Почему в народном творчестве появились докучные сказочки. Докучная сказка. Происхождение докучных сказок

Народное творчество и народный фольклор.
Существует множество жанров, форм устного народного творчества, народного фольклора. Былины, сказки, песни, загадки, потешки, небылицы, пословицы, поговорки и многое, многое другое.
Кажется, что на каждый случай жизни, на каждое событие в народе придумали свой жанр фольклора и это действительно так.
Многие ученые считают, что народный фольклор - это не просто развлекательное, забавное произведение, это своего рода первый учебник, который изучал в прошлом каждый человек, начиная с пеленок. Это сборник народной мудрости, в котором есть ответы на все вопросы.
Я предлагаю узнать о том, что такое докучная сказка, почитать примеры докучных сказок и даже самим попробовать сочинить докучную сказку.

Что такое докучная сказка.
Давайте сперва подумаем о том, что же означает само слово Докучная. Вряд ли, много найдется сейчас людей, которые знают значение слов Докучный, Докука и некоторых других. Все эти слова использовались в прошлом, но сейчас совершенно вышли из нашей речи.
И только одно слово мы точно могли слышать в детстве если не от родителей, то от бабушек и дедушек обязательно
Это глагол Докучать.
- Не докучай мне! - говорила бабушка, занимаясь любимым делом. И мы сразу понимали, что она просто просит не мешать, не отвлекать ее. Ведь у каждого взрослого есть целый ряд скучных, но обязательных занятий, помимо игр и развлечений с ребенком. Конечно детям это утверждение кажется странным, ведь что может быть интереснее игр с ними!, но тем не менее это правда.
И если глагол Докучать означает Мешать, Надоедать, то слово Докука означает Помеха. В словарях дается вариант Надоедливая просьба, и это тоже верно.
Тогда Докучная сказка - это история, которую придумывают взрослые, чтобы избавиться от помехи в лице ребенка. Заставить его заняться чем-то другим, а не отвлекать родителей докучливыми просьбами и требованиями.

Сюжет докучной сказки.
Докучная сказка может говорить о чем угодно, но в ее построении есть свои законы и закономерности. Они объясняются целью докучной сказки - избавится от назойливой докуки.
А потому докучная сказка всегда небольшая по объему, но может повторяться до бесконечности, пока язык не отсохнет.
Представьте себе ситуацию. Малыш хочет играть, а мама должна приготовить обед. Ребенок кричит, требует сказки, продолжения банкета, и что делать маме? Сейчас есть телевизор и мультики, а в прошлом она предлагала ребенку короткую сказку, которую можно повторять и повторять. И вот ребенок уже сам повторяет слова сказки, но не может добраться до ее конца.
У попа была собака, поп ее любил.
Она съела кусок мяса, поп ее убил
И в могилу закопал и на могиле написал
У попа была собака...
Концовка докучной сказки не просто неожиданная, фактически ее нет, и дойдя до конца слушатель оказывается в начале.
Но часто к докучным сказкам относят и истории, которые рассказчик резко обрывает на середине. То есть вообще истории без конца. Это не совсем верно, потому что такие истории скорее были призваны вызвать обиду у ребенка, подразнить его. Конечно обиженный ребенок тоже отставал от родителей, и главная цель сказки оказывалась достигнута. Но это скорее сказки-дразнилки.
Дело было встарь.
Жил ленивый царь.
Не любил царь труд.
У царя был пруд.
А в пруду был рак.
А кто слушал тот дурак!

Примеры докучных сказок.
Сказка про Попа и его собаку - одна из самых известных докучливых сказок. Наверняка каждый может привести и другие известные примеры.

Про ворону и мост:
Ехал как-то через мост, глянь - ворона мокнет
Положил ее на мост, пусть ворона сохнет.
Еду снова через мост, глянь - ворона сохнет.
Положил ее под мост, пусть ворона мокнет...

Журавль.
Жил-был журавль
Поставил стог сенца
Не начать ли нам с конца?

Рыба и гуси.
Жил-был карась - вот и сказка началась
Жили-были два налима - вот и сказки половина
Жили-были два гуся - вот и сказка вся!

Кол и мочала.
На дворе кол
На колу мочала
Начинай читать сначала.

Учимся придумывать докучные сказки.
Вы можете мне не поверить, но докучную сказку можно придумать про что угодно. Не обязательно она должна сразу получиться складной и интересной, но ведь это будет ваш первый опыт. А потому некоторая угловатость сказки, сочиненной ребенком вполне простительна.
Давайте вместе сочиним пару докучных сказок, чтобы понять принцип, последовательность действия.
Сказка с бесконечным концом.
Выбираем любой предмет или объект. Например дерево, которое растет за вашим окном. Не надо выдумывать что-то сложное. Используем уже придуманные народом приемы.
Сел голубь на ветку
Посмотрел на Светку
Смотрел, смотрел и упал
Поднялся, крыльями замахал
Сел голубь на ветку...
Мы использовали повторение одного действия - голубь садится на ветку. Но чтобы получилась сказка, нам пришлось придумать как он упал с ветки и взлетел обратно.
Сказка с неожиданным концом.
Также выбираем тему, все что придет в голову. И после пары предложений резко обрываем историю. Можно даже сперва придумать концовку, то как мы оборвем историю, а потом уже придумать ее начало.
В магазин пошел Иван
Чтоб купить себе диван.
А как купит он диван
Расскажу тебе финал.
Теперь вы знаете, как сочинять докучливые сказки и что они из себя представляют.

Как многолика сказка! И между тем этот фольклорный жанр делится еще на несколько групп, в одной из которых находятся присказки и докучные сказки. Это шуточные фольклор для детей. Сказка не ради сказки, а ради забавы. Короткие, без основного действия и завершения, эти произведения народного творчества созданы, чтобы рассмешить, запутать маленького слушателя. Неожиданный обман раскрывается после первых двух строчек сказки, многочисленные повторы и вот уже у детей крик недовольства или веселый смех. Ага, надули!

Докучные сказки

Докучные сказки можно поставить на одну ступеньку с потешками и прибаутками. Этими коротенькими сказочками по мнению В. Проппа, рассказчик хотел угомонить детей, которые бесконечно просили рассказывать сказки. И неудивительно докучные сказки коротки и вместе с тем бесконечны: "... начинай читать сначала...".

Часто это смешное короткое повествование, смахивает слезы обиды на глазах ребенка от того, что сказку ему не хотят рассказывать. Дети быстро запоминают докучные сказки и с удовольствием повторяют их.

В некотором царстве,
В некотором государстве
Жил-был царь, у царя был сад,
В саду был пруд, в пруды был рак…
Кто слушал - тот дурак.

Хочешь сказку про лису? Она в лесу.

На улице лето, под окошком - лавка,
В лавке елец - сказке конец!

Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце том елец; тут и сказочке конец.

Был себе царь Додон.
Построил он костяной дом.
Набрал со всего царства костей.
Стали мочить - перемочили,
Стали сушить - кости пересохли.
Опять намочили.
А когда намокнут - тогда доскажу!

Жил был царь, у царя был двор,
На дворе был кол, на колу - мочало;
не сказать ли сказку сначала?

Плавал и плавал у плотины карась…
Сказка моя уже началась.
Плавал и плавал карась у плотины…
Сказка рассказана до половины.
Поймал бы я Вам за хвост карася…
Да жаль, что сказка рассказана вся

Расскажу я Вам сказку про белого бычка... Вот и сказка вся!


- Расскажи!
-Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи…
- Рассказать ли тебе докучную сказочку?
-Не надо.
- Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо…
- Рассказать ли тебе докучную сказочку? (и так далее)

Рассказать сказку про гуся?
- Расскажи.
- А она уже уся.

Рассказать сказку про утку?
- Расскажи.
- А она ушла в будку.

Присказки

Присказка - она же в народе побасенка, присказулька - повторяется во многих сказках, и следует до зачина основного повествования. Часто присказка не связана с основным текстом сказки. Она как бы предвосхищает, готовит слушателей, открывает оконце в мир сказочного действа. Русскую присказку легко узнать. Это повторяющиеся во многих сказках 2-3 предложения. "Жили, были..." и т.п.

Иногда народная присказка становится нарицательной и при этом она располагается в основном повествовании: "Сивка бурка вещая каурка", "по локоть в золоте, по колено в серебре", "...повернись ко мне передом, к лесу задом".

Удивительно, но присказка может располагаться и в конце сказки. Тогда она завершает сказание и ребенок, слушающий или читающий, понимает, что сюжет повествования выдуман "...и я там был, мед пиво пил...", "...по усам текло, в рот не попало..". Часто эти последние строчки вынуждают детишек посмеяться: "...синь кафтан, а мне казалось скинь кафтан...". Иногда сказка заканчивается пословицей и подводит итог или выявляет мораль сказки.

Присказки

Сказка от начала начинается, до конца читается, середке не перебивается.
Чур, мою сказку не перебивать; а кто ее перебьет, тот трех дней не проживет (тому змея в горло заползет).
На море океане, на острове Буяне.
Это присказка - не сказка, сказка будет впереди.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
В некотором царстве, в некоем государстве.
В тридесятом царстве.
За тридевять земель, в тридесятом государстве.
Под темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком.
Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
Полымя из ноздрей, пар (дым) из ушей.
Огнем дышит, полымем пышет.
Хвостом след устилает, долы и горы промеж ног пускает.
С молодецкого посвисту пыль столбом.
Конь копытом бьет, удила грызет.
Тише воды, ниже травы. Слышно, как трава растет.
Растет не по дням, по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет.
Во лбу светел месяц, в затылке часты звезды.
Конь бежит, земля дрожит, из ушей полымя пышет, из ноздрей дым столбом (или: полымя из ноздрей, дым из ноздрей).
По локоть в красном золоте, по колени ноги в чистом серебре.
Облачается небесами, подпоясывается зорями, застегивается звездами.
Утка крякнула, берега звякнули, море взболталось, вода всколыхалась.
Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом!
Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди!
Стань передо мной, как лист перед травой!
Ясни, ясни на небе, мерзни, мерзни, волчий хвост.
Ни словами (ни в сказке) сказать, ни пером описать.
Из сказки (из песни) слово не выкидывается.
Не за былью и сказка гоняется.
Полетела птица синица за тридевять земель, за си: море-окиян, в тридесято царство, в тридевято государство.
Берега кисельные, реки сытовые (молочные).
На поле-поляне, на высоком кургане.
В чистом поле, в широком раздолье, за темны лесами, за зелеными лугами, за быстрыми реками, крутыми берегами.
Под светлым месяцем, под белыми облаками, и частыми звездами и пр.

На море, на окияне, на острове на буяне стоит бык печеный: в заду чеснок толченый, с одного боку-то режь, а с другого макай да ешь.
На море, на окияне, на острове на буяне лежит бел горюч камень алатырь.
Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли.
Не сизый орел, не ясный сокол подымается...
Не лебедь белая (серая) выплывала...
Не белы снеги в чистом поле забелелись... |
Не черны леса дремучие чернеются...
Что не пыль-поле подымается...
Не туман сизый с раздолу под мается...
Свистнул, гаркнул, молодецким посвистом, богатырским покриком.
Вправо поедешь (по раздорожью) — коня потеряешь; влево поедешь самому живу не быть.
Доселе русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а ныне русский дух в очью является.
За белы руки принимали, за столы белодубовы сажали, за скатерти браные, за яства сахарные, за питья медвяные.
Чудо-юдо, мосальская губа.
Мертвой и живой воды добыть.
Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает.

Я там был, пиво пил; пиво-то по усу текло, да в рот не попало.
Стали жить поживать, и теперь живут, хлеб жуют.
Стали жить поживать, ума наживать, а лиха избывать.
Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в не попало, на душе пьяно и сытно стало.
Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.
Жил-был царь овес, он все сказки унес.
Я там был, вместе уху хлебал, по усу текло, а в рот не попало.
Стал по-старому поживать, лиха не знать.
Подали белужины - остался не ужинавши.
Стал жить да бывать, хлеб жевать.
Когда насыплет (доскачет, доживет), тогда и дальше скажу, а пока мочи нет.
На том пиру и я был, мед-вино пил, по усам текло, да в рот не попало; тут меня угощали: отняли лоханку от быка да налили молока; потом дали калача, в ту ж лоханку помоча. Я не пил, не ел, вздумал утираться, со мной стали драться; я надел колпак, стали в шею толкать!
Я там обедал. мед пил, а уж какая была капуста - ино теперь в роте пусто.
Вот вам и сказка, а мне бубликов связка.

Присказки и докучные сказки для детей очень интересны. Они не просто занимают ребенка, но и позволяют тренировать память, развивать фантазию, но и делают мир детства шире и интереснее.

Относятся к русскому устному народному творчеству. Они имеют ряд характерных особенностей, позволяющих выделить их среди остальных: несколько раз повторяющиеся элементы, недолгое повествование, часто не наделенное особым смыслом.

По сути, докучная сказка - это короткий рифмованный стишок, который можно читать детям младшего возраста (два-три года) неограниченное количество раз. В данной статье будут рассмотрены вопросы о том, откуда берет начало докучная сказка, как она влияет на развитие ребенка, какова практическая польза от ее чтения детям.

Происхождение докучных сказок

Докучная сказка возникла еще в Древней Руси. Предположительно первыми сочинителями этих творений стали «уставшие» сказочники, которые хотели отделаться от надоедливых слушателей. Они придумывали эти небольшие истории на ходу, затем рассказывали их тем, кто приставал к ним с просьбой, и благополучно уходили. Недоуменные слушатели предпринимали многочисленные попытки разъяснить себе смысл этих сказок, поэтому стали передавать их из уст в уста. Возможно, люди между собой начали повторять эти истории по нескольку раз, передавая друг другу смысловую нагрузку и заученные лексические конструкции.

Название «докучная сказка» происходит от слов «надоедать», «докучать». Обратите внимание, что когда много раз подряд читается одно и то же, звучат повторяющиеся фразы, это вызывает чувство скуки и появление некоторого раздражения. Должно быть, именно такие чувства испытывали первые создатели докучных сказок.

Переключение внимания ребенка

Докучная сказка - это идеальный вариант, когда подошло время укладывать ребенка спать, а дитя отказывается засыпать без сказки. Родителям можно выучить несколько таких стишков наизусть, чтобы в нужный момент суметь их продекламировать. Можно также использовать книжку с докучными сказками, если она имеется у вас дома. При желании ее можно купить в магазине, так будет даже лучше.

Докучные сказки короткие, поэтому их чтение не отнимет у вас много времени. Ребенку будет интересно и забавно слушать веселые истории, и он не раз попросит вас повторить уже рассказанное. Не спешите ему отказывать! Эти сказки вы можете читать своему малышу, чтобы отвлечь от чего-то. К примеру, ребенок раскапризничался на улице или в магазине настойчиво требует купить ему игрушку. Вместо того чтобы ругать его и всячески одергивать, попробуйте применить в качестве воспитательной меры докучные сказки: «Жили-были гуси у моей Маруси». Ребенок вместо того, чтобы капризничать, откроет от удивления рот и примется вас слушать с величайшим вниманием.

Развитие познавательных процессов

Чтение взрослыми детям прекрасно развивает у ребенка память, мышление, речь, воображение. Дети очень быстро запоминают тексты, которые им интересны и вызывают приятные эмоции. Вот увидите, с каким энтузиазмом малыш примется повторять забавные строчки, вызывающие у него улыбку и хорошее настроение! Докучные сказки для детей отличаются большой эмоциональностью и объемной юмористической составляющей. Слушая, ребенок будет вникать в каждое слово, даже если ему не совсем понятно его значение. В этом случае задача мамы и папы заключается в том, чтобы правильно объяснить малышу незнакомые слова, встречающиеся в тексте.

Интерес к устному народному творчеству

Докучная сказка - это настоящий клад для родителей и детей. Несмотря на то что она часто воспринимается как бессмысленная и лишенная логики, это обманчивое впечатление. Докучные сказки для детей являются устным народным творчеством, а значит, являются отражением жизни русского народа Древней Руси. Именно из таких бессмысленных на первых взгляд сказок ребенок сможет узнать, как одевались на Руси, какие порядки царили в городах, как простые люди жили в деревнях, чем питались, увлекались, занимались, как трудились, не покладая рук.

Систематическое чтение детям докучных сказок не только воспитывает ребенка, но и прививает ему любовь к родному слову. Каждый родитель хочет, чтобы в будущем его драгоценный отпрыск получил хорошее образование, читал серьезную художественную и классическую литературу. Во многом достижению этой цели способствует знакомство с докучными сказками, которое происходит в раннем детстве. Поэтому чрезвычайно важно не упустить этот момент! Любовь к книге не рождается за один день, но приходит постепенно.

Как надо читать детям докучные сказки

Казалось бы, что в этом трудного: достаточно взять в руки соответствующую книгу и начать читать ребенку вслух. Но все не так просто. Если родитель хочет, чтобы чтение принесло ребенку ощутимую пользу, то не стоит пренебрегать следующими правилами. Читайте ребенку только тогда, когда сами находитесь в хорошем настроении. Если вы станете читать, находясь в угнетенном состоянии духа, ребенок это сразу заметит. Кроме того, такое чтение обязательно отразится на восприятии ребенка: текст покажется ему неинтересным, скучным, и он отложит книгу в сторону. Чтобы не отбить у ребенка интерес к чтению, поощряйте его любые попытки пересказывать прочитанное самостоятельно, не отказывайтесь, когда он обращается к вам с просьбой прочитать сказку. Стихи можно выучить наизусть. Читайте с воодушевлением, выразительно, четко проговаривая каждое слово. Докучная сказка - это народный дух Руси, уважайте его!

Таким образом, докучная сказка во многом помогает привить ребенку любовь к изящной словесности. Пусть хорошая литература начнется для малыша с изучения памятников русского народного творчества. Такой подход обязательно принесет в будущем свои плоды.

Докучная (докучливая) сказка - коротенький рассказ, без большого смысла, которого конец переходит опять в начало, и повторяется одно и то же. Докучной сказкой дразнят ребят, которые сами докучают просьбами сказать им сказку.

Рассказать тебе сказочку про сову?
- Расскажи!
- Хорошо! Слушай, да не перебивай!
Летела сова -
Весёлая голова.
Вот она летела, летела,
На берёзку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На берёзку села
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела…
Сказывать ли дальше?..

Рассказать ли тебе докучную сказочку?
- Расскажи.
- Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?
- Не надо.
- Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку? - и т. д.

Жил был царь Тофута - и сказка вся тута.

Ты скажи, я скажи - не сказать ли тебе про белого бычка? Да скажи!

Жил бы журавль с журавлихой, поставили они стожок сенца - не сказать ли опять с конца?

Был себе человек Яшка (Сашка), на нем серая сермяжка, на затылке пряжка, на шее тряпка, на голове шапка - хороша ли моя сказка?

Рассказать ли тебе сказочку про белого гуся?
- Расскажи.
- Вот она и вся.

Мы с тобой шли?
- Шли!
- Сапог нашли?
- Нашли!
- Я тебе его дал?
- Дал!
- Ты его взял?
- Взял!
- А где же он?
- Кто?
- Да не кто, а что!
- Что?
- Сапог!
- Какой?
- Ну такой! Мы с тобой шли?
- Шли!
- Сапог нашли?
- Нашли.

Протекает речка,
Через речку мост,
На мосту овечка,
У овечки хвост,
На хвосте мочало,
Рассказать сначала?..

Встал медведь на колоду -
Бултых в воду!
Уж он в воде мок, мок,
Уж он в воде кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох.
Встал медведь на колоду…

Чучело-мяучело на трубе сидело,
Чучело-мяучело песенку запело.
Чучело-мяучело с пастью красной-красной,
Всех оно замучило песенкой ужасной.
Всем кругом от чучела горестно и тошно,
Потому что песенка у него про то, что
Чучело-мяучело на трубе сидело...

В некотором царстве,
В незнакомом государстве,
Не в том, в котором мы живём,
Случилось диво дивное,
Явилось чудо чудное:
Выросла в огороде репа важная,
Хвалила старуха кажная:
Одним деньком
Не обойдёшь кругом.
Половину той репы вся деревня месяц ела,
Едва доела.
Соседи увидали —
Три недели другую половину доедали.
Остатки на телегу навалили,
Мимо лесу потащили,
Телегу обломили.
Пробегал медведь — удивился,
Со страху спать повалился...
Когда он проснётся —
Тогда и сказка дальше поведётся!

Жила-была бабка
Да у самой речки,
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
Накупила она
Мыла да мочала.
Эта сказка хороша,
Начинай сначала…

Ермоленко Стефания.6 класс

Рецензия на работу

Несказочные

размышления о ДОКУЧНОЙ сказке

(анализ основных черт докучной скзки)

Представленная на конкурс работа соответствует основным условиям конкурса, написана хорошим языком и затрагивает одну из малоисследованных областей в русской фольклористике.

В работе четко прослеживается деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи; наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, комментарий, собственные выводы.

В этой работе представлены не только умения работать с научной литературой, но и навык исследовательской деятельности учащихся.

Работа над этой темой способствует воспитанию уважительного отношения к культурным традициям общества, родному языку, ценностям страны, в которой живешь

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ЦО«Каразей»

665327Иркутская область, Куйтунский район, с.Каразей, ул.Мира56

Исследовательская работа

Несказочные

Ермоленко Стефания,ученица 6 кл.

Научный руководитель:

Учитель русского языка и литературы

Шарова Татьяна Геннадьевна

2012 г

Введение…………………………………………………..…………………………..…………

Глава 1

Что такое сказка? . ……………………….............………….............................……...…….........4

Глава 2

Главные герои сказок о животных и особенности их характера ..............................................8

Глава 3

Анкетирование «Русские народные сказки о животных в нашей жизни» с открытым

видом вопросов среди учащихся 4, 11 класса и Интернет- анкетирование....................... ....12

Глава 4

Проба пера: сочиняю сказку о животных..................................................................................15

Заключение…………………………………………………………………………………...…17

Список использованной литературы………………………………...…….……………….....18

Приложения…………………………………………………………………..............................19

Рецензия на работу

Несказочные

размышления о ДОКУЧНОЙ сказке

(анализ основных черт докучной скзки)

Представленная на конкурс работа соответствует основным условиям конкурса, написана хорошим языком и затрагивает одну из малоисследованных областей в русской фольклористике.

В работе четко прослеживается деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи; наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, комментарий, собственные выводы.

В этой работе представлены не только умения работать с научной литературой, но и навык исследовательской деятельности учащихся.

Работа над этой темой способствует воспитанию уважительного отношения к культурным традициям общества, родному языку, ценностям страны, в которой живешь

Введение

Какой же из жанров старого фольклора лучше всего известен людям 21 века? Пожалуй, сказка.

Сказка проходит через всё наше детство, через всю нашу жизнь. Мы даже и не представляем, как много знаем сказок. Наверно, это не случайно.

Но какие сказки мы знаем? В основном уже записанные собирателями, обработанные писателями. А живые-то, настоящие народные сказки, есть они?

Есть великое множество самых различных сказок для детей – весёлые байки, прибаутки, сказки о животных, докучные сказки.

В них много песен, игр. Они всегда интересно звучат, в них, как во всех произведениях детского фольклора, часто встречаются шутки, и вообще игра звуками.

Докучные сказки можно рассказывать сколько угодно, они бесконечны. Одну докучную сказку, наверняка, знают все. Её знают и дети, и их родители, и дедушка, и бабушка, знали прадедушка и прабабушка. Немало поколений детворы повторяло эти незамысловатые строчки: «У попа была собака…» За что же им такая честь? Что в них такого привлекательного?

Что же такое докучная сказка? В чём её притягательная сила? Эти вопросы заинтересовали нас, и мы решили исследовать докучные сказки.

Мы по ставили следующую цель :

Углубить свои знания об одном из жанров детского фольклора- докучной сказке; составить их классификацию.

В процессе исследования мы решали следующие задачи :

1) узнать историю докучных сказок;

2) выявить основные черты докучных сказок, их направленность, композиционное построение;

3) сочинить собственные (авторские)докучные сказки

4) составить презентацию «Несказочные размышления о докучной сказке» для использования на внеклассных занятиях по литературе

Основу гипотезы исследования составило предположение о том, что докучная сказка – это не просто бессмысленная отговорка от надоедливых слушателей,это вполне самостоятельное произведение устного народного творчества со своими законами построения, композицией,предполагающая словотворчество.

Объектом нашего исследования является один из жанров детского фольклора – докучная сказка;

предметом исследования – своеобразие и отличительные черты докучных сказок, их классификация и направленность.

В ходе выполнения исследования нами использованы такие методы :

Теоретические: анализ литературных источников, моделирование общей гипотезы исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах работы;

Эмпирические: опросно- диагностические методы (анкетирование),наблюдения, сочинение собственных (авторских)сказок на основе анализа народных;

Глава 1

Что такое докучная сказка?

Прежде, чем начать исследование, нужно тщательно изучить его объект. Поэтому мы решили выяснить, что такое докучная сказка как жанр устного народного творчества.

Если к слову «докука» подобрать однокоренные слова, то получится следующий ряд: докука – скука – докучный – докучать. То есть докука – это то, что надоедает,делается скучным. За толкованием слова «докука» мы обратились к различным словарям и справочникам:

1) В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля дано такое значение:

ДОКУЧАТЬ, докучить кому чем, надоедать, просить неотступно, кланяться, упрашивать, лезть с просьбою настоятельно; приставать, кучиться кому. Что докучает, то и научает. И ленивому свое брюхо не докучит. Докучиться чего, допроситься, выпросить, вымолить, выходить у кого; докука и самая просьба, ходатайство, хлопоты просителя. У меня к тебе докука есть. Чужая докука злая мука. Убогого докука, богатого скука одолевают. Молись до пупа, Бог любит докуку, кланяйся больше, ниже. Много докуки, да ничего в руки, не далось. Быть или ходить в докуке, хлопотать, кланяться, просить. Докучный, докучающий просьбами, наводящий скуку. Есть потешно, а работать докучно. Это докучная сказка, бесконечная. Полно тебе докучную сказку сказывать, надоедать все одним. Докучливый проситель. Докучность ж. свойство докучного; докучливость, свойство докучливого.

2) В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова следующее объяснение: «докука,-и, ж.(устар.)Надоедливая просьба, а также надоедливое,скучное дело.

3) В книге для чтения «Мир народных сказок» в кратком словаре литературоведческих терминов дано следующее значение: «Небольшие по объему сказки с бесконечным концом»

4) Справочное издание «Эрудит» так трактует это понятие: « сказки – бесконечки, напоминающие дразнилки.»

В результате изучения данных определений, мы пришли к выводу, что самое точное определение дал «Толковый словарь живого великорусского языка»В.И.Даля «Докучная сказка от «докучать» надоедать, просить неотступно, кланяться, упрашивать… приставать, кучиться кому… дойти кучась [- прося] до каких последствий. «Докучный» докучающий просьбами, наводящий скуку: Полно тебе докучную сказку сказывать, надоедать все одним. Это докучная сказка, бесконечная .

2 История докучной сказки

Каждый ребёнок рано или поздно задаёт вопрос «А кто же создал сказки? Когда и как они появились?

Есть такое объяснение происхождение сказок – фантастическое. Сказки сочиняют цыганки, вроде русалок. Они в море сидят… и сказки сказывают… А люди сидят на берегу и слухают и записывают… и пускают написанное по свету. Вот один читает, а другой слухает, а этот передает другому, а другой – третьему, а третий – четвертому… Так сказки и идут своей дорогой по всему свету.

Да, сказки создал народ, именно поэтому они и называются – русские народные. Они возникли в глубокой древности, когда люди ещё не знали письменности, и передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Безвестные сказители и сказительницы сочиняли и устно передавали слушателям свои поэтические творения. Так, сказки стали произведениями устного народного творчества.

Впервые несколько текстов докучных сказок были опубликованы Владимиром Ивановичем Далем в 1862 г. в сборнике «Пословицы русского народа» (разделы «Докука» и «Приговорки-прибаутки»). В скобках после текстов указывался их жанр - «докучливая сказка»: Жил-был журавль да овца, накосили они стожок сенца - не сказать ли опять с конца?; Был себе Яшка, на нем серая рубашка, на голове шапка, под ногами тряпка: хороша ли моя сказка?

Исследованием докучной сказки занимались известные ученые, фольклористы и этнографы - А.Ф.Можаровский, А.Н.Афанасьев, Н.П.Колпакова, А.И.Никифоров. Особое внимание в работах этих и других авторов уделяется созданию различных типологий докучной сказки, где за основу берется формальный (выделение сказок-коротушек, усеченных сказок (сказки-шутки, сказки-издевки) .

Главное в докучной сказке, как отмечают ее исследователи, это то, что она «ненастоящая»: - Ты настоящую расскажи! - просит слушатель. «Ненастоящая» сказка «одевается» в поэтические формулы волшебной сказки, используя, например, традиционный зачин: Жил-был царь, У царя был двор; Жил-был старик со старухой У самого синего моря, Жил-был царь Ватута… А потом следует саморазоблачение «ненастоящей» сказки: И вся сказка тута.

Докучная сказка - веселая отговорка, испытанный прием, помогающий уставшему рассказчику отбиться от надоедливых «охотников до сказок». Традиционным стало замечание о безобидной шутливости докучной сказки

И все- таки, докучная сказка –это лишь веселая отговорка или самостоятельное произведение народного творчества с определенной структурой,композицией?

3 глава

Композиция, сюжет и структура докучной сказки.

Что же такое текст докучной сказки, как он организован, как проявляется обманная природа докучной сказки в ее композиции, в системе сюжетов, образов и персонажей?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, мы проанализировали ряд докучных сказок и сделали выводы,

Суть докучной сказки заключается в некоем обмане. Анализируя тексты, мы выяснили,что в них отсутствует полноценный сюжет: сразу после зачина следует быстрый конец, в подмене начала концом и конца - началом, в создании иллюзии бесконечности путем повторения отдельных, уже прозвучавших звеньев текста. Эти сказки неоправданно короткие, неоправданно незаконченные, неоправданно повторяющиеся.

Рассмотрим их поподробнее.

1. Неоправданно короткие.

Это сказки, которые состоят только из начала и конца, а срединная часть в них отсутствует.

Жили были два гуся, Вот и сказка вся;

Жил-был старик. У старика был колодец, А в колодце то ялец: Тут и сказке конец.

Жил –был жеребец, Вот и сказке конец.

Жил-был царь Ватута, и вся сказка тута.

Персонажами таких сказок могут быть различные звери,птицы,сказочные персонажи.

Основным звеном построения текстов является рифма.

На -ся (гуся-порося-лося-карася-вся ), рифма на -ец (елец-жеребец-огурец-конец ), рифма на -тута (Ватута-кнута-тута ). рак-дурак, сказать-слизать, слушал - скушал и т.п.

У этих сказок неожиданно скорый конец.

2. Неоправданно незаконченные .

Бесконечность такой докучной сказки создается открытостью ее конца.

Неоправданно незаконченные, когда время, способное в обычной сказке замедляться или волшебным образом ускоряться, соединяется с ходом времени в реальном пространстве и только после этого можно будет продолжить повествование. Таким образом, сказка сменяется реальностью; в тексте они соединены, а не противопоставлены друг другу.

Был себе царь Додон. Застроил он костяной дом, Набрал со всего царства костей, Стали мочить - перемочили, Стали сушить - кости пересохли, Опять намочили...
- Ну что же дальше было?
- А когда намокнут, тогда доскажу.

Жил-был один мудрец, вздумал он из человеческих костей построить через Киян-море мост. Собирал он кости не год, не два, целых сорок лет и пустил их, чтобы были мягки, мокнуть в воду… (- Ну что же дальше было?) Подожди, еще кости не размокли.

3 .Неоправданно повторяющиеся и бесконечные.

По своей структуре эти сказки напоминают маятник., принцип которого - бесконечное дословное повторение одного из звеньев текста

Раз иду я через мост - Под мостом ворона мокнет. Взял ворону я за хвост, положил ее на мост - Пусть ворона сохнет. Вновь иду я через мост, На мосту ворона сохнет. Взял ворону я за хвост, положил ее под мост - Пусть ворона мокнет. Вновь иду я через мост - Под мостом ворона мокнет …

Данные тексты не имеют начала и конца: весь текст повторяется, «теряя» при этом свое начало и конец. Конец становится началом, начало - концом: «Не сказать ли сказку сначала?», «Не сказать ли опять с конца?» Образуется без начала, без конца круг, кольцо, из которого рассказчик не собирается выходить:

Жил был баран да овца, Накосили они стожок сенца, Поставили средь польца, Не сказать ли опять с конца?;

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу была мочала, не сказать ли сказочку сначала?

Пришел медведь к броду, Да бултых в воду! Уж он мок, мок, мок, Уж он кис, кис, кис. Вымок, Выкис, Вылез, Высох, Встал на колоду - Бултых в воду…;

Жил был поп, На колоду скок, С нее в воду хлоп: Кис-мок, кис-мок, Выкис, вымок, вылез, высох, На колоду снова скок, С нее в воду снова хлоп

…Однажды мой товарищ пошел к колоде, Влез на колоду… Сел воевода на колоду Да бултых в воду…Летел ворон, Сел на колоду…Летел журав, сел на колоду…

Персонажами этих сказок являются уже знакомые нам Додон царь Картаус, ворон, ворона, журавль, цапля, кулик, лягушка, медведь (в «маятниковых» сказках они то мокнут, то сохнут, то вязнут своим клювом/хвостом/лапками в болоте/в грязи, то освобождаются),

4.Особую группу докучных сказок составляют, на наш взгляд, сказки с приращением

конец этих сказок отодвигается благодаря приращению звеньев, в которых новой является лишь реплика, поданная слушателем и ловко «вплетенная» рассказчиком в ключевую формулу сказки

- Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
- Скажи.
- Ты скажи, да я скажи,
Да чего у нас будет,
Да доколь у нас будет,
Сказать тебе сказку про белого бычка?..

В этих сказках ярко проявляется игровой характер докучной сказки, когда рассказчик и слушатель в диалоге словно проигрывают небольшую сценку:

Был себе человек Яшка, На нем красная рубашка, На затылке пряжка, На шее тряпка, На голове шапка. Хороша ли моя сказка? - Хороша (Нехороша). - Ты говоришь: хороша (нехороша), Я говорю: хороша (нехороша), А вот послушай: Был себе человек Яшка…

Такая сказка длится бесконечно, ее конец отодвигается благодаря приращению звеньев, в которых новой является лишь реплика, поданная слушателем. Ты: не хочу, да я: не хочу…; Ты говоришь: молчи, я говорю: молчи… А затем повторяется первое и на самом деле единственное звено текста, его начало. «Приращение» текста происходит без «приращения» новых, интересующих слушателя сведений.

В бане был? - Был. -Тело мыл? - Мыл. - А где мочала? Начинай сначала;

Жил был журавль с журавлихою, Поставили они копну сенца. Аль начать опять с конца? - Начни. - Я начни, да ты начни. Жил был журавль с журавлихою…

Докучная сказка с игровыми моментами:

«Купи слона»: - Купи слона. (- Отстань.) - Все говорят: отстань. А ты купи слона. (- Сам купи.) - Все говорят: сам купи. А ты купи слона. (Отворачивается.) - Все отворачиваются. А ты купи слона. (Молчит.) - Все молчат. А ты купи слона…;

…Хороша ли моя сказочка? (Хороша.) Ты говоришь: хороша, и я говорю: хороша. Шел мужик по мосту, Нес лапти за поясом, Хороша ли моя сказочка? (Молчание). Ты молчишь. Я молчу. Шел мужик по мосту…

Механизм сказки-игры прост: что бы ни отвечал (что бы ни делал) слушатель в ответ на вопрос-«приставанье» рассказчика, все будет «вплетено» в текст и послужит его бесконечным «приращением».

Вывод.

Итак, мы рассмотрели разные типы докучной сказки, в которых тем или иным способом рассказчик подменяет настоящую сказку ненастоящей .

Мир в докучных сказках лжив, лукавен: начало превращается в конец, а конец - в начало, она не имеет срединного звена (собственно содержания), не имеет конца. она противостоит сказочному, волшебному пространству.В докучной сказке создается не волшебное пространство, а его иллюзия; вымысел. Здесь повествуется о событиях вневременных, бесконечно повторяющихся

В докучной сказке много разных персонажей, но все они составляют одно целое. Нет разных, в отличие от обычной сказки (волшебной, бытовой или о животных), где у каждого персонажа есть свое лицо, своя роль, характерные действия и поступки. В докучной сказке нет «хороших» и «плохих», героев и врагов, так же как нет хорошего или плохого конца. Может быть, поэтому «страшилки» докучной сказки типа моста из человечьих костей или попа и его убитой собаки не пугают слушателя, оставаясь просто фоном, на котором рассказчик демонстрирует тот или иной технический прием построения текста.

В докучной сказке иллюзорен сюжет, потому что цель ее - не рассказать слушателям нечто интересное, неизвестное, а продемонстрировать механизм, который обеспечивает непрерывность повествования чисто технически.

Докучная сказка - игра, своего рода построение бесконечного словесного двигателя, приводящее в восторг ее неискушенных слушателей.

Наши исследования и наблюдения подтвердили гипотезу: докучная сказка – это не просто бессмысленная отговорка от надоедливых слушателей,это вполне самостоятельное произведение устного народного творчества со своими законами построения, композицией,

Докучная сказка большой воспитательной ценности не имеет, но способствует развитию выдержки, умеренности в желаниях, чувства юмора.

4 глава

Изучая эту тему, мы заинтересовались, знают ли учащиеся нашей школы,что такое докучная сказка? Для этого мы провели анкетирование

Анкетирование «Докучные сказки в нашей жизни» с открытым видом вопросов среди учащихся 5- 11 классов

Анкета «Докучные сказки в нашей жизни»:

1.Укажите Ваш возраст.

2.Какие сказки называют докучными?

3.Какие докучные сказки Вы знаете?

4. В каком возрасте Вы впервые услышали докучные сказки? От кого Вы их услышали?

5.Для чего,по вашему мнению, предназначены докучные сказки?

В анкетировании приняли участие 30 человек.

Результаты анкетирования: