Почему обыскивают серебренникова. Задержание Кирилла Серебренникова: за что его взяли и что ему будет. «Мученик» платит дважды

По его словам, у режиссера было намерение в ближайшее время выехать с территории РФ. Это было возможно благодаря виду на жительство в Латвийской Республике и квартире в Берлине, считает представитель СКР. Свидетелями по делу являются бывшие подчиненные режиссера. По мнению следствия, он может оказать на них воздействие, «в том числе угрожать им». Так, дочери бухгалтера Масляевой уже подвергались слежке и давлению со стороны подчиненных Серебренникова, утверждает следователь.

«Сумма хищений в деле будет увеличиваться. В настоящее время мы еще не завершили все экспертизы», — отметил член следственной группы.

Адвокат Дмитрий Харитонов в начале заседания попросил суд приобщить к материалам дела личные поручительства за Серебренникова, подписанные директором Фонда Александра Солженицына Натальей Солженицыной, директором Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой, гендиректором Большого театра Владимиром Уриным, главой фонда «Вера» Нютой Федермессер, певцом Филиппом Киркоровым и многими другими общественными и культурными деятелями.

Реплика следствия, что Серебренников отказался от показаний, не вполне верна, заявил адвокат. «Его задержали рано утром в Петербурге и восемь часов везли в Москву. Когда в 14:00 я прибыл в Следственный комитет и начался допрос, Серебренников сказал лишь, что у него нет ни моральных, ни физических сил, чтобы прочитать и осознать многостраничное обвинение», — рассказал Харитонов и добавил, что, по словам Серебренникова, обвинение было ему «непонятно». Из нового обвинения, которое предъявил фигурантам дела центральный аппарат СКР в конце июля, пропало упоминание о спектакле «Сон в летнюю ночь», заявил адвокат. Ранее версия следствия заключалась в том, что «Седьмая студия» расхитила деньги на спектакль и он не был поставлен. Теперь же механизм хищений никак не конкретизирован: «От такого обвинения невозможно защищаться».

«Я бы хотел, конечно, чтобы меня отпустили, потому что я не виноват. Предъявленные мне обвинения кажутся невероятными, абсурдными, невозможными, — заявил суду Серебренников. — Никакого намерения убежать у меня нет: я являлся по любому звонку и рассказывал всю правду — что проект «Платформа» был, бюджетные деньги были потрачены только на него и я им очень горжусь. Все причастные к нему люди работали добросовестно». По словам режиссера, он «никогда ни в чем не подозревал и не обвинял» сотрудников «Седьмой студии», отвечавших за экономику.

Обвиняемый подтвердил, что просил следствие вернуть изъятый загранпаспорт, поскольку ему нужно было ехать в Германию на постановку оперы в Штутгарте. «Это касалось только моих контрактных обязательств. Никакой цели скрыться у меня не было», — добавил он.

Защита Серебренникова готова внести за него залог, соответствующий сумме ущерба по делу, — 68 млн руб., заявил адвокат Харитонов. «Понятно, что у нас лично таких денег нет. Но я думаю, что, если мы выйдем сейчас на улицу, мы быстро их соберем», — уточнил защитник. По его ходатайству на суде были допрошены режиссеры Андрей Смирнов и Алексей Мизгирев, а также издатель Ирина Прохорова, которые выступили с характеристикой личности Серебренникова.

Кирилл Серебренников (Фото: Кардашов Антон / Агентство Москва)

«Дело это, на мой взгляд, абсолютно дутое. И то, что здесь произнес следователь, характеризует не Серебренникова, а работу нашего Следственного комитета, — восклицал Смирнов. — Никаких поводов сомневаться в профессиональной честности Серебренникова у меня нет. Вообще видеть его за решеткой и то, что привезли его сюда в наручниках, — это возмутительно». По его словам, одного только списка культурных деятелей, поручившихся за режиссера, «достаточно, чтобы понять, где здесь правда и добро».

«Он ведет достаточно скромную жизнь, которая подчинена одному делу — его работе. Я знаю Кирилла как очень честного человека; я сам ставил спектакль в «Гоголь-центре» и знаю, что работа там построена на полном включении — эмоциональном, творческом. Кроме работы, для людей там ничего больше не существует», — сказал Мизгирев.

«С моей точки зрения, Серебренников — выдающийся режиссер, театральный деятель. И он является, это непреложный факт, гордостью нашей страны. Его проект сделал Россию передовой театральной державой. Могу сказать, что это кристально честный человек, цель жизни которого — это творчество. Простите за каламбур, но он абсолютный бессребреник. И я готова внести любой залог, чтобы действительно великий человек не сидел в СИЗО», — подытожила Прохорова.

Заседание проходило под звуки оваций и криков с Каланчевской улицы — поддержать режиссера к зданию суда пришли сотни его сторонников.

Задержание Серебренникова

Режиссер рано утром 22 августа в петербургской гостинице, он находился в городе на съемках своего фильма о Викторе Цое. Серебренникова доставили в Москву, где по итогам допроса в центральном аппарате Следственного комитета ему предъявили обвинение в организации мошенничества.

По данным следствия, в 2011 году Серебренников придумал и разработал проект по развитию и популяризации современного искусства «Платформа», на который в 2011-2014 годах Министерство культуры выделило более 214 млн руб. Для реализации проекта режиссер создал АНО «Седьмая студия». Сотрудники компании предоставляли Минкультуры «планы мероприятий в рамках проекта «Платформа», содержавшие заведомо недостоверные, завышенные сведения об их количестве и стоимости», составляли ложные отчеты, а также фиктивные договоры на работы, которые в действительности не проводились, считают в СКР. Бюджетные компенсации этих работ фигуранты дела выводили на счета фирм-однодневок и обналичивали, а затем Серебренников распределял их между участниками схемы, убеждены следователи.

Дело «Седьмой студии»

Дело о мошенничестве с госсубсидией компании «Седьмая студия» было возбуждено еще в 2015 году, однако о нем стало известно только после , дома у Серебренникова и еще по нескольким адресам. Ранее СКР предъявил обвинения бухгалтеру «Седьмой студии» Нине Масляевой, бывшему директору «Гоголь-центра» Алексею Малобродскому и экс-гендиректору «Седьмой студии» Юрию Итину.

Серебренников до последнего времени оставался в статусе свидетеля наряду с еще несколькими сотрудниками компании, а также с бывшим главой департамента господдержки Минкультуры Софьей Апфельбаум. Руководство страны решило отказаться от его уголовного преследования, со ссылкой на источники, близкие к официальным лицам и самому режиссеру. Однако после обысков и допроса в мае у Серебренникова был изъят загранпаспорт, рассказал он сам в немецкой газете Süddeutsche Zeitung.

В начале августа стало известно, что Масляева . Согласно протоколу ее допроса, Итин, Серебренников и Малобродский создали АНО «Седьмая студия» «для реализации преступного умысла». Бухгалтер же помогала им обналичивать субсидию от государства; наличными фигуранты дела распоряжались по своему усмотрению, заявила Масляева следствию. Ранее она заявляла, что всего с 2014 года со счета «Седьмой студии» было выведено не менее 100 млн руб. в пользу фирм-однодневок. Дочери Масляевой тем временем , как они предполагали, со стороны бывших коллег и соратников Серебренникова.

Изначально отдельным фигурантам дела вменяли мошенничество на меньшие суммы: обвиняли в хищении 2,3 млн руб., выделенных на постановку спектакля «Сон в летнюю ночь», а — в том, что они вместе с неустановленными лицами изготовили фальшивую отчетность о работах на 1,2 млн руб., которые в действительности не проводились.

В конце июня расследование дела было поручено центральному аппарату СКР. 25 июля обвиняемым было предъявлено новое обвинение. В нем суть деяния, которое вменяют фигурантам, не конкретизирована, поясняла журналистам адвокат Малобродского Ксения Карпинская. «Просто сказано, что они работали в «Седьмой студии» и тратили государственные деньги. Как именно — не уточняется», — говорила защитник.

Басманный суд Москвы отправил под домашний арест Кирилла Серебренникова, которому вчера было предъявлено обвинение в мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ). По версии следствия, режиссер организовал хищение 68 миллионов рублей, выделенных его компании "Седьмая студия" на проект "Платформа". В СК указывают, что деньги обналичили через фирмы-однодневки. Юрист Илья Ремесло разбирался в этом деле. Он объясняет, в чем суть претензий следствия и оправданы ли меры в отношении Серебренникова.

Для начала напомню обстоятельства дела режиссера, а также поделюсь некоторыми деталями.

О самом деле впервые стало известно 22 мая, когда у Серебренникова был проведен обыск. Но, как следует из постановления о производстве обыска, дело было заведено еще в 2015 году:

Как указывает следствие, 1 февраля 2014 года АНО "Седьмая студия", руководителем которой был Серебренников, заключила с Министерством культуры соглашение о выделении субсидий на поддержку развития и популяризации современного искусства в размере 66 500 000 рублей.

По версии следствия, получив эти средства, руководство "Седьмой студии" решило их похитить, заключив договора с неким ООО "Инфостиль" на пошив одежды и на услуги по техническому обеспечению концертов. Впоследствии эти документы были представлены в Министерство культуры как отчетные.

Утром во вторник, 23 мая, дома у художественного руководителя театра «Гоголь-центр» Кирилла Серебренникова начались обыски. Позже стало известно, что следственные мероприятия также проходят и в самом театре. В Следственном комитете заявили, что обыски проводятся по делу о хищении 200 миллионов рублей из бюджетных средств.

Следствие считает, что деньги были похищены «неустановленными лицами из числа руководства автономной некоммерческой организации „Седьмая студия“» в период с 2011 по 2014 год. «Седьмая студия» - театральная труппа, созданная Серебренниковым еще до его назначения в Театр имени Гоголя. В 2012 году организация действительно получила бюджетную субсидию в 210 миллионов рублей на три года на развитие другого проекта Серебренникова - «Платформа», базировавшегося с 2011 по 2013 год на «Винзаводе».

Деньги выделили на «развитие и популяризацию современного искусства в рамках проекта „Платформа“». Юрлицо «Седьмой студии» зарегистрировано на Серебренникова в 2011 году. Руководителем организации, согласно уставным документам, является Анна Шалашова - личная помощница режиссера. На «проекты в области театрального искусства» ежегодно выделялось 42,16 миллиона рублей, «проекты в области музыкального искусства» - 5,53 миллиона рублей, «проекты в области хореографического искусства» - 10 миллионов рублей, «проекты в области визуального искусства» - 9,38 миллиона рублей, «лабораторные проекты» - 2,93 миллиона рублей.

Также обыски начались у бывшего руководителя департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры Софьи Апфельбаум, которая возглавляла ведомство как раз в то время, когда проекту Серебренникова выделили средства. Сейчас Апфельбаум руководит РАМТ.

С 2012 года театром и самим Серебренниковым не раз начинали интересоваться правоохранительные органы и различные ведомства. The Village решил вспомнить истории конфликтов вокруг «Гоголь-центра».

2012 год: Смена руководства театра

Серебренникова назначили в «давным-давно погрузившийся в состояние анабиоза» Театр имени Гоголя в августе 2012 года. Это стало очередным театральным назначением возглавляемого тогда Сергеем Капковым департамента культуры Москвы. Аналогичным образом до этого сменилось руководство Театра имени Маяковского, Театра кукол, Центра драматургии и режиссуры, а также Театра имени Ермоловой и театра «Камерный балет „Москва“».

Театральный критик Роман Должанский назвал назначение Серебренникова «программным». По его словам, в данном случае речь шла «о смене самой модели существования подведомственных учреждений культуры».

На посту худрука Серебренников сменил Сергея Яшина, руководившего театром с 1987 года. Коллектив негативно встретил назначение нового руководителя, написав открытое обращение к властям города. По мнению труппы, смена руководства могла привести «к ликвидации общедоступного государственного репертуарного театра» и потере «великих традиций русской театральной школы». Авторы обращения также сетовали на то, что назначение Серебренникова противоречит приказу Минздравсоцразвития, согласно которому «возглавлять театр не может человек без высшего театрального специального образования».

Серебренников утверждал , что его не пугают эти претензии, а Капков счел их нерациональными. К сентябрю ситуация обернулась тем, что коллектив театра начал проводить митинги, требуя отставки нового руководства. Сам режиссер все это время находился в Берлине, занимаясь постановкой оперы.

В октябре он вернулся в Москву, провел пресс-конференцию, а также встретился с актерами, пообещав сохранить им работу, социальные гарантии и репертуарный театр. При этом от планов переименования театра в «Гоголь-центр» и проведения других радикальных реформ он отказываться не стал. На этом театральная общественность сочла конфликт исчерпанным. Открытие центра назначили на 2 февраля 2013 года.

2013 год: Угрозы и претензии к «Отморозкам»

Вечером 17 января неизвестный в маске плеснул едкую жидкость в лицо Сергею Филину, художественному руководителю балета Большого театра, когда он подходил к подъезду собственного дома. После нападения Филина госпитализировали с ожогами лица третьей степени. На следующий день Серебренников заявил , что ему начали поступать угрозы. «В контексте происшедшего с Сергеем Филиным. Мне давно шлют угрозы. Давно и много. И мне шлют, и Алексею Малобродскому, директору „Гоголь-центра“. Сегодня стало известно, что материалы переданы в правоохранительные органы и расследование начато», - рассказывал он.

«Гоголь-центр» открылся 2 февраля спектаклем «00:00». Театр начали позиционировать как центр, в котором сосуществуют четыре резидента: «Седьмая студия» Серебренникова, студия Soundrama, танц-компания «Диалог-данс» и актеры Театра имени Гоголя.

Уже через месяц работой театра впервые заинтересовалась полиция. Главное управление МВД по Москве 1 марта начало проверку содержания спектакля «Отморозки», поставленного Серебренниковым по книге Захара Прилепина «Санькя», в связи с обращением Московского общественного совета по нравственности и социально-значимой информации.

«В течение двух месяцев меня вызывали в прокуратуру в связи с попытками вменить нарушения трудового законодательства, что, конечно, делалось по доносам и „письмам трудящихся“. А накануне открытия меня снова вызвали в прокуратуру и дали ознакомиться с жалобами на порочное содержание и тлетворное влияние наших спектаклей. Притом что „Гоголь-центр“ еще не был открыт и ни одного спектакля еще показано не было. Но пишущим уже заранее было понятно, что мы собираемся сеять разврат и пропагандировать гомосексуализм и педофилию», - утверждал директор театра.

Он рассказал, что полицейские попытались получить у него запись спектакля, на что Малобродский ответил, что не располагает записью спектакля. Реакции на это со стороны МВД не последовало.

Уже во время обысков в 2017 году Малобродский заявит , что жалобы в правоохранительные органы не прекращались с момента переименования Театра имени Гоголя в «Гоголь-центр».

«Мы вынуждены были отвечать на самые разные жалобы, в том числе анонимки. Одни видели экстремизм в спектакле „Отморозки“, поставленном по книге „Санькя“ Захара Прилепина, другие негодовали по поводу голых тел на сцене в ряде спектаклей, третьи жаловались следователям на то, что мы предаем традиции русского психологического театра», - отметил Малобродский.

В июле 2013 года работами Серебренникова заинтересовался Следственный комитет. Спектакль «Человек-подушка», впервые вышедший в МХТ имени Чехова в 2007 году, неожиданно решили проверить на предмет педофилии. Режиссер дал письменные объяснения следователю на наличие в постановке «сцен педофилии» и сцен «насилия с участием детей». Координатор коалиции «За нравственность» Иван Дьяченко утверждал, что проверка спектакля началась по его инициативе. Он рассказал, что члены движения не хотели, «чтобы дети участвовали в тех спектаклях, где применяется насилие, нецензурная брань производится, где различные сцены, половые акты и так далее». В результате им удалось сорвать постановку.

Под конец года произошел еще один скандал. Капков потребовал отменить показ в «Гоголь-центре» фильма о Pussy Riot под названием «Показательный процесс: История „Пусси Райот“». В своем письме Серебренникову глава департамента ссылался на то, что «данное мероприятие не является частью официально утвержденной афиши», а «государственное учреждение культуры не должно ассоциироваться с именами персон, которые вызывают столь неоднозначную реакцию и чья деятельность основана на провокации общества».

Позже Серебренников рассказал , что опубликовал письмо, «чтобы объяснить публике, по какой причине мы отменили мероприятие». Он заявил, что «мог не подчиниться и на следующий день подать заявление об уходе», но решил, «что хлопать дверью из-за не моего фильма, который я, честно говоря, не видел, и дискуссии, хоть и важной, но организованной нами экстренно, вне программы, - было бы глупо».

2015 год: Смена директора и «Золотая маска»

В начале года происходят два значимых для театра события. 2 марта после двух лет совместной работы с Серебренниковым пост директора «Гоголь-центра» покидает Малобродский. Почему - неизвестно. По официальной версии, он заявление об увольнении самостоятельно, однако источник «Интерфакса» тогда утверждал , что «Малобродский уволен по итогам проверки, которая прошла в театре в конце прошлого года (2014 года. - Прим. ред.) ». Основные претензии к Малобродскому якобы были связаны с «хозяйственной деятельностью» «Гоголь-центра».

На его место назначили телеведущую Анастасию Голуб. Объявивший об этом Капков через восемь дней сам покинул свою должность, а в Москве, по мнению комментаторов, началась эпоха реакции.

Назначенный на должность главы Депкульта Александр Кибовский, ранее руководивший департаментом культурного наследия Москвы, уже в апреле заявил о претензиях к театру. По его словам, к началу 2015 года долги «Гоголь-центра» составляли 80 миллионов рублей.

«Известия» объясняли задолженность конфликтом между Серебреннниковым и Малобродским, сам бывший директор эти обвинения отрицал . Он также говорил, что долгов у театра не было. «У „Гоголь-центра“ никогда, с момента основания и до 1 марта сего года, не было долга в 80 миллионов рублей. Никогда», - говорил бывший директор.

Параллельно с этим Научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Лихачева проводил проверку нескольких спектаклей режиссеров Константина Богомолова, еще в 2013-м подвергавшегося критике за постановку «Идеальный муж. Комедия», и Серебренникова. Внимание НИИ привлекли «Мертвые души» в «Гоголь-центре», «Карамазовы» в МХТ и «Борис Годунов» в «Ленкоме» Богомолова. Проверка должна была установить, соответствуют ли режиссерские интерпретации постановок замыслу авторов. Ее результаты так и не были опубликованы.

Через месяц после этого стало известно , что районные отделения прокуратуры Москвы начали требовать от столичных театров, в том числе «Гоголь-центра», предоставить информацию об их репертуарах. Ранее в Генпрокуратуру обратился независимый фонд развития культуры «Искусство без границ», попросив проверить театры на предмет использования в постановках «нецензурной брани, пропаганды аморального поведения, порнографии».

В июле Голуб покинула театр по собственному желанию, проработав на должности гендиректора всего пять месяцев. Исполняющим обязанности директора хотели назначить Серебренникова, однако он отказался, заявив: «Чтобы быть директором, надо разбираться в экономике и многих других вопросах». Тем не менее в октябре худрук соглашается с предложением совета директоров театра возглавить «Гоголь-центр».

Тогда же Серебренников сообщил об отказе театра принимать участие в конкурсе «Золотая маска». «Я из соображений гигиены не хочу, чтоб мои спектакли смотрели, оценивали люди, которые написали на меня и театр, в котором я служу, множество подлых доносов и пасквилей. Им, ныне объявленным экспертам, смотреть мои спектакли и спектакли театра, который им глубоко ненавистен, тоже невозможно. Это они неоднократно заявляли», -

Следственный комитет проводит обыски в «Гоголь-центре», у его худрука , а также по ряду адресов в различных субъектах РФ.

Что случилось

«На основании материалов оперативных служб следователи Главного следственного управления СК РФ по Москве в рамках возбужденного уголовного дела по факту хищения в 2014 году бюджетных средств в особо крупном размере, выделенных автономной некоммерческой организации «Седьмая студия», проводят обысковые мероприятия по ряду адресов в различных субъектах РФ», — приводит слова представителя РФ по Москве Юлии Ивановой. добавила, что обыски проводятся также по месту жительства и работы худрука «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова.

На сайте Следственного комитета указывается, что речь идет о 200 млн рублей, похищенных неустановленными лицами из числа руководства «Седьмой студии» с 2011 по 2014 год.

Эти средства были выделены государством на развитие и популяризацию искусства, указывается на сайте СК РФ. «В ходе расследования предстоит установить круг лиц, причастных к хищению», — говорится в сообщении.

По некоторым данным, речь может идти о деньгах, выделенных «Седьмой студии» . В федеральном ведомстве не смогли оперативно прокомментировать обыски у Серебренникова, но пообещали разобраться в ситуации. Не смогли дать оперативный комментарий и в пресс-службе московского департамента культуры, которому подведомственен театр; отвечающая в депкультуры за столичные театры не смогла ответить на звонок «Газеты.Ru».

«В прокуратуру ходил как на работу», — замечает экс-директор, поясняя, что по каждой жалобе СК и вынуждены были проводить доследственную проверку.

Малобродский полагает, что часть этих жалоб могла быть связана с активностью бывших актеров Театра имени Гоголя. Приход Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центр» сопровождался полным переформатированием труппы, что вызвало бурную реакцию части старой коллектива.

По данным «Интерфакса», Серебренников проходит по указанному делу свидетелем. Об этом же агентству сообщили и представитель правозащитной организации «Русь сидящая», и адвокат Серебренникова Алексей Федяров. Следственный комитет отказался уточнить «Газете.Ru» статус руководителя «Гоголь-центра» в возбужденном уголовном деле.

Следственный комитет России задержал столичного режиссера и художественного руководителя московского театра «Гоголь-Центр» Кирилла Серебренникова по подозрению в организации мошенничества в особо крупном размере.

Позиция следствия

«Главным управлением по расследованию особо важных дел СК России по подозрению в организации хищения не менее 68 миллионов рублей, выделенных в 2011–14 годах на реализацию проекта «Платформа», задержан художественный руководитель московского театра «Гоголь-центр» Кирилл Серебренников», - говорится в официальном сообщении Следственного комитета, которое озвучила пресс-секретарь СКР Светлана Петренко .

Согласно версии следствия, преступные действия Серебренникова осуществлялись им в сговоре с другими должностными лицами - экс-директором «Гоголь-центра» Алексеем Малобородским , а также руководителями специально созданной для данных целей некоммерческой организации «Седьмая Студия»: генеральным директором Юрием Итиным и бухгалтером Ниной Масляевой .

Данная версия следствия базируется на показаниях самой Масляевой, которая была арестована еще в мае 2017 года, когда в «Гоголь-центре» и дома у Серебренникова прошли обыски по делу о хищении госсредств.

Весной худрук «Гоголь-центра» и, одновременно, учредитель «Седьмой студии» проходил по делу как свидетель, однако уже тогда СКР заподозрил Серебренникова в организации преступной группы с целью расхищения денег, выделенных Министерством культуры РФ на поддержку театра.

Впоследствии Масляева дала признательные показания, которые были озвучены судьей на заседании в Мосгорсуде, где рассматривалась жалоба на продление ареста Малобродскому, взятого одновременно с Масляевой. Согласно этому заявлению, Масляева прямо обвинила худрука в организации преступной группы:

«Кирилл Серебренников разработал план для хищения средств, выделенных на проект «Платформа». Серебренников и Малобродский обналичивали средства с моей помощью», - утверждает она.

По версии следствия, Минкульт выделил «Седьмой студии» 68 миллионов рублей для организации театральных постановок, в том числе - спектакля «Сон в летнюю ночь». Однако Итин, Малобродский и Масляева по сговору с Серебренниковым решили похитить часть этих денег, что было скрыто подложными финансовыми документами по фиктивным расходам на организацию спектакля.

В действительности, как считает следствие, такого рода затрат «Седьмой студией» понесено не было, что и привело к хищению более двух миллионов рублей.

Оправдания Серебренникова и возможный приговор

Кирилл Серебренников возглавлял творческую работу «Гоголь-центра» с 2012 года. Официально он не являлся директором театра, как не является и сейчас, однако именно под его имя Министерство культуры осуществляло адресную поддержку «Гоголь-центра» в рамках системы государственных грантов на развитие культуры.

За время пребывания нынешнего фигуранта уголовного дела на посту худрука театра «Гоголь-центр» и лично Серебренников неоднократно удостаивались высоких российских и международных наград. Последней из них, «Европа - новая театральная реальность», режиссер удостоился уже в этом году и должен был получить в руки в декабре 2017 года в Риме.

Однако, судя по всему, теперь это стало невозможным - у СКР появились прямые доказательства вины Серебренникова.

Согласно заявлениям самого худрука, попытка обвинить его в нецелевом использовании бюджетных денег, а тем более - в мошенничестве и создании преступной группы, «абсурдна и шизофренична». По его словам, спектакль «Сон в летнюю ночь» был сыгран в рамках проекта «Платформа» более 15 раз и все расходы на его проведения были реальными.

С другой стороны, нынешнее руководство «Гоголь-центра» подчеркнуто не дает никаких комментариев по ходу ведения дела «Седьмой студии», предпочитая опираться на выводы следствия, нежели на прошлые или нынешние заслуги и регалии своего художественного руководителя.