Познание. Конспект занятия «Кубанские композиторы и их творчество За что судьбу благодарил


Нечепуренко Любовь Михайловна,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ №12, с. Белая Глина,
Краснодарского края.
Урок кубановедения
8 класс
Тема: Творчество профессиональных композиторов Кубани.
Цель: создать условия для знакомства с композиторами Краснодарского края.
Задачи:
а) образовательные: познакомить учащихся с творчеством знаменитых композиторов Краснодарского края;б) развивающие: развивать познавательные интересы, творческие способности;
в) воспитательные: воспитывать любовь к малой Родине, коммуникативные отношения.
Оборудование: презентация,
Ход урока:
I. Проверка домашнего задания.
ΙI.Введение в тему.
Вступительное слово учителя.
Кубань, Кубань – души моей отрада
Сияньем зорь налитые поля.
Мне в целом мире ничего не надо
Твоя бы песня в вышине плыла
С. Хохлов
Песня - драгоценное богатство каждого народа.
Жители Кубани любят петь. Они поют русские и украинские песни, в которых звучит то протяжная лирическая мелодия, то бодрый энергичный марш, то весёлая, удалая казачья пляска. А в предгорьях седого Кавказа широко разливаются вольные, затейливые напевы адыгейских песен.
На Кубани много прекрасных песен, получивших всенародное признание. Они так прочно вошли в жизнь кубанцев, так часто исполняются, что уже как бы растворились в мелодиях родного края, превратились из авторских в народные.
Именно так произошло, например, с «Песней о родной земле».
ΙII. Слушание: «Песня о родной земле».
Хорошо нам утром выйти в поле,
Хорошо встречать рассвет на воле,
И поёт душа о светлой доле,
Песню о родной земле.
Припев: Ой, да на Кубани зори ясны,
Ой, да на Кубани вишни красны,
Ой, да на Кубани под высоким небом
Золотом горят хлеба!..
Слова этой песни написал В.Б. Бакалдин, а музыку - В.А. Лаптев.
По всему Северному Кавказу разлетелась трогательная, проникновенная песня «У адыгов обычай такой». Люди часто воспринимают эту песню как народную. Между тем у неё есть авторы. Стихи написал известный адыгский поэт Киримизе Жанэ (перевод Ю. Полухина). Автор музыки - народная артистка России Гошнау Самогова (1928 - 1995). Эта замечательная певица объездила с концертами всю страну, стремясь донести до зрителей красоту и величие своего родного края - Адыгеи.
О некоторых композиторах хотелось бы рассказать особо. С их творчеством связаны наиболее яркие страницы в истории кубанской песни.
ΙY. Знакомство с творчеством Виктора Гавриловича Захарченко.
Родился 22 марта 1938 года в ст. Дядьковской Кореновского района. Окончил Краснодарское музыкальное педагогическое училище (I960) и Новосибирскую Государственную консерваторию (1967).
Трудовую деятельность начал преподавателем педагогического училища в г. Куйбышеве. С 41964 по 1974 год работал главным хормейстером Государственного Сибирского русского народного хора.
Но сердце его осталось на Кубани.Постоянно в нем жила тоска по кубанским казачьим песням. Поэтому после телеграммы с приглашением в Краснодар, не раздумывая, он бросил квартиру и с семьей переехал в Краснодар.
В День Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября принял хор под свое руководство. Виктор Гаврилович считает, что его судьба, так же как и судьба хора находится под покровительством Божьей Матери. Еще в Запорожской Сечи певческая школа размещалась в церкви Покрова пресвятой Богородицы. В день Покрова впервые выступил Войсковой хор. Сибирский русский народный хор во время работы в нем В.Г. размещался в здании бывшей церкви Покрова Пресвятой Богородицы.
В 1974 году возглавил Государственный Кубанский казачий хор. Уже через год этот коллектив занял 1 место в смотре – конкурсе государственных русских народных хоров России, обойдя 11 коллективов. Программа была подготовлена за 3 месяца. Эта победа стала началом самого яркого и творчески плодотворного периода в почти двухвековой истории хора. Его репертуар пополнился сотнями новых песен. Хор, следуя традициям Войскового певческого хора, исполняет русскую духовную музыку, участвует в богослужениях в церквах и соборах, но и исполняет песни современных композиторов. Это уникальный певческий коллектив. Его история ведет отсчет с 14 октября 1811 года. Вначале в составе хора было всего несколько человек, которые пели в храме во время церковного богослужения. Постепенно репертуар обогащался, казачьими песнями, классическими произведениями. Являясь хранителями народного творчества, хор на протяжении почти двух веков был в центре духовной и культурной жизни Кубани.
Слушание песни в исполнении Государственного Кубанского казачьего хора.
С новым руководителем коллектив как бы заново обретает дыхание. Он становится известным не только у нас в стране, но и за рубежом, занимает первые места на всероссийских конкурсах народных хоров, международных фестивалях. Он объездил почти весь мир. В этом заслуга знаменитого кубанского композитора – В.Г.Захарченко.
С 1990 года В. Г. Становится художественным руководителем Центра народной культуры Кубани и Государственного академического Кубанского казачьего хора.
Кубанский казачий хор под руководством В.Г. Захарченко неоднократно был лауреатом всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Коллектив удостоен почетного звания Академический, Государственной премии им. Т. Шевченко республики Украина и награжден орденом Дружбы народов.
На протяжении всей своей творческой жизни Виктор Захарченко часть своей дулю и своего таланта отдавал композиторскому творчеству. Захарченко-композитору всегда была близка поэзия высокого гражданского пафоса, наполненная любовью к родине, к России, к русскому народу, к его святыням. Для него и сегодня остается злободневной русская классическая поэзия Пушкина и Лермонтова, Тютчева, и Есенина, Цветаевой и Рубцова. Людям нужны сегодня глубокие и откровенные авторские песни, обращенные к душе, добру, чувству патриотизма, укреплению национального самосознания и исторической памяти, говорит композитор. - Эти песни должны помогать нам из духовно-разобщенного населения соединиться в настоящий, крепкий верой и духом, непобедимый народ, способный выстоять в любую годину».
ВТ. Захарченко - автор многочисленных публикаций и творческих редакций, в том числе: «Песни села Балман», «Песни станиц Кавказской», «Кубанские народные песни», «Умом Россию не понять», «Поет Кубанский казачий хор» и другие. Виктор Гаврилович Захарченко собрал свыше 30 тысяч обрядов и народных песен.
Возглавляет факультет традиционной культуры и кафедру сценического народного ансамбля в Краснодарском университете культуры и искусств.
Профессор, академик международной академии информации, академик Российской гуманитарной академии. Доктор искусствоведения. Председатель совета благотворительного фонда возрождения народной культуры Кубани «Истоки». Член Союза композиторов РФ. Член Президиума Всероссийского хорового общества и Всероссийского музыкального общества. Полковник Всекубанского казачьего войска. Член комиссии по Государственным премиям России при президенте РФ.Удостоен многочисленных государственных и международных наград, орденов: Дружбы, «Знак Почета»,Трудового Красного Знамени, Союза казаков России «За веру, волю и ячество» и орденом Дружбы Республики Вьетнам; медали «100-летие со дня освобождения от Османского ига» Республики Болгария. Награжден медалями «За доблестный труд» и «За вклад в развитие Кубани - 60 лет Краснодарскому краю», крестом Союза казаков России «За возрождение казачества».
Заслуженный деятель искусств России, заслуженный деятель искусств Республики Адыгея, народный артист России, народный артист Украины, лауреат Государственной премии России, лауреат Международной премии Фонда Всехвального Апостола Андрея Первозванного, «Человек года» в номинации Русского биографического института.
По инициативе Виктора Гавриловича в г. Краснодаре открылся Центр народной культуры Кубани, в институте культуры открыто отделение фольклора и этнографии.
« только подлинные шедевры классической поэзии могут вдохновить композитора на творчество» - считает В. Г. Захарченко.
« Песня – это исповедь души».
Исполнение песни на стихи В. Бакалдина « Хлеб – всему голова»
Y. Знакомство с творчеством Григория Максимовича Плотниченко.
Вся жизнь Григория Максимовича Плотниченко (1918 - 1975) связана с Краснодаром.
Музыкальные способности мальчика проявились рано. Он поступил в музыкальную школу, где занимался по классу виолончели. Легко и быстро освоил другие струнные инструменты.
Учёбу в Краснодарском музыкальном училище прервала война. Григорий Плотниченко добровольцем ушёл на фронт, воевал в десантном отряде морской пехоты, под Сталинградом командовал батареей «катюш». Награждён боевыми орденами и медалями.
В одном из боёв лейтенант Плотниченко был тяжело ранен, и в полевом госпитале ему ампутировали правую руку.
Вернувшись в Краснодар инвалидом, в 1943 году Григорий Максимович окончил музыкальное училище, стал преподавателем в нём. На Кубани проходили грандиозные краевые праздники песни, организатором и душой которых был Григорий Максимович.
Песни Григория Плотниченко... В них отразились и красота кубанской природы, и богатство народных мелодий, а главное - душа простого человека, его чувства и мысли, его любовь к родной земле. Потому-то песни Плотниченко так популярны и любимы в народе. «Бежит река Кубанушка» (стихи И. Вараввы), «Родная станица» (стихи В. Попова), «Над Кубанью-речкою» (стихи И. Белякова)...
Одна из его песен, написанная на стихи С. Хохлова, стала своеобразной визитной карточкой, музыкальным символом нашего края. Это песня «Кубанские синие ночи». Её поют и на концертах, и в семейном кругу, и просто в саду, в поле.
Сергей Никанорович Хохлов вспоминал, как, увидев молодого поэта на концерте в рабочем посёлке ТЭЦ, Г.М. Плотниченко предложил ему написать стихи именно об этом посёлке.
«Я взял перо в тот же вечер... - рассказывает Сергей Никанорович. - Написал строку: «На Кубани красивые ночи».
- Что значит «красивые»?
Обилие лунного света, влажные звёзды сирени необыкновенной синевы, от которых сама ночь кажется синей.
Стихи Григорию Максимовичу понравились, и вскоре новая песня талантливого композитора, раскинув крылья, полетела над кубанскими станицами.
Кубанские синие ночи,
Черешен густой аромат.
Шумит за посёлком рабочим
Зелёными ветками сад...
Музыкальный талант Г.М. Плотниченко сочетался с большими организаторскими способностями. Благодаря его усилиям в Краснодаре и в Майкопе были открыты музыкальные факультеты в педагогических институтах, Краснодарский государственный институт культуры, десятки музыкальных школ и детских хоровых студий.
Г.М. Плотниченко был отмечен премиями, званиями, награждён орденом «Знак Почёта».
Но лучшая награда для композитора - любовь и память земляков. Новые и новые поколения кубанцев поют его песни, передавая их от сердца к сердцу.
Слушание: « Край наш кубанский»
Музыка Г. Плотниченко, стихи С. Ольгина
Край наш кубанский
-Родная земля,
Словно солдаты,
В степи тополя.
Морем пшеница
Кругом колосится,
Да радостно дышат поля.
Край наш кубанский
-Родимый простор,
Залитый солнцем
От моря до гор.
Вышки стальные,
Огни заводские,
Садов величавый убор.
Край наш кубанский,
Прославленный край,
Крылья всё шире
В труде расправляй.
С Родиной вместе
Дорогою чести
Ты к цели победной шагай!
YI. Знакомство с творчеством Григория Федоровича Пономаренко.
Григорий Фёдорович Пономаренко (1921 - 1996) родился на Украине. В крестьянской семье Пономаренко музыкой особо не увлекались. Но был человек, который оказал огромное влияние на судьбу маленького Гриши. Дядя мальчика Максим Терентьевич Пономаренко был самобытным музыкантом и замечательным мастером: никто лучше него не умел настраивать и восстанавливать старые баяны.
В школьные годы Гриша жил в семье дяди в городе Запорожье. Участвовал во всех школьных и городских конкурсах самодеятельности. Максим Терентьевич определил племянника в ученики к талантливому баянисту. Одарённый мальчик схватывал всё буквально на лету. Часто ему бывало достаточно одного урока, чтобы разобрать и выучить наизусть новое произведение.
В 1938 году поступил на службу в ансамбль песни и пляски пограничных войск. Служа в военном ансамбле, Пономаренко многому научился у старших товарищей-музыкантов.
Настоящая известность пришла к нему после войны. Работая в Куйбышеве (ныне Самара), Григорий Пономаренко стал автором любимых в России песен: «Оренбургский пуховый платок», «Я назову тебя зоренькой», «Ивушка», «Растёт в Волгограде берёзка». Эти песни сразу входили в душу как что-то очень родное и близкое.
В 1972 году Григория Фёдоровича пригласили на Кубань. До этого композитор никогда не бывал в нашем крае. Он был удивлён и до глубины души тронут тем, как напомнила ему кубанская земля родную Украину: звонким казачьим говором, раздольными песнями, белыми хатами под черепицей.
Г.Ф. Пономаренко познакомился с творчеством кубанских поэтов, узнал о том, как бережно хранят и тщательно собирают в нашем крае старинные казачьи песни.
Переехав с Волги на Кубань, Григорий Фёдорович побывал во многих станицах, хуторах, познакомился с творчеством народных исполнителей, внимательно изучил все сборники казачьих песен. Здесь, на Кубани, Пономаренко написал музыку к фильмам и спектаклям, к опереттам. Но главными в его творчестве оставались песни. «Эх, кони, кони», «Соловей на веточке» на стихи И. Вараввы, «Трудовые руки», «Стал казак на камень» на стихи С. Хохлова, «Песня о Новороссийске», «Хутора» на стихи К. Обойщикова и ещё десятки замечательных произведений.
YII. Разучивание песни: «Растёт в Волгограде берёзка».
Музыка Г. ПономаренкоСлова М. АгашинойТы тоже родился в России,Краю полевом и лесном.У нас в каждой песне – береза,Береза под каждым окном.На каждой весенней полянке -Их белый живой хоровод...Но есть в Волгограде березка, –Увидишь - и сердце замрет.*Ее привезли издалекаВ края, где шумят ковыли.Как трудно она привыкалаК огню Волгоградской земли!Как долго она тосковалаО светлых лесах на Руси…Лежат под березкой ребята,Об этом у них расспроси.**Трава под березкой не смята –Никто из земли не вставал.Но как это нужно солдату,Чтоб кто-то над ним горевал.И плакал светло, как невеста,И помнил – навеки, - как мать!Ты тоже родился солдатом –Тебе ли того не понять!Ты тоже родился в России, –В березовом, милом краю...Теперь, где ни встретишь березу,Ты вспомнишь березку мою, -Ее молчаливые ветки,Ее терпеливую грусть...Растет в Волгограде березка...Попробуй ее позабудь!Растет в Волгограде березка...Попробуй ее позабудь!
YIII. Итог урока:
-О каких композиторах Кубани шла речь на уроке?
- О чем рассказывается в песнях, музыку на которые написали композиторы?
- Как вы думаете, что повлияло на популярность этих композиторов?
IХ. Домашнее задание: Сообщения о композиторах нашего села Белая Глина.

Музыковед, композитор, педагог, общественный деятель.

Окончил Краснодарское музыкально-педагогическое училище (1960) и теорети-ко-композиторский факультет Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова (1967, руководитель Б.А. Сосновцев); аспирантуру Российской государ-ственной академии музыки им. Гнесиных (1975, руководитель А.Г. Чугаев).

Трудовую деятельность начал учителем пения в одной из краснодарских школ (1960-1961). В годы обучения в консерватории работал преподавателем музыкально-теоретических дисциплин этой же консерватории (1965-1967), преподавателем Сара-товского театрального училища (1966-1967). С 1967 по 2017 – преподаватель, старший преподаватель (1968), доцент (1983), заведующий кафедрой теории и истории музыки (1985-1986), декан музыкально-педагогического факультета (1986-1992), профессор кафедры музыковедения, композиции и методики музыкального образования Красно-дарского государственного института культуры.

На съездах Союза композиторов СССР и РСФСР избирался членом ревизионной комиссии и членом правления Союза. С 1984 по 1998 возглавлял Краснодарскую организацию Союза композиторов России (председатель правления). С 1994 по 1996 – руководитель объединения композиторских организаций «Юг России».

Участвовал в работе съездов, творческих пленумов, конференций и фестивалей в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Суздале, Талине, Варшаве и др. Председатель оргкомитета Всероссийского фестиваля симфонической и камерной музыки «Эоловы струны» (1993, 1994, 1995), участник организованного СК России музыкального передвижничества (Всероссийского фестиваля) «Панорама музыки Рос-сии».

На протяжении многих лет активно занимался музыкально-просветительской деятельностью, выступая на сценах концертных организаций Краснодара и других го-родов Кубани. Автор и ведущий большого количества музыкальных передач краевого радио и телевидения.

Автор книг и многочисленных статей в центральной и региональной печати, посвященных творчеству русских (в том числе кубанских) композиторов, кубанскому песенному фольклору, проблемам развития отечественной музыкальной культуры.

Кандидат искусствоведения (1978). Диссертация «О драматургических принци-пах творчества Родиона Щедрина».

Член Союза композиторов России (1974).

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1992).

Заслуженный деятель искусств Республики Адыгея (1995).

Профессор (1993).

  • Лауреат премии им. просветителя Кубани К. Россинского и независимой премии им. народного артиста СССР Г.Ф. Пономаренко.
  • Почетный профессор Краснодарского государственного института культуры (2016).
  • Почетный деятель Союза композиторов России (1996).

Основные произведения В.Г. Комиссинского:

  • Симфония с хором в 4-х частях.
  • Концертино для фортепиано и струнного орк. (2005).
  • Казачьи вечерние песни. Кантата для смешанного хора, контральто, ф.-п. и ан-самбля деревянных духовых и ударных инструментов (1998).

Изданные сочинения:

  • 1. Песни моей матери: вокал. цикл для голоса и ф.-п. Слова народные. – М.: Композитор, 1996.
  • 2. Служба царская: вокал. цикл для низкого женского голоса и флейты. Слова народные. – Краснодар: Эоловы струны, 2001.
  • 3. Казачьи вечерние песни: кантата для смешанного хора, контральто, ф.-п. и ансамбля деревянных духовых и ударных инструментов; клавир. – Краснодар: Кубан-ский народный хор, 2001.
  • 4. Симфония с хором, в 4-х частях; клавир. – Краснодар: Эоловы струны, 2002, 61 с.
  • 5. Десять романтических пьес для ф.-п. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007, 47 с.
  • 6. Казачьи вечерние песни: кантата для смешанного хора, контральто, ф.-п. и ансамбля деревянных духовых и ударных инструментов; партитура. – Краснодар: Про-свещение-ЮГ, 2008.

Музыковедческие работы В.Г. Комиссинского
Отдельные издания

  • 1. Музыка и человек. (В помощь лекторам, преп. и слушателям нар. ун-тов). – Краснодар, 1970. 25 с.
  • 2. Музыка наших дней. (В помощь лекторам, преп. и слушателям нар. ун-тов). – Краснодар, 1972. 42 с.
  • 3. Родина, революция, Ленин в произведениях Родиона Щедрина. (В помощь лекторам). – Краснодар, 1977. 29 с.
  • 4. О драматургических принципах творчества Р. Щедрина; ред. и вступит. ст. М.Е. Тараканова. – М.: Сов. композитор, 1978. 191 с.
  • 5. Композиторы и музыковеды Кубани: биографический и библиографический справочник. – М.: «Биоинформсервис», 1998. 120 с.
  • 6. Государственный академический Кубанский казачий хор. – Краснодар: Ку-банский казачий хор, 2000 (на рус. и англ. яз.).
  • 7. Музыка, творчество, жизнь. Статьи, материалы, документы; ред.-сост. Л.В. Комиссинская. – Краснодар: Эоловы струны, 2007. 245 с.
  • 8. 70 лет Краснодарской государственной филармонии им. Г.Ф. Пономаренко. – Краснодар: «Кубань-книга», 2009. 50 с.
  • 9. Григорий Пономаренко: «Душа моя – вулкана кратер»: монография. – Крас-нодар: КГУКИ, 2012. 150 с.

Статьи в книгах, сборниках и журналах

  • 1. Песни моей матери // Кругозор. 1970. № 6. С. 12.
  • 2. В поисках главной песни // Кубань. 1973. № 4. С. 104.
  • 3. Встречи с песней // Музыкал. жизнь. 1975. № 17. С. 7.
  • 4. «Поэтория» Родиона Щедрина. Новые издания // Музыкал. жизнь. 1976. № 5. С. 24.
  • 5. Встречи с песней // Кубань. 1976. № 11.
  • 6. Эпическая песнь Ленину // Сов. музыка. 1980. № 4. С. 4.
  • 7. Народные песни Кубани // Мелодия. 1984. № 4.
  • 8. Певец берез российских // Григорий Пономаренко и его песни. – М.: Музыка, 1987.
  • 9. [Юрий Александрович Симакин] // Симакин Ю.А. «Тихая моя Родина»: напе-вы и наигрыши для ф.-п. – Краснодар: [Краснодар. орг-ия СК России], 1992. С. III.
  • 10. Каплан Туко // Петрусенко И.А. Каплан Туко. – Майкоп, 1992.
  • 11. Первый Карачаево-Черкесский (балет М. Кочкарова «Айтуган – дочь Кар-чи») // Юго-Полис. 1994. № 2.
  • 12. Проблема контраста в теории и практике музыкального искусства // Акту-альные проблемы музыкального образования. – Краснодар: КГАК, 1994.
  • 13. Мелодии родной земли // Туко К. Мир вам, люди. – Майкоп, 1994.
  • 14. Последние свидетели (Симфония-реквием В.Магдалица). – Краснодар: ТО «Премьера», 1995.
  • 15. Российский Орфей (памяти Григория Пономаренко) // Кубань: проблемы культуры и информатизации. 1996. № 2-3.
  • 16. Краснодарская хоровая капелла мальчиков // Поет Краснодарская капелла мальчиков. – М.: Композитор, 1999.
  • 17. На пути к песенному театру // Кубанские частушки, припевки, страдания, за-стольные песни; запись и подг. текста И.Н. Бойко. – Краснодар. Фольклорно-творческий центр народов Северного Кавказа, 2002.
  • 18. «Ты Кубань, ты наша Родина» // Гимн Краснодарского края «Ты Кубань, ты наша Родина». Музыка народная, слова К. Образцова. Переложение для духового ор-кестра, 4-х хоров и ф.-п. В. Спиридонова. – Краснодар: Эоловы струны, 2002.
  • 19. Музыка родного края // Донченко Ю. Музыка родного края: избранные транскрипции для духового оркестра на темы песен композиторов Кубани. – Красно-дар: Эоловы струны, 2002.
  • 20. Все остается людям. Воспоминания о Г.М. Плотниченко // Наш современник Григорий Плотниченко; сост. Н. Магдалиц. – Краснодар: Эоловы струны, 2003.
  • 21. Блестящее начало перемен. Свою оценку переменам, преобразившим музы-кальный театр Кубани, дают люди искусства // Кубан. новости. 2003. 22 февр.
  • 22. «Сказ о Кубани» И.М. Косяка // Косяк И. Сказ о Кубани: увертюра для ор-кестра русских народных инструментов; партитура. – Краснодар: Эоловы струны, 2003.
  • 23. Григорий Пономаренко: «Душа моя – вулкана кратер» // Григорий Понома-ренко: творчество и судьба (к 90-летию со дня рождения) : сб. статей. – Краснодар: КГУКИ, 2010. С. 5-65.

Статьи в периодической печати

  • 1. Покоривший всех // Заря молодежи (Саратов). 1964. 3 апр.
  • 2. «Двенадцать» // Заря молодежи (Саратов). 1964. 8 апр.
  • 3. Встретились два хора // Коммунист (Саратов). 1965. 11 марта.
  • 4. Играют молодые пианисты // Коммунист (Саратов). 1965. 29 окт.
  • 5. За тремя веками // Черноморская здравница. 1967. 31 янв.
  • 6. Веселое представление // Сов. Кубань. 1969. 2 окт.
  • 7. Яркий талант // Сов. Кубань. 1969. 7 окт.
  • 8. Звучал Шопен // Комсомолец Кубани. 1970. 18 апр.
  • 9. Подлинная народность // Сов. Кубань. 1974. 5 апр.
  • 10. Песни Виктора Пономарева // Сов. Кубань. 1974. 14 авг.
  • 11. В поиске // Комсомолец Кубани. 1974. 15 авг.
  • 12. Многоцветье кубанской песни // Комсомолец Кубани. 1975. 23 сент.
  • 13. Вдохновение и мастерство // Комсомолец Кубани. 1975. 2 дек.
  • 14. Поиски и свершения. К итогам Третьего пленума Краснодарской компози-торской организации // Сов. Кубань. 1977. 30 апр.
  • 15. Гости из Новосибирска // Комсомолец Кубани. 1977. 28 дек.
  • 16. Авторский вечер Александра Дудника // Сов. Кубань. 1978. 18 апр.
  • 17. «Русской музыки оркестр» // Сов. Кубань. 1978. 27 сент.
  • 18. Поют студенты // Комсомолец Кубани. 1978. 12 окт.
  • 19. В поисках своего зрителя // Комсомолец Кубани. 1978. 28 нояб.
  • 20. Необычный концерт // Комсомолец Кубани. 1979. 16 янв.
  • 21. Преданность музыке // Сов. Кубань. 1979. 3 апр.
  • 22. Пусть всегда будет музыка. Четвертый пленум композиторов Кубани // Ком-сомолец Кубани. 1981. 15 апр.
  • 23. Кто звонче? // Комсомолец Кубани. 1983. 6 апр.
  • 24. Песни мужества // Комсомолец Кубани. 1985. 16 апр.
  • 25. Все остается людям // Комсомолец Кубани. 1985. 22 мая.
  • 26. У песни – удивительная сила. Имя в искусстве // Комсомолец Кубани. 1985. 13 авг.
  • 27. Озарение красотой // Комсомолец Кубани. 1985. 19 окт.
  • 28. Музыка – это о главном, глубоком и сокровенном; беседу вела Т. Василев-ская // Комсомолец Кубани. 1985. 19 нояб.
  • 29. Песня людям труда // Комсомолец Кубани. 1986. № 141.
  • 30. Играет Игорь Юницкий // Комсомолец Кубани. 1987. 1-7 янв.
  • 31. Призвание – вдохновение // Комсомолец Кубани. 1989. № 239.
  • 32. Заиграй, Пономаренко // Сов. Кубань. 1989. 2 сент.
  • 33. Музыка Веры, Добра и Надежды // Сов. Кубань. 1991. 13 февр.
  • 34. О Каплане Туко и его музыке // Сов. Адыгея. 1993. № 23.
  • 35. «Эоловы струны». Юбилейный фестиваль симфонической и камерной музы-ки // Вольная Кубань. 1993. № 108. 8 июня.
  • 36. Два балета в театре «Премьера» // Сов. Адыгея. 1994. 11 янв.
  • 37. Русская духовная музыка // Вольная Кубань. 1994. 20 мая.
  • 38. Рождение песни // Вольная Кубань. 1995. 17 янв.
  • 39. Мятежная душа музыки. Третий Всероссиский фестиваль симфонической и камерной музыки «Эоловы струны» в Краснодаре // Краснодар. известия. 1995. № 208.
  • 40. Из рода русских звонарей. Григорий Пономаренко // Кубан. новости. 1996. 2 февр.
  • 41. Творческий союз – единое культурное пространство страны. Проблемы му-зыкальной культуры // Кубан. новости. 1996. № 30.
  • 42. И невозможное возможно. Краснодарской композиторской организации ис-полняется тридцать лет // Кубан. новости. 1996. 31 мая.
  • 43. О Г.Ф. Пономаренко // Вольная Кубань. 2009. 11 февр.
  • 44. Кладовая памяти // Краснодар. известия. 1996. № 202.
  • 45. Город богатеет балетом // Краснодар. известия. 1996. № 234.
  • 46. Чем вам памятен 1996 год? // Кубан. новости. 1997. № 1.
  • 47. Жизнь в танце. Творческий портрет Николая Кубаря // Кубан. новости. 1997. № 218.
  • 48. Все остается людям // Вольная Кубань. 1997. 26 дек.
  • 49. Последний классик русской музыки. [Ушел из жизни Георгий Свиридов] // Вольная Кубань. 1998. 10 янв.
  • 50. Шедевры мировой классики // Кубан. новости. 1999. № 46.
  • 51. Хоровых дел мастер. Творческий портрет Вячеслава Яковлева // Кубан. но-вости. 2000. 11 февр.
  • 52. Звучащая летопись Кубанского казачьего хора // Кубан. новости. 2000. № 17.
  • 53. Звездный час Виктора Захарченко // Кубан. новости. 2000. № 96.
  • 54. Он сочинял музыку, как дышал – широко и привольно // Вольная Кубань. 2009. 11 февр.
  • 55. Дом, где музы служат людям // Вольная Кубань. 2009. 20-22 мая; 26 мая.
  • 56. Любовь Вероники // Вольная Кубань. 2009. 26 нояб.

Выступления по Краснодарскому краевому телевидению (выборочно)

  • 1968 «Во весь голос». Оратория Георгия Свиридова.
  • Беседы у рояля. Композитор Родион Щедрин.
  • 1969 «Песни моей матери». Кубанский песенный фольклор.
  • Беседы у рояля: Дмитрий Шостакович; Микаэл Таривердиев; Кара Караев.
  • Музыканты нашего города: Алла Третьякова; Игорь Булахов и Михаил Ескин; В. Крадин; Композитор А. Гандельсман [Журбин]; Композитор Татьяна Васильева; Эмилия Серебренникова.
  • Диалог о песне. Беседа с композитором В.Д. Пономаревым.
  • Искусство Зары Долухановой.
  • Баян и песня.
  • 1971 Оратория Р. Щедрина «Ленин в сердце народном».
  • Орнамент. Играют В. Михайлов и А. Ломаев.
  • Музыка в моей жизни. Николай Кириченко.
  • У нас в гостях. Хор мальчиков «Тополек».
  • 1972 А.Н. Срябин – 100 лет со дня рождения.
  • Поговорим о музыке.
  • Песня – душа народа.
  • 1973 Встреча с композитором Павлом Черноиваненко.
  • Музыканты нашего города: Наталья Коробейникова; Играет ансамбль русских народных инструментов «Сувенир»; Таисия Дробова; Виктор Пономарев.
  • Киномузыка Микаэла Таривердиева.
  • Беседы у рояля. Арам Хачатурян.
  • 1974 Оркестр русских народных инструментов Краснодарского института культуры.
  • Беседы у рояля: Сергей Рахманинов; И.С. Бах.
  • Композитор Александр Дудник.
  • 1975 Оркестр русских народных инструментов п/у Александра Дудника.
  • Встреча с В.Д. Пономаревым.
  • Последние сочинения Д.Д. Шостаковича.
  • Беседы у рояля. Играет Лидия Марченко.
  • Встреча с Кубанским казачьим хором.
  • Композиторы Кубани.
  • 1977 Музыканты нашего города: Виталий Кеворков; Александр Дудник.
  • К итогам Третьего пленума композиторов Кубани.
  • Фестиваль художественного творчества.
  • Играет оркестр п/у Игоря Булахова.
  • Русские народные музыкальные инструменты: Балалайка; Домра; Играет Борис Тропицын.
  • Композиторы Кубани Октябрю.
  • 1978 Русские народные музыкальные инструменты. Баян.
  • Играет Наталья Коробейникова.
  • У нас в гостях. Русский оркестр.
  • 1979 Музыка Мендельсона.
  • 1983 Григорий Пономаренко.
  • 1985 Беседа с поэтом Виталием Бакалдиным.
  • 1986 Григорий Пономаренко. Все остается людям.
  • 1987 Молодые Композиторы Кубани.
  • Отрадненские частушки.
  • Мы вас приглашаем! Музыкально-педагогический факультет.
  • Авторский концерт Владимира Магдалица.
  • Четвертый пленум композиторов Кубани.
  • 1991 Открытие Центра песни Григория Пономаренко.
  • 1992 Встреча. Интервью В.Г. Комиссинского по проблемам музыкальной культуры Кубани.
  • «Всенощное бдение» Григория Пономаренко.
  • «Эоловы струны». Первый Всероссийский фестиваль симфонической и камер-ной музыки в Краснодаре (совместно с В. Магдалицем).
  • Наш фестиваль Беседа с В. Казениным и Б. Целковниковым.
  • 1994 Краснодарский камерный хор.
  • «Венок городу». Художественно-публицистический фильм телевидения России («Видеоинтернейшнл»), посвященный Первому Всероссийскому фестивалю «Эоловы струны» к 200-летию Екатеринодара-Краснодара.
  • 1996 Встреча для вас. Краснодарская телерадиокомпания «Пионер». Интервью В.Г. Комиссинского.
  • Краснодарской организации СК России 30 лет (интервью В.Г. Комиссинского).
  • 1997 Охота на волков. Беседа с В.Г. Комиссинским. ТРК «Екатеринодар».
  • 1998 Право на биографию. Виктор Комиссинский.
  • «Друзья Григория Пономаренко». В. Комиссинский.
  • 1999 Вячеслав Яковлев и его Камерный хор.
  • Амирбий Кулов и ансамбль танца «Нальмэс».
  • Виктор Белоусов и Татьяна Сорокина.
  • 2000 Народный артист России Анатолий Лизвинский.
  • Директор Краснодарского камерного хора Л.П. Белевцов.
  • Заслуженный художник России Светлана Демкина.
  • Атаман В. Громов и скульптор Ольга Яковлева.
  • Художник М.А. Климарев.
  • Заслуженный деятель искусств РФ Александр Дудник.
  • Территория общения. Роза Лаво.
  • Профессор Н.Л. Межлумова и ее ученики.
  • Ансамбль ударных инструментов ТО «Премьера». Виктор Бурдь.
  • Заслуженная артистка РФ Н.М. Кременская.
  • 2001 Молодые артисты Кубанского казачьего хора Анна Косякова и Елена Куликов-ская.
  • Гастроли Кубанского казачьего хора по города Сибири. Беседа с В. Вишневским и А. Рабочим.
  • Заслуженный работник культуры РФ Н. Ускирев.
  • Поет Роман Троян.
  • Территория общения. Заслуженный деятель искусств России Владимир Черняв-ский.
  • Профессор Наталья Коробейникова.
  • Композитор Николай Некоз.
  • У нас в гостях Н. Власов и Вл. Вальс.
  • Территория общения. Заслуженный деятель искусств Адыгеи, заслуженный учи-тель Кубани, профессор Гисса Чич.
  • Композитор Виталий Кеворков.
  • 2002 Поет Александр Плахтеев.
  • Старинная музыка в исполнении Н. Коробейниковой.
  • Краевой театр кукол сегодня. Беседа с И. Беловой и В. Прасол.
  • Краевая филармония сегодня.
  • Территория общения. Игорь Анисимов.
  • 2003 «Звезды искусства Кубани. Григорий Пономаренко». Документальный фильм о творческом пути композитора (сценарий Т. Василевской). ГУП «Центр инфор-мационного и экономического развития печати, телевидения и радио Краснодарского края», АНО «Краснодарская киностудия», 2003.
  • 2008 В.Г. Комиссинскому 70 лет. Новое телевидение Кубани.
  • 2010 «История в лицах». Григорий Пономаренко. Документальный фильм (сценарий Т. Дунаевой). ООО ТК «Звезда Кубани», 2010.
  • 2011 Освобождению Краснодара от фашистских захватчиков. Документальный фильм с использованием музыки В. Комисссинского.
  • 2014 «Святыни Кавказа». Документальный фильм об истории Екатерининского храма Краснодара (сценарий Т. Дунаевой), с использованием музыки В. Комиссинского. ТВ «Звезда Кубани».
  • Юбилей В.И. Журавлевой-Пономаренко.

Выступления по Краснодарскому радио

  • 1969 В мире музыки.
  • 1971 «Моя фонотека». Кантата С.Прокофьева «К 20-летию Октября».
  • 1972 Человек идет за песней. Беседа с С.И. Еременко.
  • 1975 Ходит песенка по кругу. Беседа с В.Г. Захарченко.
  • Берегите самородное.
  • «Этот день Победы». Литературно-музыкальная композици (совместно с Л.В. Комиссинской).
  • «Зимняя фантазия». Литературно-музыкальная композиция (совместно с Л.В. Комиссинской).
  • По страницам будущей книги. Композитор Родион Щедрин.
  • 1977 Творческий портрет Виктора Захарченко.
  • Играет Борис Тропицын.
  • 1984 Вокальный цикл В. Магдалица на стихи А. Вознесенского.
  • 1985 Григорий Пономаренко – народный артист России.
  • Владимир Магдалиц. «Прощальные песни».
  • Празднику Победы посвящается. Конкурс.
  • 1986 Виктор Лихоносов. «Элегия».
  • Молодые композиторы Кубани.
  • На Седьмом съезде композиторов СССР. Беседа с Г. Селезневым и В. Бурыле-вым.
  • 1987 Шестой пленум композиторов Кубани.
  • Композитор Лев Смирнов.
  • 1989 Творческий пленум композиторов Кубани.
  • 1993 Русский романс.
  • 1994 Русская духовная музыка в исполнении Краснодарского камерного хора.
  • 2000 Беседа В. Фролкина и В. Комиссинского.

Литература о творческой деятельности В.Г. Комиссинского

  • 1. Марков В. Беседы у рояля // Комсомолец Кубани. 1970. 3 марта.
  • 2. Слепов А.А., Калачев Ю.Т. Краснодарская организация Союза композиторов России. – Краснодар, 1977. С. 7-8.
  • 3. Мхитарян А. Задачи дня. С Третьего пленума композиторов Кубани // Комсо-молец Кубани. 1977. 29 апр.
  • 4. Тараканов М.Е. Предисловие // Комиссинский В.Г. О драматургических принципах творчества Родиона Щедрина. – М.: Сов. композитор, 1978. С. 4-10.
  • 5. Кузнецов В. Звучат творения Вивальди // Комсомолец Кубани. 1978. 27 окт.
  • 6. Генина Л. Очень трудное дело. Вопросы критики // Сов. музыка. 1978. № 11. С. 23.
  • 7. Семенов Ю. О музыке современника: [рец. на книгу В. Комиссинского «О драматургических принципах творчества Родиона Щедрина] // Сов. музыка. 1979. № 5. С. 101-102.
  • 8. Сычев И. В творческих организациях РСФСР. Краснодар // Музыка России. Вып. 3. – М.: Сов. композитор, 1980.
  • 9. Григорьев Л.Г., Платек Я.М. Советские композиторы и музыковеды: спра-вочник, в 3-х т. Т. 2. К-Р. – М.: Сов. композитор, 1981. С. 79.
  • 10. Сычев И.Б. По Российской Федерации. Краснодар // Музыка России. Вып. 4. – М.: Сов. композитор, 1982. С. 366-368.
  • 11. Корев Ю. Первый Адыгейский… // Сов. музыка. 1985. № 12. С. 58-60.
  • 12. Титов С. Итоги года // Информационный бюллетень секретариата правления Союза композиторов СССР. – М.: Сов. композитор, 1986, № 4-5. С. 32-33.
  • 13. Пшеничная И. По пути перестройки // Сов. Кубань. 1987. 16 апр.
  • 14. Полозков И.К. Не только комплименты // Сов. культура. 1987. 6 июня.
  • 15. Василевская Т. Не запретить, а воспитать // Сов. Кубань. 1987. 26 июня.
  • 16. Мирошникова С., Яворская М. Песнь братства // Адыгейская правда. 1987. 28 нояб.
  • 17. Фиш Э. Нет силы крепче // Дагестанская правда. 1988. 14 апр.
  • 18. Борисов Г. «В профессии я счастлив» // Комсомолец Кубани. 1988. 21 сент.
  • 19. Борисов Г. Симфония для оркестра, которого нет // Комсомолец Кубани. 1989. 1 февр.
  • 20. Василевская Т. Выбираю дело // Сов. Кубань. 1989. 10 марта.
  • 21. Захарова Т. Мелодии Кубани // Комсомолец Кубани. 1989. 16 дек.
  • 22. Чич Г. Интересно и разнообразно // Адыгейская правда. 1990. 4 янв.
  • 23. Зайцев Ю. О музыке, художнике и не только // Сов. Кубань. 1991. 10 авг.
  • 24. Титов С.А. Музыкальное творчество и Музыкал. жизнь республик Россий-ской Федерации. Краснодар // Музыка России. Вып. 9. – М.: Сов. композитор, 1991. С. 329.
  • 25. Решетняк Л. Так будет вечен наш союз // Кубан. новости. 1992. 13 мая.
  • 26. Петрусенко И.А. В.Г. Комиссинский // Петрусенко И.А. Путь к песне. Кн. 1. – Майкоп, 1992. С. 132-148.
  • 27. Решетняк Л. Доколе бедствовать? Культура на задворках. Встреча руководи-телей края с творческой интеллигенцией // Кубан. новости. 1992. 19 марта.
  • 28. Поздравляем! // Вольная Кубань. 1992. 7 июля.
  • 29. Поздравляем! // Вести годов юга России. 1992. № 37.
  • 30. Магдалиц В. Что завершено, что в работе, что задумано? // Музыкал. акаде-мия. 1993. № 2. С. 178.
  • 31. Вайль Д. Звучат «Эоловы струны» // Краснодар. известия. 1993. 17 июня.
  • 32. Николаева Н. Чем пахнет русский дух? // Кубан. курьер. 1994. № 190.
  • 33. Шинкевич С. Живое слово Божье // Человек труда. 1994. № 45.
  • 34. Иванюк С. Озаряет музыка сердца // Сов. Адыгея. 1995. № 238.
  • 35. Абдуллин Э. Пусть звучат «Эоловы струны» // Музыкал. жизнь. 1995. № 3. С. 11.
  • 36. В.Г. Комиссинский возглавил объединение композиторов Юга России // Краснодар. известия. 1995. 31 янв.
  • 37. Михлина И.И. Дела и планы. Члены Краснодарского регианального отделе-ния Международной академии информатизации // Кубань: проблемы культуры и ин-форматизации. 1995. № 1.
  • 38. Вайль Д. Большой в Краснодаре: [о концертном исполнении «Иоланты» П.И. Чайковского солистами Большого театра, Мариинского театра и театра им К.С. Станиславского] // Рассвет. 1996. № 23.
  • 39. Туко К. Идти своей дорогой // Сов. Адыгея. 1996. № 177.
  • 40. Абдуллин Э. Юбилейное // Культура. 1996. № 30.
  • 41. Червленский В. Аккордов пламенные звуки // Честь и Родина. 1997. № 2.
  • 42. Григорий Пономаренко и Маргарита Агашина – что было, то было // Много-уровневая система художественного образования и воспитания: сб. ст. ХI всеросс. науч.-практич. конфер. – Краснодар, КГУКИ. С. 177-184.
  • 43. Подскочий М. Творчество Алемдара Караманова: опыт характеристики [от-зыв о книге В. Комиссинского «О драматургических принципах творчества Р. Щедри-на»] // Алемдар Караманов – музыка, жизнь, судьба. Воспоминания, статьи, исследова-ния. – М.: Издательский дом «Классика ХХI века», 2005. С. 279.
  • 44. Тен-Ковина Н. Симфонические миры // Вольная Кубань. 2009. 12 янв.
  • 45. Григорий Пономаренко // Вольная Кубань. 2009. 11 февр.
  • 46. Ткаченко Г. Казачья память. Вокально-хоровые произведения в сопровожде-нии ф.-п., баяна. Вып 3. – Краснодар: «Просвещение-Юг», 2011.
  • 47. Бабенко Е.В. Анализ музыкальных произведений: учеб. пособие. – Красно-дар: КГУКИ, 2010. С. 13, 14, 19, 68, 74.
  • 48. Сальникова С.В. Знакомство с симфоническими произведениями кубанских композиторов // The News. 2015. 8 февр.
  • 51. Исаченко С.В. Джаз на Кубани в советский период: к истории вопроса // Му-зыка в пространстве медиакультуры: сб. статей по матер. второй междунар. науч.-практич. конфер. – Краснодар: КГИК, 2015. С. 100.
  • 52. Бабенко Е. Некоторые особенности музыкального языка и формообразования вокального цикла В.Г. Комиссинского «Песни моей матери» // Музыка в пространстве медиакультуры: сб. статей по матер. второй междунар. науч.-практич. конфер. – Краснодар: КГИК, 2015. С. 128-130.

АННА ИВАНОВНА ЛИТОВКА
Конспект занятия «Кубанские композиторы и их творчество»

Цель: знакомство с музыкальным творчеством земляков, композиторов Кубани

Задачи : развитие навыком слушания музыки;

Воспитание любви к малой Родине;

Воспитание уважения к профессии музыкант;

Формировать умение слушать и вслушиваться в музыку, определять её характер;

Развитие творческих навыков;

Создание позитивной, доброжелательной обстановки.

Посмотрю я вокруг – зачарует краса

Нету края прекраснее нашего

Золотятся хлеба, зеленеют леса,

Даль морская лазурью окрашена.

А какие сады на Кубани у нас,

А какие девчата – красавицы!

Кубань – житница нашей страны

Стихами и песнями славится!

Мы с вами живём в прекраснейшем месте земли – на Кубани. Сады, поля, реки, моря, горы, леса – всё есть в нашем крае. А сколько гениальных людей родилось родились и прожили здесь. Настоящие профессионалы, великие мастера своего дела. Это врачи, учёные, военные, учителя, художники, поэты и, конечно, музыканты. Я бы сегодня хотела поговорить о последних – музыкантах. Очень много гениальных композиторов творили и творят по сей день, радуя своим творчеством.

Посмотрите на портрет этого композитора - Григорий Фёдорович Пономаренко - один из ярких выдающихся композиторов Кубани. Родился он на Волге (это самая большая река в России) т. е. в городе Волгоград, но оставшуюся жизнь провёл в Краснодаре.

Подожди, Пономаренко,

Подожди, не уезжай

Посмотри, звенит над Волгой

Волгоградский урожай

За Мамаевым курганом

Колыхнулись ковыли

Не от горя, а от песни

Слезы к горлу подошли.

Вот такие стихи сочинил народ о любимом композиторе при переезде на Кубань. Этот человек полюбил наш край, как Родину. Он очень много песен посвятил Кубани. Предлагаю вашему вниманию фрагмент из романса на слова Сергея Есенина «Отговорила роща золотая»

«Отговорила роща золотая» Г. Ф. Пономаре нко

Какой характер музыки, о чём эта песня? (ответы детей)

Музыку Григория Пономаренко очень любили, об этом говорят стихи:

Притихли лунные поляны

Притихли клены в вышине

Пономаренко на баяне

Поет о милой стороне

Из сердца звуки вынимает

И сам совсем не понимает

Как близко сердце от беды

Он шел на зов звезды в тумане

Ликуя сердцем и спеша

Над степью светлою Кубани

Сгорела светлая душа.

Виктор Гаврилович Захарченко - это известный композитор и руководитель Кубанского казачьего хора. Его вклад в развитие музыкальной культуры края трудно переоценить. Именно он является автором гимна Кубани – самой главной песни Краснодарского края.

Хочу, чтобы вы вспомнили его, а потом назвали, чем вам нравится эта музыка.

«Ты, Кубань, ты, наша Родина» В. Захарче нко

Но главным детищем Захарченко, конечно является Кубанский казачий хор. Вот что пишет поэт Вадим Неподоба.

Лишь запоёт кубанский хор

В лихих кубанках и черкесках,

Я вижу дедов дом и двор,

За ними даль в пшеничных всплесках.

Лишь запоёт кубанский хор

Или блеснёт казачий танец,

Как будто солнце из-за гор

Всё сразу над Кубанью встанет.

Лишь запоёт кубанский хор

Понятно всем его наречье,

И шире степи, выше гор

душа бывает человечья.

Следующий композитор с которым вас познакомлю - это Вадим Иванович Малюченко сочинял и сочиняет по сей день духовную музыку. Духовная музыка – это музыка о Боге, святых и их жизни на земле. Кроме того Малюченко сочинил много произведений для органа. Орган – самый большой музыкальный инструмент в мире. Послушайте фрагмент из произведения для органа и хора «Аве Мария».

«Аве Мария» В. И. Малюче нко

Какие впечатления у вас остались от прослушивания этого музыкального творения?

Много замечательных музыкантов, композиторов творили на кубанской земле это и Плотниченко, Юрченко, Юдина и другие. Но главным композитором и творцом остаётся народ, на Кубани – это казаки!

К нам в гости пришёл казак – Иван Иванович. (входит гость в казачьем костюме с баяном – родитель) Встречайте аплодисментами. Иван Иванович состоит в кубанском казачьем войске. Он музыкант – баянист. Вы знаете, что музыка сопутствует человеку на протяжении всей жизни во всех видах деятельности, во всех возрастах. Давайте спросим у нашего гостя, что для него значит музыка. (ответ казака)

А сейчас повеселимся как настоящие казаки под казачью песню. Мы просим вас, Иван Иванович, исполнить кубанскую народную песню.

Танец – импровизация «Маруся» к. н .п.

Большое спасибо за живую музыку и за то, что нашли время познакомить нас с музыкальным казачьем народным творчеством. В знак благодарности примите от нас эту открытку. (гость уходит)

Сегодня мы с вами говорили о композиторах Кубани. Кто из композиторов вам запомнился и почему? (ответы детей)

Возможно кто – то из вас тоже станет музыкантом или кем- нибудь другим, и прославит нашу любимую Родину – казачий край – Кубань. Желаю вам успехов! До новых встреч.

Публикации по теме:

«Композиторы шутят». Занятие по слушанию музыки для детей старшего дошкольного возраста «КОМПОЗИТОРЫ ШУТЯТ» Занятие по слушанию музыки для детей старшего дошкольного возраста Цель: Развитие музыкальной отзывчивости на шутливые.

Кубанские традиции семьи Цели: Познакомить с традициями кубанской семьи. Задачи: Прививать любовь к народным праздникам. Воспитывать уважение к традициям своих предков.

Картотека детских композиторов в детском саду помогает воспитателям и музыкальным руководителям в краткой форме познакомить детей с.

Кубанские народные игры. Картотека Игра: «Передай подкову». Дети стоят по кругу, передают подкову друг другу. У кого последнего подкова останется, тот выиграл. Игра: «Передай.

Презентация «Композиторы о временах года» Цель: Развивать способность эмоционально откликаться на произведения искусств. Закреплять знания о видах искусств и их средствах выразительности.

Шабалина Анжела Мингливарисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ МО Детский сад № 57
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Композиторы Кубани детям
Дата публикации: 22.10.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение город Краснодар «Детский сад №57»
Композиторы Кубани детям дошкольного

возраста.
Составила воспитатель Шабалина Анжела Мингливарисовна
Краснодар 2016 год

Международный день музыки - 1 октября. На свете много разных звуков, мы всегда что-нибудь слышим: шорохи, скрип веток, журчание воды, стрекотание кузнечика. Это Звуки-шумы. Многие музыкальные инструменты научились подражать им. На свете много музыкальных инструментов. Для детей более интересны такие как, колокольчик, музыкальный треугольник, барабан, пианино, дудочка, металлофон, маракасы. Человек не просто придумал музыкальные инструменты, он научился прекрасно с помощью их передавать, создавать настроение. Людей, умеющих написать для музыкальных инструментов текст, называют композиторами. Они сочиняют музыку, пишут нотами для других музыкантов. Чтобы те, всегда могли исполнить их произведение. Например, кто-то придумал песенку для детей, потом написал с помощью нот. А на музыкальном занятии вам исполнили эту песенку. Дети с удовольствием слушают классическую и современную музыку, песенки, грамотно подобранные программой образования. Сейчас хотелось бы рассказать о наших знаменитых Кубанских композиторах.

Захарченко Виктор Гаврилович.
Композитор, художественный руководитель Государственного Кубанского казачьего хора заслуженный деятель искусств и народный артист России, заслуженный деятель искусств Адыгеи, народный артист Украины, лауреат Государственной премии России, профессор, академик Международной академии информации, академик Российской гуманитарной академии, декан факультета традиционной культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусства, председатель благотворительного фонда возрождения народной культуры Кубани «Истоки», член Союза композиторов РФ, член президиума Российского хорового общества и всероссийского музыкального общества. В состав хора входят: мужская, женская и детская хоровые группы, оркестр. Это единственный хор, которому разрешено петь в церквях. Родился в станице Дядьковской Кореновского района Краснодарского края. Закончил музыкально-педагогическое училище, затем консерваторию. Виктор Гаврилович Захарченко о своём жизненном предназначении говорит так: «Я - казак по рождению и воспитанию. Народные и духовные песни слышал с детства, впитал казачьи традиции… Невероятно сильное желание стать музыкантом было у меня всегда. Но жила во мне какая-то абсолютная внутренняя уверенность в том, что я им обязательно буду». Информация со страницы сайта «Взгляд в историю»:
kuban.retroportalzaharchenko_viktor_gavrilovich.shtml

Пономаренко Григорий Фёдорович.

В 1972 году Пономаренко переезжает в Краснодар. На Кубани композитор открывает новую страницу творчества. Его именем названа Государственная филармония в нашем городе Краснодаре. Однажды его пригласили на на музыкальный фестиваль «Кубанская музыкальная весна». Ему настолько понравилось на Кубани, что он уже в конце лета того же года становится местным композитором. На Кубани Пономаренко пишет на стихи местных поэтов такие известные песни, как - «Казак ехал на Кубань», «Краснодарская весна», «Ой станица родная станица» (на стихи Ивана Вараввы), «Кубаночка», «Трудовые руки», «Посадила я сады», (на стихи Сергея Хохлова), «Посадила я сады». «Хутора» (на слова Татьяны Голуб), «Краснодарская улица Красная»(на слова поэта Николая Доризо). В 1980 году была создана оперетта «Старым казачьим способом» (либретто А.В. Софронова). Им написана музыка к огромному количеству произведений (970). В его честь открыт музей-квартира.

Кеворков Виталий Александрович
.
Кеворков Виталий Александрович.Композитор, заслуженный деятель искусств РФ, член комиссии РФ, член комиссии Союза композиторов РФ по эстетическому воспитанию детей, член правления краевого Детского фонда. Ему 75, из них полвека он играет и пишет музыку. А еще не прочь поиграть в баскетбол и совершить заплыв в родной Кубани. Накануне он р епетировал со студенческим оркестром колледжа имени Римского-Корсакова. Оратория «Молитва» - одно из новых произведений автора. Виталий Александрович написал ее под впечатлением от стихотворения, которое прочел в газете. А вот песню «Над Кубанью-реченькой» можно назвать визитной карточкой композитора. Написанная еще 1968 году, она стала лауреатом международного конкурса. Мировую известность получил и «Романтический вальс» Кеворкова. Лирическую композицию играли в королевском центре Лондона. «Все мои произведения считаю замечательными, они любимы, они долгожданны, как мои дети. Иногда песню быстро пишешь, а бывает, что работаешь месяц, и ничего не получается», - рассказал Виталий Кеворков, композитор, заслуженный деятель искусств России.

Петрусенко Илья Анатольевич
.
Петрусенко Илья Анатольевич.Композитор, музыкальный критик, педагог, хоровой критик, педагог, дирижер, профессор, Краснодарского государственного университета культуры и искусства, академик, лауреат искусства, лауреат международных фестивалей народно-хорового искусства Венгрии и Чехословакии, лауреат премии им. Народного артиста СССР композитора Григория Пономаренко. Автор книги о гениальном композиторе Григории Пономоренко. Песни «Золотистый - золотой», «Я надену красивое платье», «Осенняя песня», «Зачем ты снишься мне», «Возле лимана», «Трава-полынь», «Казачья праздничная» давно поются людьми как народные. Но ведь их автор - Илья Петрусенко. Его песни: «Цвети, Кубань», «Рассвет над Кубанью», «Стоят вековые курганы». Он написал много книг о поэтах и композиторах Кубани, которые стали учебниками для студентов музыкальных училищ.

Плотниченко Григорий Максимович.

Плотниченко Григорий Максимович.Композитор, член Союза композиторов СССР, видный общественный,деятель, заслуженный деятель искусств РСФСР. Организовывал великолепные праздники песен. Писал музыку для детских спектаклей в театре Кукол: «Хрустальный башмачок», «По щучьему велению», «Иван - Крестьянский сын» и на стихи кубанских писателей. Выпустил сборник песен: «Кубань - родная сторона». Обработки кубанских народных песен: «Ой, ты зоренька вечерняя», «Сторонка милая», «На реке Кубани», «На полях, полях кубанских», «Песня казачки», «Ой, на горке, на горе крутой», «То не тучи», «Синий вечер над рекой Кубанью», «Едут полем казаченьки» и др.

Иванов Сергей Иванович.
За заслуги в развитии культуры и искусства Кубани награждён Государственной премией имени К.В.Россинского. Поражает удивительная работоспособность и преданность народной музыке композитора с хутора Протичка. Родившись там, где шумит камыш, в гривенских плавнях, он знает те места назубок. Но и Протичку Сергей Иванович знает вплоть до кустика любого, дерева, корешка чудного на берегу Протоки. Руководитель хора «Полтавчане».Первый сборник Сергея Иванова вышел в 1995 году, следующими были: 1998 – «Песни казачьего края», 2000 – «Моя Кубань», 2002 – «Казачьи песни», 2003 – «Славянский край, моя Россия!», 2004 - «Степь Кубанская – колыбель моя».
Интерес к музыке всегда вызывает одобрительный отклик у взрослых. Чтобы в самом начале у ребенка появился интерес к музыки, не требуется большого труда – хорошая музыка в хорошем исполнении сама сделает свое дело, а вот чтобы сохранить и поддерживать его долгие годы, требуются целенаправленность, терпение, и, несомненно, специальные знания. Для развития интереса к музыке необходимо создать условия, музыкальный уголок, где бы ребёнок послушать музыку, поиграть в музыкально – дидактические игры, поиграть на детских музыкальных инструментах. Хорошо использовать музыку в режимных моментах, в играх, перед сном. Музыкальный уголок лучше расположить на отдельной полке или столе, чтобы у ребёнка был подход к уголку. Какие именно инструменты должны быть в уголке? Металлофон, детская флейта, желательно все инструменты, предусмотренные программным содержанием. В детском саду уже в средней группе мы учим играть на металлофоне простейшие мелодии. Хорошо иметь и деревянные ложки, так как простейшими навыками игре на ложках дети овладевают уже в младшей группе. Приобщайте детей к прекрасному,- это делает детей счастливее и мир прекраснее!

Плотниченко Григорий Максимович родился 18 августа 1918 года в Таганроге в семье портового рабочего. Вскоре родители переехали в Краснодар. Вспоминая о детских годах, Григорий Максимович говорил: «Отец и мать были страстными любителями кубанской народной песни, а также и хорошими исполнителями». Песни рано полюбились мальчику, заметив это, родители отдали 8-летнего сына в музыкальную школу, где он обучался игре на виолончели. Только два года удалось проучиться Григорию: умер отец, из-за отсутствия средств занятия в музыкальной школе прекратились.

Но музыка влекла его к себе всё сильнее. В средней школе № 28, где учился Гриша, ему поручили организацию струнного оркестра. Это задание он выполнил охотно, так как сам к этому времени мог играть на нескольких музыкальных инструментах: гитаре, мандолине, балалайке, домре.

В 1936 году в Краснодаре открылся Дворец пионеров и школьников, и Плотниченко одним из первых записался в оркестр народных инструментов. Помимо игры в оркестре Григорий выступал на концертах с сольными номерами (на мандолине) и как певец.

Летом 1937 года он поступил на дирижёрско-хоровое отделение Краснодарского музыкального училища. Первые музыкальные произведения Григория Максимовича — небольшие пьесы для оркестра народных инструментов.

Он мечтал о том времени, когда окончит музыкальное училище, и будет создавать песни о жизни и людях кубанского края. Но это желание осуществилось не сразу. Началась Великая Отечественная война. Он добровольно ушёл на фронт. Г.М.Плотниченко был тяжело ранен. Орден Красной Звезды, которым он был награжден, нашёл его в Казани, куда он был эвакуирован вместе с госпиталем. Врачи ампутировали Григорию Максимовичу правое предплечье. Но он не пал духом, не вышел из строя. Одна за другой появляются его песни о событиях грозных военных лет, о подвигах русских людей: «Гвардейцы-минометчики», «Севастопольская», «По Дону гуляет» и др.

Летом 1943 года Плотниченко возвращается в Краснодар, продолжает обучение в музыкальном училище, участвует в шефских концертах в военных госпиталях.

Песни молодого композитора получают известность. Целый год Г.М. Плотниченко проработал хормейстером Государственного ансамбля песни и пляски кубанских казаков. Знакомство с народными песнями Кубани помогло композитору глубже понять природу народного хорового пения, её художественные традиции, развивая которые, он определил свой творческий принцип.

В 1947 году завязалась творческая дружба Плотниченко с самодеятельным хоровым коллективом кубанского колхоза «Красный хуторок», который побывал с концертами в Москве.

С 1949 по 1953 год Плотниченко работал художественным руководителем ансамбля песни и пляски Северо-Кавказского военного округа. В этот период он обращается к более крупным музыкальным формам. Создаются сюита «Возвращение», хоры «Кубань моя», «Ефрейтор в отпуске».

Новый этап в творческой деятельности Плотниченко — работа в качестве художественного руководителя Краснодарской государственной филармонии. А в 1957 году Григорий Максимович был приглашён заведовать кафедрой музыки и пения в Краснодарском государственном педагогическом институте, с 1960 года он — декан музыкально-педагогического факультета, в 1964 году Г.М. Плотниченко было присвоено звание доцента.

Помимо песен и хоров композитор пишет баллады («Я хлебороб», «Баллада Светланы»), романсы («Лунной ночью», «Берёзка», «Уронила луна молодая»). Им написана музыка к 15 спектаклям кукольного театра. Среди них «Хрустальный башмачок», «По щучьему велению», «Иван — крестьянский сын».

И всё же хоровое творчество — главное, чему посвятил себя композитор. И первая хоровая песня, которая заслуживает особого внимания, — «Кубанские синие ночи» на стихи С.Хохлова. Кубанский искусствовед В.Щеглов назвал её «музыкальным символом нашего родного края».

Большинство песен Плотниченко неразрывно связаны с Кубанью. Разнообразна их тематика: есть лирические, шуточные и патриотические. Особое место в творчестве композитора занимал Новороссийск, о котором он создал песенно-хоровой цикл «Маки на Малой Земле».

У Григория Максимовича были большие творческие планы, он любил работать с кубанскими поэтами С.Хохловым, И.Вараввой, были мысли написать новые песни на стихи В. Бакалдина, на его стихи он создал хоровую поэму «Вечной славы обелиски». Писалась поэма в 1975 году — в последние дни жизни автора. Было ощущение, что он написал этот реквием себе…
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Г. М. ПЛОТНИЧЕНКО

Песни и хоры на слова кубанских поэтов: «Кубанские синие ночи», «Маки на Малой Земле», «У старого кургана», «Над кубанской степью солнце» (сл. С.Хохлова); «От весны никуда не скрыться», «Девичья лирическая» (сл. В.Бакалдина); «Тихо за околицей»; «Выйду в поле» (сл. В.Подкопаева); «Весенний вальс», «Родная земля», «Край наш» (сл. С.Ольгина); «Кубанская столица» (сл. П.Шубина); «Песня о Новороссийске» (сл. В.Попова); «Облака» (сл. И.Вараввы) и др.

«Дуб», «У крыльца высокого» (сл. М.Исаковского).

Обработки кубанских народных песен: «Ой, ты зоренька вечерняя», «Сторонка милая», «На реке Кубани», «На полях, полях кубанских», «Песня казачки», «Ой, на горке, на горе крутой», «То не тучи», «Синий вечер над рекой Кубанью», «Едут полем казаченьки» и др.