Понятие этноцентризм ввел. Этноцентризм как социально-психологическое явление

Этноцентризм - это общая концепция или точ­ка зрения отдельных людей, согласно которой соб­ственный народ, социальный слой, собственная раса или некая собственная группа выдвигается на цент­ральное место как превосходящая все остальные и превалирующая. С понятием «этноцентризм» свя­заны как положительные последствия (в меньшей мере) - например, патриотизм, чувство националь­ного достоинства, так и негативные (в основном) - дискриминация, национализм, шовинизм, сегре­гация.

Этноцентризм свойственен каждой группе, ко­торая является в какой-то степени независимой, са­мостоятельной и сознающей свой идентитет. Этно­центрические позиции «выгодны» самой группе тем, что с их помощью группа определяет свое место среди других групп, укрепляет свой идентитет и сох­раняет свои культурные черты. Однако крайние формы этноцентризма связаны с религиозным фа­натизмом и расизмом и ведут даже к насилию и аг­рессии (Сарессало, 1977, 50-52) (Saressalo).

В концепцию этноцентризма входит и понятие «стереотип». В данном случае это принятые ка­кой-либо группой обобщенные, схематические пред­ставления о других группах, об их культуре и свой­ствах. Стереотипный способ реагирования - это долговременное, стабильное и, несмотря на новый, даже совсем свежий опыт, непреклонное представ­ление о поведенческих чертах других людей или групп, а также твердое мнение о каких-либо органи­зациях или социальных формированиях (ср. Харт-фелд, 1976) (Hartfield). Стереотипы напоминают предубеждения, для них не нужны логические обо­снования, и даже их объективность и правдоподоб­ность не всегда бесспорны (Сарессало, 1977, 50).

Американский социолог Уильям Г. Самнер (1960) (William G. Stunner) изучал возникновение этно-центризма среди первобытных народов и пришел к выводу, что почти каждый из этих народов претен­довал на особое место, «датируя» его еще сотворе­нием мира. Об этом свидетельствует, например, следующая индейская легенда, изложенная М. Херсковичем (1951) (М. Herskovits):

«Чтобы увенчать свою созидательную работу, Бог вылепил из теста три человеческие фигурки и положил их в жаровню. Через какое-то время он с нетерпением вынул из печки первого человечка, наружность которого была слишком светлой и по­тому неприятной. Он был «непропечен» и внутри. Скоро Бог достал второго; этот удался на славу: он был красиво коричневым снаружи и «спелым» внутри. С радостью Бог сделал его основателем индейского рода. Но третий, к сожалению, за это время сильно подгорел и стал совсем черным. Пер­вый персонаж стал основателем белого рода, а по­следний - черного».

Подобные легенды и мифы характерны для пред­рассудков этнической группы. Под предрассудками, по определению американского ученого У. Уивера (1954) (W. Weaver), подразумевают «оценку соци­альных ситуаций на основе заранее освоенных идей и ценностей, без эмпирического доказательства или рационального и логического хода рассуждений». Исходя из мифологического мышления, собственная группа обладает всеми достоинствами; она живет на радость Бога. Характерные черты каждой подобной группы, как говорилось выше, возводятся еще к со­творению мира и являются или даром, или ошибкой создателя. При этом собственная группа, разумеет­ся, причисляется к «избранному народу». Подобный взгляд содержит расовую мотивацию; с ним связана вера в то, что успешная деятельность людей зависит от их биологического качества. Логичный вывод из подобной концепции следующий: определенные люди по своим биологическим расовым качествам изначаль­но якобы более одарены и талантливы, чем другие, совершеннее, как физически, так и психически, и по­этому более годны и способны для руководства и уп­равления миром и для занятия высших социальных позиций в обществе (Э. Асп, 1969) (Asp).


Расизм

Одна из крайних форм этноцентризма - ра­сизм, который можно определить как совокупность понятий, согласно которым какая-то одна раса как в моральном и умственном, так и культурном от­ношении превосходит какую-то другую расу или другие расы и суперкачества которой передаются наследственно от одного поколения к другому. Ра­сизм является стимулятором борьбы за власть между нациями и идеологической основой нацио­нальной конкуренции. Он поддерживает убежде­ние о том, что биологическое смешение разных рас привело бы к наследственно-генетической и соци­ально-культурно-моральной дегенерации «высшей» расы (Хартфелд, 1976) (Hartfield). Поэтому необ­ходимы защитные и предохранительные средства против таких явлений. Яркими примерами расиз­ма могут служить апартеид, т. е. полное отделение рас или групп населения друг от друга на основе расового признака, и антисемитизм и шовинизм. Апартеид проявляется в региональном разделении или изоляции, что приводит к образовательной, имущественной дискриминации и экономическому давлению и далее - к политической изоляции. В сфере личной жизни апартеид диктует ограни­чение и даже запрет сексуальных взаимосвязей и других контактов между расовыми «аутсайдера­ми» и основными группами населения (Хартфелд, 1976).

В более широком смысле расизм сегодня - это все то, что связано с расовой дискриминацией, расо­выми предрассудками и попранием национального равноправия. Современный расизм проявляется и во враждебном отношении к переселенцам, и в непризнании прав на самоопределение и сохране­ние различных культур (Либкинд, 1994, 39-40) (Liebkind).

Расизм, как известно, основывается на поняти­ях и учениях о расе. Гордон Алпорт (1992) (Gordon Allport), изучавший расы, заметил, что уже теория Ч. Дарвина о происхождении видов фактически содержит разделение на расы. Хотя его учение ка­салось животного мира, позже оно было приложе­но и к человеческому обществу. Таким образом, и дарвинизм использовался как аргумент в пользу расизма и как оправдание расистским предрассуд­кам. Сторонники подобных взглядов видят в расе свойства, присущие ей изначально и постоянно, и передающиеся наследственно. Такой упрощенный подход не учитывает роли и влияния окружающей среды на индивида, игнорирует тип и характер его индивидуального поведения, отказывая ему в спо­собности приобрести в течение жизни какие-либо новые черты, кроме как получить наследственные. Если у человека присутствует хотя бы одно расо­вое свойство, ему произвольно на основе стерео­типов приписываются и все остальные свойства данной расы, особенно негативные. Расовые пред­рассудки и стереотипы - выражение примитивно­го подхода к вопросу о специфике и соотношении разных типов людей и групп населения. Подобные стереотипы всегда использовались и в политичес­ких целях. Подстрекатели расовой вражды обычно пользуются массой, возбуждаемой реальным или инсценированным «общим врагом», для реализации своих целей (Алпорт, 1992, 107-110).

Концепция Пьера ван де Берге (1970) (Pierre van de Berghe) (цитируемая здесь по названной книге Э. Гидденса) различает три уровня сегрега­ции (лат. segregare - отделять, удалять) на при­мере южноафриканского общества:

1. Микросегрегация - разделение некоторых общественных мест, таких как умывальные, залы ожидания, пассажирские вагоны и др. для белых и небелых граждан.

2. Меццосегрегация - выделение специальных жилых районов для небелых граждан и принуж­дение их к проживанию там.

3. Макросегрегация - создание специальных на­циональных резерваций.

Пожалуй, наиболее заметна, и даже негативно символична, микросегрегация - разделение мест общественного пользования для белых и черных. Но она как раз и сокращается из-за международ­ного осуждения и давления; остальные же формы сегрегации в какой-то мере сохраняются там, где они поддерживаются и контролируются расистки настроенными белыми (Гидденс, 1989).

Расизм - это, к сожалению, реальность сегод­няшнего мира, не исключая и Европы. Приходится признать, что есть еще немало людей, которые не могут смириться с тем, что кто-то по-иному мыслит и представляет иную культуру. Конечно, некоторые успехи в борьбе с расизмом есть; например, нару­шением прав человека признано преследование евреев. Однако неприязнь, а иногда и ненависть к иностранцам, ксенофобия (гр. xenos - чужой), неонацизм, ультраправое мышление, идеологичес­кие движения, направленные против какой-либо группы населения, ограничения прав репрессируе­мых групп населения и даже теракты против них, все это - лицо современного расизма. Может быть, различные этнические группы в европейских госу­дарствах еще не приобрели опыта совместного про­живания, и сепаратистские (т. е. поддерживающие разделение) стремления возникают время от вре­мени в разных частях Европы.

Исключительно показателен для всех многоэт­нических стран опыт США, которые, как известно, являются результатом величайшего переселения и могут служить примером для будущих перемен и в Европе. Э. Гидденс (1989, 271) констатирует три модели, которые характеризуют развитие эт­нических отношений СИТА:

1. Первая модель: слитность, или ассимиляция. Это означает, что иммигранты отказываются от своих традиций и обычаев и адаптируют свое по­ведение в соответствии с ценностями и нормами страны, принявшей их. Дети этих иммигрантов, как правило, чувствуют себя настоящими «американ­цами».

2. Вторая модель может быть метафорически на­звана «плавильная печь». Это модель мирного со­жительства разных этносов, которые, проживая вместе, не теряют своих культурных и поведенчес­ких особенностей, но в то же время эти особенности смешиваются, «переплавляются» и создают новый тип культуры. Эта модель наиболее характерна для этнической ситуации в США. По мнению многих, это самый желательный результат этнических вза­имодействий.

3. Третья модель - плюралистическая культу­ра: общество развивается на основе многокультур­ного принципа, когда каждый этнос, с согласия дру­гих, сохраняет свою собственную культуру. В таком обществе существуют разные, но равноправные субкультуры.

Австралия, которая принимала и принимает большое количество эмигрантов, долгое время стре­милась осуществлять ассимиляционную политику, но сегодня она явно придерживается принципа тре­тьей модели, когда все существующие культуры обогащают общую культуру и осуществляют идею «дать всем цветам цвести».

Объединение Европы также означает сосущество­вание разных культур, хотя этнические и расовые предрассудки, такие как дискриминация мень­шинств и сегрегация, все еще создают напряжение.

Напомним, что тема этой главы - объекты ис­следования социологии. Мы стремились обрисо­вать в общих чертах главные из них: демографи­ческие, культурные и поведенческие.

ЭТНОЦЕНТРИЗМ

(от греч. ethnos - группа, племя и лат. centrum - центр, средоточие) - взгляд на мир через призму этнической идентификации. Жизненные и культурные процессы при этом оцениваются через традиции этнического самосознания, которое выступает в качестве идеального образца. Термин «Э.» впервые появился в работе пол.-австр. социолога Л. Гум-пловича «Расовая борьба» (1883). Более основательно этот термин был проработан амер. социологом У. Сам-нером. Сейчас данное понятие используется в философии, социологии, социальной психологии и этнофафии. В работе «Народные обычаи» Самнер ввел ряд понятий («мы-группа», «они-группа», «этноцентризм»), которые выражают склонность человека воспринимать и оценивать различные феномены на основе культурных стереотипов своей этнической группы. Миросозерцание этнической группы вырабатывается с помощью символов общего прошлого - мифов, легенд, святынь, эмблем. Эта культурно-историческая преемственность в жизни этноса - величина динамическая и переменная. Так, амер. ирландцы представляют собой более поздний своеобразный вариант ирландского этноса, сформировавшегося в особых экономических и политических обстоятельствах.Этот этнос обладает некоторыми собственными воспоминаниями, что отнюдь не колеблет этнического единства ирландцев по обе стороны океана. Сознание этнической группы характеризуется в таких терминах, как «сплоченность», «солидарность», «единство». Что касается отношений между группами («они-группа»), то здесь подчеркивается «инаковость», «чужеродность», «враждебность». В этнологии и культурологии происхождение и функции Э. рассматривают обычно в связи с природой межгрупповых отношений. Психоаналитики (З. Фрейд, Э. Фромм) рассматривают Э. в терминах индивидуального и группового нарциссизма.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики .Под редакцией А.А. Ивина .2004 .

ЭТНОЦЕНТРИЗМ

(от греч. ? - группа, племя, народ и лат. centrum - средоточие, центр) , свойство этнич. самосознания воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собств. этнич. группы, выступающей в качестве некоего всеобщего эталона или оптимума.

Термин «Э.» введён в 1906 Самнером, который полагал, что существует резкое различие между отношениями людей внутри этнич. группы и межгрупповыми отношениями. Если внутри группы царят товарищество и солидарность, то в отношениях между группами преобладают подозрительность и вражда. Э. отражает и одновременно создаёт единство этнич. группы, чувство «Мы» перед лицом внеш. мира. В дальнейшем значение понятия усложнилось. В этнологии и культурологии генезис и функции Э. связывают гл. обр. с природой межгрупповых отношений, тогда как психологи изучают механизмы индивидуального сознания. Фрейд считал Э. переориентированным выражением индивидуального нарциссизма, социальная психология связывает его с познават. процессами категоризации.

Как и этнич. самосознание в целом, Э. нельзя рассматривать в отрыве от истории и социальноэкономич. состояния соотвотств. этносов. Межэтнич. установки зависят от степени интенсивности ц направленности культурных контактов, которые могут быть не только враждебными, но и дружественными. Межэтнич. границы далеко не всегда чётки и стабильны (терр. взаимопроникновение этнич. сообществ; вариативность культурных и языковых характеристик; проблематичность этнич. принадлежности некоторых членов этнич. общностей; взаимодействие, пересекающее границы этнич. общностей; историч. сдвиги в этнич. принадлежности и образе жизни) . Процессы интернационализации культуры и обществ. жизни подрывают традиц. этноцентрич. установки.

Брмлей Ю. В., Этнос и этнография, М., 1973 ; Методологии, проблемы исследования этнич. культур. Материалы симпозиума, Ер. , 1978 ; Кэмпбелл Д. Т., Социальные диспозиции индивида и их групповая функциональность: эво-люц. аспект, в кн. : Психология, механизмы регуляции социального поведения, М., 1979 ; Артановский С. Н., Проблема Э., этнич. своеобразия культур и мсжэтнич. отношений в совр. зарубежной этнографии и социологии, в кн. : Актуальные проблемы этнографии и совр. зарубежная наука. Л., 1979 ; Shibutani Т., Кwan К. М., Ethnic stratification. A comparative approach, N. ?.- L., 1968 ; Le Vine R., Campbell D., Ethnocentrism: Theories of conflict, ethnic attitudes and group behavior, N. Y. , 1971 ; Differentiation between social groups. Studies in the social psychology of intergroup relations, ed. by H. Tajfel, L., 1978.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия .Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов .1983 .

ЭТНОЦЕНТРИЗМ

(от греч. ἔϑνος – группа, племя, народ и лат. centrum – средоточие, центр) – склонность воспринимать и оценивать все жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собств. этнич. группы, к-рая выступает при этом в качестве некоего всеобщего эталона. Э. обозначает предпочтение собств. образа жизни всем остальным.

Понятие Э., широко употребляемое в совр. социологии и этнологии, было впервые введено Самнером. Представляя первобытное общество в виде ряда небольших групп, разбросанных по значит. территории, Самнер писал: "Члены даже самых малых и наиболее примитивных обществ уже склонны, как показали наблюдения, проводить резкое различие между собой и другими; иными словами, между людьми, образующими группу (in-group) и теми, кто принадлежит к другой группе (out-group). ...Наша группа и все, что она делает – это сама истина и добродетель, а к тому, что к ней не принадлежит, относятся с подозрением и презрением" (Sumner W. and Keller Α., The science of society, v. 1, New Haven, , p. 356). Если внутри группы царят товарищество и солидарность, то в отношениях между группами преобладает вражда.

Понятие Э. фиксирует внимание на специфике самосознания этнич. группы, разграничении "мы" от "они". Однако содержание этого самосознания может быть различным, в зависимости от конкретных социально-историч. условий. Каждая этнич. группа обязательно фиксирует свои отличит. черты по отношению к другим группам, с к-рыми она общается. Но Э. как чувство принадлежности к определ. группе не всегда означает враждебность к другим человеч. группам. Этнографич. данные показывают, что социально-психологич. стереотипы чужих этнич. групп в сознании слаборазвитых народов отражают характер их реальных взаимоотношений с этими группами. Наряду с враждебностью (там, где в реальных отношениях преобладает конкуренция), здесь встречаются и дружественность (там, где разные этнич. группы сотрудничают друг с другом), и покровительственность, и многие другие чувства. В классовом обществе межнац. отношения и освящающие их стереотипы складываются в зависимости от классовых отношений, реакц. классы нередко сознательно разжигают нац. рознь.

Степень Э. зависит также от интенсивности и широты общения членов данной этнич. группы с другими. Там, где сфера общения ограничена, местные традиции и ценности неизбежно универсализируются. Интенсивное общение с другими, если оно не носит конфликтного характера, снимает эту ограниченность, позволяет лучше понять как свою собственную, так и чужую культуру. Культурные контакты, не отменяя необходимости определ. этнич. идентификации, облегчают преодоление чувств нац. исключительности и способствуют сближению народов. Однако и это определяется социально-экономич. отношениями. Социализм, основываясь на принципах интернационализма, стремится искоренить нац. вражду, предоставляя вместе с тем возможности для развития нац. культур.

Лит.: Кон И., Психология предрассудка, "Новый мир", 1966, No 9; Πоршнев Б. Ф., Социальная психология и история, М., 1966; Артановский С. Н., Историч. единство человечества и взаимное влияние культур, Л., 1967; Sumner W. G., Folkways, Boston, 1907; Herskovits M. J., Man and his works, N. Y., 1949; Duijker H. С. J. and Frijda N. H., National character and national stereotypes, Amst., 1960; Shibutanti Т., Кwan К. W., Ethnic stratification. A comparative approach, N. Y., 1965; Lambert W. E., Klineberg O., Children"s views of foreign peoples. A cross national study, N. Y., 1967.

И. Кон. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия .Под редакцией Ф. В. Константинова .1960-1970 .


Синонимы :

нациоцентризм, центризм

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ 2

ГРУППА 3

ЭТНОЦЕНТРИЗМ 7

ВЫВОД 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

ВВЕДЕНИЕ

Человек как личность формируется в группе, он является непосредственным и опосредованным выразителем внутригрупповых отношений. Значимость группы для личности, прежде всего в том, что группа – это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда. Группа сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через нее включена во всю систему общественных отношений. В связи с этим группа выступает как наиболее полное отражение коренных особенностей социального строя, в рамках которого она образована и функционирует.

Проблема группы как важнейшей формы социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения – одна из центральных в социальной психологии. Интерес к группе обусловлен рядом принципиальных моментов. С одной стороны, личность, ее самосознание, принятые ею ценности и нормы, система представлений о мире формируются в процессе включения человека на протяжении его жизни в деятельность самых различных групп. Его психический склад, личностное содержание формируются на пересечении различных групповых влияний. Следовательно, невозможно понять человека, исследовать процесс его развития, не обращаясь к анализу тех групп, членом которых он является. С другой стороны, группа сама по себе не является простой суммой вошедших в нее людей, а представляет с момента своего психологического возникновения самостоятельное целостное явление со своими собственными характеристиками, не сводимыми к индивидуальным характеристикам ее членов, собственной историей развития и закономерностями жизнедеятельности.

ГРУППА

Группа – это ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т.д.).

Социальная психология предпринимала многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Ювенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе. Однако общая черта всех предложенных классификаций - формы жизнедеятельности группы.

Классификацию групп можно наглядно представить в виде схемы. (Рис.1)

Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях - реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидности реальных групп. Однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые “большие” и “малые” группы.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Целесообразность исследования групп очевидна, т.к. они являются удобной моделью изучения процессов внушаемости, конформности, срабатываемости, общения и т.д. за определенный промежуток времени.

Лабораторные исследования малых групп могут быть приближены к реальным жизненным условиям двумя разными способами. Первый способ идет по пути создания экспериментов, изолирующих все важнейшие и второстепенные атрибуты этих ситуаций. Второй способ сближения идет по пути не только организаций условий эксперимента, но и включает исследования реальных контактных групп в “жизненных” (моделируемых) условиях взаимодействия.

И что ценно, в лабораторных исследованиях малых групп соблюдается общепсихологический принцип подбора испытуемых: они должны быть одного возраста, пола, близкого уровня образования.

Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти “большие” группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования на Западе (это по преимуществу большие, не организованные, стихийно возникшие “группы”, сам термин “группа” по отношению к которым весьма условен), другие же, подобно классам, нациям значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. В группах первого вида, процессы, протекающие в них, хорошо описаны в некоторых разделах социальной психологии, в частности при исследовании способов воздействия в ситуациях вне коллективного поведения.

Точно также малые группы могут быть подразделены на две разновидности: формирующиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и коллективы, т.е. группы более высокого уровня развития, связанные со специфическими видами социальной деятельности. Группы первой разновидности можно обозначить как “становящиеся”.

Традиционно в социальной психологии изучаются некоторые параметры группы: композиции группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые ценности, нормы, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от того общего подхода к группе, которые реализуется в исследовании. Так, например, состав группы может быть, в свою очередь, описан по совершенно различным показателям, в зависимости от того, значит ли в каждом конкретном случае, например, возрастные профессиональные или социальные характеристики членов группы. Очевидно, не может быть дан единый рецепт описания состава группы, особенно в связи с многообразием реальных групп. в каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования.

Разнообразна структура больших групп, в которые входят малые:

Социальные классы;

Различные этнические группы;

Профессиональные группы;

Возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и др.).

Непосредственно общие качества группы:

1. Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция).

2. Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.

3. Референтность - степень принятия членами группы групповых эталонов.

4. Лидерство - степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.

5. Интрагрупповая активность - мера активизации групповой составляющих ее личностей.

6. Интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы.

Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие:

Направленность группы - социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;

Организованность - реальная способность группы к самоуправлению;

Эмоциональность - межличностные связи эмоционального характера, преобладающей эмоциональный настрой группы;

Интеллектуальная коммуникативность - характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка;

Волевая коммуникативность - способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.

ЭТНОЦЕНТРИЗМ

С точки зрения социальной психологии можно определить три основные линии исследования психологии классов:

    психологические особенности разных конкретных классов (работников, селян, буржуазии и т.д.);

    характеристика классовой психологии разных классов одной эпохи;

    соотношение классовой психологии и психологии отдельных членов класса.

К элементам классовой психологии относятся: классовые потребности, классовые интересы, социальные чувства (т.е. определенные характеристики эмоциональных состояний, присущих группе), привычки, обычаи, традиции класса.

Психологические особенности этнических групп имеют такие стороны:

    наиболее стойкая часть – психический состав (национальный характер, темперамент, традиции и обычаи);

    эмоциональная сфера (национальные или этнические чувства).

Этноцентризм – предпочтение своей этнической группы, проявляющееся в восприятии и оценке жизненных явлений сквозь призму ее традиций и ценностей. Термин "этноцентризм" ввел в 1906 У. Самнер, полагавший, что люди имеют тенденцию видеть мир таким образом, чтобы своя группа оказывалась в центре всего, а все другие соизмерялись с ней или оценивались со ссылкой на нее.

Этноцентризм как социально-психологическое явление. Этноцентризм существовал на протяжении всей истории человечества. В написанной в 12 в. "Повести временных лет" поляне, имеющие, по мнению летописца, якобы обычай и закон, противопоставляются вятичам, кривичам, древлянам, не имеющим ни настоящего обычая, ни закона.

Эталонным может рассматриваться все, что угодно: религия, язык, литература, пища, одежда и т.п. Существует даже мнение американского антрополога Э. Лича, согласно которому, вопрос о том, сжигает ли конкретное племенное сообщество своих покойников или хоронит, круглые у них дома или прямоугольные, может не иметь иного функционального объяснения, кроме того, что каждый народ хочет показать, что он отличается от своих соседей и превосходит их. В свою очередь, эти соседи, обычаи которых прямо противоположны, также убеждены в том, что их способ делать что бы то ни было – правильный и самый лучший.

Американские психологи М. Бруэр и Д. Кэмпбелл выделили основные показатели этноцентризма:

    восприятие элементов своей культуры (норм, ролей и ценностей) как естественных и правильных, а элементов других культур как неестественных и неправильных;

    рассмотрение обычаев своей группы в качестве универсальных;

    представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею и не доверять и даже враждовать с членами других групп.

Последний из выделенных Бруэром и Кэмпбеллом критериев свидетельствует об этноцентризме индивида. Что касается первых двух, то некоторые этноцентричные люди признают, что другие культуры обладают своими ценностями, нормами и обычаями, но низшими в сравнении с традициями "их" культуры. Однако встречается и более наивная форма абсолютного этноцентризма, когда его носители убеждены, что "их" традиции и обычаи универсальны для всех людей на Земле.

Советские обществоведы полагали, что этноцентризм – негативное социальное явление, равнозначное национализму и даже расизму. Многие психологи считают этноцентризм негативным социально-психологическим явлением, проявляющимся в тенденции неприятия чужих групп в сочетании с завышенной оценкой собственной группы, и определяют его как неспособность рассматривать поведение других людей в иной манере, чем та, которая продиктована собственной культурной средой.

Но возможно ли это? Анализ проблемы показывает, что этноцентризм – неизбежная часть нашей жизни, нормальное следствие социализации и приобщения человека к культуре. Более того, как и любое другое социально-психологическое явление, этноцентризм не может рассматриваться как нечто только положительное или только отрицательное, а ценностное суждение о нем неприемлемо. Хотя этноцентризм часто оказывается препятствием для межгруппового взаимодействия, одновременно он выполняет полезную для группы функцию поддержания позитивной этнической идентичности и даже сохранения целостности и специфичности группы. Например, при изучении русских старожилов в Азербайджане Н.М. Лебедевой было выявлено, что уменьшение этноцентризма, проявившееся в более позитивном восприятии азербайджанцев, свидетельствовало о размывании единства этнической группы и приводило к увеличению выезда людей в Россию в поисках необходимого чувства "Мы".

Гибкий этноцентризм. Этноцентризм изначально не несет в себе враждебного отношения к другим группам и может сочетаться с терпимым отношением к межгрупповым различиям. С одной стороны, пристрастность является главным образом результатом того, что собственная группа считается хорошей, и в меньшей степени она возникает из чувства, что все другие группы – плохие. С другой стороны, некритичное отношение может не распространяться на все свойства и сферы жизнедеятельности своей группы.

В ходе исследований Бруэра и Кэмпбелла в трех странах восточной Африки этноцентризм был обнаружен у тридцати этнических общностей. К своей группе представители всех народов относились с большей симпатией, более позитивно оценивали ее моральные добродетели и достижения. Но степень выраженности этноцентризма варьировалась. При оценке групповых достижений предпочтение своей группы было значительно более слабым, чем при оценке других аспектов. Треть общностей оценивала достижения, как минимум, одной из чужих групп выше, чем собственные достижения. Этноцентризм, при котором достаточно объективно оцениваются качества своей группы и предпринимаются попытки понять особенности чужой группы, называют благожелательным, или гибким.

Как причина этнических конфликтов...Реферат >> Культура и искусство

Другим культурам или субкультурам. Этноцентризм сплачивает группу, оправдывает жертвенность... него невозможно проявление патриотизма. Этноцентризм - необходимое условие появления... , возможны и крайние проявления этноцентризма , например национализм, презрение к...

Для поддержания группой позитивной идентичности ис­пользуется специфический механизм межгруппового восприя­тия – внутригрупповой фаворитизм, заключающийся в тенденции благоприятствовать собственной группе и ее чле­нам при сравнении с другими сопоставимыми с ней группа­ми. Этот термин – калька с английского языка – уже достаточно прочно вошел в научный оборот, хотя более под­ходящим, видимо, было бы русское словосочетание пред­почтение своей группы.

Всем известный пример внутригруппового фаворитизма – этноцентризм – предпочтение своей этнической группы. Опре­деление этого понятия дал в далеком 1906 г. У.Самнер, по мнению которого, этноцентризм – это такое «видение вещей, при котором своя группа оказывается в центре всего, а все другие соизмеряются с ней или оцениваются со ссылкой на нее» .

Современные исследователи рассматривают этноцентризм как присущее людям свойство «воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве некоего эталона или оптимума» (Кон, 1983, с.812). Эталон­ным может рассматриваться все, что угодно: религия, язык, литература, пища, одежда, например, способ запахивания халата у древних китайцев и т.д. и т.п.

М.Бруэр и Д.Кэмпбелл выделили основные показатели этноцентризма:

■ восприятие элементов своей культуры как «естествен­ных» и «правильных», а элементов других культур как «не­естественных» и «неправильных»;

■ рассмотрение.обычаев своей группы в качестве универ­сальных;

■ оценка норм, ролей и ценностей своей группы как неоспоримо правильных;

■ представление о том, что для человека естественно со­трудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею и не доверять и даже враждовать с членами других групп (см. Brewer, Campbell, 1976>.

Следует отметить, что среди исследователей нет едино­душия в отношении к этноцентризму. Советские обществове­ды полагали, что этноцентризм – негативное социальное явление, равнозначное национализму и даже расизму. А мно­гие психологи считают этноцентризм негативным социаль­но-психологическим явлением, проявляющимся в тенденции неприятия всех чужих групп в сочетании с завышенной оцен­кой собственной группы.



Но как и любое другое социально-психологическое явление этноцентризм не может рассматриваться как нечто только по­ложительное или только отрицательное, а ценностное сужде­ние о нем абсолютно неприемлемо. Хотя этноцентризм часто оказывается препятствием для межгруппового взаимодействия, одновременно он выполняет полезную для группы функцию поддержания позитивной идентичности и даже сохранения целостности и специфичности группы.

Более того, этноцентризм изначально не несет в себе враждебного отношения к другим группам и может сочетать­ся с терпимым отношением к межгрупповым различиям. Так, Бруэр и Кэмпбелл обнаружили этноцентризм у всех иссле­дованных ими тридцати этнических общностей в трех стра­нах восточной Африки. К своей группе представители всех народов относились с большей симпатией, более позитивно оценивали ее моральные добродетели и достижения. Но сте­пень выраженности этноцентризма варьировалась. При оцен­ке групповых достижений фаворитизм был значительно более слабым, чем при оценке других аспектов. Треть общностей оценивала достижения, как минимум, одной из чужих групп выше, чем собственные достижения (см. Brewer, Campbell, 1976.

Этноцентризм, при котором некритичное отношение не распространяется на все свойства и сферы жизнедеятельно­сти своей группы и предпринимаются попытки понять и объек­тивно оценить чужую культуру, разные авторы называют благожелательным или гибким.

Но этноцентризм может проявляться в самых разных сте­пенях выраженности. Некоторые исследователи основную причину этого видят в особенностях культуры. Так, существуют данные, что представители коллективистических культур более этноцентричны, чем члены культур индивидуалистических. Но другими авторами было обнаружено, что именно в кол­лективистических культурах, где превалируют ценности скром­ности и гармонии, межгрупповая предвзятость меньше, например, полинезийцы демонстрировали меньшее предпоч­тение своей группы, чем европейцы.

При анализе этноцентризма, как и любого другого социально-психологического явления, необходимо учиты­вать социальные факторы. На степень его выраженности бо­лее значительное влияние оказывают не особенности культуры, а система социальных отношений общества, объек­тивный характер межэтнических отношений. При наличии конфликта между этническими общностями и других не­благоприятных социальных условиях этноцентризм может проявляться в очень ярких формах и становиться дисфунк­циональным для индивида и группы. При таком этноцент­ризме, который получил наименование воинственного , люди не только судят о чужих ценностях, исходя из собственных, но и навязывают их другим.

Воинственный этноцентризм выражается в ненависти, недоверии, страхе и обвинении других групп в собственных неудачах. Такой этноцентризм неблагоприятен и для личност­ного роста, ведь с его позиций воспитывается любовь к ро­дине, а ребенку, как не без сарказма писал Э.Эриксон: «внушают убеждение, что именно его «вид» входил в замысел творения всеведущего Божества, что именно возникновение этого вида было событием космического значения и что именно он предназначен историей стоять на страже единственно правиль­ной разновидности человечества под предводительством избран­ной элиты и вождей» (Эриксон, 1996 б, с.311–312).

Так, жителей Китая в древности воспитывали в убежде­нии, что именно их родина – «пуп Земли» и сомневаться в этом не приходится, так как солнце восходит и заходит на одинаковом расстоянии от Поднебесной. Группоцентризм в его великодержавном варианте был характерен и для совет­ской идеологии: даже маленькие дети S СССР знали, что «начинается Земля, как известно, от Кремля».

Если этноцентризм есть склонность к переоценке своей нации, то национализм выражается в крайних проявлениях этноцентризма. Националист не просто заявляет о претензиях нации на исключительность, но и предпринимает для этого соответствующие действия – печатает и распространяет националистическую литературу, принимает участие в политических акциях, критикует и преследует представителей других народов. Соотношение между этноцентризмом и национализмом можно определить так – этноцентристами являются те, кто голосует на выборах за националистов.

Пассивная (этноцентризм) или активная (национализм) позиция человека по вопросу отношения к собственной нации может меняться в зависимости от политической и экономической ситуации. Жизнь показывает, что патриотические настроения у больших групп людей просыпаются тогда, когда появляется внешняя угроза или, по крайней мере, обстоятельства, вторгающиеся в интересы нации.

Итак, для групп и их членов характерна разная степень выраженности этноцентризма. Явный внутригрупповой и внешне групповой фаворитизм мы представляем в качестве двух полю­сов некоего теоретического континуума, а каждый конкретный случай межэтнического восприятия может быть охарактеризо­ван с точки зрения приближения к одному из них. Оба полюса континуума соответствуют дифференциации в форме противо­поставления, что предполагает, по меньшей мере, предвзя­тость по отношению к другим группам. Чем ближе к центру континуума, тем слабее выражено противопоставление, что может выражаться как в интегративных процессах, так и в тенден­ции к дифференциации в форме сопоставления – «миролюбивой нетождественности», по терминологии Б.Ф.Поршнева. В этом случае своя группа может предпочитаться в одних сферах жиз­недеятельности, а чужая – в других, что не исключает критич­ности к деятельности и качествам обеих. Возможность интеграции этнических общностей – во вся­ком случае в обозримом будущем – представляется сомни­тельной. Мы видим результаты «сближения наций» на просторах бывшего СССР. А американские исследователи признали устаревшей теорию «коренных изменений», согласно которой «в результате смешения различных этнических и расовых групп образуется некая однородная амальгама» (Смелзер, 1994, с.324). Не интеграцию, а именно сопостав­ление – принятие и признание различий – можно считать наиболее приемлемой формой социального восприятия при взаимодействии этнических общностей и культур на совре­менном этапе истории человечества.

Основными механизмами, выполняющими функцию меж­групповой дифференциации, являются атрибутивные про­цессы . На уровне межгрупповых отношений изучаются два основных вида атрибутивных процессов. Во-первых, стерео-типизация как особый случай атрибуции черт, когда инди­виду приписываются характеристики исходя из его группового членства. Во-вторЫх, социальная каузальная атри­буция или приписывание причин поведения и достижений индивидов на основании групповой принадлежности.

Этноцентризмом называется система взглядов, в которой жизнь и культура других народов рассматриваются сквозь призму культуры, традиционных установок и ценностных ориентаций своего этноса (рассматриваемого как эталон) и которая считает «свой» этнос лучше остальных . Этот термин указывает на существование определенных предубеждений в отношениях между теми, кто является и кто не является членами данной этнической группы. «Мы» - универсальная психологическая форма самосознания всякой общности людей, но она всегда подразумевает противопоставление каким-либо то определенным, то неопределенным «они». В этом случае проводится четкое различие между понятиями «мы» и «они», причем установки, обычаи и поведение, характеризующие «нас», некритически рассматриваются как безусловно высшие по отношению к «их» этническим характеристикам.

Термин «этноцентризм» был введен в 1906 г. американским ученым У. Самнером, который считал, что в сознании людей существует тенденция использовать стандарты своей группы для оценки других групп, располагая свою группу на вершине иерархии и рассматривая другие группы как нижестоящие. Этноцентризм связан с изначальным противопоставлением своей группы чужим «мы - они», лежащим в основе этнического самосознания, и уходит корнями в особенности психики, настороженно или враждебно реагирующей на незнакомые явления (ксенофобию), что во многом определяет специфику социализации личности в этнокультурной среде. Немалая роль в формировании этноцентризма принадлежит, в частности, установкам и представлениям, полученным в семье, в ходе школьного образования и общественного воспитания, под воздействием этнически окрашенной литературы и искусства, этнически ориентированных средств массовой информации и т. п.

Этноцентризм многолик. Он является глубинным субстратом и шовинизма, и патриотизма. Этноцентризм - это неотъемлемая принадлежность человеческого сознания, и он в определенном контексте морально оправдан в том случае, если сочетается с терпимостью к укладу жизни и культуре других народов, уважением к человеческой личности . В сознании человека, сочетающего преданность своему народу с уважением к человечеству, этноцентризм превращается в патриотическое чувство.

Этноцентризм в своем другом качестве - примитивного группового эгоизма - в условиях правового государства существует скрытно. Государство рассматривает человека как гражданина, а не как члена этнической общности, и препятствует возгоранию этнической вражды. Этноцентризм в своем древнем обличии пробуждается там, где люди перестали верить в справедливость общественного и государственного порядка, где общество потеряло духовные ориентиры. В таком государстве уже трудно сдержать разрушительные этнические страсти. И чем больший простор получает групповой эгоизм, чем бесцеремоннее выдвигаются этнические приоритеты, тем жестче утверждает себя этноцентризм, постепенно отодвигая в сторону те социальные устремления, которые были свойственны начальным этапам этнических движений. И тогда политические акции становятся способом, с помощью которого происходит возвеличивание этнической группы. Этничность, начавшись как здоровое желание этнической общности отстоять свою самобытность, нередко перерастает в озлобленный национализм.

Негативный оттенок в этнических ориентациях под воздействием этноцентризма особенно часто проявляется при неблагоприятных социальных и культурных обстоятельствах . Возведение же этноцентристского характера отношения к другим народам во всеобщий закон (так называемый синдром этноцентризма) неизбежно ведет к признанию закономерности этнофобизма, т. е. неприязни, нетерпимости, ненависти к лицам иной культуры, национальности.