Понятие и виды ценностей культуры. Культурные ценности: теория и история

Мир ценностей разнообразен. В аксиологии предложены различные варианты их классификации. К примеру, согласно классификации Ерасова, имеют ценность следующие понятия:

§ Витальные (vita – ʼʼжизньʼʼ): это жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние;

§ Социальные: семья, дисциплина, трудолюбие, предприимчивость, богатство, равенство;

§ Политические: гражданские свободы, закон, Конституция, мир и т.д.;

§ Моральные: добро, любовь, честь, порядочность, уважение к старшим, любовь к детям;

§ Религиозные: вера, Бог, Священное писание;

§ Эстетические: красота͵ стиль, гармония.

Система ценностей может складываться у отдельного человека, внутри социальных групп, внутри культурных эпох. Личные ценностные ориентации появляются у каждого человека, начиная с детства. С их помощью он ориентируется в мире понятий, которые имеют ценность, и определяет, какие понятия являются для него более значимыми, а какие менее. Так формируется ценностная иерархия . У социальных групп, живущих в сходных условиях, создается сходная иерархия ценностей:

1. Порядочность (чистая совесть);

2. Дружба;

3. Успешная карьера;

4. Материальное благополучие;

5. Любовь;

6. Рождение и воспитание детей;

7. Семейное счастье;

8. Процветание и безопасность страны.

Со временем система ценностей, иерархия ценностей изменяется, особенно при значительных переменах в жизни общества. К примеру: в древнегреческой культуре большую ценность имели философия и искусство, в древнеримской культуре – политика и право, в Средние века – религия, в Новое время – наука. Иерархия ценностей в данном случае связана с идеалами данного типа культуры, эпохи. Идеал - ϶ᴛᴏ эталон, на который можно ориентироваться. Эталон формирует культуру как целостность, является одним из базовых условий ее существования и развития. К примеру: в эпоху Средневековья (к. 5 – 14 вв.) сложились три эталона жизни человека:

1. Христианская церковь в качестве идеала назвала жизнь Христа͵ а также жизнь христианских мучеников;

2. Простой народ выразил идеал в фольклоре, герой которого, прежде всœего, веселый, трудолюбивый, смекалистый и удачливый человек;

3. Рыцарство сформировало культурный эталон, в базе которого – кодекс рыцарской добродетели.

Утверждающиеся в культуре эталоны, образцы, как правило, фиксируются в виде культурной нормы. Культурные нормы - ϶ᴛᴏ правила, регулирующие человеческое поведение, разрешающие или запрещающие что-либо делать. Эти правила являются общепринятыми, ожидаемыми в определœенном культурно-историческом обществе. Иными словами, они устанавливаются обществом. Узаконенность и признанность культурных норм поддерживаются как государственными распоряжениями (к примеру, юридическими законами, закрепленными Конституцией), так и силой общественного мнения. К культурным нормам относятся: привычки, манеры, обычаи, традиции, нравы (обычаи, имеющие моральное значение), законы, табу. Совокупность этих элементов принято называть нормативной системой культуры .

Культурные нормы подразделяются на несколько видов:

1. Институциональные нормы - ϶ᴛᴏ нормы, зафиксированные в каких-либо официальных документах и поддерживаемые с помощью власти. Οʜᴎ выражаются в государственных аконах, уголовных кодексах, постановлениях церкви.

2. Этнографические нормы. Имеют неофициальный характер и складываются стихийно в виде массового обычая поступать так а не иначе. Οʜᴎ часто совпадают с этническими традициями.

3. Конвенциональные нормы. Создаются в процессе общественного договора, часто не имеют силы закона. Это бывают правила сосœедского поведения, нормы дружеских взаимоотношений, нормы этикета.

4. Эталонные нормы. Служат в качестве образца для подражания. Чаще всœего так создаются религиозные или художественные нормы.

Коротко охарактеризуем некоторые культурные нормы:

Обычаи - ϶ᴛᴏ отобранные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать. Обычаи не требуют обязательного выполнения (к примеру, римские полководцы в большинстве случаев обращались к жрецам накануне битвы и начинали ее, только получив благоприятное предсказание). Обычай чаще всœего проявляется на бытовом уровне поведения людей - ϶ᴛᴏ распределœение ролей и функций в семье, отношение к старшему поколению. К обычаям относятся бытовой этикет, обрядово-ритуальные (посœещение могил родственников). Отменить или изменить обычай с помощью власти практически невозможно. Зарождение обычаев связано с особенностями природной среды, хозяйственной деятельностью, историческими условиями существования.

Традиция - ϶ᴛᴏ установившаяся норма поведения, остающаяся неизменной в течение веков. Традиции, в отличие от обычаев, обязательно пополняются. Так, звучание национального гимна и поднятие национального флага на международных спортивных соревнованиях в честь победителя является традицией. Как правило, соблюдение традиций не требует понимания того, почему это нужно делать именно так, а не иначе. Традиции очень устойчивы: на их изменение также нельзя повлиять ʼʼсверхуʼʼ. Так, в советское время не удалось отменить традицию празднования религиозных праздников (особенно Пасхи). Православная религия, в свою очередь, не смогла запретить некоторые языческие праздники (масленица, день Ивана Купала).

Обряды всœегда связаны с верой и носят религиозный характер.

Нравы общества – понятие, близкое к обычаям; они регулируют не столько поведенческую сторону обыденной культуры людей, сколько их обыденный уровень нравственности, ценностные ориентации.

Совокупность обычаев, нравов, культурных традиций, наряду с ментальностью общества (психологическими особенностями, лежащими в базе поведения людей) составляет образ жизни. Также образ жизни зависит от природных условий существования общества, его материально-технической базы, системы социальных институтов. Благодаря изучению образа жизни людей можно прогнозировать пути изменения конкретной культуры в целом.

§3. Классификация культуры. Культура Востока и Запада

Проблема классификации культур в культурологии

Весь окружающий человека мир неоднороден и разнообразен. Для того чтобы упорядочить представления о нем, в культурологии используют метод классификации. Для этого исследуют отдельные культурные явления, сопоставляют их и группируют по какому-либо основанию. Существует множество классификаций:

§ Археологическая

В ней культурные типы различаются по использованию конкретного материала.

§ Культурно-историческая

В ее базе лежат культурные различия.

§ Формационная

В ее базе производственные силы и производственные отношения

§ Расово-национальная

Она основана на принадлежности человека к разным расам и разным народам.

§ Коммуникационная

Означает, что смена типа коммуникации влечет за собой изменение культуры. Типы:

Дописьменная (безписьменная) культура;

Письменная культура;

Экранная культура (с 1895 ᴦ.);

Информационные технологии (сотовый телœефон, Интернет);

§ Религиозная

Сюда относится языческая культура, Библейская культура, атеистическая культура.

§ Социальная классификация

Рассмотрим некоторые виды, типы и формы данной классификации. Виды культуры - ϶ᴛᴏ совокупность правил, норм, моделœей поведения людей, которые являются разновидностями более общей культуры. Т.е. виды культуры являются частями одного целого. Сюда относятся этническая, национальная культуры, субкультуры, контркультура, официальная культура, маргинальная культура.

Этническая культура (коротко). Этнос формируется на базе совместного проживания большой группы людей на единой территории, крайне важно сти обороны от общих врагов, а также схожести хозяйственной деятельности. На этой базе складываются общий язык, обычаи, нравы, способы хозяйствования, религиозные представления, что и формирует единую этническую культуру.

Национальный тип культуры представляет собой преобразованный вариант этнической культуры. Национальная культура выступает синтезом культур различных социальных слоев и групп соответствующего этнически однородного общества. В корне национальной культуры, помимо этнических признаков, экономический интерес и стремление к государственному объединœению.

Субкультура – культура определœенной части общества, имеющая специфические черты и особенности, но не противоречащая развитию доминирующей культуры общества. Отличия бывают конфессиональными, возрастными, профессиональными и т.д., но по основной массе элементов культура субкультуры очень близка к базовой. Примеры субкультур: культура интеллигенции в XIX в., старообрядцы, культура молодежи.

Контркультура - ϶ᴛᴏ культура определœенной части общества, имеющая специфические черты и явно противостоящая культуре общества в целом. Пример: контркультура уголовного мира, движение хиппи в 60 гᴦ. XX в. Культура хиппи была контркультурой, пока правительство европейских стран боролись с этим течением молодежи. После того, как государственные структуры перестали преследовать хиппи, смягчили политику по отношению к ним, исчезла агрессивность этого молодежного движения. Сейчас хиппи можно определить как субкультуру.

Важным понятием, формирующим представление о структуре культуры является понятие официальной культуры . Официальной принято называть культура, которая передается сверху и признается (чаще всœего молчаливо) большинством общества в качестве определœенного стандарта.

Маргиналы - ϶ᴛᴏ та часть общества, которая утратила свои социальные связи, оторвалась от культурных корней (обычаев, традиций), избавилась от особенностей речи собственной культуры, однако не приобщилась и не освоила культуру другого слоя общества, не вписалась в новую социокультурную ситуацию (к примеру, житель деревни приезжает в Москву на работу).

Типологическая характеристика Запада и Востока

Региональная классификация:

§ Запад (в настоящее время: Европа, Северная Америка, прошлое: Древняя Греция и Древний Рим);

§ Восток (в настоящее время: Китай, страны арабо-исламского и индо-буддийского мира);

§ Север (Запад);

§ Юг (африканский континœент, Океания, Меланезия).

Международно-правовая охрана историко-культурных ценностей

Введение……………………………………………………………………...……3

    Понятие культурных ценностей…………………..……………………….5

    Источники правового регулирования по вопросам перемещения культурных ценностей ………………………………...…………………13

    Определение права, подлежащего применению к культурным ценностям ………………………….……………………………………...19

    Перемещение культурных ценностей через национальные границы Республики Беларусь ……………………………………………….……25

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованных источников…………………………………………...31

Введение

К настоящему моменту все мировое сообщество обладает уникальной возможностью прикоснуться к истории, к ее истокам. Речь в данном случае идет о тех объектах материального и нематериального мира, которые история оставила после себя, о наследии в виде культурных ценностей, которое нуждается в постоянной охране со стороны государств и каждого человека в частности. Однако реалии таковы, что приоритеты людей и государств меняются. История знает множество примеров разрушения таких объектов. Кроме того, культурные ценности всегда становились объектом перераспределения.

Военные конфликты, затрагивающие культурные ценности и, которые разрушали их еще с самой древности, послужили предпосылкой для развития правовой охраны культурных ценностей. В связи с этим в XX веке были разработаны международно-правовые акты, регулирующие охрану культурных ценностей.

Также культурные ценности всегда привлекали много желающих получить уникальный предмет искусства в собственность. Рынок предметов искусства является одним из старейших инвестиционных рынков в мире. В связи с этим в научно-правовой доктрине, а также на практике возникла необходимость разработки вопроса о правовом регулировании оборота культурных ценностей, как объекта права собственности.

Актуальны вопросы о том, как же уберечь культурные ценности от незаконного вывоза за границу, как найти и вернуть те их них, которые были утрачены, как обеспечить их охрану и законное перемещение через границы.

Таким образом, актуальность данной темы исследования весьма велика. Вопросы столкновения разных правопорядков, разных юрисдикций всегда сложны. Перемещение культурных ценностей через границы, возвращение их в государство должно быть произведено по соответствующим нормам.

Множество ученых занимались и продолжают заниматься изучением данной проблемы. Они предлагают наиболее универсальные пути разрешения коллизионных вопросов, а их достаточно в сфере правоотношений с культурными ценностями. Стоит упомянуть таких автор-ов, как М.М. Богуславский, Е.Б. Леанович, Л. Ануфриева, Т. Ушакова, В. Черник, Э.Л. Король.

Объектом данной курсовой работы являются культурные ценности.

Предметом являются международные и национальные документы, регулирующие правовую охрану культурных ценностей.

Цель - выявление проблем теоретического и практического характера в области международно-правовой охраны историко-культурных ценностей.

Данная цель обусловливает следующие задачи :

Определение понятия историко-культурных ценностей;

Рассмотрение источников правового регулированияохраны историко-культурных ценностей;

Рассмотрение вопросов применимого права к культурным ценностям как объектам права собственности;

Рассмотрение вопросов о перемещении историко-культурных ценностей через национальные границы Республики Беларусь.

Данная работа состоит из введения, из четырёх глав и заключения, а также из списка использованных источников.

1. Понятие культурных ценностей

В международных соглашениях, в национальном законодательстве и в научной литературе понятие «культурная ценность» применяется наряду с понятиями «культурное наследие», «культурное достояние». Например, в отдельных документах ЮНЕСКО часто фигурирует такое понятие как «культурное наследие». Также как и культурные ценности, оно может быть применимо к недвижимым и к движимым объектам.

Культурные ценности и культурное наследие могут состоять из предметов как материального, так и нематериального характера. Так, Рекомендация ЮНЕСКО 1989 г. о сохранении фольклора исходит из того, что фольклор представляет собой неотъемлемую часть «культурного наследия и живой культуры».

Понятие культурная ценность имеет наиболее широкий характер. Однако в каждой отдельной международной конвенции вырабатывается свое определение, которое непосредственно применяется для целей данного документа.

Понятие культурных ценностей является многоплановым. Каждое государство самостоятельно определяет особый круг объектов, имеющих особое значение для его культуры. Действительно, большинство авторов отмечают многообразие определений понятия «культурных ценностей» в каждом конкретном государстве. К этому следует добавить, что в одной и той же стране в различных отраслях права могут применяться разные определения.

Если говорить о международном опыте, то впервые определение «культурная ценность» было сформулировано в Гаагской Конвенции 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (далее - Гаагская Конвенция 1954 г.) . Именно благодаря данной конвенции это понятие было введено в международную терминологию. В ст. 1 Гаагской Конвенции 1954 г. сказано: «Согласно настоящей Конвенции культурными ценностями считаются независимо от их происхождения и владельца:

а) ценности, движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие, как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше;

б) здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, указанных в пункте «а», такие, как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей, указанных в пункте «а»;

в) центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, указанных в пунктах «а» и «б», так называемые «центры сосредоточения культурных ценностей».

Также мы можем обратиться к другому, не менее значимому международному документу, а именно - к Рекомендации ЮНЕСКО 1964 г. о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности (далее - Рекомендация ЮНЕСКО 1964 г.) , где также было закреплено широкое определение «культурной ценности». С точки зрения данной Рекомендации, «культурными ценностями считается движимое и недвижимое имущество, имеющее большое значение для культурного достояния каждой страны, такие предметы, как произведения искусства и архитектуры, рукописи, книги и другие предметы, представляющие интерес с точки зрения искусства, истории или археологии, этнологические документы, типичные образцы флоры и фауны, научные коллекции и важные коллекции книг и архивных документов, в том числе музыкальные архивы».

Как видно из определения, перечень составляющих «культурных ценностей» действительно широк, однако, исчерпывающим его назвать нельзя, так как именно государство в каждом конкретном случае делает вывод о том, является ли важным для культурного наследия данной страны какой-либо объект или не является.

Еще одна заслуга данного документа состоит в том, что в нем было проведено деление культурных ценностей на две категории: движимые и недвижимые.

Обратимся к Конвенции 1970 г. о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (далее - Конвенция ЮНЕСКО 1970 г.) . Данная конвенция вступила в силу для Республики Беларусь 28 июля 1988 г. Предметом регулирования данного документа являются исключительно движимые культурные ценности.

Согласно ст. 1 данной конвенции: «…культурными ценностями считаются ценности религиозного или светского характера, которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки и которые относятся к перечисляемым ниже категориям:

Редкие коллекции и образцы флоры и фауны, минералогии, анатомии и предметы, представляющие интерес для палеонтологии;

Ценности, касающиеся истории, включая историю науки и техники, историю войн и обществ, а также связанные с жизнью национальных деятелей, мыслителей, ученых и артистов и с крупными национальными событиями;

Археологические находки (включая обычные и тайные) археологические открытия;

Составные части расчлененных художественных и исторических памятников и археологических мест;

Старинные предметы более чем 100-летней давности, такие как надписи, чеканные монеты и печати;

Этнологические материалы;

Художественные ценности, такие как:

1) полотна, картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов (за исключением чертежей и промышленных изделий, украшенных от руки);

2) оригинальные произведения скульптурного искусства из любых материалов;

3) оригинальные гравюры, эстампы и литографии;

4) оригинальные художественные подборки и монтажи из любых материалов;

Редкие рукописи и инкунабулы, старинные книги, документы и издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный, литературный и т.д.), отдельно или в коллекциях;

Почтовые марки, налоговые и аналогичные марки, отдельно или в коллекциях;

Архивы, включая фоно-, фото- и киноархивы;

Мебель более чем 100-летней давности и старинные музыкальные инструменты».

Можно заметить, что в самом начале данного определения, за основу построения перечня принят такой критерий, как характер предмета, а не его возраст.

В данном документе также содержится положение о том, что отнесение и определение перечня категорий культурных ценностей входит в компетенцию каждого государства-участника Конвенции ЮНЕСКО 1970 г. Беларусь участвует в ней с 28 июля 1988 г.

Значимую роль для формирования категорий движимых культурных ценностей играет Рекомендация ЮНЕСКО об охране движимых культурных ценностей, принятая Генеральной конференцией ЮНЕСКО на ее двадцатой сессии 28 ноября 1978 г. (далее - Рекомендация ЮНЕСКО 1978 г.) .

Рекомендация исходит из того, что движимые культурные ценности, характерные для различных культур, являются частью общего достояния человечества, и в силу этого каждое государство несет моральную ответственность за их охрану и сохранение перед всем международным сообществом.

В Рекомендации дается наиболее широкое определение понятия «движимые культурные ценности». Это определение сочетается с перечнем, который в отличие от перечня Конвенции ЮНЕСКО 1970 г. не носит исчерпывающего, замкнутого характера.

В этой Рекомендации так же, как и в Конвенции ЮНЕСКО 1970 г. к компетенции каждого государства - члена ЮНЕСКО отнесено составление критериев для определения ценностей, находящихся на его территории, которые должны пользоваться охраной в силу из археологической, художественной, научной или технической ценности.

В определенной степени Конвенцию ЮНЕСКО 1970 г. дополняет Конвенция УНИДРУА от 24 июня 1995 г. о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях (далее - Конвенция УНИДРУА 1995 г.) . В ней содержится схожее определение, однако уже нет положений, которые позволяли бы государствам определять значимость и важность того или иного объекта для археологии, искусства, литературы и т.д.

Как отмечает М.М. Богуславский: «В других правовых документах ЮНЕСКО применяется понятие «культурное наследие». В качестве основного критерия отнесения культурных ценностей к охраняемым категориям принят критерий «выдающаяся универсальная ценность с точки зрения истории, искусства и науки» . Следует отметить, что данный критерий содержится в Конвенции от 16 ноября 1972 г. об охране всемирного культурного и природного наследия .

Если сравнительно рассматривать законы многих государств, то можно сделать вывод о том, что перечень категорий культурных ценностей в значительной степени совпадает. Но имеются также и различия, что связано с историческими особенностями, традициями национальных культур, с ролью, которую в конкретной стране играет охрана культурных ценностей.

Однако, несмотря на все эти различия «…следует все же прийти к общему выводу о том, что культурная ценность - это особый объект правового регулирования, к которому неприменимы автоматически общие положения о правовом положении движимых вещей» .

На региональном уровне наиболее полное регулирование, в том числе и в отношении классификации культурных ценностей, осуществлено в Европейском союзе. В ЕС культурные ценности рассматриваются в качестве товаров. На данном уровне существует важный документ, это Постановление ЕС №3911/92 от 9 декабря 1992 г. «О вывозе культурных ценностей» . В данном документе выделяется 14 категорий культурных ценностей в зависимости от стоимостного и временного критериев.

Если обратиться к законодательству Республики Беларусь, то основополагающим нормативно-правовым актом в этой области является Закон Республики Беларусь от 9 января 2006 г. №98-3 «Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь» (действует с изменениями от 18 июля 2007 г.) (далее - Закон об охране историко-культурного наследия) .

В данном нормативно-правовом акте выделена категория «историко-культурные ценности», т.е. это - материальные объекты (материальные историко-культурные ценности, материальное проявление которых составляет их содержание) и нематериальные проявления творчества человека (нематериальные историко-культурные ценности, материальное проявление которых не оказывает существенного влияния на их содержание), которые имеют отличительные духовные, художественные и (или) документальные достоинства и которым присвоен статус историко-культурной ценности (ст. 1).В ст. 13 данного закона перечислены виды материальных культурных ценностей:

Документальные памятники (акты государственных органов, письменные и графические документы, кино- и фотодокументы, звукозаписи, старинные и другие рукописи и архивы, редкие печатные издания);

Памятники археологии и архитектуры (каменные кресты и культовые камни, статуи, клады, мавзолеи, культовые сооружения, объекты народного зодчества);

Памятники истории (объекты, связанные с историческими событиями и личностями);

Памятники искусства (произведения изобразительного, декоративно-прикладного и других видов искусства).

На основании решений Белорусского Республиканского Научно-методического Совета по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры Республики Беларусь историко-культурным ценностям присваиваются определенные категории. Для материальных историко-культурных ценностей существует 4 категории. Данное правило установлено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.05.2007 №578 «Аб статусе гiсторыка-культурных каштоўнасцей» .

Согласно нашему законодательству, а именно в соответствии со ст. 52 Закона об охране историко-культурных ценностей, владелец культурной ценности не может свободно использовать свои права на нее в международном гражданском обороте. В частности запрещается:

Отчуждение или иная передача права собственности без согласования с Министерством культуры Республики Беларусь;

Изменение места нахождения и условий содержания без согласования с Министерством культуры Республики Беларусь;

Вывоз за границу на постоянной основе.

В целях обеспечения сохранности культурных ценностей и недопущения нарушения их правового режима информация о них систематизируется, а сами они подлежат централизованному учету. Культурные ценности по решению Совета Министров Республики Беларусь включаются в Государственный список, ведение которого осуществляет Министерство культуры. На каждую историко-культурную ценность составляется учетная карточка и паспорт. Государственный комитет пограничных войск в пределах своей компетенции осуществляют контроль за вывозом историко-культурных ценностей за границу.

Таким образом, рассмотрев международный опыт в разрешении вопросов, касающихся определения статуса и понятия историко-культурных ценностей, опыт на региональном уровне, а также, обративших к нашему национальному законодательству, можно сказать, что определение историко-культурных ценностей весьма схоже в различных государствах. Однако, в любом случае, определять перечень категорий, который могут быть включены в понятие «историко-культурные ценности» будут сами государства, так как лишь они обладают таким правом.

, художественные промыслы и ремесла , произведения культуры и искусства - синоним: культура

  • результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость - научные ценности, знания, наука
  • здания , сооружения , объекты, предметы (культа), технологии , уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты - исторические ценности
  • Энциклопедичный YouTube

      1 / 1

      Культурные ценности молодёжи. Мнение народа.

    Субтитры

    Термины, опубликованные в научной литературе России

    Всякая культурная ценность(КЦ), по своему составу может быть представлена в виде формулы:

    где ρ - степень вероятности подлинности предмета, α - его ценность, выраженная в нравственных ожиданиях эксперта .

    Универсальная культурная ценность (КЦ Σ), выявленная с учётом реалий общественного устройства, может быть представлена в форме:

    КЦ Σ = αρ + βq + γr;

    где α - ценность предмета (объекта) для государства , β – ценность предмета (объекта) для религиозной организации , γ – ценность (предмета) объекта для корпорации (сословия, самодеятельного профессионального союза, творческого объединения граждан, национального образования народов населяющих Российскую Федерацию) . Знаки ρ, q, r – соответствующие вероятности подлинности предмета.

    Первое условие существования ценности: её обособленность от окружающего мира, выделение сознанием человека нечто из гомогенной среды, т. е нечто должно объективно существовать, а не потенциально представляться.

    Второе условие существования ценности: закреплённость феномена в материальном носителе, объектная оформленность.
    Третье условие существования ценности (необходимое и достаточное): предмет обладающий ценностью должен иметь собственника, т. е. пройти операцию отчуждения.

    Выявление культурной ценности (Антиномия первого порядка) : «материальное - духовное» указывает на динамическую природу феномена культурных ценностей присущих материальной статической форме объекта реального мира.

    При разрешении антиномии содержание понятия первоначально, в момент выявления, концентрируется антитезисе (духовной составляющей), в то время как тезис (предмет - носитель духовности), представляет собой форму материального объекта, на которую посредством творческой деятельности членов социума переносится носится содержание из антитезиса .

    Музейный предмет – культурная ценность, качество, либо особые признаки которой делают необходимым для общества её сохранение, изучение и публичное представление .

    Процесс научной атрибуции культурной ценности: Субъект атрибуции (S A) соотносит некоторое количество визуально очевидных признаков и качественных показателей объекта атрибуции O A (a, b, c) некоторому количеству признаков (a i , b i , c i) объекта (О i), принадлежащему подмножеству представлений субъекта атрибуции - OSA, которое является проекцией мира универсума множества - О на сознание субъекта атрибуции.

    Если, по мнению субъекта атрибуции, имеется соответствие некоторого класса признаков объекта OA(a, b, c) э Оi(ai, bi, ci), то объекту атрибуции присваиваются имя и некоторые признаки объекта Оi(ai, bi, ci), который, вероятно, имеет место в реальном мире - O.

    Фактор вероятности (ρ) заключает в себе уровень нравственных ожиданий субъекта атрибуции, или степень сознания насколько его представления об эталоне сравнения (Оi) соответствуют реальному положению его в Универсуме - O, и отражает всегда неполное соответствие признаков объекта атрибуции OA(a, b, c) - известным признакам объектов сравнения Оi, Оj, Оk.... Оn-1.

    При этом не исключены варианты при которых объект атрибуции O A (a, b, c), или может относиться в данному классу объектов, или принадлежать к другому классу объектов, или являться представителем единичного класса объектов.

    Следствие 1: Атрибуция культурных ценностей, чаще всего имеет в своей основе алгоритм полуэффективного процесса , при том, что каждая процедура атрибуции стремится быть завершенной :

    А эn ⊃ А эn-1 .... ⊃ А ни ⊃ А фзк ⊃ А дх (1)

    Где Адх – атрибуция предмета при поступлении в музей, А фзк - атрибуция предмета фондово-закупочной комиссией, А ни - атрибуция в процессе научной инвентаризации, А эn , А эn-1 - атрибуция дополнительными экспертными мероприятиями (экспертиза на подлинность, экспертиза при организации выставок, экспертиза при реставрации и т. п.).

    Формула (1) показывает, что задача атрибуции предельна конкретна - провести идентификацию объекта атрибуции с некоторой степенью вероятности, а последовательность и зависимость атрибутивных действий указывает на глубинную цель атрибуции - выявить истинное имя предмета, получить которое можно только располагая всей полнотой знаний о культурной ценности и Универсуме .

    Следствие 2: Атрибутивные признаки относятся к объектам не числовой природы , что предполагают возможность установить рефлексивные симметричные отношения ранжирования, разбиений и толерантности . Это указывает на принципиальную возможность применения для обработки данных атрибуции математических и статистических методов, без использования которых научная атрибуция культурных ценностей не представляется возможной.

    Следствие 3: наличие структуры атрибуции культурных ценностей указывает на необходимость разработки алгоритма атрибуции на основе принципов структурно-функционального анализа, с учётом вероятности подлинности и коллективного согласия .

    Введение

    Понятие культура относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как «культура ума», «культура чувств», «культура поведения», «физическая культура». В обыденном сознании культура служит оценочным понятием и относится к таким чертам личности, которые точнее было бы назвать не культурой, а культурностью.

    Человек самим своим существованием выделен из мира. Это вынуждает человека дифференцированно относиться к фактам своего бытия. Человек едва ли не постоянно находится в состоянии напряженности, которое он пытается разрешить ответом на знаменитый вопрос Сократа "Что есть благо?". Человека интересует не просто истина, которая представляла бы объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей. Индивид дифференцирует факты своей жизни по их значимости, дает им оценку, реализует ценностное отношение к миру. Общепризнанным фактом является различная оценка людьми, казалось бы, одних и тех же ситуаций.

    Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Количественной характеристикой этого смысла является оценка, которая часто выражается в так называемых лингвистических переменных, т.е. без задания числовых функций. Чем занимается жюри на кинофестивалях и конкурсах красоты как не оценкой и лингвистических переменных. Ценностное отношение человека к миру и себе приводит к ценностным ориентациям личности. Для зрелой личности обычно характерны достаточно устойчивые ценностные ориентации. В силу этого пожилые люди часто медленно перестраиваются даже тогда, когда этого требуют исторические обстоятельства. Устойчивые ценностные ориентации приобретают характер норм, они определяют формы поведения членов данного общества.

    Цель работы - исследование ценностей как категории культурологии.

    Понятие и виды ценностей культуры

    Ценность, термин, широко используемый в литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности. По существу, всё многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве "предметных ценностей" или объектов ценностного отношения, т. е. оцениваться в плане добра или зла, истины или неистины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.д.; подобные оценки иногда могут быть шкалированными (отмечающими различные уровни соответствующего качества). Способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре как "субъектные ценности" (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений), выступая ориентирами деятельности человека. "Предметные" и "субъектные" ценности являются, т. о., как бы двумя полюсами ценностного отношения человека к миру.

    В структуре человеческой деятельности ценностные аспекты взаимосвязаны с познавательными и волевыми; в самих ценностных категориях выражены "предельные" ориентации знаний, интересов и предпочтений различных общественных групп и личностей. Развитие рационального познания общества, в том числе исследование природы и генезиса ценностей, воздействует на всю сферу ценностных отношений, способствуя освобождению её от метафизической абсолютизации. Отвергая идеалистические представления о внеисторической и надсоциальной природе ценностей, марксизм подчёркивает общественно-практическую сущность, историчность и познаваемость ценностей, идеалов, норм человеческой жизни.

    Каждая исторически конкретная общественная форма может характеризоваться специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней зафиксированы те критерии социально признанного (данным обществом и социальной группой), на основе которых развёртываются более конкретные и специализированные системы нормативного контроля, соответствующие общественные институты и сами целенаправленные действия людей -- как индивидуальные, так и коллективные. Усвоение этих критериев на уровне структуры личности (интернализация ценностей) составляет необходимую основу формирования личности и поддержания нормативного порядка в обществе.

    Интеграция, внутренняя противоречивость и динамизм общественных систем находят своё выражение в структуре соответствующих им ценностных систем и способах их воздействия на различные общественные группы. Важный элемент ценностных отношений в обществе -- системы ценностных ориентаций личности, представляющих собой устойчивые, не полностью осознаваемые отношения человека к различным элементам общественной структуры и самим ценностям; субъективно окрашенные оценки не совпадают непосредственно с общественно значимыми характеристиками соответствующих ценностей. Эмпирическое изучение ценностных ориентаций занимает существенное место в социологических исследованиях воспитания, профессионального выбора, общественной и трудовой активности и др. проблем.

    Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества; поскольку эти процессы связаны с изменениями в различных сферах человеческой жизни, их временные масштабы не совпадают с масштабами социально-экономических, политических и др. изменений. Так, эстетические ценности античности сохранили своё значение и после гибели породившей их цивилизации, известна длительность воздействия гуманистических и демократических идеалов, европейского Просвещения, истоки которых берут начало в античных и эллинистических культурах. Воззрения на историю общества как реализацию системы "вечных ценностей" или как последовательную смену одного типа ценностей другим (например, трансцендентно ориентированных -- светскими, а безусловных -- конвенциональными) равно неприемлемы для материалистического понимания истории. В то же время конкретно-исторический анализ генезиса и развития ценностных систем составляет важную сторону всякого научного исследования истории общества и культуры.

    Современной эпохе свойственны глубокие потрясения и тяжкие утраты. Не прекращаются войны и конфликты, мир переполнен бесчисленными проявлениями зла, такими, как терроризм, разрушения, поджоги, похищения людей, убийства, наркомания, алкоголизм, сексуальный разврат, распад семей, несправедливость, коррупция, угнетение, преступные сговоры и клевета. Сегодняшнее человечество почти утратило высшие ценности, которые унесли вихри страшных потрясений. Нет взаимного доверия между людьми, падает авторитет родителей, учителей, правительств, принижается личное достоинство человека, забываются традиции и теряется уважение к жизни.

    В широком смысле слова ценности можно разделить на материальные и духовные. Материальные ценности относятся к ценностям, определяющим повседневные потребности человека, например к вещам. В отличие от материальных, духовные ценности соответствуют умственной, эмоциональной и волевой способностям, или Истине, Добру и Красоте. Из этих двух видов ценностей аксиология Объединения в первую очередь имеет дело с духовными ценностями.

    Ценность - это свойство объекта, удовлетворяющее желание субъекта. Духовные ценности включают в себя Истину, Добро, Красоту и Любовь. Истина, Красота и Добро - это ценности, соответствующие трем видам способностей души: умственным, эмоциональным и волевым. Иначе говоря, когда субъект воспринимает какой-либо элемент объекта как ценность, он оценивает его как истину, красоту или добро, пользуясь своими умственными, эмоциональными или волевыми способностями.

    Материальная ценность есть ценность физической жизни, ценность, воплощающая желание души тела. Физическая жизнь - основа для развития души духа и выполнения Трех Благословений.

    Роль ценностей в строении и функционировании культуры ни у кого из исследователей не вызывает сомнений. Более того, чаще всего культуру как социальный феномен определяют именно через ценностные ориентации. «Культура есть выявление смысла мира в общности людей, в их практике и в идеалах, разделяемых ими сообща», - отмечал в своем пленарном докладе Ф. Дюмон. В современных социально-философских постижениях культуры основательно актуализируется ее аксиологическая природа.

    Ценности, стало быть, родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжелых жизненных испытаний. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, отражают иные по сравнению с наукой аспекты окружающей действительности. Они соотносятся не с истиной, а с представлением об идеале, желаемом, нормативном. Ценности придают смысл человеческой жизни.

    Столь важные культурные императивы как справедливость, сосуществование, сотрудничество, мир и свобода лежали в основе человеческих действий на протяжении всей истории, - отмечал на Всемирном философском конгрессе Л. Сеа. Следовательно, с философской точки зрения нет основания называть ценностями новые идеи, которые возникают в диапазоне сознания.

    Однако, с другой стороны, было бы неоправданно отождествлять ценность с субъективным образом, с индивидуальным предпочтением, возникающим в противовес аналитическому, всеобщему суждению. Разумеется, спектр ценностей в любой культуре достаточно широк, но не беспределен. Человек волен выбирать те или иные ориентации, но это происходит не в результате абсолютного своеволия. Иначе говоря, ценности обусловлены культурным контекстом и содержат в себе некую нормативность.

    Человек соизмеряет свое поведение с нормой, идеалом, целью, которая выступает в качестве образца, эталона. Понятия «добро» или «зло», «прекрасное» или «безобразное», «праведное» или «неправедное» могут быть названы ценностями, а связанные с ними взгляды, убеждения людей - ценностными идеями, которые могут оцениваться как приемлемые или неприемлемые, оптимистические или пессимистические, активно-творческие или пассивно-созерцательные.

    Именно в этом значении те ориентации, которые обусловливают человеческое поведение, называют ценностными. Люди постоянно соизмеряют свои действия со своими целями, общепризнанными нормами. В истории сталкиваются различные идеалы, абсолюты и святыни. В каждой культуре обнаруживается ее ценностная природа, то есть наличие в ней стойких ценностных ориентаций.

    Ценности также более подвижны, нежели культурно-исторические стандарты. В рамках одной культуры может произойти смена ценностных ориентаций. Американский культуролог Даниэль Белл в работе «Культурные противоречия капитализма» показал, что на протяжении исторической судьбы капиталистической формации радикально менялись ценностные ориентации от протестантской этики до модернизма, то есть совокупности новых жизненно-практических установок.

    Наконец, хотелось бы оспорить и четвертое толкование ценности как прямой ассоциации со стилем поведения. Ценности далеко не всегда находят прямое отражение в социальной практике. Иначе говоря, можно иметь и умозрительные идеалы. Те или иные ориентации могут не подкрепляться реальными поступками и, следовательно, не получать воплощения в жизненном стиле. Скажем, индивид воспринимает доброту как безоговорочную ценность, однако реальных добрых поступков не совершает.

    В современной философской литературе понятие ценности употребляется в различных значениях. При этом наиболее распространенным оказывается расширительное истолкование ценности, при котором трудно выявить специфику и содержание понятия.

    При помощи понятийно-терминологического анализа, можно выделить четыре специфических подхода к определению ценности. Однако все они весьма противоречивы.

    1. Ценность отождествляется с новой идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира. Действительно ценность фиксируется и обозначается через определенные жизненные представления. Ее содержание раскрывается с помощью конкретного комплекса идей. Однако ценность ни в коей мере не может быть отождествлена с идеей, ибо между ними пролегает существенное принципиальное различие.

    Идеи могут быть истинными или ложными, научными или религиозными, философскими или мистическими. Они характеризуются через тот тип мышления, который дает им нужный импульс. Главный критерий в данном отношении - степень истинности той или иной идеи.

    Что же касается ценностей, то они тоже ориентируют человеческую деятельность в определенном направлении, однако не всегда с результатами познания. Например, наука утверждает, что все люди смертны. Это вовсе не означает, что каждый индивидуум воспринимает данное неопровержимое суждение как безусловное благо. Напротив, в сфере ценностного поведения человек как бы опровергает безоговорочность приведенного суждения. Человек в своем поведении может отвергать конечность своего существования. Более того, традиции некоторых культур опровергают идею смертности человека.

    Человек сам определяет, что для него свято, какие святыни ему дороги. Однако многие духовные абсолюты у людей тождественны, одинаковы. О том, что у человека могут быть безмерно дорогие для него жизненные установки, знали давно. Однако общепринятого слова, которое закрепляло бы данное понятие, не было. Оно появилось только в XIX в. Незыблемую сокровенную жизненную ориентацию философы называли ценностью. Это и есть то, без чего человек не смыслит полноценной жизни. Исследователи подразумевают под ценностью то, что свято для конкретного человека, что для меня лично…

    Личность далеко не всегда стремится жить по науке. Напротив, многие с опаской относятся к ее чисто умозрительным рекомендациям, хотят погрузиться в теплый мир мечты, презрев общезначимые реальности. Люди часто ведут себя так, словно они бессмертны. Человек черпает жизненную энергию в том, что по существу противостоит холодному научному постулату. Стало быть, ценность - это нечто иное, нежели одухотворяющая истина.

    2. Ценность воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение. Скорее всего, было бы неоправданно отождествлять ценность с субъективным образом, с индивидуальным предпочтением, возникающим в противовес аналитическому, всеобщему суждению. Разумеется, спектр ценностей в любой культуре достаточно широк, но не беспределен. Человек волен выбирать те или иные ориентации, но это происходит не в результате абсолютного своеволия. Иначе говоря, ценности обусловлены культурным контекстом и содержат в себе некую нормативность.

    Факты, явления, события, происходящие в природе, обществе, жизни индивида осознаются не только посредством логической системы знания, но и через призму отношения человека к миру, его гуманистических или антигуманистических представлений, нравственных и эстетических норм. Хотя ценности более субъективны, а научные истины объективны, они далеко не всегда противостоят друг другу. Я, скажем, вряд ли могу доказать, что добро - это благо. Однако, с другой стороны, приверженность добру - глубинная человеческая потребность, а не только мой индивидуальный выбор. Познание и оценка не одно и то же, но это не означает, будто они фатально разъединены.

    3. Ценность синонимизируется с культурно-историческими стандартами. Люди постоянно соизмеряют свои действия со своими целями, общепризнанными нормами. В истории сталкиваются различные идеалы, абсолюты и святыни. В каждой культуре обнаруживается ее ценностная природа, то есть наличие в ней стойких ценностных ориентаций.

    Например, технократическое сознание предлагает людям следовать социально-инженерным рецептам. Общество в целом представляется им грандиозной машиной, где отлажены все человеческие связи. Однако люди поступают нередко вопреки этим императивам. Технократы с горечью констатируют: «Человек неуправляем!» Многие поэтому отказываются рассматривать науку как единственное и всесильное средство разрешения любых человеческих проблем. Они даже отвергают науку как способ достижения гармонии, на путях рационально спроектированного миропорядка.

    Ценности также более подвижны, нежели культурно-исторические стандарты. В рамках одной культуры может произойти смена ценностных ориентаций. Американский культуролог Даниэль Белл в работе «Культурные противоречия капитализма» показал, что на протяжении исторической судьбы капиталистической формации радикально менялись ценностные ориентации от протестантской этики до модернизма, то есть совокупности новых жизненно-практических установок.

    4. Ценность ассоциируется с типом «достойного» поведения, с конкретным жизненным стилем. Представляется возможным оспорить и четвертое толкование ценности как прямой ассоциации со стилем поведения. Ценности далеко не всегда находят прямое отражение в социальной практике. Иначе говоря, можно иметь и умозрительные идеалы. Те или иные ориентации могут не подкрепляться реальными поступками и, следовательно, не получать воплощения в жизненном стиле. Скажем, индивид воспринимает доброту как безоговорочную ценность, однако реальных добрых поступков не совершает.

    Многообразие трактовок центрального, для аксиологии понятия «ценность», обусловлено различиями в решении проблемы соотношения онтологического-гносеологического-социологического, объективного-субъективного, материального-идеального, индивидуального-общественного. Поэтому, применительно к характеристике ценностной системы, оно порождает многообразие аксиологических интерпретаций мира культуры, толкований структуры, положения и роли ценностей в социокультурном пространстве.

    Тем не менее, базовой для аксиологии является проблема обоснования возможности существования ценностей в структуре бытия в целом и их связи с предметной реальностью. С этой точки зрения ценность как бы стягивает все духовное многообразие к разуму, чувствам и воле человека. Она характеризует человеческое измерение общественного сознания, поскольку пропущена через личность, через ее внутренний мир. Если идея, к примеру, - это прорыв к постижению отдельных сторон бытия, индивидуальной и общественной жизни, то ценность - это скорее личностно окрашенное отношение к миру, возникающее не только на основе знания и информации, но и собственного жизненного опыта человека.

    Человек соизмеряет свое поведение с нормой, идеалом, целью, которая выступает в качестве образца, эталона. Понятия «добро» или «зло», «прекрасное» или «безобразное», «праведное» или «неправедное» могут быть названы ценностями. В свою очередь, вязанные с ними взгляды, убеждения людей - ценностными идеями, которые могут оцениваться как приемлемые или неприемлемые, оптимистические или пессимистические, активно-творческие или пассивно-созерцательные.

    Именно в этом значении теориентации, которые обусловливают человеческое поведение, называют ценностными.

    Духовная культура включает в себя, с одной стороны, совокупность результатов духовной деятельности, а с другой - саму духовную деятельность. В любой культуре могут действовать нормы, которые выделялись из обычаев и приобрели самостоятельное существование, или специально разработаны для случаев специализированного поведения человека. Это могут быть нормы политические или экономические, технические или технологические, нравственные или правовые и т.д. Такие нормы могут не иметь ритуального или обрядового характера, но они санкционируются определенным образом и действуют также как и обычаи - запретительным или разрешительным образом.

    Нравственность возникает после того, как уходит в прошлое миф, где человек внутренне сливался с жизнью коллектива и контролировался различными магическими табу, программировавшими его поведение на уровне бессознательного. Теперь человеку требуется самоконтроль в условиях относительной внутренней автономности от коллектива. Так возникают первые нравственные регулятивы - долг, стыд и честь. С повышением внутренней автономности человека и формированием зрелой личности возникает такой нравственный регулятив как совесть. Таким образом, нравственность появляется как внутренняя саморегуляция в сфере свободы, и нравственные требования к человеку растут по мере расширения этой сферы. Развитая нравственность есть реализация духовной свободы человека независимо от внешней целесообразности природы и общества.