Правильное правописание: что такое причастие и деепричастие, правила с примерами. Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте

Мнения языковедов по поводу того, что такое деепричастие, разделяются. Одни считают, что оно относится к особой форме глагола, другие предполагают, что это самостоятельная часть речи. Мы поддержим второй вариант.

Деепричастие представляет собой самостоятельную часть речи. Оно содержит в себе признаки наречия и глагола, показывает, когда, почему и каким образом совершается действие глаголом-сказуемым, оказывает добавочное действие. Если деепричастие в предложении не одиноко, а имеет слова, зависящие от него, то этот набор слов называют деепричастным оборотом. О том, как и когда производят обособление деепричастий в предложении, расскажет статья.

Что такое обособление?

В русском языке понятие обособление представляет собой способ уточнения и выделения определенного набора слов в предложении. Обособляться могут только члены предложения, являющиеся второстепенными, этим они и отличаются от необособленных членов. Обособления необходимы для того, чтобы читатель мог более точно понять описываемую картину происходящего действия. Обособляться могут не только одиноко стоящие деепричастия, но и деепричастные обороты.

Примеры одиночных деепричастий

Если обособленное обстоятельство не имеет в предложении зависимых слов, то его называют одиночным деепричастием. Во время написания предложения данную часть речи всегда выделяют запятыми с обеих сторон.

Место расположения деепричастия в предложении может быть любым. Вот примеры правильного выделения одиночных деепричастий запятыми:

  1. Засмотревшись, она не могла произнести ни слова.
  2. Вернувшись, я застала дома сестру.
  3. Не тренируясь, нельзя добиться успехов в спорте.

Соответственно запятой были выделены следующие деепричастия:

  • засмотревшись;
  • вернувшись;
  • не тренируясь.

На письме можно встретить несколько повторяющихся деепричастий. Их называют однородными. При этом они разделяются запятыми между собой и отделяются этим знаком препинания как обособленные части речи. Примеры таких предложений:

  1. Смеясь, напевая и кружась, Наташа спешила на свое первое свидание.
  2. Посмеиваясь и подмигивая, Паша закрыл дверь.
  3. Она молчала, злясь, но труся.

Однородные деепричастия в предложении могут относиться к разным сказуемым. Например: Играя и смеясь, она, окрыленная, неслась навстречу своим мечтам.

Выделение запятыми одиночных деепричастий

Обособление одиночных деепричастий происходит в следующих случаях:

  1. Если деепричастие играет в предложении роль второго сказуемого. Сохраняет значение глагола. Указывает на условие, причину или время действия, но не на его образ. Убежав, Марина потеряла сумочку. После праздника гости разъехались, не успокоившись.
  2. Если в уме можно проверить предложение, заменив деепричастие глаголом, или из простого предложения сделать сложное. Когда Марина убежала, она потерла сумочку. Гости после праздника хоть и не успокоились, но разъехались.

Обособление одиночных деепричастий не происходит, если:

  1. Одиночное деепричастие потеряло значение глагольности или имеет тесную связь со сказуемым. Маша вбежала в комнату не постучавшись. Женя слез с дерева молча и не торопясь.
  2. Если деепричастия являются обстоятельствами образа действия и их нельзя заменить глаголами. Женя слез молча и не торопился.
  3. Если одиночное деепричастие можно заменить существительным. Маша вбежала в комнату без стука.

Выделение одиночных деепричастий в зависимости от их месторасположения в предложении

Обособление деепричастий может не происходить, если они стоят в начале или конце предложения, а вот в середине они выделяются запятыми. Сравним два предложения:

  1. Таня примеряла тапочки не торопясь.
  2. По дороге, не торопясь, Таня любовалась цветами.

В первом предложении обособление деепричастия запятыми не делается, так как оно представлено обстоятельством образа действия. Его можно заменить словом - "неторопливо".

Во втором предложении деепричастие представляет собой обстоятельство причины ("так как не торопилась").

Как образуется деепричастный оборот?

Если в предложении имеется часть речи, отвечающая на вопросы «что сделав?», «что делая?» и называющаяся деепричастием, с зависимыми словами, то этот набор слов принято называть деепричастным оборотом.

В предложении этот оборот всегда выполняет функцию обстоятельства и относится к глаголу, так как обозначает дополнительное действие. Добавочные действия совершают то же лицо, явление или предмет, которые выполняют основные действия.

Примеры деепричастных оборотов

Обособление деепричастий и деепричастных оборотов происходит независимо от того, в каком месте по отношению к глаголу-сказуемому они стоят. Например:

  1. Весь день по небу ходили темные тучи, то открывая солнце, то опять закрывая его.
  2. Идя рядом с мамой, малыш удивленно и завороженно смотрел на нее.
  3. Радость, принося счастье одним людям, давала другим неизбывное горе.
  4. Я смотрела на солнечный восход, не отрывая глаз.
  5. Малыш, следя за маминой рукой, делал те же самые движения.

Что необходимо помнить при использовании деепричастия и деепричастного оборота в предложении?

Основные правила использования деепричастных оборотов при написании текста следующие:

  1. Выраженное глаголом-сказуемым, основное действие и добавочное действие, выраженное деепричастным оборотом, должны относиться к одному лицу, предмету или явлению.
  2. Чаще всего обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, применяют при написании односоставного, определенно-личного предложения, а также при глаголе в повелительном наклонении.
  3. Если предложение безличное в инфинитиве, то употребить деепричастный оборот также возможно.
  4. Обособление деепричастий и обособление обстоятельств - это одно и то же, так как деепричастие выражает признак обстоятельства в предложении.

В каких случаях деепричастия и деепричастные обороты не выделяются запятыми?

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, не производится, если:

  1. Обстоятельства соединяются союзом «и» с необособленным обстоятельством или сказуемым. Она ненавидела его и принимая его знаки внимани. Даша играла шумно и крича от радости.
  2. Обстоятельства сближаются с наречиями. Они теряют добавочное значение и приобретают значение признака действия. Это:
  • деепричастия, которые стали фразеологическими оборотами (не смыкая глаз, засучив рукава, сломя голову, раскрыв рот и другие). Например: Петя работал спустя рукава. Но: засучив рукава, она мыла руки в ванночке. Следует помнить, что фразеологические вводные словосочетания (судя по всему, иначе говоря, собственно говоря, и другие) запятой отделяются.
  • деепричастия, несущие основную смысловую нагрузку. Без них сказуемое выражает мысль не полностью. Стоит эта часть речи обычно после сказуемого. «Наречность» этих деепричастий очевидна в предложениях, где имеется группа однородных членов - деепричастий и наречий. Например: Он отвечал мне не смущаясь и откровенно . Не смущаясь - это деепричастие, а откровенно - наречие.

Запятыми не выделяются деепричастия в составе имеющие зависимое слово «который» во всех своих вариациях. Он хотел избавиться от письма, читая которое вспоминал свое недавнее горе.

От чего следует отличать деепричастия

Обособляя деепричастия, многие не задумываются, что это могут быть наречия или предлоги.

Выделяют следующие наречия:

  • припеваючи;
  • крадучись;
  • шутя;
  • молча;
  • сидя;
  • стоя;
  • лежа и другие.

Одинаковые с этими словами деепричастия сохраняют добавочное действие. Это происходит во время образования и связи с другими деепричастиями. Всю дорогу Аня ехала стоя. Он сделает эту работу шутя (легко) . В этих предложения используются наречия.

Стоя на вершине, Аня смотрела вниз. Всю дорогу, веселясь и играя, Яна не закрывала рта. В этих предложениях запятыми отделены деепричастный оборот в первом предложении и однородные деепричастия во втором предложении.

Из предлогов выделяют: начиная с, исходя из. Запятые не ставятся, так как деепричастную часть можно убрать из предложения и его смысл не изменится. Снег идет начиная с ночи (идет с ночи).

Обособление причастий и деепричастий: в чем разница?

Причастные и деепричастные обороты выполняют разные функции в предложении и имеют свои следующие морфологические отличия:

  1. Причастный оборот или одиночное причастие относятся к определяемому слову (существительному или местоимению). Деепричастие или деепричастный оборот тесно связаны с глаголом-сказуемым. При этом причастие изменяется по числам, родам, падежам, имеет полную и краткую формы, а деепричастие - не изменяемая словоформа.
  2. Причастный оборот и причастие выполняют функцию определения в предложении, а деепричастие и деепричастные обороты выступают в роли различных обстоятельств.
  3. Различны причастия и деепричасти между собой суффиксами. Причастия имеют такие суффиксы как -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ)- -вш-, -ш- у действительных причастий и - ом-(-ем-), -им-- -енн-, -нн-, -т- у страдательных. В то время как деепричастия имеют следующие суффиксы:-а-, -я-, -учи-, -ючи-, -в-, -вши-, -ши-.

  1. Если в предложении рядом с деепричастным оборотом стоит союз, то они разделяются запятой. Союзы и не включаются в оборот. Например: Он улыбнулся другу и, перепрыгивая через лужу, побежал домой. Исключением является союз «а», который стоит перед деепричастным оборотом. Он включается в этом случае в оборот. Например: Человеку необходимо понять, в чем смысл жизни, а поняв это, он расскажет и другим .
  2. Если предложение состоит из нескольких деепричастных оборотов или одиночных деепричастий, то запятые между ними ставят как при перечислении однородных членов предложения. Например: Она подходила, пошатываясь и придерживая подругу за плечо одной рукой, а другую держала на поясе.
  3. Если в составе одного предложения имеется несколько деепричастных оборотов, относящихся к разным сказуемым, то каждый из них выделяется запятыми. Например: Толкнув ногой калитку, он выбежал на дорогу и, не обращая внимания на людей, понесся прочь.
  4. Деепричастный оборот всегда отделяется запятыми с двух сторон.

Обособление деепричастий не вызовет проблем, если научиться правильно определять эту часть речи в любом предложении.

Как помочь ребенку закрепить изученный материал?

После того как ребенок изучил теоретический материал, следует предложить ему закрепить его практическими упражнениями.

Первоначально дети должны устно работать с предложениями и научиться находить в них деепричастные обороты и одиночные деепричастия. После этого следует предлагать ученикам написать предложения и расставить в них Кроме того, ребенок должен объяснить свой выбор в расстановке запятых.

После того как детьми будут освоены простые предложения, можно дать им предложения с союзами и союзными словами. При этом, прежде чем находить деепричастный оборот или одиночное причастие, следует выделить грамматическую основу.

Усложняют задание сложными составными предложениями, которые имеют несколько грамматических основ и однородных деепричастных оборотов.

Деепричастные обороты и деепричастия , так же как и причастные обороты, – это характерная примета письменной речи, прежде всего – официально-делового и научного стиля.
В устной речи они встречаются редко.
В устной речи деепричастия не рекомендуется использовать вообще!

Употребление деепричастий часто вызывает затруднения, поскольку это книжная форма.

При использовании деепричастий и деепричастных оборотов в речи следует обращать внимание на комплекс факторов.

1. Следует помнить, что действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к действующему подлежащему.

Приведем пример:
Подходя к той станции и смотря на природу в окно, у меня слетела кепка.

Данное высказывание содержит и ошибку в употреблении деепричастий, помимо других речевых и грамматических ошибок.
Существительное кепка является в этом предложении подлежащим.
В соответствии с грамматическими правилами получается, что именно кепка подходила к станции и любовалась красотами природы за окном.
Для того чтобы исправить предложение в соответствии с нормами, необходимо изменить конструкцию: преобразовать дополнение у меня в подлежащее:
Подходя к станции, я потерял кепку.

Исключение из этого правила составляют деепричастия, которые относятся к инфинитиву, выражающему действие другого лица:

Квартира её была полна людей, готовыми радовать её светскую натуру, разделяя тихие, а иногда и шумные её увеселения.

В данном случае действие деепричастия разделяя относится к дополнению людей и грамматически зависит от инфинитива радовать.

Может не относиться к подлежащему и оборот со словами исходя из, поскольку форма исходя уже не воспринимается как деепричастие:

Расчёт составляется исходя из средних норм выработки продукции.

2. Именно потому, что действие деепричастия относится к подлежащему, деепричастия не могут использоваться в безличных предложениях, то есть там, где нет действующего субъекта, выраженного формой именительного падежа.

3. По указанной выше причине не допускается использование деепричастия в пассивных (страдательных) конструкциях, то есть в тех предложениях, где подлежащее указывает не на реальный субъект (он обычно выражен дополнением в творительном падеже), а объект действия.

Приведем пример:
Приехав в квартиру своей мечты, я обязательно встречусь со знаменитыми актерами и моей первой девушкой.

5. Деепричастия обычно не могут сочетаться в качестве однородных членов с другими обстоятельствами или со сказуемым.
В настоящее время грамматически некорректными будут предложения, которые можно встретить в литературе XIX века:

Иваново, укутанный в телогрейку и надвинув на глаза шапку, пытался пробраться к дверям;
Капитаны сказали, но ещё удерживая танкистов.

6. Место деепричастного оборота в предложении относительно свободное. Вместе с тем есть определённые тенденции в постановке деепричастия перед сказуемым или после него.

Перед глаголом-сказуемым обычно ставится деепричастие, которое обозначает действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым:

Достав блокнот, Наташа протянула его Лене.
Наташа сначала достала блокнот, а затем протянул его Лене.

Перед глаголом-сказуемым обычно стоит и деепричастие, указывающее на причину или условие действия, поскольку причина или условие всегда предшествуют следствию:

Испугавшись, Настя закричала.
Настя закричала потому, что испугалась, причём она сначала испугалась, а потом уже закричала.

После глагола-сказуемого обычно ставится деепричастие со значением последующего действия:

Кирпич упал, придавив мне руку.
Сначала кирпич упал, а затем придавил мне руку.

7. При употреблении деепричастия совершенного или несовершенного вида необходимо учитывать его смысловые отношения с глаголом-сказуемым и форму, в которой стоит глагол.

Деепричастие несовершенного вида обычно используется в том случае, если действие, выраженное деепричастием, совпадает по времени с действием, выраженным глаголом-сказуемым:

Смущаясь, она протянула мне руку;
Смущаясь, она тянула ко мне обе руки.

Деепричастие совершенного вида указывает на действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым:

Смутившись, она протянула мне руку.

Приведите примеры деепричастного оборота. Приведите примеры 5-6 предложений с деепричастным оборотом!





  1. Он ушл, не закрыв за собой дверь.
    Мальчик, убирая в своей комнате, нашл огромное количество вещей, давно потерянных им.
    Вечер не спешил, давая отбуйствовать закату.
    Я смотрел на восход солнца, не отрывая глаз.
    Четыре кротких библейских овна парят над землей, едва касаясь екопытами.
    Все овцы кинулись к ней, лишь малыш не справился с разгоном, едва сумев затормозить.
  2. 1. Дети, пришедшие с концерта, пошли гулять.
    2.Смотрящая в окно девушка, думала о прогулке.
    3.Маша, делающая химию, смотрела фильм по литературе.
    4.Севший передо мой мужчина, закрыл мне обзор.
    5. Проверенная учителем работа, потерялась и не была найдена.

  3. Он что-то писал, наклонив голову.
    Двое суток я пролежал в его доме, то приходя в себя, го снова теряя сознание, и, открывая глаза, неизменно видел этого мрачного человека, который стоял у моей постели, не отходя ни на шаг, точно не пуская меня в ту сторону, где дорога срывается в пропасть.
    Его товарищ согнулся, поставив локти, и, подпирая скулы ладонями, задумчиво улыбался.

  4. 🙂

  5. Примеры неправильного употребления.
    1) Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.
    2) Уже выходя из подъезда, у меня зазвонил телефон.
    3) Переходя улицу и уже дойдя до середины проезжей части, светофор неожиданно переключился на красный.
    4) Читая разные произведения, иногда встречаются предложения с неправильно употребленным деепричастным оборотом, такие, например, как это.
    5) Поворачиваясь на другой бок, под ним громко заскрипела кровать.
    6) Выйдя на балкон покурить, он обрушился вниз.
    7) Объевшись пирожками, у меня заболел живот.
    8) Гуляя по ночному проспекту, ярко светили фонари.
    🙂
  6. Многим легко было скопировать, но не придумать. Но вс же норм
  7. своего ума просто не хватает
  8. 1) Я любил читать книгу, болтая ногой.
    2) Она была очень красивой, танцуя балет, в остальном я не видела ее преимуществ.
    3) Ты танцуешь, словно ангел, махая ручкой с небес.
    4) Решая уравнение, будьте внимательны: может появиться ошибка!
    5) Готовясь к экзамену, примите таблетку, чтобы не нервничать.
  9. хорошие предложения
  10. 1)Девочка, убирая в своей комнате, нашла огромное количество вещей, давно потеряных ей.

    2)Вечер не спешил, давая отбуйствовать закату.

    3)Я смотрела на восход солнца, не отрывая глаз.

    5)Маша, делающая химию, смотрела фильм по литературе.

    6)Собака махая хвостом и оглядываясь на хозяина, шла впереди.

    7)Достав из кормана спички, старик ражжг* костр.

    8)Друзья работали, засучив рукова.

    9)Расставшись с друзьями, Ксеня отправилась в театр.

    10)Прыгнув на кресло, котнок свернулся клубочком.

    11)Войдя в зал, зрители расселись по местам.

    12)Мальчики работали, не покладая рук.

    13)Оддохнув несколько дней на Волге, я вернулся к своей работе.

    14)Боясь выдать свой страх, Жора опустил голову.

    15)Гордо вскинув голову, он вышел из дому.

  11. Поселившись теперь в деревне, его мечта и идеал были в том, чтобы воскресить ту форму жизни, которая была при деде

    Проезжая на возвратном пути в первый раз весною знакомую березовую рощу, у меня голова закружилась и забилось сердце от смутного сладкого ожидания

    Имея право выбирать оружие, жизнь его была в моих руках

    Подведя итоги прений, председатель собрания отметил общность взглядов докладчика и участников совещания

    Голубь, увидя детей, взлетел вверх.

    Пропев до конца песню, раненые начали петь ее сначала.

  12. 1) Я любил читать книгу, болтая ногой.
    2) Она была очень красивой, танцуя балет, в остальном я не видела ее преимуществ.
    3) Ты танцуешь, словно ангел, махая ручкой с небес.
    4) Решая уравнение, будьте внимательны: может появиться ошибка!
    5) Готовясь к экзамену, примите таблетку, чтобы не нервничать.

Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Он используется для того, чтобы добавить действие, которое не является основным, но тоже имеет значение. Деепричастный оборот всегда относится к глаголу-сказуемому и подчеркивается как обстоятельство. Получается, что субъект выполняет и действие оборота, и действие сказуемого.

Пример: Дописав свой рассказ, Михаил немедленно отправил письмо в редакцию.

Михаил сделал два действия сразу: он и дописал рассказ, и отправил письмо. Основным действием является второе, поэтому первое преобразовано в форму деепричастного оборота.

Знаки препинания при деепричастном обороте

Деепричастный оборот, как и одиночное деепричастие, выделяется запятой. Он может стоять в любой части предложения: и в начале, и в конце, и в середине. От этого постановка знаков не меняется.

  • Спрыгнув с дерева, я помчался домой.
  • Отец замолк, глядя на меня, и тяжко вздохнул.
  • Маша встрепенулась, услышав шуршание у себя за спиной.

Правила составления предложения с деепричастным оборотом

  • Деепричастный оборот используется только тогда, когда обозначает добавочное действие того же лица, что и основной глагол.

Пример: Валентина Степановна зашла в комнату, закрыв за собой дверь. (Основное действие – зашла в комнату, добавочное – закрыла дверь)

  • Нельзя использовать деепричастный оборот, если его действие выполняется другим лицом, нежели тем, которое совершаем основное действие.

Пример: Разглядывая картину, мне понравились кувшин и ваза.

Важно! В таких предложения можно исправить ошибку, если преобразовать их.

Пример: При просмотре картины мне понравились кувшин и ваза.

  • Деепричастный оборот всегда выделятся запятой, если только он не является фразеологизмом.

Пример: Андрей работал над проектом спустя рукава.

Примеры деепричастных оборотов в художественной литературе

  • Ходил он нескоро, но большими шагами, слегка подпираясь длинной и тонкой палкой. (И.С.Тургенев, «Записки охотника»)
  • Пес дремал, уложив голову на передние лапы. (М.Н.Булгаков, «Собачье сердце»)
  • Не найдя ничего, он встал и глубоко перевел дыхание. (Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»)

Дополнительное действие, выполняемое местоимением или существительным, в русском языке называется деепричастным оборотом. В статье приведены правила его написания в предложении, исключения из правил, а также различные варианты использования деепричастного оборота.

Что такое деепричастный оборот в русском языке?

Деепричастный оборот - это речевая конструкция, состоящая из деепричастия и зависимых от него слов. Деепричастный оборот указывает на дополнительное действие, которое выполняется существительным или местоимением (представленным в предложении подлежащим), и обычно относится к глаголу (сказуемому). Отвечает на вопросы - Что делая? Что сделав?

Пример предложения: Не открывая глаз , я наслаждался утренним пением птиц.

Зелёной линией подчеркнут деепричастный оборот, а красной - глагол-сказуемое к которому он относится.

Деепричастие как часть речи, а также правила употребления деепричастных оборотов изучаются в 7 классе.

Чем является деепричастный оборот в предложении?

Как правило, в предложении деепричастный оборот выполняет синтаксическую роль обстоятельства и выделяется запятыми.

Примеры:
Дым, окутывая дома , поднимался вверх (поднимался вверх - каким образом? - окутывая дома) .
Я делаю пометки, читая книгу (делаю пометки - когда? - читая книгу) .
Я задумался, решая задачу (задумался - когда? - решая задачу) .

Простые предложения с деепричастными оборотами принято называть предложениями с осложненным обособленным обстоятельством.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Правописание деепричастного оборота

В предложениях деепричастный оборот выделяется запятыми с двух сторон (обособляется) независимо от того, в какой позиции относительно глагола-сказуемого он находится. Кроме того, деепричастные обороты в предложении всегда отделяются от союзов запятыми.

Примеры:
Я взял книгу, подойдя к шкафу .
Выпив воды , я утолил жажду.
Мы долго трудились и, закончив с делами , решили отдохнуть.

Исключение. Если деепричастный оборот представляет собой фразеологизм, то в предложении он не выделяется запятыми. Примеры: Я бежал сломя голову . Они работают спустя рукава .

Обратите внимание! Деепричастный оборот употребляется только в случаях, когда обозначает добавочное действие того же лица (предмета, явления), что и основной глагол. В других случаях деепричастный оборот не используется. Пример нарушения при употреблении деепричастного оборота: Выбирая фрукты, мне понравились красные яблоки (подлежащее - яблоки , сказуемое -понравились , деепричастный оборот выбирая фрукты по смыслу относится к второстепенному члену предложения мне ).

Примеры предложений

  • Он выбежал, захлопнув за собой дверь .
  • Водитель, заметив запрещающий сигнал светофора , нажал на педаль тормоза.
  • Обязательно выполняйте практические задания, готовясь к экзамену .
  • Отдыхая в лесу , помни о пожарной безопасности.
  • Покупая продукты , следует смотреть на срок годности.

Пример неправильного использования деепричастного оборота:

Подойдя к квартире, за дверью послышались шорохи.

Главное действие совершают шорохи (шорохи послышались). Но действие деепричастного оборота(Подойдя к квартире) направлено на другой объект (например, он или я).