принцип распространяется и на человеческие народы, считали они. Сегодня расизм, фашизм и антисемитизм критикуются во всех развитых странах. Однако в конце XIX и первой половине XX столетий, еще когда не было ужасов Второй мировой войны, подобные идеи можно было покрыть ширмой модных современных теорий.

Холокост

Немецкие антисемиты в массе своей были пангерманистами (они мечтали создать одно немецкое государство, которое бы объединило всех их соотечественников). В XIX веке этого не произошло. Немецкая нация оказалась разделена на Второй рейх (собственно Германию) и Австрию Габсбургов. В обеих странах были закономерно сильны антиеврейские настроения.

Настоящая антисемитская истерия началась после Первой мировой войны. Германия потерпела поражение. Ее экономика была разрушена. Те, кому удалось пережить смертоносные бои, остались без работы в обобранной стране. Люди стали искать виновных в своих бедах. На этом фоне популярность снискали радикалы. Гитлер был одним из них, хоть и далеко не единственным. Но именно он развил теорию об «ударе ножом в спину». Идея предательства евреев и их вины в поражении Германии стала очень популярной. Особенно были подвержены ей бедные слои населения, рабочие и вообще все те, кто в мирное время оказался за бортом жизни.

Гитлера на остановило даже то, что его обвинили в антисемитизме все идеологические оппоненты: от либералов до коммунистов. Когда нацисты пришли к власти, обвинения евреев во всех бедах стали признаком хорошего тона. Начались погромы (например, Хрустальная ночь). Многие из них санкционировались самими властями.

Однако настоящее истребление евреев последовало во время Второй мировой войны. Иудейское население вновь надело специальные опознавательные нашивки со звездой Давида. Евреев стали принудительно отправлять в трудовые лагеря, которые быстро переоборудовали в концентрационные. На «фабриках смерти» погибли сотни тысяч иудеев. Их сжигали в печах, травили газом, лишали жизни на невыносимой работе. Большое внимание нацисты уделяли образованию и пропаганде. Юные и даже маленькие немцы с раннего детства приучались ненавидеть евреев и видеть в них своих естественных врагов.

Современность

После Второй мировой войны против антисемитизма выступили все развитые западные страны. Опыт Третьего рейха показал, что даже популистская и теоретическая риторика может привести к огромному количеству жертв. Борьбу с антисемитизмом возглавили власти новообразованного Израиля - государства на Ближнем Востоке, появившегося в 1948 году на территории британского мандата в этом регионе. После столетий изгнания евреи наконец обрели свою историческую родину. Вскоре в Палестину переехали миллионы иудеев.

Хотя Вторая мировая война продемонстрировала, что такое антисемитизм, определение, что это зло, восторжествовало далеко не везде. Современная антиудейская риторика переместилась с Запада на все тот же Ближний Восток, где Израиль окружен несколькими арабскими государствами. Сегодня конфликт евреев и мусульман является больным нервом планеты. Ближний Восток справедливо считается местом наибольшей напряженности во всем мире. Особенно сильны антисемитские настроения у палестинского арабского населения.

На коллективном Западе нелюбовь к евреям приняла новые формы. У правых радикалов популярны теории о мировом заговоре, за которым стоят иудеи, их теневом правительстве, управляющем ведущими державами мира. Многие современные антисемиты отказываются признавать факт холокоста в XX веке, называя его мистификацией и ложью.

anti-semitism) - враждебность к еврейскому народу в формах от более или менее институционализированного предубеждения, исторически широко встречавшегося в европейских обществах, до предельно откровенной идеологии гитлеровского национального социализма.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АНТИСЕМИТИЗМ

форма национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям в различных сферах социальной жизни и на различых уровнях социальной организации (бытовой, культурный, религиозный, политический А.) вплоть до геноцида (холокост).

Эмансипация еврейского населения, начавшаяся в европейских странах в конце 18 в., вызвала в качестве ответной реакции формирование идейных и идеологических установок антиеврейской направленности. Последние оказались самым тесным образом связаны с ортодоксальными христианскими учениями, обремененными негативными оценками евреев и еврейства, прежде всего в том, что касалось их религиозности и морали. А. долгие столетия существовал преимущественно в латентной форме, но в любой момент мог быть актуализирован, что и произошло при оживлении антисемитских движений.

В идеологической подготовке и сопровождении движений А. приняли активное участие ряд ортодоксальных христианских мыслителей, в частности де Бональд Мюссе во Франции, Юлиус Шталь в Пруссии и Себастьян Бруннер в Австрии. Одна из базовых версий мировоззренческого обоснования А. предполагала трактовку христианства как единственно возможного гаранта общественной и индивидуальной морали современной цивилизации, краеугольного камня европейской культуры. Этот вид "нерелигиозного" христианства базировался на точке зрения о собственном принципиальном культурном превосходстве над иудаизмом, что очень легко трансформировалось в открытый А. Адепты подобного - "культурологического" - А. далеко не всегда были христианами в конфессиональном или догматическом смысле, но их творчество определялось глубоким укоренением в христианскую традицию, в которой они и находили свои аргументы. Выдвигались тезисы о моральной неполноценности евреев, об их неистребимом стремлении к мировому господству и т.д.

Идею о том, что исторически христианство может рассматриваться как более совершенная религия, нежели иудаизм, отстаивали даже такие предельно секуляризованные мыслители-антисемиты, как Вольтер и Е. Дюринг. В целом сама социальная ситуация после начала процесса успешной эмансипации евреев в Европе, создавшая условия для возрождения прежде отвергаемого национального меньшинства, инициировала враждебность к нему социального большинства. Антисемиты стремились подчинить еврейство или вернуть его в ситуацию "до эмансипации".

Одним из важнейших аргументов, к которым прибегали и прибегают идеологи А., является указание на то обстоятельство, что антиеврейские проявления и даже систематическое насилие против евреев существовали еще в эллинистической Александрии и в Римском мире, т. е. задолго до утверждения христианства. Отождествляя эти античные феномены с А., можно было закрыть вопрос о поиске более поздних его корней. Поскольку единственным постоянным элементом, существовашим на трех фазах (до христианства, при доминирующем христианстве и в новейшее время) являются сами евреи, то, согласно подобной схеме, и во всех бедах своей долгой истории евреи обязаны своей ментальной и актуальной враждебности к окружающим.

Необходимо отметить, что и в античные времена неевреи нередко демонстрировали настороженность в отношении живших среди них евреев, выходившую за рамки обычного напряжения, обычно существовавшего между любыми этническими группами, конкурировавшими между собой в экономическом и политическом отношении. Евреи преследовались эллинами и римлянами под предлогом борьбы с чуждыми им нравами, обычаями, бытом и религией. Верность своим религиозным предписаниям, среди которых самым важным был запрет на межэтнические браки, усиливала изоляцию еврейской общины. Разумеется, евреи проникали в нееврейский мир поначалу благодаря контактам со своими народами-соседями, потом сталкиваясь с завоевателями в своей собственной стране и лишь затем в общинах собственной диаспоры, которые были обязаны следовать религиозным традициям, отсутствовавшим в античном мире. Поскольку евреи не разделяли религиозных верований своих соседей, последние осуждали их и даже высмеивали как духовных слепцов. Это обстоятельство усиливало внутреннюю взаимосвязь евреев, помогало обеспечить их выживание как внутренне сплоченной социальной группы в условиях враждебного окружения. В качестве реакции на такое состояние развился комплекс фантастических представлений о еврейской ментальности и ее особенностях.

Отдельные характеристики древнего и современного А. схожи, но при более подробном анализе становятся видны и различия, которые следует отнести на счет христианского А., существовашего в течение очень длительного времени, отделившего современный А. от античного. Христианский А. (стигматизация евреев на основе христианских учения и мировоззрения) не есть простое продолжение античных идей. Христианская враждебность дополнила прежние аргументы обвинениями, коренящимися в религиозном конфликте между христианством и иудаизмом, имеющим свои корни в непризнании евреями христианского мессии. Отсюда проистекает обвинение в Богоубийстве и т.п.: неприязнь к евреям принимает почти метафизическую сущность, которой она не имела в античные времена. "Христианский" А. имел и больший масштаб: поскольку ненависть к евреям была связана с самим ядром христианства, под его всеохватным влиянием она распространилась на все общество. Античный А. мог иметь религиозный привкус, определяемый иудаистским презрением к гедонистическим богам язычества, но по своей моральной интенсивности и общественным масштабам он не достигал энергичности своего христианского наследника. В то же время христианскому А. были присущи и толерантные элементы. В его рамках отторжение не было безусловным: для евреев, принявших христианство, делались исключения. На фоне нетерпимости христианской церкви к еретикам и представителям иных конфессий, толерантность к крещеным евреям считалась средством обращения всех евреев в истинную веру.

Современный А. объединяет наиболее пагубные черты античного и христианского предшественников. Как следствие христианского А. он унаследовал его духовную и социальную тотальность. Предубеждения против евреев (от смутного чувства неудовольствия до открытой враждебности) сохранились даже там, где духовная структура христианского мировоззрения была поставлена под сомнение. В итоге враждебность к евреям была замещена ожиданием того, что они в недалеком будущем будут адаптированы и ассимилированы. Христианская вера в очищение обращенных евреев от их вины и греховности не подвергалась сомнению. Ожидание ассимиляции евреев требовало ее эмпирической верификации. Отслеживание еврейского поведения в течение десятилетий после эмансипации на предмет его изменения в нужную сторону, представляло собой внешнюю сторону этой верификации. В то же время она была по существу манифестом скрытого А. Ведь если предполагалось, что процесс интеграции все еще можно установить по наблюдаемым фактам, то это означало только одно: евреи (каждый в отдельности и как группа в целом) все еще сохраняют свои характерные черты. И поскольку неизбывная порочность еврейского характера представлялась очевидной, постольку дальнейшее существование евреев в нееврейском мире становилось невозможным. Этот вывод нашел свое обоснование в расовой теории, которая в 1860-е получила свое псевдонаучное обоснование. Согласно этой теории, расы существенно отличаются между собой и это различие и определяет историю как таковую: в этом контексте конфликт семитской и арийской рас представлялся неизбежным. Первоначально эта гипотеза исследовалась только в историческом и лингвистическом отношении. Но в силу обстоятельств конфронтация между семитами и арийцами была увязана с различиями между евреями и христианами: все, что до сих пор говорилось о евреях, теперь было перенесено на семитов, а арийцы рассматривались как единственный субъект христианства. Таким образом, обличения евреев и еврейства вышли за пределы исторического религиозного противостояния и вошли в научный контекст. А после этого стали предметом общественной дискуссии.

В 19 ст. расовая теория в ее социальном и политическом применении была обращена исключительно против евреев. Эта теория актуализировала идею исключения евреев из христианского социума, которую никогда не забывали радикальные антисемиты. Расовая теория способствовала превращению этой идеи в совершенно конкретную политическую доктрину, смысл которой нацисты видели в "окочательном решении еврейского вопроса".

Отличное определение

Неполное определение ↓

Антисемитизм - нетерпимость, неприязненное и/или враждебное отношение к евреям . Сегодня антисемитизм признан формой ксенофобии, имеющим общие корни с шовинизмом и расизмом. Обычно антисемитизм выражается в нелюбви, антипатии и даже ненависти к этническим евреям и их потомкам, к религии Иудаизм , часто - ко всему еврейскому или про-еврейскому вообще. Сегодня антисемитизм также может принимать форму резких анти-израильских выступлений. Родственный антисемитизму термин - юдофобия, однако понятие «антисемитизм» часто имеет более широкий смысл, нежели просто нелюбовь к евреям, например: антисемитизм как политическая идеология (напр. - государственный антисемитизм), религиозный антисемитизм, бытовой антисемитизм и пр. История свидетельствует, что основанный на предрассудках антисемитизм - причина многовековых гонений на евреев, массовых погромов , убийств, Холокоста .

Более двух тысяч лет назад в Персидской империи всемогущий министр при дворе царя Ахашвероша Аман задумал уничтожить всех евреев. В книге Эстер приводится речь министра, с которой тот обратился к царю с тем, чтобы убедить его предпринять попытку окончательного решения еврейского вопроса: «И сказал Аман царю Ахашверошу: Во всех областях твоего царства есть один народ, рассеянный среди народов и обособленный от них. Законы у него иные, чем у всех народов, и законов царя они не выполняют, и царю не стоит оставлять их. Не угодно ли царю будет дать предписание уничтожить их?» Слова эти были произнесены более чем две тысячи лет тому назад. Трудно сказать, что в этом плане изменилось о тех пор. Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа.

История антисемитизма

Религиозный антисемитизм

В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах. В сущности, новый Завет содержал в себе обвинение против евреев в том, что они распяли божество. Ненависть к евреям культивировалась на протяжении многих веков священниками, проповедниками и даже Римскими Папами. В дальнейшем, в средние века, появился новый кровавый навет - евреев обвиняли в использовании христианской крови для изготовления пасхальной мацы.

Просвещенческий антисемитизм

С конца 18-го века, после Великой французской революции, влияние христианства на общественную жизнь стран Европы ослабевает; казалось бы, должен исчезнуть и антисемитизм. Однако он не исчез, а только изменил одежды. Если раньше антисемитизм носил поповскую рясу и исходил, в основном, из стен церквей, к концу 19-то века он надел профессорский фрак. В целом ряде научных центров западной Европы в 70-80-х годах прошлого века стала развиваться расовая теория, первыми жертвами которой пали именно евреи. Любопытное явление: прежде евреев ненавидели по религиозным причинам, теперь - по расовым; причина сменилась, но суть осталась та же. К концу 19-го века почти во всех европейских странах произошел процесс эмансипации. Евреи, получив гражданские права, быстро внедрились во все сферы общественной жизни; казалось, все идет к лучшему, но вот парадокс: именно с середины 19-го века начинается небывалый подъем антисемитизма. В 1848-м году - еврейские погромы в Польше, вслед за этим в конце 19-то века - известное дело Дрейфуса, в 80-е годы в Германии - организация антисемитской партии, затем антисемитское законодательство в России, погромы в России и на Украине, наконец, процесс Бейлиса в 1912 г., погромы Петлюры, в которых погибло по самым скромным оценкам 200 тысяч евреев, и, наконец, то, что произошло во время 2-й мировой войны.

Попытки светского решения проблемы антисемитизма

Менялись события, изменялась жизнь в странах; одно оставалось неизменным - антисемитизм. Надо сказать, что изменения произошли не только в жизни народов европейских стран, но и в жизни еврейского народа. Прежде духовные вожди евреев относились к антисемитизму как к данности - есть такая вещь, так же как есть холод, например. Они никогда не пытались найти радикального решения еврейского вопроса, не пытались бороться с антисемитизмом как с явлением. Все, что делали вожди еврейского народа испокон веков, - каждый раз, когда приближалась очередная опасность, пытались бороться с ней, пытались ослабить угрозу, и делали это с переменным успехом. В 19-м веке в еврейском народе начинается отход от иудаизма, и новые светские лидеры предпринимают попытки коренного решения «антисемитского вопроса».

Реформисты против антисемитизма

Понятно, что если вы хотите бороться с каким-либо общественным явлением, нужно, прежде всего, знать его корни, и с того времени до наших дней было выдвинуто несколько теорий, пытающихся объяснить, в чем корни антисемитизма. Первой такой попыткой была реформа, т. е. организация реформатских конгрегаций в Западной Европе, в основном, в Германии, и затем в Америке. Те, кто вдохновил это движение, полагали, что антисемитизм происходит от того, что образ жизни еврея слишком отличается от жизни окружающих народов; отличается, как небо от земли. Это, по-видимому, вызывает чувство у окружающих нас народов, что мы - чужаки. Нас ненавидят за то, что мы чужаки, и виной тому законы иудаизма.

Вывод простой - нужно изменить образ жизни, а это означает - отказаться от таких законов Торы, которые нас выделяют, - Шабат, законы кашрута, брит-мила и другие. И лидеры реформатских синагог взялись за эти начинания. Во всем реформисты пытались подражать их окружению: в целом ряде синагог в Германии начали сопровождать молитву игрой на органе, в ряде конгрегаций в Америке были попытки перенести субботние молитвы на воскресенье. Реформа пыталась превратить евреев в немцев, исповедующих религию Моисея, причем вдохновитель и теоретик этого движения, философ Моше Мендельсон, призывал евреев быть евреями дома и немцами на улице. Достигла ли реформа своей цели? Даже беглого знакомства с историческими данными достаточно, чтобы дать ответ на этот вопрос. В сборнике «Антисемитизм в Европе с 1848 по 1914 гг. » (издательство Иерусалимского университета) в статье Августа Роллинга «Талмудический еврей» читаем: «Никакая реформа не поможет, мы знаем очень хорошо, что в самых важных пунктах: отношение к капиталу, отношение к неевреям и стремление завладеть всем миром, - в этих пунктах еврей-реформист идет рука об руку с талмудическим евреем». Реформа не достигла ничего. Очевидно, была ошибка, не иной образ жизни вызвал ненависть к евреям; факт остается фактом: евреи сменили образ жизни, но это не помогло, их отказались считать другими евреями.

Теория ассимиляции

Тогда возникает новая теория - теория ассимиляции. Ассимилянты предложили самое, казалось бы, простое решение вопроса: нужно прекратить существование еврейского народа, и некого будет ненавидеть. Нужно попросту смешаться с местным населением, не только перенять его культуру и образ жизни, как предлагали реформисты, но смешаться физически - с помощью смешанных браков, с помощью принятия христианства, как угодно, - главное, смешаться. Решение радикальное, должно бы было помочь.

Действительно, на первых порах ассимилированным евреям могло казаться, что они достигли желанной цели, к тому же у них появился серьезный союзник среди окружающих их народов - демократическое интернационалистическое движение, которое выступало за отмену всех национальных преград. Демократы всегда и всюду были готовы принесли в жертву еврея, для того, чтобы спасти человека, т.е. еврей перестанет быть евреем, главное, чтобы остался человек.

Надо сказать, что в самой идее ассимиляции было много презрения к самому себе, была определенная жестокость. Подумайте сами: на протяжении двух тысяч лет еврейский народ идет через погромы, костры инквизиции, насильственные крещения, и при всем при этом старается сохранить себя. И вот появляются люди, которые говорят, что нужно сделать понятие «еврей» достоянием прошлого. Иными словами, они предлагают признать, что все, что было до сих пор - две тысячи лет страданий и усилий - ошибка. Крещенный еврей Борис Пастернак в романе «Доктор Живаго» пишет: «Отчего властители дум этого народа не пошли дальше слишком легко дающихся форм мировой скорби и иронизирующей мудрости? Отчего, рискуя разорваться от неотменимости своего долга, как рвутся от давления паровые котлы, не распустили они этого, неизвестно за что борющегося и за что избиваемого отряда? Отчего не сказали они: “Опомнитесь, довольно, больше не надо, не называйтесь, как раньше, не сбивайтесь в кучу, разойдитесь!”»

Смогли ли ассимилянты победить антисемитизм? Им самим, безусловно, казалось, что они преуспевают. Ассимилировавшись, они получили все права и быстро проникли в экономические круги, промышленность и культуру. Однако прошло время, и настал момент, когда попытка евреев вести себя как неевреи начала раздражать их окружение. «Я бы ничего не имел против евреев, если бы они вели себя как евреи и не лезли бы повсюду как немцы». Знаете, кто это сказал? Адольф Гитлер. Претензии к ассимилянтам нам хорошо знакомы: что делают евреи здесь, почему они овладевают нашей культурой? Что может понимать критик Рабинович в русской (немецкой, польской и т. д.) литературе? Мы видим, что ассимиляция нисколько не ослабило антисемитизм, напротив, она обострила еврейский вопрос.

Возникновение сионизма против антисемитизма

То, что евреи быстро достигли высокого общественного положения, радовало ассимилянтов, но раздражало юдофобов. Любопытно, что именно немцы поставили последнюю точку над «i» в теории еврейской ассимиляции. Даже те, кому удалось ассимилироваться, даже те, кто родились от браков с неевреями, не избежали общей участи. Первый сильный удар движение ассимилянтов получило во Франции во время известного процесса Дрейфуса. Это произошло в стране, которая первой провела эмансипацию евреев, первой дала им гражданские права. Известно также, что тогда в качестве корреспондента одной из венских газет в Париже находился венгерский ассимилированный еврей Теодор Герцль. Процесс Дрейфуса и все, что происходило вокруг него, произвело в душе этого человека переворот. Герцль, как известно, в дальнейшем становится основателем нового движения в еврейском народе - сионизма. Сионизм рассматривал антисемитизм как часть нашего изгнания. С точки зрения сионизма, причиной антисемитизма является то, что наш народ рассеян среди других народов. Правда, есть французы, которые живут, например, в Англии; а сколько англичан живет по всему свету, сколько американцев, почему они не испытывают ненависти? Сионизм нашел ответ: за спиной у англичанина, который живет во Франции, стоит Англия, т. е. у него есть национальный дом, который защищает его интересы. Если так, то нужно построить национальный дом для евреев, иными словами, нужно построить еврейское государство. Герцль и другие сионисты понимали, понимали, что собрать всех евреев диаспоры - задача невозможная, но считали, что, если будет создано еврейское государство, оно сможет дать защиту и уважение евреям во всех странах рассеяния.

На самом деле, даже теоретически это выглядит довольно слабо. Если количество лауреатов Нобелевской премии среди евреев не вызвало уважения к этому племени, то почему создание государства вызовет уважение? И еще: можно ли утверждать вообще, что само наше рассеяние, то, что мы находимся в диаспоре, вызывает ненависть к нам? Ведь вместе с еврейским народом в ту же самую эпоху были изгнаны с родины его соседи: моавитяне, аммонитяне и другие народы. Почему не возникла ненависть к ним? Кто-нибудь слышал об анти-моавизме или антиаммонизме? Может быть, никто из нас ничего подобного не слышал по той простой причине, что эти народы исчезли. Но тогда почему еврейский народ не исчез, ведь он был в тех же условиях, что и его соседи. Почему же он до сих пор существует, несмотря на постоянные попытки его уничтожить?

Сионисты не задавали себе этих вопросов, а энергично приступили к практическому исполнению идеи - построению еврейского государства. Герцль долго подыскивал подходящее место, обдумывал вариант Аргентины или Уганды, пока, наконец, не решил остановиться на Эрец Исраэль. В результате нескольких десятилетий напряженных усилий государство, наконец, было основано - это был, без сомнения, большой успех сионизма.

Ослабило ли создание еврейского государства антисемитизм? Наоборот, усилило. Поясним. В целом ряде стран еврея ненавидят именно за равнодушие к судьбам земли, в которой он живет. Но в тех же государствах ненавидят его и за чрезмерное вмешательство в общественную жизнь. «Чужак что ты лезешь в нашу культуру? (архитектуру, литературу и т.д.)» Теперь, когда будет построен национальный еврейский дом, отчуждение возрастет.

Практические результаты теоретических выкладок

Ассимиляция против антисемитизма

Еврей, даже самый ассимилированный, становится в диаспоре чужаком в квадрате. Кто из нас не помнит призыва: «Убирайтесь в свой Израиль!» Сионистское движение против своей воли только подлило масла в огонь. В германской прессе в 1912-м году было опубликовано эссе Даниэля Фраймана (Генрих Класс) «Если бы я был кайзер». Вот что пишет он по поводу развития сионистского движения: «Они (т. е. сионисты) заявляют, что истинная ассимиляция евреев-чужаков среди народов, оказывающих им гостеприимство, невозможна вследствие расовых законов природы, которые оказались сильнее внешней ассимиляции в чужой среде.

Сионизм против антисемитизма

Сионисты подтверждают то, что противники евреев, придерживающиеся расового принципа, утверждают давно. Пусть они горстка среди их братьев по расе, но истину, которую они провозглашают, невозможно более заглушить. Германские и еврейские националисты единодушны в том, что невозможно разрушить еврейскую расу. Кто же может поставить под сомнение право немца сделать из этого политические выводы?» Так реагировали немецкие антисемиты на сионистское движение в 1912-м году. Сионизм дал им дополнительную легитимацию требовать изгнания или уничтожения евреев. Если расовая уникальность еврея неуничтожима, если ассимиляция невозможна, осталось сделать выводы. Немцы их сделали тридцать лет спустя…

Создание государства Израиль - против антисемитизма

Теперь посмотрим, как повлияло на еврейский вопрос само создание государства Израиль. В первые годы его существования в стане антисемитов - затишье: кончилась война, мир узнал о злодеяниях нацистов, и определенное время народы мира испытывали некоторый комплекс вины по отношению к евреям. Исключением была Россия, для которой Израиль быстро превратился в фактор внутренней, а не внешней политики. Вспомним события: разоблачение псевдонимов в 1946-м году и последовавшая за ним травля «космополитов», разгром еврейского антифашистского комитета и убийство Михоэлса, казнь еврейских поэтов, наконец, дело врачей в 1953 году - последний аккорд сталинской власти. После нескольких лет «оттепели» - новый взрыв антисемитизма в результате шестидневной войны 1967г., разнузданная травля евреев в средствах массовой информации в начале 80-х годов, «Память», жидо-массонский психоз 90-х годов. За последние два десятилетия в России опубликованы сотни статей и книг, мишенью которых стали сами евреи, их прошлое, их культура, традиции, религия. Общее утверждение: иудаизм и его литература (Танах и Талмуд) - источники расовой идеологии и наиболее антигуманных идей в истории человечества. «Протоколы сионских мудрецов» снова выплыли на поверхность. Идея о том, что евреи издавна стремятся овладеть миром и они уже почти постигли своей цели, становится все более популярной.

В 1975-м году ООН принимает резолюцию, приравнивающую сионизм к расизму. Так блестящим пропагандистским актом отождествили евреев с сионизмом, а сионизм с расизмом (о нацизме тогда еще вслух не говорили). Эта резолюция привела к быстрому распространению антисемитизма в третьем мире; в странах, где никогда не видели евреев, охотно приняли этот идеологический шаблон для объяснения их внутренних и внешних проблем. Чем менее рационально объяснение, тем оно более приемлемо. Вместо того чтобы поразмыслить о причинах кризисов в третьем мире, развивающиеся страны обвиняют во всем традиционного козла отпущения, с которым познакомить их резолюция ООН, - еврейский империализм. Он стремится овладеть миром и грабит развивающиеся страны. «Если в кране нет воды - воду выпили жиды» - сегодня этот глубокомысленный вывод принят в странах Азии и Африки, не знавших прежде о том, кто такие евреи.

Создание государства Израиль вызвало взрыв антисемитизма в арабском мире, особенно в Египте. Там антисемитизм - удел интеллигентов, деятелей культуры, которые время от времени публикуют в журнале «Октобер» статьи, утверждающие, что только Гитлер до конца понял опасность, исходящую от мирового еврейства. Новый очаг антисемитизма, на этот раз религиозного, - мусульмане-шииты, вдохновляемые айтолами из Тегерана. В Западной Европе с 50-х годов растет неонацизм, а в освободившихся странах Восточной Европы антисемитизм вспыхнул в конце 80-х.

Мы видим, что за первые сорок лет существования Израиля антисемитизм не только не ослаб, но, наоборот, усилился. Может, эта волна антисемитизма берет начало в арабо-израильском конфликте и является реакцией на политику Израиля? Но если дело только в локальном конфликте, то почему же оно принимает универсальный масштаб? Почему на страницах мировой прессы появляются утверждения, что Израиль угрожает безопасности всего мира и идеалам гуманизма, за которые борется передовое человечество? Скорее всего, новая волна антисемитизма в мире направлена против самого существования государства Израиль как воплощения мирового еврейства.

Такую точку зрения высказал и обосновал на страницах вестника Объединенного кибуцного движения «Акибуц амэухад» профессор Йеуда Бауэр. Он рассматривает в своей статье мировую печать после Ливанской войны 1982-го года, когда, наконец, мировое общественное мнение освободилось от комплекса вины по отношению к евреям и обвинило их в нацизме. В 1975-м году говорили только о расизме, теперь же вслух называли евреев нацистами. Сам Бауэр, убежденный сионист левого толка, выступавший против политики правительства в Ливане, признает, что антисемитские настроения мировой печати не вызваны политикой Израиля. Ведь мировая пресса критиковала не только войну в Ливане. В шведской и французской печати обвиняли израильских солдат в том, что они отрезали головы арабским детям в религиозных целях! Средневековые обвинения в ритуальных убийствах появились в либеральных, демократических газетах западноевропейских стран.

Газеты эти утверждали что жестокий еврейский народ выместил на палестинцах в Ливане всю свою ненависть к человечеству, накопленную им на протяжении веков. Такие обвинения - не критика израильского правительства и его политики, это кровавый навет на израильтянина как такового со всеми вытекающими отсюда последствиями для евреев стран диаспоры.

В заключение своей статьи Бауэр подводит итог: «Прежде всего, необходимо признать, что не оправдалось предположение о том, что сионизм или основание государства ослабят антисемитизм в мире или позволят эффективнее бороться с ним. Наоборот. Можно сказать, что само существование государства Израиль вызывает усиление антисемитизма. Вторая сторона медали состоит в том, что государство Израиль не способно бороться с антисемитизмом, потому что у него попросту нет сил…» Таков вывод Йеуды Бауэра, сиониста и кибуцника. Государство Израиль не только не ослабило антисемитизм, но, напротив, его существование обострило еврейскую проблему.

Итоги борьбы с антисемитизмом

Подведем итог: ни одно из предложенных решений проблемы антисемитизма не достигло своей цели. Серьезные люди, мыслители, на протяжении двух веков не могут понять, в чем суть этого явления. Может быть, каждый из них ошибся в расчетах? Вряд ли. Если все один за другим ошибаются, если никто не может найти то, что ищут, - то, может быть, ищут не там, где надо искать. Все ищут рациональную причину существования антисемитизма, а, может быть, ее нет? Может быть, антисемитизм по сути своей нерационален, и нет никакой рациональной причины?

В чем суть явления антисемитизма?

Давайте вдумаемся в факты. Антисемитизм явление столь древнее и всеохватывающее, что трудно вообще вставить его в какие-либо рамки. Он существует уже больше двух тысяч лет на всех континентах. В разных странах и в разные времена евреев ненавидят за самые разные прегрешения; более того, иногда их ненавидят по совершенно противоположным причинам. В одних странах их не любят как нищих, а в других - как богатых, буржуев. Часто в одной и той же стране верхи ненавидят их как чернь, а низы ненавидят их как эксплуататоров-кровососов. В одних странах их ненавидят за фанатизм, за реакционность, в других - видят в них рассадник вольнодумства. В 1946-1953 гг. советская власть обрушилась на евреев за безродный космополитизм, а в последние годы российская печать обвиняет их в злодеяниях большевистской революции, создании и в создании карательной машины КГБ. Парадокс?

В одних странах (как в Польше в 1848г.) их ненавидели за полное равнодушие к судьбам страны, в других ненавидели за излишнее вмешательство в общественную жизнь (Испания, Германия).

Эти факты ведут к неизбежному выводу: ненависть к еврею априорна, только в разные времена она находит себе различные предлоги, часто противоположные. То, что ненавистно людям, - в том и обвиняют евреев. После второй мировой войны в глазах интеллигенции особо ненавистен расизм и нацизм - евреев обвиняют в этих грехах. Не так давно архиепископ Сан-Франциско написал: «По сущности своей, нацизм глубоко юдаистичен».

Можно с уверенностью сказать, что если в двадцать первом веке начнут ненавидеть толстых, то антисемиты найдут, что среди евреев количество толстых на душу населения выше, чем в других народах. Если будут ненавидеть тощих, найдут, что евреи - самый тощий в мире народ. Если будет борьба между толстыми и тощими, одни упрекнут евреев как рассадников толщины, другие - как покровителей худобы.

Все причины юдофобства на самом деле - не причины, а предлоги. «Не важно за что, главное, чтобы еврей был сожжен», - сказал один мудрец. «Антисемит, - отмечает Ж. П. Сартр, - надежно иммунизирован против логики и опыта». Антисемит скажет, что ненавидит евреев, потому что еврей-портной обманул его, значит все евреи - обманщики. Почему бы не сделать другой вывод: все портные обманщики? Ответ прост: этот человек чувствовал неприязнь к евреям еще до того, как портной обманул его, поэтому и сделал вывод: все евреи обманщики, а не все портные обманщики.

В чем истинный источник антисемитизма?

Антисемитизм - просто еще один закон природы

Ненависть к евреям априорна, но каков же ее источник? За что же, в конце концов, ненавидят евреев? Сартр приводит следующую фразу антисемита: «Должно быть, что-то есть в евреях, порой они вызывают у меня физическое отвращение». «Это все равно, что сказать, что должно быть что-то в помидорах, если они вызывают у меня отвращение» - замечает Сартр. Это самое «что-то», ненавидимое людьми в евреях, подобно флогистону, веществу, существование которого предполагали алхимики. Антисемит свято верит в его существование, но здравый смысл вынужден констатировать: как нет флогистона, так нет и реальной, действительной причины ненависти и евреям. Антисемитизм - иррациональное явление, не имеющее никакого объяснения. Достаточно вспомнить, что в наше время антисемитизм процветает в странах, в которых почти нет евреев: в Японии (150 чел.), в Восточной Германии (125 чел.), в Польше (5000 чел.) и в Румынии! Ненависть к еврею порой мистична, вспомните только книги Гоголя!

Те, кто искал рациональную причину антисемитизма, пытались найти то, чего на самом деле нет, поэтому все их попытки ни к чему не привели. Пришло время обратиться к еврейским источникам. Как уже говорилось, духовные вожди еврейского народа никогда не искали радикального решения еврейского вопроса, не мечтали искоренить антисемитизм, потому что воспринимали его как данное. Они видели в ненависти к евреям закон, подобный закону природы. Кому-нибудь придет в голову бороться с дождем? Закон есть закон! Откуда была такая уверенность?

Антисемитизм и галут (изгнание из земли Израиля

Надо сказать, что сионисты были близки к истине в одной точке, в том, что антисемитизм - это результат нашего изгнания. Однако сионизм не задал себе два вопроса - почему наш народ оказался и в изгнании, и почему другие народы, оказавшись в изгнании, быстро исчезли, ассимилировавшись, а еврейский народ не ассимилировался? Тора, в книге «Дварим», предупреждает евреев о соблюдении законов Торы. Написано так: «Берегитесь, дабы не обольстилось ваше сердце, и не совратились вы, и не стали служить другим богам». А если это случится - «И возгорится на вас гнев Б-га, и замкнет Он небо, и не будет дождя, и вы скоро исчезнете с прекрасной земли, которую Г-сподь Б-г даст вам». Тора предупреждает, что наказанием за неисполнение заповедей будет изгнание из Эрец Исраэль. Эрец Исраэль - место необычное, это резиденция Б-га, «царский дворец».

Понятно, что нарушать законы царя где-то в тридевятом царстве - это одно дело, а нарушать их в самом дворце - это в десять раз хуже. Того, кто не умеет вести себя в царском дворце, скорее всего, выгонят вон. Но если даже за воротами, он не раскается и не попросит прощения, то дело не ограничится тем, что его выгонят, его еще и накажут. Поэтому Тора говорит, что изгнание может принять более легкую форму, а может - и более тяжелую. Изгнание само по себе уже наказание, но если народ не раскается, изгнание будет сопровождаться страданиями: «И рассеет тебя Г-сподь по всем народам, от края земли до края земли. И будешь служить божествам иным, не ведомым ни тебе, ни твоим отцам - дереву и камню. Но и между теми народами не успокоишься ты, и не будет покоя твоей ступне, и даст тебе Г-сподь там сердце встревоженное, тоску и скорбь души».

Обратите внимание - в нескольких словах вся история еврейского народа в галуте; не было ни одной страны, в которой еврей чувствовал бы себя уверенно. Жизнь еврейского народа в галуте - это постоянные изгнания из одной страны в другую: из Англии во Францию, из Франции в Германию, из Германии - во Францию и т. д. «И не будет покоя ступне твоей, и даст тебе Г-сподь там сердце встревоженное, тоску и скорбь души. И будет жизнь твоя висеть на волоске перед тобою, и в страхе будешь день и ночь, и в жизни твоей не будешь уверен. Утром скажешь: О если бы настал вечер! - а вечером скажешь: О если бы настало утро - от страха, которым будет объято сердце твое, и от зрелища, которое увидишь перед твоими глазами».

Тора предсказывает, что если еврейский народ не извлечет опыта из изгнания, не поймет, что оно пришло в наказание за отход от Торы, то тогда его настигнут страдания: народы мира станут ненавидеть его. Эта ненависть, животная, необъяснимая, будет бичом в руках Творца, наказывающим наш народ за то, что он оставил Тору. Мудрецы в Талмуде говорят о том, каким образом это происходит. Мы упомянули в начале о царе Ахашвероше; последний слог его имени «рош», «голова» на иврите. Мудрецы говорят, что он назван так, чтобы показать, что каждый, кто ненавидит евреев, «становится во главе». Иными словами, политические условия в мире будут складываться таким образом, что антисемиты легко найдут дорогу к власти и сумеют воплотить в жизнь свою ненависть.

Антисемитизм - защитник цельности народа Израиля

Однако не стоит думать, что единственная цель антисемитизма в мире - это наказание евреев за отход от Торы. Есть и другой аспект. У пророка Йехезкеля в 20-й главе мы читаем: «И не бывать задуманному вами, тому, о чем вы говорите: Будем, как другие народы, служить дереву и камню. Жив Я - говорит Г-сподь. Рукою твердой и десницей простертой, и яростью изливающейся воцарюсь над вами, и выведу вас из народов, и соберу вас из стран, в которых вы рассеяны». Пророк предсказывает, что настанет момент, когда еврейский народ устанет от двухтысячелетней борьбы, и найдутся такие, которые захотят сбросить с себя бремя и попытаются приблизиться к народам мира. «Будем, как другие народы!» Пророк предупреждает их заранее: «Задуманному вами не бывать». Комментаторы говорят, что слова: «И изолью Свою ярость» означают, что Всевышний внушит в сердца народов ненависть к евреям, для того, чтобы они изгнали их из своей среды. Иными словами, появится сила, противостоящая желанию евреев ассимилироваться, иррациональная животная ненависть, имя которой - антисемитизм. Она и сохранила наш народ!

Подготовка к геуле (избавлению

Помимо наказания и сохранения народа, у антисемитизма есть еще одна, самая главная цель - подготовка, приготовление к будущему избавлению. Изгнание, в котором мы находимся, - не первое в нашей истории. Самое первое изгнание было еще в Египте. Интересно, что Тора ни в одном месте не объясняет, за какие грехи наши предки попали в Египет. Известный еврейский мыслитель, автор книги «Акедат Ицхак» поясняет: на самом деле, греха не было, и изгнание и рабство в Египте - не наказание за грех, а подготовка к дальнейшей роли, которую должен исполнить еврейский народ в истории. Иными словами, египетское рабство было подготовкой к получению Торы. Исход из Египта был, на самом деле, рождением еврейского народа, оттуда начинается его путь в истории. Страдания рабства в Египте духовно очистили и подготовили еврейский народ к исполнению его возвышенной миссии в истории. Не исключено, что последний галут тоже является подготовкой нашего народа к его величественной роли - нести свет всем народам.

Обидно, что евреи не видят вещей столь явных, что их видят даже неевреи. Вот что писал русский философ Николай Бердяев: «Если вы хотите прикоснуться к тайнам национального бытия, то задумайтесь глубже и серьезнее над еврейским вопросом, и если неистребимая сила еврейства в истории не дает вам чувства национальности, то вы безнадежны. Вы придумывали разные способы решения еврейского вопроса, но вы бессильны даже подойти к этому мировому вопросу. Вам никогда не справиться с еврейством, оно сильнее всех ваших учений, всех ваших смешений и упрощений. Еврейство имеет свою миссию в мировой истории, и миссия эта переходит за границы рационального». Так писал русский человек, который понял, что ни одна попытка решить еврейский вопрос не поможет. Две тысячи лет бесконечных изгнаний, страданий, костров - все это подготовка к величественной миссии.

Мы получили три ответа на вопрос, почему существует антисемитизм. В сущности, зачем нам это знать? Люди не любят страдать, а страдания происходят от того, что человек не понимает, для чего он должен пройти через тяжелые испытания. Еврейский народ переживает много страданий, но если мы поймем их предназначение, тогда нам будет легче их перенести.

Выводы

Закончим притчей. Когда Творец создавал животных, Он создал голубя без крыльев. Пришел голубь к Творцу и говорит: «Владыка мира, где же справедливость? Всех зверей Ты сделал нормальными, только я с трудом бегаю, ноги у меня слабые, каждый хищник может меня настичь в два счета». Сказал ему Творец: «Я дам тебе надежное средство, с помощью которого ты всегда сможешь спастись, Я дам тебе крылья». И дал ему Творец крылья. Через некоторое время возвращается голубь и говорит: «Что Ты сделал? Мало того, что раньше я с трудом мог убежать от своих врагов, теперь Ты дал мне эти тяжелые крылья, которые путаются у меня под ногами, я на них наступаю, падаю, теперь мне совсем нет жизни». Сказал ему Творец: «Дурачок, разве крылья для, того, чтобы ходить? Крылья для того, чтобы летать!»

Думается, что смысл притчи ясен. Наше отношение к еврейской истории, наше отношение к ненависти, которая нас окружает, зависит от того, понимаем ли мы смысл своего еврейства. Если мы пытаемся ходить с нашими крыльями - они превращаются в тяжелую ношу. Но если поймем, что крылья даны для того, чтобы летать, тогда еврейство перестанет быть тяжелым бременем.

Антисемитизм - бич в руках Царя

Рав Ицхак Зильбер

Когда задумываешься над причинами всеобщей ненависти к нашему народу, неизбежно приходишь к выводу, что антисемитизм - явление абсолютно иррациональное, - помните, мы поражались тому, как внезапно и неоправданно изменилось отношение египтян к евреям (гл. «Шмот» одноименной книги)?

Если в одних странах нас ненавидят за то, что мы бедны и жалки, то в других - за то, что мы богачи, буржуи и эксплуататоры.

Если на одном краю земли мы вызываем ненависть своей крепкой верой, «религиозным фанатизмом», то на другом нас считают распространителями опасного вольнодумства (примерно так относились к евреям России при царе Николае).

В одних местах нас ненавидят за безразличие к судьбе страны, в которой мы живем, за политическую пассивность (например, в средневековой Германии), в других же - там, где мы активно участвуем в общественной жизни (как, например, в средневековой Испании и в Германии перед приходом к власти Гитлера), - нас ненавидят именно за это…

Логики в антисемитизме искать не приходится.

Объясняется эта алогичность чрезвычайно просто: антисемит - орудие в руке Всевышнего, бич, которым Г-сподь наказывает нас за наши грехи.

Отметим любопытный факт: чаще всего Творец наказывал нас руками тех народов, мировоззрением которых мы увлекались.

Отход евреев от веры в единого Б-га и Его Тору пророки сравнивают с изменой жены мужу. Вот что ждет вступивших в развратную связь с чужими религиями: «…Я поднимаю против тебя любовников твоих… и обращу на тебя ревность Мою, и поступят [любовники] с тобою жестоко» (Йехезкель, 23:22, 25).

Существует разновидность насекомых (богомол), самки которых убивают самцов сразу же после спаривания. Нечто подобное происходило и с нами: стоило евреям в очередном любовном приключении оплодотворить чужую идеологию, как та запускала в них свое ядовитое жало.

Египтяне возненавидели евреев, как только те начали им подражать и перестали делать обрезание.

Когда евреи в эпоху судей стали поклоняться филистимскому богу Дагону, филистимляне напали на страну. Они притесняли Израиль и обложили его непосильной данью. И стонал народ до тех пор, пока не удалили они чужих богов из среды своей и стали служить Г-споду (см. Книга Судей, 10:6-16).

Во времена Первого Храма евреи стали поклоняться идолам Ассирии и Вавилона (см. Млахим - Книга Царей - II, 16:10 и Йехезкель, 23:9-17). И в этом случае орудием наказания евреев стал предмет их страсти: как мы уже знаем, ассирийцы изгнали из Эрец-Исраэль десять колен Израиля, а вавилоняне - два оставшихся колена - Йеhуды и Биньямина.

Увлечение эллинизмом привело наш народ к массовому отходу от своей религии, и греки практически беспрепятственно искореняли в Эрец-Исраэль иудаизм, а непокорных уничтожали.

То же произошло и с возникновением христианства: новая религия, созданная евреями-отступниками, сначала способствовала отторжению их самих от народа Израиля, а впоследствии принесла неисчислимые бедствия еврейству, среди которого возникла.

В конце восемнадцатого - начале девятнадцатого веков, в эпоху расцвета немецкой гуманистической философии, благодарные за получение гражданских прав евреи стали преклоняться перед «культурной» Германией. Именно в этой стране зародилось реформистское движение, намеревавшееся «осовременить» иудаизм. Реформисты строили свои синагоги по образцу немецких церквей, молились под аккомпанемент органа, включили в службу пение женского хора… Самые «прогрессивные» из них перенесли день заповеданного отдыха с субботы на воскресенье; они выкинули из молитвы слова «…и приведи нас в Сион, город Твой, с песнями, и в Иерусалим, место Храма Твоего, с вечной радостью», ибо взяли на вооружение новую этику, провозглашенную идеологами этого движения: «Нельзя лукавить, обращаясь ко Всевышнему. Мы благодарны Ему за то, что имеем счастье жить в культурной, просвещенной Германии, а не в темной, отсталой Азии. Неужели мы станем просить о возвращении обратно?!» Именно в Германии начался процесс массовой ассимиляции евреев, именно там добровольное крещение стало обычным явлением, и именно оттуда распространилось на всю Западную Европу, Польшу и Россию национальное бедствие девятнадцатого-двадцатого веков: отход евреев от Торы. И не случайно страшный удар по еврейскому народу нанесла именно Германия.

Родоначальник «научного» коммунизма Карл Маркс был сыном еврейских родителей, крестившихся, когда мальчику было три года. Этому лжемессии удалось увлечь за собой многих из тех, о ком его сподвижник Энгельс писал: «Еврей революционен по своей природе. Он воспитан на идеалах пророков о равенстве и братстве всех людей».

Значительный процент в компартиях всех стран мира составляли и составляют евреи. Евреи шли в авангарде русской революции и в течение четверти века были одними из самых непримиримых врагов религии своих отцов. Это они виноваты в массовой ассимиляции советского еврейства, это их руками Ленин и Сталин уничтожали нашу древнюю культуру, это они преследовали своих братьев, изучавших Тору и иврит, это они расправлялись с верующими евреями, обвиняя их в контрреволюционности и отправляя в лагеря.

Нам хорошо известна участь этих бывших членов ЦК, ВЦИКа, работников карательных органов - революционеров еврейского происхождения: почти все они погибли в тех самых застенках, куда отправляли братьев по крови, оставшихся верными своему Б-гу и своему народу. Те из них, кто чудом уцелел, сожалеют, как правило, о том, что натворили, а некоторые, выйдя на свободу, раскаялись и вернулись к еврейству.

Грозные предостережения Г-спода и здесь сбылись в точности: «…какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что отдалились от Меня, и пошли за пустым, и [сами стали] пустыми?.. Зло твое накажет тебя, и своенравие твое обличит тебя, и ты (Иудея. - И. З .) узнаешь и увидишь, как плохо и горько [будет тебе за] то, что ты оставила Г-спода, Б-га твоего, и не побоялась ты Меня…» (Ирмеяhу, 2:5, 19).

Пророки взывали к народу: «Вернись, Израиль, к Г-споду, Б-гу своему, ибо ты споткнулся из-за своего греха» (Ошеа, 14:2); «Тот, кто знает, пусть вернется…» (Йоэль, 2:14) - то есть пусть исправит то, что может.

13 декабря 1742 года императрица Елизавета Петровна издала указ об изгнании евреев. Это была одна из первых антисемитских кампаний в России, но далеко не первая и не последняя в мировой истории. Наша статья посвящена причинам этого явления

Вечные изгои

Антисемитизм находил себе сторонников в разных обществах и в разные времена, начиная с Древнего Египта. Первый известный нееврейский источник, упоминающий народ Израиля, - это стела фараона Мернептаха, датируемая 1220 годом до н. э. На ней написано: «Израиль уничтожен». Юдофобами были и ассирийцы, и персы, и древние римляне.

В Средние века в Европе иудеев рано или поздно изгоняли почти из всякой страны, где они проживали: из Англии в 1290 году, из Франции в 1306 и 1394 годах, из Венгрии между 1349 и 1360 годами, из Австрии в 1421 году, из немецких княжеств на протяжении XV и XVI столетий, из Испании в 1497 году, из Богемии и Моравии в 1745 году. С XV века по 1772 год евреи не допускались в Россию, а когда их все-таки приняли, то разрешили проживать лишь за чертой оседлости. Предпринимались даже попытки полного уничтожения еврейского населения на той или иной территории (например, в нацистской Германии или на Украине во времена Богдана Хмельницкого). С 1948 по 1967 годы почти все евреи Алжира, Египта, Ирака, Сирии и Йемена, хотя и не были изгнаны официально, покинули эти страны, опасаясь за свою жизнь. В чем же причина столь древнего и исключительного непринятия еврейского этноса?

Иудаизм как мировоззрение

По мнению американского историка Дэниса Прейгера, «Антисемиты выступают против евреев не столько потому, что евреи богаты, - во все времена бедных евреев ненавидели не меньше; не потому, что они сильны, - слабые евреи всегда были добычей антисемитских бандитов; не потому, что им свойственно отталкивающее поведение, - антисемиты никогда не щадили и любезных евреев; и не потому, что правящие классы при капитализме направляли недовольство трудящихся на евреев, - докапиталистические и современные некапиталистические общества были значительно более антисемитскими, чем капиталистические.

Фундаментальная причина антисемитизма - это то, что сделало евреев евреями, а именно иудаизм». Иудаизм - это не просто религия, это целостная картина мира, зачастую чуждая картине мира тех народов, среди которых существовали и существуют еврейские общины. Иудаизм не поддается ассимиляции и открыто отделяет себя от традиций окружающих этносов, превращая евреев в вечных чужаков, к которым в лучшем случае надо относиться с подозрением.

Не чтившие императора

В Древнем мире иудеи были единственным народом, исповедующим монотеизм. Но это еще полбеды. В то время как языческие народы (египтяне, греки, римляне и т.д.) отличались веротерпимостью и даже «обменивались» божествами, иудеи считали своего Бога единственным во вселенной, а богов соседей держали за мертвых идолов. Подобное отношение раздражало особенно те народы, у которых существовала традиция обожествления правителей. В первую очередь это касается Древнего Рима. Это была уже не религиозная, а государственная проблема: евреи превращались в «пятую колонну», потенциально неблагонадежный элемент, внушающий сомнения в политической лояльности. А если учесть, что иудеи несколько раз поднимали против римлян кровопролитные восстания, то можно понять, почему их не жаловали в империи.

Распявшие Христа

Из-за своей приверженности к монотеизму, иудеи испортили отношения и с последователями Христа, отказываясь признавать в Иисусе Бога, что воспринималось последними как предательство. На волне этой конфронтации сыны Израиля вступили в эпоху Средневековья, превратившись в изгоев христианского мира (пошли разговоры о том, что евреи распяли Господа, что они на Пасху пьют кровь христианских младенцев, распространяют чуму и отравляют колодцы).

Но даже в этих условиях, евреи продолжали подчеркивать свою самость. Дело в том, что Тора запрещает иудеям скрывать свою веру, напротив, по ее предписаниям, верный сын Израиля должен публично подчеркивать, что он иудей. Поэтому евреям приходилось открыто вести себя не так, как их иноэтничному окружению: соблюдать шаббат, по-другому питаться и иначе одеваться. Кроме того, в отличие от новозаветного, еврейский закон не запрещал заниматься ростовщичеством - низким и презренным ремеслом в глазах христиан. Все это не могло не навлечь на иудеев враждебных чувств со стороны соседей (показательно, что если иудей принимал христианство, неприязнь к нему затухала).

Желающие мирового господства

Дополнительным раздражающим фактором служила вера евреев в свою богоизбранность. И хотя свое избранничество иудеи толкуют исключительно как проповедь по миру ветхозаветной веры и морали, антисемиты во все времена пытались представить дело так, будто евреи претендуют на врожденное национальное превосходство и на этой почве стремятся занять доминирующее положение в обществе. Особенно распространились эти идеи в Новое время. Не теряют они популярности и в современном обществе. Действительно, среди успешных предпринимателей и политиков иудеи составляют значительный процент (около 30%). Да и вообще, уровень благосостояния еврейских семей зачастую выше, чем у их нееврейских соседей.

Причина здесь опять же заключается в иудейских традициях. Иудаизм всегда считал учебу религиозной обязанностью для всех своих последователей. «Обязанность каждого еврея, - писал средневековый законник Моисей Маймонид, - изучать Тору, независимо от того, беден он или богат, в крепком или слабом здоровье, полон юношеских сил или стар и слаб». Грамоту должны были разуметь не только мужчины, но и женщины. Эта традиция, идущая с античных времен, дала себя знать в современном обществе, где знания превратились в главную ценность. «Еврейская страсть к учебе, - пишет Дэнис Прейгер, - помогает объяснить, почему у евреев оказывается наибольший среднестатистический доход из всех этнических групп, который на 72% выше средненационального (американского) и на 40% больше, чем у японцев, стоящих на втором месте». Конечно, антисемиты трактуют это как подтверждение своих опасений на счет претензий евреев на мировое господство.

Плата за уникальность

Как показывают социологические опросы, даже в такой толерантной стране, как США, 60% респондентов к «подспудно отрицательным» качествам евреев отнесли их приверженность идее богоизбранности. «Это в 5 раз больше, - пишет Дэнис Прейгер, - чем тех, кто верит, что «евреи захватили слишком большую власть», в 3 раза больше тех, кто полагает, что «евреи пытаются пролезть туда, где их не желают видеть», и в 2 раза больше, чем тех, кто убежден, что «евреям плевать на всех, кроме себя».

В России эти показатели в разы выше, как и вообще в Центральной Европе. Во многом это отголоски тоталитарных режимов, на которые был богат ХХ век. Такие режимы неизбежно оказываются антисемитскими. Цель диктатора состоит в полном контроле над жизнью своих граждан, и поэтому режим не может терпеть неконтролируемых проявлений религиозности или национальной индивидуальности, свойственной иудаизму. Евреев обвиняют в хитрости, коварстве, любви к деньгам и беспринципности - все это якобы помогает им составлять себе капиталы. «Наверняка еврей», - часто говорят за спиной тех, кто добился большого успеха в жизни, неважно, евреи они на самом деле или нет.

Тем не менее в наше время антисемитизм постепенно идет на спад: сказывается прогресс глобализации с ее этнической толерантностью. Но вряд ли этот спад будет быстрым. Антисемитизм в той или иной форме будет жив, пока существует еврейская культура. Это расплата иудеев за свою уникальность: ведь евреи - единственный этнос, помнящий еще египетских фараонов, который дожил до нашего времени, сохранив все свои традиции и привычную картину мира (китайцы, правда, тоже ведут свою историю с древнейших времен, но о них разговор особый). В этом смысле евреи, действительно, народ избранный, терпеливо страдающий за верность своей культуре, которая зачастую бросает вызов культурам соседних этносов, рождая у последних по отношению к иудеям чувство непонимания и скрытой угрозы.

Фото: Webscribe (СС-BY-SA) , Aleksandar Todorovic/Shutterstock.com, Gubin Yury/Shutterstock.com, Shutterstock (x5)


Антисемитизм — отрицательное представление о евреях, неприязнь и предубеждение к ним, основанные на религиозных либо этнических предрассудках, разновидность ксенофобии.

Термин обозначает враждебность по отношению к евреям и/или иудеям, а не ко всем народам семитской языковой группы. Слово «антисемитизм» было впервые употреблено немецким публицистом Вильгельмом Марром в XIX в. его памфлете «Победа германизма над еврейством». Термин объясняется расистскими представлениями о биологической несовместимости европейцев, фигурировавших у первых идеологов расового антисемитизма как «германская» или «арийская» раса, и евреев как представителей «семитской расы». С тех пор он обозначает именно вражду к евреям, несмотря на попытки, исходя из этимологии, распространить термин на арабов, ввиду того что они также говорят на языке семитской группы (Эдвард Саид и др.).

Иногда в качестве синонима используется термин юдофобия.

Разновидности антисемитизма

Под антисемитизмом понимают несколько различных явлений, связанных с проявлением вражды к евреям:

Античный антисемитизм. Наиболее древний вид антисемитизма. Обвиняет евреев в ненависти ко всем народам, тайным и явным преступлениям против национальных нравов и обычаев, подрыве экономики, распространению лжеучений, нелояльности и т. п.

Христианский антисемитизм, возникший ок. II века. Предполагает ненависть к евреям как носителям иудаизма, за то, что те не признают Иисуса Мессией, а также исходя из убеждения, что они были причастны к его распятию. Это убеждение обусловлено содержанием Нового Завета и христианской доктриной. Поскольку в христианстве Иисус считается Богом, весь еврейский народ объявлялся «Богоубийцами». Для такого мировоззрения характерно разделение людей по критерию вероисповедания, а не национальности. Таким образом, в идеальном варианте, иудеи, переходя в христианство, переставали быть предметом ненависти. На практике так происходило не всегда, и зачастую такие люди и их дети, несмотря на смену религии, не признавались полноценными членами общества и назывались «выкрестами» (например, марраны). На сегодня религиозный антисемитизм не ограничивается христианством, поскольку антиеврейские настроения, основанные в том числе на религиозных мотивах широко распространены среди мусульман.

Расовый антисемитизм, возникший в XIX в. Его можно назвать «классическим»: именно с ним связано возникновение самого понятия «антисемитизм», и именно его результатом стало крупнейшее проявление антисемитизма — Холокост. Рассматривает евреев в качестве прирождённых носителей неких биологически ущербных признаков, а потому не только не признаёт за ассимилированными евреями права на существование, но и считает их наиболее опасными, так как они вносят «порчу» в здоровое тело нации и пытаются тайно захватить власть над ней.

. «Новый антисемитизм или антисионизм. В конце 1990 годов в еврейской среде появилось понятие «новый антисемитизм», распространяющее определение антисемитизма на ненависть к национальным устремлениям евреев, прежде всего к сионизму и Государству Израиль.

В полемической публицистике возникают также новые формы антисемитизма в различных постхристианских субкультурах («рок-антисемитизм»), в левых и правых (не только неонацистских) политических кругах, в новых движениях.

. Популярно также понятие «бытовой антисемитизм», что, как явствует из самого понятия, не является идеологией, но представляет собой бытовое неприятие евреев, связанное с распространёнными представлениями об их образе жизни и отношении к неевреям.

Известный российский историк и этнолог Виктор Шнирельман полагает, что кроме этнического и религиозного антисемитизма существует также антисемитизм как реакция на социальную модернизацию, носителями которой считают евреев. Носителями такой формы антисемитизма могут быть в частности коммунисты или консерваторы.

Мнения о причинах антисемитизма

Несмотря на большое количество источников по проблеме антисемитизма, его причины остаются плохо охарактеризованными, а потому анализ явления затруднён, и его обсуждение зачастую табуировано.

Существует несколько подходов к объяснению явления:

По наиболее распространённому мнению, юдофобия в древнем мире была вызвана обособлением евреев от других народов. Это обусловлено тем, что иудаизм является монотеистической религией, а также верой иудаизма в то, что еврейский народ является избранным Богом. Подобно этому раннее христианство также вызывало ненависть языческого мира, в результате чего многие первые христиане принимали мученическую смерть и страдания.

Многие исследователи объясняют явление антисемитизма различными причинами, в том числе и религиозными.
«Христиане бывали антисемитами главным образом по мотивам религиозным. Евреи признавались расой отверженной и проклятой не потому, что это низшая раса по крови, враждебная всему остальному человечеству, а потому, что они отвергли Христа. Религиозный антисемитизм есть в сущности, антиюдаизм и антиталмудизм. Христианская религия действительно враждебна еврейской религии, как она кристаллизовалась после того, как Христос не был признан ожидаемым евреями Мессией».
— Н.А. Бердяев, «Христианство и антисемитизм»

Американский писатель-протестант еврейского происхождения Эндрю Клейвен полагает, что антисемитизм — «такой хороший показатель наличия зла в человеке» , что, как пишет он, «я склонен верить в то, что, когда Бог сделал евреев избранным народом, он выбрал их для того, чтобы они служили своего рода „системой раннего обнаружения“ безнравственности для всех остальных».

Ряд известных философов полагали, что в основе антисемитизма лежат психологические комплексы.
"Антисемит — это человек, который боится. Нет, не евреев, конечно, — боится самого себя, боится своей совести и своих инстинктов, боится свободы и ответственности, боится одиночества и боится перемен, боится общества и боится мира, — он боится всего, и не боится только евреев".
— Жан-Поль Сартр «Размышления о еврейском вопросе».