Пояснение к фильму. Лекарство от здоровья

К то его знает, что там вообще происходит в элитных спа салонах Швейцарии. Вы там были? Я нет, а в этом фильме еще и рассказывают, почему туда не стоит ездить. Сервис ужасен. Честно. Еще и обманывают. Вообще жуть.

В крупной фирме по предоставлению финансовых услуг в Нью - Йорке, мужик, которого зовут Моррис задерживается на работе. В процессе переработки он получает сердечный приступ и падает замертво. В результате сего происшествия, Локхарт, молодой амбициозный сотрудник, занимает место Морриса. Члены совета компании получают письмо от генерального директора, Пемброка, отдыхающего в оздоровительном центре в швейцарских Альпах, который пишет что у него все хорошо и он не хочет приезжать. Совет хочет чтоб Пемброк приехал, чтоб подписать некоторые сомнительные бумаги, поэтому они отправляют Локхарта за Пемброком. По прибытии в оздоровительный центр, Локхарта было не пускают к Пемброку, в частности не пускает доктор Хейнрех Фолмер. В конце концов ему получается поговорить со своим директором, но тот говорит что никуда не поедет. Локхарт возвращается в отель, чтоб позвонить в Нью-Йорк и получить новые инструкции, но, случайно сбив оленя, попадает в автокатастрофу, после которой приходит в себя в центре со сломанной ногой.

Во время пребывания в спа-салоне, Локхарт встречает таинственную молодую девушку по имени Ханна, которая, так же как Фольмер, пьет странную жидкость, хранящуюся в синей бутылке. Примерно в это же время еще один пациент, Виктория Уоткинс, рассказывает Локхарту что спа-салон построен на руинах замка, который когда-то принадлежал барону, сожженному 200 лет назад. Барон желал наследника чистой крови и женился на своей сестре. Когда барон узнал, что та бесплодна, он начал устраивать адские эксперименты на крестьянах, чтобы найти способ лечения бесплодия его жены. В конце концов крестьяне восстали и сожгли замок, однако перед этим барон успешно вылечил бесплодие его жены. В ночь мятежа они захватили беременную сестру барона и вырезали ребенка из ее чрева. Уоткинс утверждает, что ребенок был брошен в канал, и, несмотря на хрупкое состояние, в конечном счете, выжил.

Локхарт, направляемый любопытством и подозрениями, исследует структуру санатория и обнаруживает, что один из корпусов спа используется для жутких медицинских опытов, где угри питаются телами пациентов, чтобы произвести "лекарство", которое пьют Фольмер и Ханна. Локхарт захвачен Фольмером, который на самом деле является старым бароном, сохраняющий свою жизнь под воздействием "лекарства от здоровья", и Локхарт подвергаются кошмарным процедурам, которые сводят его с ума, как Пемброка. Локхарт пишет письмо своему работодателю о том, что он намерен остаться в спа-салоне. Впрочем, позже его сознание проясняется, и он понимает, что его нога никогда не была на самом деле сломана. Он срывает гипс и отправляется на поиски Ханны.

Примерно в это же время, у Ханны во время купания в бассейне с угрями начинаются первые месячные, и Фольмер празднует это событие в кругу друзей. Во время вечеринки, он ведет Ханну к секретной комнате, оставшейся от руин замка, и готовится ее изнасиловать. Локхарт понимает, что Ханна это дочь Фольмера и он сражается с Фольмером в секретной комнате. В ходе боя, кожа с лица Фольмера слазит, и оказывается, что его лицо жутко обезображено во время пожара. Локхарт поджигает Фольмера, тот в свою очередь поджигает портьеры, в результате чего начинает полыхать весь замок. Фольмер побеждает Локхарта, и как собирался скормить его плотоядным угрям, но освободившаяся Ханна убивает Фольмера лопатой в голову. Тот падает в яму и его сжирают угри.

Локхарт и Ханна бегут из замка на велосипеде, и все это место сгорает ко всем чертям. По дороге, Локхарт встречает машину, в которой едут его работодатели, которые приехали из Нью-Йорка, чтобы вернуть его и Пемброка. Локхарт зазван в машину Советом, которые надеются, что он вернется в Нью-Йорк вместе с ними, чтобы они могли навесить все сомнительные контракты на него, но он говорит, что "ну его нафиг" и вместо этого уезжает в лес на велике с Ханной. На его лице возникает зловещая улыбка.

Амбициозный «параноидальный» триллер, который впечатляет общим дизайном и интригует отдельными сценами, но в целом все-таки разочаровывает.

Молодой брокер Локхарт (Дэйн Де Хаан) попадается на финансовых махинациях, но начальство дает ему возможность загладить свою вину. Дело в том, что компания планирует слияние и скоро состоится подписание договора, на котором должны присутствовать все члены совета директоров. Но один из них в самый разгар сделки бросил все и уехал в горный санаторий в Альпах, и Локхарт должен отправиться туда и убедить беглеца вернуться…

Наверное, даже те, кто жанр хорроров недолюбливает, слышали о таком термине, как «пыточное порно» - им обозначают фильмы, в которых все построено вокруг мучений несчастных жертв и которые существуют, кажется, исключительно ради них. По аналогии с ним «Лекарство от здоровья» хочется обозвать «параноидальным порно» - это фильм, который построен на косых взглядах, странных событиях, необъяснимых явлениях, нерассказанных секретах и глобальных заговорах, безумных и абсурдных одновременно. Кино, которое существует только для того, чтобы интриговать - прямо здесь, прямо сейчас, пока идет фильм, а что будет после того, как в зале зажжется свет, уже второй вопрос.

Кадр из фильма "Лекарство от здоровья"


Немного странно видеть нечто подобное именно от Гора Вербински - кажется, что для него это так называемый vanity project - то есть фильм, существующий для удовлетворения личных амбиций его автора. Во время просмотра память услужливо подсказывает и ближайший аналог «Лекарства» (помимо очевидного сходства с «Островом проклятых » Мартина Скорсезе) - это «Багровый пик » Гильермо Дель Торо . Действие обеих картин развивается в стенах одного старинного здания, оба фильма выстроены вокруг темных секретов из прошлого, в обоих у главного героя только одна задача - докопаться до истины. Также оба фильма маскируют визуальной роскошью откровенно бульварное содержание, и в свете всего вышесказанного совсем не случайным кажется титул «режиссера-визионера», которым Вербински довольно опрометчиво величают в трейлерах (прямо как Дель Торо!).

Кадр из фильма "Лекарство от здоровья"


Что ж, «Багровый пик» - кино не самое глубокое, но красивое и стилистически выдающееся, и равняться на него не самая плохая идея, однако это равнение лишь обнажает слабость «Лекарства». При примерно равных возможностях Вербински проигрывает Дель Торо практически во всем. Взять хотя бы основную загадку - да, она довольно бредовая сама по себе, но куда хуже, что ее разгадка просматривается уже по истечении первой трети фильма. Уже только потому, что других вариантов развития событий авторы не подразумевают, а на важных деталях сюжета, которые оказываются частью головоломки, не просто подмигивают зрителю, а впериваются в глаза немигающим гипнотизирующим взглядом. Попробуй не догадайся!

Кадр из фильма "Лекарство от здоровья"


Другое дело, что основной сюжет Вербински волнует лишь постольку поскольку, процесс ему явно интереснее результата - поэтому злодеи у него плетут сложносочиненные планы там, где все можно было решить намного проще, время от времени нас ждут ничего не дающие сюжету, но донельзя фантасмагоричные штрихи, вставленные явно «для красного словца», а основные идеи, на которых построена интрига, не выдерживают никакой критики. Взять хотя бы сам факт долгого и успешного существования престижного санатория, из которого никто и никогда не возвращался - даже в виде мертвых тел! И ведь приезжают туда не какие-нибудь безродные бомжи, а влиятельные и преуспевающие люди!

Кадр из фильма "Лекарство от здоровья"


Увы, несмотря на витиеватую изысканность картинки, фильм затянут, монотонен и под конец становится весьма назойливым, потому что сюжет построен из своеобразных мини-блоков, в которых Локхарт пытается что-то выяснить. Он забредает в служебные помещения, выкрадывает медицинские карты, разговаривает с другими пациентами, бесконечно пытается встретиться с беглым директором… В процессе он находит подозрительные записи, видит подозрительные вещи и несколько раз подозрительным образом оказывается на краю смерти, но каждый раз после очередного такого «цикла» сюжет возвращается в нулевую точку. Да, теперь Локхарт знает чуть больше, чем раньше, но начальнику санатория в исполнении Джейсона Айзекса на это, кажется, абсолютно наплевать. В итоге остросюжетность притупляется - тем более что убивать Локхарта, по всей видимости, никто не собирается.

Кадр из фильма "Лекарство от здоровья"


Задействовать на полную эмоции не удается еще и по причине довольно спорного кастинга на главную роль. Дэйн Де Хаан - прекрасный актер, но его обаяние скорее мрачного, «темного» толка, а учитывая, что персонаж ему здесь достался не самый приятный и пустой (узнаем мы о Локхарте немного, кроме пары детских травм и того факта, что он готов идти по головам ради теплого местечка), «завоевать» зрителя ему трудно. Также периодически посещает ощущение, что Де Хаан во многом копирует игру

), который пытается вернуть своего пропавшего босса из закрытого спа-центра (Институт Фольмера), расположенного в швейцарских Альпах. Затем нам открываются приключения Локхарта в зловещем оздоровительном центре - эта часть фильма снята в жанрах психологического триллера, мелодрамы, детектива и готического фильма ужасов. Заключительный акт « » представляет собой настоящий научно-фантастический фильм о монстре. Финал картины засыпает зрителя шокирующими откровениями, из-за которых можно забыть весь предшествующий сюжет. Мы также видим угрей. Много-много угрей.

Вы уже посмотрели «Лекарство от здоровья»? У вас остались вопросы? Давайте попробуем во всем разобраться.

Что на самом деле произошло?

Если вкратце, доктор Хайнрейх Фольмер (Джейсон Айзекс), хоть и был введен в фильм, как нетипичный руководитель оздоровительного центра, на самом деле был бессмертным швейцарским бароном и безумным ученым, который родился 200 годами ранее событий фильма. Фольмер выжил и победил старение благодаря витаминному зелью, которое он и его сотрудники производили, манипулируя телами богатых пациентов центра. Необычно молодая пациентка Ханна (Миа Гот) на самом деле была дочерью Фольмера с подавленным старением, которая родилась в момент предполагаемой казни отца.

Угри и пациенты были искусственно объединены в симбиотический жизненный цикл, благодаря которому и вырабатывались «витамины» Вольмера.

Кстати, пока не забыли. В Сети сейчас не так много ресурсов, которые ведут толковую аналитику по фильмам и сериалам. В их числе - телеграм-канал @SciFiNews , авторы которого пишут годнейшие аналитические материалы - разборы и теории фанатов, толкования послетитровых сцен, а также секреты бомбических франшиз, вроде фильмов MARVEL и «Игры Престолов ». Подписывайтесь, чтобы потом не искать - @SciFiNews . Однако вернемся к нашей теме…

Все поняли? Нет? Тогда давайте поговорим еще подробнее.

Предыстория

По прибытии в институт Фольмера Локхарту сообщают, что жители соседнего города с подозрением относятся к этому месту (как и подобает в хорошей готической истории ужасов о безумном ученом).

200 лет назад Институт был замком известного сумасшедшего барона, который предавался запретной любви со своей сестрой, пораженной неизлечимой болезнью. Стремясь вылечить ее, барон начал проводить страшные медицинские эксперименты над местными крестьянами, результатом чего были мумифицированные трупы и народное восстание, в ходе которого брат с сестрой были заживо сожжены, а замок был разрушен.

Некоторое время спустя (начало 20 века) предшественники доктора Фольмера приобрели эту землю для медицинских нужд и сосредоточились на омолаживающих свойствах подземных вод.

Фольмер превратил заведение в эксклюзивный частный курорт для богатых. Все пациенты, кроме Локхарта, попавшего сюда из-за сломанной ноги, и загадочного подростка Ханны, - сверхбогатые бизнесмены.

Локхарт поддерживает дружбу с пожилой пациенткой, которая назначила себя историком-любителем этого места. Женщина и рассказала Локхарту более полную версию истории о бароне: он был не просто влюблен в свою сестру, он был одержим идеей рождения генетически совершенных детей путем кровосмесительства.

«Болезнь», от которой страдала сестра барона, на самом деле была бесплодием. И именно бесплодие пытался вылечить барон. И он добился успеха! Сестра/жена забеременела, но в ходе крестьянского восстания дети, предположительно, утонули в подземных водах.

Тем не менее, исследуя офис Фольмера, Локхарт узнает, что в здании Института был сделан снимок, где был изображен человек с перевязанным лицом (как у жертвы ожога) и девочкой.

Что планировал Фольмер?

Фольмер регулярно дает Ханне эликсир молодости, но добивается ее постепенного взросления. Его конечная цель - довести девушку до того возраста, в котором завершился эксперимент с ее матерью. Единственное, что сдерживает Фольмера от вступления в отношения с дочерью - задержка ее полового созревания.

Появление Локхарта служит толчком, ускоряющим развитие Ханны. У нее случаются месячные.

При чем тут угри?

Угорь - символический образ в «Лекарстве от здоровья». Локхарт видит о них сны, он галлюцинирует, видит обнаженную Ханну, лежащую в ванне, полной угрей.

Мы обнаруживаем, что у Фольмера есть лаборатория в подземных пещерах, где он интенсивно изучает угрей. Как вы уже догадались, это необычные угри - это уникальный вид, который размножается и живет в подземных водах.

И что в этом особенного? Вот что: оказывается, «волшебная вода» из-под земли на самом деле не очень полезна для человека, но угрям она продлевает жизнь до 300 лет.

Барон попытался перенести обнаруженный эффект на человека, помещая живых угрей в горло и желудки людей, а затем извлекая концентрированную жидкость из человеческих тел, чтобы производить продлевающий жизнь эликсир, который, как заметил Локхарт, напоминает по вкусу потную рыбу.

Таким образом, концепция «спа» - это способ Фольмера не повторять ошибок баронской эпохи. Вместо того, чтобы привлекать внимание, похищая людей, он использует в своих интересах психологические расстройства богачей 21 века, чтобы заставить их пить чудо-воду и становиться живым фабриками эликсира.

Смысл «Лекарства от здоровья»

Фильм «Лекарство от здоровья» - метафора засилия псевдонаучной демагогии, которую в наши дни используют для массового запудривания мозгов. Богатые пациенты Института Фольмера предпочитают верить в ложные диагнозы и причудливые методы лечения, вместо того, чтобы понять, что их психологические проблемы связаны с объективной реальностью (и культурой), которую они создают и в которой живут.

Эта идея ярко проявляется, когда Локхарт, понимает, насколько поддался «чарам» Фольмера и обнаруживает, что его нога никогда не была сломана.

Эта идея также развивается, когда мы узнаем о безумном стремлении Фольмера решить свою проблему за счет своих жертв.

В каком-то смысле, лейтмотивом фильма можно назвать фразу: «послушайте и другое мнение!»

ДАЛЬШЕ:

Кадр из фильма «Лекарство от здоровья»

«Лекарство от здоровья» (A Cure for Wellness)

США - Германия, реж. Гор Вербински, в ролях: Дэйн ДеХаан, Миа Гот, Джейсон Айзекс, Гарри Гронер, Селия Имри.

Совет директоров с Уолл-стрит напуган письмом своего коллеги, не так давно уехавшего подлечиться на воды, а теперь разославшего всем послание самого что ни на есть мрачного характера: «Узнав истину, невозможно забыть», «Преступно закрывать глаза на правду», «Нас разъединяет болезнь», «Излечиться можно, только признав правду» . Игнорировать подобное «сумасшествие» невозможно хотя бы потому, что на носу - судьбоносное слияние двух компаний, невозможное без подписи «больного».

Решить вопрос доверяют молодому амбициозному брокеру, только что получившему повышение. Отправившись из Нью-Йорка к подножию Швейцарских Альп, Локхарт намерен максимально быстро уговорить Пемброка собрать вещички и вернуться на работу, а потому, выходя из доставившего его к элитной лечебнице такси, бегло бросает водителю уверенное: «Я минут на двадцать» . «Не торопитесь» , - с сомнением отвечает тот.

Трейлер фильма «Лекарство от здоровья»

Очень скоро зрителю станет понятно, что упомянутое письмо, как и готовящееся слияние, не более чем отвлекающий манёвр - далее разговор пойдёт совсем о другом. Попав в клинику, где эффективность лечения базируется на принципе тотального ограничения «контакта с агрессивным миром» , куда регулярно прибывают новые больные, но откуда никто не торопится уезжать («Кому такое придёт в голову?» ), герой не покинет уже этого места - по крайней мере, не покинет прежним.

Он сделает все ошибки и все неверные ходы, сам согласится пройти «процесс полного очищения» , почувствует симпатию к странной девушке, считающей себя «особым случаем» и вместе с другой пациенткой примется разгадывать местную легенду про то, как двести лет назад деревенские живьём сожгли во дворе то ли невесту, то ли сестру изверга-барона, - всё для того, чтобы в конечном итоге прийти к выводу, намёки на который щедро разбросаны создателями по всему кинополотну: «Здесь живёт тьма, что чернее ночи» .

Режиссёр запомнился по «Мышиной охоте», сорвал банк с первыми тремя «Пиратами Карибского моря», получил «Оскар» за анимационного «Ранго» и сокрушительно провалился с . Но обо всём этом нам следует сейчас напрочь забыть, оставив из его фильмографии лишь одно название: в 2002-м году он познакомил американскую публику с несущим ужас и смерть «Звонком». И хотя его задача тогда состояла лишь в том, чтобы бережно перенести на новую почву японский оригинал, успешное её выполнение вселило в мастера веру в то, что у него есть потенциал создать свой собственный шедевр, на котором не висел бы маркетинговый ярлык «развлекательного фильма».

Начав свою новую картину с внезапного сердечного приступа и выброшенной в мусорное ведро подохшей золотой рыбки, он тут же даёт нам под дых вежливым вопросом: «Вам приходилось анально ублажать чёрных парней?» , - недвусмысленно переходящим в угрозу: «Тюрьма, мистер Локхарт» . Пройдёт ещё пара минут - и на экране демонстративно закурит один из персонажей (пусть проходной, но всё-таки!), а затем сюжет и вовсе дойдёт до непристойного, когда главный герой решит угостить несовершеннолетнюю пивом. Со всей решимостью отрекаясь от канонов «семейного кино», Вербински с самого начала словно бы напрямик нам заявляет: «Сегодня вы смотрите взрослый фильм - и не надейтесь, что это будет простое зрелище!»

Фрагмент из фильма «Лекарство от здоровья»

Не надо быть знатоком кино, чтобы с первых кадров не разгадать, откуда тянутся источники вдохновения. Красивые пролёты над горной дорогой мгновенно отсылают к «Сиянию», а зловещий вид «санатория» - к скорсезевскому «Острову проклятых». Однако чем дальше, тем ближе «Лекарство от здоровья» не к этим выдающимся образцам жанра, а, скорее, к его ловкой имитации уровня : вот вроде бы всё неплохо, а всерьёз воспринимать не получается.

Вербински очень старательно пытается подражать классикам и на внешнем, и на смыслом уровнях. Ещё до галлюцинаций, объясняемых «побочным эффектом вывода токсинов» , он запускает в паровую ванну оленя, а в качестве центрального образа берёт «спящую» балерину - игрушку, сделанную матерью героя. При этом он шумно выступает против того, что дельцы с Уолл-стрит считают своей «высшей наградой» - «превосходство над другими людьми» , - пошагово разоблачая это на нескольких примерах. Однако режиссёр даёт маху, позволяя нам сразу почувствовать подвох как в вопросе «Когда в последний раз вы чувствовали себя хорошо?» , так и в якобы искреннем врачебном беспокойстве: «Бизнес подождёт: ваше здоровье дороже» .

Фрагмент из фильма «Лекарство от здоровья»

Говоря иначе, режиссёр становится жертвой своих же ориентиров: самостоятельно разбираясь в теме и помня другие фильмы про подобные клиники, мы сразу готовы подозревать всех и вся, тем более что грозящую отовсюду опасность Вербински нарочито подчёркивает обязательной «тревожной» музыкой с традиционно дурманящим девичьим напевом (вы слышали это добрую сотню раз). Другое дело, если бы нам начали сперва показывать , а уж потом перевернули бы всё так, что стало бы страшно - тогда ещё мог бы возникнуть всамделишный интерес. А о каких же сюрпризах может идти речь, когда все указатели заранее расставлены по дороге?..

Помимо напыщенного тона о Скорсезе и Кубрике тут напоминает ещё и безбожно растянутый хронометраж - с которым гении как-то справлялись, а Гор Вербински явно не знает, что делать. Создаётся впечатление, что как художник он чувствует, что «надо бы подольше», но, будучи ремесленником (пускай и очень хорошим), элементарно не понимает, чем заполнить то и дело возникающие сюжетные лакуны. К тому же из всех вариантов развития истории он выбирает самый бестолковый и беспомощный, и отсутствие в фильме достойного финала - одна из самых главных к нему претензий, заставляющая на выходе из зала недоумённо разводить руками.

Ролик фильма «Лекарство от здоровья»

Конечно, всегда можно начать оправдывать как режиссёра, так и сценариста неизбежным «диктатом» продюсера, давившего любые творческие устремления своим скрупулёзным подсчётом затрачиваемых на съёмку миллионов. Вербински наверняка и хотел сделать всё тоньше и искуснее, но стоявшие над ним злые инвесторы (возможно, те самые, которых он в фильме пытается то ли высмеять, то ли направить на путь истинный) ядовитым шёпотом указывали ему на непонятные, требующие разжёвывания куски, настойчиво даже не прося, а требуя быть проще и не выпендриваться.

В таких нечеловеческих условиях превратиться в нового Кубрика - непосильная задача, и потому будем считать «Лекарство от здоровья» не личным провалом режиссёра Гора Вербински, а плачевным результатом раздирающих его свыше противоречий.