Итак, «Герой нашего времени» - психологический роман, то есть новое слово в русской литературе девятнадцатого века. Это действительно особенное произведение для своего времени - оно имеет поистине интересную структуру: кавказская новелла, путевые заметки, дневник…. Но все- таки главная цель произведения - раскрытие образа необычного, на первый взгляд, странного человека- Григория Печорина. Это и в самом деле необыкновенный, особенный человек. И читатель это прослеживает в течение всего романа.
Кто же такой Печорин, и в чем его главная трагедия? Мы видим героя со стороны самых разных людей, и может таким образом составить его психологический портрет. В первых главах романа можно увидеть Григория Печорина глазами Максима Максимыча- отставного офицера, друга героя. «Странный был человек» - говорит он. Но пожилой офицер живет в другом времени, в другом мире и не может дать полной и объективной характеристики. Но уже в начале романа со слов Максима Максимыча мы понимаем, что это особенный человек. Следующий этап раскрытия образа- описание Печорина странствующим офицером. Он ближе к нему и по возрасту, и по взглядам, и по кругу общения, следовательно, он может лучше может раскрыть его внутренний мир.
И офицер замечает некоторые особенности внешности, которые напрямую связаны с характером. Большое внимание уделяется описанию походки, глаз, рук, фигуры. Но взгляд играет ключевую роль. «Его Глаза не смеялись, когда он смеялся- это признак либо злого нрава, либо всепоглощающей печали.» И именно здесь мы приближаемся к ответу на вопрос: в чем же трагедия героя? Наиболее полный ответ представлен в части романа, иллюстрирующем психологию светского общества- «Княжна Мери». Написан он в форме дневника. И именно поэтому можно говорить о настоящей искренности и неподдельности повествования, ведь в дневнике человек выражает чувства лишь для себя, а себе, как известно, врать бессмысленно. И здесь Печорин сам рассказывает читателю о своей трагедии. В тексте присутствует большое количество монологов, в которых сам герой анализирует свои поступки, философствует о своем предназначении и внутреннем мире. И главная проблема оказывается в том, что Печорин постоянно обращается внутрь себя, оценивает свой действия, слова, что способствует открытию самому себе собственных пороков и несовершенств. И Печорин говорит: «У меня врожденная страсть противоречить…» Он борется с окружающим миром. Может показаться, что это злой и безучастный человек, но это отнюдь не так. Его внутренний мир глубок и раним. Его мучает горечь непонимания обществом. «Все читали на моем лице признаки дурных свойств…» Возможно, именно в этом главная трагедия. Он глубоко чувствовал добро и зло, мог любить, но окружающие его не поняли, и лучшие его качества были задушены. Все чувства были запрятаны в самых далеких уголках души. Он стал «нравственным калекой». И он сам пишет, что половина души его умерла, а вторая чуть жива. Но жива же! В Печорине еще живут истинные чувства. Но они задушены. Кроме того героя мучает скука и одиночество. Однако чувства пробиваются в этом человеке, когда он бежит за Верой, он падает и плачет- значит он еще действительно человек! Но страдание- невыносимое испытание для него. И можно заметить, что трагедия Печорина перекликается с трагедией пушкинского Онегина- Печорин не может найти себе признание в жизни, наука ему неинтересна, служба скучна…
Таким образом, основных проблем несколько: непонимание общества, отсутствие самореализации. И общество не поняло Григория Печорина. Он думал, что предназначен для более высоких целей, но непонимание обернулось для него трагедией- разбило жизнь и разделило душу на две половины- темную и светлую.
Итак, «Герой нашего времени» - психологический роман, то есть новое слово в русской литературе девятнадцатого века. Это действительно особенное произведение для своего времени - оно имеет поистине интересную структуру: кавказская новелла, путевые заметки, дневник…. Но все- таки главная цель произведения - раскрытие образа необычного, на первый взгляд, странного человека- Григория Печорина. Это и в самом деле необыкновенный, особенный человек. И читатель это прослеживает в течение всего романа.
Кто же такой Печорин, и в чем его главная трагедия? Мы видим героя со стороны самых разных людей, и может таким образом составить его психологический портрет. В первых главах романа можно увидеть Григория Печорина глазами Максима Максимыча- отставного офицера, друга героя. «Странный был человек» - говорит он. Но пожилой офицер живет в другом времени, в другом мире и не может дать полной и объективной характеристики. Но уже в начале романа со слов Максима Максимыча мы понимаем, что это особенный человек. Следующий этап раскрытия образа- описание Печорина странствующим офицером. Он ближе к нему и по возрасту, и по взглядам, и по кругу общения, следовательно, он может лучше может раскрыть его внутренний мир.
И офицер замечает некоторые особенности внешности, которые напрямую связаны с характером. Большое внимание уделяется описанию походки, глаз, рук, фигуры. Но взгляд играет ключевую роль. «Его Глаза не смеялись, когда он смеялся- это признак либо злого нрава, либо всепоглощающей печали.» И именно здесь мы приближаемся к ответу на вопрос: в чем же трагедия героя? Наиболее полный ответ представлен в части романа, иллюстрирующем психологию светского общества- «Княжна Мери». Написан он в форме дневника. И именно поэтому можно говорить о настоящей искренности и неподдельности повествования, ведь в дневнике человек выражает чувства лишь для себя, а себе, как известно, врать бессмысленно. И здесь Печорин сам рассказывает читателю о своей трагедии. В тексте присутствует большое количество монологов, в которых сам герой анализирует свои поступки, философствует о своем предназначении и внутреннем мире. И главная проблема оказывается в том, что Печорин постоянно обращается внутрь себя, оценивает свой действия, слова, что способствует открытию самому себе собственных пороков и несовершенств. И Печорин говорит: «У меня врожденная страсть противоречить…» Он борется с окружающим миром. Может показаться, что это злой и безучастный человек, но это отнюдь не так. Его внутренний мир глубок и раним. Его мучает горечь непонимания обществом. «Все читали на моем лице признаки дурных свойств…» Возможно, именно в этом главная трагедия. Он глубоко чувствовал добро и зло, мог любить, но окружающие его не поняли, и лучшие его качества были задушены. Все чувства были запрятаны в самых далеких уголках души. Он стал «нравственным калекой». И он сам пишет, что половина души его умерла, а вторая чуть жива. Но жива же! В Печорине еще живут истинные чувства. Но они задушены. Кроме того героя мучает скука и одиночество. Однако чувства пробиваются в этом человеке, когда он бежит за Верой, он падает и плачет- значит он еще действительно человек! Но страдание- невыносимое испытание для него. И можно заметить, что трагедия Печорина перекликается с трагедией пушкинского Онегина- Печорин не может найти себе признание в жизни, наука ему неинтересна, служба скучна…
Таким образом, основных проблем несколько: непонимание общества, отсутствие самореализации. И общество не поняло Григория Печорина. Он думал, что предназначен для более высоких целей, но непонимание обернулось для него трагедией- разбило жизнь и разделило душу на две половины- темную и светлую.
- Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками? - -
- Почему, изображая Кутузова в романе «Война и мир», Толстой намеренно избегает героизации образа полководца? - -
- Почему в финале шестой главы романа «Евгений Онегин» звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом? - -
Урок 45 «СТРАННЫЙ ЧЕЛОВЕК» ПЕЧОРИН (АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ГЛАВ «БЭЛА» И «МАКСИМ МАКСИМЫЧ»)
29.03.2013 30497 0Урок
45
«Странный человек» Печорин
(Анализ содержания глав
«Бэла» и «Максим Максимыч»)
Цели : заинтересовать учащихся содержанием повестей «Бэла», «Максим Максимыч»; выяснить особенности сюжета, композиции, жанра; путем анализа эпизодов углубить представления о характере главного героя, попытаться объяснить некоторые «странности» Печорина, рассказать о его действиях и поступках (попытаться понять их), об отношениях с другими персонажами.
Ход урока
I. Опрос по домашнему заданию.
1. В чем особенность построения романа Лермонтова «Герой нашего времени»?
2. О чем заставляет задуматься такая композиция?
II. Повесть «Бэла». (Герои, содержание, особенности жанра и композиции, отношение к Печорину героев повести.)
1. Беседа по вопросам:
1) На сколько частей можно разбить содержание повести? Какие заголовки придумать?
2) От чьего имени ведется повествование? В какой форме написано? (Рассказ ведется от имени автора и Максима Максимыча. Жанр – путевые записки: «… я пишу не повесть, а путевые записки».)
3) Что интересного вы можете рассказать об авторе и Максиме Максимыче?
Автор – человек на Кавказе «новый», тоскующий по родным местам. Он любопытен, имеет желание «вытянуть» какую-нибудь захватывающую историю у Максима Максимыча. Автор – образован, наблюдателен, восхищается чудной природой Кавказа.
Штабс-капитан Максим Максимыч – человек «бывалый» на Кавказе, привыкший к суровой жизни. Армейская служба приучила его к ответственности и дисциплине, но не ожесточила. Максим Максимыч бескорыстен и добр. Хорошо знающий жизнь горцев, он умеет понять их поступки, оценить силу и храбрость. Его речь, хотя и не всегда правильная, но всегда искренняя. Белинский отмечает, что Максим Максимыч говорит «языком простым, грубым, но всегда живописным, всегда трогательным и потрясающим…». Знакомство с Печориным и совместная служба – это исключительное событие в однообразной жизни штабс-капитана.
2. Пересказ-анализ эпизодов «Похищение Бэлы» и «Гибель Бэлы». Можно использовать вопросы :
1) Мысленно воспроизведите психологическое состояние Печорина.
2) Как характеризуют главного героя эти эпизоды?
3) За что вы осуждаете Печорина?
4) Какие черты его характера заслуживают одобрения? Почему?
5) Любовь Печорина к горянке Бэле – настоящее чувство или это просто увлечение – каприз?
6) В чем Максим Максимыч видит странность Печорина?
Печорин привлекает к себе внимание окружающих и вызывает интерес автора. Но отношение автора к герою противоречиво. Поражают странности и во внешности, и в характере Печорина. Храбрость, энергия, смелость, благородные порывы сочетаются в нем с вялостью и безразличием.
История с Бэлой показывает, что у Печорина сильная воля, он умеет добиваться поставленной цели. Это вызывает к нему симпатии. Но в то же время автор осуждает его за мелочные и эгоистические поступки, привычку считаться только со своими желаниями.
Противоречивость Печорина и раскрывается в последующих главах романа со всей полнотой, обнаруживая «болезнь» поколения того времени.
3. Пересказ-анализ повести «Максим Максимыч» или чтение по ролям. Можно использовать вопросы :
1) Каково впечатление от прочитанного?
2) В чем особенности портрета Печорина? Чем он отличается от портрета, данного Максимом Максимычем в повести «Бэла»?
3) Какова роль повествователя в рассказе?
4) Как проявляется идейный замысел Лермонтова?
5) Проанализируйте эпизод встречи Печорина со штабс-капитаном. Можно ли назвать Печорина и Максима Максимыча друзьями?
6) Как вы объясните холодность Печорина? Почему он не остался обедать со штабс-капитаном?
7) Какие черты характера Печорина раскрылись в последней встрече с Максимом Максимычем?
8) Кому из героев вы сочувствуете?
9) Какой, на ваш взгляд, должна быть их встреча?
10) Каково место и значение повести «Максим Максимыч» в романе?
(Композиционная роль повести «Максим Максимыч» велика. Она как бы связующее звено между «Бэлой» и «Журналом Печорина». В ней объясняется, как журнал попал к автору, приезжему офицеру.
Прост и сюжет повести. Но встреча Печорина и Максима Максимыча печальна. Возросли холодность, равнодушие и эгоизм главного героя. Путешествие – последняя попытка как-то заполнить свою жизнь чем-то полезным, новыми впечатлениями.)
Важнейшим средством характеристики Печорина в этой повести является психологический портрет (особенности внешности, отражение в ней сложных душевных переживаний, психологизм портрета).
Домашнее задание.
1. Повесть «Тамань». Чтение, пересказ сюжета. В чем смысл столкновения Печорина с контрабандистами?
2. Анализ эпизодов «Сцена в лодке» и «Прощание Янко со слепым мальчиком». Что нового узнали о главном герое?
3. Наблюдения над композицией «Тамани», описанием природы, речью персонажей.
Для меня Печорин, действительно, абсолютно странный человек. Я его совсем не понимаю.
Конечно, я слышала о том, что люди, когда достигают цели, теряют к ней интерес… Например, хотел ты какую-нибудь видео-игру, мечтал, просил родителей и сам копил. И вот игра у тебя. Попробовал пару раз сыграть, но «не то», хоть сдавай обратно в магазин. Бывает…
Но у Печорина речь-то идёт о людях, о девушках. Вот Белла – сколько он сделал, чтобы её завоевать? (Для начала – украл!) А когда пленница в него влюбилась всё-таки, то он потерял к ней всякий интерес. Но ему надо было хотя бы пожалеть её, поговорить. И когда она умирала из-за него, с его именем на губах, то Печорин мог бы хотя бы побыть с ней рядом. Ужасный он человек! Никакой ответственности за того, кого «приручил». Страшно подумать о его домашних кошках-собаках, лошадях…
И ему бы стоило понять, сможет ли он удержать интерес к человеку. Видимо, к Белле это было что-то спортивное. Смогу ли я её покорить? А саму её он никогда и не любил… Подло! Будто на неё поспорили.
А с Мэри он даже изначально особенно ей не интересовался, просто так её с толку сбивал, чтобы своему же «приятелю» хуже сделать, который был в эту девушку влюблен. Всё в Печорине, по-моему, эгоизм. Только о себе, о своей гордости, о развлечении думал.
Но за всё это он страдал. Всё-таки его немного мучила совесть, а ещё ему было «некомфортно» с самим собой. Он ничего практически не чувствовал, был холодным и расчетливым. Ещё он всех презирал.
Я не понимаю Печорина, так как он мне совсем не нравится. Я не знаю,как можно так подло поступать. Но я не хочу его осуждать, ведь он, на самом деле, странный…
Ему бы лучше держаться от людей дальше. Он бы мог, например, в монастырь уйти! Раз людей не любит, то молился бы – успокаивался, любовь в себе «воспитывал». А он всё искал страстей. Ему явно было скучно в столицах, но и на войне (в горах) ему не стало «веселей». Разве любовь, то есть увлечения могли его на чуть отвлечь от самого себя. Видимо, ему не очень нравилось скучать, то есть оставаться с собой наедине, всматриваться в свои прошлые поступки.
Совесть тоже ведь не молчит. И ведь после Беллы он не одумался, та же Мэри пострадала… И главное – он сам от себя страдает. Вообще, он какой-то странный даже в смысле описания, зимой ему жарко, летом – холодно. Какой-то весь «неправильный» герой.
Намеренно зла он не делал, но создавал такие ситуации, в которых страдали невинные. Странный, по-плохому, человек.
Также читают:
Популярные сегодня темы
- Анализ рассказа Бирюк Тургенева
В рассказе Ивана Сергеевича Тургенева «Бирюк», написанном в 1848 году, описывается порядок действий, которые как нельзя лучше раскрывают характер героев. Здесь в большей степени акцентируется внимание на чувствах героев
- Сочинение по рассказу Конь с розовой гривой 6 класс рассуждение
Рассказ «Конь с розовой гривой» написал Виктор Астафьев. Автор повествует нам историю из своего детства, когда он был еще совсем мальчишкой. Главный герой живет в деревне и воспитывается строгой, но справедливой
- История создания повести Детство Горького от замысла до публикации
В самом начале творческого пути у А.М.Горького возникало желание написать повести-воспоминания о своих детских годах. Сейчас трудно предположить, с чем связана такая идея. Одни исследователи творчества писателя предполагают
- Образ и характеристика Фенечки в романе Отцы и дети Тургенева сочинение
Произведения Тургенева всегда наполнены большим количеством разных персонажей с разными характерами, принципами, и убеждениями. Множество из них отвечают за раскрытие той или иной проблемы
Гениальность, как правило, ассоциируется с великими деятелями науки и искусства, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Исаак Ньютон, Франц Петер Шуберт, Имре Кальман, Г. М. Фихтенгольц и другими известными людьми, чьи творения
Ответ оставил Гость
Печорин, как лишний человек
Михаил Юрьевич Лермонтов родился третьего октября 1814 года в Москве в семье капитана. Детские годы проходят в имении Тарханы Пензенской губернии. Учился он в Московском университете. Лермонтов владел многими языками.
В начале 19 века в русской литературе появляются произведения, главной проблемой которых является конфликт человека и окружающего его общества. Создается новый образ - «лишнего человека» , отвергнутого, духовно невостребованного обществом.
В романе Герой нашего времени Лермонтов создает образ такого человека. Этим образом является Печорин.
Печорин родился в богатой дворянской семье, поэтому с юных лет находился в кругах влиятельных людей. Однако ему скоро наскучил «свет» общества с его пустыми развлечениями, «которые можно достать за деньги» - баллы, праздничные обеды и конечно же маскарады со своими нудными разговорами и отсутствием практической деятельности. Печорин тянулся к образованию и наукам, но быстро решил для себя, что «счастье скорее найдешь в незнании и богатстве» , а «славы он не желал» . Этот герой внутренне опустошен. Причина его опустошенности можно найти, узнав о его воспитании. С самого начала своей жизни он был обречен на пустое будущее. Доказательство этому можно найти прочитав его дневник: «я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло. Никто меня не ласкал. Все меня оскорбляли. Я стал злопамятен. Я был готов любить весь мир – меня никто не понял и я научился ненавидеть.
Печорин изображается в романе, как жертва знатных людей. Таким образом, он с детства стал жестоким, злопамятным и циничным человеком, он постепенно отдалялся от людей, потерял веру в жизнь и любовь.
На протяжении романа герой пытается бороться со своей внутренней пустотой. Но все его старания заканчиваются неудачей. Все дела которые он начинает обречены на провал. Он это понимает и очень страдает от этого. Его страдания выражаются в постоянной борьбе между гуманизмом и цинизмом. Печорин все это описывает в своем дневнике. В борьбе с самим собой он «истощил жар души и постоянство воли» , необходимые для активной жизни. Все это делает Печорина «лишним человеком» в общественном плане.
Также слаб он и в психологическом плане. Печорин не хочет заводить новые знакомства, общаться с умными людьми. Он тяготиться духовной и эмоциональной близостью. У него нет друзей и он ни кого не любит. Объясняет он это тем, что дружба никогда не основывается на равноправии, и боязнью потерять личную свободу.
Из этого можно вывести, что этот герой ценит только свою независимость. Он так свободолюбив, что у него сильно выражается стремление подчинить своей воле все и вся, даже любовь.
Самые близкие у Печорина люди это только доктор Вернер и Вера. С доктором Вернером он делит чувство одиночества. Также их объединяет душевная неустроенность, а также похожий склад ума.
Про Веру можно сказать, что это «единственная женщина в мире» . Он любит ее самозабвенно и бескорыстно. Однако и в этих отношениях появляются проблемы, которые ему тяжело решить.
У Печорина постоянно сражаются пламенная страсть и холодное равнодушие.
Таким образом, крайняя эгоистичность Печорина показывает его бесполезность во всех отношениях. Сосредоточившись на собственных проблемах и стремлениях, герой никому не делает добра и не приносит счастья, можно сделать вывод, что он замкнулся в себе.
Даже он сам признается, что «сделался нравственным колекой».