Последовательность работы маслом в технике алла прима. Волошин максимилиан александрович. Алла прима акварелью

Большие облака, Беркшир. Картина в технике A La Prama

Итальянский термин «Алла прима» означает «на первый взгляд» или «за один присест». Используя эту технику, картину завершают в один сеанс, не дожидаясь высыхания слоев краски. Алла прима называют еще методом «первой попытки», «рисунком за день», «на одном дыхании» и применяют для цветочных натюрмортов, портретов и пейзажей. Это отличный способ улучшить навыки и понять секреты манипуляций красками на холсте — смешения оттенков, форм и линий, интенсивности и концентрации объектов.

Преимущества

В работах маслом методом «первой попытки» практикуют способ «мокрое по мокрому», так как влажные слои маслом полностью высыхают достаточно долго. Художники практикуют способ в акварелях и медленно сохнущими акрилами. «Рисунком за день» — очень эффективный метод для пейзажей на пленэре (на открытом воздухе).

художник Christine Lafuente

Алла прима помогает быстро завершить картину или внести определенную выразительность и текучесть определенным областям. Картина методом «первой попытки» имеет дополнительное преимущество, так как позволяет смешивать краски прямо на холсте или на палитре. Поскольку влажный слой краски влияет на новые мазки совсем иначе, чем на сухой, требуются навыки в смешивании цветов. «Прямая картина» считается простым способом масляной живописи, но это обманчивое впечатление.

Сангина рисование красными мелками

Планирование залог успеха

Освоить «рисунок за день» и затем создавать произведения с удивительной непосредственностью стиля, мазков в несколько слоев не так просто, как кажется на первый взгляд. В методе «первой попытки» рекомендуется научиться планировать:

художник Mike Malm

  • Тон холста;
  • План размещения основных цветовых пятен;
  • Основные и очаговые цвета, которые наносятся в первую очередь;
  • Взаимодействие цветов – это повлияет на тон, который укладывают поверх фона. Если цвет сверху темнее цвета внизу, они станут светлее и наоборот;
  • Резерваж светлых участков помогает не загрязнять темными красками;
  • Смешивание цвета на палитре, а не на холсте — это гарантирует мазкам на холсте непосредственный и спонтанный характер без перегрузки лишними мазками;
  • Техника предполагает длинные, смелые, уверенные мазки и большое количество краски на кисти.

Как нарисовать капли воды


На первый взгляд, «прямая картина» — это простой способ для экспериментов, но совершенство мазка приходит только с опытом.

Долой детали

Алла Прима является отличным способом освободить художника от прописывания деталей. Ограничение фактора времени, а также художественные используемые материалы — это фактически инстинктивный выбор цветовых смесей и форм, размеров мазка.

В голландской живописи

Среди самых ранних живописных работ методом «одного сеанса» пользовались голландцы. Полотно «Портрет четы Арнольфини» Яна Ван Эйка является примером сочетания традиционной работы маслом и метода «мокрое по мокрому» в масляной живописи. Техника «одного сеанса» использована фламандским живописцем Франсом Халсом в работах маслом — мастер наносил краску свободно, толстыми слоями. Эффект непосредственности и спонтанности, энергии и эмоций появился в «прямых картинах» — «руку» художника, сохранившиеся мазки Халса можно видеть на полотнах совершенно ясно.

Пишем копию картины Винсента Ван Гога «Звездная ночь»

Важные представители

художник Egbert Oudendag (1914-1998)

Алла прима в работах Халса предшествовала импрессионизму более чем на 200 лет. Метод «первой попытки» проложил путь художникам, чьи работы стремились быстро донести визуальную информацию с помощью нескольких мазков:

Сингер Сарджент и Сезанн

«Рисунок за день» — это любимая техника реалиста Джона Сингера Сарджента и постимпрессионистов Поля Сезанна, как прямой путь передать живую сущность предмета.

Импрессионисты получили большую часть своей популярности, благодаря широкому применению масляной живописи, сделанной «на одном дыхании».

Моне Матис Пикассо

Великие художники использовали работы «на одном дыхании» и привлекли к ней внимание всего мира — это маленькие эскизы Моне, работы Матисса, Сезанна, Пикассо. В импрессионизме, постимпрессионизме, немецком экспрессионизме есть много картин, которые были завершены в одну сессию.

Интервью с художником Александром Сергеевым

Винсент Ван Гог

Вскоре техника стала самоцелью – лирические, танцующие мазки видны в самой известной работе Винсента Ван Гога «Звездная ночь». Некоторые проходы сделаны полностью, затем художник переходит в другую область. В больших портретах в полный рост поочередно прогрессировал один элемент: сначала фигура, затем одежда, фон, которые завершались отдельными сессиями живописи. До этого художники тщательно выполняли детали, затем «прямая картина» стала популярной техникой среди многих современных художников.

«Красные виноградники в Арле» Винсент Ван Гог

Шестое чувство

Интуитивный способ рисования «на одном дыхании» отличается очарованием, свежими, спонтанными чувствами. В начале работы используются тончайшие слои масляной краски. Затем намечаются основные цветовые пятна по всему полотну, которые заполняются определенным тоном.

Как нарисовать цветущий ирис


Для работы применяют обогащенные, непрозрачные, разбавленные маслом краски, чтобы избежать быстрого высыхания, но не спровоцировать остекление, и большие кисти. Завершают полотна мягкими кисточками небольшого размера для смешивания тонов и детальной работы. Картина сохранят свежесть и живость восприятия, следы от кисти и цветовые полосы. Полотна «одного сеанса» характеризуют некоторые особенности:
  • Рекомендуется избегать использования тонких кистей. Широкие волосяные щетки идеально подходят для покрытия больших площадей и для придания картине выразительности;
  • Реализовать в живописи «рисунок за день» можно за один или в несколько этапов;
  • Применяется ограниченная палитра не более 6 или 7 цветов;
  • Работы с «первой попытки» подходят для аккуратного использования в акварелях;
  • Не стоит применять способ одного сеанса на поверхности свыше одного метра или слишком маленьких участках;
  • Картины «на одном дыхании» содержат блоки ярких цветов — это идеально подходит для пейзажей с обширными участками неба, воды, поля или изображений с участием менее трех объектов.

Разновидность техники масляной живописи быстрыми смелыми мазками, предусматривающая выполнение картины (или её фрагмента) сразу, за один прием или сеанс. То есть пишется без предварительных прописок и подмалевка, до подсыхания красок . В одних случаях определяется спецификой художественного материала, а в других является показателем мастерства . С виду простая, она требует от художника мастерства и таланта , поэтому является достаточно редкой.

Картина при такой технике готова после первого сеанса. Предпосылкой для этого служит уверенность художника и его опыт обхождения с красками. Краски в основном смешиваются на палитре, где кажутся свежими и светящимися. Во время письма на пленэре, при спонтанной живописной передаче это очень подходящий способ работы. Краски кладутся щетинными кистями. В качестве полотна хорошо подходит грубоструктурный холст , но также и картон . Нанесение красок в живописи "алла прима" создает типичную компактную, иногда рельефную структуру. Ее можно "затушевать", растирая или "размывая" участки контуров . При этом слои красок легко растирают сухой, мягкой кистью из коровьего волоса. Края цветов и контуров таким образом становятся более мягкими и кажутся чуть "расплывчатыми". Этот способ еще называют "сфумато " ("с размытыми контурами").

Этот прямой, непосредственный метод живописи в техническом отношении очень эффективен. Его преимущество заключается в том, что все краски на любом участке картины наносятся в течение одного сеанса живописи или, по крайней мере, в период их высыхания. Это означает, что фактически снимаются все проблемы, связанные с применением различных объемов масел или смол, а также неравными сроками высыхания краски между слоями, поскольку, по существу, в картине присутствует лишь один слой. Данная методика укрепилась в живописи с появлением импрессионистов , которые в поисках возможности более продолжительной работы "по сырому" часто применяли в красках в качестве связующего вещества полувысыхающее маковое масло.

Принципы техники алла прима.

Во многих отношениях живопись в технике алла прима - наиболее сложный метод работы масляными красками, поскольку он в огромной степени основывается на верном формировании каждого отдельного мазка, а не только на его собственных выразительных возможностях. Кроме того, результат зависит от цветовых и тональных характеристик выбранной краски , а также от цвета , тона и формы мазков кисти , примыкающих к уже нанесенному. Конечно, художник всегда может удалить неудавшийся участок с поверхности основы в процессе выскабливания, пока краска остается влажной, и затем переработать его. К этому прибегают многие художники ; поэтому элементы работы, кажущиеся свежими, легкими и подвижными, на самом деле могут представлять собой результат шестой или седьмой попытки. Это вполне приемлемо, если в конце концов вы добиваетесь необходимого результата. Как правило, способность внимательно изучать объект и верно переносить его в красках непосредственно на холст является результатом длительной практики - обычно в более систематизированных техниках живописи . Эта практика помогает художнику постепенно разрабатывать свой собственный, "персональный" язык в работе с краской, который может быть перенесен на любой другой объект живописи .

Достижение беглости и подвижности в "языке" живописи требует от художника умения интуитивно оценивать и подготавливать на палитре смесь верного тона и цвета для каждого из участков холста , а также правильно выбирать кисть и методику работы. Кроме того, овладение собственным "языком" включает способность быстро принимать решения и готовность рисковать. Во многих отношениях техника алла прима наиболее применима в работах малого формата, которые могут быть завершены в течение одного сеанса живописи . Это - отличный способ создания этюдов масляными красками, которые впоследствии могут быть переработаны в более крупные картины в условиях мастерской.

Далеко не все работы в технике алла прима отличаются экспрессивными характеристиками. Некоторые художники предпочитают работать в непосредственной и прямой манере, но наносят краски на пустое пространство холста медленно, последовательно и методично - до полного покрытия его поверхности; при этом на поверхность предварительно может быть нанесен рисунок карандашом.

с описаниями, в том числе и о технике алла прима. Причем, как многие мои читатели успели заметить, отзываюсь о ней очень хорошо. Действительно, я ценю эту технику и отдаю ей должное за те прекрасные возможности, которые она предоставляет.

В то же время я знаю, что многие мастера относятся к алла прима с некоторым пренебрежением, считая её техникой, не заслуживающей внимания творца «вечных картин», своеобразной забавой.

Натюрморт в технике Алла прима

Понять их можно, а вот полностью согласиться - вряд ли. И сейчас мы попробуем подробнее рассмотреть и разобраться во всех « за» и «против» техники по сырому.

Что такое алла прима?

Алла прима - это одна из основных техник масляной живописи, главной отличительной особенностью которой является написание всей картины до полного высыхания красок . Этим она отличается от многослойной техники, которая считается классической.

При многослойной живописи краски наносятся на холст слоями, один на другой, причем следующий слой наносится уже после полного просыхания подлежащего.

Еще техника алла прима называется техникой «по-сырому», а само ее название происходит от итальянского термина «a la prima» (читается как «а-ля прима»), означающего работу в один присест.

Портрет в технике Алла прима за 2 часа

Интересно и то, что картины, написанные в алла прима, могут фактически называться «многослойными». Только в этой технике есть особенность нанесения краски друг на друга в сыром виде.

Однако для того, чтобы нанести один слой краски поверх другой, ещё не высохшей, и получить требуемый результат, нужно определенное мастерство и особое понимание. Ведь масляная краска податливая, и один слой может частично «пропасть», «раствориться» в другом.

Чем хороша техника алла прима?

Главное достоинство алла прима - это возможность написать картину очень быстро , буквально за несколько часов, а иногда - даже меньше, чем за час. За это её любят мастера-импрессионисты, которым нужно передать на холсте мимолетное впечатление, какое-то явление природы, которое невозможно зафиксировать и писать неделями.

Пример - картина «Впечатление. Восход Солнца» Клода Моне, которая считается классикой . Кстати, именно с этой картины начался путь стиля « Импрессионизм». На картине запечатлен морской пейзаж в утренних сумерках в момент восхода солнца.

«Впечатление. Восход Солнца» Клода Моне

Очевидно, что такую картину можно было писать буквально несколько минут, пока ещё не рассвело. Также нужно было правильно передать оттенки неба, воды и других объектов именно в момент восхода солнца.

Дело осложнялось тем, что в разные дни восход солнца различен из-за тумана и облачности. И потому чтобы передать конкретный вид и особое впечатления, нужно было писать картину здесь и сейчас …. Пока художник находился под особым впечатлением!

За это «здесь и сейчас» технику алла прима любят не только художники-импрессионисты, но и начинающие живописцы. Для них на этапе обучения важно суметь правильно передать геометрию форм и сочетание основных цветов, что вполне можно сделать «а ля прима», за один присест .

Техника по сырому

Также позволяет отработать те или иные элементы письма маслом с получением быстрого результата, не углубляясь в анализ композиции и разбор рисунка. Уже этот результат можно анализировать и выяснить, освоил художник тот или иной элемент, или нет.

А для некоторых начинающих художников важен сам факт завершения картины и получения сразу конечного результата. Длительная работа в многослойной манере, при которой на картину уходят дни и недели, может их смутить.

А не будучи уверенными в том, что конечный результат будет именно таким, каким они его видят сейчас, многие не доводят картину до конца и бросают живопись вообще!

К примеру, многослойная живопись, у которой есть свой алгоритм, проверенный веками, подходит не всем, а только особенно терпеливым и целенаправленным. Написать картину по типу «Здесь и сейчас» здесь не получиться!

Алла прима же дает возможность быстро завершить работу, получить удовольствие от её созерцания и уверенность в том, что в этом направлении стоит работать дальше. Техника алла прима- это импульс, особое состояние и эмоциональное впечатление от того, что выходит у вас из под кисти!

Картина в быстрой технике по сырому

Выводы «за»:

  • Преодоление различных страхов и внутренних барьеров (например, боязнь белого холста, страх незаконченной картины и разочарование…)
  • Возможность закончить картину за один или два сеанса, пока краски не высохли
  • Работа начинается сразу с красок, без глубокого анализа и детального рисунка
  • Получить удовольствие и увидеть свою картину в ближайшие пару часов
  • Возможность находиться в особом, импульсивном и приятном эмоциональном состоянии Почувствовать себя в состоянии «здесь и сейчас»

Кстати, доказано, что, находясь в «состоянии импульса», у человека повышаются эндорфины, что и улучшает сразу же настроение. Именно это первым делом отмечают любители живописи и вообще творчества.
, я думаю, вы уже слышали…

Какие недостатки техники по сырому?

В то же время, у техники алла прима есть некоторые недостатки.
Скажу о них кратко:

  • Некоторая незавершенность картин, нестрогое запечатление на холсте объектов, их форм, мелких элементов, возможная простота изображения;
  • Сложность передачи игры цветов и оттенков без большого опыта;
  • Сложность работы с рельефностью картины без навыка

Фундаментальным «недостатком» алла прима считается склонность художников, работающих в ней, постоянно упрощать свои картины .

Упращенные сюжеты в технике Алла прима

Из-за чего в некоторых случаях работы теряют художественную ценность и превращаются просто в мазки красками, которые автор пытается преподнести и интерпретировать, как выражение своих чувств и мыслей. Абстракция, одним словом…

Фрагмент из фильма « 1+1»

Великие картины и мастера, писавшие в алла прима

И тем не менее, именно существенно изменила живопись и позволила всему направлению в искусстве пережить появление фотографии и выйти из конкуренции с ней.

Алла прима показала, что живопись может служить не только для документальной фиксации образов, пейзажей и предметов, но и для отображения внутренних чувств автора. Отчасти и алла прима посодействовала тому, что живопись превратилась из ремесла в искусство.

Кстати, именно техника алла прима позволила художникам выйти и творить за пределами своей мастерской при естественном дневном освещении . Вот так вот и родилась, всем извесное слово и понятие «Пленэр», то есть на свежем воздухе.

Живопись а ля прима на свежем воздухе

На пленэрах обычно пишут различные пейзажи и не удивительно, что выйдя на публику, техника приобрела большую известность и большое число приверженцев. Творить на природе куда приятнее, чем прибывать в душной мастерской!

Про картину Клода Моне я уже говорила выше. Добавлю только, что она была жутко раскритикована критиками в пух и прах, что ничуть не повлияло на желание Моне продолжать писать в том же направлении! Позже писали в этой технике Винсент Ван Гог, Джон Сарджент, Роберт Генри и другие.

Интересные факты:

Техника написания картин по- сырому существует достаточно давно, с XVI века . Ее использовали для портретных эскизов, а также набросков пейзажей на полотне на свежем воздухе (плэнер), прежде чем продолжить картину в мастерской. Ну, а использовать такую манеру письма для законченых картин, стали чуть позже.

Из картин, полностью написанных в алла прима, известно не мало работ. Например, многие картины Веласкеса- испанского придворного художника XVII века, Франца Халса- голландского портретиста XVII века , ЖанаОноре Фрагонара — француского мастера гравюр XVIII века или Эжена Делакруа- француского графиста и мастера красок XIX века. Также этюды к картине Репина «Государственный совет», и морские пейзажи Уинслоу Хомера и многие другие.

Картины известных мастеров в технике алла прима

Несколько советов тем, кто начинает осваивать технику алла прима

А теперь скажу несколько противоречивую вещь: техника алла прима сложна . Да-да, хоть я и говорила, что её предпочитают начинающие, нужно понимать, что написать действительно значимое произведение в ней сложно.

Здесь нужно идеально чувствовать оттенки красок и манеру их нанесения на холст, чтобы получить требуемый эффект с одного раза. Поэтому чтобы освоить технику, нужно начинать с малого :

  • Подберите светлый грунт холста, который не будет оттенять краски, например, розоватый или желтоватый;
  • Если нужен рисунок (набросок), то воспользуйтесь углем, не сильно нажимая, нанося воздушно.
  • Почувствуйте возможность быстро получать результат, посмотрите, что получится, затем уже усложняйте задачу;
  • Не бойтесь, если первые картины будут «пестреть» ляпами и недоработками. Это нормально. Ведь именно эти ошибки, вовремя замеченные, позволят вам в будущем писать еще лучше;

А может случиться такое, что станет для вас только очередной ступенькой для покорения традиционной многослойной живописи маслом. Но чтобы это понять, попробовать написать картину нужно уже сейчас⇓

Видео на десерт:
идея как нарисовать пейзаж быстро, легко и сказочно

Друзья, чтобы статьянезатерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.

Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы

В переводе с итальянского «алла прима» означает «в один приём». Это техника, при которой рисунок выполняется сразу, без ретуширования, также известна как «живопись без подмалёвка». Если вы хотите работать в этой технике, всё, что вам нужно, – это суметь закончить рисунок до того, как краска высохнет. Для этого может потребоваться как один сеанс, так и несколько, хотя пуристы утверждают, что одного вполне достаточно.

Это определение оставляет простор для различных интерпретаций. Например, некоторые говорят, что ретуширование допустимо, пока краска не высохла, другие же считают, что в технике «алла прима» каждый мазок имеет значение и не должен исправляться. Большинство сходятся на том, что можно стирать и переделывать те места, которые вам не нравятся. Вы можете выбрать то, что вам нравится. Для многих это любимая техника, поскольку в ней есть место спонтанности и свежести.

Техника «алла прима» в том виде, в котором существует сейчас, впервые была использована в 16 веке фламандским художником Франсом Халсом. Она сильно отличалась от распространённой тогда и очень трудоёмкой практики использования подмалёвков и множества слоёв краски. На самом деле, его приёмы рисования в один этап использовались с древнейших времён и являются инстинктивно понятными. Благодаря своей быстроте, техника «алла прима» часто используется в живописи на пленэре, набросках маслом и предварительных этюдах.

Используйте тонированный холст или основу

Белая поверхность может отвлекать или смущать. Кроме того, будет не страшно, если где-то будут оставаться незакрашенные части холста. Используйте средний или нейтральный тон. Лично я больше всего люблю серовато-розовый.

Обдумайте цвета

Приготовьте цвета, которые вы хотите использовать, и постарайтесь ограничить палитру. Наметьте места, где будет много цветов, кистью, карандашом или углём (с ним нужно быть осторожнее – следите, чтобы он не испортил цвет краски). Помните, что цель этой подготовки – создание рисунка в один слой. Несмотря на то, что живопись «алла прима» в какой-то степени инстинктивна, хорошего результата без планирования достичь довольно трудно.

Переходите от тёмных цветов к светлым

Это моё личное предпочтение; некоторые художники делают наоборот, переходя от светлых к тёмным, или даже начинают с нейтральных цветов. Преимущество перехода от тёмных тонов к светлым состоит в том, что, когда вы работаете со свежей краской, цвета быстро смешиваются. Будет сложно получить насыщенный тёмный цвет, если под ним уже будет более светлый. Самые светлые цвета лучше использовать последними.

Будьте уверенны

Начинайте с самой большой кисти, а заканчивайте самой маленькой, и не экономьте краску – набирайте её обильно. Делайте уверенные мазки. Главный принцип «алла прима» - каждый мазок имеет значение.

Не перегружайте отдельные участки

Если вы сделали ошибку, просто снимите краску в этом месте до холста и начните заново. Это поможет вам сохранить свежую, экономичную законченность работы в технике «алла прима».

Три образца

Если у вас закончилось вдохновение, можно рассмотреть работы некоторых мастеров. Познакомьтесь с лёгкими красочными портретами голландского художника Франса Халса, а также с картинами великого импрессиониста Эдуарда Мане, который использовал технику «алла прима», чтобы запечатлеть мимолётные явления «здесь и сейчас», такие, как облака или закаты. Наконец, откройте для себя Тома Томпсона, канадского пейзажиста начала XX века. Это менее известный художник, автор ярких миниатюрных набросков маслом.

В техническом отношении этот метод живописи является наилучшим, так как при нем вся живопись состоит из одного слоя, высыхание которого при умеренной толщине его протекает беспрепятственно и вполне нормально, почему при соответ­ствующем грунте он обеспечен от трещин, равно как сами крас­ки сохраняют свою первоначальную свежесть. Но не всегда этот метод может быть на практике осуществлен и, кроме того, не всегда он входит в задачу живописца.

Грунт для живописи «алла прима» не должен быть слишком тянущим, а также слишком непроницаемым и скользким, почему при пользовании клеевым грунтом принимаются все необхо­димые меры для предотвращения слишком заметного изменения на нем красок в тоне от потери масла. Масляному грунту, особенно крепко просохшему и потому непроницаемому, придается некоторая проницаемость, что достигается протиркой его спиртом или пемзой; кроме того, выбирают грунт с шерохова­той поверхностью. Что касается цвета грунта, то наиболее пригодными в этом случае являются светлые грунты с различ­ными оттенками, сообразно живописной задаче, а также чистый белый грунт. Розоватый, желтоватый и другие оттенки грунта получаются прокраской белого грунта прозрачной краской.

Описываемый метод живописи часто не требует выполнения обычного рисунка, и художник может прямо приступить к крас­кам и письму в зависимости от живописной задачи и опытности мастера.

Если же рисунок необходим, то он может ограничиться лег­ким углевым наброском. Черного углевого рисунка с его фикса­жем следует избегать, так как всякие резкие черные контуры впоследствии будут просвечивать через тонкий слой краски я таким образом портить живопись. Состав фиксатива также не безразличен для прочности ее.

Рисунок может быть исполнен отдельно на бумаге и перене­сен затем на холст для лучшего сохранения чистоты и цвета грунта.

Чтобы иметь возможность закончить живопись по-сырому, т. е. до начала высыхания масляных красок, принимаются все­возможные, но безвредные для живописи меры, начиная с под­бора красок. Медленно сохнущим краскам здесь отдается пред­почтение. Так, цинковые белила здесь более уместны, нежели свинцовые; кроме того, и состав связующего вещества красок также имеет здесь большое значение. Вот почему здесь наибо­лее применимы краски, тертые на медленно сохнущих маслах: маковом, ореховом и подсолнечном; краски же на льняном масле пригодны лишь для быстрой, непродолжительной работы.

Чтобы задержать как можно дольше высыхание красок, ис­полняемая живопись ставится в промежутках между работой на холод, в темноту, причем по возможности преграждают к ней свободный доступ воздуха. Выполнение этих последних мер, к сожалению, не всегда может быть использовано, особенно при больших размерах живописного произведения, между тем эти меры являются весьма действительными.

Применяются с той же целью эфирные масла, замедляющие более или менее сильное высыхание масляных красок, о кото­рых говорится выше. Наиболее энергичным в данном случае было бы гвоздичное масло. Имеются, однако, авторитетные ука­зания на вред от применения названных масел для живописи в большом количестве.

Живопись этим методом ведется различно и зависит во мно­гом от индивидуальности художника; вот почему при изложе­нии этого метода можно ограничиться лишь наиболее суще­ственными и важными указаниями.

Под живописью «алла прима», в прямом значении этих слов, нужно подразумевать один из методов, в котором художник ставит себе задачей сразу воспроизводить в красках все то, что он видит в натуре, т. е. цвет, форму, светотень и пр., не прибе­гая к расчленению этой сложной задачи на отдельные моменты работы. Трудность разрешения этой задачи, разумеется, велика, и становится тем большею, если художник стремится окончить свое произведение «по-сырому», т. е. до засыхания красок.

Живопись ведется различно. Ее можно начинать мазками полугустых красок, наносимых свободно, тон к тону, не переме­шивая их долго на палитре, пока не раскроется весь холст. Вначале выгодно выдерживать тени светлее и теплее, чем они должны быть в законченном виде; светА же, наоборот, темнее и холоднее. Самые сильные света и тени наносятся в последний момент, когда живопись подходит к концу. Здесь очень уместны решительные и окончательные удары пастозными красками.

Выполнять живопись следует тюбиковыми красками в том виде, как они есть, без добавки к ним жирных масел. При упот­реблении черных красок (легких по своему весу) нельзя нано­сить их толстым слоем, так как тяжелые краски, нанесенные поверх них, тонут в черных, загрязняя живопись.

При нанесении слишком толстого слоя красок, затрудняю­щего дальнейшую работу, следует снимать их излишек с по­мощью мастихина, шпателя и ножа, а также наложением на слой красок чистой бумаги, которая прижимается ладонью руки к нему и затем, по удалении, берет на себя весь избыток красок. Можно, выполняя живопись «алла прима», начинать ее в протирку, разжижая краски скипидаром и нанося их жидко, подобно акварели. Прокладка эта ведется плоскостно, без моде­лировки форм, имея задачей лишь широкий общий эффект. Для нее лучше пользоваться корпусными красками, вводя в них бе­лила. Затем уже, в дальнейшей работе, вводятся пастозные краски, и начинается настоящая живопись.

При работе «алла прима», на слишком тянущем грунте масля­ные краски дают матовую живопись, которая в цветном отно­шении уступает темпере и, кроме того, при слишком сильном обезмасливании красок лишена прочности.

Живопись, исполняемая «алла прима» имеет своеобразную красоту, она приятна своей свежестью и непосредственностью, выявляя «мазок» автора и его темперамент. Образцами этого рода живописи могут служить этюды И. Репина к его картине «Государственный совет».