Презентация "Я поведу тебя в музей". Знакомство с Художественным музеем Брянска

Приобщение детей 4-6 лет к миру прекрасного и музейной этике. Подготовка к первому походу в музей - советы педагога-искусствоведа.

Педагог-искусствовед Н.Л. Кульчинская на основе своих наблюдений и общения с детьми и родителями предлагает несколько своих размышлений об эстетическом . Теоретическая работа подкрепляется разнообразными играми, доступными в наших условиях. Все это поможет психологически подготовить ребенка для такого культурного мероприятия, как поход в музей.

Первое посещение музея в детстве запоминается на всю жизнь, оно связано с ощущением тяжелой двери, с трудом подающейся навстречу, с необычным, каким-то загадочным запахом...

Мама-москвичка решила повести своего четырехлетнего сына в Третьяковскую галерею. Решено было начать с зала, где висели ее любимые картины художника И. Айвазовского. Однако по пути в зал ребенок отвлекался - ему было интересно буквально все, он задавал вопросы, тянул маму то в одну, то в другую сторону, и когда они дошли до нужного зала, оказалось, что малыш устал и эмоционального отклика на любимые мамины произведения, которого от него ожидали, не произошло.

Причин неудачи несколько, и все они связаны с тем, что два мира - мир детства и мир искусства - пришли в соприкосновение, имея свои собственные законы, особенности и язык.

Задумывались ли вы над тем, что существующие музеи сформировались как "взрослые" учреждения? Специфика среды музея с его исторически сложившейся этикой поведения построена на ряде запретов и ограничений - не говорить громко, не трогать руками экспонаты, не двигаться быстро - создает наиболее комфортные условия для взрослого зрителя и вступает в противоречие с особенностями детского восприятия. Ведь дети 4-6 лет еще не зрители. Им только предстоит зрителями стать. Так что же, ждать, пока ребенок вырастет?

Отнюдь нет. Музейная этика легко усваивается детьми во время непосредственного пребывания в музее; отсутствие же этого опыта в зрелом возрасте приводит к тому, что человек реализует, как правило, детскую схему поведения, т. е. стремится в наиболее короткий срок увидеть как можно больше, даже не приступая к углубленному восприятию.

Родители еще не знают, кем будет ребенок, когда станет взрослым, но им хочется развить его творческие способности, воспитать отзывчивость ко всем проявлениям красивого в жизни, привить любовь к искусству. И, конечно, они совершенно оправданно в первую очередь обращаются к опыту музея.

Но тут сразу возникают вопросы: возможно ли развивать и обучать ребенка тому, в чем ты, родитель, не являешься специалистом. И еще: как быть, если семья живет не в большом городе, где есть музеи и парки со скульптурой, а в деревне или маленьком поселке? Наконец, не принесет ли больше вреда, чем пользы, первая неудавшаяся попытка привести ребенка в музей?

Многолетний опыт показывает, что главный залог успеха - готовность отправиться в путь постижения прекрасного, мира искусства вместе с ребенком, относясь к нему как к равному, полноценному и интересному партнеру. Учиться вместе с ним, обогащая его собственным жизненным опытом, часто учась у него свежести восприятия, нестереотипности мышления, образности сравнений и наблюдений. Важно также знать, что прежде чем вы отправились с ребенком в музей, нужно научиться видеть красивое в окружающей вас среде, в природе.

На этом первом этапе сельские жители оказываются в более выгодном положении, чем городские. Природа в разное время года дает замечательную возможность для наблюдений, внимательного вглядывания, близких и дальних путешествий, во время которых можно выполнять задания по развитию эстетического и художественного восприятия, используя предложенные нами и придумывая свои собственные игры (см. сс. 68-71).

Введение маленького человека в мир прекрасного желательно начать в привычных условиях, делая акцент на занятия - беседы, наблюдения, творческие задания и экскурсии на природе, дома, а затем в залах краеведческого или биологического музея.

Путешествие первое. Форма

Наблюдая за детьми 4-6 лет, можно заметить, что они полны интереса к окружающему миру и желания экспериментировать в нем. В это время в ребенке обнаруживается ярко выраженная связь, "родство" с окружающим миром - растением, животным, персонажем сказки. Способность к одухотворению окружающего делает его чувствительным к различным видам искусства и ко всем проявлениям красивого в жизни.

Красота простейших природных форм. Поиск-игра. Занятия на природе начните с вопроса ребенку: может ли он привести пример красивого из того, что он видит вокруг себя? Услышав ответ (например, бабочка, цветок, листик), вместе внимательно рассмотрите цветок, полюбуйтесь его яркой окраской, нежной линией изогнутого стебля.

Предложите, закрыв глаза, понюхать цветок, пощупать глянцевую поверхность листьев и ощутить пушистость стебля, посмотреть на просвет лепестки цветка с тонкими прожилками. Сравните цветок с бабочкой и заметьте, что крылышки бабочки похожи на лепестки цветка и расходятся от спинки так же, как у цветка лепестки идут от его сердцевины.

Любоваться красотой природы - закатом солнца, окраской листьев и цветов, расцветкой насекомых, радужными тенями на снегу - в разное время дня можно бесконечно. Однако нужно запастись терпением, чтобы ребенок сам начал замечать красивое. Чтобы это произошло, взрослым необходимо как можно чаще обращать внимание на красоту природы, поощрять самостоятельные открытия, разделять радость от увиденного. Во время прогулок можно рассматривать очертания высыхающих после дождя пятен на асфальте, бегущие по небу облака, меняющийся рисунок пены на поверхности воды, морозные узоры на стекле, прожилки камня или трещины на кафеле. В их контурах спрятаны самые причудливые образы - герои сказок, фантастические и реальные животные и птицы, портреты и силуэты людей и многое, многое другое.

Внимательное рассматривание раковин на берегу моря, любование камнями увлекают детей и взрослых. В лесу причудливо переплетенные сучья и корни, деревья, покрытые снегом, также могут стать толчком к развитию фантазии и воображения. Развитию восприятия и образного мышления помогают вопросы и творческие задания, с которыми взрослые обращаются к ребенку: "Скажи, на что похоже? Что тебе это напоминает? Сравни, найди общее, скажи, чем отличается, угадай, объясни, придумай и т. д.".

При первом знакомстве ребенка с кисточкой и красками необходимо показать, как ими правильно пользоваться, как смешивать цвета на палитре для получения новых, например, зеленых (синий + желтый), оранжевых (красный + желтый), сиреневых (синий + красный), а также как обращаться с белилами для получения мягких и нежных оттенков.

А это тебе знакомо? Знакомство с формами природы, их своеобразием и выразительностью можно продолжить, рассматривая вместе альбомы, слайды, фотографии, гербарии и коллекции бабочек, минералов, ракушек, марок с изображением рыб, животных, растений и птиц. Эти наблюдения доставляют детям большое удовольствие. Во время таких совместных занятий не обязательно выстраивать подробный диалог, но один вопрос задать необходимо: скажи, что тебе особенно понравилось из всего, что мы увидели?

У нас все получается . Разумеется, занятия предполагают создание благоприятного психологического климата. Для этого необходимо создавать и поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу, приветливое и уважительное отношение к ребенку независимо от его успехов. Дети тонко чувствуют и поддерживают юмор. В группе необходимо отказаться от выдвижения и поддержки лидера. Своим, даже неосознанно выраженным, предпочтением одного можно тормозить развитие других.

Развитие эмоций . Развитие в ребенке эмпатических эмоций: сочувствия, сопереживания, содействия, воспитание в нем добрых, гуманных чувств к окружающему поможет оценить "красивое", выявить общность живого и неживого, человека и вещей, им созданных, почувствовать себя частью окружающего мира.

В дальнейшем, вне специальных занятий, необходимо обращать внимание ребенка на страдание или боль животных, вызывая в нем сочувствие, желание прийти на помощь.

Путешествие второе. Цвет

Цвет везде вокруг нас. Умеем ли мы различать оттенки в освещенном по-разному небе - ясном, пасмурном, во время заката, перед грозой? Замечали ли вы, сколько оттенков зеленого цвета на одной лишь небольшой лесной поляне?

Цветные тени . Зима - это снег, и взяв на прогулку с собой яблоко, апельсин или простую варежку, бросьте их на снег - вот когда можно увидеть цветные тени. Рассмотрите их вместе с ребенком. При хорошем освещении достаточно поднести к шее яркую материю или книгу в яркой, однотонной обложке и подойти к зеркалу. Вы увидите цветную тень на подбородке. Такие простые эксперименты запоминаются детям в их первом знакомстве с цветом. Как правило, подобные занятия дают толчок детскому воображению, которое начинает работать в этом направлении, придумывая свои собственные игры.

Восприятие цвета . Знакомство с цветом для маленьких детей - это не столько узнавание и понимание, сколько восприятие. Как дети воспринимают цвет? Различается ли восприятие цвета у детей и взрослых? Да, конечно, они различны. Сегодня мы знаем, что восприятие у взрослых людей очень индивидуально, зависит от настроения, различается у мужчин и женщин. Что же важно знать, занимаясь с ребенком?

Прежде всего надо помнить, что у малышей, находящихся в самом начале своего жизненного пути, оценки психологического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственными. Так для ребенка-дошкольника красный, желтый, розовый, голубой и оранжевый - это радостные, яркие, веселые и добрые цвета. А вот коричневый, черный, темно-синий, белый, темно-зеленый - грустные, серьезные, скучные, злые, некрасивые цвета.

Из 70 опрошенных нами детей 68 предпочли пять цветов: красный, голубой, розовый, желтый, оранжевый. И только 2 - фиолетовый и черный. Известно, что человек, нуждающийся в физическом отдыхе, эмоциональном покое инстинктивно выбирает темные тона. Если же организм нуждается в отдаче энергии путем направленной вовне активности или интеллектуального творчества, то выбор падает на теплые, яркие тона.

Еще одной особенностью восприятия цвета у маленьких детей является его конкретность: "зеленая трава", "голубое небо", "синее море". В самих этих сочетаниях угадываются "штампы", или "сенсорные эталоны", выработанные данной культурой. Ребенок, проходя путь освоения окружающего мира, должен постепенно овладеть этими "сенсорными эталонами". С их помощью позже он сможет систематизировать то, что видит, и то, с чем действует.

Очевидно, что чем уже и определеннее набор эталонов (в данном случае речь идет о цветовой культуре и цветовых эталонах), тем дольше ребенок по мере взросления будет находиться в пределах "детского восприятия", то есть ориентироваться на 4-6 основных цветов. И наоборот, чем шире и вариативнее набор цветовых сочетаний, тем шире возможность выбора, тоньше аналитические способности восприятия.

Замечательным свойством детского восприятия является его целостность. Зрение, восприятие звука, тактильные ощущения, обоняние, моторика - все это пути и способы исследования окружающего мира.

Цвет и звук . Дошкольный возраст - это самое подходящее время, чтобы дать ребенку почувствовать, как близки понятия звука и цвета. Задумывались ли вы о том, как звучат цвета, или, если так можно выразиться, какого звука каждый цвет? Согласны ли вы с такими наблюдениями:

  • "Желтое есть типично земная краска. Желтое нельзя особенно углубить. Повышение желтого звучит как труба, в которую все сильнее дуют, или как поднятый до большой высоты звук фанфар.
  • Синее есть типично небесная краска. Очень углубленное синее даст элемент покоя. Опущенное до пределов черного, оно получает призвук человеческой печали.
  • В музыкальном изображении светло-синее подобно звуку флейты, темно-синее - виолончели. Все углубляясь и углубляясь, оно уподобляется удивительным звукам контрабаса. В глубокой торжественной форме звук синего равен звуку глубокого органа..."

Этот небольшой фрагмент из статьи Василия Кандинского "О духовном в искусстве" приоткрывает нам еще один путь знакомства со свойствами цвета. Можно ли ввести в этот чудесный мир ребенка? Как это сделать? Играем в "Лоскутки и колокольчики" (см. с. 69).

Занятия-игры по развитию восприятия цвета и формы у детей 4-6 лет являются хорошей подготовкой к посещению музеев, знакомству с произведениями искусства.

Путешествие третье. Музей

Мы знаем, что маленькому ребенку при знакомстве с новым объектом необходимо входить в контакт с ним.

Лицом к музею . Наше первое знакомство с музеем начинается еще на улице, перед фасадом здания. Если здание музея дворцового типа, особняк или деревянный дом с красиво выполненным декором, необходимо обратить внимание на все детали оформления. Можно задать несколько вопросов: знает ли ребенок, что такое музей, что в нем находится, хочет ли он посмотреть, что там, как выглядят скульптуры и картины? Такой прием в музейной педагогике называется актуализацией. Конечно, на все вопросы вы ответите сами, но вы наверняка возбудите в ребенке интерес - основную движущую силу познания нового. Путешествие детей в чудесную страну - музей, где все красиво и необычно, будет продолжаться и в залах. Дошкольники постепенно познакомятся с убранством комнат - росписями стен и потолков, полами, выложенными паркетом или мрамором, торжественными дверями, украшенными бронзой, дверными ручками... Детям предлагается игра-поиск красивого в музее, во время которого они вспоминают, сравнивают: на что похоже, что напоминает, и обживают новое пространство со знаком "плюс".

В каждом музее, устроенном с любовью, можно найти "красивое" - резные наличники окон, гладкую поверхность отполированного дерева, цвет стен; даже поскрипывающие ступеньки лестницы могут дать возможность пристального вглядывания, вслушивания и любования, то есть всего того, что создает неповторимость именно этого места.

В первый раз можно познакомить детей с убранством музея в целом (особенно если музей небольшой) и дать возможность, придя домой, порисовать. Хотя желание у ребенка может прийти и позже.

Можно избрать и другой путь - полюбоваться убранством одного зала и перейти в другой с картинками или скульптурой на тему древнегреческих мифов, с сюжетами сказок.

Ожившая статуя . Наблюдая за детьми в залах музея в тот момент, когда они рассматривают незнакомый рельеф, скульптуру, можно заметить, что они спонтанно пробуют принять позу статуи.

Ребенку недостаточно зрительного восприятия и рассказа взрослого, он использует моторное движение как способ постижения нового. Спонтанное пластическое уподобление - своего рода "ожившая" скульптура или картина.

Антракт . Дети 4-6 лет быстро утомляются, поэтому после первых 10-15 минут лучше сесть на банкетку и рассказать или почитать ребенку миф (заранее подготовьтесь), а затем найти произведение, в котором он передан.

Путешествуя с ребенком по музею, вы в течение 20-30 минут осуществили игру-поиск, почитали, поиграли в ожившую скульптуру, порисовали и, таким образом, использовали еще один педагогический прием - смену разных видов деятельности. Переключение снимает усталость, однако, впечатлений так много, что лучше не перегружать малыша и, уходя из музея, обязательно дать ему перекусить заранее приготовленными яблоком или бутербродом.

За 20-30 минут первого знакомства с музеем ребенок должен почувствовать главное - в музее много нового, интересного, здесь можно заниматься любимыми вещами - играть, слушать сказки, рисовать. Если у вашего чада появится устойчивое желание прийти сюда еще раз, значит ваши усилия не пропали даром.

Про живопись . В следующий раз можно продолжить знакомство с музеем в залах живописи.

В возрасте 4-6 лет дети легко усваивают понятие жанров - портрет, пейзаж, натюрморт. Но важно знать, что они воспринимают картину не в целом, как взрослые, а через детали. Если вы попросите рассказать ребенка, что изображено на картине, он очень скупо будет перечислять то, что видит, радуясь, узнавая знакомые предметы. Часто дети обращают внимание на второстепенные для произведения, но эмоционально значимые для них детали, так как они являются толчком для ассоциаций, связанных с их личным опытом.

Так, например, в картине французского художника XVII века Клода Лоррена "Похищение Европы" дети отмечают девушек, плетущих венки, корабль и камень на переднем плане, который огибает струя воды, образуя бурунчики. Дети сразу вспоминают о лете, рассказывают, где и с кем его проводили и "тоже видели камень и как вокруг него маленькие волны..."

Воспоминания о лете, как правило, самые приятные для детей. Часто сюжет картины, давая толчок к этим воспоминаниям, провоцирует еще одну особенность детского восприятия, которую можно назвать самопроекцией. Так, у картины Клода Моне "Стог сена в Ниверии" дети как бы помещают себя в картину, они говорят о том, что им нравится - стог сена, потому что в нем можно прятаться или съезжать сверху; они воображают себя персонажами картины, и это помогает им на эмоциональном уровне почувствовать художественный образ - летний день, длинные тени от деревьев, трава и цветы - все это манит ребенка "войти" в художественное пространство, стать ее частью.

Другие музеи . Не менее интересными для детей могут быть походы в естественно-научные музеи. Каждый музей обладает своей спецификой, говорит с нами своим особенным языком. Естественно-научные музеи - Биологический, Зоологический, Палеонтологический с заложенной в них идеей развития всего живого на Земле учат нас логике и обобщению, тогда как художественные обращаются в первую очередь к нашим чувствам и эмоциям.

Возвращаясь к вопросам, поставленным в начале статьи, мы думаем, что теперь вы сами сможете ответить на них.

Н.Л. Кульчинская, кандидат пед. наук, искусствовед
А.А. Кульчинская, художник-педагог
Статья из журнала "Человечек"

Комментировать статью "Я поведу тебя в музей? Как подготовить ребенка к первому походу в музей"

Мы со своими детьми 6 и 9 лет (на тот момент) пошли конкретно в Египетский зал, до этого что-то они посмотрели про мумии и очень их это интересовало. Для среднестатистического ребенка Эрмитаж (Русский музей тоже, но в меньшей степени) - слишком огромное, визуально...

Обсуждение

По поводу Эрмитажа с детьми и вообще посещения Эрмитажа: всё возможно и даже будет детям интересно, если поставить конкретную цель - что посмотреть. Одно дело пробежаться по залам и сказать "я был здесь", но при этом понятно, что по всему пробежаться невозможно и утомительно, а другое дело конкретные залы. Мы со своими детьми 6 и 9 лет (на тот момент) пошли конкретно в Египетский зал, до этого что-то они посмотрели про мумии и очень их это интересовало. Потом в нашем плане был зальчик, посвященный войне 1812 года (как я поняла, это не постоянная эспозиция), и поскольку у старшей в школе как-то эту тему затрагивали, то пошли туда. Потом в тронный зал (ну,понятно, что детям это интересно), ну и папа захотел посмотреть импрессионистов. На большее не хватило ни детей, ни взрослых, но при этом остались незамученными и довольными. Я считаю, что любой большой музей только так и можно смотреть.
Наши друзья, сами питерцы, только так и посещают. Съездили, например, в Голландию - побывали там в музеях живописи - захотелось посмотреть коллекцию голландцев в Эрмитаже и тд и тп.
И вот только один минус у Эрмитажа: очень плохо там организовано со входом и билетами.

Если у вас редкие, просто исключительные 5-летки, предпочитающие тихое разглядывание картин и предметов интерьера всем развлечениям - вэлкам в Эрмитаж. Для среднестатистического ребенка Эрмитаж (Русский музей тоже, но в меньшей степени) - слишком огромное, визуально перенасыщенное и непонятное место. Просто жалко целый день из недолгой поездки тратить на то, что ребенка не обрадует, а только утомит, скорее всего.
Я основываюсь на собственном опыте, мы прожили в Питере 5 лет: мои 2-3 класс (сестре, соответственно, было 4-5 лет) и мои 9-11 классы (сестра была в 3-5). Родители у нас очень активные, мы побывали везде, но если Петергоф я "из детства" вспоминаю с восторгом, как необыкновенное, волшебное место, то про Эрмитаж я помню три вещи - невообразимого размера очередь, лестница и гудящие ноги. Конечно, в более старшем возрасте я "прониклась", но в 5-7 лет мне это точно было не надо.
Проверено на моей дочке - музыкальной, рисующей, обожающей ходить по музеям - в 8 лет, когда мы в Питер на 2 дня приехали, я даже и не предлагала ей туда сходить (зато Зоологический музей и шоу дельфинов у нас "на ура" пошли). В 12-13 лет Эрмитаж в ее планах на 2-недельную поездку в Питер стоял на первом месте (на втором - японская выставка в музее артиллерии:), а Петергоф - на третьем). Через час-полтора "прогулки" по нему детка заныла, что больше не может и зачем ее вообще сюда понесло, лучше бы просто по городу лишний день погуляли... и, вспоминая себя, я ее понимаю.

Занятие 1.

3aдaчa: формирование понятия художественный музей как хранилища красоты.

Зрительный ряд:

1. Храм Аполлона в Бассах. Древняя Греция. Около 430 г. до н. э.

2. Здание Государственного Русского музея (бывший Михайловский дворец). Архитектор К. И. Росси, 1819-1825 гг.

3. Михайловский дворец. Архитектор. К. И. Росси. 1819-1825.

4. Залы и интерьеры Государственного Русского музея.

Рассмотреть на сайте вид Михайловского дворца (здание Государственного Русского музея). Изображение музея на странице сайта приведено в приложении 7.

Спросить (если дети не посещали раньше музей, то воспитатель сам должен об этом рассказать): почему он так называется? Спросить: что значит «музей русского искусства»?

Рассматривая сайт, обратить внимание на памятник перед зданием. Спросить: в память какого человека он поставлен? Почему он находится перед зданием музея?

В конце занятия задаются вопросы:

Как называются два крупных музея русского искусства?

Где они находятся, в каких зданиях, кто их создавал?

Занятие 2

1) Дать общее представление о Государственном Русском музее, особенностях его коллекции.

2) Объяснить название музея.

Зрительный ряд:

Здание Государственного Русского музея, залы и интерьеры.

В начале теоретического занятия вспомнить тему предыдущего, спросить:

Откуда «пришло» слово «музей»?

Какие музеи называют художественными?

Какие два художественных музея дети знают?

Почему они так называются?

В каком еще музее нашего города есть большая коллекции произведений искусства (картин, скульптуры и т. д.)? Это тоже художественный музей. (Дети смогут ответить, если ранее посещали Государственный Русский музей.)

Вспоминая показанное на сайте здание музея, рассказать историю строительства. Подчеркнуть, то в чем заключается своеобразие коллекции Русского музея и ее отличие от коллекций других музеев.

В конце теоретического занятия сделать выводы:

Занятия на компьютере:

Знакомство с художественным музеем.

Храм Аполлона в Бассах. Древняя Греция. Около 430 г. до н. э.

НЕЗНАЙКА:

В нашей стране очень много музеев, они очень разнообразные. А в каких музеях были вы? Какие музеи вы знаете? Что в них представлено?

А знаете ли вы что такое художественные музеи и почему эти музеи так называются?

Здание Государственного Русского музея (бывший Михайловский дворец). Арх. К. И. Росси, 1819-1825 гг.

К.П.Бегров "Михайловский дворец". 1832

НЕЗНАЙКА:

Здание Государственного Русского музея (вид с площади Искусств)

Что значит «музей русского искусства»? В память какого человека поставлен памятник перед ним? Почему он находится перед зданием музея?

Академический зал

НЕЗНАЙКА:

Почему зал носит название Академический?

Как называются два крупных музея русского искусства? Где они находятся, в каких зданиях, кто их создавал?

НЕЗНАЙКА:

В каком еще музее нашего города есть большая коллекции произведений искусства (картин, скульптуры и т. д.)? Это тоже художественный музей.

НЕЗНАЙКА:

Имя архитектора Русского музея?

НЕЗНАЙКА:

Какая разница между коллекциями Русского музея и Эрмитажа, почему их можно назвать художественными?

Ответ: Эрмитаж сейчас один из самых больших музеев мира, здесь представлены произведения искусства со всего мира, в этом заключается своеобразие его коллекции и его отличие от коллекции Русского музея.

Государственное бюджетное образовательное учреждение
Всеволодовская сош №42

Методическая разработка

сценария внеурочной деятельности

«Знакомство со школьным музеем»

для 7-летних детей /1 класс

победитель ПНПО 2008г
Осинина Т. И.

Ногинск-5

2016 год

Тема урока . Знакомство со школьным музеем.

Цели урока . Знакомство с экспонатами музея.

Формируемые УУД:

Познавательные. Обработка и анализ информации. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Личностные. Положительная мотивация учебной деятельности. Навыки сотрудничества. Доброжелательность. Самооценка.

Коммуникативные. Умение обращаться за помощью, предлагать самому помощь. Строить монологические высказывания. Вести диалог.

Регулятивные. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению ошибок.

Оборудование: экспонаты музея, магнитофон, шерстяные нити, ножницы, образцы кукол из нитей.

1). Орг. момент . Учитель приветствует детей, проверяет отсутствующих. Затем задаёт вопросы детям. Беседа происходит перед входом в музей.

Ребята, как вы думаете, зачем мы сюда пришли?

Как называется наш музей?

Что такое музей?

Ответы учащихся.

Правильно, наш музей называется «В гостях у прошлого». Здесь собрано много экспонатов (предметов, вещей), которые рассказывают нам о том, как жили наши предки (те люди, которые жили до нас). Мы пришли сюда для того, чтобы познакомиться с историей и культурой русского народа. Здесь очень много интересных вещей и предметов: иконы, священные книги, одежда, предметы быта, монеты, игрушки. Сегодня мы начинаем длительное путешествие по нашему музею, которое будет продолжаться до окончания вами школы. Это связано с тем, что невозможно рассказать обо всём за несколько занятий.

Ребята! Давайте представим себе, что мы находимся сейчас на « Машине- времени» и с помощью её сможем перенестись в прошлое. Открываем дверь и переносимся в…

Звучит русская народная песня «Барыня-сударыня» (1-й куплет)

Куда мы попали?

Вам здесь нравится?

Что вам наиболее интересно?

Ответы учащихся.

2). Учитель размещает детей так, чтобы всем были видны экспонаты.

Сейчас мы с вами коротко познакомимся с основными разделами музея.

Мы видим с вами домашнюю утварь: посуду, утюги, ухват т. д. Всё это использовалось нашими предками в повседневной жизни. Люди старались скрасить обыденность будней и для этого украшали предметы быта. Посмотрите, перед вами кувшин, который изготовлен в 1825 году. Подобную посуду изготавливают сейчас на родине этого экспоната АОО «Гжель». Это предприятие находится в нескольких километрах от нашего городка. Я думаю, что вряд ли среди вас найдётся человек, который скажет, что ему эта посуда не нравится. Своеобразие гжельского промысла состоит в том, что в оформлении изделий используются сине-голубые цвета.

Ребята, а у вас дома есть такая посуда? Она нравится вам?

Ответы учащихся.

Да, конечно, все гжельские изделия хранят душевное тепло тех, кто трудился над их изготовлением.

Сегодня мы начнём знакомство с раздела «Народная игрушка».

Вы любите играть?

Какие игрушки у вас любимые?

Посмотрите, что размещено вот на этом стенде?

Ответы детей.

Это игрушки наших прабабушек и прадедушек. Здесь есть куклы игровые (в которые дети играли) и есть обрядовые (которые являлись непременным атрибутом многих обрядовых действий). Сегодня вы будете своими руками мастерить куклы из нитей и сможете с ними поиграть. Это будет ваш сувенир на память о первом посещении музея.

3). Практическая работа.

На демонстрационном столе находятся куклы из нитей разных размеров и форм и всё необходимое для изготовления куклы из ниток: 3 группы нарезанных нитей (для туловища, рук и нити-завязки), ножницы.

На столах учащихся находится всё необходимое для изготовления куклы из ниток: 3 группы нарезанных нитей (для туловища, рук и нити-завязки), ножницы.

Ребята, нам предстоит создать куклу из нитей. Всё необходимое для этого находится на ваших столах. Подумайте что ещё нам нужно?

Ответы детей.

Смекалка нужна?

Усердие и трудолюбие нужны?

Хорошее настроение нужно?

Желание сделать куклу качественно?

Помощь друга по парте нужна?

Знание правил безопасности при работе с ножницами нужно?

Кто назовёт эти правила?

Какие загадки знаете о ножницах?

Ответы детей.

А теперь мы устраиваем конкурс. Кто будет самый активный и создаст самую лучшую куклу, тому достанется приз (кукла из моей коллекции).

I раунд-теоретический.

Посмотрите на образец готовой куклы и скажите, как её можно создать из того, что есть у вас на партах?

Ответы детей.

Учитель анализирует ответы детей и демонстрирует презентацию «Изготовление кукол из нитей».

II раунд-практический.

Дети под руководством учителя поэтапно создают куклу. Учитель использует презентацию «Изготовление кукол из нитей».

Во время работы тихо звучит русская народная песня «Калинка».

III раунд-награждение.

Самый активный и талантливый ребёнок получает приз.

4). Рефлексия.

Экскурсия в школьный историко-краеведческий музей «ПАМЯТИ НАЧАЛО».
Тема: Знакомство с музеем.
Экскурсию проводит: руководитель музея, учитель истории и обществознания Ходыкин А.В. и члены кружка «Юный историк».
Цели и задачи:
Знакомство учащихся со школьным музеем.
Развитие у ребят исследовательского начала.
Приобщение уч-ся к культуре своего края.
Материалы к занятию:
1. Экспозиции школьного историко-краеведческого музея:
- «Село родное».
- «Наша школа вчера и сегодня».
- «Эхо войны».
2. Иллюстрации для игры– «Что должен делать ученик?»
3. Песни.
Подготовка к мероприятию:
1. Создать три группы экскурсоводов.
2. Подготовить исполнение отрывка песни «Гляжу в озера синие…».
3. Подготовить пословицы о Родине.
Ход мероприятия.
Орг. момент: Руководитель музея:
- Ребята, сегодня вы первый раз пришли в школьный историко-краеведческий музей. Я и мои помощники проведём необычную экскурсию, но очень важную для каждого из нас. Послушайте наших экскурсоводов, и в конце мероприятия скажите, о чём вы сегодня узнали.
I. 1-я группа экскурсоводов:
- Первая школа в селе Талы была открыта 1861 году. В селе существовала и воскресная школа. В ней учились 65 девочек и 19 мальчиков в возрасте 12-17 лет. Занятия велись 32 дня в год двумя учителями и одним законоучителем. Учащиеся делились на четыре группы: 1 - неграмотные, 2- учившиеся одну зиму, выбывшие почему-то среди года, 3 - учившиеся 2-3 зимы, 4 - учившиеся 5 зим в школе.

В шестидесятые годы Таловская средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа с производственным обучением проводит сельскохозяйственные опыты на площади 95 гектаров и имеет свою утиную ферму. В 1963 году, за выращивание 50 тысяч уток, награждена дипломом второй степени Комитета Совета ВДНХ СССР. Восьмидесятые годы прошлого столетия… Жизнь школы насыщенная и интересная. Пионерские сборы, комсомольские собрания, торжественные линейки, посвященные памятным датам, спортивные соревнования. Весной и летом походы по местам боевой славы, задорные песни у костра, сбор макулатуры и металлолома. Работа производственной бригады на полях и току колхоза «Победа», и конечно, на приусадебном участке. Именно там, ребята постигали азы кролиководства и выращивания рассады.
- На каникулах поездки в города-герои и столицы союзных республик. Где только не побывали ученики нашей школы: Москва, Ленинград, Волгоград, Баку, Киев, Минск, Кишинев, Рига, Одесса.

Школа! Для нас и наших преемников ты была, есть и будешь храмом науки. В твоих стенах получили путевку в жизнь ученые и механизаторы, старшие офицеры и животноводы, учителя и летчики, дипломаты и строители, геологи и врачи. Они своим ратным подвигом и самоотверженным трудом защитили, восстановили и прославили свою Родину!

Как же сложилась судьба выпускников нашей школы? Разбросала их судьба по всей великой стране. Забыли ли они родную школу? Нет! В позапрошлом году на встречу собрались выпускники 1956 года.

В 1972 построено нынешнее здание школы.
- Поднимите руки, у кого учились в нашей школе папы и мамы, дедушки и бабушки.

Игра-разминка (с использованием картинок) «Каким должен быть ученик?»
(экскурсоводы первой группы показывают ребятам картинки, на которых показано, как и что, обязан делать ученик, и что он не должен делать, задают вопросы)
II . 2-я группа экскурсоводов: (может заменить руководитель музея)
- Руководитель музея:
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей...
- Каждый год, 9 мая, гремит салют Победы, а в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. Что это за праздник, кто мне скажет? Этот праздник встречают в каждой семье, в каждом доме. В этот день мы с благодарностью кланяемся героям, павшим в боях за свободу и независимость Родины. Советский народ, разгромив фашистских захватчиков, отстоял мир на Земле.
И летом 1942 году немцы заняли село Талы.
Всего полгода находилось село Талы в оккупации, но, сколько горя и разлуки оно принесло односельчанам. 19 декабря 1942 года наше село было освобождено после тяжелого боя. В боях за Талы и Бугаевку, пало несколько сот советских воинов 267-й стрелковой дивизии, имена 20 офицеров и 221 солдата и сержанта известны. Все они покоятся в братских могилах, находящиеся в центре села Талы, на ул. Степной, ул. Луговой, в селе Бугаевка и Чехуровка. На могилах установлены памятники и стелы. Местные жители заботливо ухаживают за могилами. Каждый год 9-го мая жители сёл приходят к этим могилам и чтят память павших солдат, офицеров, сержантов. Не забывают и тех, кто остался жив.
Ветераны 267-й стрелковой дивизии благодарны жителям сёл Талы, Бугаевка, Чехуровка за добрую память о войнах-освободителях. Оставшиеся в живых, ветераны не раз бывали на братских могилах своих павших друзей. Очень часто приезжали и родственники погибших.
В годы войны на фронт ушло почти всё взрослое мужское население. С полей сражений не вернулось 309 мужчин. Уроженцем села является генерал – лейтенант А.М. Городнянский (1896 – 1942), командующий 6-й армией Юго-Западного фронта. Погиб под Харьковом в 1942 году, там и похоронен.
III .3-я группа экскурсоводов:

Наше село Талы основали казаки Острогожской сотни на юге Воронежской губернии на левом берегу реки Богучарки. Название села Талы происходит от речного растения тальник. По одной из легенд, река Богучарка, впадающая в Дон, получила своё название благодаря Петру I. Однажды император плыл по реке Дон, и узнал о том, что его собираются отравить, поднеся ему чашку отравленного вина. Когда ему подали чашу с вином, он вылил его в реку и сказал: «Богу чарка!».
Интересные названия имели улицы в Талах имели названия – Губернаторка, Проезжая, Шаповалова. Вдоль берега реки протянулась Довгалаевская улица. Возле залива – Браташёва улица, получившая своё название по фамилии жившего на ней богатого казака, здесь же были дворы двух таловских попов. На самом высоком месте стояла Николаевская церковь.
Слобода, как полагалось в те далёкие времена, для безопасности была обнесена «палисадом», ворота которого ночью запирались и охранялись нарядом караульщиков. За палисадом и рекою простирались луга, леса и пахотные земли слобожан. Основным занятием было земледелие, скотоводство и извоз.

Перед собой вы видите вещи, которыми пользовались наши предки. Значение каких вещей вы знаете?
- Смотря на вещи, которыми пользовались ваши прапрабабушки, прапрадедушки, прабабушки, прадедушки, дедушки и бабушки, да и сейчас некоторыми из них пользуются родители, как вы думаете, чем они занимались? Как проводили свободное время?
(уч-ся перечисляют) (Прослушивание отрывка песни на патефоне «За окном черемуха душистая»)
3-я группа экскурсоводов:
- Да, наши предки занимались в основном земледелием и скотоводством. А теперь давайте вспомним пословицы о Родине (маме, хлебе, и т.д.)
3-я группа экскурсоводов:
Пословицы о Родине:
Жить – Родине служить.
Нет в мире краше Родины нашей.
За Родину – мать не страшно умирать.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Родной куст и зайцу дорог.
С родной земли – умри, не сходи.
Своя земля и в горсти мила.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
- А какие пословицы о Родине вы знаете? (Высказывания детей)
3-я группа экскурсоводов:
- Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёзка, и крик кукушонка, и полянка. Это место, где ты родился и вырос. Село, историей которого мы гордимся! Родина – это и наши предки, наши мамы, папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь и имя. Любовь человека к Родине русский народ выразил в своих пословицах и поговорках. Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов... Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.
- Руководитель музея: Россия. Какое красивое слово - и роса,
и сила, и синее что-то...
С. Есенин
IV. Звучит песня «Гляжу в озера синие..»
V. Заключительное слово руководителя музея.

Ивановский краеведческий музей развивает программу «Доступная среда» и начинает проводить экскурсии для людей с ограниченными возможностями здоровья. Первое «Знакомство с музеем» решили провести для членов Ивановского общества слепых. У этих особых посетителей и экскурсия специальная. Для них отменяется правило «руками не трогать». Ведь только прикосновениями некоторые из них могут оценить предметы искусства. Поэтому обзорная экскурсия под названием «Знакомство с музеем» - во многом экспериментальная.

«Можно будет действительно позволить людям к этим предметам прикоснуться, их ощутить, представить в пространстве. А, значит, для них экскурсию превратить не просто в рассказ, который они воспринимают на слух, а позволить им стать полноценными участниками этого», - говорит Марина Пророкова, сотрудник Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д.Г. Бурылина.

Больше всего возможностей для тактильного изучения - в зале арсенала. Тут буквально все находится в открытом доступе, ведь экспонаты сделаны из прочных материалов и, к тому же, многие вещи реконструированы и не вызывают у экскурсоводов страха прикосновений. Посетители с удовольствием узнают историю огнестрельного оружия и даже делают для себя неожиданные открытия.

«Я даже не представлял, что пушки могут быть такими маленькими. Я представлял, что пушки - это что-то такое большое, и для меня это было открытием. Здесь уже можно не только представить, но и потрогать руками. И уже я более четко представляю себе, что это такое, и как раньше вообще воевали», - говорит Алексей Назаретский, председатель Ивановского отделения ВОС.

Многие экспонаты, конечно, находятся под стеклом, и тут уже ничего не поделать. Зато даже внутренняя архитектура музея становятся частью программы, ведь всевозможные фрески, колонны и двери здесь тоже имеют собственную историю. Организаторы постаралось максимально расширить «Знакомство с музеем» и показать как можно больше интересного на всех выставочных этажах.

«Мы сначала разработали экскурсию, вернее, адаптировали нашу обычную экскурсию для вот таких людей и предложили им такой вариант. Они охотно откликнулись. Это наш первый такой пилотный проект, дальше мы намерены продолжать в этом же направлении, и попытаемся работать и с другими категориями с ограниченными возможностями», - говорит Сергей Конорев, директор Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д.Г. Бурылина.

Кстати, идеей проведения таких экскурсий для людей с ограниченными возможностями здоровья с ивановским музеем поделились коллеги из Палеха. Удивительно, но так же, наощупь, посетители с удовольствием знакомились с лаковой миниатюрой.