Презентация мое имя моя фамилия. Презентация на тему "мой род, мое имя, моя фамилия". Зять решил по ходу прений


У каждого человека есть имя и фамилия. Значение имени может играть важную роль в жизни человека, оно влияет на его отношение к себе, другим людям, закладывает основные черты характера и качества. Наверное, каждый задумывался, что означает его имя и откуда произошла его фамилия. Я попробую это узнать. Первым шагом у меня будет узнать, что означает имя и фамилия.


Что такое имя и фамилия? Имя – это: 1) Наименование человека, даваемое ему при рождении и отличающее его от других. 2) Личное наименование человека с его отчеством, а также его фамилия. 3) Прозвище человека или кличка животного. 4) Словесное обозначение предмета, понятия, явления, название, наименование. Фамилия (лат. familia семейство) наследственное родовое имя, указывающее на принадлежность человека к одному роду, ведущему начало от общего предка, или в более узком понимании к одной семье.


Вторым шагом я узнаю значение имени ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ ВИКТОРИЯ: Женское имя Виктория на латинице означает «победа», «победительница». В Древнем Риме особо почиталась крылатая богиня Виктория, покровительствовавшая героям-победителям. Сначала её называли Вика Пота, ей посвящён храм на Пантеоне. Её изображение на монетах было символом побед Великой Римской империи. Это одно из самых древних латинских имён.


ХАРАКТЕР ВИКТОРИИ: Виктория очень деятельная натура, упрямо движущаяся к поставленной цели. Ей присущи тонкий вкус, высокий интеллект и интеллигентность. Ко всему, что делает, она подходит основательно, никогда не делая что-то наспех, тщательно обдумывая всё и планируя заранее. Из-за присущей ей неуверенности в Виктории сильно развито стремление самоутвердиться. Виктория избирательно относится к выбору друзей, её трудно назвать необщительной. Но к тем, кого она выбирает, относится искренне и всегда верна им. Третьим шагом будет характер


Четвёртый шаг: здоровье и тайна имени ЗДОРОВЬЕ ВИКТОРИИ: Крепким здоровьем Виктория не обладает, но и назвать его слабым нельзя. Она подвержена различным вирусным инфекциям дыхательных путей. Ей следует избегать перенапряжения из-за склонности к мигрени. Ей показаны занятие спортом и свежий воздух. Камень-талисман – лазурит, агат, сапфир. Гороскоп или знак зодиака имени – Телец, Весы, Дева. Планета-покровитель – Уран. Благоприятное растение – кедр, шиповник, мимоза. Цвет – белый, фиолетовый. Формы имени: Полное имя – Виктория. Варианты – Викторина, Виталия. Производные (уменьшительно-ласкательная и сокращенная форма) – Викуля, Викочка, Викуся, Викусик, Викуличка, Викуша, Виконька, Вики, Вик, Вира, Тори, Тория. Склонение имени – Виктории. Церковное (православное) имя – Викторина.


История происхождения моей фамилии Фамилия Суродеева образована от мордовского дохристианского имени Суродей, что означает «вода». Фамилия Суродеева является самобытным памятником финно-угорской культуры. Подобные фамилии встречаются преимущественно в европейской части России и в Прибалтике - на территории расселения финно-угорских народов, из которых наиболее многочисленными являются финны, эстонцы, карелы, саамы, ижорцы, вепсы, мордва (мокшане и эрзяне), марийцы, коми, удмурты, ханты и манси. С самого момента своего возникновения фамилии подчеркивали принадлежность человека к конкретной семье. В результате имя или прозвище главы семейства закреплялось за его потомками и домочадцами. Иногда именование родоначальника переходило к потомку в неизменной форме, однако чаще всего оно оформлялось русскими суффиксами –ов, –ев или –ин, имеющими значение принадлежности. Таким образом, человек, предка которого звали Суродей, со временем получил фамилию Суродеева. Безусловно, фамилия Суродеева представляет собой замечательный памятник финно-угорской культуры.

Занятие по внеурочной деятельности в рамках

творческого проекта по русскому языку в 6 «А» классе

«Моё имя, моя фамилия, моя семья»

Дидактические цели проекта:
- формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
- совершенствование навыков исследовательской деятельности;
- приобретение навыков самостоятельной работы с разными источниками информации;

Формирование навыков работы в команде.

Проблемы самостоятельных исследований:
- Откуда появились мои имя и фамилия?
- Как выглядит мое родовое древо?

Каким я вижу герб моей семьи?

Результаты исследований:
Презентация учащихся 6а класса «Антропонимика», творческие работы на тему: «Семейные предания и истории. Реликвии нашей семьи», «Значение имени», рисунки на тему: «Герб моей семьи», выставка фотографий из семейного альбома «История моей семьи»

Этапы работы:

Формирование тем исследования;
- проведение исследования;
- творческая работа над заданием;
- подготовка презентации;
- защита проекта;
- коллективное обсуждение, результаты оценки.

Результаты исследований:
Доклады «Происхождение русских фамилий», «Происхождение русских имён», творческие работы «Значение моего имени», «Происхождение моей фамилии», рисунки «Герб моей семьи», выставка фотографий из семейного альбома, семейных реликвий.

Методы и формы обучения:

Метод проектов;

коллективного взаимодействия;

ИКТ-технологии;

объяснительно-иллюстративный.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные :

    Научатся рассказывать о происхождении фамилии, имени;

    получат возможность научиться отбирать из семейного архива фотографии членов семьи;

    научатся интервьюировать членов семьи;

    оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;

    составлять экспозицию выставки.

Метапредметные :

    овладеть способностьюпонимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

    обобщать собственное представление;

    овладеть опытом публичного выступления.

    формировать готовность слушать собеседника и вести диалог,

    оценивать свои достижения в ходе работы над заданием;

    соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни.

Личностные:

    формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;

    формирование нравственных ценностей семьи и сохранения образа образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

    развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

    овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия, УУД :

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, этимологического, орфографического словарей, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти), сравнивают, сопоставляют.

Регулятивные: ориентирование в учебнике, словарях, других источниках информации; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями; творческое выражение своего видения.

Коммуникативные: учатся обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить речевые высказывания устно и письменно.

Форма проведения занятия: устный журнал.

Форма организации: участники рассаживаются по группам.

Оборудование: мультимедийная презентация, выставка творческих работ учащихся «Значение моего имени», «Происхождение моей фамилии», рисунки «Герб моей семьи», выставка фотографий из семейного альбома, семейных реликвий.

Ход занятия:

    Организационный этап.

Учитель:

- Добрый день, уважаемые гости и ребята! Приветствуем вас на презентации нашего устного журнала клуба любителей русского языка «Мое имя, моя фамилия, моя семья». Выпуск посвящён важной теме, которая касается каждого из нас. Интерес к данной теме возник еще с изучения имён собственных, постепенно привел к изучению собственной фамилии и имени. В ходе исследований вам открыли и семейный альбом, где сохранились портреты ваших родителей, дедушек и бабушек, родоначальниках вашей фамилии. Ваши рассказы о семейных фотографиях и семейных реликвиях, творческие работы дополнят представление о мире имён и фамилий, о связи времен и поколений.

    Презентация работ.

1.Итак, открываем первую страницу журнала «Что в имени тебе моём…».

Учитель : Родился ребенок, и родители дают ему имя. Как это происходило на Руси?

(Доклад ученицы Ретуковой Д. на тему «Происхождение русских имён»)

Учитель:

Что имя – звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья,
Конечно, нет.
И в именах есть тайна,
И таинство есть имя нареченье.

(Выступления учащихся о значение своих имён).

Учитель: В нашем классе есть носители редких имён – Любовь, Дана, Ева. Что они знают о своих именах? (выступления девочек).

2. Игра «Откуда пошли имена».

Учитель: Сейчас мы проведем игру по командам. Задания даны на карточках, вам необходимо ответить на вопросы и заполнить таблицу.

Представление команд. Завершение игры.

Учитель: Открываем вторую страницу журнала «Откуда мы родом». Традиция на Руси - давать имена в честь предков.

Кто был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси.

Звучат как музыка, как стих

Фамилии простые.

Вглядись, и ты увидишь в них

Историю России.

(Г. Граубин)

Имя вам дали родители, отчество – по имени отца. А как возникла фамилия? К вашему отцу она перешла от его отца. Но кто же был первым и как произошла фамилия?

3.Выступление учащейся Гусевой Л. с презентацией «Откуда произошли фамилии».

Учитель: Каждый человек в нашей стране носит фамилию. Она записана в свидетельстве о рождении, в паспорте, сопровождает нас всю жизнь. Ученые насчитали несколько путей образования русских фамилий:

Во-первых, от древнерусских и славянских имен (Егоров, Петров, Жданов, Любомиров и др.).

Во-вторых, фамилия возникала от древних прозвищ(Бойцов, Белов)

В- третьих, от профессии предков. Так появились Гончаровы, Кузнецовы, Рыбаковы и др.

Также фамилии образовывались от названий села, города, местности (Новгородцев, Москвичев, Муромов).

Знаете ли вы, что означает ваша фамилия? Расскажите о своих находках.

4.Выступления учащихся с представлением собственного герба. (рассказы Поповой А., Корцова С., Леонтьевой Л., Кочиной Л.)

Учитель : Третья страничка журнала «Моё родословное древо». Дань памяти своим предкам можно отдать, составляя свое родословное древо. Родители и вы – верхняя часть древа, в дальнейшем оно будет расти вверх, а ваши дети и внуки будут гордиться вами. В нашем классе есть ребята, которые поучились составлять свое родословное древо.

5.Выступления учащихся с творческими работами.

6. Музыкальная динамическая пауза .

Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.

Учитель : В каждой семье есть вещи, которые хранят истории, связанные с нашими предками. Бережно сохраняя их, передавая из поколение в поколение, мы можем почувствовать связь времен и событий.

7.Четвёртая страница нашего журнала «Семейные предания и истории. Реликвии нашей семьи».

Выступление Торохина А. с рассказом о семейной реликвии – ёлочных игрушках из прошлого.

Учитель: А сейчас рассказ пойдет о человеке, чье увлечение стало смыслом жизни и переросло в профессию. Попова Агата расскажет о своей прабабушке Агеенковой Антонине Васильевне и ее увлечении, память о котором она сохранила в альбоме с фотографиями и газетными вырезками о клубной деятельности на селе.

Учитель : Как всем нам в наше непростое время хочется тепла и доброты. А что может быть лучше семейного очага, огонь которого согревает нас. Вглядитесь в семейные фотографии разных лет.

Семейные фото в альбоме потёртом.
Видавшие виды листы в переплёте.
Семейные фото из прошлого века
Собрали с любовью в альбом мы навеки.

8. Фотографии из семейного альбома.

Расскажите о своих находках.

Рассказ Поповой Агаты о старинной фотографии 20-30 х годов ХХ века

Фотографии времен Великой Отечественной войны – особые. Их бережно хранят в своих семьях потомки. (Рассказы о фото с фронта Либерман Евы и Домницкой Иры).

Счастливые лица, на фото и стар, и млад. Кто это? (Рассказ Кононова Вити).

    Заключение .

Учитель: Ребята, сегодня на занятии вы рассказывали про свою семью, о гербе своей семьи, на котором вы изобразили характерные особенности своей фамилии, мы услышали рассказы о памятных фотографиях. О своих оценках мы расскажем друг другу на следующем этапе, подведем итоги проекта. Спасибо за работу, за интересные находки, за уважение к своей семье! Последняя страница журнала – напутствие вам.

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.

Приложение 1

Вопросы и задания команде:

1.Вспомните растения, в названия которых присутствует женское или мужское имя.

2.Образуйте имена от сочетаний слов:

Владеть всем

Любить мир

Свято славить

3. Распределите древние русские имена в соответствии с их «характеристиками»

Малёк, Кудряш, Добрыня, Селянин, Третьяк, Умник, Молчан, Ждан.

внешность

Место в семье

Черта характера

Род занятий







Включить эффекты

1 из 7

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Конспект

Цели:

I Организация на урок:

-приветствие

I I Родословная

Все мы – ветви и листья

Огромного и переплетённого

Общечеловеческого древа».

(сл.2)-решить кроссворд

4.Сестра мужа. (золовка)

8.Мать мужа. (свекровь)

9.Брат жены. (шурин)

10.Мать жены. (тёща)

А родословный корень? (Да).

(корень на листке)

Четверо мужчин.

Живёт в квартире дедушка,

И папа, и прадедушка,

И Миха, папин сын,

Ещё живёт красавица

С родными неразлучно.

Один из них её зовёт

Своей любимой внучкой,

Дочкой дорогой

Зовёт её другой,

А третий – милой Машей

И хозяйкой нашей,

И называет мамой

Мужчина младший самый.

III. Моё имя.

Греческого происхождения:

Александр – защитник людей.

Антон – вступающий в бой.

Евгений – благородный.

Ирина – мир, покой.

Оксана – иностранка.

Пётр – скала, камень.

Владислав – славный.

Илья – божья помощь.

Римского происхождения:

Максим – величайший.

Римма – римлянка.

Юлия – кудрявая.

Дед старался для внучонка,

Нахватал из разных мест

Ряд имён, звучащих звонко:

Товий… Муций…Овен… Орест…

Зять решил по ходу прений

Повернуть вопрос ребром:

Назовём посовременней –

Гелий… Атом… Космодром…

Дочь, захваченная спором,

Шумно лезет на рожон

С целым импортным набором:

Бабка с нехристями знаться

Не желает, и сама

Псой… Сысой… Кузьма… Фома…

Сочинительством премудрым

Занимались вчетвером.

Ночь проспорили, а утром

Мальчик назван был ПЕТРОМ.

III Фамилии

IV Итог урока

Брат жены (шурин).

Брат мужа (деверь).

Сестра жены (свояченица).

Сестра мужа (золовка).

Мать жены (тёща).

Мать мужа (свекровь).

Я вам желаю от души,

Чтобы были дела хороши,

Цели:

познакомить учащихся с понятием «родословная», научить составлению родословной, дать краткую энциклопедическую справку имён учащихся и родных, закрепить и проверить знания учащихся о государственной символике Краснодарского края;

формировать начальные навыки исследовательской работы у младших школьников;

развивать интерес к прошлому и настоящему своей семьи, семейным традициям;

воспитывать чувство любви к своей семье и гордости за неё, чувство уважения к родителям, гордость и любовь к родному краю.

I Организация на урок:

-приветствие

-проверка организации рабочего места: учебник, тетрадь, листы для индивидуальной работы, ручка,

-сообщение темы урока, целей (сл.1)

I I Родословная

«Никто из нас не свалился с луны.

Все мы – ветви и листья

Огромного и переплетённого

Общечеловеческого древа».

Сегодня я вам предлагаю окунуться в атмосферу семейной жизни с её укладом, традициями, праздниками. Имя урока: «Моя родословная. Моё имя. Моя фамилия». Всех нас объединяет одно слово, которое будет звучать в этой передаче – это слово «семья». Слово это понятно всем, как слова «хлеб» и «вода». Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа и мама, это дедушка и бабушка..

(сл.2)-решить кроссворд

1.Как называют древнего предшественника по роду? (предок)

2.Ряд поколений происходящих от одного предка. (род)

3.Брат отца или матери. (дядя)

4.Сестра мужа. (золовка)

5.Матери жены и мужа. (сватьи)

6.Дочь брата или сестры. (племянница)

7.Мужья двух сестер. (свояки)

8.Мать мужа. (свекровь)

9.Брат жены. (шурин)

10.Мать жены. (тёща)

11.Группа родственников, живущих вместе. (семья)

На этом уроке мы познакомимся с понятием «родословная», научимся составлению родословной.

Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода.

Род – ряд поколений, происходящих от одного предка.

Предок – это древний предшественник по роду.

В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать своё дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево. (сл.3)

Внизу ствола – герб рыцаря, далее ствол делился на две условные ветви: справа рисовался герб отца, а слева – герб матери. Каждая из этих ветвей в свою очередь так же делилась на две меньшие ветви, на которых размещались гербы деда и бабки с отцовской и материнской стороны. И для того, чтобы составить такое родословное дерево, нужно было хорошо знать своих предков.

(сл.4) Славная вещь – родословное дерево. Но если присмотреться к нему, то можно заметить одну несообразность. Выходит из ребёнка вырастает мама с папой, а из них дедушки и бабушки. Странная получается картина. Как же исправить эту странность?… Очень просто. Перевернём рисунок « вверх ногами». Тогда дерево превратится в корень, в большой разветвлённый корень, из которого и вырос этот человек.

И недаром, когда хотят похвалить человека, говорят: «У него крепкие корни». Значит, такой человек родился в дружной хорошей семье, и семья его воспитала.

Так что правильнее говорить о родословном корне, когда речь идёт о предках, а если мы говорим о потомках, какого – нибудь человека, тогда это действительно родословное дерево. Тут уж мы рисуем столько ветвей, сколько у этого человека детей, а каждая ветвь разветвляется на меньшие ветви: это будут внуки, а дальше – правнуки.

Для любого человека можно нарисовать родословное дерево? (Нет).

А родословный корень? (Да).

Между прочим, выясняется интересная вещь. У каждого человека два родителя – мать и отец, а вот бабушек и дедушек уже вдвое больше – 4, прабабушек и прадедушек ещё вдвое больше – 8. И так далее. Вот сколько у человека предков. Кстати, у многих народов мира уважаем тот человек, который знает своих предков до седьмого колена. Мы на уроке выполним три звена, а вы можете провести дальше эту работу дома.

Сейчас мы начнём исследования своего родословного корня.

(корень на листке)

Вы должны ответить на вопрос, который прозвучит перед чтением стихотворения.

Кто живёт в большой квартире?

Четверо мужчин.

Живёт в квартире дедушка,

И папа, и прадедушка,

И Миха, папин сын,

Ещё живёт красавица

С родными неразлучно.

Один из них её зовёт

Своей любимой внучкой,

Дочкой дорогой

Зовёт её другой,

А третий – милой Машей

И хозяйкой нашей,

И называет мамой

Мужчина младший самый.

Сколько человек живёт в этой квартире? (5). Назовите их.

(учащиеся называют: отец мужа, дедушка жены, Миша- сын мужа, муж и жена)

III. Моё имя.

Имя - личное название, даваемое человеку при жизни. каждое имя имеет свою историю.

Слово "фамилия" - латинского происхождения. У римлян оно изначально относилось не к супругам и детям, а только к рабам. Familia -совокупность принадлежащих одному человеку рабов. Но по всей Европе это слово распространилось именно в значении "семья", "супруги". И в России слово фамилия поначалу употребляли в значении семья. В XVII-XVIII веках еще бытовало слово "прозвище": оно-то в те дни и обозначало, называло фамилию. И только в XIX веке слово фамилия приобрело собственное второе значение, ставшее превалирующим: "наследственное семейное именование, прибавляемое к личному имени".

Наши предки давали такие имена:

-по внешности: мал, бел, косой, рябой, милава, некраса;

-по чертам характера: добр, храбр, молчак, умник, дурак, несмеян;

-по месту в семье: первой, меньшой, старшой, другой.

Сейчас в это трудно поверить. После крещения Руси пришло много имён из других языков:

Личные имена – это имена, которые присваиваются при рождении людям и под которым они известны в обществе. Знаете ли вы, что на Кубани живут люди 120 национальностей? Большинство из них – русские, много украинцев, адыгов, армян, греков, поэтому так разнообразны фамилии и имена наших предков – земляков.

У одних имена русского происхождения: Светлана, Ярослав; у других – греческого и римского: Андрей, Марина; чьи – то пришли с украины: Остап. Есть имена турецкого происхождения: Аскер; персидского: Рустам; арабского: Юнус, Фарида; адыгейского: Паго, Шумаф.

Ребята, вам интересно узнать, что означают ваши имена, откуда они родом? Тогда слушайте:

Греческого происхождения:

Александр – защитник людей.

Алексей - заступник, отражающий, предотвращающий.

Антон – вступающий в бой.

Евгений – благородный.

Ирина – мир, покой.

Николай – победитель, покоритель народов.

Оксана – иностранка.

Пётр – скала, камень.

Екатерина – чистота, благопристойность.

Старославянского происхождения:

Владислав – славный.

Древнееврейского происхождения:

Илья – божья помощь.

Римского происхождения:

Максим – величайший.

Римма – римлянка.

Юлия – кудрявая.

Дед старался для внучонка,

Нахватал из разных мест

Ряд имён, звучащих звонко:

Товий… Муций…Овен… Орест…

Зять решил по ходу прений

Повернуть вопрос ребром:

Назовём посовременней –

Гелий… Атом… Космодром…

Дочь, захваченная спором,

Шумно лезет на рожон

С целым импортным набором:

Эдвин… Мельвин… Сельвин… Джон…

Бабка с нехристями знаться

Не желает, и сама

Вносит лепту, глядя в святцы:

Псой… Сысой… Кузьма… Фома…

Сочинительством премудрым

Занимались вчетвером.

Ночь проспорили, а утром

Мальчик назван был ПЕТРОМ.

-Новый поток имён вы узнали. Как вы думаете, почему выбрали не одно из названных имён?

Есть по этому поводу такая поговорка: «Где родился, там и пригодился». Родители поступили мудро: они выбрали то имя, которое не будет слишком экстравагантным, ребёнка не будут дразнить и он точно пригодится в этом мире.

А ещё у каждого человека, названного православным именем есть день ангела – день святого, чьё имя носите и считается вашим ангелом хранителем.

III Фамилии

При Петре Первом Сенатским Указом от 18 июня 1719 года, в связи с введением подушной подати и рекрутской повинности официально были введены и самые ранние документы полицейского учёта - проезжие грамоты (паспорта). Паспорт содержал сведения: имя, фамилия (либо прозвище), откуда выехал, куда направляется, место жительства, характеристика его рода деятельности, сведения о членах семьи, которые ехали вместе с ним, иногда сведения об отце и родителях.

Поучительные истории о былых деяниях пращуров рассказывались на ночь юным продолжателям рода. Многие из мирских были именами собственными (Горазд, Ждан, Любим), другие возникли как прозвища, но потом стали именами (Некрас, Дур, Чертан, Злоба, Неустрой). Здесь надо заметить, что в древнерусской системе имен также было принято называть младенцев охранными именами, оберегами - именами с отрицательным содержанием - для защиты, отпугивания злых сил или для обратного действия имени. Это как до сих пор принято ругать держащих экзамен, или желать охотнику «ни пуха, ни пера». Считалось, что Дур вырастет умным, Некрас красавцем, а Голод всегда будет сытым. Охранные имена потом становились свыкшимися прозвищами, а далее и фамилией.

Первая перепись 1897 г. показала, что фамилии не имеет до 75 % населения (впрочем, это относилось более к жителям национальных окраин, чем коренной России). Окончательно у всего населения СССР фамилии появились только в 30-е годы XX века в эпоху всеобщей паспортизации.

IV Итог урока

Как вы запомнили названия родственных связей:

Брат жены (шурин).

Брат мужа (деверь).

Сестра жены (свояченица).

Сестра мужа (золовка).

Мать жены (тёща).

Мать мужа (свекровь).

Дочь брата или сестры (племянница).

Сестра отца или матери (тётя).

Откуда взялись кубанские фамилии?

Я вам желаю от души,

Чтобы были дела хороши,

Чтоб в дом не стучалась беда,

Чтоб грустить не пришлось никогда.