Политическая жизнь современного общества

Политическая система общества -- одна из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, правовой, культурной, образующими ее общественное окружение, ее общественные средства наряду с ее природным кружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными) , а также внешнеполитическим окружением. Основное положение политической системы в структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики. Политическая система общества определяется классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского) , типом государства (монархия, республика) характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.) , социально-политических отношений (стабильных и нестабильных, умеренно или остроконфликтных либо консенсусных т. п.) , политико-правового статуса государства (конституционного, с развитыми или неразвитыми правовыми структурами) , характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых с параллельными, теневыми, маргинальными структурами или без них) , историческим типом государственности, исторической и национальной структурой и традициями уклада политической жизни и т. п.

В обществе политической системы каждый человек выполняет определенную общественно-политическую роль, реализует политику. Осуществляют власть политические институты, действуя в тесной связи с другими социальными институтами, соблюдая установленные законы, нормы. Индивиды, социальные общности, политические, социальные институты -- основные компоненты конструирования политической системы. Устойчивые виды политической деятельности, участие в выборах в органы политической власти, лоббизм, партийная деятельность и др. Виды политической деятельности определяют и наличие устойчивых политических ролей, осуществляемых социально по установившимся в обществе законам и продиктованным потребностями господствующих социальных слоев и групп.

Совокупность политических ролей обладает свойствами системы: каждый элемент функционален и решает свои определенные задачи. Любая политическая роль имеет смысл и возможность реализации только в едином политическом пространстве, потому что они независимы и влияют друг на друга. Каждый элемент политической системы уникален и не повторяет свойств всей системы. Обладая определенными преимуществами, ролевое представление о политической системе позволяет достаточно четко определить виды и образцы политического поведения, место и роль индивида в политическом процессе, его представления, предпочтения, цели и ориентации, выделить его активно-преобразующее начало. Система политических институтов охватывает все поле политической жизни. Власть осуществляется государством, а борьба за власть организуется политическими партиями и движениями, участие масс в формировании государственных органов регулируется институтом выборов и т. д.

Почему люди независимо от их социального статуса проявляют живой интерес к политике? Почему, скажем, рядовому инженеру или врачу, рабочему или сельскому труженику небезразлично, кто работает в высшем органе государственной власти? Почему много часов сидят у экранов телевизоров, наблюдая за парламентскими дебатами, обсуждают законопроекты, участвуют в референдумах, ходят на митинги?

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ:

О политической деятельности и политическую идеологию.

Вы знаете, что политика должна деятельностный характер, связана с вопросами завоевания, удержания и осуществления государственной власти, политическими интересами больших социальных групп.

Внимание к политике людей всегда было разным, как и степень, формы политического участия. Однако полное равнодушие к политическим проблемам явление нечастое, видно, потому, что от политики во многом зависит развитие общества и, значит, жизнь каждого человека, а порой и ее судьба.

По мнению психологов, участие в политике удовлетворяет естественную потребность человека в общении, но на более высоком уровне. Такое общение дает мощный импульс развитию личности.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ КАК СИСТЕМА

Политическая жизнь на первый взгляд кажется бесконечной цепью хаотичных, быстро меняющихся и непредвиденных явлений и событий. Осмыслить его люди пытались, как вы знаете, еще в глубокой древности. Однако только в XX в. пришло понимание политики как единого, сложно организованного механизма политической системы. В ее структурных элементов (компонентов) относятся: 1. Организационный (государство, политические партии, общественно-политические движения). 2. Нормативный (политические, правовые, моральные нормы и ценности, обычаи и традиции). 3. Культурный (политическая идеология, политическая культура). 4. Коммуникативный (с лат. Communicatio - связь, общение) (формы взаимодействия, связи, общение внутри политической системы, а также между политической системой и обществом).

В процессе взаимодействия всех названных структурных элементов осуществляется политическая власть. Напомним, что политическое властвование - это процесс разработки, принятия и реализации политических решений (законов, доктрин, договоров и т.п.). На их основе осуществляется воздействие на те или иные стороны общественной жизни, то есть политическое управление. Цель его - обеспечить стабильность и развитие общества, предоставить совместной деятельности людей согласованный характер. Именно в этом и состоит главное назначение политической системы как целостного механизма реализации политической власти и политического управления.

Каждый элемент политической системы имеет свои особенности и вносит определенный вклад в осуществление общей цели. Рассмотрим подробнее их сущность и роль.

ГОСУДАРСТВО - ГЛАВНЫЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Понятие "государство" употребляется в широком и узком смысле. В первом значении государство отождествляется с обществом и трактуется как государственно-организованная сообщество - союз людей, проживающих на данной территории. Во втором оно как бы отделяется от общества и рассматривается как политическая организация, которая отличается от других, скажем, политических партий определенным признакам.

Главная черта государства - суверенность, то есть верховная власть внутри страны и независимость в отношениях с другими странами. Будучи суверенной, государственная власть, во-первых, распространяется на все население, на все негосударственные организации. Во-вторых, она наделяется исключительным правом издавать обязательные для всех законы и другие нормативные акты, осуществлять правосудие, устанавливать и взимать налоги и сборы. В-третьих, государство масс в распоряжении особые органы и учреждения, в том числе принуждения (армия, полиция, тюрьмы и т.д.).

Наличие монопольных прял и мощных организационных, финансовых, военных рычагов излияния на общество ставит государство в особое положение. Она выступает главным институтом политической системы.

Основные направления деятельности государства по руководству обществом воплощены в ее функциях (подумайте, какие общественно значимые функции прошлого присущи государству на различных этапах общественного развития. Как и почему они видоизменялись?).

Сегодня в наиболее значимых функций демократических государств относятся: обеспечение экономического развития, социальной защиты, охраны прав и свобод граждан, законности и правопорядка, народовластие (внутренние), а также оборона страны и взаимовыгодное сотрудничество с другими странами (внешние). Функции, как известно, характеризует внутреннюю экономическую, социальную, правовую и т.д.) и внешнюю политику государства. Так, экономическая функция выражается в регулировании экономических процессов с помощью налогов, кредитов, создания стимулов экономического роста и тому подобное; социальная функция - в предоставлении социальных гарантий молодежи, пожилым людям, инвалидам и т.

Итак, речь идет вовсе не о грубом вмешательстве государства в повседневную жизнь людей, не об подчинение общества государству, нередко случалось в истории разных стран (приведите примеры). Напротив, указанные функции являются своеобразными обязательствами государства перед обществом и находят отражение в структуре и деятельности государственного аппарата.

Государственный аппарат - это комплекс государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственная власть и государственное управление.

К государственным органам относятся: законодательные (представительные), исполнительные, судебные. Каждый наделен компетенцией (совокупностью прав и обязанностей), властными полномочиями (правом действовать от имени государства в пределах своих полномочий) и решает конкретные задачи. Так, законодательные органы (парламенты: Верховная Рада в Украине, Конгресс в СШЛ. Национальное собрание во Франции) разрабатывают и принимают законы, нормы которых регулируют общественные отношения и закрепляют государственную политику. Например, положения Конституции Украины закрепили основы экономической политики, ориентированной на развитие рыночного хозяйства. Следующие нормативные акты предоставили общей Политической линии конкретный характер. Исполнительные органа (правительства) исполняют законы. Судебные органы осуществляют правосудие (суд) и вместе с прокуратурой, что ведет надзор за исполнением законов, входящих в состав правоохранительных органов.

Подчеркнем, что повседневная практическая работа по преобразованию принятия законодательных решений принадлежит исполнительным (управленческим) органам. Организацию выполнения закона они обычно сопровождают мерами распорядительного характера. Например, реализуя требование Закона Украины "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности". Правительством Украины были установлены невыгодные для монополистов налоговые ставки, введены ограничения на производство отдельных видов продукции и тому подобное. Свои распоряжения исполнительные органы закрепляют в подзаконных нормативных актах и контролируют их выполнение. Кроме того, опираясь на нотариат, налоговую полицию, службы госбезопасности, они осуществляют ряд правоохранительных функций: обеспечение правопорядка, законности, интересов общества, прав и свобод граждан.

Исполнительная власть в рамках своих полномочий осуществляет все виды деятельности государственного аппарата: принятие решений, организацию их выполнения, контроль за исполнением. Поэтому управленческие органы называются государственным аппаратом в узком смысле. При этом подчеркивается их административный (исполнительно-распорядительный) характер.

В настоящее время во всех индустриально развитых странах мира государственно-административный аппарат представляет собой мощную и разветвленную систему министерств, ведомств, служб управления государственными предприятиями, специализированных комитетов, комиссий и тому подобное. По имеющимся данным, в нем занято 8% населения - государственных служащих. Среди них есть должностные лица (руководители, начальники), которые благодаря занимаемой должности наделены большими, чем рядовые сотрудники, полномочиями.

Государственные служащие работают на постоянной и профессиональной основе. В отличие от должностных лиц высшего ранга (президентов, депутатов, министров), они не зависят от выборов и правительственных кризисов, поэтому составляют стабильный костяк государственного аппарата. От профессиональных качеств госслужащих, соблюдения ими дисциплины, правовых и этических норм зависит как разработка, так и реализация политических решений, эффективность государственного управления. Поэтому сегодня во многих странах мира проводится довольно жесткий конкурсный отбор людей на государственную службу.

Подчеркнем, что государство, будучи главным институтом политической системы, призванная выражать и защищать интересы не узкого круга лиц (политической элиты), а общезначимые социальные интересы и потребности граждан.

Политическая система общества -- одна из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, правовой, культурной, образующими ее общественное окружение, ее общественные средства наряду с ее природным кружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим окружением. Основное положение политической системы в структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики. Политическая система общества определяется классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского), типом государства (монархия, республика) характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений (стабильных и нестабильных, умеренно или остроконфликтных либо консенсусных т. п.), политико-правового статуса государства (конституционного, с развитыми или неразвитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых с параллельными, теневыми, маргинальными структурами или без них), историческим типом государственности, исторической и национальной структурой и традициями уклада политической жизни и т. п.

В обществе политической системы каждый человек выполняет определенную общественно-политическую роль, реализует политику. Осуществляют власть политические институты, действуя в тесной связи с другими социальными институтами, соблюдая установленные законы, нормы. Индивиды, социальные общности, политические, социальные институты -- основные компоненты конструирования политической системы. Устойчивые виды политической деятельности, участие в выборах в органы политической власти, лоббизм, партийная деятельность и др. Виды политической деятельности определяют и наличие устойчивых политических ролей, осуществляемых социально по установившимся в обществе законам и продиктованным потребностями господствующих социальных слоев и групп.

Ответить

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

. Сопоставьте формационный и локально-цивилизационный подходы к общественно-историческому развитию. Заполните таблицу. Линии

сравнения

Формационный подход

Локально-цивилизационный подход

Соотношение материальных и духовных факторов в развитии общества

Направленность исторического развития

Трактовка понятия «прогресс»

Видение современного мира

Народ времени нет.. Если кому не трудно помогите

В ряде зарубежных стран - Австрии, Бельгии, Нидерландах, Италии, Испании, многих государств Латинской Америки - выборы являются обязательными. За неучастие в выборах предусмотрен штраф, а в Греции и Турции - лишение свободы.

1) Чем, по вашему мнению, объясняются строгие меры наказания за неучастие в выборах в отдельных странах?
2) Подберите аргументы в подтверждении тезиса: "Участие в выборах - обязанность каждого гражданина".

Читайте также

B4 . Характеристика политической системы общества требует рассмотрения её отдельных компонентов. Что из перечисленного относится к нормативной

подсистеме политической системы общества?

1)политические традиции

2)партийный устав

3)политические идеалы

4)партийная программа

6)политическая культура

А16. Верны ли следующие суждения о политической системе общества?

А.В состав политической системы общества могут входить общественные организации.

Б.В политическую систему общества входят органы государственной власти.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения не верны

А12. Верны ли следующие суждения о социализации?

А. В процессе социализации происходит процесс усвоения индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта.

Б. Процесс социализации не зависит от социального статуса индивида.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения не верны

А17. Конституция РФ является юридическим документом прямого действия. Это означает, что

1) её главной целью является признание и защита прав человека и гражданина

2) в её основу положены ратифицированные гос-вом международные документы

3) при нарушении своих прав человек может обратиться в суд, ссылаясь на её статьи

4) в неё ни при каких обстоятельствах не могут быть внесены изменения или дополнения.

А20. Верны ли следующие суждения об отрослях права?

А. Гражданское право регулирует имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения.

Б. Предметом регулирования финансового права являются общественные отношения в сфере налогооблажения.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения не верны

А16. Верны ли следующие суждения об институтах гражданского общества?

А. Одним из направлений развития гражданского общества в современной России является создание попечительских советов при школах.

Б. Граждане могут отстаивать свои интересы посредством таких институтов гражданского общества, как суд и прокуратура.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения не верны

Вы находитесь на странице вопроса "Какова роль политической системы в современной жизни общества? ", категории "обществознание ". Данный вопрос относится к разделу "10-11 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "обществознание ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.


Политическая система общества - это совокупность политических отношений, связанная с вопросами государственной власти, возникающими между классами, нациями, социальными группами, между государствами на международной арене, это политические организации, нормы, взгляды, идеи и т.д., играющие большую роль в памяти – честной жизни общества.


Выделяют четыре основных элемента политической системы: политические отношения – особый вид отношений, связанных с вопросами государственной власти; политические организации (институты) – организационный компонент, к которому относятся государства, политические партии, общественно-политические организации и движения. Они создаются для того, чтобы выражать, защищать в политической системе многообразные социальные интересы: классовые, групповые, национальные, молодёжные, женские, профессиональные и пр.; политические нормы – на основе их взаимодействуют политические институты. К ним относят правовые нормы, корпоративные, политические обычаи и традиции, нормы морали. Они устанавливают границы допустимого политического поведения, личную ответственность за свою политическую деятельность, уважение к чужому мнению, благородство, терпимость и т. д.; политическая культура – чрезвычайно важный компонент политической системы. От того, какие политические и нравственные принципы избирает личность в процессе политической деятельности, зависит эффективность политики, а значит и жизнь общества в целом, его прогресс.


В процессе взаимодействия всех названных структурных элементов осуществляется политическая власть. Политическое властвование – процесс разработки, принятия, реализации политических решений. На их основе осуществляется воздействие на те или иные стороны общественной жизни. Цель его – обеспечить стабильность и развитие общества. Каждый элемент политической системы имеет свои особенности и вносит определённый вклад в осуществление цели


Государство – главный институт политической системы. Понятие «государство» употребляется в широком и узком смысле. В первом значении государство отождествляется с обществом и трактуется как государственно организованное сообщество – союз людей, проживающих на данной территории. Во втором оно как бы отделяется от общества и рассматривается в качестве политической организации, которая отличается от других, скажем, политических партий рядом признаков.


Главной отличительной чертой государства является суверенность(верховная власть, независимость).Суверенность выражается в том, что государству принадлежит право официально представлять всё общество в целом, издавать законы, осуществлять правосудие. Суверенитет – право проведения самостоятельной внутренней и внешней политики.


Функции государства: Защита общих интересов населения (правопорядок, стабильность и т.д.) Осуществление государственного управления: 1)законодательная (издание законов); 2)судебная(равенство всех граждан перед законом, защита законных прав) ; 3)исполнительное(управление повседневной деятельностью общества, знание интересов и потребностей общества и т. д.)

Слово «политика» произошло от греческого слова Politika, что означает в переводе «государственные дела», «искусство управления государством».

Политическая надстройка существовала не всегда. Среди причин ее возникновения - поляризация общества, ведущая к появлению социальных противоречий и конфликтов, нуждающихся в разрешении, а также возросший уровень сложности и значимости управления обществом, потребовавший формирования особых, отделенных от народа органон власти. Важнейшей предпосылкой политики стало появление политической и государственной власти. Первобытные же общества были неполитическими.

Современная наука предлагает различные определения политики. Среди них следующие:

1. Политика - это отношения между государства‑ми, классами, социальными группами, нациями, возникающие но поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене.

2. Политика - это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами (классы, нации), государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания.

3. Политика - это сфера деятельности групп, партий, индивидуумов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.

Под политической системой общества понимают совокупность различных политических институтов, социально‑политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

Функции политической системы общества разнообразны:

1) определение целей, задач, путей развитии общества;

2) организация деятельности общества по достижению поставленных целей;

3) распределение материальных и духовных ресурсов;

4) согласование разнообразных интересов субъектов политического процесса;

5) разработка и внедрение в общество различных норм поведения;

6) обеспечение стабильности и безопасности общества;

7) политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни;

8) контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.

Основанием классификации политических систем выступает, как правило, политический режим, характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию все политические системы могут быть разделены на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами:

1) институциональную;


2) коммуникативную;

3) нормативную;

4) культурно‑идеологическую.

К институциональной подсистеме относятся политические организации (институты), среди которых особое место занимает государство. Из негосударстненных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно‑политические движения.

Все политические институты можно условно разделить на три группы. К первой группе - собственно‑политическим - относятся организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на нее (государство, политические партии и общественно‑политические движения).

Ко второй группе - несобственно‑политическим - относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т. п.). Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы, поэтому подобные организации должны участвовать в политической жизни общества, отстаивая свои корпоративные интересы, добиваясь их учета и реализации в политике.

Наконец, к третьей группе относятся организации, имеющие в своей деятельности лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого‑либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества). Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других собственно‑политических институтов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений.

Основным институтом политической системы общества является государство. Его особое место в политической системе предопределено следующими факторами:

1) государство имеет самую широкую социальную основу, выражает интересы основной части населения;

2) государство является единственной политической организацией, обладающей специальным аппаратом управления и принуждения, распространяющим свою власть на всех членов общества;

3) государство располагает широким набором средств воздействия на своих граждан, в то время как возможности политических партий и иных организаций ограничены;

4) государство устанавливает правовые основы функционирования всей политической системы, принимает законы, определяющие порядок создания и деятельности других политических организаций, устанавливает прямые запреты на работу тех или иных общественных организаций;

5) государство располагает огромными материальными ресурсами, позволяющими обеспечить реализацию своей политики;

6) государство выполняет интегрирующую (объединяющую) роль в рамках политической системы, являясь «стержнем» всей политической жизни общества, поскольку именно вокруг государственной власти разворачивается политическая борьба.

Коммуникативная подсистема политической‑системы общества - это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидуумами по поводу их участия в осуществлении власти, выработке и осуществлении политики. Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и политические институты побуждают их собственные политические интересы и потребности.

Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым - отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.

Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно‑правовые акты). Деятельность партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами. Во многих странах (особенно в Англии и ее бывших колониях) наряду с писаными политическими нормами большое значение имеют неписаные обычаи и традиции.

Еще одну группу политических норм представляют этико‑моральные нормы, в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, правде, справедливости. Современное общество приблизилось к осознанию необходимости возврата в политику таких нравственных ориентиров, как честь, совесть, благородство.

Культурно‑идеологическая подсистема политической системы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях - теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии - чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции. В политической жизни общества они равноправны.

В идеологической подсистеме особое место занимает политическая культура, понимаемая как комплекс типичных для данного общества, укоренившихся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентаций, политических представлений. Политическая культура - это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.