Поминки мармеладова в романе преступление и наказание. Правда Сони Мармеладовой. История жизни, судьба и милосердие героини романа "Преступление и наказание" Сони Мармеладовой

Петр Петрович Лужин - один из тех героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», чей путь совершенно не приемлет ни Родион Раскольников в своих метаниях и поисках истины, ни сам автор. Лужин - человек преуспевающий, делец новой, капиталистической формации. Он служит на государственной службе и в то же время успешно занят частным бизнесом. В Петербурге он собирается открыть адвокатскую контору, здесь же собирается жениться на сестре Раскольникова, Дуне, и устроить новую квартиру. Он благополучен, имеет средства, тщательно и по моде одет, гордится своими прогрессивными убеждениями. Но его любовь к прогрессу не скрывает его нравственного убожества - этому человеку чужды милосердие и сострадание к ближним. Он выбрал Дуню своей невестой из того расчета, что девушка благородного происхождения, красива и образованна, но бесприданница и в жизни многое претерпела, - а значит, будет всем обязана своему благодетелю. Он говорит об экономическом преуспевании общества, проповедуя открытый эгоизм и отрицая библейские заповеди, считая необходимым прежде всего «возлюбить» самого себя и заботиться только о своем благополучии. Поняв, что Родион против их с Дуней брака, Лужин начинает интриговать, стремясь поссорить Родиона с сестрой и матерью, чтобы ослабить его влияние. Наконец, чтобы скомпрометировать Соню, Петр Петрович идет на откровенно подлый поступок: подбросив ей деньги, он обвиняет Соню в краже. Соня представляется Лужину серьезной помехой, оказывающей свое влияние на Родиона, а следовательно, и на Авдотью Романовну. Для своего обвинения Лужин выбирает напряженный драматический момент: скандал Катерины Ивановны и квартирной хозяйки на поминках по отцу Сони. В присутствии множества народа Лужин рассказывает, как пригласил Соню в свою комнату, дал ей десятирублевый билет на поминовение отца, а потом обнаружил, что один из сторублевых билетов исчез. Соня страшно смущена и напугана: как верующий человек, она в жизни не брала чужого, но как доказать свою правоту, если все окружающие «глядели на нее с такими ужасными, строгими, насмешливыми, ненавистными лицами»? Она хочет отдать Лужину полученные от него десять рублей, но больше ей нечего сказать в свое оправдание. Драматизм сцены усиливается тем, что хозяйка собралась позвать полицию, как требует Лужин, а Катерина Ивановна швыряет ему в лицо его десятирублевую бумажку. Она в гневе кричит, что Соня не воровка, и предлагает обыскать ее карманы И вот тут-то из кармана Сони и вылетела сложенная сторублевая купюра. Петр Петрович торжествует, хозяйка требует полицию, Катерина Ивановна взывает к защите присутствующих. Лужин готов великодушно простить Соню, так как ему важно было ее скомпрометировать и он добился своей цели: все пожалели Соню, но подумали, что она воровка. Лишь случайность расстроила его замыслы: появившийся Лебезятников оправдал Соню. Он видел, как Лужин сам подсунул Соне злополучный билет, но думал, что Петр Петрович поступил так из благородства. Теперь Лебезятников понял, как обманулся он в этом человеке, и не боится сказать Лужину в глаза, что он лжец и клеветник. Эпизод заканчивается благополучным выяснением отношений: Катерина Ивановна рада, что есть кому защитить Соню, а Раскольников обличает Лужина в его тайных замыслах.

Значение этого эпизода в романе важно для полного завершения автором характера Лужина: тип предприимчивого дельца, эгоиста и низкого, подлого человека с нравственной стороны достоин только презрения и осуждения. Для Родиона Раскольникова это совершенно очевидно, он отвергает этот путь, считая его для себя совершенно неприемлемым. Эта сцена также передает динамику развития сюжетной линии истории семьи Мармеладовых, напряженность и драматизм той атмосферы, в которой происходят события. Трагическая судьба Сони, Катерины Ивановны вызывает сочувствие читателя, а авторское изображение психологии героев - восхищение особенностями художественного мастерства Ф.М. Достоевского.

/ / / Смерть Мармеладова (анализ эпизода в романе Достоевского «Преступление и наказание»)

Описание смерти , отставного советника, героя романа «Преступление и наказание» мы находим в 7 главе второй части произведения. В этот момент Семен Захарович находится не один. Его окружают другие персонажи романа: жена , их дети, доктор, священник, полицейские.

Роковым событием для Мармеладова стала встреча с барской коляской. Кучер не смог остановить молодых и горячих лошадей, и они попросту задавили Семена Захаровича. такое происшествие не оставило равнодушными полицейских и извечную толпу зевак. Вот только сам пострадавший никого не интересовал. Кучер пытался оправдаться, люди вздыхали и ахали, а полицейские были рады тому факту, что знали личность того, кто раздавлен. Лишь Родион проявил участие и под его руководством Мармеладова доставили домой, где он и умирает в окружении близких и родных людей.

В анализируемом эпизоде принимают участие разные персонажи, но наибольшего внимания заслуживает жена Семена Захаровича Катерина Ивановна. Женщина больна чахоткой, она занимается воспитанием троих детей и изо всех сил, которые только остались, пытается наладить семейный быт. В начале эпизода мы слышим ее жалобы на мужа, да и вообще на жизнь в целом. Но как же меняется все ее поведение, когда она узнает, что Мармеладов находится при смерти. Она совершенно забывает о себе, защищает Семена Захаровича, еле сдерживаясь, чтобы не закричать от безнадежности и тоски. Женщина закусывает дрожащие губы, изо всех сил пытаясь сохранить самообладание.

Правда, потом ее поведение снова меняется. Отчаяние берет верх над всеми другими чувствами. Катерина Ивановна жалуется священнику на постоянное пьянство мужа, на трудные годы, когда постоянно не хватает денег, а нужно растить детей. В конечном итоге она вдруг приходит к выводу, что и хорошо, раз умирает. Это спасет женщину от излишнего убытка. Это скорее не ненависть Катерины Ивановны к мужу, а ее усталость от всей жизни, от этой тяжести последних лет, которые бременем легли на ее хрупкие плечи. И все же она до последнего не отходит от Мармеладова и делает все, чтобы облегчить его состояние: подает пить, вытирает кровь, взбивает подушки.

Соня приходит домой немного позже, чем начинается вся сцена. На ней яркое платье, совершенно не к месту. Она останавливается в дверях, не решаясь переступить порога, и только смотрит на все огромными от ужаса глазами. Девушка по-своему любит непутевого отца. Да и все дети, несмотря на постоянные пьянки Мармеладова, любят его и жалеют.

Родион играет важную роль в этом эпизоде романа. Если бы не он, Семен Захарович умер бы на улице или в какой-нибудь Богом забытой больничной палате. Благодаря Родиону, Мармеладов проводит последние минуты жизни в привычной и знакомой обстановке, а рядом находятся близкие и родные люди.

Цель: показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; как изображает автор жизнь униженных и оскорбленных, подвести к осмыслению главного конфликта романа- конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.

Ход урока

1. Беседа по первичному восприятию романа “Преступление и наказание”

  1. Вы попадаете в мир Ф.М. Достоевского. Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников?
  2. Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на этих улицах. Какое впечатление они произвели на вас и почему?
  3. Каково ваше самое сильное ощущение, когда вы, покидая улицы, входите с трактир, в комнату, где живут Мармеладовы?
  4. Что больше всего поразило вас в отношениях людей друг к другу?

2. Оформление тетрадей

Роман “Преступление и наказание” (1866 год).

Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Сказка, холод и гранит…

А.С. Пушкин
(Медный всадник)

3. Вступительное слово учителя

Задача урока – не просто увидеть Петербург Достоевского, хаотическую пестроту, скученность, удушающую тесноту человеческого существования и проникнуться сочувствием к страдающим людям. Но и привести к пониманию неразрешимости тех противоречий и тупиков, в которые попадают герои романа, к пониманию, что эта “неразрешенность” зависит не от воли людей, а от состояния общества. Общество, в котором живут герои романа, так устроено, что жизнь каждого из них возможна лишь на унизительных условиях, на постоянных сделках с совестью.

Необходимо рассмотреть, как изображает писатель гнетущую обстановку безысходности жизни человека, заставляя за судьбами людей увидеть образ преступного мира, где так безмерно унижен и придавлен человек, где человеку “некуда пойти”, и подойти к выявлению основной философской проблемы романа - к конфликту между человеком и миром.

4. Работа с текстом в форме беседы, чтение отрывков, пересказа сцен и комментирование их

К этому уроку студенты перечитали следующие эпизоды:

ч. I, гл. 1, 2 (первый день с Раскольниковым в Петербурге),

ч. I, гл. 3 (письмо матери Раскольникова),

ч. I, гл. 5 (сон Раскольникова),

ч. II, гл. 7 (сцена смерти Мармеладова),

ч. IV, гл. 4 (описание комнаты, в которой жила Соня),

ч. V, гл. 2, 3 (поминки у Мармеладовых, сцена с Лужиным),

ч. V, гл. 5 (Катерина Ивановна с детьми на улицах Петербурга).

Анализируем текст:

В 1-й и 2-й главах первой части мы отправляемся вместе с Раскольниковым по улицам Петербурга, трактирам, распивочным, каморкам. Видим, как придавлен, унижен, духовно одинок в этом мире человек, как удушливой скученности людей противостоит духовное одиночество человека в толпе. Люди здесь относятся друг к другу с презрением и взаимным недоверием, объединяет их, кажется, только злорадство и любопытство к несчастьям ближнего.

Исповедь Мармеладова, письмо-исповедь матери Раскольникова, изображение Сенной площади и прилегающей к ней “канавы” с многочисленными распивочными и “заведениями” - позволяют говорить о том, что судьбы героев романа обусловлены не какими-то случайными трагическими обстоятельствами или индивидуальными качествами личности, а законами устройства общества.

Наиболее типичные студенческие ответы: “Улица грязная. Всюду известка, кирпич, пыль. Стоит страшная жара, духота, вонь из распивочных. Мы чувствуем, что здесь можно задохнуться, и появляется желание поскорее убежать с этой улицы куда-нибудь подальше, подышать свежим воздухом”

“Мы на одной из “серединных” бедных улиц Петербурга Достоевского. Какое-то чувство страшной тесноты все время преследует меня. Тесноту на улице создают “непрерывно” попадающиеся пьяные, кучи мусора, кирпича. Кажется, что сама улица, ее дома надвигаются на прохожего. Все это пробуждает какое-то гнетущее чувство”.

Студенты не столько “рисуют” улицу, сколько говорят о том, чувстве, которое возникает у них, когда они попадают на одну из “серединных” улиц Петербурга. Образ улицы пробудил у них определенные мысли и чувства. Анализ этих мыслей и чувств помогает уяснить, что пейзаж в романе несет большую художественную нагрузку, что у Достоевского “пейзаж – это не только пейзаж впечатления , но и пейзаж выражения ”. Он никогда не нацелен на простое описание обстановки, он создает настроение, усиливает и оттеняет социальную и психологическую характеристику героев, но и выражает то, что внутренне связано с изображением человеческим миром.

Пейзаж прочно связан с образом Раскольникова, пропущен сквозь призму его восприятия. “Серединные улицы” Петербурга, где люди “так и кишат”, вызывают в душе Раскольникова “чувство глубочайшего омерзения”.

“В этом квартале, - говорит один из студентов, - встречаются самые бедные, обездоленные, несчастные люди. Все они похожи друг на друга. “Оборванец”, “лохмотник” очень часто пишет о них Ф.М. Достоевский. Все они серые и унылые, как и улица, по которой идут”. От встреч с людьми остается ощущение “чего-то грязного, жалкого, безобразного.

“Заходим в трактир. Та же вонь, грязь, духота, что и на улице. Чувствуешь себя каким-то придавленным. Самое сильное ощущение – нечем дышать”. “ Испытываешь чувство отвращения. О трактире хочется сказать словами Раскольникова: “Грязно, пакостно, гадко, гадко!” “Куда бы мы ни вошли: в трактир, в каморку героя или Мармеладовых, самое сильное ощущение: тесно, грязно, душно, давит. Страшно за людей, живущих в этих “каморках”, жалко их”

Делаем вывод, что мотив духоты, тесноты, толкучки, вони и грязи, чего-то неправильного, безобразного, рождаемый пейзажем, продолжается и усиливается описанием внешнего облика людей и каморок, в которых они живут. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, “как в комнате без форточек”, его давит и в “густой толпе”, и в трактире, “битком набитом”, и в каморках. Все несет на себе печать общей неустроенности, скудности человеческого существования.

Отправившись вместе с Раскольниковым по улицам, мы увидели Петербург Сенной площади, Екатерининского канала, распивочных и “заведений”, каморок и чердаков, услышали исповедь Мармеладова. Картины жизни униженных и оскорбленных произвели очень сильное впечатление и явились главными предметом размышлений.

Эпизоды о страшной нищете, надругательстве над человеком, о невыносимых страданиях униженных и обездоленных. “Сон Раскольникова о замученной кляче, которую секут по самим глазам и забивают до смерти, напоминает страдания людей, которые наблюдаются в течение всего романа.

“Нельзя спокойно читать эти страницы, странная горечь переполняет сердце. Каждая страница из жизни Мармеладовых – крик о помощи: надо немедленно спасать этих людей, что-то сделать для этого, чтобы вытащить их из этой трясины!”

Картины, рисующие трагизм нищеты и безмерных страданий людей, проникнуты тоской по гуманности и справедливости. Поэтому страшная жизнь людей пробуждает сочувствие, и возмущение, и мысль о том, что так жить человек не может.

Герои романа бессильны разрешить противоречия и “тупики”, в которые ставит их жизнь. За судьбами людей угадывается образ преступного мира, понять, что неразрешимость противоречий, безвыходность тупиков, в которых попадают герои, зависит не от воли людей, а от состояния общества.

Вдумываясь в положение Сонечки: не пойди Соня на улицу, умерли бы с голоду ее сестренки и братишка, чахоточная мачеха и пьяница - отец. Пойти на улицу – значит надругаться над собой, переступить закон морали и совести. Анализируя обстоятельства, в которые попадают Дуня Раскольникова, Катерина Ивановна, мы убеждаются, что они, в общем-то, аналогичны той ситуации, в которую поставлена жизнью Сонечка Мармеладовой.

Обобщая ответы, подчеркиваем следующие моменты: естественные человеческие отношения в обществе искажены: добро по отношению к людям требует зла - по отношению к себе (желание помочь голодным детям привело Соню к преступлению против совести), любовь к людям может проявиться только в форме самоотрицания, понятия “добра” и “зла” принципиально неразделимы.

Жизнь ставит героев Ф.М. Достоевского в такие ситуации, где безнравственным становится само неукоснительное требование нравственности. Люди вынуждены переступать моральные нормы, чтобы купить право на существование. Можно использовать глубокую мысль Д.И. Писарева о душном мироустройстве, в котором мечутся герои романа. В этом мире “оказываются неприменимыми правила и предписания общепринятой житейской нравственности. В таком положении точное соблюдение каждого из этих превосходных правил и предписаний приводит человека к какому-нибудь вопиющему абсурду. И не только сам человек, подавленный исключительным положением. Но даже и беспристрастный наблюдатель, вдумываясь в такое исключительное положение, останавливается в недоумении, и начинает испытывать такое ощущение, как будто бы он попал в новый, особенный, совершенно фантастический мир, где все делается навыворот и где наши обыкновенные понятия о добре и зле не могут иметь никакой обязательной силы”.

Человеку в этом мире “некуда не пойти”. Мармеладов сознает свою беспредельную вину перед семьей и особенно перед Соней. Он пропивает последние вещи, бесчеловечен по отношению к близким людям, обрекая их на голодное существование, а любимую дочь на проституцию. Но трагедия пьяницы - Мармеладова не только в его пороке. Суть дела останется без изменений, если Мармеладов будет не пьяницей, а смиренным титулярным советником. К такой жизни такие понятия, как честный труд, неприложимы (“Много ли может, по-вашему, бедная, но честная девица честным трудом заработать?..”). И на службе нет места человеку, там человек всего лишь “штифтик” бюрократической машины.

Слова Мармеладова: “Надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти”, - несут в себе не бытовой, а философский смысл. “Ему некуда пойти, как человеку, поднявшемуся над бессмысленным существованием штифтика в бюрократической “машине”. К неразрешимым противоречиям и тупикам приводят “бедных людей” беспощадно и неумолимо социальные обстоятельства, весь миропорядок.

“К горю людей здесь относятся не только равнодушно, но даже с усмешкой, со злорадством. Беда в доме Мармеладовых, а мы видим, как протягиваются “наглые смеющиеся головы”, слышится “пронзительный визг” хозяйки дома, которая хочет испугать бедную Катерину Ивановну, угрозой выгнать из комнаты. Дикие отношения!”

“Кругом шумно и многолюдно. Дома густо заселены людьми. Комната Мармеладовых проходная. В такой комнате человек не может остаться один на один со своими мыслями и думами. Каждый шаг его видят другие. Человек как бы раскрыт перед всеми. Но человек чувствует себя здесь одиноким, потому что никому нет дела до его несчастья, потому что кругом он видит лишь любопытные лица”.

Больше всего поражает в отношениях людей друг к другу равнодушие, всеобщее раздражение, злоба, злое любопытство, разъединенность. У студентов возникает мысль о духовном одиночестве человека в толпе, они делают первый шаг в понимании конфликта между личностью и обществом.

Текст, над которым работают студенты, позволяет раскрыть одну из важных особенностей художественной манеры Достоевского: в создании образа внешней обстановки и образа самого человека, прослеживается уклон к гротеску. Этот гротеск, усиливающий восприятие безобразия обстановки, мысли, чувства, есть своеобразное выражение патетики Достоевского, как и у Гоголя, - “враждебным словом отрицания”.

Достоевский в письме к Н.Н. Страхову писал: “ У меня свой особенный взгляд на действительность и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительного”.

Делаем вывод: тот “жизненный тупик”, в котором “человеку некуда пойти”. “Сгущение красок” помогает держать читателя в страшном напряжении, “не давать отдыха”, заставляет его спросить себя: “А нет ли и в твоей душе стремления к душевной лени, к такому душевному спокойствию, которое означает твое прощение самому себе, безразличие к страданиям людей? Не слабеет ли в самом тебе голос совести? Не поддаешься ли ты соблазнам “жизни в свою утробу”? Нет ли в тебе самом жесткости, жива ли в тебе человеческая душа, не теряет ли она способность болеть за горе, за оскорбления унижения людей, живущих с тобой на этой грешной, стремящейся к счастью земле?”

Таким образом, с первых страниц романа капиталистический уклад жизни предстает как мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, как мир ненависти и вражды, распада моральных устоев.

Потрясающие своей грозной правдой картины нищеты и страданий городских низов 60-х годов века проникнуты болью о человеке. Данное в романе объяснение судеб людских позволяет говорить о преступном устройстве мира, закона которого обрекают человека жить “на аршине пространства”, в каморках, похожих “на гроб”, на невыносимые лишения и страдания. Это и есть конфликт между человеком и обществом.

Записываем в тетради: люди в Петербурге смотрят друг на друга “враждебно и с недоверчивостью”. Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки. Пейзажные картины города, сцены его уличной жизни – создают общее впечатление Петербурга, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.

2. Подумать над вопросами:

  • Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили?
  • Как вы объясните эти противоречия?
  • Какие выводы о характере Раскольникова вы делаете на основании этих поступков?

3. Раскрыть смысл рассуждения Раскольникова после встречи с Мармеладовым.

Список литературы

1. Белкин А. “Роман Ф. Достоевского ”Преступление и наказание”. Русская классическая литература. Разборы и анализы. – М., 1969.

2. Белов С.В. “Роман Ф. Достоевского ”Преступление и наказание”. Комментарий. Книга для учителя. Под редакцией Д.С. Лихачева. М., 1971.

3. Волкова Л.Д. “Роман Ф. Достоевского ”Преступление и наказание” в школьном изучении”. Пособие для учителя. Л., Просвещение, 1977.

Преступление и наказание

Часть пятая

Глава первая (I)

Лужин проснулся в утро после ссоры с твёрдым намерением вернуть Дуню, а, если Раскольников встанет на пути, то он готов был его убить. Лужин всё ещё не мог поверить, что ему, такому богатому, статному мужчине отказали в браке. Вместе с Лужиным в квартире жил также и Лебезятников. Лебезятников, молодой человек, имел нигилистические наклонности и прогрессивное мышление. Они с Лужиным не дружили и из-за разницы в возрасте, и из-за расхождения взглядов.

Это было утро поминок Мармеладова. Лужин задавал много вопросов Лебезятникову про поминки, про гостей и про Соню. Лебезятников отвечал, что гости будут самые обыкновенные, и он сам не очень хочет на низ идти. В Соне Лебезятников видел свою подругу, он часто с ней общался и видел в ней скромную и целеустремлённую девушку. Когда Лужин принялся пересчитывать деньги, сидя за столом, он попросил Лебезятникова позвать к себе Соню. Когда пришла Соня, в комнате находились Лужин, она и Лебезятников, стоявший у окна. Лужин сказал Соне, чтобы она передала Катерине Ивановне соболезнования и просьбу простить его за то, что он не придёт на поминки. Соня всё время сидела неуклюже, много раз поднималась уходить, но Лужин её останавливал. Он, говоря, что хочет помочь их семье, дал Соне 10 рублей, но с условием, чтоб никто не знал об этом. Когда Соня от души поблагодарила Лужина и вышла, Лебезятников сам подошёл к Лужину и пожал ему руку, сказав, что не ожидал такого поступка от Лужина.

Глава вторая (II)

Похороны Мармеладова провели рано утром. На них присутствовали Катерина Ивановна, ее дети и поляк, которого очень полюбила в последнее время Катерина Ивановна за то, что он ей помогал. Поминальный стол был организован Амалией Карловной на деньги, подаренные семье Мармеладова Раскольниковым. Стол был не очень шикарным, однако на нём присутствовало вино и другая выпивка, также было много закуски и основных блюд. Из гостей были Катерина Ивановна, Соня, хозяйка Амалия Карловна, а также поляк, который пригласил несколько своих друзей. Катерина Ивановна была очень огорчена тем, что на поминки пришёл какой-то сброд, так как не пришли самые важные люди, которых она позвала. Не пришел Лебезятников, Лужин, а также генерал, который знал ее отца. Катерина Ивановна позвала также двух женщин, которые жили рядом с ними и которые оскорбили её, сказав, что она женщина низшего класса. Но Катерина Ивановна, как она сама утверждала, была из аристократического общества. Она их пригласила, чтоб показать им как красиво и культурно она может помянуть мужа. Весь вечер Катерина Ивановна говорила только с Раскольниковым. Она жаловалась на гостей, она говорила о нелепости этих поминок, о том, что люди на этих поминках просто напиваются. С Амалией Карловной она почти не говорила, а также обвиняла его в том, что она не очень хорошо приготовила стол и позвала какой-то сброд.

Глава третья (III)

Лужин входит в комнату и начинает обвинять Соню в том, что она украла у него со стола 100 руб. Он говорит ей, чтобы она призналась сейчас, чтобы не пришлось вызывать жандармов. Амалия Карловна, обиженная Катериной Ивановной, тоже начала подтверждать, что Соня – воровка. Соня в это время вся побледнела, она молчала и не понимала, что происходит. Катерина Ивановна, защищая Соню, набросилась на Лужина с обвинениями, что он подлец и клеветник. Она говорила, что Соня - это ангельское существо, которое никогда и ничего не может сделать плохого, и чтобы доказать это Катерина Ивановна выворачивает Сонины карманы, в которых были только 10 рублей, по мнению Сони. Но вдруг из кармана падает какая-то бумажка, сложенная в квадрат и, когда её разложили, это оказалось 100 рублей. Лужин торжествовал, он добился своего. Однако тут в комнату входит Лебезятников и говорит, что Лужин Павел Петрович сам подкинул Соне эти сложенные 100 рублей. Когда Соня выходила из его комнаты, он незаметно положил ей в карман скомканную купюру. Лебезятников думал, что этим поступком Лужин хочет обрадовать Соня и избежать благодарности. Лебезятников клялся, что готов рассказать всё жандармам, если его начнут расспрашивать. Однако теперь Лебезятников не очень понимает мотивы этого поступка. Тут в диалог вступает Раскольников. Он рассказывает всем мотивы Лужина оклеветать Соню. Он говорит, что, оклеветав Соню, Лужин хотел вернуть доверие сестры Раскольникова Дуни и снова идти к ней свататься. Когда всё разъяснилось, все поняли, что Лужин совершил нехороший поступок, все пьяные мужики начали на него кидаться, собирались его ударить, но он успел выйти из комнаты. Амалия Ивановна, хозяйка, окончательно выгоняла Катерина Иванович из своего дома. Всё это время в углу стояли и плакали дети. Катерина Ивановна выбежала из квартиры, сказав, что идёт искать справедливость, а Соня убежала домой. За Соней пошёл Родион Раскольников.

Глава четвёртая (IV)

Раскольников пошёл к Соне домой и намеками он сказал ей, что это он убил Лизавету. Соня не могла понять, зачем Родион это сделал. Он сам старался ей ответить, но он тоже не понимал зачем он убил эту старуху-процентщицу. Он сам не верил, что он делает это для пользы кому-то или что он тот самый необычный человек, о котором он писал в своей статье. Окончательной причиной убийства Раскольников считал было то, что он низкий и подлый человек, которому легче убить, чем заработать денег. Соня же почувствовала, как он страдает и сожалеет о случившемся, и обещала быть с ним всегда и везде. Этот разговор в квартире Сони, как и прошлый был подслушан Свидригайловым. Они сидели, держа друг друга за руки, как вдруг в комнату вбегает Лебезятников.

Глава пятая (V)

Лебезятников сказал, что Катерина Ивановна сошла с ума, что она пришла, взяла детей и пошла по проспекту, заставляя детей танцевать и петь. Они все побежали к проспекту, где Катерина Ивановна делала шоу. Она пела вместе с Полей, а дети танцевали. За ними шла огромная толпа, которая смотрела на них и смеялась. Соня попыталась остановить и вразумить Катерину Ивановну, но та говорила, что она так будет зарабатывать на жизнь. Испуганный состоянием матери Николенька начал убегать. Катерина Ивановна пробежал его останавливать, но споткнулась и упала лицом на бордюр. Когда к ней подбежала Соня и посмотрела неё, у неё всё лицо было в крови. Неравнодушные к беде Сони подняли Катерину Ивановну и понесли в квартиру к Соне. Катерина Ивановна умерла в бреду в квартире Сони в окружении людей с улицы. Свидригайлов, услыхавший шум, вышел посмотреть, что творится. Увидев, что несут Катерину Ивановну и что рядом идёт Раскольников, он подошёл к Родиону и сказал, что он слышал всё, что Раскольников говорил Соне в недавние дни.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Проведав ещё в провинции о том, что в Петербурге появились быстро прогремевшие кружки прогрессистов, нигилистов, обличителей, Лужин решил по приезде туда разузнать, в силе эти люди или нет. Нельзя ли что-нибудь подустроить в своей карьере через их посредство или уж, на худой конец, застраховаться от «обличения» ими? С этой целью он и поселился у своего молодого знакомого Лебезятникова, который связан с этими кружками.

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 2 серия

Лебезятников – худосочный, маленький и золотушный человечек с больными глазами и большими бакенбардами. Слабовольный и вообще довольно мягкий, но глуповатый – из тех пошлых, «недоучившихся самодуров, которые мигом пристают к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить всё, чему они же иногда самым искренним образом служат». Сейчас он «прикомандировался» к идее прогресса. Лебезятников проповедует Лужину теории Фурье и Дарвина, «гражданский протест и восстание», свободную любовь, «гражданский брак» (в смысле полного отрицания семьи), говоря, что даже покойные Белинский и Добролюбов теперь уже устарели.

Сидя у него в комнате, Лужин раскладывает на столе крупную сумму денег якобы для того, чтобы сосчитать их. Затем он просит Лебезятникова позвать Соню . Когда та приходит, Лужин извиняется за то, что «не сможет быть на поминках», даёт Соне совет похлопотать насчёт посмертного пенсиона за Мармеладова и протягивает ей десять рублей, говоря: «это – посильная сумма вашей семье от меня лично».

Соня в смущении берёт деньги и уходит.

См. полный текст этой главы.

Достоевский «Преступление и наказание», часть 5, глава 2 – краткое содержание

Катерина Ивановна возвращается с кладбища. Начинаются поминки, на которые «из гордости бедных» ухлопаны почти все деньги, полученные от Раскольникова . Эмоциональной Катерине Ивановне не нравится, что квартирная хозяйка Амалия Ивановна, руководившая приготовлением блюд для поминок, принарядилась в новое чёрное платье и чепец с лентами. Катерина Ивановна шепчет Раскольникову: «У моего папеньки-чиновника такую и за стол не пустили бы».

На поминки собираются лишь бедные соседи. Катерина Ивановна очень рада, что пришёл Раскольников. Она уверяет всех, что этот «образованный гость» готовится «занять в университете профессорскую кафедру», и сожалеет, что отказался прийти Лужин.

За столом начинаются подшучивания гостей друг над другом. Атмосферу разогревает выпитое вино. Шёпот Катерины Ивановны насчёт Амалии на ухо Раскольникову делается всё язвительнее. Соне кто-то с другого конца стола присылает тарелку: на ней вылеплены из черного хлеба два сердца, пронзенных стрелой – это намёк на её уличное ремесло.

Катерина Ивановна пускает по рукам гостей похвальный лист, полученный ею в гимназической молодости. Она начинает говорить о своей мечте открыть пансион для благородных девиц, где Соня станет её помощницей. За столом начинается смех по этому поводу. Разгорячённая Катерина Ивановна уже открыто бранится с Амалией Ивановной, грозя сорвать с неё чепчик. Вдруг отворяется дверь, и входит Лужин со строгим видом.

См. полный текст этой главы.

Достоевский «Преступление и наказание», часть 5, глава 3 – краткое содержание

Он обращается к Соне, утверждая: после её прихода с его стола в комнате Лебезятникова пропал 100-рублёвый билет. Лужин требует, чтобы Соня вернула его, иначе «пусть пеняет на себя». Посреди гробового молчания Соня слабо уверяет, что не брала денег, и пытается вернуть ему те десять рублей, который он сам ей дал. Но Лужин настаивает, чтобы она созналась в краже ещё ста: «Опомнитесь, иначе, я буду неумолим!»

Катерина Ивановна в возбуждении клянёт Лужина «судейским крючком и дураком» и сама бросается выворачивать Соне карманы для демонстрации, что там нет этих денег. Однако из кармана выпадает сторублёвка. Лужин разворачивает её, показывает всем, а потом с миной ханжеской добродетели объявляет о своей готовности «простить Софью Семёновну», «взяв в соображение общественное её положение и сопряженные с ним привычки» – и «оставить дальнейшее втуне».

Но из-за плеча Лужина выступает вошедший вместе с ним Лебезятников – и обвиняет его в «низости». Лебезятников объясняет: он видел как Лужин, провожая в их комнате Соню до двери, незаметно подсунул ей в карман сторублёвку, но тогда подумал, что его друг хочет из скромности сделать бедной девушке тайное благодеяние. Лужин обвиняет Лебезятникова в клевете, но тот настаивает на своём, задыхаясь от искреннего негодования.

Лужин требует объяснить цель, которая могла бы побудить его подсунуть деньги Соне. Её твёрдым голосом разъясняет вставший Раскольников. Он говорит, что Лужин зол из-за расстройства сватовства с его сестрой Дуней. Если бы ему удалось наклеить на Соню ярлык воровки, он доказал бы справедливость своих прежних утверждений на его, Раскольникова, счёт и мог возбудить раздор между ним и его родными.

Подпившая публика шумит, собираясь броситься на Лужина. Тот спешит ретироваться и съехать с квартиры. Соня убегает домой в истерике. Амалия Ивановна, в которую попал стакан, брошенный кем-то в Лужина, гонит с квартиры Катерину Ивановну с детьми.

Раскольников идёт к Соне.

См. полный текст этой главы.

Достоевский «Преступление и наказание», часть 5, глава 4 – краткое содержание

Раскольников собирается сознаться Соне в совершённом убийстве. Он, собственно, хочет не каяться, а оправдать свой поступок: доказать, что только «переступив черту», можно занять среди людей достойное положение. Но всё равно сделать признание для него невыносимо тяжело.

Придя, он говорит Соне: «Не случись меня и Лебезятникова, Лужин легко бы вас мог в острог засадить. И погибли бы и вы, и Катерина Ивановна, и дети... Вот если бы на ваше решение отдали: Лужину жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне? Как бы вы решили: кому из них умереть?» – «Я Божьего промысла знать не могу, – отвечает Соня. – Кто меня судьей поставил: кому жить, кому не жить?»

«А ведь ты права, Соня! – восклицает вдруг Раскольников. – Это я про Лужина и промысл... чтобы себя оправдать…» Его лицо кривится так, что Соня отшатывается.

Он признаётся ей, что убил Лизавету. Соня отстраняется с тем же детским испуганным выражением, что было и у Лизаветы в момент гибели , так же выставив руку вперёд, а потом бросается перед ним на колени: «Что вы над собой сделали! Нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!»

«Так не оставишь меня, Соня?» – в смятении спрашивает Раскольников. – «Нет, нет! За тобой всюду пойду! В каторгу с тобой вместе пойду!» – «Я, Соня, еще в каторгу-то, может, и не хочу идти». – «Да как вы, такой … могли на это решиться? Ты был голоден! ты… чтобы матери помочь?» – «Если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь… счастлив был! Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… Я задал себе вопрос, поколебался бы Наполеон, если вместо Тулона и Египта ему нужно было для начала великой карьеры убить какую-нибудь старушонку-легистраторшу и стащить у неё деньги. И понял, что ему и в голову не пришло бы коробиться!»

Но вдруг Раскольников меняет тон: «Нет, это вздор! Я убил, чтобы помочь сестре с матерью, иначе не было способа кончить университет. Я ведь только вошь убил, бесполезную, гадкую, зловредную… А, впрочем, опять вру… Просто я самолюбив, завистлив, зол, мерзок, мстителен, ну… и, пожалуй, еще наклонен к сумасшествию… И деньги на университет я при желании мог бы раздобыть упорным трудом – находит же Разумихин ! Но я озлился и не захотел. Я, как паук, к себе в угол забился, работать не хотел, только лежал и думал. И я узнал, что кто крепок и силен умом и духом, тот и будет над людьми властелин ! Стоит только посметь! Я… я захотел осмелиться и убил…»

«От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!..» – кричит Соня. – «Да, я знаю. Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Я для себя убил, а стал ли бы я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, из всех живые соки высасывал, мне, всё равно было!.. Не деньги, главное, нужны мне были… Я хотел узнать, смогу ли я переступить или не смогу! Тварь ли я дрожащая или право имею… Черт меня тогда потащил, а уж после того мне объяснил, что не имел я права туда ходить, потому что я такая же вошь, как и все! Я себя убил, а не старушонку! Что мне теперь делать!»

«Что делать! – возбуждается Соня. – Поди, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: "Я убил!" Тогда бог опять тебе жизни пошлет! Страдание принять и искупить себя им, вот что надо!»

«На каторгу? Не пойду я туда, Соня!» – «А как жить-то будешь? С матерью и сестрой говорить? Как без человека-то прожить!» – «Нет, не пойду. Они надо мной только смеяться будут. Может, я еще человек, а не вошь и поторопился себя осудить… Я еще поборюсь. Будешь ко мне в острог ходить, если посадят?» – «Буду, буду!»

Соня хочет повесить на него крест, но Раскольников отталкивает её руку. «Да, – соглашается она. – Лучше как пойдешь на страдание, тогда и наденешь».

Вдруг стучат в дверь. Входит Лебезятников.

См. полный текст этой главы.

Достоевский «Преступление и наказание», часть 5, глава 5 – краткое содержание

Он рассказывает Соне, что Катерина Ивановна, рассорившись с квартирной хозяйкой Амалией, побежала «за справедливостью» к генералу, начальнику Мармеладова, но была прогнана оттуда и теперь собирается на улицу, «шарманку носить, а дети будут петь и плясать за деньги». И она каждый день будет с ними под окно к генералу ходить, чтобы он видел как нищенствуют «благородные дети чиновного отца».

Соня бежит на улицу искать Катерину Ивановну. Раскольников тоже выходит с Лебезятниковым, но потом бросает того и идёт к себе домой. Дома – страшная пустота и одиночество. Сделанное признание стесняет и томит его. Он начинает чувствовать ненависть к Соне.

Вдруг входит его сестра Дуня: «Брат, Разумихин мне рассказал, что тебя преследуют и по гнусному подозрению. Я теперь поняла, почему тебе так тяжело, и не сужу за то, что ты нас бросил. Но ты приди, успокой мать, а моей жизнью можешь располагать всецело!»

Дуня поворачивается уходить, но Раскольников окликает её и советует не расставаться с прекрасным человеком Разумихиным. «Прощай Дуня!» – с тоской произносит он. – «Разве мы навеки расстаемся?» – недоумевает она. – «Всё равно, прощай!»

Раскольников выходит из дому. Навстречу ему бежит Лебезятников, рассказывая: Катерина Ивановна и правда вывела детей на улицу, заставляет их петь и плясать, а Соня бегает за ними в исступлении. Они вдвоём идут туда, где всё это происходит.

Катерина Ивановна с детьми окружена народом, то пытается петь, то кричит на детей, то бранится с насмешниками из толпы. «Пусть видит весь Петербург, как милостыни просят дети благородного отца, который, можно сказать, умер на службе», – кричит она.

К ней протискивается городовой. Мальчики, увидев его, бросаются бежать. Катерина Ивановна кидается за ними, но на бегу падает – и изо рта её ручьём течёт кровь. Её переносят в Сонину квартиру, которая находится рядом.

«Бери детей с рук на руки, Соня, – хрипит Катерина Ивановна напоследок. – А я умираю, кончен бал!» Она отказывается от священника: на него только будет потрачен лишний целковый, «а не простит Бог мои грехи – и не надо!»

Катерина Ивановна умирает. Раскольников с удивлением замечает среди собравшихся в Сонину комнату людей Свидригайлова . Тот подходит к нему, говоря: «Похороны беру на себя. Детей я помещу в сиротские заведения получше и положу на каждого, до совершеннолетия по полторы тысячи капиталу. Да и Софью Семёновну из омута вытащу. Передайте Дуне, что десять тысяч, которые хотел ей отдать , я вот так употребил». И добавляет, плутовски подмигивая: «Ведь не вошь же была Катерина Ивановна, как какая-нибудь старушонка-процентщица? И не помоги я, так ведь "Полечка туда же, по той же дороге пойдет…"».

Раскольников столбенеет, слыша от Свидригайлова собственные слова, которые раньше говорил Соне . «Да ведь я здесь, через стенку, у мадам Ресслих стою, – разъясняет Свидригайлов. – Ваш разговор с Соней весь слышал. Заинтересовали вы меня, Родион Романович. Мы с вами сойдёмся, и увидите, какой я складной человек…»