Потаённая жизнь Корнея Чуковского. Еврейские корни корнея ивановича чуковского

Писатель, переводчик, сказочник и публицист. В своей семье он вырастил еще двух писателей - Николая и Лидию Чуковских. На протяжении многих лет он остается самым издаваемым детским писателем в России. Например, в 2015 году в свет вышло 132 его книги и брошюры общим тиражом почти два с половиной миллиона экземпляров.

Детство и юность

Корней Чуковский родился в 1882 году. Он появился на свет в Санкт-Петербурге. Настоящее имя Корнея Чуковского при рождении - Николай Корнейчуков. Потом он решил взять творческий псевдоним, под которым и были написаны практически все его работы.

Его отец был потомственным почетным гражданином, которое звали Эммануил Левенсон. Мать будущего писателя Екатерина Корнейчукова была крестьянкой, а в доме Левенсонов оказалась в качестве прислуги. Брак родителей героя нашей статьи не был официально оформлен, так как до этого требовалось бы крестить отца, который по вероисповеданию был евреем. Однако они все же прожили вместе около трех лет.

Примечательно, что Корней Чуковский не был их единственным ребенком. До него у пары родилась дочь Мария. Вскоре после рождения сына Левенсон оставил свой гражданскую супругу, заключив брак с женщиной из своего окружения. Практически сразу после этого он переехал в Баку. Мать Чуковского с детьми была вынуждена уехать в Одессу.

Именно в этом городе и прошло детство Корнея Чуковского, ненадолго с матерью и сестрой он уезжал в Николаев. С пяти лет Николай ходил в детский сад, который держала мадам Бехтеева. Как вспоминал позже сам писатель, в основном они там рисовали картинки и маршировали.

Некоторое время Коля учился в одесской гимназии, где его одноклассником был будущий путешественник и писатель Борис Житков. Между ними даже завязалась искренняя дружба. Однако окончить гимназию герою нашей статьи не удалось, из пятого класса его отчислили, как он сам утверждал, из-за низкого происхождения. Что произошло в действительности, неизвестно, никаких документов, относящихся к тому периоду, не сохранилось. События того времени Чуковский описал в своей автобиографической повести под названием "Серебряный герб".

В метрике ни у Николая, ни у его сестры Марии не было отчества, так как они были незаконнорожденными. Поэтому в разных дореволюционных документах можно встретить варианты Васильевич, Эммануилович, Степанович, Мануилович и даже Емельянович.

Когда Корнейчуков начал писать, он взял себе литературный псевдоним, к которому со временем присоединил фиктивное отчество Иванович. После революции имя Корней Иванович Чуковский стало его официальным именем.

Личная жизнь

В 1903 году Чуковский женился на Марии Гольдфельд, которая была на два года его старше. У них родились четверо детей. В 1904 году на свет появился Николай. Он занимался переводами стихов и прозы, женился на переводчице Марии Николаевне. У пары родилась дочь Наталья в 1925 году. Она стала микробиологом, заслуженным деятелем наук России, доктором медицинских наук. В 1933 году на свет появился Николай, который работал инженером-связистом, а в 1943-м - Дмитрий, в будущем - муж 18-кратной чемпионки СССР по теннису Анны Дмитриевой. Всего дети Корнея Чуковского подарили ему пятерых внуков.

В 1907 году у героя нашей статьи родилась дочь Лидия, известный советский диссидент и писательница. Ее самым значимым произведением считаются "Записки об Анне Ахматовой", в которых зафиксированы их беседы с поэтессой, которые Чуковская вела на протяжении многих лет. Лидия дважды была замужем. Первый раз за историком литературы и литературоведом Цезарем Вольпе, а затем за популяризатором науки и математиком Матвеем Бронштейном.

Благодаря Лидии, у Корнея Ивановича есть внучка химик и литературовед, лауреат премии Александра Солженицына. Она умерла в 1996 году.

В 1910 году у писателя родился сын Борис, который погиб в 1941 году вскоре после начала Великой Отечественной войны. Он был убит, возвращаясь из разведки, неподалеку от Бородинского поля. У него остался сын Борис, кинооператор.

В 1920 году у Чуковского на свет появилась вторая дочь, Мария, которая стала героиней большинства его детских рассказов и стихов. Сам отец часто называл ее Мурочка. В 9-летнем возрасте она заболела туберкулезом. Через два года девочка скончалась, до самой ее смерти писатель боролся за жизнь дочери. В 1930 году ее вывезли в Крым, некоторое время она оставалась в знаменитом детском костно-туберкулезном санатории, а затем жила с Чуковским на съемной квартире. В ноябре 1931 года она умерла. Долгое время ее могила считалась утраченной. По последним исследованиям удалось установить, что, скорее всего, ее похоронили на Алупкинском кладбище. Было даже обнаружено и само захоронение.

Среди близких родственников писателя также нужно вспомнить племянника, математика Владимира Рохлина, занимавшегося алгебраической геометрией и теорией меры.

В журналистике

Вплоть до Октябрьской революции Корней Чуковский, биография которого приведена в этой статье, занимался преимущественно журналистикой. В 1901 году он начал писать заметки и публикации в "Одесские новости". В литературу его привел друг Владимир Жаботинский, который был его поручителем на свадьбе.

Практически сразу после женитьбы Чуковский отправился корреспондентом в Лондон, соблазнившись высоким гонораром. Язык он самостоятельно выучил по самоучителю, в Англию поехал вместе с молодой женой. Параллельно Чуковский публиковался в "Южном обозрении", а также в нескольких киевских изданиях. Однако гонорары из России приходили нерегулярно, жить в Лондоне было тяжело, беременную жену пришлось отправить обратно в Одессу.

Сам герой нашей статьи вернулся на родину в 1904 году, вскоре окунувшись в события первой русской революции. Он дважды приезжал на броненосец "Потемкин", объятый восстанием, забирал у моряков письма к близким.

Параллельно он принимает участие в издании сатирического журнала вместе с такими знаменитостями, как Федор Сологуб, Александр Куприн, Тэффи. После выхода четырех номеров издание было закрыто за неуважение к самодержавию. Вскоре адвокатам удалось добиться оправдания, но Чуковский все-таки провел под арестом больше недели.

Знакомство с Репиным

Важным этапом в биографии Корнея Чуковского становится его знакомство с художником Ильей Репиным и публицистом Владимиром Короленко. В 1906 году герой нашей статьи сближается с ними в финском городке Куоккала.

Именно Чуковскому удалось убедить Репина всерьез отнестись к своим литературным трудам, выпустить книгу мемуаров под названием "Далекое близкое". Всего в Куоккале Чуковский провел около десяти лет. Там появился знаменитый рукописный юмористический альманах "Чукоккала", название подсказал Репин. Чуковский вел его до самых последних дней своей жизни.

В тот период своей творческой биографии герой нашей статьи занимается переводами. Публикует адаптации стихов Уитмена, что повышает его популярность в среде литераторов. К тому же, он превращается в достаточно влиятельного критика, который критикует современных ему беллетристов, поддерживает творчество футуристов. В Куоккале Чуковский знакомится с Маяковским.

В 1916 году он в составе делегации Государственной думы отправляется в Англию. Вскоре после этой поездки выходит книга Патерсона о еврейском легионе, сражавшемся в составе британской армии. Предисловие к этому изданию пишет герой нашей статьи, он же редактирует книгу.

После Октябрьской революции Чуковский продолжает заниматься литературной критикой, выпуская две свои самые известные книги в этой отрасли - "Ахматова и Маяковский" и "Книга об Александре Блоке". Однако в условиях советской действительности заниматься критикой оказывается неблагодарным делом. Он оставил критику, о чем позже не раз успел пожалеть.

Литературоведение

Как отмечают современные исследователи, у Чуковского был настоящий талант к литературоведению. Об этом можно судить по его очеркам о Бальмонте, Чехове, Горьком, Блоке, Брюсове, Мережковском и многих других, которые выходили до прихода к власти большевиков. В 1908 году даже вышел сборник "От Чехова до наших дней", который выдержал три переиздания.

В 1917 году Чуковский берется за фундаментальный труд о своем любимом поэте Николае Некрасове. Ему удается выпустить первое полное собрание его стихотворений, работу над которым он заканчивает только к 1926 году. В 1952 году он выпускает знаковую для понимания всего творчества этого поэта монографию "Мастерство Некрасова". За нее Чуковский был удостоен Ленинской премии.

Именно после 1917 году удается опубликовать большое количество стихов Некрасова, которые раньше запрещали из-за царской цензуры. Заслуга Чуковского состоит в том, что он ввел в оборот примерно четверть текстов, написанных Некрасовым. В 1920-е годы именно им были обнаружены прозаические тексты известного поэта. Это "Тонкий человек" и "Жизнь и похождения Тихона Тросникова".

Примечательно, что Чуковский занимался не только Некрасовым, а многими писателями XIX века. Среди них были Достоевский, Чехов, Слепцов.

Произведения для детей

Увлечение сказками и стихами для детей, которые и сделали Чуковского таким популярным, пришло к нему сравнительно поздно. К тому времени он уже был известным и состоявшимся литературным критиком, книги Корнея Чуковского многие знали и любили.

Только в 1916 году герой нашей статьи написал свою первую сказку "Крокодил" и выпустил сборник под названием "Елки". В 1923 году выходят знаменитые сказки "Тараканище" и "Мойдодыр", а еще через год "Бармалей.

"Мойдодыр" Корнея Чуковского был написан за два года до издания. Уже в 1927 году по этому сюжету был снят мультфильм, позже мультипликационные фильмы выходили в 1939 и 1954 годах.

В "Мойдодыре" Корнея Чуковского повествования ведется от лица маленького мальчика, от которого внезапно начинают убегать все его вещи. Ситуацию разъясняет умывальник по имени Мойдодыр, который объясняет ребенку, что все вещи от него бегут только потому, что он грязнуля. По приказу властного Мойдодыра мыло и щетки набрасываются на мальчика и насильно его моют.

Мальчик вырывается и выбегает на улицу, за ним гонится мочалка, которую съедает прогуливающийся Крокодил. После Крокодил грозится съесть и самого ребенка, если тот не начнет следить за собой. Стихотворная сказка завершается гимном чистоте.

Классика детской литературы

Стихи Корнея Чуковского, написанные в этот период, становятся классикой детской литературы. В 1924 году он пишет "Муху-цокотуху" и "Чудо-дерево". В 1926 году появляется "Федорино горе" Корнея Чуковского. Это произведение по замыслу похоже на "Мойдодыра". В этой сказке Корнея Чуковского главная героиня - бабушка Федора. От нее сбегает вся посуда и кухонная утварь, потому что она за ними не следила, вовремя не мыла и не убиралась в своем доме. Есть много знаменитых экранизаций произведений Корнея Чуковского. На эту сказку в 1974 году был снят Наталией Червинской одноименный мультфильм.

В 1929 году писатель пишет сказку в стихах про доктора Айболита. Корней Чуковский выбрал главным героем своего произведения врача, который отправляется в Африку, чтобы лечить заболевших зверей на реке Лимпопо. Помимо мультфильмов Наталии Червинской 1973 года и Давида Черкасского 1984 года, по этой сказке Корнея Чуковского был снят фильм Владимиром Немоляевым по сценарию Евгения Шварца в 1938 году. А в 1966 году вышел комедийный артхаусный приключенческий музыкальный фильм Ролана Быкова "Айболит-66".

Отречение от собственных произведений

Детские книги Корнея Чуковского этого периода выходили большими тиражами, но не всегда считались отвечающими задачам советской педагогики, за что их постоянно критиковали. Среди редакторов и литературных критиков даже возник термин "чуковщина" - так обозначали большинство стихов Корнея Чуковского. Писатель соглашается с критикой. На страницах "Литературной газеты" он отрекается от всех своих детских произведений, заявляя, что намерен начать новый этап своего творчества, написав сборник стихов "Веселая колхозия", но так его никогда и не закончил.

По стечению обстоятельств, его младшая дочь заболела туберкулезом практически одновременно с его отречением в "Литературной газете" от своих произведений. Сам поэт считал ее смертельную болезнь возмездием.

Мемуары и военные сказки

В 30-е годы в жизни Чуковского появляется новое увлечение. Он изучает детскую психику, особенно то, как малыши овладевают речью. Как литературоведа и поэта, это крайне интересует Корнея Ивановича. Его наблюдения за детьми и их словесным творчеством собраны в книге "От двух до пяти". Корней Чуковский этот психолого-публицистическое исследование, изданное в 1933 году, начинает с главы о детском языке, проводя многочисленные примеры невероятных словосочетаний, которые используют малыши. Их он называет "лепыми нелепицами". При этом он рассуждает о поразительном таланте детей воспринимать огромное количество новых элементов и слов.

Литературоведы пришли к выводу, что его исследования в области детского словообразования стали серьезным вкладом в развитие отечественной лингвистики.

В 1930-е годы советский писатель и поэт Корней Чуковский пишет мемуары, работу над которыми не оставляет до конца своей жизни. Публикуют их уже посмертно под названием "Дневники 1901-1969".

Когда началась Великая Отечественная война, писатель был эвакуирован в Ташкент. В 1942 году он пишет сказку в стихах "Одолеем Бармалея!". По сути, это военная хроника противостояния небольшой страны Айболитии против звериного царства Свирепии, которая наполнена сценами насилия, безжалостностью к врагу, призывами к мести. В тот момент именно такое произведение было востребовано читателями и руководством страны. Но когда в 1943-м в войне наметился перелом, на саму сказку и ее автора начались откровенные гонения. В 1944 году ее даже запретили и не переиздавали более 50 лет. В наше время большинство критиков признают, что "Одолеем Бармалея!" - один из главных творческих провалов Чуковского.

В 1960-е годы герой нашей статьи задумывает издать пересказ Библии для детей. Работы осложнялась существовавшей в то время антирелигиозной позицией советских властей. Например, цензоры требовали, чтобы слова "евреи" и "Бог" не упоминались в этом произведении. В результате был придуман волшебник Яхве. В 1968 году книга все-таки вышла в издательстве "Детская литература" под названием "Вавилонская башня и другие древние легенды".

Но в продажу книга так и не поступила. В последний момент весь тираж изъяли и уничтожили. Как позже утверждал один из ее авторов Валентин Берестов, причина была в начавшейся в Китае культурной революции. Хунвейбины подвергли критике Чуковского за то, что он засоряет детские головы "религиозными бреднями".

Последние годы

Последние годы Чуковский провел на своей даче в Переделкино. Он был всеобщим любимцем, получившим всевозможные литературные премии. В то же время умудрялся поддерживать контакты с диссидентами - Павлом Литвиновым, Александром Солженицыным. К тому же, видным правозащитником и диссидентом стала одна из его дочерей.

На свою дачу он постоянно приглашал окрестных детей, читал для них стихи, беседовал о всевозможных вещах, приглашал знаменитостей, среди которых были поэты, писатели, летчики и знаменитые артисты. Те, кто бывал на этих встречах в Переделкино, до сих пор с добротой и теплотой вспоминают о них, хоть уже и прошло с тех пор много лет.

Корней Иванович Чуковский скончался от вирусного гепатита в 1969 году там же, в Переделкино, где и прожил большую часть своей жизни. Ему было 87 лет. Похоронен на местном кладбище.

Корне́й Ива́нович Чуко́вский (настоящее имя - Никола́й Васильевич Корнейчуко́в, 19 марта 1882, Санкт-Петербург, - 28 октября 1969, Москва) - русский советский поэт, публицист, литературный критик, переводчик и литературовед, детский писатель, журналист. Отец писателей Николая Корнеевича Чуковского и Лидии Корнеевны Чуковской. По состоянию на 2015 год являлся самым издаваемым в России автором детской литературы: за год было выпущено 132 книги и брошюры тиражом 2,4105 млн экземпляров.

Детство

Николай Корнейчуков, позже взявший себе литературный псевдоним «Корней Чуковский», родился в Санкт-Петербурге 19 (31) марта 1882 года у крестьянки Екатерины Осиповны Корнейчуковой; его отцом был потомственный почётный гражданин Эммануил Соломонович Левенсон (1851-?), в семье которого жила прислугой мать Корнея Чуковского. Их брак формально не был зарегистрирован, так как для этого требовалось крещение отца, но они прожили вместе не менее трёх лет. До Николая родилась старшая дочь Мария (Маруся). Вскоре после рождения Николая отец оставил свою незаконную семью, женился «на женщине своего круга» и переехал в Баку, где открыл «Первое типографское товарищество»; мать Чуковского была вынуждена переехать в Одессу.

Детство Николай Корнейчуков провёл в Одессе и Николаеве. В Одессе семейство поселилось во флигеле, в доме Макри на Новорыбной улице, № 6. В 1887 году Корнейчуковы сменили квартиру, переехав по адресу: дом Баршмана, Канатный переулок, № 3. Пятилетнего Николая отдали в детский сад мадам Бехтеевой, о пребывании в котором он оставил следующие воспоминания: «Мы маршировали под музыку, рисовали картинки. Самым старшим среди нас был курчавый, с негритянскими губами мальчишка, которого звали Володя Жаботинский. Вот когда я познакомился с будущим национальным героем Израиля - в 1888 или 1889 годах!!!». Какое-то время будущий писатель учился во второй одесской гимназии (впоследствии стала пятой). Одноклассником его в ту пору был Борис Житков (в будущем также писатель и путешественник), с которым у юного Корнея завязались дружеские отношения. Окончить гимназию Чуковскому так и не удалось: из пятого класса его отчислили, по его собственным утверждениям, из-за низкого происхождения. Эти события он описал в автобиографической повести «Серебряный герб».

По метрике у Николая и его сестры Марии, как незаконнорождённых, не было отчества; в других документах дореволюционного периода его отчество указывалось по-разному - «Васильевич» (в свидетельстве о браке и крещении сына Николая, впоследствии закрепилось в большинстве поздних биографий как часть «настоящего имени»; дано по крёстному отцу), «Степанович», «Эммануилович», «Мануилович», «Емельянович», сестра Маруся носила отчество «Эммануиловна» или «Мануиловна». С начала литературной деятельности Корнейчуков использовал псевдоним «Корней Чуковский», к которому позже присоединилось фиктивное отчество - «Иванович». После революции сочетание «Корней Иванович Чуковский» стало его настоящим именем, отчеством и фамилией.

По воспоминаниям К. Чуковского, у него «никогда не было такой роскоши, как отец или хотя бы дед», что в юности и в молодости служило для него постоянным источником стыда и душевных страданий.
Его дети - Николай, Лидия, Борис и умершая в детстве Мария (Мурочка), которой посвящены многие детские стихи отца - носили (по крайней мере, после революции) фамилию Чуковских и отчество Корнеевич/Корнеевна.

Журналистская деятельность до Октябрьской революции

С 1901 года Чуковский начал писать статьи в «Одесских новостях». В литературу Чуковского ввёл его близкий гимназический друг, журналист В. Е. Жаботинский. Жаботинский также был поручителем жениха на свадьбе Чуковского и Марии Борисовны Гольдфельд.
Затем в 1903 году Чуковский, как единственный корреспондент газеты, знающий английский язык (которому обучился самостоятельно по «Самоучителю английского языка» Олендорфа), и соблазнившись высоким по тем временам окладом - издатель обещал 100 рублей ежемесячно - отправился корреспондентом «Одесских новостей» в Лондон, куда выехал с молодой женой. Кроме «Одесских новостей» английские статьи Чуковского публиковались в «Южном обозрении» и в некоторых киевских газетах. Но гонорары из России поступали нерегулярно, а затем и вовсе прекратились. Беременную жену пришлось отправить обратно в Одессу. Чуковский подрабатывал перепиской каталогов в Британском музее. Зато в Лондоне Чуковский основательно ознакомился с английской литературой - прочитал в оригинале Диккенса, Теккерея.

Вернувшись в Одессу в конце 1904 года, Чуковский поселился с семьёй на улице Базарной № 2 и окунулся в события революции 1905 года. Чуковский оказался захвачен революцией. Он дважды посетил восставший броненосец «Потёмкин», кроме прочего приняв письма к близким у восставших моряков. В Петербурге начал издавать сатирический журнал «Сигнал». Среди авторов журнала были такие известные писатели как Куприн, Фёдор Сологуб и Тэффи. После четвёртого номера его арестовали за «оскорбление величества». Его защищал знаменитый адвокат Грузенберг, добившийся оправдания. Чуковский находился под арестом 9 дней.

В 1906 году Корней Иванович приехал в финское местечко Куоккала (ныне Репино, Курортный район (Санкт-Петербург)), где свёл близкое знакомство с художником Ильёй Репиным и писателем Короленко. Именно Чуковский убедил Репина серьёзно отнестись к своему писательству и подготовить книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В Куоккале Чуковский прожил около 10 лет. От сочетания слов Чуковский и Куоккала образовано «Чукоккала» (придумано Репиным) - название рукописного юмористического альманаха, который Корней Иванович вёл до последних дней своей жизни.

В 1907 году Чуковский опубликовал переводы Уолта Уитмена. Книга стала популярной, что увеличило известность Чуковского в литературной среде. Чуковский стал влиятельным критиком, насмешливо отзываясь о популярных в то время произведениях массовой литературы: книгах Лидии Чарской и Анастасии Вербицкой, «Пинкертоновщине» и других, остроумно защищал футуристов - как в статьях, так и в публичных лекциях - от нападок традиционной критики (познакомился в Куоккале с Маяковским и в дальнейшем с ним приятельствовал), хотя сами футуристы далеко не всегда были ему за это благодарны; вырабатывал собственную узнаваемую манеру (реконструкция психологического облика писателя на основании многочисленных цитат из него).

В 1916 году Чуковский с делегацией Государственной думы вновь посетил Англию. В 1917 году вышла книга Паттерсона «С еврейским отрядом в Галлиполи» (о еврейском легионе в составе британской армии) под редакцией и с предисловием Чуковского.
После революции Чуковский продолжал заниматься критикой, издав две наиболее знаменитые свои книги о творчестве современников - «Книга об Александре Блоке» («Александр Блок как человек и поэт») и «Ахматова и Маяковский». Обстоятельства советского времени оказались неблагодарны для критической деятельности, и Чуковскому пришлось этот свой талант «зарыть в землю», о чём он впоследствии сожалел.

Литературоведение

В 1908 году опубликованы его критические очерки о писателях Чехове, Бальмонте, Блоке, Сергееве-Ценском, Куприне, Горьком, Арцыбашеве, Мережковском, Брюсове и других, составившие сборник «От Чехова до наших дней», выдержавший в течение года три издания.
С 1917 года Чуковский принялся за многолетний труд о Некрасове, его любимом поэте. Его стараниями вышло первое советское собрание стихотворений Некрасова. Чуковский закончил работу над ним только в 1926 году, переработав массу рукописей и снабдив тексты научными комментариями. Монография «Мастерство Некрасова», вышедшая в 1952 году, много раз переиздавалась, а в 1962 году Чуковский был удостоен за неё Ленинской премии. После 1917 года удалось опубликовать значительную часть стихов Некрасова, которые либо были ранее запрещены царской цензурой, либо на них было наложено «вето» правообладателями. Примерно четверть известных в настоящее время стихотворных строк Некрасова была введена в оборот именно Корнеем Чуковским. Кроме того, в 1920-е годы им были обнаружены и изданы рукописи прозаических сочинений Некрасова («Жизнь и похождения Тихона Тросникова», «Тонкий человек» и других).

Помимо Некрасова, Чуковский занимался биографией и творчеством ряда других писателей XIX века (Чехова, Достоевского, Слепцова), чему посвящена, в частности, его книга «Люди и книги шестидесятых годов», участвовал в подготовке текста и редактировании многих изданий. Самым близким себе по духу писателем Чуковский считал Чехова.

Детские стихи и сказки

Увлечение детской словесностью, прославившее Чуковского, началось сравнительно поздно, когда он был уже знаменитым критиком. В 1916 году Чуковский составил сборник «Ёлка» и написал свою первую сказку «Крокодил». В 1923 году вышли его знаменитые сказки «Мойдодыр» и «Тараканище», в 1924 году «Бармалей».
Несмотря на то, что сказки были напечатаны большим тиражом и выдержали множество изданий, они не вполне отвечали задачам советской педагогики. В феврале 1928 года в «Правде» была опубликована статья заместителя народного комиссара просвещения РСФСР Н. К. Крупской «О „Крокодиле“ Чуковского»: «Такая болтовня - неуважение к ребёнку. Сначала его манят пряником - весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него. Я думаю, „Крокодила“ ребятам нашим давать не надо…»

В это время в среде партийных критиков и редакторов вскоре возникает термин - «чуковщина». Восприняв критику, Чуковский в декабре 1929 года в «Литературной газете» публикует письмо, в котором «отречётся» от старых сказок и заявит о намерениях изменить направление своего творчества, написав сборник стихов «Весёлая колхозия», однако обещания своего не сдержит. Сборник так и не выйдет из-под его пера, а следующая сказка будет написана только через 13 лет.
Несмотря на критику «чуковщины», именно в этот период в ряде городов Советского Союза устанавливаются скульптурные композиции по мотивам сказок Чуковского. Наиболее известен фонтан «Бармалей» («Детский хоровод», «Дети и крокодил») работы видного советского скульптора Р. Р. Иодко, установленный в 1930 году по типовому проекту в Сталинграде и других городах России и Украины. Композиция представляет собой иллюстрацию к одноимённой сказке Чуковского. Сталинградский фонтан прославится как одно из немногих сооружений, уцелевших во время Сталинградской битвы.

В жизни Чуковского к началу 1930-х годов появилось ещё одно увлечение - изучение психики детей и того, как они овладевают речью. Он записал свои наблюдения за детьми, за их словесным творчеством в книге «От двух до пяти» (1933).

Другие произведения

В 1930-е годы Чуковский много занимался теорией художественного перевода («Искусство перевода» 1936 года переиздали перед началом войны, в 1941 году, под названием «Высокое искусство») и собственно переводами на русский язык (М. Твен, О. Уайльд, Р. Киплинг и другие, в том числе в форме «пересказов» для детей).
Начинает писать мемуары, над которыми работал до конца жизни («Современники» в серии «ЖЗЛ»). Посмертно опубликованы «Дневники 1901-1969».
В годы войны эвакуирован в Ташкент. Младший сын Борис погиб на фронте.

Как доносил НКГБ в ЦК, в годы войны Чуковский высказывался: «…Всей душой желаю гибели Гитлера и крушения его бредовых идей. С падением нацистской деспотии мир демократии встанет лицом к лицу с советской деспотией. Будем ждать».
1 марта 1944 года в газете «Правда» вышла статья П. Юдина «Пошлая и вредная стряпня К. Чуковского», в которой был устроен разбор изданной в 1943 году в Ташкенте книги Чуковского «Одолеем Бармалея» (Айболития ведёт войну со Свирепией и её царем Бармалеем), и книга эта признавалась в статье вредной:
Сказка К. Чуковского - вредная стряпня, которая способна исказить в представлении детей современную действительность.

«Военная сказка» К. Чуковского характеризует автора, как человека, или не понимающего долга писателя в Отечественной войне, или сознательно опошляющего великие задачи воспитания детей в духе социалистического патриотизма.

Чуковский и Библия для детей

В 1960-е годы К. Чуковский задумал пересказ Библии для детей. К этому проекту он привлёк писателей и литераторов и тщательно редактировал их работу. Сам проект был очень трудным в связи с антирелигиозной позицией советской власти. В частности, от Чуковского потребовали, чтобы слова «Бог» и «евреи» не упоминались в книге; силами литераторов для Бога был придуман псевдоним «Волшебник Яхве». Книга под названием «Вавилонская башня и другие древние легенды» была издана в издательстве «Детская литература» в 1968 году. Однако весь тираж был уничтожен властями. Обстоятельства запрета издания позже описывал Валентин Берестов, один из авторов книги: «Был самый разгар великой культурной революции в Китае. Хунвейбины, заметив публикацию, громогласно потребовали размозжить голову старому ревизионисту Чуковскому, засоряющему сознание советских детей религиозными бреднями. Запад откликнулся заголовком „Новое открытие хунвейбинов“, а наши инстанции отреагировали привычным образом». Книга была опубликована в 1990 году.

Последние годы

В последние годы Чуковский - всенародный любимец, лауреат ряда государственных премий и кавалер орденов, вместе с тем поддерживал контакты с диссидентами (Александр Солженицын, Литвиновы, видным правозащитником была также его дочь Лидия). На даче в Переделкине, где он постоянно жил последние годы, он устраивал встречи с окрестными детьми, беседовал с ними, читал стихи, приглашал на встречи известных людей, знаменитых лётчиков, артистов, писателей, поэтов. Переделкинские дети, давно ставшие взрослыми, до сих пор вспоминают эти детские посиделки на даче Чуковского.

В 1966 году подписал письмо 25 деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина.
Умер Корней Иванович 28 октября 1969 года от вирусного гепатита. На даче в Переделкине, где писатель прожил большую часть жизни, ныне действует его музей.

Из воспоминаний Ю. Г. Оксмана:
«Лидия Корнеевна Чуковская заранее передала в Правление московского отделения Союза писателей список тех, кого её отец просил не приглашать на похороны. Вероятно, поэтому не видно Аркадия Васильева и других черносотенцев от литературы. Прощаться пришло очень мало москвичей: в газетах не было ни строки о предстоящей панихиде. Людей мало, но, как на похоронах Эренбурга, Паустовского, милиции - тьма. Кроме мундирных, множество «мальчиков» в штатском, с угрюмыми, презрительными физиономиями. Мальчики начали с того, что оцепили кресла в зале, не дают никому задержаться, присесть. Пришёл тяжело больной Шостакович. В вестибюле ему не позволили снять пальто. В зале запретили садиться в кресло. Дошло до скандала.

Гражданская панихида. Заикающийся С. Михалков произносит выспренние слова, которые никак не вяжутся с его равнодушной, какой-то даже наплевательской интонацией: «От Союза писателей СССР…», «От Союза писателей РСФСР…», «От издательства „Детская литература“…», «От Министерства просвещения и Академии педагогических наук…» Всё это произносится с глупой значительностью, с какой, вероятно, швейцары прошлого века во время разъезда гостей вызывали карету графа такого-то и князя такого-то. Да кого же мы хороним, наконец? Чиновного бонзу или жизнерадостного и насмешливого умницу Корнея? Отбарабанила свой «урок» А. Барто. Кассиль исполнил сложный словесный пируэт для того, чтобы слушатели поняли, насколько он лично был близок покойному. И только Л. Пантелеев, прервав блокаду официозности, неумело и горестно сказал несколько слов о гражданском лике Чуковского. Родственники Корнея Ивановича просили выступить Л. Кабо, но когда в переполненном помещении она присела к столу, чтобы набросать текст своего выступления, к ней подошёл генерал КГБ Ильин (в миру - секретарь по оргвопросам Московской писательской организации) и корректно, но твёрдо заявил ей, что выступать ей не позволит.»

Похоронен на кладбище в Переделкине.

Корней Иванович Чуковский (имя при рождении - Николай Васильевич Корнейчуков, 19 (31) марта 1882, Санкт-Петербург - 28 октября 1969, Москва) - русский и советский поэт, публицист, критик, также переводчик и литературовед, известен в первую очередь детскими сказками в стихах и прозе. Отец писателей Николая Корнеевича Чуковского и Лидии Корнеевны Чуковской.

Происхождение

Николай Корнейчуков родился 31 марта 1882 г в Санкт-Петербурге. Часто встречающаяся дата его рождения 1 апреля появилась в связи с ошибкой при переходе на новый стиль (прибавлено 13 дней, а не 12, как должно для XIX века).
Писатель долгие годы страдал от того, что был «незаконнорожденным». Его отцом был Эммануил Соломонович Левенсон, в семье которого жила прислугой мать Корнея Чуковского - полтавская крестьянка Екатерина Осиповна Корнейчук.
Отец оставил их, и мать переехала в Одессу. Там мальчик был отдан в гимназию, но в пятом классе его отчислили из-за низкого происхождения. Эти события он описал в автобиографической повести «Серебряный герб».
Отчество «Васильевич» было дано Николаю по крёстному отцу. С начала литературной деятельности Корнейчуков, долгое время тяготившийся своей незаконнорожденностью (как видно по его дневнику 1920-х годов), использовал псевдоним «Корней Чуковский», к которому позже присоединилось фиктивное отчество - «Иванович». После революции сочетание «Корней Иванович Чуковский» стало его настоящим именем, отчеством и фамилией.
Его дети - Николай, Лидия, Борис и умершая в детстве Мария (Мурочка), которой посвящены многие детские стихи отца - носили (по крайней мере после революции) фамилию Чуковских и отчество Корнеевич/Корнеевна.

Журналистская деятельность до революции

С 1901 года Чуковский начинает писать статьи в «Одесских новостях». В литературу Чуковского ввёл его близкий гимназический друг, журналист Владимир Жаботинский, позже ставший выдающимся политическим деятелем сионистского движения. Жаботинский также был поручителем жениха на свадьбе Чуковского и Марии Борисовны Гольдфельд.
Затем в 1903 Чуковский был отправлен корреспондентом в Лондон, где основательно ознакомился с английской литературой.
Вернувшись в Россию во время революции 1905 года, Чуковский был захвачен революционными событиями, посетил броненосец «Потёмкин», начал издавать в Петербурге сатирический журнал «Сигнал». Среди авторов журнала были такие известные писатели как Куприн, Фёдор Сологуб и Тэффи. После четвёртого номера его арестовали за «оскорбление величества». К счастью Корнея Ивановича, его защищал знаменитый адвокат Грузенберг, добившийся оправдания.

Чуковский (сидит слева) в студии Ильи Репина, Куоккала, ноябрь 1910 года. Репин читает сообщение о смерти Толстого. На стене виден неоконченный портрет Чуковского. Фотография Карла Буллы.

В 1906 году Корней Иванович приезжает в финское местечко Куоккала (ныне Репино Ленинградской области), где сводит близкое знакомство с художником Ильёй Репиным и писателем Короленко. Именно Чуковский убедил Репина серьёзно отнестись к своему писательству и подготовить книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В Куоккале Чуковский прожил около 10 лет. От сочетания слов Чуковский и Куоккала образовано «Чукоккала» (придумано Репиным) - название рукописного юмористического альманаха, который Корней Иванович вёл до последних дней своей жизни.

В 1907 году Чуковский опубликовал переводы Уолта Уитмена. Книга стала популярной, что увеличило известность Чуковского в литературной среде. Чуковский становится влиятельным критиком, громит бульварную литературу (статьи о Анастасии Вербицкой, Лидии Чарской, «Нат Пинкертон» и др.), остроумно защищает футуристов - как в статьях, так и в публичных лекциях - от нападок традиционной критики (познакомился в Куоккале с Маяковским и в дальнейшем с ним приятельствовал), хотя сами футуристы далеко не всегда ему за это благодарны; вырабатывает собственную узнаваемую манеру (реконструкцию психологического облика писателя на основании многочисленных цитат из него).

В 1916 году Чуковский с делегацией Государственной думы вновь посетил Англию. В 1917 году выходит книга Паттерсона «С еврейским отрядом в Галлиполи» (о еврейском легионе в составе британской армии) под редакцией и с предисловием Чуковского.

После революции Чуковский продолжал заниматься критикой, издав две наиболее знаменитые свои книги о творчестве современников - «Книга об Александре Блоке» («Александр Блок как человек и поэт») и «Ахматова и Маяковский». Обстоятельства советского времени оказались неблагодарны для критической деятельности, и Чуковскому пришлось этот свой талант «зарыть в землю», о чём он впоследствии сожалел.

Литературоведение

С 1917 года Чуковский засел за многолетний труд о Некрасове, его любимом поэте. Его стараниями вышло первое советское собрание стихотворений Некрасова. Чуковский закончил работу над ним только в 1926 году, переработав массу рукописей и снабдив тексты научными комментариями.
Помимо Некрасова, Чуковский занимался биографией и творчеством ряда других писателей XIX века (Чехова, Достоевского, Слепцова), участвовал в подготовке текста и редактировании многих изданий. Самым близким себе по духу писателем Чуковский считал Чехова.

Детские стихи

Увлечение детской словесностью, прославившее Чуковского, началось сравнительно поздно, когда он был уже знаменитым критиком. В 1916 Чуковский составил сборник «Ёлка» и написал свою первую сказку «Крокодил».
В 1923 выходят его знаменитые сказки «Мойдодыр» и «Тараканище».
В жизни Чуковского было ещё одно увлечение - изучение психики детей и того, как они овладевают речью. Он записал свои наблюдения за детьми, за их словесным творчеством в книге «От двух до пяти» в 1933.
«Все другие мои сочинения до такой степени заслонены моими детскими сказками, что в представлении многих читателей я, кроме „Мойдодыров“ и „Мух-Цокотух“, вообще ничего не писал.»

Другие произведения

В 1930-х гг. Чуковский много занимается теорией художественного перевода («Искусство перевода» 1936 года переиздали перед началом войны, в 1941 году, под названием «Высокое искусство») и собственно переводами на русский язык (М. Твен, О. Уайльд, Р. Киплинг и др., в том числе в форме «пересказов» для детей).
Начинает писать мемуары, над которыми работал до конца жизни («Современники» в серии «ЖЗЛ»).

Чуковский и Библия для детей

В 1960-х годах К. Чуковский затеял пересказ Библии для детей. К этому проекту он привлёк писателей и литераторов и тщательно редактировал их работу. Сам проект был очень трудным в связи с антирелигиозной позицией Советской власти. Книга под названием «Вавилонская башня и другие древние легенды» была издана в издательстве «Детская литература» в 1968 году. Однако весь тираж был уничтожен властями. Первое книжное издание, доступное читателю, состоялось в 1990 году. В 2001 году в издательствах «Росмэн» и «Стрекоза» книга стала выходить под названием «Вавилонская башня и другие библейские предания».

Последние годы

В последние годы Чуковский - всенародный любимец, лауреат ряда государственных премий и орденов, вместе с тем поддерживал контакты с диссидентами (Александр Солженицын, Иосиф Бродский, Литвиновы, видным правозащитником была также его дочь Лидия). На даче в Переделкино, где он постоянно жил последние годы, он устраивал встречи с окрестными детьми, беседовал с ними, читал стихи, приглашал на встречи известных людей, знаменитых летчиков, артистов, писателей, поэтов. Переделкинские дети, давно ставшие взрослыми, до сих пор вспоминают эти детские посиделки на даче Чуковского.
Умер Корней Иванович 28 октября 1969 г. от вирусного гепатита. На даче в Переделкино, где писатель прожил большую часть жизни, ныне действует его музей.
Из воспоминаний Ю. Г. Оксмана:

Лидия Корнеевна Чуковская заранее передала в Правление московского отделения Союза писателей список тех, кого её отец просил не приглашать на похороны. Вероятно, поэтому не видно Арк. Васильева и других черносотенцев от литературы. Прощаться пришло очень мало москвичей: в газетах не было ни строки о предстоящей панихиде. Людей мало, но, как на похоронах Эренбурга, Паустовского, милиции - тьма. Кроме мундирных, множество «мальчиков» в штатском, с угрюмыми, презрительными физиономиями. Мальчики начали с того, что оцепили кресла в зале, не дают никому задержаться, присесть. Пришёл тяжело больной Шостакович. В вестибюле ему не позволили снять пальто. В зале запретили садиться в кресло. Дошло до скандала. Гражданская панихида. Заикающийся С. Михалков произносит выспренние слова, которые никак не вяжутся с его равнодушной, какой-то даже наплевательской интонацией: «От Союза писателей СССР…», «От Союза писателей РСФСР…», «От издательства Детская литература…», «От министерства просвещения и Академии педагогических наук…» Все это произносится с глупой значительностью, с какой, вероятно, швейцары прошлого века во время разъезда гостей вызывали карету графа такого-то и князя такого-то. Да кого же мы хороним, наконец? Чиновного бонзу или жизнерадостного и насмешливого умницу Корнея? Отбарабанила свой «урок» А. Барто. Кассиль исполнил сложный словесный пируэт для того, чтобы слушатели поняли, насколько он лично был близок покойному. И только Л. Пантелеев, прервав блокаду официозности, неумело и горестно сказал несколько слов о гражданском лике Чуковского. Родственники Корнея Ивановича просили выступить Л. Кабо, но когда в переполненном помещении она присела к столу, чтобы набросать текст своего выступления, к ней подошёл генерал КГБ Ильин (в миру - секретарь по оргвопросам Московской писательской организации) и корректно, но твердо заявил ей, что выступать ей не позволит.


Похоронен там же, на кладбище в Переделкино.

Семья

Жена (с 26 мая 1903 года) - Мария Борисовна Чуковская (урождённая Мария Арон-Беровна Гольдфельд, 1880-1955). Дочь бухгалтера Арона-Бера Рувимовича Гольдфельда и домохозяйки Тубы (Таубы) Ойзеровны Гольдфельд.
Сын - поэт, писатель и переводчик Николай Корнеевич Чуковский (1904-1965). Его жена - переводчица Марина Николаевна Чуковская (1905-1993).
Дочь - писательница Лидия Корнеевна Чуковская (1907-1996). Её первым мужем был литературовед и историк литературы Цезарь Самойлович Вольпе (1904-1941), вторым - физик и популяризатор науки Матвей Петрович Бронштейн (1906-1938).
Внучка - литературовед, химик Елена Цезаревна Чуковская (род. 1931).
Дочь - Мария Корнеевна Чуковская (1920-1931), героиня детских стихов и рассказов отца.
Внук - кинооператор Евгений Борисович Чуковский (1937 - 1997).
Племянник - математик Владимир Абрамович Рохлин (1919-1984).

Адреса в Санкт-Петербурге - Петрограде - Ленинграде

Август 1905-1906 - Академический переулок, 5;
1906 - осень 1917 года - доходный дом - Коломенская улица, 11;
осень 1917-1919 - доходный дом И. Е. Кузнецова - Загородный проспект, 27;
1919-1938 - доходный дом - Манежный переулок, 6.

Награды

Чуковский был награждён орденом Ленина (1957), тремя орденами Трудового Красного Знамени, а также медалями. В 1962 г. ему была присвоена в СССР Ленинская премия, а в Великобритании удостоен степени Доктора литературы Honoris causa Оксфордского университета.

Список произведений

Сказки

Айболит (1929)
Английские народные песенки
Бармалей (1925)
Краденое солнце
Крокодил (1916)
Мойдодыр (1923)
Муха-Цокотуха (1924)
Одолеем Бармалея! (1942)
Приключения Бибигона (1945-1946)
Путаница (1926)
Собачье царство (1912)
Тараканище (1921)
Телефон (1926)
Топтыгин и Лиса (1934)
Топтыгин и Луна
Федорино горе (1926)
Цыплёнок
Что сделала Мура, когда ей прочли сказку «Чудо-дерево»
Чудо-дерево (1924)
Приключения белой мышки

Стихи для детей
Обжора
Слониха читает
Закаляка
Поросёнок
Ёжики смеются
Бутерброд
Федотка
Черепаха
Свинки
Огород
Песня о бедных сапожках
Верблюдица
Головастики
Бебека
Радость
Пра-пра-правнукам
Ёлка
Муха в бане

Повести
Солнечная
Серебряный герб

Работы о переводе
Принципы художественного перевода (1919, 1920)
Искусство перевода (1930, 1936)
Высокое искусство (1941, 1964, 1966)

Дошкольное воспитание
От двух до пяти

Воспоминания
Воспоминания о Репине
Юрий Тынянов
Борис Житков
Ираклий Андроников

Статьи
Живой как жизнь
К вечно-юному вопросу
История моего «Айболита»
Как была написана «Муха-Цокотуха»
Признания старого сказочника
Страничка Чукоккалы
О Шерлоке Холмсе
Госпиталь № 11

Издания сочинений
Корней Чуковский. Собрание сочинений в шести томах. М., Издательство "Художественная литература", 1965-1969.
Корней Чуковский. Собрание сочинений в 15 томах. М., Терра - Книжный Клуб", 2008.

Избранные цитаты

У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда… - ТЕЛЕФОН

…Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам -
Стыд и срам! Стыд и срам!.. - МОЙДОДЫР

Маленькие дети! Ни за что на свете
Не ходите, дети, в Африку гулять!
В Африке акулы, в Африке гориллы,
В Африке большие злые крокодилы
Будут вас кусать, бить и обижать, -
Не ходите, дети, в Африку гулять!
В Африке разбойник, в Африке злодей,
В Африке ужасный Бармалей... - БАРМАЛЕЙ

Корней Иванович Чуковский (имя при рождении - Николай Эммануилович Корнейчуков, 31 марта 1882, Санкт-Петербург - 28 октября 1969, Москва) - детский поэт, писатель, мемуарист, критик, лингвист, переводчик и литературовед.

Родители Чуковского прожили вместе в Петербурге три года, у них была старшая дочь Мария (Маруся). Вскоре после рождения второго ребёнка, Николая, отец оставил свою незаконную семью и женился «на женщине своего круга»; мать Чуковского, крестьянка из Полтавской губернии, была вынуждена переехать в Одессу. Детство Корней Чуковский провел в Одессе и Николаеве. Какое-то время будущий писатель учился в одесской гимназии. Закончить гимназию Чуковскому так и не удалось: его отчислили из-за низкого происхождения. Эти события были описаны в автобиографической повести «Серебряный герб», где искренне была показана несправедливость и социальное неравноправие общества эпохи заката Российской империи, с которыми ему пришлось столкнуться в детстве.

Первую статью Чуковский написал в «Одесских новостях» в 1901 году, а в 1903 - был послан корреспондентом от этой газеты в Лондон, где продолжил свое самообразование в Библиотеке Британского музея, изучил английский язык и навсегда увлекся английской литературой. До революции Чуковский печатал критические статьи о современной литературе в газетах и журналах, а также выпустил несколько критических сборников: «От Чехова до наших дней», «Критические рассказы», «Книга о современных писателях», «Лица и маски» и книги: «Леонид Андреев большой и маленький», «Нат Пинкертон и современная литература».

В 1916 году он написал свою первую сказку для детей «Крокодил».

Чуковского увлекла поэзия американского поэта Уолта Уитмена и он, начиная с 1907 года, издал несколько сборников переводов его стихов. В 1909 году он перевел сказки Р. Киплинга.

После революции направление литературной деятельность Чуковского стало меняться. На рубеже 20-х годов он вместе с Е. Замятиным руководил англо-американским отделом в горьковской коллегии «Всемирная литература». Переводы английских авторов заняли заметное место в его работе. Он перевел Марка Твена («Том Сойер» и «Геккельбери Фин»), Честертона, О. Генри («Короли и капуста», рассказы), пересказал для детей «Приключения барона Мюнхгаузена» Э. Распэ, «Робинзона Крузо» Д. Дефо. Чуковский выступил не только как переводчик, но и как теоретик художественного перевода (книга «Высокое искусство», выдержавшая несколько изданий).

Чуковский - историк и исследователь творчества Н. А. Некрасова. Ему принадлежат книги «Рассказы о Некрасове» (1930) и «Мастерство Некрасова» (1952). Им опубликованы десятки статей о Некрасове, разысканы сотни некрасовских строк, запрещенных цензурой. Эпохе Некрасова посвящены статьи - о Василии Слепцове, Николае Успенском, Авдотье Панаевой, А. Дружинине.

В своих критических работах Чуковский всегда шел от размышлений о языке писателя. В конце 1950-х годов он принял участие в дискуссии о языке и написал книгу «Живой как жизнь» (1962), в которой выступил как лингвист. Защищая живой язык от засилия бюрократических оборотов речи, он объявил «канцелярит» главной болезнью современного русского языка. С его легкой руки слово это вошло в русский язык.

Большое место в литературном наследии Чуковского занимают его воспоминания о И. Репине, М. Горьком, В. Короленко и мн. др., собранные в его книгу «Современники» (1962). Воспоминания писались на основе дневников, которые Чуковский вел на протяжении всей своей жизни. «Дневник» опубликован посмертно (1901–1929. - М.: Советский писатель, 1991; 1930–1969. - М.: Современный писатель, 1994). Большим подспорьем для памяти был и рукописный альманах «Чукоккала», в котором собраны автографы, рисунки, шутки писателей и художников. «Чукоккала» также опубликована посмертно (1979; 2-е изд. 2000).

Наибольшую известность Чуковский приобрел в качестве детского поэта. Его сказки «Муха-Цокотуха» (1924), «Тараканище» (1923), «Мойдодыр» (1923), «Бармалей» (1925), «Путаница» (1926), «Телефон» (1926) и др. пользуются любовью многих поколений детей. Свои наблюдения над психикой малых детей, над тем, как они овладевают родным языком, Чуковский обобщил в своей знаменитой книге «От двух до пяти», выдержавшей при его жизни 21 издание.

Критика отмечала, что в литературе можно насчитать по крайней мере шесть Чуковских. Это Чуковский - критик, переводчик, детский поэт, историк литературы, лингвист, мемуарист. Его книги переведены на множество иностранных языков от Японии до США.

О Корнее Чуковском написаны сотни статей в нашей и иностранной печати. защищено несколько диссертаций за рубежом и в России; о нем выпущены книги.

В 1962 году Оксфордский университет присудил Корнею Чуковскому степень Доктора литературы Honoris causa, в том же году ему была присуждена Ленинская премия.

Чуковский Корней Иванович (по рождении – Николай Корнейчуков) родился 19.03.1882 года в Петербурге. После расставания с отцом, мать писателя возвращается на Украину, где проходят детство и юность писателя. Отчисленный из гимназии за своё «неблагородное» происхождение, Чуковский преуспел в самообразовании.

В 1903 году он вступает в брак с Марией Борисовной Гольдфельд. Тогда же возвращается в Петербург. В качестве журналиста сотрудничает с газетой «Одесские Новости». Исключительно благодаря собственному упорству добивается годичной командировки в Лондон.

Вернувшись из Англии, писатель окончательно перебирается в Петербург, где издаёт еженедельный сатирический журнал "Сигнал". За свои антиправительственные взгляды Чуковский подвергается гонениям, претерпевает арест.

Но революционные события в стране меняют его положение. Работы Чуковского активно издаются. В годы первой мировой войны он трудится на ниве военной журналистики за рубежом.

С 1916 года Чуковский становится руководителем детского отдела издательства "Парус" и начинает писать для детей.

После революции 1917 года отношения с властями быстро портятся, что не мешает писателю обретать вес в литературных кругах и всенародную любовь.

Он начинает интересоваться детским словотворчеством, в 1933 году выходит его книга «От двух до пяти», посвящённая особенностям развития речи у детей.

На протяжении всей жизни Чуковский занимается критикой, литературными переводами, выступает перед публикой. В 1926 году заканчивает библиографические труды посвящённые творчеству Н.Некрасова. Ведёт правозащитную деятельность, в условиях тоталитарного режима оказывает поддержку А.Солженицыну, Б.Пастернаку. В 1962 году К.И.Чуковский становится доктором литературы Оксфордского университета.

Писатель оставил литературные свидетельства о своём знакомстве со многими выдающимися людьми, среди которых И. Репин, В.Маяковский, А.Блок, А.Толстой, М.Зощенко, А.Ахматова, Л.Андреев, А. Куприн, английские писатели Г.Уэллс, А.Конан-Дойл. Но все его достижения в литературе меркнут перед детскими произведениями.

Со своей супругой писатель прожил более пятидесяти лет, вплоть до её смерти. В браке родилось четверо детей, которые стали главными вдохновителями его творчества.

Он умер 28.10.1969 года и был похоронен в Переделкино под Москвой.

1, 2, 3, 4 класс для детей и школьников

Биография Корнея Чуковского о главном 3, 2 класс

Корнейчуков Николай - это настоящее имя, данное при рождении, великому русскому детскому писателю, критику и литературоведу, Корней Ивановичу Чуковскому.

Родился он в 1882 году 31 марта в Питере, городе на Неве, но свое детство провел в городе на юге Украины - Одессе. По причине своего "низкого" происхождения, мать Корнея была крестьянкой из Полтавы и работала прислугой в доме отца, писателю так и не удалось закончить гимназию в Одессе, он был отчислен с пятого класса по специальному указу. Эта несправедливость, душевные страдания и то, что он являлся незаконнорожденным ребенком, оставила глубокую рану в сердце мальчика.

Вначале Корней Иванович работал рядовым журналистом в "Одесских новостях".

Собственными силами усвоил английский язык, стал работать в Лондоне и параллельно изучать творчество английских авторов в оригиналах. В столице Британии он жил и трудился несколько лет. Вернулся на родину уже в сопровождении жены Марии Гольдфельд, во время революции.

Начиная с 1906г. работал со известными в то время журналами и издательствами, такими как "Весы", "Нива", газета "Речь", в которых выходили в печать его очерки, статьи о писателях и различных деятелях культуры.

Но самым весомым в творчестве Чуковского становится создание произведений для самых маленьких читателей. В 1916г. было издано его первое собрание сочинений для детей - "Елка". Немного позднее рождаются сказки в стихах: "Крокодил", "Мойдодыр", "Тараканище", "Айболит", "Муха-Цокотха", "Чудо-дерево". С этого момента Чуковский стал любимым детским писателем и предметом травли со стороны критиков. В защиту писателя выступает Горький, но травля продолжалась, что привело к отречению Чуковским от своих произведений для детей младшего школьного возраста.

С 1922 года творчество и силы Чуковского будут направлены на сохранение и издание достояния работ Некрасова. Труд "Мастерство Некрасова" был отмечен Ленинской премией. Биография и творчество Шевченко, Чехова также не оставляли равнодушным К.Чуковского.

В период с 1924 по 1925 года писатель трудится в литературном журнале "Русский современник", здесь из под его пера вышли книги об Александре Блоке, М.Горьком.

В своем сочинении "От двух до пяти" писатель высказывал свое видение относительно того, как обучать детей основам и особенностям русского языка.

В 30-х годах Чуковский усиленно работает над переводами и пишет мемуары. Перевел он Марка Твена, великого американского писателя О. Генри, Редьярда Киплинга, Уильяма Шекспира и многих других иностранных поэтов и драматургов.

В 60-х Корней Иванович задумал пересказать текст Библии на понятном для детей языке. Проект оказался трудоемким. Книга «Вавилонская башня и другие древние легенды» в 1968г. увидела свет, только все ее издание было изничтожено. Лишь в 1990г. у читателей появилась уникальная возможность ознакомится с трудом писателя.

Скончался Корней Иванович от заболевания печени, в Москве, в октябре 1969 года.

для детей 1, 2, 3, 4 класса

Интересные факты и даты из жизни