Поговорка делу время. Делу время, потехе час

Потеха — это забава, забава — это увеселение, увеселение — это развлечение. Потеха, забава, услада, увеселение, развлечение — разве это то, что мы наблюдаем, когда говорим про время — делу?!

Честно отдайте час потехе и увидите, как на следующий день бойко стронется с места дело.

Мы полагаем, что эта фраза ограничивает потеху. Делу — все время, потехе — не более одного часа. Однако во времена царя , вписавшего эти слова в сборник правил соколиной охоты, слово «час» не было точной мерой, царь использовал его как синоним «времени» и писал о том и другом с соединительным союзом «и» . Да-да, до XIX века не говорили «делу время, а потехе час»! Смысл изменился после , когда людей научили быть рабами.
Фото: ru.wikipedia.org

Историки не сильно спорят о том, был ли подменён умный и добрый Петр Первый самодуром пиратом Петром Великим, вопрос носит политический характер и потому замалчивается. Но даже на примере дела и потехи видно, как изменился язык одновременно с изменением самосознания народа. Скольких жизней стоило прорубание «окна» в Европу? Точнее, широких ворот из Европы к нам, распахнутых так же, как предатели раскрывают ворота крепости во время осады.

Но Петр Великий не был предателем. Пират служил не нам и нас не предавал. А Петра Первого, красивого доброго юношу, всего на две недели отправлявшегося посмотреть мир, искренне жаль. И в том случае, если его не смогли вынудить предать свою страну и не отпустили на Родину, и в том случае, если в корне изменились взгляды, убеждения, практические навыки, речь, что отмечено даже в официальной версии истории. Два года Великого посольства он обучался у голландских мастеров и в результате забыл … Кто-то верит в эту байку?!

Прошу простить мне это маленькое отступление. Возвращаюсь к вопросу о времени.
И делу время, и потехе час — всего должно быть поровну
Фото:

Аналоги нашего «делу время и потехе час» есть во всех языках, к примеру, в чешском: «Время на труд и время на веселье » или «Время на труд и время на еду ». Здесь нет ограничения на еду в смысле «не ешь, только работай», но предлагают определиться с тем, когда будет игра-еда, а когда работа. Пришел час — возьмись за одно, прошел час — посмотри, что другое ждет своего часа.

Кто и когда говорит в наше время про «делу время, потехе час»? Чаще всего родители и педагоги — детям. Хозяева положения — подчиненным.

Когда говорят? Когда надо остановить занятия, избранные детьми, и навязать то, что считают нужным взрослые.

Часто ли после дела устраивают качественную потеху? Случается изредка, но это никак не в порядке вещей.

Фото:

Предлагаю переставить слова .

Делу — час, а потехе — все оставшееся время.

Никто не проиграет. Потому что час свободного радостного дела дает больший результат, чем часы работы из-под палки.

Назначьте час и каждый день именно в этот час требуйте дела. Но только в этот час и только час. Это будет то время, когда вы продвигаете «подчиненного» в трудные для него области Зоны Ближайшего Развития.

Если педагогическим даром вас Бог не обделил, то вскоре станет очевидно, что этот час исключительно полезен и интересен. Часа (с большой буквы) будут ожидать с нетерпением.

А в оставшееся время да будут потеха, услада, забава, радость, веселье, счастье, восторг, восхищение, изумление, стремление, увлечение, упоение и всякое другое наиприятнейшее «-ение», по возможности такое же полезное, как «делу — час».

Московские слова, словечки и крылатые выражения Муравьев Владимир Брониславович

Делу время, а потехе час

Делу время, а потехе час

Смысл этой пословицы как при употреблении в живой речи, так и в литературе вполне определенный. Н. С. Ашукин в своем справочнике «Крылатые слова» (М., 1966) приводит два литературных примера: из воспоминаний В. В. Вересаева, чья родная языковая среда - интеллигентский круг, и из статьи М. Горького - носителя народной, а точнее простонародной, языковой стихии. Эти примеры говорят о едином, общенародном понимании смысла пословицы.

Цитата из «Воспоминаний» В. В. Вересаева: «Началось учение - теперь в гости нельзя ходить… Это проводилось у нас очень строго: делу время, а потехе час. В учебное время - никаких развлечений, никаких гостей».

Цитата из М. Горького (статья «Об анекдотах»): «Само собой разумеется, что я не против развлечений, но по условиям нашей действительности развлечения нуждаются в ограничении: „делу - время, а потехе - час“».

Смысл этой пословицы, которая утверждает, что делу следует посвящать основную часть жизни, а развлечениям - ограниченное время, полностью в традициях народной трудовой морали. Она стоит в том же ряду, что и другие пословицы о труде, приводимые В. И. Далем: «Гулять - гуляй, а про дело не забывай», «Не пиры пировать, коли хлеб засевать», «Маленькое дело лучше большого безделья»…

Но изречение царя Алексея Михайловича - прямой источник и почти полная копия народной пословицы (они отличаются только одной буквой) - имеет иное, чуть ли не прямо противоположное значение, и, если обратиться к обстоятельствам появления царского «крылатого слова», это становится особенно понятным.

Царь Алексей Михайлович был страстным любителем соколиной охоты. С ранней весны до поздней осени он почти ежедневно выезжал в поле, то есть на охоту. На Руси издавна охоту, если она не являлась промыслом, называли «потехой».

Царская соколиная охота была хорошо организована. В «кречетнях» в селе Коломенском и селе Семеновском, в «сокольничьих дворах» в слободе Сокольники содержалось более трех тысяч ловчих птиц. Их обслуживали сотни служителей-сокольников. Огромные средства тратились на соколиную охоту. Птиц доставляли издалека - с Двины, из Сибири, с Волги, каждую птицу везли «с бережением» в особом возке, обитом войлоком.

Одежды сокольников и снаряжение птиц поражали богатством - золотым шитьем, драгоценными камнями. Иностранцы, которых царь в знак особой милости приглашал на охоту, описывали ее восторженно.

Ведало царской охотой самое влиятельное учреждение в государстве - Тайный приказ.

Какое важное, можно сказать, государственное значение придавалось при дворе Алексея Михайловича соколиной охоте, рассказывает австрийский посланник Мейерберг. Однажды он попросил показать ему охотничьих кречетов. Прошло полгода, посланник потерял надежду, что его просьба будет исполнена, тем более что ему объяснили: птиц показывают только лицам приближенным и удостоенным особой милости.

Но полгода спустя, рассказывает Мейерберг, «в воскресенье на масленице… вдруг вошел к нам в комнату первый наш пристав и с великою важностью, как будто было какое-нибудь особенное дело, пригласил нас перейти в секретный кабинет наш. Вслед за нами явился туда царский сокольничий с 6 сокольниками в драгоценном убранстве из царских одежд (имеется в виду: пожалованных царем. - В.М .). У каждого из них на правой руке была богатая перчатка с золотыми обшивками, и на перчатке сидело по кречету. Птицам надеты были на голову новенькие шелковые шапочки (клобучки), а к левой ноге привязаны золотые шнурки (должики). Всех красивее из кречетов был светло-бурый, у которого на правой ноге блистало золотое кольцо с рубином необыкновенной величины. Пристав обнажил голову, вынул из-за пазухи свиток и объяснил нам причину своего прихода: что-де „великий государь, царь Алексей Михайлович (следовал полный его титул), узнав о нашем желании видеть его птиц, из любви к верному своему брату - римскому императору Леопольду - прислал к нам на показ 6 кречетов“».

В 1656 году по повелению царя было составлено подробнейшее руководство по соколиной охоте «Книга глаголемая Урядник: новое уложение и устроение чина сокольничья пути».

В «Уряднике» описываются различные виды и правила «красныя и славныя птичьи охоты» с кречетами, соколами, копчиками и другими охотничьими птицами. Начинается же «Урядник» с обращения к читателю-охотнику:

«Молю и прошу вас, премудрых, доброродных и доброхвальных охотников, насмотритеся всякого добра; вначале - благочиния, славочестия, устроения, уряжения, сокольничья чина начальным людям и птицам их, и рядовым по чину же; потом на поле утешайтеся и наслаждайтеся сердечным утешением во время. И да утешатся сердца ваши, и да пременятся и не опечалятся мысли ваши от скорбей и печалей ваших.

И зело потеха сия полевая утешает сердца печальныя и забавляет веселием радостным и веселит охотников сия птичья добыча. Безмерно славна и хвальна кречатья добыча. Удивительна же и утешительна и челига (челига - самец охотничьей птицы. - В.М .) кречатья добыча. Угодительна потешна дермлиговая (дермлига - мелкая птица из рода ястребов, отличается особым азартом при охоте. - В.М.) перелазка и добыча. Красносмотрителен же и радостен высокова сокола лёт. Премудра же челигова соколья добыча и лёт. Добровидна же и копцова добыча и лёт. По сих доброутешна и приветлива правленных ястребов и челигов ястребьих ловля; к водам рыщение, ко птицам же доступание. Начало же добычи и всякой ловле - рассуждения охотников временам и порам; разделение же птицам - в добычах. Достоверному же охотнику несть в добыче и в ловле рассуждения временам и порам: всегда время и погодье в поле.

Будите охочи, забавляйтеся, утешайтеся сею доброю потехою, зело потешно и угодно и весело, да не одолеют вас кручины и печали всякие. Избирайте дни, ездите часто, напускайте, добывайте, нелениво и бесскучно, да не забудут птицы премудрую и красную свою добычу».

Алексей Михайлович был согласен с тем, что было написано в «Уряднике», потому что его увлечение охотой и преданность ей не знали границ. Вполне вероятно, что подьячий, «чин сокольничья пути», писавший «Урядник», просто повторял слова царя и его высказывания разного времени. Письма государя полны вопросов, приказов, забот и распоряжений, касающихся соколиной охоты.

В душе Алексей Михайлович и сам полагал, что для охоты «всегда время и погодье» и что на охоту нужно «ездить часто», как он обычно и поступал. Но возможно, в «Уряднике» - а что написано пером, как говорится, не вырубишь топором - уж очень очевидно проявилось предпочтение охоты-забавы всем другим, в том числе и государственным делам. Видимо, поэтому царь приписал (в подлинной рукописи «Урядника» писец указал: «написано царского величества рукою») свои замечания, которые озаглавил: «Прилог книжный или свой» (то есть собственное, авторское поучение).

«Правды же и суда, и милостивыя любве, и ратного строя, - написал царь, напоминая и о служебном долге, - николиже (не) позабывайте: делу время и потехе час».

Смысл заключительного высказывания Алексея Михайловича состоит в том, что необходимо заниматься и охотой, и делами. Сейчас слово «время» обозначает длительную протяженность времени, а «час» - ограниченный, небольшой его отрезок. В XVII веке эти слова выступали синонимами (остатки их синонимичности сохранились до сих пор, например в выражении: «наступило время чего-то» - «пришел час»). Кроме того, в царском афоризме на равноценность обеих его частей указывает соединительный союз «и».

Считая царскую охотничью потеху таким же важным занятием, как государственные дела, Алексей Михайлович имел для того некоторое основание, так как во время охоты, представлявшей собою многочасовую, а то и многодневную церемонию, происходили неофициальные встречи, велись приватные разговоры, решались незаносимые в протокол вопросы.

Хотя книга «Урядник» была рукописной и использовалась при дворе, списки ее были довольно широко распространены среди бояр и дворян, державших собственную охоту, поэтому и царская сентенция в этих кругах также была хорошо известна.

Петр I, в отличие от отца, к охоте относился прохладно, при нем царская соколиная охота пришла в упадок, и затем уже никогда больше не занимала в придворном обиходе такого места, как при Алексее Михайловиче.

Однако его афоризм из «Урядника сокольничья пути» продолжал свое существование в фольклоре. В отрыве от контекста он потерял свое обоснование и началось его новое осмысление.

«Словарь живого великорусского языка» В. И. Даля отметил первый этап на пути его нового понимания. Началось с того, что выпал союз «и», у Даля пословица записана без него: «Делу время, потехе час».

Затем - видимо, в середине XIX века - союз появляется вновь, но это был уже не тот союз, а другой - не соединительный «и», а противительный «а», - закрепивший и утвердивший новое значение пословицы, ставшее общеупотребительным, то есть что делу следует уделять больше времени, чем потехе.

Из книги Древняя Русь и Великая степь автора Гумилев Лев Николаевич

144. Приговор по делу половцев Попробуем найти причину переходящей научной ошибки. По-видимому, привычная для обитателей Московской Руси ситуация, продлившаяся с XIV до конца XVIII в., т. е. до завоевания Крыма, была экстраполирована в древность. Трехсотлетняя война на

Из книги Глупость или измена? Расследование гибели СССР автора Островский Александр Владимирович

Глава 4. От слов к делу

Из книги Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола автора Пастуро Мишель

Глава 7. Время войны и время мира Война – смысл жизни рыцаря. Конечно, будучи посвященным в это звание, он становился воином Божьим, и ему надлежало умерять свой вкус к войне, подчиняя его требованиям веры. Однако ни сам вкус, ни пристрастие к военным действиям от этого не

автора Платонов Сергей Федорович

ЧАСТЬ ВТОРАЯ Время Ивана Грозного. – Московское государство перед смутой. – Смута в Московском государстве. – Время царя Михаила Федоровича. – Время царя Алексея Михаиловича. – Главные моменты в истории Южной и Западной Руси в XVI и XVII веках. – Время царя Федора

Из книги Полный курс лекций по русской истории автора Платонов Сергей Федорович

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ Взгляды науки и русского общества на Петра Великого. – Положение московской политики и жизни в конце XVII века. – Время Петра Великого. – Время от смерти Петра Великого до вступления на престол Елизаветы. – Время Елизаветы Петровны. – Петр III и переворот 1762

Из книги Повседневная жизнь российских жандармов автора Григорьев Борис Николаевич

Глава 3 Время террора и время побед

Из книги Иисус, или Смертельная тайна тамплиеров автора Амбелен Робер

Глава I. Документы по делу Рассказы, записанные на пергаментах, истребляются теми, кто хочет сохранить невежество, но слова падают в души, как голуби, прилетающие издалека и присаживающиеся лишь затем, чтобы снова отправиться в путь. И это одна из форм правосудия. Морис

Из книги Диссиденты автора Подрабинек Александр Пинхосович

От иллюзий к делу В двадцать лет кажется, что противостоять откровенному злу надо непременно на баррикадах или героических демонстрациях на Красной площади. Это так смело и красиво! Жизнь, однако, устроена куда прозаичнее. Потерпев фиаско с планом внедрения в

Из книги Том 3. Судебные речи автора Кони Анатолий Фёдорович

автора Вершинин Лев Рэмович

Делу венец 11 сентября пошло по второму кругу. Поначалу с определенной тенденцией к смягчению, не потому, что доказательств измены не было (это мало кого волновало), а просто за скандальный повод уцепились оппоненты президента Адамса и «хозяев жизни» - демократы-либералы

Из книги Позорная история Америки. «Грязное белье» США автора Вершинин Лев Рэмович

Делу венец Так все и кончилось. Особо отпетые лесовики дрались с американцами аж до 1913 года, но их действия все больше скатывались к бандитизму с легким, все более выцветающим политическим оттенком. Новым владельцам островов эта уголовщина головной боли не причиняла. Для

Из книги 5-ый пункт, или Коктейль «Россия» автора Безелянский Юрий Николаевич

Свидетель по «делу о космополитизме» «… А я тебя сегодня как раз порадовать пришел: нынче одного еретика жечь будут, так пойдем с тобою, посмотрим, повеселимся». Леонид Андреев. Рассказ «Правило добра» Там, кажется, ловят кого-то. И смута стоит на Руси. Юрий

автора Бэгготт Джим

Из книги Тайная история атомной бомбы автора Бэгготт Джим

По делу Ю. Роберта Оппенгеймера Оппенгеймер завоевал мировую славу «отца атомной бомбы» и пользовался этим положением, чтобы делать политические заявления и влиять на американскую ядерную политику. Но аргументы, казавшиеся кому-то трезвыми и обоснованными, другие

Из книги Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. автора Аксютин Юрий Васильевич

4.2.3. От слов к делу Как и все члены Президиума ЦК, Брежнев вел обильные записи в блокнотах, рабочих тетрадях и специальных книжках для заметок. С середины 1964 г. эти записи исчезают. На отдельных листках, правда, фиксируются указания и распоряжения Хрущева. Почти нет записей

Из книги Русская история. Часть II автора Воробьев М Н

9. Следствие по делу декабристов Всего к следствию было привлечено около 500 человек. Очень быстро половину отпустили - это были люди, которые ни в каком обществе никогда не состояли. Они угодили в списки в качестве пресловутых «друзей», на них показывали, как на членов

Русский язык богат на различные пословицы, поговорки и афоризмы. Абсолютно для всех ситуаций можно найти пословицу, в которой заложен очень глубокий внутренний смысл. Каждое изречение народа проникнуто огромной мудростью, которая была собрана из жизни многих поколений. Много пословиц существует для различных видов работы. Одна из таких пословиц - "делу время, потехе час", значение и происхождение которой весьма любопытны и познавательны.

Происхождение пословицы

Многие историки ссылаются на царя Алексея Михайловича, который в период своего правления написал слова этой пословицы в книге с правилами соколиной охоты. В те времена этот вид утехи пользовался огромной популярностью. Именно соколиная охота и подразумевалась царем в качестве потехи, оговариваемой словами пословицы.

Однако более глубокие исследования показали, что не был автором этих строк, а изречение с подобным смыслом уже существовало среди людей. Кроме того, и у других народов уже имелись поговорки с подобным смыслом, и если бы царь Алексей Михайлович жил в наше время, эти слова сочли бы за плагиат. А вставил он их в книгу с целью повысить ее значимость и сделать более доступной для понимания. Так или иначе, но именно заслуга царя в том, что эта пословица дошла до наших дней и используется столь широко.

Значение пословицы

После того, как стало понятно происхождение пословицы "делу время, потехе - час", значение - это второе по важности, что необходимо знать. Понимание значения нужно для того, чтобы использовать пословицу или поговорку в правильном контексте, в нужной ситуации.

Изначально, во времена царя Алексея Михайловича, когда люди говорили,что делу время, потехе час, значение подразумевалось следующее: делай дело, но не забывай и о потехе или, другими словами, о развлечении. Позже, в 19 столетии, изменилась синтактическая структура пословицы, и появился противопоставительный союз "а", который коренным образом изменил ее смысл. Пословица стала выглядеть и звучать по-иному, а именно: делу время, а потехе - час. Это уже означало, что работе или какому-то делу следует уделять больше времени, нежели потехе, для коей отводится всего час, который несопоставим с остальным отрезком времени по протяженности. Кстати, понятие часа довольно условно, главное было - показать именно контраст.

Делу время, потехе час: значение пословицы для детей и родителей

Наша жизнь состоит из множества различных ситуаций, которые иногда оборачиваются проблемами. Конечно же, многие из них происходят из-за нашей безответсвенности и лени. Вот почему в народе родилось много пословиц, которые предупреждали заранее о возможных осложнениях, какие могут появиться из-за этих пороков.

Вот поэтому очень часто можно слышать от родителей, которые говорят своим детям, не желающим делать уроки, а желающим смотреть телевизор: "Делу время, потехе час!" Значение пословицы объяснять никому уже не надо, оно понятно и без лишних слов. То, что постоянное откладывание на потом выполнения домашнего задания повлечет множество проблем в школе и, как следствие, появятся трудности с самооценкой и дальнейшей реализацией жизненного пути, очевидно.

Почему мы используем пословицы?

В чем причина популярности пословиц? Почему они столь "живучи" и многие люди совершенно бессознательно используют их в своей речи, порой даже не задумываясь, что это известнейшие слова, пришедшие к нам из древности? Дело в том, что пословица обычно представляет собой очень доходчивую и емкую интерпретацию нужной ситуации. Пословицы живы в памяти народа, и поэтому, если кому-то говорят, что делу время, потехе час, значение становится понятным сразу же без дополнительных объяснений.

Пословицы и поговорки являются еще и украшением языка, который становится от них еще лучше, богаче и колоритнее. Мы не задумываясь используем различные пословицы в разговорах, а все потому, что сами выросли в атмосфере, наполненной этими крылатыми выражениями.

Делу время, потехе час: значение в примерах из классики

Различные литераторы и писатели всегда охотно использовали в своем творчестве народный фольклор и крылатые выражения. Причина заключается в том, что украшает любое произведение и приближает его к народу. Поэтому довольно часто на страницах книг разных писателей можно встретить пословицы и поговорки.

Например, в своем произведении "Воспоминания" писал, что во времена обучения никто не ходил в гости и не принимал у себя гостей. Ведь отнимает дело время (потехе - час). Значение обучения было очень велико в семье ставшего позже столь известным литератора.

Советский писатель Борис Изюмский, который не очень известен широкому кругу читателей, но написавший много произведений за свою жизнь, также в романе "Алые погоны" обратился к этой пословице. И известный режиссер и драматург в своей книге "О театре" также ссылался на эту пословицу. Зачем пускаться в длительные рассуждения, нежели проще выразть свою мысль в легкой простой фразе, состоящей всего из четырех слов, но таящей столько мудрости и знаний.

Заключение

Если взглянуть на слова пословицы отдельно друг от друга, то вряд ли они будут иметь большой смысл. Дело, время, потехе, час, - значение ускользает и становится туманным и расплывчатым. Именно в связке все эти слова приобретают новый смысл. Эта пословица относится к разряду обучающих, которые поучают и наставляют на правильную стезю. Мы сразу внутренне собираемся и переключаемя с каких-либо развлечений на рабочий лад, когда в свой адрес слышим: "Хватит отдыхать! Делу время, потехе - час!". Значение фразеологизма становится понятным через образы, которые он дает. В данном случае перед глазами возникает образ трудолюбивого человека, который работе посвящает почти все свое время, оставляя на развлечения лишь небольшую его часть.

Мы нередко недооцениваем то богатство, которым мы обладаем благодаря нашего родного языка. Умение говорить красиво и лаконично, убедительно и красноречиво - это все нам доступно. Нужно лишь научиться использовать ресурсы языка по максимуму, читая классическую литературу и изучая наследие наших предков.

«Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы»
Картина Николая Сверчкова. 1877 г.

Все мы знаем пословицу "Делу время, потехе час ", в том числе и благодаря эстрадному хиту Аллы Пугачёвой на музыку Раймонда Паулса, вышедшему в 1985 году. Однако фраза эта родилась не в двадцатом, а в далёком 17 веке, и принадлежит второму русскому царю из династии Романовых Алексею Михайловичу , отцу первого русского императора Петра I.

Царь написал эти строки в предисловии к составленному им сборнику правил соколиной охоты. Полностью фраза звучит так:

«Прилог книжный или свой: сия притча душевне и телесне; правды же и суда и милостивый любве и ратного строя не забывайте: делу время и потехе час ».

Поскольку Алексей Михайлович любил порядок и считал, что «без чина же всякая вещь не утвердится и не укрепится », то на первое место он поставил время, отводимое делу. Однако добавил, что помимо работы нужно уделять внимание потехе (отдыху).

Царская мудрость полюбилась народу и стала пословицей, дошедшей до нашего времени сквозь 4 столетия.

Необыкновенную картину, изображающую царя Алексея Михайловича, написал в 2001 году современный российский живописец Павел Рыженко (1970-2014), чьё творчество, к сожалению, пока ещё известно далеко не всем, хотя по праву заслуживает не то чтобы собственного зала в крупной художественной галерее, но даже целого отдельного музея. (Сайт - павел-рыженко.рф ).

На этой картине царь словно живой. Он смотрит на нас вдумчивым, немного отстранённым взглядом. Рядом - книга, возможно, Священное писание. Позади - икона с зажжённой лампадой. В глазах царя нет осуждения, однако невольно вспоминаются строки Лермонтова: "Печально я гляжу на наше поколенье!". Под двойным взглядом - небесного царя и царя земного - становится стыдно за всё, что мы когда-то сделали не так.

Комментарий Павла Рыженко к картине :

Царь Алексей Михайлович Тишайший, отец первого русского императора Петра I — последний государь так называемого «допетровского» времени. Принято считать это время темным, невежественным, а Государей — почти сказочными старичками-бородачами. Но не таковыми были они в действительности. Не суетливость, выдаваемая за избыточную деловитость, а молитвенный покой и сила были присущи этим великанам духа. Это были не избираемые толпой и деньгами, а поставляемые Богом помазанники. Недаром Алексей Михайлович был назван народом Тишайшим. В этом именовании чувствуется и сыновняя любовь, и признание могучести служения царского, которое, как и всякая истинная сила, всегда тиха как океан.

Документальный фильм Елены Козенковой "Выбор веры". Посвящается памяти русского художника Павла Рыженко, ушедшего от нас в вечную жизнь 16 июля 2014 года:

Передача "Православная энциклопедия. Подвиг духовный и подвиг ратный" с участием Павла Рыженко:

Елена Кабилова

19.12.2018 18.02.2019 Александр Фирцев


Представьте: вам предстоит важная задача. Такая, что придется хорошенько потрудиться. Но самое сложное – начать. Время еще есть. Вы никуда не спешите. Занимаетесь праздным досугом. Как бы отдыхаете, но без особого удовольствия.

Ведь мысли о предстоящей работе крутятся в голове, выводят из душевного равновесия и не дают расслабиться. А все, потому что надо было прислушаться к народной мудрости, которую содержит пословица «делу время, потехе час» .

Изречение используется в назидательном контексте. При этом слово «время» означает большую часть, а «час» - меньшую. Таким образом, на труд нужно тратить больше времени, чем на развлечения. Но пословица состоит из двух половин. Многие ошибочно считают ее гимном трудоголику, забывая про вторую часть: «а потехе час». Работать без передышки, как и отдыхать без труда – верный путь к саморазрушению и проблемам со здоровьем. Нужно искать баланс и гармонию.

Обратим внимание, в каком порядке выстроены части выражения. Сначала дело, а только затем потеха. Идея в том, что нужно хорошенько потрудиться, а потом уже предаваться развлечениям. Ни в коем случае не наоборот. Иначе это уже похоже на прокрастинацию. Отдыхать приятнее, когда устал.

В качестве яркой иллюстрации посмотрим на знакомый пример из студенческой жизни. Многие учащиеся предпочитают проводить семестр в праздном ожидании сессии. А потом за несколько недель пытаются наверстать упущенное. Срочно впихивают себе в голову сотни страниц мелкого текста. Заготавливают тысячи шпаргалок, забывая о сне и еде. Профессор, выставляя двойку в зачетную книжку, может с полным основанием заявить, что студент пренебрег делом в пользу потехи.

Происхождение пословицы «делу время, потехе час»

История пословицы берет свое начало на Руси. Алексей Михайлович – царь из династии Романовых, являлся большим фанатом охоты. В 1656 году был издан его свод правил «Урядник», где написано: «… помните: делу время и потехе час». Под «потехой» понималась охота с помощью соколов - главная забава дворянского сословия. Но похожие поговорки уже существовали до этого. Правитель лишь перефразировал их в документе для придания тексту художественной выразительности.

Смысл пословицы изначально был иной: и потеха и труд одинаково необходимы. «Время» и «час» тогда считались синонимами. Их употребили, чтобы избежать тавтологии – лексического повторения. Позже союз «и» заменили на «а», что обеспечило противопоставление одного другому. Стоит так же отметить, что в современной разговорной речи, выражение стало всё чаще применяться вообще без союза «а».