Почему золушка. Комплекс Золушки: почему бесполезно ждать чуда . На «Золушке» могла закончиться диснеевская анимация

Каждая популярная сказка воплощает архетипы человеческого поведения. Сказки, в которых рассматриваются модели женско-мужских отношений, называются волшебными. На примере любимой волшебной сказки можно лучше понять ожидания женщины в отношении мужчины, её цель, средства, которыми она добивается цели, и многое другое.

Клиентка, назовём её О., замужем. Муж хорошо зарабатывает, имеет высокий статус, но его почти не бывает дома. О. отказалась от социальной реализации, все домашние хлопоты взяла на себя. Она чувствует себя одинокой и никому не нужной.

Для анализа модели её поведения я предложила работу со сказкой. Любимой сказкой клиентки оказалась хорошо всем известная "Золушка". Кстати, в моей практике это самая популярная сказка. Но до чего же разные все Золушки. Пожалуй, единственное, что их объединяет — потребность много работать. Ленивых Золушек я ещё не встречала.

Итак, сначала О. читает уже написанную дома сказку вслух. Я внимательно слушаю, обращая внимание на изменение голоса, мимики, жестов. Порой эта информация оказывается важнее самого содержания сказки.

Жил богач, и была у него дочка. После смерти жены мужик женился на другой женщине, которая привела в дом двух своих дочерей. И стала эта женщина мачехой для дочки мужика. Девочку звали Золушка.

Золушка помогала отцу по хозяйству вести домашние дела и быт. А старшие "сёстры" только и наряжались весь день перед зеркалом. И смеялись, как Золушка трудится. Мачеха невзлюбила дочку и давала ей задания на целый день и ночь — убрать, перебрать, постирать, подмести, сшить и т.д. Бедная девочка молча переживала все обиды и не решалась пожаловаться даже отцу, так как он полностью смотрел на всё глазами своей новой жены. Девочка от обиды забиралась за печку, где стояли мешки с золой. Сёстры и прозвали её Золушкой.

И как-то раз король устроил огромный бал. И созвал на него всех с жёнами и дочерьми. Золушка и сёстры тоже получили приглашение. Начались приготовления к балу, Золушка шила красивые платья для сестёр и делала причёски. Мачеха и сестры уехали на бал, а Золушка расплакалась, что не смогла туда попасть.

Её добрая крестная фея решила помочь девочке. Из тыквы сделали карету. Из мышей — кучера. Из ящериц — лакеев. Из старого платья — шикарное, красивое платье. И подарила Фея Золушке хрустальные туфельки. И сказала возвратиться домой до полуночи, иначе всё превратится обратно на свои места.

Золушка приехала на бал, но её никто не узнал. Принц выбежал даже её встречать. "Какая она красивая", — шептали гости. Золушка и Принц протанцевали весь праздник. И тут часы бьют двенадцать раз. Золушка очень быстро убежала, теряя на лестнице туфельку. А Принц даже не успел спросить её имени и только подобрал хрустальную туфельку.

…Издал Король "указ" — кому подойдёт туфелька, та и будет женой Принца. Очень много дворов объехал принц со свитой, но так и никому туфелька не подошла. Принц огорчился. И тут остался последний двор, где жила Золушка с сёстрами. Сестры наперебой начали примерять маленькую хрупкую туфельку, но не одной она не подошла. Принц увидел маленькую чумазую девочку, которая не привлекла его внимания. Но так как туфельку должны были примерить все, Золушке пришлось её надеть.

Туфелька оказалась впору. Сёстры и поверить не могли. Они злились на Золушку и поняли, что той красавицей на балу была она.

…Принц отвёз её во дворец и через несколько дней сыграли весёлую свадьбу.

Золушка простила свою мачеху и сестёр, так как была очень доброй девочкой.

На этом сказка заканчивается, и мы переходим к её анализу.

— Чего Золушке не хватало в начале сказки?

— Отца.

— Какие события сказки вызвали больше всего эмоций?

— Когда Золушка делала всё за всех, обидно.

— В сказке говорится про мешки с золой, которые стояли за печкой. Для чего они там хранились?

— Не знаю.

— Пофантазируй.

— Золушка могла там уединяться, к грязным мешкам с золой никто не подходил.

— Что случилось с мамой Золушки, почему она умерла?

— Мама умерла от бессилия, очень сильно переживала отношения с мужем, всё время была одна, всё сама, не чувствовала себя нужной. Душевная болезнь, нервный срыв, закрыла глаза и умерла.

— Что она хотела от мужа?

— От мужа хотела любви.

— Каких действий она хотела от мужа? Что для неё является проявлением любви?

— Хотела поддержку во всех трудностях, понимания, что нужна она одна.

— Значит, ей нужны трудности, чтобы муж мог поддержать?

— Да (с грустью). Для неё характерна неуверенность в себе, самокопание.

— У неё были сомнения, что мужу нужна она одна.

— Муж больше времени, чем жене, уделял работе, сделал состояние. Жена ему в этом помогала.

— В чём заключалась её помощь?

— Обустройство быта, сопереживание ему. В ответ она не получала того же.

— Как получилось, что отец выбрал в жены именно эту женщину — мачеху.

— Она сама женила его на себе, привлёк состоянием.

— Дай определение, кто такой "мужик". В сказке ты называешь отца — "мужик богатый".

— Мужик — тот, кто постоянно пашет, труженик.

— А мужчина — это кто такой?

— Это более благородное создание.

— А принц?

— Принц — нежное, беспомощное существо, тонкой натуры человек.

— Что общего между принцем и мужиком?

— Состояние.

— Финансовая успешность мужа была важна и для первой, и для второй жены, и для Золушки это тоже важно, я правильно поняла?

— Да, это так. Беспечная жизнь в материальном плане важна.

— Почему Фея наградила Золушку?

— Золушка была добрая, отзывчивая.

— В чём проявлялась её доброта?

— Усмешки и зло мачехи и её дочерей она принимала как должное.

— Усмешки и зло Золушка принимала как должное, это действительно полезное качество, за которое следует вознаграждать?

— Нет, конечно. Это ужасно, глотать слёзы вперемешку с обидой.

— Что Золушка могла сделать по-другому?

— Могла выразить мачехе и её дочерей своё недовольство, пожаловаться отцу (хотя он вряд ли стал бы слушать её жалобы).

— Она могла жить отдельно, самостоятельно?

— Да, могла. Отец даже помог бы ей материально.

— Мы с тобой выяснили, что жертвенность и терпение — это не те качества, за которые стоить награждать. Тогда всё-таки почему Фея наградила Золушку?

— Наверное, она дала Золушке… шанс взбодриться, подтолкнула её вперёд, но это не помогло.

— Что ей помешало?

— Привычка быть покладистой, жертвой, её мама была такой же.

— Хочу тебе напомнить, что в психологии жертвы могут быть выделены три позиции, впервые изображённые в виде рисунка психиатром и мэтром транзактного анализа Стивеном Карпманом. Он назвал этот рисунок драматическим треугольником.

Всё многообразие ролей может быть сведено к трём основным — Спасателя (С), Преследователя (П) и Жертвы (Ж).

Треугольник, в который объединяются эти роли, символизирует их связь, постоянную смену. Общение в пределах этого треугольника даёт возможность не брать ответственность за свои поступки и решения, а также в награду за это получать сильные эмоции и право не решать свои проблемы (так как в этом всём виноваты другие). Текст сказки заканчивается следующими словами: "Золушка простила свою мачеху и сестёр, так как была очень доброй девочкой". Происходит перемещение ролей героини внутри "драматического треугольника" из жертвы в спасателя. Спасение — это та же зависимость, потому что Спасителям необходимо чувствовать, что их ценят. Им не разрешено заботиться о себе и своих потребностях, поэтому они заботятся о других.

— Неважно, какую роль мы играем в треугольнике в данный момент, в конце концов, мы всегда превращаемся в жертву? Если мы в треугольнике, мы живём как жертвы?

— Да. Каждый раз, когда мы отказываемся принимать на себя ответственность, мы бессознательно выбираем роль жертвы. Что Золушка получила в конце сказки?

— Вышла замуж за принца.

— Помнишь, я тебя спросила: "Чего Золушке не хватало в начале сказки?".

— Да. Я ответила: "Отца".

— Получается, что вместо отца Золушка встретила принца. Что Золушке понравилось в принце?

— Его красота, красивые слова, которые он ей говорил.

— Но ведь он не узнал даже имени Золушки. Получается, что он ей говорил красивые слова, не зная её имени. Может быть, ему было всё равно, кому говорить красивые слова, он просто хорошо умел это делать?

— Да, это так.

— Ранее ты называла принца "беспомощное существо". Зачем Золушке такой принц?

— То, что он беспомощный даёт Золушке ощущение собственной нужности.

— В чём проявляется беспомощность принца?

— Он не в состоянии обслужить себя сам, самостоятельно гладить, убирать, готовить.

— Но, если всё это будет делать Золушка, чем её жизнь будет отличаться от жизни с мачехой?

— (с удивлением) Ничем.

— Золушке не хватало отца, в конце сказки она вышла замуж за принца, то есть нашла символического отца, но оказалось, что в её жизни ничего принципиально не изменилось. Она будет также гладить, убирать, готовить, как это делала, живя с мачехой. Она будет вести себя так, как её мама, не ощущая себя нужной и умерев от бессилия и одиночества. Что же тогда на самом деле является целью жизни Золушки?

— Быть нужной для мужчины, который рядом.

— Сколько лет было Золушке, когда умерла её мама?

— Что происходило в твоей жизни, когда тебе было 17?

— Ничего особенного, заканчивала школу.

В это время я внимательно рассматривала генограмму, добавив к году рождения А. 17 лет. Родилась она в 82 году. Какие же важные события происходили в её семье в 99 году? Практически одновременно мы произнесли: "умер отец". Отец О. трагически погиб под колёсами автомобиля, на тот момент у него давно уже была другая семья. Мама О. рассталась с её отцом, когда О. было 11 лет, не выдержав его постоянных измен. Сейчас стало понятно, почему в начале анализа на мой вопрос: "Чего Золушке не хватало в начале сказки?", она ответила: "Отца" .

— Если бы ты могла сейчас изменить сказку, что бы ты изменила?

— После смерти матери Золушка бы стала жить самостоятельно. Встретила надёжного, верного мужчину.

— Где его можно встретить?

— Среди тех, кто трудится.

— Что дало бы Золушке ощущение того, что она нужна своему мужчине?

— Его слова благодарности за заботу, отзывчивость на просьбы, совместное налаживание быта и вообще совместное времяпровождение.

Изменение отношения к мужу у О. случилось позднее, а в результате анализа сказки произошло осознание следующих моментов:

  1. О. копирует мамину модель поведения,
  2. серьёзной травмой для неё является потеря отца (сначала его уход из семьи, затем смерть),
  3. существует желание заменить отца мужем,
  4. пассивная позиция (выполнение указаний мачехи и сестёр, феи, принца),
  5. отсутствие контакта с собственными желаниями (в сказке не упомянуты желания героини),
  6. нахождение в драматическом треугольнике, установка жертвы — терпение и смирение — это хорошо,
  7. привычка к уединению как способ решения проблем.
Это здорово, ребята. Верьте нам в этом.

В эту пятницу (13 марта) по всей стране зрители влюбятся в «Золушку»... снова. Уже в который раз.

Тем не менее, мы сообщаем вам, что режиссер Кеннет Брана, Лили Джеймс – исполнительница главной роли, очень приятно пересказали, хоть и чрезвычайно знакомую, но абсолютно волшебную историю Золушки так, что любой взрослый (даже бездетный!) при просмотре почувствует себя совершенно счастливым.

И вот почему:

1. Химия между двумя исполнителями главных ролей очаровывает.

Единственный наиболее важный элемент в истории любви – химия между двумя исполнителями главных ролей, так что спасибо тебе, фея-крёстная, за изначальную химию Джеймс и Ричарда Мэддена. Многие сказки превращают исполнительниц главных ролей в этаких девиц, а их принцев в мягкотелых типов без индивидуальности, но «Золушка» позволяет охарактеризовать Джеймс как решительную, а принц Кит в исполнении Мэддена на самом деле достоин звания «Прекрасный».

К тому же мы на самом деле полагаем, что, встретившись до большого бала, вместо обычной «любви с первого взгляда» при помощи потрясающей ситуации с бальным платьем, оба эти персонажа влюбились в особенности личностей друг друга.



2. Кейт Бланшетт заставляет зло выглядеть здорово.

Гламурная, физически впечатляющая Бланшетт отработала каждый цент из, вероятно, астрономического гонорара, полученного за «Золушку». Хорошо украшенная актриса полностью доминирует в каждой сцене, где появляется, что прекрасно подходит к этой теме. Вы с легкостью можете увидеть, почему Синди подчиняется каждой ее команде, и к концу фильма, MTV News одновременно страшились ее появления и стремились к ее разоблачению, – красноречивый символ великой злодейки.



3. Костюмы и сценография – натуральное сказочное волшебство.

Гипнотическое синее бальное платье Сэнди Пауэлл уже стало культовым, и это только после предварительных просмотров. К счастью, остальной дизайн фильма так же очарователен: небольшое, но идиллическое, расположенное на скалистых склонах, королевство принца Кита выступает в качестве идеального места для волшебного романа. Проще говоря, в следующем году мы ожидаем увидеть «Золушку» в списке номинантов по костюмам и воплощению дизайна костюмов.



4. Он разноплановый.

Конечно, большинство исполнителей «Золушки» белы как снег, но они наняли несколько вспомогательных актеров с другим цветом кожи, и не только играть представителей класса слуг. И это, определенно, шаг в правильном направлении.



5. Исполнители ролей второго плана ужасно забавны.

Хелена Бонэм Картер, как причудливая, гламурная добрая фея-крёстная, которая распознает в нелепой стекляшке обувь? Есть. Восхитительная выдающаяся Хейли Этвелл, как невероятно совершенная мать Золушки? Дважды есть. Стеллан Скарсгард, как злодей герцог в комплекте с подкрученными зловещими усами? Есть, есть, есть.

Мэдден и Джеймс великолепны, но они, конечно, не знаменитости – так Брана принял мудрое решение, когда подобрал на роли стада гусей звезд большого экрана (и Этвелл, которая достаточно скоро появится там ), что пополнит кассу долларами.



6. Они действительно рискнули со всеми этими животными штучками.

К их чести, искренностью Золушка приближается к некоторым наиболее манерным, наиболее волшебным элементам сказки. (В отличие от версии Дрю Бэрримор в «Истории вечной любви» 1998 года, которую мы так же любили.) Здесь нельзя найти ничего издевательского, что особенно заметно при таких волшебных моментах, в основном, с друзьями-животными Золушки. Они говорят с ней (просто не на английском) и существенно наделены человеческими качествами, но ничто не выделяется так сильно, как превращение феей-крестной ящерицы в ящерицу-человека, и актер в полном смысле слова исчезает. Ради. Этого. Вы поймете, когда увидите это. Он – мой настоящий герой.



7. Это невинная забава.

Все вышеупомянутое в основном выражается в этом одном простом моменте: «Золушка» – чистая, невинная забава. Вы можете потеряться в его физической красоте, милых, все еще старомодных представлениях о романтике, его магии, и у большинства его персонажей нет и следа пессимизма или постыдности.

Конечно, вы как сформировавшийся взрослый, вероятно, понимаете, что не должны полагаться на прекрасного принца, который унесет вас прочь, но в отсутствие какого-либо низкопоклонничества, анти-феминистских элементов, которыми приправляли истории о Золушках прошлых лет, нет причин не любить «Золушку».

7 причин, почему «Золушка» является волшебно обязательной для просмотра

Знакомый с детства заманчивый сюжет про падчерицу, которую вся женская половина семьи заставляет работать с утра до ночи, а некогда любящий отец тихо отмалчивается, боясь гнева супруги, продолжает кочевать по просторам литературы, театра и кино. За терпение и усердие Золушку и ее современных клонов непременно ждет награда: однажды появится Прекрасный принц, и ее жизнь изменится навсегда, в чем поможет добрая Фея. И далее, как и положено, они будут жить долго и счастливо.

Но это не так, считает Люция Сулейманова, автор книги «Как попасть во дворец, если ты не Золушка». Сказка столетиями вводила всех девушек мира в заблуждение, что роль Золушки - самая выгодная. И миллионы из них пытались повторить ее судьбу. Все это время Мачеха и ее дочери были незаслуженно отнесены в черный список злых героинь. А Фее была отведена роль исполнительницы чужих желаний и не более того. Да и Принц вовсе не тот избранник, за которым стоит бежать, роняя хрустальные туфли.

Сюжет сказки и роли каждой из ее героинь не так прямолинейны и однозначны. И принц не так прекрасен, как кажется на первый взгляд. «Я, как и многие советские девочки, тоже когда-то верила, что быть Золушкой хорошо. Это убеждение поддерживалось культурой. Только так, набравшись терпения, можно получить приз: любовь, руку и сердце Принца», - говорит психолог. Но почему тогда многие из нас ведут себя как Золушки, но приза и королевского дворца все нет и нет. Обманчив и финал, согласно которому с последней страницы начинается счастливая, долгая и безоблачная жизнь молодоженов.

Почему психолог выбрала эту сказку, ведь есть множество других историй, которые любимы во всем мире и на героинь которых равняются миллионы девочек, девушек и женщин?

«Я много работаю на Западе, эту книгу мне вообще заказали итальянцы, пишу ее на русском, а переводим на французский и английский, - рассказывает автор. - Мы остановились на «Золушке», потому что в ней, как ни в какой другой популярной сказке, собраны все архетипы, которые мы встречаем в жизни и в которых узнаем себя и других. В ней разыграна та стадия, когда люди начинают отношения, и нам интересно, как они могут развиваться дальше».

Сказку пора перечитывать взрослыми глазами опытных людей, отменив стереотипы и привычные трактовки, считает она.

Заблуждение 1: эта сказка об удаче и вечной любви

На самом деле сказка об отношениях на определенном этапе и о браке со всеми его реалиями.

«Со временем я осознала, что мы неверно понимаем сказку о Золушке, а точнее, неэффективно используем ее подсказки, - объясняет Люция Сулейманова. - Что мы думали об этой истории в детстве и продолжаем думать во взрослой жизни? Что там реализуется мечта простой девочки стать принцессой. Ах, вздыхали мы, Золушка такая удачливая! Если быть такой же, тебя все будут любить, а потом стоит только потерпеть и подождать, и в конце непременно будет приз в виде свадьбы с Принцем».

В какой-то степени сказка рассказывает об успехе, ведь каждый герой реализует свою стратегию получения желаемого результата. Но в большей степени в ней показаны женско-мужские отношения на определенной стадии. У семьи Мачехи и Лесничего есть желание выдать кого-то из дочек замуж. И романтические отношения - а именно они показаны в сказке - лишь часть брака, причем малая.

Принц - выросший без матери мальчик со всеми вытекающими

«Жизнь поменялась, и отношение к Золушке как хорошему безропотному исполнителю, который в конце получает большую конфету, перестает быть актуальным. Нам только кажется, что сюжет этой сказки вечен именно в своей неизменности. Нет, времена изменились. Архаичному, в старинном духе описанному типажу Золушки, играющему на базовых потребностях мужчины, в современном мире не выжить. Спасать свою женщину и принимать на себя полную ответственность за ее судьбу современные мужчины уже не хотят. И они не готовы, как в прежние времена, поймав свою «добычу» - красавицу в хрустальной туфельке, - остаться с ней навсегда. Теперь мужчина предпочтет, чтобы женщина, ведущая себя как Золушка, все же могла за себя постоять».

Заблуждение 2: принц - это будущий амбициозный Король, только еще не выросший

На самом деле Принц имеет амбиции, но боится проявлять их во дворце и во власти.

Наш Принц - выросший без матери мальчик со всеми вытекающими: не получивший материнского тепла и ресурса и не сепарировавшийся от нее. Его интересуют прогулки по полям и лесам - это безопасная сфера, где его амбиции могут проявляться, не боясь конкуренции с сильным отцом. От него ждут амбиций, но при всем его наращенном эго он не амбициозен в привычном понимании (корона, жажда власти, многочисленные подданные) - ему не нужно расширять и укреплять государство, подыскивая выгодную партию среди именитых принцесс. Он заложник своего статуса. К тому же он так устал от постоянной охоты на него разных потенциальных невест, что, завидев красивую девушку, не преследующую его, обратил на нее внимание.

Он хотел быть свободным при минимуме ответственности. От него все, начиная с отца и заканчивая подданными, чего-то ждут и требуют. Золушка же ничего не требовала, принимала его таким, каков он есть. И он нисколько не обманывал ее, рассказывая о радужных перспективах их будущего. Просто он как истинный романтик верил в собственную сказку.

Заблуждение 3: Золушка - удачливая яркая девушка

На самом деле Золушка - безынициативная скучная исполнительница, которой через два года Принц изменит. «Истинная Золушка часто формируется в семье, где она - старшая сестра, нянька для младших детей или девочка, рано потерявшая мать и принявшая на себя функции хозяйки, или нелюбимая падчерица, или ребенок эмоционально холодных родителей, изо всех сил старающийся заслужить их одобрение».

Взрослой Золушке по уровню энергетики 6-7 лет. Она хорошая девочка, которая выполняет чужие желания, чтобы угождать и нравиться, в первую очередь отцу. «Иногда они становятся хорошими секретаршами, нередко пожизненно. Часто это молодые жены из категории «принеси-подай», которые красиво сопровождают статусного мужа. Некоторые пребывают в этой роли всю жизнь, удивляясь, почему им каждый раз попадаются не те принцы».

По сути, Золушка так и осталась не выросшим инфантильным ребенком, привычно исполняющим чужие указания и совершенно лишенным собственного опыта. Но какое-то внутреннее чутье подсказало ей единственную верную стратегию: спасаясь бегством, чтобы успеть сохранить временную, не свою маску до последнего удара часов, она пробуждает в Принце инстинкт охотника.

Принц стал бы все чаще посматривать на фрейлин

«Это самая разумная стратегия для нее, и она срабатывает, - считает автор книги. - После свадьбы поначалу они наслаждались друг другом. Она смотрела на него с восхищением. Но время шло, и Принц с некоторой неловкостью стал ощущать скуку все сильнее и сильнее. Милые привычки, словечки и оплошности простушки Золушки уже не забавляли, а раздражали. Ее робость и жалкая улыбка смущали. Она ведет себя как щенок, готовый руки лизать и вилять хвостом! Она такая пассивная, совсем ничего не может без указаний и руководства. А секс… Какой же скучный был с ней секс - поначалу привлекающий своей робостью, но позднее предсказуемый и правильно-безынициативный. И Принц стал все чаще посматривать на фрейлин, которые образованнее и ярче его жены».

Заблуждение 4: роль Золушки принимается раз и навсегда

На самом деле мы в течение жизни примеряем все женские роли из сказки. Реальные отношения в жизни бывают ориентированы на связь (ее называют по-разному: любовь, нежность, близость) и статус. «Если женщине важен статус, то она закроет глаза на отсутствие нежности и теплоты от партнера. И мы видим, что часть героев ориентированы на связь, а часть - на статус. Там, где статус, - всегда амбиции, например, у Мачехи и ее дочек.

Но если рассмотреть сюжет и поведение героев в разрезе отношений, то выясняется: каждый образ - это не отдельный автономный персонаж. Это мы сами, но в конкретных ситуациях и на конкретных этапах жизни и отношений. В разные моменты нужны разные амплуа. Иногда они используются неуместно, и тогда можно услышать: «Ты ведешь себя как ребенок». Это значит, в этот момент в вас не вовремя проснулась Золушка.

Заблуждение 5: хочу быть только Золушкой

Нужно понять, кто вы на сегодняшний момент и насколько ваша текущая роль эффективна - может, пора ее поменять?

«Если застрять в определенной роли, то отношения, а мы помним, что эта сказка именно о них, не будут развиваться и с высокой вероятностью завершатся, оставив после себя разочарование и горечь. Стоит проверить, какую роль на данном этапе вы играете. Что она вам дает, какие ограничения накладывает? Не задержались ли вы в ней? Это не значит, что от роли Золушки нужно однажды и навсегда избавиться, как от ненужного, отслужившего свое балласта. Нет, очень важно сохранить в себе Золушку как магическую составляющую внутреннего ребенка, историю магического мышления, действенную веру в чудо, силу желания и системность».

Золушка - это девочка 6-7 лет, всеми силами оправдывающая ожидания семьи, поэтому она исполнительна. Мачехина дочка - пубертат, когда море по колено и сам Господь Бог не конкурент. Там много самоуверенности и гормонов, иногда отключающих мозг. Порой, желая достичь какой-то цели: карьеры, штампа в паспорте с желанным принцем, мы разучиваем именно эту роль.

Меган Маркл если и была Золушкой, то только до того момента, как вошла во дворец

Мачеха - это «антикризисный менеджер», который для стратегической задачи семейной системы принимает непопулярные решения. Часто, когда в семье нет денег, муж залежался на диване или дети перестали понимать, чего хотят, в женщине «включается» Мачеха.

Фея - женщина, исполняющая чужие желания, потому что не может иначе. Она прирожденный спасатель или Бэтмен в юбке. «Часто женщины совершают ошибку, становясь феями сразу после свадьбы. Ко мне нередко приходят дамы зрелого возраста после развода, которые долгие годы давали ресурс мужу, отцу их детей, поднимали его, полагая, что детям нужен стабильный и успешный отец». Сейчас, когда дети выросли, разлетелись, их мужчина решает начать все с чистого листа с другой женщиной - Золушкой или Мачехиной дочкой. Многие думают, что известные женщины - Наталья Водянова, леди Диана, молодая жена принца Гарри Меган Маркл - и есть современные Золушки. Но они если и были таковыми, то ровно до того момента, как вошли во Дворец. А дальше они сбросили хрустальные башмачки и сменили роль на ту, которая помогла им закрепиться на новой высоте. Чего, увы, сказочная героиня не сделала».

Об эксперте

Клинический психолог, управляющий партнер Центра образовательной кинесиологии, эксперт федеральных телеканалов по вопросам отношений в семье и бизнесе, автор книги «Как попасть во дворец, если ты не Золушка». Ее сайт .


«Выпрями спину, ты же будущая принцесса», - говорит женщина за соседним столом в ресторане. Она обращается к дочке лет пяти, которая действительно выравнивает спинку, умильно поджимает губу и осторожно подносит вилку к макаронам. Каких-то династических признаков у ребенка я при этом не вижу, но мама знает лучше. «Фу, как ты растрепалась! Такую принц никогда не полюбит», - раздается на детской площадке питерского двора. Это мама хочет расчесать шестилетнюю Любочку, которая играет со своими подружками в догонялки. Принц в планы девочки в этот момент точно не входит.

Принц и принцесса - персоны для современного человека мифические. Нет, конечно, в Европе сохранились династии, но давайте будем честны: эти ребята давно уже не походят на персонажей, которых хочется ставить в пример детям, они обычные люди с земными проблемами. Поэтому мне кажется, когда мама говорит что-то подобное, она вкладывает в эти слова образ героя, взятого из детской литературы, понятный ее чаду. И я, как человек, пишущий сказки и с удовольствием читающий чужие, предлагаю подумать о том, что мы несем своим дочерям, желая вырастить из них принцесс, ожидающих принцев? Давайте возьмем за основу, например, всем известную «Золушку».

Это не только узнаваемая, но и древняя сказка: встречалась она на египетских папирусах, существует ее итальянский пересказ начала XVII века, французский вариант Шарля Пьеро и, конечно, кровожадная и потому наиболее приближенная к жизни версия Братьев Гримм. Но важно то, что сюжет, согласно которому бедная девушка чудом оказывается на балу, где в нее влюбляется принц, выходит за него замуж, и уже это само по себе является счастливым концом, сегодня вызывает сомнения.

Эта история, как и любая другая, идущая из народа и лишь записанная сказочниками, придумана простыми людьми далеко не в XXI веке. Передавалась она из уст в уста в крестьянских домах в бедных кварталах городов сотни лет назад. В те времена единственным шансом женщины повысить свой социальный статус было выйти замуж за человека выше по положению. Наверное, тогда «выйти замуж за принца» действительно было счастливым «концом» не только для самой девушки, но и для всей ее семьи. Хотя и тут мне хочется усомниться, потому что слишком уж много возникает вопросов. А как себя чувствовала Золушка, когда она оказалась на приеме в честь датского посла и выяснилось, что все говорят на иностранных языках, а она нет? А им было, о чем поговорить с принцем, увлеченного древнегреческой философией? А каково было самой Золушке чувствовать себя бедной родственницей? А ее папа был желанным гостем во дворце?


Сценарий «выйти замуж за принца» уже давно не является идеалом женского счастья, да и «жениться на принцессе» - спорный вариант для современного мужчины. Счастливым в нашем бурное свободолюбивое время можно назвать союз максимально равных и созвучных между собой людей. Конечно, стопроцентных совпадений не бывает, но глупо отрицать тот факт, что чем больше общего у пары, в том числе в социальном статусе, тем меньше коэффициент сопротивления и тем лучше состыкуются шестеренки сложного механизма под названием «семья». Так почему до сих пор звучат все эти «принцессы» и «принцы» в педагогических речах родителей абсолютно не королевского происхождения?

Приходишь потом в ресторан «Ginza», а там все столы золушками забиты, только принцев нет, а если есть, то лысеющие и с барсетками. Девушек хозяева дорогих ресторанов называют не «принцессами», а «чайками», потому что те только заказывают чай и часами ждут. Мне не жалко рестораторов, столов, принцесс с лысеющими принцами, пусть сидят, но я бы не желала такой судьбы своим дочерям.


Справедливости ради, замечу, что историй с подобным сюжетом, идущих из прошлых веков, много: «Рапунцель», «Белоснежка и розочка», немецкий и шведский фольклор, наш русский Иван-дурак тоже в конце каждой сказки не прочь на царевне жениться. А в «Золушке», кроме выделенной мной сюжетной линии, можно найти много полезного для современной девочки: не встречать по одежке, судить о человеке по его поступкам, не держать зла и уметь прощать. Это лишь маленькая часть того, на что можно обратить внимание ребенка в этой красивой древней истории. Ну а выйти замуж за принца - если только очень захочется.