Постмодернизм в искусстве. Особенности и влияние. Определение постмодернизма Примеры постмодернизма в искусстве

Постмодернизм

Постмодернизм представляет собой направление в искусстве, пришедшее в 50-е гг. прошлого века на смену модернизму. Постмодернизм возникает одновременно в нескольких развитых странах Америки и Европы и представляет собой художественное течение, являющееся, с одной стороны, продолжением модернизма, а с другой – его преодолением. Решительно контрастируя с искусством Нового времени, постмодернизм стоит гораздо ближе к своему предшественнику – модернизму.

Впервые термин "постмодернизм" встречается в работе Р. Панвица "Кризис европейской культуры" (1917). В эстетике "постмодернизм" приобретает популярность после книги Ч. Дженкса "Язык постмодернистской архитектуры" (1977). В ней термин используется уже не в качестве наименования крайних литературных экспериментов, а означает отказ от экстремизма и нигилизма авангарда, частичный возврат к традициям, особый акцент на коммуникативной роли архитектуры.

Постмодернистское искусство с самого начала оказалось многообразным, раздробленным и противоречивым. Его энергия, в отличие от искусства нескольких предшествовавших десятилетий, не направлена в единое русло, которое можно было бы обозначить одним всеобъемлющим термином, например "абстрактный экспрессионизм" или "минимализм".

Вопреки понятиям коллективного действия и сообщества художников, лежащих в самой основе идеи художественного "течения", постмодернистское искусство гордится своей разношерстностью. Богатейшее разнообразие отражает уже простой перечень течений сегодняшнего искусства: видео, перформанс, боди-арт, концептуальное искусство, фотореализм в живописи, гиперреализм в скульптуре, повествовательное искусство, монументальная абстрактная скульптура (ленд-арт, работа с землей), абстрактная живопись, главной характеристикой которой сегодня являются не выверенность и строгость, а намеренная эклектичность.

Прототипом этих разнородных течений служит образ личной свободы. Возникло то многообразие возможностей, из которого наделенный свободой воли художник имеет сегодня право выбирать, в то время как раньше путь к этим возможностям преграждало репрессивное понятие художественного (исторического) стиля.

Возникший вначале в русле художественной культуры, и прежде всего литературы и архитектуры, постмодернизм вскоре превращается в широкое культурное течение, затронувшее философию, эстетику, гуманитарные науки.

Обычно считается, что постмодернизм является новым, самостоятельным художественным стилем, пришедшем на смену модернизму. Однако постмодернизм еще слишком молод, чтобы уже сейчас, спустя считанные десятилетия после его возникновения, можно было всерьез говорить о нем, как о самостоятельном художественном стиле, получившем не совсем удачное название.

Основные черты постмодернизма

Основные особенности постмодернизма сводятся к следующему:

  • Плюрализм – релятивизация эстетических ценностей, форм, стилей и убеждение, что никакая художественная позиция в конечном счете не может занять господствующего положения в сопоставлении с другой позицией; радикальный эклектизм; непосредственно связанный с плюрализмом отказ от канонов и авторитетов, лишенное подобострастия, свободное и одновременно ироничное отношение к классике и традиции.
  • Неопределенность – антисистематичность, антиметодологизм, отсутствие у эстетических критериев замкнутости и жесткости; уверенность, что создание произведения искусства не может целиком направляться какими-то предустановленными правилами: сами правила создаются вместе с произведением, в результате чего каждое произведение становится событием; размывание прежних категорий жанра и дискурса.
  • Фрагментарность – недоверие к "тотальному", ко всякого рода синтезу, будь он социального, когнитивного или даже эстетического вида; вытекающее отсюда пристрастие к монтажу, коллажам, замещению метафоры метонимией, пристрастие к парадоксам, тяготение к разрушению, к немотивированным крайностям; создание эффекта непреднамеренного повествовательного хаоса, фрагментированного дискурса о восприятии мира как разорванного, отчужденного, лишенного смысла, закономерности и упорядоченности.
  • Многовариантность истолкования – тезис об отсутствии одной, единственно верной интерпретации произведения искусства, о его принципиальной многозначности, двусмысленности, многослойности, неисчерпаемых возможностей разных его истолкований.
  • Утрата "я" – отказ от идеи возможности полного самосознания индивида и привилегированного положения "я", характерного для классической философии; убеждение, что главное в субъекте неизбежно ускользает не только от саморефлексии, но и от всепонимающего "Другого", постулируемого философией бессознательного; стремление автора к нивелировке своего присутствия в созданном им произведении и вытекающая отсюда "маска автора" или даже "смерть автора".
  • Поверхностность как принцип – отказ от попыток исследования глубинных проблем и процессов бытия, стремление к простоте и ясности, поверхностное, но синтетическое отражение реальности в произведениях искусства, доминирование идеи, что мир нужно не понимать, а принимать; восприятие жизни как хаотического нагромождения противоречивых тенденций, лишенного отчетливой цели и ясного смысла; представление о мире, как о безразличном и чуждом человеку, скользящему по его поверхности; восприятие произведения искусства как лабиринта и полумрака, зеркала и неясности, простоты, не имеющей смысла.
  • Отказ от мимесиса, изобразительности – "не-показывание" и "не-обнаружение" как стремление искусства "представить непредставимое"; нарочитая хаотичность композиции; интерес к пограничным областям мира и сознания, к эзотерическому, тайному, скрытому, предназначенному исключительно для посвященных; постоянное экспериментирование с новыми формами и содержаниями; псевдофактографичность или псевдодокументализм, когда неинтерпретированные куски реальности посредством коллажной техники вводятся в ткань художественного произведения как бы в сыром, неопосредствованном виде; постоянное производство нерепрезентативных образов (симулякров), ие отражающих действительность, а создающих иллюзию "игры в реальность".
  • Ирония, пародийность – высмеивание, варьирующееся от снисходительной насмешки до желчного трагифарса; истолкование ироничности как неизбежного средства освобождения от чар и осознания случайного характера кажущихся наиболее очевидными представлений и самых глубоких верований; убеждение, что солидарность людей, предполагаемая их социальной жизнью, достигается не с помощью строгой систематической рефлексии, а, скорее, благодаря принижающей природе иронии; истолкование иронии как средства, позволяющего в условиях плюрализма и отсутствия каких-либо парадигм находить истину; восприятие всей человеческой истории пародийным и одновременно ностальгическим образом; стремление не превращать что-то в стереотип сознания, порождать стандартную, ожидаемую реакцию.
  • Искусство как игра – выявление игрового характера искусства, сближение, а иногда и отождествлений его с игрой, причем не с обычной, а с неклассической игрой, не имеющей заранее установленных правил, приоритета ходов, тех, кто выиграл и проиграл; истолкование отношения между искусством и смыслом как чисто игрового; маскировка игрой, наряду с иронией, трагизма положения человека и общества.
  • Эпатажность – намерение художника поражать, удивлять свою аудиторию неожиданными шагами, нарушением кажущихся общепринятыми норм и правил; агрессивность "авторской маски", стремящейся всеми имеющимися в ее наличии средствами вовлечь публику в активный диалог, вызвать ее на спор, спровоцировать непредвиденную се реакцию, неожиданную для нее самой.
  • Плагиат и цитирование – откровенное заимствование, имплицитное и эксплицитное цитирование, аккумуляция и повторение, но с элементами иронии и пародии уже существующих образцов; попытка отказаться от традиционных для искусства понятий оригинальности, аутентичности и присутствия; убеждение в анонимности форм, создаваемых бессубъектным и неподконтрольным процессом, сомнение в креативности художника и одновременно идея, что хотя автор более уже не является творцом, от этого он не перестает быть автором.
  • Смешение высокой и низкой культур – стирание грани между элитарной и массовой культурами, принятие высокой культурой шаблонов массовой культуры, перемещение форм массовой культуры в музейное пространство.

Перечисление особенностей постмодернистского искусства можно было бы продолжить. Но уже из сказанного видно, насколько постмодернизм отличается от всех других имевшихся течений в искусстве и в первую очередь от своего непосредственного предшественника – модернизма.

Можно сказать, что постмодернизм представляет собой плюрализм, возведенный в степень и сделавшийся едва ли не самоцелью.

Плюрализм предполагает сосуществование различных художественных методов. Он не исключает и реализма, хотя под реализмом понимается не столько критический реализм XIX в., сколько чисто внешне реалистическая манера художественного творчества. Она получила широкое распространение в различных жанрах массового искусства, и считалась модернизмом, настаивавшим на элитарности "настоящего искусства", нехудожественной. Постмодернизм изменил соотношение между элитарным и массовым искусством. Теперь нередко то, что раньше считалось "задворками" искусства, громко и смело заявляет о себе, а по своей массовости и по воздействию на широкую аудиторию зачастую превосходит влияние глубокого, проблемного искусства, понятного лишь немногим. Реализм в современной его трактовке – это плоскостное жизнеподобие, использование в искусстве форм самой жизни без каких-либо попыток выявить глубинные ее тенденции. Такого рода реализм широко распространен в массовой литературе, кино, во всех других видах искусства, ориентирующихся прежде всего на развлекательность. Научная фантастика, детективы, шпионские саги, приключенчески-авантюрные истории, сентиментальные и мелко бытовые сюжеты – все это с точки зрения постмодернизма – вполне правомерные произведения искусства. Вместе с тем постмодернизм постоянно делает такого рода творчество предметом пародирования, а его аудиторию – объектом насмешки. Постмодерниста раздражает линейность повествования, психологическая детерминированность поведения персонажей, тщательное прослеживание причинно-следственных связей и т.п.

Постмодернизм -- понятие, обозначающее структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века; он употребляется как для характеристики комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн -- состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.

В настоящее время существует ряд концепций постмодернизма как феномена культуры, которые подчас носят взаимоисключающий характер:

Юрген Хабермас, Дениел Белл и Зигмунт Бауман трактуют постмодернизм как итог политики и идеологии неоконсерватизма, для которого характерен эстетический эклектизм, фетишизация предметов потребления и другие отличительные черты постиндустриального общества.

В трактовке Умберто Эко постмодернизм в широком понимании -- это механизм смены одной культурной эпохи другой, который всякий раз приходит на смену модернизму. Цитата по Умберто Эко: «Постмодернизм -- это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности».

Ж.-Ф. Лиотар считает, что постмодернизм -- общий культурный знаменатель второй половины XX века, уникальный период, в основе которого лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса -- «постмодернистская чувствительность».

По Г. Хоффману, Р. Кунову, постмодернизм -- самостоятельное направление в искусстве, художественный стиль, означающий радикальный разрыв с парадигмой модернизма.

По мнению же X. Летена и С.Сулеймена, постмодернизма как целостного художественного явления не существует. Можно говорить о нём как о переоценке постулатов модернизма, но сама постмодернистская реакция рассматривается ими как миф.

Постмодернизм -- эпоха, пришедшая на смену европейскому Новому времени, одной из характерных черт которого была вера в прогресс и всемогущество разума. Надлом ценностной системы Нового времени (модерна) произошёл в период Первой мировой войны. В результате этого европоцентристская картина мира уступила место глобальному полицентризму (Х. Кюнг), модернистская вера в разум уступила место интерпретативному мышлению (Р. Тарнас).

Впоследствии постмодернизм стал осмысливаться как выражение «духа времени» как мировоззрение, концептуализированное в широком спектре философских, культурологических, литературо и искусствоведческих теорий и выражающее основные тенденции, идейные установки и ценностные ориентиры общества, достигшего определённого уровня развития. И. Ильин полагает, с чем вполне можно согласиться, что постмодернизм - одна из тенденций и возможностей эволюции социального и культурного мира.

Интерес к философии постмодернизма в российском обществе возникает в 90-е годы, поэтому его можно назвать запоздалым. Это обусловлено тем, что издательство и перевод литературы, связываемой с этим направлением, появляется только в последние годы. Когда на Западе заговорили о конце постмодернизма, в русской философии постмодернистские дискурсы не успели стать не только основными, но даже популярными.

Отношение к постмодернизму в современной российской философии противоречиво. Большинство философов признают постмодернизм в качестве своеобразного культурного направления и находят его основные принципы и положения характерными для современной эпохи. Другие мыслители высказывают полное неприятие постмодернизма, определяя его как вирус культуры, «декадентство», «историческую немощь», усматривая в постмодернизме очередной призыв к имморализму и разрушению любых этических систем. Гальцева Р. Борьба с Логосом. //Новый мир. 1994, № 9; стр. Дубровский Д.И. Постмодернистская мода. // Вопросы философии. 2000, № 4. Отрицая законы и осуждая существующие общественные системы, постмодернизм угрожает всем политическим системам. Создаваемые постмодернизмом новые формы искусства, шокируя своим вещизмом, эпатируют общество. Постмодернизм часто воспринимается как антипод культуры гуманизма, как контркультура, отрицающая запреты и границы, культивирующая пошлость.

Отношение к постмодернизму у многих философов и искусствоведов достаточно жесткое и негативное. Его оценивают как «распад сознания», «вырождение социологии», «научный миф», «химеру», «повседневный апокалипсис», «гипермодернистскую агрессию», «фантасциентем», «прогресс к смерти»; постмодернисты - «настоящие «подпольщики» в моральной сфере, наслаждающиеся свободой от обычной человеческой нравственности...» и т.д. Гречко Л.К. Интеллектуальный импорт, или О периферийном постмодернизме. // Общественные науки и современность. 2000. №. 1. C. 167. «Постмодернизм - это философия, презирающая всякую философию; это безудержность интерпретаций в надежде исчерпать их до конца; это мистика без сверхъестественного; это религия в отсутствие Бога; это антибогословие, которое хочет довраться до правды; это опустошение шумом, чтобы освободить место для сакрального; это оглушенность тишиной, в ожидании, когда ангелы вострубят; это бегство от божества, чтобы вовремя оказаться в точке Встречи; это праздник Апокалипсиса, который всегда с тобой…».

Сторонники такого взгляда на постмодернизм не воспринимают его как серьезную попытку создать нечто новое по отношению к академической философии. Постмодернистскую культуру нередко сравнивают с культурой поздней античности, с ее настроением «конца истории», когда все уже высказано до конца и исчезла почва для новых, оригинальных идей.

Другими философами постмодернизм воспринимается как определенное умонастроение периода кризиса. Постмодернизм рассматривают как современную историческую эпоху культуры, которая в широком смысле понимается как «глобальное состояние цивилизации последних десятилетий, вся сумма культурных настроений и философских тенденций» Русская постмодернистская литература. - М.: Наука, 2001. - С. 9. Курицын В. Постмодернизм: Новая первобытная культура. // Новый мир. 1992, № 2., как иная форма культурного сознания. В этом определении постмодернизма усматриваются попытки установить его связь с предшествующими философскими направлениями. Например, идея Н.С.Автономовой о преемственности постмодернизмом сначала романтизма конца XVIII начала XIX в., затем модернизма главенствовавшего в культуре в конце XIX - начале XX вв. Действительно, для этого есть основания, поскольку основные проблемы постмодернизма и его своеобразный нигилизм можно обнаружить в философских учениях, начиная с античности и вплоть до западноевропейского иррационализма ХIХ-ХХ вв.

Философ видит положительное значение постмодернизма в «сдерживании поспешного, иллюзорного синтезирования», в «оттачивании чувствительности к жизненному и культурному разнообразию», в «развитии в себе возможности существования без каких-либо предустановленных гарантий».

Философ И.И.Евлампиев определяет постмодернизм как ближайшего преемника и наследника позитивизма, с которым его объединяет культ поверхности, воинствующее неприятие трансцендентного в человеке, в культуре, в каждом элементе бытия. С точки зрения Евлампиева, постмодернизм имеет две основные характеристики, отличающие его от философии модернизма. Во-первых, постмодернизм категорически отрицает метафизику, оценивая ее как «возможную форму единообразия», поскольку все эмпирическое бытие зависит от Абсолюта, реализующего свою волю через социальные и политические структуры. Постмодернизм отрицает цельность бытия не только в сфере материальной жизни человека, но и в духовной, поскольку «высшая» духовность предполагает принципиальное неравенство людей по степени духовного развития и определенные отношения власти и подчинения. Поэтому постмодернизм поддерживает демократическую массовую культуру. Во-вторых, представители постмодернизма полагают, что время великих авторов ушло и современное творчество представляет собой модификацию уже созданного, игру с ними.

Существует определение постмодернизма как мифологемы общемировоззренческого порядка. Сутью мифологемы является крушение надежд человека на свою бесконечную мощь и власть. В основе лежит идейная традиция - генетической связь модернизма и постмодернизма, в русле которой вызревала теория постмодернистского миросозерцания у Ж. Батайя, М. Фуко, Ж.-Ф. Лиотара и Ж. Деррида. Глубинное, типологическое родство, базирующееся на идее тотального и революционного разрыва со всем старым миром и его историей, объединяет модернизм и постмодернизм. По мнению Ю.В.Давыдова, постмодернизм основал свое миросозерцание на двух принципиальных идеях модернизма: «А именно - марксистской идеи скачка «из царства необходимости в царство свободы», с одной стороны, и идеи «до-», «вне-» и «сверх-современности» фрейдовского либидо, или принципа удовольствия, - с другой».

Постмодернизм совершает переворот в сфере сознания человека, для более глубокого понимания сущности реального и своего «я». Явление постмодернизма по своему генезису культурологическое, поскольку первоначально возникает в сфере архитектуры, позднее - в других видах искусства.

Если же говорить о философском понятии постмодернизма, то речь идет о деконструктивизме. Большинство определений характеризуют единый процесс отрицания исторически сложившейся культуры человечества: в искусстве - модернизма, в гуманитаристике - гуманизма, в философии - метафизики. Тем самым деконструктивизм позиционирует себя как антиискусство, антигуманизм, антифилософия.

Постмодерн - эпоха, исторический этап в развитии человечества, включающий в себя все многообразие, не только постмодернистских, явлений, подчиненных господствующей тенденции. Постмодернизм и является идеологией этой тенденции. Поэтому если говорить о постмодерне как эпохе, то нужно говорить о деконструкции как теории и механизме особого рода мыслительной деятельности. Если же рассуждать о постмодернизме в философском ключе, то речь пойдет о проблеме деконструктивизма как идеологии.

Разнообразные интерпретации постмодернизма обусловлены его принципиальной незавершенностью, поскольку он выражает мировоззрение современной нам эпохи, находящейся в стадии становления и не определившей направления развития. Кроме того, постмодернизм представляет широкий спектр различных по своей направленности и рассматриваемой проблематике, но равноправно сосуществующих идейных течений.

Философию постмодернизма нам представляется целесообразным понимать как комплекс различных постмодернистских теорий конца ХХ века, представляющих постмодернистское мировоззрение, в основе которого лежит критика принципов классического рационализма, осмысление процессов развития мира в целом, и теоретические предложения преодоления кризисных явлений.

Постмодернизм выражает самим фактом своего существования одну из универсальных тенденций развития культуры, поэтому позиция философов, признающих в целом, несмотря на деконструктивизм, позитивность постмодернизма, представляется нам наиболее перспективной.

Во-первых, безусловно, положительным в постмодернизме является его обращение к философскому осмыслению проблемы языка. Для философии XX в., по-прежнему занятой проблемой поиска «подлинного» человеческого бытия, было характерным пристальное внимание к языку, понимание его основополагающей роли в культуре, а не только как средства передачи “идей”. В связи с этим появляются лингвистически ориентированные варианты герменевтики, аналитическая философия.

Во-вторых, позитивность постмодернизма заключается в его обращении к гуманитарным корням философии: литературному дискурсу, диалогу и т.д. Виднейшие представители постмодернизма ставят своей целью помочь читателю понять текст, раскодировать знаки, раскрыть и по-своему осмыслить авторские идеи. Так постмодернизм подчеркивает тесную связь литературы и философии.

В-третьих, демократичность постмодернизма имеет положительные стороны: понимая современную тенденцию срастания сознания со средствами коммуникаций, представители постмодернизма стремятся смягчить конфликт между техникой и гуманитарной культурой, соединить массовость с поэтичностью. Литература классического модернизма была элитарным явлением, она отличалась особым эстетизмом, утонченностью художественных форм. Новое постмодернистское искусство во многом связано с массовой культурой, посредством которой и происходит приобщение к постмодернизму. Соединение элитарного искусства с «массовой культурой» считается специфическим качеством постмодернизма. Сближение искусства и жизни, обращение к проблемам эстетики повседневности, вопросам эстетизации жизни, окружающей среды характерно для постмодернизма. В настоящее время трансформируются критерии эстетических оценок ряда феноменов культуры, исчезает строгое противопоставление высокого искусства - массовому, научного сознания - обыденному.

В-четвертых, положительным в постмодернизме является его приоритетное отношение к проблеме сознания. В этом плане постмодернизм находится в русле развития всей современной мировой философии, рассматривающей проблемы когнитивной науки, и модную тему искусственного интеллекта, и вопросы, связанные со средствами массовой информации, вне которой сложно представить сегодня жизнь человека.

В-пятых, отказ от традиционных ценностей в постмодернизме имеет, кроме отрицательных, позитивные моменты. Разрушение рациональных стандартов происходит ради признания многообразия современных проектов жизни, научных концепций, социальных взаимоотношений. При этом, по мнению Н.С. Автономовой, постмодернизм сознает опасность неограниченного плюрализма и развивает в себе «возможности существования без каких-либо предустановленных гарантий», для него характерно «сдерживание поспешного, иллюзорного синтезирования», «оттачивание чувствительности к жизненному и культурному разнообразию».

В-шестых, обращение постмодернизма к актуальным вопросам, порожденным кризисными явлениями в современной культуре, в частности, развитием средств массовой коммуникации, бесспорно, заслуживает внимания. И хотя спасительной теории не предлагается, постмодернизм, выражающий дух времени, помогает осознать причины кризиса.

Постмодернизм возникает как реакция на мощное развитие и тотальное воздействие на индивида новейших технических средств массовых коммуникаций, в результате которых человек невольно оказывается втянутым в существование во второй искусственной реальности. В постмодернистской концепции мир предстает как хаос, структурировать который бессильны прогресс и разум. Центры, образующие мир, общество, человека, не просто смещены, они отсутствуют. Децентрация становится концепцией мира в постмодернизме.

Термин постмодернизм обозначает новую парадигму, в которой стали работать философы и культурологи в разных «пространствах», стремясь уловить новые явления в культуре. Для постмодернистсткой культурной парадигмы в ее стремлении создать целостную духовную среду, воссоединяющую природу, культуру и технику, характерна своя система ценностей, норм, стереотипов поведения, которые, тесно сопряжены с традиционными ценностями предыдущих культурных парадигм. Как бы ни открещивался постмодернизм от всех достижений предыдущих эпох, его корни невозможно не обнаружить в истории философии и искусства. Многие художественные формы, прежние ценности, старые понятия по-своему используются современными постмодернистами. Это обусловлено поиском основ, желанием продолжения традиций. Не протест, а конформизм характерен для современного постмодернизма. Не случайно философов постмодернизма так интересует анализ истории философии, литературы и культуры.

Постмодернизм как современное мироощущение можно сравнить с модернизмом, который также в свое время возник как своеобразный протест против действительности и создал новые направления в философии и искусстве. Уже сами названия «постмодернизм» и «модернизм» нацеливают на сопоставление, чтобы выяснить точки соприкосновения и определить характер связи этих понятий. В искусстве модернизм традиционно понимался как художественное направление конца XIX - начала ХХ века. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы. - М.: Искусство, 1992 В философии общепринятого определения термина «модернизм» не существует, и можно выделить следующие основных его трактовки. Модернизм как идеологическое явление противопоставляется идеологии традиционного общества, основанной, во-первых, на доминировании традиции над инновацией, а, во-вторых, опирающейся на религиозное или мифологическое оправдание этой традиции». Научно-технический прогресс обусловил процесс изменения духовного мира человека, его психики, что привело к разрушению системы традиционных ценностей, к кризису культурной парадигмы. В конце XIX - начале XX веков многие европейские и русские философы, такие как Ф. Ницше, О. Шпенглер, Н. Бердяев, А. Белый и др., чутко улавливали процессы угасания традиционной духовности и осознавали глобальность надвигающегося перелома в культуре. Кризисное мироощущение обусловливает появление модернизма.

Другое понимание «модернизма» связано с именами Ж.-Ф. Лиотара, Х. Кюнга, Ю. Хабермаса и других мыслителей. Они рассматривают модернизм как мировоззрение, нацеленное на индивидуальность, провозглашающее активность субъекта, отстаивающее приоритеты рационалистического знания. Этот феномен модернизма, основывающийся на вере в разум, прогресс и научное знание сформировался в западно-европейской культуре в Новое время. Модернизм рубежа XIX-XX вв. настолько глубоко отличается от модернизма эпохи Нового времени, что, безусловно, подразумевает наличие какого-либо основания для существования одного названия столь разных феноменов. Если понимать модернизм как мировоззрение, ориентированное на отрицание традиционных основ, то хронологические рамки модернизма не будут иметь принципиального значения. Философское представление о феномене модернизма дает У. Эко и настаивает на существовании модернизма в любой эпохе. Модернизм рубежа XIX-XX веков создал тенденции, развитие которых привело к возникновению нового культурного направления, получившего название «постмодернизм». Модернизм начала прошлого столетия и постмодернизм в своей сущности представляют собой своеобразное отражение кризисного состояния западной цивилизации и ее духовной культуры. Непосредственно представители постмодернизма рассматривают его связь с модернизмом по-разному. Ж. Деррида полагает, что постмодернизм - это противоположный модернизму тип миросозерцания, означающий окончательное поражение модернизма, который «отличается стремлением к абсолютной власти».

Согласно Деррида, конец модернизма означает начало противоположного ему способа человеческого существования - постмодернистского. Радикальное отличие постмодернистского миросозерцания от модернистского, по мнению Деррида, заключается в том, что оно «не может быть выражено в традиционных формах греческого, христианского или другого мышления». Архитектура и философия. Интервью с Жаком Дерридой. - Ленинград-Париж: «Беседа», 1986. В основе постмодернистского мировоззрения лежит освобождение человека от потребности верить в бога.

Расплывчивость границ постмодернизма отмечают многие мыслители. Ж.-Ф. Лиотар, один из основоположников философского постмодернизма считает его частью модернизма. «Постмодерн помещается не после модерна и не против него; он уже содержался в модерне, только скрыто». Ж.-Ф. Переписать современность. // Ступени: Философский журнал. 1994. № 2

Приставка «пост» в термине «постмодернизм», по мнению Лиотара, указывает на критическое переосмысление постмодернизмом классической стадии эволюции новоевропейской культуры, поскольку современность, современная темпоральность несет в себе импульс перехода, перерастания в иное состояние, отличное от нее самой. Лиотар, рассматривая творчество европейских классиков, пришел к выводу, что и у Аристотеля постмодерн встречается до появления всякого модерна, и Дидро своим отрицанием всех предыдущих «великих повествований» представляет собой пример «воплощения постмодернизма».

Осознание глобальных перемен обусловило уже с конца XIX века в искусстве, особенно в символизме, предчувствие апокалиптической картины будущего. И в XX столетии продолжается переоценка системы ценностей, функцию обновления которых должен выполнить постмодернизм, с его поисками новых форм, связью с массовой культурой. Определение постмодернизма как продолжение модернизма дает У. Эко, находя общие для них черты в сближении с гуманитарной культурой, множественностью художественных кодов. Постмодернизм является определенным духовным состоянием общества и высказывает мысль о том, что черты постмодернизма можно найти в культуре любой эпохи, даже у Гомера. Постмодернизм - не хронологически фиксированное явление, а духовное состояние, подход к работе. В этом смысле правомерна фраза, что у любой эпохи есть собственный постмодернизм. Каждая эпоха в свой час подходит к порогу кризиса. Когда прошлое начинает тяготить, возникает модернизм, но и он приходит к своему пределу. Постмодернизм - это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности. Один и тот же художник может быть и модернистом и постмодернистом, если в его творчестве появляется ироническое переосмысление. Главной целью постмодернизма Эко видит разрушение привычных для предшествующей культуры разделений и дихотомий - реализма и ирреализма, формализма и содержательности, «чистого», элитарного и массового искусства.

Общая установка постмодернизма - на переломы, просветы, вырезы, края, трещины, обрывы. Постмодернизм в высшей степени современен. В высшей - потому что намеренно забегает вперед, опережает время, потому что высота, пик его в будущем. Гречко Л.К. Интеллектуальный импорт, или О периферийном постмодернизме. // Общественные науки и современность. 2000. №. 1 Подвергая радикальной критике действительность, модернисты обращались к трансцендентальному в поисках истинного идеала. Отвергая реалии существующего мира, они искали и создавали модели сверхмира. Модернизм был нацелен на поиск определенности и незыблемых оснований. Постмодернизм нацелен на повседневность, радикальный плюрализм, неопределенность. Расцвет постмодернизма свидетельствует, что современная западная цивилизация, ощущая необходимость обновления, подошла к какой-то переломной черте в своем развитии.

Вторая половина ХХ века характеризуется как время постмодернизма - нового периода в развитии культурно-исторического процесса. Что касается самого термина "постмодернизм", его толкование, истории возникновения и отношение к предыдущей модернистской культуры до сих пор нет четких и общепринятых определений. Существует множество различных концепций о характеристиках и хронологических рамок определения и описания постмодернизма, иногда высказывают прямо противоположные точки зрения.

Именно плюрализм и определяет принципиальное отличие постмодерновой культуры от предыдущих. Плюралистическая позиция, которая заключается не только в множественности мнений, точек зрения, научных концепций, но и в равноправия их существования, означает отказ от поиска и попыток ее отображения, что было характерно для культуры модернизма. При ситуации множественности и относительности мировоззрений и картин мира снимается проблема реальности, она исчезает. Это дает основание известному российскому исследователю постмодернизма М.Н. Эпштейну утверждать, что понятие "реальность" в современных научных концепциях настолько условным, что даже не используется без кавычек. Поэтому сформулировать общее всеобъемлющее представление о культуре постмодернизма слишком сложно. Исследователи постмодернизма, хотя и используют относительно единый понятийный аппарат и аналитический инструментарий, но в общем постмодернистском комплексе существуют отдельные течения или группы критиков с идейно-теоретическими и эстетическими ориентациями, которые существенно отличаются друг от друга.

Постмодернизм сформировался как теория искусства и литературы в ходе попыток освоить опыт различных неоавангардистських течений за весь период после Второй мировой войны. Возникновение постмодернизма как умонастроения человека последней четверти ХХ века связано с развитием технических средств массовых коммуникаций и несет на себе отпечаток разочарования в идеалах и ценностях эпохи Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, господство разума, безграничность человеческих возможностей.

Термин "постмодернизм" впервые было применено в 1917 году в работе Р. Паннвица "Кризис европейской культуры", а в 1934 году литературовед Ф. Где Онис использует его для обозначения реакции на модернизм. В 1947 году А. Тойнби в труде "Постижение истории" предоставляет термина "постмодернизм" культурологического значения, употребляя его как символ конца западного господства в религии и культуре. Статус понятия постмодернизм приобретает в восьмидесятые годы благодаря трудам Ж.-Ф. Лиотара, который распространил дискуссию о нем на сферу философии.

На сегодняшний день существует ряд подходов к сущности постмодерна. В частности, М. Н. Эпштейн главным фактором возникновения постмодернистской культуры рассматривает непрерывное рост количества циркулирующей в обществе информации. Человек на рубеже XX-XXИ столетия должен воспринять в десятки тысяч раз больше информации, чем это было 300-400 лет назад. Именно это придает постмодернистской культуре травматического характера, потому что индивид чувствует себя частью калекой, что способна соотносить себя с окружающей средой. Возникает новый тип чувственности, характеризующееся равнодушным, притуплённым отношением к существующему. Постмодернистский индивид открыт ко всему, но он воспринимает все как знаки, даже не пытаясь понять сущность явлений. Поэтому постмодернизм - культура быстрых и легких прикосновений, когда все воспринимается как цитата, условность, по которой невозможно найти основу. Сознательная ориентация на компиляцию и цитирование художественных произведений прошлых веков - одна из характерных черт постмодернизма. С этим связаны такие черты, как: смещение внимания с порождение нового на игру с уже созданным; отказ от представления о художнике как создателя; скепсис по отношению к оригинальности произведения; стирание различий между "высокой" и "массовой" культурой;

Художественный устремления постмодерна характеризуются как поиск альтернатив модернизму, которые привели к созданию новых образов, новых средств и материалов изображения. Так, в художественной практике произошел переход от заинтересованности объектами изображения к самому процессу их создания. Усиливается социальная направленность искусства (феминизм в искусстве, "искусство аутсайдеров" - этнических меньшинств). Активно развиваются направления, использующих образы массовой культуры; расцветает фотоискусство; большое влияние на творчество художников имеет развитие технологий (видео, компьютеров, Интернета).

Олицетворением постмодернизма в сфере художественного творчества можно считать концептуальное искусство (от лат. Соnceptus - идея, мысль, представление), что требует не эмоциональной реакции при его восприятии, а интеллектуального осмысления. Композиции в его произведениях состоят из "концептов" - предметов, символизирующих атрибуты современной цивилизации и выступают средствами ее философского постижения. Первая презентация произведений этого направления состоялась в

1969 году (США). Основные представители: Дж. Кошут, Д.Хюблер, Р.Берри, Я.Вильсон. Программным произведением концептуального искусства была статья Дж.Кошута "Искусство после философии", в которой он обосновывает исключительную роль искусства в современной культуре, но трактованного не у традиционном смысле. Художественное творчество должно выступать генерацией концептуальных моделей. Кредо концептуалистов - искусство не должно иметь ничего общего с конкретными объектами, физическая оболочка произведений должно быть зруйновна, поскольку главным является "сила идеи, а не материала" (Дж.Кошут). Концепты могут быть представлены через фрагменты текстовой информации, схемы или визуально-логические структуры. Концептуальное искусство представляет себя в таких формах, как видео-арт, инсталляция и перформанс.

Видео-арт (англ. Video art) использует для выражения художественной идеи возможности видеотехники, компьютерного и телевизионного изображения. Основателем видео-арта считается Н. Д. Пайк, другие представители: К Соньет, К. Ринке, Б. Науман и другие. В отличие от телевидения, апеллирует к массовому зрителю, видео-арт применяет телевизионную технику в хэппенинг. Оно возникло как отрицание засилье массовой культуры, олицетворением чего стало телевидение. Видео-арт можно не только, но и действовать в нем.

Инсталляция (от англ. Installation - установка, монтаж) формирование пространственных композиций из бытовых предметов, промышленных материалов. Главная цель установки - создание художественно-смыслового пространства, позволяет актуализировать смыслы и чувства, недоступные в обыденности; зритель становится активным участником, а не наблюдателем.

Перформанс (от англ. Performance - представление, выступление, спектакль) - направление современного искусства, в основе которого представление о творчестве как образ жизни. В перформансе произведением считаются сами действия художника, по которым наблюдают зрители в режиме реального времени. Существенное отличие перформанса от театра состоит в том, что в театре актеры представляют персонажей, а в перформансе создатели действий не представляют никого, кроме самих себя. Пионерами перформанса считают югославскую художницу Марину Абрамович и немецкого художника Йозефа Бойса, наиболее масштабной акцией которого была "7000 дубов" (1982 г..), Во время которой постепенно разбирались базальтовые блоки и высаживались деревья.

Также в рамках постмодернистского искусства формируются другие направления: хэппенинг, граффитизм, минимализм, соц-арт, оп-арт, поп-арт.

Хэппенинг (от англ. To happen - происходить, случаться) - театрализованная акция с участием самого художника и зрителя, преодолевает границу между ними. В отличие от перформанса, он не имеет четкого сценария, самим автором полностью не контролируются и основывается на импровизациях, включая случайности. Основатель этого направления - Джон Кейдж, который совершил первый хэппенинг в 1952 году; основные представители - Дж. Дайн, К.Ольденбург и другие. Идея Хеп-Пенинг выступает одним из проявлений постмодернистской концепции события как уникальной неповторимости. Этот вид искусства иногда называют "спонтанной бессюжетной театральным событием".

Граффитизм (от итал. Graffiti - изображения, рисунки или надписи на стенах или других поверхностях) - течение в американском живописи, характеризующееся переносом приемов и образов граффити в станковая живопись и графику. Отличительные особенности граффитизму - фантазия и яркое самобытность в сочетании с элементами городской субкультуры и искусством этнических групп. Представители Граффи-тизму: Крэш (Джон Матос), Дейз (Крис Элис), Футура 2000 (Лео-р Макгар) и другие.

Минимализм (от. Англ. Minimal art) или АВС-art - художественное течение, что исходит из необходимости минимизировать трансформацию материалов в творческом процессе, ориентируется на антидекоративнисть и отказ от изобразительности. Искусство минимал-арта отличается простотой и однообразием. Минималисты используют простые геометрические формы, очищенные от всякого символизма, смысловой нагрузки, промышленные материалы, нейтральные цвета. Цель творчества минималистов - выражение первичных объективных структур мироздания. Продукт творчества не должен иметь даже минимальной художественной ценности, в нем не должно быть никакой субъективности, особенно чувственности; поэтому минималистическое искусство еще характеризуют как "холодное искусство". Представители минимал-арта: Карл Андре, Дэн Флавин, Роберт Морис и другие.

Соц-арт возникает как пародия (ирония нашла свое проявление в названии самого направления) на официальное советское искусство и образы современной массовой культуры, хотя в нем иногда и проявляются элементы ностальгии. Представители этого направления стремились лишить зрителя от идеологических стереотипов. Соц-арт объединяет два понятия: соцреализм и поп-арт. Изобретателями соц-арта считаются московские художники Виталий Комар и Александр Меламид.

Оп-арт (сокращенно от англ. Optical art) - оптическое, или визуальное искусство, ориентированное на моделирование пространства и движения нетрадиционными для искусства средствами и рассчитано на оптический эффект. Теоретик этого художественного направления С.Тиллим считает его основной целью создания оптической иллюзии одновременного приближения и удаления планов динамического пространства за счет особой организации цветных фигур. В идеале при длительном рассмотрении произведений оп-арта должна возникать особый визуальный эффект движения элементов композиции, динамики, хотя само произведение остается статичным. Художник как бы играет со зрителем, заставляя свои образы мерцать и пульсировать. Основные представители опт-арта В. Вазарели, Б.Райли, Р. Анушкевич.

Поп-арт (от англ. Popular - популярный, народный) - направление, стремится к преодолению дистанции между элитарной и массовой культурой. Его представители: ДжДжонс, Р.Раушенберг, Р.Гамильтон, Дж.Дайн и др. Поп-арт выступил своеобразной реакцией на классический элитарный абстракционизм, понимание которого требовало от зрителя значительного уровня подготовки. Поп-арт критикует отказ от фигуративности, беспредметность, требуя возвращения к объекту, реальности - но уже не абстрактной, а не стилизованной, а к конкретному предмету. Представители поп-арта считали, что художественную ценность можно найти в любом предмете, используя и комбинируя в своих композициях объекты разного плана.

Подробнее с характеристикой основных течений искусства второй половины ХХ века можно ознакомиться в работах: В.Г.Власов "Стили в искусстве", СПб., 1995. Т.1; Борев Ю. Эстетика. -, 2002.

19:28

История появления Постмодернизма в искусстве:

Постмодернизм явился результатом отрицания отрицания. В свое время модернизм отверг классическое, академическое искусство и обратился к новым художественным формам. Однако по прошествии множества лет сам стал классикой, которая привела к отрицанию традиций модернизма и возникновению нового этапа художественного развития в образе постмодернизма, провозгласившего возврат к предмодернистским формам и стилям на новом уровне.

Постмодернизм (фр. postmodernisme - после модернизма) - термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется для характеристики комплекса стилей в художественном искусстве.

Постмодерн - состояние современной культуры, включающее в себя пред-постнеклассическую философскую парадигму, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.

В начале ХХ века классический тип мышления эпохи модерна меняется на неклассический, а в конце века - на постнеклассический. Для фиксирования ментальной специфики новой эпохи, которая кардинально отличалась от предшествующей, требуется новый термин. Современное состояние науки, культуры и общества в целом в 70-е годы прошлого века было охарактеризовано Ж.-Ф. Лиотаром как «состояние постмодерна». Зарождение постмодерна проходило в 60-70-е гг. ХХ века, оно связано и логически вытекает из процессов эпохи модерна как реакция на кризис её идей, а также на так называемую смерть супероснований: Бога (Ницше), автора (Барт), человека (гуманитарности).

Особенности Постмодернизма в искусстве:

Сформировавшись в эпоху преобладания информационных и коммуникационных технологий, теоретических знаний, широких возможностей выбора для каждого индивида, постмодернизм несет на себе печать плюрализма и терпимости, в художественном проявлении вылившихся в эклектизм. Его характерной особенностью стало объединение в рамках одного произведения стилей образных мотивов и приемов, заимствованных из арсенала разных эпох, регионов и субкультур. Художники используют аллегорический язык классики, барокко, символику древних культур и первобытных цивилизаций, творя на этой основе собственную мифологию, соотнесенную с личными воспоминаниями автора. Произведения постмодернистов представляют собой игровое пространство, к котором происходит свободное движение смыслов – их наложение, перетекание, ассоциативная связь. Но включив в свою орбиту опыт мировой художественной культуры, постмодернисты сделали это путем шутки, гротеска, пародии, широко используя приемы художественного цитирования, коллажа, повторения.

Идя по пути свободного заимствования из уже существовавших и существующих художественных систем, постмодернизм как бы уравнивает их в правах, значимости и актуальности, создавая единое мировое культурное пространство, охватывающее всю историю духовного развития человечества.

Мастера Постмодернизма:

Сандро Киа, Франческо Клементе, Мимо Паладино, Карло Мария Мариани, Убальдо Бартолини, Луиджи Онтани, Омар Галлиани, Никола де Мария и другие.

Эти созвучные стили живописи часто путают между собой. Чтобы начинающий художник и любой другой человек, интересующийся искусством, мог свободно ориентироваться в направлениях, а так же уметь отличать их друг от друга, наша художественная школа предлагает Вам ознакомиться с данной статьей, а так же посетить увлекательные мастер-классы «Живопись Маслом». Вместе мы сможем не только рассмотреть разные стили живописи с их особенностями, но и самостоятельно реализовать свой потенциал в тех или иных течениях с применением специальных художественных техник.

Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославовича с половцами. 1848-1926.

Итак, начнем с модерна, который сегодня остается популярным и востребованным в мире за счет своей оригинальной эстетики.

МОДЕРН

Модерн в живописи – это сюжеты, наполненные характерными для символизма образами. Их сложный ритм сочетают в линейной композиции с оригинальными декоративными элементами.

Первым и главным признаком данного стиля является специфическая плавность форм. Мы видим вытянутые, растущие в высоту фигуры, с четкими выделенными контурами на одноцветной поверхности. Рассматривая работы известных художников модерна, стоит приглядеться, и вы заметите, что на них нет привычного эффекта глубины. Изображения выглядят плоскими, словно это настенные аппликации.

Изначально, когда модерн в живописи только набирал обороты, его представители использовали экзотические растительные мотивы, причудливые орнаменты и узоры. Не редко в их сплетении на холстах возникали женские фигуры или мистические существа. Это символ, некая аллегория на главную тему картины, например любви, греха, смерти или войны. Важно отметить, что язык стиля формировался долгие годы, во многом не без идей символистов из Франции и России. В каждой стране он именовался по-разному. Это вам и ар нуво, и югендстиль, и сецессион.

Модерн в живописи представлен работами таких культовых личностей как П. Гоген и П. Боннар, Г. Климт и Э. Мунк, М. Врубель и В. Васнецов.

Поль Гоген. Две таитянки

Михаил Врубель. Шестикрылый Серафим. 1904.

Не путайте живописцев модерна и художников-модернистов.

МОДЕРНИЗМ

Модернизм – это некая совокупность разных стилей, которые основаны на индивидуальности взгляда автора, на свободе его мысли и внутренних эмоций. В целом, модернизм в живописи позиционирует себя как отдельное крупное течение, которое отказалось от привычных классических традиций. Художники перечеркнули свой исторический опыт. Они пытались найти новое начало в искусстве, обновить восприятие и понимание живописи в социуме.

К наиболее известным модернистским течениям относятся такие стили, как авангардизм , примитивизм, кубизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм и абстракционизм. Каждый из них преследует свою цель, имея в основе оригинальную философскую идею или мысль.

Авангардизм возник на почте модернизма в Европе в 1905-1930 годах. Цель этого течения — приобретения свободы по средствам художественных приемов. Работы авангардистов отличаются вызывающими, откровенными идеями и сценами.

Казимир Малевич . Супрематизм .

Примитивизм в живописи – это намеренное искажение образов, методом упрощения. В некотором смысле данный стиль подражает первичным, примитивным этапам развития живописи. Детская интерпретация человеческой сущности, обрисованная мелкими деталями, сделала этот стиль популярным среди художников самоучек. Однако наивное, легкое искусство без четких рамок и классических приемов серьезно повлияло на творчество маститых творцов. Примитивизм в живописи, в формах и образах отнюдь не связан с примитивностью содержания картины. Какие-то невзначай брошенные мелочи в сюжетах могут рассказать об очень важных внутренних эмоциях героя на холсте.

Нико Пиросмани. Актриса Маргарита. 1909.

Кубизм основывается на сдвиге форм образов, их деформации и разложении на геометрические элементы. Концепция картин стала доминировать над художественной ценностью. Именно это течение определило развитие искусства на ближайшие десятилетия.

Л. Попова. Портрет философа. 1915.

Сюрреализм в живописи возник в результате литературных трудов, посвященных формированию сознания человека. Мысль о существование разума и души за пределами реального мира, изучение бессознательного, а так же феномена сна и абсурдных явлений дало художникам новые темы для работ. Главный смысл этого стиля – отстранение от привычного осознанного творчества. Сюрреализм в живописи – это образы и сюжеты, взятые из глубин собственного подсознания. Посему картины этого плана полны причудливыми галлюцинациями.

Сальвадор Дали. Постоянство памяти. 1931.

Как и сюрреализм, футуризм в живописи берет свои идеи из литературы. Разрушение стереотипов и демонстрация урбанистического будущего – вот главная идея этого стиля. Стремительное движение в будущее, желание избавиться от старых норм, вырваться из пережитков прошлых столетий и попасть в мир более организованный и последовательный, видно в каждой работе художников данного течения. Футуризм в живописи русских авторов несколько отличается от картин европейских последователей этого направления. Главным образом слиянием с принципами кубизма.

Умберто Боччони. Состояния души II: Те, кто ушли. 1911.

Экспрессионизм в живописи – это протест против мира. Это внутреннее острое восприятие окружения, отчуждение человека, его духовное крушение. Стиль возник в преддверии войны, поэтому не удивительно, что холсты насыщенны деформацией, особым колоритом и резкими диссонансами. Экспрессионизм в живописи не что иное, как передача конкретной эмоции, драматизм понимания своих переживаний.

Эдвард Мун. Крик. 1893.

Абстракционизм в живописи – полный отказ от действительной передачи образов направлен на создание своеобразных ассоциаций у зрителя, путем сочетания на холсте разных геометрических фигур конкретных оттенков. Абстракционизм в живописи нацелен на гармонию композиции, ведь любой предмет под разным углом может иметь разные формы и оттенки. Это течение — последняя стадия проявления модернизма, так называемое нефигуративное искусство.

Тео ван Дусбург. Контркомпозиция V. 1924

ПОСТМОДЕРНИЗМ

Уже из названия понятно, что постмодернизм пришел на смену модернизму, непонятному широким кругам и попавшему под руку скептических критиков. Он имеет уникальные типологические признаки. Во-первых, постмодернизм в живописи – это наличие готовой формы. Художники заимствуют образы из классических традиций, но дают им новую интерпретацию, свой эксклюзивный контекст. Не редко постмодернисты комбинируют формы из разных стилей, иронизируя над миром, а так же оправдывая тем самым свою вторичность.

Следующим важным отличием является отсутствие каких-либо правил. Данное течение не диктует автору критерии для самовыражения. Творец вправе выбрать любую форму и манеру исполнения своей работы. Обратите внимание, что такая свобода стала основой для свежих творческих идей и направлений в искусстве. Именно постмодернизм в живописи является предпосылкой к возникновению художественных инсталляций и перформансов. Данное течение не имеет четких особенностей в технике, и сегодня является наиболее крупным и популярным на мировой арене.

Paul Salvator Goldengreen. The Painter Prince.

Художественная школа «Живопись Маслом» активно содействует в поиске своего стиля начинающим художникам и любителям.