Подготовка к егэ по литературе с нуля. ЕГЭ по литературе: как лучше распределить время и на что стоит обращать внимание на экзамене

Учеников для сдачи экзаменов по окончании школы. Сейчас ее сдают лишь около 5% выпускников. Это происходит потому, что литература нужна для поступления на не самые популярные специальности : филолог, лингвист и преподаватель русского и литературы.

До введения ЕГЭ литература обязательно сдавалась при окончании школы в виде сочинения и оценка выставлялась сразу по двум предметам: литературе – за качество текста и раскрытие основной идеи, свое мнение и знание мнений критиков и по русскому языку – за отсутствие ошибок.

Ознакомьтесь с общей информацией об экзамене и приступайте к подготовке. По сравнению с прошлым годом вариант КИМ ЕГЭ 2019 изменился. Теперь в задании 17 вам предстоит выбрать одну тему сочинения из четырех (было – из трех). Максимальный первичный балл за весь тест сильно подняли – с 42 до 57. Остальные изменения не очень серьезные, можете с ними ознакомиться .

Оценивание ЕГЭ

В прошлом году чтобы сдать ЕГЭ по литературе хотя бы на тройку, достаточно было набрать 32 первичных балла. Их давали, например, за правильно выполненные задания № 1-7, 10 и 11.

Как будет в 2019 году пока точно неизвестно: нужно дождаться официального распоряжения от Рособрнадзора о соответствии первичных и тестовых баллов. Скорее всего оно появится в декабре. Учитывая, что максимальный первичный балл сильно увеличился, очень вероятно, что может поменяться и минимальный балл. Ориентируемся пока на эти таблицы:

Структура теста ЕГЭ

В 2019 году тест ЕГЭ по литературе состоит из двух частей, включающих в себя 17 заданий.

  • Часть 1: Состоит из двух комплексов заданий. Первый относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: включает семь заданий (1–7) с кратким ответом и два задания (8, 9) с развернутым ответом в объеме 5–10 предложений. Второй относится к анализу лирического произведения: включает пять заданий (10–14) с кратким ответом и два задания (15, 16) с развернутым ответом в объеме 5–10 предложений.
  • Часть 2: 4 темы сочинения (17.1–17.4), из которых нужно выбрать ОДНУ и написать текст объемом 200 слов или более.

Подготовка к ЕГЭ

  • Пройдите тесты ЕГЭ онлайн бесплатно без регистрации и СМС. Представленные тесты по своей сложности и структуре идентичны реальным экзаменам, проводившимся в соответствующие годы.
  • Скачайте демонстрационные варианты ЕГЭ по литературе, которые позволят лучше подготовиться к экзамену и легче его сдать. Все предложенные тесты разработаны и одобрены для подготовки к ЕГЭ Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). В этом же ФИПИ разрабатываются все официальные варианты ЕГЭ.
    Задания, которые вы увидите, скорее всего, не встретятся на экзамене, но будут задания, аналогичные демонстрационным, по той же тематике или просто с другими цифрами.

Общие цифры ЕГЭ

Год Миним. балл ЕГЭ Средний балл Кол-во сдававших Не сдали, % Кол-во
100-балльников
Длитель-
ность экзамена, мин.
2009 30
2010 29 57,59 54 313 5 422 240
2011 32 57,15 39 317 5 355 240
2012 32 56,3 46 030 4,8 324 240
2013 32 58,4 44 420 5,6 457 240
2014 32 53,6 235
2015 40 56,9 235
2016 32 235
2017 32 235
2018

Согласно статистике, ЕГЭ по литературе сдают лишь 5 процентов выпускников. Однако с каждым годом популярность гуманитарных специальностей среди школьников возрастает, и нередки случаи, когда решение о сдаче того или иного предмета принимается в последний учебный год или вообще за пару месяцев до экзаменов. Как готовиться к одной из самых "объемных" дисциплин по выбору на ЕГЭ, рассказывает опытный преподаватель Василий Михайлович .

Существует три пути подготовки к ЕГЭ по литературе.

Первый – учиться на школьных уроках, не лениться, каждый год читать все произведения из списка книг на лето. Путь школьника – это самый простой и правильный путь, но, к сожалению, выбирают его довольно редко. Во-первых, потому что желание сдавать экзамен по литературе порой приходит внезапно. Во-вторых, не всегда удается найти общий язык с учителем, и интерес к предмету пропадает. В-третьих, лень никто не отменял. И, наконец, стоит признать тот печальный факт, что удовольствие от чтения получают далеко не все, а от чтения "обязательной" литературы школьники бегут как от самого скучного и утомительного времяпрепровождения. Но не будем больше о грустном...

Второй путь – путь джедая (или ботаника, или как там сейчас называют "книжных червей", отличников, самоотверженных умников и умниц – тех, кто готов пройти путь самурая до конца?). Самый сложный путь. Как ему следовать? Прочитать – все-все по "Кодификатору" ФИПИ, включая сведения по истории литературы, биографии писателей и критику. Кроме того, придется выучить литературоведческие термины (список там же) и, что самое важное, понять прочитанное! Не забудьте также прочитать расширенный список литературы. Нельзя ограничивать изучение творчества Льва Толстого чтением рассказа "После бала" и романа-эпопеи "Война и мир". Это много, но желательно осилить хотя бы еще два романа: "Воскресение" и "Анну Каренину". А у Тургенева нужно прочитать "Дворянское гнездо" и "Рудина" или "Дневник лишнего человека". И так почти с каждым писателем из списка. Тяжело? Тяжело в учении – легко в бою! Да, и по прочитанному и понятому не забываем писать сочинения. Тут необходима помощь. Написанные сочинения кто-то должен проверить. Ваш учитель по литературе не должен вам отказать. Если вы стесняетесь или по каким-то причинам не хотите обращаться с дополнительными просьбами к школьному педагогу, репетитор в помощи никогда не откажет. Не ленитесь и учитесь самостоятельно находить ошибки по критериям ФИПИ (см. "ДЕМО" по литературе) и исправлять их. Итак, читаем, анализируем, работаем над ошибками. И учим наизусть! Минимум треть ЕГЭ по литературе – лирика.


Третий путь – самый распространенный. Путь потребителя . Вам надо получить как можно больше баллов, читать вы будете не все, преимущественно краткие содержания. Что ж, добавьте сюда литературоведческие термины. Учить определения не нужно, но знать обязательно. Парадоксально? Может быть. Обязательно заучите по нескольку стихотворных строк каждого поэта из "Кодификатора". Занимайтесь ежедневно, хотя бы минут по 15-20. И раз в неделю – полноценное занятие-консультация: хотите – ходите на курсы, хотите – найдите репетитора. Жалко денег? Ищите видеоуроки в интернете. Со своим учителем вряд ли получится договориться, так как ваш путь ему (ей) вряд ли понравится. Тренируйтесь по КИМам (сайты ФИПИ, "Решу ЕГЭ", бумажные и электронные пособия с вариантами заданий), естественно, с ответами. Читайте, учите чужие сочинения. Если нет времени и желания развивать собственные мысли (а жаль), заимствуйте их у других. Оговоримся сразу: путь этот - утомительный и, по сути, бессмысленный. Ведь даже получив более-менее высокий балл на экзамене, вы не вынесете из процесса обучения главного - любви к литературе. А без нее жизнь теряет огромное количество граней и красок...

Можно ли подготовиться к ЕГЭ по литературе самостоятельно? И да, и нет. Выражаясь современным языком, на этом экзамене проверяют, в теме ли вы. На литературном ли языке говорите? Знаете ли содержание произведений? Умеете ли их анализировать в заданном ключе и формате? Нюансов много, а потому помощь специалиста крайне желательна. Он убережет от глупых ошибок, направит в нужное русло мышление, систематизирует процесс подготовки.

Для самостоятельных занятий важно правильно выбрать пособия и интернет-ресурсы. Порекомендую несколько.

Топ-5 пособий для ЕГЭ по литературе:

1) Русская литература XIX – XX веков: Конспективное изложение программных тем

В аннотации указано: "В данном пособии избрана форма изложения материала, наиболее близкая к ситуации экзамена. В каждом разделе даются вопросы, которые отражают самые существенные стороны данной темы" . Лучшей книги для абитуриента, готовящегося к экзамену по литературе, нет вот уже пару десятков лет. Здесь все просто, все по делу, объемно и емко одновременно. Это пособие известно под названием "Шурики" (по портретам двух Александров на обложке: Пушкина и Блока).

2) Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9 – 11 классы

В этом пособии вы найдете все самое нужное, самое главное – от сюжета и системы образов до идейно-художественных особенностей. По таблицам и схемам можно повторять или учить – на ваше усмотрение. Не люблю опорные конспекты, но кому-то они действительно помогают.

3) Литература в схемах и таблицах / Е.А.Титаренко, Е.Ф,Хадыко

"В издании в сжатой, концентрированной форме приводится основной теоретический материал, охватывающий школьный курс литературы ", – говорится в аннотации. Что ж, вполне справедливо.

4) Скубачевская Л.А. ЕГЭ. Литература: универсальный справочник

Что интересно, "справочник адресован учащимся", но "издание будет полезно учителям литературы, родителям", как утверждают авторы пособия. Из-за одного этого факта стоит полистать книгу. Материала много!

5) Все произведения школьной программы в кратком изложении. Русская литература

Как преподаватель я не сторонник кратких изложений. Однако невозможно отрицать, что порой именно такие форматы получения знаний становятся палочкой-выручалочкой для выпускников. Рекомендуемое пособие - шпаргалка-бомба! Никаких конспектов. Простой пересказ произведений, причем подробный, со всеми важными деталями. Заканчивается список Шолоховым.

В этом году хорошо зарекомендовало себя пособие М.Б. Ладыгина "Литература: новый полный справочник школьника ля подготовки к ЕГЭ". Будут полезны справочники Быковой, Потапурченко, Безносова – отличное дополнение к пяти вышеназванным. Еще мне очень нравится советский учебник С.М. Флоринского "Русская литература" (в нем только классика). Отсылки к Марксу-Энгельсу-Ленину слегка отвлекают, но плюсы затмевают все недостатки. Учить литературу по советским учебникам можно, а вот некоторые современные оставляют желать лучшего.

Топ-5 электронных ресурсов:

Здесь все-все-все по алфавиту. Причем материал распределен по разделам: "Писатели", "Произведения", "Персонажи", "Словарь". В свою очередь они имеют подразделы, те – подпункты. Скажем, "Капитанскую дочку" Пушкина можно повторить по краткому содержанию здесь же. После чего почитать о произведении то, что нужно знать для сочинений. Все книги – в одном месте.

Пожалуй, наиболее полное собрание КИМов для ЕГЭ на сегодняшний день. Задания непосредственно с сайта ФИПИ (http://fipi.ru), реальные экзаменационные варианты, а также варианты из различных сборников КИМов. Сборник сборников: по вариантам, по темам, вопросы, ответы, пояснения. Ограничиваться одним этим сайтом не стоит, во всяком случае при самостоятельной подготовке.

Электронный аналог справочника для подготовки к ЕГЭ с теорией, КИМами, тестовыми заданиями с онлайн-проверкой. В чем-то бедновато, уступает двум предыдущим в глобальности, но в целом тоже неплохо. Авторы утверждают, что вы можете сами подготовиться к экзамену. Разумеется, с помощью данного сайта. Можете попробовать.

Изначально может показаться, что это сайт не столько по литературе, сколько по русскому языку. Однако разделы "Литература", "Рецензии на экранизации классики", "Фильмотека", "Готовые сочинения", безусловно, интересны. На сайте постоянно обновляются полезные новости для школьников, абитуриентов, студентов, их родителей и учителей. А знание русского языка для сдающих русскую литературу обязательно. Да, орфографию и пунктуацию сейчас на экзамене по литературе не проверяют, но работы с большим количеством ошибок не будут в приоритете. А главное, литература – искусство слова. Русская литература – искусство русского слова.

5) MyBook (youtube-канал)

Независимо от ваших возможностей и запросов, вам необходимо:

2) понимать значение основных литературоведческих терминов;

3) знать хотя бы несколько строк из стихотворений всех поэтов из "Кодификатора" по разным темам (любовь, Родина, природа, творчество, свобода, жизнь и смерть);

4) уметь писать сочинения по литературе.

Самый первый совет - начинайте готовиться своевременно! При самом интенсивном обучении за месяц вы сумеете улучшить свой результат баллов на двадцать максимум. Так что не откладывайте ЕГЭ на завтра, а приступайте к подготовке уже сегодня... Ведь летом время на самообразование найти гораздо проще. Удачи!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Основные литературоведческие понятия:

Тема - это то, о чем идет речь в произведении; круг событий и явлений, лежащих в основе произведения, предмет художественного изображения. Совокупность тем называется тематикой.

Тему можно:

Определять

По-разному решать

Формулировать

Излагать

Развивать

Осмысливать

Раскрывать

Трактовать

Конкретизировать

Тема может быть:

Основной

Философской

Актуальной

Общечеловеческой

Глубокой

Главной

Общественно значимой

Частной

Побочной

Фоновой

Созвучной

Излюбленной

Сквозной

Полностью исчерпанной

Лирической

Устойчивой

Тема может:

Взаимодействовать с другими темами

Варьироваться в зависимости от замысла автора

Преломляться в различных героях и ситуациях

Проходить через все произведение

Выделяться среди множества других тем

Решаться по-разному

Сменяться другими темами

Воплощаться в отдельном произведении

Появляться в творчестве писателя и т. д.

Проблема - это основной вопрос, который поднял автор.

Проблема может быть:

Злободневной

Актуальной

Серьезной

Основной

Назревшей

Неразрешимой

Наболевшей

Главной

Сложной

Проблематика - это круг вопросов.

Проблематика может быть:

Социально-политической

Культурно-бытовой

Нравственно-этической

Философской

Национально-исторической

Эстетической

Литературной и т. д.

Идею можно:

Формулировать

Выражать

Высказывать

Определять

Идея может:

Обретать жизнь

Выступать через систему образов

Звучать в заглавии текста, рассуждениях автора, финале и т. д.

Сливаться с темой в нерасторжимое целое

Являться ведущим началом в композиционном рас­положении работы

Жить в образах

Воздействовать на наше сознание

Восприниматься читателями

Углубляться т. д.

Пафос - эмоционально-оценочное отношение автора к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств.

Пафос может быть:

Драматическим

Сатирическим

Трагическим

Комическим и т. д.

Композиция - определенная организация, построе­ние текста, расположение его частей. Например, ваше сочинение будет состоять из следующих частей:

а) вступление

б) основная часть (определение основного содержания текста и позиции автора, анализ языковых средств, ис­пользованных автором, выражение своего отношения к поднятой проблеме);

в) заключение.

Жанр - вид произведения, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.

Троп - слово или оборот в переносном, иносказа­тельном смысле.

Изобразительно-выразительные средства ЕГЭ

Изобразительно-выразительные средства языка услов­но можно разделить на две большие группы: лексические средства и синтаксические средства.

Антонимы - разные слова, относящиеся к одной ча­сти речи, но противоположные по значению (добрый - злой, могучая - бессильная). Противопоставление анто­нимов в речи является ярким источником речевой экс­прессии, усиливающей эмоциональность речи: Он был слаб телом, но силен духом.

Контекстные (или контекстуальные) антонимы - это слова, которые в языке не противопоставлены по значе­нию и являются антонимами только в тексте: Ум и серд­це - лед и пламень - вот основное, что отличало этого героя.

Гипербола - образное выражение, преувеличиваю­щее какое-либо действие, предмет, явление. Употребля­ется в целях усиления художественного впечатления: Снег валил с неба пудами.

Индивидуально-авторские неологизмы благодаря сво­ей новизне позволяют создавать определенные художе­ственные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы: ...как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А. Солженицын).

Использование литературных образов помогает авто­ру лучше пояснить какое-либо положение, явление, дру­гой образ: Григорий был, видимо, родной брат Илюше Обломову.

Синонимы - это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же вре­мя различающиеся оттенками значения: влюбленность - любовь, приятель - друг.

Контекстные (или контекстуальные) синонимы - слова, являющиеся синонимами только в данном тексте: Ломоно­сов - гений - любимое дитя природы (В. Белинский).

Стилистические синонимы - отличаются стилисти­ческой окраской, сферой употребления: усмехнулся - хихикнул - засмеялся - заржал.

Синтаксические синонимы - параллельные синтак­сические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать готовить уроки - приступить к подготовке уроков.

Метафора - скрытое сравнение, основанное на сход­стве между далекими явлениями и предметами. В осно­ве всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак.

В метафоре автор создает образ - художественное представление о предметах, явлениях, которые он опи­сывает, а читатель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова: Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы... опрокинулся и затонул.

Метонимия - перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса:

а) с человека на его какие-либо внешние признаки: Скоро ли обед? - спросил постоялец, обращаясь к сте­ганой жилетке;

б) с учреждения на его обитателей: Весь пансион при­знавал превосходство Д.И. Писарева;

Оксюморон - сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот прием настраивает читателя на воспри­ятие противоречивых, сложных явлений, нередко - борьбы противоположностей. Чаще всего оксюморон пе­редает отношение автора к предмету или явлению: Грустное веселье продолжалось...

Олицетворение - один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне уподобляется человеку: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. Еще чаще неодушевлен­ным предметам приписываются действия, которые до­ступны лишь людям: Дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада.

Перифраза - использование описания вместо соб­ственного имени или названия; описательное выраже­ние, оборот речи, заменяющее слово. Используется для украшения речи, замены повтора: Город на Неве прию­тил Гоголя.

Сравнение - одно из средств выразительности язы­ка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описания предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явле­нием. Сравнение обычно присоединяется союзами как, словно, будто, точно и т. д. Оно служит для образного описания самых различных признаков предметов, ка­честв, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета: Как ночь, черны его глаза.

Часто встречается форма сравнения, выраженного су­ществительным в творительном падеже: Тревога змеею вползла в наши сердца.

Бывают сравнения, которые передаются формой срав­нительной степени наречия или прилагательного: Эгоизм бывает холоднее родника; Земля нежнее пуха лежала перед ним.

Есть сравнения, которые включаются в предложение с помощью слов похож, подобен, напоминает: ...бабочки похожи на цветы.

Сравнение может представлять и несколько предло­жений, связанных по смыслу и грамматически. Таких сравнений две разновидности:

1) развернутое, разветвленное сравнение-образ, в ко­тором основное, исходное сравнение конкретизируется рядом других: Звезды вышли на небо. Тысячами любо­пытных глаз они устремились к земле, тысячами свет­лячков зажгли ночь;

2) развернутый параллелизм (вторая часть таких сравнений обычно начинается словом «так»): Церковь вздрогнула. Так вздрагивает застигнутый врасплох че­ловек, так лань трепетная срывается с места, еще даже не поняв, что произошло, но уже ощутив опас­ность.

Фразеологизмы - это почти всегда яркие, образные выражения. Поэтому они - важное экспрессивное сред­ство языка, используемое писателями как готовые об­разные определения, сравнения, как эмоционально- изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т. д.: У таких людей, как мой герой, есть искра божия.

Цитаты из других произведений помогают автору до­казать какой-либо тезис, положение статьи, показать его пристрастия и интересы, делают речь более эмоциональ­ной, выразительной: А.С. Пушкина, «как первую лю­бовь», не забудет не только «России сердце», но и ми­ровая культура.

Эпитет - слово, выделяющее в предмете или явле­нии какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение, т. е. красочное, образное, которое подчеркивает в определяе­мом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определе­ние к другому:

1) существительное: болтушка сорока;

2) прилагательное: роковые часы;

3) наречие и деепричастие: жадно всматривается; слушает замерев; но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в перенос­ном значении: взоры полусонные, нежные, влюбленные.

Авторская пунктуация - это постановка знаков пре­пинания, не предусмотренная пунктуационными прави­лами. Авторские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них автором. Чаще всего в качестве автор­ских знаков используется тире, которое либо подчерки­вает противопоставление: Рожденный ползать - ле­тать не может, либо особо выделяет вторую после зна­ка часть: Любовь - главнее всех. Авторские восклица­тельные знаки служат средством выражения радостного или горестного чувства, настроения.

Анафора, или единоначатие, - это повторение от­дельных слов или оборотов в начале предложений. Ис­пользуется для усиления высказанной мысли, образа, явления: Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?

Антитеза - стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, об­разов, создающий эффект резкого контраста. Она помо­гает лучше передать, изобразить противоречия, противо­поставить явления. Служит способом выражения автор­ского взгляда на описываемые явления, образы и т. д.

Восклицательные частицы - способ выражения эмо­ционального настроя автора, прием создания эмоциональ­ного пафоса текста: О как ты прекрасна, земля моя! А как хороши твои поля!

Восклицательные предложения выражают эмоцио­нальное отношение автора к описываемому (гнев, иро­нию, сожаление, радость, восхищение): Безобразное от­ношение! Как можно не беречь счастье! Восклицатель­ные предложения выражают также побуждение к дей­ствию: Сбережем свою душу как святыню!

Градация - стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослабле­нии сравнений, образов, эпитетов, метафор и других вы­разительных средств художественной речи: Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества - берегите мир!

Инверсия - обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуе­мому, согласованное определение стоит перед определяе­мым словом, несогласованное - после него, дополне­ние - после управляющего слова, обстоятельство образа действия - перед глаголом: Современная молодежь бы­стро поняла ложность этой истины. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установле­но грамматическими правилами. Это сильное вырази­тельное средство, употребляемое в эмоциональной, взвол­нованной речи: Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам не беречь!

Композиционный стык - это повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его: Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.

Многосоюзие - риторическая фигура, состоящая в на­меренном повторении сочинительных союзов для логиче­ского и эмоционального выделения перечисляемых поня­тий: И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!

Односоставные, неполные предложения делают ав­торскую речь более выразительной, эмоциональной, уси­ливают эмоциональный пафос текста: Джоконда. Лепет людской. Шепот. Шорох платьев. Тихие шаги. ... Ни одного мазка, - слышу я слова. - Нет мазков. Как живая.

Парцелляция - прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель - придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произ­несения: Поэт внезапно встал. Побледнел.

Повтор - сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т. д.: Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.

Присоединительные конструкции - построение тек­ста, при котором каждая последующая часть, продолжая первую, основную, отделяется от нее длительной паузой, которая обозначается точкой, иногда многоточием или тире. Это средство создания эмоционального пафоса тек­ста: Белорусский вокзал в День Победы. И толпа встре­чающих. И слезы. И горечь утрат.

Риторические вопросы и риторические восклица­ния - особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции.

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бес­полезную жалобу на притеснение, грубость и неисправ­ность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам?

Какое лето, что за лето! Да это просто колдов­ство!

Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложненных разнообразными оборотами предло­жений помогает передать пафос статьи, эмоциональный настрой автора.

«Бинокли. Бинокли. Люди хотят быть ближе к Джо­конде. Рассмотреть поры ее кожи, ресницы. Блики зрач­ков. Они будто ощущают дыхание Моны Лизы. Они, подобно Вазари, чувствуют, что «глаза Джоконды име­ют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека... а в углублении шеи при вниматель­ном взгляде можно видеть биение пульса... И они это видят и слышат. И это не чудо. Таково мастерство Леонардо».

«1855 год. Зенит славы Делакруа. Париж. Дворец изящных искусств... В центральном зале экспозиции - тридцать пять картин великого романтика».

Синтаксический параллелизм - одинаковое построе­ние нескольких рядом расположенных предложений С его помощью автор стремится выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Мать - это начало всех начал. Мать - это чудо земное. Мать - это слово святое.

Эпифора - одинаковая концовка нескольких предло­жений, усиливающая значение этого образа, понятия и т. д.: Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.

Основные литературоведческие термины:

Авангардизм - движение в художественной культуре XX века, порывающее с существующими нормами и тра­дициями, превращающее новизну выразительных средств в самоцель.

Авторская речь - в прозаическом произведении речь автора, т. е. текст произведения без речи персонажей. Не всегда совпадает с позицией самого автора, ведущего повествование, избравшего определенный художествен­ный угол зрения на описываемые события.

Акмеизм - течение в русской поэзии 1910-х годов (С. Городецкий, М. Кузмин, ранние Н. Гумилев, А. Ах­матова, О. Мандельштам); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, возврат к матери­альному миру, предмету, стихии «естества», точному значению слова.

Аллегория - изображение конкретного предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное по­нятие или мысль. Так, изображение змеи и чаши - А. медицины. В отличие от символа, А. однозначна. Широко используется в художественной литературе как средство усиления поэтической выразительности.

Амфибрахий - в силлабо-тоническом стихосложе­нии - трехсложная стопа, в которой ударный слог на­ходится между двумя безударными: «О милые плуты! Кто часто их видел, / Тот, верю я, любит крестьянских детей...» (Н. Некрасов).

Анапест - в силлабо-тоническом стихосложении - трехсложная стопа, в которой два первые слога - безу­дарные, а последний - ударный: «Меж высоких хлебов затерялося / Небогатое наше село...» (Н. Некрасов).

Антитеза - резко выраженное противопоставление понятий, положений и образов: «Не отстать тебе. Я - острожник, / Ты - конвойный. Судьба одна» (М. Цветаева).

Антиутопия - произведение, изображающее вымыш­ленную картину нежелательного, порочного жизненного устройства (Роман Е. Замятина «Мы»).

Архаизмы - слова и выражения, вышедшие из ак­тивного употребления и использующиеся для воссоздания исторического колорита эпохи, а также в торжественной речи; для комического эффекта; для речевой характери­стики персонажа: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, / Исполнись волею моей / И, обходя моря и земли, / Гла­голом жги сердца людей» (А.С. Пушкин).

Афоризм - краткое изречение, выражающее глубо­кую мысль определенного автора, отличающееся выра­зительностью и неожиданностью: «Знание - сила». (Ф. Бэкон).

Баллада - жанр лирической поэзии, носящий пове­ствовательный сюжетный характер («Светлана» В.А. Жу­ковского, «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина).

Басня - малый повествовательный жанр, преимуще­ственно стихотворный, нравоучительного, сатирического характера. Широко использует олицетворение. Действу­ющими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В начале или конце басни краткая «мораль» (И.А. Крылов).

Былины - русские народные героико-эпические песни-сказания. Слагались Б. преимущественно в XI- XVI вв.; повествуют о богатырях - защитниках роди­ны; отражают нравственные идеалы народа.

Вымысел художественный - одна из важнейших особенностей художественного творчества, связанная со способностью писателя представить, вообразить то, что могло быть в действительности.Герой произведения - одно из главных действую­щих лиц литературного произведения (в отличие от пер­сонажа). Развитие характера героя и его взаимоотношения с другими действующими лицами играют решаю­щую роль в развертывании сюжета и композиции про­изведения, в раскрытии его темы и идеи.

Гипербола - чрезмерное преувеличение («реки кро­ви»). Обратная гипербола - художественное преумень­шение - литота («мальчик с пальчик»).

Гротеск - изображение людей и явлений в фанта­стически преувеличенном, уродливо-комическом виде: «Сидят людей половины» (В. Маяковский, «Прозаседав­шиеся»).

Дактиль - в силлабо-тоническом стихосложении - трехсложная стопа с ударением на первом слоге: «Тучки небесные, вечные странники!» (М.Ю. Лермонтов).

Драма - 1) жанр; 2) литературный род действия, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе. Особенность драмы составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, от­сутствие повествовательного начала. Драматические кон­фликты воплощаются в поведении героев и их поступках и прежде всего в монологах и диалогах.

В драме изображается частная жизнь человека в его остроконфликтных отношениях с обществом или собой. В отличие от трагедии, эти отношения не безысходны («Бесприданница» А. Островского, «На дне» М. Горько­го). Трагическое начало присуще исторической драме.

Жанр - исторически сложившаяся, устойчивая раз­новидность художественных произведений, существую­щая внутри определенного вида литературы (эпоса, ли­рики, драмы).

Завязка - начало конфликта, составляющего основу сюжета художественного произведения.

Идея произведения - главная мысль художественно­го произведения, отражающая отношение автора к дей­ствительности, воплощенная в системе образов.

Имажинизм - русская литературная группировка 1920-х годов. Имажинисты провозглашали победу само­ценного образа над смыслом и идеей. Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания, но должно было быть насыщено словесными образами. Одно время к имажинистам принадлежал С. Есенин.

Классика - литературное наследие писателей, при­знанных лучшими в мировой литературе (Пушкин, Гете, Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Толстой, Шекспир и др.).

Классицизм - метод и направление в литературе XVII - начала XIX в., обратившееся к античному на­следию как к норме и идеальному образцу. Главная тема классицизма - конфликт общественных и личных на­чал, долга и чувства.

Классицизм стремился к выражению большого обще­ственного содержания, возвышенных героических и нрав­ственных идеалов, к организованности логических, ясных и гармоничных образов.

Вместе с тем классицизму были свойственны черты утопизма, идеализации и отвлеченности, нараставшие в периоды его кризиса.

Представители русского классицизма: Г.Р. Державин, А.П. Сумароков, М.В. Ломоносов.

Комедия - жанр драматургии, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех («Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Ревизор» Н.В. Го­голя).

Композиция - построение художественного произве­дения, система организации образов, их связей и отно­шений.

Конфликт - противоборство, противоречие между изображенными в художественном произведении дей­ствующими силами: характерами, характером и обстоя­тельствами, различными сторонами характера.

Концовка - заключительная часть художественного произведения.

Критический реализм - художественный метод и литературное направление, сложившееся в XIX веке.

Главная его особенность - изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоя­тельствами, наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека.

Представители русского критического реализма: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, JI.H. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов.

Кульминация - высшая точка напряжения в разви­тии действия художественного произведения.

Лирика - один из трех родов художественной лите­ратуры (наряду с эпосом и драмой). Рисует отдельные состояния характера в определенные моменты жизни, собственное «я» поэта.

Охватывает множество стихотворных жанров, напри­мер: элегия, романс, сонет, песня, стихотворение. Любое явление и событие в лирике воспроизводится в форме собственного переживания. Однако самовыражение поэ­та, благодаря масштабности и глубине личности автора, обретает общечеловеческое значение (лирика А.С. Пуш­кина, А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского).

Лирический герой - образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого в нем отражены. Лирический герой не отождествляется с образом автора. На основе образа лирического героя создается представление о творчестве поэта, но не о его личности.

Лиро-эпический жанр - жанр, объединяющий сю­жетность эпического повествования с лиризмом, эмоцио­нальностью («Евгений Онегин» А.С. Пушкина).

Литература, художественная литература - вид ис­кусства, отражающий жизнь при помощи слова, пись­менного или устного (фольклора).

Литературный род - обобщенный тип литературы, основной способ построения произведений, отличающий­ся от других таких же способов соотношения мира и че­ловека в создаваемых картинах жизни. Для каждого литературного рода выделяется основной признак - ро­довая доминанта: это повествование о событиях (эпос), субъективно-эмоциональное размышление (лирика), диа­логическое изображение событий (драма).

Метафора - вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту: «Вознеслась ты под свод голубой / Над бродячей толпой облаков...» (А. Фет).

Метонимия - вид тропа, в котором одно слово за­меняется другим на основе связи их значений по смеж­ности («Театр рукоплескал» - вместо «публика руко­плескала»).

Миф - предание, возникшее в глубокой древности, ранний вид устного народного творчества, повествование о богах, духах и обожествленных героях. Миф отражает стремление людей уяснить себе смысл и причины наблю­даемых явлений, исходя из убежденности в существова­нии божественных сил. По форме миф напоминает сказ­ку, близок к легенде. Но, в отличие от сказки, в мифе все события описаны как реально происходившие.

Модернизм - общее название направлений искусства и литературы конца XIX - начала XX в., выражающих кризис буржуазной культуры и характеризующихся раз­рывом с традициями реализма.

Монолог - речь действующего лица, обращенная к себе или другим, но, в отличие от диалога, не завися­щая от их реплик.

Мотив - простейшая единица сюжетного развития. Любой сюжет сводится к переплетению мотивов. Один и тот же мотив может лежать в основе различных сю­жетов и обладать разным смыслом (мотив бегства, мотив исполнения желаний, мотив одиночества и т. д.).

Новелла - небольшой прозаический жанр, разновид­ность рассказа, отличающаяся строгостью сюжета и ком­позиции, отсутствием описательности и психологической рефлексии, необыденностью события, элементами симво­лики.

Образ автора - способ авторского существования в пределах произведения, концентрированное воплоще­ние сути произведения. Образ автора не тождествен об­разу повествователя или образу рассказчика. Он объеди­няет всю систему образов произведения - и персона­жей, и рассказчика. Первый опыт создания образа авто­ра в русской литературе принадлежит А.С. Пушкину («Евгений Онегин»).

Образ рассказчика - условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении. В отличие от образа повествователя, рас­сказчик в собственном смысле присутствует в эпосе не всегда - его нет в случае «нейтрального», «объективно­го» повествования (Петр Андреевич Гринев в «Капитан­ской дочке», холодно-страстный Печорин в печоринском «Журнале» из «Героя нашего времени» и добродушный Максим Максимыч из «Бэлы»).

Ода - жанр лирической поэзии, в классицизме - торжественное прославляющее произведение. В XVI- XVIII вв. - жанр высокой лирики (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин).

Олицетворение - такое изображение неодушевлен­ных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: «О чем ты веешь, ветер ночной, / О чем так сетуешь безумно?» (Ф.И. Тютчев).

Онегинская строфа - принадлежащая А.С. Пушки­ну форма строфы, которой написан роман «Евгений Оне­гин»; 14-стишие четырехстопного ямба с рифмовкой «абабввггдееджж». Такое строение делает онегинскую строфу гибкой, цельной и выразительной, не утомляю­щей читателя и удерживающей стройность большого ро­мана.

Памфлет - злободневное сатирическое произведение, цель и пафос которого - конкретное, гражданское, пре­имущественно социально-политическое обличение. Пу­блицистичность нередко сочетается с художественными достоинствами. Памфлетность может проникать в раз­личные художественные жанры (пьеса-памфлет, роман- памфлет и др.).

Повесть - прозаический жанр неустойчивого объема (среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету и композиции. В повести нет интриги и расчлененности (в отличие от романа), сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в эпизодах. Естественное тече­ние жизни во времени и пространстве, как бы лишенные авторского вымысла и драматического сгущения собы­тия - специфическая установка автора повести («Веш­ние воды» И.С. Тургенева).

Поговорка - широко распространенное образное вы­ражение, определяющее какое-либо жизненное явление; в отличие от пословицы, поговорка лишена назидатель­ности («Когда рак на горе свистнет»).

Пословица - сжатое образное грамматически и ло­гически законченное изречение с поучительным смыс­лом: «Что посеешь, то и пожнешь».

Поэма - поэтический жанр большого объема. В древ­ности и в Средние века отличительными чертами поэмы были историчность и героичность содержания, его леген­дарность. Со времени романтизма в поэмах происходит столкновение судьбы и позиции личности с историче­скими или социальными силами («Медный всадник» А.С. Пушкина). В современной поэме автор - участник или вдохновенный комментатор событий (В. Маяков­ский, А. Твардовский). В XX в. утверждается также бессюжетно-лирическая поэма.

Притча - небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме. По своему характеру притча близка к басне, но смысл притчи всег­да глубже.

Пролог - вступление к литературному произведению, непосредственно не связанное с развивающимся действием, но как бы предваряющее его рассказом о предшествующих событиях и их смысле (пролог в «Фаусте» Гете, в «Снегу­рочке» А.Н. Островского).

Развязка - разрешение конфликта в литературном произведении, исход событий.

Рассказ - малая форма эпического рода литературы, в которой дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Кратковременность изображаемых собы­тий, малое число действующих лиц - особенность рас­сказа.

Реализм - понятие, характеризующее познаватель­ную функцию искусства: правдивое, объективное отобра­жение действительности.

Основные принципы реализма: объективное отобра­жение существующих сторон жизни в сочетании с ав­торским идеалом; воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах; жизненная достоверность изображения с использованием условных форм художе­ственной фантазии (мифа, символа, гротеска).

Реализм XIX века развил и углубил воспринятую от романтизма критику материального прогресса и буржу­азной цивилизации, поэтому его назвали критическим реализмом (определение М. Горького).

Ритм - повторяемость однородных звуковых элемен­тов, чередование ударных и безударных слогов. Ритм служит основой стиха.

Рифма - созвучие концов стихов. По месту ударения рифма бывает мужская (с ударением на последнем сло­ге), женская (с ударением на предпоследнем слоге) и дактилическая (рифма с ударением на третьем от кон­ца слоге); по взаимному расположению строк - смеж­ная (аабб), охватная (абба) и перекрестная (абаб).

Роман - форма эпического рода литературы, раскры­вающая историю нескольких, иногда многих человече­ских судеб на протяжении длительного времени, по­рою - целых поколений. Имеет несколько сюжетных линий, широко охватывает действительность, позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни.

Романтизм - художественный метод, сложившийся в конце XVIII - начале XIX в. Для романтизма харак­терен особый интерес к личности и ее отношению к окру­жающей действительности, а также противопоставление реальному миру - идеального. Стремление художника выразить свое отношение к изображаемому преобладает над точностью передачи действительных фактов, и это придает художественному произведению повышенную эмоциональность («Кавказский пленник» А.С. Пушки­на, «Демон» М.Ю. Лермонтова, «Старуха Изергиль» М. Горького, «Алые паруса» А. Грина).

Сатира - способ проявления комического в искус­стве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными.

Сила сатиры зависит от эффективности сатирических методов: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллего­рии, пародии и др. Сатирическим может быть и целое произведение, и отдельные образы, ситуации, эпизоды. Классики сатиры - Мольер, М.Е. Салтыков-Щедрин.

Сентиментализм - течение в европейской и амери­канской литературе второй половины XVIII - начала XIX в. Провозглашал культ естественного чувства, при­роды, был не чужд патриархальной идеализации. Пред­ставитель сентиментализма в России - Н.М. Карам­зин.

Символ - образ, максимально обобщенно и экспрес­сивно выражающий идею или отличительные черты какого-либо события или явления, например символ Прекрасной Дамы у А.А. Блока.

Символизм - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х годов; сосредоточено преимуще­ственно на художественном выражении посредством сим­вола «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Стремясь прорваться к «скры­тым реальностям», «идеальной сущности мира», «нетлен­ной Красоте», символизм выразил неприятие буржуазно­го образа жизни, тоску по духовной свободе, предчувствие и боязнь мировых социально-исторических сдвигов.

Главные представители символизма в русской литера­туре - В. Брюсов, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, Ф. Сологуб.

Синекдоха - название части (меньшего) вместо целого (большего) или наоборо

Первое, что необходимо при подготовке к ЕГЭ по литературе с нуля - это знание текстов. Надо очень много читать.

Литература – предмет накопительный, можно сказать, археологичный. Например, программа для студентов русского отделения журфака МГУ рассчитана так, что они читают по 6-7 часов каждый день, в течение пяти лет. И если ты не накопил этого ресурса в большом количестве, то просто не будешь знать, на что опираться.

На ЕГЭ по литературе, в отличие от математики, нет единственно правильных ответов на вопросы. Тебе может казаться, что твой ответ прекрасен, - а он окажется бессодержательным. Значит, надо не просто читать. Надо знать, на что направить фокус внимания. Надо получать обратную связь любым способом.

Как же готовиться к ЕГЭ по литературе с нуля?

Литература базируется на знании текстов. Если готовишься к ЕГЭ по литературе, тебе нужно хотя бы два года. Если хочешь успеть за год, у тебя должны быть “начитаны” все основные тексты.

И при этом важно не просто “ознакомиться с сюжетом”, но и запомнить все детали и структуру произведения.

Например, необходимо знать ответы на вопросы такого характера:

Есть ли эпиграф к «Евгению Онегину»?
Ответ: Есть, причем к каждой главе. Есть также эпиграф ко всему произведению (и его надо помнить). Надо помнить также, на каких языках даны эпиграфы к главам “Евгения Онегина”, сколько глав в “Евгении Онегине” (ответ: 8).

Сколько частей в «Обломове»?
Ответ: Четыре! Как времен года.

Из каких частей состоит «Герой нашего времени?»

Отвечая на этот вопрос, старшеклассник вспоминает хронологический порядок действия и перечисляет: «Тамань», «Бэла», «Княжна Мери», «Фаталист»… Про «Максима Максимовича» обычно забывают.

Но на самом деле порядок глав совсем другой! Сначала - предисловие к роману. Потом - первая часть, это «Бэла» и «Максим Максимович», потом предисловие к журналу Печорина, где сообщается, что Печорин умер и можно печатать его заметки, и наконец, «Тамань». Вторая часть состоит из «Княжны Мери» и «Фаталиста».

Да, Лермонтов переставил части своего повествования, и это новаторство мирового уровня, это предмодернизм - хотя мы школьникам таких терминов и не говорим. “Герой нашего времени” - гениальный текст и гениальный финал. «Герой нашего времени» заканчивается не смертью Печорина, а описанием разговора Печорина и Максим Максимыча насчет предопределения.

Но обычно школьник не видит этого, не понимает логику романа, потому что обращает внимание только на фабулу, на развитие действия. А при подготовке к ЕГЭ по литературе на высокие баллы необходимо знать структуру произведения, а не только сюжет. Надо помнить все детали, а не только основные события. Нужно уметь пересказать текст в подробностях, удивить “штучками”, ответить на все сложные вопросы.

Дальше, надо помнить и не путать имена персонажей, место действия, детали биографий героев. Давайте проверим себя:

Как звали Базарова?
Ответ: Евгений Васильевич.
Как звали Печорина?
Ответ: Григорий Александрович.
Как звали по отчеству Татьяну Ларину?
Ответ: Татьяна Дмитриевна.
Как называлась крепость, где происходили основные события в «Капитанской дочке»?
Ответ: Крепость называлась Белогорская. Выпускники пишут то “Белгородская”, то “Белозерская” и теряют баллы. Это типичные ошибки на ЕГЭ.
Где живут родители Петруши в той же “Капитанской дочке”?
Ответ: В деревне в Симбирской губернии.
Какой город осаждается?
Ответ: Оренбург.

И это только первый шаг в подготовке к ЕГЭ по литературе с нуля.

Второе, что необходимо, - аналитический склад ума. У ЕГЭ по литературе есть своя специфика. Нужно понимать, что есть некий алгоритм, или технология.

Можно ли подготовиться к ЕГЭ по литературе с нуля за год?

Да, за год можно успеть, если у вас очень хороший тайм-менеджмент. Это действительно значит, что надо каждый день хотя бы час уделять этой работе. Буквально ставить таймер. Честно проверять то, что написали, по критериям. Показывать стороннему наблюдателю - например, школьному учителю или репетитору.

На первом этапе мы изучаем тексты. На втором - пишем варианты ЕГЭ и проверяем по всем критериям.

В этом году издательство “Феникс” выпустило мою книгу “Литература. Авторский курс подготовки к ЕГЭ”. В ней я подробно рассказываю о подготовке к ЕГЭ по литературе с нуля.

Всем выпускникам не понаслышке знакома фраза «ЕГЭ - лишь одно из жизненных испытаний, которое вам предстоит пройти». Но не стоит отрицать, что испытание это очень ответственное и сложное, поэтому к нему нужно отнестись с полной серьезностью. В этой статье собраны самые полезные советы для подготовки к экзамену по литературе.

Специфика экзамена

Если с такими предметами, как русский язык и математика, все в целом понятно, поскольку существует огромное количество учебной литературы по ним и, конечно же, немало репетиторов, то с литературой все не так-то просто.

Во-первых, этот экзамен считается достаточно сложным, и сдают его немногие - лишь 5% выпускников. Во-вторых, многие учителя общеобразовательных школ стараются отговорить смелых учеников, которые хотят сдавать ЕГЭ по литературе, от этой затеи, поскольку боятся неудовлетворительных результатов и, главное, не желают помогать ученику в подготовке. В-третьих, иногда бывает очень сложно найти достойного репетитора по литературе (особенно если вы живете в маленьком городе). И в-четвертых, этот экзамен по своей структуре заметно отличается от всех остальных: в нем есть два фрагмента художественных произведений (эпическое/лироэпическое и лирическое), 12 заданий с кратким ответом к представленным фрагментам, четыре развернутых ответа (мини-сочинения) и большое сочинение по одной из четырех предложенных тем.

Совет №1: заранее рассчитайте, сколько страниц нужно читать в день, чтобы успеть освоить все произведения до ЕГЭ

Схема следующая: составьте список книг, которые вам нужно успеть прочесть (возможно, какие-то вы не читали, а какие-то хотите вспомнить). Затем сложите количество страниц всех этих книг. Допустим, «Герой нашего времени» (132 стр.) + «Евгений Онегин» (181 стр.) + «Гроза» (59 стр.) + «Старуха Изергиль» (68 стр.)= 440 страниц. Далее посчитайте, сколько дней осталось до экзамена. Предположим, 10 дней. Теперь поделите количество страниц на оставшееся время, и вы получите то количество страниц, которое нужно читать каждый день, чтобы успеть освоить все нужные произведения до дня экзамена. Например: 440 страниц: 10 дней = 44 страницы в день.

Конечно же, книг может быть гораздо больше, точно так же, как и времени до экзамена. Но с этой готовой формулой вы сможете рассчитать индивидуальное количество страниц в день.

Кодификатор - это не только документ, в котором прописаны «особые» требования и темы, но и, прежде всего, это ваш помощник в подготовке к ЕГЭ. В нем содержатся все элементы, которые нужно повторить, выучить или освоить хотя бы в общих чертах. К слову, именно в кодификаторе прописан весь список произведений, которые нужно прочитать. Самый оптимальный вариант - распечатать этот прекрасный документ и в ходе подготовки к экзамену помечать (допустим, выделять маркером) те произведения, которые вы уже прочли. Найти кодификатор можно на официальном сайте ФИПИ .

Знакомьтесь, кодификатор.

Вы наверняка думаете, что наиболее сложное задание - большое сочинение (№ 17.1 - 17.4). Да, с одной стороны, это так, ведь оно самое объемное и за него дают больше всего баллов. Но, на самом деле, самое опасное задание - задание с развернутым ответом на сопоставление лирических произведений (№ 16). Результаты по анализу лирики стали традиционной проблемой. Что же нужно делать, чтобы не столкнуться с ней? Вам нужно составить таблицу всех возможных тем (любовь, добро и зло, свобода и т.д.). К каждой теме нужно написать как минимум три стихотворения, таким образом вы будете ориентироваться в тематике лирики.

Допустим, к теме дружбы можно написать такие стихотворения: Пушкин «Пущину», Окуджава «Возьмемся за руки, друзья», Высоцкий «Песня о друге», Огарев «Другу Герцену».

Кстати говоря, пользуясь такой таблицей, будет проще учить стихотворения, ведь вы сможете выбрать по одному произведению из каждой темы.

Теория без практики - мертва. Безусловно, для вас эти слова совсем не новость. Хотя бы два-три раза в неделю полностью решайте тренировочный вариант ЕГЭ по литературе. Обратите внимание, полностью - значит вместе с сочинениями, да-да! Если вы думаете, что писать сочинения нет смысла, раз их никто не проверит, вы ошибаетесь.

Во-первых, в сборниках для подготовки к экзаменам всегда есть ответы и, как правило, примерные темы сочинений в ответах тоже есть. Во-вторых, не забывайте про прекрасный сайт Решу ЕГЭ , где обязательно можно сверить свой ответ с примерным возможным. Ну, и в-третьих, не забывайте про своих учителей по литературе.

Как бы то ни было, чем больше вы будете писать - тем больше набьете свою руку.

Конечно же, прочитав книгу, на вас нахлынивает море мыслей, вы делаете какие-то выводы о героях, об авторе и в целом о прочитанном - и это замечательно! Но взгляните правде в глаза. Хоть ЕГЭ по литературе - это самый творческий из всех экзаменов, но и здесь от вас требуют уже давно принятых суждений. Для того чтобы не попасть в просак и правильно истолковать мысли и идеи автора, важно ознакомиться с анализами произведения, а еще лучше - с критикой. Вот несколько литературных критиков, статьи которых будут полезны для понимания произведения: Е. А. Баратынский, В. Г. Белинский, В. Ф. Одоевский, П.В. Палиевский.

Разумеется, учителя часто говорили вам об этом. Но все почему-то игнорируют этот совет. Сейчас вы поймете, почему же так важно делать план.

Во-первых, для того, чтобы четко наметить состав своего сочинения и не уйти в другую степь. Часто бывает так, что в ходе рассуждения ученик отходит от заявленного вопроса и начинает писать совсем о другом. Так вот план не позволит вам этого сделать, ведь прежде, чем начать писать сочинение, вы уже будете знать, о чем следующий пункт (абзац). Во-вторых, на экзамене у вас будет не так уж много времени, как кажется. Поэтому набросав план мини-сочинения, вам не придется писать его в черновик и вы сможете, следуя составленному плану, писать сразу в бланк ответов №2. Что касается большого сочинения, его все-таки стоит хотя бы сокращенно написать сначала на черновике.

По мнению многих, 3 часа 55 минут - достаточно мало для такого объемного экзамена. И это действительно так. Чтобы не оказаться в ситуации, когда время вышло, а у вас еще не сделано задание (или, не дай Бог, несколько заданий!), важно правильно распределить время.

Тестовая часть (№ 1-7, 10-14) должна занять у вас не больше 15 минут. Мини-сочинения (№ 8 и № 15) - так же, примерно по 15 минут на каждое. Мини-сочинения на сопоставление (№ 9 и № 16) - постарайтесь уложиться в 20 минут на каждое. Большое сочинение (№ 17) - на него у вас должно остаться примерно 2 часа 30 минут

Котик, который следует моим советам.