Подписание коносамента. Между молотом и наковальней

Коносамент (от франц. connaissement; на англ. bill of lading, B/L, BOL) или транспортная накладная - это документ, который выдается перевозчиком груза его отправителю, удостоверяющий принятие груза к перевозке и содержащий обязательство доставить груз в пункт назначения и передать его получателю.

По своей сути коносамент есть договор о перевозке груза, заключаемый между грузоотправителем и транспортным агентством, предприятием, фирмой. Коносамент относится к .

  • Ордерный коносамент , содержащий указание о выдаче груза по приказу отправителя или получателя.
  • Бортовой коносамент (shipped). Когда судовладелец выдает бортовой коносамент, он признает, что груз погружен на борт судна.
  • Коносамент для погрузки на борт судна (received for shipment). Данный коносамент подтверждает, что товары приняты для погрузки, т.е. доставлены под его охрану. После погрузки на борт судна судовладелец выдает бортовой коносамент либо связывает документ в порту отгрузки с названием судна, датой отгрузки, указав, что товары уже находятся на борту. При этом документ должен обладать теми же характеристиками, что и бортовой коносамент.
  • Чистый коносамент (clean bill of lading). Коносамент, в котором нет никаких дополнительных оговорок или пометок, прямо констатирующих дефектное состояние товара и/или его упаковки. Обычно в чистом коносаменте говорится, что полученные товары находятся во внешне (аpparent) хорошем состоянии. Когда установлена аккредитивная форма расчета, в условиях докуметарного аккредитива должно быть определено, что коносамент должен быть чистым.
  • Коносамент с оговоркой (claused) выдается тогда, когда судовладелец отмечает в нем обстоятельства, касающиеся видимых дефектов груза или его упаковки. Принимается банком к оплате только тогда, когда в условиях оплаты (документарном аккредитиве), точно указаны, какие оговорки или пометки допускаются.
  • Оборотный коносамент (negotiable). Коносамент, который может передаваться от одного владельца к другому. В принципе все коносаменты предназначены для того, чтобы их можно было передавать от одного лица к другому. Различие существует лишь в способах этих передач.
  • Именной коносамент . Коносамент, в котором указана фамилия получателя груза и отсутствует указание на то, что груз может быть передан по его приказу. Такой коносамент называют ещё необоротным.
  • На предъявителя. Коносамент, который передается простым вручением. На практике коносаменты на предъявителя используются редко.
  • Линейный пароходный коносамент , иногда сокращенно называемый «S. S. Co’s bill of lading», должен содержать все существующие условия договора перевозки, и третье лицо (держатель коносамента) имеет возможность узнать о них из самого документа.
  • Чартерный (фрахтовый ) коносамент. Документ, в который инкорпорируются путем ссылки отдельные из условий договора перевозки (чартера). Данный документ в отличие от линейного пароходного коносамента нельзя считать документом, которым оформлен договор морской перевозки.
  • Сквозной коносамент (through bill of lading). Если морская перевозка составляет только часть общей перевозки или осуществляется двумя и более судоходными линиями, может оказаться, что отправителю удобнее получить сквозной коносамент, чем заключить договоры с несколькими перевозчиками. Грузоотправитель, выписывающий сквозной коносамент, имеет дело только с перевозчиком, который подписывает коносамент. Перевозчик предпринимает усилия по организации перегрузок с последующими перевозками. Он взимает за это дополнительную плату (фрахт). Товары считаются доставленными после передачи последующим перевозчиком товара против передачи получателем груза сквозного коносамента.

Функции коносамента

Коносамент выполняет одновременно несколько функций:

  • расписка перевозчика в получении груза для перевозки, с одновременным описанием видимого состояния груза;
  • товарно-транспортная накладная;
  • подтверждение договора перевозки груза;
  • товарораспорядительный документ.

Может служить обеспечением кредита под отгруженные товары.

Первоначально коносамент применялся при транспортировке грузов морским транспортом. Сейчас коносамент может охватывать перевозки не только морским или речным транспортом, но и те случаи, когда перевозки осуществляются разными видами транспорта. В этом случае коносамент называется сквозным.

Законодательно требования к оформлению и содержанию коносамента изложены в Кодексе Торгового Мореплавания РФ, Законе о перевозках грузов морем (COGSA: Carriage of goods by sea Act США), несколькими международными конвенциями - например, Конвенция 1924 года «Об унификации некоторых правил о коносаменте» (Гаагские правила, Haague rules).

Реквизиты и образец

Основными реквизитами коносамента согласно Кодексу торгового мореплавания РФ являются: наименование судна (если груз принят к перевозке на определенном судне), перевозчика и отправителя, место приема или погрузки груза, место назначения груза (либо, при наличии чартера, место назначения или направления судна), наименование получателя (именной коносамент) или указание, что коносамент выдан “приказу отправителя“, либо наименование получателя с указанием, что коносамент выдан «приказу получателя» (ордерный коносамент), или указание, что коносамент выдан на предъявителя (коносамент на предъявителя); наименование груза, имеющейся на нем марки, число мест либо количество и/или мера (вес, объем), вес, фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи, время и место выдачи коносамента, число составленных экземпляров коносамента, подпись капитана или иного представителя перевозчика.

Поскольку получатель груза не всегда осведомлен, на каких условиях осуществляется перевозка (например, при перепродаже груза), то все важные условия перевозки, как то: общая авария, ограничение ответственности перевозчика, ответственность перевозчика, арбитраж, применимое право и другие обязательно оговариваются в коносаменте.


Сравнительная характеристика договоров морской перевозки груза и договора фрахтования судна

Основные Характеристики Договор морской перевозки груза Договор фрахтования тайм-чартер Договор фрахтовония бербоут-чартер
Цель договора Предоставление услуг по переме-щению груза Предоставление судна во временное пользование и услуг экипажа Предоставле-ние судна во временное пользование и владение
Предмет договора Деятельность по перемещению груза Судно и услуги экипажа Судно
Право владения судном принадлежит Судовладельцу Судовладельцу Фрахтователю
Целевое использование судна Только для перевозки груза Для любых целей торгового мореплавания
Подчинение экипажа: А) по вопросам коммерческой эксплуатации; Б) по иным вопросам Судовладелец Судовладелец Фрахтователь Судовладелец Фрахтователь Фрахтователь
Фрахт Зависит от количества груза, а также от доп. портов захода Не зависит от кол-ва груза, его наличия на судне, эффективности эксплуатации судна Не зависит от кол-ва груза, его наличия на судне, эффективности эксплуатации судна
Риск повреждения и гибели судна: а) в связи с коммерческой эксплуатацией; б) по иным причинам Судовладелец Судовладелец Фрахтователь Судовладелец Фрахтователь Фрахтователь
Ответственность сторон Перевозчик полная ответственность (в пределах, предусмотрен-ных КТМ РФ) Судовладелец только в той мере в которой он отвечает за действия членов Экипажа. Фрахтователь договорная Судовладелец только как собственник судна Фрахтователь договорная; внедоговор-ная (как владелец судна)

Юридическая же природа договора морской пе­ревозки груза в целом и чартера кок одной из его разновидностей остается в рамках договоров перевозки. Предметом названных договоров является предоставление услуг особого рода - услуг по перемещению грузов в пространстве.

Международные линейные сообщения организуются морскими перевозчиками на устойчивых географических направлениях международной торговли готовой промышленной продукцией, полуфабрикатами, продовольствием и другими товарами. Международные линии связывают между собой основные мировые экономические центры (Западную Европу, Северную Америку и Дальний Восток) и эти центры с другими регионами. Особенностью линейного судоходства является закрепление судов на данном направлении и их регулярные заходы в определенные порты по заранее объявленному расписанию. Объем услуг, оказываемый морскими линейными перевозчиками, грузоотправителями и грузополучателями значительно больше, чем в трамповом судоходстве. Морские линейные перевозчики принимают на себя обязательства оплачивать стоимость погрузки товаров в порту отправления и выгрузки - в порту назначения. Дополнительные издержки судовладельцев, связанные со спецификой линейных условий, возмещаются в тарифах линейного судоходства.



Договором перевозки в линейном судоходстве в большинстве случаев является коносамент (Bill of Lading (англ.). Особое значение коносамент имеет в отношениях между судовладельцем и получателем груза, являясь единственным документом, регулирующим эти отношения. Коносамент является ценной бумагой, которая выражает право собственности на конкретный указанный в ней товар. Коносамент - это транспортный документ, содержащий условия договора морской перевозки, он представляет собой документ, держатель которого получает право распоряжаться грузом, и выдается перевозчиком отправителю после приема груза, и удостоверяет факт заключения договора. Коносамент выдается на любой груз независимо от того, каким образом осуществляется перевозка: с предоставлением всего судна, отдельных судовых помещений или без такого условия.

1. После приема груза для перевозки перевозчик по требованию отправителя обязан выдать отправителю коносамент.

2. Отправитель гарантирует перевозчику достоверность данных, предоставленных для включения в коносамент, и несет ответственность за убытки, причиненные перевозчику вследствие недостоверности таких данных.

Коносамент выполняет три функции :

а) свидетельствует о заключении договора перевозки;

б) является распиской в получении груза перевозчиком;

в) является товарораспорядительным документом (ценной бумагой). Коносамент является не договором перевозки, а лишь одним из свидетельств заключения договора перевозки и условий такого договора. Обычно формы коносаментов разрабатывают сами перевозчики или соответствующие неправительственные международные организации (БИМКО, ФИАТА и др.). Они содержат (на лицевой и обратной сторонах) довольно подробные условия перевозки. В международном мореплавании широко применяются и так называемые «короткие» формы коносаментов, которые содержат минимум необходимых условий и отсылают к соответствующим полным условиям или чартерам (если коносамент выдается на основании чартера). Так, короткая форма, обычно применяемая российскими перевозчиками, разработана на основе полной формы коносамента КЭ-2.4.Л. Она не содержит текста на оборотной стороне, а на лицевой стороне указывает, что договор перевозки, свидетельством заключения которого является данная короткая форма, регулируется условиями, содержащимися в коносаменте КЭ-2.4.Л, экземпляр которого может быть получен в конторе перевозчика или его агента.

Коносамент является товарной ценной бумагой .

Коносамент - это документ, выдаваемый судовладельцем грузоотправителю в удостоверении принятия груза к перевозке морским путем. Коносамент является: распиской перевозчика или его агента, подтверждающей, что груз погружен на определенное судно или принят на склад для погрузки; доказательством договора морской перевозки между грузоотправителем и перевозчиком. Коносамент в качестве договора морской перевозки выдается после заключения контракта на перевозку. Коносамент выступает как document of title, который позволяет покупателю распоряжаться грузом, когда он еще находится в море, передать право на владение грузом, если груз был индивидуализированным (ascertained good) или специфическим (specific good) товаром при договоренности сторон.

Коносамент выполняет четвёртую функцию- является оборотным документом - quasi-negotiable instrument.

В коносаменте на одной из сторон указаны условия перевозки (в напечатанном виде). На другой стороне коносамента указаны данные, касающиеся данной погрузки, а именно:

1. Наименование судоходной компании.

2. Номер коносамента. Как правило, коносамент нумеруется согласно портам назначения, однако иногда это правило нарушается.

4. Наименование грузоотправителя. Если в коносаменте указан агент (форвардинг), как отправитель груза, тогда в нем, несомненно, будет добавление as agent или as agent for...., то есть, только как агент, с указанием имени настоящего грузоотправителя Выражение "как агент за... " является некоторым риском для брокера в случае трудностей, связанных, с оплатой фрахта. Поэтому обычно брокер не включает вышеуказанный пункт, пока не будет гарантирована оплата фрахта.

5. Имя получателя груза (это не относится к ордерному коносаменту).

6. Адрес, имя партнера в порту назначения, который должен быть объявлен брокером по прибытии судна; следовательно, он может организовать приемку доставленного груза.

7. Наименование судна.

8. Наименование порта погрузки.

9. Наименование порта выгрузки и, если необходимо, окончательный пункт назначения груза, а также факультативный порт.

10. Порт, где оплачивается фрахт. Штамп "Freight prepaid» означает, что фрахт оплачен в порту погрузки. Фактически грузоотправитель не сможет распоряжаться коносаментом, пока не оплатит фрахт. Штамп "Freight to be collected" или "Freight payable as destination" означает, что фрахт должен быть оплачен в порту назначения. В этом случае фрахт оплачивается перед получением груза.

11. Коносаменты издаются несколькими экземплярами: оригинал (или оригиналы) и копии. Грузоотправитель решает, какое количеством оригиналов коносамента должно быть подписано (обычно 2 или 3). Если сделано более одного оригинала, это должно быть указано в коносаменте. В случае если один оригинал утерян, груз можно получить по второму оригиналу.

Оригиналы коносаментов, обычно, посылаются отдельной почтой. Если в письме указано: "Herewith we send you 2/3original B/L., -это значит, что сделано 3 оригинала, 2 из которых прилагаются.

Количество копий (копии не могут служить предметом сделки) зависит от потребностей сторон. Такими сторонам являются: грузоотправитель, судоходная компания (судовладелец), агент в порту погрузки, грузовой помощник капитана (старший или второй помощник), агент в порту выгрузки, и (по обстоятельствам) форвардинг - агент, если он действует от имени грузоотправителя.

12. В коносаменте дается описание груза, вес брутто, количество мест, маркировка. Обычно описание груза дается кратко, однако бывает, что требуется подробное описание груза (в случае банковского кредита или для получения импортной лицензии).

13. Внизу коносамента дата и порт доставки.

14. Имя и подпись брокера или подпись лица, уполномоченного подписать от его имени.

Коносамент может быть трех видов:

Ордерный; -на предъявителя; -именной.

Ордерный коносамент (order B/L) - ценная бумага, по которой груз

выдается либо по приказу отправителя или получателя, либо по приказу банка. Ордерный коносамент является наиболее распространенным в практике морских перевозок.

Именной коносамент (straight B/L) - ценная бумага, в которой указывается наименование определенного получателя. Груз выдаётся прямо получателю, указанному в коносаменте. Именной является прямой противоположностью ордерному коносаменту.

Коносамент на предъявителя (to bearer B/L) - документ, в котором указывается, что он выдан на предъявителя, т.е. в нем не содержатся какие-либо конкретные данные относительно лица, обладающего правом на получение груза, и поэтому груз в порту назначения должен быть выдан любому лицу, предъявившему его.

В последнее время получили развитие комбинированные перевозки грузов различными видами транспорта - водным, наземным, железнодорожным и т.д., что потребовало комбинированного транспортного документа Combined transport B/L, так как он координирует действия различных видов транспорта, он должен выдаваться одним из перевозчиков - судовладельцем или грузовым экспедитором, действующем как перевозчик или агент от имени перевозчика.

Различают три типа сквозных коносамента: морской, обычный и коносамент на смешанную перевозку.

Морской сквозной коносамент является серией самостоятельных договоров для перевозки грузов двумя и более последующими перевозчиками. Каждый из перевозчиков несет ответственность за вверенный ему груз на участке и в период времени, определенный его коносаментом.

Обычным сквозным коносаментом является документ, подтверждающий

ответственность лица, выдавшего его за перевозку грузов последующими перевозчиками от места погрузки до места назначения. Обычный сквозной коносамент, охватывающий по меньшей мере два различных вида перевозок, называется коносаментом на смешанную перевозку грузов или многомодальным.

Иск по морскому сквозному коносаменту может быть предъявлен первоначальному перевозчику.

По сквозному коносаменту фрахт оплачивается или в порту погрузки грузоотправителем, или в порту выгрузки - получателем груза независимо от портов перегрузки.

Как форма договора морской перевозки в линейном судоходстве используются коносаменты линейные , чартерные , береговые, бортовые. Линейный коносамент (linear B/L) - документ, в котором излагается воля отправителя, направленная на заключение договора перевозки груза. Чартерный коносамент (charter B/L) - документ, который выдается в подтверждение приема груза, перевозимого на основании чартера. Чартер представляет собой договор фрахтования, т.е. соглашение о найме судна для выполнения рейса или на определенное время. Чартерный коносамент не служит документом для оформления договора морской перевозки, так как в этом случае заключается отдельный договор на фрахт судна в форме чартера.

Береговой коносамент (custody B/L) - документ, который выдается в подтверждение приема груза от отправителя на берегу. При приеме на борт судна груза, для которого был выдан береговой коносамент, в нем делается отметка о погрузке товара на судно и указываются дата погрузки и другие отметки. Иногда береговой коносамент заменяется на бортовой.

Бортовой коносамент (on board B/L) - документ, который выдается, когда товар погружен на судно.

Коносамент , который не содержит оговорок о каких-либо нарушениях груза или упаковки, называется clean B/L - чистый коносамент. Антоним чистого коносамента - "нечистый" коносамент (foul, unclean, claused), коносамент, который содержит оговорку о порче груза, нарушениях в упаковке, недостаче и т.п.

Коносамент (фр. connaissement, англ. сonsignment , B/L, BOL ) - документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу. Важнейшим свойством коносамента является то, что реализация прав, заключенных в этой бумаге, возможна только при физическом предъявлении оригинала или оригиналов. Копии документа, электронная или любая другая форма не имеют никакой юридической силы.

Коносамент является ценной бумагой, которая выражает право собственности на конкретный указанный в ней товар, это транспортный документ, содержащий условия договора морской перевозки.
Коносамент представляет собой документ, держатель которого получает право распоряжаться грузом.
Понятие коносамента, его необходимые реквизиты, условия составления определены в Кодексе торгового мореплавания.
Коносамент выдается перевозчиком отправителю после приема груза и удостоверяет факт заключения договора.
Коносамент выдается на любой груз независимо от того, каким образом осуществляется перевозка: с предоставлением всего судна, отдельных судовых помещений или без такого условия.
По коносаменту доставка товаров по воде осуществляется в соответствии с Гаагскими правилами, содержащимися в международной конвенции об унификации условий коносаментов от 25 августа 1924 г., если не применяется какое-либо иное государственное право.

Обязательные реквизиты коносамента:
Предоставляется:

грузоотправителем :

  • Наименование грузоотправителя и его местонахождение. Графа: «Shipper».
  • Порт разгрузки согласно договору морской перевозки. Графа: «Port of Discharge».
  • Наименование грузополучателя и его местонахождения. Графа: «Consignee».
  • Наименование груза, необходимые для идентификации груза, число мест и масса груза указание на опасный характер груза или особые свойства. Если груз отправлен по одному коносаменту в нескольких контейнерах, необходимо указывать вес и количество в каждом контейнере. Графа: «Description of Packages And Goods».

Вносятся перевозчиком (агентом океанской, морской или фидерной линии):

  • Наименование перевозчика.
  • Порт погрузки. Графа: «Port of Loading».
  • Число оригиналов коносамента. Графа: «Number of Original».
  • Дата и место выдачи коносамента.

Коносамент удостоверяет право собственности на отгруженный товар.
Коносамент выполняет одновременно несколько функций:

  • расписка перевозчика в получении груза для перевозки, с одновременным описанием видимого состояния груза;
  • товарно-транспортная накладная;
  • подтверждение договора перевозки груза;
  • товарораспорядительный документ;

Коносамент может служить обеспечением кредита под отгруженные товары.

Первоначально коносамент применялся при транспортировке грузов морским транспортом. Сейчас коносамент может охватывать перевозки не только морским или речным транспортом, но и те случаи, когда перевозки осуществляются разными видами транспорта. В этом случае коносамент называется сквозным.

Типы коносаментов:

  • линейный коносамент (linear B/L);
  • чартерный коносамент (charter B/L);
  • береговый коносамент; (custody B/L)
  • бортовый коносамент; (on board B/L)

Линейный коносамент (linear B/L) - документ, в котором излагается воля отправителя, направленная на заключение договора перевозки груза.

Чартерный коносамент (charter B/L) - документ, который выдается в подтверждение приема груза, перевозимого на основании чартера. Чартер представляет собой договор фрахтования, т.е. соглашение о найме судна для выполнения рейса или на определенное время. Чартерный коносамент не служит документом для оформления договора морской перевозки, так как в этом случае заключается отдельный договор на фрахт судна в форме чартера.

Как линейный, так и чартерный коносамент определяют отношения между перевозчиком и третьим лицом - добросовестным держателем коносамента. Коносамент является распиской, выдаваемой перевозчиком отправителю в подтверждение приема груза к морской перевозке, а также товарораспорядительным документом. При этом контракт купли-продажи товаров, а также другие операции в отношении товара совершаются посредством коносамента без физической передачи собственно товара.

Береговой коносамент (custody B/L) - документ, который выдается в подтверждение приема груза от отправителя на берегу, как правило, на складе перевозчика. При приеме на борт судна груза, для которого был выдан береговой коносамент, в нем делается отметка о погрузке товара на судно и указываются дата погрузки и другие отметки. Иногда береговой коносамент заменяется на бортовой.

Бортовой коносамент (on board B/L) - документ, который выдается, когда товар погружен на судно.

В коносаменте, как ценной бумаге, должны быть определенные обязательные реквизиты: сведения о грузе. Их отсутствие лишает коносамент функций товарораспорядительного документа, и он перестает быть ценной бумагой. Коносамент выписывается в нескольких экземплярах, один из которых вручается грузоотправителю. При выдаче груза по одному из экземпляров коносамента все остальные экземпляры теряют силу. Грузополучатель определяется в коносаменте тремя способами. В зависимости от этого различаются коносаменты именной, ордерный, на предъявителя.

Именной - когда в графе «Consignee» указан получатель груза.
Предъявительский - используется редко, т.к. любой держатель предъявительского коносамента является законным получателем груза.
Ордерный - когда определенное лицо имеет право приказывать кому выдать груз. Это право фиксируется словами "по приказу" - "to order" в графе "Consignee". Если в коносаменте не указан приказодатель коносамент считается "по приказу отправителя".

Виды коносаментов:

  • Именной коносамент (straight B/L);
  • Ордерный коносамент (order B/L);
  • Коносамент на предъявителя (bearer B/L)

Именной коносамент (straight B/L) - когда в графе «Consignee» указан получатель груза. Это ценная бумага, в которой указывается наименование определенного получателя.

Ордерный коносамент (order B/L) - когда определенное лицо имеет право приказывать кому выдать груз. Это право фиксируется словами «по приказу» - «to order» в графе «Consignee». Если в коносаменте не указан приказодатель коносамент считается "по приказу отправителя". Это ценная бумага, по которой груз выдается либо по приказу отправителя или получателя, либо по приказу банка. Ордерный коносамент является наиболее распространенным в практике морских перевозок.

Коносамент на предъявителя (bearer B/L) - документ, в котором указывается, что он выдан на предъявителя, т.е. в нем не содержатся какие-либо конкретные данные относительно лица, обладающего правом на получение груза, и поэтому груз в порту назначения должен быть выдан любому лицу, предъявившему его. Используется редко, т.к. любой держатель предъявительского коносамента является законным получателем груза.

Экспедитор или перевозчик? Три секрета и международные грузоперевозки

Экспедитор или перевозчик: кого предпочесть? Если перевозчик хороший, а экспедитор - плохой, то первого. Если перевозчик плохой, а экспедитор - хороший, то второго. Такой выбор прост. Но как определиться, когда хороши оба претендента? Как выбрать из двух, казалось бы, равноценных вариантов? Дело в том, что варианты эти не равноценны.

Страшные истории международных перевозок

МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ.

Непросто жить между заказчиком перевозки и очень хитро-экономным владельцем груза. Однажды мы получили заказ. Фрахт на три копейки, дополнительные условия на два листа, сборник называется.... В среду погрузка. Машина на месте уже во вторник, и к обеду следующего дня склад начинает неспешно закидывать в прицеп все, что собрал ваш экспедитор в адрес своих заказчиков-получателей.

ЗАКОЛДОВАННОЕ МЕСТО - ПТО КОЗЛОВИЧИ.

По легендам и на опыте, все, кто возил грузы из Европы автотранспортом, знают, каким страшным местом является ПТО Козловичи, Брестской таможни. Какой беспредел творят белорусские таможенники, придираются всячески и дерут втридорога. И это правда. Но не вся....

КАК ПОД НОВЫЙ ГОД МЫ ВЕЗЛИ СУХОЕ МОЛОКО.

Загрузка сборным грузом на консолидационном складе в Германии. Один из грузов - сухое молоко из Италии, доставку которого заказал Экспедитор.... Классический пример работы экспедитора-«передатчика» (он ни во что не вникает, только передает по цепочке).

Документы для международных перевозок

Международные автомобильные перевозки грузов очень заоргонизованы и обюрокрачены, следствие - для осуществления международных автомобильных перевозок грузов используется куча унифицированных документов. Неважно таможенный перевозчик или обыкновенный — без документов он не поедет. Хоть это и не очень увлекательно, но мы постарались попроще изложить назначение этих документов и смысл, который они имеют. Привели пример заполнения TIR, CMR, T1, EX1, Invoice, Packing List...

Расчет нагрузки на ось для грузовых автоперевозок

Цель — исследование возможности перераспределения нагрузок на оси тягача и полуприцепа при изменении расположения груза в полуприцепе. И применение этого знания на практике.

В рассматриваемой нами системе есть 3 объекта: тягач $(T)$, полуприцеп ${\large ({p.p.})}$ и груз ${\large (gr)}$. Все переменные, относящиеся к каждому из этих объектов, будут маркироваться верхним индексом $T$, ${\large {p.p.}}$ и ${\large {gr}}$ соответственно. Например, собственная масса тягача будет обозначаться как $m^{T}$.

Ты почему не ешь мухоморы? Таможня выдохнула грусть.

Что происходит на рынке международных автомобильных перевозок? ФТС РФ запретила оформлять книжки МДП без дополнительных гарантий уже нескольких федеральных округах. И уведомила о том, что с 1 декабря текущего года и вовсе разорвет договор с IRU как несоответствующим требованиям Таможенного союза и выдвигает недетские финансовые претензии.
IRU в ответ: «Объяснения ФТС России касательно якобы имеющейся у АСМАП задолженности в размере 20 млрд. рублей являются полнейшим вымыслом, так как все старые претензии МДП были полностью урегулированы..... Что думаем мы, простые перевозчики?

Stowage Factor Вес и объем груза при расчете стоимости перевозки

Расчет стоимости перевозки зависит от веса и объема груза. Для морских перевозок чаще всего решающее значение имеет объем, для воздушных - вес. Для автомобильных перевозок грузов значение играет комплексный показатель. Какой параметр для расчетов будет выбран в том или ином случае - зависит от удельного веса груза (Stowage Factor ) .

Этот документ выписывается перевозчиком в адрес собственника товара. Он документально подтверждает принятие перевозчиком товара на борт судна, а так же обязует перевозчика передать товар законному держателю коносамента.

Отличительной чертой коносамента является то, что он способен выполнять функцию ценной бумаги. Коносамент выпускается в трех экземплярах. В процессе длительной перевозки, груз может быть перепродан несколько раз. И, в результате этих перепродаж, один из трех оригиналов коносамента окажется у конечного покупателя. В обмен на оригинал коносамента, перевозчик должен будет выдать товар его правомерному владельцу. При выдаче груза по оригиналу коносамента, остальные оригиналы теряют силу.

Издание коносамента является задачей перевозчика, но данные для его заполнения предоставляются отправителем.

Информация, содержащаяся в коносаменте:

  1. информация об отправителе и его местонахождении;
  2. данные о перевозчике и наименование судна (если известно);
  3. указание порта выгрузки;
  4. данные о получателе товара и его местонахождении;
  5. описание товара;
  6. особенности товара (например, класс опасности);
  7. масса товара, объем и количество грузовых мест;
  8. дата выдачи коносамента;
  9. указание количества выданных оригиналов коносамента;
  10. подпись грузоперевозчика.

На практике коносамент не всегда содержит информацию о конкретном получателе груза. Различают три способа заполнения строки "Consignee" (Получатель):

  • Order Bill of Ladind — ордерный коносамент, в графе получатель ставится указание "to order". В данной ситуации, груз будет выдан тому, кто будет указан отправителем. Этот вид коносамента встречается на практике чаще всего.
  • Bearer Bill of Lading — предъявительский коносамент, получатель в нем не указывается, груз будет выдан предъявившему оригинал документа. Данный вид используется редко, поскольку является самым незащищенным для законного владельца груза.

Разные виды и классификации

Существуют и другие классификации коносаментов:

Оборотный коносамент — к нему можно отнести ордерный и коносамент на предъявителя, в этих случаях, владелец коносамента может перепродать товар, не дожидаясь его прихода в порт.

  • Необоротный коносамент — указанный получатель не может передать свое право на получение товара третьему лицу. Под эту классификацию попадает именной коносамент.
  • Чистый коносамент — в котором нет данных о несоответствии фактического состояния товара и упаковки заявленному в документе.
  • "Не чистый" коносамент — в документе прописаны оговорки и замечания, касательно состояния товара, наличия дефектов или несоответствия по количеству и весу.
  • Сквозной коносамент — оформляют в том случае, когда перевозка является мультимодальной и товар подвергается перегрузке в разные виды транспорта.
  • Прямой коносамент — издается в случае прямых морских перевозок от порта до порта.
  • Бортовой коносамент — такой документ издают на уже погруженный на судно товар.
  • Береговой коносамент — выдается для подтверждения получения товара до его погрузки на судно. Например, получение товара на складе грузоотправителя.

На коротких морских перевозках часто используется телекс-релиз. Телекс-релизом называют сообщение из порта отгрузки в порт выгрузки, в котором указано, что все оригиналы коносамента были сданы грузоотправителем. В такой ситуации, товар должны будут выдать получателю без предъявления оригиналов коносамента. Телекс-релиз используется только в тех случаях, когда в коносаменте указан конкретный грузополучатель, то есть он является именным. Использование телекс-релиза упрощает и ускоряет операции с товаром, потому что избавляет отправителя и получателя от организации физической передачи оригиналов коносамента.

Аналогов такому документу, как коносамент, не существует. Наиболее близки к нему по смыслу такие документы, как: CMR — в международной автотранспортной перевозке, железнодорожная накладная — в железнодорожной перевозке и так далее. Эти документы также выписываются перевозчиком и содержат информацию об отправителе, получателе и характеристиках груза. Но они, в свою очередь, не являются товарораспорядительными документами.

Важно помнить, что ошибки в оформлении такого документа как коносамент могут повлечь значительные убытки для всех участников договора международной перевозки.

Однако мы практически не задумываемся о характере этого документа, его функциях и некоторых нюансах применения в международной торговле.

Коносамент — это один из старейших документов, используемых в международной торговле, а следовательно, и в морских перевозках. Часто он описывается как наиболее важный документ в международной торговле, большей частью из-за своей, так сказать, множественной роли. Это документ, считающийся жизненно важным для контрактов международной купли-продажи, поскольку он доказывает погрузку на борт судна, а следовательно, и сам факт экспорта из страны (которая, впрочем, может быть страной происхождения товара, а может и не быть ею).

Это документ, который может быть продан другим покупателям, поэтому он называется «оборотный инструмент».

Дата подписи доказывает или, по крайней мере, является видимым свидетельством, что груз был помещен на борт судна, что дает начало целой серии действий, в том числе является ключевым моментом работы банковского аккредитива, открытого покупателем в пользу продавца.

Коносамент также выступает в качестве доказательства экспорта внутри определенных временных рамок, что может быть необходимым требованием, предъявляемым к грузоотправителю для соответствия правилам экспортных квот в некоторых странах.

Коносамент выступает и как доказательство (или видимое свидетельство) состояния груза на борту, а также состояния груза, которого вправе ожидать покупатель или грузополучатель в момент доставки его в порт назначения.

Если говорить о правовой базе, то первоначально режим использования коносаментов регулировался британским Законом о коносаментах 1855 года 1 . Если перевести со старомодного и громоздкого языка этого закона на современный, то основные функции коносамента можно представить так:

1. Это расписка в принятии груза на борт перевозящего судна.

2. Это товарораспорядительный документ, т.е. владелец оригинала коносамента имеет право доступа к товару, описанному в нем.

3. Это доказательство заключения контракта на перевозку.

Следует отметить, что Закон 1855 года в действительности не дает определения термину «коносамент».

Закон 1855 года был отменен и заменен британским Законом о морской перевозке грузов 1992 года 2 (далее — COGSA 1992), который вступил в силу 16 сентября 1992 года. COGSA 1992 тоже не дает определения термину «коносамент», хотя многочисленные ссылки включают и вышеуказанные функции.

25 августа 1924 года в Брюсселе была подписана Международная конвенция по унифицированию некоторых правил в отношении коносаментов 3 , больше известная как Правила Гаага-Висби 4 .

И все же существует юридическое определение, которое стало международным в ноябре 1992 года, после того как в октябре 1991 года Конвенция ООН по перевозке товаров морем 5 , больше известная как Гамбургские правила 1978 года 6 , была ратифицирована необходимым числом стран (а именно двадцатью). Хотя Гамбургские правила международно признаны, их признание не означает их универсальность. Другими словами, до сих пор всего лишь несколько стран ратифицировали эти правила (в настоящее время 26 стран), кроме того, не все из них ратифицировали эту конвенцию четко и недвусмысленно.

Вот какое определение коносамента дают Гамбургские правила:

«Коносамент — это документ, подтверждающий заключение договора морской перевозки и принятие или погрузку груза перевозчиком, и которым перевозчик обязуется передать груз против вручения документа. Положение в документе о том, что груз должен быть передан приказу поименованного лица, либо “приказу”, либо “на предъявителя”, содержит такое же обязательство» 7 .

Расписка в принятии груза на борт

Что происходит на практике: товар приходит в порт погрузки и может быть помещен либо на склад, либо на причал. В рейсовом судоходстве склад или причал может принадлежать (или, по крайней мере, быть под контролем) судоходной линии. В этом случае судом будет признано, что груз был размещен в «продолжении владения судна». Затем управляющий пристанью, портовый оператор или управляющий складом выпускает документ, известный как коносамент «received for shipment» 8 . Такой документ не является действительным для целей получения денег от банка по условиям аккредитива и, следовательно, не может быть продан, т.е. не является оборотным. Это всего лишь запись о том, что груз был заранее получен для погрузки лицом, которое будет осуществлять погрузку, т.е. перевозчиком (а также его сотрудниками или агентами).

В трамповом судоходстве вряд ли можно встретить выпуск коносамента «received for shipment». Тому есть две основные причины:

1) частично из-за того, что для этого нет практических причин, поскольку товар может быть погружен навалом с грузовиков или железнодорожных вагонов либо из элеватора или штабеля, которые могут находиться в порту некоторое время;

2) частично потому, что документ «received for shipment» обычно нужен только рейсовым компаниям, чтобы узнать, какое количество груза было «перенесено» на борт регулярного грузового судна, и чтобы агенты, погрузочные брокеры и экспедиторы могли подсчитать, сколько еще груза необходимо доставить в порт до того, как судно теоретически заполнится и можно будет начинать погрузочные работы.

Таким образом, трамповое судоходство обычно имеет дело только с бортовыми коносаментами «shipped on board» 9 , которые показывают, что товар фактически был погружен на борт. Дата в нижней части такого коносамента должна соответствовать той дате, когда весь груз был погружен на борт судна. И уже не важно, выйдет ли судно на самом деле из порта погрузки или утонет в этом порту: товар, покрываемый таким коносаментом, по определению уже отгружен (т.е. погружен), и фрахт, таким образом, должен быть оплачен фрахтователем судовладельцу.

Чаще всего бортовой коносамент сопровождается словом «clean» (чистый). Это означает только то, что до подписания трех оригиналов на коносаменте нет письменных ремарок капитана, которые указывали бы на то, что груз тем или иным образом отличается от того, каким он должен быть; другими словами, капитан мог отметить в коносаменте, что груз ржавый, погнутый, сдавленный, сломанный, рваный, изъеден насекомыми, слишком влажный, или внести любые другие подобные ремарки в отношении состояния груза на момент его представления на корабль.

Товарораспорядительный документ

Груз мог быть продан фрахтователем получателю в порту разгрузки. Следовательно, получателю необходимо оплатить груз (обычно посредством аккредитива) до того, как он получит доступ к нему. Когда фрахтователь (продавец) продает груз получателю (покупателю), он фактически продает право собственности на этот груз.

«Товарораспорядительный» в этом смысле означает «дающий право собственности на груз». Вооруженный оригиналом оборотного коносамента получатель может затем прийти на корабль по прибытии его в порт разгрузки и предъявить требование на груз, находящийся на борту. Что фактически сделал фрахтователь или продавец? Он передал свое право собственности на груз покупателю. Такая «передача» называется индоссаментом, поскольку он индоссирует (или подписывает на обратной стороне) три оригинала коносамента. Новый держатель коносамента, следовательно, называется «индоссат». И, конечно, ничто не может помешать индоссату продать свое только что приобретенное право собственности на груз третьей стороне либо до или во время погрузочных операций на судне, либо даже пока судно находится в открытом море, двигаясь в сторону порта разгрузки. Такая торговля происходит каждый день, и часто случается так, что многие из таких трейдеров, покупающих и продающих права на груз, никогда не видят эти грузы, да и не изъявляют желания их видеть. Поэтому их называют «бумажными трейдерами». Природа товара становится почти нематериальной. Тем не менее многие из них являются экспертами в своей области и могут осуществить физическую передачу товара, если захотят.

Таким образом, держатель коносамента имеет право собственности на груз, представленный этим документом. Если это оригинал бортового коносамента, он становится оборотным инструментом и может быть продан и перепродан за встречное удовлетворение. Следовательно, коносамент также доказывает право предъявлять иск в отношении права собственности на груз 10 .

Однако не все транзакции проходят так гладко. Иногда груз, описанный в коносаменте, не отправляется никакому определенному лицу. Такое явление известно как «бланково-ордерная» отправка, а такие коносаменты известны как «бланково-ордерные» и даже «бланковые» (не стоит путать два этих понятия!). Так делают, если, к примеру, изначальный продавец не знает личности конечного покупателя, да и не может знать, поскольку сознательно продает право собственности на груз бумажному трейдеру, который, разумеется, продаст груз третьей стороне.

Право собственности на груз действует, только пока груз не передан держателю коносамента. Если такой держатель коносамента предстанет перед капитаном по прибытии судна в порт назначения и сможет доказать капитану свою личность, груз будет передан этому держателю коносамента.

К вопросу о доказательстве личности. Представим, что случится, если держатель коносамента нашел или иным способом приобрел оригинал коносамента. После того как груз с судна был передан ему, прибывает настоящий держатель коносамента, который только что заплатил по аккредитиву значительную сумму денег за этот груз. Естественно предположить, что он будет весьма расстроен, когда обнаружит, что груз был передан кому-то другому. Отсюда и необходимость чрезвычайной бдительности капитана в определении и подтверждении личности держателя коносамента с поименованным грузополучателем.

Такая проблема, конечно же, не возникает, когда капитану предъявляют бланково-ордерный коносамент, поскольку такой документ сродни чеку на предъявителя: суть и того и другого крайне проста — «заплатите X тысяч долларов предъявителю этого листка бумаги». Именно по этой причине оригинал коносамента обычно выписывается в трех экземплярах: несколько строчек, напечатанных внизу документа, говорят, что, как только один из оригиналов будет «выполнен» (т.е. обменен на груз), остальные два становятся недействительными. Эта фраза введена, чтобы предотвратить крайне затруднительное положение и финансовые неприятности, с которыми может столкнуться владелец судна, если против него будет выставлен иск на стоимость груза настоящим грузополучателем, являющимся правомочным держателем коносамента, который является товарораспорядительным документом на тот самый груз, который капитан отдал другой стороне.

В британском праве решающим доказательством в руках настоящего держателя оригинала коносамента является описание состояния погруженного товара 11 .

Количество копий коносамента, выпускаемых капитаном или портовым агентом от его имени, не ограничено. Эти копии являются необоротными и известны как CNN (copies non-negotiable). Обычно они выпускаются в количестве 12 штук, но их может быть и 6, и 20. Это просто записи для ведения досье, и их нельзя перепутать с оригиналами.

Доказательство заключения контракта

Для начала важно осознать, что коносамент — это не контракт ни коммерческой купли-продажи, ни морской перевозки. Однако часто это единственная связь между держателем коносамента и выгодоприобретающим (или фактическим) судовладельцем. Это также наи-лучшее возможное (а зачастую и единственное возможное) свидетельство существования отдельного контракта перевозки, заключенного между владельцем груза, который также может выступать как экспортер или грузоотправитель, и перевозчиком, которым может быть трамповый «выгодоприобретающий» судовладелец или «диспонентный» владелец (т.е. тайм-фрахтователь) либо оператор или рейсовая судоходная компания. Таким образом, фактический контракт может представлять собой либо чартер-партию, либо линейную букинг-ноту (фрахтовый сертификат).

Заключение контракта фактически имеет место, как только достигается договоренность о перевозке груза. Такая договоренность может быть и устной. В действительности между трамповыми судовыми брокерами от имени соответствующих принципалов часто заключаются устные соглашения. И всегда хорошо передать бумаге основные условия (и по возможности все детали) такого соглашения с тем, чтобы на более поздних этапах не возникало (по крайней мере, теоретически) никаких споров относительно его содержания. Последующий выпуск коносамента только подтверждает такое соглашение. Это справедливо в отношении перевозки и рейсовыми, и трамповыми судами.

Контракт перевозки между перевозчиком и грузоотправителем отражает условия, на которых перевозчик принимает груз к перевозке. Если грузоотправитель вступает с перевозчиком в соглашение чартер-партии, основные условия, которые, как правило, можно найти на обратной стороне коносамента, могут быть замещены условиями соглашения чартер-партии.

Изначальный грузоотправитель (продавец) может быть и фрахтователем судна. Тогда на лицевой стороне коносамента появляется оговорка: «Freight payable as per Charter Party» 12 . Эта фраза некоторым образом соотносит держателя оригинала коносамента с чартер-партией, несмотря на то что «назначенный» держатель контрактно не связан с владельцем судна. Следовательно, именно коносамент контрактно связан с чартер-партией.

Коносамент не соответствует обычным определениям контракта. В частности, он не подписывается обеими сторонами и, следовательно, не представляет собой контракт между ними. Он подписывается только одной стороной — представителем перевозчика. Однако когда коносамент продается конечной третьей стороне, может считаться, что он содержит в себе контракт перевозки. Так что коносамент может стать контрактом перевозки путем индоссамента.

Коносамент является «переуступаемым» за встречное требование (чаще всего путем банковского аккредитива), только если это оригинал, которых, как правило, бывает три. Есть множество копий, являющихся необоротными (CNN), но эти последние выпускаются только для информационных целей — для удобства портовых агентов, руководства порта, таможенных офицеров, стивидоров, грузовых экспедиторов, судовых брокеров, операционных департаментов судовладельцев и операторов, страховых компаний и (или) их брокеров, правительственных структур, трейдеров, финансистов и любых других сторон, вовлеченных в международную торговлю.

Судовладельцы и фрахтователи вольны вставлять в свои контракты чартер-партии любые согласованные положения, но коносамент регулируется правилами, указанными в оговорке Парамаунт. Эта оговорка часто предоставляет выбор между правилами Гаага-Висби и Гамбургскими правилами, т.е. к одному коносаменту и одной транспортировке могут применяться только одни правила. Эти правила строго регулируют права, обязанности, ответственность и привилегии перевозчика груза. Отсюда следует, что любая оговорка, содержащаяся в коносаменте, которая не совпадает с этими правилами, является недействительной.

В то время как по коносаменту можно судить об установлении договорных отношений между перевозчиком и грузоотправителем, остается большой вопрос, вокруг которого ведутся судебные или арбитражные споры, а именно кого считать перевозчиком, если судно идет по тайм-чартеру. Напомним, что тайм-чартер — это договор фрахтования судна, по которому судовладелец, оставаясь собственником и сохраняя контроль над экипажем, предоставляет его на определенный срок в распоряжение фрахтователя для перевозки любых законных грузов. Фрахтователь имеет право загрузить судно по грузовую марку, используя для этого все его грузовые помещения. Для тайм-чартера характерны следующие общие положения: судовладелец предо-ставляет фрахтователю судно, полностью укомплектованное командой, и несет все расходы на содержание экипажа, поддержание судна в пригодном для эксплуатации состоянии, его страхование и приобретение смазочных материалов; фрахтователь несет все расходы по приобретению топлива, воды, оплате налогов, портовых сборов, услуг лоцманов и буксиров, производству погрузочно-разгрузочных и других работ, связанных с перевозкой грузов; фрахтователь оплачивает арендную плату за все время нахождения в тайм-чартере, за исключением времени, когда он не смог полностью использовать судно (авария или поломка судна и т.п.), которое называется временем вне аренды. В период нахождения судна в тайм-чартере капитан обязан подчиняться распоряжениям фрахтователя, касающимся коммерческой эксплуатации судна и других вопросов, связанных с перевозками.

Наиболее часто употребляемым словом, сопровождающим словосочетание «бортовой коносамент» (shipped on board bill of lading), является слово «чистый». Оно означает, что до подписания трех оригиналов на коносаменте не появилось письменных ремарок капитана, что означало бы, что груз каким-то образом отличается от того, каким он должен быть. Другими словами, капитан мог бы отметить на коносаменте, что груз ржавый, кривой, с вмятинами, сломан, порван, кишит насекомыми, слишком влажный, или поставить любую другую ремарку в отношении состояния груза в момент его поступления на судно.

Если капитан не сделал подобной оговорки на коносаменте, т.е. не сделал его «грязным», он и его судовладелец, вероятнее всего, будут нести ответственность за любое повреждение, которое, как смогут легко утверждать фрахтователь, грузоотправитель или получатель груза, произошло в то время, пока груз находился на корабле.

Часто возникают сложные ситуации, когда аккредитив фрахтователя или грузоотправителя требует представления оригинала чистого бортового коносамента, без которого банк не заплатит по аккредитиву. Однако капитан, естественно, не захочет выписывать подобный «чистый» документ, если товар в действительности, так сказать, не заслуживает чистого коносамента. В таких случаях фрахтователь выписывает гарантийное письмо (Letter of Indemnity), которое якобы освобождает судовладельца от ответственности (хотя ни фактически, ни юридически это невозможно) за состояние груза в порту назначения. Но стоит отметить, что, как правило, заведомо испорченный груз просто не берется на борт. Тем не менее такая форма гарантийного письма имеет место (рис. 1).

Рис. 1. Пример гарантийного письма против выписки чистого коносамента

Еще один вариант — это гарантийное письмо на доставку груза без представления оригинала коносамента. Случается, что коносамент теряется до того, как судно прибывает в порт назначения. Тогда капитан может отказаться отпустить груз. Выход — фрахтователь/грузополучатель должен представить соответствующим образом авторизованное гарантийное письмо на доставку груза без представления оригинала коносамента (рис. 2).

Рис. 2. Пример гарантийного письма в обмен на доставку груза без представления оригинала коносамента

Существуют стандартные формы гарантийных писем, выдаваемых в обмен:

1) на доставку груза в порт, отличный от порта, указанного в коносаменте;

2) доставку груза в порт, отличный от порта, указанного в коносаменте, и без представления оригинала коносамента;

3) доставку груза по неиндоссированному коносаменту (рис. 3).

Рис. 3. Пример гарантийного письма в обмен на доставку груза понеиндоссированному коноссаменту

Банки зачастую закрывают глаза на подобные ситуации, поскольку такая временная слепота позволяет им негоциировать аккредитив в пользу своего клиента, за что они, разумеется, возьмут комиссию. Чтобы не выглядеть как мошеннические операции (разумеется, если они действительно таковыми не являются), такие гарантийные письма время от времени обеспечиваются банковскими гарантиями в зависимости от финансового состояния фрахтователя. Такие банковские гарантии, впрочем, появляются крайне редко и обычно предоставляются банками, не принадлежащими к «общности» банков, называемых «первоклассный западный банк».

И в заключение перечислим некоторые основные виды коносаментов.

Бортовой коносамент — On Board Bill of Lading (Board B/L) — коносамент, удостоверяющий, что принятые к перевозке грузы реально погружены на судно.

Коносамент на груз, принятый для погрузки, — Received for Shipment Bill of Lading (Received for Shipment B/L) — коносамент на груз, принятый для погрузки в порту в ожидании еще не прибывшего судна.

Долевой коносамент — Delivery Order — товарораспорядительный документ, выдаваемый перевозчиком или грузополучателем с подтверждением капитаном судна. Используется в случае частичной продажи грузополучателем товара до того, как он принял поставку. Долевой коносамент — распоряжение о передаче определенной части перевозимого груза в порту назначения другому лицу.

Именной коносамент — Straight Bill of Lading (Straight B/L) — коносамент, составленный на имя определенного грузополучателя. По именному коносаменту груз передается в порту назначения тому получателю, который указан в коносаменте. Выдать груз другому лицу можно лишь на основании сделки, оформленной с соблюдением правил, установленных для передачи долгового требования.

Бланковый коносамент — Blank Bill of Lading — коносамент на предъявителя, который передается в обмен на груз путем простого вручения.

Ордерный коносамент — Order Bill of Lading; Negotiable Bill of Lading (Negotiable B/L) — коносамент, по которому груз передается либо «приказу» грузоотправителя, либо «приказу» грузополучателя, либо «приказу» банка, либо по передаточной надписи того, чьему «приказу» он составлен. Если в ордерном коносаменте не указано, что он составлен «приказу» получателя, то считается, что он составлен «приказу» отправителя. «Приказ» — пометка о том лице, которому передается груз. Допустим, получатель не может работать с грузом в порту назначения, в этом случае груз принимает экспедитор, который и будет этим лицом.

Сборный коносамент — Combined (Collapsible) Bill of Lading — коносамент на несколько грузов, предназначенных для различных грузополучателей.

Линейный коносамент — Liner Bill of Lading (Liner B/L) — коносамент, выдаваемый судоходной компанией или от ее имени и покрывающий перевозку на судах, курсирующих по регулярным маршрутам в соответствии с установленным и опубликованным расписанием.

Коносамент с оговорками («нечистый» коносамент, «грязный» коносамент) — Claused Bill of Lading (Claused B/L; Unclean Bill of Lading) — коносамент, в котором сделаны отметки о повреждении груза и/или упаковки.

Прямой коносамент — Direct Bill of Lading — коносамент, покрывающий отгрузку между непосредственными портами погрузки и выгрузки на одном и том же судне.

Сквозной коносамент — Through Bill of Lading (Through B/L, TBL) — коносамент, предусматривающий перевалку груза на другое судно в промежуточном пункте и покрывающий всю перевозку груза от порта погрузки до места конечного назначения. Такие перевозки возможны при наличии у перевозчика нескольких регулярных линий в различных направлениях или по договоренности между двумя перевозчиками — принимающим груз в порту отправления и доставляющим его дальше от порта перевалки. Обычно перевозчики, совместно перевозящие груз по сквозному коносаменту, оговаривают свои взаимные обязательства — каждый перевозчик отвечает только за тот участок пути, на котором он совершает перевозку. При сквозном коносаменте важно наличие четких отметок о передаче груза от одного перевозчика к другому.

1 - The Bills of Lading Act 1855.

2 - Carriage of Goods by Sea Act 1992.

3 - International Convention of the Unification of Certain Rules of Law Relating to Bills of Lading.

4 - Hague-Visby Rules.

5 - UN Convention on the Carriage of Goods by Sea.

6 - 1978 Hamburg Rules.

7 - «Bill of Lading means a document which evidences a contract of carriage by sea and the taking over or loading of the goods by the carrier and by which the carrier undertakes to deliver the goods against surrender of the document. A provision in the document that the goods are to be delivered to the order of a named person, or “to order”, or “to bearer”, constitutes such an undertaking». United Nations Convention on the Carriage of Goods by Sea, 1978 (Hamburg Rules). Part I, Article 1 (перевод авт.).

8 - Получено для погрузки (англ.).

9 - Погружено на борт (англ.).

10 - См. ст. 2 COGSA 1992.

11 - Ст. 3 The Bills of Lading Act 1855 и ст. 4 The Carriage of Goods by Sea Act 1992.

12 - Фрахт оплачивается согласно чартер-партии (перевод авт.).