Практическая гармония для гитариста. Краткий курс гармонии Долматов краткий курс гармонии

Музыкальная композиция состоит из нескольких составляющих – ритма, мелодии, гармонии.

Причем, если ритм с мелодией – это как единое целое, то гармония – это то, чем украшают любое музыкальное произведение, то, из чего состоит аккомпанемент, который вы мечтаете сыграть на пианино или гитаре.

Музыкальная гармония – это свод аккордов, без которых ни одна песня или пьеса не будет полноценной, полнозвучной.

Правильно подобранная гармония ласкает слух, облагораживает звучание, представляя нам в полной мере насладиться чудесными звуками пианино, гитары или инструментального ансамбля. Мелодию можно напеть, гармонию – только сыграть. (К слову, спеть гармонию тоже можно, но не одному человеку, а минимум – троим, причем, при условии, что они умеют петь – именно этому обучаются артисты хора и вокальных ансамблей).

Пьеса или песня без гармонии – это как нераскрашенная картинка в книжках для детей – она нарисована, но нет цвета, нет красок, яркости. Именно поэтому скрипачи, виолончелисты, домристы, балалаечники играют в сопровождении концертмейстера – в отличие от этих инструментов, на пианино можно исполнить аккорд. Ну, или играть домре или флейте в ансамбле или оркестре, где аккорды создаются благодаря количеству инструментов.

В музыкальных училищах, колледжах и консерваториях существует специальная дисциплина – гармония, где студенты изучают все существующие в теории музыки аккорды, учатся применять их на практике и даже решают задачи по гармонии.

Я не буду углубляться в дебри теории, а расскажу о самых популярных аккордах, используемых в современных композициях. Зачастую они одни и те же. Есть некий блок аккордов, кочующих от одной песне к другой. Соответственно, на одном таком блоке можно исполнить очень много музыкальных произведений.

Для начала определяем тонику (основную ноту в музыкальной композиции) и вспоминаем – вместе с тоникой субдоминанту и доминанту. Берем ступень лада и строим от нее трезвучие (нотки через одну). Очень часто их достаточно, чтобы сыграть несложную пьесу. Но не всегда. Итак, кроме трезвучий главных ступеней, используются трезвучия 3-й, 2-й и 6-й ступеней. Реже – 7-й. Поясню на примере в тональности до мажор.

Примеры аккордовых последовательностей

Аккорды ставлю по мере их популярности по убывающей:

До мажор

  • до мажор, фа мажор, соль мажор (это и есть главные трезвучия лада);
  • ли минор (это ни что иное, как трезвучие 6-й ступени);
  • ми мажор, реже – ми минор (трезвучия 3-й ступени);
  • ре минор (2-я ступень);
  • си – уменьшенное трезвучие 7-й ступени.

А это еще один вариант использования трезвучия 6-й ступени в музыкальных композициях:

Но дело в том, что эти музыкальные гармонии свойственны, только если за тонику взята нота ДО. Если вдруг тональность до мажор вам неудобна, или пьеса звучит, скажем, в ре мажоре, просто смещаем весь блок и получаем следующие аккорды.

Ре мажор

  • ре мажор, соль мажор, ля мажор (1, 4, 5 ступени – главные трезвучия)
  • си минор (трезвучие 6-й ступени)
  • фа# мажор (трезвучия 3-й ступени)
  • ми минор (2-я ступень)
  • до# уменьшенное 7-й ступени.

Для вашего удобства покажу блок в минорной тональности, там популярны немного другие ступени и уже нельзя сказать, что аккорды 3-й и 2-й ступени используются редко. Не так уж и редко.

Ля минор

Стандартный набор аккордов в ля миноре выглядит так

Ну, а кроме стандартных – 1, 4 и 5 ступеней – базы любой тональности, используются следующие гармонии:

  • ля минор, ре минор, ми мажор (главные);
  • ми септаккорд (родственен с ми мажором, используется часто)
  • фа мажор (трезвучие 6-й ступени);
  • до мажор (трезвучие 3-й ступени);
  • соль мажор (трезвучие 2-й ступени);
  • ля мажор или ля септаккорд (одноименный мажор, нередко используют в качестве некого переходного аккорда).

Как найти тонику

Вопрос, мучающий многих. А как определить тонику, то есть основную тональность, от которой надо отталкиваться при поиске аккордов. Поясняю – надо спеть или сыграть мелодию. На какой ноте она заканчивается – такая и тоника. А уж лад (мажор или минор) определяем только на слух. Но надо сказать, что в музыке часто бывает, что песня начинается в одной тональности, а заканчивается – в другой, и определиться с тоникой бывает крайне сложно.

Тут поможет только слух, музыкальная интуиция и знание теории. Часто завершение какого-то поэтического текста совпадает с завершением музыкального текста. Тоника – это всегда нечто устойчивое, утверждающее, непоколебимое. Как только определили тонику, уже можно подбирать музыкальные гармонии, исходя из приведенных формул.

Ну и последнее, что мне бы хотелось сказать. Полет творческого вдохновения композитора может быть непредсказуем – стройно и красиво звучат, казалось бы, совершенно непредсказуемые аккорды. Это уже высший пилотаж. Если в музыкальной композиции используются только главные ступени лада, то про такую говорят – “простенький аккомпанемент”. Он действительно несложный – при базовых знаниях их сумеет подобрать даже новичок. А вот более сложные музыкальные гармонии – это уже ближе к профессионализму. Поэтому и называется “подобрать” аккорды к песне. Итак, резюмируем:

  1. Определяем тонику, а для этого играем или напеваем мелодию и ищем основную ноту.
  2. Строим трезвучия от всех ступеней лада и пытаемся их запомнить
  3. Играем аккорды в указанных выше блоках – то есть стандартные аккорды
  4. Поем (или играем) мелодию и “подбираем” на слух аккорд, чтобы они создавали гармоничное и красивое звучание. Начинаем от главных ступеней, если не годятся, “щупаем” другие трезвучия.
  5. Репетируем песню и наслаждаемся собственным исполнением.

Как совет – удобно подбирать музыкальные гармонии вместе со звучанием оригинала на музыкальном центре, компьютере или магнитофоне. Прослушать несколько раз, а потом взять фрагмент, допустим, 1 куплет и, поставив на паузу, подобрать его на пианино. Дерзайте. Подбирать музыкальные гармонии – дело практики.

«Краткий курс гармонии» предназначен для лиц, знакомых с элементарной теорией музыки и намеренных расширить свои музыкально-теоретические знания в профессиональном или любительском плане.
Теоретические положения курса в основном заимствованы из «Учения о гармонии» Ю. Тюлина (изд. 1937 г.). Некоторые из них разработаны автором самостоятельно. Текст книги представляет собою обработку рукописи 1938 года.
Книга основана на педагогическом методе, впервые осуществленном автором на первых курсах исполнительских отделов 1-го Ленинградского музыкального училища имени М. П. Мусоргского во второй половине 1930-х годов. Метод этот, кроме автора, многократно применялся в указанном училище и в других специальных учебных заведениях рядом педагогов (Аз. И. Ивановым, А. Я. Коральским, А. Н. Сохором, А. А. Холодилиным и другими), а также в кружках любителей музыки.
Книга излагает полный теоретический курс гармонии, прохождение которого опирается на упрощенные, по сравнению с обычными методами преподавания, практические навыки.
Благодаря некоторым особым приемам изложения «Краткий курс» рассчитан на усвоение его в течение 30 уроков (недель), то есть за один учебный год.

После прохождения «Краткого курса гармонии» ученик может углубить свои знания и навыки по более подробным специальным системам. В этом случае занятия по этим системам будут значительно облегчены и смогут быть резко ускорены по сравнению с обычными сроками.
С другой стороны (что особенно касается любителей музыки, но также профессионалов—исполнителей), усвоив «Краткий курс гармонии», ученик окажется достаточно подготовлен к тому, чтобы непосредственно перейти к анализу музыкальных произведений, а в практическом плане — к аранжировкам для различных инструментальных и вокальных составов.
При прохождении гармонии любителями музыки приходится учитывать не только различный уровень способностей и степень подготовки ученика, но также и меру его интереса к предмету, объем и глубину знаний, которые он хочет приобрести. В отличие от профессионального обучения, здесь не может быть стандартных норм и требований, так как многое зависит от воли и желании ученика.
В этом случае практические навыки могут быть бесконечно разнообразны. Все же опыт показывает, что их можно привести к определенным разновидностям, и среди любителей музыки, интересующихся гармонией, можно установить некоторые категории: от стремящихся узнать содержание курса лишь в общих чертах, до желающих изучить его по-деловому, основательно, чтобы углубить свое понимание музыки, в серьезном плане продолжить ознакомление с различными сторонами музыкознания. Для удовлетворения потребностей любителей различных категорий в конце книги предлагаются специальные способы облегчения (сокращения и упрощения) в прохождении курса. Если курс проходится самостоятельно, желательно наличие периодического контроля со стороны руководителя.
Книгу в целом образуют;
Основной курс (изложенный в форме 30 уроков),
Дополнение (расширяющее основной курс и рассчитанное на учеников повышенной активности),
Приложение (содержащее необходимые сведения для приступающих к изучению гармонии без достаточных знаний элементарной теории музыки),
Методические замечания (адресованные руководителю и объясняющие различные способы пользования «Кратким курсом гармонии»).

Урок 1. Введение. Голосоведение в мажоре
Урок 2. Голосоведение в мажоре (продолжение)
Урок 3, Голосоведение в мажоре (окончание)
Урок 4. Голосоведение в миноре
Урок 5. Теоретические основы гармонии (теория гармонических функций).
Урок 6. Сочинение задач в мажоре. Общие принципы
Урок 7. Сочинение задач в мажоре (продолжение)
Урок 8. Сочинение задач в мажоре (продолжение второе)
Урок 9. Сочинение задач в мажоре (окончание)
Урок 10. Основные аккорды минора
Урок 11. Аккорды натурального минора
Урок 12. Сочинение задач в гармоническом мажоре
Урок 13. Теория модуляции
Урок 14. Совершенная диатоническая модуляция I степени родства из мажора
Урок 15. Совершенная диатоническая модуляция I степени родства из минора
Урок 16. Совершенная диатоническая модуляция II степени родства из мажора.
Урок 17. Совершенная диатоническая модуляция II степени родства из минора
Урок 18. Совершенная диатоническая модуляция III степени родства из мажора и минора
Урок 19. Мнимо-энгармоническая модуляция
Урок 20. Уменьшенные септаккорды в мажоре
Урок 21. Уменьшенные септаккорды в миноре
Урок 22. Совершенная энгармоническая модуляция (II и III степени родства) через домпиаптсептаккорд
Урок 23, Совершенная мелодико-хроматическая модуляция (всех степеней родства) из мажора и из минора
Урок 24. Совершенная диатоническая или энгармоническая модуляция через уменьшенный септаккорд
Урок 25. Отклонения I степени родства в мажоре
Урок 26. Отклонения I степени родства в миноре
Урок 27. Неоднократные отклонения I степени родства и мажоре и в миноре
Урок 28. Побочные доминанты в мажоре
Урок 29. Побочные доминанты в миноре
Урок 30. Тональные планы
Дополнение
Приложение, Аккордика
Методические замечания

Игра на гитаре. Музыкальная теория и гармония - Часть 1 (Ноты на грифе гитары) May 13th, 2014

Добрый день коллеги музыканты и все те, кто хочет приобщится к игре на гитаре.

Научившись играть аккордами популярные песни, и узнав простые аккордовые формы, часто встает вопрос а что дальше?
Возникает желание сыграть сольную партию на последовательность аккордов или выяснить зачем нужен аккорд А6/9.
Но возникает множество вопросов:
- какие ноты играть;
- почему одни ноты звучат под аккомпонемент - а другие режут слух;
- почему в до-мажоре всегда играют ре-минор и в очень редких фа-диез минор;
- чем отличаются гаммы до-мажор и до-минор и в каких композициях их обыгрывать;
- какими аккордами играть блюз и джаз, хард-рок или хэви-метал;
и множество других как, зачем и почему.

А если есть желание играть в группе - то на репетициях часто можно услышать:
"Эту песню мы играем в соль-мажор, последовательность I-VI-IV-V (первая, шестая, четвертая и пятая)"
Какие аккорды из последовательности мажорные, а какие минорные и что тут аккорды?? а ведь "во дворе" про это никто ничего не говорил)))
Поэтому современному музыканту просто необходимо знать и разбираться в теории музыки и музыкальной гармонии, в не зависимости от того жанра, в котором вы уже играете или хотите изучить.

Многих гитаристов пугает перспектива обучения нотной грамоте. И наверняка у многих есть друзья музыканты, которые учились в музыкальной школе, но не закончили обучение именно из-за трудностей в с нотной грамотой. Часто от них можно услышать, что ноты - это скучно и трудно. При этом ставятся в пример музыканты, которые не знают нот, но тем не менее стали звёздами и превосходно играют на гитаре. И отчасти это правда. Но не многие учитывают тот факт, что эти люди обладают абсолютным слухом и имеют неоспоримый музыкальный талант.
Многие известные музыканты не учились в консерваториях и музыкальных колледжах. Однако все они приложили много усилий, обучаясь самостоятельно. Самообразование порой бывает не менее эффективным, чем в школе, но для этого требуется большое стремление и самодисциплина.
Многие самоучки-гитаристы не знают нот, и легко играют на слух. Достигается такое обучение по книгам, различным пособиям и самоучителям, видео урокам, а также благодаря общению с другими опытными гитаристами и музыкантами в целом. При подборе музыки на слух, постепенно можно развить свои навыки до высокого уровня.
Вместе с тем знание нот будет очень полезным навыком, которое даст намного больше свободы творческих действий. Так например всемирно известный гитарист Стив Вай проводит много времени в разлётах, и находясь в самолоте он написал много превосходной музыки. Потому что чтобы творить ему достаточно лишь вдохновения и нотной тетради.

Начинать обучение игры на гитаре необходимо с изучения нот на грифе гитары. Это основа - как алфавит в языке.
Вы не сможете прочитать слова, не зная букв из которого оно состоит.
Так же в музыке - зная ноты, можно построить гамму. Из гаммы можно построить аккорды. Взяв последовательность аккордов, можно сыграть или подобрать любую композицию.
Применяя различные лады - можно "окрасить" композицию соответствующим настроением, от глубокой печали до яркой и радостной окраски.

Советы
1. Ваша гитара должна быть отстроена!!! вне зависимости от того какая у вас гитара, Custom Shop или стандартный инструмент. Я рекомендую обратится хорошему гитарному мастеру. Он отстроит "мезнуру" гитары - это крайне необходимо, чтобы ноты звучали правильно, вне зависимоти от того на каком ладу они были взяты. Так же, в процессе обучения, мозг будет запоминать правильные интервалы, а на не настроенной и не отстроенной гитаре в голове образуется "каша". Отстройте высоту струн над грифом - вам должно быть комфортно их зажимать и это не должно отвлекать вас от игры. Если вы планируете использовать тремоло, то после его использования гитара должна держать строй, иными словами после повышения или понижения струны должны возвращаться к первоначальному строю.
2. Настраивайте гитару по тюнеру. Сейчас его можно купить в любом исполнении - будь то педаль или клипса на гриф гитары. Можно купить тюнер со встроенным метрономом, которой не будет далеко не лишним для самостоятельных занятий.

Теория
Ноты в музыке обозначаются первыми семью буквами латинского алфавита - а именно:
A (ля) B (си) C (до) D (ре) E (ми) F (фа) G (соль).

В отечественной музыкальной литературе нота си часто обозначается как Н , а пониженная на пол тона си-бемоль В . Чтобы избежать путаницы, будем использовать международную систему записи нот.

Изучение нот на грифе в стандартном строе начинаем с изучения нот на открытых струнах:
1-я струна - нота Е (ми)
2-я струна - нота B (си)
3-я струна - нота G (соль)
4-я струна - нота D (ре)
5-я струна - нота A (ля)
6-я струна - нота Е (ми)

Следует отметить что нота Е (ми) на 6-й струне находится на две октавы ниже, чем таже нота на 1-й струне.

Упражнение (горизонтальное движение по одной струне)
Последовательно играем ноты на 1-й струне Е (ми) начиная с открытой струны вверх по грифу:


затем вниз по грифу в обратном порядке.

Обратите внимание, что нота Е (ми) на открытой струне отличается от ноты Е (ми) на 12-м ладу на одну октаву. Для удобства на грифе гитары на 12-м ладу нанесены две точки.

переходим ко 2-й струне В (си):


так же играем последовательно, сначала вверх, затем вниз по грифу.

3-я струна G (соль)

4-я струна D (ре)

5-я струна А (ля)

на 6-й струне Е (ми) играем ноты на тех же ладах, как и на 1-й струне

Теперь можно объединить ноты со всех шести струн в одну диаграмму и расширить ее на всю поверхность грифа:

На начально этапе обучения всегда удобно иметь подобную схему под рукой в распечатанном или электронном виде в качестве шпаргалки.

Изучаем самостоятельно
Итак мы изучили расположение основных нот на грифе гитары без знаков альтерации.
Обратите внимание, что расстояние между соседними нотами 2 лада или один тон, исключения составляют пары нот E (ми) F(фа) и B (си) C (до) - между ними расстояние в один лад или пол-тона.
Возникает вопрос - какая нота(ы) находится на втором ладу между нотами С (до) 1-й лад и D (ре) 3-й лад на 2-й струне?
Вы наверняка что-то слышали из школьных уроков музыки про знаки "диез" и "бемоль" и что в пределах одной гаммы есть 7 нот и 12 звуков.

Знак # (диез) - повышает ноту на пол-тона
Знак b (бемоль) - понижает ноту на полтона
В нашем случае, на второму ладу 2-й струны будут соответствовать нота С# (до-диез) или Db (ре-бемоль), в зависимости от выбранной тональности и музыкального лада. Например в гамме соль-мажор появится нота F# (фа-диез), а в гамме фа-минор - ноты Ab (ля-бемоль) Bb (си-бемоль) Db (ре-бемоль) и Eb (ми-бемоль).
Таким образом, мы можем дополнить пропущенные лады нотами повышенными или пониженными на пол-тона соответственно.

В следующей части, изученные ноты выстроим в гамму до-мажор и изучим ее расположение на грифе гитары в различных позициях.

to be continued...

Что Внутри Книги:

Практика

Вот лишь часть навыков, которые Вы получите:

Понимание различных стиле гармонии: блюзовой, джазовой, рок, поп

Умение создавать аккордовые прогрессии: тональные и модальные

Знание о законах взаимодействия аккордов между собой в различных системах

Практические навыки по построению любых аппликатур и форм аккорда

Универсальные техники аккордовых замен

Понимание роли гитары в разных стилях

Развитие техники игры аккордами

Разберетесь отклонениями и модуляциям

Научитесь строить квартаккорды

Узнаете, что такое трехзвучия и как их использовать на практике

Увидите методы работы над гитарной фактурой

  1. ——Введение.
  2. ——Буквенно-цифровая запись и римская система счисления.
  3. ——Рекомендации к освоению гармонии
  4. ——Аккорды трезвучия и аппликатуры
  5. ——Обращения трезвучий и аппликатуры
  6. ——Голосоведение и его роль в гитарной практике
  7. —— Основы функциональной система
  8. —— Все аккорды лада и их функции
  9. ——Функциональная логика минора
  10. ——Гармонизация гамм
  11. —— Кадансы и их разновидности
  12. —— Три типа гармонического движения
  13. —— Принципы замен
  14. —— Гармонизация мелодии
  15. —— Свободная гармонизация
  16. ——Гармоническая импровизация
  17. —— Фактура и гармония
  18. —— Форма и гармония
  19. ——Гармонические секвенции
  20. ——Септаккорды и их классы
  21. ——Основы политональной гармонии
  22. ——Альтерации аккордов
  23. ——Элементы мелодии в гармонии
  24. —— Отклонения и модуляции в гитарной гармонии
  25. —— Модальная гармония
  26. —— Особенности современной гармонии
  27. —— Трехзвучия и синонимы
  28. —— Квартаккорды
  29. ——Краткий обзор стилей
  30. ——Заключение

Бонусы

  1. Хрестоматия аккордовых прогрессий (книга)
  2. 17 интеллект-карт по гармонии
  3. Видеокурс Гармония 100: Буквенно-цифровое обозначение аккордов
  4. Видеокурс: Модуляции и отклонения

Книга «Практическая гармония для гитариста» несомненно должна быть обязательным элементом в Вашем обучении, хотя бы по причине того, что она сэкономит Вам огромное количество времени, сил, нервов и денег. Вам не нужно изучать сотни учебников! Эту работу я уже проделал за вас и собрал весь концентрат практической информации по гармонии для гитариста.

Если Вы хотите по настоящему овладеть гитарой, то, без знания гармонии и умения ее применять на практике, Вы вряд ли добьетесь ваших целей.

Ни один учебник не научит Вас без ваших усилий, однако в этой книге есть все, что нужно для музыкального роста. Все, что нужно от вас это чтение и применение на практике.

Еще никогда прежде изучение гармонии для гитаристов не было таким простым!

Гармония (другое название гамма) - это набор звуков, который гармонически вписывается в аккорд, звучащий в данный момент на гитаре. Это набор звуков, которые "не режут слух", то есть допустимы для данного аккорда, другие звуки использовать нельзя. Зачем Вам надо выучить гармонии? Работа эта, на первый взгляд может показаться монотонной, но поняв как располагаются допустимые ноты для того или иного аккорда, Вы в дальнейшем без проблем будете сами собирать любые аккорды. Итак, здесь представлены две гармонии. Для простоты восприятия, начинать гармонию будем с басовой ноты, которая будет располагаться на 6 струне , заканчивать гармонию будем на 1 струне .

Начальная и конечная точки - есть основная нота данного аккорда. Здесь представлены Соль мажор и Соль минор . Для простоты мы обозначили ноты по номерам, двигайтесь от начальных номеров к конечным, это и есть гармония. Заучите гармонию, старайтесь так разместить руку, чтобы она не перемещалась по грифу, работать поочередно должны все пальцы левой руки. Зажимайте по одной струне и перемещайтесь к более высокой ноте, когда дойдете до последней возвращайтесь назад таким же образом.

После того, как Вы поймете как расположены "допустимые ноты" данных двух аккордов, проделайте тоже самое со всеми семью аккордами, находя их главную ноту на Шестой струне гитары.

Сергей

добавлено: 28.01.2018 04:48 [Сообщение N 17]

Здравствуйте Александр,

хочу поблагодарить вас за ваш сайт и терпение с которым вы разъясняете как возможно обучаться игре на гитаре без чтения нот. Я в школьное время закончил музыкальную школу по классу фортепиано с нотами, сольфеджио и хором, но когда заглянул в ноты для гитары... дело не заладилось. На пиано это просто видишь ноту - жмёшь клавишу, но... Одним словом пройдя студенчество и армию я научился подыгрывать на гитаре на традиционном наборе аккордов. Былая подготовка пальцев позволили освоить переборы быстрее чем бой по струнам. Но сколько я не пытался что то начать с нотами, так и не смог. Видимо пиано разбаловало . Теперь же увидев вашу методику воспрянул духом и полон желания углубиться в освоении гитары.

И всё равно, что всякие теоретики от музыки пишут, у них свой путь, большинству обычного народа данная методика будет весьма интересна.

Ещё раз благодарю вас за подаренную мне надежду.

С уважением

Сергей Савенков

Анастасия

добавлено: 25.11.2016 19:31 [Сообщение N 16]

Здравствуйте! Прочтите, пожалуйста, что достаю глупыми вопросами, но вы не могли бы объяснить, что означают эти цифры?! я перечитала все, что написано "до", но так и не вникла. Я понимаю, что здесь показаны совместимые с аккордами струны, но я не понимаю, что это означает, как играть и т.д.
молю об ответе

Ответ: Первая струна на рисунке выше других. Шестая струна на рисунке ниже всех. Гитара показана так, как на неё смотрит гитарист. Возьмите гитару и посмотрите на неё, когда Вы на ней играете, то есть когда она у вас в руках. Вы увидите, что так мы и рисуем на картинке гитару.

Цифры - это места, где зажимаются струны.

на данных картинках - это показаны ГАММЫ, то есть те места, которые ДОПУСТИМЫ в данном случае СОЛЬ мажор (верхний рисунок) и СОЛЬ минор (нижний рисунок)