Под черным квадратом другая картина. Раскрыта тайна картины Малевича «Черный квадрат. Почему я не могу нарисовать «Черный квадрат» и прославиться

Пятый раз из музея похищают «Чёрный квадрат» Малевича! И вот уже пятый раз сторож дядя Вася успевает к утру восстановить картину…

- Анекдот

«Чёрный квадрат» - единственное светлое пятно в творчестве Малевича.

- Владимир Якушев

Казимир Малевич "Черный супрематический квадрат", 1915.



Приблизительная стоимость — два мегадоллара.

Казимир Северинович Малевич (ляшск. Kazimierz Malewicz, бульб. Казімер Малевіч, алсо Kazimier Malevič) — расовый поляк, верующий католик, художник-авангардист, а также, по заверениям педивикии — писатель, что даёт лишний повод припомнить сказку про голого короля.

Написанный им «Чёрный квадрат» стал чем-то вроде иконы суперматизма. Было сделано множество пародий, всяческих чёрных треугольников и прямоугольников, белых квадратов на белом фоне, еtс. Многие юмористы развлекаются, гадая, что же такое изображено на картине. Наиболее популярная — «негры ночью воруют уголь». Отсюда происходит альтернативное название шедевра «афроамериканский квадрат».

По одной из версий, художник не смог закончить работу над картиной в нужный срок, поэтому ему пришлось замазать работу чёрной краской. Впоследствии, после признания публики, Малевич писал новые «Чёрные квадраты» уже на чистых холстах. ИЧСХ, результаты проведённой в 2015 году рентгеноскопии подтвердили эти догадки — под верхним слоем были обнаружены два более ранних изображения. К довершению всего, смехуёчки про ниггеров внезапно оказались вещими — найденная под квадратом надпись гласит: «Битва негров в тёмной пещере».

Не все знают, что также существует «Красный квадрат» Малевича, глубинный смысл которого в том, что он совсем даже и не квадрат, а очень даже прямоугольная трапеция — у этого квадрата два угла — прямые, один острый и один тупой. Кроме того, в природе, точнее в Русском музее, существуют ещё и Чёрный круг с Чёрным крестом, но о них даже небыдло ничего не знает.

Секрет Чёрного квадрата Казимира Малевича


19 декабря 1915 года на «Последней футуристической выставке картин 0,10», которая открылась в Петрограде, публике были представлены 39 картин Казимира Малевича. На самом видном месте, в так называемом «красном углу», куда обычно помещают иконы, висела картина «Чёрный квадрат». Выступивший на выставке Казимир Малевич объявил о наступлении нового живописного реализма - супрематизма. Термином «супрематизм» (от латинского supremus - высочайший, преодолевающий) Малевич назвал высший и последний этап искусства, суть которого заключается в выходе за традиционные рамки, за пределы видимого, умопостигаемого мира.


Совсем необязательно быть великим художником, чтобы нарисовать чёрный квадрат и поместить его на белый фон. Квадрат - самая элементарная геометрическая фигура, чёрный и белый - самые элементарные цвета. Наверное, любой человек может нарисовать такое. Но вот загадка: «Чёрный квадрат» - самая знаменитая картина в мире. Она будоражит умы миллионов людей, вызывает бурные споры, притягивает к себе массу исследователей и любителей живописи. Почему это происходит? До сих пор ответ на этот вопрос был не найден.

Многие исследователи пытались разгадать тайну «Чёрного квадрата». К каким выводам они пришли? Их множество. Вот пять основных.

«Чёрный квадрат» это:

1. Мрачное и абсолютно непонятное откровение гениального художника.
2. Образец убогости, полной безвыходности, отчаяния от своей бездарности.
3. Искусственно раздутый фетиш, за которым нет никакой тайны.
4. Акт самоутверждения сатанинского начала
5. Иудейский символ.

К сожалению, ни один из исследователей не пошел дальше поверхностного осмысления картины. Они видели только то, что лежало на поверхности картины, то есть только чёрный квадрат.

Сам Казимир Малевич неоднократно заявлял, что картина сделана им под воздействием бессознательного, а точнее - под воздействием «космического сознания». Следовательно, и картину нужно воспринимать не сознанием, а подсознанием. «Чёрный квадрат» - не просто картина, «Чёрный квадрат» - это символ космического сознания.

Все исследователи не приняли в расчёт простейшую истину, а именно - закон начертательной геометрии, который гласит так: на плоскости реально можно отобразить только плоскость. Картина является плоскостью - значит, на ней реально можно изобразить только плоскую фигуру: квадрат. Люди со слаборазвитым воображением и видят в «Чёрном квадрате» только квадрат, и ничего более. Но ведь Малевич всем дал ясно понять, что это не просто чёрный квадрат, а супрематический чёрный квадрат. То есть при рассмотрении этой картины следует выйти за рамки традиционного восприятия, выйти за пределы видимого.

Выйдите за пределы видимого, и вы поймете, что перед вами не чёрный квадрат, а разноцветный куб. В этом и заключается секрет знаменитой картины. Тайный смысл, вложенный в «Чёрный квадрат», можно коротко сформулировать так: мир, окружающий нас, только на первый, поверхностный, взгляд выглядит плоским и черно-белым. Если человек будет воспринимать мир объёмно и во всём разноцветии, его жизнь кардинально изменится. Миллионы людей, которых инстинктивно притягивало к этой картине, подсознательно чувствовали объемность и разноцветность «Чёрного квадрата», но им не хватало воображения, чтобы сделать последний шаг к осмыслению гениального полотна.

Давайте вместе сделаем этот последний шаг. Посмотрите на картину. Перед вашими глазами чёрный квадрат. Плоская одноцветная фигура. Но, быть может, это передняя сторона разноцветного куба? Ведь мы знаем, что, если строго фронтально глядеть на объемный предмет, может сложиться ложное впечатление о его плоскости. Сместите точку зрения. Выйдите за пределы видимого. Попытайтесь космическим зрением увидеть верхнюю сторону куба. Если у вас получилось, вы увидите, что верхняя сторона - голубого цвета. Она символизирует собой небо и высоту. Теперь обратим взгляд на нижнюю сторону куба. Эта сторона - зеленого цвета. Зеленый - цвет весны, природы и юности. Если вы сумели увидеть верхнюю и нижнюю стороны куба, разглядеть боковые стороны будет уже проще. Две боковые стороны куба - жёлтого и красного цветов. Правая сторона - жёлтого цвета, цвета солнца и лета. Левая сторона - красного цвета, цвета огня, тепла и любви. Самое сложное - увидеть обратную сторону куба. Для этого недостаточно взглянуть чуть выше, чуть ниже или чуть со стороны. Для этого мы должны мысленно переместиться на противоположную сторону. Мы должны поменять свою точку зрения на 180 градусов. Если это получится, то за передней чёрной стороной мы увидим заднюю белую сторону. Белый - цвет мудрости, правды и чистоты. Чёрный - цвет смерти, зла и пустоты.

Чёрный цвет поглощает все другие цвета, поэтому увидеть в чёрном квадрате разноцветный куб достаточно сложно. А увидеть за чёрным белое, за ложью правду, за смертью жизнь сложней многократно. Но тому, кому удастся это сделать, откроется великая философская формула.

«Чёрный квадрат» - не картина в общеизвестном понимании этого слова. «Чёрный квадрат» - зашифрованное послание великого не художника, а философа Казимира Малевича. Поняв истинную суть этого послания, этой формулы гармонии, вы сможете по-другому взглянуть на окружающий вас мир. Смотрите на всё с разных точек зрения, и вам откроется вся прелесть РАЗНОЦВЕТНОГО мира.

Знаменитое полотно Казимира Малевича - это шарлатанство или зашифрованное философское послание?

Знаменитая картина поделила на два периода не только жизнь художника, но и историю художественного искусства.

С одной стороны, совсем необязательно быть великим художником, чтобы нарисовать черный квадрат на белом фоне. Да любой так сможет! Но вот в чем загадка: "Черный квадрат" - самая знаменитая картина в мире. Уже 100 лет прошло с момента ее написания, а споры и бурные дискуссии не прекращаются.

Почему это происходит? В чем заключается истинный смысл и ценность "Черного квадрата" Малевича? Попытаемся разобраться.

1. "Черный квадрат" - это темный прямоугольник

Начнем с того, что "Черный квадрат" вовсе не черный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.


2. "Черный квадрат" - это неудавшаяся картина

Для футуристической выставки «0,10», открывавшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года, Малевич должен был написать несколько картин. Время уже поджимало, и художник то ли не успевал дописать картину к выставке, то ли не был доволен результатом и сгоряча замазал ее, нарисовав черный квадрат. В этот момент в мастерскую зашел один из его друзей и, увидев картину, закричал: "Гениально!" После чего Малевич и решил воспользоваться случаем и придумал некий высший смысл своему "Черному квадрату".

Отсюда и эффект растрескавшейся краски на поверхности. Никакой мистики, просто картина не получилась.

Неоднократно совершались попытки исследовать полотно на предмет нахождения изначального варианта под верхним слоем. Однако ученые, критики и искусствоведы считают, что шедевру может быть нанесен непоправимый ущерб, и всячески препятствуют дальнейшим экспертизам.

3. "Черный квадрат" - это разноцветный куб

Казимир Малевич неоднократно заявлял, что картина создана им под воздействием бессознательного, некоего «космического сознания». Некоторые утверждают, что исключительно квадрат в «Черном квадрате» видят люди со слаборазвитым воображением. Если же при рассмотрении этой картины вы выйдете за рамки традиционного восприятия, за пределы видимого, то поймете, что перед вами не черный квадрат, а разноцветный куб.

Тайный смысл, вложенный в «Черный квадрат», можно тогда сформулировать так: мир, окружающий нас, только на первый, поверхностный, взгляд выглядит плоским и черно-белым. Если человек будет воспринимать мир объемно и во всем разноцветии, его жизнь кардинально изменится. Миллионы людей, которых, по их словам, инстинктивно притягивало к этой картине, подсознательно чувствовали объемность и разноцветность «Черного квадрата».

Черный цвет поглощает все другие цвета, поэтому увидеть в черном квадрате разноцветный куб достаточно сложно. А увидеть за черным белое, за ложью правду, за смертью жизнь сложнее многократно. Но тому, кому удастся это сделать, откроется великая философская формула.

4. "Черный квадрат" - это бунт в искусстве

На момент появления картины в России было засилье художников кубистской школы. Кубизм достиг своего апогея, уже порядком поднадоел всем художникам, и начали появляться новые художественные направления. Одним из таких направлений стал супрематизм Малевича и "Черный супрематический квадрат" как его яркое воплощение. Термин "супрематизм" произошел от латинского suprem , что означает "доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи". Супрематические картины - это беспредметная живопись, акт "чистого творчества".

Одновременно были созданы и экспонировались на той же выставке «Черный круг» и «Черный крест», представляя три основных элемента супрематической системы. Позднее были созданы еще два супрематических квадрата — красный и белый.


"Черный квадрат", "Черный круг" и "Черный крест".

Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Его влияние испытали многие талантливые художники. Поговаривают, что Пикассо охладел к кубизму после того, как увидел "Квадрат" Малевича.

5. "Черный квадрат" - это пример гениального пиара

Казимир Малевич раскусил суть будущего современного искусства: неважно что, главное - как подать и продать.

Художники экспериментировали с черным цветом «сплошь» начиная аж с XVII века. Первым наглухо черное произведение искусства под названием «Великая тьма» написал Роберт Фладд в 1617 году, за ним в 1843 году последовали Берталь и его работа «Вид на La Hougue (под покровом ночи)» . Спустя более чем 200 лет. А дальше уже практически без перерывов — «Сумеречная история России» Гюстава Доре в 1854-м, «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда в 1882-м, совсем уж плагиат - «Битва негров в пещере глубокой ночью» за авторством Альфонса Алле. И только в 1915 году Казимир Малевич представил публике свой «Черный супрематический квадрат». И именно его картина известна всем, тогда как прочие знакомы только историкам искусства. Экстравагантная выходка прославила Малевича в веках.

Впоследствии Малевич нарисовал как минимум 4 версии своего «Черного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом в надежде повторить и приумножить успех картины.

6. "Черный квадрат" - это политический ход

Казимир Малевич был тонким стратегом и умело подстраивался под меняющуюся ситуацию в стране. Многочисленные "черные квадраты", нарисованные другими художниками во времена царской России, так и остались незамеченными. В 1915 году "Квадрат" Малевича приобрел совершенно новый, актуальный своему времени смысл: художник предлагал революционное искусство на благо нового народа и новой эпохи.
"Квадрат" к искусству в его обычном понимании не имеет почти никакого отношения. Сам факт его написания - это декларация конца традиционного искусства. Большевик от культуры, Малевич пошел навстречу новой власти, и власть ему поверила. До прихода Сталина Малевич занимал почетные должности и успешно дослужился до народного комиссара ИЗО Наркомпроса.

7. "Черный квадрат" - это отказ от содержания

Картина знаменовала собой явный переход к осознанию роли формализма в изобразительном искусстве. Формализм — это отказ от буквального содержания в угоду художественной форме. Художник, рисуя картину, мыслит не столько понятиями "контекст" и "содержание", сколько "баланс", "перспектива", "динамическое напряжение". То, что признал Малевич и не признали его современники, является фактическим для современных художников и «просто квадратом» для всех остальных.

8. "Черный квадрат" - это вызов православию

Картина была впервые представлена на футуристической выставке «0,10» в декабре 1915 года вместе с другими 39 работами Малевича. "Черный квадрат" висел на самом видном месте, в так называемом красном углу, где в русских домах, согласно православным традициям, вешали иконы. Там на него и «наткнулись» критики-искусствоведы. Многие восприняли картину как вызов православию и антихристианский жест. Крупнейший художественный критик того времени Александр Бенуа писал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны».


Выставка «0,10». Санкт-Петербург, декабрь 1915 года.

9. "Черный квадрат" - это кризис идей в искусстве

Малевича называют чуть ли не гуру современного искусства и обвиняют в гибели традиционной культуры. Сегодня любой смельчак может назвать себя художником и заявить, что его "произведения" обладают высочайшей художественной ценностью.

Искусство изжило себя, и многие критики сходятся во мнении, что после "Черного квадрата" ничего выдающегося уже создано не было. Большинство художников ХХ века утратили вдохновение, многие находились в тюрьмах, ссылках или эмиграции.

"Черный квадрат" - это тотальная пустота, черная дыра, смерть. Рассказывают, что Малевич, написав "Черный квадрат", долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. Впоследствии он написал 5 томов философских размышлений на тему искусства и бытия.

10. "Черный квадрат" - это шарлатанство

Шарлатаны успешно дурят публику, заставляя поверить в то, чего на самом деле нет. Тех, кто им не верит, они объявляют глупыми, отсталыми и ничего не понимающими тупицами, которым недоступно высокое и прекрасное. Это называется "эффект голого короля". Всем стыдно сказать, что это фигня, потому что засмеют.

А максимально примитивному рисунку - квадрату - можно приписывать какой угодно глубокий смысл, простор для человеческой фантазии безграничен. Не понимая, в чем великий смысл "Черного квадрата", многие люди оказываются перед необходимостью его себе придумать, чтобы было чем восхищаться при рассматривании картины.

Картина, написанная Малевичем в 1915 году, остается, пожалуй, самой обсуждаемой картиной в русской живописи. Для кого-то "Черный квадрат" - это прямоугольная трапеция, а для кого-то - это глубокое философское послание, которое зашифровал великий художник. Точно так же, глядя на кусочек неба в квадрате форточки, каждый думает о своем. А о чем подумалось вам?

Черный супрематический квадрат хранится в Государственной Третьяковской галерее. Это полотно является своеобразным манифестом супрематизма - художественного направления, созданного одним из самых известных в мире русских художников Казимиром Малевичем.

Об авторе

Малевич Казимир Северинович родился в Киеве в 1879 году, а скончался в Ленинграде в 1935 году. Созданное им течение супрематизма стало одним из первых направлений в абстрактном искусстве новейшего времени. Уже в одиннадцатилетнем возрасте будущий художник увлекся рисованием, и в течение нескольких лет учился в рисовальной школе. Его ранние работы очень близки к импрессионизму и фовизму. Переехав в столицу, Малевич недолгое время занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Уже в 1907 году он принял участие в выставке Московского товарищества художников. Именно эта экспозиция и стала первым крупным мероприятием для будущего создателя «Черного квадрата».

Во время путешествия в Париж мастер восхищался кубическими произведениями знаменитого Пабло Пикассо. Затем он стал членом группы «Алмазный нож», возглавив тем самым русское течение кубизма. Однако, уже в 1913 году появляются первые работы художника, выполненные в весьма специфичном абстрактно-геометрическом стиле, который и получил название супрематизма. Квадрат Малевича прославил художника, да и сам мастер называл его своим лучшим творением.

Что такое супрематизм?

В переводе с латинского языка это название означает «наивысший». Творчество художника всегда стремилось именно к высшему своему проявлению, Мастер не представлял себя в роли примерного последователя, он мыслил себя ярким революционером от искусства.

Такое направление, как супрематизм, стало одной из разновидностей абстракционизма. Собственно, основными характеристиками течения являются простейшие геометрические очертания: квадраты, круги, прямоугольники и прямые линии. Комбинации разных фигур плюс обилие всевозможных цветов и позволяют приверженцам супрематизма создавать невероятно яркие и такие неоднозначные произведения. Стоит отметить, что это направление в СССР было использовано не только в живописи, но также в дизайне и архитектуре.

О знаменитом полотне

Черный квадрат - это своеобразный символ обновленного понимания смысла творчества в XX веке. Малевич хотел создавать произведения, которые были бы не повторениями когда-то возникавших идей и образов, а самобытным творческим открытием. Своей картиной мастер словно бы закрыл всю историю искусства за прошедшие века.

Полотно, которое находится в Третьяковке, было создано в 1915 году. Впервые оно было представлено публике в тот же год на знаменитой выставке «0, 10». Размер картины составляет 79,5 х 79,5 сантиметров. Масло послужило прекрасным средством для написания работы, удивляющей простотой и многогранностью скрытых смыслов одновременно. Картина вот уже почти целое столетие вызывает немало споров и обсуждений. По замыслу мастера, это творение является частью триптиха, в который входят также «Черный круг» и «Черный крест». Этот триптих призван был демонстрировать, как можно использовать базовые возможности цвета и композиции.

Картина Малевича представляет саму основу цвета - белый и черный, а также основу формы - квадрат. Черные тона вызывают ассоциации с полным отсутствием цвета, а белые, в свою очередь, являются своеобразным слиянием всех цветов спектра.

Следует отметить, что искусствоведы сходятся во мнении, что этот холст не представляется возможным оценивать с позиции стандартных подходов к живописи. Работу невозможно назвать красивой или же некрасивой, она не вызывает стойких ассоциаций нравится либо не нравится. Здесь важна идея, ценность которой в новизне.

Удивительное и удивляющее произведение появилось под воздействием бессознательного, как то неоднократно отмечал сам Малевич.

Увидеть это неоднозначное полотно можно в здании на Крымском валу, 10, в шестом зале. Третьяковская галерея приобрела работу в 1929 году из Музея живописной культуры. Картину можно увидеть на фото в многочисленных художественных альбомах, издаваемых по всему миру.

19 декабря 1915 года на «Последней футуристической выставке картин 0,10», которая открылась в Петрограде, публике были представлены 39 картин Казимира Малевича. На самом видном месте, в так называемом «красном углу», куда обычно помещают иконы, висела картина «Чёрный квадрат». Выступивший на выставке Казимир Малевич объявил о наступлении нового живописного реализма - супрематизма. Термином «супрематизм» (от латинского supremus - высочайший, преодолевающий) Малевич назвал высший и последний этап искусства, суть которого заключается в выходе за традиционные рамки, за пределы видимого, умопостигаемого мира.




Совсем необязательно быть великим художником, чтобы нарисовать чёрный квадрат и поместить его на белый фон. Квадрат - самая элементарная геометрическая фигура, чёрный и белый - самые элементарные цвета. Наверное, любой человек может нарисовать такое. Но вот загадка: «Чёрный квадрат» - самая знаменитая картина в мире. Она будоражит умы миллионов людей, вызывает бурные споры, притягивает к себе массу исследователей и любителей живописи. Почему это происходит? До сих пор ответ на этот вопрос был не найден.

Многие исследователи пытались разгадать тайну «Чёрного квадрата». К каким выводам они пришли? Их множество. Вот пять основных.

«Чёрный квадрат» это:

1. Мрачное и абсолютно непонятное откровение гениального художника.
2. Образец убогости, полной безвыходности, отчаяния от своей бездарности.
3. Искусственно раздутый фетиш, за которым нет никакой тайны.
4. Акт самоутверждения сатанинского начала
5. Иудейский символ.

К сожалению, ни один из исследователей не пошел дальше поверхностного осмысления картины. Они видели только то, что лежало на поверхности картины, то есть только чёрный квадрат.

Сам Казимир Малевич неоднократно заявлял, что картина сделана им под воздействием бессознательного, а точнее - под воздействием «космического сознания». Следовательно, и картину нужно воспринимать не сознанием, а подсознанием. «Чёрный квадрат» - не просто картина, «Чёрный квадрат» - это символ космического сознания.


Все исследователи не приняли в расчёт простейшую истину, а именно - закон начертательной геометрии, который гласит так: на плоскости реально можно отобразить только плоскость. Картина является плоскостью - значит, на ней реально можно изобразить только плоскую фигуру: квадрат. Люди со слаборазвитым воображением и видят в «Чёрном квадрате» только квадрат, и ничего более. Но ведь Малевич всем дал ясно понять, что это не просто чёрный квадрат, а супрематический чёрный квадрат. То есть при рассмотрении этой картины следует выйти за рамки традиционного восприятия, выйти за пределы видимого.


Выйдите за пределы видимого, и вы поймете, что перед вами не чёрный квадрат, а разноцветный куб. В этом и заключается секрет знаменитой картины. Тайный смысл, вложенный в «Чёрный квадрат», можно коротко сформулировать так: мир, окружающий нас, только на первый, поверхностный, взгляд выглядит плоским и черно-белым. Если человек будет воспринимать мир объёмно и во всём разноцветии, его жизнь кардинально изменится. Миллионы людей, которых инстинктивно притягивало к этой картине, подсознательно чувствовали объемность и разноцветность «Чёрного квадрата», но им не хватало воображения, чтобы сделать последний шаг к осмыслению гениального полотна.


Давайте вместе сделаем этот последний шаг. Посмотрите на картину. Перед вашими глазами чёрный квадрат. Плоская одноцветная фигура. Но, быть может, это передняя сторона разноцветного куба? Ведь мы знаем, что, если строго фронтально глядеть на объемный предмет, может сложиться ложное впечатление о его плоскости. Сместите точку зрения. Выйдите за пределы видимого. Попытайтесь космическим зрением увидеть верхнюю сторону куба. Если у вас получилось, вы увидите, что верхняя сторона - голубого цвета. Она символизирует собой небо и высоту. Теперь обратим взгляд на нижнюю сторону куба. Эта сторона - зеленого цвета. Зеленый - цвет весны, природы и юности. Если вы сумели увидеть верхнюю и нижнюю стороны куба, разглядеть боковые стороны будет уже проще. Две боковые стороны куба - жёлтого и красного цветов. Правая сторона - жёлтого цвета, цвета солнца и лета. Левая сторона - красного цвета, цвета огня, тепла и любви. Самое сложное - увидеть обратную сторону куба. Для этого недостаточно взглянуть чуть выше, чуть ниже или чуть со стороны. Для этого мы должны мысленно переместиться на противоположную сторону. Мы должны поменять свою точку зрения на 180 градусов. Если это получится, то за передней чёрной стороной мы увидим заднюю белую сторону. Белый - цвет мудрости, правды и чистоты. Чёрный - цвет смерти, зла и пустоты.


Чёрный цвет поглощает все другие цвета, поэтому увидеть в чёрном квадрате разноцветный куб достаточно сложно. А увидеть за чёрным белое, за ложью правду, за смертью жизнь сложней многократно. Но тому, кому удастся это сделать, откроется великая философская формула.

«Чёрный квадрат» - не картина в общеизвестном понимании этого слова. «Чёрный квадрат» - зашифрованное послание великого не художника, а философа Казимира Малевича. Поняв истинную суть этого послания, этой формулы гармонии, вы сможете по-другому взглянуть на окружающий вас мир. Смотрите на всё с разных точек зрения, и вам откроется вся прелесть РАЗНОЦВЕТНОГО мира.


Является самой загадочной и даже скандальной в русской живописи. Многие откровенно негодуют по поводу того, что такая, казалось бы, бессмысленная картина, на которой нарисован обычный чёрный квадрат, считается настоящим шедевром русской и мировой живописи. В чём его смысл? Почему к нему приковано такое большое внимание? Ответ на этот вопрос в простых словах, без применения большого количества профессиональных терминов, попытаемся предоставить далее.

Простыми словами о смысле «Чёрного квадрата»

Точное название картины «Чёрный супрематический квадрат». Автор: Казимир Северинович Малевич (1879-1935). Картина написана в 1915 году. Холст, масло. Размеры: 79,5 × 79,5 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

Секрет популярности «Чёрного квадрата» заключается в том, что он является вершиной достижения беспредметного искусства. История живописи характеризуется не только тем, что художники стремились более точно и более выразительно передавать в своих картинах окружающий мир. Не меньшее значение художники придавали и смыслу своих картин. Таким образом ещё в эпоху Возрождения появился символизм, когда на картинах стали изображать такие вещи, которые уже немого отрывали их от реальности и указывали на некий смысл, философию, различные понятия. Эта сторона живописи, которая связана отрывом живописи от реальности и её связью с внутренним миром человека и его абстрактным мышлением, развивалась всегда и продолжает развиваться и в наше время. Одни художники использовали лишь детали в своих картинах, а другие стали создавать целые направления. Например, одним из ранних подобных проявлений в изобразительном искусстве также является импрессионизм, который был воспринят в штыки обществом того времени, но быстро был подхвачен другими художниками, которые усмотрели в таком изображении особую философскую красоту. Сюда же можно отнести экспрессионизм, кубизм, модерн и другие направления. В конце концов стремления художников были направлены в одну «точку» — достижение максимальной оторванности от реального мира.

Сначала казалось, что максимальной оторванности добились кубисты. Однако их произведения — это те же фигуры и реальные объекты, только изображённые при помощи геометрических фигур. Затем казалось, что апогея авангардной живописи добились абстракционисты, однако и здесь зачастую изображаются реальные предметы, их образы или намёк на их присутствие. После экспериментов сотен, а может и тысяч художников, вершины искусства добился Казимир Малевич, который своим «Чёрным квадратом» поставил в гонке беспредметности и оторванности от натуральности жирную точку!

Казимир Малевич стал изобретателем особого направления в живописи, которое назвал супрематизмом. Данное направление стало максимально беспредметным, независимым от всего, что окружает человека, и максимально отличающимся от всего, что художники когда-либо создавали. Супрематизм заключается в том, что здесь нет ни фигур, ни реальных объектов, ни узнаваемых форм, ни даже верх-низ, лево-право. Картины супрематистов состоят из геометрических объектов, которые ничего собой не выражают, и различных цветовых вариаций. «Чёрный квадрат» стал настоящим «символом» данного направления в живописи, выразил собой, что такое есть максимальный отрыв от реальности, максимальный разрыв с классической «старой» живописью. Более беспредметной картины, чем «Чёрный квадрат» создать невозможно. Это максимум, на что способно развитие живописи в данном направлении. Именно по этой причине картина «Чёрный квадрат» является знаковой и такой важной для мирового искусства живописи.

Казимир Малевич «Чёрный квадрат»

Любите носить красивую, стильную и необычную обувь? В интернет-магазине tolkovalenki.ru вы сможете найти большой выбор женских, мужских и детских валенок. Классические, дизайнерские, с вышивкой, аппликацией и многое другое.

Картина "Черный квадрат" Казимира Малевича (1879-1935) является одним из самых известных произведений искусства прошлого века. Она была написана в 1915 году и стала поворотным пунктом в развитии русского авангарда. Автор картины считается создателем нового направления в живописи - супрематизма, который стал настоящим вызовом всему, что было раньше в изобразительном искусстве.

Картина, которая привлекает внимание

Несмотря на кажущуюся простоту, картина "Черный квадрат" всегда привлекает к себе большое внимание и занимает особое место в выставочном пространстве. Малевич писал, что супрематизм можно разделить на три этапа, в соответствии с его тремя квадратами - это черный, красный и белый. Наиболее примечательным из трех оказалась картина "Черный квадрат". Она была написана аккуратно, единым черным тоном, без мазков и разводов.

Философия Малевича была основана на всем том, что накопилось в литературе и искусстве того периода, и одновременно шла вразрез с тем, что он пробовал ранее. Результатом этого стало появление новой изобразительной религии, в которой на циферблате была отражена исходная точка - ноль. Была создана целая концепция - от кубизма к супрематизму.

Дерзкий вызов

Картина "Черный квадрат" своей суровой простотой и открытостью вызова в отношении других изобразительных форм вызвала настоящую бурю в мире искусства. Чистота и ясность работы Казимира Малевича стали революционно новым способом восприятия и посеяли смятение в рядах интеллигенции, которая придерживалась традиционного образа мышления. Это была попытка утвердить новый мировой порядок, который ставит перед собой сложные задачи перекодирования мира и начать общение на ранее неизвестном космическом языке. Малевич позже даже назвал себя президентом пространства.

Четкое ощущение пространства

Супрематические картины автора воплощают в себе четкое ощущение пространства. Толстые местные цвета сражаются между собой в состоянии полной пластической гармонии. Белый фон всегда чистый и неразбавленный, а изображенные на нем беспредметные картины исполнены целомудрием и легкостью. Отсутствие тяжелых рам усиливает ощущение легкости и полета в пространстве.

Картина Малевича "Черный квадрат" была ключевым моментом в его живописи и стала предметом бесконечных разговоров и споров. Студенты и единомышленники художника приняли его откровение с восторгом и пониманием, и вскоре сами начали создавать произведения, отражающие подавляющее влияние мастера. Картина Малевича "Черный квадрат" на белом фоне стала символом, основным элементом в системе супрематизма, шагом в новое искусство.

Автор о своем произведении

Малевич говорил, что в 1913 году, в отчаянной попытке освободить искусство от балласта объективности, он укрылся в квадратной форме и показал картину, которая состояла только из черного квадрата на белом холсте. Критики и публика только вздохнули, ведь все, что они любили, утрачивается, они чувствовали себя в пустыне... Перед ними был только черный квадрат на белом фоне!

Малевич сокрушался, что квадрат оказался непонятным и опасным для критиков и публики... Но он этого ожидал: контуры объективного мира исчезали все больше и больше, и так далее, шаг за шагом, пока, наконец, мир и все, что любили и чем жили, потерялось из виду. Но пустыня наполнена духом необъективного ощущения, которое пронизывает все. Блаженное чувство освобождения необъективности привлекло художника обратно в пустыню, где нет ничего реального, кроме чувства... Так чувство стало главным в его жизни.

Черный квадрат - это чувство

Это не просто пустой квадрат, это, по мнению автора, скорее чувство необъективности. Супрематизм является переоткрытием чистого искусства, которое с течением времени стало заметным из-за накопления вещей. Но природа и смысл художественного творчества продолжают быть неправильно понятыми, потому что чувство, в конце концов, всегда и везде является единственным источником всякого творения. Эмоции, которые зажигаются в человеке сильнее, чем сам человек.

Картины Казимира Малевича: "Черный квадрат"

Такие названия, как «Мертвый квадрат» и «Пустота» были даны критиками. Для Малевича, однако, этот квадрат символизирует чувство, а полную пустоту олицетворяет белое поле вокруг фигуры. Автор не концентрируется на конкретном предмете и обращается к чистоте математической геометрии.

Однако "Черный квадрат" не так прост, как кажется. Даже принимая искусство нулевой степени, Малевич делает установку на напряженное восприятие рисунка, который можно прочитать двумя путями, либо это черный квадрат на белом фоне, либо это черная дыра, окруженная белой каймой. Каждый объект имеет статический фасад и внутреннюю динамику. Таково описание картины "Черный квадрат".

Революционный символ и динамический супрематизм

Так что же такое супрематизм? Понятие, созданное Малевичем, в первую очередь отражает превосходство цвета в живописи. Художник взял геометрические фигуры, ограниченную палитру и создал особый акцент на окрашенных формах, существующих на холсте в чистом виде, без сцен, пейзажей и людей.

Картина "Черный квадрат" Малевича (фото можно увидеть в статье) не является первой в новом движении, здесь был выбран совершенно другой вид объекта, нежели раньше. Несмотря на уверения автора в том, что это была первая супрематическая картина, так называемый чистый ноль, чистое начало, современная наука и рентгеновские лучи могут пролить свет на эту темную историю.

История картины "Черный квадрат"

Это было в середине Первой мировой войны, после революции 1905 года, во время продолжающихся беспорядков. Всего несколько лет спустя после написания картины, в 1917 году, вспыхнет большевистское восстание и Великая Октябрьская революция.

Картина "Черный квадрат" (фото далее можно увидеть в статье) появилась в то время, когда русское общество, хотя и было знакомо с кубизмом и футуристическими работами, не сталкивалось с работами, подобными этой. Трудно было представить художественную революцию Малевича отдельно от социальной революции, которая происходила в то время в обществе. Художник не собирался изображать какую-то конкретную и реальную вещь - это был знак Новой эпохи.

На выставке футуристической живописи

Когда Малевич представил свой черный квадрат на выставке футуристической живописи, которая состоялась в Петрограде в декабре 1915 года, он был заинтересован в том, чтобы продемонстрировать супрематизм и свою новую идею. Работа была помещена высоко на стене в углу комнаты, где картина "Черный квадрат" Малевича означала нечто большее, чем просто картину. Это было самое священное место, куда вешали православную икону в традиционном русском доме, люди в Петрограде были не исключением. Малевич хотел придать своей работе особое духовное значение, сделать ее центром экспозиции и важнейшей эмблемой своего нового стиля.

В своей дальнейшей деятельности художник не раз возвращался к фигуративной живописи, многие свои работы он подписывал небольшим черным квадратом. На его похоронах скорбящие держали в руках флаги, украшенные этим символом. Один из флагов был закреплен в супрематическом стиле на гробе покойного. На его памятнике недалеко от утраченного места захоронения изображен черный квадрат.

Черный квадрат стал не только визитной карточкой своего создателя, но и иконой искусства ХХ века.

Странная картина

Прошло более столетия с тех пор, когда была написана работа, но люди до сих пор находят ее немного странной. В чем же смысл картины "Черный квадрат"? Некоторые видят в ней окно в ночь или в загробный мир, другие видят просто черную фигуру на белом холсте. Малевич намеревался навсегда изменить представление о живописи, чтобы представить реальность в более интригующем свете, сделать что-то простое и невзрачное, но одновременно революционное. Легендарная работа, которая положила начало беспредметному искусству, была выставлена впервые 7 декабря 1915 года.

Где находится картина "Черный квадрат" сегодня? Их было несколько, первая работа (1913 г.) и третья (1923 г.) хранятся в Третьяковской галерее в Москве, а второй (1923 г.) - в Русском музее в Петербурге.

Все тайное становится явным

Почему настолько загадочной является работа, которую написал Казимир Малевич - "Черный квадрат"? Смысл картины для некоторых кажется бесконечно глубоким, а кто-то его вообще там не видит. Оказывается, целых два изображения скрыты под знаменитым шедевром. В ноябре 2015 года стало известно, что не только одна, как считалось ранее, но целых две цветные картины скрываются под черным квадратом.

Ученые расшифровали надпись, которая, как полагают, была оставлена Казимиром Малевичем. Там были такие слова: "Битва негров в темной пещере." Удивительно, но факт, картина с таким названием уже была написана французским художником Альфонсом Аллаисом (1854-1905). Вполне вероятно, что Малевич нарисовал свое творение поверх других изображений, но "Черный квадрат" был, скорее, манифестом, нежели живописью, поэтому все, что с ним связано, выглядит как одна большая и темная тайна.

Казимир Малевич: человек, который освободил живопись

Знаменитый художник был рожден на Украине, но имел польское происхождение. В подростковом возрасте он сам научился рисовать, примеряя на себя методы народного искусства. В 1907 году он переехал на постоянное место жительство в Москву. Изучал реализм, импрессионизм и символизм, постепенно вникая в историю искусства.

Важное значение для его развития имели две коллекции произведений искусства с запада. Работы Моне, Гогена, Сезанна, Матисса и Пикассо еще больше воодушевляли его в погоне за авангардным стилем, особенно его привлекали кубизм и футуризм. Затем последовал период изоляции, который дала ему Первая мировая война. Именно тогда, отрезанный от внешнего раздражения, он смог сделать большой шаг, который вылился в появление нового направления - супрематизма.

Новое понимание эмпирической реальности

Его собственные сочинения имеют сложную теоретическую базу, потому он с такой легкостью использует такой смелый абстрактный язык.

Творчество художника часто связывали с мистикой из-за его литературных интересов. Его книги часто носили философский характер. Он был очарован идеями о четвертом измерении. Однако на его восприятие искусства решающее влияние оказали воззрения российского формалиста Романа Якобсона и поэтические новации Крученых и Хлебникова. Он поделился с этими поэтами своим желанием взорвать обычную логику для того, чтобы прийти к новому пониманию эмпирической реальности.

Он был обязан также и своим коллегам - художникам Наталье Гончаровой и Михаилу Ларионову, которые разожгли в нем страсть к народному искусству и привили интерес к силе икон. Как художник, учитель и революционер, Малевич стремился опрокинуть века живописи, уходящие своими корнями в ренессансные идеалы. Это искусство, как он заявил, было просто эстетическим, в отличии от супрематизма. Утверждается, что автор черного квадрата пошел дальше, чем Пикассо или Матисс.

Казимир Малевич был основателем художественной и философской школы супрематизма. Его идеи о формах и смысле в искусстве представляют собой теоретические основы беспредметного или абстрактного искусства. Малевич работал в различных стилях, но его наиболее важные и известные работы сосредоточены на исследовании чистых геометрических форм (квадраты, треугольники и круги) и их отношении друг к другу в изобразительном пространстве.

"Черный квадрат" - икона русского авангарда

Супрематизм был одним из самых влиятельных направлений в абстрактном искусстве ХХ века. Для него были характерны простые геометрические формы: прямая линия, прямоугольник, круг, квадрат на светлом фоне означали бесконечность пространства. Идеи супрематизма успешно были воплощены в архитектуре, сценографии, графике и промышленном дизайне. В отличие от многих других "...измов", названия для которых были изобретены постфактум искусствоведами, супрематизм обязан своим рождением, существованием, развитием, теоретическим обоснованием, продвижением в массы и даже спекулятивно-космическим перспективам всего одному человеку - Казимиру Севериновичу Малевичу.

Супрематизм — это искусство, которое изо всех сил пытается вырваться из естественных форм в направлении геометрической абстракции. Рождение "Черного квадрата" не было актом рационального сознания или результатом тщательно спланированной стратегии - его появление было неожиданным и мистического даже для самого художника. Как вспоминает один из его учеников, он не мог ни есть, ни спать целую неделю с тех пор, как написал картину.

Такую простую картину смог бы написать и ребенок, хотя детям не хватило бы терпения, чтобы заполнить такую большую площадь одним цветом. Эту работу мог выполнить любой чертежник, но рисовальщики не заинтересованы в простых геометрических формах. Аналогичная картина может быть выполнена душевнобольным, но если бы он и сделал это, то маловероятно, что у него был бы малейший шанс попасть на выставку и оказаться в нужное время и в нужном месте. Именно Малевич стал автором "Черного квадрата", одного из самых знаменитых, таинственных и пугающих произведений искусства в мире.