Портер в театре. Театральная шпаргалка. Что такое партер

Казалось бы, всё просто: большое помещение, ряды кресел, сцена, яркий свет. На самом деле зрительный зал устроен гораздо сложнее, и мы попробуем рассказать, как именно.

Сцена

В современных театрах часто используется сцена-коробка. Своё название она получила из-за того, что представляет собой пространство, замкнутое с трех сторон, а четвертой стороной обращенное к залу. Архитектурная арка, соединяющая сцену и зрительный зал, называется порталом, а пространство внутри «коробки» - зеркалом.

Сценическую площадку принято делить следующим образом:

  • авансцена - передняя часть;
  • сцена - основная часть;
  • арьерсцена - задняя часть.

На арьерсцене хранят декорации, размещают сценические механизмы, элементы освещения и так далее.

Занавес

Назначение этого элемента пояснять не нужно - он отделяет сцену от зрительного зала. Существует несколько разновидностей театральных занавесов. Выделяют следующие виды: антрактно-раздвижной, подъемно-опускной, итальянский, австрийский, венецианский, римский, французский, занавес Брехта, занавес Вагнера, полишинель, проходной, складной и противопожарный.

Они отличаются друг от друга и по фактуре, и по внешнему виду, и по способу раскрытия сцены, и по характеру движения.

Зрительный зал

Размеры зрительных залов нельзя выбирать только исходя из предполагаемой вместимости. Нужно учитывать и множество других параметров, в частности: габариты портала сцены, кубатуру воздуха, угол подъема зрительских мест и угол зрения в вертикальной плоскости.

В зрительном зале может быть не более трех, расположенных ступенчато ярусов (сюда не включают балконы). Если перед сценой имеется широкий проход, то количество рядов должно быть распределено следующим образом:

  • ближняя к сцене группа кресел - не более 7 рядов;
  • самая дальняя от сцены группа кресел - не более 6 рядов;
  • остальные группы - не более 5 рядов.

Нужно учитывать, что число мест в группах с семью и пятью рядами должно быть примерно одинаковым. Самая дальняя группа кресел в обязательном порядке должна иметь связь с выходом позади неё, а не только с боковыми выходами.

Составные части зрительного зала:

  • Партер. На этом нижнем этаже зала располагаются места для публики. Непосредственно между партером и сценой находится оркестровая яма. Изначально в партере даже не было сидячих мест, так как он предназначался для низшего сословия. Сегодня же, напротив, партер является одним из наиболее популярных мест зрительного зала.
  • Оркестровая яма. Это небольшое помещение перед сценой, находящееся ниже основного уровня зала. Из названия понятно, что оно служит для размещения оркестра. Длина оркестровой ямы обычно равна длине портала сцены.
  • Амфитеатр. Так называют основную часть зрительного зала, где места расположены ярусами. В отличие от партера, где все кресла находятся на одном уровне.
  • Балкон. В зависимости от размеров театра может быть несколько ярусов балконов. В прошлом здесь располагалась знать, сегодня же места в этой части зала могут отличаться по стоимости. Дело в том, что удаленные от сцены балконы проигрывают как в удобстве обзора, так и качестве звука. Дешевые билеты продаются на места в верхнем ярусе.

Специалисты «РАТКО» знают об устройстве зрительных залов все. Это профессионалы высокого уровня, готовые оборудовать любой зал по высшему разряду. Звоните нам или задавайте вопросы через форму онлайн-связи.

ПАРТЕР ТЕАТРАЛЬНЫЙ (франц. parterre, от par – по и terre – земля), нижний этаж зрительного зала с местами для публики на пространстве от сцены или от оркестровой ямы до противоположной стены или до амфитеатра . Как правило, уровень партера находится на 1–1,1 м ниже планшета сцены, и на столько же выше пола оркестровой ямы.

Прообразом, ранней формой партера стала скамья для сенаторов в древне-римском театре .

В современном понимании слова, партер появился в театре в начале 17 в., вместе с возникновением принципиально нового, т.н. «рангового» или «ярусного» типа театрального здания. В исторической трансформации устройства партера нашло свое отражение развитие социальных тенденций и взаимоотношений.

В период средневековья театр переживал время гонений, и, соответственно, новые театральные здания не строились. В то время были разрешены лишь церковные представления. В ранний период (9–12 вв.) литургическая драма разыгрывалась внутри храмов, позже (12–13 вв.), для увеличения количества зрителей, была перенесена на паперть. Зрители располагались вдоль чрезвычайно длинной сценической площадки. Постановки мистерий и моралите (14–16 вв.), из-за все увеличивающегося количества зрителей, осуществлялись на перегороженных площадях и улицах. Возводились подмостки балаганного типа; более состоятельные граждане имели возможность наблюдать представления с балконов и из окон окружающих домов, низшие классы располагались на земле.

Искусство строительства театральных зданий переживало свое второе рождение в эпоху раннего Ренессанса в Италии. При разработке проектов первых ранговых театров места перед сценой, – т.е., партер, – традиционно предназначались для низшего сословия. Поэтому партер не имел мест для сидения, зрители здесь смотрели спектакли стоя.

Впервые сидячие места в партере появились в закрытых частных аристократических театрах Англии (начало 17 в.), – в отличие от публичных английских театров того времени, где зрители в партере традиционно стояли. Однако здесь партерные сидячие места для знатных посетителей не были стационарными, по мере необходимости в партере расставлялись табуреты.

Первые стационарные кресла в партере были спроектированы архитектором К.Леду при строительстве театра в Безансоне (окончание строительства 1784). Эта новация в определенной степени была навеяна демократическими идеями Французской революции. Идея равенства проявилась в данном случае в том, что зрителям, смотрящим спектакль «снизу», должны быть предоставлены те же удобства, что и зрителям, размещавшимся в ложах.

В современном партере места для зрителей размещаются параллельно рампе или барьеру оркестра и разделены продольными и поперечными проходами, ведущими к выходам из зала. В целях лучшей видимости уровень пола зрительного зала обычно повышается от передних рядов партера к задним. Наиболее «выгодными» зрительскими местами, с точки зрения акустики, максимального обзора и целостности восприятия визуального образа спектакля, считаются центральные места седьмого ряда партера.

Татьяна Шабалина

Говорят, что театр начинается с вешалки, но на самом деле он начинается с покупки билетов. Главный вопрос - какие места выбрать? Есть партер, ложи, бельэтаж... В некоторых театрах есть так называемые неудобные места - это где ничего не видно и мало что слышно. При этом заранее о таком неудобстве предупреждают далеко не всегда. Чтобы не попасть впросак, корреспондент телеканала «МИР 24» Екатерина Рогальская посмотрела на сцену со всех сторон.

Одни места находятся слишком далеко, с других - край сцены не видно. Чтобы выбрать самые лучшие места, для начала посмотрим на схему театрального зала.

Какие места бывают в зрительном зале

  1. Партер- это места в зоне зрительного зала, которые находятся ближе всего к сцене.
  2. Амфитеатр - пространство сразу за партером. Обычно зона амфитеатра чуть выше партера.
  3. Места в бельэтаже - еще выше.
  4. На самом верху - балкон.
  5. По обеим сторонам от партера находятся ложи - это небольшие пространства с отдельным входом.

Ложа

По традиции места в ложе считаются самыми престижными - раньше там могли сидеть только богатые посетители. В каждой ложе есть отдельный вход, а кроме этого можно не только спектакль посмотреть, но и себя показать. Больше ста лет назад именно ради этого приходили представители высшего света. В партере сидели офицеры, а титулованные особы в отдельных ложах. Лев Толстой описал это в .

Места в ложе - одни из самых неудобных. Сцену видно не полностью, и спектакль приходится смотреть вполоборота.

Эдвард Льюис Ричарда Гира знакомит с оперой, выкупив билеты в ложе. Но на самом деле места там - одни из самых неудобных. Сцену видно не полностью, и спектакль приходится смотреть вполоборота.

Партер

Сегодня на вопрос «Какие места в театре самые лучшие?» практически каждый ответит «в партере». Места в партере традиционно считаются лучшими, они же и самые дорогие. При этом практически в каждом театре есть так называемая «звуковая яма» - она находится где-то между 5 и 10 рядами. Там звук буквально пролетает над зрителем. Особенно это важно, если идешь на оперу.

Знаменитый кинопример: герой Брюса Уиллиса Корвин Даллас в фильме «Пятый элемент» смотрит оперу из первого ряда. Брать билеты в первые ряды партера многие не посоветуют. Это только издалека кажется, что артисты порхают по сцене как бабочки, но в первом ряду вы будете слышать все посторонние шумы. Кроме того смотреть действие надо будет, задрав голову, при этом вы все равно будет видеть перед собой затылок дирижера.

Выбирайте места в середине зала или чуть дальше. Билеты дешевле, а обзор - лучше.

Выбирайте места в середине зала или чуть дальше. Там билеты дешевле, чем в первых рядах, а обзор - лучше. Настоящие театралы помимо партера часто выбирают и первые ряды бельэтажа.

В общем, самые престижные и дорогие места в театре не значит лучшие. Иногда и на балконе можно все увидеть и услышать без помех.

У заядлых театралов уже давно присмотрены отличные места в каждом театре. Но вот что делать тем, кто ходит туда редко или вообще собирается в первый раз?

Для начала, нужно определиться с тем, в какой театр вы идёте. Если в оперный или построенный до XX века, то представленная классификация для вас. Если в более современное место, то выбирайте либо «режиссёрский» восьмой ряд, либо вообще любое место: будет и видно, и слышно. За исключением «слепых зон», они есть во всех театрах, причём в каждом свои.

Партер

Не стоит мечтательным взглядом смотреть на первые ряды, обычно дорогие, но бессмысленные. Во время балета вы будете отчётливо слышать топанье ног «хрупких» балерин, во время оперы перед носом будет маячить голова дирижёра. На драматической постановке ещё есть вариант угнездиться в первых рядах, но и это не всегда полезно, особенно, если актёры будут использовать «летающие» в страстях предметы, воду, пыль, дым...

Есть ещё одна проблема в партерах исторических театров - они плоские. Ряды не возвышаются друг над другом. Так что, если вы невысокого рсота, смотреть вам придётся в щёлочки между головами. Тогда выбирайте хотя бы первый ряд в горизонтальном проходе (если он имеется).

Амфитеатр (бенуар)

Амфитеатр располагается чуть выше партера. И это самые драгоценные места, хотя по стоимости могут запросто оказаться дешевле партера. Обзор отличный, слышимость прекрасная.

Бельэтаж

Бельэтаж находится над амфитеатром. В переводе с французского означает «красивый этаж». Зачастую они действительно вполне симпатичны. Видно прекрасно, слышно ещё лучше, поэтому ожидать от этих мест низкой цены бессмысленно.

Ложи

Ложи - одни из самых дорогих театральных удовольствий. Их прелесть в отстранённости от толпы. Отдельный воход в отдельное помещение - да это почти камерный зал! Но за высокой ценой и пафосностью скрываются и неудобства.

Сидеть приходится в полоборота, но даже это не спасет порой от «отрезанного» края сцены, увидеть который можно только свалившись вниз. И чем дальше вы расположилиь от царской ложи, тем ограниченнее ваш обзор. И то, если вы в первом ряду. Если у вас места во втором, то увидеть хоть что-нибудь - дело исключительно счастливого случая.

Балкон

Балкон располагается на самом верху, над всеми ярусами лож. Высоко, но весело. Маленькие человечки, бегающие по кукольной сцене - правда забавное зрелище. Поэтому, если вам важно увидеть драму, прочувствовать её, не берите места на балконе, хоть они и самые дешёвые. А вот для опер и концертов - в самый раз. Звук там великолепный! Слушать Шопена, рассматривая росписи и лепнину на потолке - вполне вдохновляющий процесс.

И самое главное - не забывайте про бинокли. Если судьба подарила вам билет на балкон или на высокие ярусы, то они спасут вас от несправедливости!

Считается, что театр начинается с вешалки. Но этот афоризм далек от истины. На самом деле театр начинается с покупки билетов. Какое место в зрительном зале выбрать, чтобы сполна насладиться оперой, балетом или спектаклем? Цена не всегда является критерием качества. К примеру, первые места в партере всегда дорогие, но зрителю, сидящему там, слышны не голоса актеров, а звуки из оркестровой ямы; все представление он должен сидеть, задрав голову, а происходящее ему мешает видеть затылок дирижера. Перед тем, как покупать билеты, не мешает разобраться, что такое бельэтаж в театре, бенуар, партер, амфитеатр, ложа, балкон и галерка. С тонкостями строения зрительного зала вас познакомит наша статья.

Как выглядит театр

Конечно, храмы Мельпомены бывают разными. Есть небольшие, зрительный зал которых состоит только из партера и первого яруса. Есть театры с особенностями, например, с «царской ложей», декоративная лепнина которой закрывает обзор зрителям снизу. Есть залы без партера, где каждый ряд находится выше предыдущего (так называемый амфитеатр). Но здесь мы приведем схему классического театра. Итак, прямо перед сценой, чуть ниже ее, располагается партер. Сразу же за ним находится амфитеатр. По обеим сторонам сцены, на ее уровне или чуть выше, расположены две ложи, именуемые бенуаром. Название это происходит от французского baignoire - купальня. Дело в том, что эти ложи закрывает частая сетка, обуславливающая определенный интим. Она препятствует видеть сидящих там зрителей, но никоим образом не мешает обзору последним.

На одном уровне с партером вдоль стены располагаются ложи с отдельным входом. А бельэтаж в театре - это где? Он расположен над партером. И даже над амфитеатром. В некоторых зданиях на том же уровне находится «царская» ложа. Выше бельэтажа находятся первый, второй и третий ярусы. Самый верхний из них называется галеркой или раеком.

Само это слово пришло из архитектуры. В богатых домах второй этаж, располагающийся над цокольным, украшался более других. На первом ярусе обычно размещалась кухня и хозяйственные, функциональные помещения. На третьем - спальни, кабинеты, будуары. На четвертом этаже, если таковой был, находились комнаты прислуги. А вот второй ярус был парадным. Там находились бальные залы, гостиные, приемные. Иногда прямо к бельэтажу вела парадная лестница. Термин bel étage, как мы видим, состоит из двух слов. Буквальный его перевод - "красивый этаж". Этот второй ярус богатого дома был великолепен не только внутри, но и снаружи. Его украшали большие окна, лепнина и красивая отделка. А что такое бельэтаж в театре? Фото демонстрируют, что данный термин в храме Мельпомены несет ту же смысловую нагрузку, что и в архитектуре дома. Это не просто второй ярус. Бельэтаж, как правило, еще и самый красивый.

Проблемы, связанные с местонахождением в разных частях зрительного ряда

Даже если вы знаете, что такое бельэтаж в театре, это еще не гарантия того, что вы купите лучшие места. Здесь имеет значение вид зрительного зала; оформление рядов (иногда крутые и высокие бортики мешают обзору); акустика (звуковые ямы и т. д.). У завсегдатаев театров имеются сведения о том, что иногда хорошая видимость сопровождается плохой слышимостью, и наоборот. Поэтому на балет нужно приобретать одни места (первый ярус, бенуар), а на оперу - совсем другие (бельэтаж, партер с пятого ряда и дальше, амфитеатр, ложи). На симфонических оркестровых выступлениях звук хорошо раскрывается вообще на втором ярусе.

На камерных концертах лучше сидеть не далеко, но и не близко к сцене, но обязательно посредине. Но бельэтаж считается лучшей частью зрительного зала. Даже если театр не славится акустикой, звук разносится от сцены вперед и немного вверх. Так что зрители самого красивого яруса могут наслаждаться оперой без всяких помех. Видимость там также превосходная, поскольку второй этаж позволяет лицезреть все действо сверху и, в отличие от галерки, без помощи бинокля.

Какие лучшие места в театре на бельэтаже

Как видим, этот «красивый ярус» имеет преимущество и по обзору сцены, и по слышимости. Но поскольку этаж тянется вдоль всей задней стены театра, важно знать, какие места следует покупать. А это уже зависит от строения каждого конкретного зрительного зала. Возьмем для примера Мариинский театр, Старую сцену.

Здесь бельэтаж разделен на ложи. Цены билетов, мягко говоря, «кусаются». Лучше всего видно и слышно из первого ряда центральных лож. С ячеек № 11 и №12 открывается отличный обзор. Причем и со второго ряда тоже. Обзору довольно ощутимо мешают декоративные украшения «царской ложи». Также не стоит покупать билеты на бельэтаж рядом с бенуарами. Эти ложи снабжены колоннами, которые загораживают зрителям часть сцены. В Новом зале Мариинского театра есть несколько «слепых зон», но это не касается бельэтажа. Видимость и слышимость там чудесные.

Михайловский театр

Этот храм культуры также имеет классический зрительный зал. Там есть все элементы: партер, бельэтаж, бенуар и три яруса с ложами. Меломаны и здесь утверждают, что звук и обзор в Михайловском входят в противоречие. К тому же, и здесь есть пресловутая «царская ложа». Зал в Михайловском театре небольшой. Поэтому заокругленность ярусов под большим углом приводит к плохой видимости на боковых местах. Зная, что такое бельэтаж в театре, нужно также понимать, что идеальное лицезрение действа и наслаждение звуками без посторонних помех достижимы лишь в местах по центру (прямо напротив сцены).

Государственный театр эстрады

При всех интересных постановках на этой сцене, зрители в один голос ругают схему зрительного зала. Многие знают, что на «красивом ярусе» расположены лучшие места. Поэтому и покупают билеты в бельэтаж Театра эстрады. Как видно оттуда сцену? Если сидеть по центру, то еще сносно. Но звук долетает с искажениями. Слева и справа от центра бельэтаж совершенно не приспособлен для театральных постановок.

Как утверждают зрители, там удобно прятаться, поскольку возвышаются какие-то колонны, бортики и прочие заграждения. В результате можно увидеть только маленький кусочек сцены, да и то с первого ряда. Звук долетает неразборчивый, с помехами, сплошной нечленораздельный гул. Лучшие места в Государственном театре эстрады - это партер.