Почему ореховый спас называют третьим и хлебным. Третий спас. ореховый спас. хлебный спас. спас на холсте

05:16 Ar Ka 0 Comments

Ореховый, Хлебный или Третий Спас в августе 2018 года: народные обычаи и история праздника

Традиционно Третий Спас завершает череду летних православных праздников. Как и все церковные события, Ореховый Спас имеет богатую историю, а также удивительные традиции и обычаи, о которых вы сможете узнать из нашей статьи.

Третий Спас является последним из трех праздников, посвященных Спасителю. В народе это событие называли Хлебным или Ореховым Спасом, в связи с чем возникло множество интересных традиций. В 2018 году православные верующие смогут отметить Ореховый Спас уже 29 августа. Узнав о главных обычаях, вы сможете провести этот день правильно, не нарушив церковных законов. В данной статье эксперты расскажут вам об истории и традициях праздника.

История праздника

Третий Спас также называют Нерукотворным, или Спасом на Холсте, из-за чудесного события, которое произошло еще во времена жизни Спасителя. Когда сирийский правитель изнемогал от тяжелой болезни, он решил, что только Сын Божий сможет исцелить его. Несмотря на то, что ему никогда не доводилось видеть Христа вживую, он уверовал в него и написал ему письмо с просьбой об исцелении его недуга. Поручив своему живописцу Ананию передать письмо, он приказал написать изображение Христа на холсте. Когда живописец прибыл в Палестину, он своими глазами увидел Иисуса Христа, окруженного народом. Однако подойти к нему не смог, поэтому забрался на высокий камень и попытался нарисовать его портрет. Когда Сын Божий заметил это, он подозвал к себе живописца, взял письмо и пообещал, что его ученик вскоре явится к правителю и подарит ему исцеление, а затем попросил передать ему воду и полотенце. Умыв лицо, он вытерся полотенцем, на котором внезапно проявился его Божественный лик. До прибытия ученика болезнь уже покинула правителя, а образ Иисуса Христа стал главной святыней сирийского города Эдесса.

Церковные и народные обычаи

Ореховый Спас — праздник, который за многие годы существования вобрал в себя множество церковных и народных традиций. Узнав о них, вы сможете провести этот день весело и с пользой.

По традиции с этого дня разрешалось есть орехи свежего урожая, а также освящать их в церкви. Считалось, что, съев хотя бы один освященный орешек, можно обеспечить себя крепким здоровьем на весь год.

В 2018 году Успенский пост закончится за день до наступления Хлебного Спаса — 28 августа. Это значит, что после долгого воздержания в сам праздник вы сможете порадовать себя и своих близких блюдами из мяса, рыбы, а также выпечкой с любыми начинками.

На Руси Третий Спас считался днем открытия ярмарок. Однако посетить ярмарку, ничего не купив, было нельзя. Обязательно следовало что-нибудь приобрести, чтобы весь год не испытывать недостатка в деньгах.

По церковному календарю 29 августа у православных христиан наступает праздник, именуемый в народе Ореховым Спасом. Перед этим праздником в последний месяц летнего времени года отмечаются Медовый Спас и Яблочный Спас.

Название праздника

Третий Спас имеет несколько названий и все они берут своё начало у истоков традиций.

Хлебный Спас . Раньше в этот день на столе непременно должен был стоять свежий каравай, испечённый из зерна первого урожая, благодаря этой традиции Третий Спас называют Хлебным Спасом.

Третий Спас имеет название Орехового Спаса, поскольку 29 августа было принято собираться всем вместе и идти в лес для сбора орехов, отсюда и название.

Спас на холсте . Ещё одной традицией, связанной с историей этого праздника, стало изготовление холстов. Женщины, девушки к этому празднику ткали множество холстов и полотен, после чего продавали их – эта традиция породила ещё одно название Третьего Спаса – Холщовый Спас.

Церковное название . В церковном календаре праздник Третьего Спаса имеет длинное и красивое название - Перенесение Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа.

История Третьего Спаса

История этого православного праздника уходит корнями в далёкое прошлое, когда Иисус ходил по миру и проповедовал православную веру. В одном городе под названием Едесса правителем был царь Авгарь, страдавший ужасными язвами, полностью покрывавшими его тело, и ни одному целителю не удавалось помочь мучавшемуся правителю. Но вскоре в Едессу долетели слухи о Сыне Господа, который находясь на Земле творил невероятные чудеса. Царь решил, что это его единственное спасение и написал Иисусу письмо, в котором просил помочь ему и спасти от ужасного недуга. Своё послание Авгарь отправил вместе с художником по имени Ананий, которого попросил изобразить Сына Господа на холсте.

В Иерусалиме художник нашёл Иисуса, вокруг которого толпилась огромное количество жителей, поэтому Ананий даже не смог прикоснуться к Учителю. Поднявшись на высокий камень, художник хотел изобразить Иисуса на холсте, но все попытки оказались тщетны. В один момент, Христос заметил Анания и подозвал к себе, после чего попросил чашу, наполненную водой и убрус. Иисус умыл лицо своё в чаше и вытерся полотенцем, на котором запечатлелся его лик. Именно это полотно с изображённым ликом Учителя принёс художник царю Авгарю.

Вскоре Авгарь был исцелён руками одного из последователей Иисуса, святым Фаддеем, а образ Спаса Нерукотворного царь повесил над вратами, ведущими в город.

Традиции, связанные с Третьим Спасом

Благодаря библейской истории происхождения праздника Орехового Спаса появилось множество традиций, связанных именно с полотнами. В этот день в народе обязательно освящали тканевые полотна в храмах. К Ореховому Спасу женщины изготавливали своими руками ткани, ходили их освящать в церковь, а затем шили из этой ткани одежду всей семье. Также в этот день принято освящать и два других символа этого православного праздника: орехи и хлеб.

Интересной традицией празднования Третьего Спаса является очищение колодцев. Эта традиция сохранилась во многих поселениях до сих пор. 29 августа в сельской местности занимались очищением колодцев, святых источником, а также освящением новых колодцев. В этот праздник по обычаю пили чистую воду из освящённого источника.

Приметы, связанные с Третьим Спасом

На Руси было огромное количество примет, связанных с этим праздником. Люди говорили, что веник, собранный в этот день из ореховых веток, послужит оберегом и защитой от различных хворей и напастей.

Кроме того, считалось, что если в этот день было собрано много орехов, то в следующем году урожай зерновых культур будет радовать.

Обычаи по празднованию Хлебного Спаса

Обязательно следует приобрести небольшую вещичку, сувенир, если этого не сделать, считается, что в предстоящем году будет крайне нестабильное и шаткое финансовое положение. Обязательно надо посетить церковь и желательно осветить предметы, характерные для этого праздника: хлеб, орехи и полотна.

Ореховый Спас празднуется уже на протяжении многих десятков лет. История и большинство традиций берут своё начало в незапамятных временах, но многие обряды по празднованию этого светлого праздника сохранились до сих пор. Три Спаса глубоко почитались во все времена и не забываются в наше неспокойное время.

В летнее время православные люди придерживаются который продолжается ровно три недели. Заканчивается он наступлением трех Спасов. Самый первый - это который празднуется 14 августа. Через пять дней, 19 августа, приходит пора Самый последний, третий - это Ореховый Спас, в народе его также называют Хлебным. Отмечается он перед наступлением осени - 29 августа.

История возникновения

Ореховый и Хлебный Спас впервые отмечался еще в 944 году. Именно 29 августа, по приказу византийского императора Константина, Образ Спасителя появился в Константинополе. Служащие перенесли его из древнейшего города Эдессы.

Православные традиции

В России Ореховый и Хлебный Спас не принято отмечать как-то по-особенному. Обычно этот день почитают только глубоко православные люди. Что нельзя сказать о который в нашей стране достаточно популярен.

С древних времен 29 августа было принято трудиться. Никто не устраивал себе выходных дней, не позволял себе расслабляться и праздновать. Как правило, все вокруг были заинтересованы в сборе урожая и работе на полях.

Единственное, что происходило в этот день - устраивались народные ярмарки. Существовало поверье, что именно в этот день торговля будет как никогда плодотворной. На тот момент каждый человек брал во внимание следующую формулу:

  • Первый, Медовый Спас стоит на воде.
  • Яблоками довольствуются на второй Спас.
  • Третий Спас - хлеба припас.

После тяжелого рабочего дня крестьяне баловали себя праздничным ужином.

Что должно быть на столе в этот день?

Третий принято отмечать за столом круглой формы в кругу самых близких людей. Домохозяйки тщательно готовились к ужину и старались удивить своих гостей пирогом с орехами. Обязательным атрибутом на столе был хлеб. Предварительно его относили освящать в церковь. Божий «подарок» нельзя было резать ножом, все гости отламывали от него небольшой кусочек и съедали.

Такая условная традиция существует и сегодня. Но хлеб нельзя покупать в магазине, его хозяйка должна испечь самостоятельно.

Еще один важный атрибут на праздничном столе - это ореховая ветка. Она выступала как символ этого священного дня. Их также предварительно относили в церковь. Считалось, что после освящения они наделялись мощной силой. Эту ветку необходимо было занести в дом в Ореховый и Хлебный Спас и оставить её там на весь год. Согласно древней традиции, этот оберег приносит в дом счастье.

Мужчины отмечали этот праздник крепким пивом, но выпивали за праздничным столом не более одного большого бокала. Они растягивали его на весь вечер. В этот день также было принято ходить в гости к близким людям с праздничным пирогом. Считалось, что если человек не съест в данный день ломоть такого каравая, то будущий год у него пройдет неудачно.

Обычаи

Существует несколько примет, которые принимают свою силу в Ореховый и Хлебный Спас.

  • Считается, что именно после Орехового Спаса больной человек может излечиться, а здоровый - укрепить свое здоровье. Для этого в дом необходимо принести веник, изготовленный из орешника, и повесить его на дверь.
  • Именно 29 августа принято очищать и освящать воду. К каждому колодцу в деревнях подходил священник и осуществлял свой обряд. Со следующего дня подземную воду считали целебной.
  • Накануне священного праздника было принято очищать душу и тело. Вечером, перед сном, люди ходили в баню и парились с веником. Днем же было принято ходить в церковь замаливать грехи. Очищенные изнутри и снаружи, православные люди встречали праздник.
  • Рекомендуется именно в этот день сеять рожь на зиму, тогда урожай будет богатый. Старую же рожь снимают и делают из неё муку.
  • Утром, перед завтраком, произносилась домашняя молитва. Как правило, женщины оставались дома, а мужчины уходили работать в поля.
  • Бабушки в праздник готовили лекарство на всю зиму - специальную ореховую настойку против простудных заболеваний. После чего на три недели они ставили её в темное прохладное место.

Приметы

Наступление Орехового Спаса можно узнать и по нескольким народным приметам:

  • Было замечено, что в этот день последний раз дают о себе знать самые красивые птицы - ласточки и журавли. Считалось, что если они улетят, то зима будет морозной. Если после этого дня они останутся еще на некоторое время, зима будет теплой.
  • Если 29 августа Ореховый Хлебный Спас сопровождается дождем с сильной грозой, урожай будет большим.
  • Считалось, что если в этот день стоит сухая жара, осень и зима будут бедными.

В первый, второй и третий Спас было принято крестить детей. Люди верили, что если сделать эту процедуру именно в священный праздник, то кроха будет находиться под защитой Спасителя. Хорошей приметой считалось и строительство нового колодца. Люди, желающие укрепить свое здоровье, делали веники из орешника и ходили с ними в баню.

Как празднуют сейчас?

Конечно же, многие традиции уже утеряны, и этот священный праздник давно уже не отмечают так, как отмечали раньше. Никто не приносит в дом ореховые ветки и не ходят в церковь для того, чтобы освятить хлеб. Многие в этот день продолжают работать и заниматься земельными делами. Однако остались еще глубоко православные люди, которые помнят о существовании праздника. Они пекут пироги и угощают ими своих соседей, родственников и друзей. Люди собираются в теплом семейном кругу за чашечкой чая.

Плейкаст "Ореховый и Хлебный Спас" отправляет друг другу молодежь в социальных сетях. Одновременно с этим они изучают особенности праздника. В некоторых школах проводят познавательные классные часы.

Поздравления

Практически в каждом доме звучат в Ореховый Хлебный Спас поздравления. Люди желают друг другу хороших урожаев, тепла и добра. Молодым парам, которые не так давно вступили в брачный союз, было принято дарить ситцевую пеленку, желая им скорейшего появления наследника.

Также звонко звучат в Ореховый и Хлебный Спас стихи собственного сочинения. Обычно их произносят в храмах и на тематических классных часах в школах. Например, можно услышать такие:

Хлебный Спас пришел в наш дом,

Он принес уют и радость.

И оставит на потом

Все несчастья и утраты!

Можно поздравить и в прозе, например, сказать близким людям: "В этот священный праздник мы хотим пожелать, чтоб ваш дом был полон любви, добра и понимания".

Уже прошло более десяти столетий, как появился этот праздник. Конечно, многие традиции, существовавшие ранее, уже утеряны и не соблюдаются, так же как и народные приметы. Однако в церковном календаре Ореховый Спас по-прежнему считается Поэтому каждый верующий человек должен поздравить с этим великим днем своих близких людей.

Несмотря на то что данный праздник уже не пользуется такой популярностью, как несколько столетий назад, в этот день по-прежнему двери храмов открыты для православных людей. 29 августа проводятся службы и священные обряды.

Последний праздник щедрого лета, время окончания сбора урожая, последний из — Ореховый , Холщевый , Хлебный , Спас на полотне приходится на 29 августа . В этот день подходит к завершению Успенский пост, поэтому наши предки отмечали этот праздник с особым размахом.

Ореховый Спас

В этот день приступали к заготовке лещины и грецких орехов (в южных районах). На Руси орехи всегда были особым лакомством, ведь из них на меду готовили разнообразные сладости и выпечку.

Неспроста, пищей для ума считали орехи древние Русичи. Дело в том, что лесные орехи такие, как лещина и фундук, содержат в себе ценный уникальный комплекс микроэлементов и биоактивных компонентов, оказывающих благотворное влияние на сердечно-сосудис тую систему.

По своим целебным свойствам кедровые орешки ничем не уступают земляным. Напротив, даже их превосходят. Масло, извлекаемое из кедровых орехов гораздо ценнее . Спиртовые настойки кедрового ореха эффективно используются в традиционной медицине при лечении заболеваний суставов. Все орехи относят к высококачественн ой диетической, питательной пище, их белок прекрасно заменяет животный.

Хлебный Спас

«Третий Спас – хлеба припас» , время окончания Успенского Спаса было временем окончания жатвы. Причем, урожай к этому дню полагалось не только собрать, но и смолоть. Хозяйки пекли хлеб и пироги из новой муки. Поэтому святили в церкви не только орехи, но и пышные караваи .

Окончание страды сопровождалось древними, имеющими языческие корни , обрядами. Так в деревнях средней полосы России было принято оставлять полоску (кулижку) на один сноп с зерном самого высокого качества напоследок, к Хлебному Спасу . Кулижку жали последней, приговаривая: «Два поля дожавши, третье запахавши, отдай да положь» .

Срезанные пшеничные колосья складывали кучками, последнюю из них следовало вырвать из земли руками с такими словами: «Жниво, мое жниво, я тебя жала, силу теряла, вот тебе жнивье, а мне отдай мою силу» . Далее крестьянки пересчитывали кучки, если выходило их нечетное количество, то семью ожидали перемены, либо умрет кто, либо девку замуж выдадут.

В других областях, наоборот, кулижку оставляли «Илье на бороду» на поле не сжатою. После этого жницы шли к реке или озеру, где совершали символическое обмывание серпа: «Ива, ива, отдай мою силу до второго жнива» .

По окончании жатвы жницы пели веселые песни, собирали ритуальный сноп, украшая его лентами и бусами, несли его тожественно к дому, у порога «именинника» окропляли свяченой крещенской водой.

Последними колосками крестьянки обвязывали серпы, клали их под образа и в таком виде хранили до следующей жнивы.

Холщовый Спас

На это же время приходится окончание ткацких работ , полотна ткани были сотканы, отбелены и покрашены. Вместе с караваем несли люди холсты на освящение в церковь. Только после этого их использовали для пошива детской одежды или везли на ярмарку, на продажу. Ох и славные были ярмарки на Руси в старые времена на Холщовый Спас !

Христианские традиции празднования Третьего Спаса – дня величания Нерукотворного Образа Христа

Правитель месопотамского города Эдесса (сейчас Турция) страдал проказой. Прослышав о чудесах исцеления, творимых Христом, послал царь к нему живописца Анания с тем, чтобы тот написал портрет Мессии. Как ни пытался Ананий написать портрет Христа, ничего не вышло. Иисус, устав сидеть, позируя художнику, взял полотенце и вытер им пот с лица. В тот же час лик Христа отпечатался на нем. Взял один из учеников Мессии полотенце, привез больному правителю, и исцелился царь.

Почти век Нерукотворный Образ Христа хранился в Эдессе. 29 августа 944 г.н.э. его перевезли в Константинополь. Спустя 2 века чудотворная реликвия была утеряна во время одного из средневековых крестовых походов. В 1204 году в Средиземном море затонул корабль, на котором его перевозили.

Поскольку нерукотворный образ принадлежал восточному обряду, то, вероятней всего, первые древнерусские и византийские иконы с ликом Христа были писаны именно с этой древней реликвии.

Хорошей традицией было в эти дни помогать неимущим соседям (вдовам, солдатским матерям, сиротам) справиться с уборкой урожая до осенних дождей. Жаль, что эта традиция помогать «всем миром» не сохранилась до наших дней, чаще всего мы отворачиваемся от бедных и незащищенных людей.

На праздник Нерукотворного Образа полагалось идти на службу в церковь с корзинкой, наполненной щедрыми дарами лета:

  • душистым караваем,
  • виноградом,
  • орехами,
  • яблоками,
  • медом.

Отслужив торжественный молебен, православные отправлялись с Крестным ходом к убранным полям с благодарением за щедрый урожай и просьбами подарить более хороший в будущем году.

Богатая снедь из праздничной корзинки попадала на праздничный стол, на который уже кроме постных, ставили уже и мясные, и рыбные блюда. Но царили в этот день на столах, разумеется, пироги, испеченные из муки нового урожая.

Часто в деревнях устраивались мировые пиры, на которых все жители собирались за общим столом, отдыхая и обсуждая окончание страды, веселясь и запивая вкусную снедь братским пивом. Возле стола водружали «именинника» — праздничный сноп, вокруг него, как правило, пели песни и водили хороводы.

«Жнивка, жнивка, отдай мою силку,
На пест, на мешок, на колотило,
на молотило
Да на новое веретено».

По окончании гуляний «именинника» заносили в избу в красный угол, где полагалось ему стоять до конца зимы. С его помощью предсказывали будущий урожай. В конце зимы, перед тем как обмолотить дожиночный сноп, из него в произвольном порядке вытаскивали три колоска. Далее зерна из колосков высеивали в разные ящички и дожидались всходов.

  • Первый колос дал дружные всходы – жди хорошего урожая от раннего сева.
  • Зерна третьего колоса густо заколосились – поздние посевы дадут тучный урожай.

На Третий Спас было принято заготавливать ореховые ветки . Считалось, что в это время они приобретают магическую силу. Из орешника делали на счастье для дома и членов семьи. Ореховые ветви включали в банные веники, считалось, что они способны излечить любую хворь.

В этот день, также как и на Мокрый Спас, наши предки чистили колодцы и освящали воду. Запасались водой из подземных источников, ведь она в этот день была наделена волшебной целебной силой.

Третий спас для наших предков являл собой границу между окончанием жнивы и началом высевания озимых. Крестьяне старались завершить летний цикл полевых работ до наступления сырой осенней непогоды. Поэтому в деревнях особо пышных празднеств не устраивали, в отличие от городов и местечек с их великоденскими гуляньями.

Приметы и поговорки на Третий Спас

К Третьему Спасу следили за отлетом птиц. Отлетели журавли – жди на Покрова морозов. Если аист за неделю до праздника приготовился улететь, то грядет ранняя, морозная зима и теплая весна. Аист отлетел после Спаса – жди поздней теплой зимы и холодной весны.

  • Хорош Третий Спас - зимой будет квас.
  • Хорошо, если Спас на полотне, а хлебушко на гумне.
  • Орехи дали щедрый урожай – джи богатых хлебов в следующем году.
  • Два года подряд орехи щедро не плодоносят.
  • Первый Спас - на воде стоят, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - на зелёных горах холсты продают.
  • До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, до Спаса посеять.
  • Пришел Спас – и лето от нас.

29 августа отмечается Третий Спас, который ещё называют хлебным, ореховым, холщовым, Спасом на полотне. Православная церковь в этот день празднует перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа (Убруса) Иисуса Христа.

О Нерукотворном образе существует такое предание. Эдессой правил больной проказой царь Авгарь. Узнав о чудесах, творимых Спасителем, он решил обратиться к Нему за помощью. Правитель написал Иисусу письмо с просьбой приехать и вылечить его. Отнести письмо доверили живописцу Ананию, которого попросили изобразить лик Христа, если Господь не сможет лично прийти в Эдессу.

Придя в Иерусалим, живописец нашел Христа, окруженного людьми. Христос Сам подозвал Анания, который вручил Ему письмо и передал просьбу императора. Видя, что у живописца никак не получается нарисовать Его портрет, Спаситель попросил принести воды и убрус (полотенце). Иисус умыл лицо и отер его полотенцем, на котором отпечатался Божественный лик.

Анания перенес убрус в Эдессу и вручил Авгарю, который, вытерев им лицо, исцелился. Позже в Эдессу пришел апостол Фадей. Он крестил царя Авгаря и всю его семью, а также многих жителей города, уверовавших во Христа. Убрус был укреплен у входа в город. В 944 году святыню выкупил император Константин Багрянородный и перевез в Константинополь.

Ореховый Спас: традиции и обычаи праздника

К празднованию Третьего Спаса хозяйки начинали готовиться накануне. С вечера ставили опару, чтобы рано утром испечь каравай из муки нового урожая. Отсюда и другое название праздника – Хлебный Спас. Название «ореховый» появилось из-за того, что к этому времени поспевают орехи, которые на Руси считали символом богатства и благополучия. В старину верили, что если носить с собой орех – двойчатку или тройчатку (на одной веточке два или три ореха), ‒ то недостатка в деньгах никогда не придется испытывать. С 29 августа начинали собирать орехи и заготавливать их на зиму. Сбор мог длиться несколько дней. Богатый урожай ореха предвещал хороший урожай ржи в следующем году.

В честь Нерукотворного образа праздник ещё называли «Спасом на холсте», «Спасом на полотне», «холщовым Спасом». В селе Зеленые Горы (Нижегородская область) в этот день проводилась ярмарка, на которой торговали разными тканями. Отсюда и общеизвестная поговорка: «Первый Спас – на воде стоят, Второй Спас – яблоки едят, Третий Спас – на зеленых горах холсты продают ».

В народе Третий Спас считался полупраздником. Отмечали его в основном женщины. После этого дня начинали сеять озимый хлеб. В старину на поля своих мужей хозяйки провожали с хлебом и солью. На телегу клали три снопа, а на них мешки с рожью, предназначенной для посева. Засевальщика на поле встречали ребята с пирогом и гречневой кашей. Потом эти угощения съедали всей семьей.

В этот день загадывали о сроках посева яровых. Для этого из трех колосков дожинного снопа брали зерна и закапывали их в поле в трёх разных местах. Затем примечали: «Если раньше и лучше зайдут зерна из первого колоса, то посев должен быть ранним, второго – средним, третьего – поздним».

Ещё на Третий Спас чистили целебные источники, святили новые колодцы, пили подземную воду, обходили кругами колодцы, как бы замыкая теплое время.

Приметы, суеверия и поговорки на Третий Спас

  1. Третий Спас хлеба припас.
  2. Третий Спас – всем праздникам праздник (урожай собран, можно накрыть богатый стол).
  3. Если к Третьему Спасу улетели журавли, то под будут морозы; если нет – зима будет поздняя.
  4. Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса.
  5. Если на Третий Спас вода в водоёмах спокойная, то осень будет тихая, а зима без метелей.
  6. Змеи в этот день уходят в норы.

Видео: Третий Спас – хлебный, ореховый