Пословицы даля и их толкование. Определения, что такое пословица. Русские народные пословицы и поговорки

Дать определение понятию «пословица» пытались многие великие люди, в том числе В. И. Даль, М. И. Снегирев, С. И. Ожегов. Каждый трактовал по-своему, но суть одна. В данной статье мы привели разные определения , научные и современные. Это позволит составить полное представление о том, что такое пословица.

Определения из Толковых словарей

Толковый словарь Ушакова:

Пословица — это краткое образное законченное изречение, обычно ритмичное по форме, с назидательным смыслом. Русские пословицы лучшие и выразительнейшие из всех пословиц в мире.

Большой толковый словарь русского языка:

Меткое, образное изречение,обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл.

Толковый словарь С. И. Ожегова:

Краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.

Толковый словарь В. И. Даля:

Пословица — краткое изреченье, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть особь языка, народной речи, не сочиняется, а рождается сама; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или простой оборот речи.

Словарь-справочник лингвистических терминов (Розенталь Д. Э., Теленкова М. А.):

Образное законченное изречение, имеющее назидательный смысл, обычно характеризующееся особым ритмо-интонационным и фонетическим оформлением (параллелизм построения, стихотворный размер, звуковые повторы, рифма и т. п.). Примеры: Береги колхоз, получишь хлеба воз. Волков бояться - в лес не ходить. Любишь кататься - люби и саночки возить. На трактор надейся, а коня не бросай. Неправдою свет пройдешь, да назад не воротишься. Попытка не пытка, а спрос не беда. Согласного стада и волк не берет. Ученье - свет, а неученье - тьма.

Русский толковый словарь В. В. Лопатина:

Краткое народное изречение, законченное высказывание с назидательным смыслом. Войти в пословицу — значит стать общеизвестным, прославиться.

Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой:

Пословица — меткое образное изречение, обычно ритмичное по форме, обобщающее, типизирующее различные явления жизни и имеющее назидательный смысл.

Словарь литературоведческих терминов (С. П. Белокурова):

Пословица — жанр устного народного творчества, вошедшее в речевой обиход законченное меткое образное изречение, применимое к самым разным жизненным ситуациям и имеющее поучительный смысл. Пословицы обычно ритмически организованы. По происхождению делятся на народные (фольклорные) и авторские (крылатые слова). Например: «На нет и суда нет», «Дурная голова ногам покоя не дает», «Всякий дом хозяином держится», «Век живи — век учись»; «Злые языки страшнее пистолета» (А. С. Грибоедов).

Из литературоведческого словаря:

Краткое образное выражение с назидательным смыслом. Пословица часто имеет одновременно и буквальный и переносный (образный) план. Пословица может выполнять самые разные функции: подтверждать какой-либо жизненный факт (именно так бывает), давать оценку (это хорошо, а то плохо), рекомендовать, как поступать в том или ином случае (действуй так, а не иначе) и т. д. Возникновение многих пословиц связано с реальными историческими событиями (Вот тебе, бабушка, и Юрьев день; Москва от копеечной свечки сгорела). Образность пословиц часто связана с реалиями быта, повседневной жизни (Лестницу надо мести сверху, а не снизу; Клин клином вышибают). Пословица, имеющая характер совета, рекомендации, выступает в форме побудительного предложения (Любишь кататься - люби и саночки возить; На Бога надейся, а сам не плошай). Пословица со временем, утратив часть своего словесного выражения, может стать фразеологизмом.


Определение для школьников, для детей

Детям и школьникам понятны будут определения пословицы , взятые из Толкового словаря Ушакова или Русского толкового словаря Лопатина. Широким и понятным для детей, на наш взгляд, является толкование из литературоведческого словаря.

Взрослый может составить собственное определение пословицы, опираясь на прочитанную информацию. Например : Пословица — это произведение фольклора, краткое, мудрое изречение. Текст пословицы состоит из одного предложения. Или : Пословица — это краткое народное изречение, законченное высказывание с поучительным смыслом, ритмичное и меткое выражение.

Примеры пословиц

Весна красна цветами, а осень пирогами
Сломить дерево – секунда, а вырастить — целый год.
Приласкаешь собаку, не пойдет с тобой в драку.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Без труда не выловить и рыбку из пруда.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Что написано пером, того не вырубишь топором.
Любишь кататься - люби и саночки возить.

Определение из книги В. И. Даля «Пословицы и поговорки русского народа»


Пословица – коротенькая притча; сама же она говорит, что «голая речь не пословица». Это – суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности. Пословица – обиняк, с приложением к делу, понятый и принятый всеми. Но «одна речь не пословица»: как всякая притча, полная пословица состоит из двух частей: из обиняка, картины, общего суждения и из приложения, толкования, поучения; нередко, однако же, вторая часть опускается, предоставляется сметливости слушателя, и тогда пословицу почти не отличишь от поговорки. Вот примеры полных пословиц: «Во времени пождать, у бога есть что подать»; «Всякая рыба хороша, коли на уду пошла»; «Лазил черт за облаками, да оборвался»; «Нет в тебе, так не ищи на селе» и пр.

При таком понятии о пословице мы должны согласиться, что она не сочиняется, а вынуждается силою обстоятельств, как крик или возглас, невольно сорвавшийся с души; это целые изречения, сбитые в один ком, в одно междометье. Сборник же пословиц – свод народной опытной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдания, радость и веселие, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый. «Что не болит, то и не плачет»; что не дошло до народа, не касалось житья-бытья его, то не шевелило ни ума, ни сердца его, и того в пословицах нет; что впуталось, добром либо лихом, в быт его, то найдете и в пословице. А чтобы распознать это и дойти до верных посему заключений о быте народном, нужен не цветник пословиц, не выборка того, что нам нравно, а полный сборник, хотя бы целая четверть его, как помянуто выше, и не приходилась по нашему вкусу. «Вкрасне и всяк нас полюбит, а полюби-ка вчерне».

Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Пословица — сжатое, общеупотребительное изречение, живущее в народной речи. Содержание пословиц настолько разнообразно, что дать их определение на основании этого признака едва ли возможно; обыкновенно - это общее суждение или наставление, относящееся к какой-нибудь стороне жизни.

Форма пословиц - если не считать ее обязательной афористической краткости - также не представляет собой чего-либо постоянного. «Формальная двучленность» пословиц может считаться ее отличительным признаком только при сравнении ее с поговоркой: пословица. двучленна, как всякое логическое предложение; поговорка - одна часть суждения, напоминающая о нем - всегда одночленна. Наиболее характерный признак пословицы - ее роль в обиходе, ее употребление.

По происхождению пословица аналогична с другими элементарными произведениями народного творчества; личные и групповые моменты связаны в ее создании неразрывно; меткое определение, удачное сравнение, сжатая и ясная формула могут принадлежать одному человеку, но в состав народной речи вводит их только употребление в аналогичных случаях; в этом только смысле и верно замечание Даля, что пословица «не сочиняется, а рождается сама».

С этой точки зрения нет разницы между пословицей, перешедшей в речь из Библии или из басни Крылова, и чисто народной пословицей, происхождение которой неизвестно: как та, так и другая стала пословицей лишь с тех пор как ее можно найти в обороте, с тех пор как она, так сказать, потеряла автора и сделалась элементом народной речи и народного мышления.

Мысли о пословицах

«Пословицы будем мы рассматривать как художественные произведения родного слова, выражающие быт народа, его здравый смысл и нравственные интересы». Ф. И. Буслаев

«Пословица — не есть какое-нибудь вперед поданное мнение или предположение о деле, но уже подведенный итог делу, отстой уже перебродивших и кончившихся событий, окончательное извлечение силы дела из всех сторон его, а не из одной». Н. В. . Гоголь. Писатель также подчеркивал, что пословицы представляют собой результат длительных наблюдений народа, его коллективный опыт.

«Когда народ начинает наблюдать и размышлять, тогда у него появляются плоды его наблюдений и размышлений в кратких, резких и замысловатых изречениях, кои обращаются в пословицы». Эти пословицы «составляют мирской приговор, общее мнение». Пословицы важны «для истории ума человеческого; ибо в них отсвечивается внутренняя жизнь народа, отличительные его свойства и господствующие в нем мнения, тесно соединяется настоящее с прошедшим и будущим, семейный его быт с народностью, а народность с человечеством». «…Пословицы, будучи тесно связаны с историею языка и народа, могут служить памятниками различных обстоятельств народных и пособиями для истории». И. М. Снегирев

Разнообразие определений пословиц может нам поведать о неоднородности самих пословиц. Они различны по образности, композиции, синтаксису, происхождению во времени, среде возникновения и т. д.

«Пословицы и поговорки русского народа» — одна из самых знаменитых работ русского этнографа и писателя Владимира Ивановича Даля . В труде, опубликованном в 1862 году, содержится более тридцати тысяч поговорок, загадок и пословиц.

Собранные изречения дают представление о культуре, быте и жизненной философии русского народа. Также издание является памятником устной и письменной речи XIX века. Все поговорки записаны живым народным языком, а также представлены термины и фразеологические обороты, касающихся ремесел. Дополнительными источниками для книги послужили сборники XVIII века, частные записки, работы Д. Княжевича и И. Снегирева. Этот вспомогательный материал составил пятую долю «Пословиц и поговорок русского народа».

В своей работе Даль отказывается от увлечения терминологией и предоставляет читателю самостоятельно вникать и рассуждать над смыслом того или иного изречения. Себя автор именует «собирателем». Книгу предваряет вступительная статья – «Напутное». Остальной объем посвящен непосредственно образцам малого фольклора.

При составлении книги, Даль проделал колоссальную работу: собирал фразы на слух, в устной беседе. Использовать уже опубликованные пословицы необходимо было с осторожностью, встречались «пустые», «искаженные» выражения. Необходимо было отбраковывать фразы с опечатками или признаками недоразумений. Это сопрягалось с риском исключить из собрания аутентичные изречения. Таким образом, основная часть сборника посвящена записанным среди народа фразам.

Даль определяет пословицу как «невольно сорвавшийся возглас», который невозможно сочинить специально. Это крылатые фразы, которыми пользовались на всей территории проживания русского народа. Люди изобретали поразительно удачные слова и способы выражения мысли.

Также Даль распределил собранные фразы по тематическим группам. В книге можно найти изречения о Боге и вере, о счастье, богатстве и удаче, о добре и зле, о семье и животных, а также о многих других аспектах жизни духовной им материальной, включая стихии природы, земледелие, фразы о причудах. Всего представлено 178 тем, охватывающих всю картину мира, современного Далю человека. Кроме того в книге есть загадки, скороговорки, прибаутки.

Фольклор существовал еще в дописьменную эпоху. Изучение собрания Даля дает историческое представление о жизни и поверьях людей, о менталитете и общей культуре народа.

Даль Русские пословицы и поговорки: читать и скачать

Мы составили 2 сборника пословиц Даля, на основе имеющейся информации в открытых источниках, и записали их на Яндекс-диск в формате.doc. Для того чтобы скачать пословицы, пройдите по указанным ссылкам и нажмите «Скачать»

В. И. Даль «Пословицы и поговорки русского народы (по темам):

В. И. Даль «Пословицы и поговорки русского народы (темы в алфавитном порядке):

Пословицы Даля по темам:

Здесь же просто перечислим темы-подгруппы , на которые Владимир Иванович Даль поделил русские пословицы и поговорки в своей книге:

Баба – женщина, Бережь – мотовство, Бог – вера, Богатство – достаток, Богатство – убожество, Божба – клятва – порука, Болтун – лазутчик, Брань – привет, Былое – будущее.

Вера – грех, Вера – исповедание, Вера (загадки), Верное – вестимое, Верное – надежное, Вина – заслуга, Воля – неволя, Воровство – грабеж, Вселенная.

Где, Горе – беда, Горе – обида, Горе – утешение, Гость – хлебосольство, Грамота, Гроза – кара, Гульба – пьянство.

Далеко – близко, Двор – дом – хозяйство, Девичьи гаданья, Дети – родины, Дни, Добро – милость – зло, Докука, Достаток – убожество, Драка – война, Друг – недруг.

Езда – повозка.

Жених – невеста, Животное — тварь, Жизнь – смерть.

Забота – опыт, Зависть – жадность, Загадки, Задор – гульба – беспутство, Займы, Закон, Запас, Звания – сословия, Здоровье – хворь, Земледелие.

Игры – забавы – ловля, Изуверство – раскол, Изуверство – ханжество.

Kapa – гроза, Кабы – если б, Казна, Кара – милость, Кара – ослушание, Кара – потачка, Кара – признание – покорность, Кара – угроза, Клевета – напраслина, Клич носячих, Конанье (жеребий).

Любовь – нелюбовь.

Месяцеслов, Мир – ссора – спор, Много – мало, Молва – слава, Молодость – старость, Мошенничество – воровство, Муж – жена.

Надзор – хозяин, Название – имя – кличка, Народ – мир, Народ – язык, Наследство – подарок, Начало – конец, Начальство – приказ – послушание, Начальство – служба, Неправда – ложь, Неправда – обман, Нечаянность – расплох.

Одиночество, Одиночество – женитьба, Оплошность – расторопность, Опрятность, Осторожность.

Память – помни, Пища, Повод – причина, Погода – стихии, Поиск – находка, Покой – движение, Помощь – кстати, Пора – мера – успех, Пословица – поговорка, Похвала – похвальба, Правда – кривда, Правда – неправда – ложь, Праздник, Приговорки – прибаутки, Признательность, Приличие – вежество – обычай, Припевы, Присказки, Причина – отговорка, Причина – следствие, Причуда, Простор – теснота, Проступок – грех, Просьба – согласие – отказ, Прямота – лукавство, Путь – дорога, Пьянство.

Работа – праздность, Радость – горе, Раздумье – решимость, Растение – земледелие, Ремесло – мастеровой, Ремесло – снаряд, Род – племя, Родина – чужбина, Розное – одно, Русь – родина.

Свадьба, Сватовство, Свое – чужое, Своеобычие, Семья – родня, Сказка – песня, Скороговорки, Скот – животное, Смелость – отвага – трусость, Смех – шутка – веселье, Смирение – гордость, Соблазн – искушение, Соблазн – пример, Сознание – улика, Сон, Сосед – рубеж, Ссора – брань – драка, Стихии – явления, Строгость – кротость, Суд – лихоимство, Суд – правда, Суд – приказный, Судьба – терпение – надежда, Суеверия – приметы, Сущность – наружность, Счастье – удача, Счет.

Тайна – любопытство, Терпение – надежда, Тишина – шум – крики, Тлен – суета, Толк – бестолочь, Торговля, Тороватость – скупость, Трусость – бегство.

Убийство – смерть, Угода – услуга, Ум – глупость, Умеренность – жадность, Упорство, Условие – обман, Услуга – отказ, Ученье – наука.

Хорошо – худо.

Царь, Цвет – масть.

Человек, Человек – приметы, Честь – почет, Чудо – диво – мудреное.

Щегольство.

Жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом, в ритмически организованной форме («Что посеешь, то и пожнешь»). Словарь по культурологии

  • пословица - ПОСЛ’ОВИЦА, пословицы, ·жен. Краткое образное законченное изречение, обычно ритмичное по форме, с назидательным смыслом. «Русские пословицы лучшие и выразительнейшие из всех пословиц в мире.» Достоевский. Толковый словарь Ушакова
  • пословица - Самый малый жанр устного народного творчества, вошедшая в оборот форма изречения, укладывающаяся в одно грамматически и логически законченное предложение, нередко ритмизированное и подкрепленное рифмой: «Всяк молодец на свой образец». Этнографический словарь
  • ПОСЛОВИЦА - ПОСЛОВИЦА - жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме ("Что посеешь, то и пожнешь"). Большой энциклопедический словарь
  • Пословица - Сжатое, общеупотребительное изречение, живущее в народной речи. Содержание пословиц настолько разнообразно, что дать их определение на основании этого признака едва ли возможно; обыкновенно - это общее суждение или наставление... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • пословица - орф. пословица, -ы, тв. -ей Орфографический словарь Лопатина
  • пословица - Пословица, пословицы, пословицы, пословиц, пословице, пословицам, пословицу, пословицы, пословицей, пословицею, пословицами, пословице, пословицах Грамматический словарь Зализняка
  • пословица - ПОСЛОВИЦА -ы; ж. Меткое, образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл. Русские пословицы и поговорки. Привести в назидание пословицу: "Жили в тесноте, да не в обиде". Войти в пословицу (стать общеизвестным). Толковый словарь Кузнецова
  • пословица - сущ., кол-во синонимов: 9 адагия 2 афоризм 13 изречение 26 паремия 6 помудрушка 4 присловица 2 присловка 3 присловье 11 фразеологизм 15 Словарь синонимов русского языка
  • пословица - ПОСЛОВИЦА, ы, ж. Краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм. Русские пословицы и поговорки. П. не мимо молвится (посл.). Войти в пословицу 1) стать общеизвестным благодаря своей характерности. Толковый словарь Ожегова
  • Пословица - Краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи, образное изречение народа. Обладает способностью к многозначному употреблению по принципу аналогии. Большая советская энциклопедия
  • ПОСЛОВИЦА - (греч. paroima, лат. adagium) - один из древних дидактических жанров фольклора, а именно краткое и легко запоминающееся изречение: а) бытующее в народном языке, б) выражающее житейскую мудрость (моральные или технические предписания... Большой психологический словарь
  • пословица - -ы, ж. Меткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл. [Бабушка] говорит языком преданий, сыплет пословицы, готовые сентенции старой мудрости. И. Гончаров, Обрыв. Малый академический словарь
  • пословица - пословица ж. Меткое образное изречение, обычно ритмичное по форме, обобщающее, типизирующее различные явления жизни и имеющее назидательный смысл. Толковый словарь Ефремовой
  • Материал из ТолВИКИ


    1. Без дела жить, только небо коптить.
    2. Без труда не вынешь рыбку из пруда.
    3. В ком добра нет, в том и правды мало.
    4. Век живи – век учись.
    5. Всё минется, одна правда останется.
    6. Всяк кулик своё болото хвалит.
    7. Всяк правду ищет, да не всяк её творит.
    8. Всякая работа мастера хвалит.
    9. Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут.
    10. Всякому мила своя сторона.
    11. Где выросла сосна, там и красна.
    12. Глупый осудит, а умный рассудит.
    13. Говорит бело, а делает черно.
    14. Голова хвоста не ждёт.
    15. Грамоте учиться всегда пригодиться.
    16. Дело мастера боится (а иной мастер дела боится).
    17. Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.
    18. Добрая слава до порога, а худая за порог.
    19. Доброе братство милее богатства.
    20. Доброе дело – правду говорить смело.
    21. Доброе начало – половина дела.
    22. Доброта без разума пуста.
    23. Добрый конец всему делу венец.

    24. Долго рассуждай, да скоро делай!
    25. Друг - великое дело: не скоро добудешь.
    26. Друга на деньги не купишь.
    27. Дружба дружбой, а служба службой.
    28. Думают думу без шуму.
    29. За правое дело стой смело!Всякий гриб.png
    30. За учёного двух неучёных дают, да и то не берут.
    31. Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт.
    32. Зла за зло не воздавай.
    33. И птица, выкормив птенца, его летать учит.
    34. И сила уму уступит.
    35. Из малого выходит великое.
    36. Из одного дерева икона и лопата.
    37. Капля камень долбит.
    38. Корень учения горек, да плод его сладок.
    39. Красна птица перьем, а человек ученьм.
    40. Кстати промолчать, что большое слово сказать.
    41. Кто больше знает, тому и книги в руки.
    42. Кто в деле, тот и в ответе.
    43. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
    44. Кто за правду горой, тот истый герой.
    45. Кто как постелится, так и выспится.
    46. Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.
    47. Лучше ногою запнуться, нежели языком.
    48. Лучше своё отдать, чем чужое взять.
    49. Людей не осуждай, а за собой примечай!

    50. Мир вам, и я к вам. Где лад. Там и клад!
    51. Много всего говорится, да не всё в дело годится.
    52. Молодому врать вредно, старому непотребно.
    53. Муравей не велик, а горы копает.
    54. На всякого Егорку есть своя поговорка
    55. На свете не без добрых людей.
    56. На чужой стороне и весна не красна.
    57. Наука учит только умного.
    58. Наши пряли, а ваши спали.
    59. Не Боги горшки обжигают.
    60. Не всякое слово в строку.
    61. Не красна книга письмом, а красна умом.
    62. Не место человека красит, а человек место.
    63. Не начавши думай, а начавши делай.
    64. Не разгрызёшь ореха, так и не съешь ядра.
    65. Не то дорого, что красного золота, а дорого, что доброго мастерства.
    66. Не трудно сделать, да трудно задумать.
    67. Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.
    68. Новых друзей наживай, а старых не теряй.
    69. Одной пчеле Бог сроду открыл науку.
    70. От умного научишься, от глупого разучишься.
    71. Пень не околица, глупая речь не пословица.
    72. Повторенье – мать учения.
    73. Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.
    74. Пословица недаром молвится.
    75. Правда прямо идёт, а ни обойти её , ни объехать.

    76. Правда светлее солнца.
    77. Праздность – мать пороков.
    78. Ранняя пташка носок прочищает, а поздняя глаза продирает.
    79. Своя земля и в горсти мила.
    80. Сделав худо, не жди добра.
    81. Сегодняшней работы на завтра не покидай!
    82. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
    83. Слово не воробей: вылетит не поймаешь.
    84. Совралось – как с языка сорвалось.
    85. Старая пословица век не сломится.
    86. Старый друг лучше новых двух.
    87. Терпение и труд – всё перетрут.
    88. Тому тяжело, кто помнит зло.
    89. Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
    90. Ум да разум надоумят сразу.
    91. Учёный водит, неучёный следом ходит.
    92. Ученье – свет, а неученье – тьма.
    93. Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.
    94. Хлеб за брюхом не ходит.
    95. Хорошая пословица в лад да в масть.
    96. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!
    97. Худой мир лучше доброй ссоры.
    98. Чему учился, тому и пригодился. Знай больше, а говори меньше.

    © Филиппов А. Н., составление, 2017

    © Кириленко Ю. П., предисловие, 2017

    © Издание, оформление. ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2017

    Пословица несудима

    Владимир Иванович Даль известен широкому кругу читателей прежде всего как создатель знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» – богатейшей сокровищницы русского слова.

    Не менее примечательным трудом Даля является его сборник «Пословицы русского народа», включающий более тридцати тысяч пословиц, поговорок и метких слов.

    Удивительно происхождение великого ученого, хотя в те далекие времена многие европейцы – немцы, французы, скандинавы – считали за благо перейти на службу русскому царю и новому отечеству.

    Писатель, этнограф, лингвист, врач, Владимир Иванович Даль родился 22 ноября (по старому стилю – 10 ноября) 1801 года в Луганске Екатеринославской губернии. Отец – Иоганн Христиан Даль – датчанин, принявший российское подданство, был врачом, лингвистом и богословом, мать – Мария Христофоровна Даль (урожденная Фрейтаг) – полунемка, полуфранцуженка. Отец Даля стал патриотом всего русского. Полюбив Россию, он и в своих детях стремился развить любовь к русскому языку, культуре, искусству.

    В 1814 году Владимир Даль поступил в Петербургский Морской кадетский корпус. Окончил курс, служил во флоте в Николаеве, затем – в Кронштадте. Выйдя в отставку, поступил на медицинский факультет Дерптского университета, окончил его в 1829 году и стал хирургом-окулистом.

    И снова – военная служба. В 1828 году началась двухлетняя русско-турецкая война, и Даля призвали в армию. Он участвовал в переходе русской армии через Балканы, непрерывно оперируя раненых в палаточных госпиталях и непосредственно на полях сражений. Дарование Даля-хирурга высоко оценивал выдающийся русский хирург Пирогов. В 1831-м, во время похода против поляков, Владимир Иванович отличился при переправе через Вислу. Он впервые применил электрический ток во взрывном деле, заминировав переправу и подорвав ее после отступления русских войск за реку. За это император Николай I наградил В. И. Даля орденом – Владимирским крестом в петлице.

    Собирать слова и выражения русского народного языка Даль начал с 1819 года. Еще в Морском корпусе он занимался литературой, писал стихи. Проезжая однажды по Новгородской губернии, он записал заинтересовавшее его слово «замолаживать» («иначе пасмурнеть, клониться к ненастью»). И с тех пор, странствуя по огромным просторам России, Владимир Иванович не расставался со своими записями, пополняя их новыми словами, меткими изречениями, пословицами и поговорками, накопив и обработав к концу жизни двести тысяч слов!

    Необходимо особо отметить его знакомство и дружбу с Пушкиным. В этом немалую роль сыграли работа Даля над словарем и собирание им пословиц. Даль и позднее вспоминал о том, с каким энтузиазмом Пушкин говорил о богатствах русских пословиц. По свидетельствам современников, великий поэт, собственно, и укрепил Даля в его намерении собирать словарь живого народного языка.

    Александр Сергеевич и Владимир Иванович не раз делили тяготы нелегких путешествий по дорогам России, ездили по местам пугачевских походов.

    В трагические январские дни 1837 года Даль, как близкий друг и как врач, принял самое деятельное участие в уходе за смертельно раненным Пушкиным. Именно к Далю были обращены слова умирающего: «Жизнь кончена…» Ему благодарный поэт подарил перстень-талисман. Даль оставил записки о последних часах жизни Александра Сергеевича.

    В 1832 году были опубликованы обработанные Далем «Русские сказки. Пяток первый». Однако вскоре книгу запретили, а автора арестовали. Только по просьбе В. А. Жуковского, в то время воспитателя наследника престола, Даль был освобожден. Но печататься под своим именем он уже не мог и подписывался псевдонимом Казак Луганский. Именно под этим псевдонимом была издана одна из любимейших сказок нашего детства – «Курочка Ряба».

    Произведения Даля пестрят пословицами, поговорками. Иногда вместо развернутой характеристики героя дана его оценка только в пословице: «Ему… не приходилось бы жить так – от утра до вечера, а помянуть нечего; неделя прошла, до нас не дошла». Или: «Не учили, пока поперек лавочки ложился, а во всю вытянулся – не научишь»; «Кто кого сможет, тот того и гложет».

    Вышедшие почти в одно время «Пословицы русского народа» (1862) и «Толковый словарь» (1864) обогатили русскую культуру и литературу.

    В предисловии к книге пословиц Даль писал: «Источниками же или запасом для сборника послужили: два или три печатных сборника прошлого века, собрания Княжевича, Снегирева, рукописные листки и тетрадки, сообщенные с разных сторон, и – главнейше – живой русский язык, а более – речь народа».

    Надо отметить, что и до Даля, еще в XVIII веке, собирались и издавались пословицы и поговорки русского народа. В качестве примеров можно привести «Письмовник» Н. Курганова (1769), «Собрание 4291 древних российских пословиц», приписываемое профессору Московского университета Барсову (1770), сборник «Русские пословицы» И. Богдановича (1785). Первое значительное исследование о русских пословицах – труд И. М. Снегирева «Русские в своих пословицах» (1831–1834). В середине XIX века главными сводами пословиц и поговорок считались сборники И. М. Снегирева (1848, 1857) и сборник пословиц, извлеченных из книг и рукописей и изданных в 1854 году Ф. И. Буслаевым.

    Однако именно Далю принадлежит честь стать наиболее точным, глубоким и верным исследователем устного народного творчества.

    Собранный Далем обширный материал заставил его сгруппировать пословицы в сборнике по рубрикам, разделам. Эти рубрики нередко объединяют противоположные явления жизни, понятия и т. п., например «добро – зло», «радость – горе», «вина – заслуга»; причем всему дается в пословицах оценка, ведь они выражают сокровенные суждения народа.

    Глубокая мудрость, тонкая наблюдательность, ясный разум народа определили наиболее выразительные пословицы и поговорки о грамоте, учении, уме, о способностях и толковости людей. Пословицы осуждают болтунов, сварливых и глупых, любителей поскандалить, чванливых, чрезмерно гордых людей.

    Многие пословицы говорили о крестьянском мире, о совместном труде, силе сельской общины. «Собором и черта поборешь», – утверждала пословица. «Что мир порядил, то и Бог рассудил», «Мир заревет, так лесы стонут», «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось», «Миром всякое дело решишь»…

    В предлагаемую читателю книгу вошла лишь малая часть из обширного собрания пословиц и поговорок Даля. Они о любви, о дружбе, о счастье, о богатстве, о труде и праздности, о жизни и смерти, об одиночестве, об удаче. Обратите внимание, как свежо, современно звучат они!

    А сколько в сегодняшнем русском языке устойчивых словосочетаний, о происхождении которых мы уже не задумываемся, но которые имеют вполне определенный источник. Кто не слышал вполне современного выражения: «Дело в шляпе». Оно – из сборника Даля, и пошло от жребия, который клали в шляпу, а затем тянули из нее.

    Почти в каждом разделе «Пословиц русского народа» Даля можно столкнуться с противоречивостью материалов. И это естественно – ведь и реальная жизнь полна противоречий. Здесь очень важно различать оттенки, а также меру глубины пословиц и поговорок. Ведь рождались они порой под влиянием эмоций, а не только многолетних наблюдений и опыта.

    Прочитаем пословицы, характеризующие положение женщины в семье. Многие из них имеют корни в «Домострое»: «Бабе дорога от печи до порога», «Курица не птица, баба не человек», «У бабы волос долог, ум короток». Но наряду с ними уже звучат иные, нового толка: «Муж – голова, жена – душа», «Женский ум лучше всяких дум», «Худо дело, коли жена не велела».

    Встречаются, например, пословицы, критикующие русскую работу и восхваляющие, по сравнению с ней, немецкую или английскую. Однако таких немного; более тех, в которых и отмечаются достоинства, свойственные другим народам, и высоко оцениваются свои способности. Эту черту народного сознания тонко уловил Н. С. Лесков, развивший пословицы о мастерстве русского человека в рассказ о Левше, подковавшем английскую блоху.

    Именно противоположность, неоднозначность некоторых пословиц создает ощущение спора народа с самим собой обо всех сторонах жизни.

    Величайшая заслуга Даля – беспристрастное и правдивое, вплоть до беспощадного, раскрытие материала. Его сборник пословиц дал честную, объективную картину действительности и выразительно охарактеризовал мировоззрение народа.

    Рукопись сборника была подвергнута жесткой цензуре. Некоторые отзывы об этой работе фактически обвиняли Даля в антиправительственной пропаганде, в расшатывании основ и устоев светской власти и православия. Не получил одобрения сборник пословиц и в Академии наук. Политический характер обвинений, предъявленных Далю, превращал его чуть ли не в противника царской власти, которым он никогда не был. Изданию книги воспротивился сам Николай I, сочтя ее «вредной».

    К середине 1850-х годов Даль совершенно потерял надежду издать «Пословицы русского народа». Ясно сознавая, как честный ученый, значение собранного им материала и понимая, что возможная пропажа рукописи будет невозвратимой потерей, Владимир Иванович решил создать несколько рукописных копий. Он подарил эти копии своим друзьям, в частности Александру Николаевичу Аксакову.

    Изданные Императорским обществом истории и древностей российских при Московском университете, «Пословицы русского народа» сразу заняли видное место в русской и мировой науке. Это издание было воспринято видными деятелями русской культуры как ценный и значительный вклад в литературу – на сборник пословиц стали смотреть как на сокровищницу народной мудрости и богатств народного языка.

    Внимание и интерес к «Пословицам русского народа» были очень велики. Сборник довольно быстро стал библиографической редкостью, и за него приходилось платить большие по тому времени деньги. В 1877 году Л. Н. Толстой просил московского публициста, критика, философа Н. Н. Страхова достать для него сборник пословиц Даля, но это оказалось делом нелегким. «Оказывается, что это одна из самых любимых русскими читателями книг», – писал в ответ Страхов.

    В произведениях классической русской литературы встречается немало пословиц. Несомненно, А. Н. Островский, М. Е. Салтыков-Щедрин и другие писатели черпали пословицы и из самой жизни, и из собрания Даля, как наиболее полного, точного и авторитетного источника.

    Очень ценил и любил пословицы Л. Н. Толстой. Их в его произведениях и письмах – великое множество; они органично входят в текст и помогают ясному и образному изложению мысли. Среди заготовок Толстого находят пословиц еще больше; в частности, в рукописях, содержащих характеристику Платона Каратаева, выписаны пословицы из сборника Даля.

    Именно из этой книги Л. Н. Толстой выбирал пословицы и поговорки, готовя свой сборник народных пословиц. Выписки для этого так и не осуществившегося сборника содержатся в записной книжке № 12 за 1880 год.

    Великий русский писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин так писал в редакцию «Вестника Европы» в связи с названиями «головотяпы», «моржееды» и другими, введенными им в главу «О корени происхождения» в «Истории одного города»: «Не спорю, может быть, это и вздор, но утверждаю, что ни одно из этих названий не вымышлено мною, и ссылаюсь в этом случае на Даля, Сахарова и других любителей русской народности».

    Сборник В. И. Даля «Пословицы русского народа» сохранял современное звучание, переходя из десятилетия в десятилетие. В. И. Даль умер в 1872 году. Переиздания, осуществленные после его смерти, неизменно встречали одобрение и внимательное отношение самой широкой читательской аудитории.

    Старинные пословицы и поговорки продолжают жить и сейчас, применяются к современным событиям, характеризуют современных людей, воплощая великий творческий потенциал и вечную мудрость народа.

    Юрий КИРИЛЕНКО

    О Боге

    ♦ Жить – Богу служить.

    ♦ В мале Бог, и в велике Бог.

    ♦ Бог не в силе, а в правде. Не в силе Бог, а в правде.

    ♦ Сила Господня в немощи (или: в немощах) совершается.

    ♦ Что Богу не угодно, то и не сильно (или: не годно).

    ♦ У Бога милости много. Бог на милость не убог.

    ♦ У Бога всего много.

    ♦ Милостив Бог, а я, по его милости, не убог.

    ♦ Божья вода по божьей земле бежит.

    ♦ Божья роса божью землю кропит.

    ♦ Ни отец до детей, как Бог до людей.

    ♦ Друг обо друге, а Бог обо всех (печется ).

    ♦ Всяк про себя, а Господь про всех.

    ♦ Не по грехам нашим Господь милостив.

    ♦ Бог напитал, никто не видал (прибавка: а кто и видел, тот не обидел).

    ♦ Бог пристанет (или: наставит) и пастыря приставит.

    ♦ Даст Бог день, даст Бог и пищу.

    ♦ После стрижки Господь на овец теплом пахнёт.

    ♦ Бог не как свой брат, скорее поможет (или: проси, так поможет).

    ♦ Бог поберег вдоль и поперек.

    ♦ Бог полюбит, так не погубит.

    ♦ У Бога для праведных места много.

    ♦ С Богом пойдешь – до блага дойдешь (к добру путь, или: добрый путь найдешь).

    ♦ На Бога положишься, не обложишься.

    ♦ Бог пути кажет.

    ♦ Человек ходит, Бог водит.

    ♦ Отстанет Бог, покинут и добрые люди.

    ♦ Кто к Богу, к тому и Бог.

    ♦ Кто любит Бога, добра получит много.

    ♦ Любящих и Бог любит.

    ♦ Бог не дремлет – все слышит.

    ♦ Тот не унывает, кто на Бога уповает.

    ♦ Коли Бог по нас, то никто на нас (или: против нас).

    ♦ Чего Бог не нашлет, того человек не понесет.

    ♦ Все в мире творится не нашим умом, а Божьим судом.

    ♦ Божьи невольники счастливы.

    ♦ Грозную тучу Бог пронесет.

    ♦ Человек так, да Бог не так.

    ♦ Бог свое строит. Ты свое, а Бог свое.

    ♦ Человек гадает, а Бог совершает.

    ♦ На человеческую глупость есть Божья премудрость.

    ♦ Человек с лихостию, а Бог с милостию.

    ♦ Мы с печалью, а Бог с милостью.

    ♦ Он его бранит, а Бог его хранит.

    ♦ Бог не мужик (т. е. не обидит ): бабу отымет, а девку даст (о вдовце ).

    ♦ Бог за худое плательщик.

    ♦ Страшен сон, да милостив Бог.

    ♦ Кабы Бог послушал худого пастуха, так бы весь скот выдох (по частой брани его: чтоб ты издохла! ).

    ♦ Бог не даст (или: не выдаст), свинья не съест.

    ♦ Жив Бог – жива душа моя.

    ♦ Умная голова, разбирай божьи дела!

    ♦ Все от Бога. Всяческая от Творца.

    ♦ У Бога-света с начала света все доспето.

    ♦ Божеское не от человека, а человек от Бога.

    ♦ Больше Бога не будешь.

    ♦ Божьей воли не переможешь (или: не перево лишь).

    ♦ Не по нашему хотенью, а по Божью изволенью.

    ♦ Не нашим умом, а Божьим судом.

    ♦ Божье тепло, божье и холодно.

    ♦ Бог вымочит, Бог и высушит.

    ♦ Все мы под Богом ходим.

    ♦ Под Богом ходишь – Божью волю носишь.

    ♦ Чего Бог не даст, того никто не возьмет.

    ♦ Что Богу угодно, то и пригодно.

    ♦ Бог по силе крест налагает.

    ♦ Бог лучше знает, что дать, чего не дать.

    ♦ Бог не даст – нигде не возьмешь.

    ♦ В делах человеческих сам Бог послух (свидетель ).

    ♦ Бог видит, кто кого обидит (или: кто кого любит).

    ♦ Бог долго ждет, да больно бьет.

    ♦ Бог и слышит, да не скоро скажет.

    ♦ Бог видит, да нам не сказывает.

    ♦ От людей утаишь, а от Бога не утаишь.

    ♦ Сколько ни мудри, а воли Божьей не перемудришь (ответ крестьян на нововведения ).

    ♦ Что народ увидит, то и Бог услышит.

    ♦ Бог виноватого найдет.

    ♦ Бог накажет, никто не укажет.

    ♦ Бог не свой брат, не увернешься.

    ♦ От Бога не уйдешь. От Божьей власти (или: кары) не уйдешь.

    ♦ Суда Божьего околицей не объедешь.

    ♦ Его сам Бог пометил (или: запятнал, покарал).

    ♦ Кого Бог любит, того и наказует.

    ♦ Кто Богу угоден, тот и людям приятен (или: пригоден).

    ♦ На этом свете помучимся, на том порадуемся.

    ♦ Начало премудрости – страх господень.

    ♦ Бог тебя суди! Бог тебе судья! Бог его накажи!

    ♦ Перед Богом все равны.

    ♦ У Бога выслужишь, у людей никогда (о неблагодарности ).

    ♦ На весь мир и сам Бог не угодит.

    ♦ На Бога надейся, а сам не плошай!

    ♦ Богу молись, а к берегу гребись!

    ♦ Бог Богом, а люди людьми.

    ♦ Царь далеко, а Бог высоко.

    ♦ Кто добро творит, того Бог благословит.

    ♦ В небо приходящим отказу не бывает.

    ♦ И рано встал, да Бог не пристал (о неудаче ).

    ♦ Не сохранит Господь града, не сохранит ни стража, ни ограда.

    ♦ Коли Господь не построит дома, и человек не построит.

    ♦ Без Бога ни до порога.

    ♦ С Бога начинай и Господом кончай!

    ♦ Утром Бог и вечером Бог, а в полдень да в полночь никто же, кроме его.

    ♦ Благослови, Господи, достояние твое!

    ♦ Богу молиться – вперед пригодится.

    ♦ Молитва – полпути к Богу (или: ко спасению).

    ♦ Молись втайне, воздастся въяве!

    ♦ Проси Николу, а он спасу скажет.

    ♦ Сей, рассевай, да на небо взирай!

    ♦ Кто перекстясь работает, тому Божья помощь.

    ♦ Перейти крест – грех на душу (т. е. пройти впереди молящегося ).

    ♦ Кто без крестов (т. е. без тельного креста ), тот не Христов.

    ♦ С молитвой в устах, с работой в руках.

    ♦ Не торопись, сперва Богу помолись!

    ♦ К вечерне в колокол – всю работу об угол.

    ♦ Первый звон – чертям разгон; другой звон – перекстись; третий звон – оболокись (оденься, иди в церковь ).

    ♦ Не слушай, где куры кудахчут, а слушай, где Богу молятся!

    ♦ Что бы ни пришло, все молись!

    ♦ Лихо думаешь – Богу не молись.

    ♦ Не для Бога молитва, а для убожества.

    ♦ Богу хвала, а вам (а добрым людям) честь и слава.

    ♦ Свет в храмине от свечи, а в душе от молитвы.

    ♦ С верой нигде не пропадешь.

    ♦ Без веры живут на этом свете, а на том не проживешь.

    ♦ Спаси, Господи, люди Твоя (и благослови достояние Твое).

    ♦ Славите Бога, так слава и вам!

    ♦ Не скажешь аминь, так и выпить не дадим.

    ♦ Божье забудешь, и своего не получишь.

    ♦ Напади Бог, нападут и добрые люди.

    ♦ «Господи, помилуй!» – не грех говорить и не тяжело носить.

    ♦ Буди имя Господне благословенно отныне и до века!

    ♦ Не стои́т город без святого, селение без праведника.

    ♦ Молитва места не ищет.

    ♦ Коротка молитва «Отче наш», да спасает.

    ♦ Аминем беса не отшибешь (или: беса не отбудешь).

    ♦ Прости, Господи, прегрешения мои!

    ♦ С нами крестная сила! С нами Бог и все святые его.

    ♦ Наше место свято!

    ♦ Дома спасайся, а в церковь ходи!

    ♦ Не хлебом живы, молитвою.

    ♦ Церковное достоянье – убогих богатство.

    ♦ Первую мерлушку попу на опушку!

    ♦ Не отсыпав попу новины, хлеба не продавай!

    ♦ Монастырь докуку любит (т. е. просьбы и приношения ).

    ♦ Иконы не купят, а меняют (вместо: не покупают).

    ♦ Образа да ножи не дарят, а меняют.

    ♦ Кто понедельничает, возрадуется заступничеству архангела Михаила.

    ♦ Великий пост всем прижмет хвост.

    ♦ Одно спасенье – пост да молитва.

    ♦ Бог даст совет, так и в пост мясоед.

    ♦ Постись духом, а не брюхом!

    ♦ Послушание паче поста и молитвы.

    ♦ Не сквернит в уста, а сквернит из уст.

    ♦ Не встанет свеча перед Богом, а встанет душа.

    ♦ Богу молиться – не вовсе разориться (т. е. надо заняться и мирским ).

    ♦ Не нужны нам праведники, нужны угодники (т. е. нам угождающие ).

    ♦ Пению время, а молитве час.

    ♦ Грех под лавку, а сам на лавку.

    ♦ Хлеб ест, а креститься не умеет.

    ♦ Много кающих(ся), да мало воротящих(ся).

    ♦ По́ено да кормлено, а дома не помо́лено.

    ♦ Поп сидя обедню служит, а приход (а миряне ) лежа Богу молятся.

    ♦ Знают и чудотворцы, что мы не богомольцы.

    ♦ Как надо говеть, так и стало брюхо болеть.

    ♦ На дудку есть, а на свечку нет (т. е. денег ).

    ♦ В тревогу – и мы к Богу, а по тревоге – забыли о Боге.

    ♦ Хоть церковь и близко, да ходить склизко; а кабак далеконько, да хожу потихоньку.

    ♦ Попы за книжки, а миряне за пышки.

    ♦ Поп в колокол, а мы за ковш.

    ♦ Кушанье познается по вкусу, а святость по искусу.

    ♦ Окрест боящихся Бога ангел господень ополчается.

    ♦ Лучше брани: Никола с нами.

    ♦ На поле Никола общий Бог.

    ♦ Бог не убог, а Никола милостив.

    ♦ Нет за нас поборника, супротив Николы.

    ♦ Никола на море спасает, Никола мужику воз подымает.

    ♦ Что хромо, что слепо, то Козьме и Демьяну (о дворовой птице ).

    ♦ Спаси и помилуй Ты меня, Мать Пресвятая Богородица; а живу я в крайней избе на селе (или: и крайнюю избу на селе).

    О любви

    ♦ Где любовь, тут и Бог. Бог – любовь.

    ♦ Милее всего, кто любит кого.

    ♦ Нет того любее, как люди людям любы.

    ♦ Мило, как люди людям милы.

    ♦ Нет ценности супротив любви.

    ♦ Ум истиною просветляется, сердце любовью согревается.

    ♦ Совет да любовь, на этом свет стоит.

    ♦ Где любовь, там и совет. Где советно, там и любовно.

    ♦ Где совет (союз, любовь), там и свет.

    ♦ Равные обычаи – крепкая любовь.

    ♦ Одна думка, одно и сердце.

    ♦ Для милого не жаль потерять и многого.

    ♦ Ради милого и себя не жаль.

    ♦ За милого и на себя поступлюсь.

    ♦ Для милого дружка и сережку из ушка.

    ♦ В милом нет постылого, а в постылом нет милого.

    ♦ Миленек – и не умыт беленек.

    ♦ Любовь слепа. Любовь ни зги не видит.

    ♦ Влюбился, как сажа в рожу влепился.

    ♦ Влюбился, как мышь в короб ввалился.

    ♦ Втюрился, как рожей в лужу.

    ♦ Любовь не пожар, а загорится – не потушишь.

    ♦ Придет пора на пору, станешь девке ступать на ногу.

    ♦ Суженый, что бешеный.

    ♦ Суженый, ряженый – привороженый.

    ♦ Любовь начинается с глаз. Глазами влюбляются.

    ♦ Тоска западает на сердце глазами, ушами и устами (от взгляда, от речей, от беседы ).

    ♦ Сердце сердцу весть подает. Сердце сердце чует.

    ♦ Куда сердце летит, туда око бежит.

    ♦ Где больно, там рука; где мило, тут глаза.

    ♦ Любви, огня да кашля от людей не спрячешь (не утаишь ).

    ♦ Полюби-ко нас в черне, а в красне и всяк полюбит.

    ♦ Не по хорошу мил, а по милу хорош.

    ♦ Полюби нас в черненьких, а в беленьких и всяк полюбит.

    ♦ Покажется сатана лучше ясного сокола.

    ♦ Полюбится сова лучше ясного сокола.

    ♦ Деревенщина Ермил, да посадским бабам мил.

    ♦ Приглянулся черт ягодкой.

    ♦ Любовь зла, полюбит и козла.

    ♦ Он ей (Она ему) вскружил голову.

    ♦ Как увидал, так голова вкруг пошла.

    ♦ Как увидал, так сам не свой стал.

    ♦ Поет кочеток, весть подает про милый животок.

    ♦ Не наесться куском, не нажиться (не натешиться ) с дружком.

    ♦ Не приестся хороший кусок, не прискучит хороший дружок.

    ♦ С милым годок покажется за часок.

    ♦ Любить друга – любить себя. В дружке себя любишь.

    ♦ Любовь – кольцо, а у кольца нет конца.

    ♦ Разлучит нас заступ да лопата.

    ♦ Осолит разлуку нашу горсть сырой земли.

    ♦ Друзьям и в одной могиле не тесно.

    ♦ Старая любовь долго помнится. Люби, да помни.

    ♦ Молодой дружок, что вешний ледок.

    ♦ Новый друг, что неуставный плуг.

    ♦ От мила отстать – в уме не устоять.

    ♦ Без солнышка нельзя пробыть, без милого нельзя прожить.

    ♦ Без милого не жить, а и при милом не быть (о разлуке ).

    ♦ Обнявшись, веку не просидеть.

    ♦ Сухая любовь (платоническая ) только крушит.

    ♦ Хоть не родня, а в душу вьется.

    ♦ С милым во любви жить хорошо. Живут душа в душу.

    ♦ Нет лучше игры, как в переглядушки.

    ♦ Как телята: где сойдутся, там и лижутся.

    ♦ Задурили Катька с Митькой.

    ♦ Куры да амуры, да глазки на салазках.

    ♦ Он с нею и себя не помнит и нас не поминает.

    ♦ Она им не надышится. Он на нее не наглядится.

    ♦ Что шелкова ленточка к стенке льнет (девица к парню ).

    ♦ Жив друг – не убыток.

    ♦ Есть дружок – есть заступничек.

    ♦ Не пил бы, не ел, все б на милую глядел.

    ♦ Изнизал бы тебя на ожерелья, да носил бы в воскресенье.

    ♦ Без тебя, мой друг, постеля холодна, одеялочко заиндевело.

    ♦ Баженый не с борка, а с топорка.

    ♦ Не отколь взялся, Бог дал.

    ♦ Красная моя ягодка. Яблочко мое наливчатое.

    ♦ Паранюшка сердце, вари рыбу с перцем.

    ♦ Тепла рука у милого, так любит.

    ♦ Охохонюшки, не видать-то, знать, Афонюшки: хомут привиделся.

    ♦ Охохонюшки, тошно без Афонюшки, Иван-то тут, да уряд-то худ.

    ♦ Миленок Ивашка в белой рубашке.

    ♦ Хорош мой миленькой в однорядочке синенькой.

    ♦ Мило не мыло, а беленькое личико.

    ♦ Белила не сделают мила. Подо нрав не подбелишься.

    ♦ Мила не бела, да я и сам не красен.

    ♦ Мил да люб, так и будет друг.

    ♦ Любит, как душу, а трясет, как грушу.

    ♦ Ты у меня один одним, как синь порох в глазу.

    ♦ Один, как перст, как маков цвет, как красное солнышко, как ясный месяц, как верста в поле и пр.

    ♦ Где любовь, там и напасть. Полюбив, нагорюешься.

    ♦ У моря горе, у любви вдвое.

    ♦ Полюбить, что за перевозом сидеть.

    ♦ Голубчик – паровой огурчик; цветет, цветет, да и завянет.

    ♦ По чем ноет ретивое у молодца?

    ♦ Нельзя не любить, да нельзя и не тужить.

    ♦ Не спится, не лежится, все про милого грустится.

    ♦ Горе мне с вами, с карими очами!

    ♦ Испортила девка паренька. Навела девка сухоту.

    ♦ Девка парня извела, под свой норов подвела.

    ♦ Подвела сухоту к моему животу.

    ♦ Пташки поют, мне молоденьке назолушку дают.

    ♦ Милый не злодей, а иссушил до костей.

    ♦ Оттого терплю, что больше всех люблю.

    ♦ Любила, а ничем не подарила.

    ♦ Когда меня любишь, и мою собачку люби.

    ♦ Злого любить – себя губить.

    ♦ Нет тяжеле на свете – зубной болести да девичьей сухоты.

    ♦ Бабьи враки – девичьи присухи; бабы врут, девкам присуху дают.

    ♦ Не милое прялье, где милого нет.

    ♦ Не мил и свет, когда милого нет.

    ♦ Дружка нет: не мил и белый свет.

    ♦ Без тебя опустел белый свет.

    ♦ Без тебя пуст высок терем.

    ♦ Без тебя заглох широк двор.

    ♦ Без тебя не цветно цветы цветут, не красно дубы растут в дубровушке.

    ♦ Много хороших, да милого (милой) нет.

    ♦ Милого жаль, а от постылого прочь бы бежал.

    ♦ О ком сокрушаюсь, того нет; кого ненавижу, завсегда при мне.

    ♦ Миловались долго, да расстались скоро.

    ♦ Как разойдутся врознь, хоть все дело брось.

    ♦ Одно сердце страдает, другое не знает.

    ♦ Кабы люди не сманили, и теперь бы любила.

    ♦ Когда стала любовь сознавать, тогда стал и милый отставать.

    ♦ Несолоно хлебать, что немилого целовать.

    ♦ Женатого целовать не сладко.

    ♦ Вслед за милым не нагоняешься.

    ♦ Насилу не быть милу. Насильно мил не будешь.

    ♦ Коли не мил телом, не приробишься делом.

    ♦ Не мил телом, не угодить (неугодлив) и делом.

    ♦ Бояться себя заставишь, а любить не принудишь.

    ♦ Крестом любви не свяжешь.

    ♦ Всяк страх изгоняет любовь.

    ♦ Не льнется к тычине морозобитной хмелинушке.

    ♦ Поп руки свяжет и голову свяжет, а сердца не свяжет.

    ♦ Не говори правды в глаза, постыл не будешь.

    ♦ Его милее нет, когда он уйдет. Мил за глаза.

    ♦ Спереди любил бы, а сзади убил бы.

    ♦ Мое сердце в тебе, а твое в камени.

    ♦ Глядит на меня, как черт на попа.

    ♦ Любит, как волк овцу. Любит и кошка мышку.

    ♦ Мило волку теля, да где ж его взять?

    ♦ Люблю, как черта в углу. Ах, ты мое – черт знает что!

    ♦ Хоть со ангелы ликуй, только с нами не будь (только нас минуй)!

    ♦ Дай Бог быть тебе полковником, да не в нашем полку!

    ♦ Он к тебе оком, а ты к нему боком.

    ♦ С ним (или: С медведем) дружись, а за топор держись.

    ♦ Откуда вред, туда и нелюбовь.

    ♦ Откуда худо, туда и остуда.

    ♦ Не люблю я тебя, что ненастье.

    ♦ Не глядел бы, что на сыча.

    ♦ Не глядел бы на него, как на волка.

    ♦ Мил ему, как порох в глазу.

    ♦ Люб, что свекровин кулак.

    ♦ Любит, как собака палку (редьку).

    ♦ Люблю, как клопа в углу: где увижу, тут и задавлю.

    ♦ Не ставь недруга овцою, ставь его волком.

    ♦ Не бойся врага умного, бойся друга глупого!

    ♦ Он духу его не терпит. Как чихотная трава.

    ♦ На сяжок не подпустит. На глаза (На вид) не пускает.

    ♦ Ты мне вар у сердца.

    ♦ Ты у меня вот где (на загривке ).

    ♦ Противна, как нищему гривна.

    ♦ Кто кого любит, тот того и бьет. Кого люблю, того и бью.

    ♦ Милый ударит – тела прибавит.

    ♦ Милый побьет, только потешит.

    ♦ Жена, ты любить не люби, а поглядывай!

    ♦ Хоть не люби, только почаще взглядывай (т. е. угождай, служи ).

    ♦ Любить хоть не люби, да почаще взглядывай!

    ♦ Мать дитя любит, и волк овцу любит.

    ♦ Любит, как кот сало. И любишь, да губишь.

    ♦ Не видишь – так сердце рвет, увидишь – с души прет.

    ♦ Не видишь – душа мрет, увидишь – с души прет.

    ♦ Вместе скучно, а розно тошно.

    ♦ Розно тошно, а вместе тесно.

    ♦ Горе с тобою, беда без тебя.

    ♦ У нашего свата ни друга, ни брата.

    ♦ Любить не люблю, а отвязаться (отказаться, отстать) не могу.

    ♦ Это друг по конец рук. Этот друг на всех вдруг.

    ♦ Здравствуй, милая, хорошая моя, чернобровая, похожа на меня!

    ♦ Коли любишь – прикажися, а не любишь – откажися!

    ♦ Коли спишь, красавица, почивай; а не спишь – на спрос отвечай.

    ♦ Сера утица – охота моя, красна девица – зазнобушка моя.

    ♦ Перевейся, хмель, на мою сторонку; на моей сторонке приволье, раздолье.

    ♦ Ты раскинул ей печаль по плечам, ты пустил сухоту по животу.

    ♦ Где моя суженая, там моя и ряженая.

    ♦ Суженого и на коне (на оглоблях, на кривых) не объедешь.

    ♦ Суженая ряженому. Суженый, ряженый, дай на себя поглядеть.

    ♦ Кому на ком жениться, тот в того и родится.

    ♦ Речисты у милого глаза. Глаза говорят, глаза слушают.

    ♦ Любить тяжело; не любить тяжеле того.

    ♦ Тошно тому, кто любит кого; а тошнее того, кто не видит его.

    ♦ Тошно тому, кто любит кого; а тошнее того, кто не любит никого.

    ♦ Любить – чужое горе носить; не любить – свое сокрушить!

    ♦ Хоть топиться, а с милым сходиться.

    ♦ Хоть пловом плыть, да у милого быть.

    ♦ К милому другу круг (крюк ) не околица.

    ♦ К милому и семь верст не околица.

    ♦ От того терплю, кого больше люблю.

    ♦ Милого побои недолго болят.

    ♦ Ты мой свет в окне, ясен месяц, красно солнышко.

    ♦ Не мил и вольный свет, когда милого друга нет.

    ♦ Старый друг лучше новых двух.

    ♦ Старая любовь помнится.

    ♦ Забудется милый, так вспомянется.

    ♦ Цвели цветики, да поблекли; любил молодец красну девицу, да покинул.

    ♦ Был милый, стал постылый.

    ♦ Приглядится милый – тошней постылого.

    ♦ Поутру был хорош, а к вечеру стал непригож.

    ♦ Не избывай постылого: приберет Бог милого.

    ♦ Отдай мой золот перстень, возьми свой шелков платок!

    ♦ Лакома овца к соли, коза к воле, а девушка к новой любови.

    ♦ Коротка, что девичья память. У тебя память девичья.

    ♦ Все, как козы, вверх (через тын ) глядят.

    ♦ Девки не люди, козы не скотина.

    ♦ Не изводи лихо́ва: приберет Бог любо́ва.

    ♦ Нелюбому детищу (На нелюбое детище) и смерти нет.

    ♦ Девица в терему, что яблочко в раю.

    ♦ Хмелинушка тычинки ищет, а девица парня.

    ♦ Скрасит девку венец да молодец.

    ♦ Заневестилась девка, так в переборочку играть.

    ♦ Заневестилась дочь, так росписи готовь.

    ♦ Пора козу на торг вести (пора девке замуж ).

    ♦ Тогда девка родится, когда ей замуж годится.

    ♦ Ей бы перед зеркальцем погадать (пора замуж ).

    ♦ После покрова не будет такова (будет бабой ).

    ♦ Хороший товар не залежится.

    ♦ Некалась девка, а спорить не стала.

    ♦ Девичье нет – не отказ. Девичье нет дороже естя.

    ♦ Гонит девка молодца, а сама прочь нейдет.

    ♦ Девушка, что тень: ты за нею, она от тебя; ты от нее, она за тобой.

    ♦ Трудно выносить девку, а раз перевабишь, так сама на руку летать станет.