Подготовьте сообщение о порядках города калинова. Сочинение на тему «Гроза — Город Калинов и его обитатели

Конфликт пьесы А.Н. Островского «Гроза» построен на трагическом противоборстве личности со средой - с миром патриархального купечества, «темным царством» города Калинова.

На мой взгляд, Островский сравнивает мир этого города со сказочным миром русской сказки. Все здесь подчинено законам и правилам, неизвестно кем установленным, но неприкосновенным, священным. В «Грозе» нет действующих лиц, которые выходили бы за пределы калиновского миропонимания, даже Катерина Кабанова, рвущаяся к другой жизни, не может представить себе, какова жизнь за пределами «темного царства».

Племянник Дикого Борис, возлюбленный Катерины, напоминает чужеземца, приехавшего в этот сонный «город-государство» из неведомой страны. Но «пришелец» тоже становится одним из подданных калиновского мира, в котором есть злодеи и жертвы. Для слабовольного Бориса не находится иной роли, кроме роли мыслящей, все понимающей, но бессильной жертвы: «А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе».

Катерина похожа на героиню сказки о «спящей красавице», однако «пробуждение» вовсе не радует ее. Прекрасный сон - жизнь в родительском доме - был грубо прерван замужеством: «Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле».

«Добрый молодец» Тихон кажется околдованным злым чародейством калиновской «бабы Яги» - Кабанихи. Он слишком слабоволен, чтобы воспротивиться диктатуре своей матери: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»

Сам образ города Калинова - символический образ заколдованного, сонного царства, где ничего не меняется на протяжении веков. Калиновский мир изображен драматургом географически замкнутым и духовно самодостаточным. Недаром странница Феклуша нахваливает «обетованный» Калинов «Еще у вас в городе рай и тишина...»

Подобно сказочным злодеям, калиновские самодуры предстают как олицетворение злых сил, повелевающих жизнью города. Так, самодур Дикой творит произвол не только в своей семье («А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам»), но и держит в страхе весь город. А истинной хозяйке Калинова - Кабанихе – нет суда и управы нигде: ни на земле, ни на небе. Марфа Игнатьевна убеждена, что ее поведение и проповедуемые ею устои – единственно верные, потому что исконные: «Али, по-вашему, закон ничего не значит?»

Кабаниха - живой символ города Калинова, где все происходит по раз и навсегда установленному порядку. По ее мнению, нарушение правил и обычаев означало бы светопреставление, разрушение смысла существования: «Что будет, как старики перемрут, как будет стоять, уж и не знаю. Да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего». Эта героиня смотрит на жизнь как на обряд, не допускающий отклонений и вольностей.

Мне кажется, в пьесе нет непосредственных виновников гибели Катерины. В ее трагической судьбе повинен весь «жестокий мир» Калинова. Катерина, я думаю, жертва самого уклада жизни, возникшего еще в незапамятные времена. И сила этого уклада продолжает удерживать калиновцев в полном повиновении. В лучшем случае героиня находит в них молчаливое сочувствие (Кулигин) или получает советы, как обмануть бдительность Кабанихи (Варвара). Но это всегда приспособленчество, существование в рамках «темного царства». «Порядок» и «покорность» - вот к чему привыкли калиновцы: «С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть».

Центральное звено в калиновском миропонимании - идея полного повиновения судьбе. Эта идея определяет жизнь всех персонажей, кроме Катерины. В различных ситуациях и по разным поводам персонажи пьесы утверждают мысль о неизбежности судьбы: «Что ж делать-то, сударь! Надо стараться угождать как-нибудь». Перемен в своей жизни они всегда ожидают только «сверху», не допуская активного личного вмешательства. «Жестокие нравы в нашем городе», по их мнению, - перст судьбы, поэтому с ними нужно смириться.

Таким образом, «жестокий мир» города Калинова, изображенный в пьесе Островского «Гроза», - это мир, населенный живыми мертвецами, воспринимающими свое существование как приготовление к «загробной» жизни. Каждый из калиновцев, в той или иной степени, недоволен своей жизнью, но и не помышляет о ее реальном изменении. Все герои пьесы живут под гнетом стародавних обычаев и привычек, принимая их за «высший закон», «слово Божие». Именно поэтому бунт Катерины воспринимается «жестоким миром» Калинова как некое святотатство и безумие, о котором нужно поскорее забыть и вернуться к привычному образу жизни.

“Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!” – так описывает город Калинов его житель, Кулигин, хорошо знающий его изнутри и на себе ощутивший эти самые жестокие нравы.

Город, описываемый в драме, является выдуманным, однако события, происходящие в “Грозе”, основаны на реальных событиях. Также внимание стоит обратить на то, что название города начинается на “к”, и большинство городов России начинается на эту букву. Этим Островский хочет показать, что подобные события могут произойти где угодно и подобных городов в стране огромное количество.

Особенно в одном из городов на Волге, печально известной количеством утопленников, найденных в реке.

В первую очередь все стараются в г. Калинове угодить богатым, все построено на лжи и любви к деньгам, и “честным трудом никогда не заработать, больше насущного хлеба”. Богатые стараются пользоваться бедными, считают их людьми “низшего сорта”, а их проблемы – пустяками. И между собой они мешают торговле друг друга из зависти, враждуют. Самое главное для каждого – собственный доход, отсутствуют

в этом городе всякие нравственные ценности. И за любое слово здесь, по словам Кулигина, “съедят, живого проглотят”.

Странница Феклуша описывает город как “землю обетованную с благочестивым купечеством, щедрым и добрым, однако она понимает весь мрак этого города и делает это только из понимания, что чем больше льстить купцам и богачам, тем меньше вероятность, что они тебя прогонят. К тем же, кто денег просит, богачи с большим отвращением относятся.

Город этот тихий, но тишину эту можно назвать мертвой: все сидят по своим домам и из-за собственной лени не выходят, за исключением только молодых девушек и парней.

Естественно, мрак города заключается не в самом месте, а в людях, живущих в нем. Описание города и в принципе действий в драме начинаются с восхищения Волгой. Однако затем постепенно все больше раскрывается истинное лицо города, и мрачное его описание начинается и усиливается именно с начала описания людей, живущих в городе Калинове.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Из всех жителей города Калинова, больше всего мне запомнился образ Кулигина. На него мало обращают внимание, но на самом деле, Кулигин-единственный умный человек в этом...
  2. Островский – не только великий русский драматург, но и основоположник национального театра. Написанная в 1859 году “Гроза” стала одной из самых известных пьес автора наряду...
  3. Для развития сюжета “Грозы” А. Н. Островский выбрал живописный городок на крутом берегу Волги, которому дал название Калинов. Автор описывает живописные дали, открывающиеся с высокой...

Сочинение по литературе.

Жестокие нравы в нашем городе, жестокие...
А.Н. Островский, «Гроза».

Город Калинов, в котором происходит действие «Грозы», обрисовывается автором весьма расплывчато. Таким местом может быть любой городок в любом уголке необъятной России. Это сразу увеличивает и обобщает масштаб описываемых событий.

Полным ходом идет подготовка реформы по отмене крепостного права, что сказывается на жизни всей России. Отжившие порядки уступают место новым, возникают ранее неизвестные явления и понятия. Поэтому даже в глухих городках, подобных Калинову, обыватели беспокоятся, слыша шаги новой жизни.

Что же представляет собой этот «город на берегу Волги»? Какие люди в нем обитают? Сценический характер произведения не позволяет писателю прямо отвечать на эти вопросы своими мыслями, но общее представление о них составить все же можно.

Внешне город Калинов - «благословенное место». Он стоит на берегу Волги, с крутизны реки открывается «вид необыкновенный». Но большинство местных жителей «пригляделись либо не понимают» этой красоты и отзываются о ней пренебрежительно. Калинов словно отделен стеной от остального мира. Здесь ничего не знают о том, что «на свете делается». Все сведения об окружающем мире жители Калинова вынуждены черпать из рассказов «странниц», которые «сами далеко не ходили, а слыхать много слыхали». Такое удовлетворение любознательности приводит к невежественности большинства горожан. Они вполне серьезно рассуждают о землях, «где люди с песьими головами», о том, что «Литва с неба упала». Среди жителей Калинова есть люди, которые в своих действиях «никому отчета не дают»; привыкшие к подобной безотчетности обыватели теряют способность видеть логику в чем бы то ни было.

Кабанова и Дикой, живущие по старым порядкам, вынуждены сдавать позиции. Это озлобляет их и заставляет еще больше бесноваться. Дикой набрасывается с бранью на всякого встречного и «никого знать не хочет». Сознавая внутренне, что его не за что уважать, он, однако, оставляет за собой право поступать с «маленькими людьми» так:

Захочу - помилую, захочу - раздавлю.

Кабанова неотступно донимает домашних нелепыми требованиями, противоречащими здравому смыслу. Она страшна тем, что читает наставления «под видом благочестия», но ее саму нельзя назвать благочестивой. Это видно из разговора Кулигина с Кабановым:

Кулигин: Врагам-то прощать надо, сударь!
Кабанов: Поди-ка поговори с маменькой, что она тебе на это скажет.

Дикой и Кабанова все еще кажутся сильными, но начинают понимать, что их силе приходит конец. Им «некуда торопиться», но жизнь движется вперед, не спрашивая их разрешения. Потому так и мрачна Кабанова, она не представляет, «как будет свет стоять», когда будут забыты ее порядки. Но окружающие, еще не чувствуя бессилия этих самодуров, вынуждена приспосабливаться к ним,

Тихон, в глубине души добрый человек, смирился со своим положением. Он живет и действует так, как «маменька приказала», окончательно потеряв способность «своим умом жить».

Его сестра Варвара не такова. Самодурный гнет не сломил ее воли, она смелее и гораздо самостоятельнее Тихона, но ее убеждение «только бы все шито да крыто было» говорит о том, что Варвара не смогла бороться со своими притеснителями, а лишь приспособилась к ним.

Ваня Кудряш, удалая и сильная натура, свыкся с самодурами и не боится их. Он нужен Дикому и знает это, «рабствовать перед ним» не станет. Но использование грубости как орудия борьбы означает, что Кудряш может лишь «пример брать» с Дикого, защищаясь от него его же приемами. Его бесшабашная удаль доходит до своеволия, а это уже граничит с самодурством.

Катерина - это, по выражению критика Добролюбова, «луч света в темном царстве». Самобытная и живая, она не похожа ни на одного героя пьесы. Внутреннюю силу ей придает ее народный характер. Но этой сила недостает, чтобы выстоять под неотступными нападками Кабановой. Катерина ищет поддержки – и не находит ее. Обессиленная, не имея возможности далее сопротивляться гнету, Катерина все-таки не сдалась, но ушла от борьбы, совершив самоубийство.

В любом уголке страны может разместиться Калинов, и это позволяет рассматривать действие пьесы в масштабах всей России. Везде доживают свой век самодуры, слабые люди по-прежнему страдают от их выходок. Но жизнь неутомимо движется вперед, никому не дано остановить ее стремительное течение. Свежий и сильный поток сметет плотину самодурства... Освобожденные от гнета характеры разольются во всей своей широте - и в «темном царстве» вспыхнет солнце!

Предварительный просмотр:

Уральский государственный педагогический университет

Контрольная работа

по русской литературе 19(2) века

студентки IV курса заочного отделения

ИФК и МК

Агаповой Анастасии Анатольевны

Екатеринбург

2011

Тема: Образ города Калинова в «Грозе» А. Н. Островского.

План:

  1. Краткая биография писателя
  2. Образ города Калинова
  3. Заключение
  4. Список литературы
  1. Краткая биография писателя

Николай Алексеевич Островский родился 29 сентября в селе Вилия Волынской губернии в семье рабочего. Работал помощником электромонтера, с 1923 г. - на руководящей комсомольской работе. В 1927 г. прогрессирующий паралич приковал Островского к постели, а год спустя будущий писатель ослеп, но, «продолжая сражаться за идеи коммунизма», решил заняться литературой. В начале 30-ых годов был написан автобиографический роман «Как закалялась сталь» (1935) - одно из хрестоматийных произведений советской литературы. В 1936 г. был опубликован роман «Рожденные бурей», который автор закончить не успел. Умер Николай Островский 22 декабря 1936 года.

  1. История создания повести «Гроза»

Пьеса была начата Александром Островским в июле, а закончена 9 октября 1859 года. Рукопись хранится в Российской государственной библиотеке .

С написанием пьесы «Гроза» связана и личная драма писателя. В рукописи пьесы, рядом со знаменитым монологом Катерины: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…» (5), есть запись Островского: «Слышал от Л. П. про такой же сон…». Л. П. - это актриса Любовь Павловна Косицкая , с которой у молодого драматурга были очень непростые личные отношения: оба имели семьи. Мужем актрисы был артист Малого театра И. М. Никулин . А Александр Николаевич тоже имел семью: он жил в гражданском браке с простолюдинкой Агафьей Ивановной, с которой имел общих детей - все они умерли еще детьми. С Агафьей Ивановной Островский прожил без малого двадцать лет.

Именно Любовь Павловна Косицкая послужила прототипом образа героини пьесы Катерины, она же стала первой исполнительницей роли.

В 1848 году Александр Островский отправился с семьёй в Кострому, в усадьбу Щелыково. Природная красота Волжского края поразила драматурга, и тогда он задумался о пьесе. Долгое время считалось, что сюжет драмы «Гроза» был взят Островским из жизни костромского купечества. Костромичи в начале XX века могли с точностью указать место самоубийства Катерины.

В своей пьесе Островский поднимает проблему перелома общественной жизни, произошедшего в 1850-е годы, проблему смены общественных устоев.

5 Островский А. Н. Гроза. Государственное издательство Художественной литературы. Москва, 1959.

3. Образ города Калинова

Одним из шедевров Островского и всей русской драматургии по праву считается «Гроза». «Гроза» - есть, без сомненья, самое решительное произведение Островского.

В пьесе Островского «Гроза» показана обычная провинциальная жизнь захолустного купеческого городка Калинова. Находится он на высоком берегу Русской реки Волги. Волга - великая русская река, природная параллель русской судьбы, русской души, русского характера, а значит, все, что происходит на ее берегах, понятно и легко узнаваемо каждым русским человеком. Вид с берега божественный. Волга предстает здесь во всей своей красе. Сам же городок ничем особым от других не отличается: купеческие дома в обилии, церковь, бульвар.

Жители же ведут какой-то свой особый образ жизни. В столице быстро меняется жизнь, а здесь все по старинке. Монотонное и медленное течение времени. Старшие во всем поучают младших, а младшие и носа боятся высунуть. Приезжих в городе мало, поэтому каждого принимают за чужеземца, как заморскую диковинку.

Герои «Грозы» живут, даже не подозревая, насколько уродливо и темно их существование. Для одних их город – «рай», и если он не идеален, то хотя бы представляет собой традиционное устройство общества того времени. Другие не приемлют ни обстановку, ни сам город, который эту обстановку породил. И при этом они составляют незавидное меньшинство, а иные сохраняют полный нейтралитет.

Жители города, сами того не осознавая, опасаются, что один только рассказ о другом городе, о других людях может рассеять иллюзию благополучия в их «земле обетованной». В ремарке, предваряющей текст, автор определяет место и время действия драмы. Это уже не Замоскворечье, столь характерное для многих пьес Островского, а город Калинов на берегу Волги. Город вымышленный, в нем можно увидеть черты самых разных русских городов. Пейзажный фон «Грозы» дает также определенный эмоциональный настрой, позволяющий по контрасту острее почувствовать душную атмосферу жизни калиновцев.

События разворачиваются летом, между 3 и 4 действиями проходит 10 дней. Драматург не говорит, в каком году совершаются события, можно поставить любой год - настолько характерно описанное в пьесе для русской жизни в провинции. Особо Островский оговаривает, что все одеты по-русски, только костюм Бориса соответствует европейским нормам, которые проникли уже в быт русской столицы. Так появляются новые штрихи в обрисовке образа жизни в городе Калинове. Время здесь словно остановилось, а жизнь оказалась замкнутой, непроницаемой для новых веяний.

Главные люди города - купцы-самодуры, которые стараются «бедного закабалить, чтобы на eгo труды дaровые еще больше денег наживать». Они держат в полном подчинении не только служащих, но и домашних, целиком от них зависящих и потому безответных. Считая себя во всем правыми, они уверены, что именно на них свет держится, и потому заставляют всех домашних cтpoгo выполнять домостроевские порядки и обряды. Taкой же обрядностью отличается и их религиозность: они ходят в церковь, соблюдают посты, принимают странниц, щедро одаривают их и в то же время тиранят своих домашних «И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!.». Внутренняя, нравственная сторона религии совершенно чужда Дикому и Кабановой представителям «Teмнoгo царства» Города Калинова.

Драматург создает замкнутый патриархальный мир: калиновцы не ведают о существовании других земель и простодушно верят рассказам горожан:

Что ж такое Литва? – Так она Литва и есть. – А говорят, братец ты мой, она на нас с неба упала…Не умею тебе сказать, с неба, так с неба..

Феклуши:

Я …далеко не ходила, а слыхать – много слыхала…

А то есть еще земля, где все люди с песьими головами …За неверность.

Что есть далекие страны, где правят «салтан Maxнут турецкий» и «салтан Махнут персидский».

Вот у вас…редко кто и за ворота выйдет посидеть…а в Москве-то по улицам гульбища и игрища, иногда стон стоит… Да чего, огненного змия стали запрягать…

Мир города неподвижен и замкнут: его жители имеют смутное представление о своем прошлом и не знают ничего о том, что происходит за пределами Калинова. Нелепые рассказы Феклуши и горожан создают у калиновцев искаженные представления о мире, вселяют в их души страх. Она несет в общество тьму, невежество, скорбит о конце доброго старого времени, осуждает новые порядки. Новое властно входит в жизнь, подрывает основы домостроевских порядков. Символично звучат слова Феклуши о «последних временах». Она стремиться расположить к себе окружающих, поэтому тон ее речи вкрадчивый, льстивый.

Жизнь города Калинова воспроизведена объемно, с детальными подробностями. На сцене предстает город, с его улицами, домами, прекрасной природой, горожанами. Читатель как бы воочию видит красоту русской природы. Здесь, на берегу вольной реки, воспетой народом, и произойдет трагедия, потрясшая Калинов. А первые слова в «Грозе» - это слова всем знакомой раздольной песни, которую поет Кулигин – человек, глубоко чувствующий красоту:

Среди долины ровныя, на гладкой высоте, цветет, растет высокий дуб. В могучей красоте.

Тишина, воздух отличный, из-за Волги с лугов цветами пахнет, небо чистое…Открылась бездна звезд полна…
Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса!... Пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу!
Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется! Восторг! Пригляделись вы либо не понимаете, какая красота в природе разлита. - говорит он (5). Однако, рядом с поэзией существует совсем другая, неприглядная, отталкивающая сторона калиновской действительности. Она раскрывается в оценках Кулигина, ощущается в разговорах персонажей, звучит в пророчествах полусумасшедшей барыни.

Единственный в пьесе просвещенный человек, Кулигин, выглядит в глазах горожан чудаком. Наивный, добрый, честный, он и не противостоит калиновскому миру, смиренно сносит не только насмешки, но и грубость, оскорбление. Однако, именно ему автор поручает дать характеристику «темного царства».

Создается впечатление, будто Калинов отгорожен от всего мира и живет какой-то особой, замкнутой жизнью. Но разве можно сказать, что в других местах жизнь совсем другая? Нет, это типичная картина русской провинции и диких нравов патриархального быта. Застой.

Четкого описания города Калинова в пьесе нет. Но, вчитываясь, можно живо себе представить очертания городка и его внутреннюю жизнь.

5 Островский А. Н. Гроза. Государственное издательство Художественной литературы. Москва, 1959.

Центральное положение в пьесе занимает образ главной героини Катерины Кабановой. Для нее город - это клетка, из которой ей не суждено вырваться. Основная причина такого отношения Катерины к городу заключается в том, что она познала контраст. Ее счастливое детство и безмятежная юность прошли, прежде всего, под знаком свободы. Выйдя замуж и очутившись в Калинове, Катерина почувствовала себя как в тюрьме. Город и царящая в нем обстановка (традиционность и патриархальность) только усугубляют положение героини. Ее самоубийство - вызов, данный городу, - было совершено на основе внутреннего состояния Катерины и окружающей действительности.
У Бориса, героя также пришедшего "извне", складывается схожая точка зрения. Вероятно, их любовь была обязана именно этому. Кроме того, у него, как и у Катерины, основную роль в семье играет "домашний тиран" Дикой, который есть прямое порождение города и является непосредственной его частью.
Вышесказанное можно в полной мере отнести и к Кабанихе. Но для нее город не идеален, на ее глазах рушатся старые традиции, устои. Кабаниха - одна из тех, кто пытается их сохранить, но остаются лишь "китайские церемонии".
На почве разногласий героев и вырастает основной конфликт - борьба старого, патриархального и нового, разума и невежества. Город породил таких людей, как Дикой и Кабаниха, они (и такие, как они, зажиточные купцы) правят балом. А все недостатки города подпитываются нравами и средой, которые в свою очередь поддерживают всеми силами Кабаниха и Дикой.
Художественное пространство пьесы замкнуто, оно заключено исключительно в городе Калинове, тем труднее найти путь для тех, кто пытается из города вырваться. Кроме того, город статичен, как и его основные жители. Поэтому так резко с неподвижностью города контрастирует бурная Волга. Река воплощает движение. Городом же любое движение воспринимается крайне болезненно.
В самом начале пьесы Кулигин, который в некотором отношении схож с Катериной, говорит об окружающем пейзаже. Он искренне восхищается красотой природного мира, хотя Кулигин отлично себе представляет внутреннее устройство города Калинова. Видеть и восхищаться окружающим миром дано не многим персонажам, особенно в обстановке "темного царства". Например, Кудряш ничего не замечает, как старается и не замечать царящих вокруг жестоких нравов. Природное явление, показанное в произведении Островского, - гроза также рассматривается жителями города по-разному (кстати, по утверждению одного из героев, гроза - частое явление в Калинове, это дает возможность причислять ее к пейзажу города). Для Дикого гроза - данное людям на испытание Богом событие, для Катерины - это символ близкого конца ее драмы, символ страха. Один Кулигин воспринимает грозу как обыкновенное природное явление, которому можно даже радоваться.

Городок небольшой, поэтому с высокой точки берега, где находится общественный сад, видны поля близлежащих селений. Дома в городе деревянные, возле каждого дома есть цветник. Так было почти везде по России. Вот в таком доме раньше жила и Катерина. Она вспоминает: «Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькойв церковь...»
Церковь - это главное место в любом селении в России. Люди были очень набожны, и церкви отводилась самая красивая часть города. Она строилась на возвышении и должна была быть видна отовсюду в городе. Калинов не был исключением, и церковь в нем была местом встреч всех жителей, источником всех разговоров и сплетен. Прогуливаясь у церкви, Кулигин рассказывает Борису о порядках здешней жизни: «Жестокие нравы в нашем городе, - говорит он - В мещанстве, сударь, кроме грубости да бедности начальной, вы ничего не увидите» (4). Деньги делают все - вот девиз той жизни. И тем не менее, любовь писателя к таким городам, как Калинов, чувствуется в неброских, но теплых описаниях местных пейзажей.

"Тишина, воздух отличный, из-за.

Волги слугов цветами пахнет, небочистое..."

Так и хочется очутиться в том месте, пройти по бульвару вместе с жителями. Ведь бульвар - это тоже одно из основных мест маленьких,- да и больших городов. На бульвар вечером выходит на прогулку все сословие.
Раньше, когда не было музеев, кинотеатров, телевидения, бульвар был главным местом развлечений. Туда мамаши вывозили своих дочерей, как на смотрины, семейные пары доказывали крепкость своего союза, а молодые люди выискивали себе будущих жен. Но тем не менее, жизнь обывателей скучна и однообразна. Людям с живой и чувствительной натурой, таким, как Катерина, эта жизнь в тягость. Она засасывает, как трясина, и выбраться из нее, изменить что-то нет никакой возможности. На этой высокой ноте трагизма и заканчивается жизнь главной героини пьесы Катерины. «В могиле лучше», - говорит она. Выбраться из однообразия и скуки она смогла только таким способом. Завершая свой «протест, доведенный до отчаяния», Катерина заставляет обратить внимание на такое же отчаяние других жителей города Калинова. Такое отчаянье выражается по-разному. Оно, по

обозначению Добролюбова, укладывается в различные типы общественных столкновений: младших со старшими, безответных со своевольными, бедных с богатыми. Ведь Островский выводя на сцену жителей Калинова, рисует панораму нравов не одного города, а всего общества, где человек зависит только от богатства, дающего силу, будь он глупец или умница, дворянин или разночинец.

Само название пьесы имеет символический смысл. Гроза в природе воспринимается по- разному действующими лицами пьесы: для Кулигина она - «благодать», которой «каждая... травка, каждый цветок радуется», калиновцы же прячутся от нее, как от «напасти какой». Гроза усиливает душевную драму Катерины, ее напряженность, влияя на самый исход этой драмы. Гроза сообщает пьесе не только эмоциональное напряжение, но и ярко выраженный трагический колорит. В то же время еще Н. А. Добролюбов увидел в финале драмы что-то «освежающее и ободряющее». Известно, что сам Oстровский, придававший большое значение заглавию пьесы, писал драматургу Н. Я. Соловьеву, что, если он не может подобрать название произведению, значит, ему «идея пьесы не ясна

В «Грозе» драматург часто использует приемы пaраллелизма и антитезы в системе образов и непосредственно в самом сюжете, в изображении картин природы. Особенно ярко проявляется прием антитезы: в противопоставлении двух главных действующих лиц - Kaтeрины и Кабанихи; в композиции третьего действия резко отличаются друг от друга первая сцена (у ворот дoма Кабановой) и вторая (ночное свидание в овpaгe); в изображении картин природы и, в частности, приближения грозы в первом и четвертом действиях.

  1. Заключение

Островский в своей пьесе показал город вымышленный, но выглядит он предельно достоверно. Автор с болью видел, на сколько отсталой в политическом, экономическом, культурном отношении была Россия, насколько темным было население страны, особенно в провинции.

Островский не только подробно, конкретно и многосторонне воссоздает панораму городской жизни, но и, используя разные драматургические средства и приемы, вводит в художественный мир пьесы элементы мира природы и мира дальних городов и стран. Особенность видения окружающего, присущая горожанам, создает эффект фантастической, невероятной «затерянности» калиновской жизни.

Особую роль в пьесе играет пейзаж, описанный не только в ремарках, но и в диалогах действующих лиц. Одним доступна его красота, другие пригляделись к ней и вполне равнодушны. Калиновцы не только «отгородили, изолировали» себя от других городов, стран, земель, они сделали свои души, свое сознание невосприимчивым к воздействию мира природы, мира, полного жизни, гармонии, высшего смысла.

Люди, так воспринимающие окружающее, готовы поверить во что угодно, даже в самое невероятное, лишь бы оно не угрожало разрушением их «тихой, райской жизни». В основе такой позиции - страх, психологическая неготовность что-то изменить в своей жизни. Так драматург создает не только внешний, но и внутренний, психологический фон для трагической истории Катерины.

«Гроза» - драмма с трагической развязкой, автор использует сатирические приемы, на основе которых складывается негативное отношение читателей к Калинову и его типичным представителям. Особенно вводит сатиру, чтобы показать невежество и необразованность калиновцев.

Таким образом, Островский создает образ традиционного для первой половины 19 века города. Показывает автор глазами его героев. Образ Калинова является собирательным, автор хорошо знал купечество и обстановку, в которой оно развивалось. Так с помощью разных точек зрения героев пьесы «Гроза» Островский создает полную картину уездного купеческого города Калинова.

  1. Список литературы
  1. Анастасьев А. «Гроза» Островского. «Художественная литература» Москва, 1975.
  2. Качурин М. Г., Мотольская Д. К. Русская литература. Москва, Просвещение, 1986.
  3. Лобанов П. П. Островский. Москва, 1989.
  4. Островский А. Н. Избранные произведения. Москва, Детская литература, 1965.

5. Островский А. Н. Гроза. Государственное издательство Художественной литературы. Москва, 1959.

6. http://referati.vladbazar.com

7. http://www.litra.ru/com

Александр Николаевич Островский был мастером точных описаний. Драматург в своих произведениях сумел показать все тёмные стороны человеческой души. Возможно, неприглядные и отрицательные, но без которых невозможно создать полную картину. Критикуя Островского , Добролюбов указывал на его «народное» мироощущение, видя главную заслугу писателя в том, что Островский сумел подметить те качества в русском человеке и обществе, которые способны тормозить естественный прогресс. Тема «тёмного царства» поднимается во многих драмах Островского. В пьесе «Гроза » город Калинов и его обитатели показаны ограниченными, «тёмными» людьми.

Город Калинов в «Грозе» – вымышленное пространство. Автор хотел подчеркнуть, что те пороки, которые есть в этом городе, характерны для всех городов России конца XIX века. И все проблемы, которые поднимаются в произведении, существовали в то время повсюду. Добролюбов называет Калинов «тёмным царством». Определение критика в полной мере характеризуют атмосферу, описанную в Калинове.
Жителей Калинова стоит рассматривать в неразрывной связи с городом. Все обитатели города Калинова обманывают друг друга, обворовывают, терроризируют других членов семьи. Власть в городе принадлежит тем, у кого есть деньги, а власть городничего только номинальная. Это становится понятно из разговора Кулигина. Городничий приходит к Дикому с претензией: мужики жаловались на Савла Прокофьевича, ведь он обсчитывал их. Дикой совершенно не старается себя оправдать, напротив, он подтверждает слова городничего, говоря, что если купцы воруют друг у друга, то нет ничего плохого в том, что купец крадёт у простых жителей. Сам Дикой жадный и грубый. Он постоянно ругается и ворчит. Можно сказать, что из-за алчности у Савла Прокофьевича испортился характер. В нём не осталось ничего человеческого. Даже Гобсеку из одноимённой повести О. Бальзака читатель сочувствует больше, чем Дикому. К этому персонажу не возникает никаких чувств, кроме отвращения. Но ведь в городе Калинове его обитатели сами потакают Дикому: они просят у него денег, унижаются, знают, что их оскорбят и, скорее всего, нужную сумму не дадут, но всё равно просят. Больше всего купца раздражает его племянник Борис, ведь ему тоже нужны деньги. Дикой открыто грубит ему, проклинает и требует, чтобы тот уехал. Савлу Прокофьевичу чужда культура. Он не знает ни Державина, ни Ломоносова. Его интересует только накопление и приумножение материальных благ.

Кабаниха отличается от Дикого. «Под видом благочестия» она старается всё подчинить своей воли. Она воспитала неблагодарную и лживую дочь, бесхарактерного слабого сына. Сквозь призму слепой материнской любви Кабаниха, кажется, не замечает лицемерия Варвары, но Марфа Игнатьевна прекрасно понимает, каким сделала сына. К своей невестке Кабаниха относится хуже, чем к остальным.
В отношениях с Катериной проявляется желание Кабанихи всех контролировать, воспитать в людях страх. Ведь правителя либо любят, либо бояться, а любить Кабаниху не за что.

Нужно отметить говорящую фамилии Дикого и прозвище Кабанихи, которые отсылают читателей и зрителей к дикой, животной жизни.

Глаша и Феклуша – низшее звено в иерархии. Они обычные жители, которые рады прислуживать таким господам. Есть мнение, то каждый народ заслуживает своего правителя. В городе Калинове это подтверждается многократно. Глаша и Феклуша ведут диалоги о том, что в Москве сейчас «содом», ведь там люди начинают жить по-другому. Жителям Калинова чужда культура и образование. Они хвалят Кабаниху за то, что та ратует за сохранение патриархального строя. Глаша согласна с Феклушей в том, что только в семье Кабановых сохранились старые порядки. Дом Кабанихи – рай на земле, ведь в других местах всё погрязло в разврате и невоспитанности.

Реакция на грозу в Калинове больше схожа с реакцией на масштабное стихийное бедствие. Люди бегут, спасая себя, стараясь спрятаться. Всё потому что гроза становится непросто природным явлением, а символом божьей кары. Так воспринимают её Савл Прокофьевич и Катерина. Впрочем, Кулигин совсем не боится грозы. Он призывает людей не паниковать, рассказывает Дикому о пользе громоотвода, но тот глух к просьбам изобретателя. Кулигин не может активно противостоять устоявшимся порядкам, он приспособился к жизни в такой обстановке. Борис понимает, что в Калинове мечты Кулигина так и останутся мечтами. При этом Кулигин отличается от остальных жителей города. Он честный, скромный, планирует зарабатывать своим трудом, не прося богатых о помощи. Изобретатель детально изучил все порядки, которыми живёт город; знает, что происходит за закрытыми дверями, знает об обманах Дикого, но ничего не может с этим сделать.

Островский в «Грозе» город Калинов и его обитателей изображает с негативной точки зрения. Драматург хотел показать как плачевна ситуация в провинциальных городах России, сделал акцент на том, что общественные проблемы требует немедленного решения.


Приведенная характеристика города Калинова и его жителей пригодится ученикам 10 класса при подготовке сочинения на тему «Город Калинов и его обитатели в пьесе «Гроза»».

«Гроза» город Калинов и его обитатели в пьече – сочинение на тему |