Портретная характеристика семьи болконских. Семья болконских

Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого - влияния общественных отношений и житейских столкновений на характеры; третьего
- связь чувств с действиями; четвертого - анализ страстей; графа Толстого всего более
- сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души.
Н. Г. Чернышевский

В романе “Война и мир” Л. Н. Толстой показал русское общество в период военных, политических и нравственных испытаний. Известно, что характер времени складывается из образа мыслей и поведения не только государственных, но и обыкновенных людей, порой жизнь одного человека или семьи в соприкосновении с другими может быть показательна для эпохи в целом.
Родственные, дружеские, любовные отношения связывают героев романа. Нередко их разделяет взаимная неприязнь, вражда. Для Льва Толстого семья - это та среда, которая дает человеку все начала в жизни, воспитывает его. Поэтому в его романе все герои объединены по родовому принципу. По-разному представлены семейства Ростовых, Болконских, Курагиных, Безуховых, Друбецких. Они отличаются не только степенью знатности и родовитости, но и совершенно различными укладами жизни - то есть привычками, обычаями, взглядами.
Семья Ростовых воплотила в себе лучшие черты русского дворянства; патриотизм, духовную и душевную щедрость. Двери московского дома графини Ростовой были всегда широко открыты “для званых и незваных”. Илья Андреевич Ростов любил потратить деньги на устройство пира. В его семье любили балы, обеды, музыку. Здесь все прекрасно поют и танцуют.
Толстой по-разному выявляет особенность Ростовых. Вот одна из сцен романа. Именины двух Наталий. Съезжаются гости. Как и в салоне Анны Павловны Шерер, мы слышим привычные светские сплетни. Но здесь новости как-то иначе переживаются. Вот как старик Ростов воспринимает рассказ о проделках долоховской компании: “Хороша фигура квартального!”, - закричал граф, помирая со смеху”. Светские дамы в ответ восклицают: “Ах, ужас какой! Чему тут смеяться, граф?” Но уж такова сила непосредственности Ростова, что “дамы невольно сильно смеялись сами”.
В этой семье никто не руководствуется холодными соображениями: пусть чувство, непосредственное чувство радости и любви вырывается беспрепятственно наружу. Вот Николай Ростов возвращается с войны. Толстой сначала даже не называет тех, кто выбежал его встречать. “Что-то стремительно, как буря, вылетело из боковой двери и обняло, и стало целовать его”. Мы не видим облик встречающих., перед нами лишь “блестящие слезами радости любящие глаза”, “губы, искавшие поцелуя”. Все семейство Ростовых - это воплощенная любовь. “В душе Николая и на лице распустилась та детская улыбка, которою он ни разу не улыбался с тех пор, как выехал из дома”.
Великолепны сцены охоты. Выехав всем семейством в усадьбу, Ростовы становятся такими же непосредственными и простодушными, как природа. “А когда началась травля зайца, спокойный Илагин, Николай, Наташа и дядюшка летали, сами не зная, как и куда, видя только собак и зайца”. Толстой любуется тем, как в Отрадном хранят верность старым русским обычаям. Сцены охоты, сцены с ряжеными, описание святочного катания молодежи, лунной ночи, заворожившей юную Наташу, придают романтическую привлекательность семье Ростовых.
Толстой с добродушной иронией показывает отношения старика Ростова и крепостных. Он несколько идеализирует отношения между барином и мужиком. Вот охотник-крепостной обругал барина, на что Ростов отреагировал так: “Граф, как наказанный, стоял, оглядываясь и стараясь улыбкой вызвать в~ Семене сожаление к своему положению”. А после охоты граф рискнул лишь попенять Даниле, обругавшему его: “Однако, брат, ты сердит”.
Толстой отмечает в семье Ростовых равнодушие к длительным рассуждениям, раздумьям. Они живут чувством, а не умом. Это выражается и в восторженном, ребяческом поклонении Николая императору Александру, и в опрометчивости, импульсивности некоторых поступков Наташи, и в слишком легком отношении к жизни почти разоренного старого графа Ростова.
Война 1812 года выявила глубокую патриотичность всей семьи Ростовых. Николай воевал и отличился смелостью. Его младший брат Петя, почти мальчик, буквально рвался защищать Отечество. Страшным потрясением для всей семьи была его гибель. В романе Толстой со свойственным ему мастерством дает описание материнского горя. По силе производимого впечатления трудно найти что-либо подобное у других писателей. Старая графиня едва не потеряла рассудок от горя. Наташа, пережив смерть брата и Андрея Болконского, разделяет горе с матерью, помогает ей справиться с отчаяньем.
Любимица всей семьи, Наташа Ростова тонко чувствует добро и правду, красоту человеческой души, русскую природу. Писатель показывает духовную связь своей героини с народной жизнью. Всем сердцем воспринимает она боль войны, не рассуждая и не произнося громких фраз.
Беды и горе, выпавшие на долю Ростовых, не озлобили их. Близость к народу и душевная порядочность составляют суть этой семьи.
Но в романе описана и другая семья. По духу своему она во многом противоположная Ростовым, но столь же любимая писателем. В семье Болконских царит атмосфера напряженной внутренней жизни, несколько суровой и аскетичной.
Размеренный, осмысленный образ жизни ведет старый князь Болконский. Он интересуется политикой, во всех подробностях знает “все военные и политические обстоятельства Европы последних годов”. Николай Андреевич Болконский болезненно переживает неудачи русской армии. Но немножко и злорадствует. Он подобен фонвизинскому Стародуму. Был Суворов - и русская армия была непобедима. А теперешние? Что они могут?! Так рассуждает старший Болконский. С одной стороны, он весь в прошлом, но с другой, зорко следит за настоящим. “Князь Андрей слушал... невольно удивляясь, как мог этот старый человек, сидя столько лет один безвыездно в деревне, в таких подробностях и с такой тонкостью знать и обсуждать все военные и политические обстоятельства”.
В оценке политической ситуации убеждения отца и сына совершенно различны. И переубедить друг друга они не пытались. Понимают ли они, чувствуют ли друг друга? Старый князь “насквозь видел” сына, говорить ничего не нужно было. “Андрей молчал: ему и приятно и неприятно было, что отец понял его”. С отцом князя Андрея сближало прежде всего ироничное отношение к религии, к сентиментальности. Отец считал, что суеверие и праздность - “два источника людских пороков”. Сын непочтительно высказывается об образке, который княжна Марья хочет повесить ему на шею: “Ежели он не в два пуда и шеи не оттянет”. Но полное взаимопонимание шло не от некоторого сходства взглядов - оно шло откуда-то изнутри, из области подсознательного.
В 1812 году, узнав о взятии Смоленска, Николай Андреевич Болконский, несмотря на свой почтенный возраст, решает “оставаться в Лысых горах до последней крайности и защищаться”. Мысли о родине, о ее судьбе, о поражении русской армии не покидают его даже в предсмертные часы.
Старый князь был русским барином, в нем проявлялось иногда самодурство и деспотизм. Вот он учит княжну Марью математике, чтобы “не была похожа на наших глупых барынь”. Рассуждения о правилах рационального воспитания мешают ему проникнуть во внутренний мир дочери. Потому-то и тяжело княжне Марье, что душа полна религиозным восторгом, а отец, ко всему прочему неумелый педагог, заставляет ее заниматься наукой, учить геометрию. Уже само это сопоставление проникнуто тонкой писательской иронией.
Князь Андрей прошел сложный жизненный путь: от эгоистических стремлений к личной славе до понимания необходимости всеобщей любви и всепрощения. Он отказывается остаться в штабе Кутузова: “... я привык к полку, полюбил офицеров, и люди меня, кажется, полюбили. Мне было бы жалко оставить^полк”. Кутузов понял и одобрил князя Андрея, сына своего друга. “Иди с богом своею дорогою, - говорит Кутузов. - Я знаю, твоя дорога - это дорога чести”.
Итак, перед нами два типа отношения к миру, к людям, бытующие в семьях Болконских и семье Ростовых. Толстой постоянно сталкивает их на страницах своего романа. С особой силой противоречие этих двух образов жизни выразилось в отношениях князя Андрея и Наташи. Эти герои, такие разные, тянутся друг к другу и через страдания, ошибки учатся понимать друг друга, как разум и душа. Но их любовь не увенчалась земным счастьем.
Толстой награждает семейным счастьем княжну Марью и Николая: ее глубокая и бескорыстная любовь словно возвышает, облагораживает простые, слишком земные устремления и чувства Ростова. Княжна Марья не отличалась внешней красотой и изяществом, но она покоряла людей светом “лучистых глаз”, своей духовной красотой, высокой нравственностью. “Душа графини всегда стремилась к бесконечному, вечному и совершенному и потому никогда не могла быть покойна”.
Приобщаться к новому, народному, не оставаться в состоянии покоя - это и является обязательным критерием нравственной оценки персонажей у Толстого. Толстой сплетает судьбы Ростовых и Болконских, подвергая их испытаниям через войну, утрату близких и любимых людей. И его любимые герои достойно выдерживают эти испытания.
Так в художественной форме Лев Николаевич Толстой реализует свои философские идеалы. Но, как великий художник,одновременно открывает нам что-то очень важное в бесконечной мудрости жизни, не укладывающейся ни в какую философию.

3.Обоснуйте, как содержание романа «Что делать?» отвечает на вопрос, поставленный в его заглавии?

Если есть на свете “крылатые” фразы, то должны быть и “крылатые” вопросы. Вечно парят они в воздухе, которым дышит человек разумный. Мне кажется, что умение правильно поставить вопрос так же важно, как ответить на него. Например, английская литература интересовалась: “Быть или не быть?” вообще, а русская литература середины девятнадцатого века конкретно спросила: “Кто виноват?” и “Что делать?” Мир устроен несправедливо: богатые и бедные, добрые и злые, счастливые и несчастные... Оставлю за рамками данного сочинения многогранный вопрос А. И. Герцена о том, кто в этом виноват. Моя задача понять, что же предложил сделать русский писатель, публицист, но более всего общественный деятель Николай Гаврилович Чернышевский для того, чтобы устройство человеческого общества стало справедливым. Можно ли избавить землю от бедности, несчастий и злодейств?
Мне кажется, что если человек живет плохо и неправильно, то для начала он должен это осознать. Такие люди встречались во все исторические времена и во всех странах. В русской литературе девятнадцатого века они появились сначала под названием “лишних” людей, лучшие качества которых не находят применения в современной жизни. От этого страдали и Онегин, и Печорин, и Чацкий. Потом появился “нигилист” Базаров со своим полным отрицанием всех ценностей старого мира, но без желания предложить что-либо конструктивное. А в конце пятидесятых годов в литературу вошли “особенный человек” Рахметов и “новые люди”, описанные Н. Г. Чернышевским. Кто же они и откуда?
В России девятнадцатого века начало формироваться новое сословие. Людей этих назвали “разночинцами”, видимо потому, что они были детьми разного рода чинов и званий: от уездных врачей и священников до судейских и первых инженеров. Чернышевский увидел в них людей не только образованных и способных к труду. Среди них было много неравнодушных к судьбе русского народа. “...Это, господа, странная молодежь...” - говорит автор проницательному читателю. Мне кажется, что это были первые ростки русской интеллигенции. Именно для этих людей книга “Что делать?” должна была стать руководством к действию.
Первым делом нужно заняться образованием души и ума русского народа, считает автор. Душе нужно дать свободу и осознание того, что поступать честно и благородно гораздо выгоднее, чем обманывать и трусить: “Твоя человеческая натура сильнее, важнее для тебя, чем каждое отдельное твое стремление... будь честен... вот и весь свод законов счастливой жизни”. Уму нужно дать широкое поле знаний, чтобы он тоже был свободен в своем выборе: “Конечно, как ни тверды мысли человека, находящегося в заблуждении, но, если другой человек, более развитый, более знающий, лучше понимающий дело, будет постоянно работать над тем, чтобы вывести его из заблуждения, заблуждение не устоит”. Так говорит доктор Кирсанов своему пациенту, но читатель понимает, что автор обращается именно к нему. Следующий необходимый шаг в продвижении к новому обществу - это, конечно, свободный и справедливо вознаграждаемый труд: “Жизнь имеет своим главным элементом труд... и самый верный элемент реальности - дельность”. Экономическая программа Н. Г. Чернышевского описана в романе достаточно подробно. Первопроходцем практического ее воплощения в жизнь является Вера Павловна, которая открывает швейную мастерскую и своим личным примером пробуждает для счастливой жизни своих работниц. Вот таким образом постепенно количество “новых” людей должно увеличиваться, пока на земле не останется злых, бесчестных и ленивых. Картину будущего общества автор рисует нам в четвертом сне Веры Павловны. К сожалению, многое в этой картине, с высоты последующего исторического опыта, выглядит утопично. Но свою положительную роль в судьбе России просветители-народовольцы сыграли, хотя и не смогли добиться желаемого результата. Есть в романе и другой, более радикальный вариант ответа на вопрос: “Что делать?” По цензурным соображениям Николай Гаврилович не смог описать этот путь более подробно. “Особенный человек” Рахметов, на первый взгляд, занимает в канве повествования совсем немного места. Но по воздействию на умы многих поколений российской молодежи этот образ не имеет себе равных. Рахметов - сильный, талантливый человек, который полностью отказывается от любой личной жизни во имя борьбы за светлую идею. Суть идеи та же - устройство справедливого человеческого общества, но путь к нему лежит через революционную борьбу со старым порядком. Кирсанов говорил: “Я принимаю правило: против воли человека не следует делать ничего для него; свобода выше всего, даже и жизни”. Для последователей Рахметова воля одного человека не имела значения, если она входила в противоречие с их идейной борьбой за счастье всего остального человечества. В итоге это привело мою страну к великим потрясениям и большой крови.
В заключение я хочу сказать о самом авторе романа “Что делать?”. Николай Гаврилович Чернышевский был великим гражданином нашей страны и человеком героической судьбы.

Что есть гражданственность?” - не надо вопрошать,
А надо ею жить - как воздухом дышать.
К. Рылеев

Много честных и красивых людей воспитала его книга. Они старались нести народу истину, которой служил автор следующих строк: “Истина - хорошая вещь: она вознаграждает недостатки писателя, который служит ей”. Но ведь не ошибается, как известно, только тот, кто ничего не делает! И мне кажется, если благодаря роману хороших людей стало больше, он заслуженно занимает свое место в истории русской литературы.

Семья Болконских в романе «Война и мир» - одна из ключевых тем в изучении данного произведения. Ее члены занимают центральное место в повествовании и играют определяющую роль в развитии сюжетной линии. Поэтому характеристика данных действующих лиц представляется особенной важной для понимания концепции эпопеи.

Некоторые общие замечания

Семья Болконских в романе «Война и мир» является типичной для своего времени, т. е. для начала 19 века. Автор изобразил людей, в образах которых постарался передать умонастроение значительной части дворянства. При описании этих действующих лиц нужно прежде всего помнить о том, что эти герои - представители аристократического сословия рубежа веков, времени, которое было переломным в истории России. Это отчетливо и было показано при описании жизни и быта этого старинного рода. Их мысли, идеи, взгляды, мировоззрение и даже домашние привычки служат яркой демонстрацией того, как жила значительная часть дворянства в рассматриваемое время.

Образ Николая Андреевича в контексте эпохи

Семья Болконских в романе «Война и мир» интересна тем, что в ней писатель показал, как и чем жило мыслящее общество в начале 19 века. Отец семейства - потомственный военный, и вся его жизнь подчинена строгому распорядку. В этом образе сразу угадывается типичный образ старого вельможи времен Екатерины II. Он человек скорее прошлого, 18 столетия, чем нового. Сразу чувствуется, насколько он далек от политической и общественной жизни своего времени, кажется, что он живет старыми порядками и привычками, которые больше к месту для эпохи предшествующего царствования.

Об общественной деятельности князя Андрея

Семья Болконских в романе «Война и мир» отличается монолитностью и единством. Все ее члены очень похожи друг на друга, несмотря на разницу в возрасте. Однако князь Андрей более увлечен современной политикой и общественной жизнью, он даже принимает участие в проекте составления государственных реформ. В нем очень хорошо угадывается тот тип молодого реформатора, который был характерен для начала правления императора Александра Павловича.

Княжна Марья и светские барышни

Семья Болконских, характеристика которой составляет предмет настоящего обзора, отличалась тем, что ее члены жили напряженной умственной и нравственной жизнью. Дочь старого князя Марья была совершенно не похожа на типичных светских дам и молодых женщин, которые тогда являлись в высшем свете. Отец позаботился об ее образовании и обучил ее самым разным наукам, которые не входили в программу воспитанию барышень. Последние обучались домашнему ремеслу, художественной литературе, изящным искусствам, в то время как княжна под руководством родителя изучила математику.

Место в обществе

Семья Болконских, характеристика которой столь важна для понимания смысла романа, занимала видное положение в высшем свете. Князь Андрей вел достаточно активную общественную жизнь, по крайней мере до тех пор, пока не разочаровался в карьере реформатора. Он занимал должность адъютанта Кутузова, принимал активное участие в военных действиях против французов. Его часто можно было увидеть на светских раутах, приемах, балах. Тем не менее, с самого первого его появления в салоне известной светской дамы читатель сразу понимает, что в этом обществе он не свой человек. Он держится несколько в стороне, не очень разговорчив, хотя, судя по всему, является интересным собеседником. Единственный человек, с кем он сам выражает желание вступить в беседу, - его приятель Пьер Безухов.

Сравнение семей Болконских и Ростовых еще больше оттеняет особенность первых. Старый князь и его молодая дочь вели очень уединенный образ жизни и почти не покидали своего поместья. Тем не менее, Марья поддерживала связи с высшим светом, обмениваясь письмами со своей подругой Жюли.

Характеристика внешности Андрея

Описание семьи Болконских также имеет очень важное для понимания характера этих людей. Князь Андрей описан писателем как красивый молодой человек лет тридцати. Он очень привлекателен, держится превосходно, в общем - настоящий аристократ. Однако в самом начале его появления автор подчеркивает, что в его чертах лица было что-то холодное, отчужденное и даже черствое, хотя совершенно очевидно, что князь человек не злой. Однако тяжелые и мрачные размышления наложили черты его лица свой отпечаток: он стал угрюм, задумчив и неприветлив с окружающими и даже с собственной женой держится крайне надменно.

О княжне и старом князе

Описание семьи Болконских следует продолжить небольшой портретной характеристикой княжны Марьи и ее сурового отца. Молодая девушка имела одухотворенную внешность, так как она жила напряженной внутренней и умственной жизнью. Она была худа, стройна, однако не отличалась красотой в общепринятом смысле слова. Светский человек, может быть, вряд ли назвал бы ее красавицей. К тому же серьезное воспитание старого князя наложило на нее свой отпечаток: она была не по возрасту задумчива, несколько замкнута и сосредоточенна. Словом, она совершенно не походила на светскую даму. На нее наложил отпечаток тот образ жизни, который вела семья Болконских. Кратко его можно охарактеризовать следующим образом: замкнутость, строгость, сдержанность в общении.

Ее отец был худым человеком невысокого роста; он держался прямо как военный. Его лицо отличалось суровостью и строгостью. Он имел вид человека выносливого, который к тому же находился не только в прекрасной физической форме, но также был постоянно занят умственным трудом. Такая внешность говорила о том, что Николай Андреевич был человеком незаурядным во всех отношениях, что и сказывалось в общении с ним. Вместе с тем он мог быть и желчным, саркастичным и даже несколько бесцеремонным. Об этом говорит сцена его первой встречи с Наташей Ростовой, когда она в качестве невесты его сына посетила их поместье. Старик был явно недоволен выбором сына и потому устроил молодой девушке весьма негостеприимный прием, отпустив в ее присутствии пару острот, которые глубоко задели ее.

Князь и его дочь

Отношения в семье Болконских с виду никак нельзя было назвать сердечными. Особенно это сказывалось в общении старого князя с молодой дочерью. Он держался с ней примерно так же, как и с сыном, т. е. без всяких церемоний и скидок на то, что она все-таки девушка и нуждается в более мягком и нежном обращении. Но Николай Андреевич, по-видимому, не делал особой разницы между ней и сыном и общался с обоими примерно одинаково, т. е. сурово и даже жестко. Он был очень требователен к дочери, контролировал ее жизнь и даже прочитывал письма, которые она получала от своей подруги. На занятиях с ней он был суров и придирчив. Однако на основании вышесказанного никак нельзя говорить о том, что князь не любил свою дочь. Он был очень к ней привязан и ценил в ней все самое лучшее, но его из-за строгости характера не мог общаться иначе, и княжна это понимала. Она побаивалась своего отца, однако уважала его и во всем слушалась. Она принимала его требования и старалась ни в чем не противоречить.

Старый Болконский и князь Андрей

Жизнь семьи Болконских отличалась уединенностью и замкнутостью, что не могло не сказаться на общении главного героя с отцом. Их разговоры со стороны можно было бы назвать формальными и даже несколько официальными. Их отношения не казались душевными, скорее, беседы были похожи на обмен мнениями между двумя очень умными и понимающими друг друга людьми. Андрей держался с отцом очень почтительно, но несколько холодно, отчужденно и по-своему сурово. Отец, в свою очередь, тоже не баловал сына родительскими нежностями и ласками, ограничиваясь замечаниями исключительно делового характера. Он говорил с ним только по существу, намеренно избегая всего, что могло бы затронуть личные отношения. Тем ценнее финал сцены провод князя Андрея на войну, когда сквозь ледяную невозмутимость отца прорывается глубокая любовь и нежность к сыну, которую он, впрочем, тотчас постарался скрыть.

Две семьи в романе

Тем интереснее провести сравнение семей Болконских и Ростовых. Первые вели уединенный замкнутый образ жизни, были строги, суровы, немногословны. Они избегали светских развлечений и ограничивались обществом друг друга. Вторые же, напротив, были общительны, гостеприимны, веселы и жизнерадостны. Тем показательнее тот факт, что Николай Ростов в конце концов женился на княжне Марье, а не на Соне, с которой его связывала детская любовь. Должно быть, эти столь не сумели лучше разглядеть положительные качества друг друга.

Роль семьи Болконских в произведении

Важную роль играет в романе «Война и мир» семья Болконских. С ними неразрывно связаны основные проблемы произведения великого писателя. В тексте прослеживаются истории нескольких семей. Основное внимание уделяется Болконским, Ростовым и Курагиных. Симпатии автора на стороне Ростовых и Болконских. Между ними большая разница Отношения между Ростовыми чувственные и эмоциональные. Болконскими руководит разум и целесообразность. Но именно в этих семьях воспитываются любимые герои Льва Николаевича Толстого. Члены семьи Болконских являются яркими представителями людей «мира и света». Их судьбы тесно переплетаются с жизненными путями остальных персонажей произведения. Они принимают активное участие в развитии сюжетной линии повествования. Психологические проблемы, вопросы нравственности, морали, семейных устоев находят отражение в изображении этих персонажей.

Характеристика отношений

Болконские относятся к древнему княжескому роду и проживают в имении Лысые горы, расположившемся неподалёку от столицы. Каждый из членов семьи – личность неординарная, наделённая сильным характером и недюжинными способностями.

Глава семьи

Старый князь Николай Андреевич, его сын Андрей Николаевич и княжна Марья Николаевна – члены семьи Болконских в романе «Война и мир».

Во главе семьи стоит старый князь Болконский. Это человек с сильным характером и устоявшимся мировоззрением. Успешная карьера военного, почести и уважение остались для него в далёком прошлом. На страницах книги мы видим старого человека, устранившегося от военной службы и государственных дел, уединившегося в своём имении. Несмотря на удары судьбы, он полон сил и энергии. День старого человека расписан по минутам. В его распорядке находится место как умственному, так и физическому труду. Николай Андреевич составляет планы военных кампаний, работает в столярной мастерской, занимается обустройством имения. Он находится в здравом уме и хорошей физической форме, не признаёт праздности для себя и заставляет жить по его правилам всех домочадцев. Особенно тяжело приходится дочери, которая вынуждена изучать естественные науки и терпеть тяжёлый нрав отца.

Гордый и непреклонный характер старого князя доставляет окружающим много неприятностей, а неподкупность, честность и ум вызывают уважение.

Князь Андрей

С Андреем Болконским мы знакомимся в первой главе произведения. Он появляется среди гостей светского салона Анны Павловны Шерер и сразу привлекает всеобщее внимание. Молодой человек выделяется на общем фоне не только внешностью, но и своим поведением. Мы понимаем, что окружающие люди вызывают в нём раздражение и даже злость. Ему неприятны фальшивые маски, ложь, лицемерие и пустые разговоры светского общества. Искренняя добрая улыбка появляется на лице героя только при виде Пьера Безухова. Андрей Болконский молод, красив, образован, но неудовлетворён своим существованием на этой земле. Он не любит свою красивую жену, недоволен карьерой. На протяжении развития сюжетной линии образ героя открывается перед читателем во всей своей глубине.

В начале романа Андрей, человек, мечтающий стать похожим на Наполеона. Поэтому принимает решение оставить беременную жену, наскучивший образ жизни и отправляется на военную службу. Он мечтает о героических поступках, славе и всенародной любви. Высокое небо Аустерлица изменяет его мировоззрение и корректирует планы на жизнь. Он постоянно ищет себя. Подвиги и тяжёлые ранения, любовь и предательства, разочарования и победы наполняют жизнь одного из любимых героев Толстого. В итоге молодой князь находит истинный смысл жизни в служении Отечеству, защите своей Родины. Судьба героя трагична. Он умирает от тяжёлого ранения, так и не воплотив своей мечты в жизнь.

Княжна Марья

Сестра Андрея Болконского, княжна Марья – один из самых ярких и трогательных образов повествования. Живя рядом со своим отцом, она терпелива и покорна. Мысли о муже, своей семье и детях кажутся ей несбыточными мечтами. Марья непривлекательна: «некрасивое слабое тело и худое лицо», неуверенна в себе и одинока. Замечательными в её облике были только «большие, глубокие, лучистые» глаза: «Своё предназначение она видит в служении господу. Глубока вера даёт силы, является отдушиной в её непростой жизненной ситуации. «Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю другой жизни», ̶ говорит о себе героиня.

Робкая и мягкая княжна Марья ко всем одинаково добра, искренна и духовно богата. Ради близких людей девушка готова на жертвы и решительные поступки. В финале романа мы видим героиню счастливой женой Николая Ростова и заботливой матерью. Судьба вознаграждает её за преданность, любовь и терпение.

Фамильные черты

В романе «Война и мир» дом Болконских – образец истинно аристократических устоев. В отношениях царит сдержанность, хотя все члены семьи искренне любят друг друга. Спартанский образ существования не позволяет проявлять свои чувства и переживания, хныкать, жаловаться на жизнь. Строгие правила поведения никому не позволено нарушать.

Болконские в романе «Война и мир» олицетворяют лучшие черты уходящего в историю дворянского сословия. Некогда представители этого класса были основой государства, посвящали свою жизнь служению, Отечеству, как и представители этой благородной фамилии.

У каждого из рода Болконских свои неповторимые черты характера. Но есть в них нечто общее, что объединяет этих людей. Их отличает фамильная гордость, честность, патриотизм, благородство, высокий интеллектуальный уровень развития. Предательству, подлости, трусости нет места в душах этих героев. Характеристика семьи Болконских складывается постепенно на протяжении всего повествования.

Замысел классика

Проверяя прочность семейных уз, писатель проводит своих героев через ряд испытаний: любовью, войной и светской жизнью. Представители рода Болконских благополучно справляются с трудностями благодаря поддержке родных людей.

По замыслу великого писателя, главы, посвящённые описанию жизни семьи Болконских, играют огромную роль в идейном содержании романа «Война и мир». Они люди «света», достойные глубокого уважения. Изображение семейного уклада любимых героев помогает классику отобразить «мысль семейную», построить своё произведение в жанре семейной хроники.

Тест по произведению

Болконские – старинный княжеский род, Рюриковичи, аристократы, которые гордятся своим древним родом и заслугами перед Отечеством. Болконские – люди чрезвычайно деятельные. Каждый из членов семьи постоянно чем-то занят; их активная деятельность всегда направлялась людям, Родине. Князь Николай Андреевич – человек, безусловно, незаурядный. Старый князь, считающий, что на свете «есть только две добродетели – деятельность и ум» - неутомимо старается следовать своему убеждению. Генерал Болконский занимал видное положение именно благодаря талантам, а не стремлению сделать карьеру.

Он один из тех, кто служил Отечеству и никогда не прислуживался, о чём говорит его отставка и даже ссылка при императоре Павле. Сам он, честный и образованный человек, хочет «развить в дочери добродетели», давая ей уроки алгебры и геометрии и распределяя её жизнь в беспрерывных занятиях. Князь Николай никогда не бездействовал: то писал мемуары, то работал на столике или в саду, то занимался с дочерью. Он верил в прогресс и будущее величие России, которой служил всеми силами. Все его гуманные качества перешли и к его сыну – князю Андрею. Князь Андрей, получивший очень строгое воспитание, уже этим выделялся среди своей дворянской молодёжи.

По его усталому виду и скучающему взгляду, описываемыми автором, можно судить о нём, как о человеке, разочаровавшемся в жизни. Он горд, сух и холоден со всеми, кто неприятен ему, но необычайно добр, искренен, прост с людьми, ему приятными, лишёнными лжи и фальши. Андрей Болконский – целеустремлённый человек, не лишённый честолюбия. Главное для него – найти сферу деятельности, быть полезным обществу.

Если старый князь живёт в России, то его сын ощущает себя гражданином, даже лучше сказать, частью Вселенной. Его идеи – идея служения миру, единения всех людей, идеи всеобщей любви и объединения человечества с природой. Но его основные принципы слишком часто вступают в противоречие с общепризнанными нормами поведения и служения отечественному долгу.

Вот почему своё решение идти с действующую армию он воспринимает как избавление от никчёмности собственной жизни. «Я иду на войну, сказал он, - потому что та жизнь, которую я здесь веду, не по мне». Князю Андрею кажется, что на поле боя, сражаясь за Родину, он сможет, наконец, принести пользу. Здесь мы видим весь патриотизм князя Андрея, который он унаследовал от своего отца. У князя Андрея любовь к Родине и собственная жизнь слиты воедино, он не разделяет эти два чувства и хочет совершить подвиг во имя России.

Старый князь, узнав о походе Наполеона на Москву, хочет хоть чему-нибудь помочь родине, он становится главнокомандующим, хотя слишком стар, но «не счёл в себе вправе отказаться в такое время». Князь Андрей уходит воевать, понимая, что он должен быт там, где он нужен родине, тогда как мог остаться при особе государя».

Всеми поступками Болконского руководит чувство долга, которое в нём очень сильно. В армии князя Андрея настигает разочарование.

Он понял, что подлинный смысл жизни немного выше и прекраснее, чем он представлял себе ранее. Для князя Андрея наступает духовный кризис: всё старое отвергнуто, а новое не открыто. Толчком к обновлению стала для него встреча с Наташей Ростовой, под влияние жизнелюбия которой попадали все, кто с ней сталкивался.

Однако старик Болконский, привив своему сыну нравственную чистоту и серьёзное отношение к семье, вовсе не принимает в расчёт чувства Андрея и Наташи, всячески стараясь воспрепятствовать новому браку сына. Да и переживания князя Андрея по поводу непонимания со стороны Лизы отец проницательно замечает, и тут же утешает сына тем, что «они все такие». Одним словом, с точки зрения старого князя, любви нет, есть только строгое исполнение дома. И, действительно, в любви Андрей Болконский тоже находит разочарование.

От тяжёлых мук, переживаний её – Наташи Ростовой – измены его спасает война 1812 года. Как истинный патриот и сын своей Родины, князь Андрей не мог остаться в стороне. Мы видим, что Болконскими, несомненно, движет чувства долга. Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и острота ума передаются по наследству. Оба Болконских презирают выскочек, карьеристов, типа Курагина, хотя единственное исключение Болконский делал для старого графа Безухова. Дружба с Пьером, сыном старого Безухова, досталась князю Андрею тоже по наследству, от дружбы его отца с отцом Пьера.

Ещё один член семьи Болконский – княжна Марья. Тихая и скромная, она полностью подчинялась отцу во всём. Она одновременно восхищалась им и боялась его старого нрава. Отец же весьма сурово относился к детям, но, несмотря на их преданность, чувствовал в детях духовную самостоятельность. Болконский-отец вовсе не хочет выдавать дочь замуж, поскольку ему будет её не хватать, и он не в силах с ней расстаться. Княжна Марья знала, что крестьяне её отца были зажиточными, что нужды мужиков в первую очередь учитывались отцом, что побуждает её заботиться о крестьянах при отъезде из имения ввиду нашествия неприятеля. Её странно было думать...

Что могли богатые не помочь бедным. Третье поколение Болконских – Николенька, сын Андрея. Маленьким мальчиком видим мы его в эпилоге романа, но уже тогда он внимательно слушает Пьера. В нём происходит какая-то особая, независимая, сложная и сильная работа чувства и мысли. Он очень любит отца и Пьера, и, убедившись, что отец одобрил бы революционные взгляды Пьера, сказал себе: «Отец» Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен... » Болконские – разносторонне образованные, одарённые люди, которым близки идеи гуманизма и просветительства.

Все члены семьи связаны друг с другом, они представляют собой единое целое. Семья Болконских противопоставляется всему свету, так как она преследует совершенно другие идеи. В образах членов семьи Болконских Толстой показал мысли, искания лучших людей того времени.

В центре романа три семьи: Курагины, Ростовы, Болконские. Семья Болконских описана с несомненной симпатией. В ней показаны три поколения: старший князь Николай Андреевич, его дети Андрей и Марья, его внук Николенька. Из поколения в поколение передаются в этой семье все лучшие душевные качества и черты характера: патриотизм, близость к народу, чувство долга, благородство души. Болконские - люди чрезвычайно деятельные.

Каждый из членов семьи постоянно чем-то занят, в них нет ни капли лености и праздности, которые характерны для семей высшего света. Старый князь, считающий, что на свете «есть только две добродетели - деятельность и ум», неутомимо старается следовать своему убеждению. Сам он, честный и образованный человек, хочет «развить в дочери обе добродетели», давая ей уроки алгебры и геометрии и распределяя ее жизнь в беспрерывных занятиях». Он никогда не бездействовал: то писал свои мемуары, то работал на станке или в саду, то занимался с дочерью. У князя Андрея мы тоже видим эту черту, доставшуюся ему от отца: он - ищущая и деятельная натура. Он занимается общественной работой со Сперанским, облегчает быт крестьян в своем имении и постоянно ищет свое место в жизни. Активная деятельность семьи всегда направлялась людям, Родине.

Болконские - истинные патриоты. У князя Андрея любовь к Родине и собственная жизнь слиты воедино, он не разделяет эти два чувства и хочет совершить подвиг во имя России. Старший князь, узнав о походе Наполеона на Москву, хочет хоть чем-нибудь помочь Родине, он становится главнокомандующим ополчения и отдается этой должности всей душой.

Мысль о покровительстве генерала Рамо «приводила княжну Марью в ужас, заставляла ее содрогнуться, краснеть и чувствовать еще не испытанное чувство злобы и гордости». Она твердила себе: «Поскорее уехать!

Ехать скорее! » Во всех поступках Болконскими руководит чувство долга, которое в них всех очень сильно. Князь Николай Андреевич мог не принимать должности главнокомандующего, он был стар, но «не счел себя вправе отказаться в такое время», и эта «вновь открывшаяся ему деятельность возбудила и укрепила его». Князь Андрей уходит воевать, понимая, что он должен быть там, где он нужен Родине, тогда как он мог остаться при «особе государя». У всех своих любимых героев Толстой подчеркивает близость к народу. Есть эта черта характера и у всех членов семьи Болконских. Старый князь очень хорошо вел хозяйство и не притеснял крестьян.

Он никогда бы не отказал «в нужде мужикам». Княжна тоже всегда готова помочь крестьянам, «ей странно было думать... что могли богатые не помочь бедным». А князь Андрей на войне заботится о солдатах и офицерах своего полка.

Он был ласков с ними, а в ответ на это «в полку его называли наш князь, им гордились и его любили». Третье поколение Болконских - Николенька, сын Андрея; маленьким мальчиком видим мы его в эпилоге романа, но уже тогда он внимательно слушает Пьера, в нем происходит какая-то особая, независимая, сложная и сильная работа чувства и мысли. Он очень любил отца и Пьера и, убедившись, что отец одобрил бы революционные взгляды Пьера, сказал себе: «Отец!

Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен...» В образах членов семьи Болконских, особенно в образе князя Андрея, Толстой показал мысли, искания лучших людей того времени. Дворянство от оппозиционных правительству взглядов, подобных взглядам старого князя, переходит к более прогрессивным взглядам о переустройстве общества, к которым пришел князь Андрей.










1 из 9

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Семья Болконских Болконские – старинный княжеский род, аристократы, которые гордятся своим древним родом и заслугами перед Отечеством. Болконские – люди чрезвычайно деятельные. Каждый из членов семьи постоянно чем-то занят; их активная деятельность всегда направлялась людям, Родине. Во всех поступках Болконскими руководит чувство долга, которое в них всех очень сильно. Активная деятельность семьи всегда направлялась людям, Родине. Болконские - истинные патриоты. Семья Болконских описана с несомненной симпатией.

№ слайда 3

Описание слайда:

Семья Болконских В ней показаны три поколения. Из поколения в поколение передаются в этой семье все лучшие душевные качества и черты характера: патриотизм, близость к народу, чувство долга, благородство души. Болконские – разносторонне образованные, одарённые люди, которым близки идеи гуманизма и просветительства. Все члены семьи связаны друг с другом, они представляют собой единое целое. Семья Болконских противопоставляется всему свету, так как она преследует совершенно другие идеи. В образах членов семьи Болконских Толстой показал мысли, искания лучших людей того времени.

№ слайда 4

Описание слайда:

Николай Андреевич Князь Николай Андреевич – человек, безусловно, незаурядный. Старый князь, считающий, что на свете «есть только две добродетели – деятельность и ум» – неутомимо старается следовать своему убеждению. Генерал Болконский занимал видное положение именно благодаря талантам, а не стремлению сделать карьеру. Он один из тех, кто служил Отечеству и никогда не прислуживался, о чём говорит его отставка и даже ссылка при императоре Павле. Сам он, честный и образованный человек, хочет «развить в дочери добродетели», давая ей уроки алгебры и геометрии и распределяя её жизнь в беспрерывных занятиях. Князь Николай никогда не бездействовал: то писал мемуары, то работал на столике или в саду, то занимался с дочерью. Он верил в прогресс и будущее величие России, которой служил всеми силами. Все его гуманные качества перешли и к его сыну – князю Андрею.

№ слайда 5

Описание слайда:

Андрей Болконский Князь Андрей, получивший очень строгое воспитание, уже этим выделялся среди своей дворянской молодёжи. По его усталому виду и скучающему взгляду, описываемыми автором, можно судить о нём, как о человеке, разочаровавшемся в жизни. Он горд, сух и холоден со всеми, кто неприятен ему, но необычайно добр, искренен, прост с людьми, ему приятными, лишёнными лжи и фальши.Андрей Болконский – целеустремлённый человек, не лишённый честолюбия. Главное для него – найти сферу деятельности, быть полезным обществу. Если старый князь живёт в России, то его сын ощущает себя гражданином, даже лучше сказать, частью Вселенной. Его идеи – идея служения миру, единения всех людей, идеи всеобщей любви и объединения человечества с природой.

№ слайда 6

Описание слайда:

Андрей Болконский Но его основные принципы слишком часто вступают в противоречие с общепризнанными нормами поведения и служения отечественному долгу. Вот почему своё решение идти с действующую армию он воспринимает как избавление от никчёмности собственной жизни. «Я иду на войну, сказал он, – потому что та жизнь, которую я здесь веду, не по мне». Князю Андрею кажется, что на поле боя, сражаясь за Родину, он сможет, наконец, принести пользу. Здесь мы видим весь патриотизм князя Андрея, который он унаследовал от своего отца. У князя Андрея любовь к Родине и собственная жизнь слиты воедино, он не разделяет эти два чувства и хочет совершить подвиг во имя России.

№ слайда 7

Описание слайда:

Андрей Болконский В армии князя Андрея настигает разочарование. Он понял, что подлинный смысл жизни немного выше и прекраснее, чем он представлял себе ранее. Для князя Андрея наступает духовный кризис: всё старое отвергнуто, а новое не открыто. Толчком к обновлению стала для него встреча с Наташей Ростовой, под влияние жизнелюбия которой попадали все, кто с ней сталкивался.

№ слайда 8

Описание слайда:

Марья Болконская Тихая и скромная, она полностью подчинялась отцу во всём. Она одновременно восхищалась им и боялась его старого нрава. Отец же весьма сурово относился к детям, но, несмотря на их преданность, чувствовал в детях духовную самостоятельность. Болконский-отец вовсе не хочет выдавать дочь замуж, поскольку ему будет её не хватать, и он не в силах с ней расстаться.Княжна Марья знала, что крестьяне её отца были зажиточными, что нужды мужиков в первую очередь учитывались отцом, что побуждает её заботиться о крестьянах при отъезде из имения ввиду нашествия неприятеля. Её странно было думать, что могли богатые не помочь бедным.

№ слайда 9

Описание слайда:

Николенька Третье поколение Болконских – Николенька, сын Андрея. Маленьким мальчиком видим мы его в эпилоге романа, но уже тогда он внимательно слушает Пьера. В нём происходит какая-то особая, независимая, сложная и сильная работа чувства и мысли. Он очень любит отца и Пьера, и, убедившись, что отец одобрил бы революционные взгляды Пьера, сказал себе: «Отец» Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен…»